Автор На чтение 30 мин. Просмотров 8 Опубликовано
- Указатели энциклопедии
Ресурсы Иркипедии
Библиотека
Медиатека
Хронологический справочник
Библиографический справочник
Источники Иркипедии
Памятники, достопримечательности, охраняемые территории
Топонимика и ономастика
Списки, цифры, каталоги
Энциклопедия Иркутской области
Статьи готовящейся к изданию Энциклопедии публикуются в целях общественного рецензирования.
Алфавитный указатель
Все статьи Энциклопедии в алфавитном порядке в блоках по главным терминам. Глубина – две первые буквы.
Географический указатель
Все статьи энциклопедии, отсортированные по признаку соотнесения с районами и города области.
Тематический указатель
Все статьи энциклопедии, отсортированные по темам в соответствии с отраслями знания и жизни.
Именной указатель
Все биографические статьи о людях, отсортированные по рубрикам – даты, профессии, титулы и т.п.
Указатель организаций
Все статьи об организациях, отсортированные по отраслям деятельности и юридическому статусу..
Stay
- Новости и репортажи
Ежедневно в лентах информационных служб отражаются многочисленные события в регионе. Наша задача связать новости с материалами энциклопедии. Следите за новостями по темам и регионам:
Байкал
Физическая география
Геология
Месторождения
Природа. Экология
Население и демография
Народы вокруг Байкала. Этнография
Адм.-территориальное деление
Власть. Политика. Общество
Экономика. Экономическая география
Сельское хозяйство. Рыболовство
Наука. Техника. Технологии.
Образование
Здравоохранение и медицина
Религия и духовная жизнь
Архитектура и градостроительство
Культура
Искусство
История
Масс-медиа
Физкультура, спорт, туризм
Повседневная жизнь и быт
ЧП и преступность
Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Иркутск | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов
Районы: Аларский | Ангарский | Балаганский | Баяндаевский | Бодайбинский | Боханский | Братский | Жигаловский | Заларинский | Зиминский | Иркутский | Казачинско-Ленский | Катангский | Качугский | Киренский | Куйтунский | Мамско-Чуйский | Нижнеилимский | Нижнеудинский | Нукутский | Ольхонский | Осинский | Слюдянский | Тайшетский | Тулунский | Усольский | Усть-Илимский | Усть-Кутский | Усть-Удинский | Черемховский | Чунский | Шелеховский | Эхирит-Булагатский
Крупные и соседние регионы: Иркутская область | Байкал | Усть-Ордынский бурятский округ | Бурятия | Якутия | Монголия |
Stay
- СпецпроектыЭнциклопедии районовНовые статьи энциклопедииИзменения и дополненияКарта-справочник ИркутскаНаучная энциклопедияСловникIrkipedia englishКарта-справочник АнгарскаАтласы и картыБиблиотекаМедиатекаКарта-справочник ШелеховаТопонимика и ономастикаНациональный мирКак искать?Карта-справочник Братска Stay
- Карты
Атлас азиатской России
Уникальное дореволюционное издание 1914 года. Широкая панорама Сибири и Туркестана, разных сфер их самобытной жизни
Атлас Байкала
Итог многолетней работы российских учёных – атлас Байкала, изданный в 1993 году и до сих пор не потерявший актуальности.
Байкальский регион
Атлас иркутского академического Института географии: “Природные ресурсы, хозяйство и население Байкальского региона”.
Все карты
Около 600 карт области: физических, общественно-политических, геологических, исторических, климатических и многих других.
Stay
- О проекте
Ресурсы Иркипедии
Библиотека
Медиатека
Хронологический справочник
Библиографический справочник
Источники Иркипедии
Памятники, достопримечательности, охраняемые территории
Топонимика и ономастика
Списки, цифры, каталоги
Stay
- Машина времени
С необходимостью предотвратить вымирание и сохранить редкие виды флоры и фауны в 2008 году была учреждена Красная Книга Иркутской области. В издании числится 408 видов растений, животных и грибов с обозначениями по состоянию их редкости. Подразделяются они по категориям следующим образом:
- вероятно исчезнувшие находящиеся под угрозой исчезновения сокращающиеся в численности редкие неопределенные по статусу восстанавливаемые и восстанавливающиеся
Животные
Животные, занесенные в Красную книгу Иркутской области, представлены на 16 страницах, всего их 17 видов. Хочется рассмотреть более подробно следующих млекопитающих:
- Амурский тигр, Северный олень, Сибирский горный козел, Красный волк.
Амурский тигр относится к самым крупным животным из семейства кошачьих. Имеет очень массивное телосложение. Уши короткие, округлой формы. Крупные самцы весят до 320 кг, самки до 120 кг. Окрас красно-рыжый. У северных тигров другой окрас — охристо-желтый. Темные поперечные полосы выделяются отчетливо, с темным хвостом на конце.
Дальний Восток является основным местом обитания тигров, в Иркутской области они появляются довольно редко.
