Трагизм судьбы Мцыри определяется сюжетом поэмы, раскры­вающим особенности неординарной личности. Для Мцыри харак­терна противоречивость и раздвоенность, присущая многим героям 48

Лермонтова. Мцыри по происхождению горец. C точки зрения ро­мантиков, это «естественный человек», живущий в первобытных условиях, а потому близкий к природе, для него характерно со­стояние детской чистоты и естественности. Но, воспитанный в стенах монастыря на основе иных —- христианских — нравствен­ных принципов, Мцыри во многом утратил свои «естественные» корни. Это — «тюремный цветок», который рвется на свободу, но обретя ее, погибает.

Он бежит цз монастыря, потому что свободная душа юноши бун­тует не столько против чуждой ему цивилизации, сколько против то­го, что ему навязано. Вот почему Мцыри воспринимает монастырь как тюрьму. Бегство оттуда — это порыв к свободе и попытка узнать жизнь, обрести самого себя. Три дня на воле символически воссозда­ют всю полноту жизни: «Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил…».

Поначалу Мцыри кажется, что первозданная природа и есть его родная стихия, ведь он ощутил внутреннее единство «меж бурным сердцем и грозой». Недаром кульминацией поэмы является битва ге­роя с барсом, где оба — человек и зверь — становятся равноправны­ми бойцами. Но и оба они встречают смерть. Так намечается грань разрыва, которая, углубляясь, показывает закономерность гибели Мцыри. Природа как будто мстит ему за то, что он отдалился от нее. Она заманивает в чащу, сталкивает с барсом, а потом нещадно палит зноем израненное тело.

Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихи­ей у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же зна­чит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отра­жающему смутное желание умирающего юноши.

Может быть, Мцыри — это одна из тех томящихся и мятущихся душ, которая еще помнит свою родную. стихию, но уже навсегда ут-

Ратила связь с ней, как в стихотворении «Ангел». Тогда трагизм ее судьбы нужно считать предрешенным извечно. Ведь возможность ра­зорвать оковы земли и вернуть себе свободу, вновь обретя небо, — это и есть смерть.

«Герой нашего времени»: роман или сборник новелл?

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан на стыке двух художественных методов: романтизма и реализма. Согласно роман­тическим канонам образ главного героя разработан глубоко и проти­востоит всем прочим персонажам. Вся система образов выстроена так, что под разными углами зрения высвечивается центральный пер­сонаж. Каждый герой наделен сложным характером. Это вполне реа­листические образы.

Само название романа «Герой нашего времени» говорит о том, что автор рассматривает личность в контексте общества и эпохи. «Ге­рой нашего времени» — социально-психологический, философский роман. Конфликт личности и общества здесь острее, чем в «Евгении Онегине». Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает. Конфликт воплотился не только в типическом показе личности, но и в изображении представителей «водяного общества», их жизни, развлечений.

C каждым героем у Печорина складываются свои отношения. Он стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. Печорин противостоит ненавидящему его «водяному обществу», стреляется с Грушницким, вмешивается в жизнь «мир­ных контрабандистов», влюбляет в себя юную Бэлу, дочь мирного князя.

История взаимоотношений Печорина и Вернера полна драматиз­ма. Это история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллек­туально близких.

В отношениях с Верой Печорин наиболее противоречив, здесь до­ведены до максимума, до высшего накала те силы, которые опреде­ляют все его связи с людьми.

Проблема личности раскрывается в психологическом плане через психологический портрет, построенный на антитезах и оксюморонах 50

(«…пыльный бархатный сюртучок его позволял разглядеть ослепи­тельно чистое белье», глаза «не смеялись, когда он смеялся»), через самоанализ, через внутренние монологи («Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?..», «.. .зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначе­ние высокое…»)

Без философского аспекта романа нельзя понять ни смысла эпохи, ни сути образа главного героя. «Журнал Печорина» наполнен размышлениями о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте человека в череде поколений, о вере и безверии, о судьбе. Композиционно эту тему завершает глава «Фаталист», насы­щенная философской проблематикой.

