Рассказ о князе гвидоне

Тема : а.с.пушкин сказка о царе салтане, о славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Cat-S

Итак, обсуждать будем следующие произведения:

1) 25.12.2021 (cуббота)
Ф. М. Достоевский “Ёлка и свадьба”
Тема: Насколько актуальны браки по расчету?

2) 02.01.2022 (воскресенье)
A. C. Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”
Тема: Искренне ли мы желаем?

3) 08.01.2022(суббота)
Н. В. Гоголь. “Ночь перед Рождеством”
Тема: Любовь Вакулы и Оксаны. А если переложить на современные реалии?

Правила:
1) Стараемся заранее прочитать или перечитать произведение.
2) Начинаем обсуждать не раньше 11.00 в тот день, в который объявлено обсуждение.
3) Тему начинает любой участник форума.
4) Отличие от предыдущих обсуждений. Название топика уже есть. Это заявленная тема обсуждения.

Текст Ф. Достоевского «Елка и свадьба»

текст:
[ссылка-1] (online, doc, fb2)

аудио:
[ссылка-2]

Результаты голосования

23.12.2021 00:12:30,

61 комментарий

arte

В Рождество (25.12) я пас, а дальше с удовольствием :)

23.12.2021 21:53:00, arte

Спасибо!!!
23.12.2021 17:25:04, Зимняя (р.пианистка)-

Ящер

Спасибо за Достоевского! Участвовать не смогу, уж больно насыщенная у меня выдается суббота, но прочитала сейчас с удовольствием.
23.12.2021 11:44:37, Ящер

а можно и в воскресенье присоединиться. обычно обсуждения одним днем не обходились

23.12.2021 12:19:29, ALora

Ящер

Возможно…а вот дочке обязательно дам прочитать, она ходит вокруг Достоевского, схватила Бесов (я предупреждала, что не потянет пока) — и не потянула, забросила.
Я ей Село Степанчиково для начала предлагала, но куда там, мы ж крутые, нам сразу посуровее подавай )

23.12.2021 12:36:46, Ящер

ну, раз он ей интересен, сама дойдет до него, когда захочется. Моя старшая увлеклась Достоевским лет в 14, начав сразу с хардкора — ПиН. и далее по всем романам. а я в том возрасте ПиН не осилила. Зато лет в 20+ Достоевский у меня хорошо пошел, запоем, но только крупные формы. Из мелких разве что повесть Кроткая, которая оставила некое неприятное послевкусие.

23.12.2021 13:36:24, ALora

Ящер

Моей как раз 14.
Я Достоевским зачитывалась с 17 лет. У меня неприятное послевкусие было скорее от Униженных и Оскорбленных. Точнее, не послевкусие даже, а вкус на всем протяжении романа.
(но наверно. мы уже засоряем тему разговором не по теме?)

23.12.2021 13:40:54, Ящер

по мне так, такие лирические отступления как раз хороши, я грешна этим, каюсь:) Но у нас это допускается, поэтому-то темы и получаются интересными, имхо:)

23.12.2021 16:03:28, ALora

Ящер

Я только согласна, у нас это тоже всегда практиковалась. Просто и темы бывают разные, я потому и поставила вопросительный знак, на всякий случай — мало ли, может, в этой теме все строго, чтобы не отвлекать внимание от предмета )

23.12.2021 16:21:50, Ящер

Спасибо большое! Этого произведения Достоевского не знаю. Надеюсь смогу участвовать. Успею прочитать. Неделя что то оч насыщенная
23.12.2021 09:34:15, Верная жена

LoraEf

5 минут вам хватит.

23.12.2021 09:37:30, LoraEf

LoraEf

Прочитала Достоевского. Спасибо, расширила кругозор, но вот как знала, что он не мой, так и осталось при этом.

Ощущение от прочтения неприятные прям. Но потрындеть, конечно можно :)


23.12.2021 08:38:49, LoraEf

Все же прочитаю Белля, так как ничего у него не читала))
23.12.2021 07:56:48, Etagerka

голосовала за достоевского. теперь жалею. обсуждение будет не по книжке, если будет
23.12.2021 07:07:19, Шерлок

Cat-S

Время на чтение фельетона — 5 минут…
Кстати, неплохо написан, оригинально, мне понравился.
Я тоже за него была :), как и за Белля, ну, и за Чехова.

Начинать тему надо от фельетона, конечно.


23.12.2021 07:36:59, Cat-S

Squidward Tentacles

Можно вас попросить продублировать здесь ссылку на любое из предыдущих обсуждений? Необязательно остросоциальных, мне просто формат посмотреть ещё раз
23.12.2021 10:41:58, Squidward Tentacles

ниже вам Прица Сыйсу дала (правда в ответе мне) еще ссылки — про Бребдери — это было наше первое обсуждение.

