Рассказ о колыбельной песне 5 класс

Колыбельные песни: история происхожденияколыбельные песни появились давным-давно. многие учные предполагают, что подобие колыбельных было ещ у первобытных людей. раньше такие

Колыбельные песни: история происхождения

Колыбельные песни появились давным-давно. Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. Раньше такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мама должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей его жизни.

В древности предполагали, что произошедшее с ребёнком во сне не сбудется в жизни, именно поэтому по сей день в колыбельных часто встречаются пугающие персонажи. Но со временем эти песни утратили свой магический смысл.

Колыбельная призвана убаюкивать детей, поэтому в ней важно соблюдение определённого такта. Наши предки когда-то поняли, что при монотонном покачивании малыш лучше засыпает, так появились колыбельки и песни, которые стали напевать, чтобы ребёнок быстрее уснул. Название кроватки произошло от слова «колыбать», то есть качать.

Раньше колыбель представляла из себя лубяной ящик, который вешали на специальный гибкий шест. При помощи верёвки можно было качать дитя, занимаясь при этом домашними делами.

Читайте также:

  1. 5 причин читать детям сказки перед сном
  2. Советы родителям: как сделать ребенка счастливым
  3. 5 необычных факторов, влияющих на вкус
  4. Почему человек зевает: причины и польза
  5. Почему человек картавит?

Содержание

В колыбельных песнях часто упоминается кот. Эта традиция появилась неспроста. Раньше, прежде чем положить малютку в колыбель, туда запускали кота, поскольку считалось, что это животное отгоняет злые силы. Очень часто в песнях присутствуют Сон или Дрёма. Эти персонажи играют роль оберега для сна ребёнка.

Иногда в колыбельных появляются образы птиц, предназначенные для быстрого и лёгкого укачивания детей на природе. Описание полёта птиц было направлено на создание убаюкивающего эффекта. Встречаются в песнях и названия различных растений, трав. Наши предки придавали им особое значение, ведь раньше детей купали в отварах трав, что действовало на малышей успокаивающе.

Содержание колыбельных периодически менялось. В одно время в них появлялись опасные персонажи, цель их внедрения — уберечь детей от влияния зла в реальной жизни. В другое время в колыбельных содержались пожелания добра, здоровья, счастливой жизни.

Но не только текст и образы, заключённые в песнях, являются важной частью колыбельной, ведь самые маленькие дети ещё не понимают, о чём поётся в песне. Поэтому нельзя недооценивать важность ритма, а также интонации. Песню нужно петь размеренно, спокойным голосом. Народные колыбельные содержат очень много шипящих звуков не просто так, поскольку это способствует усыплению ребёнка.

Влияние колыбельных песен: зачем они нужны

Какие же функции выполняют эти серенады перед сном? Для детей очень важны колыбельные, поскольку через песни он познаёт окружающий мир и сближается с матерью. У ребёнка появляется доверие к миру через доверие к своей маме. Малыш знает, что рядом есть близкий человек, который непременно защитит его от любых неприятностей.

Ещё колыбельные развивают мышление ребёнка, из них он выносит свои первые уроки. Колыбельная — не просто способ укачать малыша, а возможность передать ему знания о мире.

Колыбельные благоприятно отражаются на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка. Повышается эмоциональная устойчивость, уходят стрессы, дети становятся более добрыми, чувствуют себя защищёнными. Некоторые учёные сравнивают колыбельную с медитацией.

Мама во время исполнения песни представляет образ той жизни, которую желает своему малышу. Затем она передаёт эту информацию своему отпрыску. В ранние годы формируется базовое доверие к миру, поэтому очень важно, чтобы ребёнок научился воспринимать его добрым, а не злым и опасным.

Проведённые исследования

Психологи провели исследование, чтобы выяснить, как колыбельные сказываются на детях. Для этого были собраны две контрольные группы. В первой мамы пели детям колыбельные перед сном, а во второй вместо песен, исполняемых мамами, малышам включали спокойные мелодии. В итоге разница между детьми из двух групп была значительной. Малыши, которым мамы пели колыбельные, были гораздо спокойнее, охотнее слушались родителей и были лучше развиты интеллектуально. Это можно объяснить несколькими обстоятельствами.

У детей из первой группы и их мам установились более доверительные отношения. Перед сном, когда малыш засыпает, ему очень важно ощущать материнскую заботу и ласку. При этом неважно, насколько хорошо мама поёт, главное, что ребёнка убаюкивает такой родной и любимый голос. Колыбельные помимо мамы могут петь и папы, бабушки, дедушки. Неважно, кто из близких будет это делать, главное — вкладывать в песни свои ласку и любовь. Колыбельные полезны не только детям, но и их мамам. Многие врачи заметили улучшение лактации у мам, которые поют своим малышам колыбельные.

Было доказано, что наиболее благоприятно на детей влияют фольклорные песни. Их лучше петь несколько раз в день в течение 10 минут. Для этого необязательно заучивать много колыбельных, ведь одну и ту же песню можно петь несколько раз подряд.

Когда малыш станет старше, начнёт воспринимать то, о чём идёт речь в песне, из колыбельных он начнёт узнавать об окружающем мире. Поэтому чем старше становится ребёнок, тем более содержательные песни нужно выбирать. Кроме того, детям постарше важно разнообразие, поэтому чем ярче образы и сюжеты будут встречаться в колыбельных, тем лучше.

Волшебный силой, воздействующей на душу и
сердце ребенка, является колыбельная песня. Она
успокаивает, вызывает эмоциональный отклик,
сближает духовно взрослого и ребенка.

Важное значение в жизни ребенка имеет общая
теплая атмосфера, хорошие контакты с родителями
и другими взрослыми. Дружелюбный тон в разговоре,
живое участие как в успехах, так и при неудачах,
ласковые слова и слова благодарности
способствуют развитию уверенности в себе,
чувства защищенности, формированию
оптимистической жизненной установки.

ДОУ “Чебурашка” организовал проект “Мамина
песня”, цель которого была – вовлечение детей и
родителей в реализацию проекта, используя
различные формы и методы работы.

Актуальные и значимые задачи проекта:

  • Побуждать интерес к народным традициям.
  • Воспитывать любовь к колыбельной песне через
    художественное слово.
  • Прививать детям желание слушать и умело
    исполнять колыбельные песни.
  • Воспитывать уважение к близким людям, бережное
    отношение к песенному искусству.

Этапами реализации проекта стали:

  • Подбор и оформление в сборники колыбельных
    песен.
  • Блиц-опрос родителей.
  • Совместная работа родителей и детей по
    оформлению поделок и рисунков по теме.
  • Использование колыбельных песен во всех видах
    детской деятельности.
  • Устный журнал для родителей на тему: “Волшебная
    сила колыбельных песен”.
  • Музыкальное развлечение “Мамина песня”.
  • Семинар-практикум для старших воспитателей по
    теме.
  • Совместная работа с детской библиотекой им.
    А.П.Гайдара “Первые книги ребенка”.