Основная черта характера Печорина — рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, пытается раскрыть кор­ни добра и зла в одном человеке. Но рефлексия Печорина гипертро­фирована, она уродует душу, искажает развитие личности, делает и героя, и тех, с кем его сводит судьба, несчастными.

Своеобразие романа заключается в том, что, несмотря на то что части различаются в жанровом отношении, роман не распадается и не представляет собой сборник новелл, так как все части объединены одним главным героем; раскрываются характеры героев от внешнего к внутреннему, от следствия к причине, от эпического через психоло­гическое к философскому.

Как вы понимаете слова В. Г. Белинского:

«Части этого романа расположены сообразно с внутреннею
необходимостью»? (по роману М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»)

По меткому замечанию В. Г. Белинского, «Герой нашего време­ни» представляет собою несколько рамок, вложенных в одну боль­шую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необхо­димостью».

Своеобразие романа заключается в наличии обратной компози­ции, связанной с наличием тайны — тайны характера Печорина, ко­торая выявляет и объясняет его трагическую судьбу.

Монологи Печорина, обращенные в его прошлое, составляют романную предысторию. По какой-то причине этот петербургский аристократ оказался армейским офицером на Кавказе, едет туда че­рез Тамань, потом вместе с Грушницким участвует в боях и через некоторое время встречается с ним в Пятигорске («Княжна Мери»). После дуэли он живет с Максим Максимычем в крепости («Бэла»), оттуда выезжает на две недели в казачью станицу («Фаталист»). По выходе в отставку, вероятно, живет в Петербурге, путешествует. Во Владикавказе он случайно встречается с Максим Максимычем и странствующим офицером («Максим Максимыч»). Последователь­ность же глав романа такова: «Бэла», «Максим Максимыч», «Жур­нал Печорина» — предисловие издателя, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Действие начинается с середины после сообщения о смерти героя, а предшествующие события излагаются благодаря журналу.

По мере изложения событий накапливаются дурные поступки Пе­чорина, но все меньше ощущается его вина и все больше вырисовы­ваются его достоинства. Если в «Бэле» по его прихоти погибает не только Бэла, но и вся ее семья, то в «Фаталисте» Печорин совершает подвиг, захватывая казака-убийцу.

Обратная композиция обычно сопряжена с наличием рассказчика. В романе три рассказчика: в «Бэле» — Максим Максимыч, в «Максим Максимыче» — странствующий по Кавказу офицер, в «Журнале Пе­чорина» рассказчиком является сам герой.

В каждой повести по-разному предстает перед читателем главный герой. В «Бэле» в основном даются внешние детали. Портрет Печо­рина дан глазами штабс-капитана: «Он был такой тоненький, белень­кий, на нем мундир был такой новенький…». Поступки показаны без объяснений, для Максим Максимыча Печорин загадка: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

В «Максим Максимыче» дан психологический портрет героя, в ко­тором подчеркивается соответствие внешнего и внутреннего. Второй рассказчик, странствующий офицер, понимает, хорошо чувствует глав­ного героя, он видит отражение внутренних противоречий («Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера… В его улыбке было что-то детское… но глаза не смеялись, когда он смеялся»).

В «Журнале Печорина» рассказчиком является сам герой. Харак­тер показан изнутри. В «Княжне Мери» тайна характера Печорина раскрывается, в «Фаталисте» раскрыты причины и неизбежность по­явления характеров такого типа «лишнего человека».

Но самое главное, ради чего события переставлены во времени, — это то, каким Печорин уходит из романа. Заканчивается роман един­ственным поступком Печорина, который его достоин. «Народ разо­шелся, офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем». Таким, по мысли Лермонтова, и должен запомниться читателю главный ге­рой.

Является ли Печорин трагическим героем?

