Рассказ о красоте лошади

Ф. абрамов о чем плачут лошади? 1. беседа о биографии писателя. в деревне веркола пинежского уезда архангельской области 29 февраля

Ф. Абрамов
«О чем плачут лошади?»

1.
Беседа о биографии писателя.

В
деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области 29 февраля 1920 года
забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.

Истоки
доброты Фёдора Абрамова. 
С детства Абрамов знал и любил сказки,
былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год
приезжал в родную Верколу. Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема
деревни. Таких писателей называют «деревенщиками», «солью земли». Личным
жизненным примером и своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.
Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда
старался помогать своим землякам.

Он
любил животных, особенно лошадей.

2. Словарная
работа
:

 Бараки – здания лёгкой
постройки, предназначенные для временного жилья.

Дернина –
дерн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний
слой почвы.

Иван-чай –
крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.

Лесопункт –
пункт лесозаготовки

(стать) –
(здесь) телосложение, общий склад фигуры

Угор –
(диалект.) – пригорок

«Чёртом выгибались» 
молодцевато выглядели.        

3.
Работа по рассказу

Сегодня
на уроке литературы мы обратимся к рассказу «О чём плачут лошади», который был
написан в 1973 году.

1)
О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

Чтобы
вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся
зачитывает подготовленный дома план).

План

1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми,
особенно с Рыжухой.

2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной
жизни.

3. Лирическое отступление о прежней жизни
лошадей.

4. Нынешнему поколению лошадей эта правда
недоступна.

5. Дружба человека и лошади дала трещину.


Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа (зачитать
его)? Как ощущает себя рассказчик в мире природы? 
(Природа
ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение к природе, единство
существования с нею утверждается как норма жизни людей.)


Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.

(«Бархатные
губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».


Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?

(Красота
лошадей в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды». Это отношение
людей к лошадям. «Особо — лошадиная красота луга» — резкий контраст с
состоянием лошадей. Автор подчеркивает отношение людей к животным.

На
доске разместить блок — схему:

hello_html_m1b2e4a12.png

— Почему
автор учебника дает сноску: «Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной
рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше
заботиться»?

На
что обращает наше внимание эта сноска?

— Что
в самом тексте рассказа указывает на то, что действие происходит в период
коллективизации?

(Все
лошади пасутся вместе, на них — один пастух, который к ним редко приходит и по
домам не разводит; лошадей по очереди отправляют на работы, и не хозяева их
забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные. В
то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо
безучастно»)


Почему герой-рассказчик так подружился с лошадьми? Откуда у него такая тяга к
ним?


Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно,
небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).
— Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным?  (…нелегко
жилось беднягам) 

Как вы понимаете содержание рассказа?
Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили
на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора
острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является
трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и
помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, ЧТО
ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА, которые он сам же приручил.

Как относится к лошадям
конюх Миколка? Почему бабы не могли без слез пройти мимо лошадей на лугу? Чтение
отрывка «Но чаще всего…» до «проходила мимо безучастно»

Рассказчик устами
конюха-старика говорит о том, что «лошади тоже воевали» во время Великой
Отечественной войны. Как он показывает вклад лошадей в победу? «Помню, в
47-м..» до «да ещё как».

Оказавшись на старом
лесопункте, рассказчик пытается отыскать останки своего коня и вспоминает
«пушкинского вещего Олега».


Зачитайте, какой показана Рыжуха?  Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают
отрывки из рассказа) 
— Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными
кобылками? 
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут
себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то
сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых. 


Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и
лошади Рыжухи на человеческом языке)


Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это
раньше? 
от слов «Я в жизни ничего подобного не слыхала … в ихнем роду»


Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое
состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.
А что лошадей привело к такому состоянию?

·           
отношение
к ним;

·           
ненужность.


О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей,
потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной
неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).

Словарь:
Человек
забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это
слово
? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить;
милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

·           
Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким
должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе
товарища).

·           
Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем
рассказать?

 Анализ эпизода.

