В
Византии с наступлением Средневековья не произошло такого упадка культуры как в
Западной Европе.
Она
успешно продолжила развитие достижений римской цивилизации. Стала достойной
наследницей античной культуры.
В
Византии в начале Средних Веков было больше образованных людей, чем в Западной
Европе. Для управления обширными землями требовалось большое
количество грамотных чиновников.
Разрушение
Рима
Также
развитию образования способствовало наличие и большая доступность учебных
заведений. Талантливые выпускники школ, даже будучи детьми простолюдинов, могли
занять высокое положение в обществе.
Полный
курс обучения состоял из трёх этапов: подготовительного,
среднего, высшего.
Образование
В
начальной школе обучали, чтению, письму, учили считать, преподавали
церковное пение. Детей из знатных семей чаще всего обучали на дому
приглашённые преподаватели. Такая школа могла быть государственной, церковной
или частной.
В
средней школе изучали грамматику, риторику, частично философию,
музыку, геометрию, астрономию.
В
некоторых школах изучалась только математика. Эти школы были частными и
платными.
Высшее
образование включало в себя знание филосо̀фии,
которая делилась на теоретическую и практическую. К первой относили богословие,
математику, медицину, музыку. Ко второй – этику, политику, историю.
Высшее
образование
В
IX веке в Константинополе была открыта первая в Европе
вы̀сшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище.
В
ранний период в Византии ещё сохранялись старые центры античной
образованности: Афѝны, Александрѝя, Бейру̀т, Га̀за.
Однако
борьба с язычеством привела к упадку некоторых из них. Исчез научный центр в
Александрии. При Юстиниа̀не была закрыта высшая школа в Афинах.
Постепенно
центром научных знаний становится Константино̀поль.
Византийцы
сохранили античные знания по математике, астрономии, медицине. Они также
пользовались изобретениями и достижениями арабских ученых. Через Византию об
этих трудах узнали и в Западной Европе.
Одним
из ярких представителей византийских учёных был Лев Матема̀тик
(790–870 годы).
Приёмный
зал резиденции византийских императоров украшали изобретённые им механизмы:
статуи рычащих львов, поющих и порхающих птиц и другие механические фигуры.
Они
должны были изумлять иноземных послов, показывать могущество Византии.
Также
он изобрёл «светово̀й телегра̀ф», представлявший собой систему
сигнальных башен, которая позволяла в течение часа передать нужное сообщение от
границы империи в Константинополь.
Византийцы
накопили много знаний по географии. Известный труд Стѐфана Византѝйского
«Э̀тника» в алфавитном порядке описывает все известные на то время
народы мира.
Содержит
цитаты античных авторов, объясняет названия местностей и народов. В нём
присутствуют сведения исторического и мифологического характера, прорицания,
описания чудес, пословицы.
Успехов
в Византии достигла и историческая наука. Сочинения создавались
на основе античных документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.
Одним
из выдающихся историков был Проко̀пий Кесарѝйский. В
своём сочинении «История войн Юстиниа̀на с пѐрсами,
ванда̀лами и го̀тами» он ярко и доходчиво описал современную ему
жизнь.
Прокопий
Кесарийский
Потребности
ремесла и медицины стимулировали развитие химии.
В
Византии сохранялись рецепты производства стекла, керамики, смальты, эмалей и
красок.
Ремесло
в Византии
Был
изобретён «грѐческий огонь», который на длительное время обеспечил
Византии перевес в морских сражениях.
Христианская
религия изменила назначение и устройство храма. Христианский храм существенно
отличался от античного. Последний выступал как обитель бога, все обряды
происходили снаружи храма. Поэтому главным в храме был его внешний вид.
Христианская
церковь строилась как место, где собираются верующие.
Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя
и внешний вид не теряет своего значения.
Христианская
церковь
Именно
в таком ключе построен храм Святой Софии в Константинополе, ставший
самым знаменитым памятником византийской архитектуры.
Его
отличают строгость, стройность и великолепие форм. Внутри он кажется
необъятным.
Эффект
безграничного пространства создаёт купол диаметром 31 метр. Он имеет 40 окон, и
когда солнечный свет заливает подку̀польное пространство – он как бы парит
в воздухе.
Храм
Святой Софии
Византийские
храмы и постройки украшались моза̀иками – изображениями из
разноцветных камней, укреплённых в сырой штукатурке. Фрѐсками
– картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.
Получила
развитие ѝконопись. Популярностью пользовалась и кнѝжная
миниатю̀ра.
Книжная
миниатюра
Высокого
уровня в Византии достигло прикладно̀е искусство. Византийские
изделия из слоновой кости и камня, эмали, керамика, художественное стекло и
ткани ценились в средневековом мире и имели широкое распространение за
пределами страны.
Быт
населения Византии во многом отличался от такового в Западной Европе.