Печорин Григорий Александрович, главный герой произведения, появляется во всех пяти частях романа. Максим Максимыч, по — отцовски рассказывает о своем подчиненном: «…Он был такой то­ненький, беленький, на нем мундир был такой новенький». Добрый Максим Максимыч видит противоречия в поведении Печорина: «…Он славный был малый, только немножко странен — то молчит часами, а то смешит так, что «животики надорвешь». Штабс-капитан уверен, что есть такие люди, с которыми надо непременно соглашать­ся, что с ними должны случаться необыкновенные вещи.

Более подробный портрет (психологический) дается в психологи­ческой повести «Максим Максимыч» глазами повествователя: «По­ходка его была ленива и небрежна, но… он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера. Несмотря на свет­лый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке».

Очевидно, что лермонтовский Печорин принадлежит к разочаро­ванным молодым людям той эпохи. Он продолжает галерею «лишних людей». Яркие способности и силы его не находят достойного приме­нения и тратятся на мимолетные увлечения и бессмысленные и порой жестокие эксперименты над окружающими. Уже в начале романа звучит самопризнание героя: «Во мне душа испорчена светом, вооб­ражение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я

Так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…» Лучшие черты Максима Максимыча, «рус­ского кавказца» ермоловской поры, оттеняют нравственные аномалии печоринской натуры с ее внутренним холодом и душевной страстью, подлинным интересом к людям и эгоистическим своеволием. Печо­рин признается: «…У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Исповедь главного героя обнаруживает внутренние мотивы душевной тоски и скуки, герой не способен обрести счастье в достижении жиз­ненных целей, так как по достижении их тут же охладевает к резуль­тату своих усилий. Причины этой нравственной болезни отчасти свя­заны с «испорченностью света», развращающего молодые души, отчасти с преждевременной «старостью души».

В своем журнале Печорин анализирует внешние и внутренние со­бытия своей жизни. Его трезвый самоанализ, ясное понимание самого себя и других людей -— все это подчеркивает силу характера, его зем­ную многострастную натуру, обреченную на одиночество и страда­ние, неустанную борьбу со своей несчастливой судьбой.

Печорин замечательный актер, обманывающий всех и отчасти са­мого себя. Здесь есть и страсть игрока, и трагический протест, жажда отомстить людям за свои невидимые миру обиды и страдания, за не­удавшуюся жизнь.

«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пла­менной жизни земля…» — замечает В. Г. Белинский. Никому не при­нес счастья Печорин, не нашел в жизни ни друга («из двух дружащих один раб другого»), ни любви, ни своего места — только одиночест­во, безверие, скепсис, боязнь показаться смешным в глазах общества. Он «бешено гоняется за жизнью», но находит только скуку, и в этом трагедия не только Печорина, но и всего его поколения.

В чем заключается противоречивость характера Печорина?

«Герой нашего времени» — первый крупный социально­психологический роман в русской литературе. Основная проблема романа «Герой нашего времени» определена М. Ю. Лермонтовым в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его пони­мает», его герой — портрет не одного человека, а «портрет, состав — 54

Ленный из поисков всего нашего поколения». В образе Печорина по­лучили свое выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная».

Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «Мы не способны более к вели­ким жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».

Печорин, как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути: Бэле и ее близким, семье «честных контрабандистов», Мери, Грушницкому. При этом он является самым строгим судьей самому себе. Он называет себя «нравственным калекой», не раз срав­нивает себя с палачом. Никто лучше Печорина не понимает, насколь­ко пуста и бессмысленна его жизнь. Вспоминая перед дуэлью про­шедшее, он не может ответить на вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Жизнь томит Печорина: «Я — как человек, зеваю­щий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». Но все же живая душа Печорина проявляет себя и в потря — сенности смертью Бэлы, в слезах отчаяния, когда он понял, что навек потерял Веру, в способности отдаваться обаянию природы даже перед дуэлью, в умении взглянуть на себя со стороны.

В исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сде­лался «нравственным калекой». Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, о противоречии между его человеческой сущ­ностью и существованием. Доктору Вернеру он признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его…» Жить для Печорина, а именно такова функция пер­вого человека, — «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все ог­ромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов…».

