Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Музыка, 2 классурок 1. великий русский композитор птр ильич чайковскийперечень вопросов, рассматриваемых на уроке:знакомство с образами природы в русской музыке

Музыка, 2 класс

Урок 1. «Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с образами природы в русской музыке на примере творчества П.И. Чайковского.
  2. Выявление и исполнение ключевых интонаций в музыке П.И. Чайковского.
  3. Выразительные и изобразительные возможности фортепиано.
  4. Тематика фортепианной музыки. Пьесы для фортепиано, объединённые одной темой. «Детский альбом» и альбом «Времена года».
  5. Расширение представлений о музыкальном театре: балет.

Глоссарий по теме:

Октаваэто восемь ступеней звукоряда, восемь, расположенных по очереди нот.

Если начинать от ноты «до» среднего диапазона нашего голоса или от ноты «до» посередине фортепианной клавиатуры, то получится первая октава.

Причем, заключительная, самая высокая нота первой октавы – «до» – одновременно завершает первую октаву и начинает вторую. Следующие, более высокие ноты, — вторая октава.

А если исполнить на фортепиано ряд звуков, расположенных левее первой октавы и звучащих ниже? Тогда получится малая октава: от «до» малой октавы до «до» первой октавы.

Ключевые слова

Времена года, танец, песни, марш, Россия, природа, интонационный строй, образное содержание, исполнитель, оркестр, музыкальные инструменты, октава.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 6-13.
  2. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  3. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 303-304.

На уроке мы узнаем о разнообразии жанров в русской музыке;

научимся понимать сюжеты и темы;

сможем петь и музицировать.

Основное содержание урока

  1. «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь…». Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Искренняя любовь Чайковского к родной природе делает его творения близкими и понятными каждому россиянину. Послушайте музыку. Определите её настроение и характер.

Вы послушали музыку и понаблюдали за пробуждением природы. А какие чувства пробудила в вашей душе эта музыка? Поразмышляйте, почему творения Петра Ильича Чайковского близки и понятны каждому россиянину??

  1. Демонстрируется видео: «П.И. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром», исполнят Денис Мацуев.

Вы, конечно, узнали эту музыку. Вспомните автора этого произведения. Для каких инструментов написана эта музыка? Какое настроение оно нам дарит? Несомненно, это Концерт №1 для фортепиано с оркестром. И автор этого произведения — Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Это произведение исполняет солист-пианист и симфонический оркестр. Характер звучания музыки вызывает в нас радость, волнение и чувство гордости за нашу страну.

  1. Послушайте ещё одно произведение, которое посвящено России. Как вы думаете, что общего между этим произведением и Концертом №1 для фортепиано с оркестром Чайковского?

Гимн России торжественный, радостный, гордый. Он прославляет Россию и русский народ так же, как Пётр Ильич прославлял нашу великую страну музыкой Концерта №1.

  1. Чайковский любил музыку, она стала делом всей его жизни. Блестяще закончив Петербургскую консерваторию, он преподавал в консерватории в Москве. Консерватория – это место, где обучают музыкантов.

В своих музыкальных произведениях Пётр Ильич рассказывал о красоте русской природы, о России. А в его «Детском альбоме» есть пьесы об играх, путешествиях, сказках, фантазиях беззаботного детства. «Детский альбом» Чайковский сочинил специально для музыкального воспитания и обучения детей.

Послушайте музыкальное произведение и определите настроение и лад, в котором оно написано. Что бы вам хотелось сделать, слушая эту музыку?

Вы правы. Эта пьеса написана в минорном ладу. Но грустной её назвать нельзя, скорее задумчивой, мечтательной. Она называется «Старинная французская песенка». Её протяжная и плавная мелодия уносит нас в далёкие времена. Так и хочется спеть эту старинную песенку.

Давайте послушаем, как исполняет это произведение Большой детский хор. Обратите внимание на нотную запись пьесы. Как движется мелодия?

Мы слышим и видим в нотной записи, что мелодия этой песенки движется поступенно вверх от ноты до, по нотам первой октавы, чуть-чуть затрагивая верхние ноты и обратно. Можно сказать, что эта пьеса написана в среднем регистре.

  1. Регистр – это высота звучания голоса музыкального инструмента или певца. Это целый ряд звуков, имеющих похожее звучание. Различают низкий, средний и высокий регистры.

У каждого инструмента и у голоса каждого человека есть такие регистры. Когда мы говорим спокойно, то наш голос звучит в среднем регистре. А когда выражаем удивление, задаём вопрос или восклицаем, наш голос повышается, и мы слышим высокий регистр. Говоря твёрдо, убедительно, с остановками и замедлениями в конце предложений, либо переходя на шёпот, мы пользуемся низким регистром своего голоса. Попробуйте сказать одну и ту же фразу с разными интонациями. Вы сразу заметите, что меняется и высота, и окраска вашего голоса.

Петь легче всего в среднем регистре своего голоса. Спойте свою любимую песню: вы наверняка исполните её именно в среднем регистре. Для ваших голосов средним регистром могут быть звуки от До первой октавы до До второй октавы. Или звуки от Ре первой октавы до Ре второй октавы. Спойте эти звуки с названием нот: те звуки, которые поются легко, непринужденно, — и есть ваш средний регистр.

  1. Давайте попробуем определить регистр знакомого вам произведения из «Детского альбома». Постарайтесь объяснить, почему Чайковский выбрал именно этот регистр.

Да, это «Марш деревянных солдатиков» и исполняется он в верхнем регистре. Таким образом, Пётр Ильич показал маршевостью и высокими звуками фортепиано, что это очень храбрые солдатики, но всё-таки игрушечные.

  1. Любовь к русской природе Чайковский пронёс через всю жизнь. В своём альбоме «Времена года» Пётр Ильич отвёл место каждому из 12 месяцев. Это музыкальный календарь, в котором музыкальными красками он нарисовал природу. Нарисовал так, как видел её и чувствовал. Послушайте музыку. Какой пейзаж вам нарисовала музыка? Что помогло вам почувствовать и увидеть музыку?

Очень интересно. Эта пьеса месяца ноября. Ноябрь в России это уже почти зима: лежит снег и всё замерзает. Эта пьеса называется «На тройке». Тройкой у нас называют коней, запряжённых вместе под дугой, на которую привязывали звонкие колокольчики.