Несмотря
на большую роль христианства, античные влияния оставались значительными в
течение всего существования Византийской империи. Также в формировании
византийского быта немаловажным было влияние Востока.
Жизнь
в Византии строилась вокруг семьи и церкви. Византийцы
считали семью своей главной опорой в мирской жизни. Церковь – в духовной.
Жильё
византийцев зависело в первую очередь от их социального статуса и материального
положения.
Дома
знати отличались роскошью и красотой. Они сохраняли многие черты римских жилищ.
Жилища
бедняков и простых крестьян были достаточно простыми. В сёлах дома были
одноэтажными и строились из камня или тростника, обмазанного глиной. В
городах дома часто были многоэтажными.
Знатные
византийцы
В
Византии были распространены разнообразные развлечения. Возможность участвовать
в развлечениях во многом зависела от социального и материального положения
человека.
Но
самым любимым всенародным развлечением были соревнования на константинопольском
ипподро̀ме.
Такие
соревнования сопровождали различные праздники и торжества. Вход на Ипподром был
свободен. Посетители делились, в зависимости от того, какую партию они
поддерживали, на зелёных, голубых, красных или белых. Каждый возница
одевался в одежду цвета своей партии.
На
ипподроме
Соревнования
начинались лишь после появления самого императора. Публика награждала
победителей соревнований аплодисментами, а император золотом.
В
начале Средних Веков Византия оставалась наиболее культурной страной Европы.
Правители
европейских стран приглашали византийских мастеров к своим дворам.
Константинополь стал центром науки и образования, в котором обучались многие
европейцы.
Сильным
было византийское культурное влияние в славянских землях. Русь,
Болга̀рия и Сѐрбия приняли христианство из Византии.
Славянскую
азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. Первые каменные храмы Руси
были построены мастерами из Византии.
Византия
и Русь
В
то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны
соседних восточных стран. Это влияние сказалось практически на всех областях
общественной и культурной жизни.
Культура
Византии была перекрёстком западной и восточной культур, своеобразным мостом
между Востоком и Западом.
Подведём
итоги.
Византия
сохранила античное культурное наследие, развила образование и науку,
архитектуру и искусство.
Ромѐйская
империя повлияла на культурное развитие своих соседей.
§ 8. Культура Византии и южных славян
Истоки культуры Византии
Культура Византии возникла из слияния двух традиций – античной и христианской. Большое влияние на византийцев оказала также культура стран Востока. Разговорным языком и языком культуры Византии был греческий. Культура Византии, так же как и на западе Европы, формировалась под сильным влиянием христианской религии. Но империя ромеев была также и наследницей античной культуры Древней Греции и Рима. Площади и улицы «Второго Рима» – Константинополя украшали античные статуи древних героев и языческих богов. Здесь возвышались великолепные дворцы императора и знати, общественные здания. Церковь и император настороженно относились к увлечению образованных ромеев античными языческими древностями. Священники стремились предать забвению все, что напоминало об античной культуре.
Апостол Павел. Эмаль. Византия
Со временем древние книги перестали читать и переписывать, интерес жителей Византийской империи к античному наследию стал падать. Набожные византийцы прониклись уважением к духовному подвигу отшельников и монахов, сочинениям богословов и их проповедям. В Константинополе строились великолепные христианские храмы, создавались произведения христианских авторов. Живопись, архитектура, литература и музыка византийцев прославляли деяния Господа и святых подвижников христианской веры.
Образование и книжное дело в Византии
Грамотных и образованных людей в Византии уважали. Не только знать, но и простые горожане стремились дать своим детям образование. Считалось, что грамотный человек всегда сможет заработать себе на пропитание перепиской документов или составлением жалоб и прошений. В образованных людях был заинтересован и византийский император, которому для управления огромным государством нужна была целая армия писцов и чиновников. Начальное образование дети состоятельных людей получали дома – к ним приглашали учителей и наставников. Византийцы со средним достатком отдавали своих детей в платные школы в городах, при церквях и монастырях. Во время урока ученики стояли или сидели вокруг учителя, повторяя его слова, стараясь выучить их наизусть. Так, будущих чиновников учили без единой ошибки записывать распоряжения начальника, составлять доклады изысканным языком. Знатные и богатые люди имели возможность получить высшее образование. Оно включало овладение более сложными науками: философией, астрономией, геометрией, арифметикой, медициной, музыкой, историей, правом. Высшие школы готовили чиновников высокого ранга. Императоры покровительствовали таким школам: платили преподавателям хорошее жалованье, делали подарки по праздникам.
Четыре евангелиста. Византийская миниатюра
Главным источником знаний были рукописные книги, стоившие очень дорого. Только богатые люди могли себе позволить иметь дома библиотеку. Переписка книг была трудным и кропотливым делом. Им занимались в основном монахи. Вознеся молитву Богу, монах-переписчик принимался за работу. Ему надо было успеть как можно больше сделать за светлое время суток, поэтому даже пищу он принимал в сумерках, когда нельзя было разобрать букв и работу приходилось прекращать.
