Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

Когда жители поселка красный яг печорского района коми назначили мне встречу у кладбища, меня это неприятно удивило. уже позже я

Когда жители поселка Красный Яг Печорского района Коми назначили мне встречу у кладбища, меня это неприятно удивило. Уже позже я выяснила, что в Красном Яге находится один из островков ГУЛАГа – погост детей женщин-заключенных Печоржелдорлага. Но, несмотря на трагическую историю, связанную с этим местом, детское кладбище действительно располагается в центре поселка, рядом с магазином «Веста», и является главным ориентиром для встреч. Но стремилась я попасть в Красный Яг еще и потому, чтобы узнать, как организована духовная жизнь в поселке. Хотя предварительно выяснила, что ни храма, ни часовни здесь никогда не было…

Зимний день. Поселок Красный Яг, Печорский район, республика Коми. Фото: Игорь Подобаев / nat-geo.ru Зимний день. Поселок Красный Яг, Печорский район, республика Коми. Фото: Игорь Подобаев / nat-geo.ru

Особенности путешествия

Это путешествие в Красный Яг началось для меня с волнения. Ведь только на пристани реки Печоры я узнала, что добираться из города Печоры в поселок Красный Яг, от которого он находится всего в 8 километрах, придется на двух катерах – из-за того, что так за лето обмелела река. И вот с одного катера я, перебежав по деревянным мосткам, сразу пересела в другой. Автобуса в тот день в поселок не было, поэтому пришлось искать такси. Но на берегу быстро нашелся человек, который просто приехал полюбоваться рекой, а тут я свалилась ему на голову со своей просьбой: «Отвезите меня, пожалуйста, скорее в Красный Яг!» Но он тоже предупредил меня, что довезет до кладбища, а там я сориентируюсь.

Дорога в Красный Яг Дорога в Красный Яг

Карта схема Красного Яга с детским кладбищем и другими лагерными объектами и описание детского кладбища Карта схема Красного Яга с детским кладбищем и другими лагерными объектами и описание детского кладбища

«Скелет» баржи и крест

Однако первое, что я увидела по приезде в поселок, была старая ржавая баржа. Давным-давно предприниматель доставил ее сюда, хотел разобрать, да так и бросил. И вот сегодня она уже воспринимается как местная достопримечательность, став своего рода памятником ушедшему столетию. Здесь любят фотографироваться местные жители и гости поселка.

Старая баржа уже стала местной достопримечательностью Старая баржа уже стала местной достопримечательностью

Красный Яг Красный Яг

А рядом с ней я увидела островок соснового леса, который был расположен вдоль центральной улицы – Лесокомбинатовской, и крест, одиноко стоящий у дороги, – у его основания можно было заметить много мягких игрушек.

Елена Вайтекунене-Шахтарова и ее известный Волк Елена Вайтекунене-Шахтарова и ее известный Волк

Как много эта земля познала материнского горя, и сколько здесь пролито слез!

– Не то чтобы сюда какие-то делегации приезжали из других городов, – рассказывает жительница Красного Яга Елена Вайтекунене-Шахтарова. – Это местные жители приносят ко кресту игрушки…

А когда мы зашли с Еленой вглубь леса, то сразу увидели и могильные маленькие холмики. Но не было на захоронениях ни крестов, ни имен погребенных здесь детей.

– Это сколько же здесь могил! – причитает моя спутница. – Как много эта земля познала материнского горя, и сколько здесь пролито слез!

Освященный колодец как «информбюро»

Колодец, освященный во имя Великомученика Георгия Победоносца Колодец, освященный во имя Великомученика Георгия Победоносца Но, как я выяснила в ходе прогулки по поселку, кладбище – не единственная «достопримечательность» в Красном Яге. Еще я обнаружила здесь неожиданный источник информации. Но в его качестве в поселке выступает… колодец с ключевой водой, освященный во имя Великомученика Георгия Победоносца.

После совершения таинства в сентябре 2013 года священник Климент Лямин выразил надежду, что этот святой источник будет пользоваться популярностью среди жителей всего района.

Не знаю, как района, но в Красном Яге он является одним из самых посещаемых мест, потому что на стенах деревянного сооружения… размещается важная информация для красноягцев – разного рода объявления, расписания.

Например, одно из объявлений напоминало о том, что 16 июня в 10 часов состоится субботник на кладбище, и всем участникам необходимо захватить с собой грабли.

На святом колодце размещают разного рода объявления На святом колодце размещают разного рода объявления

Другое объявление и вовсе было похоже на крик души:

«Уважаемые жители п. Красный Яг! Просьба не заполнять мусорные баки нестандартными бытовыми отходами, а именно: телевизоры, диваны, доски, шифер. Лучше сложить их у мусорных баков. Нестандартный мусор вывезут дополнительно машиной. Мусорные баки только для пищевых отходов!!!»

Узнала я также и о том, что вакцинироваться от коронавируса жители Красного Яга могут в Кожвинской поликлинике.

Можно было здесь ознакомиться и с расписанием движения автобуса в Красный Яг.

Управление безопасности АО «Транснефть-Север» сочло не лишним предупредить земляков, что рядом с их домами проходит их магистральный нефтепровод, и попросить не разводить огонь, не проводить земляные работы вблизи трубопроводов и не повреждать оборудование. И всю эту информацию я прочла, напомню, на колодце со святой водой, но вот только о том, что этот колодец освящен во имя Покровителя воинства, напоминает едва заметная икона великомученика Георгия Победоносца.

А свое знакомство с поселком я продолжила в библиотеке.

«Мой красный лес – мой Красный Яг»

Библиотекарь Любовь Асюнькина Библиотекарь Любовь Асюнькина

– Будущего у Красного Яга, конечно, нет, – так началась наша беседа с местным библиотекарем Любовью Асюнькиной. – Потому что в поселке уже не работают ни школа, ни детсад. Но у нас есть уголочек ГУЛАГа, оставшийся после сельхозлага. Я, когда в поселок приехала, в 1973-м году, то здесь еще жили бывшие узники лагеря, но в то время не принято было об этом рассказывать, люди старались даже этот факт своей биографии скрывать.

В библиотеке Красного Яга В библиотеке Красного Яга

И только в 2010-м году я стала собирать историю Красного Яга, тогда уже мало осталось свидетелей тех драматических страниц нашей истории. За помощью я обращалась в Печорский историко-краеведческий музей и к местному краеведу Ирине Синцовой.

Именно из книги Любови Асюнькиной «Мой красный лес – мой Красный Яг» я и узнала о событиях, которые предшествовали возникновению места памяти и скорби в Красном Яге – детского кладбища – и вызывали не только ужас, но и удивление даже известных историков нашего края.

Как Красный Яг стал лагерем

Согласно преданию, деревня Красный Яг была основана в первой половине XVIII века, то есть свыше 320 лет назад, а свое название она получила из-за окружающего ее красивого соснового бора – таким образом, «Красный Яг» в переводе с коми означает «красный, красивый лес».

Первоначально деревня Красный Яг состояла из крепких крестьянских хозяйств. Ее жители растили ячмень, рожь, картофель, держали скот – коров и овец. Дома в деревне были большими, с ввозом для конных саней, встречались и двухэтажные избы. Но вот началась коллективизация, и людей погнали в колхозы. Был образован колхоз имени С. Кирова и в Красном Яге.

Жители деревни Красный Яг работали также и в Верхне-Печорском техучастке, где следили за обстановкой на реке и способствовали безаварийной проходимости судов, скорой перевозке грузов по реке Печоре[1].

11 декабря 1941 года Нарком Внутренних дел СССР Л.П. Берия издал приказ № 0013 «О выделении из состава Воркуто-Печорского лагеря самостоятельного ‟Управления Интинского строительства и Интинского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР”».

Новый лагерь должен был осуществлять разведку и начать добычу каменного угля в районе поселка Большая Инта, для чего ему в подчинение передавались лагпункты, среди которых был и Красный Яг[2].

Великое переселение

И вот, в связи с быстрым ростом строительства интинских угольных рудников и угледобычи, для обеспечения возрастающей потребности в сельскохозяйственной продукции населения рудников Интстроя НКВД, было принято решение об организации подсобного хозяйства – молочно-овощного совхоза в районе деревни «Красный Яг» – на землях колхоза им. Кирова, а всех жителей Красного Яга переселить в деревню Бызовую.

Старожил Красного Яга Ульяна Ильинична Бажукова Старожил Красного Яга Ульяна Ильинична Бажукова

Что это значило? А то, что в один день всех красноягцев погрузили на баржу и увезли из своих домов в чужую для них деревню Бызовую. Словами не описать, каким это глобальное переселение стало горем для жителей, которых вырвали с насиженных мест и буквально бросили на произвол судьбы, вывезя в другой населенный пункт. Подробнее об этих драматических событиях мне рассказала старожил Красного Яга Ульяна Бажукова, также ее воспоминания я прочла и в книге «Мой красный лес – мой Красный Яг»[3]:

В один день всех красноягцев погрузили на баржу и увезли из своих домов в чужую для них деревню Бызовую

«Я помню этот переезд. Это было как на войне. Овцы блеют, коровы ревут, бабы голосят, дети плачут. Страшно было оставлять родной дом и хозяйство, картошка в тот год обильно цвела, обещая богатый урожай. Всех колхозников со скудным скарбом погрузили на баржу и перевезли в Бызовую. Здесь обещали расселить по трем баракам, но бараки были недостроены. Кто пошустрее, тот по прибытии в Бызовую быстро вселились в готовые бараки. Остальные же красноягцы остались под открытым небом.