Почувствовать и увидеть музыку нам помогает протяжная мелодия, которая напоминает русскую народную песню, такую пели ямщики, проводя в дороге под звон бубенцов всю жизнь. И опять мы слышим, насколько песенна музыка Чайковского.

  1. Чайковский писал музыку почти во всех жанрах. Но его балетам по популярности нет равных. «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» известны всему миру. Балет — это не просто танец под музыку. Балет — это музыкальный спектакль, где под музыку симфонического оркестра актёры-танцоры движениями и мимикой рассказывают о сказочных странах, о прекрасных девушках, злых волшебниках и добрых феях.

В балете много музыки и танцев, которые исполняются балериной или танцором, или группой танцоров. По интонациям музыки и танца можно понять сюжет, настроение и характер персонажей.

Посмотрите фрагмент из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и продирижируйте музыкой «Танца маленьких лебедей».

  1. Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени.

Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Пётр Ильич писал музыку в разных жанрах, передавая в ней красоту русской природы, подчёркивая неповторимость русской народной культуры.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Послушайте музыку.

Из предложенных вариантов выберите тот, который по характеру соответствует прозвучавшей музыке.

Варианты ответов:

А) Музыка мелодичная, спокойная, носит песенный характер.

Б) Музыка чёткая, торжественная, носит маршевый характер.

В) Музыка яркая, динамичная, носит танцевальный характер.

П. Чайковский. «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро».

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Слушая музыку, попробуйте представить, что бы вам больше хотелось под неё делать: петь, маршировать, или танцевать?

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса:

Образуйте пары: песенность, танцевальность, маршевость музыки – музыкальное произведение П.И. Чайковского.

Песенность, танцевальность, маршевость.

«Марш деревянных солдатиков», «Танец маленьких лебедей», «Во поле береза стояла», «Октябрь. Осенняя песнь».

Правильный вариант:

Песенность — «Октябрь. Осенняя песнь».

Танцевальность — «Танец маленьких лебедей»

Маршевость — «Марш деревянных солдатиков».

«Во поле береза стояла» остаётся без пары, так как не является музыкой П.И. Чайковского, это народная песня.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: «Во поле береза стояла» — русская народная песня.

Великие русские композиторы

Русская классика — это важная часть мирового культурного наследия. Она самобытна и прекрасна, ее отличает особый характер и неповторимое величие. Русские композиторы писали свои произведения вне времени. В XXI веке они по-прежнему звучат мощно и современно. Мы составили список великих русских композиторов, которыми можно гордиться.

  1. Михаил Иванович Глинка  (1804—1857)
  2. Александр Порфирьевич Бородин  (1833—1887)
  3. Модест Петрович Мусоргский  (1839—1881)
  4. Пётр Ильич Чайковский  (1840—1893)
  5. Николай Андреевич Римский-Корсаков  (1844—1908)
  6. Александр Николаевич Скрябин  (1872 — 1915)
  7. Сергей Васильевич Рахманинов  (1873 — 1943)
  8. Игорь Федорович Стравинский  (1882-1971)
  9. Сергей Сергеевич Прокофьев  (1891—1953)
  10. Дмитрий Дмитриевич Шостакович  (1906 — 1975)

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка — не только основоположник русской классики. Он был первым, кто добился широкого признания за рубежом. Его произведения легли на основу русской народной музыки, в свое время Глинка стал в этом вопросе новатором. Михаил Иванович лично знал величайших литераторов своего времени: А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига. Благодаря своей поездке по Европе, длившейся несколько лет, великий русский композитор впитал и мировой опыт.

Успех настиг его после выхода оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836). Она получила восторженные отклики. В.Ф.Одоевский назвал оперу так: «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».  Вторая опера  эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была встречена публикой не так тепло. Это был трудный период в жизни композитора, Россия переживала смерть Пушкина. Опера была оценена позже, для страны того времени она оказалась слишком новаторской. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил Михаил Иванович Глинка.

Александр Порфирьевич Бородин

Великий русский композитор Александр Бородин обладал многими талантами. Ученый-химик, врач, педагог и литератор писал музыку, ставшую шедевром русской классики. Интересно, что у Александра Бородина не было профессиональных учителей, искусство писать музыку он освоил сам. Толчком к творчеству стали женитьба на известной пианистке Е.С.Протопоповой и восхищение произведениями М. Глинки.

Бородин много путешествовал с гастролями, его центральное произведение — опера «Князь Игорь» (1869-1890), образец национального героического эпоса в музыке и которую он, по злой иронии судьбы, не успел закончить (ее завершили друзья композитора А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).

Александра Бородина также называют «отцом русской симфонической музыки».

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский — не просто великий русский композитор и член член «Могучей кучки», но и великий новатор. Его творчество потрясало и опережало время. В своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» он показал страницы русской истории так, как никто до этого не смог этого сделать в русской музыке.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского стали основной для музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной», — говорил Модест Мусоргский.

Великие русские композиторы - список

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский стал одним из первых «профессиональных» композиторов. Теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Академические навыки и талант помогли ему стать композитором мирового уровня. Наследие Моцарта, Бетховена и Шумана Петр Ильич Чайковский сочетал с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Он был не только композитором, работал педагогом, дирижером, критиком, общественным деятелем, выступал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Произведения Чайковского любимы многими, потому что его музыкальный диалог со слушателем был практически универсален: его музыка отражала образы жизни и смерти, любви, природы, детства, духовная жизнь русского народа.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.

Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».

Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин творил на фоне трудных и горьких событий начала XX века. Пережил он и личную трагедию — его мать умерла рано, а отец служил послом в Персии и не мог уделять сыну достаточно времени и внимания. Отдушиной юного Александра Скрябина стала музыка.

Когда вышли  Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения, стало ясно, что в русской классической музыке появились новые шедевры.

Величайшей новаторской работой того времени стал «Прометей» («Поэма огня»), в которой Скрябин отступил от традиционной тональной системы.

«Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — говорил Александр Скрябин.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.

Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.

Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский стал лидером неоклассицизма в музыке. Он свободно комбинировал жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Серия трех балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) моментально вывели Стравинского в ряды композиторов первой величины.

В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость»,  его называли «композитором тысячи одного стиля». Его произведения отличают постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета. Он был космополитом и жил во многих странах, но всегда считал «я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».