Церковь Святого Луки в Греции
Книги играли важную роль в распространении и утверждении христианства. Без богослужебных книг нельзя представить себе ни одну христианскую церковь. Евангелие – главная книга христиан – всегда лежала на алтаре, символизируя присутствие Иисуса Христа в храме. Ромеи любили читать жития (жизнеописания) святых и сочинения «отцов церкви», которые в своих работах разъясняли сложные богословские вопросы: что такое Троица, в чем заключается божественная природа Иисуса Христа и другие.
Как деятельность Кирилла и Мефодия способствовала распространению христианства среди славян? Какую роль при этом играли письменность и книги?
Наука в Византии
Как и римляне, византийцы уважали деяния предков и чтили свою историю. Византийские авторы стремились подражать знаменитым древнеримским историкам и создавали свои книги по образцу их трудов. Такова книга «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», которую написал придворный Юстиниана I Прокопий Кесарийский. Автор прославлял императора и военные победы Византии. Но втайне Прокопий писал другую книгу, которую так и назвал «Тайная история». В ней он рассказал потомкам о совсем другом Юстиниане – жестоком и коварном тиране, о злодеяниях его жены Феодоры.
Вспомните имена древнегреческих и древнеримских историков.
Византийские ученые создавали труды по географии, астрономии, математике. В книге Козьмы Индикоплова (то есть «плававшего в Индию») сообщались интересные сведения о природе и животном мире Индии, Аравии, Восточной Африки. Лев Математик впервые применил буквенные обозначения для выражения арифметических действий. Этот ученый прославился также множеством изобретений, среди которых был, например, световой телеграф, предназначенный для передачи сообщений на большие расстояния.
Особой гордостью ромеев был «греческий огонь» – оружие, устрашавшее всех врагов империи. Знание химии позволило византийским ученым создать горючую смесь из смолы, нефти, селитры и серы. Византийский флот часто выигрывал сражения благодаря этому горевшему даже на воде веществу, уничтожавшему вражеские суда. Его выбрасывали из особых устройств в виде бронзовых или железных чудищ, расположенных на носу кораблей. Состав и производство «греческого огня» держались византийцами в глубокой тайне.
Византийская архитектура и живопись
Столица Византийской империи поражала своими великолепными дворцами и храмами. Особенно много построек было возведено при императоре Юстиниане I, не жалевшем средств для украшения Константинополя. Желая прославить деяния Бога и остаться в веках великим правителем, Юстиниан приказал возвести самый большой в то время храм христианского мира. Это был собор Святой Софии – Премудрости Божией, построенный под руководством архитекторов Анфимия и Исидора всего за пять лет. В нем воплотилось все лучшее, что было создано в архитектуре Востока и Запада.
Внутреннее убранство собора Святой Софии. Современный вид
Внутреннее пространство величественного храма венчает огромный купол, диаметр которого превышает 30 метров. В основании купола находятся 40 оконных проемов. Свет, льющийся из них, создает впечатление невесомости купола, как бы парящего над собором подобно небесному своду. Стены и даже пол храма были выложены мрамором, украшены золотом и серебром. Прекрасные церкви сооружались и в других городах империи.
Капитель колонны собора Святой Софии
Византийцы были непревзойденными мастерами мозаик, создававшихся на стенах и сводах храмов из небольших кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты. Это искусство они унаследовали от художников Древнего Рима. Другим видом живописи были фрески, помещавшиеся чаще всего на стенах церквей. Они изображали эпизоды из Священного писания, рассказывали о жизни и мучениях Иисуса Христа, подвигах святых, прославляли деяния императоров.
В храме помещались иконы. Первой из них христианское предание называет изображение Девы Марии, созданное апостолом Лукой. Она хранилась в Константинополе, но была похищена во время вражеского нашествия. В византийской живописи действовал канон. Иконы, например, считались не просто изображениями Бога или святых, а окном в небесный мир, где все иначе, чем на земле. Именно поэтому фигуру Христа рисовали в несколько раз крупнее изображений, его окружавших. Каждое живописное произведение внутри храма имело строго определенное место. В куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судьи, ниже были изображены ученики Христа – апостолы, на стенах и столбах – святые и пророки, на западной стене храма – сцена Страшного суда.
Византийцы были лучшими строителями и художниками своего времени, поэтому их часто приглашали для сооружения и украшения церквей правители других стран – Болгарии, Сербии, Руси и даже Италии.
Культура южнославянских народов
Ромеи сумели передать крещенным ими славянским народам многое из своей высокой культуры. Центром славянской культуры в Средние века была Болгария. При этом долгое византийское господство не помешало болгарам сохранить свой язык и традиции.
