Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие. Попевка «Колокольчик»
- Мотивация к учебной деятельности.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету»
Учитель: Добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.
Расскажу я вам сказку старинную,
Не очень короткую и не очень длинную,
А такую, как раз, от меня и до вас!
А было это, дорогие мои,
Когда сказочки по небу летали.
А я их ловила, да в лукошко складывала.
У: А точнее, будем говорить сказочных персонажах. Мы встретимся сегодня на уроке с одним из них. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?
Д: Фольклор.
У: А что такое фольклор?
Д: Устное народное творчество.
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова — folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
У: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов») (слайд 1). Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (слайд 2). Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».(3 слайд) Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки (слайд 4).
Кларнет
Инструмент
Ключ
Интонация
Мелодия
Опера
Рондо
Ария
Д: кикимора.
У: Мы познакомимся со музыкальной сказочной картиной «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?
Д: Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора — вредная, относится к отрицательным героям.
У: Сюжетом для сказочной картиной «Кикиморы» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.
Выдается текст со сказанием.
Народное сказание о Кикиморе.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Слушание музыки. «Кикимора»
У: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? (Выбор картинки) слайд5.
У: А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин (слайд 6)
У: Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы.
Работа с текстом
Д: Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.
У: Какой оркестр исполняет это произведение?
Д: Симфонический.
У: Назовите инструменты симфонического оркестра.
Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные (работа на карточках).
Игра “Составь название”.
Учитель дает карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой — народного.
КРИСКАП (С)
НАЯБ (Н)
АБТРУ (С)
ФРАА (С)
ИЛСГУ (Н)
АБЛАЛААЙК (Н)
Вступление.
У: Чтобы создать музыкальный образ композитор использует разные тембры инструментов, тогда образ получится ярким и интересным.
У: какое средство более ярко рисует нам кикимору?
Д: тембры музыкальных инструментов.
У: Еще раз послушаем, какие инструменты начинают вступление.
1 раздел — Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. (слайд
2 раздел — Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.
А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?
3 раздел — челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».(слайд 9)
У: Вот какие разные использует композитор инструменты для создания образа кикиморы.
У: Много сказок и стихотворений сложено про кикимору в русском фольклоре и с одно из них мы с вами уже знаем. (Слайд 10) Давайте его повторим вместе с хлопками.
Игра «Придумай ритм»
Две кикиморы, на кочке,
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
И костру добавив жару.
Сели отдыхая,
Аромат вдыхая.
В ожидании обеда,
Завели они беседу.
У: Кикиморы у нас вдыхали аромат цветочков, и мы с вами попробуем вдохнуть этот аромат.
Соедините правильные ответы.
Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Русский композитор, автор музыкального произведения «Кикимора»
КИКИМОРА
Народное творчество
ФОЛЬКЛОР
Тихая, плавная, певучая мелодия.
ЛЯДОВ
Музыкальный инструмент
9. Комментирование домашнего задания:
Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.
10. Подведение итогов.
Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»
Зародившееся ещё в незапамятные времена устное народное творчество, именуемое фольклором, всегда привлекало русских композиторов, а потому былины, легенды, предания и сказки постоянно ложились в основу их замечательных произведений. Среди музыкальных мастеров, безгранично преклонявшихся перед созданными народом культурными ценностями, особенно выделялся Анатолий Константинович Лядов. Например, по образам из народных источников, он весьма искусно сочинил три колоритные симфонические миниатюры, получившие название «Сказочные картинки», в число которых входит, достойная неподдельного восхищения, красочная пьеса под заголовком «Кикимора».
Историю создания симфонической пьесы «Кикимора» Анатолия Лядова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
Анатолий Константинович Лядов создал симфоническую картину «Кикимора», которую он сам назвал фантастическое скерцо, в 1909 году. При этом необходимо отметить, что замысел создания данного произведения зародился у композитора задолго до того, как он написал в нём первую ноту, а именно в начале восьмидесятых годов. В тот период Лядов, несмотря на своё нерадивое отношение к учёбе, всё же окончил консерваторию и даже получил серебряную медаль. Невзирая на молодой возраст и проблемы во время учебного процесса, Анатолий смог показать себя настоящим профессионалом и потому руководство консерватории предложило ему должность преподавателя теоретических дисциплин и инструментовки в родной «альма – матер». В те же годы он впервые встал к дирижёрскому пульту и познакомился с меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.