23.12.2021 22:37:30, ALora

Например, здесь обсуждение и Бёлля в том числе:
5 рассказов:
1)Джером К. Джером “Пирушка с привидениями”,
2) Туве Янссон “Елка”,
3)Генри “Дары волхвов”,
4)Грин “Новогодний праздник отца и маленькой дочери»
5)Генрих Бёлль. “Не только под рождество.»

[ссылка-1]..


23.12.2021 13:41:02, Птица Сыйсу

это не самый показательный пример наших бывших лит.дискуссий, имхо:)

23.12.2021 16:04:45, ALora

Какой хотите? Могу поиском найти.

23.12.2021 16:17:18, Птица Сыйсу

первую, про рассказ Бредбери было бы неплохо показать. Ну или про Нежное дыхание

23.12.2021 16:22:39, ALora

даже не 5, я не о времени совсем
23.12.2021 08:10:40, Шерлок

Коза Агата

1. жалко Бёлля
2. все же рождество 25. я-то сама в России, мы не отмечаем, но другие может и да.
а так поучаствую

23.12.2021 05:55:59, Коза Агата

Коза Агата

я вроде написала, что другие люди отмечают 25
23.12.2021 08:55:28, Коза Агата

Squidward Tentacles

Назрел вопрос, так как я из свежеприбывших. В обсуждении надо активно-активно участвовать. Я дело в том что до сегодняшнего дня почему-то считала, что в субботу 24.12. Я и план себе даже накропала для обсуждения. А 25.12 у меня тут дело в том что ужин рождественский, который я по совпадению готовлю. У меня должно быть время между танцами у духовки, но отдаться и слиться в упоительном экстазе со всеми участниками вряд ли получится.
23.12.2021 00:39:43, Squidward Tentacles

Cat-S

24.12 большинство работает, пятница.

Тут как пойдет. Иногда очень активные обсуждения были. С более развернутыми пост-темами по следам. И вторая, и третья бывали.

А вот второй сезон (в прошлом году) не зашел.

Так что точно успеете, если у вас еще и план :) Можно начать вторую тему, если первая слишком большая или просто не нравится куда обсуждение зашло, например.


23.12.2021 00:46:12, Cat-S

Squidward Tentacles

Я обречённо увидела популярность Достоевского в опросе и пошла план какой-то делать. Я ж его как вариант предложила после главного Азимова
23.12.2021 00:55:14, Squidward Tentacles

Острая пика

Я Азимова очень люблю, но за него не голосовала, потому что смотрела не на произведения, а на тему для обсуждения. Как-то не хочется обсуждать оскал капитализма.
Может и остальные так голосовали.

23.12.2021 08:27:26, Острая пика

Squidward Tentacles

Так гримасы капитализма я предложила в шуточном ключе, это же штамп советских газет, понятно же, не в стиле передовицы газеты Правда клеймить в обсуждении, рассказ же юмористический
23.12.2021 10:23:41, Squidward Tentacles

Острая пика

Это я понимаю :) Я об основании выбора.
Параллельно составила себе списочек, что ещё почитать. Как раз Азимова поставила себе в прочтение и Бёлля, так как это не знакомые мне рассказы.

23.12.2021 13:06:32, Острая пика

УникаЛьнаЯ

Я голосовала за Достоевского и Азимова. Жаль Азимова :(
23.12.2021 07:55:56, УникаЛьнаЯ

А Азимов был моим третьим вариантом:)

23.12.2021 00:56:39, Hel

так обычно с 11 утра начиналась дискуссия. так что до ужина точно время будет:)

23.12.2021 00:42:11, ALora

Squidward Tentacles

Москва впереди меня на 2 часа, это мое самое время раскочегаривать то, что можно раскочегарить. Я постараюсь синхронизироваться, конечно
23.12.2021 00:44:01, Squidward Tentacles

Cat-S

а откуда вы, кстати? В реге не написано

23.12.2021 00:49:00, Cat-S

Squidward Tentacles

Швейцария. Регистрации и не было, я через почту авторизовалась, а профиль в почте у меня только необходимые поля заполнены.
23.12.2021 00:53:27, Squidward Tentacles

массовый десант то из Швейцарии оказывается ))
я так не была никогда, а полное ощущение, что уже все родное и я там всех знаю как в Санта-Барбаре

23.12.2021 01:52:20, ЁЁЁЁЁ

Squidward Tentacles

На детях я последние годы одна была из Швейцарии. Раньше больше было, мы даже встречались в реале, потом кто слился, кто переехал…
23.12.2021 11:38:16, Squidward Tentacles

Коза Агата

если вы про новичков, то кроме Сквидвард из Швейцарии никого вроде бы нет. а вот из «местных» жителей форума, как я поняла, есть
23.12.2021 05:57:08, Коза Агата

Cat-S

Популярная страна… У нас тут несколько участниц из Швейцарии есть

23.12.2021 01:05:05, Cat-S

Реклама

Чилим

Жаль Белля задвинули… а так все хорошо начиналось! И опять школьная программа!

