Рассказ о куликовом поле для 4 класса с опорными словами

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к егэ по литературе 2022 года это изучение основных документов, таких как

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.

Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе

Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.

Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года, кодификатор и спецификации

Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
  2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
  3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
  4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:

Тип задания Кол-во Максимальный балл
С кратким ответом 7 7
С развёрнутым ответом ограниченного объёма 4 28
С развёрнутым ответом (сочинение) 1 15
За грамотность 5

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Содержание кодификатора на 2022 год

Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.

Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.

Требования к уровню подготовки

Выпускник 11 класса должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Выпускник 11 класса должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Требования к уровню подготовки из кодификатора ЕГЭ 2022 по литературе

Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.

Элементы содержания

В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Художественный образ. Художественные время и пространство.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
  • Деталь. Символ. Подтекст.
  • Историзм. Народность. Психологизм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Литературная критика.

Список литературы

Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.

Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с  текстом новых произведений.

Содержимое кодификатора ЕГЭ по литературе 2022

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.

Читайте также:

  • ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение

10 ноября 2021
· Количество просмотров: 291

Матвеева Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ Вешкаймского лицея имени Б.П. Зиновьева при УлГТУ

0af97f64e84518f5edde0a90809e7ff1

Проблема повышения качества знаний, привития интереса к предмету тревожит учителей, является самой актуальной проблемой в образовании на сегодняшний день. 

Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. 

Ученики начальной школы — это дети, которые любят играть. Поэтому я стала искать технологии и методики, которые помогут построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, чтобы они учились думать, прочно и быстро запоминать.

Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества знаний учащихся начальных классов.

Работа с тренажёрами 

Тренажёр — это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме и направленные на отработку навыков.

            Работу с тренажёрами провожу во время устного счёта (на уроках математики); при закреплении нового материала. После нескольких работ результат улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

wLMxMfPFWWtNchSc1j8FXdO 0A HP2BjiKWJsjqsWwcbIkGNNJgQUDo1jKztkFi8hI U BVD52JsjH0Byqnm1oi44w w4u32Qpgl5vK3QqJg8QjAufmDcGVd8eWmJVmvU0kX97HNaVeUgYt3ap6WFG7PTAq 44yl1yGv6hnTkGZUQbV4sDDVbqgXXrcZioXv4RGXawmhWo0CAjsF90RvZfbxgbcdw5XLkzwqal01uyOQKMXPCWV z8fUjY qoY

                Также использую анимированные тренажёры, например, по теме  «Учим компоненты действий», «Состав чисел». (Рис. 2.)

3oLvOUharc9EKZXGFVMDGiz9nzEcEI4u8IwLYPa89ryn pT3M7fdC2nN0UWhll4lyfF9p0s K3TNKeDVyTAkBvZIP3WDqSdGjOIlyqRkyMJ2b2UVvUnsc9J9Th3zRiS5N3Or67Q           

81CiMjGkRoERh9mDIp744U6XCuNm8UMQcDAdIXNfwK5v1wPeXcniZijzNGGz pqfbVj7P7diRRb9URSdnVRbsAL5pasmkMEVrShaJYzzrQqOt4iBFlBnCnhm1Qfs8CzXQDu2UmQ

Работа с карточками-сорбонками

             Очень часто на уроках использую работу с сорбонками. На одной стороне карточки записан пример, а на другой — ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Тренажёр можно использовать на этапе изучения или повторения в ходе индивидуальной или групповой работы.

JCd 7yvA0ym 7wkrKh5SJDZ9wE2g292FC0fDNS lkAKYXqTk6cJN75qHLaBx 618xk WkclprhAlAfooo0jF Nc7bmYFGGCeKiaBnno 8rF4RRI9cERk2LXi4oewVRVTF CQyU

Работа с опорными схемами

               Одно из самых важных современных умений ученика — это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности.

               Чтобы облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному, заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять, самостоятельно делать определённые выводы. Для этого в своей работе использую опорные схемы, которые заметно повышают результативность. 

             Так, при изучении компонентов действий, при знакомстве с уравнениями я использую «Волшебные треугольники», отражающие связь между частями и целым. Я нарисовала одну схему без чисел, и на первых порах данные вносим карандашом или с помощью стикеров, а в дальнейшем можно использовать такую схему в качестве опоры.

           На «верхний этаж» «селим» большое число — сумму. А внизу будут жить «малыши» — слагаемые. Между слагаемыми живёт «+». А сумма отгородилась ото всех «минусами».

          Вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

          Если мы не знаем слагаемое, закрываем его пальчиком. И нам становится ясно, что нужно сделать!