Хорошо, что у нас в Бызовой тетя жила – Ирина Андреевна Шомысова, она нас и приютила на время. Но как же тяжело было находиться в такой тесноте – семья-то у нас большая … только детей у моей мамы было шестеро.

Доставшийся нам для проживания барак стоял без печки, пола, потолка и крыши, впрочем, такими были многие жилища. Достраивать их приходилось своими силами. Хотя и описываемые события происходили в июле, но ночами было холодно, и шли дожди. Наш барак находился в таком месте, где после дождей стояла вода, и весенние талые воды тоже собирались вокруг. Поэтому он быстро стал непригоден для жилья, но здесь еще какое-то время располагались клуб, медпункт и контора колхоза, а позднее и телятник. Но этот барак быстро пришел в негодность».

После переселения из Красного Яга всех жителей их земли, дома и хозпостройки были переданы лагерю

После переселения из Красного Яга всех жителей их земли, освободившиеся дома и хозпостройки были переданы лагерю. В 1944-м году 100 человек из Инталага были отправлены в Красный Яг. Высылался сюда в основном ослабленный контингент. Заключенные работали на полях, собирали урожай, доили коров.

В 1945-м году в Красном Яге работало уже 500 заключенных Инталага[4].

Детское кладбище

Детское кладбище представляет собой островок соснового леса Детское кладбище представляет собой островок соснового леса

А через год сюда был переведен Дом младенца женщин-заключенных Печоржелдорлага. Позже здесь появились воспитанники Дома младенца Инталага из Адака. А в октябре 1947 года и совхоз Красный Яг перешел в ведомство Печоржелдорлага.

А в центре поселка появилось детское захоронение – в Доме младенца была высокая смертность[5].

По данным, опубликованным в книге «Мой красный лес – мой Красный Яг», детское кладбище представляет собой островок соснового леса площадью 75×25 м, 1900 квадратных метров.

Детское кладбище Красного Яга Детское кладбище Красного Яга

Табличка на кресте Табличка на кресте

На этом кладбище находится более ста могил. Но раньше в лагерные времена на могилах были металлические таблички с именем и фамилией и стояли кресты – женщины, как могли, обустраивали захоронения. Есть здесь и могилы взрослых, но немного. Сначала погост огородили, а потом забросили[6]. И уже в наши дни активисты Красного Яга стараются поддерживать порядок на этом сохранившемся островке ГУЛАГа.

Активисты Красного Яга стараются поддерживать порядок на этом сохранившемся островке ГУЛАГа

А другое кладбище в Красном Яге, на котором хоронили заключенных лагеря, не сохранилось: когда пришла буровая партия в 1970-е годы, здесь все снесли тракторами, на могилы никто не оглянулся…

Но вот, чтобы возвести в поселке с такой трагической историей хотя бы небольшую часовню в память обо всех убиенных и умерших в заточении узников лагеря, по словам местных жителей, не может идти и речи…

– Мы люди уже немолодые, и нам уже не по силам будет построить в поселке церковь, – объясняет библиотекарь Любовь Александровна.

Игрушки у основания креста на детском кладбище Игрушки у основания креста на детском кладбище

Захоронения на детском кладбище Красного Яга Захоронения на детском кладбище Красного Яга

Прошу в таком случае свою собеседницу немного рассказать о книжном царстве Красного Яга.

– Наша библиотека недавно переехала в здание бывших детсада и школы и занимает теперь площадь 100 квадратных метров, – продолжает Любовь Асюнькина.

– У вас, наверное, и читателей должно быть очень много, судя по просторным залам библиотеки? – интересуюсь у нее.

– 140 читателей записаны в поселковую библиотеку, – рассказывает Любовь Александровна. – А библиотечный фонд составляет 2800 книг.

– А какие книги пользуются особой популярностью?

– Это книга рассказов «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова). И, наверное, уже все наши жители прочли роман-хронику автора из Коми Натальи Дубской «Исповедь». Вот за этими двумя книгами у нас выстраивались даже очереди из читателей. Хорошо у нас читают и православную газету Севера России «Вера».

Следит за всеми новинками православной литературы, поступающими в библиотеку, наша жительница Наталья Федина.

Из воспоминаний Натальи Николаевны Фединой

Наталья Федина Наталья Федина

В тот же день мы встретились с Натальей Николаевной. Как выяснилось, живет она в поселке с 1950 года. Поэтому ее рассказ об истории Красного Яга для меня был важен.

Книга Любови Асюнькиной об истории поселка Книга Любови Асюнькиной об истории поселка – Но когда родители сюда приехали, мне было всего 2 года, – вспоминает Наталья Федина. – Когда повзрослела, то Красный Яг представлялся мне таким большим и хорошим поселком, где все работало. Только два детсада здесь было, да еще и ясли, куда детей отдавали в возрасте 2-х месяцев. Жили мы в то время дружно и весело, ходили в наши клубы на концерты.

Потом Наталья Николаевна работала зоотехником-бригадиром в местном отделении совхоза «Печора», потом «Луговом». И с гордостью рассказала мне о его почетных тружениках…

– А вот храма, часовни в нашем поселке никогда не было. Люди привыкли у нас обращаться к Богу только в крайнем случае. Но когда пожилые жители поселка умирают, всегда приглашают батюшку для отпевания.

Но другое дело – бабушка и дедушка моей собеседницы, которые за веру готовы были идти на смерть. О своих родных, пострадавших в годы гонения на Церковь, мне также рассказала Наталья Федина. Из беседы с ней мне стало и понятно, как ее семья оказалась на Коми земле.

Красноягцы своими силами облагородили территорию возле креста на детском кладбище Красноягцы своими силами облагородили территорию возле креста на детском кладбище – Очень интересна судьба моего деда Василия Берегового. До 1912 года он служил в кавалерии Русской Императорской армии, а после революции у Буденного, – сообщила Наталья Николаевна. – Но, когда в Россоши Воронежской области закрывали церковь, то мой дед Василий Иванович пытался помешать разрушать и грабить Божий храм, и за это его со всей семьей выслали в Вологду. Здесь заключенных держали в храме, куда загнали одновременно 70–80 семей. И так, в церкви, превращенной в тюрьму, мои родные прожили 2 года. Некоторые из узников сходили с ума, потому что людей даже по нужде выпускали только два раза в день – утром и вечером. Но, как рассказывала моя мама, вместе с родителями разделившая тяготы ссылки, за ними, детьми, конвоиры особенно не следили, и они незаметно по веревкам спускались из окон церкви на землю и бегали по округе, просили милостыню. А из Вологды моих дедушку и бабушку отправили в Архангельск. И только потом они оказались здесь, в Коми. Дедушка трудился на лесоповале, бабушка – на сельхозработах. Василий Иванович получил срок сначала 5 лет, а потом, после их окончания, ему еще 3 года добавили. По прошествии и этого времени его просто выставили и сказали идти на все четыре стороны. Мне известно, что в это время мои дедушка с бабушкой жили в деревне Кожва и работали в местной школе, при ней и жили… В Красный Яг они приезжали уже к своей дочери, которая жила в поселке после замужества. И многие еще в Красном Яге помнят мою бабушку – статную и высокую Ирину Петровну, приезжавшую навестить дочь. Как вы уже поняли, мои дедушка с бабушкой были глубоко верующие люди. Но вот нас, своих внуков, они не заставляли ни молиться, ни посты соблюдать. Но мы, когда к бабушке приезжали в гости, видели, что у нее в каждой комнате были иконы и лампадки. И когда становилась она на молитву, их зажигала. Бабушка всегда молилась в большой комнате, где мы спали. Несмотря на то, что была она женщиной тучной и высокой, молилась коленопреклоненно. А дедушка читал молитвы в своей комнате.

Василий и Ирина Береговые с детьми Василий и Ирина Береговые с детьми

Из рассказа моей собеседницы понятно, что воспитание внуков строилось в семье Василия и Ирины Береговых на личном примере…

Иконы бабушки в Красном углу дома Натальи Фединой Иконы бабушки в Красном углу дома Натальи Фединой Нет уже давно на этом свете любимых бабушки и дедушки, но у их внучки в каждой комнате я увидела иконы, а на кухне, где моя собеседница проводит больше времени, в Красном углу стоят еще бабушкины иконы, и везде перед святыми образами горят лампадки – все так же, как было принято и у Береговых.

– Вот только некуда нам в поселке на службу сходить да за родных помолиться, – сетует Наталья Николаевна.