Великие русские композиторы - история

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев был одарен с раннего детства. С 5 лет он писал музыку, а уже в 9 создал две оперы. В 13 лет он  сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н. А. Римский-Корсаков.

Несмотря на то, что в начале карьеры музыкальный мир встретил его творчество резкой критикой, он придерживался модернистского стиля.  Гениальный парадокс его музыки состоял в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам.

Самыми яркими его произведениями стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…», — говорил Сергей Прокофьев.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Шостакович — самый исполняемый русский классический композитор. Величие его творчества заключается в том, что личная трагедия человека переплетается в нем с судьбой всего народа, истории, которые он рассказывал языком музыки были эмоциональными и яркими.

Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и входил в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к нему после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.

Шостакович любил эксперименты с жанрами и стилями, а величайшим его произведением считают оперу «Леди Макбет Мценского уезда».

Шостакович был убежденным гуманистом. Он говорил «настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи».

Читайте также

Тема занятия:

Знакомство с произведениями русских композиторов —  классиков.

(разработка внеурочного музыкального занятия

во 2 классе)

Подготовила преподаватель музыки

Наталья Владимировна Акопян

МАУО СОШ №11

Краснодарский край

Г.Туапсе

2012г.

Тема занятия:

Знакомство с произведениями русских композиторов —  классиков.

(разработка музыкального занятия во 2 классе)

Цель занятия: сформировать интерес к творчеству великих русских композиторов : Н.А. Римского – Корсакова, и П.И. Чайковского, расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать вокальные данные.

Задачи:

 воспитывающая:  учить любить музыку русских композиторов, стремиться узнать как можно больше о людях, которые  прославили Россию;

развивающая: учить чисто интонировать мелодии песен, ритмично их исполнять;  работать над характером исполнения;

обучающая: закрепить знания о  творчестве Н.А. Римского –Корсакове, П.И. Чайковском.

Планируемые результаты: учащиеся получают более углубленные знания о творчестве русских композиторов, знакомятся с новыми произведениями; учатся выражать в пении чувства и настроение, выполнять задания творческого характера.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Проигрыватель;
  2. Компьютер, интерактивная доска
  3. Фортепиано;
  4.  Дидактический материал

ХОД ЗАНЯТИЯ

У. Добрый день, дорогие ребята .  Сегодня мы собрались с вами поделиться новыми знаниями, которые получили , когда были в гостях у великих русских композиторах:  Н.А. Римского –Корсакове, П.И. Чайковском.

На прошлом занятии мы разделились на две группы. Задание каждой группы заключалось провести исследовательскую работу, познакомиться с творчеством Н.А. Римского- Корсакова и П.И. Чайковского.

Для этого вы  виртуально  отправились в гости к композиторам. Они рассказали вам немного о себе и познакомили вас с одним своим музыкальным произведением, их друзья сказали цитаты о них.

Как вы думаете, что такое цитата? Посмотрим в наших словарях.

Д. Цитата – это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания  или простого предложения

У. Молодцы! Правильно.

Сейчас, ребята, вы внимательно посмотрите, и скажите к кому мы отправляемся в гости?

Слайд.№2  Композитор Н.А. Римский – Корсаков.

Д. Мы пришли в гости Николаю Андреевичу Римскому – Корсакову.

У. Правильно. Что же нового вы узнали об этом композиторе?

Д.Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор. Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки.

Д.2 Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки, за что он получил прозвище «сказочник». Римский-Корсаков был создателем композиторской школы.

У. Молодцы1 А какие цитаты вы узнали о композиторе?

Д.3 Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович.

У.  Очень хорошая цитата, а как вы думаете, кто такой Мстислав Ростропович.

Д.   Мстислав Ростропович. российский виолончелист, пианист и дирижёр. Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы.

У. Прекрасно! А с каким музыкальным произведением познакомил вас композитор?

Слайд №3 Слушание:

«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный разбор произведения.

У. Молодцы ребята, вы много рассказали нам про Н.А. Римского – Корсакова. Теперь перед  тем как отправиться к другому композитору немного отдохнем.

Слайд №4

Музыкальная разминка  «Вперед четыре шага»

Слайд №5

У. Вот мы отдохнули и отправляемся к Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ

Ваша исследовательская деятельность заключалась узнать много интересного о композиторе.

Д.Пётр Ильич Чайковский является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
  Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов».

Д.Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Д. Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка.

У. А какие цитаты вы узнали об этом композиторе?

Д.Цитата композитора:
«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»
«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Д. Цитата о композиторе:  «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его»

А.П.ЧеховД.Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом

У. Одним из лучших его произведений является фортепианный цикл «Времена года»

Посмотрите в своих словарях, что такое фортепианный цикл?

Д. Музыкальный цикл — ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов и т. п., посвящённых какой-либо теме или образу.

Времена года – известный фортепианный цикл П.И. Чайковского, состоящий из 12 коротких пьес. Каждая пьеса соответствует определенному месяцу.

У. А теперь мы послушаем одну из пьес этого цикла «Ноябрь» и постараемся представить, что хотел передать нам композитор.

Слушание:  «Ноябрь» .

Слайд №6 Музыкальный разбор произведения.

Фортепианный цикл «Времена года»
«Ноябрь»

  1. Какой характер музыки?
  2. Как вы думаете, что хотел показать композитор?
  3. Интонации какого жанра мы слышим?

Уч.

Д.Характер музыки спокойный, плавный, напоминает полноводную реку.

У. Молодец.

Д. Композитор хотел показать русскую зиму, русские поля.

У. Да, композитор хотел показать наши поля зимой.

Д. Мы слышим интонации русской народной песни (плавные и спокойные)

У. Молодцы ребята. П.И. Чайковский хотел показать красоту русской природы зимой.

Слайд №7

У. А теперь ребята у нас будет музыкальная разминка.

Слайд №8

Повторим упражнение на хорошую дикцию.

  1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
  2. Музыкальная игра.
  3. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
  4. Очень любим мы игру.

(дети повторяют упражнение в разных темпах)

Эти упражнения помогают нам сделать голоса лучше, петь красивее. Недаром в народе говорят: «Пой песню тот, у кого голос хорош».

Слайд №9

У. После такой хорошей разминки хотелось бы продолжить разучивать нашу песню про «Мама» . какой праздник у нас скоро будет проходить в школе?

Д. Конкурс « Битва классных хоров», посвященный празднику «День Матери».

