Рассказ о князе святославе

Как писал известный филолог-антиковед м. л. гаспаров, всякая мифология представляет мир большим домашним хозяйством, в котором управляется одно семейство богов.

Как писал известный филолог-антиковед М. Л. Гаспаров, «всякая мифология представляет мир большим домашним хозяйством, в котором управляется одно семейство богов». Действительно, гипертрофированные ссоры и примирения между членами пантеона богов напоминают коллизии человеческой жизни, с той лишь разницей, что мирское существование оказывается гораздо менее драматичным и непредсказуемым.

Трагизм взаимоотношений между богами повлёк за собой возникновение театра, где в диалоговой форме разыгрывались знакомые всем грекам с детства мифологические сюжеты. Кстати, жители Пелопоннесского полуострова имели весьма специфическое отношение к собственным богам и хитросплетениям их биографий. Для мифологического сознания характерно ссобое восприятие, в котором переплелись объективные исторические аргументы и вопросы субъективной веры.

Мифологические сюжеты органично вплелись в реальную жизнь древних греков, воплотившись в литературе, изобразительном искусстве, ювелирном мастерстве и керамике. Помимо эдакого кладезя национальных традиций, мифология представляла собой необходимый свод морально-этических заветов и наставлений, которые можно использовать в воспитании подрастающего поколения. Это весьма универсальная летопись сказаний и легенд, доступная для понимания и осмысления в любом возрасте. Немаловажным аспектом мифологии является её связь с культовыми действиями и ритуалами, которые определяли весь годичный календарь древних греков.

Представление древнегреческого исполнителя-аэда. <br>

Представление древнегреческого исполнителя-аэда. Источник: empresasdesucessos.com

Греки трактовали смену времён года, а следовательно и весь аграрный цикл как повторяющуюся цепь историй из жизни богов, легенды об их гибели и воскрешении. Вскоре эти события из ритуальной формы перешли в плоскость драматического искусства. Некоторые культовые празднества сохранились вплоть до начала нашей эры. Например, Элевсинские мистерии, представляющие собой целый комплекс обрядов инициации в аграрный культ Деметры и Персефоны. Они появляются около 1500 г. до н. э., а период их непосредственного празднования — более двух тысяч лет. Обряды в Элевсине попали под запрет после указа императора Феодосия I, который в 392 году повелел закрыть храм Деметры в целях борьбы с язычеством и для укрепления христианской веры.

Пантеон древнегреческих богов исчисляется десятками персонажей, однако можно выделить несколько наиболее знаковых фигур, мифы о которых оказали существенное влияние на культуру европейцев и сохранились в том или ином виде до наших дней.

Так, возникновение театра непосредственно связано с культом бога Диониса, которого традиционно связывают с покровительством виноделию и безудержными вакхическими плясками. В целом, история Диониса во многом схожа с перипетиями судьбы древнеегипетского Осириса, однако влияние этого персонажа древнегреческой мифологии на последующую европейскую культуру несравненно выше. Кстати, в Греции наряду с культом виноградной лозы Дионис прославился как покровитель деревьев и всех древесных насаждений. Он часто изображался в форме обыкновенного вертикального истукана без рук, в плаще, с бородатой маской на голове, окаймлённой ветвями и листьями деревьев.

Помимо виноградарства, Дионис покровительствовал также любому пищевому изобилию, плодородному земледелию. По сюжету мифа, он был богом-пахарем, который первым запряг быков в плуг, существенно облегчив тем самым ручной труд земледельца. А наиболее существенным аспектом дионисийского мифа является эпизод о его воскресении. Интересно, что именно эта часть биографии Диониса стала вначале разыгрываться в обрядовой форме.

Значение таких простых ритуальных действ заключается в воспроизведении катарсиса — нравственного очищения в результате душевного потрясения или перенесённого страдания. Этот психологический эффект, оказываемый воздействием драматического представления на зрителя, был выявлен Аристотелем в трактате «Поэтика» и стал на многие века ключевой категорией европейской драматургии.