Славянский просветитель Иоанн Рильский. Фреска XIX века
Большой вклад в развитие болгарской культуры внесли ученики Кирилла и Мефодия, с почетом принятые при дворе болгарского царя. На славянском языке не только велось богослужение, но и создавалась обширная литература. Болгарские книги, переписывавшиеся в монастырях этой страны, были написаны на языке, понятном и в других славянских странах – Сербии, на Руси. Так мудрость писателей Болгарии стала известна и за ее пределами. Болгарская культура явилась «мостом» между древней богатейшей культурой Византии и славянскими православными народами.
Архитектура и живопись южнославянских стран берут свое начало в Византии. Славянские церкви, украшенные мозаиками и фресками, строились по примеру византийских. В росписях Боянской церкви в болгарском городе София мы до сих пор можем видеть портреты реальных людей той эпохи. Это воины, цари, священники. И у каждого свой характер – есть лица умные, возвышенные, есть – жестокие, упрямые.
Подведем итоги
Культура Византии вобрала в себя богатое наследие античности, христианскую мудрость и достижения Древнего Востока. Византийцы были не только хранителями ценностей культуры, но и учителями для других христианских народов, в первую очередь – славянских. Благодаря близости языка, тесным культурным связям в Средние века сложилось духовное единство славянских народов – болгар, сербов, русских.
Икона — изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске.
Канон — строгие правила изображения и размещения живописных произведений в церкви.
«Много читай и многому учись. Если не знаешь чего, спроси о том людей сведущих и не гордись. Ведь из-за этого, из-за нежелания спрашивать и учиться, люди остаются невеждами».
(Византийский ученый Кекавмен)
Вопросы
1. В чем заключались особенности византийской культуры?
2. Почему в Византии ценили грамотных людей? Чему и как учили в византийской школе?
3. Какую роль играли книги в средневековой Византии?
4. Каких выдающихся византийских ученых вы знаете? Какой вклад в науку они внесли?
5. Какое влияние на культуру южнославянских народов оказала культура Византии? Что оригинального было в культуре славян?
6. Как повлияла христианская религия на византийскую архитектуру и живопись?
Задание
Современник императора Юстиниана I, византийский историк Прокопий Кесарийский, так описывал храм святой Софии в Константинополе: «Этот храм представлял чудесное зрелище. Для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимался как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах, он виделся среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом».
Используя это описание, текст параграфа и иллюстрации (1, 2), составьте рассказ о храме святой Софии в Константинополе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Тюркоязычное и германское засилье у южных славян
Тюркоязычное и германское засилье у южных славян
Не настаивая ни на чем и не делая далеко идущих выводов, просто в порядке исторической аналогии: южные славяне тоже постоянно оказываются под влиянием и даже под прямой властью то германцев, то тюрок.Для начала их покорили
Первое государство южных славян
Первое государство южных славян
Славяне восстают против авар в 623 году… Возникло первое славянское государство, которое называется очень просто: «Государство Само». Разные источники называли этого самого Само и франком, и славянином, который жил среди франков и знал их
БОГОСЛОВСКИЕ СПОРЫ И КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
БОГОСЛОВСКИЕ СПОРЫ И КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Борьба иконоборчества с иконопочитанием по существу являлась борьбой восточных и западных тенденций в Византии. С победой иконопочитания возобладала западная тенденция, хотя в отношении к иконам на Западе сохранилась известная
Глава 21 КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ (IV-XV вв.)
Глава 21 КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ (IV-XV вв.)
В течение всего раннего средневековья Византийская империя являлась центром яркой и своеобразной духовной и материальной культуры. Своеобразие ее в том, что в ней сочетались эллинистические и римские традиции с оригинальной,
Культура Южных Нидерландов в первой половине XVII в.
Культура Южных Нидерландов в первой половине XVII в.
