Рассказ о круговороте воды в природе 3 класс окружающий мир

Круговорот воды это важнейший процесс, происходящий на нашей планете, который обеспечивает жизнь всем живым существам, начиная от мелких животных

Круговорот воды – это важнейший процесс, происходящий на нашей планете, который обеспечивает жизнь всем живым существам, начиная от мелких животных и растений, заканчивая человеком. Вода необходима для существования всем без исключениям организмам. Она принимает участие во многих химических, физических, биологических процессах. Водой покрыто 70,8% поверхности Земли, и она составляет гидросферу – часть биосферы. Водную оболочку составляют моря и океаны, реки и озера, болота и грунтовые воды, искусственные водоемы, а также вечная мерзлота и ледники, газы и пары, то есть к гидросфере относятся все водные объекты, пребывающие во всех трех состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Значение круговорота воды в природе очень велико, так как благодаря данному процессу происходит взаимосвязь и полноценное функционирование атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы. Вода – источник жизни, дающий всему живому шанс на существование. Она переносит важнейшие элементы по всей Земле и обеспечивает полноценную жизнедеятельность всем организмам.

В теплое время года и под воздействием солнечного излучения вода начинает превращаться в пар, преобразовываясь во второе состояние (газообразное). Жидкость, поступающая в воздух в виде пара, является пресной, поэтому воды Мирового океана называют «фабрикой пресных вод». Поднимаясь выше, пар встречается с холодными потоками воздуха, от чего преобразуется в облака. Довольно часто испарившаяся жидкость возвращается в океан в виде осадков.

Ученые ввели понятие «Большого круговорота воды в природе», некоторые называют данный процесс Мировым. Суть заключается в следующем: жидкость собирается над водами океана в виде осадков, после чего часть перемещается на континенты. Там осадки выпадают на землю и с помощью сточных вод возвращаются в Мировой океан. Именно по такой схеме происходит преобразование воды из соленой в пресную и наоборот. Своеобразная «доставка» воды может осуществляться при наличии таких процессов, как испарение, конденсация, выпадение осадков, стоки воды. Рассмотрим подробнее каждый этап круговорота воды в природе:

  • Испарение – данный процесс заключается в преобразовании воды из жидкого состояния в газообразное. Это происходит при нагревании жидкости, после чего она поднимается в воздух в виде пара (испаряется). Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного. Вода испаряется постоянно, но увидеть это можно только, когда она теплая.
  • Конденсация – уникальный процесс, который заставляет пар вновь превращаться в жидкость. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразовывается в жидкость. Результат процесса можно увидеть в виде росы, тумана и облаков.
  • Выпадение осадков – сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на землю или в воду. Из-за большой скорости они не успевают испариться, поэтому часто мы видим осадки в виде дождя, снега или града.
  • Стоки воды – попадая на землю, некоторые осадки впитываются в почву, другие поступают в море, третьи питают растения и деревья. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

В совокупности вышеуказанные этапы составляют круговорот воды в природе. Состояние жидкости постоянно меняется, при этом выделяется и поглощается тепловая энергия. Человек и животные также принимают участие в столь сложном процессе, поглощая воду. Негативное влияние со стороны человечества вызвано развитием разных сфер промышленности, создания плотин, водохранилищ, а также уничтожением лесов, осушением и орошением земель.

В природе также существуют малые круговороты воды: континентальный и океанический. Суть последнего процесса заключается в испарении, конденсации и выпадении осадков непосредственно в океан. Аналогичный процесс может происходить на поверхности земли, что принято называть континентальным малым круговоротом воды. Так или иначе, все осадки, независимо от того, где они выпали, непременно возвращаются в воды океана.

Так как вода может быть жидкой, твердой и газообразной, скорость передвижения зависит от её агрегатного состояния.

Условно можно назвать три вида круговорота воды:

  • Мировой круговорот. Над Мировым океаном образовывается большой пар. Он, подымаясь вверх, относится на континент воздушными потоками, где выпадает дождем или снегом. После этого реками и подземными водами снова возвращается в океан
  • Малый. В этом случае пар образовывается над океаном и прямо же в него выпадает осадками через некоторое время
  • Континентальный. Этот круговорот образовывается как раз внутри материка. Вода с земли и внутриконтинентальных водоемов испаряется в атмосферу, а после чего спустя время возвращается на землю дождем и снегом

Таким образом, круговорот воды – это процесс, в результате которого вода изменяет состояние, очищается, насыщается новыми веществами. Круговорот позволяет функционировать всем формам жизни. Из-за того, что вода постоянно пребывает в движении, она охватывает всю поверхность планеты.

