Комментарии преподавателя
На данном уроке мы поговорим о том, как в Средние века католическая церковь боролась с еретиками.
Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воля папы римского была священна — ей подчинялись представители всех сословий: начиная с королей и заканчивая крестьянами. Церковь обладала неограниченной властью и богатством, была одним из крупнейших землевладельцев.
Католические священники ревностно проповедовали своим прихожанам учение о том, что надо жить в бедности и отречься от всех земных забот и соблазнов, ибо это единственный способ получить божественную благодать. «Презирай богатства земные, – говорил один отец церкви своей пастве, – чтобы ты мог обрести богатства небесные». Сами же церковные деятели обычно вели роскошную жизнь, мало в чем себе отказывая. Они требовали плату за проведение церковных обрядов (крещение, венчание, отпевание и так далее), торговали индульгенциями (грамотами об отпущении грехов) и активно собирали с населения церковную десятину (особый налог на содержание духовенства и храмов).
Еще в раннем Средневековье на церковных соборах (съездах высшего духовенства) были выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры – учение о Троице, о непорочном Христовом зачатии и так далее. Церковь выступала посредником между Богом и людьми. Некоторые обряды перешли в христианство из язычества (к примеру, поминание усопшего). В католичестве существовало такое понятие, как чистилище (специальное место между раем и адом), где грешник мог покаяться, пройти очищение, и в этом случае его душа попадала в рай.
Несмотря на политику церкви, среди крестьян, горожан, рыцарей, ученых и даже священнослужителей появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение правильность ее учений. Эти люди обвиняли духовенство в праздности, стяжательстве, моральном падении и требовали, чтобы церковь отказалась от своих богатств: своих земельных владений, сбора церковной десятины и проведения пышных богослужений. Они начали открыто критиковать церковь, называя папу – наместником дьявола. Единственным источником веры для этих людей было Евангелие. Священнослужители стали называть их еретиками (еретик – значит «противник господствующего учения церкви»).
И усмотрев в этих действиях угрозу церкви, католическое духовенство сразу же отреагировало на такие религиозные бунтарства — суровыми гонениями на еретиков, которые несколько веков потрясали всю Европу.
Страшным наказанием считалось отлучение от церкви – человек ставился вне закона, при этом остальные верующие не имели права оказывать ему помощь, давать приют, общаться семьями и так далее. Отлучить от церкви могли не только отдельного человека, но и целую область или даже страну. На этих территориях запрещалось исполнение обрядов и проведение богослужений (интердикт), а, значит, людей не крестили, не отпевали и т.д. А священнослужители проповедовали что, таким образом эти люди обрекли себя на муки в аду.
В те области, где находилось большое количество еретиков, католическая церковь организовывала целые военные походы, обещая их участникам прощение грехов. Так, к примеру, в начале XIII века был предпринят поход рыцарей против еретиков-альбигойцев (центром еретической мысли был город Альби в Южной Франции), которые считали церковь с папой порождением Сатаны. Война продолжалась 20 лет, за это время многие города на юге Франции были разграблены, а их население перебито. В числе убитых оказывались не только еретики, но и истинные католики, при этом рыцари руководствовались словами папского посла: «Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих!»
Для борьбы с еретиками в 1215 году папа Римский Иннокентий 3-й (1198 – 1216 гг.) создал инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование») – специальный церковный суд. Большинство судей и служителей инквизиции составляли монахи из ордена доминиканцев («доминиканес» по-латыни означает «псы господни»). На их знамени даже была изображена собака с факелом в зубах как символ преследования еретиков. Процесс дознания сопровождался жестокими пытками (дыба, воронка, испанский сапожок) и обычно заканчивался смертной казнью человека (в виде исключения могло быть применено другое наказание: длительное тюремное заключение или изгнание из страны). Судопроизводство характеризовалось отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимых, а обозначали их как обвиняемый №1, №2, №3 и так далее.
Священнослужители просили покарать осужденного казнью «без кровопролития» — это означало, что смертная казнь проводилась путем публичного сожжения на костре. Считалось, что таким образом они проявляют милосердие к еретикам. Зачастую сожжения носили массовый характер. Если вначале жертвами святой инквизиции становились люди, которые действительно были не согласны с учениями церкви и выступали против них, то со временем ситуация изменилась, и уже любой неугодный человек мог попасть в категорию еретиков. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и связях с дьяволом (к примеру, только в одном небольшом немецком городе за год было сожжено 2 тысячи «ведьм»). Младенцы, родившиеся с физическими недостатками (например, с родимым пятном), считались детьми сатаны. Их всех ждала неминуемая смерть. Имущество еретиков делили между собой государство и духовенство.
Жертвами инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых не совпадали с учением церкви. Так, знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после публичного отречения от учения польского астронома и математика Николая Коперника, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Но за свои взгляды был сожжен на костре итальянский философ и ученый Джордано Бруно, осужден философ-утопист Томмазо Кампанелла и многие другие.
Cогласно подсчетам ученых-историков, огонь святой инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, из которых 98% были невиновны.
Итак, на территории Западной Европы в Средневековье появились люди, которые стали сомневаться в правильности учения католической церкви. Церковь жестоко расправлялась с инакомыслящими, создав для этого в 1215 году специальный суд — инквизицию.
К занятию прикреплены файл » Это интересно! » и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .
Использованные источники:
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/Katolicheskaya-tserkov-i-ee-borba-s-eretikami
- http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/
- http://x-uni.com/istoriya/6-klass/video/
Раскол церкви.
В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским.
Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.
Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.
По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только на монахов.
Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. при папе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин Великий передал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка.
Окончательный раскол православной и католической церквей произошел в 1054 г.
Организация католической церкви.
По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Священниками становились после особого обряда. Его проводил епископ — глава священников епархии (области).
Приходские священники избирали епископа епархии. Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.
Клюнийская реформа. Монашеские ордена.
Колоссальным авторитетом пользовались монастыри. Жизнь монастыря определялась уставом. Несколько раз в день монахи совершали совместную молитву. Остальное время посвящали труду. Они работали на полях, пасли скот, возделывали огороды, занимались торговлей и ремеслом. Монахи переписывали книги, составляли хроники, открывали школы и больницы.
Однако по меру роста богатств многие монахи забывали о строгости и чистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше трудились сами, и все больше жили за счет крестьян. Главы монастырей — аббаты окружали себя роскошью, стремились к наслаждениям.
Такое положение вызывало протест не только среди населения, но и среди отдельных монахов. Некоторые из них основывали новые монастыри, где возрождались строгие правила. С X–XI вв. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы Клюни появились в других монастырях, где восстанавливались старинные порядки. Клюнийская реформа затронула всю церковь. Папы запретили торговлю должностями, отстраняли продажных и распутных священников и епископов. Служителям церкви запретили иметь семью, чтобы не было стимула копить богатства. Реформа значительно укрепила авторитет церкви.
Однако со временем в церковной среде вновь распространяются пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привело к возникновению в XIII в. орденов монахов-нищих. Эти монахи считали, что они должны жить не в монастырях, а странствовать по всему миру и проповедовать учение Христа. Первым возник орден монарх францисканцев. Его основателем стал итальянец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям и даже животным, отказ от имущества, добровольную нищету. Францисканцы своим примером показывали всем возможность безгрешной жизни. Другим объединением монахов-нищих стал орден доминиканцев, возникший в Испании. Доминиканцы прославились защитой католичества.