Пожары являются главной причиной, при которой гибнут амурские тигры. Основных мер не было принято, поэтому хищники гибнут от рук браконьеров и намеренных отстрелов.
Северный олень – очень красивый и крупный представитель отряда парнокопытных, приходящих в Иркутскую область из высокогорного Алтая с Саянской стороны. Ближе к голове белый окрас, спина и ноги рыжевато-коричневые.
Северный олень является желаемой добычей для снежных барсов, которые также занесены в Красную книгу края. Не редки случаи исчезновения этих животных в связи с браконьерством, пожарами, изменениями климатических условий.
Красный волк – один из крупных хищников, его длина составляет около 110 см, вес не больше 20 кг. Уникален своей яркой рыжим окрасом, а также очень пушистым и длинным хвостом — свыше 50 см.
В одиночку волки не против полакомиться самой простой пищей, начиная от ягод, насекомых, ящериц, грызунов. Но если волков будет больше двух, они способны за несколько минут убить крупное животное, например, оленя.
В основном красные волки держатся стаями, как гиеновые собаки. Обитают там, где в избытке горные скалистые породы или пещеры. Красные волки не любят схватки лоб в лоб, нападают со спины. Тем самым застают добычу врасплох.
Ученые приводят данные, что в Иркутской области красных волков остается не больше трёх тысяч. По всей видимости, они остаются не у дел в схватке за пищу со своими соперниками — серыми волками. Это постоянно сокращает их в численности. Именно поэтому они занесены в Красную книгу.
Сибирский горный козел – наиболее крупный из представителей козлов, занесенных в Красную книгу Иркутской области. В длину он может достигать 150-180 см, рост — от 90 до 110 см. Рога длиной почти 120 см. Самый крупный экземпляр может весить около 135 кг. У козлов имеется примерно 25-сантиметровая борода темного цвета, к концу она будто подстрижена.
В основном горного козла можно увидеть на скалистых поверхностях, альпийских лугах. Предпочитает места, где больше растительности и нет снега. Ходят группами, от двух особей и до сотни.
Основными факторами исчезновения этих животных являются отсутствие хороших погодных условий, камнепады, нападения хищников, браконьерство. Добраться до мест обитания сибирских горных козлов и создать им удобные условия обитания не представляется возможным, поэтому пока не приняты меры по их защите.
Птицы
Птиц, занесенных в Красную книгу Иркутской области, насчитывается 62 вида, многие из которых состоят в категории исчезающих. Особое внимание заслуживают беркут и большой кроншнеп.
Беркут имеет темно-бурый окрас, на затылке виднеется рыжеватый оттенок. Крылья выделяются белыми пятнами. Надклювье, как и лапы, окрашены в ярко-желтый цвет. Для полета ему достаточно немножко расправить крылья.
Любят беркуты обитать на горных местностях и в лесах, гнездятся на высоких деревьях или на скалах. Они вьют на выбранном месте несколько гнезд, в котором откладывают по пару яиц. Насиживают их до 45 дней. Все это время самец кормит свою самку. Чтобы окрепнуть и улететь из-под крыла матери маленькому птенцу достаточно 70 дней. Но обычно большинство птенцов не выживает, т.к. им свойственен каннибализм.
Питаются беркуты различными грызунами, зайцами, птицами, черепахами и лягушками. Может нападать на более крупную дичь: косулей, хорьков, лисиц, северные оленей. Суточная норма пищи составляет около 1,5 кг. При отсутствии пищи может голодать до полутора месяцев.
В том, что численность птиц уменьшается, в основном, виноваты сами люди: массово убивают, отравляя пестицидами, воздействуют на места их обитания.
Большой кроншнеп относятся к семейству бекасовых. Самый крупный вид из этого семейства. Вес может быть от 0,5 до 1 кг. Размах крыльев до 1 м.
Большой кроншнеп имеет рыжевато-серый или бежево-коричневый окрас. Основная особенность, которая его выделяет — интересный длинный изогнутый клюв. Живот от шеи до нижней части живота белого цвета с продольными темными пятнами. Окантовка на перьях белого цвета.
Места обитания кроншнепы предпочитают влажные, поэтому они селятся на болотах и лугах. Ближе к маю прилетают и сразу начинают сооружать себе гнезда и откладывать яйца. У каждого семейства может быть по 2-4 яйца. Высиживают они потомство сменяя друг друга, длится это не больше месяца. Сами яйца — сине-зеленого цвета с коричневыми пятнами.
Зрение у кроншнепов не особо развито, но длинный клюв помогает находить пищу под землей. К их лакомству относятся: улитки, черви, моллюски, а во время зимовки они едят креветок и мальков рыб. Когда они гнездятся, то питаются небольшими лягушками, насекомыми и червяками.
