Рассказ о князе владимире из энциклопедии

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 33-34. укм школа россиираздел летописи. былины. жития.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 33-34. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?

Я познакомилась с произведениями древнерусской литературы — летописями, былинами, житиями.

Особенно мне понравилась летопись «И вспомнил Олег коня своего» потому, что это правдивый рассказ о реальном событии, которое кажется фантастическим и заставляет задуматься о судьбе человека и возможности её избежать.

2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются?

И сказки, и былина являются произведениями устного народного творчества. В них всегда есть главный положительный герой, который выходит на борьбу со злом и побеждает его.

Но в сказках героем может оказаться любой человек: богатырь, царевич, дурак. А в былинах главными героями всегда являются богатыри.

Ещё одним важным отличием былины от сказки является то, что в ней герой-богатырь сражается за русскую землю, за свой народ, а не пытается достичь личного счастья.

3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри». Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?

В центре картины на могучем коне сидит Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич. Справа — Алёша Попович.

Богатыри изображены могучими, смелыми, решительными воинами, которые готовы встретить любого врага.

Я именно так себе и представляла Илью Муромца, когда читала былину. Он очень сильный и уверенный в себе. Он спокойный, потому что никого не боится. Он стар, но ещё крепок, он напоминает собой вековой дуб, который не повалить никакому ветру.

4. Расскажи о герое, который тебе понравился.

Мне очень понравился князь Олег. Это был великий воин и талантливый полководец. Он мог победить врага не только силой, но и хитростью, военной смекалкой, как поступил тогда, когда поставил корабли на колёса и взял Царьград.

Олег мне нравится и за то, что он думал о своём народе, заботился о безопасности государства, стремился крепить его границы и достигать важных союзов. Он был не только воином, но и политиком. 

Это личность, которую я уважаю.

5. Объясни своими словами, что такое летопись? Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

Летопись — это историческая память народа. Это рукописные документы, в которые собирали все важные сведения из жизни государства, чтобы донести их до потомков.

Летописи появились с обретением письменности. Их кропотливо записывали из года в год или, как тогда говорили, из лета в лето.

От этого слова «лето» и появилось название «летопись».

6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

Князь Олег был фактическим основателем Киевской Руси, человеком, который создал наше государство. Нам важно помнить о том, как и кем всё начиналось, и это понимал летописец. А потому он и сохранил до наших дней память о великом князе.

7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?

План рассказа о рукописных книгах

  1. Чем и на чём писали древние книги.
  2. Переплёт книги.
  3. Рисунки и буквы.
  4. Монахи-переписчики.
  5. Содержание летописей.
  6. Самая известная летопись.
  7. Первая печатная книга.

Я назову свой рассказ «Рукописные шедевры», потому что эти книги действительно представляли собой шедевры и были вершиной мастерства переписчика.

Пример рассказа о рукописных книгах по составленному плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обратил ли внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.

Имена многих летописцев не дошли до наших времён. Да и сами первые летописи не сохранились. Мы читаем только те летописи, которые переписывались другими людьми в более позднее время.

Так же происходило и с житиями. Они составлялись множеством авторов, каждый из которых дополнял и изменял первоначальный текст.

Получается, что летописи и жития писались множеством авторов. Поэтому было бы несправедливо указывать у них какого-то одного автора.

Сейчас многие энциклопедии, справочники, учебники пишутся коллективом авторов. Каждый из авторов пишет отдельный фрагмент, статью. У таких книг не принято указывать авторов.

Другой пример: сборник рассказов разных писателей. Нельзя указать какого-то одного автора на его обложке, ведь авторов у него множество.

9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?

Я дополню свое сообщение сведениями о том, что у произведений устного народного творчества нет автора, его невозможно установить.

Сообщение на тему «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса

Сочинять истории, песни, сказки люди начали очень давно. В те далёкие времена, когда письменности ещё не существовало, или она была доступна очень ограниченному кругу лиц.

Эти истории люди передавали из уст в уста, запоминали и пересказывали из поколения в поколение.

Каждый новый рассказчик что-то менял в исходном произведении, добавлял что-то своё. История обрастала новыми деталями и нередко мало напоминала исходный вариант.

Мало того, одна и та же история, рассказанная разными рассказчиками, начинала меняться. И получалось, что одна история существует во множестве вариантов, отличающихся в незначительных деталях.

У всех этих произведений нет автора. Мы говорим, что их сочинял народ, потому что очень многие люди приложили руки к их созданию.

У авторских литературных произведений автор есть всегда. Они записаны изначально и не могут изменяться. «Илиада» Гомера дошла до нас в том же виде, в каком написал её великий поэт. Произведения Шекспира сохранили свой первозданный вид.

В этом основное отличие устного народного творчества от авторской литературы.

Устное народное творчество не имеет автора и любое произведение доходит до нас во множестве вариантов. Авторское произведение имеет автора и его сюжет неизменен.

1

«Память и похвала князю русскому Владимиру» (полное название «Память и похвала князю русскому Володимеру, како крестися Володимер, и дети своя крести, и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано бысть Иаковом мнихом») — панегирик[1], одно из древнейших произведений русской литературы, созданное в XI веке (1040-е годы[2]). Памятник сохранился в компиляции поздних списков, старший из которых 1414 года (сгорел в 1812 году) представлен в Мусин-Пушкинском сборнике, остальные 13 датируются концом XV—XVII веками[3].

Памятник является важным источником по истории Древней Руси, так как автор пользовался предшествующими «Повести временных лет» сводами, ранними заметками житийного характера о Владимире Святославиче и, возможно, устными преданиями. От упомянутой «Повести» «Похвала» отличается датировкой важных событий жизни Владимира[1].

История и содержание[править | править код]

Рассказ о князе владимире из энциклопедии

Восстановить историю создания «Похвалы» сложно из-за давности её составления, сохранившейся в поздних списках (XV—XVII века). Записан памятник Иаковом Мнихом, чья личность спорна. Архиепископ Макарий (Булгаков) считал его упомянутым в «Повести временных лет» тем монахом[2]Киево-Печерского монастыря, которому Феодосий в 1073 году хотел передать игуменство после своей смерти[3][4]. Однако, такому предположению противоречат наблюдения над стилем произведений «Похвалы» и «Сказания о Борисе и Глебе»[5].