Рассказ о круговороте воды в природе 3 класс окружающий мир

Статьи

Линия УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева. География (5-9)

География



Жителю засушливых районов пустыни сложно поверить, что из космоса Земля выглядит как огромный голубой шар, поскольку ¾ поверхности планеты заняты водой. Все воды планеты называются гидросферой или водной оболочкой Земли.
В состав водной оболочки входят Мировой океан, реки, озера, ледники, подземные и грунтовые воды, болота, газы и испарения.

30 июля 2019

«Вода — это сок жизни».

Планета ежедневно потребляет 14 триллионов литров воды, и если бы запасы воды не возобновлялись, прекрасная голубая планета превратилась бы в безжизненную пустыню, как ближайший к нам сосед – кроваво-красный Марс.

Круговорот воды в природе позволяет жить, расти, размножаться биологическому разнообразию флоры и фауны, включая человека. Значение воды сложно переоценить. Она участвует в химических, физических, биологических процессах, происходящих в живой клетке.

Кочевники пустынь повторяют: «Вода дороже золота». И это правда. Странствующий путник без воды не проживет больше недели. Ведь тело человека примерно на 70%, а новорожденного младенца – на 85% – состоит из воды.

Круговорот воды или гидрологический цикл происходит из-за способности воды менять свое агрегатное состояние. Но как мы знаем, для изменения агрегатного состояния вещества нужна энергия. И Солнце дает энергию для непрерывных процессов мирового круговорота воды.

Полный гидрологический цикл включает в себя несколько этапов:

  • Испарение — преобразование воды из жидкой в газообразную благодаря энергии солнечного света.Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного.

  • Конденсация пара. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразуется в жидкость. Капли росы на траве ранним утром, осенний туман в низине, или облака на голубом небе — видимый результат конденсации.

  • Выпадение осадков на землю. Сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на поверхность планеты. Из-за большой скорости они не успевают испариться. И результатом становятся дождь, снег или град.

  • Прохождение воды через слои почвы. Падая на землю, часть воды просачивается сквозь почвенный грунт, питая корни деревьев, а затем попадает в подземные потоки. Часть воды в виде осадков выпадает непосредственно в море. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

  • Поглощение корнями растений влаги из земли.

  • Участие в реакциях обмена веществ в клетках человека и животных, а также в процессах фотосинтеза у растений.

География. 5 класс. Рабочая тетрадь

География. 5 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь является частью УМК по географии и предназначена для использования при работе с учебником под редакцией О. А. Климановой «География. Землеведение. 5–6 классы». Содержит разнообразные задания, направленные на закрепление основных знаний и умений по курсу, а также задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Купить

В упрощенном варианте представить, как происходит круговорот воды в природе, помогут три основных этапа:

  • испарение воды с поверхности земли;

  • конденсация и концентрация в атмосферных слоях;

  • выпадение осадков в виде дождя, снега или пара обратно на землю.

В учебнике «География 5-6 класс» под редакцией Климановой О. А. поднимается серьезный вопрос, над которым предлагаем подумать и вам. Если вода никуда не исчезает и участвует в бесконечном круговороте, почему возникают проблемы с запасами пресной воды? 

Схема круговорота воды представлена на иллюстрации:

 Безымянный.png

Различают несколько видов гидрологических циклов в природе:

1. Мировой, или большой круговорот.

С поверхности океана испаряется вода, превращаясь в водяной пар, и воздушными потоками переносится на материки. В виде дождя, снега и других атмосферных осадков выпадает на землю и стоковыми водами возвращается в океан. При большом круговороте меняется состав и качество воды. Испаряясь, загрязненная вода очищается, а соленая лишается солей и превращается в пресную.

2. Океанический, или малый круговорот. Вода, которая испарилась над поверхностью океана, выпадает в виде осадков снова в океан.

3. Внутриконтинентальный круговорот. Испарившаяся над поверхностью суши вода конденсируется и опять выпадает на сушу в виде дождя, тумана или снега.

Скорость кругооборота зависит не от скорости конденсации и выпадения осадков , а от испарения с поверхности морей и океанов, а также листьев растений. Поскольку поверхность океана из-за аварий на танкерах, нефтяных вышках и других техногенных катастроф покрывается нефтяной пленкой, а леса планеты вырубаются, испарение снижается, и, как следствие, уменьшается выпадение осадков.