Печорин отличается от остальных персонажей романа именно тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия — о це­ли и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд.

Что является самым важным для Печорина:
честь, долг, совесть, свобода?

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — психологи­ческий роман. В центре его — «история души» неординарной лично­сти начала XIX века.

Отпечаток судьбы был в душе Печорина, и он знал свою судьбу. Печорин стремился к своей смерти и знал, как он умрет. Для челове­ка, знающего столько о себе, я думаю, будет важнее всего свобода. Честь свою и совесть он готов поставить на карту ради свободы.

У Печорина вообще не было дома, он не хотел ни к чему себя привязывать. Печорин был, на мой взгляд, идеальным человеком, хо­лодным и сильным. Этот человек причинял боль без угрызений совес­ти, с удовольствием и смаком. Литературным прототипом Печорина стал Демон, презиравший все, саму жизнь. Так, для героя нашего времени целью жизни стало «вытеснение» из жизни всех возможных чувств и переживаний, которые мог ощутить человек. Но стоя на од­ном месте, разве мог он осуществить это? Нет!

Лермонтов написал в предисловии, что Печорин — это не портрет автора. Но, я думаю, это была всего лишь мистификация. В статье Вл. Соловьева, где философ описывает внутренний мир Лермонтова, есть строчки, очень сходные с дневниковой записью Печорина: «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути: я смотрю на страдания и радости других людей только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои ду­шевные силы… а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает».

Вот для чего нужна свобода герою нашего времени!

Определяющим в романе, на мой взгляд, является мотив Судьбы. Тому подтверждением служат постоянные случайности. Судьба ведет героя. Судьбою и случаем распоряжается Бог, который отправил на землю в образе Печорина душу для того, чтобы та могла определить­ся, сделать выбор. Вот и ответ на вопрос: такая душа, как у Печорина и Лермонтова, не может привязать себя к земле и всю свою жизнь решает, кто она. И, по-моему, Печорин решил, кто он: Демон, Мефи­стофель и Дьявол, вечные странники, одинокие, но зато свободные.

Я согласна с точкой зрения Печорина: главное для человека не долг, не честь и даже не совесть, а свобода, без которой нельзя слу­жить своему долгу, беречь свою честь и поступать по совести.

C какой целью Печорин затевает любовную интригу
с княжной Мери? (по роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил задачу всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, пока­зать портрет «героя времени», «составленный из пороков» всего по­коления «в полном их развитии», как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу, но особую роль при этом играет любовная интрига, которая присутству­ет почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенно­стей «героя времени» — это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови».

История о том, как Печорин добивается расположения и любви княжны Мери, показывает тайные мотивы поступков героя, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свобо­ду. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он действительно подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери.

Девушка, принадлежащая, как и Печорин, к высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печориным план ее «соблазне­ния» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.

Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешно­стью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком, не выносит показ­ного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное обще­ство». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин на­чинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда — Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить и подчинить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом?

Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печо­рин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена — это беседа Печо­рина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», ге­рой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нрав­ственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина — вызвать сочувствие девушки. И действи­тельно, ее добрая душа тронута этим рассказом, а в результате она полю­била Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!» — цинично замечает герой. В очередной раз он проявил самые негативные черты своего характера: эгоизм, бессердечие и душевную холодность, стремление к власти над людьми.

Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и нена­видеть его, а читателю — размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.

Является ли Печорин фаталистом?

(по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно­философским. Вопрос о свободе воли и предопределении, о роли судьбы в жизни человека так или иначе рассматривается во всех час­тях романа. Но развернутый ответ на него дается лишь в заключи­тельной части — философской повести «Фаталист», которая играет роль своеобразного эпилога.

Фаталист — человек, верящий в предопределенность всех собы­тий в жизни, в неотвратимость судьбы, рока, фатума. В духе своего времени, подвергающего пересмотру коренные вопросы человеческо­го существования, Печорин пытается решить, предопределено ли высшей волей назначение человека или он сам определяет законы жизни и следует им.