Педагогическая и творческая деятельность отнимала у Лядова много времени и сил, а потому на летние каникулы он с большим удовольствием выезжал на отдых в поместье родственников, расположенное в окрестностях города Боровичи Новгородской губернии. Там Анатолий по-настоящему расслаблялся, наслаждался красотами природы, знакомился с народными обычаями, а самое главное занимался тем, что любил с самого детства: рисованием, сочинением поэтических текстов и чтением сказок, причём не только русских, но и народов мира. Так летом 1881 года, во время летнего отдыха, Анатолий Константинович познакомился с трудом выдающегося русского этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа». Книга и некоторые из её героев, например мифологические персонажи «кикимора» и «баба-яга», так тронули воображение композитора, что он решил запечатлеть их в своих музыкальных творениях и даже сделал к ним эскизные рисунки.
Однако лето в таких приятных изучениях пролетело незаметно, и Лядову необходимо было к началу учебного года возвращаться в Петербург. Кипучая столичная жизнь вновь затянула Анатолия Константиновича в свой водоворот. Необходимо заметить, что каждый год приносил ему не только свежие впечатления, но и какой-то новый вид творческой деятельности. Например, в 1884 году Анатолий Константинович счастливо женился на Толкачевой Надежде Ивановне и вошёл в творческое содружество «Беляевский кружок». Немного позднее он стал редактором, основанной Беляевом нотоиздательской фирмы, а впоследствии был отмечен как талантливый дирижёр. Тем не менее при большой загруженности педагогической и общественной деятельностью композитор всё же находил немного времени сочинять музыку. Это было две или три пьесы в год, однако в своих творениях он так ювелирно оттачивал каждую деталь, что произведения сразу воспринималась слушателями как настоящие шедевры.
Так в трудах и заботах прошло более двадцати лет и однажды, перебирая собственные рукописи, Лядов наткнулся на записи и рисунки, сделанные под впечатлением от прочтения выдающейся работы этнографа Ивана Сахарова. Вспомнив о своих намерениях, Анатолий Константинович в 1904 году написал «Бабу-Ягу» — первое произведение задуманного триптиха. Затем четыре года спустя, в конце 1908 года слушатели рукоплескали фантастическому «Волшебному озеру», а следующий 1909 год композитор посвятил созданию заключительного произведения, получившего название «Кикимора». Премьерное исполнение этой миниатюрной симфонической картины состоялось 12 декабря того же года. Оркестром дирижировал Александр Зилоти.
Интересные факты
- Почти все сочинения Лядова имеют посвящение. В числе удостоенных такой чести были учителя композитора, его родственники и близкие друзья. Анатолий Константинович считал весьма важным адресовать то или иное своё творение определённому лицу и тем выразить к нему своё уважение и любовь. Возможно, по этой причине он так старательно прорабатывал каждое своё сочинение. Свою «сказочную картинку» под названием «Кикимора» автор посвятил композитору Николаю Николаевичу Черепнину.
- Иван Петрович Сахаров, чья книга «Сказания русского народа» вдохновила Лядова на создание фантастического скерцо «Кикимора», был знаменитым этнографом-фольклористом, археологом и палеографом. Он был членом Географического и Археологического Обществ, а, помимо того, считается родоначальником русской фольклористики. Его первая большая работа «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» в трёх томах вышла из печати в 1836 году.
- Лядов помимо музыкального был наделён изобразительным и поэтическим талантами. До нас дошли забавные рисунки мифологических персонажей, которые композитор делал своей рукой и при жизни ими украшал стены своей квартиры.
- Друзья Анатолия Константиновича часто интересовались, почему он сочиняет только миниатюрные произведения. Композитор, наделённый большим чувством юмора, всегда отвечал, что не выдерживает музыки, которая звучит более пяти минут.
- Зная, насколько Лядов был аккуратен во всех мелочах, меценат Митрофан Петрович Беляев, основав в Лейпциге свою нотноиздательскую фирму, вменил в обязанности Анатолия Константиновича корректировку издаваемых произведений. Композитор настолько тщательно проделывал порученную работу, что за это его прозвали «прачкой».
Содержание «Кикиморы»
Анатолий Константинович Лядов своё одночастное симфоническое творение назвал «сказочной картинкой». Действительно, главная героиня данного сочинения, именуемая Кикиморой, является фольклорным мифологическим персонажем, а точнее: нечистью в образе злой уродливой женщины, приносящей людям всевозможные беды. Уже само название миниатюры поясняет, что сочинение имеет программу, которую композитор всецело почерпнул из книги фольклориста Ивана Сахарова. Согласно данному литературному тексту, автор, используя всю красноречивость музыкальных выразительных средств, колоритно отобразил коварного персонажа, причём не только внешнее его безобразие, но и внутреннюю зловредную сущность. Для этого он употребил пронзительно свистящий тембр флейты-пикколо, засурдиненные трубы, мрачный звук бас-кларнета, сухое щёлканье ксилофона, а также неустойчивые гармонии, искромётные мелизмы и острый ритм. Однако несмотря на такие безрадостные тона, у слушателей всё равно складывается впечатление, что композитор иронизирует и насмехается над своей героиней.
