Рассказ о камнях 2 класс окружающий мир рабочая тетрадь

Ответы к учебнику плешакова, крючковой. 4 класс 1 часть ответы к учебнику плешакова, крючковой. 4 класс 2 часть гдз к
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

Вопросы в тексте параграфа

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом.

Природная зона — пустыни

В России пустыни занимают не очень большую территорию вдоль побережья Каспийского моря. Они располагаются ещё южнее степей, а значит солнечные лучи падают на эти участки Земли практически отвесно, отдавая пустыням огромное количество тепла и света.

Летом здесь очень жарко. Днём воздух прогревается до +40ºС и выше в тени, а поверхность земли может раскалиться и до +70ºС! Ночью, как и в степи, температура резко падает и могут даже начаться заморозки. Зима в пустыне короткая но холодная. Температура воздуха в среднем составляет -10ºС и даже иногда выпадает снег.

Впрочем осадков в пустыне практически не бывает. Особенно летом. В некоторые годы за всё лето может не упасть ни одной капли дождя. А всю потому, что дождевая вода просто не успевает долететь до земли — она мгновенно испаряется в раскалённом воздухе. Зато здесь часто дуют сильные ветры и случаются пыльные бури, торнадо и ураганы.

Поверхность пустыни — равнинная. Бывают песчаные пустыни, каменистые пустыни и глинистые пустыни, покрытые плотной коркой потрескавшейся глины. В песчаных пустынях образуются барханы — высокие песчаные холмы, а рельеф глиняных пустынь называется такыр.

В пустынях нет ни плодородных земель, ни воды, ни благоприятных условий для жизни живых существ, но всё-таки некоторые животные и растения смогли приспособиться к жизни даже в таких сложных условиях. Например, самые знаменитые жители пустынь — это верблюд и верблюжья колючка.

Посмотреть как на самом деле выглядит пустыня и узнать особенности её климата вы можете на видео, которое подготовила учительница начальных классов Жакулина И.В. из города Чапаевск Самарской области:

Рассмотри фотографии и представь себе пустыни. Чем они отличаются от степей? Опиши пустыни по фотографиям.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

На фотографиях пустыня выглядит как безжизненная равнина. Здесь ни деревьев, ни растений. На фотографиях не видно ни городов, ни деревень, ни вообще людей. Если степь напоминает море трав и цветов, то пустыня выглядит как море раскалённого песка и потрескавшейся под жарким солнцем глины.

На самом деле пустыня не настолько безжизненна, как это может показаться на первый взгляд. Кроме барханов и тыкаров в пустыне существуют и зелёные оазисы. Они возникают в местах, где близко к поверхности подходят подземные воды. Здесь люди устраивают свои поселения, а животные находят драгоценную влагу и тень. 

Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Зона пустынь обозначена на карте тёмно-жёлтым цветом. Она находится на побережье Каспийского моря. Для того, чтобы показать эту природную зону на карте, надо обвести указкой по её границе.

1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

На рисунке нарисованы: верблюжья колючка, колосняк и джузгун. Эти растения сумели приспособиться к выживанию в сложных климатических условиях пустыни:

Верблюжья колючка обладает очень длинным корнем, который способен вырастать на глубину до 20 метров. На этой глубине достаточно часто залегают подземные воды, которые и питают верблюжью колючку.

Колосняк — растение, которое приспосабливается к жизни в пустыне другим способом. Его корни наоборот расползаются по поверхности земли и зацепляются на неё всеми доступными способами. Такой корень называется ползучий. Листья колосняка очень узкие и часто свёрнуты трубочкой. Это позволяет растению испарять минимальное количество влаги и сохранять всё добытое на свои нужды.

Джузгун — это ветвистый кустарник, приспособившийся к жизни в пустыне. Обычно они растут на участках с близким залеганием грунтовых вод. В зависимости от доступности воды, высота джузгуна может быть от полуметра до 7 метров. У него очень ажурные тонкие стволы и зелёные молодые побеги, на которых почти нет листьев. Зато корни джузгуна уходят на глубину до 20 метров. Ещё одна особенность этого растения — лёгкие крылатые плоды, которые легко переносятся ветром на дальние расстояния и дают жизнь новым поколениям растения. 