Основную угрозу большому кроншнепу представляют лисы, вороны и другие наземные и воздушные хищники. Возможно, во время паводков они не успевают среагировать и теряют потомство. Их популяция стала уменьшаться из-за осушения болот, а также разведением людьми сельскохозяйственной деятельности. За сохранностью птиц следят специальные службы, которые регулируют порядок на участке их обитания.
Растения
Растительность в Иркутской области не менее обширна. Она удивляет своей красотой и разнообразием. В Красной книге края насчитывается:
- 40 мхов, 50 лишайников, 173 сосудистых растения, 25 видов редких грибов.
Все эти виды растений находятся под тщательной охраной в заповедниках.
Если посмотреть на схематичную карту распространения флоры, то можно увидеть неравнодушие большинства видов к прибрежным зонам и поймам. Больше половины видов отмечены у реки Иркут.
Несчитанное количество растений было потеряно при заполнении Иркутского водохранилища. Например, в 20-х годах прошлого века касатик сглаженный (ирис) и полушник озерный росли близ р. Ангара. После создания водохранилища их не было найдено. Согласно проведенным учеными исследованиям, потерянными в области считаются 44 вида растений. В более удовлетворительном положении прибывают популяции вида серобородник сибирский, большие скопления которого отмечены вдоль устья р. Куда, рек Ушковка и Иркут.
Ниже приведены несколько редких видов растений, занесенных в Красную книгу, в следующем формате:
- короткое описание, место распространения, численность популяции, лимитирующие факторы.
Фиалка надрезанная, травянистый многолетник не имеющий стеблей – вид, находящийся под угрозой исчезновения. Высота растения составляет 9 см. От корней растут короткие листья овальной формы, по краю зубчатые. Цветоносы на пару сантиметров выше листьев. Длина цветка до 1,5 см. Зев светлый, а ближе к краю ярко-фиолетовый. Шпорец изогнут, длиной 4-10 мм.
Растет на береговых песчано-галечных валах Байкала, в местах остепненных биотопов. Цветение в южной части области начинается с мая по июнь, на севере — в августе. Численность популяции невелика, отмечено несколько десятков экземпляров.
Наблюдается исчезновение по причине слабой конкурентоспособности вида, образование паводков, выпаса скота на территории их обитания, а также в следствие хозяйственной деятельности. Охраняется в Прибайкальском национальном парке и Байкало-ленском заповеднике.
Стародубка апеннинская относится к числу редких. Является многолетним травянистым растением с толстым и коротким корневищем. Прикорневых листьев не имеет. Цветки с золотисто-желтым оттенком, диаметром около 5 см.
Обитает стародубка на осветленных полянах, лесах, опушках. Размножается семенами. Цветет с мая по июнь. Лимитирующим фактором стародубки является сбор для букетов и использование в качестве лекарственного средства.
Первоцвет крупночашечный – многолетнее растение с коротким корневищем, относится к семейству первоцветных. Листья в прикорневой розетке в длину 5-15 см, шириной 3-7 см, яйцевидные, продолговатые. Цветоносный ствол 15-35 см, прорастает однобоким соцветием, состоящего от 3 до 15 цветков. Венчик в виде чашечки желтого цвета с оранжевым пятном внутри. Вокруг чашечки коробочка овальной формы.
Распространен первоцвет в 4-х районах области: Иркутском, Слюдянском, Нижнеудинском, Шелеховском, а также на Юго-Востоке Бурятии.
Во избежание намеренного причинения вреда редким видам флоры, ученые не указывают точных данных местонахождения растений, внесенных в Красную книгу Иркутской области.
Заключение
Сколько бы не создавалось книг в защиту животных и окружающей среды, какие слова не говорились о необходимости бережного отношения к природе, пока каждый из нас не поймет, что мы в ответе за будущее нашей планеты, ничего не изменится. Каждый из нас должен поменять свое отношение к природе. Мы все должны четко уяснить, что никакое вмешательство в экологию не пройдет бесследно. Когда-нибудь нам это «аукнется». В связи с этим призываем всех подумать и решить, что каждый из нас может сделать в защиту окружающего нас мира.
Проект “Разнообразие природы родного края. Иркутская область”. Книга природы Иркутска.
Цель проекта: Познакомится с природой Иркутской области и ее многообразием, узнать о редких видах растений и животных, встречающихся в регионе и об охране окружающей среды края.
План проекта:
1. Общая информация о природе края
2. Растительный мир
3. Животный мир
4. Растения и животные Красной книги
5. Охрана природы края
6. Пример презентации
Доклад к проекту “Разнообразие родного края. Иркутская область”
Иркутский край находится на юге Восточной Сибири. Климат области резко континентальный, большая часть области покрыта плоскогорьями и кряжами высотой до 1000 метров. По югу области расположены отроги Саянских гор, на юго-востоке область ограничена озером Байкал.
1. Растительный мир
Большая часть Иркутского региона покрыта хвойными лесами, тайгой. Здесь растут хвойные деревья — пихта, кедр, лиственница, ель. В небольших лиственных лесах преобладают осина и береза.