Борьба пап и императоров Священной Римской империи.
В X в. правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возглавили борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой «феодальной лестницы». Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Оттон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно разгромил венгров. Отгон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые отношения с церковью. Он даровал ей многие льготы, но присвоил себе право утверждать епископов — вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля.
Отгону благоприятствовало снижение в то время авторитета папы. Знать Рима и Итальянского королевства сажали на папский престол своих ставленников. Отгон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Отгона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей. Папы попали в полную зависимость от императоров. Из-за этого папство еще больше теряло свой авторитет. Некоторые служители церкви стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально их поддержали и императоры, приемники Отгона, поскольку тоже хотели повысить уважение к церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. Был принят закон, по которому в избрании пап могли участвовать лишь |несколько епископов-кардиналов. Император отстранялся от участия в выборах. Затем папа провозгласил, что епископы должны ^подчиняться только ему, а не императору.
В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований Григорий VII. Между ним и императором Генрихом IV развернулась открытая борьба за власть над епископами. Она продолжалась и при их преемниках. В конце концов, папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпала от империи.
В XII в. власть римских пап возросла. Слово духовенства было законом и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых правителей противостоять папам оканчивались неудачей. В середине XII в. императором стал Фридрих Барбаросса. Это был умный и решительный человек. Он сумел несколько укрепить свою власть в Германии и хотел вновь подчинять Италию, но его рыцарское войско было разбито ополчением итальянских городов, которые поддержали папу. Поражение императора еще более усилило значение пап. Самым могущественным из них стал папа Иннокентий III (1198— 1216). Иннокентий называл себя наместником Христа на земле. Он свергал и назначал императоров и королей. По приказу Иннокентия начинались войны. Папа старался обуздать усобицы феодалов и столкновения между христианскими странами, а все силы направить на борьбу с еретиками и мусульманами.
Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена.
Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быстрому росту населения. Однако к концу XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины туркам и сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к не мусульманам, паломничество туда стало почти невозможным.
Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину. Участники похода украшали свою одежду и доспехи крестами — отсюда и его название. В первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и крестьяне.
В 1096–1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок — сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство, вассальными владениями которого считались графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Государства крестоносцев вели постоянные войны с мусульманскими правителями окрестных стран. Постепенно крестоносцы, которых на Востоке было не очень много, начали терять свои владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не участвовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны. Во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь и в 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии Латинскую империю. Лишь в 1261 г. правителям сохранившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего былого могущества Византия уже не восстановила.
В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно-рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монахами-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари-монахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе. Отряды орденских рыцарей отличались от обычного феодального войска своей дисциплиной. Однако со временем ордена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверждали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства.
Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине — Акра.
Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они способствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело в дальнейшем к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Отток наиболее воинственной части феодалов, и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти.
Ереси и борьба с ними церкви.
Ереси, т.е. отклонения от церковных догматов, возникли еще во времена становления христианской церкви. Однако с XII–XIII вв. они особенно усилились. Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности.
Некоторые еретики учили, что миром правят две равные друг другу силы, — Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, — слугами дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон, к истреблению всех служителей церкви. Были еретики, которые выступали за равенство всех людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поделить поровну все имущество. В общинах таких еретиков имущество считалось общим: общими иногда были даже жены.
Еретики отказывались молиться в «испорченных» храмах, платить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, в том числе правители больших областей, недовольные претензиями римских пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики составляли большинство населения. Здесь истребляли духовенство и создавали свою церковную организацию.
Служители церкви осуждали ереси и проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые и ересях подлежали аресту, допросу с применением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, жалевших своих подданных, папы создали церковный суд — святую инквизицию (расследование). Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощрённым пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иногда сжигали разом до 100 и более человек. Помимо еретиков инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за этих нелепых обвинений. Имущество осужденных делили между церковью и местными сластями. Поэтому от инквизиции особенно страдали богатые горожане.
В области, где еретиков было очень много, устраивали крестовые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции против еретиков-альбигойцев при папе Иннокентии III. Входе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов.
Упадок папства.
После Иннокентия III могущество папства пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и императорами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет римских пап был подорван в ходе борьбы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV и последующим затем «авиньонским пленением» пан продолжавшимся до 1377 г. Все это время папы жили в городе Авиньоне на юге Франции и подчинялись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий раскол в католической церкви. В течение 40 лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы. В Англии и Франции церковь фактически оказалась в подчинении королевской власти.
Для преодоления кризиса католической церкви был созван Вселенский собор. Он заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417 г. был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодолен.
Могущество католической церкви в XI-XIII вв.
История Средних веков 6 класс
(«Те, кто молятся» — духовенство)
Цель: формирование представлений об особенностях положения сословия молящихся
Образовательные задачи:
- продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
- определить причины процесса усиления церкви;
Развивающие:
- развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
- развивать умение делать самостоятельные выводы;
- развивать общеучебные навыки и умения: работать по карте, с учебником;
- развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание
- развитие интереса к предмету;
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
- способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии
Методы обучения:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- иллюстративный;
- словесный;
- элементы дифференцированного обучения.
Термины и понятия: сословия, индульгенция
Оборудование: Smart Notebook, карта «Раздел Римской империи»
План.
- Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.
- Источники богатства церкви.
- Раскол христианской церкви.
- Организация католической церкви.
- Д.з.: §13 (учебник + р.т.); NB на способы борьбы церкви с еретиками; сообщение об Инквизиции, Римский папа Григорий VII.
Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами в мире.
Римский папа Иннокентий III
Приветствие детей.
1.Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.
Вступительная беседа: скажите, какой период истории Средних веков мы изучаем? Какие изменения происходят в Европе в XI-XIII вв.? (Изменения в хозяйстве: развитие торговли и ремесла, возрождение старых и появление новых городов, изменение структуры общества). В этот период христианская церковь достигает своего могущества. Сегодня мы поговорим о «тех, кто молятся», о духовенстве – священниках и монахах. Что нам нужно о них узнать? (Этап целеполагания — положение и роль в обществе в сравнении с другими сословиями, с жизнью которых мы уже познакомились)
ЭПИГРАФ (слайд 1)
В чём актуальность, важность темы урока? Обратить внимание учащихся, что христианство в наше время является 1-й из 3-х мировых религий наряду с буддизмом и исламом (более 2 млрд. чел.).
Вспомнить, что такое сословие? Сколько сословий существовало в средневековой Европе? (слайд 2) Роль каждого из этих сословий считалась важной, значительной? Почему? (Ответы учащихся)
Жизнь средневекового человека была тесно связана с церковью и религией. Для населения главным ориентиром суток тогда был звон церковных колоколов, 3 раза в день колокола отмечали час молитвы. Часы – солнечные, песочные, водяные, а с конца 13 века и механические – были большой редкостью, предметом роскоши. Колокола придавали жизни каждого города и села размеренность, возвещали время бодрствовать и время спать, время молитвам и житейской суете, время трудиться и время отдыхать.