У. Правильно. К нам в гости на этот конкурс придут самые близкие и родные нам. Это наши мамы. Я знаю, что вы постараетесь занять первое место. А сейчас попробуем выразительно спеть песню. Послушайте вступление и начинайте петь негромко, а потом сделайте усилие в нужных местах.

(школьники исполняют песню, обращая внимание на нужные моменты в песне)

У. Вы хорошо справились с данным заданием. Теперь добавим ритмические движения  во вступлении и музыкальном проигрыше, который звучит после второго куплета.

У. Для того, чтобы песня еще лучше прозвучала,  добавим стихи, которые будут дополнять и ярче передавать образ мамы.

Д. Мама драгоценная моя,

Низко кланяюсь тебе, родная!

Добрая волшебница моя,

Славная любовь моя земная!

У. Теперь споем песню еще раз, но только с новыми элементами – вначале прозвучат стихи, а в песне добавятся ритмические движения.

(школьники исполняют песню, уже с новыми элементами)

У. Молодцы! Вы готовы исполнить эту песню на празднике в школе. Прошу вас тихо занять свои места.

Слайд №10

РЕФЛЕКСИЯ

У. С творчеством, каких композиторов вы проводили исследовательскую работу.

Д.  мы познакомились с творчеством П.И. Чайковского и его произведением «Ноябрь» из фортепианного цикла «Времена года».

У. Хорошо.

Д. Мы познакомились с творчеством Н.А. Римского – Корсакова и музыкальным фрагментом «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

У. С какими новыми словами мы сегодня познакомились,

Д. Цитата. Музыкальный цикл.

  1. У. А сейчас у каждого на столе лежат желтые и розовые шарики. Если вы читаете, что на занятии работал очень хорошо, старался, то должен прикрепить к доске розовый шарик, а если он думает, что мог работать лучше то желтый шарик.
  2. У. Молодцы… Посмотрите, какое красивое поле у нас получилось. Я тоже прикреплю свой шарик.
  3. Д.з. продолжить исследование творчество П.И. Чайковского и Н.А. Римского — Корсакова.

БИОГРАФИЯ ДЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 00:46 | Сообщение # 1
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline



БИОГРАФИЯ ДЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Краткая биография детских композиторов, посвятивших свое творчество детям.
Людей, которые за свою жизнь провели плодотворную работу в области детской музыки.

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 00:50 | Сообщение # 2
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Бах Иоганн СебастьянРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Иоганн Себастьян появился на свет в 1685 году  в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант». В 1721 год – Иоганн Бах женится второй раз на дочери придворного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак становится для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой Анны Магдалины Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». Во этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро. К 1740 году достиг наибольшей известности, но стал вести наиболее замкнутый образ жизни, отдавая все свое время своим высокоталантливым детям, чья слава в дальнейшем затмила славу отца. Последние годы своей жизни Бах страдал болезнью глаз, перенес операцию, ослеп. Скончался в возрасте 65 лет, 27 июля 1750 года.
Для детей написаны: Сюита для флейты и струнных «Шутка», Соната для флейты и клавесина,  Сюита для оркестра № 3, Прелюдию для лютни, Брандербергский концерт, Концерт для скрипки и габоя, Сюита для виолончели, Ряд концертов для 4-х клавесинов, Музыкальное приношение, Партита для скрипки № 3, Токката и фуга ре минор.


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 00:54 | Сообщение # 3
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Берковский Виктор СеменовичРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Детство Виктора прошло на Украине, в родном городе Запорожье. В 1950 году он окончил среднюю школу и уехал учиться в Москву. В 1955 году, окончив Московский институт стали и сплавов, вернулся в родной город Запорожье, где работал на заводе «Днепроспецсталь». Затем поступил в аспирантуру МИСиС, и с тех пор с институтом не расставался. Начав трудовую деятельность в нем преподавателем, стал большим ученым и до последних дней работал в этом ВУЗе профессором. За заслуги в области образования он был удостоен звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Практически всю жизнь наряду с преподавательской и научной работой Виктор Берковский сочинял музыку.
Песни: Гренада (М. Светлов), На далекой Амазонке, Поезд (В. Друк), Говорят под новый год (С. Михалков), Снег (С. Михалков), Коллаж (С. Михалков), Джонни и пони, Зеленая история, Джонатан Билл (В. Левин),  О том, как профессор Фул встретил профессора Буля (В. Левин), Песенка принцессы, из спектакля «Большая докторская сказка (Д. Самойлов), Детективы — сыщики, из спектакля «Большая докторская сказка» (Самойлов), Песенка Сидни Холла, из спектакля «Большая докторская сказка» (Самойлов), 18. (061) Бульдог и таксик, Врун (Д. Хармс), Персидский базар (В. Смехов), «Черешневый кларнет» (стихи Б. Окуджавы), «Под музыку Вивальди» (музыка совместно с С. Никитиным, стихи А. Величанского), «Снегопад» (стихи Ю. Мориц) и мн.др., всего около 200 песен.


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 00:58 | Сообщение # 4
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Ботяров Евгений МихайловичРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Евгений Михайлович родился 3 августа 1935 года в селе Кузьмино, Собинского района, Владимирской области.  В 1956 году окончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории, в 1961 году Московскую консерваторию.  После окончания аспирантуры преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1964–1966 г.г.). С 1966 года Ботяров являлся преподавателем  Московской консерватории по классу инструментовки и чтению партитур. В последствии Евгений Михайлович стал зав. кафедрой инструментовки, профессором этого прославленного учебного заведения. Композитором написано множество произведений: симфонии, сюиты, хоровые произведения, вокальные циклы, оратории, инструментальные произведения, романсы на стихи Есенина и Евтушенко, песни. Он писал музыку к радио- и телепостановкам, много работал в кино, мультипликации.
Сочинения  детям: для хора «Птица-музыка», «Летняя песня»,  для фортепьяно, большого количества песен: «Белые голуби» (А.Барто), «Вот трубачи трубят» (Е.Агранович), «Вожатый и другие» (Л.Дербенёв), «Вы мальчишки», «Давайте дружить» (М.Пляцковский), «Гагаринцы» (Л.Хрилёв), «Дружба настоящая» (П.Синявский), «Жёлтый слон» (Ю.Яковлев) и мн. др.
Музыка для  мультфильмов — «Пони бегает по кругу» — «Веселой карусели» (№3) «Рыжий, рыжий, конопатый», «Веселая ларусель» № 4   «Хомяк-молчун» , «Мы идем искать»  (1988), «Кострома»  (1989), «MISTER  Пронька»  (1991), «Ванюша и великан»  (1993), «Осенняя встреча»  (1993), «Фантазеры из деревни Угоры»  (1994), «Пинежский Пушкин»  (2000), «Пи-нежский Пушкин»  (2003)
Музыка к художественным фильмам для детей: «На златом крыльце сидели», «В ожидании чуда» , «Ванька-встанька».