AbpwzRiF4tokUvGmJ2 G 78 Ca2lI5EmCLmWNAMkrmD5BqwXBkr2FZILPFrViXUzE4hW844Gunt3l 7EAW5u7a6td633pPvGsDGjkCnR2aZkZF0FBlYdfqvPZLpm0M Ed9zGkhsh 639eOW70lcU bH2Gs5 46yTW1x1wMFPr6EMpf8GgDlRkxoGXVoH pr8K 9xucnCsg0Kg9pT8CxOeNHwCaPLpD1 X0DDo1YCgmGv7EhKYQZGhRv2YEY8ZS Z L1SVQYpQFQefU6O4l12w9A69yJ2gGTnW0rBaGyVQtEGO9Ljb

           Подобную схему использую при нахождении неизвестных уменьшаемого и вычитаемого, при изучении тем: «Цена, количество, стоимость», «Скорость, время, расстояние» и др.

qJa2BsgBPrk5j4686t2jgeOLcUFaaVxEEwgvrrVtZS iUCLoosGZcBUjqnpEbQQiWbsj6VsP2px4fPKcbVrN2XtKcE9t42w7GcwzwSc8MrdqYwrx5YI8 kOIIEbaOb3fino vaCRAxM8PGMyIUyG sfI60R GUOEc6r6MS4lH

            Данные опоры я применяю на уроках с тех пор, как только начала свою педагогическую деятельность. Но этот подход актуален и в настоящее время, потому что по программе ФГОC  ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

            Так, при выполнении арифметических действий (сложения и вычитания, умножения и деления) от детей требуется вести рассуждения, соответствующие вычислительному приёму.

В связи с возрастными особенностями учащихся ход таких рассуждений в учебниках не описан. Помочь детям усвоить их тоже помогают опорные схемы.

               При изучении внетабличных случаев умножения и деления схемы-опоры выглядят так:

jIaweWrRvoHD

Приём деления двузначного числа на однозначное.

yaEw480 uszNfvvETdfzFAJ04nuSDYCJBYYnEPuaxC7JLVAnhHS7aYG43 VgSqwaJaxF1z RF JHea32C MsmSUBd27M0Xviyv29y8yUFw6oDJfJJeIGIUZtvqfQHDO4hEo yuM

Приём деления двузначного числа на однозначное.

qIYvnT6e C A5PZemG9J68Na JVcxZXrEfvovbI8l sWrsctqvazdcY19MsDMzau5ox1ppmwCHtzkAaCZUMIqOvZ6CAFI fiFa9zcHjel4p68 pFVN MkEopncoju4DC q69CCE

? — поиск ответа

Сколько десятков можно разделить на делитель? 

Приём деления двузначного числа на однозначное.

r2 SQWxaeqObLWk9C1OGakAoKKgtbJ7IScWjhWmFeODb6GvM6aU8ma zJgqC TkKkHlzEIG8cuKBwvO7 8

Приём деления двузначного числа на двузначное (метод подбора).

            Данные опоры использую уже на первых уроках при знакомстве с новым вычислительным приёмом. 

          При знакомстве детей с правилом а + 2 использую вспомогательную модель для тех детей, которым трудно освоить действие + 2.

Рядом с первым слагаемым ставлю две точки.

3•• + 2 = 5

         Типичная ошибка. Осуществляя присчитывание, дети называют само

число и следующее за ним. Они слышат, как будто бы назвали два числа и делают ошибочное вычисление.

         Пример: 3 + 2 = 4. Комментируют: «Добавляю два шага: три, четыре. Ответ — 4».  Поясняю ещё раз, что первое число показывает начало движения. В нём мы стоим. Движения по числовой прямой ещё не происходит. Назвать нужно два следующих за ним числа. Причём первый шаг назвать шепотом, а второй — громко. Тогда мы получим правильный результат.

        Для изучения состава числа использую стандартный алгоритм. Общая

последовательность изучения состава чисел от 3 до 10 одинаковая. Для визуального запоминания состава использую пособие «Радуга». 

W zOYYBJkYig5TtZfIcCMGLDwkI1VT8vxoTSshiGx8XJalni84D6nU2rz vQx9aaiDEJye7uI DreLp dcvQjMArTecLDUBMZvVpT5MdSedd71WvwrfJVI5IJ72vWueiY1b6T7A

Схема-опора по теме «Состав числа».

— Перед тобой радуга. Пройди по каждой дуге слева направо и справа налево, и ты легко увидишь весь состав числа 10.

        С первого класса начинаю использовать таблицу «Сотни», на которой   изображён  числовой  ряд от 1 до 100 с дополнительным цветным визуальным сопровождением. Работая по таблице, дети начинают хорошо ориентироваться в цифрах и числах, учатся складывать, вычитать, умножать, делить и производить более сложные действия рациональными способами; развивается и математическое мышление.

1rymyFoUtexYMgCty1z8caSAZ05fIjzGlfy 5quTA8sUIk6nandLdMO3MO792 OG9naKSu9u44kUd7XfjqsYq3yqJxLveBQsl4vTTwd2rCij6 fWC7Y75Qb8b7TzIJrI4967MIo

При работе с данной таблицей использую вопросы:

1. Где написана цифра 1? 2? 0? 3? И т. д. (На узнавание цифр).

2. Кто сосчитает от 1 до 5? До 10? До 20? До 30? И т. д.

3. Кто сосчитает дальше? (До первой ошибки, где говорят «стоп, ошибка, это неверно!») Задание можно повторять до тех пор, пока ребёнок не научится называть числа до 100 без ошибок.

4. Кто умеет считать в обратном порядке, как при пуске ракеты? От 10 до 0 (вместо «нуль» можно говорить «пуск!»).От 20 до 10? От 100 до 80? 

5. Покажи и назови все цифры, какие ты знаешь. Сначала по порядку, потом вразбивку.

6. Кто быстрее найдёт в таблице числа 7, 15, 28, 35, 49? И т. д.

Детей с указками приглашаю к таблице парами и устраиваю соревнование: кто раньше коснулся указкой числа, тот выиграл балл, кто набрал больше баллов, тот победил. Искать число надо глазами, а указки держать ниже таблицы.

