- Литнет
- кощей бессмертный
Сортировать:
- ТОП
- по новизне
- по популярности
- по комментариям
Подписка
119 RUB
Первая жена Кощея
Татьяна Рябинина
— Заклятье бессмертия! – потребовал Княжич, сорвал со стены факел и поднес к ее лицу. – Не скажешь – будешь жить безобразной вечно.
— Мара-Марена, дай мне силы! – заш… подробнее
В тексте есть: славянское фэнтези, кощей бессмертный, любовь и тайны
В процессе: 10 Янв
144 стр
44442
963
Общий рейтинг: 364
Текущий рейтинг:
#1005 в Фэнтези
#58 в Историческое фэнтези
#449 в Приключенческое фэнтези
Бесплатно
В ожидании любви, или Как Яга гостей встречала
Ольга Корк
Что будет, если взять одну скучающую ягу, которая знает толк в сюрпризах , компанию нечисти -из бывших одноклассников и устроить им вечер встречи выпускников?
Загл… подробнее
В тексте есть: кощей бессмертный, юмор и любовь, яга
Полный текст
84 стр
56015
1333
Общий рейтинг: 614
Текущий рейтинг:
#5207 в Фэнтези
#1538 в Юмористическое фэнтези
#12079 в Любовные романы
#4347 в Любовное фэнтези
Бесплатно
Не совсем Яга- не совсем вы в Тридевятом!
Регина Романова
– А вы Кощей Бессмертный?
– А вы баба?
– Яга
– А я Кощей
– Бессмертный?
– Кощей
– А вы Баба Яга?
– Да
– Баба?
– Нет.
Дорогие читатели, мне будет очень приятно … подробнее
В тексте есть: кощей бессмертный, попаданец юмор приключения, кот баба яга
Полный текст
112 стр
30950
728
Общий рейтинг: 329
Текущий рейтинг:
#6158 в Фэнтези
#1773 в Юмористическое фэнтези
#2910 в Попаданцы
#2558 в Попаданцы в другие миры
Бесплатно
Кощей моей мечты
Наталия Никульшина
Никогда бы не подумала, что моя жизнь окажется сказкой. Да ещё такой нестандартной, что иногда страшно становится!
За милые ямочки на щёчках, за толстую косу и бездо… подробнее
В тексте есть: любовь, кощей бессмертный, нестандартная сказка
Полный текст
195 стр
79429
755
Общий рейтинг: 425
Текущий рейтинг:
#16587 в Любовные романы
#6417 в Современный любовный роман
#5938 в Любовное фэнтези
Бесплатно
Послесловие. Пусть это останется между нами
Санечкина Ольга
Краткое Послесловие, написанное по многочисленным просьбам, из-за ощущения, что не хватало финальной точки. Ранее никогда не выкладывалось. Знаю, что жестковато, но… подробнее
В тексте есть: кощей бессмертный, сказочные герои
Полный текст
69 стр
1692
59
Общий рейтинг: 27
Текущий рейтинг:
#9526 в Фэнтези
#4290 в Приключенческое фэнтези
#2517 в Юмористическое фэнтези
Бесплатно
Спасти Кощея / Save Koschei
Ангелина Крихели
Может ли простой урок рисования в художественной школе круто изменить жизнь девочки, которая не верит в волшебство и чудеса? Несомненно, может! В скором времени ей … подробнее
В тексте есть: баба-яга, кощей бессмертный, попаданка и дракон
Полный текст
52 стр
4112
103
Общий рейтинг: 17
Текущий рейтинг:
#12064 в Фэнтези
#5382 в Приключенческое фэнтези
#4109 в Разное
#181 в Детская литература
Бесплатно
Сказка Как я за женихом ходила.
Анна Лари
зарисовка … подробнее
В тексте есть: кощей бессмертный, коварство и любовь
Полный текст
2 стр
773
7
Общий рейтинг: 16
Текущий рейтинг:
#42625 в Фэнтези
#7027 в Юмористическое фэнтези
Бесплатно
Звание «Кощей»
Виктория Воскресенская
Крестьяне боялись Кощея, но совершенно ничего не знали, о его жизни.
____
История о том, как изменилась повседневность Габриэлы Бонес с появлением в ней родственник… подробнее
В тексте есть: кощей бессмертный, юмор, герой засранец
Полный текст
8 стр
1684
62
Общий рейтинг: 38
Текущий рейтинг:
#11446 в Молодежная проза
#5529 в Подростковая проза
#37089 в Фэнтези
#6266 в Юмористическое фэнтези
Бесплатно
Жемчужница
Sveta Bel
Богиня Природа Матушка одарила, наконец-то, Терру своею любимицей — волшебницей Жемчужницей. Жемчужница — волшебница редкая и ценная…. Вот и закружились вокруг нее… подробнее
В тексте есть: ведьмы, кощей бессмертный, царь батюшка
Полный текст
88 стр
9554
396
Общий рейтинг: 405
Текущий рейтинг:
#42038 в Любовные романы
#14321 в Любовное фэнтези
#9926 в Короткий любовный роман
Бесплатно
Былина
Владимир Черепнин
Сказка о том, как богатыри вызволяли царевен из Кощеева плена… подробнее
В тексте есть: богатыри, кощей бессмертный, царевны
Полный текст
4 стр
1000
9
Общий рейтинг: 2
Текущий рейтинг:
#31335 в Разное
#5816 в Юмор
#45252 в Фэнтези
#7412 в Юмористическое фэнтези
Бесплатно
Чем полней — тем добрей
Светлана К-Узнецова
Авторская сказка и немного славянского фэнтези…. подробнее
В тексте есть: кощей бессмертный, ворон, баба яга
Полный текст
9 стр
420
8
Общий рейтинг: 3
Текущий рейтинг:
#33215 в Фэнтези
#5744 в Юмористическое фэнтези
#21520 в Разное
#3060 в Неформат
Бесплатно
Пол царства
INazarova
Вязкую послеполуденную тишину вспорол жуткий крик. Дверь царского терема с грохотом отварилась…… подробнее
В тексте есть: сказка, кощей бессмертный
Полный текст
4 стр
134
9
Общий рейтинг: 2
Текущий рейтинг:
#21859 в Фэнтези
#4186 в Юмористическое фэнтези
#12550 в Разное
#1742 в Неформат
Бесплатно
За Калиновым мостом, за рекой Смородинкой… Книга 1.
Таль Сокол
Жила-была, горя не знала за Калиновым мостом, за рекой Смородинкой сказочная нечисть. Творила, что хотела, безнаказанно и в ус не дула… Увы, всё течёт, всё изменяется… подробнее
В тексте есть: колдовство, комедия положений, кощей бессмертный
Полный текст
180 стр
724
107
Общий рейтинг: 11
Текущий рейтинг:
#46595 в Фэнтези
#7720 в Юмористическое фэнтези
#71149 в Любовные романы
#25114 в Любовное фэнтези
Известная русская народная сказка о Кощее бессмертном рассказывает нам,
1. что на краю мира, на высокой горе стоит дуб,
2. а на дубе том висит хрустальный сундук.
3. В сундуке сидит заяц,
4. в зайце – утка,
5. в утке – яйцо,
6. а в яйце – игла. Если сломать кончик иглы, то умрёт Кощей, и освободится Земля от его злой воли.
А теперь попробуем вникнуть в смысл сказки.
По утверждению многих исследователей, сказки любого народа – не что иное, как более позднее изложение древних мифов. А мифы всегда, у всех племён и народов, были самым надёжным хранителем информации. Следовательно, сказку о Кощее Бессмертном надо рассказывать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени.
ГОРА
Что означает высокая гора?
Прежде всего, здесь указывается на связь с небом. Возможно, это память о той высокой горе, которая когда-то находилась на мифической прародине наших предков – Арктогее или Арктиде. Об арийской Меру, на вершине которой когда-то стоял храм Индры, или Алатырь-горе, из русских мифов.
ДУБ
Важно другое: в сказке прямо указано место действия. На горе стоит дуб, устремлённый в небо.
Что это?
Из древнерусской мифологии мы знаем о древе мира.
У наших предков этим древом являлся дуб – священное дерево самого Сварога.
По сути, древо мира – это и есть символический космос, — единое целое и в то же время бесконечное многомерное пространство.
СУНДУК
Что же хотел показать наш народ в образе сундука, висящего на древе мира?