По мере развития действия повести Печорин получает троекрат­ное подтверждение существования предопределения, судьбы. Офицер Вулич, с которым герой заключает рискованное пари, не смог застре­литься, хотя пистолет был заряжен. Затем Вулич все-таки погибает от руки пьяного казака, и в этом Печорин не видит ничего удивительно­го, поскольку еще во время спора заметил «печать смерти» на его ли­це. И наконец, сам Печорин испытывает судьбу, решаясь разоружить пьяного казака, убийцу Вулича. «…У меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», — го­ворит Печорин.

Каков же ответ «героя времени», а вместе с ним и самого писате­ля, на этот сложнейший вопрос? Вывод Печорина звучит так: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает реши­тельности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда сме­лее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Как видим, несо — стоявшийся фаталист обернулся своей противоположностью. Если он и готов признать, что предопределение существует, то отнюдь не в ущерб активности поведения человека: быть просто игрушкой в руках судьбы, по мнению Печорина, унизительно.

Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, не отвечая однозначно на мучивший философов того времени вопрос. Кажется, в повести, завершающей роман, нет решения проблемы судьбы. Но по­казав, что герой, высказывающий мысли о возможности существова­ния предопределения, во всех ситуациях предпочитает действовать как человек, наделенный свободой воли, Лермонтов, по сути, показы­вает путь решения.

Почему «Мертвые души» — поэма?

Сам автор определил жанр своего произведения как поэму, под­черкивая таким образом равноправие эпического и лирического начал в «Мертвых душах».

Эпическая и лирическая части отличаются по целям, которые автор ставит. Задача эпической части — показать «хотя с одного боку Русь».

Основным средством изображения русской жизни в поэме стано­вится деталь. C ее помощью Гоголь показывает типичность губерн­ского города, который «не уступал другим губернским городам», пей­заж, представляющий «виды известные». Такие приемы указывают на реалистический метод создания произведения.

Кроме того, деталь выступает и как средство индивидуализации. Собакевич похож на «средней величины медведя», и фрак на нем «со­вершенно медвежьего цвета».

Излюбленный прием, который использует автор, — алогизм. Именно это является источником комического. Широко применяет Гоголь этот прием и в описании интерьеров, и в речевой характери­стике персонажа.

В эпической части писатель особенно внимателен к миру вещей (черта «натуральной школы»): вещи олицетворяются, но и обратный процесс происходит — человек становится подобием вещи.

В лирической части возникает положительный идеал автора, ко­торый раскрывается через лирические отступления о Руси, связы­вающие воедино темы дороги, русского народа и русского слова («Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?»). Автор осознает свою высо­кую миссию («И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями»).

Такие противопоставления (эпического и лирического) отражают­ся и в языке поэмы. Для языка лирических отступлений характерен высокий стиль, использование метафор, метафорических эпитетов («пронзительный перст»), гипербол, риторических вопросов («И ка­кой же русский не любит быстрой езды?»), восклицаний, повторов, градаций.

Язык эпической части простой, разговорный. Широко использу­ются просторечия, пословицы. Основное средство создания и харак­теристики персонажей — ирония.

«Мертвые души» по затронутой Гоголем проблематике называют «русской Одиссеей». Романное начало, не связанные между собой эпизоды, которые объединены похождениями героя, сквозной темой дороги, широкая социальная панорама, открывающаяся в поэме, на­личие вставных элементов (новеллы «Повесть о капитане Копейкине» и притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче) — все это указывает на эпическую сторону произведения.

Наличие огромного количества лирических отступлений, рисую­щих положительный идеал автора, присутствие самого автора, выска­зывающего свое отношение к происходящему, рассуждающего на фи­лософские темы, затрагивающего темы писательства, поэтический язык этих отступлений — это характеризует произведение как поэму. Таким образом, перед читателем оригинальное произведение необыч­ного жанра — поэма «Мертвые души».