         Таким образом, использование опорных схем позволяет учащимся не зазубривать формулировки, а усвоить их в работе на уроке. Используются они столько, сколько нужно до полного усвоения материала. Мне они помогают доступно объяснять материал. На уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, зная, что они им под силу. 

Работа с образовательной платформой iSmart

       С декабря 2020 года в своей работе стала использовать образовательную платформу iSmart, которая меня сразу заинтересовала. Работаю в режиме апробации.  На данной платформе зарегистрировано 29 учащихся. Занимаемся в классе, используя интерактивную доску, и дома, заходя в личный кабинет. Мои второклассники разного уровня развития. Платформа iSmart предоставляет большое количество заданий разной тематики для детей всех уровней. Ребёнок, родитель, учитель видит результат труда. Проверочные работы позволяют оценить, насколько ученики освоили темы. В статистике видно, в каких заданиях учащиеся испытывали трудности. Таким образом выявляются пробелы.          

        Подобранные задания на платформе iSmart способствуют повышению качества знаний учащихся, формированию мотивации и проявлению заинтересованности обучающихся к изучаемому материалу.

       Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желания «сделать свою работу в школе максимально эффективной. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни».

Список полезной литературы

  1. Антюхова С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе. Начальная школа, 2005, №5 

  2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.- 248 с. 

  3. Макрушина О.А. методические разработки по математике, издательство «ВАКО»Ю, 2008 г.

  4. Улитина Наталья: Схемы-опоры краткой записи задач. Демонстрационный материал по математике для начальной школы, Арис-Пресс, 2003 г.

  5. Шкляров Т.В. «Справочник для начальных классов», М., «Терра» — «Terra», 1996 г.

Интернет ресурсы:

http://pedagogika.snauka.ru/

http://nikitiny.ru/Tablica-sotni

http://tynda2.ucoz.ru/load/nachalnaja_shkola/…

http://infourok.ru/material.html?mid

Не указан форум для отзывов.

Орест Адамович Кипренский. Интересные Факты, фото № 1

Бедная Лиза (1827)

?️ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ — Русский художник, мастер портрета, график и живописец. Представитель романтизма. Учился в петербургской Академии Художеств (1788-1803).

?Основной жанр творчества Ореста Кипренского — портрет. Используя контрасты освещённости лица модели и тёмного фона, насыщенных цветов, художник достигает романтической приподнятости, особой эмоциональной полноты в раскрытии психологического образа портрета.
В своих работах Орест Кипренский пытался наиболее полно отразить внутреннее состояние.

?Одним из наиболее известных широкой публике произведений Ореста Кипренского, является портрет А. С. Пушкина (1827), в котором воплотились высокие представления художника о творческой личности.

Орест Адамович Кипренский. Интересные Факты, фото № 2

Портрет А. С. Пушкина (1827)

️Орест Кипренский — внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился на территории нынешней Ленинградской области. По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.
️A. С. Дьяков, заметив y 5-летнего Ореста выдающиеся художественные способности, дал ему отпускную-вольную. И в 1788 году посодействовал зачислению Ореста Кипренского в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств. Где начинающий художник учился до 1803 года.
️Во время обучения в Акажемии художеств, юный Кипренский, полюбил девушку, которой больше нравились военные. Задумав поступить на военную службу, на вахт-параде 13 марта 1799 года, будучи отпущен из Академии для свидания с родственниками, обратился с просьбою об этом к самому Императору Павлу. Взятый при этом обер-полицеймейстером Лисаневичем, он был препровожден в Академию, Совет которой определил: «За самовольный его поступок сделать ему при собрании всех учеников выговор». Этим и ограничились для Кипренского следствия его детской выходки.

Орест Адамович Кипренский. Интересные Факты, фото № 3

Портрет графа Д.Н.Шереметева (1824)

️В 1802 году Орест Кипренским получил золотую медаль Академии за картину «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду»,

Орест Адамович Кипренский. Интересные Факты, фото № 4

Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду (1802)

️В том же году он также получил золотую медаль от президента Академии А. С. Строганова, особенно ему покровительствовавшего, — за эскиз по конкурсу для памятника покойному профессору скульптуры Козловскому.
️ 1 сентября 1803 года «за хорошие успехи и особливо за признанное добронравие, честное и похвальное поведение» Орест Кипренский получил аттестат 1-й степени и шпагу. Причём ввиду собственного желания продолжить еще время своего пребывания в Академии, был оставлен при ней, вместе с некоторыми другими, «дабы под руководством профессоров они могли приобрести вящие успехи не яко уже ученики, а как художники».
️В 1805 художника наградили золотой медалью за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».
️1 сентября 1812 года за работы, в числе которых был портрет Д. В. Давыдова, художник был возведен в академики, а 1 сентября 1815 года, по представленным новым работам, в советники Академии.
️В 1816 году Орест Кипренский был отправлен в Италию совершенствовать свои навыки, за счет Императрицы Елисаветы Алексеевны, портрет которой был им некогда исполнен.