Античное пиршество — симпосий. <br>

Античное пиршество — симпосий. Источник: earth-chronicles.ru

Мифология представляет собой систему представлений людей о жизни во времена предков, которые первыми получили необходимый набор благ: мастерство добывания огня, практику ремёсел, земледелие и использование домашнего скота. К тому же боги привнесли в жизнь людей ряд социальных институтов, которые позже нашли отражение в древнегреческой полисной системе и нормах римского права. Специалисты по мифологии называют такого рода богов «культурными героями», творцами всех материальных ценностей.

Типичным примером такого героя является Прометей, который пошёл на конфликт с богами, чтобы подарить обделённым людям искусство добывания огня. Любопытно, что нередко у таких культурных героев есть брат-антипод. У Прометея — это Эпиметей. Один из двух братьев великого титана Эпиметей женился на Пандоре, которая, открыв заветный ящик (в тексте мифа — кувшин-пифос), выпустила на свет все людские беды и несчастья. В отличие от своего брата, Эпиметей был настоящим «человеконенавистником»: он решил поделить между животными разные таланты и способности к выживанию, но ничего не оставил человеку. Потому брат Прометей, сжалившись над беззащитными людьми, обучил их навыку добывания огня.

В структуре мифа о Прометее и его брате заложена типичная для мифологии пара героев: герой-демиург (творец) и герой-трикстер (разрушительный озорник). Эта мифологическая пара играет очень важную, практически экзистенциальную роль во всей европейской культуре последующих столетий. Если герой-творец созидает и наводит порядок, то трикстер, постоянно внося хаос и дисгармонию, тем самым побуждает творить снова и снова. Так возникает порядок из хаоса — ключевой пункт космогонии древних греков.

Ещё одним аспектом мифологии, затрагивающим жизнедеятельность человека, является спорт и зарождение Олимпийских игр. Появившись в священном для древних греков городе Олимпии и просуществовав с 8-го в. до н. э. по 4-й в. н. э., Олимпийские игры были важнейшим событием для рядовых греков, выходящим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Естественно, возникновение такого социально значимого явления не могло пройти без участия олимпийских богов. Одна из распространённых легенд о создании игр гласит: однажды царь Элиды Ифит обратил внимание на то, что люди устали от постоянных войн.

Он обратился за помощью к богам. Те повелели ему устроить масштабные атлетические празднества. Тогдашние могущественные правители Ифит, спартанский царь Ликург и афинский Клисфен установили распорядок и свод правил. Олимпию сделали столицей игр и объявили город священным местом, а это означало, что в пределах Олимпии во время игр запрещалось носить с собой оружие.

Другая легенда связана с сыном Зевса, Гераклом, который привёз в Олимпию священную оливковую ветвь и там же объявил о создании игр, посвятив их победе Зевса над Кроносом. Не стоит забывать, что Олимпийские игры являлись важнейшей частью религиозного церемониала. Первый день древних игр отводился на жертвоприношения, причём делали их непосредственно атлеты, подводя жертв к алтарю.

Прометей, создающий первого человека.

Прометей, создающий первого человека. Источник: magisteria.ru

Миф представляет собой произведение устного народного творчества (так, эпосы Гомера исполнялись древнегреческими певцами-аэдами), создаваемое на протяжении нескольких поколений. Интересно, что субъектом познания и творчества здесь выступает не конкретный автор, а коллективное сообщество, аккумулирующее в мифологической системе свои представления и взгляды на окружающий мир.

Мифология при этом имеет не только познавательно-объяснительную сущность, но и функцию конструирования культуры, воссоздания тех мировоззренческих принципов, которые до сих пор коренятся в архетипах сознания. Об этом ещё в 1920-е гг. писал русский мыслитель А. Ф. Лосев: «Если брать реальную науку, то есть науку, творимую живыми людьми в определённую историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из неё свои исходные интуиции».

Доброе утро!