Подлесок образуют кустарники — шиповник, калина, белая акация, жимолость, боярышник.
В лесных и таежных районах произрастают травы: брусника, черника, голубика, морошка, вейник, папоротник, хвощи.
В степи растут ковыль, типчак, полынь, чабрец.
Всего в Иркутском крае растут свыше 1800 видов растений, и среди них около 600 – лекарственные.
2. Животный мир
Животный мир иркутской области также очень разнообразен. Здесь живут 80 видов млекопитающих, 320 видов птиц, 70 вид рыб.
В тайге водятся лоси, олени, кабаны, соболь, куница, белка, медведь, волк, ласка, зайцы, изюбры, маралы.
В горах можно встретить кабаргу, горных козлов и баранов.
В реках области и озере Байкал водятся млекопитающее семейства тюленей нерпа, рыбы омуль, сиг, хариус, язь, щука.
Уникальна самая маленькая рыбка Байкала — широколобка Гурвича, размеров всего 2-3 миллиметра. А также живородящая рыба голомянка.
На озере гнездятся утки и гуси.
Из птиц отметим тетерева, глухаря, рябчика, даурскую куропатку. Более мелкие птицы — клест, оляпка, кедровка.
3. Животные и растения, нуждающиеся в охране
Несмотря на все богатство нашей природы, многие ее представители находятся под угрозой вымирания и нуждаются в охране. Для этого в области создана Красная книга, в которую включены 408 видов грибов, растений и животных, нуждающихся в охране. Среди них 25 видов грибов, 50 — лишайников, 40 — мхов, 173 — сосудистых растений, по 1 виду амебоидных и пиявок, 14 видов ракообразных, 10 — насекомых 12 — рыб, по 2 вида амфибий, 62 вида птиц и 17 видов млекопитающих.
4. Охрана природы края
Иркутский край является регионом с хорошо развитой промышленностью, поэтому человеческая деятельность оказывает крайне негативное влияние на все экосистемы области. Защита окружающей среды является одной из приоритетных программ правительства региона.
Для охраны животного и растительного мира в Иркутском регионе созданы два крупных заповедника — Байкало-Ленский и Витимский. Также в области существует Прибайкальский национальный парк.
Пример презентации проекта “Разнообразие природы родного края. Иркутская область”
Для просмотра кликните на иллюстрацию и листайте.
«Знакомство с животным миром Прибайкалья
в ходе реализации проектной деятельности»
Проект «Животный мир Приангарья»
Проект: долгосрочный
Срок реализации: 1 год
Вид проекта: исследовательско-творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта:
Формирование экологического сознания и обогащения знаний детей о природе родного края.
Задачи:
1.Формировать представления дошкольников об уникальности животного мира Приангарья.
Рзвивать сенсорные способности, познавательные умения.</li>
Приобретать опыт исследовательской деятельности.</li>
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать её, охранять.</li>
Итог проекта: создание лэпбука.
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: заключительный
Актуальность:
В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.
В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.
Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.
С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально – региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа. Воспитание любви к природе, к природе родного края – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животный мир Приангарья», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.
Реализация проекта:
1.Во время непосредственно- образовательной деятельности и в режимные моменты: игры, трудовая деятельность.
1 этап: подготовительный
Изучение материала, планирование работы с детьми, родителями, коллегами. Пополнение методической литературы.
« ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»
нод
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
октябрь
2 неделя
</td>
Беседа «Животные России»:
1.Животные России,
2.Животные Приангарья: жизнь зверей осенью.
(кабан, рысь, горный козел, ласка),
3.Красная книга (животные)
Рисование любых диких животных.
Лепка: «Лисица» (из целого куска пластилина).
- Д/и «Чей домик».
Рассматривание иллюстраций.</li>
С. р. игра «Ветлечебница».</li>
Д/и «Лото» (животные).</li>
Д/и «Помоги собрать малышей».</li>
Беседа «Что было бы, если не было бы животных?».</li>
Д/и «Кто есть кто?».</li>
Решение проблемной ситуации «Можно ли обижать животных?».</li>
Чтение В.В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге».</li>
Игра- перевоплощение «Если бы ты был животным».</li>
Составление и отгадывание загадок о животных.</li>
Фотовыставка «Животные Приангарья»</li>
</ol></tr></tbody></table>
«День врача»
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Октябрь
3 неделя
</td>
- С.р. игра «Ветлечебница».
Д/и «Кто что ест?».</li>
</ol></tr></tbody></table>
«Краски зимы»
нод
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Декабрь
2 неделя
</td>
1. Беседа « Красота зимнего леса»:
1. Красота зимнего леса,
2. Жизнь зверей зимой.
2. Лепка «Животное Приангарья».
1. Изготовление украшений изо льда в форме животных.
2.Опыт «Почему заяц меняет шубку?».
3. Д/и «Лесные животные».
4. Чтение С.К. Устинов «Рысь».
5. Д/и «Кто где живет?»
