Рассказ о колоколе 2 класс музыка

Цель: формирование познавательного интереса у школьников к традициям православной культуры. задачи: 1. дать представления детям об истории происхождения колокола и

Цель: Формирование познавательного интереса у школьников к традициям православной культуры.

Задачи:

1. Дать представления детям об истории происхождения колокола и колокольного звона на Руси.

2. Познакомить с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания.

3. Воспитывать у детей уважение к русским национальным традициям.

Методические приёмы:

словесные: приветствие детей; загадки; рассказ; объяснение; постановка поисковых вопросов; положительный анализ деятельности детей;

наглядно-слуховой: слушание колокольного звона; музыкально — дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;

наглядно-зрительный: показ презентации «Колокола на Руси», видеоролик «Пасхальный звон»;

художественно — практический: музыкально – дидактическая игра «Звонарь»; физическая минутка.  

Словарная работа:

Активизация: колокольчик (из дерева, глины, металла и стекла); колокол: уши, плечи, туловище, язык;

Обогащение: Благовест — «благая весть», «добрая весть»; колокольня; звонарь, монах, православный храм.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

демонстрационное: цветок колокольчик; колокольчики разных размеров и материала;

наглядное: разные по величине, тембру колокольчики;

раздаточный: колокольчики;

оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.

Музыкальный материал: «Пасхальный звон»; песня В. Кикты «Весёлый колокольчик», разные виды колокольного звона.

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня к нам пожаловали удивительные, чудесные гости! На первый взгляд, они как братья – много общего, имена даже похожи. А с другой стороны посмотреть – совсем разные. Просто чудеса какие-то. А разгадать эти чудеса сможем мы с вами только вместе, сообща. Договорились? Ну что ж, отправляемся в удивительное путешествие в мир чудес!

Есть у меня волшебный сундучок, в котором лежат разные подсказки. Они-то и помогут нам не заблудиться в незнакомом нам мире, а вместе найти разгадку и понять, что же это за чудо-гости к нам пожаловали.

Вытягиваем первую подсказку.

Ребята, как вы думаете, цветы умеют разговаривать? (ответы детей)

А петь цветы умеют? (ответы)

Оказывается, каждый цветок может рассказать нам свою удивительную историю, но мы не понимаем их язык, к сожалению, поэтому нам кажется, что они безмолвны.

Но есть один цветочек, который принадлежа к цветочному миру, водит родство с миром иным, ничего общего с цветами, на первый взгляд не имеющим.

Что же у этих двух братьев общего? Заглянем в наш волшебный сундучок, он обязательно нам подскажет.  Они похожи внешне и название у них сходное.

А в чем различие? Различия в размерах, предназначении, материале, из которого они сделаны и авторе их творения, да и век, отведенный каждому из них на служение, совершенно различный.

Что ж, сундучок, давай нам первую загадку-подсказку!

(Звучит музыка – тихий звук колокольчика)

Дин — дон! Дин – дон! Раздается в поле звон.

Дин – дон! Дин – дон! Как красив и нежен он!

Кто же наш гость?

В синей шапочке головка,

Вырос он хоть не велик,

На ветру кивает ловко,

Так прекрасен нежный лик.

Говорят, поет он звонко,

Но не слышен песни звук.

Он растет на ножке тонкой,

Украшая поле, луг.

Похож на музыкальный инструмент,

Но звука музыкального в нём нет. (колокольчик)

(Дети отвечают)

— Давайте заглянем в наш волшебный сундучок и посмотрим правильно ли мы отгадали. (Достаем из сундучка цветок колокольчик).

— Вот он, первый братец, гость наш дорогой. А что же тебя связывает с другим братцем и кто он такой?

(Звучит музыка – звук колокольчика)

— Ребята, слышите, это колокольчик хочет рассказать нам свою историю. Давайте прислушаемся, если очень-очень захотим, то обязательно поймем язык колокольчика. А понять язык колокольчика нам поможет наш волшебный сундучок. Заглянем в него. (достаем листочек с загадкой). Нужно разгадать загадку.

Нет головы, а есть шея,

Нет рта, а есть язык.

(колокол).

Удивительно, что за загадка такая? Как такое может быть? Давайте прочтем дальше – здесь есть подсказки:

Язык есть, речей нет, а вести подает.

(Ребята отгадывают. Если не могут отгадать, берем еще одну подсказку)

Он давно к тому привык,

Что тягают за язык.

Бьют в него — до облаков

Слышен звон

(колоколов) 

Молодцы, ребята, разгадали загадку, расколдовали колокольчик. Теперь послушаем его рассказ.

(На экране появляются картинки презентации. Учитель тоненьким голосом колокольчика рассказывает легенду).

«Давным-давно в небольшом городе жил епископ Павлин (живший в Италии, в конце V века). Служил он в старинном храме. Храм стоял на красивой площади, и все птицы слетались к нему, а люди спешили по своим делам. Епископ Павлин все время призывал прихожан — придите помолиться Богу, но тщетно. Однажды Павлин отлучился из города, а возвращался домой по большому красивому лугу, где росло множество цветов. Стрекотали кузнечики, летали стрекозы и бабочки, высоко в небе пел жаворонок. Устал Павлин и решил прилечь на траву. Трава была мягкая, солнце ласково грело, и он не заметил, как уснул. Спит Павлин, а день клонится к вечеру. Вдруг он слышит, будто кто-то в колокольчик звонит, да так мелодично, звонко, радостно. И голос слышит: «Вставай, Павлин, а то на службу опоздаешь!». Видит он, что маленький белый ангел с прозрачными радужными крылышками раскачивает лиловый полевой колокольчик, и цветок звенит так, что замирает сердце. Вскочил епископ и быстро зашагал в город, еле успел к службе.  Павлин не мог забыть ангела с колокольчиками, и пришла ему мысль — сделать большой колокольчик и повесить повыше, на башенке храма. Однажды утром из храма раздался колокольный звон, и люди, услышав его, побросали свои дела и поспешили в церковь. Звонил колокол над городом, Дом Божий наполнялся народом, а епископ Павлин — радовался. С тех пор храм никогда не пустовал».

(Учитель достает из сундучка металлические колокольчики разной формы и величины)

— Вот их сколько – удивительных гостей к нам пожаловало! Здравствуйте, гости дорогие, очень рады вас видеть! Вот вы и встретились два братца – колокольчик-цветок и колокольчик-колокол.

Итак, ребята, вот в чем секрет! Вот как, оказывается, связаны между собой эти два братца – колокольчик и колокол.

Помните, мы с вами говорили, что их объединяет?

(Дети помогают отвечать)

— Похожее название: колокол, колокольчик

— Они похожи внешне – головки одинаковой формы.

А в чем разница? Давайте вместе подумаем.

— Один колокольчик молчит, а другой – звучит.

Кто сотворил обоих братцев?