23.12.2021 00:23:30, Чилим

да все вроде активные Белля предпочитали. удивилась сказке о царе Салтане на втором месте. Достоевский тоже в общем-то удивил.

23.12.2021 00:43:37, ALora

Коза Агата

ощущение что кто-то потыкал в более знакомые слова. неужели действительно многим хочется обсуждать царя салтана. хотя может я и не права
23.12.2021 05:57:57, Коза Агата

Аноним 9

так и есть) я это поняла, когда еще у нас в конкурсе на лучшую детскую книгу победили стихи барто. барышня получила читалку за то, что порекомендовала барто к прочтению… у меня тогда просто слов не было)
23.12.2021 09:08:07, Аноним 9

Squidward Tentacles

Я тоже подперечитала Белля. Я не виноватая, что Достоевский так всколыхнул, честно!
23.12.2021 00:36:12, Squidward Tentacles

Я тоже за Белля была. И за Азимова.
И хотя фельетон Достоевского понравился (ранее не читала), лучше бы обсудила не это произведение.
Но будем работать с тем, что есть:)

23.12.2021 10:31:55, Женечка-пенечка

Недавно юбилей был, для декабрьского сочинения он был в списке))
23.12.2021 07:59:45, Etagerka

Cat-S

Тоже удивлена внезапной популярности Достоевского.

Я думаю, местные прочитали название как «Булка и свадьба,» а не как «Елка и свадьба», ну, и триггернуло.


23.12.2021 00:39:26, Cat-S

Чилим

Достоевскому я не удивлена даже не 1 м месте, но вот чтобы Бёлль совсем вылетел — не ожидала

23.12.2021 13:23:04, Чилим

тоже не ожидала, что Сказку ему предпочтут, но думаю, это потому, что этот рассказ Белля не читали, а Сказку помнят.

23.12.2021 16:06:12, ALora

Я голосовала за Достоевского. Он мне нравится:)
(потупившись) И за Сказку Пушкина:)))
Мне темы обсуждения показались интереснее.
Казалось бы, Дама с собачкой. А какие страсти кипели, помнится. Мне кажется. самое большое и интересное обсуждение было из всех.

23.12.2021 00:55:59, Hel

ну, в общем-то где-то близко, если про расчет:)

23.12.2021 00:45:42, ALora

Cat-S

Ну, его можно в узком кругу обсудить, никто не мешает, стихийно

Но народ, видимо, любит классику. С Гоголем по датам красиво получилось…


23.12.2021 00:33:35, Cat-S

А разве не работает старая система с переносом необсуждённого на будущее? Или это разовая рождественская акция?

23.12.2021 19:10:31, Тайный Сигнал Барабанщика

Cat-S

А посмотрим. Как пойдет.

23.12.2021 21:01:11, Cat-S

имхо, народу просто лень было прочитать. Я этот рассказ Белля тоже раньше не читала. а тут перед голосованием спецом прочитнула.

23.12.2021 00:47:15, ALora

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

— Здравствуйте ребята!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»

-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.

-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за  жанр – сказка? (СКАЗКА — произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).

По таблице определите, какие бывают сказки?

Рассказ о князе гвидонеРассказ о князе гвидонеРассказ о князе гвидонеРассказ о князе гвидоне

Рассказ о князе гвидонеРассказ о князе гвидонеРассказ о князе гвидоне

-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).

— «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно  сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?

Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Рыбка        «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка         «Сказка о царе Салтане…»

Петушок    «Сказка о золотом петушке»

Яблоко       «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц           «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик   «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь       «Сказка о царе Салтане…»

— Из какой сказки предметов оказалось больше?

-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?

— Какие цели мы перед собой поставим?

( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)

Речевая разминка

Читают поговорку разными интонациями.

Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.

А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.

Называют сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую тему и цели урока.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.

Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

III. Работа над сказкой.

Повторение изученного.

Характеристика героев.

Работа с пословицей.

— Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.