Сундук во все времена считался символом вещизма и стяжательства, символом преобладания материального над духовным. Это энергия, обращённая сама на себя. На Руси «живыми сундуками» называли людей скаредных и предельно жадных. Сундук – это символ космического зла, фактически – это опухоль, раковая опухоль самой Вселенной, ведь сундук – инородное тело.
ЗАЯЦ
Теперь рассмотрим, что наши предки хотели передать нам образом зайца. Заяц – символ приземлённости. Это маленький, хитрый, изворотливый, лживый и трусливый зверёк, который приспосабливается жить в любых условиях. Следовательно, заяц – символ земного изворотливого зла, неуловимого и многомерного. Все русские сказки говорят об этом. Заяц проводит и волка, и лисицу, и медведя, и всех зверей вместе взятых. Другими словами, — это один из самых живучих зверьков, то есть является ещё и символом живучести.
УТКА
Но заяц в сундуке не одинок, в нём скрывается утка.
Как известно, утка не только у русского народа, но и у других европейских народов, является символом неприкрытой циничной лжи. Любопытен тот факт, что – птица – властелин воздушной стихии, следовательно, ложь имеет и высокую скорость, и свою собственную среду распространения.
Складывается такое впечатление, что «раковая опухоль» Космоса – сундук – имеет конкретную привязку к земной сфере бытия. Стенки сундука можно рассматривать как границы чуждого, враждебного древу мира образования, которое имеет свой собственный путь эволюции.
Сам сундук – мёртвая материя, а живые существа в нём никакого отношения к небесному дубу не имеют.
Заяц – носитель земного порока, утка – небесного.
ЯЙЦО
Безусловно, яйцо в утке тоже содержит в себе глубокий космический смысл. Из индуистских эзотерических источников мы знаем, как Великий Брама породил из яйца наполненную животворящим светом Вселенную. О рождении Вселенной из яйца говорят и Русские Веды, и другие мифы индоевропейских народов: иранцев, балтов, германцев, говорят о том же. Напрашивается вывод: если Вселенная родилась из яйца, то и яйцо в утке является зародышем отрицательного мироздания, которое в любой момент может возникнуть как паразит на ветвях Древа Мира. Понятно, что такое образование, лишённое самостоятельной почвы и энергии, может стать серьёзным врагом проявленного Космоса и в конечном итоге высосать и поглотить его.
Последний элемент этой пирамиды – знаменитая игла, на конце которой и находится смерть Кощея. Это самый загадочный элемент головоломки.
Что это?
Неужели это память о прошлой погибшей, похожей на нашу технократическую цивилизацию, с её иглоподобными телевизионными и радиобашнями – носителями зачастую ложной информации?
Если это так, то получается, что наши предки зашифровали в миф послание о сатанинском эгрегоре, и о том, как нейтрализовать его влияние на человечество. Кроме этого, они сумели передать эти знания современникам из отдалённого прошлого, предшествовавшего исходу индоевропейцев со своей прародины.
ИГЛА
С другой стороны, игла является символом скрытого коварного зла, всепроникающего и целенаправленного. Недаром чёрные маги широко пользуются иглами для нанесения психологических ударов. Остриё – главная и основная часть иглы – её рабочий конец. Это он создаёт условия для проникновения её в окружающее. Стоит его сломать, как рушится вся конструкция: игла перестаёт двигаться. Из философии мы знаем, что любая остановка системы ведёт к её разрушению. Это справедливо и применительно к гипотезе о том, что кощеева игла, кроме всего прочего, имеет отношение и к ложной информации.
КАЩЕЙ
А теперь, о хозяине сундука, о Кощее. Из русских народных сказок нам известно, что он тёмная злая личность, агрессивная и очень скупая. Кощей как никто боится смерти, недаром он старается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как мы показали выше, является символом вселенского зла. Следовательно, зло и Кощей составляют единое целое. Другими словами, Кощей – одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил вселенной.
И всё-таки Кощей не совсем Чернобог; несмотря на свою бессмертность, он смертен, тогда как повелитель тьмы вечен. Скорее всего, Кощей – одна из проекций Чернобога в определённой точке пространства. Из множества Кощеев, очевидно, и складывается единый потенциал Хаоса, но это вовсе не значит, что Кощей слаб. Хозяин сундука очень силён и обладает реальным бессмертием. У него достаточно энергии для разрушения планеты, только контроль со стороны светлых сил не позволяет Кощею сделать это. Но зато проекция Чернобога умеет хорошо работать с людьми, которые своими руками делают то, что не под силу ему самому. В сказке Кощей крадёт Василису Премудрую. Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой небесной любви. В мифе прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Ведь Василиса – то же что и Базилевс-Василий. Следовательно, в незапамятные времена Тьме удалось лишить жителей Земли мудрой власти, исполненной любви к природе и человеку. Безусловно, сказка о Кощее Бессмертном имеет информацию и о закате Золотого века.
КАК ПОБЕДИТЬ КАЩЕЯ
А теперь давайте посмотрим, какой человек способен добыть смерть Кощея : найти край Земли, взойти на гору, и с помощью своих друзей из природы сбросить с дуба хрустальный сундук. Прежде всего, он представитель русского народа из сословия воинов, на что указывает его царское происхождение, и, конечно же, он не христианского воспитания. Его поведение типично ведическое: герой русской сказки свободно общается с природой, она ему не чужая, как, например, христианину или иудею; она часть его самого. Встретив на своём пути медведя, царевич не стремится непременно добыть зверя, для человека важнее общение с ним. Воин щадит и волка, спасает от хищного ворона птенцов сокола, оставляет в живых даже щуку. Как хорошо видно из сказки, царский сын часто сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе. Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, платят ему тем же.
Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса.
ИВАН ПОБЕДИТЕЛЬ
Требует внимания и имя героя, оно традиционное – Иван. С древнерусского «и» — это мантра власти, «ва» — тьма, а «ан» — отрицание, всё вместе — «побеждающий зло». С древнееврейского, Иоанн – «любимец Бога». Человек, которого любят Небесные силы света. Здесь опять шифр. Безусловно, имя Иван более древнее, и возникло оно в доиудейскую и дохристианскую эпоху. Ясно одно: смысл имени сохранён без изменения.
СОРАТНИКИ ИВАНА
МЕДВЕДЬ
А теперь остановимся на соратниках Ивана-царевича. В нерешительности стоит главный герой сказки перед гигантским дубом.
Слишком высоко висит сундук с Кощеевой смертью, и тут ему на помощь приходит могучий хозяин леса – медведь. Сильный и ловкий зверь взбирается на дерево и сбрасывает с его макушки заветный ящик.
Почему именно медведь?
Всё просто: медведь на Руси многие тысячи лет был зверем священным. Он считался символом самого Великого Велеса – бога знаний, мудрости, духовного и материального богатства. Но медведь олицетворял собой не только Велеса, он был, и до сих пор остаётся тотемом восточных славян. В сказке образ медведя включает в себя два символа: мудрость древнего бога и мощь всего русского народа.
ВОЛК
Второй соратник русского богатыря в борьбе с Кощеем – серый лесной волк. Это тоже символ, самого Перуна. Могучий Бог грозы, Бог справедливости, света и воинской доблести, появляясь на земле, предпочитает облик волка. Волк-Перун мудр, отважен и очень быстр, это на нём в других сказках Иван-царевич покрывает огромные расстояния. И здесь, в сказке о борьбе с Кощеем Бессмертным, требуется его волшебная скорость. Только Волк-Перун способен догнать заговорённого кощеева зайца, и с этой задачей он справляется.
СОКОЛ
Теперь обратимся к другому персонажу сказки – соколу. Тёмные силы в образе чёрного ворона пытаются заклевать соколят. Не появись вовремя русский воин, это бы им удалось. Человек спасает гнездо сокола от разорения, он не равнодушен. Не равнодушен к человеку и сокол. Из пойманного волком зайца вырывается в небо утка, и навстречу ей из облаков устремляется сокол. Он догоняет волшебную утку и сбивает её на землю.
Что же хотел донести русский народ своим правнукам в образе «ясного Сокола»?
То же, что и другими персонажами сказки. Сокол – это символ Божественного небесного огня. В сказке это сам Рарог – огонь небесной справедливости, враг Хаоса, всего тёмного, злого и низкого.
ЩУКА
И последний персонаж сказки о Кощее бессмертном – щука. Это, пожалуй, один из самых загадочных персонажей сказки, и на нём надо остановиться подробнее.