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 01:01 | Сообщение # 5
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Вивальди АнтониоРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио. Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах (в то время это было обычным делом), а еще они затевали веселые игры, порой драки.Последний период жизни Антонио Вивальди похож на его концерты: радость и грусть сменяют друг друга. На пороге своего 50-летия наш герой был полон энергии и замыслов. Оперы сыпались как из рога изобилия (для карнавального сезона 1727 года он сочинил аж восемь опер).Умер он в доме вдовы венского шорника по фамилии Валлер и был нищенски похоронен. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто.Почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Излюбленным инструментом композитора была скрипка.
Сочинения: скрипичные концерты «Гармоническое вдохновение», «Экстравагантность», оперы более 40 «Оттон», «Орландо», «Нерон», более 60 концертов для струнного оркестра, вокальные сочинения — кантаты, оратории, сочинения на духовные тексты (псалмы, литании).


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 01:04 | Сообщение # 6
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Витлин Виктор ЛьвовичРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Ленинградский композитор Виктор Львович Витлин любил детей, жил их интересами. Общительный, живой, веселый человек, В. Витлин был частым, желанным гостем в детских садах, школах, пионерских лагерях. Музыка Витлина постоянно сопровождает подрастающего человека. Созданные им песни звучат на праздниках в детском саду, фортепианные пьески разучиваются в музыкальных школах, пионерские кантаты с успехом исполняются на концертах. Много хорошей музыки подарил композитор ребятам: оперы и оперетты, музыкальные игры и сказки, балеты и сюиты, кантаты и оратории.

Виктор Львович Витлин родился 9 марта 1907 года в южном городе Екатеринославле (ныне Днепропетровск). Любовь к музыке проявилась у него с детства, первые композиторские опыты относятся к семилетнему возрасту. Окончив школу, В. Витлин в 1925 году переехал в Ленинград, где начались серьезные профессиональные занятия музыкой. Он оканчивает музыкальный техникум и, поступив на теоретико-композитрорский факультет Ленинградской консерватории, занимается композицией в классе В.В. Щербачева. В студенческие годы В. Витлин создает много вокальных, фортепианных и камерно инструментальных произведений. В это время композитор впервые обращается к творчеству для детей. Старший методист Ленинграда по дошкольному воспитанию Н.Н. Нагель-Лапина предложила Витлину написать песни для детских садов. Предложение заинтересовало молодого композитора, и вскоре появились песни: «Идет коза рогатая», «Сели гули», «Петухи и Курицы», «Воробышек» и другие. В беседе со слушателями В. Витлин сказал: «Я всегда любил ребят, и маленьких и больших. И каждый раз, когда я знакомился с детьми, я узнавал так много нового, что мне хотелось писать для них. И в детстве, как и теперь, я очень любил животных. Первые мои песни для детей я тоже посвятил рассказу о них: «Серенькая кошечка», «Хвостик», «Скворушка». Я выбирал стихи, где о зверятах и птицах говорится с добротой. Я уверен, что любовь к животным учит человека доброте. И мне приятно, что эти песни полюбились детям». Детская тематика становится ведущей в творчестве композитора. Он пишет музыку к веселому кукольному спектаклю «Приключение Егорки», работает над музыкальным сопровождением радиопередачи «Два хитреца» (по сказкам Харисса), сочиняет много песен, создает музыку к кинофильмам «Джабжа», «Утенок», «Первая охота» (по сценарию В. Бианки).

 По окончании консерватории В. Витлин призывается на службу в Военно-Морской Флот. Завершив военную службу, композитор обращается к жанру музыки для кино, а также пишет музыку для детей. С 1937 года устанавливаются прочные творческие связи В. Витлина с детскими коллективами. Один из них – детский самодеятельный ансамбль Ленинградского Дворца пионеров. «Мне необычайно повезло,- вспоминал композитор, — посчастливилось работать вместе с замечательным композитором И.Дунаевским, руководившим тогда Пионерским ансамблем песни и пляски. По его предложению я написал музыку к большому спектаклю «Ночной экзамен» и балет «Наш цирк». Вспоминаю, сколько волнения и радости доставили мне эти постановки, и как гордился я мнением Дунаевского, одобрившего мою музыку». В предвоенные годы В. Витлин создает вокально-хореографическую сюиту «Мы военные». Это произведение было хорошо встречено детской аудиторией и понравилось автору текста С.Я. Маршаку. Началась война. В суровые дни Ленинградской блокады, находясь в Ленинграде, «зажатом» в тиски голода, Витлин пишет музыку. Кроме песен посвященных военной тематике Витлин продолжает сочинять для детей. Во время блокады композитором написан цикл песен «Игрушки» для самых маленьких. Часто приходя в гости к детям, В. Витлин видел их оживленные лица. Его поражало, что и в самые тяжелые дни блокады дети с удовольствием участвовали в праздничных представлениях. В. Витлину захотелось сделать им подарок – написать веселую новогоднюю песенку. Так появилась песня «Елочка». «Дети мечтательно пели о деде Морозе, — рассказывал композитор, — а вокруг бушевала война».Как и другие композиторы, В. Витлин в составе концертных бригад часто выезжал на фронт, на передний край обороны. После войны В. Витлин в своем творчестве вновь обращается к детям. Для них он создает оперы («Сын полка», «Царевна-лягушка», «Палочка-выручалочка», «Чудесный зонтик», «Клюковка», «Горошина» и др.), оперетты («Я – хороший ученик», «Весна в 8 «А»), кантаты, ораторию «Подвиг Ваш не забыт», музыку к радиопостановкам. По-прежнему любимым жанром в творчестве композитора остается песня. В своем творчестве В. Витлин нередко обращался к жанрам камерно-инструментальной музыки. Им написаны пьесы для отдельных инструментов – «Элегия для баритона», «Три пьесы для трубы», фортепианные миниатюры, камерно-инструментальные циклы. Также его привлекал жанр детской фортепианной музыки. Созданные им произведения охотно исполнялись юными музыкантами и входили в обязательный репертуар программы обучения игры на фортепиано.