Главной целью человеческой жизни, согласно христианскому вероучению, являлось спасение души. И церковь помогала людям в этом. Каждый верующий должен был думать не о том, как разбогатеть или приобрести власть над другими людьми, а о том, как оказаться после смерти в раю. Чтобы избежать адских мук, необходимо посещать храм, участвовать в церковной службе, подавать милостыню бедным (их считали заступниками перед Богом), творить другие добрые дела. Грешникам уготован Ад, а праведники попадут в Царствие Небесное и будут испытывать вечно райское блаженство (слайд 3).
Вывод: церковь – влиятельная организация, играла важную роль в жизни людей. Чем объяснить большую роль и авторитет церкви и духовенства в обществе? (Религиозность людей и низкий уровень научных знаний!)
2.Источники богатства церкви.
В XI веке христианская церковь была не только влиятельной, но и богатой организацией. Богатство стало основой силы и влияния церкви.
?Давайте вспомним, всегда ли так было? Какое положение занимала церковь в Раннее Средневековье, какие проблемы тогда переживала? (Отсутствие единых догматов, ереси)
Как сумела церковь сосредоточить в своих руках огромные богатства? Каковы источники богатств? Что нам об этом известно? (слайды 4-9)
- Налог в пользу церкви – церковная десятина, 1 из основных налогов, платили крестьяне.
- Плата за церковные обряды (с.128 в учебнике, вверху, мелкий шрифт – 7 таинств)
- Продажа церковных должностей — симонúя. (С тех пор как должности стали продаваться и покупаться, люди жаловались, что священнослужители больше заботятся о собственных кошельках, чем о душах прихожан, что ослабела дисциплина и в монастырях. Монастырей, сохранивших верность принципам святого Бенедикта, — молитва и труд, — становилось всё меньше. Служители церкви вели светский образ жизни, часто пировали, развлекались. Меньше всего порядка было в самом Риме. Папой провозглашались то юные отроки, то люди светские, лишь для виду принявшие священство. Сохранились сведения, что однажды папой благодаря обману стала даже женщина).
- Плата за прикосновение к святым мощам. («Святые мощи», реликвии — кости или части тел мучеников, пострадавших за веру; высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными. Часто оказывалось, что тела одних и тех же святых мучеников хранились одновременно в разных местах).
Был ещё один надёжный источник дохода. Сейчас узнаем какой, совершив небольшое путешествие в Средневековье.
Звучит средневековая музыка
Сценка «Продажа индульгенций»
О чём свидетельствует эта сценка? (О лживости и алчности монахов, непомерном их желании обогатиться за счёт темноты и невежества народных масс).
5.Продажа индульгенций (с лат. – «милость»). Церковь – посредник между Богом и человеком. Она получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот с папской печатью. Можно было купить индульгенции, отпускавшие будущие грехи.
!Индульгенции и плата за обряды были основными источниками богатства церкви.
Вывод по вопросу: как вы поняли, почему христианская церковь в Средние века была очень богатой организацией?
До нашего времени дошли средневековые пословицы и поговорки о церкви и духовенстве. Давайте познакомимся с ними (слайд 10). О каком отношении к церкви и духовенству можно говорить на основании приведённых средневековых поговорок? Чем объяснить такое отношение?
Вывод по вопросу: см. как называется 1 пункт §13 (стр.127). В чём была её сила и слабость?
3.Раскол христианской церкви.
Вспомнить, на какие 2 государства разделилась Римская империя в 395 г.? (Работа с картой, слайд 11) Какой город стал столицей Западной? Какой — столицей Восточной Римской империй? Какая религия к этому времени распространилась на территории Римской империи?
Народы Зап. и Восточной Римской империй исповедовали христианство. Но главой церкви в Зап.Европе был Римский папа, а в Восточной части Римской империи – патриарх. Римский папа был единственным и независимым главой церкви в Зап.Римской империи, а патриарх на Востоке должен был подчиняться императору (так было при Юстиниане). Глава церкви Зап.Европы имел большие доходы в отличие от главы Византийской церкви. До середины XI века в условиях феодальной раздробленности христианская церковь оставалась единой. Со временем между главами церквей на Западе и Востоке возникли разногласия и различия. Они не раз ссорились, в конце концов, в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию, произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) (слайд 12).
Работа со схемой (см.ниже)
Раскол христианской церкви (слайды 13-15)
(1054 г.)
Католическая Православная
(«всеобщая», «всемирная») («правильной веры», «истинная»)
Зап. и Центр.Европа Вост. Ю-Вост.Европа
(Чехия, Венгрия, Польша) (Болгария, Сербия, Русь)
Работа с таблицей «Православная и католическая церковь» (см. Раздаточный материал к уроку) Обсуждение выводов учащихся.
Задания для учащихся: определить, где изображён православный, а где католический храм, объяснить свой ответ (слайд 16).
Как вы думаете, были ли вопросы вероучения и различия в обрядах единственными и главными причинами разрыва между римской и византийской церквями? Какие ещё причины можно назвать?
См. рабочая тетрадь, стр.48, задание № 3.
Причины раскола: 1).Стремление церквей к господству над хр.церковью; 2).Делёж доходов.
Обратить внимание: несмотря на ряд расхождений в учении и обрядах, во внешнем облике священников православие и католичество были 2-мя ветвями одной и той же христианской религии.
После раскола церкви в Европе началась борьба за право быть главным в государстве между римскими папами и императорами, она продолжалась более 200 лет. Кто выиграл эту борьбу? Папы. Римский папа Иннокентий III (его слова мы брали в качестве эпиграфа к уроку) добился того, чтобы перед ним на приёмах все присутствующие преклоняли колени и даже целовали туфлю.
Вывод по вопросу: XI век стал веком раскола единой церкви — окончательного разделения восточной и западной ветвей христианства.
4.Организация католической церкви.
Вначале вспомним устройство католич.церкви (слайд 17).
1).Римский папа — от греч. рapas – «отец». Глава католической церкви. Римского папу выбирали на особом собрании духовенства – конклаве (закрытые на ключ). В белой сутане, на голове – в отличие от других церковных иерархов – тиара, наподобие стогообразного шлема из белой плотной ткани, украшенная золотой вышивкой и драгоценными камнями. Сколько всего было пап? (Сейчас Бенедикт XVI, 265-ый по счёту)
2).Кардинал
3).Епископы
4).Священник
5).Монах
Задание: Кто среди этих священнослужителей вёл уединённый, отшельнический образ жизни? Именно монахи Клюнийского монастыря на востоке Франции, девизом которых было «Молись и трудись» выступили с предложением провести реформу церкви, чтобы укрепить её пошатнувшееся было могущество и авторитет среди верующих. (Когда и где зародилось монашество? Кто считается основоположником монашества на Западе? Его главные проповеди?)
В чём суть Клюнийской реформы, какие другие способы использовала для укрепления могущества католическая церковь, об этом прочитаете дома в учебнике.
Подведём итоги (слайд 18) — вернуться к эпиграфу и объяснить слова Иннокентия III. (слайд 1)
1).В чём особенности положения тех, кто молился за спасение душ верующих людей?