В детском саду “Чебурашка” распахнула свои
двери музыкальная гостиная, где дети старшего
дошкольного возраста окунулись в мир
колыбельной песни. Вспомнить об истории
колыбельной песни помогли дети фольклорного
кружка “Проталинка”. Они исполнили песню “Спят
усталые игрушки”, сыграли на музыкальных
инструментах произведение Я.А. Моцарта.
Неожиданным было появление медвежонка и мамы –
медведицы из мультфильма “Умка”, которые
исполнили танец “Северное сияние” и поиграли с
детьми. Медвежонок подарил детям по звездочке из
своего созвездия и проводил в группу.

Родителям было предложено принять участие в
создании самодеятельной куколки, в которую не
только играли, но и клали ребенку в люльку. Мать
приговаривала: “Сонница – бессоница”, не играй
с моим дитятком, а играй с этой куколкой. Злая
Бессоница не могла устоять – играла в куклы, а
малыш тем временем крепко спал.

Логичным завершением встречи в музыкальной
гостиной было хоровое исполнение колыбельной
песни из кинофильма “Человек родился”.

Ведущая: — Здравствуйте, дорогие гости
нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы будем
говорить о “маминой песне”.

Ребята, скажите, у кого из вас мамы поют дома?

Ответы детей.

Ведущая: — Я очень рада, что у вас такие
музыкальные мамы. Но песни бывают разные и их
очень много! А вот какую можно назвать “маминой
песней”? Посмотрите небольшой мультфильм, и он
вам поможет догадаться.

Просмотр мультфильма.

Ведущая: — Так какую же песню можно
назвать “маминой песней”?

Ответы детей.

Ведущая: — Конечно, колыбельную, потому
что именно мамы поют вам тихую и добрую песню
перед сном.

А как вы думаете, ребята, кто научил ваших мам
петь такие песни?

Ответы детей.

Ведущая: — Конечно. Об этом даже есть
стихотворение. Давайте послушаем!

Девочка

Дочке, сыну перед сном
Мама песенку поет.
Нежным, тихим голоском
В сказку дивную зовет.
В сказке той тепло, уютно,
Волшебства там полон мир.
Вот спрошу ее на утро,
Кто же маму научил? 

Мальчик

Кто слова ей подсказал?
Кто ей ноты написал?
Почему всегда я сразу
В колыбели засыпал?

Девочка

Это очень интересно:
“Баю-баю-баюшки”
Напевали мамам в детстве
Наши с вами бабушки!

Мальчик

Мама – рядом, льется песня
С нежностью и ласкою.
Мне – спокойно, все – чудесно,
Сон приходит “сказкою”…

Мальчик

Я бы, может, и послушал
Песенку веселую!
Только что-то от подушки
Не поднять мне голову!

Девочка

Хорошо, что есть они,
Песни колыбельные:
Только с ними снятся сны
Сказкой неподдельною!

Ведущая – Колыбельные песни начали
сочинять в древние времена, чтобы успокоить
детей и убаюкать младенцев. Название колыбельной
песни произошло от слова колыбель. А что такое
колыбель? (показать модель люльки)

Колыбельные любят петь не только взрослые, но и
дети. Сегодня в нашей гостиной выступят ребята из
фольклорной группы “Проталинка”, которые
познакомят вас с тем далеким временем, когда в
каждой русской избе было много ребятишек, и как
мама убаюкивала малыша.

Открываются “рабочие шторы” и перед
зрителями предстает “русская изба”: стоят
лавки, печь, люлька.

Выходит русская женщина с младенцем на руках,
пытается его успокоить:

Спать пора Егорке,
Солнце уж – за горкой!
Ночь – за оградой,
Что еще надо?
Ох, что – рожь, что пшеница,
Все одно – не спится!
Надо песню запевать,
Ребятишек созывать:
Наталь, Ванюшка,
В избу заходите,
Дашутку с подружкой
С собой позовите!
Качаю Егорку,
Никакого толку!
Вашу песню ждет,
Под нее заснет…

Дети вместе с взрослым исполняют
рус.нар.колыбельную песню.

Ну, заснул, наконец,
Удалец-молодец!
Идите, играйте,
Про время не забывайте!

Все уходят. Шторы закрываются.

Ведущая – Колыбельные песни бывают
самые разные. Одни передавались из поколения в
поколение, передавая самобытность прошлых лет.
Другие сочинялись сегодня и привносили новые
образы и настроения. Но в одном они все похожи:
они так же ласковы и добры, как сама мама, ее
голос, руки. Как вы думаете, какие ласковые и
нежные слова подходят для колыбельной?

Гости и дети называют: солнышко, зайчик,
звездочка, сыночек, доченька, цыпленок, родной,
любимый, прекрасный и т.д.

Ведущая – Послушайте, как прекрасно и
проникновенно звучат слова великого русского
поэта М.Ю. Лермонтова:

“Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою;
Ты ж дремли закрывши глазки, баюшки – баю…”

Ведущая – Дети любят своих мам, а мамы,
конечно же, очень любят своих детей, и
колыбельная песня – тому подтверждение: она
успокаивает, расслабляет, дает ребенку ощущение
счастья и покоя. Как вы думаете, такую песню каким
голосом надо петь?

Ответы детей: голос должен быть ласковым, тихим,
как у мамы.

Ведущая – В творческом наследии
многих великих и известных композиторов разных
эпох есть музыка для колыбельных песен: Моцарта,
Римского – Корсакова, Чайковского, Лядова и
многих других. Исполняют ее большой оркестр под
руководством дирижера. А как вы думаете, чтобы
исполнить колыбельную музыкальную “зарисовку”
(мелодию), все музыкальные инструменты подойдут?

Ответы детей.

Ведущая – Посмотрите, здесь на
мольберте расположены карточки с изображением
музыкальных инструментов. Давайте представим
себя композиторами и уберем те инструменты,
которые не подходят для колыбельной мелодии.

Дети подходят к мольбертам и убирают
карточки с изображением тех инструментов,
которые, по их мнению, не могут не могут звучать в
колыбельной.

Объясняют свой выбор.

Ведущая – Колыбельная песня – это
всегда сказка!

Давайте же попробуем попасть в волшебный мир,
исполнив колыбельную песню, написанную
композитором Амадеем Моцартом, “Спи, моя
радость, усни” на музыкальных инструментах.

Ведущая – Спасибо за чудесное
исполнение. А вам самим понравилось? Конечно,
ведь колыбельные песни любят не только дети, но и
разные птахи и звери.

Ведущая

– Маленький мишка на полюсе жил,
По льдинам гулял и с пингвином дружил.
Мама – медведица ласково пела,
Все убаюкать сынишку хотела
Песней протяжною, нежной, не гулкой.
Что за мишутка? Ответьте же! – Умка!

Выходит Умка и исполняет с группой детей
хореографическую композицию “Северное сияние”
под песню “Колыбельная медведицы” (музыка Е.
Крылатова, слова О. Яковлева).

Умка – Здравствуйте, ребята. Я знаю,
что вы смотрели мультфильм про меня и наверняка
узнали мою любимую колыбельную песню. Эту
замечательную музыку написал композитор Евгений
Крылатов.

Издалека слышен зов Медведицы.

Умка, малыш, опять ты запропастился куда-то!