«Для стиля Иакова характерны сложные синтаксические периоды, ритмическая организация текста. Он широко использует ассонансы, текст строится не только на созвучиях и рифмовке окончаний, но и на созвучии сходных приставок (пра-, при-, пре-, про-) и корней в словах, относящихся к разным частям речи (глагол, существительное, прилагательное, наречие)»[1].

Текст трёхчастен[3]:

  1. Похвала Владимиру;
  2. Похвальное слово Ольге, с собственным заглавием: «Похвала княгине Олги, како крестися и добре поживе по заповеди господни»;
  3. Житие Владимира или Древнее житие[6] (начинается «Блаженный же князь Володимир внук Олжин крестився сам, и чада своя, и всю землю Рускую крести»).

Известна редакция Похвалы без средней части. В некоторых случаях переписывалась лишь третья часть. Оба эти вида восходят к полному тексту. В среде исследователей бытует мнение о разновременности составных частей памятника, собранных воедино (с основой «Древнего жития Владимира») в середине XIII века, либо целостности авторского произведения без компиляции[4]. Согласно А. А. Шахматову, текст соединил два древних писания XI века о князе Владимире, куда позже вставили Похвальное слово Ольге[3].

Панегирик прославляет Владимира как крестителя Руси, что искупает его языческие злодеяния, и завершается перечнем походов и побед Владимира, умирающего в благочестии[3]. Перечисление основных событий жизни Владимира представлено не в хронологическом порядке[1]. А. А. Шахматов первым указал, что вступительная третьей части является продолжением сравнения Владимира с Константином Великим, которое иначе обрывается на описании деяний римского императора и не имеет завершения[7].

«Переделка текста Иакова была произведена, по-видимому, в XIV веке в Северной Руси. Редактор изменил заглавие, внёс в текст разъяснения и заголовки и в том месте, где у Иакова читалась краткая заметка об Ольге, поместил Похвальное слово Ольге. Это Похвальное слово в свою очередь не является оригинальным произведением: в нём соединены панегирик проложного типа и легендарный рассказ о гробнице Ольги в Десятинной церкви»[3].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Творогов О. В. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь. — М.: Просвещение, 1996. — 238 с.
  2. 1 2 А. В. Назаренко. Крещение Руси. Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 22 февраля 2019.
  3. 1 2 3 4 5 6 Е. А. Фет. Память и Похвала князю Владимиру // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.
  4. 1 2 Н. И. Милютенко. Память и похвала князю русскому Владимиру // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  5. Творогов О. В. Иаков (XI в.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XIV века. — Л., 1987. — Вып. 1. — С. 191—192.
  6. Соболевский А. И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе // Христианские чтения. — 1890. — С. 791—795.
  7. Шахматов, А. А. Разыскания о русских летописях в 2 ч. / под ред. М. Д. Присёлкова. — 2018. — 514 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06455-1.

Литература[править | править код]

  • Насонов А. Н. История русского летописания XI — нач. XVIII в.. — Очерки и исслед. — М., 1969. — С. 27—31.
  • Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности // ПДПИ. — СПб., 1902. — № 147. — С. 29—31.
  • Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв.. — СПб., 1913. — С. 228.
  • Соболевский А. И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе // Христианские чтения. — 1890. — Вып. 1. — С. 791—795.
  • Срезневский И. И. Древние жизнеописания русских князей X—XI в. // Исторические чтения о языке и словесности в заседании II отделения имени Академии наук. — 1852 и 1853, 1854. — С. 80—84.
  • Тихомиров М. Н. Начало русской историографии // ВИ. — 1960. — № 5. — С. 53—54.
  • Федотов Г. П. Канонизация святого Владимира. — Владимирский сборник. — Белград, 1939. — С. 188—196.
  • Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира // Сборник статей в честь В. И. Ламанского. — СПб., 1906. — С. 16—18.

Вышел в свет 63-й том «Православной энциклопедии»

8 декабря 2021 г. 18:40

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет очередной, 63-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «С».

Том открывает статья о священномученике Сергии Вячеславовиче Константинове, настоятеле Вознесенской церкви в городе Кимры, приговоренном в 1937 году к 10 годам заключения в ИТЛ. Священномученик Сергий Константинов скончался в 1941 году в колонии на окраине г. Коврова. Том завершает статья «Синаксарь». В византийской традиции термин «синаксарь» чаще всего употребляется в отношении календарных сборников кратких агиографических текстов, предназначенных для чтения в дни церковных праздников.

63-й том может быть назван биографическим. Он содержит многочисленные статьи о православных мучениках и святых с именем Сергий. Материал о прп. Сергии Радонежском занимает более 50 страниц. В нем подробно обсуждаются житие великого русского подвижника, его многочисленные редакции, включая «Историческую выпись» Екатерины II. Подробнейшим образом излагаются детали биографии преподобного Сергия; рассказывается об истории его почитания. Отдельные разделы статьи повествуют о гимнографии, посвященной прп. Сергию, акафистах и иконографии. Последний раздел статьи снабжен многочисленными иллюстрациями.

Следует также отметить тексты о священномученике Сергии Кочурове, смелом критике сталинской репрессивной системы; военном священнике Сергии Кроткове, расстрелянном на Бутовском полигоне; священнике Сергии Лебедеве, арестованном за публикацию его фотографии в «Нью-Йорк Таймс» и впоследствии также расстрелянном на Бутовском полигоне. Бутово стало местом гибели многих православных священников и подвижников, но их убивали по всему СССР. Прославленный на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году отец Сергий Мечев был активным участником маросейского братства, благословленного Патриархом Тихоном в 1919 году. В 1929 году он был арестован в связи с «непоминанием» гражданских властей. Впоследствии священник Сергий Мечев был осужден военным трибуналом НКВД Ярославской области и расстрелян в 1941 году.