Орест Адамович Кипренский. Интересные Факты, фото № 5

Неаполитанские мальчики (1829)

️Одно из самых важных произведений итальянского периода Ореста Кипренского, была картина «Анакреонова гробница» или «Пляска вакханки с сатиром». Этому произведению автор уделил много трудов и времени. О картине появилась особая брошюра по-итальянски: Cotti «La tomba d’Anacreonte, quadro d’Orest Kiprensky», Roma. 1820.
️Для написания картины Орест Кипренский нашел для модели молодой вакханки девочку из бедной семьи по имени Мариучча, которая тронула его сердце. Несколько раз он откупал у беспутной матери девочку, и, наконец, ему удалось оформить документы на попечительство. Уехав из-за временных трудностей в Россию в 1823 году,
Орест Кипренский устроил ее на время в пансион.
️Именно Мариучча изображена на картине «Девочка в маковом венке».

Орест Адамович Кипренский. Интересные Факты, фото № 6

Девочка в маковом венке (1819)

️Написанные Орестом Кипренским портреты так удивили итальянцев, что его провозгласили новым Ван-Дейком и Тицианом.
️1836 году в Италии произошёл курьезный случай. Президент Академии Неаполя объявил Оресту Кипренскому замечание ввиду того, что он выдает картины Рубенса за свои. Они сочли, что портрет отца Кипренского — это шедевр Рубенса.
️Только летом 1836 года Оресту Кипренскому удалось наконец жениться на давно любимой им Мариучче. Но счастье их длилось не более 3 месяцев, из-за смертельной болезни художника.
️Орест Кипренский скончался в Риме от воспаления лёгких. И был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте.
️Своё призвание Орест Кипренский нашёл в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека как на внутренне независимую личность.

Орест Адамович Кипренский. Интересные Факты, фото № 7

Портрет княгини Анастасии Валентиновны Щербатовой (1808)

II. Актуализация знаний.

4-5

мин.

Ребята посмотрите вокруг, что необычного вы увидели? (вокруг цветы).

— Кто как думает, о чём же пойдёт речь на нашем уроке?

— Почему так считаете?

— Какие цветы вы знаете?

— В жизни где мы встречаем цветы?

-А вы любите цветы?

Правильно ли мы ответили, мы узнаем, посмотрев небольшую презентацию!

— смотрят что необычного в классе

— отвечают на заданные вопросы

(вокруг цветы, поляна со цветами);

— Знают цветы: розы, анютины глазки, венерин башмачок, астра и т.д.

— Планирование деятельности для достижения результата;

— учатся владеть диалогической формой коммуникации, задавать вопросы;

IV. Изучение нового материала

15 мин.

Они дарят нам радость, красоту и свою нежность.

«Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получает блаженство». По этому случаю, я приглашаю всех вас сегодня совершить визуальную прогулку в цветочный поляну!

(Стук в дверь)

Появляется Цветочная фея! (без настроения, грустная).

— Здравствуйте ребята!

-Здравствуйте! (отвечают дети).

— А что наша цветочная фея такая грустная, без настроения?

— Я только вернулась с цветочной поляны, все цветочки поникли, вянут.

— Почему это?

— Кощей приходил и заколдовал все цветочки.

— Ребята, поможемте нашим цветочкам ожить, снова почувствовать свет и тепло солнечных лучей! Чтоб они снова радовали нас.

— А как же мы его попросим?

— И что нам делать?

— Может позовемте Кощея?

— Позовемте, ребята!

-Да! (Всех хором позовемте его)

— Кощей! Кощей! Кощей! (Заходит кощей).

— Что звали?

Дети: Мы слышали, вы заколдовали все цветочки на поляне!

— Расколдуйте?

— Ха-ха-ха!

— Неееет, за просто так не расколдую я цветочки!

— А что же нам для этого сделать нужно!

Кощей: (чешет затылок).

— Ладно, я вам дам возможность, но вы должны исполнить мои задания.

— Какие?

— Вот даю вашему учителю конверт с заданием. Выполните! Тогда я вам расколдую цветочную поляну. У меня много дел, я оставлю надсмотрщика, который будет наблюдать за вами.

— Ну что, ребята, выполним задания Кощея!

— Да!

— слушают

— приветствуют цветочную фею.

— отвечают на вопросы цветочной феи

— соглашаются оказать помощь цветочной феи

— зовут Кощея

— обращают внимание на Кощея

— слушают Кощея

— отвечают на вопросы Кощея

— получают конверт с заданиями

— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— задавать вопросы;

Релаксация. Музыка.

Закрепление изученного

Домашнее задания

Самооценивание.

1. Задание. «Сочинить стих».

— Ура, ребята! Я придумала, как можно быстро сочинить небольшой стих! Сочиним мы его по — американски. Это очень интересно и очень быстро!

— Такие стихи называются синквейнами. Синквейн — в переводе из французского, означает 5 строк. Таким образом, мы будем с вами короткие стихи сочинять, состоящие всего из пяти строк. Придумала их американская писательница Аделаида Крэпси.

— Давайте пробовать вместе:

— Ребята, выберите каждый свой любимый цветок!

Молодцы! Мы придумали первую строчку нашего стиха.

— Теперь ответьте на вопроскакой ваш цветок?

— Давайте выслушаемте и запишем понравившиеся 2 слова. А эти два слова мы соединим союзом и.

— Сочиняем третью строку.

Что делает ваш цветок? радует, пахнет, цветет, бодрит, дарит.

— А теперь напишите, как вы относитесь к цветам?

Это должно быть предложение. Оно может состоять из четырех слов.