1) Царь Салтан выбирает жену

2) отъезд царя Салтана на войну

3) подмена грамоты

4) морское путешествие царица и Гвидона

5) избавление царевны от злого коршуна

6) превращение князя Гвидона в комара

7) превращение князя Гвидона в муху

8) превращение князя Гвидона в шмеля

9) встреча Салтана с семьёй

10) счастливый конец.

— Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? 

В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.

 Посмотрите на таблицу:

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные (второго плана)

— Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте,  в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).

Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.

При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.

— Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.

Где счастье родится, там и зависть плодится.

Какую роль сыграла зависть в сказке?

Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

 -Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.

Групповая работа.

В группе восстанавливают последовательность событий.

Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”

Работают в парах.

Успех ближнего порождает зависть.

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.

К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

высказывают предположения,

строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста

Предметные:  определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.

IV. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

•  Теперь я знаю…

•  Мне стало понятно…

•  Раньше мне не приходилось…

•  Пока мне трудно дается…

Оценка деятельности на уроке

Формулируют свое отношение к уроку

регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

Урок литературного чтения в 3-Г классе

ТЕМА:А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки.Сравнение народной и литературной сказок.
ЦЕЛЬ: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина

Задачи:

  • Обучающая: учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять основную мысль, характеризовать героев сказки,учить видеть прекрасное ;отличать доброе от злого соотносить текст сказки с иллюстрациями, учить анализировать поступки героев;

  • Развивающая:развивать речь, мыслительные операции, память.

  • Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к произведениям искусства,

прививать любовь к чтению

Оборудование:

  • презентация « Пушкин и его сказки »;

  • экран, проектор, компьютер;

  • выставка книг Пушкина (у доски);

  • «Сказка о царе Салтане…»

Тип урока: комбинированый

ХОД УРОКА

1 Организационный момент

— Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют гостей)

Давайте проверим готовность к уроку

Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

ІІ .Мотивация учебной деятельности

Беседа – рассказ.

— Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть сказках. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Ребята, какие бывают сказки ? (народные, авторские.)

Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.

— Кого вы видите на этом портрете?(А.С. Пушкин) 1 слайд

— Каков он?

— Подберите слова на каждую букву фамилии, которые характеризуют как личность А.С.Пушкина. 2 слайд

П – поэт, прекрасный

У – умный, учёный

Ш– шикарный

К – красивый. классный

И – интересный, интеллектуальный

Н – необычный, необыкновенный

— И кажется, что Пушкин от рождения был таким, каким вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Но было время, когда он так не выглядел. время, когда он не писал, носился по дому, шалил, бил посуду, а Надежда Осиповна(его мама) , случалось в гневе наказывала его. Никто не решался остановить вспыльчивую барышню. Это могла сделать только Арина Радионовна.3 слайд Кто это Она прижимала мальчика к себе, произнося:

— Ничего, нам бывает и похуже: и розгами высекут, да ещё и продадут… Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую…

Эта чудесная русская женщина, чьё имя знакомо любому школьнику, не была обучена грамоте. Её руки были привычны к веретену, а не к перу. Но оказалась она талантливым человеком: хорошо пела и славилась особым даром сказывать сказки, которых знала множество.

И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. А написал он их семь.

Сказки Пушкина – тайна. В них никто не получает наказания. Но здесь и не прощают содеянное.

Ложь и правда, добро и зло – эти чувства не существуют друг без друга.

4 слайд музыка

5 слайд

ІІІ. Сообщение темы урока

— Сегодня у нас необычный урок , мы отправимся в царство сказок А.С.Пушкина. Я прошу всех закрыть глазки и открыть их тогда, когда закончится музыка, когда мы попадём в сказку

В сказке может всё случиться –

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи!».

(музыкальное сопровождение)

Урок мы посвящаем творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.

мы отправимся в путешествие по сказочной стране, придуманной поэтом. А название этой сказочной страны вы должны отгадать (запись на доске). 5 слайд

(КОРЬЕЛУМО)

6 слайд

У лукоморья дуб зелёный.

златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

— Мы познакомимся со сказкой , у которой самое длинное название. Но чтобы узнать, что это за сказка. Нам необходимо подобрать ключи. Потому что тайна за семью замками.

— Сколько нам нужно подобрать ключей? (семь).

А помогут нам герои сказок А.С.Пушкина (на каждый правильный ответ открывается часть названия). 7 слайд

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

1 ключ

« Рассыпалась» пословица

Работаем в парах .Ваша задача быстро собрать, прочитать и объяснить смысл пословицы. Задание узнать к концу урока какому герою сказки относятся эти пословицы

Кто добро творит, тому зло не вредит 9 слайд

(Путём зла не доходят до добра) 10слайд

Отгадайте загадки, тогда получите второй ключ.

