Рассказ о круговороте воды в природе для 3 класса

Статьи линия умк о. а. климановой, а. и. алексеева. география 5-9 география жителю засушливых районов пустыни сложно поверить, что из

Статьи

Линия УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева. География (5-9)

География



Жителю засушливых районов пустыни сложно поверить, что из космоса Земля выглядит как огромный голубой шар, поскольку ¾ поверхности планеты заняты водой. Все воды планеты называются гидросферой или водной оболочкой Земли.
В состав водной оболочки входят Мировой океан, реки, озера, ледники, подземные и грунтовые воды, болота, газы и испарения.

30 июля 2019

«Вода — это сок жизни».

Планета ежедневно потребляет 14 триллионов литров воды, и если бы запасы воды не возобновлялись, прекрасная голубая планета превратилась бы в безжизненную пустыню, как ближайший к нам сосед – кроваво-красный Марс.

Круговорот воды в природе позволяет жить, расти, размножаться биологическому разнообразию флоры и фауны, включая человека. Значение воды сложно переоценить. Она участвует в химических, физических, биологических процессах, происходящих в живой клетке.

Кочевники пустынь повторяют: «Вода дороже золота». И это правда. Странствующий путник без воды не проживет больше недели. Ведь тело человека примерно на 70%, а новорожденного младенца – на 85% – состоит из воды.

Круговорот воды или гидрологический цикл происходит из-за способности воды менять свое агрегатное состояние. Но как мы знаем, для изменения агрегатного состояния вещества нужна энергия. И Солнце дает энергию для непрерывных процессов мирового круговорота воды.

Полный гидрологический цикл включает в себя несколько этапов:

  • Испарение — преобразование воды из жидкой в газообразную благодаря энергии солнечного света.Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного.

  • Конденсация пара. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразуется в жидкость. Капли росы на траве ранним утром, осенний туман в низине, или облака на голубом небе — видимый результат конденсации.

  • Выпадение осадков на землю. Сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на поверхность планеты. Из-за большой скорости они не успевают испариться. И результатом становятся дождь, снег или град.

  • Прохождение воды через слои почвы. Падая на землю, часть воды просачивается сквозь почвенный грунт, питая корни деревьев, а затем попадает в подземные потоки. Часть воды в виде осадков выпадает непосредственно в море. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

  • Поглощение корнями растений влаги из земли.

  • Участие в реакциях обмена веществ в клетках человека и животных, а также в процессах фотосинтеза у растений.

География. 5 класс. Рабочая тетрадь

География. 5 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь является частью УМК по географии и предназначена для использования при работе с учебником под редакцией О. А. Климановой «География. Землеведение. 5–6 классы». Содержит разнообразные задания, направленные на закрепление основных знаний и умений по курсу, а также задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Купить

В упрощенном варианте представить, как происходит круговорот воды в природе, помогут три основных этапа:

  • испарение воды с поверхности земли;

  • конденсация и концентрация в атмосферных слоях;

  • выпадение осадков в виде дождя, снега или пара обратно на землю.

В учебнике «География 5-6 класс» под редакцией Климановой О. А. поднимается серьезный вопрос, над которым предлагаем подумать и вам. Если вода никуда не исчезает и участвует в бесконечном круговороте, почему возникают проблемы с запасами пресной воды? 

Схема круговорота воды представлена на иллюстрации:

 Безымянный.png

Различают несколько видов гидрологических циклов в природе:

1. Мировой, или большой круговорот.

С поверхности океана испаряется вода, превращаясь в водяной пар, и воздушными потоками переносится на материки. В виде дождя, снега и других атмосферных осадков выпадает на землю и стоковыми водами возвращается в океан. При большом круговороте меняется состав и качество воды. Испаряясь, загрязненная вода очищается, а соленая лишается солей и превращается в пресную.

2. Океанический, или малый круговорот. Вода, которая испарилась над поверхностью океана, выпадает в виде осадков снова в океан.

3. Внутриконтинентальный круговорот. Испарившаяся над поверхностью суши вода конденсируется и опять выпадает на сушу в виде дождя, тумана или снега.

Скорость кругооборота зависит не от скорости конденсации и выпадения осадков , а от испарения с поверхности морей и океанов, а также листьев растений. Поскольку поверхность океана из-за аварий на танкерах, нефтяных вышках и других техногенных катастроф покрывается нефтяной пленкой, а леса планеты вырубаются, испарение снижается, и, как следствие, уменьшается выпадение осадков.

В результате ученые не на шутку обеспокоены тем, что изменения климата приведут к еще большей засухе в засушливых районах, а в болотистых и влажных местностях количество осадков увеличится.

Круговорот воды – это не изолированный процесс, а часть глобального биологического круговорота веществ и энергии, о котором можно почитать на странице 123 в учебнике «География 5-6 класс» под редакцией Климановой О. А.