Значительно раньше мученическую кончину принял протоиерей Сергий Флоринский. В декабре 1918 году городок Везенберг в Эстонии был оккупирован частями Красной Армии. Отец Сергий был арестован, как «представитель старого реакционного режима и подозрительное лицо» и расстрелян в ближайшем лесу. О некоторых новомучениках известно совсем немного, как о послушнике Сергии Галине, расстрелянном вместе с монахами Зилантова монастыря в Казани в 1918 году. В других случаях жертвами бесчеловечного режима становились известные деятели, как Сергий Шеин, председатель Комиссии для выявления причин недовольства рабочих в 1905 году после Кровавого воскресенья. В 1912 году он стал депутатом Государственной Думы от Тульской губернии. Сергий Шеин был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1917-18 гг. Когда в 1922 году его приговорили к расстрелу, он отказался молить о прощении «власть, которая умертвила моего государя».

Из материалов о древнерусских святых следует отметить биографии прп. Сергия Малопинежского и подвижника благочестия Сергия (Ансимова).

Обстоятельная статья рассказывает о жизни Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), написанная С.Л. Фирсовым, автором исследования «Время в судьбе: Святейший Сергий, Патриарх Московский и всея Руси. К вопросу о генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века».

К хорошо иллюстрированным статьям тома энциклопедии относится материал об архимандрите Сергии (Шелонине), русском писателе XVII века.

В том также вошли статьи о Патриархах Константинопольских Сергии I, распространителе монофелитства, и Сергии II, Иерусалимских Патриархах, четырех Папах Римских. Объемные статьи повествует о мучениках Сергии и Вакхе и основателях Валаамского Спасо-Преображенского монастыря Сергии и Германе.

Том содержит также комплекс статей о деятелях Православной Церкви с именем Силуан. Большой материал посвящен прп. Силуану (Антонову), подвизавшемуся на Святой Горе Афон. По книгам о старце Силуане люди во многих странах знакомились с Православием. В статье о прп. Сильвестре Обнорском рассказывается о чудесах этого святого. Том содержит также материалы о летописце Сильвестре, игумене Выдубицкого монастыря, протопопе Сильвестре, сотруднике царя Ивана Грозного, киевском митрополите Сильвестре (Косове), духовном писателе Сильвестре Медведеве, казненном на Красной площади.

Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в XV веке, обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя.

63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного Образа Спасителя женском монастыре.

Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии; Симбирской и Новоспасской епархии; Симферопольской и Крымской епархии.

Необходимо отметить материалы о праотце Симе, старшем сыне Ноя, и ветхозаветном патриархе Симеоне.

Статьи о Сибаре, затворнике VI века, о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским. Читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии, известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего пять), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина, и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

Особое значение имеет статья «Символ веры», кратком изложении основных догматов христианства.

Среди значительных статей тома отметим следующие: «Сивиллины книги», в которой рассказывается о ритуальной античной поэзии; «сикхизм», (религиозное движение последователей гуру Нанака), статью о лауреате Нобелевской премии мира 1930 года шведском богослове Натане Седерблуме.

Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства.

Седмица.ru/Патриархия.ru

У этого термина существуют и другие значения, см. Эпос (значения).

Рассказ о князе владимире из энциклопедии

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих»[1]) — род литературы (наряду с лирикой и драмой)[2], героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей[3].

Часто эпические поэмы не имеют автора (собиратели древних эпосов не осознавали себя авторами написанного)[4]. Повествование ведётся от лица повествователя — реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события[2].

Происхождение

Рассказ о князе владимире из энциклопедии

Шкатулка «Певец-сказитель», Россия, фабрика Лукутина (конец ХІХ века).

На стадии зарождения эпоса у людей не существовало законченной картины мира, объясняющей его происхождение и судьбу. Тацит, описывая германские племена, упоминал их древние песни о мифологических предках и вождях, которые заменяли историю. Действительно, в эпосе воспоминания об исторических событиях сплавлены с мифом и сказкой, причём фантастический и исторический элементы в равной степени принимались за действительность. Эпос наполнен сведениями о мифологии и подвигах, афоризмами житейской мудрости, шутками, увлекательными рассказами. Назидательная функция столь же неотъемлема, как и познавательная. Эпос нёс древнюю мудрость, понимание которой считалось необходимым для каждого члена общества[2][4].

Переход от устного творчества певцов и сказителей к «книжному эпосу» сопровождался некоторыми изменениями в составе, объёме и содержании песен, поскольку эпические произведения в Европе существовали ещё в языческие времена, а в письменную форму были облечены столетия спустя после христианизации. Однако христианская идеология не определяет содержания и тональности поэм, что явствует при сравнении германского героического эпоса со средневековой латинской литературой, пронизанной церковным духом[4].

Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская[5], а другие считают, что эпос в Китае всё-таки есть[6].

Жанры

Основные виды (жанры) эпоса — это рассказ (малая форма), повесть (средняя форма), роман (большая форма)[2]. Также выделяются ещё жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, новелла, очерк, басня, анекдот[7].

Поэтика

Правдивость

Источником эпопеи служит национальное предание («абсолютное прошлое», по терминологии Гёте и Шиллера), а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел. Эпический мир отдалён от времени певца и слушателя эпической дистанцией[7]. В своём прологе к «Кругу земному» Снорри Стурлусон объяснял, что среди его источников есть «древние стихи и песни, которые исполнялись людям на забаву», и добавлял: «Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».

Формулы

Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).

В эпических произведениях жизнь человека изображается в развитии, от события к событию[2]. Эпический герой целостен, не мучим сомнениями и колебаниями, олицетворяет какое-то особое качество, характер, проявляемый в поступках и понятных речах. Это объясняется тем, что он знает и принимает свою судьбу, смело идёт ей навстречу. Эпический герой не свободен в своих решениях и выборе линии поведения, поэтому ему остаётся лишь доблестно, лучшим образом исполнить своё предназначение[4].

Средневековый эпос

Рассказ о князе владимире из энциклопедии

Средневековый эпос — прозаическая героическая поэзия, которая создавалась странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос пелся под звуки арфы или виолы (маленькой скрипки).

Лучше всего сохранились французские эпосы — около 100 поэм. Самая знаменитая из них — «Песнь о Роланде» — записана во Франции в начале XII века. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен и безумно смел, совершает необыкновенные подвиги и гибнет, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору.