Директор ФСБ России Бортников глубоко озабочен тем, что в глобальной сети Интернет «фактически развернулась целая инфраструктура, производящая будущих террористов». Они якобы проникли даже в чаты компьютерных игр – и вербуют, вербуют, вербуют. Но государство не дремлет:

  • Роскомнадзор потребовал от Google заблокировать сайт «умного голосования».
  • Четверых участников Pussy Riot и двух их знакомых арестовали на 15 суток.
  • Власти Бурятии фактически ввели локдаун в республике; в Подмосковье собираются запретить непривитым пользоваться общественным транспортом.
  • Россия заявила, что британский эсминец нарушил границу у берегов Крыма и его встретили «предупредительным бомбометанием». Великобритания это отрицает.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России снова вырос – до 17 594. Число инфицированных в стране с начала эпидемии – 5 млн 368 тысяч. Официальное число жертв достигло к утру среды 130 895 человек (+548 за сутки).

Бурятия стала первым российским регионом, власти которого фактически ввели локдаун: две недели объявлены нерабочими – работать будут только связанные с жизнеобеспечением предприятия и СМИ. Министр здравоохранения Подмосковья объявила, что с 1 июля непривитым могут запретить пользоваться общественным транспортом. Московские власти уточнили, что вход на летние террасы ресторанов тоже будет осуществляться по QR-кодам о прививке, перенесенной болезни или негативном ПЦР-тесте.

Сколько в России вакцинированных, никто доподлинно не знает: вице-премьер Голикова насчитала 20,7 миллиона (у Путина полтора месяца назад выходило больше). В Москве, если верить чиновникам, вакцинация набирает головокружительные обороты: во вторник вице-мэр Ракова говорила о четырехкратном росте темпов, а в среду мэр Собянин – уже о десятикратном.

Инспекция ВОЗ нашла нарушения на одном из предприятий, где производится «Спутник» (неправильно следят за стерильностью).

Появляется все больше свидетельств, что в разных регионах России пациентов прививают «ЭпиВакКороной», при этом давая им подписать согласие на прививку «Спутником». Зачем это делается, будет понятно из интервью с молекулярным биологом Ольгой Матвеевой: вакцина новосибирского «Вектора» просто не работает, но говорить об этом нельзя, потому что глава Роспотребнадзора Анна Попова принимала участие в ее разработке и давала разрешение на ее использование до завершения второй фазы испытаний. Теперь все произведенное (скорее всего, безвредное для здоровья) надо куда-то деть.

Экстремисты, нежелательные, хулиганы и неблагонадежные

  • Роскомнадзор потребовал от Google закрыть доступ к «умному голосованию», придуманному Навальным и его командой (поскольку перекрыть к нему доступ, не перекрывая весь Google, сам Роскомнадзор технически не способен). Поскольку «умное голосование» – это просто ответ на вопрос, у какого кандидата-неединоросса в конкретном округе больше шансов победить единоросса, с задачей легко справится и телеграм-бот. Но охват граждан, если Google уступит, может, конечно, сократиться.
  • ФБК выложил в открытый доступ незасекреченные материалы дела о его признании «экстремистской организацией» и выпустил короткий фильм о содержании 18 из 23 томов этого дела. Оказалось, что 1300 страниц этого дела составляют скриншоты всего чего угодно из интернета, 346 – предупреждения о незаконности митингов, 387 – материалы административных дел на лиц, никак с ФБК не связанных. Единственный «экстремистский» материал в деле – ролик Навального 2011 года с призывом голосовать за любую партию, кроме «Единой России» (суд признал его экстремистским в 2013 году). Вот интервью с бывшим директором ФБК Иваном Ждановым.
  • Суд в Петербурге оштрафовал на 50 тысяч рублей бывшего директора «Открытой России» Андрея Пивоварова за то, что он не внес учрежденную им просветительскую организацию «Открытый Петербург» в реестр «иностранных агентов». Пивоваров, сидящий сейчас в СИЗО в Краснодаре по делу о содействии «нежелательной организации» путем репоста, утверждает, что у «Открытого Петербурга» не было иностранного финансирования. (Видимо, все дело в слове «открытый».)
  • «Медуза» выяснила, что обращение в Генпрокуратуру России с просьбой признать «нежелательным» частный американский университет «Бард-колледж» написал тот же самый Александр Ионов, который требовал включить «Медузу» в реестр СМИ – «иностранных агентов». Сам он говорит, что если не бороться с «идеологией Сороса», то «мы потеряем страну». Видимо, теперь будет писать в Роскомнадзор с требованием заблокировать все ссылки на книгу Поппера «Открытое общество и его враги».
  • В Москве на 15 суток арестованы четыре участника Pussy Riot и двое их знакомых. Ранее 15 суток дали другой участнице группы, Веронике Никульшиной. Формальные обвинения (в неповиновении сотрудникам полиции) этой спецоперации не объясняют: здесь адвокат гадает, зачем их на самом деле закрыли (вероятно, боятся, что они поедут в Петербург и выбегут на поле во время четвертьфинального матча Чемпионата Европы по футболу).
  • Вот интервью с директором фонда «Тотальный диктант» Ольгой Ребковец, в котором она объясняет, почему фонду отказали в президентском гранте и что может быть крамольного в популяризации грамотности среди народонаселения.