Методический совет

Чтобы наглядно представить круговорот воды, проведите элементарный опыт: стакан с водой плотно накройте пищевой пленкой и в солнечный день поставьте на подоконник. Через некоторое время заметите, как на пленке происходит конденсация жидкости, а затем тяжелые капли, отрываясь от пленки, падают в стакан, напоминая дождь.


#ADVERTISING_INSERT#

Круговорот воды – это важнейший процесс, происходящий на нашей планете, который обеспечивает жизнь всем живым существам, начиная от мелких животных и растений, заканчивая человеком. Вода необходима для существования всем без исключениям организмам. Она принимает участие во многих химических, физических, биологических процессах. Водой покрыто 70,8% поверхности Земли, и она составляет гидросферу – часть биосферы. Водную оболочку составляют моря и океаны, реки и озера, болота и грунтовые воды, искусственные водоемы, а также вечная мерзлота и ледники, газы и пары, то есть к гидросфере относятся все водные объекты, пребывающие во всех трех состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Значение круговорота воды в природе очень велико, так как благодаря данному процессу происходит взаимосвязь и полноценное функционирование атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы. Вода – источник жизни, дающий всему живому шанс на существование. Она переносит важнейшие элементы по всей Земле и обеспечивает полноценную жизнедеятельность всем организмам.

В теплое время года и под воздействием солнечного излучения вода начинает превращаться в пар, преобразовываясь во второе состояние (газообразное). Жидкость, поступающая в воздух в виде пара, является пресной, поэтому воды Мирового океана называют «фабрикой пресных вод». Поднимаясь выше, пар встречается с холодными потоками воздуха, от чего преобразуется в облака. Довольно часто испарившаяся жидкость возвращается в океан в виде осадков.

Ученые ввели понятие «Большого круговорота воды в природе», некоторые называют данный процесс Мировым. Суть заключается в следующем: жидкость собирается над водами океана в виде осадков, после чего часть перемещается на континенты. Там осадки выпадают на землю и с помощью сточных вод возвращаются в Мировой океан. Именно по такой схеме происходит преобразование воды из соленой в пресную и наоборот. Своеобразная «доставка» воды может осуществляться при наличии таких процессов, как испарение, конденсация, выпадение осадков, стоки воды. Рассмотрим подробнее каждый этап круговорота воды в природе:

  • Испарение – данный процесс заключается в преобразовании воды из жидкого состояния в газообразное. Это происходит при нагревании жидкости, после чего она поднимается в воздух в виде пара (испаряется). Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного. Вода испаряется постоянно, но увидеть это можно только, когда она теплая.
  • Конденсация – уникальный процесс, который заставляет пар вновь превращаться в жидкость. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразовывается в жидкость. Результат процесса можно увидеть в виде росы, тумана и облаков.
  • Выпадение осадков – сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на землю или в воду. Из-за большой скорости они не успевают испариться, поэтому часто мы видим осадки в виде дождя, снега или града.
  • Стоки воды – попадая на землю, некоторые осадки впитываются в почву, другие поступают в море, третьи питают растения и деревья. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

В совокупности вышеуказанные этапы составляют круговорот воды в природе. Состояние жидкости постоянно меняется, при этом выделяется и поглощается тепловая энергия. Человек и животные также принимают участие в столь сложном процессе, поглощая воду. Негативное влияние со стороны человечества вызвано развитием разных сфер промышленности, создания плотин, водохранилищ, а также уничтожением лесов, осушением и орошением земель.

В природе также существуют малые круговороты воды: континентальный и океанический. Суть последнего процесса заключается в испарении, конденсации и выпадении осадков непосредственно в океан. Аналогичный процесс может происходить на поверхности земли, что принято называть континентальным малым круговоротом воды. Так или иначе, все осадки, независимо от того, где они выпали, непременно возвращаются в воды океана.

Так как вода может быть жидкой, твердой и газообразной, скорость передвижения зависит от её агрегатного состояния.

Условно можно назвать три вида круговорота воды:

  • Мировой круговорот. Над Мировым океаном образовывается большой пар. Он, подымаясь вверх, относится на континент воздушными потоками, где выпадает дождем или снегом. После этого реками и подземными водами снова возвращается в океан
  • Малый. В этом случае пар образовывается над океаном и прямо же в него выпадает осадками через некоторое время
  • Континентальный. Этот круговорот образовывается как раз внутри материка. Вода с земли и внутриконтинентальных водоемов испаряется в атмосферу, а после чего спустя время возвращается на землю дождем и снегом

Таким образом, круговорот воды – это процесс, в результате которого вода изменяет состояние, очищается, насыщается новыми веществами. Круговорот позволяет функционировать всем формам жизни. Из-за того, что вода постоянно пребывает в движении, она охватывает всю поверхность планеты.

Рассказ о круговороте воды в природе для 3 класса

Цели урока: создать условия для формирования  понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.

Оборудование урока: презентация, приложение, портреты Капитошки и Волчонка, плакат “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка, тарелочки с кубиками льда, тест.