Умка – Это моя мама беспокоится обо
мне. Мама, мама, я здесь!

Выходит Медведица.

Ах, ты, милый мой топтышка,
Белый мишка – шалунишка!
Вновь тебя везде ищу,
Без тебя я так грущу!

Умка

– Задержался я в пути.
Мама, мамочка, прости!
Это, мама – детский сад,
Дом для маленьких ребят.
Любят дети поиграть,
Петь, шутить и танцевать!
Мне так нравится в саду!
Я играть с ними пойду!!!

Медведица

– Что же, покажи друзьям,
Как ты ловишь рыбу сам!
Много рыбы в полынье,
Но поймают-то не все!
Только тот, кто ловок,
К нам придет с уловом!
Рыбка плещется в воде,
Приглашаем всех к игре!

Проводится игра “Поймай рыбку”.

Умка и Медведица не участвуют, а наблюдают,
пританцовывая под музыкальное сопровождение.

По окончании игры ведущая дарит всю пойманную
рыбу Умке: Возьми, Умка, эту рыбку себе, ведь ты ее
так любишь! А нам ты подарил замечательную
колыбельную песню и веселую игру! Спасибо тебе!

Медведица – Конечно, любая
колыбельная песня – это волшебство! Но у всех
есть своя, любимая. А нам с Умкой так хочется
подарить вам общую сказку ночного неба, и мы
подарим вам звездочки из нашего созвездия. Пусть
они охраняют ваш сон, несут свет добра и участия.

Умка и Медведица дарят звездочки детям.

Только тот, кто ловок,
К нам придет с уловом!
Рыбка плещется в воде,
Приглашаем всех к игре!

Проводится игра “Поймай рыбку”.

Умка и Медведица не участвуют, а наблюдают,
пританцовывая под музыкальное сопровождение.

По окончании игры ведущая дарит всю
пойманную рыбу Умке:

Возьми, Умка, эту рыбу себе, ведь ты ее так
любишь! А нам ты подарил замечательную
колыбельную песню и веселую игру! Спасибо тебе!

Медведица – Конечно, любая
колыбельная песня – это волшебство! Но у всех
есть своя, любимая. А нам с Умкой так хочется
подарить вам общую сказку ночного неба, и мы
подарим вам звездочки из нашего созвездия. Пусть
они охраняют ваш сон, несут свет добра и участия.

Умка и Медведица дарят звездочки детям.

Ведущая – Пусть сегодняшний вечер вам
запомнится, а мамины песни всегда звучат в вашем
доме.

Дети уходят в группу, пьют чай, продолжают
общаться.

Фото с занятия.

Волшебная сила колыбельных

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Малахова П.А. 1


1МОУ «СОШ№2», г. Белоусово Калужская область Жуковский район

Штырева О.И. 1


1МОУ «СОШ№2», г. Белоусово Калужская область Жуковский район


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.

      В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Ребенку необходимо чувствовать себя любимым. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым, рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку. Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке.

      Колыбельная — это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире и начальные представления о жизни.

      Народная поэзия и народная музыка колыбельной, сливаясь воедино, несут в себе красоту чувств и сопереживаний. Эстетические впечатления детства закладывают нравственную основу воспитания человека. Именно воспитательной значительностью народной колыбельной песни определен интерес к ней исследователей, собирателей фольклора, педагогов и воспитателей.

            Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности от бед. Во всем этом очень нуждается и современный ребенок.

      Цель моей работы: проследить изменение в содержании колыбельных песен в течении поколений и их влияние на сон ребёнка.

Задачи работы:

1.изучить литературу о народных и авторских колыбельных;

2.овладеть ритмом и мелодиями русских колыбельных;

3.рассказать об опыте сочинения колыбельных во 2 «Б» классе.

Колыбельные песни — это лирика материнства

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен»
(Расул Гамзатов)

«Малыш заснул!» — сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для молодой мамы — немного отдохнуть.
Каждая мама по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы «усыпить» свое чадо. А секрет достаточно прост.
Испокон веков существовало универсальное «снотворное» средство для детей и взрослых — это колыбельные песни
Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные — самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Наши предки придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя — ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю жизнь была его оберегом.
Отсутствие музыкальных способностей у мамы — не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях. Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность мамы. Пение мамы целительно для малыша. Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого человека — матери. Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее…
Ритм колыбельной песни, соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души маленького существа.
Колыбельные первые уроки родного языка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни.
Кроме того, в колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. Кроме осознания собственного «Я», колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира.
Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни. Они снимают тревожность, возбуждение.
Колыбельная — это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновения зла.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Наукой доказано, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми, менее успешными и подвержены психическим расстройствам.
На Востоке даже есть такая поговорка про злого человека:» Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен».

В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о колыбельных:

» Нет слов, какими бы можно было передать материнские чувства, выраженные в прекрасной мелодии колыбельной песни. Они играют, волнуют сердца подростков.

При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность — именно эти чувства я старался пробудить музыкой, которая, «чудесно прикасаясь к глубине души» (М. Горький), открывает самое дорогое, что есть в человеке,- любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту.

Чувство сердечной нежности, утонченной ласковости пробуждает в юных сердцах музыка, которая раскрывает тонкую красоту природы, любви, восхищения, удивления, благоговения перед женщиной.»

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

Истоки русских колыбельных песен

Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.
Хлеб питает тело человека, а колыбель — душу.

Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни. Колыбельные песни, конечно, складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки…. Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка—дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку» Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Но сами песни, судя по деталям и подробностям,—продукт позднего времени. Кота зовут ночевать:

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать.

Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».

Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца:

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зелены луга.

В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

сели грачи на ворота:

Ворота-то скрып, скрып!

А Колинька спит, спит.

Помимо песен с установившимся текстом встречаются и импровизации, но развивающие старые традиционные формы:

О, о, о, о, о, о, о!

О, о! баиньки,—

поет женщина и продолжает:

О! баю, баю, баю!

Баю милую.

И снова:

О, о, о, о, о, о, о!

О, о! баиньки

Баю (имя ребенка).

После каждого трехстишия нянька прибавляет какое-нибудь слово, смотря по обстоятельствам: «баю дитятку», «баю милую», «баю славную», «баю-бай, глазки закрывай».

Колыбельные стихи из «мира детей» и «мира взрослых»

Любые стихи развивают внимание и восприятие, благодаря эмоциональному наполнению, которое в стихотворениях всегда присутствует в избытке. Ребёнок получает эмоциональный опыт, соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому мы часто не помним стихи из школьной программы, выученные нами сознательно, но почти каждый человек, помнит стихотворения и колыбельные песни из своего детства.

Учёные насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные стихи есть у Шишкова, Жуковского, Лермонтова, Плещеева, Цветаевой, Брюсова, Блока, Майкова, Гумилева, Набокова, Бродского и многих-многих других. Не счесть хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов: Хармса, Маршака, Усачёва, Токмаковой и Аким – всех не перечислить! И современные поэты очень часто обращаются к жанру колыбельной: многие любимые нынче мамами колыбельные песни и стихи на ночь были написаны для кинофильмов и мультфильмов. И у каждой современной звезды эстрады, бардов, и даже рок-исполнителей найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у Высоцкого, Башлачёва, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Тани Булановой, Анжелики Варум и Полины Гагариной). Выходит, что авторская колыбельная – это непрерывный жанр в истории русской литературы? И если литературоведческая наука обделяет вниманием этот феномен, то психологи и педагоги более внимательно изучили этот вопрос и могут помочь родителям в выборе песен для своего ребёнка, и объяснить чем авторские колыбельные песни и стихотворения отличаются от фольклорных и оценить их пользу для психики малышей.