– Вы знаете, мы воспряли духом, когда узнали, что в соседнем с Красным Ягом поселке Озерный стали строить церковь. Вот если бы в Озерном помогли достроить храм, мы тогда, конечно, будем посещать эту церковь. А здесь, в Красном Яге, навряд ли получится возвести даже часовню, – так завершилась наша беседа с Натальей Фединой.

Еленин двор

Побывала я в гостях и у прихожанки храма Иоанна Предтечи города Печоры Елены Вайтекунене-Шахтаровой. Но, по словам Елены, из-за сложности с дорогой церковь посещает она нечасто.

– Ждем, когда завершат строительство церкви в соседнем поселке Озерный, – заверяет меня и Елена.

И так же, как и другие мои собеседники, Елена тоже говорит о том, что Красный Яг постепенно покидают его жители. Но сама Елена переезжать из поселка в город не собирается: «Любовь к земле, к лесу держит здесь, в Красном Яге!» – признается женщина.

Хотя и живет она в поселке в одном из самых старых домов Красного Яга, сохранившихся еще со времен ГУЛАГа.

– Наш дом предположительно строили заключенные лагеря в конце 1940-х годов, – рассказывает женщина. – Это типовой барак, рассчитанный на 4 квартиры. Но сейчас он полностью наш. И если летом здесь еще можно жить, то зимой очень холодно, однако в город переезжать все равно не хочу, хотя и есть квартира в Печоре.

Эта любовь Елены к Красному Ягу даже барак из суровых лагерных времен сделала местной достопримечательностью. А точнее, ностальгия… по родине. Дело в том, что Елена родом из села Приуральское того же Печорского района. Но когда она вышла замуж, ей пришлось переехать в родной поселок мужа – Красный Яг. Вот Елена на своем дворе и стала постепенно создавать «островок» дорогого ее сердцу Приуральского и запечатлела на своем заборе, как на холсте, череду заснеженных хребтов Приполярного Урала, которыми она любовалась, пока жила в родном селе.

Впрочем, во дворике Елены можно не только увидеть пейзажи малой родины, но и посмеяться от души.

Ведь она изобразила на своем заборе и известного Волка – героя любимого многими мультфильма «Жил был пес», и даже начертала рядом уже ставшую крылатой его фразу: «Ты это, заходи, если чё».

Пластиковый сад во дворе дома Елены Пластиковый сад во дворе дома Елены

А из беседы с Еленой я узнала и о том, что она мечтала поступить в художественное училище, но по совету родителей выучилась на повара-кондитера. Работала сначала в школьной столовой Красного Яга.

Когда же школу закрыли, еще 6 лет до пенсии Елена трудилась дворником в городе Печоре. И за время своей работы она собрала огромное количество «стройматериала» для своего творчества – пластиковые бутылки. Постепенно весь этот «мусор» она превратила в пластиковый сад. И теперь пластиковые пальмы во дворе круглый год будут напоминать моей собеседнице о южных странах, которые Елена не сможет посетить из-за большого хозяйства. И пластиковые ромашки, колокольчики будут радовать всегда. Так получилось, что на участке Елены «зацвел» даже пластик, уход за которым особенный не требуется.

Елена показывает урожай тепличных огурцов Елена показывает урожай тепличных огурцов

А вот за остальными жителями «Изумрудного царства» глаз да глаз нужен постоянно. Например, за курочками, которые так и норовят полакомиться плодами с огорода Елены. Чего здесь только нет! Помимо всем известной картошки, еще обнаружила я здесь капусту, кабачки, свеклу, морковь, а сколько зелени! В теплице неженки-огурчики «прятались» в настоящих «джунглях». А сколько же у Елены ягод: черная и красная смородина, земляника, крыжовник, клубника, ирга, жимолость – все сумела опытный садовод вырастить у нас, на Крайнем Севере!

Питомцы Елены Питомцы Елены

Олицетворением уюта и тепла, украшением дома и сада стали и выращенные Еленой кустики герани. «Очень люблю эту цветочную коллекцию! – призналась собеседница. – К тому же никакого особенного ухода герань не требует – это самые неприхотливые цветы. У меня 8 видов этого растения, часть коллекции летом находится на улице, в саду. И все лето герань радует своим ярким и пышным цветением!»

Фрагмент коллекции гераней Елены Фрагмент коллекции гераней Елены

Культурные «секреты»

Знакомство с жизнью на бывшем островке ГУЛАГа я продолжила в Доме досуга поселка. Недавно он переехал из здания, построенного еще заключенными лагеря, в новое, бывшее ранее школой и детсадом. И теперь столько уютных кабинетов появилось у местного очага культуры, где практически в домашней обстановке идет подготовка поселковых мероприятий.

– И все жители это отмечают, что наши концерты домашние! – признается культорганизатор Наталья Терентьева.

А другой культорганизатор, Татьяна Терентьева, вызвалась провести для меня экскурсию и показала, в какой атмосфере тепла и уюта рождаются идеи концертов и иных мероприятий в доме досуга.

В доме досуга Красного Яга В доме досуга Красного Яга

– Вот в этой комнате мы с поселковой молодежью к 9 мая готовили театрализованную постановку по мотивам кинофильма «А зори здесь тихие», а перед работой смотрели саму киноленту, – рассказывает Татьяна и показывает мягкий диван, украшенный яркими подушечками, и компьютер.

– А вот здесь мы с женщинами поселка разучиваем песни, – подхватывает эстафету Наталья Николаевна и продолжает начатую коллегой экскурсию. – Учим слова, распеваемся. И каждый день наши женщины из любительского объединения «Ассорти» собираются на репетиции, а это 8 певуний!

Культорганизаторы Дома досуга Наталья Терентьева и Татьяна Терентьева Культорганизаторы Дома досуга Наталья Терентьева и Татьяна Терентьева

Каждый день женщины из любительского объединения «Ассорти» собираются на репетиции, а это 8 певуний

А в связи с тем, что появилось столько места для творчества, возникли и новые идеи для создания новых любительских объединений.

– Мы хотим под руководством нашей умелицы Елены Вайтекунене-Шахтаровой проводить мастер-классы по рукоделью. А Татьяна Терентьева в эти дни готовится к созданию группы здоровья для прекрасной половины Красного Яга.

А еще у нас в планах открытие клуба «Серебряный возраст». Его участников ждут викторины, игровые программы, а после этого песни и даже танцы! – завершает рассказ Наталья Николаевна.

«Мы замечательно живем!»

Марина Канева Марина Канева

Продолжила рассказ о том, как живет Красный Яг сегодня, секретарь местной администрации Марина Канева.

– В нашем Красном Яге более 360 жителей. И хотя основная часть населения – люди пенсионного возраста, но тем не менее в Красном Яге работают библиотека, Дом досуга, почта, – перечисляет Марина Канева. – А в фельдшерско-акушерском пункте Красного Яга трудятся сразу два медицинских работника! Активисты поселка следят за порядком в Красном Яге и его эстетическим видом, своими силами организуют и проводят субботники.

Детская площадка Красного Яга Детская площадка Красного Яга

И даже несмотря на то, что детей в поселке практически не осталось, но для приезжающих на лето к своим бабушкам и дедушкам внуков красноягцы постоянно обновляют детские площадки, а их в поселке я встретила сразу несколько, и все радовали своей яркостью и ухоженностью.

Как могут, заботятся красноягцы и о местах памяти и скорби поселка

И надо сказать, что эти островки детства действительно летом не пустовали! Я видела, как детвора, приезжающая в поселок, с радостью проводила здесь время.

Как могут, заботятся красноягцы и о местах памяти и скорби поселка. Так, Марина Николаевна рассказала и о том, что вместе со своей семьей – супругом и внуком – они огородили территорию вокруг поклонного Креста на детском кладбище.

– Я считаю, что мы, красноягские, еще молодцы: и за поселком следим, и мероприятия все проводим, единственное, чего у нас нет – это садика и школы. Но мы располагаемся близко к городу, и у нас 3 раза в неделю ходит автобус. Хотя перспектив у нашего поселка, конечно, нет… Но тот, кто хочет жить, он будет жить везде! – заключила Марина Николаевна.

«Из книги можно сделать сценарий»

— Фарит Фарисович, во-первых, расскажите, для кого вы написали книгу «Белые волки»?

— В первую очередь для молодежи, потому что она в большинстве своем лишь поверхностно знает о событиях, которые описываются в книге. Это нужно менять. Я много общаюсь с молодежью, и, к сожалению, положение дел и умонастроения в этой среде вызывают у меня тревогу.

— В чем именно?

— В том, что воспитанием молодежи сегодня занимаются все, кроме государства.