В области изобразительных искусств наибольших успехов достигла живопись. Вершиной национально-реалистического жанра были замечательные произведения Питера Брейгеля Старшего, прозванного за его демократические
Земля южных славян
Земля южных славян
Как звали князя-жупана, который впервые привел сербские племена в Иллирию, история умалчивает.В древности Иллирия – область к северо-востоку от Адриатики. В I веке до нашей эры она была завоевана Римом, четыреста лет спустя – готами, а сербский жупан,
Лужицкая культура — прародина славян
Лужицкая культура — прародина славян
Кристаллизация племенных и языковых различий внутри индоевропейского населения Европы шла медленно. К середине 2-го тысячелетия до н. э. на европейской этнической карте все еще не обозначилось четких границ. Только на самом юге, в
Ассимиляция славян в Византии
Ассимиляция славян в Византии
Славянские вторжения совершенно изменили этническую карту Балкан. Повсеместно преобладающим населением стали славяне. Остатки народностей, входивших в состав Византийской империи, по существу, сохранились только в труднодоступных
Глава VI Возникновение и дифференциация южных славян
Глава VI
Возникновение и дифференциация южных славян
Согласно теории, созданной когда-то Копитаром и поддержанной Миклошичем[167], считалось, что славяне, придя на юг, образовали от Альп до Черного моря единую словенскую полосу, которая только в VII веке с новым приходом
Глава I Материальная и духовная культура балтийских славян
Глава I
Материальная и духовная культура балтийских славян
Материальная культура большинства балтийско-славянских племён была во многом схожа, основные различия заметны не между племенами, а между жителями различных природных зон. Для всех балтийских славян были
7.4. Художественная культура и искусство Византии
7.4. Художественная культура и искусство Византии
В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и выдающееся место. В течение всего своего тысячелетнего существования Византийская империя — прямая наследница греко-римского мира и
КУЛЬТУРА ЭПОХИ СЕВЕРНЫХ И ЮЖНЫХ ДИНАСТИЙ В КИТАЕ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ СЕВЕРНЫХ И ЮЖНЫХ ДИНАСТИЙ В КИТАЕ
Триста лет шла изнурительная междоусобная борьба. Политические события способствовали приобщению к китайской культуре южных областей.Разрушение производительных сил страны и массовая гибель населения вызвали на первых
Глава I КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Глава I
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД (IV — СЕРЕДИНА VII В.)В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и бесспорно выдающееся место. В отличие от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий она во многом
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с важнейшими достижениями византийского искусства;
- Формирование у школьников яркого и целостного образа о культуре Византии.
- Развитие диалогической речи, мышления, внимания.
- Воспитание уважения к истории и культуре другого народа
Оборудование:
1. Учебник В.А. Ведюшкин «История средних веков»,6класс,м. «Просвещение», 2003 год, параграф 7.
2. Презентация «Культура Византии»
3. Словарь специальных терминов.( Приложение 1)
4. Листы с заданием.( Приложение 2)
5. Проверочный тест.( Приложение 3)
Форма урока: Урок изучения нового материала.
Тип урока: Видео-урок- диалог
Технология личностно- ориентированного развивающего обучения.
Ход урока.
I. Активизация знаний по теме: « Византийское тысячелетие»
1. Выполнение учащимися теста по теме: «Византийское тысячелетие»
II. Мотивация.
— Обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока
(Учащиеся называют тему урока: « Культура Византии»)
— Что называется культурой?
(Культура – это достижения людей в различных областях человеческой жизни.)
— О каких достижениях сегодня на уроке пойдет речь?
(Сегодня на уроке пойдет речь об архитектуре и живописи Византии.)
Задача для учащихся: Выявить особенности культуры Византии.
III. Изучение новой темы.
1. Рассказ учителя и показ слайдов.
— Византия стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока. На ее культуру сильно повлияла и христианская религия.
Именно христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме помещали статую Бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным.
Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились прежде всего о красоте его внутренних помещений. Интерьер церкви должен был отвечать многим требованиям: быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для простых верующих
К тому времени, когда христианство в IV веке было разрешено и стало испытывать потребность в храмах, таких зданий еще не было, их только предстояло создать.
Сначала стали использовать уже имеющиеся здания. Еще при Константине Великом для богослужения были приспособлены базилики, прежде служившие залами суда или торговли. Базилика – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на три или пять проходов. Они назывались нефами. Средний неф был обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находилась наиболее почитаемая часть храма- алтарь. На востоке по христианской традиции находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.
2.Задание для учащихся.
1. Посмотрите в словаре, что такое базилика, алтарь, апсида, неф Найдите на схеме эту форму и части здания и подпишите.(Приложение 1)
2. Почему алтарь помещался всегда на востоке?
(Христиане считали, что на востоке находится рай)
3. Рассказ учителя и показ слайдов.
Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами в Константинополе, Равенне и других городах империи. Венцом зодчества этого времени является Константинопольская София.
В 532г в столице Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще Константином базилика «Святой премудрости», или Св. Софии. Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе силу его империи и могущество христианского бога. В замысле храма Св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца торжествует идея зависимости церкви от императорской власти. К строительству были привлечены малоазийские зодчие – Анфимий из Трал и Исидор из Милета, руководившие постройкой.
Храм был сооружен всего за пять лет ( 532-537). Внешне он отличался простотой и массивностью форм и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Особенно сильное впечатление производил вознесенный высоко вверх огромный купол, диаметром 31,5м.
Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов взор зрителя охватывает все это пространство целиком, и он кажется ему, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы нал материалом.
В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики. Центральный неф перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе. Стены храма украшены декоративными мозаиками и изумительным по тонкости кружевным, выполненным в мраморе узором.
Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.
4. Задание для учащихся.
1.Какое впечатление производит храм Св. Софии на зрителя, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу, величие, подавленность или др.?
2. Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.
5. Рассказ учителя и показ слайдов.
В IX – X вв. вырабатывается « стандартизированный» тип так называемой крестово – купольной церкви, названной так потому, что ее план был подобием греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя в интерьере « паруса» — сферические треугольники. Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами – В Болгарии, на Руси, в Закавказье.