В результате ученые не на шутку обеспокоены тем, что изменения климата приведут к еще большей засухе в засушливых районах, а в болотистых и влажных местностях количество осадков увеличится.

Круговорот воды – это не изолированный процесс, а часть глобального биологического круговорота веществ и энергии, о котором можно почитать на странице 123 в учебнике «География 5-6 класс» под редакцией Климановой О. А.

Методический совет

Чтобы наглядно представить круговорот воды, проведите элементарный опыт: стакан с водой плотно накройте пищевой пленкой и в солнечный день поставьте на подоконник. Через некоторое время заметите, как на пленке происходит конденсация жидкости, а затем тяжелые капли, отрываясь от пленки, падают в стакан, напоминая дождь.


#ADVERTISING_INSERT#

Тема урока: «Превращения и круговорот воды»

Цели урока: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое). Учащиеся научатся увязывать круговорот воды с её свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения.

УУД:

Личностные :

— проявлять интерес к изучению круговорота воды в природе, желание узнать истину; 

— позитивно относиться к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии; 

— осознанно применять правила работы с информационными Интернет-ресурсами;

— осознавать потребность выстраивать своё учебное и внеучебное время в рамках недели; 

— проявлять творческое отношение к составлению рассказа о круговороте воды в природе. 

Регулятивные: 
— ставить учебную задачу и следовать ей в коллективной самостоятельной деятельности; 
— учитывать совместно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; учитывать установленные правила в процессе деятельности;  выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;  планировать свою деятельность в рамках недели. 

Познавательные: 

— объяснять круговорот воды в природе; 

— определять взаимосвязь, свойств воды в природе, причины изменения состояния воды в природе;

— позитивно относиться к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии; 

— читать и понимать знаково-символические средства передачи информации и вербализировать их; 

— устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы. 

Коммуникативные: 

— самостоятельно распределять роли в коллективной деятельности;  принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;  умение выстраивать отношения в группе. 

Предметные:

— знать и правильно употреблять термины и понятия темы; 

— различать свойства воды и обосновывать своё мнение.

— научиться характеризовать свойства воды;

— понимать значение круговорота воды для живых организмов;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с текстами, капельки для проектов, для опыта (стакан, кипяток, лёд, фольга).

Ход урока:

Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас и ваши улыбки.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные задания

(Учитель раздаёт ученикам карточки с заданиями.)

1)Впиши слова, характеризующие свойства воды.

Вода…(прозрачна), …(бесцветна),…(не имеет запаха), …(текуча), вода-…(растворитель), при нагревании…(расширяется), при охлаждении…(сжимается).

2)Прочитайте предложения. Вместо точек впиши пропущенные слова.

Вода… (расширяется) при нагревании и…(сжимается) при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший … (растворитель). Воду можно очистить с помощью …(фильтра).

2.Фронтальный опрос:

— Какие свойства имеет вода?

— Какова роль воды в жизни организмов?

— Как можно очистить загрязнённую воду?

3. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы

— Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете?(Ответы учеников)

— Этому вопросу мы посвятим наш урок. (Вопрос на доске)

4. Открытие новых знаний.

1. Чтение учителем стихотворения Надежды Болтачевой

«Сказка о круговороте воды в природе»

Жили-были в грязной луже 
Капли дождевой воды.
Не было жилища хуже,
А вокруг росли цветы,
В синем небе проплывали
Облака над головой.
С грустью капельки вздыхали:
«Эх, туда бы нам с тобой!
Вот бы в небо всем подняться!»
В полдень началась жара. 
Лужа стала испаряться.
«К солнцу мы летим, ура!» —
Дружно капли закричали,
Превращаясь в легкий пар.
В небе целый день летали
Как большой воздушный шар.
Стали капли облаками.
«Наконец сбылась мечта!»
Проплывали над холмами.
«Ах, какая красота!
Глянь, от лужи то осталось
Только мокрое пятно».
А тем временем смеркалось,
Солнце спряталось давно.
Ух, и холодно под вечер!
Капельки бросало в дрожь.
Налетел внезапно ветер,
И на землю хлынул дождь.
«Вот опять мы в лужу сели, —
Капли падали смеясь, —
Оглянуться не успели,
Снова слякоть, дождь и грязь».
Подморозило под утро.
Лужа превратилась в лед.
Каплям в ней тепло, уютно,
Но лишь солнышко взойдет,
Очень быстро лед растает,
Лужа превратится в пар.
Пар по небу полетает
Как большой воздушный шар,
И назад, к плохой погоде.
Дождь на землю упадет.
Вот такой, друзья, в природе
У воды круговорот.