Композиция, окрашенная автором в ми-минорную тональность, начинается медленным вступлением. Мрачное звучание засурдиненных виолончелей и контрабасов в четырёхдольном размере, на которое накладывается приглушённое тремоло литавр, а также угрюмые голоса фаготов, бас-кларнета и кларнетов, вводит в атмосферу волшебного мира горного колдуна, у которого живёт совсем юная кикимора. Лишь в шестнадцатом такте, на фоне покачивающегося мотива у скрипок, голосом английского рожка кот Баюн начинает распевать нежную колыбельную песню. Далее раздаются резкие вскрикивания флейты-пикколо и гобоя. Это маленькая кикимора взвизгивает в своей хрустальной колыбельке, которую после повторного проведения темы колыбельной, автор проиллюстрировал звуком челесты. На этом вступление заканчивается, уступая место яркому основному разделу, рисующему образ повзрослевшей Кикиморы. Темп произведения меняется с adagio на presto и размер — с четырёхдольного на трёхдольный. Тематический материал резко преображается. Теперь он рисует разбушевавшегося злобного персонажа, который суетливо бегает, ловко скачет и ехидно завывает. Резкие и хлёсткие музыкальные фразы, прыгающие аккорды, едко свистящие форшлаги деревянных духовых, беспрестанные динамические взлёты и спады, долбящий ритм, короткие хроматические ходы, неприятные на слух гармонии – всё это пролетает на одном дыхании и подводит к заключительному разделу и кульминации произведения, отмеченной в партитуре темпом prestissimo и динамическим нюансом fff (форте-фортиссимо). Пьеса завершается довольно забавно, что весьма свойственно творчеству Лядова. Композитор противопоставил друг другу самые низкие и самые высокие по звучанию инструменты. Тихому пиццикато контрабасов визгливо ответила флейта-пикколо.
«Кикимора». Данная симфоническая миниатюра Анатолия Константиновича Лядова причисляется к истинным шедеврам отечественной музыки. Наполненная юмором красочная программная композиция свидетельствует о высочайшем мастерстве её автора, который в свой черед преклонялся перед богатством народной сказочной фантазии.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»
Музыка — одно из самых впечатляющих явлений в мире. Она может натолкнуть вас на какие-то мысли, заставить плакать и смеяться, мысленно вернуться в далекие воспоминания, придать сил, даже влюбиться. Но почему и как это работает? Есть ли этому какое-то рациональное объяснение или эта сфера искусства так и останется объята мистическим флером?
Со всем этим английский ученый и журналист Филип Болл пытается разобраться в своей книге «Музыкальный инстинкт. Почему мы любим музыку», которая вышла в издательстве «Бомбора». Он начинает с самых простых вещей, что музыка — это звуковые волны, рассказывает, как они взаимодействуют с человеческим организмом и как влияют на него. Дальше начинает все больше и больше углубляться в то, из чего состоят композиции, разбирается, что такое ноты, как записывают песни, а еще, самое интересное, пытается найти ответ на вопрос — как композиторы выбирают, какую ноту написать. Этот вопрос кажется немного смешным, но, задавшись такой абсурдностью, Болл добирается до более сложных дилемм: почему музыка заставляет нас испытывать определенные эмоции.
Вам знакомо такое?
«Вдруг (я) испытал невероятно сильное ощущение сразу и в теле, и в голове. Меня как будто захватило колоссальное напряжение, похожее на сильную интоксикацию. Я чувствовал восторг, нескрываемое воодушевление и был полностью поглощен моментом. Музыка будто возникала из ниоткуда. Я почувствовал, что меня пронизывает дух Баха: неожиданно музыка стала такой очевидной».
Или такое?
«Я начала понимать, что музыка получает контроль над мои телом. Я ощутила какой-то заряд… Меня наполнила огромная волна тепла и жара. Я жадно хватала каждый звук… Меня захватывал каждый инструмент, я брала все, что он мог мне предложить… Все остальное прекратило свое существование. Я танцевала, кружилась, отдавалась музыке и ритму, я была на седьмом небе и радостно смеялась. На глазах появились слезы — как бы странно это ни казалось — и с ними пришло освобождение».
Если музыка никогда не вызывала у вас таких реакций, то теперь вы, скорее всего, чувствуете, что вечеринка прошла мимо, пока вы скучали в углу. Ну за исключением алкогольной эйфории, которая все же вас коснулась. Но я уверен, что вы все же испытывали подобное или хотя бы могли испытывать. Интенсивный эмоциональный отклик на музыку не сокрыт за семью печатями — первое признание принадлежит молодому музыканту, который написал его во время разучивания произведения Баха.