Например! Дарит людям радость и настроение!

Молодцы!

Нам осталось сочинить последнюю пятую строку.

— Что вы представляете, когда произносите это слово?

Это должно быть только одно слово, и отвечал на вопрос что или кто?

— Чтоб Кощей нам расколдовал цветочную поляну, чисто, аккуратно запишем сочиненный синквейн в тетрадь.

Поздравляю вас ребята! Сегодня вы стали маленькими писателями!

Все! Мы выполнили задания Кощея! Позовемте его!

— Кощей, Кощей! Кощей!

— Вот мы с детками сочинили стихи по твоей просьбе, послушаете, присаживайтесь.

Слушаем! (Дети читают что у них получилось).

Кощей, вам понравились наши стихи?

Да, ребята, ваши стихи очень красивые! Спасибо Вам, я был не прав, простите меня, я расколдую, цветочную поляну. (расколдовывает).

— А теперь представьте солнечный летний день. Вы

лежите на лугу покрытым густым ковром из трав и цветов.

— Ребята, давайте еще раз посмотримте вокруг, какая замечательная поляна получилась, хотелось бы вам посадить на этой полянке свой цветок?

— Да! В этой корзине лежат цветочки, раскрасьте их вашим любимым цветом, и посадите их на нашей замечательной полянке!

— Фея и Кощей присоединяются! Садят вместе цветочки.

Ребята, посмотрите на полянку, какая у нас она красивая, собрала все цвета радуги. Есть ли желание сорвать эти безвинные красивые цветочки?

Конверты с домашним заданиям. Дома откроете конверт и прочитаете! (легенды о цветах).

В конверте лежат листы, какой конверт выдернет ребенок, то лист он готовит домашнее задания.

— Предлагаю вам выставить себе оценку по пятибалльной шкале: «Как я сегодня работал на уроке?»

Спасибо за урок!

До свидания!

Резервные задания

Задание: «Пазлы»

(Задача детей, собрать пазлы и узнать название цветка.

Составить 1 предложение с названием одного из цветов). Записать в тетрадь.

См. приложение 1.

Задание:Предложенный текст разделить на предложения. Поставить точки. Определить границы предложения.

(Читают полученный текст).

Задание: Игра «Составь рассказ».

В конверте дано 3предложения, записанные в разброс.

Задание: Загадки

— сочиняем синквейн

— знакомятся с понятием синквейн

— берут черновики

Записывают первую строчку

— вторую строчку

— записывают третью строчку

— записывают 4 строчку

— записывают последнюю строчку

— переписывают в тетрадь

— зовут Кощея

— читают стишки свои

— дети закрывают глаза и представляютс ясный солнечный день

— раскрашивают цветочки;

— выбирают цветок

— формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; допускать возможность существованию у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера;

— учатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, основам смыслового восприятия художественных текстов;

— проводят анализ, самоанализ

Накануне Куликовской битвы Русь оказалась без митрополита. Алексий, так много сделавший для примирения русских княжеств, скончался в 1378 году. Продолжателем его дела становится не преемник кафедры, а игумен Радонежский — Сергий. Авторитет преподобного очень высок, кроме того, он духовник брата Дмитрия Донского — Владимира Серпуховского. Неудивительно, что великий князь Московский перед сражением отправился в Троицкий монастырь.

Но как мог ревнитель христианских идеалов Сергий Радонежский благословить русских воинов на битву? Давайте разберёмся вместе с доктором исторических наук, профессором Олегом Генриховичем Вронским.

Режиссура: Татьяна Гусева, съемка: Михаил Солопов, монтаж: Михаил Солопов.

Тайны Куликова поля: как выступающий против насилия Сергий Радонежский благословил воинов на битву

Автор публикации «Непрядва и неправда» Александр Меленберг анализирует памятники древнерусской письменности, в которых отражены события 1380 г. (т.н. особый блок «произведений куликовского цикла»):

Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, «новые подробности», присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода «истины» тоже встречаются.

Первыми из них по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и аналогичная ей по содержанию статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот, при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается. Следовательно, ни о каком благословении им великого князя не идет и речи.

Второе по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. передает Новгородская 1-я летопись. Специалисты считают ее также восходящей к своду 1409 г. В том смысле, что он являлся первоисточником для новгородского автора летописи. Сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого грандиозного события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать.

И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.

В то же время новгородский автор сообщает интересный факт, который никак бы не мог увидеть свет в предыдущих повествованиях московских авторов: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать. Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.

Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской 4-й летописей. Обе они восходят к общему протографу – Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в. Но при этом рукопись Софийской 1-й летописи датируется специалистами 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской 4-й еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить не приходится.

Сто лет прошло, и в летописях впервые упомянуто имя Сергия Радонежского. Но совсем не в том контексте, в каком связывают его с Куликами нынешние апологеты: «И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа». Но никакого столь трогательно сейчас многими описываемого посещения в августе 1380 г. великим князем Дмитрием, будущим Донским, Троице-Сергиева монастыря и получения им личного благословения и напутствия от настоятеля старца Сергия в летописном источнике не было. А было письменное пожелание удачи (если пошел, значит, иди до конца, и да помогут тебе. ), пришедшее на Дон 6 сентября 1380 г., за два дня до сражения.