В этой поэме отразились и любовь народа к «милой Франции», и ненависть к её врагам, и полное покорение своему господину. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Родину.

Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» отражает события и мифы времён Великого переселения народов. Запись этой поэмы сделана около 1200 года. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Но в поэме отразилась и жизнь германского народа в мирное и военное время. Пышные праздники у феодалов, пиры и турниры чередуются с войнами и битвами, в которых проявляются воинская удаль, смелость и сила рыцарей.

Обычно эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.

Русский эпос

Рассказ о князе владимире из энциклопедии

Русский героический эпос представлен былинами, так назвал русские эпические сказания учёный Иван Сахаров, взяв это слово из «Слова о полку Игореве»: автор хочет начать песнь по «былинам сего времени, а не по замышлению Бояню» (впрочем, слово «былина» как обозначение эпической песни изредка встречалось и в народе: «Сказка-складка, песня-быль», но чаще эпические песни называли «старинами»)[8]. Первые записи былин были сделаны в XVII—XVIII веках: древнерусская «Повесть о Сухане»; «Сказание о хождении богатырей киевских в Царьград» (Богатырское слово); «История о киевском богатыре Михаиле Даниловиче двенадцати лет»; «Сказание о князе Ставре Годиновиче»; «Сказание об Илье Муромце, Соловье-разбойнике и Идолище»; «Повесть о князе Владимире Киевском, о богатырях киевских, и о Михайле Потоке Ивановиче, и о царе Кащее Золотой Орды»; отрывок сказания об Алеше Поповиче и Тугарине; «Повесть о сильном богатыре и старословенском князе Василии Богуслаевиче» и некоторые другие[9].

Во второй половине XVIII века были записаны былины, входящие в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». На протяжении XIX—XX веков былины записывались фольклористами — П. В. Киреевским, А. Ф. Гильфердингом, П. Н. Рыбниковым, Ю. М. Соколовым, С. И. Гуляевым, А. Д. Григорьевым, А. В. Марковым, Н. Е. Онучковым и другими. Известны такие знаменитые исполнители былин как Т. Г. Рябинин, А. П. Сорокин, К. И. Романов, П. Л. Калинин, В. П. Щеголенок, А. М. Крюкова, И. А. Федосеева, М. Д. Кривополенова, Ф. Е. Чуркина и др.

Ареал бытования былин включает Печору, Мезень, Кулой, Пинегу, Зимний Берег Белого моря, западное Поморье, Северное Обонежье, Западное Обонежье, Восточное Обонежье (Пудогу), Кенозеро, Каргополье, центр Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, казачьи области (Дон, Нижняя Волга, Северный Кавказ и др.)[10].

Былины, подобно эпическим произведениям других народов, исполнялись, как правило, пением под аккомпанемент музыкального инструмента — гуслей; исполнялись также и без инструментального сопровождения.

Рассказ о князе владимире из энциклопедии

Процесс сложения былин, по мнению большинства исследователей, охватывает огромный промежуток времени, с древнейших времён (былины о Святогоре, Волхе) вплоть до XVIII века (былина о Бутмане)[10]. Всего былинных сюжетов около 70-ти, не считая былинных песен, каждый сюжет может быть представлен как в единичной записи, так и в многочисленных вариантах. Названия былин могут варьироваться. Вот список известных былин (в него не входят явные авторские былины, наподобие «Ваньки Удовкина Сына»):

Известные былины

Киевский или «владимиров» цикл[11]
  • Алёша Попович и Тугарин
  • Илья и Идолище
  • Ссора Ильи с Владимиром
Новгородский цикл[11]
  • Садко
  • Василий Буслаев
Московский цикл[11]
  • Былина о Хотене Блудовиче
  • Былина о Дюке
  • Былины о Чуриле Пленковиче

Известные эпосы мира

Поэтический эпос

  • Вальсируя с Матильдой — австралийская песня основывается на кельтской и шотландской народной песне.

Европа

  • Энеида — эпическое произведение на латинском языке, автором которого является Вергилий.
  • Илиада и Одиссея Гомера.
  • Дигенис Акрит — византийская эпическая поэма.
  • Италия:
    • Божественная комедия
    • Неистовый Роланд — рыцарская поэма итальянского писателя Лудовико Ариосто.
    • Освобождённый Иерусалим — рыцарская поэма Торквато Тассо.
  • Франция:
    • Песнь о Роланде
    • Песнь о Гильоме
    • Гормон и Изамбар
  • Англия:
    • Королева фей — аллегорическая рыцарская поэма Эдмунда Спенсера.
    • Кентерберийские рассказы — произведение поэта Джеффри Чосера, написанное в конце XIV века.
    • Потерянный рай — эпическая поэма Джона Мильтона XVII века.
    • Беовульф
  • Шотландия:
    • Оссиан — поэмы Джеймса Макферсона.
    • Scots Wha Hae
  • Ирландия:
    • Похищение быка из Куальнге
    • Фенийский цикл
    • Книга захватов
    • Уладский цикл
  • Германия:
    • Песнь о Нибелунгах
    • Фауст
  • Старшая Эдда — поэтический сборник древнеисландских песен.
  • Гейсбрехт Амстердамский — голландская пьеса Йоста ван ден Вондела.
  • Лузиады — эпопея португальского поэта Луиса де Камоэнса.
  • Испания:
    • Песнь о моём Сиде — средневековый памятник испанской литературы, анонимный героический эпос.
    • Mocedades de Rodrigo
    • Араукана — повествование о завоевании испанцами земель арауканов, обитавших на территории современного Чили.
  • Пан Тадеуш — эпическая поэма Адама Мицкевича (Польша).
  • Миорица — молдавская и румынская пасторальная баллада XIII в.
  • Горный венец — романтическая поэма владыки Черногории Петра II Петровича Негоша (Сербия и Черногория).
  • Словакия:
    • Святоплук Яна Голлы.
    • Slávy Dcera Яна Коллара.
  • Крещение при Савице — эпическая поэма словенского поэта Франце Прешерна.
  • Лачплесис — латышский героический эпос.
  • Калевипоэг — эстонский эпос.
  • Калевала — карело-финский эпос.
  • Масторава — эпос, бытующий у народов мордва и эрзя.
  • Дорвыжы — удмуртский эпос.
  • Грузия:
    • Этериани — средневековый грузинский романтический эпос X—XI веков,
    • Витязь в тигровой шкуре — эпическая поэма, написанная на грузинском языке Шота Руставели в XII веке.
  • Нартский эпос — эпос, бытующий у ряда горских народов Кавказа (абазин, абхазов, адыгов, балкарцев, ингушей, карачаевцев, осетин, чеченцев и т.д).
  • Давид Сасунский — средневековый армянский эпос,
  • Урал-батыр — башкирский эпос.
  • Акбузат — башкирский эпос (кубаир).
  • Шарвили — лезгинский народный героический эпос, а также имя героя эпоса.
  • Сказание о Парту Патиме[12] — лакский народный героический эпос
  • Джангар — калмыцкий эпос.