— Цветочек вырос из земли, его творец – Бог, а колокол создал человек из природных материалов.

А какой век у каждого из них?

— Колокольчик живет только лето, потом вянет, засыхает, чтобы следующей весной снова расцвести. А колокол может служить долго, даже столетия, пока люди его не разобьют или сам не заржавеет и пойдет на переплавку. В любом случае, получается, что оба братца могут заново родиться!

А в чем их предназначение? (дети отвечают).

— Цветок колокольчик радует нас своей красотой, пчелы собирают с него нектар.

А вот семейство колоколов очень большое! У нашего колокола много родных братьев. У каждого из них свое предназначение.

Давайте заглянем в наш волшебный сундучок. Он поможет нам разгадать, какие бывают колокола и для чего они служат.

У кого болтается 

На шее эта штука.

Тот не потеряется

Найдут его по звуку. (колокольчик)

(Ребята отвечают, для чего такие колокольчики)

Топнул конь ногой, другой

Зазвенел он под дугой.

Развесёленький звоночек-

Медный, звонкий (колокольчик, по-другому бубенцы)

Кричит без языка,

Поет без горла,

Радует и бедует,

А сердце не чует.

Из земли взяли,

Но огне грели,

Опять в землю положили;

А как вынули — стали бить,

Чтобы мог говорить. (церковный колокол).

А где звучат такие колокола?

Загадка:

Этот дом – не просто дом: он красивый и с крестом.

Золотые купола, звонкие колокола!

Помолиться в этот дом ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это (православный храм).

Слово «колокол» произошло от старинного русского слова «коло» — (что обозначает круг, окружность. На Руси колокола появились в конце X века.

— А знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

— Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали о пожарах и нападении врагов.Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей.

-Ребята, а где находятся колокола? (в храме на колокольне).

Колокольня по-другому называется звонница.

— Почему называется колокольня — это понятно. А почему звонница? (Потому, что оттуда лился колокольный звон)

— А как назывался человек, который звонил в колокол? (Звонарь)

Колокол, как человек, он имеет строение: уши – это отверстия, за которые поднимают колокол, плечи, туловище и язык – металлический стержень, без которого колокол, не сможет издавать звук. Колокольный звон появился на Руси очень, давно. Он звучал в будни и в праздники.

Как вы думаете, звон колоколов одинаковый или нет? (ответы детей)

— Правильно, звон колоколов различается. Русские колокола отличаются особой звучностью и певучестью.

— По звукам колокольного звона можно было определить, что происходит в городе: благовест (т.е. благая, радостная весть, звон в один колокол) призывал в церковь на богослужение, трезвон (звон во все колокола) оповещал о большом празднике, по-особенному торжественно звонили к приезду высокопоставленных особ – царя, патриарха, членов царской семьи… Перезвон – самый сложный звон, представляет собой звон поочередно в каждый колокол. Перебор – представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно.

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном.

(Слушаем разные виды колокольного звона).

— Колокольный звон радовал, предупреждал об опасности, спасал от беды целые селения и города. Но иногда чудом является спасение одной заблудшей души, в которой колокольный звон задел самые болезненные струны совести, и через покаяние эта погибающая душа воскресает для новой жизни.

Вот послушайте, какое предание расскажет нам старый колокол.

В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских он загубил на своем веку, много вдов и сирот обездолил.

Кого бы не встретил тот лихой человек, — старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых.

И вот однажды, под самое Светлое Христово Воскресенье, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем в Вологду шел человек – спешил он праздник великий встретить дома.

Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий.

Остановился как вкопанный лихой человек, а пасхальный звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса…

Не выдержал злодей, разрыдался, выронил нож из рук и, бросившись к путнику, голосом, полным слез, проговорил: «Христос Воскресе! Прости меня, брат и помолись обо мне!»

А церковный звон разливался все шире и радостней, и казалось вся природа на его могучие раскаты отвечала: «Воистину Воскресе!»

И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие.

В этом поэтическом предании ярко рисуется отношение нашего народа к церковному звону, в котором он слышит голос Бога, и даже закоренелый злодей и тот возрождается, пробужденный его могучими раскатами.

— Ребята, давайте вернемся к нашему волшебному сундучку. Он так и просится, чтобы мы его открыли!

Сундучок, сундучок

Разукрашенный бочек,

Ну- ка, крышку подними,

Что лежит, нам покажи.

(Дети садятся на стульчики).

Да, здесь лежат колокольчики разной формы, размера и изготовлены из разного материала. Вот из дерева, глины, металла и стекла. Есть даже хрустальный колокольчик. Как вы думаете, они одинаково звучат или нет?

(Дети отвечают)

— Давайте попробует. Я раздам вам колокольчики. И по очереди мы будем оживлять каждый колокольчик, сравнивая его голос.

(Дети звонят в колокольчики).

— Что вы услышали? Разный тембр, громкость звучания, мелодичность. Все это зависит от того, из чего колокольчик сделан. А зависит ли голос колокола от его размера? (дети отвечают) Конечно, это мы можем наблюдать по звону церковных колоколов. Чем больше колокол, тем голос его ниже и мощнее, а чем меньше колокол, тем его голосочек тоньше и нежнее.

Колокола бывают сторожевые, вечевые, вестовые, путевые.

А какие главные колокола? 

— Церковные. Они продолжают жить и зовут к жизни – к жизни духовной.

Где размещают колокола? (на высоких колокольнях, чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон).

Какая самая высокая колокольня в России? 

— Самая высокая колокольня в Москве – Иван Великий, ее высота с крестом 86,66 м.

В древности колоколам давали имена. Этим они тоже схожи с людьми: Царские, Ссыльные, Карнаухие, Лыковые, Пленные, Голодарь, Лебедь, Козел, Баран, Гавриил, Георгий.

Обычно колокола отливали из меди или бронзы, но на Руси были колокола серебряные, позолоченные и даже глиняные, которые использовались в Соловецком монастыре.

Колокол для русского человека, всегда был голосом Родины, символом величия государства. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания колокольный звон.

Рефлексия: Вот и закончилась наше увлекательное путешествие. Скажите, ребята, что особенно вам сегодня запомнилось? Что вы можете рассказать своим родителям? Что нового открыли вы для себя сегодня?

Ребята, скажите, как называют человека, умело звонящего в колокола?

Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона? 

Итог урока.

Учитель: Ну вот, ребята, наш урок окончен. Давайте позвоним на прощанье в колокольчики и пусть они вам принесут радость и счастье.
А я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик!

2.Актуализация
знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии.

Цель
этапа:

выход
на проблему, через определение темы урока.

Урок
начинаем с прослушивания стихотворения  О. Высотской «Россия». (слайд
№1)


О чем поется в песне?

«О
России петь – что стремиться в храм» — так называется новый раздел уроков
музыки, который познакомит нас с духовными истоками нашей страны.