     Колыбельные стихи известных поэтов

     Если с народными колыбельными всё более-менее понятно, то литературные колыбельные – неотделимы от творческого мироощущения их авторов. Когда колыбельные адресуются непосредственно детям, то это есть, по сути, — хорошие детские стихи. И в сокровищнице мировой поэзии таких стихов немало. Стиль и даже характер автора заметин в этих произведениях. Например, шуточная колыбельная Саши Чёрного:
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки:
А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
И зелененьких жучков
Или явное «хулиганство» Даниила Хармса:

Баю-бай, да  баю-бай,
Ты-ко спи да засыпай!
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил.
Его мухи выдирали,
Живот, сердце надорвали.
Такие стихи, вовсе не пугают детей, а смешат, но истоки колыбельных «страшилок», всё же, народные, вот например, английская, в переводе С. Маршака:
Баю-баю, детки
На еловой ветке.
Тронет ветер нашу ель –
Закачает колыбель,
А подует во весь дух –
Колыбель на землю бух.
Вообще авторские колыбельные стихи очень часто идут от фольклора, воссоздавая и преумножая сказочные, игровые обстоятельства малышовой жизни. Это было очень свойственно, например, замечательной поэтессе Елене Благининой:
У кота-воркота
Шерстка – бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш коток-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется:
Будут гладить-
          миловать,
Спать положат
          на кровать
В авторских колыбельных домашнее тепло и тишина песнях нередко противопоставлены законному миру, в котором не все и не всегда благополучно. В стихах часто прогнозируют будущее ребёнка всерьёз, как у Лермонтова:
Сам узнаешь, будет время, бранное житьё
Смело вденешь ногу в стремя и возьмёшь ружьё.
Или в шутку, как у Евгения Евтушенко:

Потише-ка, потише-ка,
Усни ты, мой детишечка.
Себе приснись ты дедушкой
За ласковой беседушкой,
Когда поешь ты баюшки
Внучонку вместо бабушки
Авторы желают детям самой лучшей жизни и волшебных снов, как, например, Владимир Высоцкий:
И надежно заглушён
Ночью улиц гул.
Пусть тебе приснится сон,
Будто ты уснул.
Мир внизу, а над ним
Ты легко паришь
Под тобою древний Рим
И ночной Париж.

     В чём польза колыбельных стихов?

      Итак, если со стихами для детей всё понятно, то есть множество колыбельных, написанных скорее о детях, нежели для детей и мало доступных пониманию ребенка: это песни исторического содержания, религиозного, или описывающие скорее «мир матери», чем «мир ребёнка», её переживания, настроения. Вспомните, например, песню в исполнении Булановой, где мама, обращаясь к сыну, в колыбельной рассказывает о своем одиночестве. Есть и такие колыбельные стихи, в которых описаны очень личные переживания автора, или просто красивые стихи о ночи. У всех колыбельных стихов есть, как правило, сходство: все сложные предложения разделены на простые, есть повтор одних и тех же слов. Немецкие учёные  в ходе ряда  экспериментов выяснили, что запись народных колыбельных песен имеют успокаивающий и лечебный эффект, гораздо более сильный, чем авторские колыбельные. Поэтому, в первые годы жизни ребёнка ему лучше всего петь фольклорные песни. Детям постарше необходимы колыбельные песни и стихи самые разные, чтобы ребёнок видел образы, запоминал слова, развивал память, речь и фантазию. Вы спросите, стоит ли развлекать ребёнка перед сном, не будут ли мешать его засыпанию рассказываемые стихи и нагруженные смыслом песни? Стоит. Ведь дети постарше реагируют уже не только на мамин голос, но и на сам ритуал. Чтение стихов на ночь, успокаивает ребёнка и готовит ко сну. Естественно не надо декламировать колыбельные стихи громко и с выражением, ведь это всё-таки колыбельные. Детям можно пропивать и читать любые хорошие стихи, а не только объявленные автором, как колыбельные. Что даёт это малышу? Мелодика стихотворения, ритма, упорядоченность рифмованного текста, буквально магическим образом действуют на малышей. Они очень чутко воспринимают ритм и рифму поэтического текста.

Примеры современных колыбельных песен

Лунная песня

(Из кф «Красная Шапочка»)

Как хорошо, от души

Спят по ночам малыши,

Весело спят — кто в люльке, кто в коляске.

Пусть им приснится во сне,

Как на Луне, на Луне

Лунный медведь вслух читает сказки.

Там высоко-высоко

Кто-то пролил молоко,

И полyчилась млечная доpога.

А вдоль по ней, вдоль по ней

Между жемчужных полей

Месяц плывет, как белая пиpога.

Там, на Луне, на Луне

На голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной

Шар голубой, шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

Зеленая карета
Дриз Овсей

Спят,

Cпят мышата, спят ежата,

Медвежата,

Медвежата и ребята.

Все,

Все уснули до рассвета,

Лишь зеленая карета,

Лишь зеленая карета

Мчится, мчится в вышине,

В серебристой тишине.

Шесть коней разгоряченных

В шляпах алых и зеленых

Над землей несутся вскачь,

На запятках черный грач.

Не угнаться за каретой,

Ведь весна в карете этой,

Ведь весна в карете этой.

Спите,

Спите, спите, медвежата,

И ежата,

И ежата, и ребята.

В самый, в самый тихий ранний час

Звон подков разбудит вас,

Звон подков разбудит вас:

Только глянешь из окна —

На дворе стоит весна!

Тсс!

Спят,

Спят мышата, спят ежата,

Медвежата,

Медвежата и ребята.

Все,

Все уснули до рассвета,

Лишь зеленая карета,

Лишь зеленая карета,

Лишь зеленая карета…

Над лесною спаленкой
(Из кф «Человек родился»)

Над лесною спаленкой

Огоньки последние.

Спят медведи маленькие,

Спят медведи средние.

Только самый крошечный

Жмурит глазки-бусинки.

Он, как ты, хорошенький

И, как ты, малюсенький.

Огоньки не светятся

Над лесною спаленкой.

Спит сынок медведицы.

Спи и ты, мой маленький

Спят усталые игрушки

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться.

Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.

За окошком все темнее,

Утро ночи мудренее,

Глазки закрывай! Баю-бай!

В сказке можно покататься на луне,

И по радуге промчаться на коне,

Со слоненком подружиться,

И поймать перо жар-птицы.

Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень,

Скажем всем: «Спокойной ночи!»

Глазки закрывай! Баю-бай!

Сон приходит на порог
(Из к/ф «Цирк»)

Сон приходит на порог,

Крепко-крепко спи ты ,

Сто путей ,

Сто дорог

Для тебя открыты !