Азия

  • Очы-Бала — алтайский народный героический эпос
  • Сокровенное сказание монголов
  • Гэсэр — мифологический герой монгольских народов и народов Тибета.
  • Манас — главный киргизский эпос, самый большой эпос в мире.
  • Индия:
    • Махабхарата — древнеиндийский эпос, один из крупнейших в мире.
    • Рамаяна
  • Махавамса — историческая поэма о царях Шри-Ланки.
  • Какавин Рамаяна — яванская (индонезийская) версия древнеиндийского санскритского эпоса «Рамаяна».
  • Япония:
    • Повесть о старике Такэтори — японская народная сказка X века.
    • Повесть о доме Тайра — японская военная эпопея.
  • Малайзия:
    • Повесть о Ханг Туахе — героико-исторический эпос малайцев (хикаят).
    • Малайские родословия
  • Лам-анг — эпическое поэтическое произведение Филиппин.
  • Таиланд
    • Кхун Чанг и Кхун Пэн — тайское народное сказание.
    • Юан пхай — исторический эпос на тайском языке XV века.
    • Рамакиен — тайский национальный эпос, происходящий от индийской поэмы Рамаяна.
  • Лак Лонг Куан — вьетнамский эпос.

Восток

  • Эпос о Гильгамеше — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире.
  • Шахнаме — национальный эпос иранских народов.
  • Книга деяний Ардашира сына Папака — произведение пехлевийской литературы.
  • Книга Иова — 16-я часть Танаха, 3-я книга Ктувим, часть Библии (Ветхого Завета).
  • Катыне Габбара — поэтический героический эпос современных ассирийцев.

Эпос в прозе

  • Исход
  • Тысяча и одна ночь

Африка

  • Сказание Синухе — древнеегипетский рассказ Среднего царства (приблизительно XX—XVIII века до нашей эры).
  • Кебра Негаст — эфиопский эпос.

Европа

  • Под игом — роман патриарха болгарской литературы Ивана Вазова.
  • Мабиногион — валлийские повести.
  • Деяния данов — хроника датского историка XII столетия Саксона Грамматика.
  • Исландия:
    • Младшая Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона.
    • Сага о Ньяле
  • Круг Земной — свод скандинавских саг.
  • Улис — переложение Одиссеи ирландским писателем Джеймсом Джойсом.
  • Роб Рой — исторический роман Вальтера Скотта, опубликованный в 1817 году.
  • Церковная история народа англов (Англия)
  • Британия:
    • История королей Британии
    • Смерть Артура
    • Робин Гуд
  • Испания
    • Хроника Рамона Мунтанера
    • Тирант Белый — рыцарский роман Жуанота Мартуреля.
    • Дон Кихот — роман писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры.
  • Франция:
    • Большие французские хроники — летописный свод истории французской монархии начиная со времен её возникновения.
    • Книга истории франков — анонимная хроника VIII века.
    • История франков — сочинение Григория Турского.
  • Странствия Фернана Мендиш Пинту (Португалия).
  • Вильгельм Телль — пьеса Фридриха Шиллера (Швейцария).
  • Италия:
    • Декамерон
    • Обручённые писателя Алессандро Мандзони.
  • Польша:
    • Древнее предание — роман Юзефа Крашевского.
    • Трилогия Генрика Сенкевича.
    • Мужики — роман Владислава Реймонта
    • Свадьба — роман Станислава Выспяньского.
  • Грузия:
    • Десница великого мастера — исторический роман Константина Гамсахурдия.
    • Витязь в тигровой шкуре — эпическая поэма средневекового грузинского поэта Шота Руставели
    • Дата Туташхиа — эпический исторический роман грузинского писателя Чабуа Амирэджиби.
    • Шёл по дороге человек — роман Отара Чиладзе, напечатанный в 1973 году.

Латинская Америка

  • Пополь-Вух — книга-эпос месоамериканской культуры.
  • Тропы по большому сертану (1956) — роман бразильского писателя Жуана Гимарайнса Розы.

Колумбия:

  • Сто лет одиночества — роман писателя Габриэля Гарсиа Маркеса.
  • Вихрь — роман писателя Хосе Эустасио Риверы.
  • Мария — роман в стиле костумбризма писателя Хорхе Исаакса.

Азия

  • Алпамыс — эпос тюркских народов: казахов, узбеков и каракалпаков (Алпамыс), также башкир (Алпамыша́), татар (Алпамша), западносибирских татар (Алып Мямшян), алтайцев (Алып-Манаш).
  • Джами ат-таварих
  • Книга моего деда Коркута — героический эпос огузов.
  • Китай
    • Четыре классических романа:
      • «Троецарствие» (XIV в.)
      • «Речные заводи» (ок. XV в.)
      • «Путешествие на Запад» (XVI в.)
      • «Сон в красном тереме» (XVIII в.)
  • Повесть о Гэндзи (Япония)
  • Самгук юса (Корея)