6. Д/и «Чьи следы?»
</tr></tbody></table>
«Моя Родина»
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Январь
4 неделя
</td>
- Путешествие по карте «Найди тайгу».
Составление карты Приангарья.</li>
Знакомство с народным промыслом коренных жителей Сибири (резьба по кости, дереву формы животных).</li>
</ol></tr></tbody></table>
«День родного языка»
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Февраль
2 неделя
</td>
- Разучивание стихов о животных.
Чтение Трофимов М. «Лесная азбука».</li>
</ol></tr></tbody></table>
«Природа родного края»
нод
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Февраль
4 неделя
</td>
1. Аппликация коллективная работа «Лесная опушка».
2. Составление рассказа по картине А.И. Попов «Одинокий волк».
3.Беседа «Животный и растительный мир родного края»:
1. Беседа.
2.Д/и «Узнай по описанию» (животные и растения).
1. Беседа «Красная книга Иркутской области».
2.Чтение С.К. Устинов «Медведь близко».
3.Создание плаката «Защитим животных».
4.Беседа «Сбережем тайгу – дом для животных».
5. Д/и «Чей детеныш потерялся?».
6.Создание памятки «Правила поведения в лесу».
7. С.р. игра «Следопыты в тайге».
8. Д/и «Кто живет в лесу?»
</tr></tbody></table>
«День Земли и водных ресурсов»
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Март
2-3 неделя
</td>
- Просмотр фильма «Животный мир Байкала».
Игры с водой «Поймай рыбку для мишки».</li>
</ol></tr></tbody></table>
«День театра»
нод
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Март
4 неделя
</td>
1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).
2.Конструирование изготовление масок для театра.
1.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:
1. «Лиса и выдра»,
2. «Белка и кедровка».
2. Драматизация доступных сказок народов Сибири.
</tr></tbody></table>
«День детской книги»
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Апрель
2 неделя
</td>
- Создание книги «Животные тайги».
Чтение рассказов о животных.</li>
Выставка книг о животных.</li>
</ol></tr></tbody></table>
«Байкал»
нод
Образовательная деятельность в режимные моменты
</tr>
Май
3-4 неделя
</td>
1. Составление описательного рассказа «Нерпа».
2. Лепка «Нерпа».
3. Беседа «Жалобная книга Байкала»:
1.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»,
2.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».
1. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».
2. Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).
</tr></tbody></table>
Работа со специалистами
</tr>
Выставка познавательной литературы.
Экологическая акция «Кормушка».
Изготовление масок диких животных для театра.
Составление рассказов.
Разучивание стихов.
</td>
Слушание: мелодий национальных музыкальных инструментов народов Сибири;
Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока.
Этюд «Игра в лесу» муз. Т. Ломовой.
Разучивание «Пляска медвежат», муз. М. Красева.
</tr></tbody></table>
2 этап: основной
В пятницу Юля принесла книгу «Животные». Ребята с удовольствием ее рассматривали, просили прочитать о понравившемся животном. Поэтому мы решили, как можно больше узнать о животных. В ходе беседы выяснилось, что дети много знают о медведе, лисе, зайце, но хотели бы узнать о животных, которые живут в Сибири, чем питаются, как приспосабливаются к окружающей среде. Я предложила узнать об охране диких животных, о правилах поведения в лесу. Планируя работу на неделю по теме «День животных», учитывали пожелания ребят. Все знания о животных нашего региона мы решили оформить лэпбук. Лэпбук – это в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Составили план оформления, рассмотрели листы. Всю работу по знакомству с животными Приангарья я построила на принципе заполнения лэпбука.
«День животных»
Очень интересно прошла беседа «Животные России». Мы узнали, какие животные живут в нашей тайге (кабан, рысь, горный козел, ласка), кто заботится о диких животных, что такое “Красная книга”, почему она так называется, для чего её составили: Красной книга называется потому, что красный цвет олицетворяет опасность, призывает к вниманию, бдительности по отношению к исчезновению с лица земли редких растений, животных, птиц, насекомых и других живых существ.
Так же моделировали разные ситуации на темы: «Что произошло бы, если бы исчезли все животные?», «Почему нельзя обижать животных?». Ребята сказали, что если бы исчезли животные, то наша планета превратилась в пустыню.
Дети лепили и рисовали животных, составляли и отгадывали загадки.
Ребятам были предложены дидактические игры «Лото» (животные), «Помоги собрать малышей», «Кто есть кто?», где они применили свои знания. Итогом этой недели стала фотовыставка «Животные Приангарья», которую мы оформили в лэпбук.
«День врача»
Знакомясь с профессией врача, мы отметили, что животные, как и люди, могут болеть. И тогда им на помощь приходит врач-ветеринар, который делает уколы, операции, прививки (все лекарства изготовлены только для животных).
Полученные знания дети закрепили в с.р. игре «Ветлечебница».
В процессе дидактической игры составили пищевую цепочку «Кто, что ест?», которая стала итогом недели и была помещена в лэпбук.