Какая
музыка может звучать в храме?

Тема
нашего урока «Великий колокольный звон». (слайд №2)

Исполнение
песни
 «Моя Россия». Соловьева Н. (слова), Струве Г.
(музыка).

О
России, о красоте русской природы.

Учебник,
страница 36-37.

Молитвы,
церковные напевы, колокольный звон.

Слушание
колокольного звона.

Учебник,
страница 38-39.

Регулятивные
УУД:

учатся
слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные
УУД:

учатся
высказывать свою точку зрения.

3.Проблемное
объяснение нового материала, усвоение новых знаний.

Цель
этапа:

Обеспечение
восприятия и осмысления нового знания о разновидностях колокольного звона.

4.Физминутка.

Цель
этапа: 

снять
психологическое напряжение младших школьников.

На
Руси колокола появились в середине 9 века и стали символом державы и мощи
духа русского человека.

Колокола
называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. «Колокол
– это молитва в звуке, икона звучащая».

Колокола
звучали по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о
бедствиях и праздниках. (слайд №3)

В
Древней Руси часто звонили колокола:


Звали на службу в храм.


Колокола оповещали о наступлении большого праздника.


Под звуки колокола сходились народные собрания.


Колокольным звоном отсчитывали время.


Встречали царей, патриархов.


Провожали воинов на битву и встречали их с победой.


Предупреждали о надвигающейся опасности (пожар, нападение врага).


Указывали дорогу заблудившемуся путнику.

Виды
колокольного звона:
 (слайд №4)

Набат –
тревожно, взволнованно сообщал о пожаре, войне.

Благовест –
благая, хорошая весть (мерные удары в большой колокол)

Трезвон –
радостно (все колокола вместе после Благовеста).

Перезвон —
во все колокола, но по очереди – символ печали.

Красный
звон (праздничный) 
– празднично, торжественно; на
великие праздники (в несколько колоколов, но без большого).

Определить
вид колокольного звона.

Обычно
в храмах бывает несколько колоколов, различных по высоте и силе звука:
большие колокола — низкие звуки, средние колокола – средние звуки, малые
колокола — высокие звуки. У каждого колокола свое звучание или свой тембр. Тембр –
это окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького
колокола тембр высокий.

(слайд
№5)

Какой
самый большой колокол и где он находится? (слайд №6)

В
1735 году в Московском Кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил
самый большой в мире колокол — Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не
звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на
него воду — от перепада температуры колокол треснул и от него откололся кусок
весом 11,5 тонн. Стоит сейчас Царь-Колокол в Московском Кремле и является
уникальным памятником России.

Человек,
который звонит в колокола, называется звонарь. Только с годами к звонарю
приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать
колокольные звоны. (слайд №7)

Ребята,
посмотрите на репродукции картин русских художников И. Левитана «Вечерний
звон» и А. Лентулова «Небосвод» в учебнике на странице 40-41.

Что
изображено на картинах? Какие звуки мы можем услышать, глядя на картины?

Какую
по настроению музыку вы написали, если бы были композиторами?

Послушайте
русскую народную песню «Вечерний звон» на слова И. Козлова в исполнении Ивана
Семеновича Козловского и детского хора, который подражает звону колоколов.
Песня исполняется а капелло, то есть без музыкального сопровождения. Сравните
песню с репродукцией картины русского художника И. Левитана «Вечерний звон» и
настроением, которое мы создали в нашем воображении. (слайд №8)

В
песне «Вечерний звон» мы услышали как можно голосом подражать звучанию
колокола. Попробуем и мы изобразить разные по тембру колокола.

Слушают
рассказ учителя.

Слушание
колокольного звона. Красный звон (Ростовские звоны).

Красный
звон (праздничный), так как он звучал радостно, празднично, торжественно в несколько
колоколов без большого колокола.

Учебник,
страница 40-41.

Работа
с картами настроения:

И.
Левитан «Вечерний звон» — печально, нежно, грустно, задушевно;

А.
Лентулов «Небосвод» — радостно, празднично.

Слушание
русской народной песни «Вечерний звон» в исполнении Ивана Семеновича
Козловского и детского хора.

На
фоне вечерней тишины слышится колокольный звон, который вызывает воспоминание
о родном крае.

Исполнение
попевки с движениями: 
(слайд №9)

1
ряд: «Бом… Бом…»

(Большой
колокол звучит низко, долго);

2
ряд: «Дин-дон, дин-дон…»

(Средний
колокол звучит умеренно);

3
ряд: «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…»

(Малый
колокол звучит высоко, быстро).

Регулятивные
УУД
:

развивать
умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Личностные
УУД:

уметь высказывать
свое личное уважительное отношение к разновидностям колокольного звона;
развивать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего
народа.

Познавательные
УУД:
 познакомиться с разновидностями колокольного звона;

научиться
использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные
УУД:

уметь
в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку
зрения.

Коммуникативные
УУД:

уметь
в совместной деятельности слушать и исполнять музыку;

участие
в коллективном исполнении произведения.

5.Этап
вокально-хоровой работы.

Цель: развитие
вокальных данных.

6.Проблемное
объяснение нового материала, усвоение новых знаний.

Цель
этапа:

Обеспечение
восприятия и осмысления нового знания о колокольном звоне.

Исполнение
песни «Звонче, колокол, звени», муз. А. Филиппенко 
(слайд
№10)

Ребята,
а где располагают колокола?

(слайд
№11)

Для
того чтобы звуки колоколов были слышны далеко-далеко, строили высокие
звонницы и колокольни.

Многие
русские композиторы (М. И Глинка, С. С. Прокофьев, М. П. Мусоргский, С. В.
Рахманинов и д. р.) использовали звучание колоколов в музыкальных
произведениях, чтобы придать своим музыкальным произведениям могущество,
силу, смелость, веру в победу, величественность, задушевность.

Великий
русский композитор Модест Петрович Мусоргский в своей опере «Борис Годунов»
рассказывает о русском царе Борисе Годунове, которого венчают на
царствование. Композитор вводит подражание колокольного звона симфоническим
оркестром. Неужели настоящие колокола звучат в оркестре? Конечно, нет. Роль
колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические трубки –
музыкальный инструмент, который тоже называется «колокола», а также звучание
ударных инструментов.

Какой
характер придает композитор этому фрагменту? (слайд №12)

Это
было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само
царствование Бориса Годунова. Об этом нас колокола и предупреждают.

Волшебную
силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под
колокол, дернуть за веревку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди
с большой охотой становились под колокол, ожидая исцеления и обновления
внутри себя.

В
нашем городе Мичуринск тоже можно услышать звон колоколов.


Назовите Храмы нашего города?

(слайд
№13, 14)

Исполняют
ранее выученную песню.

На
колокольне или звоннице.