Все на свете отдыхает:

Ветер затихает,

Небо спит,

Солнце спит,

И луна зевает.

Спи, сокровище мое,

Ты такой богатый:

Все твое,

Все твое —

Звезды и закаты!

Завтра солнышко проснется,

Снова к нам вернется.

Молодой,

Золотой

Новый день начнется.

Чтобы завтра рано встать

Солнышку навстречу,

Надо спать,

Крепко спать,

Милый человечек!

Спит зайчонок и мартышка,

Спит в берлоге мишка,

Дяди спят,

Тети спят,

Спи и ты, малышка!

Колыбельная медведицы
Ю. Яковлев — Е. Крылатов

Ложкой снег мешая,

Ночь идёт большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи —

Белые медведи,

Спи скорей и ты, малыш.

Мы плывём на льдине,

Как на бригантине,

По седым, суровым морям.

И всю ночь соседи,

Звёздные медведи

Светят дальним кораблям.

Колыбельные песни 2 «Б»

В 1 и 2 классах на уроках чтения мы знакомились с бытом и традициями русского народа. Детям предлагалось вспомнить ту кроватку, в которой каждый из них спал в детстве. Затем педагог начинал рассказ о том, что давным-давно у детей тоже были свои кроватки, но они очень отличались от современных и даже назывались по-другому: колыбелька, зыбка, люлька. Рассказ сопровождался показом иллюстраций с изображением детских кроваток. Объясняли, почему они так назывались. Потом детям говорилось о том, что в этих кроватках не просто качали малышей, а напевали им песню. Ребятам предлагалось подумать и сказать, как называется песня, которая исполнялась ребенку перед сном. Затем педагог дал сам определение колыбельной песни, пытаясь вызвать интерес к ней. После рассказа предложили послушать колыбельную и самим исполнить любимые из них. Эти занятия вызвали положительный эмоциональный отклик на эти песни, желание еще раз их услышать и запомнить.

Эмоциональное состояние учеников нашего класса на этих уроках и знания, которыми мы овладели, позволили всем ребятам с лёгкостью и любовью создать свои колыбельные песни, которые мы исполнили на уроке, качая свою любимую игрушку.

Получился очень интересный урок, который запомнился всем моим друзьям.

Примеры колыбельных, сочинённых учащимися 2 «Б» класса

Гуляев Павел

Баю- бай, баю – бай,

В мире есть волшебный край.

Баю- бай, баю – бай,

Спи, мой Паша, засыпай.

Баю — бай, баю – бай,

Есть волшебная страна,

В мире всех важней она.

Баю — бай, баю – бай,

Спи, мой Паша, засыпай.

Репина Мария

Баюшки – бай, баюшки – бай,

Баюшки – бай, баюшки – бай,

Я сама научилась недавно

Колыбельную песенку петь,

Потому, что для кукол я – мама.

За день нужно так много успеть.

Кукле Маше заштопать гамаши.

Кукле Верочке бант постирать.

Новой гостье и моднице нашей –

Кукле Барби костюм подобрать.

Баюшки – бай, баюшки – бай,

Баюшки – бай, баюшки – бай,

Багирова Дарья

Баю, баюшки, баю,

Баю Дашеньку мою.

Баю маленькую,

Бай хорошенькую.

Эту девочку мою

Я качать буду.

Я качать буду,

Буду приговаривать.

Даша, баюшки — бай.

Даша глазки закрывай!

Заключение

Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребенку особую «личную» песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, «оканья», «баюшки», «баюкальные песни» или просто «байки» — оказываются первыми музыкальными впечатлениями младенца.
Тексты колыбельных песен являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека – природой, семьей, общиной и др.

  Колыбельные песни — удивительный дар прошлого. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Значит, возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

У учеников 3 «Б» класса есть опыт в сочинении и исполнении колыбельных песен. Все мы знаем, что этот опыт пригодится всем нам, и будущим мамам, и будущим папам в дальнейшей жизни. Кто-то из нас уже использует его, помогая маме в укачивании маленьких братишек и сестрёнок. А кому-то из нас этот опыт пригодится только тогда, когда у нас появятся свои дети. Важно сохранить его в нашей памяти, в наших душах и наших сердцах.

      Мамы, пойте своему ребенку песни! Колыбельная -ниточка любви, связывающая мать и дитя.

БИБЛИОГРАФИЯ

Баранов Д. «Стоит город не на земле, не на воде»: К мифологии колыбели: Фольклор // Живая старина. — 1998. ? 2. — С. 21-23.
      Гриценко 3. «Положи твоё сердце у чтения»: Приобщение маленького ребёнка к книге: (Колыбельные песни) // Дошкольное воспитание. — 2000. — ? 4. — С. 41 — 48; ? 5. — С. 65-73.
      Бахтин B.C. От былины до считалки: Рассказы о сроль-лоре. — Л.: Дет. лит., 1988.
      Жизнь человека в руском фольклоре: Младенчество. Детство / Под ред. В. Аникина, В. Гулва, Н. Толстого — М, 1991.
      Запорожец В. На рогах он дрему носит: Интереснейший пласт песенного творчества, называемый в народе «баюш-ки», «пригудки», «кукушки» / Зап. и нотировка авт. // Народное творчество. -1988. — ? 1. — С. 13-15.
      Колпакова К. На Буяне, славном острове. — М.: Дет. лит., 1976.
      Колпакова Н.Т. Русская народная бытовая песня. — М.-Л., 1962.
      Лазутин С.Г. Русские народные песни. — М., 1965.
      Маркова П. Колыбельная песня: О русском фольклоре // Нач. школа. -1993. — ? 8.- С. 60 — 62.
      Павлова Л. Маме о колыбельной: Психолог рекомендует // Дошкольное воспитание. — 2001. — ? 3. — С. 87 -89.
      Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа — М.: Олма-Пресс, 1999
      Радыкова О. Народные колыбельные: Тем. занятия в дет. саду: беседа, тексты, концерт, ноты // Дошкольное воспитание. — 1995. — ? 6. — С. 104 — 111, ? 7. — С. 102 — 112, ? 8. — С. 105 — 122.
      Русские письменные и устные традиции и духовная культура. — М., 1982.
      Шушаков Н. Народная педагогика: Фольклор от самой колыбели // Лит. в школе. — 1994. — ? 4. — С. 70 — 73.
      Хафизова Л. Персонажи колыбельных русского Севера // Живая старина — 1999. — ? 1. — С. 19 — 21. — (Дети в народной культуре

Просмотров работы: 15

Для анализа берутся «Колыбельные » Аполлона Майкова и Александра Блока и «Вечерний хоровод » Саши Чёрного.

Прежде чем приступить к их анализу, повторим с пятиклассниками особенности этого фольклорного жанра: вспомним о его назначении, содержании, ритме, персонажах, используемой лексике. Скажем, что народные колыбельные песни вдохновили многих русских поэтов на создание собственных стихотворений в жанре колыбельных. А затем прочитаем стихотворение Аполлона Майкова:

Спи, дитя моё, усни!
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?

Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»
Спросим пятиклассников:

На что больше похожа эта колыбельная песня? Что она напоминает? Почему?