2. По рисунку на с. 90—91 познакомьтесь с животным миром пустыни.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

  1. Верблюд — крупное млекопитающее, которое часто называют кораблём пустыни. Высота животного в холке может быть более 2 м, а вес — до 800 кг. Питаются верблюды верблюжьей колючкой, саксаулом, полынью и солянками, а пить могут даже солёную воду.  Эти животные прекрасно приспособлены к жизни в пустыне: на коленях и груди у них имеются специальные «мозоли» — кожаные наросты, которые легко выдерживают температуру до  +70ºС; широкие ступни особой формы позволяют им быстро передвигаться по сыпучим пескам и мелким камням; в своих горбах (одном или двух, в зависимости от вида верблюда) эти животные накапливают жиры, которые при необходимости перерабатываются в воду и питательные вещества, что позволяет верблюду обходиться без воды целую неделю.
  2. Сайгаки — один из видов антилоп, обитающее в пустынях Средней Азии. Обычно высота сайгаков не превышает 80 см, а вес составляет всего 30 — 40 кг. Это травоядные животные, которые предпочитают пырей, лебеду или полынь. Сайгаки живут крупными стадами и умеют очень быстро бегать, например, убегая от степных волков, они могут развить скорость до 80 км/ч.
  3. Песчанка — это грызун, который внешне напоминает крысу. Размер туловища песчанки может быть от 5 до 20 см плюс такой же длины хвост. Питаются они семенами и наземными частыми растений, а живут в норах, в которых накапливают за лето до 60 кг запасов еды. Песчаного цвета окраска зверька, а также способность совершать на задних лапах прыжки до трёх с половиной метров, помогают песчанкам спасаться от хищников.
  4. Ушастый ёж — очень похож на обычного ежа, но отличается непропорционально большими ушами. Это небольшие по размеру зверьки с длиной тела до 30 см. На спине у них растут короткие иголки, но в шар он почти никогда не сворачивается, просто прячет голову. Питаются такие ежи жуками и другими насекомыми, а также ягодами, семенами и фруктами. Ушастые ежи очень подвижны и за ночь могут пробежать до 9 км, а в качестве убежища использует длинные норы или углубления в земле под камнями.
  5. Тушканчик — грызун, похожий на обыкновенную мышь, но с очень длинными задними ногами и длинным хвостом с пушистой кисточкой на конце. Это небольшие животные весом до 300 грамм, которые питаются сменами, подземными частями растений, а также насекомыми и личинками. Тушканчики — любимое блюдо для многих хищников, обитающих в пустыне, поэтому они роют для себя не одну нору, а целых четыре: в спасательной поре они прячутся от хищников, во временной дневной норе спасаются от жары, в летней жилой норе они отдыхают, а в зимней норе хранят запасы и проводят зимнюю спячку.
  6. Корсак — маленькая лисичка, приспособившаяся жить в пустыне. От обычных лисиц корсак отличается меньшим размером тела и большими заострёнными ушками. Обычно эти животные обитают в степях и пустынях. На достаточно большом участке земли они обустраивают сеть нор (обычно бывшие норы сусликов или песчанок) и устраивают собственные тропы. Корсак — это ночной хищник одиночка, который питается грызунами, птицами и насекомыми. Он подолгу может обходиться без воды, что и помогаем ему выжить в пустыне.
  7. Ящерица-круглоголовка — пресмыкающееся довольно необычного вида. У неё плоское, словно придавленное к земле тело, круглая приплюснутая голова и закручивающийся спиралью хвост. При малейшей опасности ящерица-круглоголовка мгновенно зарывается в песок и буквально сливается с окружающим её песком, ведь её тело покрыто чешуйками точно такого же цвета. Сами же круглоголовки питаются насекомыми и червями.
  8. Кобылка — насекомое, родственник саранчи. Кобылки невероятно прожорливы. Рой этих насекомых способен уничтожит целые поля ржи, пшеницы или других зерновых культур.
  9. Песчаный удавчик — неядовитая змея среднего размера. Длина тела песчаного удавчика составляет 60 — 80 см. Оно полностью покрыто маскировочным узором жёлто-бурого цвета. Даже глаза на плоской голове удавчика точно в том маскировке — янтарно-жёлтые с узким чёрным зрачком. Питаются песчаные удавчики грызунами, мелкими птицами и ящерицами.
  10. Священный скарабей — легендарный жук, живущий в пустынях. Священным его считали в Древнем Египте, так как по их мнению скарабеи повторяют путь Солнца на небе когда перекатывают скатанный ими большой шар с востока на запад. Эти большие чёрные жуки действительно скатывают шары разного размера и способны перемещать их на несколько десятков метров. Правда делают они эти шары из навоза, который едят сами и заготавливают в качестве пищи для потомства. 
  11. Жук-чернотелка — достаточно крупный жук с длиной тела до 8 см. Их длинные членистые ноги позволяют им быстро перебираться по песку и не обжигаться. А чтобы добыть влагу чернотелки забираются на самый гребень бархана, поднимают брюшко по направлению к ветру и ждут, когда влага от тумана осядет на их шершавой спинке. Когда влаги набирается достаточно, то она стекает по специальному желобку прямо в рот насекомому. Питаются чернотелки зерном. Они очень опасные вредители для сельскохозяйственных посевов.
  12. Ящурка быстрая — мелкая ящерица серого или песочного цвета с длиной тела до 10 см. Она очень быстро бегает и способна прыгать на расстояние до полуметра. Укрывается эта ящурка в норах грызунов или в собственных неглубоких норах. Питается жуками, пауками, насекомыми, плодами и семенами растений.