Щука – представитель водной стихии, казалось бы, какое отношение она имеет к Космосу?
Но если вспомнить наиболее древние мифы о сотворении вселенной, мы снова встретим воду, на этот раз небесную. Оказывается, небесный Океан стал первопричиной всего сущего. Он породил космический огонь, а небесный огонь, в свою очередь, — Проявленный Космос.
Что же всё-таки подразумевали древние под Вселенскими водами?
Как предполагает современная наука – информацию, или, по понятию наших предков, — Навь. Из древнерусских мифов мы узнаём о том, как Навь, взаимодействуя с Явью, породила Правь – энергию созидания проявленной Вселенной. С утверждением древних согласна и современная высшая физика. Если согласиться, конечно, с тем что Навь древних – это информационное поле, а Явь – волевая энергия Высшего Сверхсознания. Следовательно, смерти Кощея удаётся ускользнуть из мира проявленного в мир непроявленный – информационный. Но, оказывается, информационное поле тоже обладает своим сознанием, и это сознание в образе Щуки отторгает Хаос, не укрывает его, а отдаёт на уничтожение. Мудрая русская сказка говорит о том, что Хаос не вечен, это временное явление во Вселенной, и в этом ещё одна её мудрость.
Надо добавить, что победа над Кощеем русского богатыря – это не только его победа, это победа над тьмой всех сил природы. Русский воин по своей воле оказывается во главе этих сил. Он руководит ими, и они за ним следуют.
БАБА-ЯГА
Важно отметить, что Иван-царевич на своём пути к Кощеевой смерти встречает старую женщину — Бабу-Ягу, женщину-йогиню, отшельницу, собирательницу мудрости и знаний. Это она даёт ему клубок, который в сказке приводит богатыря к дубу с висящим на нём хрустальным сундуком. Как известно из современных исторических источников, русские люди, кроме алфавитного письма имели ещё и письмо узелковое. Бечёвки с узелками сворачивались обычно в клубки. В сказке прямо сказано, что клубок привёл героя к цели, следовательно, герой должен быть человеком образованным.
А теперь выводы:
смерть сатанизму на Земле принесёт русский человек из воинского сословия, образованный и высокодуховный. В начале пути ему поможет светлое жречество (Баба-Яга), а потом к нему на помощь придут светлые огненные Боги.
Понятно, что одному герою такой подвиг не по силам. Но в сказке прямо указано на то, что в трудную минуту богатыря поддержит весь русский народ. В сказке о Кощее Бессмертном мы имеем дело не со сказкой. Сказка — только форма, которая помогла посланию далёких предков своим праправнукам преодолеть толщу времени. Это программа, оставленная для нас прапрадедами. Настало время воплотить её в жизнь, для этого и написана данная книга, в которой отражены основные знания о мироздании и древнерусской философии.
СУТЬ СКАЗКИ
Космос, по данным современной науки, неоднороден. Об этом хорошо знали и древние. Взять, к примеру, русскую народную сказку о Кощее Бессмертном. В ней говорится о вековом дубе, на котором висит хрустальный сундук со смертью Кощея. Любому образованному человеку понятно, что речь идёт о Древе Мира (космосе древних), в кроне которого нашла приют чуждая небесному древу система. Налицо неоднородность Вселенной. Откуда знания такого уровня у древних — разговор особый. Возможно, они достались им по наследству от той мифической цивилизации, которая, если верить народной памяти, предшествовала нашей; возможно, древние получили их посредством прямого контакта с информационным полем. Так или иначе, они знали, что Вселенная в целом проявлена, и созидательные силы Света породили в конечном итоге то материальное, которое ощущают все живые существа своими органами. Знали они и то, что после колоссальной работы всегда остаётся большое количество разного рода мусора, и Космос не может быть исключением. Отсюда и сказка-миф о Кощее. Другими словами, высшее огненное жречество древних знало, что во Вселенной остались области неразвёрнутого пространства, знали жрецы и то, что это пространство со временем развернётся и сольётся с проявленным космическим потенциалом. Вот откуда появились легенды об отказе Чернобога творить зло и о приходе его в светлый мир Сварога.
Г.Сидоров Тайная хронология и психофизика…русского народа… Стр 11-17
Поэтичность сказки «Царевна-лягушка»
Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка» помогают воспитывать у себя, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами. Важно, чтобы Читатель, приступая к изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к ее прочтению и пересказу. Уловить «общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций», осознать идею сказки и характер ее героев, «поучиться у народной сказки» «меткости речи»1, очароваться стихией волшебной сказки — все это войдет в задачи трех уроков, которые будут посвящены этой прекрасной сказке.
Читатель обращает внимание на то, что сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена теме защиты Родины, теме героической. Однако в ней сильно звучит, как мы видели, и тема мирного труда. Другая сказка — «Царевна-лягушка» — посвящена прославлению творческого труда. Вот почему начать рассказ о ней целесообразно словами М. Горького: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, — об этом говорят нам легенды… а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогах-скороходах» … Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой…»
Мысли, пронизывающие текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам), также требуют знакомства с ними еще до чтения учителем текста самой сказки.
Пересказ — это образец для нас. Вот почему важно, чтобы отчетливо прозвучали сказочный зачин (в неторопливом, напевном произнесении), повторы и концовка, описание мастерства Василисы Премудрой, все возрастающее восхищение Ивана-царевича и царя ее работой, описание трудного пути царевича в Кощеево царство и описание огромного Кощеева дуба. Каким получается художественный пересказ. Сохраняется привычный сказочный зачин. Остается диалог, только становится несколько короче. Целесообразно оставить характерные для сказки повторы при перечислении («пустил стрелу старший брат», «пустил стрелу средний брат»). Подчеркивается мысль о том, как долго искал свою стрелу Иван-царевич по сравнению со своими братьями
Важно, чтобы прозвучала убедительная просьба царевны-лягушки: «Возьми — жалеть не будешь» — и концовка эпизода.
Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им:
— Все мои милые! Пора вам о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься?
Предложил им царь натянуть тугие луки, куда стрела упадет, там и свататься. Так и сделали братья. Пустил стрелу старший брат — подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — подняла ее лягушка-квакушка. Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич два дня ходил по лесам и горам, на третий день в топкое болото забрел. Смотрит — сидит лягушка-квакушка, его стрелу держит. Хотел было бежать царевич, отступиться от своей находки, а лягушка говорит ему человеческим голосом: «Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми. Жалеть не будешь…» Подумал-подумал Иван-царевич, завернул ее в платочек, принес в свое царство-государство».
Так, во время работы с первым эпизодом сказки можно спросить нас, что и как меняется, если вместо слов «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» мы скажем: «В некотором царстве жил царь…» или «В государстве жил царь…». Читатели говорят, что начало сказки стало менее интересным, менее загадочным, нарушился ритм, напевность. Продолжая работу с эпизодом «Как сватались царевичи», Читатель предлагает вспомнить, как долго искал свою стрелу Иван-царевич, как он вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Читатель продолжит, разовьет и дополнит ответы нас. Действительно, внешний облик царевны-лягушки испугал царевича, что подтверждают его собственные слова: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».
Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать учащимся. Что же удержало царевича? Почему он не уходит? «Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича».
Испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягтушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь; «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее…»
Читатели во время такой беседы выясняют, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален…»; «Она успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу… В этом тоже народная мудрость: «Не забегай вперед! Сначала сделай, а потом и говори!» Так и поступает Василиса Премудрая…»).
Читатель обратит внимание, что царевну называют «премудрой» тогда, когда рассказывают, как она трудится. Читатели при чтении и пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы:
Взяла она частые решета,
мелкие сита,
просеяла муку пшеничную,
замесила тесто белое,
испекла каравай рыхлый да мягкий…
Читатели рассказывают о том, как выполнили жены старших братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень отрицательного (у одной-подгорел, у другой — сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Читатели сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»
Пересказ третьего эпизода еще более интересен для сопоставительной работы.
Вспомним, что хотел узнать царь («Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей «своими руками» выткали «к завтрему по ковру»). Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама. Жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.
Как бы вершиной мудрости царевны-лягушки является ее поведение на царском пиру. По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем. Последний раз звучат слова Василисы Премудрой в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».
Сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.
Описание сюжета
Царь решил, что пришла пора его трём сыновьям вступить в брак и велел им наугад выстрелить из лука в разные стороны. Куда стрела упала, стало быть там и искать судьбу молодым людям.