6. Задание для учащихся.
1. Выберите правильный ответ.
1) Самая почитаемая часть христианского храма: а) неф; б) алтарь; в) вход в здание.
2) Храм Святой Софии был построен при императоре: а) Аркадии; б) Константине; в) Юстиниане.
7. Рассказ учителя и показ слайдов.
Византийский храм восхищал современников не только совершенством своих архитектурных форм. Интерьер храма был богато украшен произведениями скульптуры, декоративно – прикладного искусства и в особенности живописи. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения в пространстве храма. Эти правила именуют каноном. Согласно канону, в храме было отведено место разнообразному представлению евангельских сюжетов. На восточной стене обычно изображался Христос в окружении апостолов, на западной – сцены страшного Суда, на парусах – четыре евангелиста, по бокам – сцены из жизни Христа
Существовали правила изображения святых и мучеников. В лице внимание привлекалось к внутренней жизни души Широко раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлиненные пропорции лица и фигуры – все говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.
Размеры изображенных фигур зависели от их важности в христианской иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более крупно, чем остальные, а лишенные души башни или деревья – меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
В Византии имели место три типа изобразительного искусства :мозаика, фреска и икона. Мозаики – изображения из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.Смальту укрепляли в сырой штукатурке с различным наклоном. Когда зритель двигался внутри церкви, мозаика, отражая свет вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками.
Позже наряду с мозаиками все чаще стали использовать фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке. К достоинствам фрески относится быстрота исполнения и выразительности цвета.
В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход.
— Существуют ли сейчас иконы в православных храмах?
Византийская Культура особенно сильно повлияла на культуру южных и восточных славян. Болгария, Сербия, Армения, Грузия и Русь приняли христианскую веру из Византии. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами.
IV. Закрепление изученного на уроке.
1.Чем архитектура христианских храмов отличалась от античных?
(В древнегреческом храме помещали статую Бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным. Христиане и архитекторы заботились прежде всего о красоте его внутренних помещений.)
2. Проанализируйте стихотворение О.Мандельштама « Айя- София»:
Айя – София – здесь остановиться
Судил господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и аксерды,
Им указав на запад и восток?Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом четыре
Архангела прекраснее всего.И мудрое сферическое зданье.
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
А) Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.
Б) Какие особенности Софийского собора описывает автор?
В) Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?
3. Как вы думаете, в чем заключались особенности Византийской культуры?
(В восточной Римской империи не было такого упадка античной культуры, как на Западе.)
4. Чем был вызван упадок культуры в Западной Европе в начале средних веков?
(Упадок культуры был вызван великим переселением народов и войн.)
V. Итог урока. Домашнее задание:
1. Прочитать параграф 7.
2. Ответить на вопросы стр.78.
3. Выучить термины
План урока:
Особенности образования
Становление науки
Живопись и архитектура
Культурное взаимодействие с другими государствами
Особенности образования
С момента основания и практически до половины XII столетия Византийская империя носила гордое звание самой могущественной, богатейшей и культурно развитой державы. Для поддержания порядка в государстве, а также для его развития необходимы были грамотные люди. В первую очередь императору нужны были образованные помощники – чиновники, владеющие навыками составления указов, законов и договоров, основами ведения деловой переписки. Очевидной стала необходимость в создании достаточного количества образовательных учреждений, для развития образования и науки в Византии.
Византийцы могли пройти обучение в церковной, государственной или частной школе.
Занятия в византийской школе
Для учеников стало доступным изучение трудов античных и византийских ученых, а не только религиозных произведений.
Благодаря подобной организации системы образования в Византийской империи насчитывалось значительно большее количество образованных людей, чем в других европейских государствах. Грамотного византийца можно было встретить даже среди простолюдинов.
ВЫВОД: доступность и развитие образования послужили толчком для роста грамотности среди разных слоев населения Византии.
Становление науки
Византийцы сохранили многие достижения античного времени и преумножили их своими научными знаниями. Благодаря значительному вкладу в образование, стало возможным процветание разноплановых научных областей.
Развитие научных знаний
- Математика.
Математические навыки античности византийцы успешно применяли при проведении земляных замеров, при возведении зданий, при вычислении налогов, при астрологических расчетах.
Наиболее известен византийский мыслитель Лев Математик, живший в IXвеке. Он является автором изобретения звуковой сигнализации, которая могла передавать сведения на расстояние. Он разработал систему автоматических устройств для тронного зала дворца императора. Эта система приходила в движение при помощи воды. Этому ученому принадлежит первенство применения буквенных обозначений в математических формулах. Его можно назвать основателем алгебры.
Лев Математик
- Медицина.
Медицинские знания византийских ученых были основаны на сочинениях древнегреческого ученого Гиппократа и древнеримского врача Галена. Дополняя эти знания своими наблюдениями и выводами, византийцы создавали учебники по медицинским направлениям.