2).В чём сила и слабость христианской церкви XI-XIII вв.?
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Сравнительная таблица «Православная и католическая церковь»
Вопросы для сравнения | Католицизм | Православие |
Глава | Папа Римский (единый для всех католиков) | Патриарх (в каждой церкви свой) |
Основное догматическое расхождение | Дух Святой исходит от Бога-отца и от Бога-сына | Дух Святой исходит только от Бога-отца через Бога-сына |
Богослужение | На латинском языке, игра на органе, прихожане сидят | На национальном языке, пение, музыкальные инструменты запрещены, прихожане стоят |
Крестятся | Всей ладонью с левого плеча на правое | Тремя пальцами с правого плеча на левое |
В интерьере храма | Преобладают скульптуры | Преобладают иконы |
Главный праздник | Рождество (начало земной жизни) | Пасха (конец земной жизни и начало небесной) |
Крещение детей | Обливают водой | Погружают в воду |
|
Вопросы к таблице:
Как вы думаете, были ли вопросы вероучения и различия в обрядах единственными и главными причинами разрыва между римской и византийской церквями? Какие ещё причины можно назвать?
(См. Рабочая тетрадь по Истории Средних веков, задание № 3 на стр.48)
К 1000 г. христианство распространилось почти по всей Европе. Церковь обращала народы в свою веру не только проповедью, но и огнём и мечом. Церковь приобрела большое политическое значение. Она стала стремиться подчинить себе светскую власть. Росли богатства церкви. Встречались епископства и монастыри, у которых земель, доходов и войска было больше, чем в каком-либо графстве.
Клюнийская реформа
Обогащению церкви сопутствовали её внутреннее разложение, утрата церковной дисциплины. Служители церкви и даже папы устраивали пиры и предавались светским развлечениям. Такой упадок церкви вызвал негодование у мирян и тех представителей церкви, которые оставались верными евангельским заветам. В начале X в. борьбу за очищение церкви начал монастырь Клюни во Франции. Клюнийцы также добивались освобождения монастырей из-под власти сеньоров и местных епископов. Стремясь сломить разбойничьи нравы феодалов, клюнийцы ввели «Божий мир»: они добивались прекращения войн и установления порядка. Реформаторским начинаниям клюнийцев последовали сотни монастырей в Европе.
В середине XI в. папский престол, поддержавший Клюнийскую реформу, в свою очередь предпринял усилия по более глубокому обновлению церкви. Он также добивался независимости от светских властей при избрании папы, епископов и аббатов. Право избирать папу стало принадлежать исключительно собранию кардиналов — конклаву.
Собор аббатства Клюни. Реконструкция |
Иисус вручает ключ папе римскому, а меч императору. Миниатюра XIII в. |
Папа и император
Папа Григорий VII (1073—1085) установил в церкви жёсткое подчинение своей власти. Он хотел реализовать идею папской теократии — абсолютной власти пап над миром. Григорий VII вступил в борьбу с германским императором Генрихом IV. Формально речь шла о том, кто должен совершать обряд назначения епископов — папа или император. На деле папа намеревался подчинить императорскую власть папскому престолу. В борьбе с папой Генрих IV объявил Григория VII низложенным. За этим со стороны папы римского последовало отлучение от церкви Генриха IV. Народ отшатнулся от проклятого папой императора, против него выступили и крупные феодалы, которых отлучение освободило от вассальной клятвы. Император вынужден был покаяться. Зимой он три дня босым просил прощения у папы, смотревшего на него с высоты замка в Каноссе.
Разделение церквей
см. Разделение церквей (1054 год)
«Наместник Христа»
В XII—XIII вв. папство достигло вершины своего могущества. Оно вдохновило и организовало Крестовые походы. Папы вмешивались во внутренние дела государств и даже в личную жизнь императора и королей. На короткий период установить теократию в католическом мире удалось папе Иннокентию III (1198—1216). Трёх монархов — германского императора, французского и английского королей — он отлучил от церкви.
На их страны был наложен интердикт — временное запрещение совершать богослужение и церковные обряды. Поскольку церковь регулировала многие стороны жизни человека и общества, подобное запрещение, по существу, парализовало страну. Иннокентий III заставил светских правителей Западной Европы признать главенство папской власти. Многих монархов он сделал вассалами папского престола и заставил платить регулярный налог. Иннокентий III расширил пределы Папского государства. Папа подвергал своему суду всех, а сам находился вне всякого суда. В упоении своим могуществом Иннокентий III провозгласил себя « наместником Христа».
Борьба с ересями
Всевластие пап, усиление давления церкви на общество порождали сопротивление. Часть мирян начала искать пути к Богу без посредничества церкви. В народе появились толкования христианства, далёкие от церковных. Набирали силу различные ереси. Еретики объявили католическую церковь «творением дьявола». «Грязной» церкви они противопоставили «чистую». Сторонников «чистой» церкви называли катарами (чистыми). Особенно широко ереси распространились на юге Франции и в Северной Италии. Центром еретического движения на юге Франции был город Альби. По названию этого города еретиков называли альбигойцами. Иннокентий III организовал Крестовый поход против альбигойцев. Силами рыцарства Северной Франции альбигойская ересь была подавлена. Еретиков сжигали на кострах, убивали и преследовали. Юг Франции надолго пришёл в запустение.
Император Константин передаёт папе римскому знак власти над западным миром. Фреска XIII в. |
Мадонна-покровительница. Статуя XV в. |
Папа Иннокентий III |
Инквизиция
Для борьбы с ересями папским престолом была создана инквизиция (от латинского слова «инквизицио» — расследование). По всей Западной Европе были организованы инквизиционные суды (трибуналы). Они использовали тайное следствие, доносчиков и пытки для выявления еретиков. Высшей мерой наказания для еретиков было сожжение на костре. Поскольку считалось, что инквизиция, представлявшая церковь, не может лишать людей жизни, для исполнения смертных приговоров её жертв передавали светским властям. Инквизиция действовала в некоторых странах Европы вплоть до XIX в. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Святой Доминик. Икона XIV в. |
Святой Франциск Ассизский. Картина Карло Кривелли. XV в. |
Нищенствующие ордены монахов
В конце XII в. в народе широко распространилось поклонение Святой Даме Бедности. В этом выразилось народное возмущение накоплением церковью огромных богатств и её безразличием к бедным и обездоленным людям. Появились проповедники добровольной нищеты как пути приближения к Богу. Самым замечательным из них был Франциск Ассизский. Ещё в юности он, сын богатого купца, отказался от дома и богатств, стал нищим странником. Вначале над ним смеялись и осуждали его. Но вера Франциска была столь искренней, а проповеди исполнены такой глубокой любви к Богу, что вскоре у него появились последователи, «меньшие братья». Папа Иннокентий III не стал преследовать Франциска, а, напротив, решил, что такой популярный среди бедняков проповедник будет полезен церкви. С папского одобрения впоследствии был учреждён нищенствующий орден францисканцев. Франциска Ассизского католическая церковь провозгласила святым.