Какие превращения происходили с Капельками? (Они превращались: в пар, дождь, лёд…)

— Под воздействием чего происходили эти превращения? (Под воздействием понижения и повышение температуры)

— Как вы считаете, будет ли окончено путешествие Капелек? (Нет, оно бесконечно совершается по кругу)

— Какое название получил этот процесс? (Круговорот воды в природе)

-Предлагаю посмотреть видеоролик об этом. (Просмотр видеоролика 7мин.).

2. Гимнастика для глаз

Капля первая упала — кап! Пальцем дети показывают траекторию еедвижения сверху вниз, прослеживаяглазами движение пальца

И вторая прибежала — кап! То же самое

Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх

Капельки «кап- кап» запели, Закрывают глаза

Намочились лица.

Мы их вытирали. Поглаживают закрытые глазаподушечками пальцев

Туфли — посмотрите —

Мокрыми вдруг стали. Показывают руками вниз и смотрят

Мы плечами поведем Движение плечами

И все капельки встряхнем. Встряхивают кистями рук

От дождя мы убежим, Пальчики рук «бегут» по парте водну сторону, глазами

прослеживается их путь

Под кусточком посидим. Нагибают голову, прикрывая ее руками.

3. Практическая работа

— А сейчас я вам предлагаю понаблюдать за опытом. В процессе наблюдения постарайтесь определить: Какие процессы происходят с водой? В каких состояниях находится вода?
— Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем стекло со снегом и мы видим на ней капли, которые падают вниз. Что демонстрирует этот опыт? (Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капли падает вниз. Получается круговорот воды в стакане).

— Такой круговорот вода совершает и в природе.

4. Самостоятельная работа с учебником.

-Прочитайте текст в учебнике. (с. 55-56)

Вопросы:

-В каких трёх состояниях вода находится в природе?

— Расскажите, как образуется снег?

— Что значит «вода испаряется»?

(Заранее подготовленные ученики выступают с устными сообщениями на такие темы «Снег – что это такое?», «О чём может рассказать сугроб?», «О чём трещит костёр?»)

5.Самостоятельное применение знаний. Творческая работа.

1. Моделирование схемы круговорота воды в природе.

— У вас на столах листочки в виде капельки.

— И сейчас вы попробуете изобразить схему того процесса, который мы с вами обсуждали.

— Используйте стрелки и свои условные обозначения. Подумайте как изобразить пар, дождь, облачко.

— Покажите, что у вас получилось.

— Я тоже сделала свой проект.

— Если кто-то не справился, поправьте свои работы.

— Ребята, как называется этот процесс, который мы с вами получили.

— Подпишите свои проекты.

2.Интерактивная игра «Дополни схему»

6. Рефлексия.

— Ребята, а теперь как вы ответите на наш вопрос: изменяется ли количество воды на планете?

— Расскажите, используя опорные слова, о круговороте воды.

Испарение. Образование облаков. Выпадение осадков. Просачивание воды в землю. Стекание в водоёмы.

— Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твё1рдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака , в виде дождя и снега возвращается на землю.

— Давайте устроим свой круговорот в классе. Если вам не все было понятно -есть вопросы, ваши капельки опускаются вниз, если ничего не осталась непонятным, – капельки расположены вверх. Посмотри на наши капельки. Какой вывод можно сделать?

7.Итог урока:

— О каких трёх состояниях воды вы узнали?

— Что вам показалось наиболее интересным?

— Берегите воду! Вода – это источник жизни на Земле.

8. Домашнее задание:

1) Придумать сказку о путешествии капельки воды(по выбору).

2) Прочитать текст учебника на с. 55-58, ответить на вопросы «Проверь себя»

3) Выполнить задания в рабочей тетради №5 (с.25)

На чтение 8 мин. Опубликовано

Биосфера земли почти на 70% состоит из гидрооболочки (моря и океаны, реки и озера, болота и плавни, подземные воды и ледники). Так что неудивительно, что физические и химические свойства жидкости являются хорошо исследованными, как и круговорот воды в природе (окружающий мир, 3 класс), и схема превращения влаги в пар и обратно. Данная тема идеально подходит для создания сообщения, доклада, реферата, сочинения, проекта или презентации с рисунками.