Организационный момент

Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, проверили готовность к уроку, тихо сели. Проверили посадку. Молодцы! Я желаю всем удачи. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадайте загадку:

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?(Вода)

Наш урок мы посвятим разговору о воде. Будьте внимательны на уроке, старайтесь, в конце урока нас ждёт небольшая самостоятельная работа.

Работать будем по плану: (на доске или на экране)

Слайд 2

Слайд 3

Проверка Д/З

Проверка Д/З

Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств.

— Давайте проверим, как вы запомнили их, выполнив Тест.

Инструктаж. Самопроверка по ключу.

Самооценка знаний по критериям. Взаимопроверка. (Работа в парах).

Обратная связь: Встаньте те, кто поставил себе «5»,  … «4»,  … «3».

Анализ типичных ошибок. (Проходя по рядам, проверяю работу детей и ошибки. Большинство допустили ошибки в уровне «С». Давайте его разберём. Вода нужна для мытья посуды, стирки, т.к. вода – растворитель. Вода нужна для приготовления пищи. Вымыть, добавить блюду нужное количество жидкости по рецепту.)

Слайд 5

Создание ситуации успеха.
Целеполагание

Изучение нового материла

Послушайте  загадку.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.  (вода)

Слайд 7

Изучение нового материала.

Открытие новых знаний

— В каких  трёх состояниях вода может быть в природе?

В жидком, в  твёрдом и в газообразном. Молодцы!

— Назовите слова, отражающие жидкое состояние воды?

— Прочитайте: (И ручей, и океан).

— Назовите слова, отражающие твёрдое состояние воды?

— Прочитайте: (И стеклянной быть могу). Докажите! Это лёд.

— Назовите слова, отражающие газообразное состояние воды?

— Прочитайте (Я и туча, и туман).

Итак, вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

—  Как можно  по-другому назвать изменение свойств воды? Вспомните, как э то происходит в сказках со сказочными героями, например, Царевна-лягушка и  Иванушка.

—  Может, кто-нибудь попробует сформулировать тему нашего урока.

«Превращения и круговорот воды» (на доске)
(Открываю тему)

Слайд 9, 10

Работа в группах

Работа в группах.

—  Давайте, представим себя маленькими исследователями.

Перед вами задача. Вы будете работать в группах (6 групп: объединяю детей по 3-4 человека). У каждой группы на листочке вопрос, подумайте, обсудите и постарайтесь на него ответить. Решите, кто из вашей группы будет отвечать. На эту работу даю вам 1 минуту. Возьмите листочки. Начинаем работать.

1 группа. Как  вода переходит из жидкого состояния в газообразное?

2 группа. Как вода переходит  из жидкого состояния в твёрдое?

3 группа. Как  вода переходит из твёрдого состояния в жидкое?

Выступление 6 человек, по 1-му представителю из каждой группы. Параллельные выступления ребят из групп с одинаковыми вопросами. Спасибо. Ну что ж, давайте проверим ваши версии.

Слайд 12

Открытие новых
знаний.

Практическая работа

Опыт 1.

У вас на столах лежат кубики льда. Потрогайте их на ощупь. Давайте их погреем. Подержите их в руках. Верните их обратно. Возьмите салфетки и протрите руки.

Ответьте на вопросы:

— Что с ними происходит? (тают)

— И превращаются во что? (в воду)

— Значит, вода какое состояние приобрела? (жидкое)

— Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, озёра, океаны, ручьи)

— А ещё в каком состоянии может быть вода? (в газообразном)

— А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние? (нагреть)

Опыт 2.

Проделаем опыт. Нагрею воду спиртовкой.

Спиртовка — это горелка. Посмотрите, всем видно?

— Что происходит с водой?

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в(Газообразное, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.

Поставим над поднимающимся паром перевёрнутую стеклянную кружку. Она сухая, прозрачная.
— Что происходит? ( Стекло запотело. Через некоторое время, остывая, пар превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)

Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил  название конденсация. (на экране)

Встаньте. Читаем хором определение.

Конденсация – это переход воды из газообразного состояния в жидкое (то есть из пара – в воду.) Ещё раз прочитайте самостоятельно. Расскажите друг другу.

Работаем в парах. Кто выучил? Расскажи (Артём, Ваня). Молодцы!

— Итак. Мелкие капельки собираются в более крупные, и что же с ними происходит?  (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)

Сделайте вывод: Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду.

Получился круговорот. (Если дети будут затрудняться, показываю слайд на экране и читаем хором.)

Слайд 14

Слайд 18

Физминутка

А теперь надо немного отдохнуть. Встаньте. Сейчас мы поиграем  в игру «Вода, не вода»

—  Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете.

—  Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх.

Облако,  лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, компот, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, сок, снег, альбом.

—  Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. Проверили посадку.

Рефлексия

Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода) 

Молодцы!

***
А ещё говорят, что вода-путешественница.

— А почему её так называют?

Слайд 20

Видеофрагмент м/ф Капитошка»

Первичная     
рефлексия

Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка. А вы, ребята, поняли? (это капелька воды)

Давайте поможем Волчонку разобраться, кто же такой Капитошка.