2 ключ

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Жил — был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой — какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда. 11 слайд

3 ключ

— А теперь я вас приглашаю в другую, очень известную вам сказку.

«Сказка о золотом петушке»

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири – ку – ку:

Царствуй лёжа на боку!» щелч

Отгадайте загадки. Тогда получите следующий ключ.

4 ключ

Приглашаю вас и в другую сказку.

Но царевна молодая.

Тихомолком расцвела.

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица. Черноброва,

Нраву кроткого такого…

— Кто угадал эту сказку? (« Сказка о мёртвой царевне…») щелч.

5 ключ

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу

●Сколько раз ходил старик к золотой рыбке? (3 раза)щелч.

6 ключ

Узнайте сказку по следующим словам:

Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.(«Сказка о рыбаке и рыбке.»)

Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Путь-дорога, терем, прялка, богатыри, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне»)

Рать, воеводы, царь, мудрец,шатёр, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке»).

7 ключ 12 слайд 13, 14, 15 Внимание на экран

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,

IV. Восприятие и осознание нового материала.

1.- Итак, мы нашли все ключи.

У какой же сказки Пушкина самое длинное название? Давайте его прочитаем. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»16 слайд

V Физкультминутка

Море, берег, волна – раз,

Небо, звёзды, луна – два,

Солнце, луг, цвета – три,

На месте, сказочная фигура , замри!

Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).

Докажите.

Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий.

Что высмеивается? (Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).

В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

Стихи о сказках.

Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала

Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала

И взрослым, и ребятам – всем близки!

Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять

Анализ сказки

«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 185 лет. Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка «По колено ноги в золоте».. Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки .

VІ . Первичное восприятие сказки.

Мы с вами знакомились во 2 классе с отрывко этой сказки. Давайте вспомним, а как начинается наша сказка. Сейчас ребята нам продекламируют.

Словарная работа 17 слайд
чародей – колдун, волшебник.

Горькая – здесь: несчастная.

Снурок – шнурок.

Зыбь – легкая рябь на водной поверхности.

Клев – здесь: клюв.

Град – город.

Брег – берег

Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной. А для этого давайте потренируем наш язычок.

Гимнастика для языка

  • Что просит доктор, когда сморит горло

  • Подуйте на одуванчик

  • Задуйте свечу

  • Как рычит собака

  • Как цокает лошадка

1.Чтение учителем. открыли свои учебники на стр. 92

2.Чтение подготовленными учениками

3.Чтение «Буксиром»

4.Работа с текстом после чтения.

Беседа посодержанию

  • Кто из вас помнит, как начинается сказка? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

  • Что пообещала сделать третья девица, если она станет царицей?

  • Кто оклеветал царицу перед царем Салтаном?

  • Что решились сделать завистливые люди?

  • Как освободились из бочки царица с царевичем?

  • Что увидел царевич на море?

  • Кто напал на лебедь?

  • Что сделал царевич?

  • Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?

Гимнастика для глаз включить слайд

Будьте внимательны посчитайте сколько и каких предметов вы увидите? 20

Чего больше?

Солнце это звезда или планета?

VІІ. Закрепление и осмысление знаний

1.Выборочное чтение по вопросам .

– Как вела себя в бочке царица? А как – её сын? Прочитайте.

— Найдите в тексте слова, в которых царевич обращается к волне с просьбой выплеснуть их на берег. Прочитайте эти слова.

-Кто достал их из бочки?

— С чем пошёл царевич на край долины искать дичь? Прочитайте.

— Что он услышал возле моря? От кого исходил этот стон? Подтвердите словами из текста

. — Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

— О чём мечтали девицы?

— Посмотрите на иллюстрацию к сказке.Слайд 19

На этой иллюстрации мы можем рассмотреть женский народный костюм

(русские сарафаны, рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).

— Кто стоял около окошка и услышал разговор сестриц?

Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна мастерица. Слайд 20

Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба — это работа искусного мастера.

— Кем стали девицы, когда попали во дворец?

— Куда вскоре после свадьбы отправился царь Салтан?

Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 21

— Что защитит его во время боя?

— Почему случилось так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?

— Почему так поступили её сестрицы?

Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и её сын. Слайд 22

Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть эпизоды, который может встречаться только в сказке.

— Какая это сказка? Народная или литературная? Почему?

— Элементы каких видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?

(Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре — герои бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым юношей — это характерно для волшебных сказок.)

VІІІ.Обобщение и систематизация знаний

Учитель: — Чем окончилась сказка?