Свойства воды и ее значение

Чтобы лучше понять, как устроен круговорот жидкости в природе, рекомендуется изучить ее химические свойства и значения для всего живого на планете. Во-первых, H2O — единственное вещество, которое может пребывать сразу в трех агрегатных состояниях:

  • твердом (лед) — например, ледники и айсберги;
  • жидком (привычный вид) — моря, озера, реки и так далее;
  • газообразном (пар) — облака, тучи, туман и прочее.

Три состояния воды

Таким образом, уже этот факт делает воду уникальным компонентом, который непохож более ни на что. Однако и это еще не все. Ученикам 3 класса стоит знать, что живительная жидкость находится не только на поверхности земли, но и внутри почв, образуя подводные реки и озера. Именно благодаря таким источникам людям удается строить колодцы, скважины и другие приспособления для добычи чистой питьевой воды.

Переоценить значение H2O для всего живого на земле попросту невозможно. Чтобы это понять, достаточно ознакомиться всего с несколькими пунктами, отображающими роль живительной жидкости на планете Земля:

  1. Дом для многих обитателей. В морях, озерах, реках и океанах живут миллионы форм жизни — от одноклеточных бактерий и водорослей до гигантских рыб и млекопитающих.
  2. Источник жизни для всего сущего. Любой живой организм на определенную долю состоит из жидкости. В человеке, к примеру, этот показатель составляет почти 80%. И ни один организм не способен прожить без влаги.
  3. Создание микроклимата на планете. Испаряясь, жидкость превращается в тучи и облака, которые под действием воздуха разносятся по материкам. Лишь благодаря этому даже в самой жаркой пустыне сохраняется жизнь.

Первые два пункта — самые понятные, а вот с последним придется как следует разобраться. Это позволит ответить на многие вопросы, например, что является начальным звеном мирового круговорота воды и как именно происходит преобразование жидкости в пар.

Схема превращения жидкости в пар

Если взглянуть на картинку круговорота воды в природе, то станет ясно, что процесс начинается в морях, озерах или реках — то есть в тех местах, где живительная жидкость находится в больших количествах. Больше всего испарений происходит в мировом океане, поскольку площадь его поверхности очень огромна, а H2O содержит в себе много солей. Но что именно является двигателем подобного процесса? На самом деле все просто — влага испаряется под действием солнечной энергии. Вот более подробная схема:

Формирование туч и облаков

  1. Сначала происходит нагревание верхнего слоя водяного источника. Как только температура жидкости достигает определенной точки, начинается интенсивный процесс испарения. Вода начинает проникать в воздушные массы, где она принимает участие в различных химических реакциях с кислородом и озоном.
  2. Затем происходит формирование туч и облаков. Эти природные элементы способны преодолевать большие расстояния за счет того, что молекулы воздуха практически всегда находятся в движении. Затем они начинают выпадать на сушу или в воду в виде дождя, снега, тумана или града (зависит от температуры воздуха).
  3. После дождя почва начинает активно впитывать всю влагу. За счет развитой корневой системы растения потребляют воду вместе с минеральными веществами. Остатки жидкости постепенно испаряются из нагретой почвы — чем выше температура воздуха, тем быстрее это происходит. Вот почему летом после дождя становится душно.

Кстати, не стоит забывать, что все растения и живые существа также состоят из воды. Поэтому когда процесс жизнедеятельности живых организмов прекращается, все тела подлежат усыханию и разложению.

Таким образом, часть влаги, которая превратилась в дождевую воду, вполне могла быть когда-то соком дерева или кровью животного. Но не стоит пугаться, ведь испарению подлежит только водород, поэтому в облаках и тучах жидкость является кристально чистой.

Молнии в небе

Также будет резонно ответить на еще один вопрос. Если тучи и облака — это всего лишь капли испарившейся воды, то почему в небе часто можно увидеть молнию или услышать раскат грома. Тут все тоже довольно просто. На самом деле молния — это обычный разряд статического электричества, образовавшийся из-за того, что молекулы воды соприкасаются друг с другом. Гром — это звук от удара молнии в землю, который обычно доносится через несколько секунд после вспышки света в небе (скорость света намного выше, чем скорость звука).

