Рассказ о кукольном о театре

Гаук рмэ республиканский театр кукол государственное автономное учреждение культуры республики марий эл республиканский театр кукол кукольный театр, основанный в

ГАУК РМЭ «Республика́нский теа́тр ку́кол» (Государственное автономное учреждение культуры Республики Марий Эл «Республиканский театр кукол») — кукольный театр, основанный в 1942 году в городе Йошкар-Ола Марийской АССР. В театре играются спектакли на русском и марийском языках[1].

История создания[править | править код]

Рассказ о кукольном о театре

Бывшее здание театра (с 1989 до 2014 гг.)

В 1942 году художественный руководитель русской труппы Марийского государственного театра Георгий Константинович Крыжицкий предложил разыгрывать небольшие представления с куклами во время антрактов. Вскоре некоторые из них было решено показывать в качестве самостоятельных кукольных постановок для детей.

15 мая 1942 года Управлением по делам искусств при Совете народных комиссаров Марийской АССР был издан приказ о создании хозрасчётной кукольной бригады артистов. Первыми спектаклями театра стали: «Петрушка у малышей» С. Преображенского и «Петрушка у фашистов». Первыми артистами-кукловодами были Нина Евсеевна Попова, Пётр Сергеевич Трубенков, Александр Андреевич Мягков. Они работали артистами русской драмы и по совместительству кукольниками. В марте 1943 года Республиканский театр кукол стал государственным театром с постоянным штатом в 12 человек[2].

В 1945—1948 годах Республиканский театр кукол возглавлял актёр русской труппы Марийского государственного драматического театра Василий Иванович Илисавский. В 1948—1958 годах театром руководила Ариадна Георгиевна Пекаторос. Она ввела в театре тростевую систему кукол и трёхплановые ширмы. Она же начала ставить спектакли для старших школьников и взрослых, например, «Голубой ястреб» В. Швембергера, «Большая награда» С. Силаева о Сталинской пятилетке и другие. При А. Г. Пекторос театр впервые обратился к пьесе местного автора, поставив в 1948 году сказку «Песня жизни» Арсия Волкова. В 1950-е годы ведущими актёрами театра были Нина Зиновьевна Сурьянинова, Василий Александрович Медведев, Джернада Васильевна Якшова.

В 1958 году главным режиссёром Республиканского театра кукол снова стал Василий Илисавский. Он стал уделять внимание национальному репертуару и национальной культуре. В 1961 году была образована марийская труппа, которая была призвана играть спектакли на родном языке в удалённых уголках республики[2]. Первой постановкой на марийском языке стал спектакль «Маска Йыван» («Иван-медведь») по пьесе Ю. Страхова.

В 1964—1975 годах главным режиссёром театра был Игорь Кондратьевич Емельянов. Он уделял большое внимание классике детской литературы, также ставил спектакли для взрослых, среди которых «Чёртова мельница» И. Штока (1974).

По приказу Министерства культуры Марийской АССР от 23 сентября 1968 года здание Городского Дома культуры было передано на Республиканскому театру кукол.

В 1969—1990 годах директором Республиканского театра кукол была Раиса Рауфовна Уварова. При ней театр стал выезжать на гастроли по союзным республикам СССР и участвовать в различных фестивалях театров кукол. Главным режиссёром театра в 1978—2001 годах была Екатерина Ивановна Ярденко.

В 1989 году состоялось открытие нового здания, построенного специально для Республиканского театра кукол по ул. Карла Маркса, 87 (затем улица стала называться Вознесенской). Архитектор — Анатолий Галицкий.

В 1993—2014 годах театром руководил директор Вячеслав Александрович Кузнецов. В 2001—2011 годах главным режиссёром театра был российский кукольник заслуженный артист России Виктор Семёнович Голованов. Он стал руководителем первого курса артистов-кукловодов в Марийском республиканском колледже культуры и искусств имени И. С. Палантая, и в 2009 году труппа театра пополнилась первыми выпускниками. Его дело продолжает заслуженная артистка Российской Федерации Галина Владимировна Ковалёва.

В сентябре 2014 года театр переехал с улицы Вознесенской в новое здание на Патриаршей площади. С 2014 года художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Алексей Анатольевич Ямаев.

Репертуар[править | править код]

Театральный сезон начинается в августе и заканчивается в июне.