Когда я работаю над книгой, то обязательно даю почитать ее разным людям – студентам, академикам, преподавателям, рабочим. После прочтения они дают свой анализ: что им интересно, а что нет. Выходит, это коллективная работа, в которой задействованы и доктор наук, и 22-летняя студентка. Книга сама по себе была объемная. Мы ее сократили, чтобы сохранить динамику повествования и карманный формат. Книгу можно не только прочитать в печатном и электронном виде, но послушать в аудиоформате — это современно и удобно.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

— У книги закрученный сюжет, смешанный стиль повествования…

— Да, три стиля, но это сделано намеренно, потому что в книге встречаются разные эпохи, страны, языки. Война и мир, проза и поэзия, документальные материалы, художественный вымысел и притчи. Ведь даже для некоторых татар и башкир имя Карима Хакимова (герой повести, дипломат, через судьбу которого преломляется история России ХХ века, — прим. ред.) – пустой звук. Как им напомнить? Просто написать об этой уникальной личности неинтересно. А переплетая сюжетные линии, через призму войны в Чечне, внутреннюю борьбу героев, – это удалось сделать. Мне хотелось все это рассказать, чтобы молодежь помнила, откуда мы.

Писать нужно так, чтоб это было интересно не тебе самому, а читателю. Это, я думаю, удалось. Из книги в последующем можно сделать сценарий. Ее выход приурочен к 70-летию моего брата и друга, первого президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

— В чем был авторский замысел?

— Показать, что в мире происходит борьба между добром и злом, между черным и белым. Именно такая борьба противоречий – движение жизни. Книга открывает новые страницы истории, ранее закрытые или те, которые специально подавались искаженно.

«У татар образ волка размылся»

— Почему образ волка занимает в вашем творчестве особое положение?

— Волк – особый символ, тотем тюрков. К сожалению, мы его утратили. Ассимилируясь, народ теряет свою идентичность. Нужно вернуться к своим корням. Волк – это определенная система ценностей, особая ментальность тюркских народов. Это символ высокой нравственности и справедливости, семейности, свободы и бесстрашия, верности и чистоты. Единственное животное, которое ухаживает за родителями, занимается воспитанием потомства. Вожака выбирает стая. Стая не может выжить, если вожак слабый. А сильный готов умереть, защищая слабого. Поэтому вожаком становится действительно сильный, природный лидер.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

Что произошло с татарами, когда они разделились и начали выбирать мнимых вожаков – Шах-Али и некоторых других? Мы ослабли. Напрасно многие думают, что падение Казанского ханства произошло в 1552 году с приходом Ивана Грозного. Это не так.

— Хотите сказать, он случилось раньше?

— Конечно. Это было следствием уже существующих проблем. Что мог сделать 17-летний Иван IV Грозный? Больше половины его войска составляли татары – касимовские, нижегородские, казанские, которые ушли из Казани.

Почему произошло падение Казани? Потому что татары уничтожили себя сами. Посмотрите: Тимур и Тохтамыш. Они бились между собой, ослабляя власть, не думая, что будет потом. И все разделилось. С каждым правителем Казань ослаблялась, а могла становиться сильнее. И сейчас нашу страну пытаются разделить по национальному и религиозному признаку. В книге «Белые волки» можно увидеть такие примеры из конца 90-х и начала 2000-х. Представляете, какой гигантский скачок сделал бы Советский Союз, если бы не распался.

— Давайте вернемся к образу волка…

— Волк – это черное и белое. Черное – злость, ненависть. Белое – добро и справедливость. В каждом волке это живет. И побеждает в нем тот волк, которого больше кормят. И в книге показаны образы удивительных людей – наших современников. Так и каждому из нас нужно уметь раскрывать свои лучшие чувства. И добро в итоге побеждает зло.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

— Если у татар образ волка, как вы говорите, утерян, то у казахов, башкир, турок он вполне используется.

— Конечно, это же тюрки. У татар этот образ размылся — в танцах, музыке… Возьмите крымских татар, башкир, посмотрите на их искусство. Причем у башкир танцы, костюмы возродил татарин. В татарских танцах практически не используется барабан, потому что с 1552 года нам нельзя было его использовать, он приравнивался к оружию. Поэтому остались только жилетки и характерные движения. Это беспокоит не только меня — и Фикрят Ахметжянович Табеев об этом упоминал, и наша интеллигенция сегодня задумывается.

«Карим Хакимов делал ставку на династию Саудов, а англичане – на ваххабизм»

— Не было ли у вас желания написать более основательную работу, в основу которой могла бы лечь биография Карима Хакимова?

— Перед тем как начать работать над книгой, я изучил большой пласт информации об этом человеке, ознакомился с работой Олега Озерова о нем, был на презентации его книги – это серьезный научный труд.

Прекрасно рассказывает в своих материалах о «Красном паше» — так называли Хакимова – журналист Римзиль Валеев, который родом из той же деревни Дюсяново (Бижбулякский район Башкортостана, – прим. ред.). Такие тексты энергетически очень мощные и вряд ли возможно написать лучше. Но у меня была несколько иная задача: я раскрыл образ Хакимова настолько, насколько было нужно для повествования, и чтобы это было интересно молодежи. Ведь каждый автор пишет о своем, и у каждого свой читатель.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

— Расскажите о самых ярких, интересных эпизодах из жизни Карима Хакимова.

— Удивляет его сила воли. Его пример – это то, что нужно показывать людям. Человек может все, как только захочет, но ни секундой раньше, и он это доказал. Простой парень из глубинки, пройдя все перипетии – нужно было одновременно работать, себя кормить и самосовершенствоваться, учиться, пройти через боевые действия – оказался с дипломатической миссией на Востоке и начал давать советы королям, стал авторитетом для жителей региона и смог убедить в правильности пути Советского Союза в этом направлении.

Речь в книге идет о периоде становления нового государства на Аравийском полуострове, которое мы знаем сегодня как Королевство Саудовская Аравия. Хакимов делал ставку на династию Саудов, а англичане всеми силами поддерживали свой искусственно созданный проект – «ваххабизм». Откуда взялся ваххабизм в том виде, который нам старательно преподносят? Он был внедрен как идеология в 1913 году в Англии церковными работниками для разрушения Османской империи.

— Подождите, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб жил в XVIII веке. С тех времен и начало распространяться его учение.

— Да, но речь совсем не о нем, а о том, что на его имени была создана целая идеология, принесена на территорию Османской империи, чтобы ее разрушить.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

Дружба Карима Хакимова с королем была настолько сильна, что она перевернула карту мира. Когда Хакимова поменяли на другого дипломата, саудиты его не приняли, а впоследствии, после расстрела Красного Паши, разорвали все дипломатически отношения с нашей страной.

— Идут споры относительно его национальной принадлежности. Татары считают его своим, башкиры ведут родословную Красного паши из башкирского рода. Кто он все-таки, татарин или башкир?

— Для меня нет разницы, татарин он или башкир. Он тюрк – часть истории нашей страны. Только нашим недругам выгодно, когда мы начинаем выяснять такие отношения. Мне близки и башкиры, и киргизы, и казахи. У нас одна ментальность. Нас гораздо больше сближает, чем разъединяет, – и на этом мы должны строить наши отношения. Взять любимую песню «Әнием» — все думают, что она татарская, а она казахская. Эти четыре нации – татары, башкиры, казахи, киргизы – едины по мышлению, близки по языку.

Поэтому так ли важно, кем был Карим Хакимов по национальности? Он творил мировую историю, а это важнее.

«Татарин фактически создал Саудовскую Аравию»

— Помнят ли о Хакимове в Москве, Татарстане, Башкортостане, Саудовской Аравии?

— В Саудовской Аравии его помнят до сих пор. А вот в нашей стране в 1990-е годы о нем мало кто вспоминал. Но я рад, что работаю с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, он мой духовный наставник, лидер мусульман России и авторитетнейшее лицо для мусульман стран СНГ и мира.

Когда о Хакимове никто не вспоминал, в середине 90-х годов мы ездили к его дочери Флоре Каримовне – она жила в Москве на Ленинском проспекте. Навещали ее вместе с муфтием и Фаридом Асадуллиным. И она откровенно сказала, что все эти годы Королевство Саудовская Аравия оказывало ей материальную помощь, всегда ее поддерживало. Ведь для них она была дочерью большого друга короля. Еще будучи маленькой девочкой, она сидела у него на коленях.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

— Саудиты поддерживали ее в советское время? И семья не страдала от такой зарубежной заботы?

— Конечно, это было не напрямую, через другие источники. Она сама об этом говорила.

— Почему рассказ о нем был встроен в канву вашего повествования?

— Важно было рассказать, кто такой Красный паша, показать настоящую мужскую дружбу между ним и королем. Посмотрите, это же реальные факты, это наша история. Как же потом стало возможным, что люди разных национальностей стали приезжать в нашу страну, чтобы установить здесь свои порядки? Вот здесь и скрывается нерв всей книги.