А второе описание написала женщина, слушавшая финское танго в пабе.
Поразительно, что описания музыкальных переживаний часто очень похожи. Иногда настолько, что выражения эмоций не обходятся без клише вроде «меня захватила музыка» и так далее. Но клише потому и сложились, что все испытывают одинаковые чувства. Хотя трансцендентный экстаз как реакция на музыку наблюдается во многих культурах, интенсивный музыкальный опыт не всегда наполняет блаженством. Вот воспоминания слушателя о Десятой симфонии Малера:
«(Там был) один аккорд настолько щемящий и зловещий, что вызвал небывалые до сей поры ощущения… Мой брат чувствовал то же самое: первобытный, почти доисторический ужас охватил нас, мы не могли вымолвить ни слова. Мы оба смотрели на черное окно и как будто различали снаружи лицо Смерти, которая не сводила с нас глаз».
С культурной и психологической точки зрения кажется невероятным, что кому-то пришло в голову написать музыку, вызывающую такие состояния (кто-то может поспорить, что Малер такой цели на самом деле перед собой не ставил, но существует множество примеров, когда музыканты намеренно стремились расстроить своих слушателей и лишить их присутствия духа). Еще страннее то, что кому-то приходит в голову испытывать воздействие такой музыки (да, некоторые попадают под ее влияние случайно, но многие ищут такого эффекта). Ну и самое странное — то, что составленные в определенном порядке ноты могут вызвать настолько сильную реакцию.
Вопрос, каким образом музыка выполняет эту задачу, заключен в культурный и исторический контекст, но универсальная способность музыки влиять на человека лежит вне контекста. Когда Толстой писал, что «музыка — это стенография чувств», он выражал одобрение и восхищение этой особенностью, но в пятом веке Святому Августину неотвратимая эмоциональность музыки казалась очень беспокоящим фактором. Он любил музыку, но его тяготила мысль, что «прихожане больше восторгаются пением, а не тем, что поют». Средневековые священнослужители огорченно признавали, что музыка могла склонить к похоти и вожделению, а не только призвать к благочестию; именно из этих соображений контрреформаторы стремились очистить духовную музыку от разлагающего светского влияния. Для духовенства замечание Джона Драйдена имело и оборотную сторону: «Какие чувства Музыка не может разбудить или унять?»
Почему музыка трогает нас? Из всех вопросов о том, как наш ум улавливает и обрабатывает музыку, этот окажется самым сложным. Есть нечто уникальное и нематериальное в магическом воздействии музыки. Многие великие картины буквально изображают чувства на лицах, в жестах или через обстоятельства, даже абстрактное искусство может пробудить ассоциации через форму и цвет: небесная, бесконечная лазурь Ива Кляйна, темнеющие горизонты Марка Ротко, разбросанные следы безумной интенсивности Джексона Поллока. Литература вызывает эмоции через повествование, характеристики и аллюзии, даже если «значение» произведения может быть гибким, смысл так или иначе удерживается в четких рамках: например, никто не скажет, что «Большие надежды» повествуют об угольной промышленности. Но музыка невидима и эфемерна: она вздыхает и ревет, а в следующий миг ее уже нет. За исключением редких моментов намеренной мимикрии, она не похожа ни на что в этом мире. Определенные фразы и тропы обладали традиционным «значением» в эпоху классицизма; некоторые полагают, что западная инструментальная музыка обладает набором смыслов, которые можно объективно расшифровать, но эти предположения в основном строятся на шатких основаниях — слишком простых, слишком поверхностных. На самом же деле невероятно трудно объяснить, почему мы вообще можем находить оттенки смысла в звуковых раздражителях, тем более начинать плакать или смеяться, танцевать или впадать в неистовство из-за них.
Вопрос эмоциональности начал занимать когнитивных психологов и музыковедов не так давно. Эдуард Ганслик в 1854 году написал книгу Vom Musikalisch-Schönen (в 1891 году ее перевели под названием «Красота в музыке»). Эта работа, первое серьезное современное исследование музыкальной эстетики, подчеркивала, что ранее музыку обсуждали либо «в сухих и прозаических терминах» технической теории, либо эстетическим языком, «окруженным туманом чрезвычайной сентиментальности». В центре внимания автора была не эмоциональность как таковая, но эстетический эффект музыки, в особенности чувство красоты, которое возникало при встрече разума и чувств. В восемнадцатом и девятнадцатом веке, говорит Ганслик, разумеющимся фактом считалось, что музыка есть творчество звука, направленное на передачу и возбуждение страстей. И тем не менее он сомневался в существовании реальной аналогии между музыкальной композицией и чувствами, которые она навевает. Когда-то Бетховена считали необузданным композитором в сравнении с холодной ясностью Моцарта, а Моцарт в свое время считался пылким по сравнению с Гайдном. «Определенные чувства и эмоции, — убеждает Ганслик, — невозможно отыскать внутри самой музыки».
