Рассказ о картине неравный брак

Сочинения9 класс огэнравственный выборнравственный выбор выбор, который человек совершает, опираясь на свои моральные принципы и взгляды на жизнь. нравственный
  • Сочинения
  • 9 класс ОГЭ
  • Нравственный выбор

Нравственный выбор – выбор, который человек совершает, опираясь на свои моральные принципы и взгляды на жизнь. Нравственный выбор напрямую связан с нравственными ценностями человека. Нравственность – синоним порядочности и надежности. Человек, презирающий ложь во всех ее проявлениях не пойдет на клевету, даже чтобы защитить собственную честь. Жизнь порой требует от нас жертв и правильная система ценностей поможет не совершить ошибок и сделать все по совести.

Для подтверждения своих слов приведу два аргумента.

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» настолько многогранен, настолько глубок, что в нем можно найти все. Любовь, предательство, разочарование в жизни, глупые поступки и ошибки. Одну из самых фатальных ошибок в своей жизни совершил главный герой романа – Евгений Онегин. Он стоял перед нравственным выбором , и от его решения зависела не только его жизнь, но и жизнь Татьяны, не побоявшейся показать ему свои чувства и переживания. К сожалению, Евгений был слишком самовлюбленным человеком и сделал неправильный выбор. Он посмеялся над чувствами юной девушки и не только их отверг, но безжалостно растоптал и уничтожил бедную Татьяну Ларину. Может показаться, что он сделал правильный выбор, что не стал обманывать юную красавицу, но все же жестокость была излишней.

В жизни все бывает не так трагично и драматично. Не все люди плохие, хотя мы и привыкли так думать. Есть те, кто не смотря ни на какие напасти судьбы остаются верными себе и своим идеалам . Правильный нравственный выбор может совершить кто угодно, вне зависимости от возраста. Что и показал ученик начальной школы в городе Волоколамск. Он показал исключительную смелость и героически вытащил из огня шестилетнюю девочку. Он не побоялся зайти в пылающее здание и ринулся на помощь маленькой девочке. Героизм присущ не только благородным рыцарям из детских сказок о драконах и принцессах, но и вот таким вот обычным людям. Нравственность не позволила мальчику пройти мимо попавшего в беду человека, и такую силу духа проявляют отнюдь не все взрослые и самодостаточные люди.

С самого детства мы смотрим на окружающих и учимся у них. Кто-то учит не поступать так, как он, кто-то своими моральными качествами силой духа показывает пример. Выбор сложно сделать, но мораль подталкивает нас в правильную сторону. Всегда нужно совершать правильный нравственный выбор, чтобы потом не мучиться угрызениями совести.

Сочинение Что такое Нравственный выбор

С самого детства нам прививают правильные взгляды на жизнь, манеры поведения и основу понимания окружающего мира. Родители изо всех сил стараются воспитать достойного продолжателя рода, показывая, что правильно, а что нет. В такое понятие как “воспитание” входят множество составляющих, которые с годами мы развиваем, вкладывая в него новые знания.

Ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями, когда необходимо сделать выбор, и только от нас зависит, правильным он будет или нет. Что касается нравственного выбора, то такой встречается еще чаще и обеспечивает авторитет человека, ведь как он себя поведет, так он и будет в дальнейшем восприниматься в обществе.

Нравственный выбор – это одна из тех составляющих, которая определяет характер и воспитанность человека. Эти качества, несомненно, закладываются в детстве, и именно с такого возраста мы начинаем их развивать в себе.

Так что такое нравственный выбор и как часто мы с ним сталкиваемся в будничной жизни? Не замечая того, такой выбор мы осуществляем практически ежедневно и таких ситуаций множество. К примеру, сказать правду или промолчать, поддаться искушению или нет – это и есть нравственный выбор.

Наше поведение зависит от нашего воспитания, именно поэтому, в выборе поступить честно или нет, мы выбираем честно. Это те азы воспитанности, моральной чистоплотности, которые должны присутствовать у каждого человека.

В сегодняшних реалиях, таких людей становится все меньше и меньше, следовательно, нравственное воспитание становится редкостью, что достаточно досадно. Зачастую, люди в погоне за дружбой и хорошим отношением к себе, высказывают свое мнение с точки зрения выгоды, но это не есть нравственным выбором, ведь честь и достоинство в таком случае пропадает. На мой взгляд, каждый человек должен быть воспитанным и жить в соответствии с общепринятыми нормами общества, ведь это наша культура. Не стоит забывать и о стране, ведь ее жители – это первый показатель ее благосостояния. Мы должны создавать свое общество в соответствии с нормами морали и не забывать о человечности.