Святой Франциск Ассизский обращался с проповедями не только к людям, но и к цветам, животным, птицам, морю. В его словах звучало восхищение всеми Божьими творениями, убеждённость в единстве всего Божьего мира. Он взывал к христианской любви в жестоком воюющем мире.
Для борьбы с ересями был создан ещё один нищенствующий орден — доминиканцев. Его основателем был Доминик де Гусман, испанский монах. Папство поручило этому ордену руководить инквизицией. С проповедями доминиканцы проникали в отдалённые уголки мира. Ещё в XIII в. они достигли Китая. Доминиканцы также занимались углублённым изучением теологии (богословия). Из их среды вышел крупнейший католический богослов Фома Аквинский.
Эмблемой доминиканцев была собака с зажжённым факелом в зубах. Подчёркивая свою преданность церкви, они называли себя «псами Господними».
На этой странице материал по темам:
-
Церкви 11-13 века
-
Доклад на флешку католической церкви в 11-13 веках
-
Средние века центром католической церкви в 11 веке стал город
-
Краткое сообщение об церкви 11 века
-
Инквизиция, суд католической церкви 11-13 века
Вопросы по этому материалу:
-
Расскажите о борьбе пап и императоров.
-
Расскажите о нищенствующих орденах.
-
Расскажите о борьбе церкви с еретиками.
-
Как католическая церковь боролась с ересями?
-
Почему папы римские вели борьбу со светскими монархами?
Как апостольская церковь стала католической
Все началось с того, что по Палестине ходили 12 человек во главе со Христом и проповедовали новое учение, которое получило свое название по имени Христа – христианство. С 12-ти учеников Христа и началась христианская церковь – никакой другой просто не было.
Петр — Первый Папа Римский
Самым активным среди учеников Иисуса был будущий апостол Петр, поэтому он с самого начала являлся бесспорным лидером среди последователей Христа. Знаменитые слова Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам церковь, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от Царства Небесного, и что будет связано тобою на земле, то будет связано и на небесах», — дают основание католикам считать апостола Петра первым Папой Римским.
Поэтому, начиная с XIII века, непременным атрибутом всех Римских Пап является так называемый «перстень рыбака», названный так в честь апостола Петра, который, как известно, до своего призвания в ученики Христа, был простым рыбаком.
Каждый новый Папа получает этот перстень во время своей коронации или инаугурации. Изначально «перстень рыбака» служил печатью, а сейчас это просто епископский перстень, который символизирует обручение с епархией, то есть, со всей Католической церковью. Приветствуя Папу, католики преклоняют колени и целуют перстень рыбака.
После смерти Папы кардинал-камерленго (то есть, главный администратор папского двора) в присутствии своих помощников торжественно разбивает этот перстень, чтобы никто не смог воспользоваться его властью, пока не будет избран новый Папа.
Однако, эта красивая традиция, скорее, является желанием католиков считать апостола Петра первым Папой, чем на самом деле имеет под собой реальные события, поскольку во времена Петра институт папства еще не был создан.
Избрание епископов
Изначально небольшой группой христиан руководили сами ученики Христа, возведенные Им в звание апостолов (греч. «посланник, выполняющий особую миссию»), особой миссией которых была проповедь Евангелия.
Сначала апостолы все делали сами: проповедовали, крестили, следили за сбором и распределением пожертвований, занимались другими хозяйственными делами.
Но число верующих росло, и стало ясно, что апостолам нужны помощники, которые бы взяли на себя решение хозяйственных вопросов, а апостолы бы занялись своим прямым делом – нести людям Слово Божье.
Для этой цели из числа верующих были выбраны семь человек, которые стали первыми дьяконами (греч.«диаконос» — «служитель»).
Когда счёт верующих пошел уже на тысячи, стало ясно, что двенадцать апостолов уже физически не в состоянии справиться с проповедью Слова Божьего и охватить всех жаждущих услышать слова истины.
Решено было избрать на местах людей, которые бы являлись представителями апостолов и от их имени руководили общинами.
Так в христианских общинах появляется должность епископа (др.греч. «надзирающий», «надсматривающий»), то есть, «блюстителя», «попечителя» или «старшего наставника», в обязанности которого входило смотреть за порядком, вести переписку, контролировать вопросы питания, то есть выполнять чисто административные обязанности, а также обязанности руководителя общины.
От апостолов епископы отличались тем, что могли руководить только своей конкретной общиной или епархией (греч. «область», «владение»).
Одновременно с этим, ко всем епископам было принято обращаться «папа» (др.греч.«pappas» — «отец»), подчеркивая свое уважение и почтение к этому человеку, а также их полномочия благословлять своих прихожан.
Первые папы
Рим был общепризнанной столицей мира, возвышаясь над всеми остальными странами, которые, практически, являлись римскими провинциям.
По аналогии с этим положением мировой столицы, христиане Рима старались придать и своей общине такое же привилегированное положение среди других общин, какое и сам вечный город занимал среди всех остальных городов.
Уже в 4 веке стали раздаваться мнения, что римской церкви следует считаться главной в христианском мире, а её епископу следует занимать главное положение среди всех остальных епископов на том основании что в Риме погибло больше всех мучеников, в числе которых были и сами великие апостолы Петр и Павел, и что их смерть сделала Рим самым святым городом на земле.
Тщеславие римских императоров заразило и римских епископов, и постепенно они стали претендовать на особый титул «епископов всех епископов», чтобы он выделял их из всех остальных епископов.
Так, римский епископ Марцеллин (296-304г.) взял с Востока их обычное обращение к епископу: «папа» (греч. «pappas» — «отец, батюшка») и первым стал именовать себя этим титулом.
Самое раннее упоминание титула «папа» известно в конце 3 века, которое было найдено в Римских катакомбах Святого Каликста.
Между 2 и 3 веком статус «папы» имел патриарх александрийской церкви, а также епископ Карфагена.
Однако, начиная с 7 века н.э. титул «папа» стал даваться только римскому и александрийскому епископам.
Начиная с раннего средневековья, титул «папа» уже становится общепринятым статусом епископа Рима.
В 1073 году папа Григорий VII заявил, что право носить этот титул принадлежит только Римскому епископу.
Так римский епископ превратился в Папу Римского.
Император-христианин
В IV веке на политической сцене появляется император Константин, благодаря которому христианство делает крутой поворот от гонений за веру к государственной религии.
До него все императоры считали своим долгом преследовать христиан, принуждая их отречься от Христа и принять религию Рима. Христиане стояли насмерть, но изменять Христу категорически отказывались. Императоры включали санкции, и в результате получались массовые гонения государственного масштаба.
Константин первый из императоров понял, что с христианами нужно не воевать, а дружить. Потому что христиане – это тот самый народ, который обеспечит ему славу и власть.
Путь Константина к трону был извилист и тернист.
Начался он с того, что действующий император Диоклетиан решил ввести в управление страной новшество, которое заключалось в том, что он разделил свою власть между четырьмя императорами: двумя правящими императорами, которые именовались «августы», и двумя их заместителями, которые носили титул «кесаря».
С помощью этой реформы Диоклетиан надеялся решить проблему преемственности власти: на смену «августу» приходил бы его «кесарь», который, в свою очередь, так же подбирал бы себе своего «кесаря», и так дальше.