Все вышеупомянутые произведения куликовского цикла относятся к предмету истории, а вот следующий по времени памятник цикла – это уже литература. «Задонщина» – поэтическое произведение на мотив и в стиле «Слова о полку Игореве». Авторство этого сочинения связывают с именем Софония Рязанца. Имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.

На самом древнем списке «Задонщины» имеются отметки либо автора, либо переписчика, даты: 1470, 1475, 1483 гг. и даже указание, что 8 сентября 6988 г. Куликовской битве «прешло лет 100». То есть для читателя сюжет покрыт если не дымкой тумана, то неким флером давно прошедшего времени. Как для нас русско-японская война. И читатели конца XV в. знали, конечно, о факте Куликовской битвы, но детали им были уже недоступны.

Прошел еще какой-то отрезок времени, и на основе «Задонщины» в начале XVI в. появился прозаический литературный текст «Сказание о Мамаевом побоище». Здесь автор уже подпускает в сюжет массу фантазий и новых коллизий, способствующих поддержанию интриги в его романе. Вот здесь-то Сергий Радонежский уже благословляет Дмитрия Донского по полной программе: и устно в Троицком монастыре, и письменно на Дону. Отсюда и черпают вдохновение все ныне с жаром говорящие о благословении великим старцем великого князя. Согласитесь, в обыденной жизни довольно странно и даже нелепо выглядят попытки принимать эпизоды литературного сюжета за чистую монету, да еще и истово убеждать в том окружающих.

С легкой руки Карамзина утвердился тезис о духовном участии Сергия Радонежского в подготовке похода на татар. Он написал буквально следующие строки: «. Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословление Сергия, игумена далекой Троицкой обители. Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу — смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов. «

Из вышеизложенного ясно, что отношения Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, сложившиеся перед Куликовской битвой, не были таковы, чтобы просить и получать благословение. В XIV в. это было всем ясно. Но XV и XVI вв. возникла необходимость подвести под действия светской власти священную санкцию. Было ли это связано с завершением собирания русских земель и развитием идеи «Москва — третий Рим» или с окончательным освобождением от власти татар — сейчас трудно сказать. Однако понятно, что возникновение легенды о благословении Дмитрия преподобным Сергием — это яркий пример большого государственного пиара, который и сегодня продолжает успешно работать.

Подробная биография и деяния монаха

Тайны Куликова поля: как выступающий против насилия Сергий Радонежский благословил воинов на битву

Помните картину художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею»? Это – о Сергие Радонежском, в миру, в раннем отрочестве – Варфоломее. О том самом отроке.

В 1337 году Варфоломей принял иночество и сменил мирское имя на Сергий – под которым прославил себя в веках.

Через несколько лет к Сергию стали присоединяться принявшие монашеский обет, образовалась обитель, где её основатель стал сначала вторым игуменом (первым был монах постарше по имени Митрофан), а затем, с 1354 года, пресвитером. Скромная жизнь, нестяжание мирских благ, рассудительность, способность давать разумные советы обратили на себя внимание высших церковных иерархов, патриарх Царьградский Филорей даже прислал Сергию с особым посольством схиму, крест, параманд и жалованную грамоту, где восхвалял святожитие схимника и давал советы о введении в монастыре строгого общиножития. Эти советы, воплощённые в жизнь игуменом Троице-Сергиевского монастыря, стали в дальнейшем основой монастырских уставов большинства монастырей Руси.

Благословляя князя на битву, Сергий предсказал ему победу в ней и отправил в войско двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. А накануне перехода через Дон в ночь на 7 (20 по новому стилю) сентября Дмитрий, колебавшийся, стоит ли переправляться войском через реку, получил от настоятеля Радонежа грамоту со словами одобрения его действий и увещеваниям как можно скорее ударить первому.

Вся жизнь князя Дмитрия, до самой его кончины, была ознаменована постоянным общением и духовным наставничеством отца Сергия, недаром именно к нему обратился на склоне лет престарелый князь, с просьбой скрепить духовный наказ о престолонаследии в пользу старшего сына.

Сергий скончался в 1392 году, а к лику святых его причислили в 1452-м, при Великом князе Московском Василии II Тёмном.

8 октября 2018 года православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Это один из самых известных в России святых: он благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского , а его ученики основали около 40 монастырей. Сергия Радонежского зовут «игуменом земли Русской».

Тайны Куликова поля: как выступающий против насилия Сергий Радонежский благословил воинов на битву

Житие Сергия Радонежского: кратко

Преподобный Сергий Радонежский родился в семье благочестивых бояр. По преданию , он с юности любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

После кончины родителей преподобный вместе со старшим братом поселились в глухом лесу и построили там келью и церковь. Брат вскоре ушел в московский монастырь , а 24-летний Варфоломей стал монахом с именем Сергий.

Постепенно вокруг него стали селиться люди , и появилась настоящая монастырская обитель. Преподобный Сергий стал ее игуменом ( настоятелем).

Еще при жизни он творил чудеса: по преданию , Сергий Радонежский воскресил единственного сына отчаявшегося отца. Он благословил князя Дмитрий Донского перед Куликовской битвой и дал ему в помощь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Тайны Куликова поля: как выступающий против насилия Сергий Радонежский благословил воинов на битву

В житии Сергия Радонежского сказано , что однажды он удостоился чудесного видения: ему явилась Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. Матерь Божья пообещала ему всегда покровительствовать Троице-Сергиеву монастырю.