Сообщение

Продолжаем работать. Вот что о путешествии капельки, нам расскажет Семён в своём сообщении.

«Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила не одна, вместе с ней жили сестры и братья, их было очень много.

Однажды в жаркий день они так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх.

Летела она, летела и на своем пути стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны.

И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать,  она  все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

(Оценка Семёну)

 

Первичное закрепление

Итог.

— Так кто же такой, Капитошка? (капля воды)

— Скажите, что произошло  с каплей в жаркий день? (испарилась)

Какое это состояние воды? (газообразное)

Вешаю на доску (по кругу)

— Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, превратились в большую каплю.

—  Какое это состояние воды? (жидкое)

— Как  называется превращение газообразного состояния воды  в жидкое?
Уже висит (можно напомнить)

— Как капли вернулись на землю? (в виде осадков)

— Какие бывают осадки? (дождь, снег, град)

—  Жидкие осадки. Это что? Назовите. (дождь)

— А твёрдые осадки. Это что?  Назовите. (снег, град)

—  В конце капелька мечтала, чтобы снова наступил жаркий день, и опять можно было попутешествовать. Путешествуя в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится)

—  И превратится снова во что? (в газообразное состояние)

— Значит, что произошло  с водой в природе?
(круговорот воды в природе)

Слайд 22

Работа
с учебником

Откройте учебник  на стр.58. Прочитайте  вывод тихо вслух. Повернитесь, расскажите друг другу. Работаем в парах. (самопроверка-рефлексия).

Встаньте. А теперь хором. Молодцы!

Физминутка
для глаз

Давайте отдохнём. Закрыли глазки. Сосчитали до 10-ти. Окрыли глазки, поморгали. Внимание на экран. (Комментирую по ходу)

Круговорот воды в природе. Презентация с музыкальным сопровождением.

Презентация

Систематизация и обобщение полученных знаний

 Переходим к самому главному этапу нашего урока, самостоятельной работе. Возьмите листочки.К каждому процессу из левого столбика вам нужно найти определение из правого столбика, и соединить их стрелками.  На эту работу я вам даю 1 минуту.

испарение воды 

превращение воды в лёд

замерзание воды 

превращение пара в воду

таяние льда 

превращение воды в пар

конденсация пара 

превращение льда в воду 

Проверка: (на экране)

У кого всё правильно? Молодцы! У кого одна ошибка? У кого больше ошибок?

Несколько человек допустили ошибки. Давайте вспомним определения. (Спрашиваю 2-3 человек, кто допустил ошибки, за ними повторяют определения.)

Слайд 24

Домашнее задание

Домашнее задание.

  1. с.53-56 прочитать, в. 3, 4 на стр.58.
  2. В тетрадях нарисуйте  схему круговорота воды в природе.

Покажите товарищу, как записали Д/З

Слайд 26

Рефлексия деятельности на уроке

— О каких трех состояниях воды вы узнали?
(Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)

—  При каком условии образуется лёд? (при t=0о С и ниже, замерзает)

—  Отчего он тает? (Повышение температуры выше 0о С)

—  Как образуется пар? (вода нагревается до кипения и начинает испаряться) 

Итак. Почему вода-путешественница?

Программа
МАХимум

Сообщения детей

—  Время у нас осталось, и мы переходим к программе максимум.

Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии,  нам расскажет Софья.   Айсберги.
В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда болшая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей.

(Оценка Софье)

— Айсберг — это какое состояние воды?(твёрдое)

Слайд 28

Где можно встретить воду в газообразном состоянии  и в жидком расскажут Максим и Алёша.
Туман, роса, иней.
Когда солнце нагревает поверхность рек, озер и морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми.
Если облака опускаются очень низко над землей, они становятся туманом.
Чаще всего туманы бывают там, где много влаги – над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку – утренний туман рассевается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается в вверх.  

(Оценка Максиму)

*****
А что происходит с вечерним туманом?
Капельки воды из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы видели ее не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.
А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда – инеем.
Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими? (Оценка Алёше)

Об осадках нам расскажет Денис.

Дождь, град, снег.
Другие капельки поднимаются в верхнюю (холодную) часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становятся трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землей тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождем.
Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики – град.
А зимой с капельками – путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землей, замерзшие капельки примерзают друг к другу и появляется красавица-снежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом!
Такое путешествие воды называются круговоротом.

(Оценка Денису)

Слайд 30

Слайд 32

Рефлексия учебной деятельности

Итог урока

— Наш урок подошёл к концу.

Оцените свою работу на уроке.
—  Кто может оценить свою работу на «5»? Встаньте. Молодцы!
—  Кто может оценить свою работу на «4»? Встаньте. Хорошо!
—  Кому ещё надо постараться и подучить материал урока?

Садитесь.

— Вы все хорошо поработали на уроке. Капитошка и Волчок прощаются с вами и благодарят за работу. Спасибо за урок.