Безопасный Кавказ

  • Путин порекомендовал Рамзану Кадырову вновь избраться главой Чечни и похвалил его за успехи. Главный успех, по его мнению, в том, что при участии Кадырова Чечня стала «одним из наиболее безопасных субъектов Российской Федерации».
  • Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов обратился в суд в связи с угрозами, которые ему поступают со стороны Кадырова. Надеется довести дело до ЕСПЧ.
  • В Ингушетии дебаты о феминизме отменили после угроз организаторам. Угрозы звучали так: «Братья-ингуши, разгоните этот гадюшник или будете ждать, пока превратитесь в подобие Дагестана?»
  • Вот хорошее интервью с дагестанской правозащитницей Светланой Анохиной, которая помогает кавказским женщинам – жертвам семейного насилия.

Тюрьма

  • История бывших политзаключенных, арестованных на митингах в поддержку Навального и отсидевших несколько суток в изоляторе в деревне Сахарово: теперь они создали чат и носят передачи запертым там мигрантам.
  • О том, как сидится в российских тюрьмах заключенным-мусульманам, здесь рассказывает правозащитница из Ингушетии Пятимат Юсупова.

В Беларуси

Министр обороны Беларуси Виктор Хренин сказал, что у него есть «неопровержимые доказательства» причастности США к попытке покушения на Лукашенко (по делу об этой якобы попытке в СИЗО сидят политолог и литературовед Александр Федута и адвокат Юрий Зенкович). Кроме того, у Хренина есть доказательства того, что США приватизируют космос и подбирают под себя все виртуальное пространство.

Сегодня начинается суд над видеоблогером Сергеем Тихановским. Вместе с ним будут судить еще пять человек, все они провели за решеткой не меньше года. Вот в чем официальная суть этого дела (рассматриваться оно будет, естественно, в закрытом режиме). Других обвиняемых в рамках «дела Тихановского» будут судить отдельно, но одному из них – Вергилию Ушаку, находившемуся под подпиской о невыезде, – удалось бежать из Беларуси.

Политический аналитик Артем Шрайбман и бывший сотрудник МИД Беларуси Павел Слюнькин (обоим пришлось уехать из страны) подготовили в сотрудничестве с другими экспертами доклад о возможных сценариях развития белорусского кризиса. Их четыре: Лукашенко остается у власти, а страна – в изоляции; Беларусь превращается в подобие Абхазии под контролем России; власть в Беларуси официально переходит к пророссийским политикам, которые берут курс на интеграцию; революция побеждает, в стране проходят свободные выборы, проблема России остается.