Стрелы двух старших сыновей прилетели на купеческий и боярский дворы. Они взяли в жёны дочек купца и боярина. А у младшего сына Ивана стрела улетела на болото. Когда он её нашёл, то увидел, что стрелу держит в своих лапах лягушка и не хочет отдавать. Человеческим голосом она потребовала от Ивана жениться на ней, как и повелел его батюшка. Не посмев ослушаться отца, молодому человеку пришлось взять её в жёны.
Однако Царю мало было просто женить сыновей, он решил испытать их жён. Старик-отец приказал невесткам сделать для него 3 задания:
- сшить рубаху;
- испечь хлеб;
- приехать на царский пир.
Иван загрустил, понимая, что лягушка вряд ли сможет справиться с заданиями его батюшки. Но она смогла и рубаху сшить, и хлеб испечь, причём намного лучше, чем жёны братьев. Как она это делала, Иван не видел, потому что всё происходило ночью, пока он спал.
Ночное превращение
Юноша не знал, что его лягушку царевну звали Василиса Премудрая. Она выросла и стала умнее своего отца, поэтому на 3 года была превращена в лягушку. На короткое время Василиса могла скидывать кожу и принимать свой истинный облик, поэтому с помощью нянек с успехом справилась с двумя заданиями царя.
Чтобы приехать на пир, ей пришлось раскрыться всем. Жёны старших братьев стали завидовать её красоте и умению. Они пытались во всём подражать Василисе, но только разозлили царя.
Пока его жена веселилась на пиру, Иван прибежал домой и сжёг кожу лягушки. Он думал, что таким образом Василиса останется в человеческом облике навсегда. Но оказалось, что ему нужно было подождать всего 3 дня, чтобы проклятье спало с девушки, а теперь Василисе пришлось вернуться к Кощею Бессмертному.
Поиски жены
Ивану-царевичу ничего не оставалось, как пойти искать свою жену. Он долго бродил по свету, пока не повстречал старичка, который дал ему волшебный клубок, указывающий путь. Пока молодой человек шёл за клубком, ему на пути попадались разные звери и птицы:
- медведь;
- заяц;
- селезень;
- щука.
Иван хотел на них поохотиться, но животные человеческим голосом просили не убивать их, обещая когда-нибудь ему пригодиться. Юноша пожалел их и отпустил.
Наконец клубок привёл царевича к избушке Бабы Яги. После того, как молодой человек отдохнул, попарился в бане и отужинал, старуха рассказала ему, как убить Кощея. Оказалось, что смерть врага находится в яйце, которое лежит в сундуке. Сам сундук подвешен на ветвях огромного дуба, так что достать его невозможно. Но Иван всё же решил попробовать, и Баба Яга указала дорогу к дубу.
Дерево действительно оказалось огромным, но тут откуда-то появился спасённый медведь и вырвал его с корнем. Сундук упал и открылся, из него выскочил заяц и побежал прочь. Однако его быстро догнал другой заяц — тот, кого Иван пожалел и не стал убивать. Из зайца вылетела утка, но ту поймал селезень. Из утки выпало яйцо и прямо в море. Но его успела схватить щука и передать Ивану. Юноша достал из яйца иглу и сломал её. Кощей умер, и Василиса стала свободной.
Сочинение на тему «Царевна лягушка»
Вариант 1
Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим.
Сказка «Царевна-Лягушка» учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по «одёжке», а по их поступкам и качествам характера. Главная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом.
По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой.
Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой. При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями. И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим.
Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать победу над злом и несправедливостью.
Вариант 2
Волшебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам. Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от неё: уж очень напугал его внешний облик лягушки. Но испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки: она проста, внимательна, добра, заботлива и скромна.
На этом фоне ярко проявляются недостатки работы жён старших братьев (достаточно вспомнить, как у одной хлеб подгорел, у другой — сырой) и подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет Ивана-царевича и высоко оценивается царём: «Вот этот каравай только в большие праздники есть».
И сам Иван-царевич оказывается достойным Василисы Премудрой. Ведь в начале сказки он молчалив, даже боязлив, над ним смеются братья. Но герой снискал себе уважение тем, что он справедлив, добр и смел, проявляет жалость к животным. Персонажи сказки добиваются победы добра и справедливости, проходя через различные испытания.
Запас русских народных сказок неисчерпаем. Их все любят, ценят и уважают. Все они богаты народной мудростью. Сказки придуманы народом, в них всегда есть чему учиться. Нужно только правильно понимать смысл каждой сказки. Например, сказка «Царевна-лягушка» совсем не похожа на правдивую. В ней много сказочных героев и чудес, которых не может быть на самом деле. Но если внимательно прочитать и осмыслить сказку, то мы все поймем.
Вариант 3
В ней рассказывается о том, как три царских сына выбрали себе жен. Царь был мудрым и подсказал сыновьям, как искать жен: пустить по стреле в разные стороны. Так они и сделали. Пошли они за стрелами, выпущенными из лука, и нашли себе жен. Одному Ивану-царевичу не по-везло. Стрела его попала к лягушке. Царь захотел узнать, как жены будут справляться с хозяйством. Он давал им разные задания, но девушки делали работу очень плохо. Одна лягушка все делала так, что ее работе не было цены.
Однажды царь велел прийти всем сыновьям с их женами на пир. Лягушка приехала прекрасной царевной, которая творила чудеса. Как ни старапись остальные девушки, но царевна бьла лучше всех. Иван-царевич помчался и сжег кожу лягушки. Ее царевна сбросила перед пиром. Царевна вернулась, увидела пепел — и обратилась в лебедя, и улетела. Так царевич был наказан за свое нетерпение. Ему нужно было подождать совсем немного, тогда лягушка навсегда бы стала царевной. Ивану-царевичу пришлось очень долго искать царевну. Только когда он преодолел все препятствия на своем пути, он вернул прекрасную жену. Если внимательно читать сказку, то мы понимаем заключенный в ней смысл.
Эта сказка учит нас терпению. Иван-царевич не захотел ждать и сжег кожу лягушки. этим поступком он только сделал хуже себе и царевне. Ему пришлось проделать трудный путь и преодолеть много препятствий. Но все же добро в этой сказке снова победило. эта прекрасная царевна была наградой для Ивана, ведь вначале он взял в жены лягушку. Много трудностей пришлось пережить Ивану и царевне. За то, что она была так прекрасна, ее заколдовали. Но все закончилось благополучно. Каждый получил то, что он заслуживает. В сказках так происходит всегда.
Царевна лягушка — это сказка, по сюжету которой Иван Царевич женится на лягушке, так как в неё попадает стрела, выпущенная им по велению отца. Лягушка оказывается Василисой Премудрой, которая выполняет все задания царя, но Иван сжигает лягушечью кожу и ему приходиться спасать жену от Кощея Бессмертного…
Сочинение на тему «Любимый герой сказки «Царевна Лягушка»
Вариант 1
Сказка «Царевна-Лягушка» — поучительная история о том, что нельзя оценивать людей только по внешности, что любовь побеждает все плохое. В этой сказке мне больше всего нравится самая загадочная героиня – Царевна-Лягушка, которая меняет свой гадкий облик лягушки на прекрасную Василису.
Иван-Царевич не понимает, что его стрела помогла ему выбрать самую добрую и трудолюбивую девушку. Сначала лягушка вызывает брезгливые чувства у окружающих, но её упорство, мудрость и заботливость помогают понять Ивану, как ему повезло с женой. Ведь Царевна-Лягушка единственная из невесток смогла преодолеть все испытания, которые назначил отец Царевича.
На примере Царевны-Лягушки понимаешь, что признание, любовь и внимание окружающих можно заслужить только хорошими поступками и умением. Главная героиня сказки учить нас терпению и скромности. Нельзя людей оценивать только по внешнему виду или одежде, иногда под отталкивающей маской и простотой может скрываться удивительный человек с внутренней красотой и добрым сердцем.
Жены двух старших братьев оказались привлекательными и одевались богато, однако не справились с заданиями Царя, да ещё глумились над Царевной-Лягушкой. Она не обозлилась на людей, которые насмехались над уродством зеленого и скользкого болотного существа, не осудила Ивана за поджог лягушачьей шкуры. Девушка прошла все испытания достойно, своей любовью она вдохновила Ивана на совершение подвига. Он смог спасти свою любимую жену от рук Кощея.