См. также

  • Животный эпос
  • Список эпосов
  • Лирика
  • Драма

Примечания

  1. 5. Поэтика гомеровского эпоса. // Гиленсон Б. А. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция. История древней Евразии
  2. 1 2 3 4 5 Л. Бей. Введение в литературоведение. Учебное пособие по языку специальности. — Litres, 2018. — 199 с. — ISBN 9785457841123.
  3. Хализев, Мелетинский, 1978.
  4. 1 2 3 4 А. Гуревич. Средневековый героический эпос германских народов.. — Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах.. — М.: Художественная литература, 1975.
  5. «…кажется совершенно неправдоподобным, чтобы у китайцев была героическая поэзия». (Боура С.М. Героическая поэзия = Heroic Poetry. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 808 с. — ISBN 5-86793-207-9.. — С. 20.)
  6. «Китайский народ создал огромное количество песен- трудовых,эпических,героических,лирических, обрядовых, бытовых…».БСЭ.Второе издание.том 21. Статья: Китай. стр.301
  7. 1 2 Пивоев В. М. Эстетика. Учебное пособие. — Directmedia, 2014. — С. 282. — 303 с. — ISBN 9785445834816.
  8. Былины,М.,Терра,1998.
  9. Былины в 25 томах, Том 24, Непаспортизованные записи 17-20 веков, Спб.-М.(в печати)
  10. 1 2 Полный Свод русского фольклора, Былины в 25 томах, Том 1, Спб.-М., 2001. стр.5
  11. 1 2 3 Веснина Б. Былина // Кругосвет
  12. Jabrail Unchiev. PartuPatima. www.lakia.net. Дата обращения: 23 июня 2017.

Литература

  • Эпос // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1238—1242 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Эпос / Хализев В. Е., Мелетинский Е. М. // Экслибрис — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 30).
  • Азбелев С. Н. Редкая разновидность русских источников. — ROSSICA ANTIQUA, 2013.
  • Боура С.М. Героическая поэзия = Heroic Poetry. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 808 с. — ISBN 5-86793-207-9.
  • Веселовский А. Н., Шишмарёв В. Ф.,. Эпос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гадагатль А. М. Нартхэр. — сборник сочинений в семи томах и монография. — ГУРИПП «Адыгея», 2002.
  • Жданов И. Н. Русский былевой эпос. — СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1895.
  • Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. — М.; Л.: ГИХЛ, 1962.
  • Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. — Л.: Наука, 1974.
  • Квятковский А. П. Эпос / И. Роднянская. — Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — С. 376.
  • Котляр E. С. Эпос народов Африки южнее Сахары. — М.: Наука, 1985.
  • Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. — М.: Наука, 1987.
  • Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. — М.: Издательство восточной литературы, 1963.
  • Невелева С. Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. — М., 1991.
  • Орлов А. С. Казахский героический эпос. — М.—Л., 1945.
  • Пропп В. Я. Русский героический эпос. — М., 2006.
  • Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. — Л., 1988.

Ссылки

  • Epic.Mith.Ru: современное изучение эпоса
    • Работы по общей теории эпоса
  • Средневековый героический эпос
  • Средневековый героический эпос германских народов
  • Средневековый эпос и поэзия
  • Алпомиш (узбекский эпос)

https://ria.ru/20210717/bogolyubskiy-1741599714.html

«Об этом не говорили»: ученые раскрыли детали гибели Андрея Боголюбского

«Об этом не говорили»: ученые раскрыли детали гибели Андрея Боголюбского — РИА Новости, 19.07.2021

«Об этом не говорили»: ученые раскрыли детали гибели Андрея Боголюбского

Православные в субботу отмечают день памяти святого Андрея Боголюбского. Историки давно спорят об обстоятельствах гибели одного из самых могущественных… РИА Новости, 19.07.2021

2021-07-17T08:00

2021-07-17T08:00

2021-07-19T13:01

религия

переславль-залесский

владимир

москва

аналитика — религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/10/1741586544_0:165:602:504_1920x0_80_0_0_64c9708764a7ffe59fdf271de027da22.jpg