Вокруг света

  • Российские военные заявили, что открыли предупредительный огонь по курсу британского эсминца, якобы вошедшего в территориальные воды России. В Великобритании сказали, что ничего этого не было. Находившийся на судне военный корреспондент BBC Джонатан Бил пояснил, что командир корабля действительно провел его через воды, которая Россия считает своими, чтобы продемонстрировать Москве приверженность международному праву, согласно которому полуостров и окружающие его воды принадлежат не России, а Украине. Но выстрелы, по его словам, были где-то далеко – российские военные ограничились угрозами.
  • По данным Financial Times, канцлер Германии и президент Франции предложили партнерам по ЕС пригласить Путина на саммит ЕС. Для многих это стало неожиданностью и вызвало непонимание.
  • Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС примет меры против правительства Венгрии в связи с законом о запрете «гей-пропаганды» в школе. Какие меры, она не уточнила (потому что их не так просто придумать).
  • В Гонконге закрылась крупнейшая оппозиционная газета.
  • Российский министр обороны Сергей Шойгу и лидер военного режима Мьянмы провели переговоры в Москве.
  • Джон Макафи – основатель компании, разрабатывавшей один из самых популярных в мире антивирусных софтов, – найден мертвым в каталонской тюрьме. Накануне суд разрешил выдать его в США, где его обвиняют в уклонении от налогов и махинациях с криптовалютами.
  • В США вынесен первый приговор по делу о штурме Капитолия – три года условно. По делу проходят около пятисот человек.

Шесть ссылок

  • Русские императоры. Рассказ о великом князе Константине Николаевиче, ближайшем помощнике царя-освободителя Александра II. Или 14 самых популярных легенд о Николае II с комментариями историка.
  • Города и люди. Беседа с литовским поэтом и мыслителем Томасом Венцловой о Вроцлаве. Или рассказ литератора Соломона Волкова о его родных городах – Риге, Ленинграде и Москве.
  • Органы. Отрывок из книги антрополога Скотта Карни «Красный рынок. Как устроена торговля всем, из чего состоит человек» (изд-во «Бомбора»). Или фрагмент из книги кардиолога Хайдера Варрайча «Сердце, которое мы не знаем: История важнейших открытий и будущее лечения сердечно-сосудистых заболеваний» (изд-во «Альпина Паблишер»).
  • Больше интересных текстов, интервью и репортажей вы всегда найдете в Telegram-канале Настоящего Времени. Читать эту рассылку тоже можно из Telegram.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 33-34. 

    УКМ «Школа России»

    Раздел «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.

    1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?

    Я познакомилась с произведениями древнерусской литературы — летописями, былинами, житиями.

    Особенно мне понравилась летопись «И вспомнил Олег коня своего» потому, что это правдивый рассказ о реальном событии, которое кажется фантастическим и заставляет задуматься о судьбе человека и возможности её избежать.

    2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются?

    И сказки, и былина являются произведениями устного народного творчества. В них всегда есть главный положительный герой, который выходит на борьбу со злом и побеждает его.

    Но в сказках героем может оказаться любой человек: богатырь, царевич, дурак. А в былинах главными героями всегда являются богатыри.

    Ещё одним важным отличием былины от сказки является то, что в ней герой-богатырь сражается за русскую землю, за свой народ, а не пытается достичь личного счастья.

    3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри». Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?

    В центре картины на могучем коне сидит Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич. Справа — Алёша Попович.

    Богатыри изображены могучими, смелыми, решительными воинами, которые готовы встретить любого врага.

    Я именно так себе и представляла Илью Муромца, когда читала былину. Он очень сильный и уверенный в себе. Он спокойный, потому что никого не боится. Он стар, но ещё крепок, он напоминает собой вековой дуб, который не повалить никакому ветру.

    4. Расскажи о герое, который тебе понравился.

    Мне очень понравился князь Олег. Это был великий воин и талантливый полководец. Он мог победить врага не только силой, но и хитростью, военной смекалкой, как поступил тогда, когда поставил корабли на колёса и взял Царьград.

    Олег мне нравится и за то, что он думал о своём народе, заботился о безопасности государства, стремился крепить его границы и достигать важных союзов. Он был не только воином, но и политиком. 

    Это личность, которую я уважаю.

    5. Объясни своими словами, что такое летопись? Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

    Летопись — это историческая память народа. Это рукописные документы, в которые собирали все важные сведения из жизни государства, чтобы донести их до потомков.

    Летописи появились с обретением письменности. Их кропотливо записывали из года в год или, как тогда говорили, из лета в лето.