В текущем репертуаре более 50 спектаклей для детей и взрослых. Яркими спектаклями для взрослого зрителя в последние годы стали постановки «Прекрасное далеко» по пьесе Д. Привалова, «Бедный Акакий» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Шинель», «Жак и его слуга, или Как стать людоедом» в духе народной комедии масок, «Панночка» по пьесе Н. Садур по мотивам повести Н. В. Гоголя «Вий», «Прозоровы. Эпитафия» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры», «Двенадцатая ночь, или Что угодно» по пьесе У. Шекспира, «Йӱд орол» («Ночной караул») по пьесе Д. Осокина.

Детский репертуар представлен постановками по произведениям классиков детской прозы: Г. Х. Андерсена, Э. Гофмана, Ш. Перро, Е. Шварца, А.Толстого, С. Маршака, К. Чуковского, а также современных авторов: М. Бартенева, М. Супонна, А. Богачёвой, Д. Войдака, Н. Шмитько и других.

Участие в конкурсах и награды[править | править код]

Республиканский театр кукол является неоднократным лауреатом фестиваля «Йошкар-Ола театральная», который проводит Союз театральных деятелей Республики Марий Эл. Впервые Гран-при фестиваля в 2000 году получил спектакль Татьяны Батраковой «После дождичка…». Этот спектакль много гастролировал по стране и за рубежом. В 2019 году Гран-при фестиваля «Йошкар-Ола театральная» получил спектакль «Йӱд орол» («Ночной караул») по пьесе Дениса Осокина.

Лауреатами театральной премии имени Йывана Кырли в разные годы становились актёры Николай Большаков, Вера Новикова, Владимир Никитин, Сергей Печенников, Эльвира Лисицына, Галина Ковалёва, Надежда Медведева, Анна Деркач, Максим Белецкий, Сауле Этлис, режиссёры Екатерина Ярденко, Татьяна Лядова, Алексей Ямаев, художники Татьяна Батракова, Сергей Таныгин и другие[3].

Республиканский театр кукол стал первым в истории Республики Марий Эл театром, отмеченным Российской Национальной театральной премией «Золотая маска»: спектакль «Йÿд орол» («Ночной караул») по пьесе Дениса Осокина был представлен на соискание Премии «Золотая маска-2020» в трёх номинациях[4]: «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссёра в театре кукол» (Алексей Ямаев) и «Лучшая работа художника в театре кукол» (Сергей Таныгин). Художник спектакля «Ночной караул» Сергей Таныгин стал лауреатом Российской Национальной театральной премией «Золотая маска» (сезон 2018—2019)[5].

Примечания[править | править код]

Второй находился рядом с домом и всякий раз казался очень таинственным. Детское воображение пленяло многое – от таинственного логотипа (думалось, что это доброе приведение) до пирожка в буфете, который уж очень хотелось, проголодавшись от впечатлений. В зале выключался свет – становилось страшно, вдруг существо из сказки выскочит сбоку и укусит? Но злодейская кукла появлялась из-за кулис – чёрным силуэтом или яркой «петрушкой», регулируемая едва заметными ниточками.

Представление начиналось с таинственно-сказочного перелива звуков, символизировавших переход из настоящего мира в сказочный. Но почему-то взрослые редко собираются пойти в кукольный театр без детей, более того, кукольные представления для взрослых – редкость. Забив в строке поиска «кукольный театр», мы сразу видим предложения с тегами «дети», «для детей», реже – «для детей и взрослых» –  представления с маркировкой 10+, 12+, 14+… Но ведь так было далеко не всегда. Вспомним немного из истории кукольного театра, чтобы понять, через что прошёл этот причудливый вид искусства, прежде чем стать таким, каким мы видим его сегодня.

Рассказ о кукольном о театреФото: Волгоградский кукольный театр 

Истоки кукольного театра уходят далеко вглубь истории человечества, когда шаманы изготовляли кукол для ритуалов. Куклы не всегда стояли истуканами – идолов возили в колесницах, купали, носили на руках – постепенно священнодействия стали превращаться в настоящие спектакли. Мир развивался и его состояния отражал, наряду с другими видами искусства, кукольный театр. Добавились бытовые сюжеты и театр перестал быть только частью религиозного ритуала. Упоминания об игровых куклах встречаются у многих авторов Древней Греции, куда искусство именно эстрадного театра кукол пришло с бродячими труппами из Индии и Китая, затем укоренившись, конечно же, в Древнем Риме.

Кукольный театр – один из самых важных видов досуга средневековой Европы. В странах запада особенно чтили куклу-забияку, именуемую в России Петрушкой. В Англии Петрушку звали Панчем, в Германии – Кашперле и Гансвурстем, в Голландии – Яном Клаасеном, в Дании – господином Йоккелем, во Франции — Полишинелем, в Италии — Пульчинеллой, в Чехословакии — Кашпареком, в Турции — Карагёзом.