Вариант 2
И дети, и взрослые любят читать сказки. Читая сказки, люди переносятся в совершенно иной мир, который полон чудес и приключений.
Мне очень нравится читать сказки, которые учат чему-нибудь хорошему. В сказке “Царевна-лягушка” есть положительные герои и отрицательные персонажи. Мой любимый персонаж – это Царь. Он является отцом трех сыновей. Это очень трудно воспитать хороших людей, когда они живут в богатстве. Но, Царь-отец всеми возможными способами стремится вырастить из своих сыновей достойных людей.
Когда царевичи стали достаточно взрослыми, отец понимает, что пора их женить. Когда человек женится, он становится более ответственным. Царевичи должны обзавестись семьями и начать самостоятельную жизнь. Перед Царем стоит важная задача: найти хороших жен своим сыновьям. Как же это лучше сделать? Ведь необходимо, чтобы девушки понравились не только отцу, но и сыновьям.
Царь решает, что выбор должна сделать судьба. Он уверен, что стрелы, выпущенные из лука, достигнут правильной цели. Судьба поможет выбрать царевичам именно ту девушку, которая больше всего им подходит.
Так оно и получилось. Стрела старшего сына упала на боярский двор. Второй сын попадает стрелой во двор к купцу. А, младший – в болото к лягушке.
Царь – очень справедливый. Он не дает старшим невесткам унижать Царевну-лягушку. Но, он еще и требовательный человек. Ему не важно, что боярская и купеческая дочери не умеют сами готовить и ткать. Отец хочет, чтобы у его сыновей были трудолюбивые жены. Он поручает испечь хлеб и соткать ковер. Это самые необходимые умения, которыми должны были владеть женщины в то время.
Царь любит трудолюбивых людей и терпеть не может бездельников. Он хвалит Царевну-лягушку за ее мастерство, а боярыню и купчиху стыдит за их неумение.
Все эти поступки характеризуют Царя, как положительного героя, который хочет добра и счастья своим детям.
Популярные сочинения
- Влияние природы на человека — сочинение
Может ли человек существовать в полной изоляции от природы? Полностью игнорировать её негативное и положительное влияние? Ответ, конечно же, нет. Долгое время человек был неотъемлемой составляющей естества. - Сочинение Что такое «обломовщина»?
Понятие обломовщина впервые описывается И.А.Гончаровым в написанном им романе Обломов. Оно подразумевает под собой явление, когда в характере человека преобладают такие черты как лень, апатия - Сочинение Образы футлярных людей в рассказах Чехова
Футляр – это коробочка, в которой хранится что-то ценное и защищает эту ценность от внешнего мира. Людей, которые прячутся в своем мирке от окружающего мира, боятся и не могут выдержать его удара
Сочинение «Моя любимая сказка Царевна-лягушка» − 5 класс
Вариант 1
Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать, ведь он хорошо завуалирован.
Читая любую из сказок, человек попадает в сказочный, чудесный мир, который полон чудес и волшебства. Кажется, что читатель попадает в мир со своими законами, отличными от тех к которым мы привыкли. Весь этот мир настолько увлекает в себя, что просто невозможно провести параллель между реальностью и сказочным миром.
В любой из сказок, даже если главные герои в ней предстают животными, то все равно на них проецируются человеческие отношения. Сказка – отличный способ показать людям со стороны их желания, отношения с близкими и родными, нетерпеливость и самое, наверное, главное их пороки.
Так вот, хочу поведать вам о моей самой любимой сказке, в которой также есть скрытые человеческие тайны. Название данной сказки «Царевна-лягушка». Возможно, многие станут говорить о том, что она рассчитана на аудиторию с младшим дошкольным возрастом, но для меня ее сюжет весьма интересен и поучителен.
В сюжете описывается жизнь царя, у которого было три сына. Вот однажды пришло время им жениться, но найти свою суженную они не могли. Вот и пришло им в голову решение, пустить каждому по стреле, в чей двор она упадет, та супругой и станет, решили они. Двум старшим сыновьям достались девицы под стать, а вот младшему не повезло. Его стрела угодила в болото к лягушке. Но делать было нечего и он забрал ее к себе во дворец.
Во дворце царь невестушкам уготовал испытания и самое интересное, что наша Царевна-лягушка справлялась с ними просто на отлично! Царевич же увидел, что красавица скидывает с себя шкуру лягушки, а после опять ее одевает и принимает решение спалить ее. Не захотел он поговорить с супругой и терпеть больше не хотел шкурку эту. Тем самым он обрек себя на испытания перед кощеем, дабы вернуть возлюбленную.
В данной сказке много доброты, честности, преданности, взаимопомощи. Царевич не оставил лягушку на болоте, а выполнил указ батюшки и принес ее домой. Звери помогали Царевичу найти дорогу к Кощею из-за доброты его.
Данная сказка научила меня вести диалог с близкими мне людьми, ведь иногда можно наломать таких дров, что потом долго все исправлять. Данная сказка учит прислушиваться к родным и всегда проявлять честность и преданность.
«Лягушка-путешественница» – увлекательная и очень поучительная сказка, написанная Гаршиным в 1887 году, о находчивой лягушке, которая из-за собственного хвастовства не достигла задуманного. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Лягушки-путешественницы» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.
в процессе
15 799 зн., 0,39 а.л.
- Аннотация
- Статистика
Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)
Сортировать по
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
Невесёлая сказка вышла. Очень невесёлая.
С временем шутить не стоит…
Отдельно понравилось осознание героем несовершенства Василисы по жизни и совершенства в любви.
Мне кажется, тема со сбесившимся временем заслуживает отдельного романа.
раскрыть ветвь
0
Интересная современная сказка. У автора явный талант сказочника — слова сплетаются плавно, ритм нигде не нарушается. История затягивает, и хотя о финале догадываешься уже к середине, это не портит впечатления, всё равно читается с удовольствием.
Как и положено хорошей сказке, мораль здесь подана не в лоб, но она есть — правильная, заставляющая задуматься о жизни вообще и о своей в частности. О потраченном времени. О том, что действительно ценно.
Обыгрыш фольклорного героя удался. Единственное, что название показалось спойлерным. То есть, как только узнаешь прозвище героя, связываешь с названием, так сразу понимаешь, ничего хорошего от героя не жди. Но это мелочи, а в целом сказка понравилась. Умная, недобрая, с тайной — всё, как я люблю.
раскрыть ветвь
0
Сильная пронзительная и трагическая история. Минус могу отметить лишь один – да и то условный, возможно, чисто вкусовой и только у меня лично. Но отсутствие аннотации (и прочих предупреждающих тегов, которых на АТ вообще почти нет) при жанре «сказка» создает неверную предпосылку о сказке доброй и соответственно формирует неправильные читательские ожидания. Вот, кстати, если бы было «сказ» — вопросов бы не возникло, ибо сказы Бажова никто добрыми при всем желании назвать бы не смог, они совершенно другую аллюзию дают и ожидания от них другие.
Возможно, автором именно так и задумывалось, такой вот обман читательских ожиданий, просто я люблю, когда меня обманывают в другую сторону. Как Шварц – сначала убедив, что плохой конец тут единственно возможный, а потом оглоушив хэппиэндом до горнего кайфа.
Тут получилось наоборот – сказка в жанре, аналогия имеет ХЭ, да и тут страдающий герой перестает страдать благодаря волшебному гаджету, обретает возможность все успевать и любимую до кучи. Ну сказка же! Да, наверняка будут перепитии, но герои с ними справятся, как героям и положено. Победят Кощея.
И даже имя возлюбленной героя сначала работает на милоту – тем более что толкатель гаджета вполне смахивает на Кощея, а герой – если и не на Ивана Царевича, то на Ивана-Дурака точно. То, что инструкция мелким шрифтиком, не сразу выдается, да и потом исчезает раньше, чем ее прочли… Ну, будет подвох, но мы же читали сказку про Василису, мы же знаем, что в конце будет все хорошо!
Да и чего страшного тот гаджет делает? Он ведь вроде как не жизнь продлевает герою, укорачивая жизни окружающих, он забирает ненужное и впустую проведенное ими время, компенсируя таковое же герою и позволяя ему за то же время все успевать, это же совсем другое! И даже не годами забирает, старя, как в известной сказке, а… а как? Да черт его знает как, инструкция-то исчезла, но как-то совсем незаметненько, никто же не замечает. Кому от этого может быть хуже?