Дети: — «Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.

Учитель:

— А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана?

Дети: — Нехорошо врать, клеветать.

Учитель:

— Да. Это и есть главная мысль сказки

Давайте вспомним наши пословиц к кому из героев пренадлежит пословица Кто добро творит, тому зло не вредит

(Путём зла не доходят до добра)

Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.

ІХ. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок.

С какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке?

Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

А закончить наш урок я хочу стихами

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Оценивание

Х. Домашнее задание

Нарисуйте своего героя и подберите соответствующий отрывок из сказки

Чтение в лицах (автор, лебедь, царевна).

(резерв времени)

— Отыщите в тексте четверостишье, оканчивающееся такими словами: …захочешь, … спасена …спаситель

…точишь, …она …избавитель,

…земли, …вынет? …меня,

…корабли. …покинет? …дня.

Словесное рисование.

— Какой отрывок понравился больше всего?

— Какую картину вы бы нарисовали к этому отрывку?

— Назовите героев сказки.

— Кого вы считаете положительными героями, отрицательными?

Поиграем в игру «Верю, не верю»

Отвечая на мои вопросы, вы должны сказать «верю», если вы мне верите, а если не верите «не верю»

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)

Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)

Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)

Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)

Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

Самоанализ урока литературного чтения.

Класс: 3 –Г В классе 20 учащихся

ТЕМА:А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки.Сравнение народной и литературной сказок

Тип урока: комбинированый

ЦЕЛЬ: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию,

является четвёртым в изучении нового раздела «Произведения А.С.Пушкина».

Цели и задачи, реализуемые в уроке:

Цели:

  • Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; учить проникать в глубину содержания произведения

  • Работать над развитием выразительной, грамотной речи

  • Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус

Задачи урока:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.

Выявить, насколько они знакомы со сказками русского поэта.

  • Формирование у детей умения находить нужный отрывок, выразительно читать его.

  • развивать артистические способности.

  • Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых. На уроке

использовались различные виды чтения (ознакомительное, углубленное,

поисковое)

Урок направлен на выработку умений и навыков анализировать

произведение на языковом, идейном уровнях, выработку умений работать с поэмой. Время было распределено рационально на все этапы. Все этапы урока были логически связаны и плавно вытекали один из другого.

Музыкальное оформление в начале урока позволило детям снять

напряжение и включиться в работу. В течение урока старалась активно

включать в работу всех ребят. На протяжении всего урока велась работа над развитием речи учащихся, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали своё отношение к прочитанному, не боялись дать неправильный ответ.

Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт

реализации личностно-ориентированного обучения, подобранных заданий и частой сменой деятельности. На уроке были использованы следующие методы: словесные (беседа, рассказ интерактивные (инсценирование) . ) и наглядные (слайды презентации), Считаю, что на данном уроке презентация была уместна, так как являлась органичным дополнением к уроку. На уроке использовалась фронтальная форма работы и работа в парах. Дифференцированный подход осуществлялся в процессе чтения текста детьми. Темп урока соответствовал возрастным особенностям учащихся, проведение физминуток способствовало снятию усталости.

Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся, ошибки допущенные некоторыми детьми связаны с не внимательностью

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/465970-a-s-pushkin-skazka-o-care-saltane-o-syne-ego-

Рассказ о князе гвидоне

Окончание третьего класса – важный этап в жизни ребёнка. По мнению педагогов, именно в этот период у детей появляется огромный интерес и тяга к знаниям. Вместе с тем, конечно, младшим школьникам, хочется провести летние каникулы с друзьями и хотя бы на время забыть о домашних заданиях и учебниках. Родителям также не хочется загружать детей уроками, однако полностью отказываться от познавательного процесса на всё лето тоже не стоит. Мы подготовили для вас список книг для чтения летом после 4 класса.

Программа по чтению будущего пятиклассника ощутимо сложнее той, которую изучают в младшей школе. Список изучаемых текстов можно разделить на несколько групп:

  • русские народные сказки;
  • произведения русских писателей XIX в.;
  • произведения отечественных авторов XX в.;
  • зарубежная литература;
  • мифы Древней Греции.

Чтобы лучше усвоить материал и в течение учебного года не перегружать ребёнка, рекомендуем начать подготовку уже сейчас. Тем более, что после 4 класса в рекомендованном списке литературы есть внушительные по своему объёму произведения. Например, «Старик Хоттабыч», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Приключения Электроника».

Необходимо читать в среднем 6-7 страниц ежедневно, чтобы освоить всю программу за летние каникулы.