Слушание
музыки. Великий колокольный звон из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»
(фрагмент).

Музыка
звучит величественно, торжественно, но тревожно.

Боголюбский
собор, Ильинский храм, храм «Всех Скорбящих Радость».

Коммуникативные
УУД:

участие
в коллективном исполнении произведения.

Регулятивные
УУД:

развивать
умение анализировать, сравнивать, осмысливать.

Личностные
УУД:

выражать
свое личное отношение к музыкальному произведению.

7.Итоговый
этап рефлексии учебной деятельности.

Цель:

подведение
итога урока.

Вывод:   (слайд
№15)

 Колокола,
колокольные звоны, звучащие в храмах или в музыке композиторов,
 напоминают людям о добре, вере, любви, взывают к человеческой
памяти.  

Я
желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

(Учащимся
раздаются колокольчики, которые ребята раскрашивают цветными карандашами по
своему усмотрению).

Домашнее
задание:
 Слушать звучание колоколов в храме или в записи;
раскрасить колокольчик.

Колокола
— это символ России и мощь духа русского человека.

Колокольные
звоны – это голос нашей Родины.

«Колокол
– это молитва в звуке, икона звучащая». 

Рефлексия:

Я
сегодня узнал на уроке….

Мне
понравилось….

Я
заинтересовался…..

Колокольный
звон бывает…..

Композитор,
который использовали колокольный звон в своем произведении…

Регулятивные
УУД:

развивать
умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Личностные
УУД:

высказывать
свое личное мнение; выражать чувство сопричастности и гордости за культурное
наследие своего народа.

В большинстве религий молитвы сопровождаются определённой музыкой, а иногда звоном разных инструментов. А сообщение о колоколах позволит больше узнать о том, как они возникли и где распространены. С помощью такого сигнала пастыри собирали людей на молитву, на торжественные мероприятия — свадьбу, крестины, похороны. А также перезвоном предупреждали об опасности.

Сообщение о колоколах - история происхождения, строение и виды

Исторические сведения

Праобразом современных колоколов считаются китайские инструменты небольших размеров. Они были изготовлены в 23−17 веках до н. э. Мастера Поднебесного государства использовали их для музыки. Такие устройства стали праобразом для карильона, известного в Европе.

Старый Свет долгое время запрещал использовать эти инструменты, так как связывал их с язычеством. Хотя в Средневековье колокола стали символизировать религию и церкви. Их поверхность покрывали гравировками с краткими притчами из евангелия. А некоторые детали носили названия частей человеческого тела: язык, губа, уши, тулово. В Византии появилась традиция освящать колокол. Её позаимствовала и Киевская Русь.

У всех устройств сходное строение, основные детали:

Сообщение о колоколах - история происхождения, строение и виды

  • хомут — основа, на которой держится колокол;
  • корона — своеобразная ручка, за которую его подвешивают;
  • голова — верхняя часть;
  • талия — середина устройства;
  • губа — самая широкая часть;
  • язык.

Люди верили, что перезвон способен отгонять нечистую силу и даже исцелять. Колокольчики сегодня встречаются практически во всех религиях. А шаманы до сих пор изгоняют ими злых духов.

Русская церковь

В любом сообщении про колокола стоит кратко указать, как они стали известными на Руси. Первые звонницы стали возводить в государстве сразу после крещения. Несколько столетий использовались европейские карильоны, но к 15 веку появились новые устройства. По всей округе было слышно звук, который собирал прихожан на службу или извещал их о нападении врагов. Местные ремесленники отливали инструменты значительных размеров, чтобы они издавали громкое звучание. К примеру, прототип «Царь-колокола» весил 208 тонн.

Сообщение о колоколах - история происхождения, строение и виды

К началу 20 века литьем занимались только государственные заводы. Но после Октябрьской революции это дело перешло к владельцам частных предприятий. Хотя производство продолжалось недолго.

В связи с тем, что коммунисты попрекали религию, перестали строить церкви и звонницы. А поэтому и колокола стали уже не нужными. Только после перестройки литейное дело возродилось.

Его поручили лишь двум заводам — Балтийскому и ЗИЛ. Они изготавливали инструменты разных размеров. Но в церкви использовалось только три типа.

Разновидности колоколов

В сочинении или докладе о колоколах можно написать также об основных разновидностях. Их существует всего три, они основаны на размерах инструментов:

  • большие;
  • малые;
  • средние.

Большие колокола ещё называют благовестниками. Их звон предупреждает прихожан о начале богослужения. Они могут быть праздничными, воскресными, постовыми, простодневными. Первые используют во время главных православных торжеств. В них звонят на Пасху, Рождество, Благовещение. Вторые применяются только по воскресеньям, отсюда и названия. А третий вид можно услышать только во время постов. Ежедневно звонят простодневные колокола. Есть ещё полиелейные, которые играют во время соответствующей службы.

Сообщение о колоколах - история происхождения, строение и виды

Малые устройства ещё называют зазвонными. Это инструменты небольшого размера, обычно они объединены в один комплекс. Чаще всего их применяют совместно с большими колоколами, чтобы добиться трезвона. Один раз они играют перед вечерней службой, дважды перед утренней, а три раза малые колокола звонят в начале любой Божественной литургии.

Средние или подзвонные устройства предназначены всего лишь для украшения общего звучания. Об этом стоит рассказать в сообщение по музыке о колоколах для 5 класса или на уроках в воскресной школе. Эти инструменты более крупные, чем малые. Но их также соединяют в связки и прикрепляют к фонарному столбу.

Их звук слышится во время Пасхального поста или как символ литургии. А также подзвонные колокола используют в переборах, перезвонах, двузвонах и трезвонах.

Принципы размещения

Церковные колокола размещают по особым принципам. Православная церковь применяют особую конструкцию — карильон. Её подвешивают на вертикальных столбах на небольшой высоте от пола. Этим устройством довольно удобно управлять. При этом не нужно прилагать значительных усилий. Но она не подходит для больших городов, так как ее звон раздаётся только на маленьком расстоянии.

Сообщение о колоколах - история происхождения, строение и виды

Колокола, спрятанные под крышей церкви, звучат довольно тихо. Но сегодня здание с этими инструментами присоединяют непосредственно к собору. Оно становится неотъемлемой частью архитектурного комплекса.

В 19 столетии колокольни находились на крыше церквей. Храмы в городах и других населенных пунктах были самыми высокими сооружениями. И поэтому их звон был слышен практически по всей территории. Самый простой вариант — это установить колокола на примитивную звонницу. Это всего лишь перекладина, укреплённая на небольших столбах над землёй. Благодаря такому простому строению человек, отвечающий за колокола — звонарь, может бить в них, не поднимаясь на крышу храма.