    От этого слова «лето» и появилось название «летопись».

    6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

    Князь Олег был фактическим основателем Киевской Руси, человеком, который создал наше государство. Нам важно помнить о том, как и кем всё начиналось, и это понимал летописец. А потому он и сохранил до наших дней память о великом князе.

    7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?

    План рассказа о рукописных книгах

    1. Чем и на чём писали древние книги.
    2. Переплёт книги.
    3. Рисунки и буквы.
    4. Монахи-переписчики.
    5. Содержание летописей.
    6. Самая известная летопись.
    7. Первая печатная книга.

    Я назову свой рассказ «Рукописные шедевры», потому что эти книги действительно представляли собой шедевры и были вершиной мастерства переписчика.

    Пример рассказа о рукописных книгах по составленному плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.

    8. Обратил ли внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.

    Имена многих летописцев не дошли до наших времён. Да и сами первые летописи не сохранились. Мы читаем только те летописи, которые переписывались другими людьми в более позднее время.

    Так же происходило и с житиями. Они составлялись множеством авторов, каждый из которых дополнял и изменял первоначальный текст.

    Получается, что летописи и жития писались множеством авторов. Поэтому было бы несправедливо указывать у них какого-то одного автора.

    Сейчас многие энциклопедии, справочники, учебники пишутся коллективом авторов. Каждый из авторов пишет отдельный фрагмент, статью. У таких книг не принято указывать авторов.

    Другой пример: сборник рассказов разных писателей. Нельзя указать какого-то одного автора на его обложке, ведь авторов у него множество.

    9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?

    Я дополню свое сообщение сведениями о том, что у произведений устного народного творчества нет автора, его невозможно установить.

    Сообщение на тему «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса

    Сочинять истории, песни, сказки люди начали очень давно. В те далёкие времена, когда письменности ещё не существовало, или она была доступна очень ограниченному кругу лиц.

    Эти истории люди передавали из уст в уста, запоминали и пересказывали из поколения в поколение.

    Каждый новый рассказчик что-то менял в исходном произведении, добавлял что-то своё. История обрастала новыми деталями и нередко мало напоминала исходный вариант.

    Мало того, одна и та же история, рассказанная разными рассказчиками, начинала меняться. И получалось, что одна история существует во множестве вариантов, отличающихся в незначительных деталях.

    У всех этих произведений нет автора. Мы говорим, что их сочинял народ, потому что очень многие люди приложили руки к их созданию.

    У авторских литературных произведений автор есть всегда. Они записаны изначально и не могут изменяться. «Илиада» Гомера дошла до нас в том же виде, в каком написал её великий поэт. Произведения Шекспира сохранили свой первозданный вид.

    В этом основное отличие устного народного творчества от авторской литературы.

    Устное народное творчество не имеет автора и любое произведение доходит до нас во множестве вариантов. Авторское произведение имеет автора и его сюжет неизменен.

    1

    Тема: «Я в ответе за свои поступки»
    Цель: создать условия для формирования у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
    Задачи:
    Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «поступок» и «ответственность»; помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки; убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
    Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей – внимания, памяти, мышления; способствовать развитию чувств ребёнка – гордости, сопереживания, сочувствия; способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свои поступки.
    Воспитательные: создать условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к окружающим, стремления совершать добрые дела и красивые поступки; формировать навыки самосознания и самовоспитания.
    Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

    I. Вступительная часть
    — Добрый день, дорогие ребята!
    — Посмотрите в окно и скажите, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
    — Какое настроение вызывает у вас такая погода?
    — Как вы думаете, что можно сделать для улучшения настроения?
    — Конечно, нужно просто улыбнуться. Улыбнитесь широко-широко друг другу и самим себе. Теперь поднимите глазки на меня. Я желаю, чтобы хорошее настроение сопровождало вас ещё очень долго.
    — Покажите, как должны сидеть за партой прилежные ученики.
    Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.