МОСКВА, 17 июл — РИА Новости, Никита Бизин. Православные в субботу отмечают день памяти святого Андрея Боголюбского. Историки давно спорят об обстоятельствах гибели одного из самых могущественных правителей XII века, о том, кто и за что убил князя. О самом кровавом преступлении древнерусской истории — в материале РИА Новости.Кровавая расправаВ ночь на 17 июля 1174-го в покои Андрея Боголюбского неожиданно постучались. «Кто там?» — спросил он. «Прокопий», — отозвались с той стороны. Но князь, хорошо знавший голос верного слуги, сразу понял, что это обман. И тут же потянулся за мечом, обычно висевшим над его постелью. Но оружия там не оказалось. В спальню ворвались пьяные люди.В кромешной тьме на князя набросились двое. Боголюбский был довольно рослым и оттолкнул одного из нападавших. Его по ошибке закололи подельники. Князь отбивался, скорее всего, подручными предметами, которые нащупал в темноте. Его полоснули ножом по лицу, но он продолжал сопротивляться. Потерял сознание после сильного удара по голове.Решив, что дело сделано, заговорщики отправились в винный погреб — отпраздновать победу. В это время Боголюбский пришел в себя и пополз к выходу из палат. Нужно было где-то спрятаться. Но где? В потемках он добрался до винтовой лестницы одной из башен. Там можно было укрыться.Вскоре нападавшие вернулись, чтобы спрятать тела убитых. Князя нашли по кровавому следу — принялись рубить его мечами и саблями. Финальным аккордом драмы стали три страшных удара. Один пришелся в левое бедро и сбил князя с ног. Второй отсек левую руку, и кровь захлестала фонтаном. Третий — в висок — был последним.Пожалуй, ни одно убийство летописи не описывали так подробно. Неудивительно — князя Андрея Боголюбского считают самым значимым правителем XII века. Его очень любили в народе. Он основал города Переславль-Залесский и Дмитров, укрепил стенами почти никому не известное поселение со смешным для того времени названием Москва. Растил и украшал любимое детище — Владимир, куда перевез из Киева чудотворную икону Богоматери. А недалеко от Боголюбова, личной резиденции, построил ныне знаменитую на весь мир церковь Покрова-на-Нерли. Казалось бы, зачем его убивать?Чужой среди своихКак отмечают исследователи, Андрей Боголюбский задолго до Петра I приоткрыл «окно в Европу»: до него на Руси не было правителя, столь активного в международной политике. Германский император Фридрих Барбаросса и византийский Мануил I — самые влиятельные на тот момент монархи — называли князя братом и считали равным себе. Само собой, это не могло не злить глав других древнерусских княжеств.А с ними Боголюбский воевал постоянно. Чего только стоят опустошительные походы на Киев и Новгород, когда он «утопиша в крови» тысячи горожан. Кроме того, князь Андрей, полагают историки, стремился к единоличному правлению — даже именовал себя «Великим государем», чего не было на Руси уже полвека.»Родись Боголюбский на двести лет позже, его «самодержавная» политика пришлась бы ко двору. Но в эпоху феодальной раздробленности это было просто невозможно», — поясняет РАИ Новости историк-медиевист Клим Жуков.Князь, по его словам, немало насолил и ближайшим родственникам. В 1161-м выгнал из Владимирского княжества мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее малолетними детьми. Недовольны «диктаторскими замашками» были и его братья — Михаил и Всеволод Большое Гнездо. Поэтому не исключено, что с Андреем расправилась родня, что для той поры было в порядке вещей.Московский следВпрочем, есть и другая версия. Историки обнаружили в хрониках любопытный эпизод в биографии князя Андрея, связанный с Москвой. Город, как известно, основал его отец Юрий Долгорукий. Но, как отмечали летописцы, он не имел на это права — земля принадлежала некоему боярину Степану Кучке, поплатившемуся за упрямство жизнью.На этом Долгорукий не остановился. Он выдал дочь убитого землевладельца Улиту за Андрея, что по тем временам расценивалось как оскорбление памяти погибшего. Боголюбский, в свою очередь, сделал ее братьев приближенными — это и стало его роковой ошибкой.Более того, Андрей в порыве ярости однажды приказал казнить младшего члена клана Кучковичей. Остальные братья затаили на него большую обиду. «Сегодня его казнил, а завтра — нас, так промыслим о князе этом», — приводит хронист слова одного из заговорщиков. Всего их было двадцать, во главе стояли Петр, Яким и Амбал.Последний работал ключником правителя — не пускал посторонних в княжеские покои. Поэтому заговорщики без труда проникли в спальню Боголюбского. А незадолго до убийства слуга выкрал княжеский меч.Надо сказать, исследователи долго сомневались, что Кучковичи осмелились бы на такую серьезную и дерзкую операцию. Однако не так давно появился важный аргумент в пользу именно этой версии.Граффити на стенеВ 2015-м при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском на стенах храма обнаружили около дюжины граффити различного содержания. Реставраторы полностью расчистили наиболее объемную надпись, а спустя пару лет ее оцифровали.Оказалось, что это ни много ни мало — сообщение об убийстве князя. В левой колонке — имена заговорщиков с пожеланием им «вечной адской муки». А справа — рассказ о преступлении.»Мы пока не можем назвать всех убийц князя. Значительная часть текста утрачена, а что-то пока не удается расшифровать. Но мы установили несколько имен, не упоминаемых в летописи. Это Ивка, Петрко, Стырята. Перечислено было примерно 20 человек, то есть летопись подтверждается», — объясняет РИА Новости филолог Алексей Гиппиус.Переславская настенная надпись, отмечает специалист, — подлинный документ, созданный по горячим следам громкого преступления. Правда, неизвестна точная дата: граффити могли сделать после казни убийц князя — либо до расправы, в назидание остальным.Непонятно только, почему убийство совершили в Боголюбове, а надпись нашли в Переславле. «Вполне возможно, мы имеем дело с официальным текстом для размещения на стенах соборных храмов епархии. И до нас дошла одна из многочисленных копий. Не исключено, что когда-нибудь мы обнаружим это же сообщение на других древних храмах Владимиро-Суздальской земли», — предполагает Гиппиус.Не последние подозреваемыеВместе с тем историки допускают, что заговорщиков было гораздо больше. Кроме Кучковичей, в этом могли участвовать младшие братья князя и даже родственники греческой мачехи.»Убийство Боголюбского было дворцовым переворотом в антураже XII века, — считает Клим Жуков. — Возможная причина — ущемление клановых интересов. Конкретно — бояр Кучковичей, мстивших за родственников».Еще одна интересная деталь: Андрей Боголюбский незадолго до гибели узнал о готовящемся заговоре и казнил одного из соучастников.»Поступать так было нельзя, следовало установить за ним слежку. Ведь, зная о заговоре, зачем рубить голову всего одному? Оперативная работа у Боголюбского была поставлена плохо, в отличие от внешней политики», — говорит медиевист.Белых пятен в этой истории по-прежнему много. Ученые надеются выяснить и другие подробности одного из самых громких убийств в русской истории.

https://ria.ru/20210613/nevskiy-1736830854.html

переславль-залесский

владимир

москва

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/10/1741586544_0:148:602:600_1920x0_80_0_0_91f5c09cec801f1001cfc7ff6fb298b9.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

переславль-залесский, владимир, москва, аналитика — религия и мировоззрение

МОСКВА, 17 июл — РИА Новости, Никита Бизин. Православные в субботу отмечают день памяти святого Андрея Боголюбского. Историки давно спорят об обстоятельствах гибели одного из самых могущественных правителей XII века, о том, кто и за что убил князя. О самом кровавом преступлении древнерусской истории — в материале РИА Новости.

Кровавая расправа

В ночь на 17 июля 1174-го в покои Андрея Боголюбского неожиданно постучались. «Кто там?» — спросил он. «Прокопий», — отозвались с той стороны. Но князь, хорошо знавший голос верного слуги, сразу понял, что это обман. И тут же потянулся за мечом, обычно висевшим над его постелью. Но оружия там не оказалось. В спальню ворвались пьяные люди.

В кромешной тьме на князя набросились двое. Боголюбский был довольно рослым и оттолкнул одного из нападавших. Его по ошибке закололи подельники. Князь отбивался, скорее всего, подручными предметами, которые нащупал в темноте. Его полоснули ножом по лицу, но он продолжал сопротивляться. Потерял сознание после сильного удара по голове.

Решив, что дело сделано, заговорщики отправились в винный погреб — отпраздновать победу. В это время Боголюбский пришел в себя и пополз к выходу из палат. Нужно было где-то спрятаться. Но где? В потемках он добрался до винтовой лестницы одной из башен. Там можно было укрыться.