Для меня нравственным выбор – это говорить правду в лицо, поступать по совести и быть гуманным. Мои родители всегда воспитывали во мне эти качества, и я благодарен им, что дали мне должное воспитание. Я надеюсь, что в будущем, каждый из нас осознает всю важность нравственного воспитания и начнет меняться в лучшую сторону.

Популярные сочинения

  • Сочинения по творчеству Гоголя
    Николай Васильевич Гоголь считается великим русским писателем. Он родился на Украине – в имении родителей Васильевка в местечке Сорочинцы. С детства Гоголь был склонен к мистике и страдал тафофобией.
  • Сочинение Недостижимые мечты
    Любая мечта является основоположником дел и великих свершений. Когда-то и маленький Юра Гагарин мог лишь мечтать о космосе и звездах и едва ли предполагал, что он к этим звёздам приблизится и увидит планету
  • Сочинение по картине Неравный брак Пукирева 6 класс
    Напротив меня известная картина художника В.В. Пукирева, оригинал которой находится в Государственной Третьяковской галерее. Картина была написана в 19 веке и была создана для того, чтобы обратить внимание людей на проблему неравных браков

Рассуждение

Читая произведения мировой классики, мы не раз замечали, какими разными являются наши чувства к героям. Одним мы симпатизируем, другим – желаем смерти. На чем основывается наша оценка персонажей? Ведь мы не видим их лиц и зачастую, не знаем всей их истории. Мы симпатизируем смелым, выносливым, добрым, мужественным, тем, кто делает нравственный выбор.

Что же такое «нравственный выбор»? Это – осознанный выбор человеком модели своего поведения, который основан на моральных ценностях. Фактически, это принятие одной из сторон: добра или зла, лжи или правды. На чем строится этот выбор? Сложно сказать, ведь на человека влияют его воспитание, круг друзей, жизненные трудности и прочее. Нравственность является синонимом порядочности и надежности. И именно нравственному человеку мы симпатизируем в жизни и на страницах книг.

«Евгений Онегин» — роман достаточно разносторонний. Читатель может найти в нем все: любовь, предательство, глупые поступки героев и разочарование. В этом романе и мы можем найти пример нравственного выбора. Возможно, правильно было-би сказать «нравственной ошибки», которую совершил Онегин. Он, будучи самовлюбленным индюком, безжалостно растоптал чувства Татьяны Лариной. Читатель осуждает то, в какой форме Евгений говорит с влюбленной девушкой. В итоге жизнь все же расставила все на свои места. Уже в зрелом возрасте Евгений и Татьяна встретились и «Казанова» понял, кого упустил. Однако, ничего уже не изменить. Татьяна сделала свой нравственный выбор. Она – верная супруга генерала.

Нравственный поступок может совершить любой человек. Пожарные спасают людей, рискуя своей жизнью, а хрупкие женщины вытаскивают детей, которые провалились на тонком льду. Они – не только герои, но и нравственные люди. Они осознанно выбирают сторону добра, пусть и рискуют своей жизнью. Такие ситуации показывают, что высоконравственные люди встречаются не только на страницах книг, но и в обычной жизни. Каждый человек может стать рыцарем на белом коне, который станет примером для остальных.

В современных реалиях нравственных людей все меньше. Это следствие современных тенденций, когда все стремятся к выгоде. Дружба ради популярности, любовь ради денег. Это ли нравственность? Нет. Каждый человек может стать оплотом нравственности. Ведь так просто говорить правду в лицо, быть гуманным, быть честным с самим собой и всегда поступать по совести.

Тема выбора в литературе

Вечные темы (в искусстве) — традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В один ряд с этими вопросами можно поставить и проблему выбора.

Каждый человек на протяжении своей жизни делает огромное количество различных выборов. Часть из них он делает, даже не осознавая это. Другие же решения оказываются настолько тяжелым, что порой человек не может поступить правильно. Литература, в том числе и русская литература, отразила и тот, и другой тип выбора, однако именно второй часто становился двигателем сюжета, сердцем конфликта, отражённого в произведении.

Очень многие литературные проблемы так или иначе сводятся к проблеме выбора.