Слайд 34

На чтение 8 мин. Опубликовано

Биосфера земли почти на 70% состоит из гидрооболочки (моря и океаны, реки и озера, болота и плавни, подземные воды и ледники). Так что неудивительно, что физические и химические свойства жидкости являются хорошо исследованными, как и круговорот воды в природе (окружающий мир, 3 класс), и схема превращения влаги в пар и обратно. Данная тема идеально подходит для создания сообщения, доклада, реферата, сочинения, проекта или презентации с рисунками.

Свойства воды и ее значение

Чтобы лучше понять, как устроен круговорот жидкости в природе, рекомендуется изучить ее химические свойства и значения для всего живого на планете. Во-первых, H2O — единственное вещество, которое может пребывать сразу в трех агрегатных состояниях:

  • твердом (лед) — например, ледники и айсберги;
  • жидком (привычный вид) — моря, озера, реки и так далее;
  • газообразном (пар) — облака, тучи, туман и прочее.

Три состояния воды

Таким образом, уже этот факт делает воду уникальным компонентом, который непохож более ни на что. Однако и это еще не все. Ученикам 3 класса стоит знать, что живительная жидкость находится не только на поверхности земли, но и внутри почв, образуя подводные реки и озера. Именно благодаря таким источникам людям удается строить колодцы, скважины и другие приспособления для добычи чистой питьевой воды.

Переоценить значение H2O для всего живого на земле попросту невозможно. Чтобы это понять, достаточно ознакомиться всего с несколькими пунктами, отображающими роль живительной жидкости на планете Земля:

  1. Дом для многих обитателей. В морях, озерах, реках и океанах живут миллионы форм жизни — от одноклеточных бактерий и водорослей до гигантских рыб и млекопитающих.
  2. Источник жизни для всего сущего. Любой живой организм на определенную долю состоит из жидкости. В человеке, к примеру, этот показатель составляет почти 80%. И ни один организм не способен прожить без влаги.
  3. Создание микроклимата на планете. Испаряясь, жидкость превращается в тучи и облака, которые под действием воздуха разносятся по материкам. Лишь благодаря этому даже в самой жаркой пустыне сохраняется жизнь.

Первые два пункта — самые понятные, а вот с последним придется как следует разобраться. Это позволит ответить на многие вопросы, например, что является начальным звеном мирового круговорота воды и как именно происходит преобразование жидкости в пар.

Схема превращения жидкости в пар

Если взглянуть на картинку круговорота воды в природе, то станет ясно, что процесс начинается в морях, озерах или реках — то есть в тех местах, где живительная жидкость находится в больших количествах. Больше всего испарений происходит в мировом океане, поскольку площадь его поверхности очень огромна, а H2O содержит в себе много солей. Но что именно является двигателем подобного процесса? На самом деле все просто — влага испаряется под действием солнечной энергии. Вот более подробная схема:

Формирование туч и облаков

  1. Сначала происходит нагревание верхнего слоя водяного источника. Как только температура жидкости достигает определенной точки, начинается интенсивный процесс испарения. Вода начинает проникать в воздушные массы, где она принимает участие в различных химических реакциях с кислородом и озоном.
  2. Затем происходит формирование туч и облаков. Эти природные элементы способны преодолевать большие расстояния за счет того, что молекулы воздуха практически всегда находятся в движении. Затем они начинают выпадать на сушу или в воду в виде дождя, снега, тумана или града (зависит от температуры воздуха).
  3. После дождя почва начинает активно впитывать всю влагу. За счет развитой корневой системы растения потребляют воду вместе с минеральными веществами. Остатки жидкости постепенно испаряются из нагретой почвы — чем выше температура воздуха, тем быстрее это происходит. Вот почему летом после дождя становится душно.

Кстати, не стоит забывать, что все растения и живые существа также состоят из воды. Поэтому когда процесс жизнедеятельности живых организмов прекращается, все тела подлежат усыханию и разложению.

Таким образом, часть влаги, которая превратилась в дождевую воду, вполне могла быть когда-то соком дерева или кровью животного. Но не стоит пугаться, ведь испарению подлежит только водород, поэтому в облаках и тучах жидкость является кристально чистой.

Молнии в небе

Также будет резонно ответить на еще один вопрос. Если тучи и облака — это всего лишь капли испарившейся воды, то почему в небе часто можно увидеть молнию или услышать раскат грома. Тут все тоже довольно просто. На самом деле молния — это обычный разряд статического электричества, образовавшийся из-за того, что молекулы воды соприкасаются друг с другом. Гром — это звук от удара молнии в землю, который обычно доносится через несколько секунд после вспышки света в небе (скорость света намного выше, чем скорость звука).

Большой и малый круговорот

Ученые-физики подразделяют круговорот воды на два типа: большой и малый. В первом случае речь идет о тех испарениях, которые возникают где-нибудь в океане или море, а затем преодолевают сотни километров и попадают на сушу. Как правило, именно этот круговорот приводит к образованию атмосферных осадков различных видов. Также не стоит забывать, что часть жидкости может вернуться обратно в океан благодаря рекам, которые нередко впадают в моря и заливы у материка. То же самое касается и грунтовых вод, подпитывающих водоемы, устьем которых является океан.