    II.Подведение к теме занятия. Целеполагание.
    — Чтобы определить тему классного часа, внимательно прослушайте стихотворение и ответьте на несколько вопросов.
    Дети учатся думать, мечтать
    На вопросы ответ получать
    О поступках людей рассуждать
    Коль плохой, то его осудить,
    Ну а слабый – его защитить.
    — О чём стихотворение? (О поступках людей)
    — Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О поступках)
    — Мы поговорим с вами о поступках, а также об ответственности за свои поступки.

    III.Основная часть
    1. Рассказ с элементами беседы о поступках.
    — Как вы понимаете слово поступок? (Поступок — это какое-либо действие, совершенное человеком)
    Поступок — это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями.
    — Как вы думаете, какие бывают поступки? (Поступки бывают хорошими и плохими)
    — По каким признакам можно определить — поступок хороший или нет?
    (Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям)

    2. Игра «Сделай правильный выбор».
    — Предлагаю поиграть в игру под названием «Сделай правильный выбор».
    — Я буду называть поступки человека. Если это хороший поступок, хлопните в ладоши, если это плохой поступок – топните ногой.
    Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.
    — Каждый день мы совершаем разные поступки. Действия мы совершаем в отношении к самому себе, к людям, к окружающему миру. И чтобы не навредить окружающим вас людям, да и самим себе, старайтесь не совершать плохих поступков.

    3. Разбор ситуаций.
    — На партах у вас лежат карточки – одна на двоих. На них записаны ситуации и варианты того, как бы вы поступили в каждой из них.
    — Обсудите в парах, как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуаций и обведите кружочком выбранный вами ответ.
    1. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
    Как вы поступите:
    а) просто не принесёте книгу;
    б) принесёте книгу и попросите дать её ещё раз;
    в) скажите, что забыли книгу дома.
    2. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать.
    Как вы поступите:
    а) дадите списать;
    б) скажете, что нужно на уроке внимательно слушать учителя;
    в) после уроков объясните товарищу решение задачи.
    3. На улице плачет девочка.
    Как вы поступите:
    а) попытаетесь ей помочь;
    б) подумаете о том, что же могло произойти;
    в) не обратите внимания.
    4. Мы с другом играем в бадминтон. К нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
    Как вы поступите:
    а) скажете, чтобы не приставал;
    б) ответите, что не можете ему помочь;
    в) скажете, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
    г) предложите ему попробовать поиграть с вами.
    5. Ваш одноклассник на вас обиделся.
    Как вы поступите:
    а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;
    б) обидитесь в ответ;
    в) докажете ему, что он не прав.
    Обсуждение ответов.
    Вывод: Каждый должен думать о том, как повлияет его поступок не только на самого себя, но и на окружающих его людей. Человек должен отвечать даже за слова, которые он произносит.
    — Народная мудрость гласит:
    «Слово не воробей, вылетело — не поймаешь»
    — Как вы понимаете значение этой мудрости?
    — Нужно думать, прежде чем что-то сказать, потому что сказанные слова уже не вернёшь назад.
    — Как вы понимаете значение правила «Чего не хочешь для себя – не делай другим»?
    — Нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
    — Никогда не забывайте эти важные правила.

    4. Физминутка (видеоролик).
    — Ребята, я думаю, вы уже немного утомились. Предлагаю всем выйти из-за парт и потанцевать.
    — Присаживайтесь на свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.

    5. Рассказ об ответственности с элементами беседы.
    — Как вы знаете, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!
    — Как вы понимаете, что такое ответственность?
    Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
    — Чему мы должны научиться? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки, научиться отвечать за свои поступки)

    6. Упражнение «Какие качества характера свойственны ответственному человеку?»
    — Предлагаю вам выполнить в парах одно интересное задание.
    — На партах у вас лежит лист бумаги, на котором записан вопрос: «Какие качества характера свойственны ответственному человеку?». Ниже приведены разные варианты ответов и вам нужно подчеркнуть те ответы, которые вы считаете правильными.
    Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности, умение отвечать за свои поступки.
    — Проверим, как вы выполнили задание. Прочитайте те ответы, которые вы выбрали.
    — Скажите, какого же человека можно назвать ответственным? (Честного, мужественного, общительного, доброго, внимательного, активного человека, который может преодолевать трудности и отвечать за свои поступки)