Ребята не сразу находят ответ: они не различают ещё типы высказываний и литературные жанры и потому говорят о монологах, диалогах и лишь потом с радостью догадываются: песня напоминает сказку! В ней есть сюжет: мама позвала в няньки к малышу «ветер, солнце, и орла », но только ветер не покинул ребёнка и три ночи укачивал его, за что потом подвергся строгому допросу собственной матери. Ветер — персонаж говорящий, что тоже свойственно сказке.

Как вы думаете, почему мать пригласила в няньки именно «ветер, солнце, и орла»?

— Солнышко ласковое, — говорят дети, — оно обогреет ребёнка, согреет его, погладит по щёчкам; орёл защитит его от опасности, а может, своими мощными крыльями прикроет колыбельку, оберегая от назойливых насекомых; ветер будет тихонько покачивать колыбель.

Кто же оказался самой лучшей нянькой? Почему вы так считаете? Опишите, каким вы видите ветер. Нарисуйте его портрет.

Самой лучшей нянькой оказался ветер, потому что не улетел домой, как орёл, не ушёл спать, как солнце: он неусыпно дитя оберегал и качал колыбелочку.

Дети интересно описывают ветер: некоторым он кажется похожим на дедушку с длинной седой бородой, она серебристыми кольцами овевает колыбель; другие видят его кудрявым мальчишкой с румяными щеками, за которыми ветер держит тёплый мягкий воздух и в нужный момент выдувает его на спящего младенца; кто-то рисует ветер сидящим на пушистом белом облачке: он спускает невидимые лёгкие паутинки, зацепляет их за кольца люлечки и потихоньку то тянет к себе, то отпускает — вот и качается люлечка, и малыш сладко спит.

Найдите в стихотворении слова, взятые из народной речи. (Учащиеся называют слова и выражения: «колыбелочка», «Али звёзды воевал?», «Али волны всё гоняп?»), В сочетании с литературным языком они создают лирическое настроение, которое поддерживается и ритмом стихотворения.

Как вы думаете, заснёт ли дитя под такую песню? Почему? (Дети отвечают утвердительно; ведь песня такая нежная, добрая, красивая.)

Попробуем спеть это стихотворение, как колыбельную песню.

Можно попытаться спеть хором, если класс не очень шумный, а можно предложить это сделать желающим. Дети встречают предложение с энтузиазмом и поют охотно, получается у них трогательно. А теперь, когда мы спели стихотворение, опираясь на знакомые мелодии колыбельных песен, послушаем, как положил его на музыку композитор Чайковский.

Дети слушают внимательно. Я даже удивляюсь, потому что привыкла, что пятиклассники по началу больше жестикулируют и кривляются под музыку, чем слушают. Но эту песню они принимают с открытым сердцем – может быть, потому, что сами только что пели.

Когда спрашиваю, понравилась ли песня, дружно отвечают: «Да! » А потом объясняют почему: она плавная, кажется, что музыка несёт колыбель на воздушных волнах, очень им нравятся переходы между куплетами и сама мелодия — нежная и спокойная.

Видите, как поэт и композитор, опираясь на народное творчество, сумели создать замечательную колыбельную песню, обогатив её своим талантом и в то же время сохранив народные традиции.

А теперь познакомимся ещё с одной колыбельной песней, которую написал поэт Александр Блок.

Спят луга, спят леса,
Пала Божия роса,
В небе звёздочки горят.
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит:
«Спите, спите, поздний час.
Завтра брат разбудит вас.
Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.
Встречу брата и пойду.
Спрячусь в Божием саду,
А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.
Сладкий сон вам пошлю.
Тихой сказкой усыплю.
Сказку сонную скажу.
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра … »

Кто же герои этой колыбельной песни?

(Конечно, дети, для которых предназначена песня, и луна и солнце).

Откуда приходят к детям луна и солнце?

«С неба!» — торопятся ответить ученики. Конечно, с неба, но в стихотворении указывается ещё более точный «адрес» брата и сестры. Назовите его. («Божий сад»)

А что же это за «Божий сад» на небе? И какой он?

«Это рай! — догадываются дети. – Там очень красиво: много цветов, птиц, больших деревьев, ручейков … Там всем хорошо и тепло».

Да, вот из какой красоты приходят к детям солнце и луна … И солнцу, и луне очень хорошо в «Божием саду», но Господь их посылает на землю, к людям, чтобы подарить им свет и тепло. А на земле свой мир … Попробуйте доказать, что и земной мир по-своему красив. Найдите в стихотворении строчки, где он описывается.

Спят луга, спят леса.
Пала Божия роса,
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят …

Мы видим засыпающую мирным сном землю, её окропляет «Божия роса», освещают звёздочки, и тихонько разговаривают речки … Хорошо!.. А в окна заглядывает луна.

Какой она вам видится? На кого она, может быть похожа?

Луна кажется детям похожей на маму или бабушку («у неё сарафан на серебре»), она румяная, тёплая, ласковая. Заглядывает в окошко, покачивает головой, повязанной
цветным платком, и баюкает детей.

Перечитаем её колыбельную. Что она сулит детям?

Она обещает им новый прекрасный день, когда их разбудит брат луны — солнце и они отправятся гулять. А потом «под вечер брат уснёт, и на смену ему снова придёт сестра, чтобы баюкать детей.

Какие слова помогают убаюкивать ребёнка в этой песне? («Спят луга, спят леса… », «Спите, спите, поздний час …», «Спите, спите, спать пора»).

А ещё луна обещает детям «тихую», «сонную сказку». Как вам кажется, какой должна быть «сонная сказка»?

Вероятно, она должна быть неторопливой, по-своему монотонной, без особых приключений — ведь она должна усыпить детей. Попробуем вместе рассказать такую «сонную сказку» маленьким детям и постараемся придать ей мерный, колыбельный ритм. Я буду начинать, а вы будете добавлять слово в конец строки:

Шёл по лесу мужичок.
Нёс в лукошке (пирожок).
Сел у речки на (пенёк),
Вынул лакомый (кусок).

Вдруг зайчонок прыг да … (скок):
«Дай, дружочек … (пирожок),
А то выскочит (волчок),
Унесёт тебя в (лесок)
И упрячет под (кусток).
Закрывай скорей … (роток).
Отдавай свой (пирожок)
И ложися на (бочок),
А под щёку (кулачок).
Спи до утра, мужичок!»

У ребят эта совместная «сонная сказка» вызывает радость: они просто с упоением её сказывают. В ней закрепляются обороты народной речи, ритм колыбельной, развиваются творческие задатки детей.

И завершим мы знакомство с поэтическими колыбельными стихотворением Саши Чёрного. Его читает учитель.

Вечерний хоровод

Добрый вечер, сад-сад!
Все берёзы спят-спят,
И мы скоро спать пойдём.
Только песенку споём.
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки …
А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
И зелёненьких жучков!
До свиданья, сад-сад!
Все берёзки спят-спят …

Детям тоже спать пора —
До утра!

Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

Стихотворение очень нравится детям своей занимательностью, повторяющимися словами, которые они сравнивают с тихим звоном маленьких колокольчиков.