Большой и малый круговорот воды

Малый круговорот воды представляет собой образование пара где-нибудь далеко в океане и выпадение осадков в непосредственной близости у точки испарения. Сюда же можно отнести и континентальный круговорот влаги. К примеру, после обильного орошения полей можно наблюдать, как ранним утром над долиной стоит туман, который затем выпадает в виде росы и испаряется с приближением рассвета. То есть в малом круговороте, в отличие от большого, жидкость не преодолевает большие расстояния, а выпадает на месте.

Еще следует упомянуть о континентальном круговороте влаги. Нетрудно догадаться, что в этом процессе не участвуют океаны и моря, а лишь те источники жидкости, что находятся внутри самого материка. Испаряясь, вода может преодолевать большие или маленькие расстояния, однако должна обязательно выпасть на суше (иначе круговорот будет зваться большим или маленьким). Довольно часто такой феномен происходит в горной местности, поскольку на большой высоте облака кристаллизуются в снег, а затем покрывают собой возвышенности, образуя белые шапки.

Если верить последним исследованиям ученых, круговорот жидкости в природе стал наращивать свои темпы. Это связано с тем, что температура воздуха в среднем увеличилась на несколько градусов. Соответственно, воды с поверхности океанов и морей испаряется больше, а значит, и уровень осадков станет гораздо выше. Подобное явление непременно скажется на климате в будущем.

Скорее всего, жаркие регионы станут еще более жаркими, а дождливые области могут пострадать от обилия осадков настолько сильно, что их попросту затопит. Хотя давать прогнозы на несколько десятилетий вперед даже эксперты не решаются.

Интересные факты и эксперимент

Испарение воды

Ученые-географы недавно выяснили, что ежегодно с поверхности земли испаряется около 16 миллионов тонн воды. Конечно, большая часть влаги тут же возвращается в океан или на землю, однако есть массы, образующие темные тучи, разносящиеся по всей планете. Таким образом, масштабы водного объема Земли просто поражают!

Согласно исследованиям географов, самым сухим континентом на планете является не Африка или Антарктида (ведь на них находятся самые большие пустыни планеты), а Австралия. Связано это с тем, что на территории материка практически нет внутренних вод, поэтому малый круговорот тут практически невозможен.

На планете есть несколько регионов, в которых вода не испарялась уже несколько миллионов лет. Ярким примером является центральная часть Антарктиды, где температура воздуха нередко достигает -70 градусов по цельсию. В таких условиях круговорот воды попросту невозможен. Впрочем, ученые выяснили, что внутренние воды есть даже на этом материке (озеро Восток).

Чтобы лучше понять, что представляет собой круговорот жидкости в природе, можно провести небольшой эксперимент в домашних или классных условиях. Достаточно использовать простые подручные материалы и следовать определенному алгоритму действий:

Конденсат на пакете

  1. Берем стакан воды и наполняем его водой примерно наполовину
  2. Накрываем емкость полиэтиленовым пакетом или пленкой.
  3. Ставим стакан на хорошо освещенное место, например, подоконник.

Через 20−30 минут (зависит от времени года) на пленке начнет образовываться конденсат, который затем превратится в капли и упадет обратно в воду. Подобный макет можно считать простейшей имитацией малого круговорота воды.

Таким образом, круговорот воды в природе — одна из самых интересных и увлекательных тем для изучения. Описать ее можно как кратко, так и приведя самые различные примеры. Однако в любом случае вывод будет одним: практически 100% испарившейся воды возвращается на землю в виде осадков. А учитывая объем мирового океана и температуру воздуха, в ближайшие годы пересыхание планеты человечеству точно не грозит. А вот избыток влаги и наводнения — ровно наоборот. Особенно часто такие стихийные бедствия происходят в регионах, которые не привыкли к выпадению большого количества осадков.

Круговорот воды в природе

Объем гидросферы и свойства воды

Внешняя оболочка Земли представляет собой биосферу, включающую в себя воздушную часть (атмосферу), твердую (литосферу) и водную (гидросферу) части. В гидросферу входят все водные ресурсы планеты. Она занимает промежуточное положение между литосферой и атмосферой и постоянно взаимодействует с ними.

С точки зрения физики, чистая вода — это бесцветная и безвкусная жидкость, состоящая из водорода и кислорода. В гидросфере пребывает в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Вода на планете Земля

Она способна:

  • замерзать, переходя из жидкого состояния в твердое;
  • таять при переходе из твердого в жидкое;
  • испаряться при нагревании и переходить в газообразное состояние;
  • конденсироваться в капельки при охлаждении переходя при этом из газообразного состояния в жидкое.

Планета Земля на три четверти покрыта водой

Планета Земля на три четверти покрыта водой, из-за этого ее часто называют голубой. Вся ее совокупность составляет примерно полтора миллиарда кубических километров. Основная часть воды в жидком состоянии (более 96%) сосредоточена в морях и океанах и является горько-соленой. Общая площадь Мирового океана в 2,5 раза превышает территорию всей суши.