Дальше спойлеры, кто не любит – не заглядывайте
Первый тревожный звоночек был, конечно, про платье. Не платье-шкурку, а самый первый, про то что оно в шкафу висит. Слишком уж тоскливая фраза для возможности будущего хэппиэнда, слишком уж потерянная.
То, что героиня переиначила имя героя – уже не царапнуло, а прибило окончательностью. Ведь понятно же, что как вы корабль назовете – так он и плавать будет, что же ты делаешь, балбесина, ты же сама призываешь свою погибель, и в этой сказке тебя некому будет спасать, ибо главгер и главгад оказались одним человеком, к тому же не сказать чтобы очень умным…
И то, что огна так и не поверила в убийственную силу гащжета – лишний плюсик к реалистичности и трагичной иронии. Не знаю как у кого, а в моем окружении как-то больно уж много их поумирало за последние пару лет, антипрививочников и борцов с масочным режимом, не верящих в ковид… То, что ты в смерть не веришь, не значит, что она не имеет над тобой власти.
Страшная сказка своей безысходностью – ведь даже уже все поняв, герой так и не смог выйти из удобной накатанной гаджетом колеи. Хотя и понимал, что тем самым убивает… всех убивает.
И вот ведь странное дело – финал, несмотря на всю свою мрачность и вроде бы безысходность, дает тем не менее светлое послевкусие, что уж совсем как-то странно. Обычно как раз такие финалы не люблю. А тут…
Вообще ассоциация была с «Долиной совести» Дьяченок – только более кристализованно-концентрированно и с намного более позитивным финальным посылом.
Ну и да – отличный язык. Именно что сказовый.
раскрыть ветвь
0
хотела глянуть вт рамка марафона, но… Скачать невозможно, даже подписавшись, а глазами я читаю только по работе. Жаль, возможно, вещь и хорошая, название понравилось
раскрыть ветвь
0
Здравствуйте! В первую очередь, хочу сказать спасибо случаю и марафону… нет. в первую очередь вам, конечно, а марафону потом… В общем. я очень рада, что увидела ваш рассказ, повелась на название и поняла, что в точку. Моя тема. Очень глубокая и сложная, отражение сказок в современной литературе и нашем сознании и, главное, жизни. Вы справились великолепно! Браво! Очень нравится язык. образный и живой. Современный но сказочный одновременно. Это высший пилотаж и мастерство. Современные гуру от литературы, дают страшный совет: » не рассказывать, а показывать» как я рада. что вы ему не следуете! Вы не боитесь говорить и это прекрасно. Изумительное начало и образ сосульки , капели и снега — жизнь и смерть. Мало кто сейчас помнит и знает, что Кощей связан со льдом! За это вам тоже отдельная благодарность. А как изящно и трогательно вы обыграли образ с лягушачьей шкуркой! Я в восторге! Но самое главное, что меня поразило это глубина произведения несколько пластов и то, как вы смогли ускорить время! Это фантастика! играть со временем, когда пишите о времени! гениальный ход. И форма рассказа для этого подобрана как нельзя более точно. Жизнь, любовь, смерть и… посмертие — становление Кощея. Я очень надеюсь, что вы простите меня, за то что я не лепила отзыв по пунктам. Но для меня гораздо важнее были эмоции и впечатления от прочитанного. Я не хочу препарировать волшебную историю, копаясь в построении предложений) Дельного вы от меня бы ничего не услышали, уверена. Автору, который может заворожить, советы не нужны. Единственно меня чуток не удовлетворило появление “сумасшедшего часовщика” он словно выскакивал со страниц романа Стругацких и запрыгивал обратно. Я понимаю, что это, видимо, Deus ex machina на реверсе) То есть он не несёт основополагающей функции. Импульс- не более. Но тем не менее только он вызвал у меня некий диссонанс. Словно я чего-то не догнала) и понимание утекло сквозь пальцы. Ктати, ещё один плюс! Верне плюсище. Нее скажу, что идея со временем прям супер оригинальна, но тут это абсолютно не важно!. Важно то, как вы сумели подать её. И вот именно подача- оригинальна. Более того безупречна, и в этом помогает сказка!. Нет оскомин, набивших глаза в фильмах. нет чернухи ради чернухи, страданий ради страданий, нет типичного для подобных работ слёзовыжимания и это просто отлично! Есть человеческая трагедия. и жутенькая мысль, которая бьётся на краю сознания. А не все ли мы Кащеи?А те кто шепчет нам об “успехе” быть может “сумасшедшие часовщики” которые и питаются чужим временем? В общем, спасибо вам огромное за страшную и мудрую сказку.
раскрыть ветвь
1
автор
Добрый день. Я благодарю вас за такой отзывище. Мне оно намного ценнее отзыва по форме — тут чувствуется живо нерв и личнеое побуждение высказаться — а это дорогого стоит.
Да, я не боюсь говорить — просто с детства влюблена в сказы Бажова, отчасти из-за того, что они именно говорятся, рассказываются. И как можно отказаться от подобной литературной традиции, я просто не представляю. Да, в «рассказ» нужно уметь. Но и в «показ» — тоже. А так говорить что де в рассказ не можно — меня это всегда и шокировало и удивляло. Как так нельзя?
А по поводу Бога из машины — все так, совершенно верно. Порой неважно откуда приходит деструктивный импульс. Важнее понять что он деструктивный и ему противостоять — найти ту силу, которой в Константине не оказалось — силы противиться соблазну. И уметь отличить возможность как разрушение — соблазн, от возможности как ступеньки к развитию.
Да это сказка. Но когда я ее писала, столько в голове пронеслось, так сложилось, что я недавно сама перечитывала — и отчасти с удивлением.
раскрыть ветвь
0
В третий раз начинаю писать отзыв. Понравилось. Очень. Для меня штука недостежимая: в небольшой объем вместить столько пластов смысла.
Помню, приступала к чтению даже с неким скепсисом. Последние тексты с игрой мифа про кощея мне попадались не сказать, чтобы впечатляющими. И я знала, что от рассказа Герды нужно ждать другого уровня, но пережитый опыт давлел.
И вот насколько же поглотило и откликнулось. Мне увиделась очень важная проблема современности: угнаться за временем, опередить его, достигнуть всего и вся. И потерять за достигаторством все кругом. Благодарю, это очень сильный рассказ. Рада, что прочитала.
раскрыть ветвь
1
автор
спасибо за отзыв.
Да в погоне за «успеть все» многие теряют что-то важное. Некоторые даже себя.
А писать иначе, не накручивая смыслы, я не умею)))
раскрыть ветвь
0
В небольшом рассказе уместилось очень много – и изящная отсылка ко всем известной сказке, и несколько очень серьезных тем, и волшебство – очень разное. Потому что в Лиссином созидании определенно есть что-то волшебное, пусть это и не волшебство заклинаний или артефактов.
Сильмариллы послужили источником для множества трагедий и распрей; здесь – трагедия личная, и не только в том, каким коварным оказывается дар, поднесенный специфическим посредником («сами предложат, сами все дадут», ага). Трагична и невозможность (или нежелание?) от этого дара отказаться, и вообще то, как легко человек соглашается на это заемное счастье.
Не могу сказать, что я в подробностях поняла именно скачки времени и то, что в какой-то момент случилось с кольцом, но тут опять же – это, как мне кажется, второй план по сравнению с тем, как живет, ведет себя и воспринимает происходящее герой.
А герой неоднозначен. И что удивляет и огорчает в Константине-Кощее больше всего – как старательно он пытался отстраниться, не задумываться о том, что же будет последствием его действий; жить, «не заглядывая в счет», по одному меткому выражению. Собственно, в его внешнем бытии мало что изменилось даже после вереницы потерь, и то, что он думает избавиться от кольца, для него тоже такая отдаленная (пока что?) мысль – зафиксировал ее и все. Хотя, возможно, это тоже действие недоброго волшебства…
Написано хорошо, плавно – собственно, тут речь героя отражает его своеобразную «мифологичность» и заставляет вернуться к той самой сказке, из которой и Василиса, и сам Кощей. Можно чуть-чуть вычитать на предмет запятушек, но это на качество текста практически не влияет.
Спасибо!