» А я вдруг напустил на себя
бесшабашную удаль и воскликнул:

— Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать
себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза
Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно
приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той
же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

— Покель! В энтом деле без банки нам все
равно не разобраться…- И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов,
быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

— В
чём рассказчик обманул Рыжуху?
(не  ответил искренне на её вопрос, то
есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в
своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не
зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев
взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения
которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от
этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности).

 — Прочитайте
последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался
себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из этой лошадиной породы»?
(Герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в
мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны не
только лошади, и люди искренние, любящие, близкие к природе – об этом
тревожится писатель).


Какова идея рассказа? (Люди перестают быть людьми, нравственно умирают, когда
перестают чувствовать боль преданного им живого существа. Каждый человек на
нашей Земле отвечает за будущее мира)


Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут…»? Такое
название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме
ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на
протяжении многих тысячелетий.


К
чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится
и к другим людям).


Нужны ли сейчас лошади (не пашем, не ездим, играем на компьютерах)?
Какую пользу они приносят человеку? «Конный спорт», «Лошади и инвалиды»

Вывод: Да, животные дают нам многое, но
главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас
тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. Вера в разум человека должна
победить в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо.
И поэтому: воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной
собаке. Все в природе подчинено извечному закону добра.

4. Тест по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут
лошади» 
(выполняют в
тетрадях)

1. Какое лакомство герой рассказа носил лошадям? А)
хлеб б) соль в) сдобную булочку г) пшеницу

2. Как по- настоящему звали Рыжуху? А) Воронуха б)
Звезда в) Клара г) Идея

3. О чём спорили лошади? А) о том, какая трава
вкуснее б) о лошадиной жизни в) о том, почему конюх часто забывает о них г) о
том, какая работа им предстоит

4. Что понимает герой в конце рассказа?

А) что нужно изменить что-то в судьбе Рыжухи

Б) что обманул Рыжуху

В) что ему не нужно больше приходить на луг

Г) что ему нужно работать конюхом

5. Как звали конюха?

6. Что было первой игрушкой крестьянского сына?

7. Какое значение в жизни людей имели лошади в те
времена, о которых говорит старая лошадь и о которых вспоминает автор?

Ответы: 1,3,2,2, Миколка, деревянный конь

5. Подведение итогов, комментирование оценок.

— В чём актуальность рассказа Ф. Абрамова?

Примеры готовых рассказов о красоте воды, как написать рассказ

Пример 1.

Вода – глубокая и неповторимая

Столько прекрасного окружает нас вокруг. Куда ни глянешь, повсюду волшебные творения природы, которые притягивают и восхищают взгляд. Вода — это какая-то особая частица природы, удивляющая неповторимостью и своеобразной кристальной чистотой, сквозь которую можно увидеть даже малейшие мелочи.

Вода — такая привычная на первый взгляд, но одновременно загадочная и таинственная. Она принимает разные формы, дарит чувство покоя. На нее я смотрю в реке и в озере, даже под ногами в прозрачных лужах — вода.

Склонившись над ней вижу свое отражение как в зеркале, погружаю руку, и она маленькими капельками особой формы стекает вниз, создавая переливы и гримасы на моем отражении, словно играет со мной.

Вода окутала всю землю

Длинной вуалью вода спадает по земле, создавая реки и неповторимый мир в них. Каждый камешек и каждая песчинка обретают новый вид под покровом воды. А какие прекрасные мелодии создает шум воды, настоящая музыка природы в особом исполнении.

Вода имеет большую силу, без которой невозможна жизнь. Такая глубокая и чистая, настоящее сокровище земли.

Пример 2. Рассказ о красоте воды озера

Наша голубая планета действительно очень красива. Фотографии Земли из космоса просто завораживают и вызывают восхищение. Но что делает Землю такой красивой? Помимо лесов и гор, свой вклад в красоту вносит вода, в том числе и озёра. Ведь озеро не может не восхищать своей величественной и спокойной красотой. Голубая водная гладь, в которой отражаются облака, приносит сердцу радость и умиротворение.
Помимо этого, озёра являются источниками жизни. Они снабжают водой находящиеся поблизости поселения, а также обеспечивают людей рыбой.
Но и на этом польза озера не заканчивается. В жаркий летний день так приятно отдохнуть на берегу рядом с прохладной водой, над которой пролетают быстрокрылые стрекозы, и полюбоваться красотой окружающей озеро природы.
Однако порой люди не ценят этой красоты. Загрязнение озёр негативно отражается на экологии, что приводит к ухудшению качества воды и гибели обитающих там существ. Давайте же будем относиться к озёрам с уважением, чтобы не допустить экологических катастроф!