«Краски зимы»
Зима – сказочное время года, поэтому такие же сказочные получились украшения изо льда в форме животных, (в ходе работы уточняли фигурку какого животного ребенок заливает водой) которые мы сделали для украшения елочки. Детям была предложена д/игра «Кто, где живёт?», закрепили среду обитания зверей. В ходе беседы «Красота зимнего леса» ребята рассказали, что звери к зимним условиям приспособлены по-разному: одни впадают в спячку, другие покрываются густой и длинной шерстью, меняют шубку. Провели опыт «Почему заяц меняет шубку?» – белый цвет помогает прятаться от врагов. По свежим следам на снегу можно узнать, кто из зверей не спит. Д/игра «Чьи следы?» стала итогом недели.
«Моя Родина»
Познакомили с народным промыслом коренных жителей Сибири: рассматривали иллюстрации и изделия из дерева и кости с изображением животных. Очень детям нравится «путешествовать» по карте. Поэтому мы нарисовали карту Иркутской области и поместили её в центре лэпбука – итог недели.
«День родного языка»
С большим интересом дети слушали рассказы и сказки о животных. Нами были прочитаны:
В.В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге» (бурундук, соболь).
С.К. Устинов «Рысь»,
С.К. Устинов «Медведь близко»,
М.Е. Трофимов «Лесная азбука».
После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где мной задавались вопросы по содержанию рассказа, оценивались поступки героев. Разучивали стихи о животных, которые оформили в лэпбук.
«Природа родного края»
При ознакомлении с природой родного края провели беседу «Животный и растительный мир родного края», где продолжили знакомить с животными и растениями. Так большинство растений нашего края съедобны и полезны для организма. В д/игре «Узнай по описанию» закрепили знания. (воспитатель описывает животное, растение, а дети показывают карточку с изображением).
Интересно прошла беседа «Сбережем тайгу- дом для животных», ребята отметили, что животные, растения, птицы и другие существа исчезают от неправильных действий человека. Поэтому мы изготовили плакат «Защитим животных»
Так же отметили, что лесные обитатели живут как бы одной семьей, в которой есть свои правила. И все им подчиняются, поэтому, когда мы приходим в гости к «Природе», мы тоже должны соблюдать определенные правила и создали памятку «Правила поведения в лесу»:
Дети и взрослые должны знать правила поведения в лесу:
– не пытаться поймать зверька, птицу, …
– не пугать;
– не бросать палками, камнями, …;
– не разорять нору или гнездо;
– не рвать много и с корнями.
Ребята составляли рассказ по картине А.И. Попова «Одинокий волк», описывали животное, так же отметили красоту зимнего пейзажа.
В с. ролевой игре «Следопыты в тайге» закрепили знания о животных и птицах родного края.
Итогом недели стала д/игра «Кто живет в лесу?»
На данном этапе работы над проектом у нас оформлен лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.
Игра «Кто что ест? » Ребенок рассматривает и определяет, что едят животные.
Игра: «Чьи следы? ». Рассмотреть фото различных следов животных и определять кому, какие следы принадлежат.
Игра «Сложи картинку». Сложить картинку животных из разрезных фото.
Игра «Чье логово? ». Рассмотреть фото: дупло, берлога, нора. И определять какое логово кому принадлежит.
Игра «Назови правильно». Фото животных в тайге и в лесу. Узнавать и правильно называть животное
Работа по проекту продолжается, планируем:
«День театра»
1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).
2.Конструирование изготовление масок для театра.
3.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:
1. «Лиса и выдра»,
2. «Белка и кедровка».
4. Драматизация доступных сказок народов Сибири.
«День родного языка»
1.Создание книги «Животные тайги».
3. Оформление выставки книг о животных.
«Байкал»
1. Составление описательного рассказа «Нерпа».
2. Лепка «Нерпа».
3. Беседа «Жалобная книга Байкала»
4.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»
5.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».
6. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».
7.Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).
Большую помощь нам оказывали родители: приносили книги о животных, иллюстрации, составляли рассказы, разучивали с детьми стихи о животных. Вместе с детьми изготовили кормушки. Ребята приносили из дома семечки, крупу для птиц.
Ожидаемые результаты:
–Презентация лэпбука для родителей.
– Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
– Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека;
– Желание детей получить большую информацию о животных родного края.
Ресурсное обеспечение проекта.