В сборник «Пьесы современных композиторов» для начинающих пианистов 1 и 2 классов ДМШ (Л.,1969) вошли две пьесы В.Витлина: «Погремушки», «Маленький марш». В сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов для учащихся 1-2 классов детских музыкальных школ (Л.,1963) также вошло несколько пьес В. Витлина. «Про старину» – лаконичный рассказ о делах давно минувших дней. Медленно развертывается мелодия русского  песенного склада. Ей отвечает напевный и задумчивый второй голос. В фортепианных вариациях на тему русской народной песни «как пойду я на быструю речку» Витлин вводит интонацию распева. Хороводная новогодняя песенка «Ах,какой хороший. добрый Дед мороз!», хорошо известная детям, стала мелодией пьесы «У елки». Важнейшей чертой фортепианного творчества Витлина является обобщенная программность. Виктор Львович Витлин, композитор, по-настоящему преданный детям, умер 20 сентября, 1974 года.


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 01:08 | Сообщение # 7
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Герчик Вера ПетровнаРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Среди композиторов, посвятивших свое творчество детям, ей принадлежит  значительное место. Все ее творчество, музыкально-общественная деятельность постоянно и непосредственно связаны с жизнью ребят, миром их чувств. Она всегда принимала участие в жизни самых различных детских коллективов, будь это хоровая студия, музыкальная школа, школьный оперный театр, пионерский лагерь или детский сад. Вера Петровна родилась 6 декабря