Преподобный Сергий Радонежский умер в глубокой старости. Это произошло 8 октября ( 25 сентября по старому стилю). В 1452 году его причислили к лику святых , сообщает официальный сайт Московского Патриархата.

Дни памяти преподобного Сергия Радонежского

В честь святого Сергия Радонежского православная церковь установила несколько праздников:

Перед выходом на сечу отправился Дмитрий в Троицкую обитель. Жив еще был основатель этой святыни Московской земли Сергий Радонежский; его благословения и спрашивал Дмитрий. Преподобный устроил трапезу в своем монастыре для князя и для тех, кто прибыл тогда с ним. За трапезой стояла святая вода. Верный православному смирению, предпочитавший лучше золотом и серебром отделаться от врагов, чем отваживаться на кровопролитие, за столом Сергий сказал великому князю: «Почти дарами и честью нечестивого Мамая. Господь увидит твое смирение и вознесет тебя, а его неукротимую ярость низложит»

Дмитрий отвечал: «Я уже поступил так, отче, но он тем более несется на меня с гордостью».

Дмитрий посмотрел на двух монахов-братьев. Они были рослы, плечисты, крепко сложены, их черные волосы и бороды придавали мужества их виду. Один звался Пересвет, другой — Ослябя. Оба они были когда-то ратные люди, слыли богатырями, но отреклись от мирской суеты. Видно, жаль было ратным людям смотреть, что такие молодцы скрываются от поля битвы. Дмитрий сказал Сергию: «Дай мне, отче, на брань этих двух иноков! Мы знаем про них: они были великие ратники, крепкие богатыри, смышлены к воинскому делу и к наряду».

Преподобный сказал инокам: «Я велю вам готовиться на ратное дело».

Сергий ваял схимы (шапки) с нашитыми крестами, возложил им на головы: «Вот вам, носите это вместо шлемов. Это вам доспех нетленный вместо тленного. Возьми же их с собой, великий княже, — продолжал святой муж, обращаясь к Дмитрию, — это тебе мои оружники, твои извольники».

Обратившись снова к монахам, Сергий проговорил: «Мир вам, возлюбленные братья Пересвет и Ослябя; пострадайте как доблестные воины Христовы».

После трапезы Сергий благословил великого князя и бывших с ним крестом и окропил святой водой.

Старец исполнился вдохновением и пророчески сказал великому князю: «Господь Бог будет тебе помощник и заступник, Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя».

Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского на битву с Мамаем

21 сентября исполняется 625 лет Куликовской битве. Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, «новые подробности», присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода «истины» тоже встречаются.

Миниатюра из списка жития Сергия Радонежского

Тест текстологический

Известие о походе Мамая.
Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского.
Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Дмитрий Донской перед войском. Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

А.Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг.

Тест агиографический

Автор «Сказания» жил все-таки в средние века, а посему вряд ли посмел бы так вольно обращаться с фактами из биографии преп. Сергия Радонежского. Он, конечно, мог придумывать детали, но фактура должна была оставаться канонической, иначе не миновать ему скорого на расправу церковного суда. И автор «Сказания» действительно почерпнул подоснову встречи преподобного старца с великим князем в житии Сергия Радонежского, составленном Пахомием Сербом.

Куликовская битва. Миниатюра из лицевого
«Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

Успенский Дубенский монастырь действительно существовал и располагался приблизительно в 50 км северо-восточнее Москвы, у села Стромынь, близ ныне широко известной Черноголовки.
В уже упоминавшейся Троицкой летописи под 6887 г. (то есть под 1379-м) значится: «Того же лета игумен Сергии, преподобный старець, постави церковь въ имя святыя Богородиця честнаго ея Успениа <.> на реце на Дубенке на Стромыне и мнихи совокупи. А свещена быстъ та церкви тое же осени месяца декабря в 1 день на память святаго пророка Наума. Сии же монастырь въздвиже Сергии повелением князя великого Дмитриа Ивановича».

Святой Сергий Радонежский благословляет Дмитрия на Куликовскую битву. 1904. В.П. Гурьянов

Здесь не указано, что Успенский Дубенский монастырь возведен именно в честь победы на Куликовом поле. Зато твердо указано время освящения его соборного храма – 1 декабря 1379 г. За десять месяцев до сражения на Куликах!
А между тем Троицкая летопись вошла в летописный свод 1409 г., иными словами, с этого времени была доступной для прочтения. То есть во время, когда живы были еще свидетели событий 1380 г. Понятно, что Пахомий Серб, ознакомившийся с ней через 20 лет, творчески переработал вышеуказанный текст в нужном ему направлении. Но не учел, что Куликовская битва произошла 8 сентября, в день праздника Рождества Богородицы. Ведь совершенно ясно, что обетный монастырь в этом случае должен быть посвящен Рождеству, а никак не Успению Богородицы, которое празднуется 15 августа. Например, Бобренев монастырь под Коломной, построенный на средства героя Куликовской битвы воеводы Дмитрия Боброка, наименован в честь Рождества Богородицы.
Следует еще попутно заметить, что Пересвет и Ослябя были похоронены в Симоновом монастыре в церкви, кстати, тоже в честь Рождества Богородицы. Опять же совершенно очевидно, если бы они были насельниками Троице-Сергиева монастыря, то их бы предали земле по месту жительства.