Большой и малый круговорот

Ученые-физики подразделяют круговорот воды на два типа: большой и малый. В первом случае речь идет о тех испарениях, которые возникают где-нибудь в океане или море, а затем преодолевают сотни километров и попадают на сушу. Как правило, именно этот круговорот приводит к образованию атмосферных осадков различных видов. Также не стоит забывать, что часть жидкости может вернуться обратно в океан благодаря рекам, которые нередко впадают в моря и заливы у материка. То же самое касается и грунтовых вод, подпитывающих водоемы, устьем которых является океан.

Большой и малый круговорот воды

Малый круговорот воды представляет собой образование пара где-нибудь далеко в океане и выпадение осадков в непосредственной близости у точки испарения. Сюда же можно отнести и континентальный круговорот влаги. К примеру, после обильного орошения полей можно наблюдать, как ранним утром над долиной стоит туман, который затем выпадает в виде росы и испаряется с приближением рассвета. То есть в малом круговороте, в отличие от большого, жидкость не преодолевает большие расстояния, а выпадает на месте.

Еще следует упомянуть о континентальном круговороте влаги. Нетрудно догадаться, что в этом процессе не участвуют океаны и моря, а лишь те источники жидкости, что находятся внутри самого материка. Испаряясь, вода может преодолевать большие или маленькие расстояния, однако должна обязательно выпасть на суше (иначе круговорот будет зваться большим или маленьким). Довольно часто такой феномен происходит в горной местности, поскольку на большой высоте облака кристаллизуются в снег, а затем покрывают собой возвышенности, образуя белые шапки.

Если верить последним исследованиям ученых, круговорот жидкости в природе стал наращивать свои темпы. Это связано с тем, что температура воздуха в среднем увеличилась на несколько градусов. Соответственно, воды с поверхности океанов и морей испаряется больше, а значит, и уровень осадков станет гораздо выше. Подобное явление непременно скажется на климате в будущем.

Скорее всего, жаркие регионы станут еще более жаркими, а дождливые области могут пострадать от обилия осадков настолько сильно, что их попросту затопит. Хотя давать прогнозы на несколько десятилетий вперед даже эксперты не решаются.

Интересные факты и эксперимент

Испарение воды

Ученые-географы недавно выяснили, что ежегодно с поверхности земли испаряется около 16 миллионов тонн воды. Конечно, большая часть влаги тут же возвращается в океан или на землю, однако есть массы, образующие темные тучи, разносящиеся по всей планете. Таким образом, масштабы водного объема Земли просто поражают!

Согласно исследованиям географов, самым сухим континентом на планете является не Африка или Антарктида (ведь на них находятся самые большие пустыни планеты), а Австралия. Связано это с тем, что на территории материка практически нет внутренних вод, поэтому малый круговорот тут практически невозможен.

На планете есть несколько регионов, в которых вода не испарялась уже несколько миллионов лет. Ярким примером является центральная часть Антарктиды, где температура воздуха нередко достигает -70 градусов по цельсию. В таких условиях круговорот воды попросту невозможен. Впрочем, ученые выяснили, что внутренние воды есть даже на этом материке (озеро Восток).

Чтобы лучше понять, что представляет собой круговорот жидкости в природе, можно провести небольшой эксперимент в домашних или классных условиях. Достаточно использовать простые подручные материалы и следовать определенному алгоритму действий:

Конденсат на пакете

  1. Берем стакан воды и наполняем его водой примерно наполовину
  2. Накрываем емкость полиэтиленовым пакетом или пленкой.
  3. Ставим стакан на хорошо освещенное место, например, подоконник.

Через 20−30 минут (зависит от времени года) на пленке начнет образовываться конденсат, который затем превратится в капли и упадет обратно в воду. Подобный макет можно считать простейшей имитацией малого круговорота воды.

Таким образом, круговорот воды в природе — одна из самых интересных и увлекательных тем для изучения. Описать ее можно как кратко, так и приведя самые различные примеры. Однако в любом случае вывод будет одним: практически 100% испарившейся воды возвращается на землю в виде осадков. А учитывая объем мирового океана и температуру воздуха, в ближайшие годы пересыхание планеты человечеству точно не грозит. А вот избыток влаги и наводнения — ровно наоборот. Особенно часто такие стихийные бедствия происходят в регионах, которые не привыкли к выпадению большого количества осадков.

  • Рассказ о кукольном о театре
  • Рассказ о крылове биография
  • Рассказ о красоте реки амур
  • Рассказ о красоте рябины
  • Рассказ о красоте растений южного урала 2 класс