У нас в Чечне было несколько боевиков из Саудовской Аравии, они прошли Афганистан. Они приехали сюда воевать с кафирами, искренне ненавидели Советский Союз и всех русских. Для них «русский» и «татарин» означало одно и то же. Таких можно было убить, но не победить. Если ты побеждаешь честно, то твой враг может стать другом – встать рядом с тобой. Один из таких людей – герой книги Абу Ханифа, араб из Саудовской Аравии, заряженный идеологией, которую принесли англосаксы. Ведь самим арабам Россия не нужна. И вот он, заряженный этими идеями, видит у нас другой ислам. Его сознание начиняет меняться, когда ему рассказали про Карима Хакимова – татарина, который фактически создал его государство. Он стал по-другому смотреть на татар-мусульман, на нашу традиционную религию.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

В Чечне шла вооруженная борьба за традиционный ислам. И первым, кто начал эту борьбу без вмешательства федералов, был Ахмат-хаджи Кадыров. С 1996 года он противостоял зарубежным террористам, которые через арабов пытались залезть к нам в Россию. В Чечне воевали представители разных стран и национальностей, и все эти люди были просто автоматами, пистолетами, которым внушили чужую идеологию. Тогда мы позволили заполнить вакуум этой чужой идеологией, которая борется против нас. Нельзя отдавать умы наших граждан в чужие руки, нужно заниматься этим самим.

«Мы убеждали руководство ельцинской России в том, что в Чечне живут не одни бандиты»

— Фарит Фарисович, вы были в Чечне в те годы. Как пришло понимание того, что власть боевиков – это зло? И какую роль в этом сыграли Ахмат Кадыров и Равиль Гайнутдин?

— Равиль-хазрат от начала до конца всегда был на стороне Ахмата-хаджи Кадырова. Он был против того, чтобы бомбить Чечню, придерживался мнения, что нужно до конца использовать все возможности, чтобы договориться мирно.

— Даже вопреки линии официальной Москвы?

— Да, такая у него была позиция, которую он отстаивал. Его оружие – слово. Равиль-хазрат и Ахмат-хаджи были знакомы давно. В книге есть фотография встречи – это тот момент, когда Кадырову предложили стать главой администрации Чечни осенью 1999 года. Равиль-хазрат сказал: «Надо идти». Ахмат-хаджи спросил: «А что скажут люди?». Он ответил: «Тебя не должно интересовать, что скажут другие люди, тебя должно интересовать только то, что скажут твои близкие. Наше мнение — лучше тебя не будет».

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

Эти слова Гайнутдина вдохновили Ахмата-хаджи, и он был ему благодарен. Остальные муфтии вели себя по-другому: когда надо, подписывали одни бумаги, в другой раз – другие. Ад больше всего будет забит судьями и священнослужителями. Священнослужителям непросительно то, что может быть простительно простым людям. А судьи поверили в то, что могут вершить человеческие судьбы. Это говорил Ахмат-хаджи Кадыров.

— Вы часто бываете на Северном Кавказе, в Чечне. Какие чувства вызывают у вас эти поездки?

— То, что мы сейчас видим в Чечне, тот мир и процветание, говорит о том, что наша позиция – Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман РФ – была правильной от начала до конца. Мы еще тогда сделали правильный выбор и убеждали руководство ельцинской России в том, что в республике не живут одни бандиты, она может работать, созидать. Вы посмотрите на современный Грозный – какой это прекрасный город! Кто это сделал?

Сейчас много людей, которые ходят вокруг Рамзана Кадырова, лебезят перед ним. А что было тогда? Мы знаем поименно всех, кто и что говорил о его отце и о нем лично. Когда мы начали поддерживать его семью и настаивали на том, что Ахмату-хаджи нужно возглавить республику, каких слов мы только не услышали. Сколько было критики! Но мы отстаивали позицию не Ахмата-хаджи, а мусульман России. И безопасность России. Все, что вы видите, это производная татаро-чеченской дружбы.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

«Вроде писатель – а не побоялся стоять под прицелом»

— Почему для одного из героев было выбрано имя Абу Ханифа? Тут есть какой-то подтекст? Это ведь величайший исламский ученый.

— Герой книги реальный человек, но его имя было изменено. События, описанные в книге, происходили в действительности. Да, конечно, был такой ученый, вы правы, но это просто совпадение. Самый сильный воин не тот, кто умеет стрелять и убивать, а ученый. Офицер, солдат – это профессия. Боец – это характер. Воин – это состояние души. Нужно быть ученым внутренним миром.

— В книге приводятся имена людей, известные многим в России. Назовите их.

— В книге упоминается Ренат Харис – великий поэт. Я видел его на площади в Грозном среди боевиков. Он вышел на сцену, прочитал стихотворение про татар и у него даже голос не дрогнул. Такой поэт! Вот это воин! Я привожу этот момент в книге как пример настоящего мужества. Вроде писатель, поэт, драматург, но не побоялся стоять под прицелом. У него ни один мускул на лице не дрогнул. Другие выходили и не могли двух слов связать.

​Вспоминается и легендарный Махмут Гареев, генерал, который стоил целой армии, – так о нем писали. Прошел четыре войны, отмечен огромным количеством наград. Фикрят Табеев – человек-глыба, величина XX века, он очень много сделал для республики и страны. А в год 100-летия ТАССР мы так мало о нем говорили и не раскрыли его значение в сегодняшнем успехе Татарстана. Если говорить об этом, то вспоминается и фигура Мирсаида Султан-Галиев – по сути, основателя республики.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

Есть многое, о чем хотелось бы рассказать, написать в своих книгах. Например, годы репрессий, в которых сильно пострадал наш народ. Или о том, что ни одна нация в России не меняла алфавит три раза, как татары. Это было сделано специально, чтобы современные татары, наша молодежь не могли без специальной подготовки обратиться к первоисточникам. Но это уже сюжеты для новых книг.

— Кого еще вы хотели бы назвать в изданной книге?

— Эрнста Мулдашева. Удивительный ученый, человек вселенной. Нужно с ним общаться, чтобы ощутить его энергетику. К сожалению, есть ученики, которые его предали. Но факт — он оживил руку человека, которая просто болталась: пересадил ткани и рука восстановилась. Фактически совершил чудо. Упоминаю и нашего аксакала, кинооператора Махмуда Рафикова, который снимал Юрия Гагарина и испытания ядерного оружия.

И вот представьте, героя книги — араба привезли на Всемирный конгресс татар в НКЦ «Казань», где ему показали всех этих великих татар. Какая внутренняя борьба происходила в этот момент в его душе?

— Какие цели преследовал герой вашего повествования, помогая Абу Ханифе?

— Вы о Ренате? Никаких, он просто так живет — по совести и законам справедливости. Абу Ханифа дважды показал свою порядочность. Во-первых, что настоящий мусульманин пленных не убивает, дает им такую же еду, какую сам ест. Во-вторых, он не предает: остался с Ахмат-хаджи Кадыровым и не переметнулся к Хаттабу. У него есть принципы. И Ренат показывает, что татары – тоже мусульмане со своими принципами, которые дороже денег. Если делаешь добро правой рукой, левая не должна об этом знать.

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

Абу Ханифа, видя помощь Рената, начинает думать: почему ему спасли жизнь, почему ему помогают, что от него потребуют? Он сразу сказал: «Стучать не буду. Лучше смерть, чем предательство». Когда после лечения и долгой реабилитации ему просто помогают вернуться на родину со словами: «Все, спасибо», — он потрясен. Но, возможно, это и сыграло потом ключевую роль уже в другой истории… Читайте книгу, там все это описано.

— А можно ждать продолжения этой истории?

— «Никогда не говори никогда». В книге остался задел для продолжения. Повествование завершается 2008 годом, но реальные события разворачивались и дальше.

«В отдельных регионах мусульман называют экстремистами только потому, что они совершают пятикратный намаз»
— Вопрос вам как человеку, представляющему татар Москвы. Сегодня в России живут русские, татары и многие другие народы, построены и строятся храмы различных религий. На ваш взгляд, остались ли проблемы в этой сфере, которые еще нужно решать?

— Хвала Всевышнему, Татарстан, где я вырос, представляет собой пример того, как должна жить вся Россия. Если вся страна возьмет за образец здешние отношения между татарами, русскими, марийцами, чувашами, башкирами на бытовом, ментальном уровне, Россия будет процветать.

Но мне очень неприятно, что в некоторых субъектах Российской Федерации к татарам относятся как к приезжим. В отдельных регионах мусульман называют экстремистами только за то, что они совершают пятикратный намаз. Представляете, какая дремучая непросвещенность?

Рассказ о красном волке рассказ о красном волке

— Может быть, они просто жертвы исламофобской пропаганды?

— Да, именно жертвы пропаганды. Нужно менять ситуацию – рассказывать, изучать. Поэтому если мы хотим идти вперед, нужно выстроить все отношения и добиться такой ментальности, какая есть сегодня в Татарстане. Это было всегда. Когда я рос, мне было все равно, татарин перед тобой, русский или чуваш. Если бы наши предки увидели, как мы живем сейчас, они бы подумали, что мы в раю.

— В последние месяцы несколько обострились отношения татар с башкирами. Как можно погасить этот конфликт в преддверии переписи?