    7. Просмотр и обсуждение видеоролика (фронтальная форма)
    — А сейчас мы с вами просмотрим мультфильм, после чего вы ответите на некоторые вопросы. Во время просмотра проследите за тем, какие поступки совершает каждый герой.
    Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья. Самый старший»
    — О чём мультфильм? (О приключениях Лунтика и его друзей)
    — Что делали жучки в начале мультфильма? (Играли в детские игры: катали машинку, строили домики из песка, играли в куклы)
    — Кто к ним пришёл? (Гусеницы – Вупсень и Пупсень)
    — Что они сделали? (Они забрали у жучков игрушки, разрушили их домики из песка)
    — О чём просили гусениц жучки? (Чтобы гусеницы не трогали их игрушки)
    — Как отреагировали гусеницы на их просьбу? (Они громко смеялись, и с ухмылкой отвечали, что просто играют)
    — Кто к ним подошёл? (Лунтик и Кузя)
    — Что увидели друзья? (Они увидели разрушенные домики из песка и нагло смеющихся и ухмыляющихся гусениц)
    — Что они сказали гусеницам? (Они сказали: «Как вам не стыдно? Разве можно обижать маленьких?»)
    — Что на это ответили гусеницы? (Они ответили, что просто играли, а жучки начали хныкать)
    — Что на это сказали Лунтик и Кузя? (Они сказали, чтобы гусеницы играли в другом месте)
    — Как отреагировали гусеницы? (Они сказали: «Что ты нами командуешь? Мы старше вас, а значит, делаем что хотим!»)
    — Что потом сделали гусеницы? (Гусеницы ушли)
    — Что сказал им вслед Лунтик? (Чтобы гусеницы попросили у жучков прощения)
    — Что ответили ему гусеницы? (Что не будут просить прощения)
    — Хороший ли поступок совершили гусеницы? (Нет)
    — Что им следовало бы сделать? (Попросить у жучков прощения)
    — Разве можно так поступать, даже если ты старший? (Нет)
    — Почему? (Потому что старшие должны помогать младшим, а не обижать их)
    — Досмотрим мультфильм до конца и узнаем, что же произошло дальше.
    Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья. Самый старший»
    — Что решили сделать друзья? (Они решили проучить гусениц)
    — Что же придумали друзья, чтобы проучить гусениц? (Друзья поступили по отношению к гусеницам так, как гусеницы поступили с жучками)
    — Понравилось ли это гусеницам?
    — Конечно нет!
    — Осознали ли гусеницы свою ошибку? (Да)
    — Что они пообещали? (Они пообещали, что больше никогда не будут обижать младших)
    — Попросили ли гусеницы прощения у жучков? (Да)
    — Что они сделали в конце мультфильма? (Построили жучкам домики из песка)
    — Что вы поняли, просмотрев мультфильм?
    — За свои поступки нужно нести ответственность. Нельзя обижать младших.
    — Как было сказано ранее, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»
    — Какой вывод мы можем сделать? (Каждый должен нести ответственность за свои поступки. От этого зависит многое)

    IV.Заключительная часть
    — Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки)
    — Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.
    — Сегодня мы с вами вели серьёзный разговор на одну из важнейших тем.
    — Мне хотелось бы узнать, к какому выводу вы пришли?
    — Я назову начало фразы, а вы постарайтесь её продолжить. Итак:
    Сегодня я понял …
    Я бы хотел…
    Сегодня я приду домой и …
    — Ребята, в течение всего классного часа вы были внимательны, активно работали над предложенными заданиями. Я надеюсь, что наша беседа не прошла даром, и вы отметили для себя что-то важное и нужное в жизни.

  • Рассказ о князе верейском в романе дубровский кратко
  • Рассказ о книге том сойер
  • Рассказ о книге на немецком языке 9 класс
  • Рассказ о княгине ольге для 4 класса
  • Рассказ о князе владимире 4 класс кратко