Лечебные учреждения организовывали при монастырях. В XI веке при одной из больниц столицы было открыто первое в европейских государствах медицинское училище. В 370 году в Кессарии Василий Великий построил первую большую больницу, похожую на небольшой город.
В византийской больнице
Византийские врачи занимались лечением многих тяжелых заболеваний и даже проводили хирургические операции.
Большое значение ученые придавали изучению лекарственных растений. Многие названия этих растений используются и в наши дни.
- Химия.
В Средневековой Византии зарождались теоретические и практические знания в области химии. Были сохранены античные рецепты изготовления керамики, смальты для мозаики, стекла, различных красок.
Ярким изобретением византийских химиков является «греческий огонь». Ученым удалось разработать уникальную формулу создания огня, который невозможно потушить водой. В состав этой формулы входили нефть, смолы и известь. Такой огонь помог воинам одержать множество побед в морских битвах.
Греческий огонь
- География.
Научные знания Византии успешно пополнялась изучением географии. Купцы, отправляющиеся в другие государства с целью торговли, составляли описание своих путешествий.
Византийцы владели мастерством составления чертежей городских поселений и географических карт.
- История.
Византийцы очень трепетно и почтительно относились к своей истории. Они считали себя наследниками римлян и стремились сохранить произведения известных историков древности.
Благодаря многочисленным энциклопедическим историческим произведениям до наших дней дошли ценные сведения о средневековой жизни, историко-географические и этнографические данные.
Наряду с исторической наукой в Византии широко было распространено составление хронографий, в которых в хронологическом порядке записывались важные события того периода.
Одним из известнейших византийских историков является Прокопий Кесарийский – автор трудов об императоре Юстиниане.
Прокопий Кесарийский
ВЫВОД:научные знания ученых и философов античного периода послужили основой для развития науки в Византии и позволили ей достигнуть значительных успехов относительно своей эпохи.
Живопись и архитектура
На становление архитектуры и живописи Византии огромное воздействие оказала христианская религия. Роскошь византийской культуры представлена, в первую очередь, в строительстве храмов.
Развитие архитектуры Византии происходило в несколько основных этапов:
- Базилика.
Византийская базилика
Со времен правления императора Константина храмы размещались в базиликах – зданиях, имеющих форму прямоугольника, разделенного внутри на несколько частей при помощи колонн, расположенных продольными рядами. Изначально эти помещения предназначались для проведения судебных заседаний и торговых мероприятий. К V веку византийские архитекторы предприняли попытки добавить к базилике купол. Так появились купольные базилики.
- Софийский собор – образец купольной базилики.
Во время правления императора Юстиниана был возведен грандиозный по своим масштабам и великолепию храм Святой Софии в Византии. Он должен был затмить все, что было возведено ранее и стать центральным храмом всего мира христиан. Для его возведения были приглашены лучшие архитекторы и ремесленники. Авторами архитектурного решения стали Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Строительство длилось более пяти лет – с 532 по 537 год.
Храм Святой Софии
С распространением христианства произошли изменения в предназначении храма. В древнегреческих храмах скульптуры бога размещали в самом здании, а богослужения проводились на улице. Следовательно, больше внимания уделялось украшению внешнего вида. Христианская же религия предполагала проведение церемоний в самой церкви и для нее требовалось красочное оформление внутренних помещений. Не стал исключением и Софийский собор– внешне он отличается простотой форм и массивностью сооружений. Поразительным является его внутреннее убранство.
Зал в Храме Святой Софии
Для строительства стен и сводов уникального храма Софии в Византии был выбран кирпич. Для отделки широко применялись дорогостоящие и редкие материалы – гранит, золото, серебро, слоновая кость, яшма. Впервые был задействован цветной мрамор разнообразных оттенков – изумрудный, розовый, белоснежный, темно-серый. С его помощью были выложены затейливые узоры на стенах.
Особое впечатление производит гигантский купол Софийского собора размером с 18-этажное здание. Он имеет диаметр более 30 метров и высоту от пола до центра 55,6 метров. В его основании расположены 40 окон, благодаря которым создается иллюзия, что купол находится в состоянии парения. Весь свет из этих окон направляется в центр огромного зала, по бокам которого создано затемнение. Благодаря такому приему создается впечатление, что храм имеет еще большую высоту.
Купол в Софийском соборе
При возведении Софийского собора архитекторам удалось создать новое архитектурное решение – парус – треугольную поверхность, располагавшуюся между арками и нижними краями купола. В совокупности со скрытыми мощными столбами и арками это изобретение позволило точно распределить тяжесть купола, создав ощущение невесомости столь массивной конструкции.
На сегодняшний день храм внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и открыт для посещения как уникальный музей, сочетающий в себе христианскую и мусульманскую религии. Расположен он в городе Стамбул.
- Крестово-купольный храм.