Вопрос, может ли музыка передавать конкретные эмоции, достаточно сложен; я вернусь к его обсуждению позже. Но не стоит сомневаться в способности музыки вызывать некоторые эмоции в некоторых людях в некоторых ситуациях. И в самом деле, многие могут согласиться, что raison d’être (смысл — прим. пер.) музыки заключается в пробуждении эмоций. Вопрос в том, как ей это удается.
Ганслик настаивает, что эта тайна навсегда останется неразгаданной. «Физиологический процесс, благодаря которому восприятие звука трансформируется в чувства и в состояние ума, необъясним, и таким ему суждено оставаться, — писал он. — Давайте не станем обращаться к науке за объяснениями, которые она не может дать». Его мнение было излишне пессимистичным (а кому-то покажется полным надежд). Обращение к психологии музыки с намерением отыскать «инструмент», которым музыка воспламеняет сердца, завершается полным разочарованием. В настоящее время исследования на тему эмоций кажутся крайне нецелесообразными, даже простодушными. Когда нейроученые выясняют, как и когда испытуемые называют музыкальные отрывки «веселыми» или «грустными», поклонник музыки может воспринять этот эксперимент как идевательство над эмотивными качествами музыки — как будто в течение фортепианного концерта мы только и делаем, что хохочем или хандрим.
Так или иначе, вопрос эмоциональности музыки лег в основу проблематики музыкальной когниции. К счастью, в этой связи атомистическое расчленение музыки — а этот подход долгое время пользовался популярностью — уступило место наблюдению за тем, как люди реагируют на прослушивание музыки: ведь едва ли кто-то испытывает бурю эмоций от монотонной синусоидальной волны, производимой тоновым генератором; в результате «тестовый материал» исследователей сделался более разнообразным. В период становления науки существовало всего две основные категории музыки: западная классическая и «примитивная» музыка дописьменных культур, которая выполняла главным образом социализирующую функцию, но в наши дни уместнее задаваться вопросом, как люди реагируют на Eagles и Grandmaster Flash, а канонический корпус изучения музыкальных реакций переместился с Моцарта на Тhe Beatles.
В славянской мифологии есть множество духов, они обитают в природе и даже в дома человека. Некоторые духи помогают человеку и оберегают его, другие же против,проказничают и даже доводят людей до смерти. К последним относят кикимору — злой дух в мифологии славян.
Духи отличаются от сущностей тем, что не имеют визуального образа. Кикимор по другому называют шишиморы. Это духи самоубийц, проклятых людей или самоубийц. Поговорим о них подробнее и рассмотрим, как они могут навредить человеку и способы защиты от них.
Кикимора образ в славянской мифологии
У кикимор есть несколько происхождений согласно славянским традициям:
- младенцы, рожденные с дефектами — это дети, умершие при родах, недоношенные или уродцы;
- дети, созданные от порочных связей;
- дети, от которых отреклись родители, и они были похищены нечистью.
Считается, что кикиморы не появляются беспричинно в жилище человека. Они селятся там, где умер ребенок или по какой-либо причине повесился человек. Эти духи не могут стать причиной смерти человека, но они сильно пугают хозяев жилья и пакостят
Любимым занятием кикимор согласно славянском мифологии является тканья и прядение. Считается, что они жгут и треплют кудель в ночь перед Рождеством, если хозяйка предварительно не замолила ее. По роду своих занятий кикимора напоминает другой дух славянской мифологии — богиню Мокшь. Изредка кикимору даже ассоциировали с образом помощницы в некоторых хозяйственных делах: выпечке хлеба, уходу за детьми и мытье посуды.
Кикимора — как выглядит на фото и кто она такая
На северных территориях Руси кикимору традиционно изображали, как маленькую сгорбленную старуху, одетую в лохмотья. Отличительный внешний признак — неряшливый вид.
На святки некоторые старушки нарочито одевались в костюм кикиморы и вооружались длинной палкой. Бабушка заходила в дом и садилась на печь, а молодые девушки по очереди подбегали к ней, смеялись и дергали ряженую за ноги. Старушка била девушек палкой.
В южных регионах кикимору ассоциировали с молодой девушкой, одетой в сарафан и белую либо черную рубаху. Костюмы описывали по разному, в славянском мифологии также сохранился образ молодых нагих девушек, олицетворяющих собой злой дух.
В восточных регионах страны кикимору отождествляли с молодым чернобровым парнем или седым стариком.