Герои выбирают между разумом и чувством, честью и бесчестием, местью и великодушием, состраданием и равнодушием. Авторы часто создают на страницах своих произведений условия, которые позволят им понаблюдать за действиями персонажа и продемонстрировать читателям последствия правильно и неправильно сделанного выбора.

Иными словами, проблему выбора можно найти на страницах практически любого литературного произведения, нужно только вглядеться.

Одной из разновидностей выбора, с которым встречаются персонажи литературных произведений, является нравственный выбор. Герои, оказавшись в тяжелой ситуации, выбирают между тем, что правильно, и тем, что легко. Они размышляют о правах и свободах человека. Часто они вынуждены принимать тяжелые, невозможные решения. Проблема нравственного выбора встречается в следующих произведениях:

  • «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков;
  • «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский;
  • «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

В знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» наряду с другими персонажами свой выбор делают Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Иешуа, находясь на допросе, строго придерживается своих принципов, осознавая, что если скажет правду, то будет казнён. И на допросе, и на казни он не изменяет себе: говорит правду, прощает, проявляет безграничное терпение. Между смертью и ложью Иешуа выбирает смерть.

Понтий Пилат же, оказавшись в ситуации выбора, совершает ошибку. Выбирая между сохранением своей должности и возможностью спасти невиновного и безобидного философа от казни, Понтий предпочитает должность. Храбрец на поле боя, здесь он струсил, оказавшись не в силах выбрать то, что правильно, а не то, что легко.

Булгаков, поставив своих героев в ситуацию нравственного выбора, продемонстрировал читателям, как человек может избежать нравственного падения.

Проблема нравственного выбора — одна из самых популярных тем, исследуемых русскими писателями. Ещё одним героем, ошибившимся при совершении нравственного выбора, является Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Желая проверить свою безумную теорию о превосходстве одних людей над другими, Раскольников выбирает убить старуху-процентщицу.

Это убийство должно было сделать его победителем, «право имеющим», однако практически сразу герой осознаёт, что совершил ужасную ошибку. Достоевский, чьи романы известны своей тонкой психологичностью, показал человека, доведённого до крайности, и свернувшего не туда. В конце произведения, впрочем, Раскольников возвращается на путь истинный благодаря Соне Мармеладовой.

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина с выбором сталкиваются жители Белогорской крепости, в том числе и главный герой произведения, Пётр Гринёв. После захвата крепости Пугачёвым каждому солдату был предложен выбор: присоединиться к восстанию и жить или же отказаться и умереть. Все офицеры, кроме Алексея Швабрина, предпочитают смерть продаже своей чести и своих принципов.

«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» — так отвечает Гринёв на предложение Пугачёва. На примере Швабрина и Гринёва Пушкин показывает читателям, как люди совершают правильный и неправильный с моральной точки зрения выбор.

Выбор в любви

Не менее распространённой и не менее важной проблемой, поднимаемой русскими писателями, является проблема выбора жизненного пути. Во все времена, во всех точках земного шара люди, влюбляясь и вставая перед каким-то выбором, страдали, не зная, какой путь им стоит избрать. Эта проблему исследовали в своих произведениях и русские писатели.

Проблема выбора в любви встречается в следующих произведения:

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин;

«Анна Каренина», Л.Н. Толстой

Главная героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина является одним из самых известных русских женских персонажей. И любимой героиней самого Пушкина. На страницах произведения Татьяна вынуждена столкнуться со сложным выбором. Не увидев взаимности от Евгения и расставшись с ним на несколько лет, Татьяна вновь видит его, уже будучи замужней женщиной. Её чувства к Онегину по-прежнему сильны, но когда тот предлагает ей выбрать его, Татьяна отказывает, произнося самые, пожалуй, известные свои слова: Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Выбирая между любовью к Онегину и верностью мужу, Татьяна останавливается на нравственно правильном варианте.

Выбор — это не всегда решение между правильным и неправильным. Порой это просто предпочтение одного другому без приобщения категории правильности.

Вынуждена выбирать и главная героиня романа Л.Н. Толстого Анна Каренина. Её любовный выбор является одним из самых известных русских литературных сюжетов. Анна Каренина, жена и мать, искренне и горячо полюбила графа Вронского. На одной чаше весов для неё находились эти чувства, а на другой — семья, состоящая из любимого ею сына и нелюбимого мужа. Каренина выбрала пылкую любовь вместо мирного и даже скучного существования в семье, из-за чего в конце концов потеряла всё, что ей было дорого, и решила покончить с собой.