Если звонница пристраивалась к церкви, то она остановилась доминирующим объектом в ее архитектуре. Пример такой постройки можно увидеть в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Там установлена церковь Святой Екатерины. А иногда устройство размещали на здании храмов, тогда такие здания называли «иже под колоколы».

Сегодня инструменты могут размещать в церквях по-разному. Всё зависит от того, в каком стиле построен храм. А также архитекторы учитывают размер колоколов и их количество.

Типы звона

За всю историю развития колоколов появилось множество вариантов их звучания. Хотя простой слушатель практически не различает этот красивый мелодичный звук, церковные служители в нём разбираются. Основные виды звона:

  • благовест;
  • перезвон;
  • перебор;
  • трезвон;
  • набат.

Благовестом называются размеренные одиночные удары в большой колокол. Звонарь сначала старается выводить три длительных, протяжных звона. А затем он бьет в колокол с равномерными интервалами. Услышать такой звук прихожане могут во время Пасхального поста или по большим церковным праздникам.

Сообщение о колоколах - история происхождения, строение и виды

Перезвон — это торжественная, переливающаяся музыка. Ее церковные служители применяют только перед особыми священными действиями. Можно наслаждаться этой мелодией во время Божественной литургии или крещенской службы. При этом легко различить звоны всех трёх видов колоколов. В них бьют по очереди, в результате чего образуется радостная музыка.

Перебором называется скорбный звон, он обладает минорным ладом. Его применяют во время печальных мероприятий — погребальных богослужений или панихиды. Звонарь сначала медленно бьёт по очереди в каждой из трёх типов колоколов. Первый удар приходится на зазвонный, а последний на благовестник. А после стихания мелодия повторяется.

Трезвон по звуку напоминает перебор, так как в нем также задействованы все инструменты сразу. Простой народ называет такую мелодию «Во все тяжкие». Звонарь должен три раза ударить в карильон, а между сессиями он делает небольшую паузу. Трезвон вызывает у прихожан радость и ликование, ведь он возвещает о наступлении светлых праздников.

Сегодня набат встречается достаточно редко. Еще во время Киевской Руси его использовали для предупреждения о страшных событиях. Но в современной России и иных странах для этого уже существуют другие устройства.

В те времена с колокольни доносились тревожные одиночные звуки. Они оповещали мирян о пожарах, стихийных бедствиях или набегах врагов.

Китайские традиции

Колокола используются не только в православных церквях. Много информации о них жители Киевской Руси почерпнули из Китая. В этом государстве существуют древние традиции литья устройств. Их переняли и другие страны. В современном Китае эти инструменты считаются принадлежностью разных видов храмов. Хотя в центре старых городов возводили специальные башни, где сигналы подавали два раза в сутки — на заре и при заходе солнца.

Сообщение о колоколах - история происхождения, строение и виды

Археологи обнаружили, что в Китае было несколько видов колоколов. Современные модели имеют традиционную круглую форму, но они произошли скорее из Индии. А в Поднебесной инструменты имели поперечный миндалевидный срез. Они издавали непродолжительные звуки и могли играть на два четких тона. А их комплекты охватывали сразу до пяти октав.

В Китае отличаются даже принципы размещения устройств. Некоторые из них располагают звучащей частью наверх. У таких колоколов длинная нога, на которой они стоят. Другие имеют полную ногу, благодаря которой их звук отличается от других видов. Но золотой век китайского колокольного дела окончился сразу после периода Сражающихся царств. Позднее были изготовлены гигантские ритуальные устройства, их отливали из металлов, которые добыли из оружия покорённых государств.

Сегодня колокола используют и в религиозной сфере, и в музыкальной. Их изготавливают из разных металлов, они могут быть любых форм и размеров.

Предыдущая

КультурологияРеферат на тему: «Предсказания в искусстве» — примеры скрытых пророчеств

Следующая

КультурологияРеферат на тему: «Культура Киевской Руси» — особенности развития и основные достижения

Тема: «Методическая разработка интегрированного урока по музыке в 3 классе «Великий колокольный звон»

Выполнена: Пилюгиной Н. А.

учителем музыки

МОУ СОШ № 9 ст. Расшеватской

Новоалександровского района

Введение.

Отличительные особенности предлагаемого учебно-методического материала в новой содержательной линии в преподавании предмета музыки на основе духовно – нравственного воспитания в рамках реализации ФГОС.

Использование информационных технологий на уроке помогает глубокому, эмоционально – яркому погружению учащихся в атмосферу звучания колокольных перезвонов и духовных песнопений на фоне иллюстраций, а так же не нарушает целостность восприятия данной темы у учащихся.

Методическая информация

Образовательная программа «Музыка 1-4 класс» под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Название темы: О России петь – что стремиться в храм.

Тема урока: Великий колокольный звон

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Цели урока: Знакомство учащихся со звучанием колоколов православного храма.

Изучение понятий: благовест, перезвон, трезвон, звон.

Колокольные звоны в картинах художников.

Задачи урока:

Обучающая:

  • расширить кругозор в понимании колокольности в русской музыке у учащихся.

Воспитательно-нравственная:

  • воспитание чувства патриотизма и уважения к истории России.

Развивающая:

  • развить художественный вкус и творческие способности.

Воспитательно-музыкальная:

  • научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут и закрепят ученики в ходе урока:

  • Учатся слушать колокольный звон.
  • Узнают благовест, перезвон, трезвон.
  • Научатся исполнять колокольный перезвон.
  • Дети приблизятся к ощущению и пониманию колокольности, как художественного явления в русском искусстве.

Необходимое оборудование и материалы:

Колокольчики от большого до малого, мультимедиа-проектор, компьютер, экран, аудиоадаптер + акустическая система.

Основная часть

Содержание урока

1.Организационный момент. Погружение в атмосферу урока:

— Попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь. А я вам чуть-чуть подскажу.

Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Ну а в народе об этом национальном чуде говорили проще:

— За уши повесят, да за язык подергают – станешь петь.

— Лезу, лезу по железу

Вылезу на мостик

Дерну быка за хвост

Бык заревет – весь народ соберет.

Ну конечно же, это колокол.

Символом единства на Руси были колокольные звоны. Народный герой Егорий Храбрый, совершая воинские подвиги, ехал на Русскую землю и мечтал увидеть там «свету белого, солнца красного», и, конечно, услышать «звону колокольного».

-Россия – единственная страна мира, где живёт колокольная музыка.

Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошел в музыку, литературу, живопись.

-Когда же появились первые колокола на Руси? Первый колокол был отлит Александром Григорьевым в 1655г. Самый огромный в Москве в 1733-1735г. Весил он 200 тонн, мастера Иван и Михаил Моторины. Звонить в колокола было самым любимым занятием русских людей. На Пасху на колокольню пускали целую неделю всех желающих. Существовал устав звона, как звонить в будни и праздники. К Колоколам относились как к живым существам, им давали имена: Гавриил, Георгий, Широкий, Лебедь, Медведь.