Пример 3. Рассказ о красоте воды (море)

Море, какое оно удивительно красивое. Морские волны переливаются цветными и яркими огоньками. На берегу моря всегда красивая морская пена. Когда портится погода, море становится серым и хмурым, и волны бушуют в нем. Но когда светит яркое солнце, море становится ярко-голубым или изумрудным. На берегу моря можно сидеть часами и слушать шелест волн. Большое и красивое, оно таит в себе множество тайн и загадок. Я представляю как раньше здесь плавали большие корабли с пиратами. Как они сражались за свои драгоценности и золотые монеты. Как же много кораблей здесь потонуло…

Мне рассказывали в школе, что в море обитает множество красивых, интересных рыб и морских обитателей. Маленькие рыбки собираются в стаи и охраняют друг друга. Но также есть и большие рыбы, которые охотятся на других. Также я видела на картинках много разных кораллов. Очень странные существа, меня они немного пугают… 

Мне очень нравится красота моря. Моя мечта — увидеть в глубине моря большую черепаху или морского конька!

Пример 4. Рассказ о красоте воды (река)

Хочу немного рассказать о реке, возле которой я живу. Я часто гуляю по набережной на берегу реки. Всегда любуюсь красотой ее воды. А почему именно красотой воды? Сейчас расскажу.
Когда дует тихий ветерок, если приглядеться, на воде — очень красивая мелкая рябь. Смотришь на нее, и, сразу вспоминается море. Маленькое море с ее волнами. А если пустить кораблик, то можно представить огромную, воображаемую яхту.
Вообще, если каждый день наблюдать за водой в реке, можно увидеть необыкновенную красоту. При каждой смене погоды или времени года, в ней появляются свои картины. Например, осенью в ней можно увидеть настоящую осеннюю красоту. Желтые деревья, падающие листья. Летом – красивые зеленые берега. Зимой можно наблюдать как проплывают большие, захватывающие дух, ледяные глыбы. Когда идет дождь, она завораживает. Тысяча мелких капель будоражат ее. А когда светит солнце, в ней отражается голубое небо и бегущие облака.
Я люблю смотреть на свое отражение в реке, как в зеркало. Бывает, задумаешься, смотришь и наслаждаешься природой и вдыхаешь прохладный, влажный воздух на ее берегу.
Часто прихожу на реку смотреть на закат. Она в это время особенно красива: огненно-розовый цвет реки, небольшие бегущие волны от ветерка, легкий прохладный ветерок.
В реке живут белые лебеди. Когда эти статные птицы проплывают по реке, вокруг них образуются большие, расплывающиеся кольца. Также в ней живут красивые и разнообразные рыбки. Я их прикармливаю каждый день. Они забавно выпрыгивают из воды.
Можно рассказывать бесконечно о красоте воды нашей реки, но я думаю этого будет достаточно, чтобы иметь представление о ней.

Пример 5. Рассказ о красоте воды (река)

В нашей деревне есть река. Я люблю приходить на берег и любоваться её красотой. Летом она мне особенно нравится. В солнечные дни в ней отражается синее небо, пролетающие мимо птицы и зелёный лес. Вода красиво переливается на солнце и ярко блестит. Купаться в ней приятно и весело, потому что она тёплая и чистая.

Переменчивая и быстрая

Вода в нашей реке всегда разная. Сегодня беспокойная, с быстрым течением и лёгкими волнами. А завтра она тихая и спокойная, с ровной гладью воды. Наша река бывает разных цветов и оттенков. В один день она светло-голубая, в другой – зелёная, а в третий – под цвет пасмурного неба.

Огненно-прекрасная

Особенно красива река во время заката, когда природа готовится ко сну. Вода становится огненно-красной или оранжевой. В ней отражается яркое предзакатное небо и красивая дорожка, ведущая к солнцу.