Русские писатели обращались и к другим подтемам проблемы выбора: Проблема выбора жизненного пути; Проблема выбора на войне и др.

Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?

О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.

И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.

Но расскажу все по порядку.

Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.

Видео дня

И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?

Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.

Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.

Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.

Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.

Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.

Все там было настоящим, в масштабе 1:12.

Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…

Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!

Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.

Конечно, я купила ее миниатюрную копию.

Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.

“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.

—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.

—О Вас.

—Обо мне?

—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.

—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.

—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!

—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.

—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.

—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?

—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.

—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?

—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.

—Боже мой, как Вы об этом узнали?

—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.

—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.

—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.

—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?

—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.

—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?

—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.

—Что-нибудь еще?

— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.

—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.

—Что Вы имеете в виду, Холмс?

—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.

—Вы хотите сказать, что я ошибся.

— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!

The end”

“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…

Домику почти сто лет.

Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…

Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Живопись не только восхищала и умиляла зрителя, но и заставляла его плакать, негодовать, бунтовать и даже собирать деньги в помощь для условных героев картины. С чем-то подобным столкнулся художник Константин Маковский, написавший в 1877-м массивное полотно «Болгарские мученицы». Картина, посвященная расправе турецких военных над беззащитными болгарскими женщинами, так впечатлила петербургскую публику, что люди массово стали собирать материальную помощь попавшему в беду народу. Эта работа находится в постоянной экспозиции Национального художественного музея, и сегодня вместе с ведущим научным сотрудником Дмитрием Солодким расскажем о ней подробнее.

А Маковский вообще котировался как художник?

Безусловно. Он родился в семье, в которой ценили искусство, а гостями нередко были прославленные русские мастера вроде Карла Брюллова и Василия Тропинина. В итоге Константин, как его братья и сестра, стал известным российским живописцем. Официальная критика к портретам и безобидным, четко выписанным работам Маковского (наверное, все знают «Дети, бегущие от грозы») была благосклонна, и к 40 годам он превратился в одного из самых популярных и оплачиваемых мастеров Российской империи.

 Маковский был супервостребованным мастером, и в 1870—1880-х считался в России суперзвездой, — рассказывает Солодкий Среди его заказчиков была императорская семья. Выше прыгать было некуда. Если у тебя картину заказывал император, то, соответственно, следующая картина в цене будет еще выше.

И тот же Павел Третьяков, собиратель русской живописи, просто финансово не мог позволить себе купить картину Константина Маковского.

Он хотел видеть в своей коллекции «Боярский свадебный пир». Но 20 тысяч рублей Третьяков посчитал нереальной суммой для этой работы, и Маковский, увеличив ценник в три раза, продал ее коллекционеру в США. Он был богаче своих коллег-художников и по сегодняшним меркам являлся долларовым миллионером. Что говорить, если ему свой портрет заказывал президент США Теодор Рузвельт. Из-за пожара в Белом доме он не сохранился, но есть старые американские газеты с изображением этого портрета.

Если герой нашего прошлого материала Василий Пукирев последние дни провел в одиночестве, бедности, то Маковский жил в роскоши, трижды был женат, постоянно скупая всевозможный антиквариат для личной коллекции. Умер в 1915-м в результате несчастного случая. В экипаж Маковского врезался трамвай…

Если Маковский писал портреты, почему взялся за военную тематику?

Дело в том, что в 1876-м в Болгарии, долгое время находившейся под турецким протекторатом, вспыхнуло освободительное восстание. Но оно было плохо скоординировано, и турки сумели его быстро подавить. Боевые действия сопровождались массовыми убийствами мирного населения. К примеру, в селе Батак, по разным оценкам, уничтожили до пяти тысяч мирных жителей, включая женщин и детей. Этот эпизод в том числе повлиял на начало русско-турецкой войны, повлекшей за собой освобождение Болгарии.

— Прочитав журналистские расследования, Маковский отправился вместе с русскими войсками на Балканы рассказывает Солодкий.  Он делает этнографические зарисовки и собирает у местного населения воспоминания о тех ужасах, происходивших в Болгарии. Под впечатлением от услышанного он и создал эту работу.

Что художник изобразил на полотне?

Сцена насилия и убийства в православном храме башибузуками  турецкими наемниками из Албании и Малой Азии  двух женщин и маленького ребенка. Башибузуки отличались жестокостью, насилием и мародерством.