1.Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л. -1973
2. Мишарина Л. А. Комплексно – тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: учебно-методическое пособие/ Л. А. Мишарина – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 101с
comments powered by HyperComments
МлекопитающиеПтицыРептилииАмфибииРыбы и миногиНасекомыеРакообразные
Млекопитающие
Грызуны
Ольхонская полёвка (Alticola olchonensis) — вымирающий вид
Прибайкальский черношапочный сурок (Marmota camtschatica doppelmayri) — уязвимый вид
Степная мышовка (Sicista subtilis) — недостаточно изученный вид
Парнокопытные
Северный олень (Rangifer tarandus valentinae) — уязвимый вид
Сибирский горный козел (Capra sibirica) — уязвимый вид
Снежный баран (Ovis nivicola) — вид на грани исчезновения
Рукокрылые
Большой трубконос (Murina leucogaster) — уязвимый вид
Длиннохвостая ночница (Myotis frater) — уязвимый вид
Ночница Иконникова (Myotis ikonnikovi) — уязвимый вид
Усатая ночница (Myotis mystacinus) — уязвимый вид
Хищные
Амурский тигр (Panthera (Tigris) tigris altaica) — недостаточно изученный вид
Выдра (Lutra lutra) — уязвимый вид
Красный волк (Cuon alpinus) — вид на грани исчезновения
Манул (Felis (Otocolobus) manul) — недостаточно изученный вид
Снежный барс (ирбис) (Uncia uncia) — вид на грани исчезновения
Солонгой (Mustela (Kolonocus) altaica) — недостаточно изученный вид
Степной или светлый хорь (Mustela (Putorius) eversmanni) — уязвимый вид
Птицы
Аистообразные
Колпица (Platalea leucorodia) — уязвимый вид
Чёрный аист (Ciconia nigra) — уязвимый вид
Веслоногие
Большой баклан (Phalacrocorax carbo) — восстановленный и восстанавливающийся вид
Кудрявый пеликан (Pelecanus crispus) — исчезнувший вид
Воробьиноoбразные
Дроздовидная камышовка (Acrocephalus arundinaceus) — уязвимый вид
Камышевая овсянка (Emberiza schoeniclus) — уязвимый вид
Овсянка Годлевского (Emberiza godlewskii) — уязвимый вид
Усатая синица (Panurus biarmicus) — уязвимый вид
Гусеобразные
Горный гусь (Eulabeia indica) — уязвимый вид
Каменушка (Histrionicus histrionicus) — уязвимый вид
Клоктун (Anas formosa) — вид на грани исчезновения
Краснозобая казарка (Rufibrenta ruficollis) — уязвимый вид
Лебедь-кликун (Cygnus cygnus) — уязвимый вид
Малый лебедь (Cygnus bewickii) — уязвимый вид
Огарь (Tadorna ferruginea) — восстановленный и восстанавливающийся вид
Пеганка (Tadorna tadorna) — уязвимый вид
Пискулька (Anser erythropus) — уязвимый вид
Серый гусь (Anser anser) — исчезнувший вид
Сухонос (Cygnopsis cygnoides) — исчезнувший вид
Таёжный гуменник (Anser fabalis middendorffii) — вид на грани исчезновения
Чёрная казарка (Branta bernicla) — уязвимый вид
Журавлеобразные
Даурский журавль (Grus vipio) — недостаточно изученный вид
Дрофа (Otis tarda) — исчезнувший вид
Коростель (Crex crex) — уязвимый вид
Красавка (Anthropoides virqo) — уязвимый вид
Серый журавль (Grus grus) — уязвимый вид
Стерх (Grus leucogeranus) — уязвимый вид
Чёрный журавль (Grus monacha) — недостаточно изученный вид
Курообразные
Немой перепел (Coturnix japonica) — недостаточно изученный вид
Поганкообразные
Чомга или большая поганка (Podiceps cristatus) — восстановленный и восстанавливающийся вид
Ракшеобразные
Зимородок (Alcedo atthis) — недостаточно изученный вид
Ржанкообразные
Азиатский бекасовидный веретенник (Limnodromus semipalmatus) — вид на грани исчезновения
Большой веретенник (Limosa limosa) — уязвимый вид
Большой кроншнеп (Numenius arquata) — уязвимый вид
Горный дупель (Gallinago solitaria) — уязвимый вид
Дальневосточный кроншнеп (Numenius madagascariensis) — недостаточно изученный вид
Длиннопалый песочник (Calidris subminuta) — уязвимый вид
Чеграва (Hydroprogne caspia) — недостаточно изученный вид
Черноголовый хохотун (Larus ichthyaetus) — недостаточно изученный вид
Шилоклювка (Recurvirostra avosetta) — недостаточно изученный вид
Совообразные
Сплюшка (Otus scops) — уязвимый вид
Филин (Bubo bubo) — уязвимый вид
Соколообразные
Балобан (Falco cherrug) — вид на грани исчезновения
Беркут (Aquila chrysaetos) — уязвимый вид
Большой подорлик (Aquila clanga) — вымирающий вид
Бородач (Gypaetus barbatus) — недостаточно изученный вид