1911 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск), на Украине, в семье врачей. В их доме, как и во многих семьях русской интеллигенции того времени, занимала значительное место.Мать Веры особенно горячо любила музыку, хорошо пела и  участвовала в организации городских концертов. Девочка с самозабвением слушала музыку, а попадая в городской сад, обязательно оставалась до конца концерта. Очень любила Вера слушать и петь украинские народные песни, которые напевала ей няня. Начав в восемь лет занятия на фортепиано, Вера уже тогда стала пытаться сочинять. Чтобы дать дочери хорошее музыкальное образование, семья оставляет родной город и поселяется в Подмосковье.В 1924 году Вера Герчик поступает в музыкальную школу в класс фортепиано выдающегося педагога и музыкального деятеля Ольги Фабиановны Гнесиной. Начинается сознательная и серьезная учеба. Теперь Вера умеет записывать свои сочинения. Первым из них становится прелюдия для фортепиано.В 1928 году Веру переводят в музыкальный техникум им. Гнесиных. Здесь с 1930 года учится в двух факультетах: по фортепиано у Ольги Фабиановны, и по композиции у Михаила Фабиановича Гнесина.В 1932 году Вера стала студенткой теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории.  Вначале она училась в классе композиции у М.Ф. Гнесина, а на старших курсах у Н.Я. Мясковского. В годы учебы Вера Герчик создает произведения разных жанров: сонату для фортепиано (1934), три романса на слова А.Пушкина «Три ключа» «Туча», «На языке тебе невнятном» («К иностранке») и песни «Колокольчики звенят», «Черный ворон», близкие по стилю русской народной песне. В студенческие годы написаны первые произведения для детей – песни, инструментальные пьесы.В 1937 году окончена консерватория. В качестве дипломной работы молодой композитор написала симфонию для большого симфонического оркестра, цикл романсов и фортепианные пьесы. В том же 1937 году В. Герчик вступает в члены Союза советских композиторов. Вера Петровна Герчик по окончании консерватории связывает свою деятельность и творчество с детскими учебными заведениями, работая в течение десяти лет как педагог теоретических дисциплин в разных детских музыкальных школах и в музыкальном училище им. М. Ипполитова-Иванова. И уже в первые годы творческой работы ею было написано много произведений для детей. Среди них столь известные песни, как «Ветер ветерок»  на слова М. Зимнего, «Часы Кремля» на слова С. Вышеславцевой, премированная на Всесоюзном конкурсе детской песни в 1947 году и другие. Внимание композитора привлекали и другие музыкальные жанры.  Так, в 1943-1946 годах ею созданы две сонаты для фортепиано, романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева. В годы Великой Отечественной войны Вера Петровна выступала в госпиталях, работала в подшефной части ПВО, была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».К концу сороковых годов и работа с детьми и творчество для детей постепенно становятся ведущими в ее деятельности. Непосредственное, живое общение с детьми – активнее.  Много интересного в изучении возможностей детского хорового коллектива дала Вере Петровне работа в Доме культуры им. Чкалова с хором, которым она руководила в 1949-1950 годах.В 1944-1949 годах Вера Петровна работала музыкальным редактором в Музгизе, а последующие годы продолжала деятельность редактора и составителя ряда сборников по заданию редакции издательства «Просвещение». В пятидесятые годы одной из главных тем творчества В. Герчик становится тема борьбы за мир. Среди ее песен следует выделить «Песню молодых борцов за мир» на слова В. Мартынова, «Нашу фестивальную» на слова А. Навидарского, «Не дадим поджечь планету» на слова Ю. Разумовского, которые широко звучали на шестом Всемирном фестивале молодежи, проходившем 1957 году в Москве. Во время восьмого Всемирного фестиваля молодежи в Хельсинки в 1962 году исполнялась песня «Для дружбы земля цветет» на слова М. Кравчука, «Женщины мира, вперед» на слова Д. Терещенко. Одной из последних работ Веры Герчик, созданной в конце 1971 года, явился цикл «Мы вам расскажем о весне», где песни чередуются со стихами (авторы текстов Ф. Ноздрина, Н. Френкель).  это небольшие вокально-поэтические зарисовки, исполнителями которых могут быть дети младшего возраста или же эстрадные артисты.Основным средством выразительности в этом цикле являются звукоизобразительные приемы. В песне «Весенний лес» возникает тающего капельками снега.  В песне «Новый дом» слышится перестук молотков. Она написана в миксолидийском ладу, что роднит ее с русской народной песней. Очень поэтичен «Подснежник» с прозрачной фактурой сопровождения и безыскусной, искренней мелодией. Контрастна по отношению к предыдущим песням «Белый кораблик». Быстрое, активное движение арпеджированных аккордов в сопровождении передает веселое журчание весеннего ручья и плывущего по нему кораблика. Цикл кончается песенкой «На праздник», звучащей как бодрый, удалой марш.  В фортепианном сопровождении имитируются звуки флейты-пикколо, трубы и барабанная дробь. В виде веселой песенки создана песенка с элементами сольфеджио – задорная полька «Нотный хоровод» на слова Н. Френкель. Каждой песне в этом цикле предполагается небольшой стихотворный эпиграф.В. Герчик создает музыку разнообразную по жанрам – песни, музыкальные инсценировки, оперы, инструментальную музыку – и предназначенную детям самых разных возрастов: для малышей 3-5 лет, для детей школьного возраста, произведения для юношества и молодежи.  Среди всех жанров в творчестве В. Герчик наиболее значительное место принадлежит песне массовой, хоровой, эстрадной. Начнем с наиболее сложного раздела – творчества для самых маленьких ребят. Какой бы музыкальный сборник для детского сада  мы ни открывали, мы всегда найдем в нем произведения Веры Герчик.  Они отвечают важным задачам музыкального воспитания в детском саду: способствуют развитию общих и музыкальных способностей ребенка, его речи, внимания, памяти, умению двигаться, помогают детям познавать окружающую жизнь, природу, воспитывают любовь к людям. Произведения для самых маленьких – это песни, инсценированные музыкальные сказки, игры, пляски, марши. Некоторые из них посвящены календарным праздникам: «Здравствуй, праздник Май», «Мамин праздник», «Новый год». Из песен о дружбе очень популярна «Песенка друзей», «День рождения». Целый ряд песен отражает жизнь детского сада: «Хорошо у нас в саду», «Вот какой у нас порядок». Наиболее разнообразны песни, воспевающие природу. В них рассказывается о временах года («Весенняя песенка», «В летний день», «Осенние листья», «Снежинки», «Зимой»),  о неразрывной связи человека и природы («На пруду», «На лугу блестит роса», «У моря»). Особенно близки детям песни об увлекательных играх, любимых вещах: «Лопаточка моя», «Дудочка», «Вовин барабан». Очень интересны песни о зверях и птицах: «Воробей», «Ежик», «Тяв-тяв!», «В зоопарке», «Пчела», «Капризный бычок», «Розовая свинка», «Именины у кота» и другие. Звери и птицы являются героями музыкальных инсценировок и сказок: «Перчатки», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Как лисенка проучили». Мелодический язык песен В.Герчик опирается на знакомые интонации русских и украинских народных песен.  Так, в песнях «В зоопарке», «Кто у нас в лесу» слышны интонации украинских народных песен (таких, как детская песня «Десь тут булла подоляночка», «Качки плывут» и другие). В песне «Часы Кремля» (слова С. Вышеславцевой) мелодия интонационно близка русской народной песне. Вступление имитирует звон часов Кремлевской башни, а равномерное ритмичное движение аккомпанемента как бы передает ход часов.Иногда автор достигает конкретности и образности с помощью использования того или иного жанра. Например, песни «Такой порядок» и «Песенка друзей» основаны на ритме польки.  Песни «Мой флажок» (слова М. Ивенсен) и «Праздничный марш» (слова Н. Френкель) на легком, упругом ритме марша. В песне «У моря» (слова О. Фадеевой), рисующей картину летнего, знойного дня, используется жанр вальса. Арпеджированные аккорды, пряная гармония воссоздают ощущение зноя. Во втором куплете сопровождение резко меняется: быстрый темп, фигурация шестнадцатыми, переход нижнего голоса в контроктаву изображают бурю на море, а затем опять повторяется первый куплет. Такая трехчастность встречается во многих песнях Герчик.Во многих песнях композитор пользуется приемами изобразительности. В песне «Пчела» (слова В. Викторова), например, хроматические ходы и движение шестнадцатыми в партии фортепианного сопровождения создают впечатление жужжания пчелы. Особо хочется выделить песни — шутки. Эти произведения представляют самую яркую и своеобразную сторону дарования композитора. С увлечением исполняется ребятами, а также эстрадными певцами для детской аудитории песня «Вовин барабан» (слова А.Пришельца), написанная в 1956 году. Секвентное повторение одних и тех же мелодических фраз создает впечатление навязчивого, непрекращающегося звучания барабанной дроби.Песенка «В зоопарке» (слова В. Викторова) полна веселой возни и шума зверят-малышей. В мелодии ее слышны интонации украинской народной песни. «Капризный бычок» (слова Н. Берендгофа) – шуточная сценка, очень выразительный диалог между детьми и бычком. Некоторые песни В. Герчик предполагают их «инсценированное исполнение». Такова песня «Вот какой у нас порядок» (слова Н. Френкель). это игровая песня, в которой движения детей соответствуют количеству куплетов, а припев может исполняться с пляской. В песне «Именины у кота» (слова Н. Берендгофа) развертывается галерея музыкальных портретов гостей, пришедших на именины к коту: кошка, сто котят, черный пес, утки, индюшки, баран, коза, зайчик. Одни играют на разных инструментах, другие несутся в веселом переплясе. Эти песни всегда вызывают радостный смех ребят и завоевали у них особую любовь. Песни для детей школьного возраста значительно отличаются от песен, созданных для малышей, прежде всего более глубоким и сложным содержанием. По характеру. Интонациям и средствам выразительности они непосредственно примыкают к юношеской и молодежной массовой песне.Все школьные песни рассчитаны на хоровое исполнение. Большую роль играет и фортепианное сопровождение песен. Аккордовая фактура захватывает широкий диапазон звучания, а к концу песни плотность усиливается, приобретая патетический характер. Такие концовки характерны для школьных песен Веры Герчик. Только в песнях о природе можно найти более лирический образ или прием звукоизобразительности. Значительное место среди произведений этой группы занимают песни на гражданские темы: «Вестник мира», «Песня молодых борцов за мир», «Родная столица», «Юных подвигов пора», «Песня школьных друзей» и много других. В этих песнях раскрываются наиболее типичные черты творчества Веры Герчик. Композитор обращается в них к интонациям современных массовых песне, получившим конкретное, смысловое значение, ставшим как бы символом нашего времени, и гораздо реже к интонациям народных песен. Гармония часто является основным средством драматургического развития музыкального образа песни. На помощь ей привлекается и фактура. Выразительности песен способствует стройная, четкая форма. Обычно песни строятся так, что второе предложение припева повторяет материал фортепианного вступления. Получается симметрия в пределах двухчастной формы. Основное смысловое содержание песни передается в припеве и обобщается во вступлении. Лаконичность и убедительность песни определяется и четкой, ясной кульминацией. В ней всегда совпадают все выразительные компоненты: смысловая,  звуковысотная, динамическая кульминации. В маршеобразный, пунктирный ритм песни часто вводится триольное движение, вносящее особую пульсацию, встревоженность, напряженность. Широкий охват разных регистров, плотная аккордовая фактура, широкое расположение аккордов используется как средство динамического развития песни, обогащает ее выразительность, образность. Общей чертой всех этих песен является светлый, жизнеутверждающий, радостный характер. Это песни молодости, силы, жизни.Верой Герчик написано немало  музыкально-сценических произведений для детского исполнения. Интересны музыкальная сказка для самых маленьких исполнителей – детей детского сада – «Перчатки» на слова С. Маршака и маленькая опера-сказка «Как лисенка проучили» по либретто Риммы Грановской. Самое значительное музыкально-сценическое произведение В. Герчик – опера «Лесные чудеса» на либретто В. Викторова, издана в1967 году. Сюжет оперы-сказки, в которой рассказывается о том, как пионер Гриша благодаря стойкости и смекалке побеждает злую Бабу-Ягу и освобождает всех лесных обитателей, дает возможность композитору лучшие черты мальчика Гриши: смелость, находчивость, стойкость, стремление помочь слабым. В опере даны выразительные музыкальные характеристики. Она начинается и заканчивается массовыми хоровыми сценами. В этой опере ребята-исполнители овладевают всеми выразительными средствами данного жанра: песней, речитативом, музыкальным диалогом, хором, балетом. Все это в доступной для детей форме. Опера увлекает яркостью музыкальных характеристик, стройностью формы и активным драматургическим развитием. Связь реального с фантастическим напоминает о традициях русской классики, операх Римского-Корсакова.В 1974 году Вера Герчик написала еще одну оперу для исполнения детьми: «Стрекоза» на либретто М. Алтухова. Творчество Веры Петровны Герчик выражает ее самую самоотверженную, горячую любовь к ребятам и молодежи, ее стремление жить их повседневной жизнью и воплощать ее в своих произведениях. Лучшие песни, хоры, сценические произведения композитора – это музыкальный портрет жизни наших ребят.