колокол состоит из разных частей: тулово, ухо, язык.

-В России самая бедная церковь имела не менее 3х колоколов, на колокольнях богатых церквей было более 10.

2. Знакомство с колокольными звонами:различают несколько видов звонов:

Благовест— это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. (Слушаем благовест)

Перезвон, перебор— это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. (Слушаем перезвон)

Собственно звон — это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов. К звонам данной группы относятся: праздничный звон, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем. (Слушаем звон – трезвон)

3.Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола»

А давайте у нас в классе устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».

Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)

1 группа: маленькие – «зазвонные» — колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом.

2 группа: средние колокола поют: бим- бом,

3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.

По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.

4. Сопоставление образов колокольной музыки с образами изобразительного искусства:

Картина И.Левитана «Вечерний звон», позволит детям представить разные колокольные звоны, что усилит их полное таинственности впечатление от прозвучавшей музыки.

Слушание. Концерт № 2 С. Рахманинова .

-Что напоминает начало произведения?

Колокольный звон.

— На каком музыкальном инструменте исполняется?

Фортепиано.

-какое настроение?

Напряжение, взволнованность.

-да, действительно композитор долгое время находился вдали от Родины, очень тосковал, любил Россию.

(Слушаем колокольный перезвон и песнопения троице-Сергеевой Лавры).

Проверка и оценивание УУД: вопросы по содержанию урока, ответы детей на вопросы, узнать мнение детей о рассматриваемой теме и содержании урока.

Рефлексия деятельности на уроке: Вот и подошел к концу наш «колокольный» урок. А на прощанье давайте послушаем духовную песню иеромонаха Романа «Русь святая зовет», (текст песни на слайде).

Домашнее задание: Рисунок колокольни или звонницы

Заключение

Дополнительная необходимая информация: Можно в ходе урока использовать стихи о колокольных звонах. Например:

Музыка над городом плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон…. Какая сила!

Чистый звук, что за душу берёт.

Звон плывёт, взмывая в облака,

Он, как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века.

Лаврова Татьяна

Мультимедийные компоненты урока.

Презентация « Великий колокольный звон» (4,63 Мб)

Формат ресурса — ppt, mp3.

Вид ресурса: Презентация и аудио-файлы.

Цели, задачи дидактического материала:

Цель: использование средств ИКТ для демонстрации музыкального инструмента и других материалов урока, с естественным звучанием колокольных звонов.

Задачи:

— эмоционально ярче донести звучание колокольных перезвонов и духовных песнопений на фоне иллюстраций,

— прослушивать аудио- файлы не нарушают целостность восприятия данной темы у учащихся.

Содержание дидактического материала:

1 слайд: Организационный момент. Погружение в атмосферу урока.

2 слайд: Благовест

3 слайд: Перезвоны

4 слайд: Трезвон, вокально – ритмическая игра «Дружные колокола».

5 слайд: пасхальные песнопения и звоны Троице-Сергеевой Лавры.

Проверка и оценивание ЗУНКов

6 слайд: рефлексия – песня ироманаха Романа.

Ресурсы дидактического материала:

Звуковые файлы: благовест, перезвон, трезвон, праздничные песнопения и перезвоны Троице – Сергеевой Лавры, Духовная песня «Русь Святая зовет».

Графические объекты: Свято – Митрофаниевская церковь г.Добрянка, благовест, Колокольня Ивана Великого, Звонница Владимира – Суздальского монастыря, Колокольня троице – Сергеевой Лавры, И. Левитан «вечерний звон»

Используемые источники информации (литература, Интернет):

Методическое пособие «Музыка 1-4 класс»,

Фонохрестоматия «Музыка 2 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Графические объекты: сайты

http://www.moscowkremlin.ru/ns/russian/33.html

http://www.nowa.cc/showthread.php?s=89efe6c293485e52fd4d308bd58311bc&t=58156&page=2

http://cards.yandex.ru/card.xml?card_id=307

http://www.pskov.ru/ru/about_region/history

http://www.zemnaya-krasota.ru/Yakutsk/Preobrazhenskaya_tserkov.html

http://dorogadobra.ucoz.ru/publ/1-1-0-20

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Духовная песня: сайт

http://pesni.voskres.ru/songs/mikha08.htm — Песни русского воскресенья.

Пояснения по методике использования презентации в образовательном процессе:

Слайды выстроены в соответствии с ходом урока.

Воспроизведение звука и переход слайдов — по щелчку

Цель урока: раскрыть значимость
колокольных звонов в истории и культуре русского
народа. Познакомить учащихся  с видами
колокольного звона, с историей возникновения
колоколов.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с особенностями звукоизвлечения и
      разнообразием колокольных звонов;
    • сформировать первоначальные знания о колоколах
      и истории их возникновения на Руси;
    • закрепить полученные знания и подготовить
      учащихся к разговору о колокольных звонах в
      композиторской музыке.
  • Развивающие:
    • формировать умение различать колокольные
      звоны;
    • способствовать развитию целостного
      музыкального мышления на основе сотворческого
      восприятия их в самостоятельном опыте;
    • развивать творческие способности через
      организацию разных видов музыкальной
      деятельности.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию слушательской
      культуры учащихся на основе приобщения к
      вершинным достижениям музыкального искусства;
    • воспитать бережное отношение к русским
      традициям и исторически сложившемуся уважению
      русского народа, почитающего колокол, как символ
      русской земли;
    • способствовать развитию творческой активности
      учащихся.

Учебные универсальные действия:

Личностные УУД:
– выражать свое отношение, чувства, эмоции  к
прослушанному музыкальному произведению,
аргументируя личностными ощущениями;
– опираться на собственные предпочтения и свой
личностный субъективный опыт, на свои интересы,
склонности, устремления, индивидуально значимые
ценности и учиться максимально использовать его,
а не просто безоговорочно принимать, что говорит
учитель
Регулятивные УУД:
– определять тему урока;
–  анализировать музыкальное произведение на
основе средств музыкальной выразительности;
– оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– участвовать в диалоге;
– слушать и понимать позицию друг друга.
Познавательные УУД:
– уметь извлекать информацию из 
музыкальных,  художественных и поэтических
иллюстраций;
– выявлять сущность и особенность музыкального
произведения;
– уметь на основе анализа делать выводы.

Тип урока: урок изучения и первичного
закрепления новых знаний и способов действий.

Форма урока:  фронтальная,
групповая.

Методы: словесный, сравнения,
эмоциональной драматургии, слуховой
наглядности, зрительской наглядности,
музыкальное обобщение.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, музыкальный центр,
фортепиано.

Виды деятельности: слушание,
исполнение, размышление.