раскрыть ветвь
1
автор
Да вы правы — даже осознавая Кощей не может отказаться дарра. А в итоге наказывает себя тягой к богатству, пытаясь заместить ими тепло обычного человеческого общения. Он хорошо понимает, что проиграл соблазну. Но он еще надеется, что однажды сможет скопить достаточно сил, чтобы разобраться с этиим соблазном. Но даже мне не известно — обманывает он себя этим или таки справится с соблазном.
раскрыть ветвь
0
Марафон «Читатель-автор»
Сильная вещь, затягивающая. Это особенность ваших текстов — вроде и гладко льется текст, никаких особых всплесков и накала, а заглянешь глубже — голова кружится. Кощей здесь не то грозное божество (скорей уж здесь это тот «чудак», которому уходит половина), а в старинном значении «пленник». Пленник, заложник своего неумения распорядится собственной жизнью, не умеющий плыть против течения, найти в себе (а не во вне) дар и смысл. Личность не способная созидать. Взять взаем легко, а расплачиваться придется с процентами. В отличии от Василисы, которая без всяких наговоров, способна держать в руках нити своей жизни, создающая без всякой магии чудо и щедро делящаяся этим. Две противоположные силы: творить и оставить после себя след и радость, и прожигать бесполезно данное тебе. И для того, чтобы избавится от проклятого кольца, надо полностью поменять себя. А многим ли из нас это под силу?
Я под большим впечатлением от рассказа, он надолго заставил задуматься, и точно не забудется.
раскрыть ветвь
5
автор
Влада спасибо за отзыв. И простите что отвечаю вам так запоздало. Очень приятно получать такие отзывы — с пониманием сути. Да, всек так, у Константина была возможность противостоять соблазну. Но он позволил ему себя затянуть. Дар по сути послужил пробным камнем. И оказалось, что герой действительно оказался слаб. Он по сути оказался пленником кольца. Но навечно ли — кто знает. Я надеюсь, что он все же сможет однажды избавиться от этих чар.
раскрыть ветвь
4
Тёплый привет с игры-марафона «Читатель-автор, рассказы»!
Честно говоря, я и не сомневалась что мне понравится, но и предположить не могла, что настолько. Я под впечатлением и снимаю шляпу.
Интересная манера повествования, отличный слог и глубокая мысль заставили прочитать рассказ на одном дыхании. Происходящее держит в напряжении, заставляя читателя предчувствовать неизбежную беду, оттого-то особенно ярко играют счастливые сцены с Лиссой. Прекрасная задумка, к тому же качественно исполненная оказалась для меня этакой вишенкой на торте. Авторская игра с временем увлекла и заставила задуматься, что уже дорогого стоит)
Интригующая завязка и пронзительный финал. Современный Кощей-Константин за совсем небольшой рассказ несколько раз претерпевает изменения: из неудачника в уверенного в себе, успешного человека который пересмотрел собственные приоритеты и научился смотреть на мир иначе, затем перед нами верный, искренне любящий человек мечтающий о счастливой семейной жизни и вот, уже мы видим растерянного, только начинающего осознавать происходящее Константина один за другим теряющего тех, кто ему дорог. И в финале, перед нами Кощей — отгородившийся ото всех, замкнутый и потерявший смысл жизни. Пленник времени и кольца.
Герда, спасибо большое за цепляющую историю!
раскрыть ветвь
2
автор
большое спасибо за такой теплый отзыв.
раскрыть ветвь
1
Приветствую, Герда!) Ч-А марафон.
Что-то тяжко мне в последнее время даются отзывы, особенно на сложные вещи. Будь это не марафонный рассказ, я бы предпочла молча восхититься, проставить лайк и исчезнуть в тумане)) Но так как отзыв я таки должна накарябать, будет в нём в основном имхо, без разборов, не обессудьте. Я не литератор, даже близко, оперирую только личным мнением и собственным опытом в писательстве.
Я уже писала когда-то, чем ваши рассказы мне нравятся. Не стал исключением и этот. Он вдумчивый, неординарный, отсылки к сказкам, хоть и ожидались, всё равно удивили. Приятно.
Ну а тема вечной нехватки времени. Что говорить, в наше сумбурное неспокойное время она особенно актуальна. И сколько таких «кощеев» живёт в реальности, даже думать тошно. И поневоле сам думаешь, а не являешься ли и ты таким же кощеюшкой, который легко распоряжается временем своих близких, откладывает на потом и без того редкие встречи или разговоры с родными, попросту забивает на «лишнее» общение, а потом это общение резко обрывается из-за ухода тех близких. Страшная история, во-многом потому, что правдива.
От меня, как обычно, и пожелания вдохновения на новые истории
раскрыть ветвь
3
автор
Спасибо, лилия. Очень приятно вас было видеть. И очень приятно получить такой отзыв. Да, вы совершенно верно все считали. Каждый читатель, конечно, читает свое, но когда оно совпадает с задуманным автором — это очень приятно.
раскрыть ветвь
2
Здравствуйте. Я с марафона Читатель-автор, и я прочитала рассказ.
Написан он от первого лица, неким Константином, обычным клерком, и в технике, когда Константин рассказывает историю некоему слушателю. То есть речь имитирует разговорную.
И в первом же предложении довольно сложный синтаксис. И сразу предлагается образ, который автор будет развивать на протяжении всего рассказа.
И всё это хорошо, кроме того что понять о чём говорится в первом предложении очень сложно.
Пришлось раза три перечитать.
разговорная речь очень зависит от дыхания.
Поэтому она намного короче и письменной. Поэтому лишние слова ей не к чему.
У Вас два лишних союза, которые на смысл предложения не влияют.
«Время — капель, человеческая жизнь — сосулька, существует пока снег лежит на крыше».
Во втором абзаце два раза чтобы, это не смертельно конечно. Но всё таки таких вещей надо стараться избегать.
Литературную речь повторы не украшают.
Третий абзац: «отключив остроумие, подменил его» тут возникает недопонимание кого его. И предложение перегружено. если бы текст не имитировал речь рассказчика было бы нормально. Но «подменил его благодушно, точнее равнодушно настроенным безразличием», такие эпитеты в разговорной речи не уместны. От речевой избыточности надо избавляться, текст немного подсушить, что пойдёт ему только на пользу.
И запятые надо поправить.
Я не большой мастер, но всё же заметила парочку не на своих местах. Там где они мешали понять смысл предложения.
При этом в тексте есть симпатичные вещи, такие как время снова кутаться в пальто.
Ничего лишнего, а образ есть.
Сама идея заёмного времени не нова, заканчивается опять же классически, герой остался один — он одинок и несчастен.
Единственное что мне показалось интересным, когда время начало скакать.
Почему это началось я не поняла, и думала, что это к чему-то приведёт.
Но автор просто ограничился ремонтом, а расплату за время решил дать простым пояснением. Из-за такой формы ни смерть родственников ни Василисы сочувствия не вызвала. А значит и судьба самого Константина тоже.
В результате от текста получилось некое недоумение.
Думаю, если бы стилистика было более чёткой и точной, текст бы мне понравился больше.
Я бы не ломала голову над абзацами собирая образы, а значит смогла бы воспринять историю, как целое.
Тут же увы не получилось, поэтому и сюжетная составляющая потянула за собой вопросы.
В результате.
Это могла бы быть неплохая вещь, но пока она нуждается в доработке.
раскрыть ветвь
3
автор
Ну не поймали ритм, это бывает. Ну, что это особенности речи героя — не поняли. Тоже бывает. Ждали хроникального типа сюжета, а там концентрический — тоже бывает. По поводу повторов в литературной речи — эк вы с плеча-то соминительные сентенции раздавать. В общем, я понимаю, не ваше. Это нормально, это бывает))) Но вашего «угоди мне» чой-то на один скромный отзыв многовато)))
раскрыть ветвь
2
Приветствую вас с марафона «Читатель-автор. Рассказы».
Прочитал. Понравилось.
Отзыв закончен.
Но если всё таки подробнее, то…
Время оно конечно такое. Вечно спешит, торопиться, а иногда и тянется, как удав по стекловате. И именно оно и порабощает главного героя. Заслужил ли он свою судьбу — несомненно. Справедливо? Вот это другой вопрос.
Люблю я, когда автор играет со старыми мифами и историями. А самое главное привносит туда что-то новое и необычное. И если название рассказа намекает на старые сказки, то под обложкой уже прячется более глубокая история. Хотя что мы знаем о сказочном Кощее. Ничего
Написано ярко, образно и финал оставляет в размышлениях о судьбе главного героя. Его все таки жалко.