3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.

Модель цепи питания, характерная для пустыни № 1:

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Модель цепи питания, характерная для пустыни № 2:

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Модель цепи питания, характерная для пустыни № 3:

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Обсудим

1. Сравните природу пустынь и степей.

Сходство природы пустыни и степи:

  • и пустыня, и степь — это безлесные природные зоны;
  • и в пустыне, и в степи очень низкая влажность воздуха и почвы;
  • и для пустыни, и для степи характерны очень резкие перепады дневной температуры — днём жарко, а ночью холодно, но в пустыне это ещё более ярко выражено;
  • и пустыне, и в степи часто бывают сильные ветра и бури.

Различие природы пустыни и степи:

  • основной покров пустыни — пески, глина или камни, а степь покрыта травянистыми растениями и цветами;
  • в пустыне животный и растительный мир очень скудный, а в степи живут многие виды растений и животных;
  • в пустынях почвы бесплодные, а в степи — очень плодородные чернозёмы.

2. Почему говорят, что у пустыни два хозяина: солнце и ветер?

Действительно, в пустыне всё живое зависит от солнца и ветра. 

Солнце нещадно палит днём и прогревает воздух до +40ºС, а поверхность земли до +70ºС. Влага буквально не долетает до земли, а испаряется прямо в воздухе. Поэтому всё живое в пустыне приспособлено к поиску ценной влаги и защите от солнца и высоких температур: кто-то обладает длинными корнями, кто-то умеет собирать влагу на собственном теле, кто-то роет норы, а кто-то запасает влагу и питательные вещества в собственном теле, как верблюд.

Ночью, когда солнце уходит, а также зимой в пустыне очень холодно. Поэтому растения и животные пустыни приспособлены к таким резким изменениям. Животные чаще всего покрыты тёплым мехом, который не пропускает ни холод, ни жару. А растения обладают узкими или игольчатыми листьями, которым не повредит резкое наступление холода.

Ветер в пустыне такой же хозяин, как и солнце. Здесь часто бывают очень сильные ветра и пыльные бури. Животные от таких бурь прячутся в норах, а растения приспосабливаются: например, верблюжья колючка имеет очень длинный корень, уходящий на 20 м вглубь земли, колосняк закрепляется в песках своими сильно разветвлёнными корнями, а плоды джузгуна очень лёгкие и снабжены специальными крылышками, чтобы ветер мог перенести их на дальние расстояния.

Проверь себя

1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

На карте зона пустынь и полупустынь обозначена тёмно-желтой заливкой. В России эти природные зоны находятся на побережье Каспийского моря.

Чтобы показать их на карте, надо обвести указкой по контуру природной зоны.

2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 47.

Краткая характеристика зоны пустынь по плану изучения природной зоны

  1. Название природной зоны:
    • название — пустыня;
    • на карте она показывается заливкой тёмно-жёлтого цвета.
  2. Особенности природы:
    • Климат пустыни очень засушливый и очень резкий. Летом дождей не бывает. Днём температура воздуха превышает +40ºС, а поверхность прогревается до +70ºС. Ночью всё резко остывает и становится очень холодно. Зимой в пустыне осадков тоже почти не наблюдается, хотя иногда может идти снег. Температура воздуха зимой может достигать -10ºС. Для пустынь характерны сильные ветры и песчаные бури.
    • Растительный и животный мир пустынь очень скудный. В таких тяжёлых условиях способны выжить только некоторые виды растений и животных. Например, здесь растёт верблюжья колючка, саксаул, колосняк и джузгун. Самое крупное животное пустыни — верблюд. Также здесь обитают сайгаки, корсаки, тушканчики, разные виды ящериц, змей и насекомых.
  3. Использование природы данной зоны человеком:
    • В пустыне люди научились орошать землю и, благодаря этому, стало активно развиваться земледелие. Здесь выращивают виноград, фрукты и овощи, зерновые культуры.
    • Также в пустыне развито животноводство. Чаще всего здесь выращивают стада верблюдов и овец.
    • Прибрежные районы Каспийского моря, а значит недра на территории пустынь в этом региона, богаты запасами нефти и газа. 
    • В солончаках, расположенных в зоне пустынь, добывают пищевую и промышленную соль.
  4. Экологические проблемы и охрана природы:
    • Интенсивное орошение и распашка земель в пустынях привели к засолению почв, в результате чего был нарушен природный экологический баланс и уничтожена среда обитания для животных и растений пустыни.
    • Развитие животноводства также стало причиной экологической проблемы — стада животных в процессе выпаса съедают и уничтожают и без того скудную растительность пустыни, что приводит исчезновению коренных обитателей этой природной зоны.