Закованная в лёд

Зимой река застывает, становится холодной, покрывается толстым слоем льда и пушистыми снежинками. Я люблю ходить с дедушкой на зимнюю рыбалку и разглядывать через прозрачный лёд жизнь обитателей реки. В ней водятся ерши и окуни, голавли и щуки.

Время, проведённое у реки, мне всегда нравится. Вода и окружающая её природа восхищают меня, дарят новые впечатления и хорошее настроение. 

Пример 6. Рассказ о красоте воды (Енисей)

Вода она такая разная. Каждый раз, каждую свою секунду она неповторима. Однажды папа взял меня на Саяно-Шушенскую гидроэлектростанцию, и то, что я там увидел восхитило меня. Падающая с огромной высоты бурлящая вода, несущая в себе силу и энергию великой реки Енисей, заколдовала меня. Я стоял и смотрел на эти пенные водяные косы, и не мог оторвать взгляд. Енисей – красивая река моего детства, я помню его тихие заводи-лягушатники, где мы, совсем ещё малыши, барахтались в его теплом изумрудном одеяле. А солнце, чтоб рассмешить нас, запускало своих солнечных зайчиков скакать по гребешками водной глади. Сейчас я уже учусь в школе, и вижу его совсем другим. Например, зимой Енисей синий-синий, такой синий, что режет глаза, такой густой и темный, что только от одного взгляда тебя охватывают восторг и испуг перед его величием. А летом это солнце, сверкающее алмазной россыпью на поверхности стремительного течения.
Вообще, я думаю, что вода – это зеркало природы, в ней отражается она сама и мы, всего лишь почитатели её красоты.

Пример 7. Рассказ о красоте воды (сказочный)

Поспорили три дочери Водяного Царя, кто из них красивее.
— Я бегу-искрюсь ручьями-реками, сверкаю водопадами, в каждой моей капельке отражается Солнце, Луна или звёзды. Я могу быть прозрачной, могу — голубой, зелёной; в реке Янцзы я жёлтая, в Рио-Тинто — красная. Кто заглянет в глубокий колодец — увидит воду чёрного цвета. Моя красота — это главное чудо на Земле, она необходима для жизни человека; открывая новые планеты, люди в первую очередь пытаются узнать, есть ли там вода. Да и сам человек на 60% состоит из воды, а человек — венец природы! Я — сама Красота, и везде, где Красота — там я.

— Ну, ты симпатичная, конечно, но уж такая непостоянная, текучая! Красивым может быть только завершённое творенье, то есть я! Посмотрите на искристый слепящий снег! Утончённая изящность и прелесть моя стократ воплощается в каждой снежинке! Лёд совершенен, на нём люди иногда пишут слово «Вечность», что может быть красивее бесконечности?

— Ах, девочки, ну, что с того, что пар невидим? Зато я легче вас и могу летать! Испаряясь и конденсируясь в воздухе, я устраиваю лучшие зрелища на Земле! Люди не устают любоваться облаками, фотографировать радугу!

— Не спорьте, вы все — мои дочери, мы семья, мы одно целое. Я дал вам чудесную способность превращаться друг в друга, поэтому ты, Вода, на холоде сможешь превратиться в Лёд, или в виде прекрасных снежинок упасть на землю. Солнце пригреет — ты, Лёд, растаешь и снова станешь Водой, спустишься с гор бурными водопадами, побежишь по полям-лугам быстрыми реками — это ли не Красота? А когда, испаряясь, Пар вознесётся в небо, вы станете белоснежными облаками, принимая любые причудливые формы; дети будут гадать: «Это облако похоже на лошадку! А это — на птицу или на самолёт!» Вы всегда будете самым прекрасным и нужным, что только есть на Земле, вы — сама Жизнь!

Все ответы к рабочим тетрадям по окружающему миру, подробный разбор сложных заданий здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

  • Рассказ о красоте деревьев родного края
  • Рассказ о истории создания адажио т альбинони
  • Рассказ о земледельце 5 класс история древнего египта от его лица кратко
  • Рассказ о калифе аисте вильгельм гауф книга
  • Рассказ о захвате киева