Восточный болотный лунь (Circus aeruginosus spilonotus) — уязвимый вид
Дербник (Falco columbarius) — уязвимый вид
Кобчик (Falco vespertinus) — исчезнувший вид
Кречет (Falco rusticolus) — уязвимый вид
Малый перепелятник (Accipiter gularis) — уязвимый вид
Могильник (Aquila heliaca) — вид на грани исчезновения
Орёл-карлик (Hieraaetus pennatus) — уязвимый вид
Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) — вымирающий вид
Орлан-долгохвост (Haliaeetus leucoryphus) — недостаточно изученный вид
Сапсан (Falco peregrinus) — уязвимый вид
Скопа (Pandion haliaetus) — уязвимый вид
Степная пустельга (Falco naumanni) — недостаточно изученный вид
Степной лунь (Circus macrourus) — недостаточно изученный вид
Степной орёл (Aquila rapax) — уязвимый вид
Чёрный гриф (Aegipius monachus) — недостаточно изученный вид
Фламингообразные
Фламинго (Phoenicopterus roseus) — недостаточно изученный вид
Рептилии
Обыкновенный уж (Natrix natrix) — недостаточно изученный вид
Узорчатый полоз (Elaphe dione) — вымирающий вид
Амфибии
Монгольская жаба (Bufo raddei) — вымирающий вид
Обыкновенная жаба (Bufo bufo) — уязвимый вид
Рыбы и миноги
Костные рыбы
Арктический голец (Salvelinus alpinus) — вымирающий вид
Белорыбица (нельма) (Stenodus leucichthys) — исчезнувший вид
Елохинская широколобка (Abyssocottus elochini) — уязвимый вид
Карликовая широколобка (Procottus gurwici) — уязвимый вид
Ленок (Brachymystax lenok) — вымирающий вид
Линь (Tinca tinca) — вид на грани исчезновения
Обыкновенный валек (Prosopium cylindraceum) — вымирающий вид
Сибирский осетр (Acipenser baerii) — вид на грани исчезновения
Стерлядь (Acipenser ruthenus) — вид на грани исчезновения
Таймень (Hucho taimen) — вымирающий вид
Тугун (Coregonus tugun) — вымирающий вид
Круглоротые
Дальневосточная ручьевая минога (Lethenteron reissneri) — вымирающий вид
Насекомые
Жесткокрылые
Лионедия монгольская (Lionedya mongolica) — уязвимый вид
Перепончатокрылые
Абия Прибайкальская (Abia semenoviana) — вымирающий вид
Оруссус паразитический (Orussus abietinus) — вымирающий вид
Харакопигус черноногий (Characopygus modestus) — вымирающий вид
Сетчатокрылые
Аскалаф сибирский (Libelloides sibiricus) — уязвимый вид
Стрекозы
Красотка-девушка японская (Calopteryx japonica) — вымирающий вид
Чешуекрылые
Аполлон обыкновенный (Parnassius apollo) — вымирающий вид
Голубянка Алькон (Maculinea alcon) — уязвимый вид
Павлиний глаз ночной малый (Eudia pavonia) — уязвимый вид
Червонец фиолетовый (Thersamonolycaena violaceus) — недостаточно изученный вид
Ракообразные
Акантогаммарус Насонова (Acanthogammarus nassonowi) — уязвимый вид
Аттеелла Норденшелда (Atthehella nordenskjoldi) — уязвимый вид
Брандтия вооруженная (Brandtia armata armata) — уязвимый вид
Гаряевия Догеля (Garjajewia dogieli) — уязвимый вид
Лжемикруропус харгойский (Pseudomicruropus chargoensis) — уязвимый вид
Метапалласея (Metapallasea galinae) — уязвимый вид
Парапалласея Вознессенского (Parapallasea borowskii wosnessenskii) — уязвимый вид
Пёкилогаммарус Лидии (Poekilogammarus lydiae) — уязвимый вид
Пёкилогаммарус пятнистый (Poekilogammarus talitrus orchestes) — уязвимый вид
Пропахигаммарус двурогий (Propachygammarus bicornis) — уязвимый вид
Речной гаммарус ангарский (Fluviogammarus angarensis) — исчезнувший вид
Речной гаммарус короткохвостый (Fluviogammarus brachyurus) — исчезнувший вид
Речной гаммарус личиночновидный (Fluviogammarus larviformis) — исчезнувший вид
Речной гаммарус промежуточный (Fluviogammarus intermedius) — исчезнувший вид
Источник: Красная книга Иркутской области. Ред. Гайкова О.Ю., Попов В.В., Абаринова Н.Г., Берман М.И. и др. (2010) Иркутск: ООО Издательство Аремя странствий
Используемые источники:
- http://irkipedia.ru/content/zhivotnyy_mir_irkutskoy_oblasti_boyarkin_vm_boyarkin_iv_geografiya_irkutskoy_oblasti
- https://ecobloger.ru/krasnaya-kniga-irkutskoj-oblasti/
- https://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-3-klass-1-chast-proekt-raznoobrazie-prirody-rodnogo-kraya-irkutskaya-oblast.html
- https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/znakomstvo-s-zhivotnyim-mirom-pribayk/
- https://zoogalaktika.ru/photos/red-data-book-region/red-data-book-sibirskij/red-data-book-irkutsk