— Это должен быть диалог. Нужно выявить настоящих лидеров. Не мнимых, которые говорят одно и делают другое, а авторитетных, к которым прислушиваются. Эти лидеры должны встречаться, разговаривать. Ни к чему хорошему эти конфликты не приведут. Нужно в любом случае проводить позицию справедливости. Любая несправедливость всегда выльется в негативные вещи. Происходящее сейчас – это последствия того, что было сделано в 1918 году, когда башкир отделили от татар.

— Вы в Москве взаимодействуете с башкирами?

— Конечно, мы находимся в постоянном тесном контакте, совместно проводим московский Сабантуй. У нас нет разногласий. Тем более, в Москве новый полпред Республики Башкортостан — Умарпаша Ханалиев, настоящий боевой генерал. Я уверен, что мы поймем друг друга. И книга «Белые волки» об этом – об умении слышать, понимать и видеть больше, чем тебе показывают.

Фото: Салават Камалетдинов

image

В 2019 году два студента китайского университета выполняли проект с ИИ, представлявший собой простую игру «волки против овец». Старший участник команды, учащийся в Китае гражданин Таиланда, после выпуска из университета переехал работать в Австралию, поэтому проект оказался заброшенным.

Младший участник команды начал преподавать. В марте 2021 года он рассказал в переписке одному своему студенту о результатах эксперимента. Студента так развеселила эта история, что он сделал скриншот текста и разослал его своим друзьям.

Эти скриншоты стали виральными в китайских соцсетях и породили небольшую сенсацию.

Лучше смерть от камня, чем поимка овцы

Игра была простой. Компьютер случайным образом располагал на игровом поле двух волков и шесть овец. Волкам нужно было за 20 секунд поймать всех овец и уклоняться от камней.

Чтобы мотивировать ИИ-волка повышать свою производительность, разработчики также создали простую систему очков.

Если волк ловил овцу, то он получал 10 очков. Если он сталкивался с камнем, то вычиталось 1 очко. Чтобы волки имели стимул ловить овец как можно быстрее, за каждую прошедшую секунду у волков отнималось 0,1 очка.

У волков были и другие способности — они знали, в каком направлении смотрят, что находится перед ними, где расположена овца, собственная скорость, скорость овцы и т.д., а также множество других параметров, которые должны были помогать волкам в их охоте.

Цель проекта заключалась в том, чтобы проверить, смогут ли ИИ-волки путём обучения и переобучения найти способ максимизировать количество получаемых очков.

Спустя 200 000 итераций исследователи обнаружили, что чаще всего волки просто ударялись о камни, чтобы совершить самоубийство.

ИИ-волки совершают суицид, ударяясь о камни. Источник: Xinzhiyuan в WeChat

Булыжниковые камикадзе

Авторы потратили три дня на анализ и поняли, почему ИИ-волки готовы скорее совершить самоубийство, чем поймать овцу.

В первых итерациях волки чаще всего не могли поймать овец, что приводило к серьёзным штрафам за время. Поэтому они решили, что если в начале игры они находятся достаточно близко к камням, то, «логически размышляя», мгновенный суицид приведёт к меньшей потере очков, чем трата времени на поимку овец.

Таким извращённым способом харакири ИИ-волк «оптимизировал» свою производительность, минимизируя штраф за потраченное время.

Результат оказался таким, потому что ИИ беспокоился только о том, как оптимизировать свою производительность математически, как это и бывает в большинстве случаев применения алгоритмов машинного обучения.

1*CWIJiiIi3j LAm w cZmw

Непредусмотренные последствия «чёрных ящиков»

Забавно, что эта бесстрастная реакция искусственного интеллекта на условия простой игры породила эмоциональный отклик среди китайских пользователей Интернета, благодаря чему история о волках-камикадзе распространилась по различным социальным сетям страны.

Разумеется, это возродило и привычные дискуссии об этике и безопасности ИИ. В одном посте в Zhihu (китайском аналоге Quora) опубликован список того, как эксперименты с эволюционным ИИ приводили в прошлом к искажённым результатам. Некоторые из них были шокирующими или даже потенциально опасными.

Например, в эксперименте 1994 года по эволюции организмов обнаружился один вид ИИ-организмов, который выяснил, что вместо того, чтобы перемещаться в ИИ-мире, занимаясь охотой на еду и поисками пары для продления рода, оптимальным решением будет оставаться на одном месте и «спариваться друг с другом, бороться друг с другом, убивать друг друга и поедать павших».

Этот вид исследователи довольно метко прозвали «ленивыми каннибалами».

В ещё одном эксперименте учёные использовали ИИ для оптимизации давления разрыва, прикладываемого к кабелю на посадочной площадке авианосца, когда приземляющийся самолёт зацепляется за него для торможения.

Вместо того, чтобы выполнять правильные расчёты, ИИ выяснил, что при приложении достаточно большой силы в системе возникало «переполнение» и регистрировалась нулевая сила. Это позволило ИИ добиться кажущегося идеальным приземления, однако в реальности такое решение привело бы к катастрофе.

Другие примеры ИИ-систем, эволюционно достигших интересных и необычных решений, можно найти в статье 2019 года «The Surprising Creativity of Digital Evolution: A Collection of Anecdotes from the Evolutionary Computation and Artificial Life Research Communities«.

Корпоративные волки и их недосягаемые овцы

Обсуждение приобрело и философский поворот: молодые деморализованные сотрудники китайских корпораций увидели в волке-самоубийце идеальную метафору себя: нового класса «белых воротничков», которых часто убеждают работать в режиме 996 (с 9 утра до 9 вечера шесть дней в неделю) в стремлении за мечтой о повышении, увеличении зарплаты, удачной женитьбе… но она, несмотря на все их усилия, всё сильнее ускользает от них.

Настолько сильно, что, как и ИИ-волк, многие просто решают, что если уж изначальные условия плохи, лучше просто отказаться от охоты. Спокойное отношение и более хаотичный образ жизни кажется гораздо лучшей тактикой, чем подвергать себя стрессу и рисковать здоровьем.

Этот феномен даже стал причиной появления в современной китайской лексике нового понятия — «躺平», что буквально означает «лежать плашмя».

«Как и в реальной жизни, страховочная сетка установлена слишком низко, стимулов слишком мало, а из-за „штрафов за время“ многие считают, что лучшее решение — это „лежать плашмя“ (сдаться)». Источник: комментарий в Weibo к посту про эксперимент с ИИ-волками

Пробовать снова и снова

Однако вся история начатого в 2019 году проекта не закончилась на суицидальных волках. На самом деле, если прочитать переписку до конца, то можно узнать, что исследователи усовершенствовали сценарии обучения и увеличили количество итераций.

Спустя «пять поколений» по два миллиона итераций каждая, ИИ-волки наконец начали понимать, как ловить овец. Хотя они время от времени повторяли свой манёвр «булыжниковых камикадзе», теперь у них имелся приличный шанс поймать всех овец за 25 секунд геймплея.

В конечном итоге, студент и преподаватель пришли к двум выводам:

  • Изначальное причудливое поведение волков просто стало результатом «абсолютной и неразумной рациональности», демонстрируемой системами ИИ.
  • Сложно прогнозировать, какие условия будут важны для нейросети, а какие неважны.

Некоторые Интернет-пользователи указывали и на то, что структура эксперимента изначально была плохой. Если бы штраф за столкновение с камнем был гораздо выше, чем 1 очко, то ИИ-волки не прибегали бы к суициду как к простому способу выиграть игру.

К сожалению, жизнь — это не игра с ИИ. У нас не так много попыток и возможностей начать заново. Но мы имеем гораздо более мощные когнитивные способности, чем ИИ-волки, а также историю и опыт, на которых можем учиться. Не говоря уже о постоянно эволюционирующих правилах и среде человеческого общества.

Возможно, главный урок этого эксперимента заключается не в беспомощности и необходимости сдаться. Нужно подниматься, пробовать снова и снова, оставаясь в игре до самого конца.

P.S.: после того, как эта история стала виральной, один из авторов загрузил видео с окончательной версией игры, которую они создали. В реальности ИИ-волки всё равно время от времени демонстрировали некорректное поведение — сталкивались с границами игрового поля, оказывались «пойманными» овцами, отказывались съедать овцу, проходящую прямо перед ними (и совершали пресловутое «самоубийство об камень»). Если вы понимаете китайский, то можете посмотреть его здесь.

Природа в больших масштабах ощущает негативное влияние жизнедеятельности человека, который абсолютно бездумно засоряет, как сушу, так и водные акватории различными, а порой и токсичными отходами. Кроме этого, человек осуществляет не контролированный вылов рыбы и других представителей подводного мира, а также истребляет различных животных. В результате такой бурной деятельности многочисленные виды оказались на грани исчезновения.

Чтобы процесс хоть как-то контролировать и вести учет популяции многих видов, была узаконена Красная книга России. В эту книгу заносятся все объекты флоры и фауны, а не только животные или рыбы. В Красной книге можно встретить многие виды птиц, которые оказались на грани исчезновения, а также растения, как культурные, так и дикие, насекомые, грибы и т.д.