Конечно же, Петрушка не везде был мальчишкой с веснушчатым лицом и в красной рубахе – каждая кукла, будучи потешной, вбирала территориальные культурные особенности, присущие веселящему персонажу. К примеру, Пульчинелла и Полишинель – горбуны, острословы, но не всегда дурачки – образ варьировался в зависимости от постановки, кукла могла быть либо хитрой, либо глупой.

Интересно, что до Октябрьской революции в России не было постоянных кукольных театров – существовали только передвижные, ярмарочные бродячие представления. По этой причине к искусству кукольника отношение в обществе долго оставалось несерьезным. До XVIII века театральные действа, в том числе кукольные, называли такими словами, как потеха, игрища, русалии, игры скоморошеские.

Куклы на пальцах, на нитках, на тростях, куклы-перчатки – мир театральной куклы разнообразен и в современном мире уже нет культурных границ применения определённого вида куклы. Теперь же происходит полный постмодерн, авторы спектаклей проявляют своё творчество в том числе и в методе изготовления театральной куклы.

 Рассказ о кукольном о театре

Фото: Water Puppet Theatre | Хошимин, Вьетнам

Мир современного кукольного театра, доступного на русском языке для взрослых, не велик, но причудлив. Даже в столице не каждый месяц можно сходить на представление, ориентированное не на подростков и их родителей, а на полностью совершеннолетнюю публику. В марте 2017 в Москве гастролировал Театр Резо Габриадзе – потрясающее воплощение таланта грузинского художника, сценариста, писателя, скульптора и режиссёра. Театр был основан в 1981 году в Тбилиси. Пьесы идут с переводом на русский и английский. Каждый спектакль – не просто куклы, а авторские произведения Резо, составляющие одно творческое целое с музыкой и декорациями. Интересно, что с годами каждый спектакль претерпевает изменения – новые фразы, шутки, элементы декораций – спектакли живут и меняются вместе с окружающим миром, с восприятием режиссёра и зрителей, а потому репертуар не велик – за время существования театра было выпущено шесть пьес. Сейчас идут четыре, мне удалось посмотреть две из них.

Драма «Осень моей весны» – насыщенный эмоциями, как сама жизнь, спектакль, в котором мотив похорон соседствует с говорящей птичкой и пьющими шампанское проститутками. Комедия «Бриллиант маршала де Фантье» с увлекательным сюжетом, колоритным восточным юмором. Правда, совсем иначе смотреть спектакли Резо на родной сцене.

Рассказ о кукольном о театреТеатр марионеток Резо Габриадзе. Фото: Weatlas
 

Если вам удастся побывать в Тбилиси, то не забудьте обратить внимание хотя бы на здание театра – благо, стоит оно в самом центре старого города, близ старинной церкви Анчисхати VI века. Сама башня была построена недавно – в 2010 году, но выглядит так, будто украшает центр Тбилиси несколько веков – настолько вписалась в колорит! Придумал её, конечно же, основатель театра. На крыше башни растёт гранатовое деревце, а часы разыгрывают спектакль «цикл жизни» дважды в день – в 12:00 и в 19:00, чем отчасти напоминают знаменитые часы театра Образцова, ежедневно собирающие людей вокруг себя, как только раздаётся бой или мелодия.

В этом знаменитом московском театре уже несколько лет идёт успешная постановка «Безумный день или Женитьба Фигаро» – ставшая классикой для исполнения на сцене комедия, рассчитанная на подростков и взрослых, в том числе знаковый спектакль театра «Необыкновенный концерт», меняющийся и поражающий зрителей несколько десятилетий. Играют не мало спектаклей для взрослых и детей от 12 лет. В отличие от огромного детского репертуара, который, в целом, можно охарактеризовать классическим (сказки народов мира, авторские сказки), взрослые постановки – творческая площадка.

 Рассказ о кукольном о театре

Фото: http://puppet.ru/repertuar/bozhestvennaya_komediya

К примеру, «Божественная комедия» в театре Образцова не имеет с Данте ничего общего, к тому же имеет иронический оттенок для придания спектаклю развлекательного духа. А в Академическом театре кукол в Киеве, где постановка с таким же названием, осталось немного от Данте, но на современный манер, с обилием шуток и причудливыми декорациями, забавными костюмами даже у ангелов, для которых сходу и не придумаешь что-то новое в устоявшемся образе. В целом, постановка – скорее видение режиссёра и театральной команды, а изначальное произведение – источник вдохновения.