Как вам кажется, почему стихотворение называется «Вечерний хоровод»?

Наверно, потому, что колыбельная песня поётся в саду, среди дремлющих и спящих деревьев, которые шелестят листвой, навевая необыкновенные сны. Кажется, деревья ведут тихий хоровод вокруг матери и детей, уводя их в сказочную страну…

Какую роль играет в песне сад?

Сад будто волшебное сонное царство, в котором всё спит, только огоньки светлячков указывают тропинки, и всем, кто попадает в этот сад, тоже хочется спать. Шелест листвы наполняет воздух, тихий разговор листвы поддерживает стрекотание кузнечиков … От сада веет сказкой и тайной. Сад выполняет здесь роль нянюшки или мамушки, потому что он убаюкивает и дарит сны.

Какие сны он обещает девочкам?

Девочкам сулят прекрасный сад, «полный красненьких цветов и зелёненьких жучков».

А кому мог присниться сон О слоне и мышонке?

Такой забавный сон мог присниться мальчишкам: мальчикам хочется действий, приключений, чего-то смешного. Как вы думаете, почему сны у мальчиков и девочек разные?

Сны разные, потому что природа мальчиков и девочек разная (вспоминаем детскую песенку «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?»), девочки более поэтичны, спокойны, любят цветы.

Каким образом создаётся ритм стихотворения-песни?

Ритм создаётся двойными повторами слов в каждой строфе: «сад-сад», «спят-спят», «слон-слон», «сон-сон», «дин-дон». Он созвучен качанию колыбели или укачиванию
младенца на руках.

Давайте попробуем прочитать это стихотворение хором. Первое и последнее четверостишие будем читать все вместе, второе будут читать только мальчики, третье — девочки. Представим, что на руках у нас братишка или сестричка, мы их покачиваем, поглаживаем и читаем, наша задача – убаюкать малышей. Постараемся читать медленно, нараспев, выразительно.

Чтение хором напоминает детям начальную школу, и они с огромным удовольствием выполняют это задание. Кроме того, оно помогает охватить сразу всех детей. По привычке младших классов им всем непременно хочется почитать, но время не позволяет выслушать всех по отдельности, тем более детям скоро надоест слушать одно и то же, и
внимание рассеется, а так каждый ребёнок имеет возможность произнести стихотворение вслух. Читая, дети непроизвольно перевоплощаются в старших братьев и сестёр, покачиваются в такт песне, и глаза у них при этом добрые.

Ну вот и прочитаны три колыбельные русских поэтов. Какая из них вам понравилась больше других? Почему?

Детям нравятся все три, в каждой они находят что-то привлекательное для себя, но, пожалуй, больше других они выделяют «Вечерний хоровод» Саши Чёрного. Им нравится его оригинальный ритм, в котором ощутимо качание ребёнка и обволакивающий сон. А может быть, им понравилось читать стихотворение хором…

Какая из колыбельных, на ваш взгляд, ближе всего к народным? Обоснуйте.

Здесь пятиклассники единодушно называют стихотворение Майкова, говоря, что оно похоже на сказку, что в нём слышится народная речь, есть характерные «баюкательные» слова. А ещё говорят, что его легко петь.

Мы расстаёмся с жанром колыбельных песен, но не навсегда. Всем вам обязательно предстоит стать мамами и папами, и вы, конечно, будете петь своим детям колыбельные песни, а потом и внукам — детям ваших детей. Так и не прервётся связь поколений через десятилетия и столетия. И может, спустя сотни лет кто-то, склоняясь над ребёнком, будет петь:
Бгю-бгюшкм-бгю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит во лесок …

А кто-то будет читать поэтические колыбельные наших поэтов, которые со временем тоже могут приобрести статус народных и стать песнями …


Колыбельная песня – один из жанров фольклора. На уроках, посвященных устному народному творчеству, целесообразно познакомить учащихся с колыбельными песнями. Обращаясь к народным колыбельным, многие из которых ученикам известны с детства, нужно дать представление о её жанровых особенностях. Вызовут интерес у учащихся колыбельные песни на стихи русских поэтов А.Н. Майкова «Спи, дитя моё, усни!» и А. Плещеева «Колыбельная песня в бурю», музыка П.И. Чайковского, которые предлагаются для прослушивания в классе. П.И. Чайковский уделял огромное внимание детской тематике в своём творчестве. Поэтические произведения, посвящённые детям, не оставляли его равнодушным. Сюжеты и герои, поэтические и музыкальные интонации у композитора несут печать глубокой национальной самобытности. Одна из задач учителя – показать значимость устного народного поэтического творчества, которое подпитывало и обогащало русскую литературу, являлось источником вдохновения для писателей и композиторов.

Урок начинается с предварительной беседы, которая выявляет, как учащиеся усвоили материал предыдущего урока по жанровым особенностям народных колыбельных песен.

Ученики вспомнят, что колыбельные песни, прежде всего, пронизаны чувством любви и нежности по отношению поющего к ребёнку, расскажут, что нежные чувства исполнителя передаются с помощью ласковых обращений, таких как: «дитятко, ребёночек, голубушка», различных имён «Васенька, Аннушка, Ванечка, Коленька, Катюша» и др.

Колыбельные песни на стихи русских поэтов

Школьники верно отметят предназначение колыбельных – убаюкать, усыпить маленького ребёнка рассказом о жизни или о чём-то сказочном.

Учащиеся перечислят первые уроки жизни, которые ребёнок незаметно усваивал из песен: уроки трудолюбия, заветы христианской веры, наставления об ответственности за стареющих родителей, уроки добра и благодарности, нравоучения и высокой оценки книжной премудрости. Не пройдут ученики и мимо того, что колыбельные песни развивали фантазию ребёнка присутствием в них сказочных, фантастических персонажей, таких как: «Сон, Дрёма, Угомон, Бука». Школьники скажут и том, что наряду со сказочными образами в колыбельных встречаются вполне реальные персонажи – птицы и животные – «гуленьки» (голуби), волчок, а чаще всего – кот. Учащиеся обратят внимание и на умиротворяющий, спокойный ритм колыбельных, укажут, что этот особый ритм создаётся при помощи повторов и определённых баюкательных слов: «баю-бай», «баюшки-баю», «люли-люли», «качь, качь, качь», «спи, спи» и др.

Школьники, отвечая на дополнительные вопросы учителя, повторят все особенности данного поэтического жанра – колыбельных песен: и эмоциональный настрой, и сюжет, и идейное содержание, и образы, и языковые средства, и ритмику.

После того, как учащиеся вспомнят отличительные черты жанра народных колыбельных целесообразно перейти к колыбельным песням на стихи русских поэтов А.Н. Майкова «Спи, дитя моё, усни!» и А. Плещеева «Колыбельная песня в бурю».