На долю пресной поверхностной жидкости озер, рек, болот и других водоемов приходится меньше 3%, что составляет 90 млн кубометров. Грунтовые воды и так называемых подземные моря в глубине земли могут быть как пресными, так и солеными (минеральными).

Хранилищами льда и снега являются ледники. Огромные запасы пресной воды в твердом состоянии находятся в труднодоступных местах. В основном они сосредоточены в Антарктиде и Гренландии в виде ледниковых природных образований и айсбергов в Арктике. Ледники содержат более 24 млн м3 воды. Для сравнения — это объем жидкости, который будет иметь сток всех рек Земли за 500 лет. Если этот лед в воображении распределить по всей поверхности планеты, то получится слой толщиной в 53 метра.

Распределение по объему гидросферы всех водных запасов (в кубических километрах):

Объем гидросферы всех водных запасов

  • Всемирный океан — 1 млрд 370 млн.
  • Подземные — 60 млн.
  • Зоны активного водообмена (т. е. зоны грунтовых вод, участвующих в обмене с атмосферой и питающих реки) — 4 млн.
  • Ледники — 24 млн.
  • Озера — 280 тыс.
  • Почвенная влага — 85 тыс.
  • Пары в атмосфере — 14 тыс.
  • Речные — 1,2 тыс.

В газообразном состоянии вода находится в виде облаков, имеющих разную форму в зависимости от высоты, на которой образовались. Облака образуются при охлаждении водяного пара, который растекается и формирует рыхлую массу, насыщенную капельками жидкости. В самых высоких облаках могут быть кристаллики льда.

Круговорот как гидрологический цикл

Благодаря уникальной способности воды легко превращаться в любую форму (газообразную, твердую или жидкую) стало возможным непрерывное перемещение водных масс через атмосферу из океана на сушу и обратно. Этот процесс получил название мирового круговорота воды. Основная роль в его механизме отводится тепловой энергии Солнца и силе тяжести.

Круговорот как гидрологический цикл

При нагревании океана под воздействием солнечного тепла со всей его поверхности испаряется и поднимается в атмосферу влага. Там происходит охлаждение и превращение ее в жидкость, капельки которой формируют облака и тучи. Под действием силы притяжения одна часть сконденсированных в атмосфере водяных паров возвращается в океан разными видами осадков.

Другая часть передвижением воздуха (ветрами) относится на сушу, пополняет запасы грунтовых жидкостей и увлажняет почву. Жидкость из почвы частично стекает в водоемы, а частично поглощается растениями, которые потом испаряют ее поверхностью листьев. Реки постепенно переносят полученную из атмосферы воду в Мировой океан. Это очень важный этап, регулирующий речной сток. Если бы его не было, то реки наполнялись бы только на короткое время выпадения дождей или при таянии горных снегов. В итоге процесс замыкается и повторяется, т. е. является цикличным.

Можно сказать, что круговорот воды в природе происходит как гидрологический цикл по схеме: океан — атмосфера — суша — океан. Он представляет собой замкнутую цепь, каждое из звеньев которой имеет свои особенности. Речное, озерное и океаническое характеризуется испарением жидкости с поверхности водоемов. Почвенному присуще не только испарение, но и перемещение водных пластов. Роль атмосферного звена сводится к накоплению и переносу водяных паров.

Гидрологический цикл

Доля биологического звена невелика, но оно отличается сложностью и многообразием происходящих в нем процессов. Вся жидкость, потребляемая людьми в процессе хозяйственной и бытовой деятельности, в итоге возвращается в общую схему круговорота воды в природе. Самым значительным звеном является океаническое, на его долю приходится ¾ всех осадков на планете.

Виды явления

Большой кругооборот воды.

Все составляющие водообмена на планете объединяются глобальным или большим кругооборотом воды. Он обеспечивает поступление воды буквально в каждую частичку земного шара и ее непрерывное обновление, т. е. полную смену за фиксированный отрезок времени. Этот параметр варьируется от 12 дней у рек до 10 тыс. лет у полярных ледников. Быстрее всего процесс происходит в живых организмах, например, в организме человека полный водообмен совершается за 8 часов.

Цикл большого круга не замкнут, так как часть жидкости теряется навсегда в верхних слоях атмосферы. Под воздействием солнечных лучей молекулы воды распадаются на водород и кислород и уходят в космос. В то же время объем гидросферы не уменьшается за счет дополнительного притока воды из недр земли через тектонические трещины.

Большой и малый круг

Океаны — основные поглотители солнечного тепла

Большой круг разделяется на два малых: океанический и континентальный. Океаны — основные поглотители солнечного тепла и поставщики водяного пара, именно над ними происходит океанический водообмен. На сегодня его объем сопоставим с шестью такими водоемами, как Каспийское море. Количество жидкости в океанах меняется в процессе развития планеты. Остается неизменным только тот факт, что не вся испарившаяся с их поверхности жидкость возвращается.