Хотя он это и заслужил.
От меня лайк и пожелание творческих успехов.
раскрыть ветвь
2
автор
спасибо, Жень
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
1
автор
ага, просто Иван-дурак…
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
1
автор
Спасибо, дорогой, ты тоже без огонька.
раскрыть ветвь
0
Гм. Насчёт инструкции к кольцу. Я не могу удумать, как несколько листов папиросной бумаги можно разместить даже под крышкой перстня мужского кольца. И к тому же, при первом получении кольца инструкции незнакомец действительно не давал и крышку кольца-перстня не отколупывал.
Может, я чего и не понимаю, но кольцо — это кольцо, а перстень — это перстень. В кольце сложно скрыть несколько страниц папиросной бумаги да и технологическую оснастку там разместить — крайне сложно по причине недостатка места.
Страшный такой рассказ. Заставляет задуматься. Спасибо.
раскрыть ветвь
6
автор
ну собственно, кольцо — это образ. С другой стороны — если кто-то впихнет в такой объем настолько функциональную систему — ему и «инструкцию» спрятать будет не проблемно.
Но собственно соль не в этом, вы правы.
раскрыть ветвь
5
Кольцо времени… Образ такой у меня появляется. Но как его реализовать — это надо сильно подумать.
раскрыть ветвь
3
автор
Тут только интуицию на максималки)
раскрыть ветвь
2
Я уже тоже своё мнение высказывала, так что поддерживаю предыдущего оратора
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Про рассказ уже писала, так что от меня лайк.
раскрыть ветвь
1
автор
спасибо.
Да, я люблю игры в тире, потому что рассказы нам остаются)
раскрыть ветвь
0
Кощей? Я тоже ГГ хочу Кащеем Бессмертным сделать. Сейчас сравню, насколько у опытного автора лучше нечисть получается…
раскрыть ветвь
3
автор
у меня не нечисть))) Переосмысление старых мифов, переложение на современный лад)
раскрыть ветвь
2
Написать комментарий
36K
180
603
Просмотры:
2 871
8 июля в России отмечается «День семьи, любви и верности», приуроченный к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии.
В связи с этим возникает множество вопросов и недоумений.
В «Русском биографическом словаре» отмечается, что сведения о Петре и Февронии «дошли до нас уже позднейшего происхождения. Известия эти дошли до нас в виде повести о святых князьях, в достаточной степени изобилующей измышлениями фантазии».
Более того, ряд исследователей считают их вымышленными литературными персонажами.
Источник сведений о Петре и Февронии — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в конце 1540-х гг. Ермолаем-Еразмом, книжником из круга митрополита Московского Макария.
Все версии жития святых Петра и Февронии, созданные в XVII–XXI веках как церковными, так и светскими авторами, так или иначе восходят к одному источнику — «Повести о Петре и Февронии».
При этом «Повесть…» не соответствовала канонам агиографии в силу использования сказочных сюжетов и фольклора.
Ключевский в работе «Древнерусские жития как исторический источник» писал, что Повесть «не может быть названа житием: ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ее содержание: в истории древнерусской агиобиографии она имеет значение только как памятник, ярко освещающий неразборчивость, с какою древнерусские книжники вводили в круг церковно-исторических преданий образы народного поэтического творчества» (С. 287).
Аналогичную позицию занимал и Георгий Федотов. В его книге «Святые Древней Руси» есть особая глава «Легендарные мотивы в русских житиях». Там он пишет следующее: «Есть одно единственное русское житие, которое включило в себя не только легенду, но и народную сказку. Для истории русской сказки сохранившийся текст XVI века представляет совершенно исключительную ценность, но для русской агиологии он не дает ничего. Это житие муромских святых князей Петра и Февронии. О князе Петре и его супруге ничего не известно из летописей. Муромские агиографы, известные нам с XVI века, отсутствие исторических сведений о своих святых восполняли художественным творчеством. Нам известен и автор жития святых Петра и Февронии: это инок Ермолай-Еразм, недавно открытый писатель времен Грозного. Составляя свое житие в эпоху Макариевских Соборов, на которых были канонизованы муромские князья, он вложил в народную сказку кое-что из политических настроений своего времени: антибоярская его тенденция отражает годы боярского правления в малолетство Грозного».
Георгий Федотов далее поясняет, что «первая использованная Еразмом тема — народная сказка о Кощее бессмертном, встречающаяся в фольклоре многих народов. Летающий змей — дьявол — обольщает и сожительствует с женой муромского князя Павла. В ночной беседе с ней он проговаривается, что ему смерть „от Петрова плеча, от Агрикова меча“. Петр, брат князя Павла, добывает Агриков меч (Агрик — герой византийского эпоса) и убивает змея. Тут начинается сказка о Василисе Премудрой. Заболевший проказой от змиевой крови Петр посылает искать лекарей, и посланцы его находят в селе Лыскове простую девицу Февронию, которая задает и разрешает мудреные загадки и в конце концов исцеляет князя Петра, обещавшего жениться на ней.
Но здесь сказка переходит в политическую сатиру. Муромские бояре невзлюбили княгиню-крестьянку и требуют у князя развестись с женой. Петр вменил в „уметы“ свое „самодержание“, оставил княжение и поплыл по Оке с любимой женой. Но идиллия в лодке непродолжительна: граждане раскаялись и призывают князя обратно.
Лишь конец сказания представляет легенду христианскую и агиографическую. Эта легенда повествует о многих святых древней Церкви. Ее знает и Восток, и Запад. Она естественно развивается вокруг общей гробницы супругов».
Версии Федотова придерживается и Валерий Шамбаров — российский писатель, автор книг об истории России и Древней Руси. По его мнению, Ермолай-Еразм писал «Повесть о Петре и Февронии» с намеком на Ивана Грозного и Анастасию: «Как только мы уточняем время написания, невольно обращает на себя внимание сюжет Жития. Св. Петр убивает лютого змея, потом следует тяжелая болезнь. Петра выхаживает мудрая красавица Феврония, дальше — бунт бояр, не желающих служить княгине низкого рода, и супруги садятся на струги, плывут в изгнание… А теперь сопоставьте с реальными событиями, происходившими как раз тогда же, в 1552-1553 гг. Иван Грозный берет Казань. Вслед за этим — опасная болезнь, Анастасия днюет и ночует у постели царя. И боярский бунт. Отношение заговорщиков к царице было в точности таким, как описано в Житии, князь Ростовский возмущался, что царь „нас истеснил… поял рабу свою, и нам как служити ей?“ Разве что до изгнания дело не дошло, было другое плавание, паломническое. Сколько совпадений! Учтем, что автор был близок ко двору. В ходе работы над столь важным Житием его обязательно должны были читать и царь, и царица. А отсюда напрашивается в общем-то логичный вывод. В литературных образах свв. Петра и Февронии Ермолай-Еразм так или иначе, вольно или невольно, должен был отразить какие-то черты… Ивана и Анастасии! И это подтверждается текстом Жития. Например, в нем настойчиво подчеркивается, что муромские князья были „самодержцами“ в своих владениях».
В соответствующей статье «Православной энциклопедии» (т. 56) дана интересная информация для размышления: «особенностью почитания Петра и Февронии на раннем этапе является вариативность их семейного статуса. Так, в древнейшем проложном Житии (нач. 16 века) они фигурируют как сын и мать. В тропаре и кондаке Псалтири сер. 16 века Феврония названа матерью Петра не только в заголовке, но и в тропаре».
Подведем итоги.
По всей видимости, Петр и Феврония — исторически не существовавшие легендарные персонажи.
Сказание о муромских князьях было составлено с оглядкой на судьбу царя Ивана Грозного.
В «Повесть о Петре и Февронии» проникли элементы сказок о Кощее бессмертном о Василисе Премудрой.
Отсутствие детей у этих супругов ставит вопрос о правомерности рассмотрения их как образца православной семьи. Поскольку Феврония в ранних источниках представлена как мать Петра, следует признать, что «День семьи, любви и верности» совершенно напрасно был приурочен к дню памяти Петра и Февронии.
Источник
Литература
Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-kanonizatsii-svjatyh-v-russkoj-tserkvi/
Петр (Давид) Георгиевич и Феврония (Евфросиния), благоверные кн. и кнг. / Православная энциклопедия. — М. Т.56
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871.
Русский биографический словарь в 25-ти т. — Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedotov/svjatye-drevnej-rusi/