Стихотворные тексты прозвучат на уроке в исполнении учителя, а потом их выразительно прочитают подготовленные ученики. Затем ученики с помощью учителя находят жанровые признаки народных колыбельных в стихотворениях Майкова и Плещеева. Это и чувства нежности и любви «исполнителя» по отношению к ребёнку, которые выражаются через слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «колыбелечку», «малютка», «сторонка», «глазки». Так же в стихах у русских поэтов звучит непосредственное обращение к матери к своему ребёнку с пожеланиями успокоения, с желанием убаюкать и уберечь малыша: «Спи, дитя моё, усни! Сладкий сон к себе мани…» и «Спи, дитя, спокойно,…Мать у колыбели Сон твой охраняет». Школьники отмечают и свойственное колыбельным песням одушевление предметов природы: «няньки – ветер, солнце и орёл», стихийные природные ненастья, к которым мать обращается с просьбой не будить ребёнка – «уймись, буря; гроза, уймися; пронеситесь тучи». Учащиеся приходят к выводу, что ритм поэтических произведений Майкова и Плещеева, повторы, баюкательные слова, которые используют авторы, создают условия для напевания этих стихотворений в качестве колыбельных. Данная установка предваряет прослушивание музыкальных аналогов поэтических текстов.

После вступительного слова учителя и чтения песен звучат колыбельные Майкова и Плещеева на музыку Чайковского.

Опираясь на знания жанровых особенностей народных колыбельных песен, ученики выполнят письменную работу, анализируя (по выбору) одну из колыбельных песен (Майкова или Плещеева), сравнивая их с устным народным поэтическим творчеством. Предварительная беседа по вопросам плана, записанного в тетрадях, поможет учащимся в написании работы: каким чувством пронизаны колыбельные песни? Какие выразительные средства помогают нам это понять? О чём поётся в колыбельных песнях? Как в музыке передаётся её содержание? Чем она близка к народному творчеству? Что позаимствовали из него поэты? Какое воздействие оказывала колыбельная песня на ребёнка? Что вы почувствовали, слушая музыку колыбельных песен?

Колыбельные песни на стихи русских поэтов

В своих письменных работах учащиеся экспериментального 5-го класса прекрасно понимают чувства, передаваемые автором в колыбельной песне, чутко воспринимают нежные и лиричные мелодии Чайковского:

«Колыбельная песня Майкова пронизана лаской, добротой, любовью к ребёнку и заботой о нём. Своё стихотворение автор начинает с нежного обращения: «Спи, дитя моё усни!» Колыбельная пелась, чтобы усыпить, убаюкать ребёнка: «Сладкий сон к себе мани…». Нежность и сердечность звучит и в мелодии П.И. Чайковского, которая умиротворяет и убаюкивает» (Юля Е.).

Школьники отмечают близость и связь колыбельной Майкова с народным творчеством:

«Колыбельная Майкова близка к народному творчеству своим смыслом, главной идеей. Поэт вводит в стихотворение сказочных персонажей, одушевляя природу. Мать берёт к себе в помощь («В няньки…») «Солнце, Ветер и Орла». Ветер такой бурный, разрушительный в природе предстаёт в колыбельной песне Майкова ласковой и заботливой нянькой: «Я дитя оберегал, Колыбелечку качал!» (Саша С.).

Ученики замечают жанровые особенности народных колыбельных в стихах поэта:

«Из колыбельной песни ребёнок незаметно усваивал уроки жизни. В стихотворении Майкова Ветер летит скорее к матери, чтобы та не волновалась: «Ветер, после трёх ночей, Мчится к матери своей». И на тревожные расспросы матери: «Где изволил пропадать? Али звёзды воевал? Али волны всё гонял?» – держит ответ, в котором забота и нежность, звучащие на протяжении всей песни Чайковского. Композитор сумел написать проникновенную мелодию, напоминающую нам о детстве…» (Саша З.).

Вместе с жанровыми особенностями учащиеся выделяют и художественные средства выразительности:

«Колыбельная не только воспитывала ребёнка, но и развивала его фантазию, потому что вместе с песней к нему приходили волшебные образы. В песне Майкова А.Н. используются эпитеты и метафоры, подчёркивающие красоту изображаемых предметов: «сладкий сон», «золотые звёзды», «морские волны». Как и в русских сказках поэт использует число три: Ветер, Солнце, Орёл; «после трёх ночей» Ветер «мчится к матери своей» (Аня В.).

Колыбельные песни на стихи русских поэтов

Работая с поэтическим текстом, ученики не остаются равнодушными к музыкальному сопровождению:

«Умиротворённая волшебная музыка Чайковского возвращает в мир моего беззаботного детства. Во время сказочного разговора Ветра с Матерью композитор сумел передать и шум волн, и перезвоны звёзд. В конце песни мелодия становится тише и нежнее: «Я дитя оберегал, Колыбелечку качал!» (Маша В.).

Письменные работы учеников экспериментального 5 класса показали, что обращение к прослушиванию колыбельных песен, сопоставление музыки с поэтическим текстом разбудило эмоции школьников, заставило вдумчиво отнестись к музыкальному сопровождению, к словесной ткани поэтических текстов. Музыка Чайковского помогла сделать верные наблюдения, обострила внимание учеников к художественным особенностям песен. Школьникам удалось установить связь между народными колыбельными и творчеством русских поэтов. Ответы школьников подтверждают прочное, глубинное усвоение теоретического материала по жанровой специфике народных колыбельных песен.

Колыбельные песни П.И. Чайковского на стихи русских поэтов вдохновили учеников к собственному творчеству.

Моя колыбельная

Положу тебя я спать,
И уснёшь ты сладко.
Будут сниться сны тебе
О луне и о слоне.
У кроватки я сижу
И тебя качаю.
Песню я тебе пою,
Колыбельную свою.
Как бы мне хотелось знать,
Что ты хочешь мне сказать
О луне, и о слоне,
Доброй матушке-земле?
Покачаю я тебя,
Чтобы спал ты крепко.
Спи, мой сладкий,
Колыбельку я качаю
И твой сон оберегаю.

(Юля К.)

Прослушивание лирических произведений на музыку Чайковского воплотилось в прекрасную колыбельную ученицы экспериментального класса. В колыбельной нашли отклик все жанровые особенности народных песен, которые были изучены на уроке. «Маленькая мама», «укачивая ребёнка», создаёт характерный эмоциональный настрой, обращается к нему нежно и ласково: «Спи, мой сладкий», проявляет заботу о нём: «я с тобою. Одеяльцем я накрою, Чтобы ты согрелся». С пожеланиями сладких снов в песне учащейся возникают и образы окружающего мира: «луна» – спутник ночных сновидений; «слон» – доброе, большое животное, внушающее уверенность и спокойствие малышу; и, взятый из фольклора, образ «матушки-земли», на которой начинает свой жизненный путь маленький ребёнок (можно сказать, урок любви к родной стороне). Рифма колыбельной школьницы не всегда правильная, но с помощью повторения определённых слов: «качаю, покачаю, качаю» – создаётся умиротворяющий, спокойный ритм, свойственный колыбельным песням.

В творческой работе ученицы выполняется предназначение колыбельных – убаюкать, усыпить, успокоить маленького ребёнка.

  • Рассказ о картине витязь на распутье васнецов
  • Рассказ о катерине гроза с цитатами
  • Рассказ о кленовом листочке
  • Рассказ о каше для 2 класса родной язык
  • Рассказ о книге над пропастью во ржи