Содержание:

«Школа России»: список литературы на лето

список чтения после 4 класса

Русская литература

  1. В. Брагин «В стране дремучих трав».
  2. А. Усачёв «Великий могучий русский язык».
  3. С. Прокофьева «Тайна хрустального замка».
  4. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».
  5. К. Булычёв «Сто лет тому вперёд», «Девочка с Земли», «Тайна Третьей планеты».
  6. В. Крапивин « Мушкетёр и фея», «Мальчик со шпагой».
  7. Ю. Ситников «Возвращение кота».
  8. Т. Ломбина «Дневник Пети Васина и Васи Петина».
  9. Р. Погодин «Дубравка».
  10. В. Зарапин «Опыты на воздухе. Весёлые научные опыты для детей и взрослых».
  11. В. Медведев «Баранкин! Будь человеком!»
  12. С. Алексеев «Идёт война народная», «Ради жизни на земле».
  13. Е. Велтистов «Приключения Электроника».
  14. Ю. Олеша «Три толстяка».
  15. Б. Зубков «Как построили небоскрёб», «Из чего все машины сделаны?»
  16. М. Константиновский «О том, как устроен атом», «О том, как работает автор».
  17. Г. Шторм «Подвиги Святослава», «На поле Куликовом».
  18. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила».

Зарубежная литература

  1. Эдит Патту «Восток».
  2. Д. Даррел «Зоопарк в моем багаже».
  3. Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес».
  4. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  5. Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик в школе и дома».
  6. Ф. Зальтен «Бемби».

Список литературы на лето по программе «Перспектива»

список литературы для 4 класса

Русская литература

  1. Русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный Сокол».
  2. В. Жуковский «Спящая царевна».
  3. Сказки А. Пушкина.
  4. Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница».
  5. И. Крылов «Басни».
  6. Юмористические рассказы А. Чехова («Толстый и тонкий», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия» и др.).
  7. И. Тургенев «Муму».
  8. Л. Толстой «Кавказский пленник».
  9. В. Короленко «Дети подземелья».
  10. А. Куприн «Чудесный доктор»
  11. А. Платонов «Волшебное кольцо»
  12. К. Паустовский «Кот-ворюга»
  13. В. Астафьев «Васюткино озеро»
  14. В. Белов «Скворцы»
  15. В. Осеева «Васек Трубачёв и его товарищи»
  16. М. Горький «Дед Архип и Ленька»
  17. К. Булычёв «Путешествие Алисы», «Гостья из будущего»

Зарубежная литература:

  1. Мифы и легенды Древней Греции (под редакцией Н. Куна).
  2. Г. Андерсен «Соловей», «Снежная королева».
  3. В. Гауф «Карлик Нос».
  4. Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
  5. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  7. Дж. Родари «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток», «Голубая стрела».
  8. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
  9. Д. Толкин «Хоббит, или туда и обратно».
  10. О. Уайльд «Соловей и роза».
  11. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
  12. А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  13. Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
  14. Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

Список литературы на лето «21 век»

Список литературы на лето 4 класс

Русская литература

  1. Русские народные сказки «Марья Моревна», «Иван-Царевич и Серый Волк» и др.
  2. Библейские предания «Блудный сын», «Суд Соломона».
  3. Русские былины о богатырях.
  4. Басни И. Крылова, Л. Толстого, А. Измайлова, И. Хемницера.
  5. Сказки Ш.Перро.
  6. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  7. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  8. В. Жуковский «Война мышей и лягушек».
  9. В. Одоевский «Городок в табакерке».
  10. В. Даль «Сказка об Иване молодом сержанте, Удалой Голове, без роду, без племени, спроста без прозвища».
  11. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключение Гекльберри Финна».
  12. Х. Андерсен «Дикие лебеди».
  13. Сказки В. Гауфа.
  14. Сказки Б. Гримм.
  15. А. Куприн «Четверо нищих».
  16. В. Катаев «Сын полка».
  17. Е. Ильина «Четвертая высота».
  18. Н. Вагнер «Сказки Кота-Мурлыки».
  19. Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
  20. К. Булычёв «Тайна третьей планеты», «Приключения Алисы», «Девочка с Земли».
  21. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
  22. П. Треверс «Мэри Поппинс на Вишнёвой улице».
  23. Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Список литературы для чтения летом по программе «2100»