Другие интересные образы кикиморы в разных регионах страны:
- Жители Вологодской губернии считали, что кикимора имеет очень хрупкое телосложение и может жить только в домах, так как ее сносит ветром.
- В северных районах кикимор представляли с мохнатыми лапами и козьими рожками.
- В Белоруссии дух отождествляли с различными животными: овцой, свиньей, быком, зайцем или кошкой.
Есть и общие признаки, которые приписывали кикиморам жители Руси — они невидимы человеческому глазу, способны быстро перемещаться в пространстве и отличаются неугомонным нравом.
Болотная кикимора на фото
Согласно народным поверьям этот вид кикимор обитает в лесах, болотах. Они редко забираются в домах человека или баню. По поверьям они напоминают безобразных старушек, которые покрыты мхом. Ее основные проказы: кража грудных детей и указание путникам неправильной дороги. Болотные кикиморы часто упоминаются в художественных произведениях.
Появление болотной кикиморы в доме — сигнал о том, что хозяев в скором времени ожидают несчастья, или,что в их доме есть “нечистая сила”.
Болотная кикимора по поверьям предков был активна круглый год. И только в некоторых регионах ее пробуждение связывали с днями святой нечисти.
Днем болотная кикимора , согласно народным традициям, всегда скрывалась от людского взгляда в укромных местах или в заброшенных строениях. Ночью она выходила из укрытия и занималась своими любимыми делами — прядением или какими-либо домашними делами. Но все работы “нечисть” выполняла некачественно, поэтому хозяйкам приходилось все за ней переделывать.
Домашняя кикимора
Эти сущности по поверьям причиняли людям различные бытовые неприятности. Согласно приметам они могли напугать детей, кидаться или поломать домашние вещи, издавать мешающие посторонние звук, выстригать клок волос у людей или скота. В русских народных сказках есть истории, где домашние кикиморы убивали людей или заставляли их покинуть свои жилища.
Представления о домашней кикиморе более расплывчатые, чем о болотной. Не всегда ее считали злым духом, который только проказничает и выгоняет людей из жилище. Она могла рассматриваться как жена домового и помощница по хозяйству.
Приметы и народные истории, связанные с кикиморой
Согласно народным повериям, кикимору чаще считали источником неприятностей, чем помощницей в доме. Поэтому в народе появилось множество историй, относительно этого духа и способов, как него навсегда изгнать из дома.
История 1
У одного хозяина в доме завелась кикимора.По ночам она выстригла волосы у членов его семьи и скота. Он перепробовал все способы избавиться от злого духа, но ничего не вышло. Единственный выход,который нашла для себя семья — это переехать в другой дом. Они надеялись, что злая старуха останется на старом месте.Когда стали собирать вещи, хозяин спросил “”Все ли взяли из дома”. А в ответ ему раздался тонкий голосок “Не знаю, все ли взяли Вы, но я свои ножницы взяла”.
Для кикимор свойственно в припадке шалости наваливаться и душить хозяев. Также они могут дергать людей за волосы.
История №2
В одном доме завелась кикимора, которая не давала покоя взрослым и детям: ночью била посуду и кидалась вещами. Хозяева съехали из своего дома, и в нем временно поселились цыгане с медведем. Ночью кикимора по ошибке набросилась на медведя и тот сильно помял ее. После того, как все успокоилось, хозяева вновь приехали в избу. Как-то раз, кикимора, проходя мимо дома, спросила у детей — живет ли еще с ними большая лохматая кошка. На что дети ответили “Живет и еще потомство принесла”. После этих слов кикимора ушла из избы насовсем со словами : “Была одна кошка, а теперь еще и с котятами — так и вовсе к доме не подступишься”.
По приметам кикимору в доме человек мог увидеть только перед важными событиями:
- если дух плачет — это к болезни одного из членов семьи и материальным потерям;
- если прядет, то это к смерти близкого человека.
Считалось, что если спросить кикимору о грядущих событиях, то она может ответить хозяину дома стуком коклюшек.
Защитные славянские ритуалы
Наши предки знали несколько способов, как защитить себя от проделок злого духа. Каждый из них озвучим подробнее. Возможно, они покажутся очень необычными и смешными.
Использование кикимор-кукол
По древним поверьям кикимор насылали в дом печники, плотники или те, кто имеет обижен на семью. Недоброжелатели делали кукол из дерева и щепок и оставляли ее в доме. Изображающая кикимору кукла закладывалась между бревнами в избе или в укромном уголке печи. После этого в избе начинала хозяйствовать “подсаженная” кикимора. Людям она показывалась в образе различных животных.
Для того чтобы избавиться от видений необходимо было произвести тщательный осмотр помещения, а найденную куклу сжечь .