Эта система должна была избавить страну от борьбы за власть и лишнего кровопролития.
Двумя «августами» были сам Диоклетиан, который правил на Востоке, и Максимиан, правящий на Западе.
Как покажет будущее, это оказалось плохой идеей, которая в результате, и приведёт к разделению Римской империи на Восточную и Западную.
Заместителем самого Диоклетиана стал Галерий, а заместителем Максимиана – Констанций Хлор.
В 304 г. Диоклетиан заболел, и Галерий заставил его отречься от престола, а затем заставил отречься и Максимиана, угрожая захватить его территорию.
Таким образом, в 305 году власть перешла к Галерию и Констанцию Хлора, которые сами стали « августами».
Они, в свою очередь, обзавелись своими «кесарями» — ими стали Север и Максимин Дайя, оба ставленники Галерия.
Однако, эти новые назначения вызвали недовольство в легионах, так как у них были свои кандидаты в следующие «кесари»: сын Констанция – Константин, и сын Максимиана – Максенций.
Причём, Константина держали в качестве заложника при дворе Галерия, чтобы нейтрализовать его отца, Констанция Хлора.
Однако, Константину удалось сбежать и он скоро присоединился к своему отцу. А когда Констанций умер, войска провозгласили Константина своим «августом».
Тем временем, Максенций – второй кандидат от легионов, вторгся в Рим, в результате чего Север, правящий вечной столицей, покончил с собой.
Галерий сунулся было на территорию, которую захватил Максенций, но войска Галерия начали массово переходить на сторону Максенция, и ему пришлось вернуться к себе на восток.
В результате, видя, какая заварилась каша, и управлять империей ни у кого не получается, Галерий был вынужден просить Диоклетиана вернуться обратно к власти и привести все в порядок.
Но Диоклетиан заявил, что ему больше нравится выращивать у себя в деревне капусту, и отказался возвращаться к власти В результате, был найден компромисс в виде еще одного августа – Лициния.
Все это время Константин сидел у себя в Галлии и Британии, и ждал своего звездного часа.
В 311 году Галерий неожиданно умирает, и империю поделили между собой Лициний, Максимин Дайя, Максенций и Константин.
Тут последний решил, что пора действовать, созвал свою армию, перешел через Альпы и вторгся в Рим, где правил Максенций. Теперь уже этот последний был застигнут врасплох, не сумел оказать реального сопротивления, в результате чего свалился с моста и утонул.
Таким образом, Константин стал хозяином западной части империи.
От Рима к Константинополю
Между тем, восточная часть империи была поделена между Максимином Дайей и Лицинием.
Чтобы Лициний не претендовал на захваченные им у Максенция земли, Константин предусмотрительно выдал за него свою сводную сестру Констанцию.
Пока они заключали этот договор, Максимин Дайя захватил главный город Лициния – Византий. Правда, Лициний тут же подскочил и разбил неприятеля, после чего Максимину Дайе пришлось бежать, отчего он вскоре и умер, видимо, не пережив позора.
Таким образом, Константин расправился с Максенцием, а Лициний – с Максимином, и теперь из четырёх императоров осталось только два: Константин и Лициний.
Теперь Константин правил западной частью империи с центром в Риме, а Лициний хозяйничал на востоке, включая Египет.
Однако, огромная римская территория была мала для них двоих, поскольку каждый из них хотел себе всю империю целиком.
Так что рано или поздно из двух императоров должен был остаться только один.
В 322 году Константин захватил земли Лициния и вторгся в Византий. Самому Лициний он пообещал сохранить жизнь в обмен на его отречение, а получив последнее, приказал убить своего зятя.
Таким образом, Константин стал хозяином всей Римской империи.
Теперь ему был нужен еще один центр, из которого можно было бы контролировать всю огромную территорию империи – как западную, так и восточную.
Для этой цели идеально подходил древний Византий – бывшая столица владений Лициния. Однако, он был слишком мал для грандиозных замыслов Константина.
И император принимает решение полностью перестроить и укрепить старый город, чтобы сделать его своей столицей и назвать в свою честь – Константинополь, то есть «город Константина».
А поскольку новая столица возникла на месте старого города Византия, то и вся эта восточная часть империи получила название Византийская.
При Константине отношение к христианам в корне изменилось: гонения были прекращены, христианам было возвращено конфискованное имущество, по всей империи стали строиться христианские церкви, пришедшие на смену языческим храмам, а сами христиане стали назначаться на высокие государственные должности.
Вершиной христианской политики Константина стал его указ от 325 года, предписывающий поклонение Богу в первый день недели, то есть воскресенье. Этим указом христианство официально было возведено в ранг государственной религии. Отныне быть христианином считалось не только законно, но и, практически, обязательно.
Христианская церковь выходит из подполья и выпрямляется в полный рост, не опасаясь преследований и гонений за веру.
«Кафолическая» церковь
Попутно с обретением свободы церковь пристально следила за чистотой рядов внутри самой себя, в результате чего у нее появляется название «кафолическая» или «католическая» (греч. «всеобщий».)
Впервые это название прозвучало у Игнатия Богоносца, епископа Антиохии, примерно в 110 году.
Так называть себя церковь стала, чтобы отделиться от разного рода сект и еретических направлений, в частности, арианства.
Арианство – еретическое течение, названное по имени его автора – Ария, пресвитера Александрии, который утверждал, что Иисус Христос не является Второй Личностью Божества. Дискуссии по этому поводу закончились Никейским собором, решительно осудившем арианскую ересь, который был проведён по инициативе Константина.
Впрочем, не исключено, что все эти религиозные реформы Константина носили чисто политический характер, и выступив «защитником христиан», Константин просто использовал христианство как мощный политический тыл, чтобы обеспечить себе надежную поддержку среди христианского населения.
Как бы там ни было, именно Константин поднял христианство на такую высоту, благодаря чему оно из иудейской секты превратилось в мощную европейскую религию, которая не только сама устояла во время падения римской империи, но и помогла выстоять её восточному филиалу – Византии, а также взяла на себя политические функции на месте руин западного отделения, которое окончательно прекратило своё существование.
После смерти Константина снова началась междоусобица и борьба за власть между его сыновьями и другими родственниками Константина, что, в итоге, привело к разделению империи.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную
Разросшаяся до гигантских размеров Римская империя поглотила к тому времени большую часть западной Европы, так что управлять такой огромной территорией из одного центра было, практически, невозможно.
Пока на одном конце империи армия наводила порядок, на другом конце покоренные народы выходили из- под контроля. Армия мчалась на новую «горячую точку», в это время на старом месте снова вспыхивало восстание.
Поэтому в 395 году последний император пока ещё единой римской империи Феодосий перед смертью разделил её на две части, завещав западную половину младшему сыну Гонорию, а восточную, со столицей в Константинополе – старшему сыну Аркадию.
Именно это событие сыграло главную роль в том, что вслед за империей, единая до сих пор христианская церковь также разделится на западную католическую и восточную православную.
Как именно происходил этот процесс, будет видно из хода политических событий того времени.
Падение Западной Римской империи
Разделение на два филиала не спасло империю: в конце концов, она затрещала по всем швам, полчища варваров прорвали оборону и хлынули на территорию Римской империи со всех сторон.