Как симбиоз вдохновения и гармонии видения команды с авторским изначальным стилем, можно рассмотреть постановку «Старый сеньор и…» по Г. Г. Маркесу. В спектакле используется интересная техника «чёрного кабинета» и ростовые куклы, в сочетании дающие погрузиться в мир магического реализма и кубинской эстетики. Тематика постановок и их серьёзность в сочетании с адаптацией для довольного юного зрителя поражает, когда узнаёшь о спектакле «Ленинградка», повествующем о девочке Вале, нашедшей свой уголок волшебства в страшном блокадном Ленинграде.

Кстати, о городе на Неве. Ведь именно там находится Большой театр кукол, в репертуаре которого каждый найдёт себе спектакль по душе. Многие взрослые спектакли театра – совместная игра актёров и кукол, а также спектакли с использованием масок или кукольных элементов как составляющих спектакля, но не главных действующих лиц. Эта техника хороша не только для разнообразия, но и для восприятия взрослым зрителем, часть из которых находится под влияние стереотипов о кукольном театре как о детском (а значит, не серьёзном). Может показаться, что в характерности движений, актёры даже подражают куклам. В этом особенность подобных спектаклей – нельзя предать атмосферу кукольного представления, выдвинув героев-людей исключительно на первый план. В такой технике исполнена постановка «Письмовник», единственный спектакль для зрителей от 16 лет, идущий в Московском детском камерном театре кукол.

Вернёмся же к Петербургскому театру – выбор спектаклей для взрослых в нём поражает– их действительно столько же, сколько и детских. Библейский цикл «Книга Иова», «Песнь песней», «Экклезиаст» (впрочем, каждый из спектаклей интересен и по отдельности) соседствует с «Вием» и антиутопией из двадцатого века «Мы». Сегодня можно посмотреть «Холстомера» по Толстому, а завтра – совсем современную драму «100 оттенков синего».

Нет, современный кукольный театр – это далеко не отсылка к ярмарочным потехам даже вековой давности. Это развивающаяся площадка для творчества с не менее неисчерпаемым потенциалом, чем любой другой вид сценического искусства. Как было сказано выше, чаще всего в театрах кукол проходят одна-две постановки для взрослого зрителя, если это не большой театр. Часто подобные спектакли проходят временно, даже экспериментально, в рамках фестивалей – «нащупывают» подход к непривычному, к сожалению, зрителю. Можно сказать, что спектакли для старшей аудитории вскоре начнут набирать популярность, их час славы в современном обществе впереди.

Сейчас на волне популярности находятся представления для самых маленьких – именно премьерой таких постановок «Жизель» и «Краски» открылся после реконструкции Театр Теней. Вскоре стартовал проект для зрителей старше десяти лет – театральный сериал «Шерлок», смысл которого в том, что все части поставлены разными режиссёрами и могут меняться вне зависимости друг от друга, в тоже время объединённые общей тематикой, популярной сейчас. Два года назад выпустили спектакль «Собака Баскервиллей», который сменился новеллой «Пёстрая лента». Тенденция воплощения популярных именно в данный момент сюжетов интересна и концепция, под которой театр представил Шерлока подросшему зрителю, оригинальна и нова.

Рассказ о кукольном о театреФото: skazkateatr.ru
 

Кстати, пишут для театра кукол самые разные творческие люди – от драматургов до режиссёров не только театра, но и кино. На сайте почти каждого театра можно посмотреть, кто приложил старания и вдохновение к его созданию. Легко удивить себя, обнаружив, например, любимого писателя в роли режиссёра.

Театр – динамическая площадка, ведь фильм изменить нельзя, а спектакль можно дополнять и совершенствовать каждый раз. Приглядевшись к любому отдельно взятому театру кукол, становится заметно, как каждый из них пытается не просто найти свою оригинальную диковинку, будь то часы или стилистика кукол, но и не задерживаясь на достигнутом, поражать вновь. Пока зрители удивляются просто наличию достойных серьёзных постановок в театре кукол, но скоро, возможно, оттают от стереотипов и уподобятся детям в любви к кукольным представлениям, над которыми можно думать, смеяться, которыми можно любоваться и даже возжелать творить самому.



Подготовь рассказ на тему «Кукольный театр».

Ответь на вопрос писателя Ф.М. Достоевского: «Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, весело всем: и детям, и старикам.

Просмотров: 4571 | Добавил: damian (31.10.2019) (Изменено: 31.10.2019)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 2


31.10.2019 оставил(а) комментарий:

Кукольный театр – это место, где разыгрываются различные спектакли, представления. В качестве актеров используются куклы. Куклы также, как и другие артисты имеют свои костюмы, совершают движения, могут «разговаривать», петь, смеяться, плакать. Руководят ими «кукловоды», которых чаще всего не видно. Они дергают за невидимые ниточки и куклы «оживают». Каждый раз действие завершается счастливо.