Куриный бог
Универсальный амулет от злых богов — это черный камень размером с куриное яйцо или уцелевшее горлышко от разбитого кувшина. По другому этот камень называли “кикиморой одноглазой”. Это оберег вешали 15 января на стенах курятника, чтобы уберечь семью от низших мифических существ — кикимор, домовые и бесов.
Способы, как защититься от домашней и болотной кикиморы отличаются:
- Защита от болотной старухи. Считалось, что этот дух пугает лесников и охотников кряканьем, портит погоду, заводит людей в чащу лесов или в топь. Для того, чтобы защититься от ее проделок, из дома не выходили в неурочное время: например, в канун больших церковных праздников. Тото. кто собирался на природу брал собой семейный оберег или растения с защитными свойствами. По поверьям кикимора не любит можжевельник.
- Защита от домашнего духа. Избавиться от нее было гораздо тяжелее. Для этого нужно было найти “подсаженную куклу”. как описано выше. Также можно было попробовать изловить проказницу ночью, а после этого выстричь на ее голове волосы в виде креста. После этого ритуала кикимора превращалась в человека, который имел физические недостатки: заикался или был слабоумным.
Если уже готовые талисманы и обереги от нечистой сил. Они подходят тем, кто не знает, как самостоятельно защитить себя и свою семью от потусторонних сил.
16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.
Есть множество образов того, как выглядит кикимора на фото, также даются разные описания — кто она такая. В одни регионах ее ассоциируют со старой сгорбленной старушкой, в других с молодой девушкой. Однако в славянской мифологии она всегда является низшим злым духом, который приносит в дом неприятности и предупреждает хозяев о грядущих неприятных переменах в жизни.
Цель: сформировать наиболее полное представление о Кикиморе через
слово, музыкальную речь и изобразительное искусство.
Задачи:
- дать определение жанров сказания и симфонической миниатюры как одного из
направлений связи музыки и литературы; - провести анализ сказания о Кикиморе, познакомить с личностью композитора
Лядова и его симфонической миниатюрой “Кикимора”; - развивать мышление, память, логику, чувство литературного и музыкального
вкуса у учеников; - воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа,
уважение к его историческому прошлому и культуре.
Оборудование: иллюстрации с изображением Кикиморы, музыкальный “цветик
– семицветик”, аншлаги “симфоническая миниатюра”, “партитура”, учебники
литературы (авторы – сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова) и музыки 5 класса
(авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), рабочие тетради, изображения Кикиморы,
запись симфонической миниатюры Лядова.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Основная часть урока:
А) прослушивание музыки Лядова “Про старину”, вступительное слово
учителя;
Б) фронтальная беседа о славянской мифологии и образе Кикиморы;
В) чтение и анализ сказания, словарная работа;
Г) прослушивание и анализ музыкального произведения.
3. Итоги урока.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про старину”.
Учитель музыки:
Только что прозвучал фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про
старину”. Как вы думаете, судя по мелодии, чуму будет посвящен наш урок?
Предполагаемый ответ:
мы будем говорить о чем – то таинственном, мифическом, загадочном
.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель литературы:
На одном из предыдущих уроков литературы мы с вами говорили о мифологии
древних славян. Давайте вспомним некоторые подробности:
– Что такое миф?
Предполагаемый ответ:
Жанр устного народного творчества, в котором отражены представления народа о
возникновении земли и неба, природных явлений и т.п.
– Каких богов древних славян вы знаете?
Предполагаемый ответ:
Перун, Макошь, Даждьбог и т.п.
– Какие мифологические существа продолжают жить в фольклоре до сих пор?
Предполагаемый ответ:
Кощей Бессмертный, Марья – Моревна,
Баба – Яга, Леший, Кикимора и т.п.
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из интереснейших образов славянской
мифологии – Кикиморе.
– Кто такая Кикимора?
– Как она выглядит? Чем занимается?
Прочитаем ее характеристику в учебнике литературы на странице 108 и в
учебнике музыки на странице 19.
Вот как дается описание Кикиморы в справочной литературе: “Кикимора
(“шишимора, мара”) в русских поверьях малютка – невидимка женского пола, живущая
в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем”.
Запись в тетрадь:
Кикимора от слов “кика” (головной убор с рогами) и “Мара” (воплощение зла) –
мифологическое существо женского пола, желающее людям зла.
Давайте познакомимся с народным представлением Кикиморы, прочитаем сказание
русского народа.
Дайте определение сказания.
Предполагаемый ответ:
Сказание – жанр УНТ, в котором сочетаются
черты сказки и мифа, он отражает представления
народа о сущности того или иного явления действительности.
Чтение сказания на странице 19 учебника музыки.