Падение Западной части римской империи происходило не сразу, а постепенно. Получилось так, что военачальниками при императорах давно уже стали не коренные римляне, а вассальные вожди покоренных народов.
Поскольку они не испытывали патриотических чувств к Риму, постепенно они переставали служить поработившей их стране и стали входить в соглашение с племенами, которых призваны были сдерживать на границах империи. Начались повальные измены, в результате чего одна римская провинция за другой оказывалась в руках варваров.
В 452 году в Италию ворвались гунны под командованием Атиллы.
В 455 году на Рим напали вандалы во главе с Гейзерихом.
В результате, уже трудно было определить, где варвары- оккупанты, а где, так сказать, местные римские варвары-защитники.
В результате, на троне вместо римских императоров часто оказывались предводители германских легионов, причём, трудно сказать, кто это были: внешние захватчики или местные защитники, настолько те и другие перемешались между собой.
Так, в 476 году последним императором западной части римской империи оказался сын германского полководца и матери-римлянки Ромул-Август, который получил прозвище «Августёнок», поскольку ему было всего 16 лет.
По причине юности он не справился с управлением и был отстранен от власти другим вождем варваров Одоакром, который и объявил себя правителем Италии.
Это событие считается официальными падением Западной римской империи.
Западное христианство
В результате падения Западной римский империи на ее месте образовался политический вакуум, который заполнила собой, как это ни странно, христианская церковь.
Нашествия варваров, как это опять же ни странно звучит, сослужило хорошую службу христианской церкви, ибо именно благодаря нашествиям варваров резко повысился авторитет пап.
Именно епископ римский Лев Великий вел переговоры с предводителем гуннов Атиллой и вождем вандалов Гейзерихом, которые закончились тем, что гунны повернули на север, вообще не войдя в Рим, а вандалы ограничились грабежом, не прибегая к уничтожению вечного города огнём.
Естественно, что после этого авторитет римского епископа резко подскочил.
В 579 году Рим осадили лангобарды, и снова вечный город спас римский епископ Пелагий II, который откупился от захватчиков.
Вскоре в Риме вспыхнула эпидемия из- за того, что водопровод и канализация не работали. Пелагий лично кормил голодных, хоронил умерших, в результате чего сам заболел и умер.
Рим был разрушен и разграблен. Императора не было. Его функции пришлось взять на себя римскому епископу Григорию, который организовал доставку зерна из Сицилии, ремонт водопровода, а также поддерживал боевой дух римского гарнизона. Он лично вступил в переговоры с лангобардами и заключил с ними перемирие.
Чтобы обезопасить себя от лангобардов, римские епископы вынуждены были обратиться за помощью к франкам, поскольку римский армии, практически, уже не существовало. Взамен римский епископ Захария согласился отправить в отставку короля франков Хильдерика III Глупого, и возвести на престол короля Пипина в 753 году.
В 800 году союз римских пап и франков (будущих французов) стал ещё теснее и ознаменовался тем, что папа Лев III короновал короля франков Карла Великого титулом императора Священной Римской империи.
Таким образом, через 324 года после того, как был низложен последний римский император, церковь восстановила светскую власть на месте обломков разрушенной римской империи.
Владения Карла Великого ко времени его коронации, практически, были равны территории бывшей римской империи.
Таким образом, церковь своей властью, фактически, восстановила древнюю римскую империю, но уже с европейскими императорами, которые выросли из варварских германских племен.
Древняя Западная Римская империя распалась на государства современной Западной Европы, которые существуют до сих пор.
Как наследники римских императоров, папы взяли себе их титул «Понтифик Максимус», что означает «самый великий строитель моста, соединяющего небо и землю».
С 5 века титул «Понтифик» становится почётным наименованием римских пап.
Противостояние папской и королевской власти
После того, как папской властью был коронован император Карл Великий, папы, фактически, стали равны королям, а может быть, даже и выше их.
Теперь уже короли оказались в подчинении у пап, что, естественно, не могло понравиться европейским правителям.
1089 году была создана Коллегия Кардиналов, которая единственная имела право выбирать нового папу.
Первым попытался возмутиться против такого положения дел император Генрих IV. Он набрался смелости и сместил одного из епископов и назначил на его место другого.
В ответ на это последовали санкции от папы римского Григория, который приказал Генриху явиться к нему в Рим к назначенному им сроку, в противном случае, он будет низложен, а душа его отправится в ад.
Ответом Генриха был созванный им собор, который объявил папу Григория самого низложенным за деспотизм, прелюбодеяние и магию.
На это папа изрек свой приговор, который гласил, что Генриху отныне запрещается управлять каким-либо государством на территории Германии или Италии, а все, кто присягнул ему на верность, освобождаются от своей клятвы и не имеют права повиноваться ему как королю.
Сначала Генрих был полон решимости сопротивляться до конца, но число его сторонников стало резко уменьшаться, в результате чего он решил не рисковать престолом и подчиниться папе.
Встреча произошла в Каноссе – резиденции папы. Генрих надеялся, что папа примет его один на один, и он сможет без свидетелей принести своим извинения. Однако, Григорий требовал публичного покаяния.
В результате Генрих был вынужден три дня стоять босиком на снегу, умоляя папу его принять. Насладившись унижением противника, Григорий, наконец, соизволил дать Генриху аудиенцию, отменил свой приговор и даровал королю прощение.
Генрих поспешил к себе в Германию, поскольку в его отсутствие против него уже подняли восстание и собирались посадить на трон самозванца. Прибывший Генрих вызвал самозванца на бой, в котором тот и погиб. После этого сторонники императора избрали нового папу Климентия III.
Собрав армию, Генрих снова двинулся на Рим, выяснить отношения с Григорием, но тот бежал в свой замок.
В результате, Генрих с триумфом вступил в Рим, и Климент III занял свое место папы римского.
Так борьба за власть римских пап и королей продолжалась до тех пор, пока ей не положил конец Наполеон Бонапарт.
Раскол на Западную и Восточную церковь
В результате многочисленных богословских споров, которые начались с 863 года и продолжались в течение нескольких веков, между западным и восточным филиалом церкви возник глубокий конфликт.
Богословские споры между обоими филиалами проходили на фоне еще и личного конфликта между двумя главами этих отделений.
Римские епископы, пафосно назвавшие сами себя папами, по примеру римских императоров, все больше и больше стремились к мировому господству в рамках церкви.
Поэтому они постоянно претендовали на контроль и за восточным филиалом, который, в свою очередь, становился все более и более независимым.
Константинопольские епископы не желали признавать власть римских пап, считая, что они имеют с ними равные права.
Взаимные обвинения в отступничестве от канона Священного Писания в проведении различных обрядов (безбрачие священников, ношение епископами колец на руках, изображение креста на плитах пола и хождение по нему ногами) закончились тем, что 16 июля 1054 года три папских легата вошли в Собор Святой Софии и положили на алтарь отличительную грамоту, в которой патриарх Константинополя предавался анафеме.
После этого 20 июля патриарх Византиийский предал аналогичной анафеме самих легатов.