В виде наемников Маковский показал албанца, африканца и черкеса, которого выдает папаха. Почему именно черкес? Дело в том, что русские войска в 19-м веке вытеснили черкесов с их исконных земель на Кавказе, и они вынужден были бежать в Турцию. И вполне вероятно, что кто-то из них мог оказаться в составе башибузукских отрядов.

— Когда Маковский выставил картину в 1877-м в Петербурге, она произвела потрясение говорит Солодкий.  Все плакали, и император Александр II в том числе. Художники часто писали работы на военную тематику, но чтобы солдаты насиловали женщин… Показывать такое было не принято. Изображенное на картине вызвало негодование. Люди требовали немедленно вмешаться и прекратить насилие. Маковский сработал практически как фоторепортер. Только здесь мы, конечно, имеем дело с журналистикой художественно переосмысленной.

После выставки художник продал картину и отдал весь гонорар в благотворительные организации  в помощь болгарскому народу. Примеру Маковского последовали многие зрители, посетившие выставку картины.

В чем символизм работы?

Сцену, безусловно, можно воспринимать буквально: три довольных палача издеваются над беззащитной девушкой и ее ребенком. Но, по словам эксперта, в картине есть более глубинный смысл, и связан он с религией.

— Это библейский сюжет. Когда Христос умирает и испускает дух, евангелист пишет: «И померкло солнце. И завеса в храме раздралась посередине». Имеется в виду храм в Иерусалиме. И Маковский нам показывает церковь, в которой Царские врата буквально выбиты ногами, а завеса разорвана на две части. Это прямая евангельская цитата! А девушка с ребенком на руках? Это же Дева Мария с младенцем Иисусом. Художник показывает, что посягнули не просто на женщин и детей, а и на саму православную церковь в образе Христа. И смерть показана не где-нибудь, а на самом церковном престолеМаковский изображает геноцид и культурный, и этический, и религиозный. Получается, что бьет по всем болевым точкам интеллигенции.

Кто позировал Маковскому для этой картины?

Художник любил подчеркнуть, что для его работ позировали самые красивые девушки Петербурга. В случае «Болгарских мучениц» моделями выступили его родные.

  • Женщина, держащая ребенка на руках. Это Юлия Леткова  вторая супруга художника. На момент создания картины ей было 18 лет, Маковскому — на 20 лет больше. Юлия родила художнику двух детей сына и дочкуВ 1898-м пара развелась.
  • Плачущий мальчик в руках у женщины. Это годовалый Сережа  сын художника. В зрелом возрасте проявил себя как поэт и художественный критик. Жил во Франции.
  • Девушка, лежащая на полу храма. Скорее всего, Екатерина Леткова  родная сестра супруги художника. Вместе с Юлией они нередко позировали Маковскому. Была известна как мемуаристка, писательница и переводчица.

А как эта работа оказалась в Минске?

Последний раз она экспонировалась перед зрителями в России в 1886 году, после чего попала в частное собрание, и следы потерялись. Однако после Второй мировой войны тогдашний директор художественного музея Елена Аладова нашла ее у коллекционера Афонина, купила и в 1950-м привезла в Минск.

— То, что эта картина оказалась в Минске суперудача!  считает Солодкий— Это одна из самых узнаваемых работ 1870-х. Кроме того, ни одна из статей про Маковского не обходится без упоминания этой работы. Она могла оказаться и в Третьяковке, но этого не вышло. Почему? Картина находилась в частном собрании, до которого Третьяковская галерея до войны просто не могла дотянуться. 

С картиной «Болгарские мученицы» связана одна любопытная история. Старожилы Художественного музея рассказывали, что перед посещением делегаций в галерею приходил специалист, который изучал, какие картины будут показывать гостям. И было время, когда полотно просто завешивали, дабы не возбуждать и не расстраивать посетителей с Ближнего Востока.

Слава богу, никто данную работу уже ни от кого не прячет. Увидеть «Болгарских мучениц» можно ежедневно (кроме вторника) в коллекции русского искусства XVIII  нач. XX века. Так что приходите, смотрите и рефлексируйте. Поразмышлять действительно есть над чем.

Читайте также:

  • Почему «Неравный брак» шедевр. Разбираем с экспертом самую известную картину Художественного музея

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Рассказ о картине васнецова иван царевич на сером волке 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о квадрате и круге
  • Рассказ о камне граните
  • Рассказ о карле великом по истории 6 класс кратко
  • Рассказ о карле брюллове