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 01:13 | Сообщение # 8
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Глинка Михаил ИвановичРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в имении своих родителей в селе Новоспасском Смоленской губернии. В десять лет, довольно поздно, Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1822 году Михаил Иванович оканчивает Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге, куда его привезли родители в 1817 году. Он всё больше занимается музыкой и уделяет внимание композиции, сочиняет, пробует свои силы в разных жанрах. В 1822 году появляются  его первые произведения.  Сочинения:
Оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»,
Симфонические произведения: Симфония на две русские темы, Испанская увертюра № 1, № 2; «Камаринская», фантазия на две русские темы; «Вальс-фантазия»,
Камерно-инструментальные сочинения: Соната для альта и фортепиано.
Романсы и песни: «Венецианская ночь» (1832);; «Ночной смотр» (1836); «Сомнение» (1838); «Ночной зефир» (1838).
Гимн Российской Федерации Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 01:16 | Сообщение # 9
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Григ ЭдвардРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Эдвард Григ родился в норвежском Бергене в 1843 году и был четвертым ребенком в большой музыкальной семье.Он с шести лет обучался нотной грамоте, однако всерьез не мечтал пойти по стопам родителей, пока однажды в его жизни не произошла чудесная встреча. Когда Эдварду было 15 лет, в гости к его отцу приехал Oле Булль — знаменитый скрипач и композитор, завоевавший к тому времени мировую славу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, гость усадил мальчика за рояль и пришел в совершенный восторг от услышанного: «Ты должен стать музыкантом!» По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. Вдали от дома юный музыкант трудился, не жалея сил, и в итоге тяжело заболел — после простуды у него начался плеврит. И хотя заботами матери Эдвард все же оправился, последствия болезни остались на всю жизнь: Григ страдал туберкулезом и в преклонном возрасте дышал лишь частью левого легкого, потому что правое было разрушено.  15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесятилетие. Он получил огромное количество телегфамм и писем из многих стран света. Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость…В 1906 году Григ снова предпринимает большое турне. Затем Григ возвращается в Норвегию, в Тролльхауген. Лето приносит ему мучительные страдания. Уснуть удается только с наркозом. 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало.
Сочинения для детей: сюита «Пер Гюнт», фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд».


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 
аdmin Дата: Пятница, 15.07.2016, 01:19 | Сообщение # 10
Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Генералиссимус

Рассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Группа: Администраторы

Сообщений: 2222

Награды: 41

Репутация: 10

Статус: Offline

Краткая биография композиторов

Даргомыжский Александр СергеевичРассказ о композиторе для 2 класса по музыке

Родился Даргомыжский в селе Троицком Тульской губернии в 1813 году. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина и владел землями в Смоленской губернии. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей; она была хорошо образована, писала стихи.До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым. Образование Даргомыжский получил домашнее, он прекрасно знал французский язык. Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться играть на фортепиано. Знакомство с Глинкой (1834), вскоре перешедшее в близкую дружбу, привело к мысли серьезно заняться музыкой: он начал углубленно изучать теорию композиции и инструментовку. Даргомыжский – один из основоположников русской классической композиторской школы, создатель лирической оперной драмы и остро новаторской по жанру и стилю «разговорной» (речитативной) оперы.Умер Даргомыжский в Петербурге 17 января 1869 года.
Сочинения:
Оперы «Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость»; кантата «Торжество Вакха»; баллада «Свадьба»; романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград»; симфонические пьесы «Баба-яга» (1862), «Казачок» (1864), «Чухонская фантазия».


ЕСЛИ ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕРАБОТАЮЩУЮ ССЫЛКУ,ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ
 

  • Рассказ о кодексе рыцарской чести
  • Рассказ о колыбельной песне 5 класс
  • Рассказ о картине витязь на распутье васнецов
  • Рассказ о катерине гроза с цитатами
  • Рассказ о кленовом листочке