Животные из Красной Книги России

В Красную книгу записывается информация о тех объектах флоры и фауны, которых необходимо беречь.

Красный или горный волк

Это особи, длиной до метра и массой до 21 килограмма максимум. По внешнему виду горный волк практически похож на лису, особенно если посмотреть на него издалека, поэтому сильно и пострадал. Как правило, большинство охотников особо не разбираются в тонкостях зоологии, поэтому красного волка подвергли массовому истреблению, в целях завладения ценным мехом. Естественно, что у горного волка довольно красивая шерсть, ярко-рыжего оттенка. При этом имеется одна изюминка – у него кончик хвоста темный.

Встречается этот вид волков на Дальнем Востоке, в Китае, а также в Монголии. Ведет стайный образ жизни, сформировав стаи по 15, но не больше особей.

Сивуч

Сивуч – это тихоокеанский ушастый тюлень, который обитает на Курильских и Командорских островах, на Камчатке и на Аляске. Взрослые особи вырастают до 3-х метров в длину и могут весить до 1000 килограммов.

Уссурийский (амурский) тигр

Относится к редкому подвиду кошачьих, который смог дожить до наших дней. Минимальное количество подобных диких представителей кошачьих еще можно встретить на Сихоте – Алиньском хребте. Вырастают эти дикие кошки почти до 2-х метров в длину, при этом хвост по длине достигает половины туловища.

15 САМЫХ РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ В МИРЕ

Рыба таймень

Обыкновенный таймень так же занесен в Красную Книгу и находится под охраной во многих регионах России. По некоторым данным этому виду нанесен серьезнейший ущерб из-за не контролированного вылова, особенно браконьерами, несмотря на существующие ограничения на вылов без специального разрешения. Практически не тронутыми являются популяции, которые обитают в труднодоступных районах.

Кабарга

Кабарга является представителем парнокопытных и по внешнему виду напоминает оленя. При этом у кабарги отсутствуют рога, но зато у нее присутствуют клыки, с помощью которых животное может защищаться от природных врагов. Длительное время считали, что это животное – вампир, которое питается кровью различных животных. На самом деле кабарга – это абсолютно безобидное парнокопытное.

Лесная соня

Это интересное и не большое животное, которое находится под охраной в определенных регионах России и занесено в Красную Книгу. Даже на международном уровне охраняется венской конвенцией. Этот вид так же занесен в список МСОП.

Леопард дальневосточный

Это животное считается достаточно умным, которое никогда не нападает на человека, но его так же занесли в Красную Книгу. Несмотря на существующие запреты, особенно зверствуют браконьеры, которые так же уничтожают основные пищевые объекты леопардов – косулей и пятнистых оленей. К тому же, человек внедряется в жизненное пространство животных, возводя новые магистрали и домохозяйства. В результате такой деятельности, уничтожаются тысячи гектаров зеленых насаждений, где предпочитают обитать эти уникальные животные.

Беломордый дельфин

У этого вида дельфинов короткая голова и черные плавники. Вырастает этот представитель подводного мира до 3-х метров в длину. Это милое и необычное создание с маленьким, длиной до 5 см, клювом. Предпочитает обитать в Балтийском и Баренцевом морях.

Снежный барс

Ирбис, так еще называют этого хищника, которого также занесли в Красную Книгу. Предпочитает обитать в горных, снежных массивах Центральной Азии. Благодаря тому, что снежный барс живет в труднодоступных для человека районах, то его истребили еще не полностью. И, тем не менее, в наши дни – это довольно редкий представитель данного вида.

Горный баран

Считается, что дикий баран относится к одним из самых крупных представителей дикой природы, который представляет категорию диких баранов. Согласно латинского видового названия «ammon», этому дикому животному присвоили имя бога Амона.

Амурский горал

Это животное обитает в Приморском крае и представляет подвид горного козла. Предпочитают держаться стаями, по 6-8 особей. Осталось всего не больше 700 особей. Внешне горный козел похож на амурского горала. Встречается так же на Тибете и в Гималаях.

Пятнистый олень

Начало прошлого столетия ознаменовалось тем, что пятнистый олень чуть было не исчез с лица земли, как вид. Его уничтожали практически повсеместно из-за вкусного мяса, уникальной кожи, а также из-за их рогов. На основе рогов делали чудодейственные лекарства.

Дальневосточная черепаха

Ареал обитания дальневосточной черепахи распространяется, как на территорию России, так и на территорию других стран. Причем в России этот вид черепах считается редким, а их численность постоянно уменьшается.

Кулан

Относится к подвиду дикого азиатского осла, хотя в природных условиях в наше время встречается крайне редко. Лишь малочисленные особи были замечены в Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Чтобы спасти численность этих уникальных животных, в Туркмении был создан заповедник, где этих животных разводят искусственно.

Манул

Этого дикого кота еще называют Палласов кот. Отличается это животное достаточно длинной и пушистой шерстью. На 1 сантиметре квадратном его тела растет до 9 тыс. волосков. Встречается дикий кот в республике Тыва, на Алтае и в Забайкалье.

Азиатский гепард

Довольно редкое животное. Считается, что в природных условиях осталось не больше десятка особей, хотя в свое время гепард встречался на огромных территориях, начиная от Аравийского моря и заканчивая бассейном реки Сырдарьи. В зоопарках мира насчитывается не больше 2-х десятков особей.

Атлантический морж

Природные места обитания – это Баренцево и Карское моря. Взрослые особи вырастают до 4-х метров в длину и способны весить до полутора тысяч килограммов. Это уникальное животное чуть ли не истребили совсем еще в середине 20 века. В наше время популяция моржей медленно, но восстанавливается. К сожалению, специалисты не могут сказать точно, сколько моржей осталось в наши дни. Дело в том, что их лежбища находятся в труднодоступных районах севера.

Дзерен

Это название носит не больших размеров, но стройная и быстрая антилопа. Самцы достигают 85 см в высоту и весят при этом около 40 кг. Тело отличается желтовато-охристой расцветкой. Рога у антилопы полые и отличаются черным цветом. Самки имеют чуть меньшие размеры – до 75 см в высоту при весе не больше 30 кг. Предпочитают обитать либо в пустынях, либо в степях, при этом их можно было встретить, причем не так давно, в пределах Горного Алтая, но были вытеснены человеком, в связи с большими темпами заселения природных мест обитания подобных животных.

Переднеазиатский леопард

Этот хищник известен так же под названием Кавказский барс и представляет семейство кошачьих. Предпочитает обитать в западной Азии, при этом считается одним из представителей рода пантеры.

Здесь были приведены названия лишь не большой части природных обитателей России, которые находятся под угрозой исчезновения.

Животные под защитой во всем мире

Защита флоры и фауны осуществляется не только в России, но и на международном уровне, поскольку проблемы во всех странах носят идентичный характер. Практически везде животных, рыб и птиц уничтожает человек.

Африканский лев

Несмотря на то, что льва считают царем зверей, он так же нуждается в защите. В основном проблема связана с тем, что все больше территорий дикой природы обживает человек, вытесняя за ее пределы животный мир. Вместе с сокращением природных объектов пропитания уменьшается численность и львов.

Лемур Лори

Лемуры представляют немалочисленное семейство приматов. Как правило, обитают на деревьях и являются ближайшими родственниками галаговых, при этом образуют одноименный подотряд лориобразных.

Голубой ара

Это яркий представитель семейства попугаевых, который так же является единственным видом Голубой ара из отряда попугаевых.

Бенгальский тигр

Этот подвид тигра относится к отряду хищников, семейству кошачьи и к роду Пантеры. Бенгальские тигры представляют национальных животных исторической Бенгалии или современной Бангладеш, в том числе Китая и Индии. В настоящее время занесены в Красную Книгу.

Кожистая черепаха

Эту черепаху называют еще «лут» и она представлена практически на всех государственных бумагах морского департамента страны Фиджи. Жители архипелага уважительно относятся к черепахе и считают ее олицетворением скорости и отменных навигационных навыков.

Бурый медведь

Бурого медведя еще называют медведем обыкновенным. Достаточно опасный хищник, который не против полакомиться ягодами или другими сладостями. Вырастает в высоту почти до 3-х метров, прекрасно лазит по деревьям и ворует у пчел мед. Любит так же рыбу.

Степной лунь

Относится эта хищная птица к семейству Ястребиные и к отряду Ястребообразные. Степной лунь способен мигрировать на значительные расстояния. В наше время имеет статус уязвимого вида, поэтому занесен в Красную Книгу.

Зеленая черепаха

Считается самой большой морской черепахой. За ними достаточно интересно наблюдать в природной среде, особенно когда они кормятся, перемещаясь в густых морских зарослях водной растительности или просто, перемещаются в толще воды.

Птица кроншнеп

Это достаточно интересные и яркие представители пернатых, которые относятся к семейству Бекасовые и к отряду Ржанкообразные.

Антилопа Джейран

Представляет грациозное создание не больших размеров. По своему внешнему облику отвечает многим представлениям людей о газелях.