Рассказ о князе гвидоне

Русская литература

  1. Г. Сапгир «Стихи».
  2. Е. Велтистов «Приключения Электроника».
  3. Стихи Ю. Мориц.
  4. А. Пушкин «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».
  5. Н. Кончаловская «Наша древняя столица».
  6. «Повесть временных лет».
  7. Д. Герасимов «О поселянине и медведице».
  8. Савватий (Терентий Васильев) «Азбуковное учение».
  9. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».
  10. А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков».
  11. Н. Новиков журнал «Детское чтение для сердца и разума».
  12. Басни И. Крылова.
  13. А. Одоевский «Городок в табакерке».
  14. А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители».
  15. В. Жуковский «Спящая царевна».
  16. В. Даль «Война грибов с ягодами».
  17. А. Ишимова «История России в рассказах для детей».
  18. Стихи А. Плещеева.
  19. Стихи А. Майкова.
  20. Стихи Ф. Тютчева.
  21. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  22. Л. Толстой «Два брата».
  23. К. Ушинский «Детский мир и хрестоматия», «Жалобы зайки».
  24. А. Куприн «Слон».
  25. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».
  26. Б. Житков «Морские истории».

ТОП-10 современных произведений для чтения летом

Список литературы на лето 4 класс

  1. С. Седов «Сказки про мальчика Лёшу».
  2. М. Бершадская «Большая маленькая девочка».
  3. С. Востоков «Не кормить и не дразнить».
  4. А. Гиваргизов «С детского на детский», «Записки выдающегося двоечника», «Про драконов и милиционеров».
  5. Т. Михеева «Асино лето».
  6. М. Ботева «Мороженое в вафельных стаканчиках».
  7. А. Перова «Волки на парашютах».
  8. Т. Крюкова «Блестящая калоша с правой ноги», «Ровно в полночь по картонным часам».
  9. М. Бородицкая «Последний день учения».
  10. М. Дружинина «Классный выдался денёк!».

Что ещё почитать будущему пятикласснику

Список литературы на лето для чтения после 4 класса

Если список литературы у ребёнка подходит к концу, предлагаем ещё несколько книг, которые в школьную программу не входят, однако уже многие годы не оставляет равнодушным юных читателей.

  1. Л. Давыдычев «Рассказ про Ивана Семёнова второгодника и второклассника».
  2. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчики», «Будьте готовы, Ваше высочество», «Кондуит и Швамбрания».
  3. В. Крапивин «Мушкетёр и фея», «Мальчик со шпагой», «Бегство рогатых Викингов».
  4. В. Осеева «Динка», «Динка прощается с детством».
  5. А. Фраерман «Дикая собака Динго».
  6. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
  7. Э. Сетон-Томпсон «Снап», «Виннипегский волк», «Чинк».
  8. А. Линдгрен «Мы все из Бюллербю», «Расмус-бродяга», «Братья Львиное Сердце», «Ронни дочь разбойника».
  9. Дж. Родари «Сказки по телефону», «Говорящий свёрток».
  10. Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
  11. Э. По «Золотой жук».
  12. А. Конан Дойл «Затерянный мир».

Чтобы лучше запомнить прочитанное и зафиксировать главные моменты, рекомендуем вести читательский дневник.

Задания после 4 класса на лето

список для чтения на лето 4 класс перспектива

Летняя пора – уникальное время, чтобы не только подтянуть и освежить полученные знания, но и подготовиться к новому учебному году. Чтобы сохранить уровень полученных в школе навыков и умений, необходимо уделять занятиям минимум 15 минут ежедневно. Такую методику используют во многих странах мира. Это помогает не только поддерживать познавательную деятельность, но и придерживаться дисциплины даже в период летнего отдыха.

Русский язык

  1. Производить синтаксический разбор предложений (простых и сложных).
  2. Разбирать слово как часть речи, работать над составом слова.
  3. Писать изложение текста (90-100 слов).
  4. Писать сочинения по плану (0-25 предложений).
  5. Повторять все изученные правила русского языка (это нужно делать в августе перед началом учебного года).

Математика

  1. Вычислять периметр и площадь прямоугольника, многоугольника.
  2. Решать уравнения, применяя правила нахождения компонентов.
  3. Применять правила выполнения операций с числами в 3-4 действия со скобками и без.
  4. Работать с единицами величин (длина, масса, площадь, время).

Чтение

  1. Тренировать скорость чтения (минимум 80 слов в минуту).
  2. Читать группами слов, без пропусков и перестановок букв и слогов, соблюдая орфоэпические нормы и интонацию.
  3. Формулировать своё отношение к сюжету, героям и их поступкам.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

  • Рассказ о комнатном растении для 1 класса окружающий мир
  • Рассказ о князе игоре слово о полку игореве опираясь на текст
  • Рассказ о коноре макгрегоре
  • Рассказ о комнатном растении для 1 класса по окружающему миру фиалка
  • Рассказ о комнатном кактусе