Тест церковно-исторический

Рождение Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Сергий Радонежский в школе. Миниатюра из лицевого
«Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

Нападение лесовиков на Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого
«Жития Сергия Радонежского». XVI в.

К 80-м годам XIV века Москва усилилась настолько, что великий князь Дмитрий Иванович (в будущем Донской) сумел вступить в открытую борьбу с ордой. Отразив в 1375 году очередные претензии тверского князя, он решает использовать усобицы в Золотой Орде, где за 20 лет сменилось 20 ханов. В конце 70-х годах темник Мамай, захвативший власть в Орде, заключил союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом Ивановичем.

По получении известия о выступлении Мамая в Москве был спешно организован сбор ратных сил. На требование прибывших в Москву послов Мамая об уплате повышенной дани князь Дмитрий Иванович ответил отказом. Духовный православный лидер Руси преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на борьбу с Ордой и послал к нему монахов Пересвета и Ослябю — бывших воинов.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 году московское войско переправилось через Дон на Куликово поле. Битва была жестокой и кровопролитной. Тысячи убитых и раненых полегли на поле боя. Исход знаменитой битвы решили два обстоятельства: мужество и стойкость «большого» полка и своевременные действия полка засадного, который ударил во фланг ордынцев. последние не выдержали удара и бежали с поля боя, русские воины преследовали ордынцев. Мамай после этого был убит соперниками в Крыму.

Куликовская битва имела огромное историческое значение как в политическом, так и в психологическом плане. Она еще выше подняла значение Москвы как центра объединения русских земель, вернула народу веру в свои силы, ободрила его для дальнейшей борьбы. В то же время победа не означала освобождения от ордынского ига. Потери русских были велики.

Битва на Дону потребовала от Руси такого напряжения сил, что через два года она не сумела отразить нашествие ордынского хана Тохтамыша, который в 1382 году сжег Москву. Однако удар, нанесенный Орде русскими на Куликовском поле, был настолько силен, что она уже не могла от него оправиться и восстановить свою прежнюю власть над Русью. Москва смогла удержать за собой лидерство среди княжеств.

Дмитрий Донской впервые передал по завещанию своему сыну Василию I в качестве «отчины» (наследственного владения) великое княжество Московское.

Презентация на тему: » О благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву Составила: Ярлыкова Анастасия, учащаяся 4 класса Филиала МБОУ СОШ 1 п. Лейпи 2014 год Проект.» — Транскрипт:

1 О благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву Составила: Ярлыкова Анастасия, учащаяся 4 класса Филиала МБОУ СОШ 1 п. Лейпи 2014 год Проект по литературному чтению

2 План 1. Святой преподобный Сергий Радонежский. Пристрастие к церкви. 2. Уважение к Сергию Радонежскому. 3. Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. 4. Художники о благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. 5. Использованные ресурсы.

4 Сергий построил (ок г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Вскоре он принял в 1337 г. иночество. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

5 Отправляясь на битву, Дмитрий Иоанович в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. П. Рыженко. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

6 Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. Ю. Понтюхин. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

7 А. Немеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

8 А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву

Перед выходом на сечу отправился Дмитрий в Троицкую обитель. Жив еще был основатель этой святыни Московской земли Сергий Радонежский; его благословения и спрашивал Дмитрий. Преподобный устроил трапезу в своем монастыре для князя и для тех, кто прибыл тогда с ним. За трапезой стояла святая вода. Верный православному смирению, предпочитавший лучше золотом и серебром отделаться от врагов, чем отваживаться на кровопролитие, за столом Сергий сказал великому князю: «Почти дарами и честью нечестивого Мамая. Господь увидит твое смирение и вознесет тебя, а его неукротимую ярость низложит».

Дмитрий отвечал: «Я уже поступил так, отче, но он тем более несется на меня с гордостью».

Дмитрий посмотрел на двух монахов-братьев. Они были рослы, плечисты, крепко сложены, их черные волосы и бороды придавали мужества их виду. Один звался Пересвет, другой — Ослябя. Оба они были когда-то ратные люди, слыли богатырями, но отреклись от мирской суеты. Видно, жаль было ратным людям смотреть, что такие молодцы скрываются от поля битвы. Дмитрий сказал Сергию: «Дай мне, отче, на брань этих двух иноков! Мы знаем про них: они были великие ратники, крепкие богатыри, смышлены к воинскому делу и к наряду».

Преподобный сказал инокам: «Я велю вам готовиться на ратное дело».

Сергий ваял схимы (шапки) с нашитыми крестами, возложил им на головы: «Вот вам, носите это вместо шлемов. Это вам доспех нетленный вместо тленного. Возьми же их с собой, великий княже, — продолжал святой муж, обращаясь к Дмитрию, — это тебе мои оружники, твои извольники».

Обратившись снова к монахам, Сергий проговорил: «Мир вам, возлюбленные братья Пересвет и Ослябя; пострадайте как доблестные воины Христовы».

После трапезы Сергий благословил великого князя и бывших с ним крестом и окропил святой водой.

Старец исполнился вдохновением и пророчески сказал великому князю: «Господь Бог будет тебе помощник и заступник, Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя».

  • Рассказ о крылове 5 класс по литературе краткое содержание
  • Рассказ о круговороте воды в природе 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о кукольном о театре
  • Рассказ о крылове биография
  • Рассказ о красоте реки амур