Таким образом, обменявшись взаимными проклятиями и отлучениями друг друга от церкви, в 1054 году западная церковь стала называть себя Римско-Католической (Вселенской), чтобы откреститься от константинопольских еретиков, и центром которой стал Рим,
А восточная церковь, в свою очередь, нарекла себя Православной, подчеркивая, что только она «правильно славит Бога», в отличие от римских отступников, и провозгласила своим центром Константинополь.
Произошло окончательное разделение единой христианской церкви на Католическую и Православную.
Разделение это не преодолено до сих пор, несмотря на то, что взаимные анафемы в 1965 году были сняты обоими церквами.
Инквизиция
В 1215 году папой Иннокентием III был создан особый судебный орган католической церкви под названием «Инквизиция» (от лат. «розыск», «расследование») для расследования дел, связанных с ересью и колдовством.
Полное название этого органа звучит так: «Святой отдел расследования еретической греховности».
Одновременно с инквизицией было введено аутодафе (лат. буквально «акт веры»), то есть публичное приведение в исполнение смертных приговоров инквизиции.
Своё право проводить казни еретиков через сожжение на костре католическая церковь оправдывала словами из Библии: «Кто не пребудет во Мне, извергается вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:4-6).
Получается, что католическая церковь взяла на себя миссию Бога решать, кого карать, а кого миловать, что, по сути, является святотатством, поскольку это право принадлежит только Богу, и Он его никому не передавал.
Создание этого карательного органа представляет собой самую темную страницу в истории всей католической церкви, поскольку за все время своего существования инквизиция отправила на костёр по обвинению в ереси и колдовстве несколько сотен тысяч человек, сред них такой выдающийся ученый как Джордано Бруно, а также национальная героиня Франции времён Столетней войны Жанна д’Арк.
Этот позорный судебный орган церкви, компрометирующий не только церковь, но и Самого Господа, неоднократно пытались закрыть, однако, он несколько раз возрождался снова.
Первая попытка отменить инквизицию была в предпринята в 1808 году королем Жозефом Бонапартом – старшим батом императора Наполеона I.
Однако, в 1814 году Фердинанд VII снова её восстановил.
В 1820 году конституция кортесов отменила её второй раз, однако, реставрация ввела её вторично. И только в 1834 году инквизиция была окончательно упразднена.
Последнее аутодафе было проведено в Валенсии в 1826 через повешение.
Однако, как это ни странно, инквизиция никуда не делась, и существует и в наше время. Сейчас эта организация скромно называется “Конгрегация доктрины веры”.
Естественно, ни о каких пытках и кострах речь больше не идёт. Сейчас эта организация тихо-мирно занимается проверкой самих католических священников. То есть, что-то вроде службы внутренней безопасности при папе римском. Самое большее, чем грозит священникам встреча с современной инквизицией — это лишение церковного сана.
Реформация
В процессе все большего и большего возрастания авторитета католической церкви и возвышения её власти над обществом, она постепенно переродилась из утешительницы и защитницы вверенной ей паствы в мрачного диктатора и угнетателя.
Беспредел католической церкви достиг своего пика в виде террора инквизиции, свирепствующей над подконтрольной папе территории.
Кроме того, наблюдались и другие явные признаки деградирования римско-католического церковного института:
— коррумпированность церковной иерархии, выразившаяся в купле-продаже церковных должностей,
— введение системы индульгенций, то есть, купля-продажа отпущения грехов за деньги, подменившая собой истинное покаяние, предусмотренного Библией,
— запрет на чтение Библии простым людям под страхом смерти (чтобы не могли увидеть явный отход от евангельской миссии церкви нести людям Слово Божье).
Все это привело к тому, что, практически, во всех слоях населения, начиная от королей и кончая забитым крестьянством, медленно, но верно росло недовольство католической церковью.
В результате этого, в Европе возникло мощное религиозно- политическое движение против диктатуры католической церкви, получившее общее название Реформация (лат. «reformatio», то есть «исправление», «преобразование).
Первые ростки Реформации появились в Англии в XIV веке, когда профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф в своих сочинениях в 1379 году заявил, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не Папа Римский.
Только благодаря заступничеству английского королевского двора и родного университета Уиклифу удалось избежать преследований папы римского. Он удалился в свой Латтерворд, где спокойно умер своей смертью от инсульта в 1384 году. Правда, он посмертно был объявлен еретиком, и его останки были сожжены.
Студенты из Чехии подхватили эти идеи английского профессора и распространили их у себя на родине, что вскоре нашло поддержку Яна Гуса, ректора Пражского университета.
Ян Гус стал проповедовать необходимость церковной реформы в Чехии, как Уиклиф – в Англии.
Но Яну Гусу не повезло: папа Мартин V объявил Яна Гуса еретиком и приговорил к сожжению на костре.
Однако, могуществу католической церкви все равно приходил конец.
Официальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер — доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов праведности по вере».
В них разоблачалась анти-евангельская деятельность католической церкви и провозглашался библейский принцип спасения только на основании веры в Иисуса Христа, то есть, возвращение к основам Священного Писания.
Главным принципом возвращения к Слову Божьему стал провозглашенный Мартином Лютером девиз «Sola scriptura» (лат. «только писание».).
Когда Лютера вызвал император Карл V и потребовал отречься от своих взглядов, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «На сем стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог».
От расправы инквизиции Лютера спас курфюст Фридрих Мудрый, не захотевший бросать своего профессора в беде. Люди Фридриха похитили Лютера на пути из Вормса, причём, даже сам Фридрих не был посвящен в тайну его пребывания, к чтобы не лгать, если его об этом кто-нибудь спросит. Лютера поместили в дальний замок Вартбург, о чем знал только секретарь Фридриха – Георг Спалатин. Это и спасло Лютеру жизнь. В Вартбурге он занимался переводом Библии на немецкий язык.
Идеи Лютера были подхвачены его сторонниками и последователями, которые стали называться «лютеране».
Дело реформации продолжили Жан Кальвин, сторонники которого получил название «кальвинисты».
Таким образом, произошла своего рода религиозная революция, в ходе которой, как оппозиция папству, возникло новое религиозное течение – Протестантизм, которое стало третьим после католичества и православия направлением христианства.
Закат эпохи папства
Великая Французская революция неожиданно положила конец эпохе всемогущих пап.
В 1798 году революционная французская армия Наполеона под командованием генерала Бертье вошла в Рим, в котором была незамедлительно провозглашена Римская республика.
Престарелому папе Пию VI на тот момент было 82 года. Революционные французские офицеры потребовали, чтобы Пий VI отрекся от светской власти, на что папа ответил отказом. Тогда с папы сорвали его «кольцо рыбака», он был арестован и вывезен из Рима во Францию, где через год умер в крепости Валансе.
В 1809 году Папская область была ликвидирована и вошла в состав Французской империи. Папа должен был отречься от своей светской власти и довольствоваться положением епископа Рима. Пий VII тоже отказался отрекаться, и тоже был отправлен в ссылку.
До 1929 года статус Святого престола оставался невнятным. Папы обитали на Ватиканском холме и считали себя «ватиканскими пленниками».
Только 11 февраля 1929 году между правительством Муссолини и папой Пием XI был подписан договор о создании папского города-государства Ватикан.