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Какие материалы тебе для этого понадобятся?

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

2. Узнай по фотографиям животных пустынь. Ответь устно. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

  1. Сайгак
  2. Ушастый ёж
  3. Корсак
  4. Ящерица-круглоголовка
  5. Тушканчик

3. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Бархан Большой брат — изучение природы зоны пустыни

Как оказалось, рядом с городом Астрахань есть самая настоящая пустыня. Начинается она всего в 10 километрах от города и простирается на десятки километров. Поэтому мы с друзьями решили изучить природу пустыни и посетить знаменитый бархан Большой брат.

Свою экспедицию мы начали ранним утром. Оказалось, что утром в пустыне очень холодно. Но как только солнце показалось из-за горизонта, температура воздуха стала подниматься с каждой минутой и скоро стало невероятно жарко.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Чем дальше мы забирались в пустыню, тем меньше нам попадалось растений и животных. Сначала исчезли кустарники, потом травянистые растения. Остались только редкие пучки полыни, саксаула и джузгуна. В траве нам удалось заметить норы сусликов и тушканчиков, а один раз мы увидели вдалеке стадо сайгаков.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Когда мы подъехали к бархану Большой брат вокруг было море песка. Высокие холмы, как огромные волны, простирались до самого горизонта. Растительность почти исчезла. Мы увидели несколько кустиков колосняка и верблюжью колючку. Животные видимо попрятались в норы, но мы видели след, оставленный ящуркой быстрой и песчаным удавчиком. 

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Забравшись на бархан мы стали рассматривать пустыню. Было очень красиво и очень жарко. Вокруг раскалённые горы песка, ярко-синее небо, на котором не было ни облачка, невероятно сухой воздух и ничего живого вокруг. Только ветер поднимал тучи песка в воздух и старался сдвинуть барханы с места.

Спустившись с бархана мы стали дальше искать признаки животных и растений. Наконец, через несколько часов блужданий, нам это удалось. Мы увидели ящерицу-круглоголовку, которая выбежала из-за джузгуна.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

Назад мы отправились другой дорогой и обнаружили огромный солончак. Он выглядел как блестящее ледяное озеро, но вместо замерзшей воды там была соль. Мы решили не задерживаться долго в этом месте, так как солнце уже клонилось к вечеру, а оставаться в пустыне на ночь мы не планировали.

Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

Мне очень понравилась эта экскурсия. Я узнал очень много о природе и климате пустыни. Это удивительное место, которое совсем не похоже на регион, в котором я живу.

Посмотреть, как выглядит Большой брат и его окрестности, можно на канали «Амбассадор счастья» на Яндекс-дзен.

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, что такое подземные богатства, почему их нужно беречь и использовать рационально.

1. По карте на с. 58—59 определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё их добывают.

Каждому ископаемому на карте соответствует свой особенный условный значок. Например, нефть показывается чёрной пирамидкой, уголь — чёрным квадратиком, железные руды — чёрным треугольником, а золото — чёрно-белым кружком.

В нашем крае добывают несколько видов таких ископаемых. Это каменный уголь, железные руды, торф, апатиты, золото.

Практическая работа

1. Определите название ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.

Учитель выдал нам образец каменного угля. Это кусок камня, чёрного цвета, блестящий на сколах, твёрдый и хрупкий.

2. Изучите его свойства и заполните таблицу в рабочей тетради.

К основным свойствам каменного угля относятся:

Состояние плотное, твёрдое. Цвет чёрный, непрозрачный, блестит. Каменный уголь горючий, очень хрупкий.

3. Познакомьтесь с его применением. Эти сведения найдите в учебнике.