Пятнистая гиена

Относится к семейству гиеновых и является хищным животным. Считается наиболее многочисленным представителем данного вида. Занимает серьезное место в экосистеме, поскольку их считают санитарами африканского континента. Их можно узнать по уникальному звуку, который они издают. Этот звук похож на хохот человека.

Птица тупик

Предпочитает селиться на берегах Атлантики и до 2015 года представлял вид, который находится вне опасности. Потребовалось всего 3 года, чтобы эта уникальная птица попала в Красную Книгу МСОП и объявлена уязвимым видом.

Львиные игрунки

Среди семейства приматов особый интерес представляют не большие обезьянки под названием львиные игрунки. У них настолько блестящая шерсть, что кажется, будто обезьянок посыпали золотой пылью. К сожалению, они находятся в списке видов, которые могут исчезнуть раз и навсегда.

Оливковая черепаха

Эта черепаха не больших размеров, которая занесена в Красную Книгу как вид, которому грозит исчезновение. Черепаха может исчезнуть в результате охоты на нее человека, а также в результате других негативных факторов, таких как загрязнение окружающей среды и т.д.

Гривистый волк

Гривистый волк обитает в Южной Америке и считается весьма уникальным животным. У него отмечаются черты, как волка, так и лисицы, поэтому его ученые относят к реликтовым представителям животного мира. Местные жители называют волка «гуара». Его отличительные черты – это изящное, спортивное, не типичное для волка тело с длинными ногами, острой мордой и сравнительно большими ушами.

Акула-домовой

Благодаря уникальной внешности, акулу назвали акулой-гоблином. К сожалению, ученым мало что известно об этой акуле, поэтому никто не может точно сказать, сколько, хотя бы примерно, особей населяет мировой океан. Поэтому было принято решение занести акулу в Красную Книгу в качестве малоизученного и редкого вида.

Очковый медведь

Очковый медведь известен как Андский медведь. Считается в наши дни достаточно редким хищником. Относится животное к семейству медведей и представляет род Очковые медведи.

В заключение

То, что в отдельно взятых странах, а также на международном уровне созданы Красные Книги, куда заносятся данные о количестве тех видов, которые находятся под угрозой исчезновения, это очень хорошо. Плохо только то, что мало что делается странами для того, чтобы остановить этот процесс, процесс истребления рыб, птиц, животных и т.д., а также процесс негативного вмешательства человека в природную среду.

Как ни парадоксально, но человек не только засоряет природные ресурсы, но и травит их, сбрасывая в моря и океаны, а также закапывая в землю токсичные отходы своей жизнедеятельности. Мало того, человек внедряется в жизненное пространство живых существ, вытесняя их из природных мест обитания, занимаясь добычей полезных ископаемых, вырубая леса, занимаясь строительством железных дорог, автомобильных магистралей, космодромов, заводов и т.д. Животным ничего не остается, как уходить, при этом они остаются без средств пропитания, так как уходят все представители животного мира.

Естественно, что в подобных условиях выживают отдельные особи, а это приводит к снижению численности различных видов. Другими словами, это приводит к нарушению баланса биосистемы, а также экосистемы, поскольку в природе все процессы взаимосвязаны.

10 САМЫХ РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ, которые ЕЩЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ в РОССИИ

7Фактов про красного волка

Этого волка называют по-разному: красный, горный, гималайский или буанзу. Местные жители Сибири именуют его «чикалка» или «улан шоно». Удивительное животное является хищником и относится к семейству «псовых». Проживают гималайские волки на континенте Евразия в горной местности, покрытой густым лесом. В поисках пищи они иногда спускаются в равнины и пустыни. Чаще всего буанзу встречается в Индии, также он распространен: в Китае, Тибете, Индокитае. Загадочного хищника можно встретить в Южной, Восточной, Центральной Азии, на островах Суматры и Явы. В России буанзу встречается крайне редко и исключительно на Дальнем Востоке и окраинах Сибири.

При описании красного волка очевидцы упоминают о том, что в облике животного сочетаются черты лисы, шакала и серого волка. Этот крупный хищник имеет красно-рыжий цвет густой шерсти на спине и боках, а живот и грудь кремового оттенка. Длина тела колеблется от 50 до 120 см. Хвост длинный, пушистый и черный на конце, может достигать 50 см. Мордашка заостренная, немного укороченная затемненная к носу и вокруг желтых глаз. Расположенные на макушке уши стоячие и большие, с округлыми краями. Вес животного варьируется от 14 до 22 кг. В теплый и холодный периоды мех меняется. Летом волосяной покров грубее, короче и темнее, а зимой шерсть становится мягкой, густой и длинной. Мы приготовили несколько интересных фактов о гималайском волке.

7Фактов о красном волке

  • Горные волки любят жить на открытых пространствах, их встречали даже на высоте 3-5 тыс. м над уровнем моря. Охотничьи угодья красного волка занимают территорию до 40 кв. км.
  • Буанзу имеет всего 40 зубов, так как на нижней челюсти отсутствуют по 1 коренному с обеих сторон. У представителей из семейства псовых вырастает 42 зуба. Этим гималайский волк отличается от своих сородичей.
  • Красный волк считается тотемным животным. Северо-Американские индейцы почитали его как мудрого проводника и защитника, а шаманы принимали волка в качестве силы животных.
  • Горные волки не роют норы. Пещеры, ниши на склонах гор и расщелины в скалах служат им жилищем. Живут и охотятся хищники стаями от 5 до 12 индивидов разного возраста, изредка такая группа может достигать 30 особей.
  • Красный волк очень разговорчивый, и слыша его постоянное тихое поскуливание, кажется, что животное поет. Но таким образом эти зверушки поддерживают акустический контакт между собой.
  • Питается хищник в основном дикими копытными и охотится в любое время года на оленей, кабанов, косуль. 2-3 красных волка за пару минут способны убить добычу весом 50 кг. Чтобы пополнить организм витаминами, они едят и растительную пищу, чаще всего это горный ревень.
  • Красные волки хорошо развиты физически. Они умеют прыгать в высоту до 3 м, а в длину до 6 м. И буанзу любят воду и прекрасно плавают. При необходимости животное легко переплывает реку шириной 80 м, и температура воды их не беспокоит.

ТОП-3: самые интересные факты про красного волка

  1. Если говорить кратко, то красный волк очень опасное животное, но на людей не нападает. Буанзу охотятся стаей, и удача улыбается им гораздо чаще, чем леопардам и тиграм. Животные, оказавшиеся добычей красного волка, проявляют беспокойство и страх, почуяв его присутствие. Бывали случаи, когда группа горных волков убивала тигра, главного своего недруга.
  2. Известно 10 подвидов гималайского волка и два из них обитают на Российской территории. Иногда люди принимают буанзу и рыжего волка за животное одного рода. Но эти хищники принадлежат к разным видам, рыжий волк относится к подвиду обыкновенного серого волка.
  3. Красный волк – единственный в своем роде. Появление этого вида получилось из-за смешивания крови восточного волка, койота и серого волка. Но яркая окраска шерсти была приобретена не от предков. Красивый и необычный цвет меха животное приобрело в ходе развития. Процесс эволюции длился больше 2 миллионов лет.   

Красный волк: природные враги, популяция, статус вида

В стае горного волка действует строгая иерархия. Все особи подчиняются вожаку. Приносить потомство имеет право только самка главы этой группы. Остальные обязаны повиноваться доминирующей паре и их интересам. Волки, живущие в таком коллективе обычно родственники. Все обязанности распределены между членами стаи. Часть из них оберегает щенков, остальные охотятся и добывают пищу для всей семьи. Красные волки, создав пару, верны друг другу до конца. Период беременности протекает 2-2,3 месяца и появляется от 4 до 10 малышей. Новорожденные щенки появляются на свет слепыми, без зубов и глухими, покрыты они темно-коричневой шерсткой.

Волчата начинают видеть через 2 недели, питаются они молоком матери до появления зубов. Отец охраняет логово и приносит корм к порогу жилища. Когда самка начинает выходить ненадолго, ее заменяет самец. Волк-отец очень трепетно относится к своим детям и терпеливо сносит все их причуды. Половой зрелости волчата достигают от 1 до 3 лет. К 7 месяцам подросшие малыши уже знают свои обязанности. Основным конкурентом для буанзу в природе является серый волк. Также опасными соседями могут быть снежные барсы и рыси. Человек, осваивая большие территории, сокращает численность крупных копытных животных. Браконьеры, охотясь на красного волка, вносят свою лепту в уничтожении этих редких хищников. В настоящий момент, красный волк занесён в Красную книгу и охраняется на международном уровне.


Статью прочитали
2 874

  • Рассказ о краснодарском водохранилище кратко
  • Рассказ о красной площади в москве на английском
  • Рассказ о красном волке из красной книги
  • Рассказ о красоте воды 2 класс короткий по окружающему миру
  • Рассказ о красоте воды 2 класс окружающий мир рабочая тетрадь 1 часть плешаков