К концу XI столетия византийскими зодчими был предложен новый вид храма, получивший название крестово-купольный. Схематичное изображение такого храма напоминает крестообразную форму, в середине которой на возвышении круглой формы расположен купол. Такое возвышение получило название «барабан».
Схема крестово-купольного храма
Крестово-купольные храмы Византии обладали большей высотой и выглядели легче своих предшественников, имеющих прямоугольную форму. Стены выкладывали узорами из кирпича красного цвета и белоснежного раствора.
Искусство живописи в Византии развивалось параллельно архитектуре и призвано было украшать внутренние стены соборов. В связи с этим, распространены были следующие направления:
- Мозаика.
Византийская мозаика
Внутри храмы в Византии украшали изображениями, выложенными при помощи маленьких разноцветных камешков. Помимо этого, в Византии было освоено производство смальты. Так называют маленькие кусочки разноцветного непрозрачного стекла. Эти кусочки приклеивали под различным уклоном к влажной штукатурке, благодаря чему они переливались и искрились на солнце.
- Фреска.
Чуть позже византийские художники стали применять для внутренней отделки церквей роспись водяными красками по сырой штукатурке. Изображения, сделанные таким способом называют фресками.
Фреска
Фрески, как и мозаики, были известны еще в античном мире, а Византия сохранила и преумножила это искусство.
- Иконы.
Еще одним направлением византийской живописи стала икона. В отличие от фрески или мозаики, икону можно было перенести, взять с собой или подарить. На иконах изображались лики святых, они украшались красивыми узорами и рамами.
Особо почитаемая на территории Руси икона Владимирской Богоматери была завезена из Византии.
Икона Владимирской Богоматери
- Оформление книг.
К XI веку сложились оригинальные византийские элементы украшения книг. Среди них присутствовали витиеватые растительные орнаменты, замысловатые виньетки, богатые узоры заглавных букв. Главный признак византийской книги – роскошный переплет.
Византийская книга
Переплет византийской книги
Оформление книг в Византийской империи превратилось в отдельное искусство.
ВЫВОД: принятие христианства оказало значительное влияние на развитие архитектуры и живописи в Византии и позволило сделать новый виток развития в этом направлении.
Культурное взаимодействие с другими государствами
Самым высококультурным государством Раннесредневековой Европы по праву была Византийская империя. Она оказала значительное воздействие на культурное развитие многих государств.
Византийских архитекторов, мастеров ювелирного дела, живописцев часто приглашали правители разных государств. Особенно жаловали их в Италии.
В Константинополь съезжались студенты для освоения математических азов, медицинских знаний, основ права, греческого языка. Так столица Византии стала своеобразным студенческим центром.
К византийским мастерам и умельцам приезжали учиться ремеслу жители иностранных государств.
Сложно переоценить влияние Византии на культуру славян. В период с IX по X века киевские князья предпринимали многочисленные набеги на столицу империи. Некоторые из военных походов русских князей заканчивались заключением торговых договоров с Византией. В конце IX века Русь, на ряду с болгарским и сербским народами, переняла христианство из Византии. Очень много религиозных произведений было переведено на славянский с греческого языка. Для строительства первых храмов из камня на территории Руси приглашались архитекторы из империи.
Первая каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) в Киеве
Развитие еще двух христианских государств – Армении и Грузии – также испытало на себе значительное воздействие культуры Византии.
ВЫВОД: благодаря тому, что Византия сохранила, объединила и распространила греческое, римское и восточное культурное наследие, в наши дни доступны многие ценные знания и материалы того времени.
Комментарии преподавателя
1. Развитие образования.
Древний Константинополь. |
В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были
- грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания,
- вести переписку и судебные дела,
- отвечать просителям,
- копировать документы.
Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.
Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.
Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали
- чтению,
- письму,
- счету и
- церковному пению.
Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.
В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали
- религию,
- мифологию,
- историю,
- географию,
- литературу.
2. Научные знания.
Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе.
Греческий огонь. |
В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.
Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).
Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовлениястекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.
Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.
Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.
3. Архитектура.
Храм Святой Софии в Константинополе. |
Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.
Христианский храм в плане разделялся на три части:
- притвор — помещение у западного, главного входа;
- неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы;
- алтарь, куда могли входить только духовные лица.
Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.
Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.
Храм Святой Софии в Константинополе. |
Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах.
Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.
В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм.
В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане.
Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
Храм Святой Ирины в Константинополе. |
4. Живопись.
В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшатьмозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.
В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматеринапоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.
В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.
В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.
5. Культурные связи Византии.
Евангелисты. Палех. Россия. |
В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изученияматематики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.
Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары (Святые Кирилл и Мефодий).
С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами.
Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.
К занятию прикреплены файл » Это интересно! » и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .
Использованные источники:
- https://www.youtube.com/watch?v=HrB92TrsmNc
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/Osobennosti-i-rol-vizantiyskoy-kultury