Каменный уголь используют как топливо и как сырьё для химической промышленности.

4. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.

Каменный уголь добывают на востоке Новосибирской области, на Колыванском угольном разрезе.

5. Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного ископаемого по плану:

Вариант 1

Описание полезного ископаемого «Каменный уголь» по плану для 4 класса

  1. Название — каменный уголь.
  2. Условное обозначение на карте — чёрный квадрат.
  3. Основные свойства — твёрдый, чёрного цвета, непрозрачный, горит.
  4. Применение — топливо и сырьё для химической промышленности.
  5. Места и способы добычи в нашем крае — Колыванский разрез, добыча открытым способом.

Вариант 2.

Учитель выдал образец нефти. Это густая маслянистая жидкость тёмного цвета.

К основным свойствам нефти относятся:

Жидкое состояние, цвет чёрный, отсутствие блеска, но резкий запах. Нефть — горючее вещество.

Нефть используют для получения топлива, пластмасс, химического волокна.

В Тюменской области нефть добывают на севере, в Ханты-мансийском автономном округе.

Описание полезного ископаемого «Нефть» по плану для 4 класса

  1. Название — нефть.
  2. Условное обозначение на карте — чёрная пирамидка.
  3. Основные свойства — жидкая, чёрная, непрозрачная, горит, резко пахнет.
  4. Применение — топливо, получение пластмасс, химических волокон.
  5. Места и способы добычи в нашем крае — Ханты-мансийский автономный округ, добыча из скважин.

6. Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных кладовых и богатствах.

Рассказ о подземных богатствах для 4 класса

Эти богатства бывают неорганическими, то есть изначально являвшимися объектами неживой природы. Таковы: гранит, железные руды, золото и многие другие горные породы и минералы.

Но есть под землёй богатства, которые были образованы из останков живых существ, обитавших на нашей планете миллионы лет назад. Эти существа давно умерли, их останки стали торфом, углём, нефтью, а мы до сих пор используем эти подземные богатства в своих целях.

Это показывает, какой глубокой может быть связь между природой и человеком.

Проверь себя

1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.

Важнейшими в Московской области являются: гранит, известняк, кварц, торф.

2. Опиши любое ископаемое вашего края (по своему выбору).

Описание полезного ископаемого «Гранит» для 4 класса

Это твёрдая горная порода, состоящая из зёрен шпата, кварца и слюды. Гранит очень твёрдый, непрозрачный, блестит. Негорючий. На карте обозначается тремя крестиками.

Добывается гранит в разрезах, открытым способом. Месторождение находится в Волоколамском районе.

Применение гранита — строительство.

3. Почему к подземным богатствам нужно относиться бережно?

Богатств под землёй много, но их запасы не безграничны. И если тратить их бездумно, расточительно, то очень скоро запасов ископаемых на планете не останется.

Задания для домашней работы

1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?

В нашей семье используются:

Поваренная соль для приготовления пищи. Используются пластмассы, масла, бензин для автомобиля — это продукты переработки нефти. Мы пользуемся металлической посудой и инструментами — это продукты переработки железных и цветных руд. Мы пользуемся карандашами, в которых стоят стержни из графита. Мы используем электронику, электропроводку, электроприборы, в которых используются медь, алюминий, кремний, золото, серебро. Мы используем стекло, которое является продуктом переработки песка и кварца. Даже наш дом сделан из кирпича, цемента, бетона, железа.

2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края их перерабатывают? Что из них производят?

В нашем крае много месторождений железной руды. Её перерабатывают на металлургических предприятиях, комбинатах. Там из железной руды сперва получают чугун, потом сталь, из которой делают много полезных вещей.

А также у нас в крае есть месторождения нефти, которую перерабатывают на химических предприятиях, где получают пластик, ткани, лекарства, бензин, бытовую химию.

3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Этот рассказ учит нас бережно относиться к объектам неживой природы, в частности к камням и скалам. Камни-валуны являются свидетелями древнего оледенения, они часть истории нашего края. Скалы — красивы сами по себе, а разные надписи на них только портят эту чистую природную красоту.

На следующем уроке

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Почва — это верхний тонкий слой поверхности планеты. Её главное свойство — плодородие.

Полезные ссылки:

  • Википедия про подземные богатства России
  • Следующая тема учебника «Земля-кормилица»

_______

  • Рассказ о капитане копейкине
  • Рассказ о камне кварц
  • Рассказ о калининграде на английском языке
  • Рассказ о календарном празднике
  • Рассказ о кактусе 3 класс по окружающему миру небольшой