Вскоре нападавшие вернулись, чтобы спрятать тела убитых. Князя нашли по кровавому следу — принялись рубить его мечами и саблями. Финальным аккордом драмы стали три страшных удара. Один пришелся в левое бедро и сбил князя с ног. Второй отсек левую руку, и кровь захлестала фонтаном. Третий — в висок — был последним.

Пожалуй, ни одно убийство летописи не описывали так подробно. Неудивительно — князя Андрея Боголюбского считают самым значимым правителем XII века. Его очень любили в народе. Он основал города Переславль-Залесский и Дмитров, укрепил стенами почти никому не известное поселение со смешным для того времени названием Москва. Растил и украшал любимое детище — Владимир, куда перевез из Киева чудотворную икону Богоматери. А недалеко от Боголюбова, личной резиденции, построил ныне знаменитую на весь мир церковь Покрова-на-Нерли. Казалось бы, зачем его убивать?

Чужой среди своих

Как отмечают исследователи, Андрей Боголюбский задолго до Петра I приоткрыл «окно в Европу»: до него на Руси не было правителя, столь активного в международной политике. Германский император Фридрих Барбаросса и византийский Мануил I — самые влиятельные на тот момент монархи — называли князя братом и считали равным себе. Само собой, это не могло не злить глав других древнерусских княжеств.

А с ними Боголюбский воевал постоянно. Чего только стоят опустошительные походы на Киев и Новгород, когда он «утопиша в крови» тысячи горожан. Кроме того, князь Андрей, полагают историки, стремился к единоличному правлению — даже именовал себя «Великим государем», чего не было на Руси уже полвека.

«Родись Боголюбский на двести лет позже, его «самодержавная» политика пришлась бы ко двору. Но в эпоху феодальной раздробленности это было просто невозможно», — поясняет РАИ Новости историк-медиевист Клим Жуков.

Князь, по его словам, немало насолил и ближайшим родственникам. В 1161-м выгнал из Владимирского княжества мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее малолетними детьми. Недовольны «диктаторскими замашками» были и его братья — Михаил и Всеволод Большое Гнездо. Поэтому не исключено, что с Андреем расправилась родня, что для той поры было в порядке вещей.

Московский след

Впрочем, есть и другая версия. Историки обнаружили в хрониках любопытный эпизод в биографии князя Андрея, связанный с Москвой. Город, как известно, основал его отец Юрий Долгорукий. Но, как отмечали летописцы, он не имел на это права — земля принадлежала некоему боярину Степану Кучке, поплатившемуся за упрямство жизнью.

На этом Долгорукий не остановился. Он выдал дочь убитого землевладельца Улиту за Андрея, что по тем временам расценивалось как оскорбление памяти погибшего. Боголюбский, в свою очередь, сделал ее братьев приближенными — это и стало его роковой ошибкой.

Более того, Андрей в порыве ярости однажды приказал казнить младшего члена клана Кучковичей. Остальные братья затаили на него большую обиду. «Сегодня его казнил, а завтра — нас, так промыслим о князе этом», — приводит хронист слова одного из заговорщиков. Всего их было двадцать, во главе стояли Петр, Яким и Амбал.

Последний работал ключником правителя — не пускал посторонних в княжеские покои. Поэтому заговорщики без труда проникли в спальню Боголюбского. А незадолго до убийства слуга выкрал княжеский меч.

Надо сказать, исследователи долго сомневались, что Кучковичи осмелились бы на такую серьезную и дерзкую операцию. Однако не так давно появился важный аргумент в пользу именно этой версии.

Граффити на стене

В 2015-м при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском на стенах храма обнаружили около дюжины граффити различного содержания. Реставраторы полностью расчистили наиболее объемную надпись, а спустя пару лет ее оцифровали.

Оказалось, что это ни много ни мало — сообщение об убийстве князя. В левой колонке — имена заговорщиков с пожеланием им «вечной адской муки». А справа — рассказ о преступлении.

«Мы пока не можем назвать всех убийц князя. Значительная часть текста утрачена, а что-то пока не удается расшифровать. Но мы установили несколько имен, не упоминаемых в летописи. Это Ивка, Петрко, Стырята. Перечислено было примерно 20 человек, то есть летопись подтверждается», — объясняет РИА Новости филолог Алексей Гиппиус.

Переславская настенная надпись, отмечает специалист, — подлинный документ, созданный по горячим следам громкого преступления. Правда, неизвестна точная дата: граффити могли сделать после казни убийц князя — либо до расправы, в назидание остальным.

Непонятно только, почему убийство совершили в Боголюбове, а надпись нашли в Переславле. «Вполне возможно, мы имеем дело с официальным текстом для размещения на стенах соборных храмов епархии. И до нас дошла одна из многочисленных копий. Не исключено, что когда-нибудь мы обнаружим это же сообщение на других древних храмах Владимиро-Суздальской земли», — предполагает Гиппиус.

Не последние подозреваемые

Вместе с тем историки допускают, что заговорщиков было гораздо больше. Кроме Кучковичей, в этом могли участвовать младшие братья князя и даже родственники греческой мачехи.

«Убийство Боголюбского было дворцовым переворотом в антураже XII века, — считает Клим Жуков. — Возможная причина — ущемление клановых интересов. Конкретно — бояр Кучковичей, мстивших за родственников».

Еще одна интересная деталь: Андрей Боголюбский незадолго до гибели узнал о готовящемся заговоре и казнил одного из соучастников.

«Поступать так было нельзя, следовало установить за ним слежку. Ведь, зная о заговоре, зачем рубить голову всего одному? Оперативная работа у Боголюбского была поставлена плохо, в отличие от внешней политики», — говорит медиевист.

Белых пятен в этой истории по-прежнему много. Ученые надеются выяснить и другие подробности одного из самых громких убийств в русской истории.

  • Рассказ о кишечной палочке
  • Рассказ о католической церкви в средние века 6 класс
  • Рассказ о классе на английском языке 4 класс с переводом
  • Рассказ о калининградской области
  • Рассказ о калуге для 2 класса окружающий мир