До сих пор доподлинно неизвестно когда и откуда появился кукольный театр. Существуют только предположения. Некоторые исследователи считают, что театр кукол берет свое начало в Древнем Египте, и связано это с религиозными обрядами. Есть предположения, что во время праздников в Египте, по деревням ходили женщины, которые носили в руках статуэтки кукол, олицетворяющих богов, и двигали ими при помощи веревок. Другие исследователи, высказывают мнение, что кукольные театры появились еще до появления религии. Во время раскопок, были найдены предметы, подтверждающие существования театра кукол в Древнем Риме.

По сей день неизвестно, кто изобрел ящик без передней стенки и перегороженный посередине, с которым артисты управляющие куклами ходили по разным странам Европы, и разыгрывали спектакли на религиозные темы. Позже появились декорации. Куклы тех времен были красивы. Сами спектакли люди воспринимали в те времена, как нечто магическое, и даже считалось, что в кукол вселяются души умерших людей. Кстати, именно в результате этого, произошел театр теней. С самого начала своего появления в кукольных театрах существовали постоянные герои, которые становились очень популярными в народе.

Со времен своего появления, театр кукол был народным зрелищем. Спектакли разыгрывались на ярмарках, площадях и в других местах скопления простых людей. В таких спектаклях высмеивали правителей, их несправедливое отношение к народу, жадность, глупость. Уже позже для кукольных театров начали писать специально пьесы.

За сотни лет существования кукольных театров, в них произошли перемены, появились новые герои. Новая методика работы с куклами, которой в наше время пользуются в Европейских кукольных театрах, родилась в 30–40-х годах прошлого столетия в России в театре кукол под руководством Образцова. Именно он придумал куклу, которую надевают на руку и манипулируют ею, при этом кукла, как бы, оживает. Театры кукол и по сегодняшний день действуют во всех странах мира.

Так Петрушка всегда добр, весел. Его действия понятны и детям, и взрослым. Он предстает в разных действиях, но всегда честен, готов прийти на помощь, борется со злом и несправедливостью. Этого героя звали Петрушкой, Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем. Он стал главным героем русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день. Сам по себе театр Петрушки был простым. Самым распространенным был «ходячий» Петрушка. «Театр» состоял из складной легкой ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки (или скрипки), а также самого кукольника и его помощника-музыканта. И вот он, маленький живой человечек с длинным носом прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом.

Необычайная любовь народа к своему кукольному герою объяснялась по-разному: одни считали, что виной тому являлись злободневность и сатирическая направленность петрушечной комедии; другие полагали, что простота, понятность и доступность театра любому возрасту и сословию делали его столь популярным.

Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя — Петрушки. Основными сценами традиционной комедии о Петрушке были следующие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе и финальная сцена.

Сначала раздавался из-за ширмы хохот или песня и тут же появлялся на ширме Петрушка. Он кланялся и поздравлял публику с праздником. Так начиналось представление. Одет он был в красную рубаху, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки, а на голове носил колпак. Часто Петрушку наделяли еще и горбом, а то и двумя. У хороших кукольников Петрушка вступал в переговоры и объяснения с публикой — это был один из самых живых эпизодов представления. Далее начинались приключения с самим Петрушкой. Он сообщал публике о своей женитьбе, расписывал достоинства своей невесты и ее приданое. На его зов являлась крупная нарумяненная девица, которая к тому же оказывалась курносой или «хромой на один глаз». Шарманщик или музыкант начинали играть, а он плясал со своей невестой. Часто сценка заканчивалась буйством героя, и он побивал свою невесту. Далее следовала сцена покупки лошади. Тут же являлся цыган и предлагал ему лошадь, которая «не конь, а диво, бежит — дрожит, а упадет, так и не встанет».


05.04.2021 оставил(а) комментарий:

Кукольный театр – это место, где разыгрываются различные спектакли, представления. В качестве актеров используются куклы. Куклы также, как и другие артисты имеют свои костюмы, совершают движения, могут «разговаривать», петь, смеяться, плакать. Руководят ими «кукловоды», которых чаще всего не видно. Они дергают за невидимые ниточки и куклы «оживают». Каждый раз действие завершается счастливо.

  • Рассказ о красоте реки амур
  • Рассказ о красоте рябины
  • Рассказ о красоте растений южного урала 2 класс
  • Рассказ о красоте собак и кошек
  • Рассказ о красоте рыси