Формы организации познавательной
деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Оборудование:

Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: Презентация.
Музыкальный ряд:

  • М.Мусоргский «Великий колокольный
    звон».
  • Колокольный звон «Благовест».
  • Колокольный звон «Набат».
  • Колокольный звон «Трезвон».
  • Муз. народная, сл. И Козлова «Вечерний
    звон».
  • Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьевой «Моя Россия» (спрашивайте
    материал у автора статьи. Прим. ред.)

Литературный ряд:

  • Ю.Сомов «Звон колоколов» – стихотворение.
  • С.Есенин «Колокол дремавший» – стихотворение.

Дидактический материал:

  • Текст  стихотворения Ю.Сомова «Звон
    колоколов».
  • Текст  стихотворения С.Есенина «Колокол
    дремавший».
  • Учебник «Музыка» 2 класс /Е.Д.Критская,
    Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
  • Карточки с определением колокольного звона.
  • Колокольчики разного цвета.

Урок музыки – урок искусства и
импровизационность, вариативность,
индивидуальность – неотъемлемые и необходимые
его качества. При организации материала учитель
стремится к тому, чтобы учащиеся не просто
усвоили знания, а вывели их в процессе
постигающего мышления, реального и мысленного
эксперементирования, выявления существенных
связей и отношений между элементами своей
деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

Ход урока

У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас
необычный урок, тему которого мы определим
вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение
Ю.Сомова

Презентация. Слайд 1
/Текст стихотворения/
«Звон колоколов»

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага.
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо!

– Так о чем мы  с вами будем говорить на
уроке?
Д. Мы будем говорить на уроке о
 колокольном звоне.
У. Как вы думаете, какая тема нашего
сегодняшнего урока?
Д. Тема нашего урока – колокольный звон.
У. Молодцы. Мне осталось лишь добавить
одно слово –  «Великий колокольный звон».

Слайд 2 /Тема урока/

– Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне
колоколов, колокольчиков и выяснять, когда
появился колокольный звон, где его можно
услышать, а также поговорим о его разновидностях
и о том, какое место он занимал и занимает в жизни
человека. Мы сегодня научимся различать виды
колокольного звона и отличать их друг от друга.
– Предлагаю послушать вступление к опере «Борис
Годунов», автором которого является
М.П.Мусоргский.

Слайд 3 / «Великий колокольный
звон» М.Мусоргского/Слушание: вступление к
опере М.Мусоргского «Борис Годунов»

У. Какая музыка сейчас звучала?
Д.Звучал колокольный звон.
У. Вы услышали именно звук колоколов или
что-то еще?
Д. Звуки музыкальных инструментов,
которые подражают колокольному звону.
У. Какие инструменты или группы
инструментов имитировали колокольный звон?
Д. Колокольный звон передали духовые
инструменты, струнные смычковые, оркестр.
У.Как вы думаете, какие по размеру
колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
Д. Колокола большие и маленькие.
У. Как вы смогли определить?
Д. Низкие звуки – большие колокола,
высокие звуки – маленькие колокола.
У. Какое настроение передали нам
колокола?
Д. Колокола предали настроение радости,
праздника, торжества.
У. Колокола появились на Руси еще в
древние времена. Выглядели они по-разному.

Слайд 4 /Колокола/

По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес
за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и
задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную
музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не
музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от
этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он
начинает выздоравливать. Когда же он открыл
глаза, то увидел, что возле самого его уха
качается знакомый цветок. Какой?

Слайд 5 /Колокольчик/

Д. Колокольчик
У. И монах решил, что именно голос цветка
помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию
этого цветка, отлив его из металла.

Слайд 5  /Колокольчик и колокол/

У. Про колокола и колокольные звоны в
старину говорили много добрых,   красивых
слов. Так, например, колокола называли русским
чудом, а про колокольный звон говорили, что это
голос Родины.
О чем нам может говорить голос Родины –
колокольный звон?
Д. Колокольный звон может говорить  о
добре, о любви, о горе, о печали.
У. Когда нам может говорить колокол о
печали, о горе?
Д. Когда война или пожар.
У. Каким голосом будет с нами
разговаривать колокол о горе и печали?
Д. Колокол будет разговаривать низким и
громким голосом.
У. А когда колокол может говорить нам о
радости и любви?
Д. Когда победа, хорошая новость,
радость.
У. Каким голосом будет с нами
разговаривать колокол о победе и хорошей
новости?
Д.Колокол будет разговаривать нежным,
тихим, добрым, ласковым голосом.
У.Вы, ребята, сейчас дали характеристику
каждому колокольному голосу. Другими словами, вы
назвали ТЕМБР голоса. Тембр –
окраска звука
. У большого колокола тембр
будет низким, у маленького колокола тембр будет
высоким.

Слайд 6 /Колокола/

У. У колоколов, как у людей, есть свои
имена, своя судьба. Их даже одушевляли,
сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово,
ухо и
язык. И его голос, как у
человека – поет и в нем есть душа.

Существует несколько видов колокольных звонов.
С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем
учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Вслушайтесь в строчки поэтического текста
С.Есенина, они вам помогут узнать вид
колокольного звона.

Читаем стихотворение С.Есенина «Колокол
дремавший…»

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за рекою Благовеста звон.

У. О каком колокольном звоне идет речь
в стихотворении?
Д. В стихотворении идет речь о звоне –
 Благовест.
У. Благовест – название этого
звона происходит от двух слов «Благая
весть».

Что означают эти слова?
Д.  Радостная, добрая новость.

Слайд 7 /Благовест/

У. Благо = добро, радость, праздник
    Вест = весть – добрая весть.

Благовест оповещает о хороших новостях, о
победе над врагом, о празднике, о торжественном
событии. Звучит при помощи одиночных редких
ударов в один колокол. Послушайте колокольный
звон Благовест и определите его характер.

Слушание:  Колокольный звон
«Благовест»

У.  Какой характер колокольного
звона «Благовест»?
Д.  Характер полетности, радости,
светлый звон.

Повторное слушание: Колокольный  звон
«Благовест».

У. Сейчас прозвучит еще один вид
колокольного звона. Послушайте и определите
характер его звучания.

Слушание: Колокольный  звон
 «Набат»

У. Какой характер звучания этого
звона?
Д. Колокольный звон передает характер
тревоги, волнения.
У. О чем оповещает этот звон?
Д. Оповещает о горе, беде, страданиях.

Слайд 8 /Набат/

У. Этот колокольный звон называется Набат
– вид колокольного звона, который
представляет собой тревожные сигналы о бедствии
(о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи
частых ударов в один колокол.

Повторное слушание: Колокольный звон
«Набат»

У. И еще один вид колокольного звона, с
которым мы сегодня познакомимся. Давайте
послушаем, как звучит этот вид колокольного
звона, и  какой характер этого звона.