Часть ее переносится на континенты и выпадает в виде осадков на сушу. Так возникает континентальный круговорот. Его начальный объем зависит от характеристик материка, над которым он происходит. Чем больше размер территории и выше горные массивы, тем больше океанической влаги оседает на континенте. Максимальный размер у водооборота Евразии, минимальный — у Австралии. За время своего существования малый кругооборот менялся, иногда значительно и скачкообразно.

Геологический водообмен

Геологический водообмен

Отдельное явление — геологический круговорот. Он происходит при непрерывном водообмене между сушей, океаном и недрами планеты в зонах тектонических сдвигов, рифтовых трещин и желобов. В одной из таких трещин находится самое глубокое континентальное озеро на земном шаре — Байкал, в нем сосредоточено 50% всех мировых запасов пресной воды. Другая пересекает весь Атлантический океан.

Желоба располагаются в Тихом океане на всем протяжении от Камчатки до Индонезии. В них находится очень горячая жидкость из глубин земли, которая может вступать в реакции с холодными придонными слоями. В результате содержащиеся в воде примеси выпадают в осадок. Он образует конусы высотой в десятки метров. Сильно нагретая вода из глубоководных источников, вырываясь на поверхность, похожа на извержение маленьких вулканов с белым или черным дымом над ними. В итоге жидкость, ушедшая в глубину вместе с горными породами из-за различных геологических процессов, восполняется.

Описание темы для детей

Откуда берутся дождевые тучи, почему реки не пересыхают, может ли человек прожить без воды — все эти вопросы рано или поздно возникают у любого ребенка. Дошкольникам такую сложную вещь, как водообмен, нужно объяснять кратко, лучше в игровой форме. Обязательно обратить внимание, что правильное название — именно круговорот, а не водоворот воды в природе. Чтобы было понятнее, сначала желательно рассказать о каждой стадии явления и познакомить с такими определениями: конденсация, испарение, перенос воды, осадки.

Описание темы для детей

Форму подачи информации можно выбрать соответственно характеру и интересам ребенка. Например, придумать или найти в интернете сказку о приключениях принца Капитошки и его подружек капелек. Если ребенок хорошо воспринимает наглядную картинку, можно нарисовать или распечатать схематический лэпбук по этой теме или сделать своими руками макет из подручных материалов.

А еще лучше вместе поставить интересный эксперимент. Чтобы создать элементарную модель круговорота понадобятся: большой полиэтиленовый пакет на застежке или стеклянная банка, цветные водостойкие маркеры, скотч и собственно вода. Для красоты в нее можно добавить акварельной краски или пищевого красителя. Можно приступать к опыту:

  1. Насколько хватит фантазии, разрисовать маркерами сосуд. Изобразить солнышко, тучки, небо, линию моря.
  2. Предварительно подкрашенную воду нужно нагреть так, чтобы появился пар, но еще не началось кипение.
  3. Перелить воду в пакет или банку и хорошо закрыть.
  4. Помещаем сосуд в место с самой большой разницей температур. Например, можно прикрепить пакет скотчем на балконной двери или поставить банку на подоконник.
  5. Через некоторое время вода начнет испаряться, и на стенках сосуда появятся первые кружочки конденсата. Это будет символизировать испарение жидкости с поверхности моря в атмосферу.
  6. Затем капельки будут набухать, пока в итоге не поползут вниз. Получится символ выпадения осадков.

С банкой опыт можно продолжить, понаблюдав за изменением уровня воды в ней при закрытой или открытой крышке. Ребенку постарше можно рассказать, что мир в закрытой банке — простейшая модель замкнутой системы, каковой, собственно, и является наша планета.

Влияние человека

Круговорот воды является исключительно важным свойством гидросферы, так как только благодаря ему общее количество этой жидкости на Земле почти не уменьшается, делая ее возобновимым ресурсом. За последние пару сотен лет существенно возросло значение хозяйственной деятельности человека в круговороте воды. Динамичное развитие промышленности, бесконтрольная вырубка лесов, орошение и осушение земель, освоение обширных участков земли для сельскохозяйственных нужд, возведение огромных плотин, затопление больших территорий водохранилищами — все это мало повлияло на общий объем гидросферы, но сильно затронуло отдельные гидрологические процессы.

Орошение полей

Изменился сток рек, значительная часть воды надолго выпадает из общего круговорота. Даже появился термин — безвозвратно изъятая вода. Она, конечно, не исключается полностью из водообмена, но может возвращаться с большой задержкой и на совершенно другое место. Сбрасывание в водоемы даже небольшого количества сточных вод приводит к загрязнению огромных объемов. Поэтому сейчас самым важным является вопрос водной экологии, а не ее физической нехватки.

  • Рассказ о крылове 2 класс литературное чтение
  • Рассказ о кречете для 4 класса
  • Рассказ о крестьянах 6 класс история средних веков
  • Рассказ о крестьянской войне в германии и аугсбургском религиозном мире
  • Рассказ о красоте тюльпанов 2 класс