Какие слова показались вам непонятными?
Кудесник
Тешит
Кудель конопельная
Сучит пряжу пеньковую
Снует основу шелковую
Спознать
Какие мифологические герои встречаются в сказании?
Кот Баюн, Кикимора
Кто такой Кот Баюн?
Мифологическое существо – кот,
который рассказывал сказки,
пел колыбельные песни.
Как описывается Кикимора? Какие звуки издает? Чем она занимается?
Определите выразительные средства.
Запись в тетрадь основных эпитетов.
На сколько частей можно разделить сказание?
- Кикимора в детстве;
- взрослая Кикимора.
Докажите, что это произведение устного народного творчества?
Учитель музыки:
Это народное сказание стало основой для создания симфонической миниатюры А.К.
Лядова “Кикимора”.
Сообщение ученика о композиторе:
А.К. Лядов (1855–1914) родился и жил в городе Санкт – Петербург. С
малолетства будущий композитор обучался игре на скрипке и фортепиано, увлекался
чтением. Часто проводил время в театре, где работал музыкантом его отец. Став
взрослым, А.К. Лядов работал педагогом в консерватории и писал музыку.
Ценность творчества Лядова определяется в первую очередь его глубокой и
многообразной связью с русской песней и поэзией. Это вокальная музыка –
обработки народных песен, детские песни на народные стихи (прибаутки, шутливые
сказочки, припевки, колыбельные, забавные обращения к дождю и морозу, песни о
птицах и животных). Музыка их необычайно поэтична, искренна, полна душевного
тепла. Всего Лядов обработал 150 русских народных песен.
Так же любовь композитора к народному творчеству, глубокое понимание его
своеобразия и духа отразилось в создании так называемых симфонических миниатюр
“Баба Яга”, “Волшебное озеро”, “Кикимора”.
Учитель музыки:
Запись определения симфонической миниатюры – небольшое программное сочинение
для симфонического оркестра.
Давайте поиграем в композитора.
С чего бы вы начали сочинение музыки на основе данного сказа?
Предполагаемый ответ:
С определения темы и
составления плана, программы.
На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?
Предполагаемый ответ:
Царство Кудесника, Кот Баюн,
природа, хрустальная колыбелька
Кикимора.
Из сколько частей должно состоять ваше музыкальное произведение?
Предполагаемый ответ:
Из двух.
Партитура. Как она будет выглядеть?
Для четкого ответа пользуйтесь таблицей – музыкальным “цветиком –
семицветиком” и таблицей “Симфонический оркестр”.
Опишите звучание первой части.
Предполагаемый ответ:
Царство Кудесника – медленный темп, минорный лад,
холодный тембр медных духовых инструментов.
Таинственная музыка, изображающая глушь,
недоступность для людей.
Показ варианта Лядова.
Предполагаемый ответ:
Кот Баюн – темп мягкой колыбельной,
нежные добрые интонации, английский рожок.
Хрустальная колыбелька изображена челестой.
Разучивание колыбельной – вариант Лядова.
Предполагаемый ответ:
Кикимора в детстве – резкие выкрики
деревянных духовых инструментов: флейты и гобоя.
Капризные интонации.
Показ учителем темы на фортепиано.
Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?
Предполагаемый ответ:
Быстрый темп, раздел начинается с темы Кикиморы, ее суетливого бега, который
не прекращается. Ритм скачущий, колючие акценты, резкие мелодичные фразы
должны создать образ злобного, пронырливого существа.
Какую работу выполняет Кикимора?
Предполагаемый ответ:
Прядет, снует. Ощущение плавности
должны создать струнные инструменты.
Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы?
Предполагаемый ответ:
Духовые инструменты.
Прослушание миниатюры.
Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариативность –
помогли создать произведение?
Предполагаемый ответ:
Контраст
Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти
сказочные события?
Предполагаемый ответ:
Использование интонаций, форма миниатюры.
Как композитор завершает свое сочинение? Почему? Как это показано в музыке?
Предполагаемый ответ:
Кикимора исчезает из виду. С ней исчезает и зло.
На фоне пиццикато контрабасов
звучит визгливый форшлаг флейты – пикколо.
Учитель литературы.
Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий?
Предполагаемый ответ:
Она одинока.
Итоги урока:
Какой из образов сказа запомнился вам больше других? Почему?
Какую роль сыграла музыка Лядова в понимании сказа?
Предполагаемый ответ:
Оживила события, заставила пережить события,
глубоко их прочувствовать.
Заканчивается урок исполнением песни “Про сказку” музыка В. Шаинского, слова
Ю. Энтина.
Дома ученикам предлагается изобразить Кикимору при помощи красок, подобрать
строки из сказа.