Слушание: Колокольный звон
«Трезвон»

У. Какой характер звучания этого
звона?
Д.  Колокольный звон передает
характер радости, праздника, звучит звонко.
У. А чем отличается этот звон от
 Благовеста и Набата?
Д. В этом колокольном звоне много
колоколов разных тембров звонят одновременно.
У. Какое настроение передает этот звон?
Д. Настроение праздника, радости.

Слайд 9 /Трезвон/

У. Этот колокольный звон называется
Трезвон
– самый сложный вид колокольного
звона – звонят во все колокола, которые мы можем
услышать во время радостных событий и
праздников.

Повторное слушание: Колокольный 
звон  «Трезвон»

У.  Итак, ребята, с какими видами
колокольного звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными
звонами: Благовест, Набат, Трезвон.

У.  А чтоб дальше продолжить
заниматься,
Пришло время нам размяться!
Мы не только отдохнем, а еще и закрепим виды
колокольного звона, которые мы с вами изучили. И
при помощи движений, мимики и пластики попробуем
передать особенности их звучания.

Слайд 10  /Физминутка/

Физминутка:

Вот звонит колокольный звон:
Бом-бом, бом-бом.
Созовет он весь народ –
Бом-бом, бом-бом.
Зазвучал Благовест:
Динь-дон, динь-дон,
О победе над врагом
Динь-дон, динь-дон.
А теперь Трезвон:
Дили-дон, дили-дон.
Колокольный перезвон –
Дили-дон, дили-дон.

 У. Молодцы! Мы с вами сумели при
помощи мимики, движений и пластики передать
главные особенности колокольных звонов: Благовеста,
Набата и
Трезвона.

Слайд 11 /Колокола/

У. В народе по особому, с любовью и
гордостью относились к колоколам – что даже
давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь,
Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола
тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык.
Колокола умеют говорить.
Да и судьба колокола, что судьба человеческая –
колокола подвергались наказанию: их били кнутом,
зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык.
Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана
Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.

Слайд 12 /Звонница/

У. Ребята, вы видите на слайде дом, в
котором живут колокола. Как он называется?
Д.Этот дом называется колокольня.
У.Еще у этого здания есть второе
название – ЗВОННИЦА. Почему его так
называют?
Д. Колокола звонят! Мы слышим
колокольные звоны.
У.А кто руководит этим чудным ансамблем
колоколов?
Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино
называют – пианист,
На скрипке – скрипач,
На гуслях – гусляр,
На колоколах – звонарь.

Слайд 13 /Звонарь/

Чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот
ансамбль, необходимо учиться в специальной школе
звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
Сейчас мы с вами попытаемся представить, что
находимся в школе звонарей на первом уроке. Перед
вами на каждой парте находятся
карточки-определения  услышанной колокольной
музыки.
Первый ряд, работая в паре с соседом, находит
слова, которые относятся к звону Благовест.
Второй ряд – к звону Набат.
Третий ряд – к звону Трезвон.
Все определения наклеиваем на листок в форме
колокола.

Работа парами. Проверка определений.

Слайд 14 /И.Левитан «Вечерний звон»/

У. Тема колоколов волновала и
интересовала поэтов, музыкантов, художников.
Сможем ли мы услышать колокольный звон в
картинах художников?
В учебнике на стр.38 есть иллюстрации картин
русского художника Исаака Левитана «Вечерний
звон».  Давайте внимательно рассмотрим, что
изображено на  картине.
Разбор картины: что изображено? (церкви,
вечер, наверное художник слышал колокола, когда
писал картину), какие цвета использовал художник?
Рассмотрев картину, попробуем и мы услышать
колокольные звоны. А помогут нам в этом
слова-подсказки, которые даны у вас в учебнике на
цветных плашках.
Д.  На картине  «Вечерний звон»
колокольный звон будет задушевным, нежным,
радостным, задумчивым. 
У. А сейчас прозвучит песня, написанная
на народную музыку и стихи И.Козлова.

Слушание песни  «Вечерний
звон»

У. Как вы думаете – как называется
песня?
Д.  Песня называется  «Вечерний
звон»
У. Эти произведения появились на свет
отдельно друг от друга, но если совместить два
«Вечерних звона», то можно найти много
интересных совпадений. В чем заключаются эти
совпадения?
Д. В картине и в песне говорится о
колокольном звоне.
У.  Какое внутренне ваше душевное
состояние, когда вы смотрите на картину и
слушаете музыку?
Д. Состояние спокойствия, доброты,
покоя.
У.  Но главная общая черта этих двух
произведений в их содержании. Что воспели в своих
творениях: художник в картине, поэт в стихах,
народ в музыке?
Д. Воспели любовь к Родине.

Слайд 15 /Колокола/

У. Люди всегда с большим уважением и
любовью относились к колоколам. Послушайте, как
это сказано в стихах:

Колокола! Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий.
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.

Г. Голуб

Мы тоже с вами знаем песню, в которой
прославляется наша Родина.

Исполнение песни «Моя Россия» (спрашивайте
материал у автора статьи. Прим. ред.)

У. Вот и подошел к концу наш урок. Чему
он был посвящен?
Д. Урок посвящен колокольному звону.
У.  С какими видами колокольного
звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными
звонами – Благовест, Набат, Трезвон.
У. Ребята, у вас на партах лежат
колокольчики разных цветов – красный, зеленый,
синий. Если вам очень понравился урок – возьмите
красный колокольчик; если не очень понравился
урок – возьмите зеленый колокольчик; если вам
урок не понравился – возьмите синий колокольчик.
На выбранном колокольчике напишите, как он
звучит.
А сейчас при помощи ваших маленьких 
колокольчиков мы озвучим большой колокол.
Дети прикрепляют свои колокольчики на большой
колокол – «озвучивают».
У. Вот как зазвучал наш колокол
(проговариваются слова, которые написали дети).
Какой звон получился?

Ответы детей.

У. Ребята, вы сегодня хорошо
поработали на уроке, узнали  много нового и
интересного о колокольном звоне и его
разновидностях. И чтобы вы еще раз подтвердили
отличное усвоение знаний, полученных на уроке,
домашнее задание будет таким: выразить знания,
полученные на уроке в рисунке – изобразить, на
ваш выбор, колокола, чтобы мы поняли, о каком
колокольном звоне вы хотели нам рассказать.

Слайд 16 / Пусть звучит Благовест/

У. Итак, мы сегодня познакомились с
колокольными звонами. Колокольные звоны – голос
Родины, народа, подлинное духовное творчество.
Колокола – сама жизнь, история, часть
музыкальной культуры России.

Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят!

Сохраним это состояние души до следующего
урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей
душе и жизни Благовест!

  • Рассказ о колледже на английском языке с переводом
  • Рассказ о кожемяке 6 класс краткое содержание
  • Рассказ о князе святославе
  • Рассказ о князе верейском в романе дубровский кратко
  • Рассказ о книге том сойер