Рассказ о камне известняк

ирма кантин об израильских архитекторах часть 1 автор: ирма кантин 18.04.2021 а знали ли вы, что у хорошо
Дани Караван: от ландшафтных скульптур до балетных декораций

 Ирма Кантин об израильских архитекторах – часть 1



Автор: Ирма Кантин

18.04.2021

А знали ли вы, что у хорошо знакомой нам площади Habima в Тель-Авиве, серии белых объектов в парке Edith Wolfson, монумента «Бригада Негева» (Monument to the Negev Brigade) в Беэр-Шеве и архитектурного шедевра Axe Majeur в Сержи-Понтуаз близ Парижа – один создатель? Теперь знаете.

Сегодня мы начинаем цикл статей об архитекторах Израиля, открывает который Дани Караван (Dani Karavan).

IMG 9824

«Первая моя встреча с его творением произошла около семи лет назад в парке, который находится между Гиватаймом и южным Тель-Авивом (Edith Wolfson Park – прим. ред.). Я увидела простые формы – лестницу, купол, пирамиду, колонну. Ослепительный белый камень и такое органичное слияние монумента с окружающим его ландшафтом. Вечером, погрузившись в интернет-поиски, я узнала новое для себя имя, Дани Караван», ­­– рассказывает Ирма.

Дани Караван родился в Тель-Авиве в 1930-м году, работал и учился в Тель-Авиве, Париже и Флоренции. Первым его учителем был отец, Авраам Караван, ландшафтный архитектор, автор парков в Яффо и Тель-Авиве. «Мой отец был в первую очередь садовником, а во вторую – архитектором. Он спроектировал и построил множество парков, и в каждом отец обязательно сажал оливковые деревья, которые были его любимыми растениями. И для меня это дерево представляет не меньшую ценность. Это мой материал», – объясняет Дани.

Первым преподавателем живописи у 14-летнего Дани был художник Аарон Авни. В середине 1940-х годов он учился у Авигдора Стеймацкого, Йехезкеля Штрейхмана и Марселя Янко. А в 1948 году Караван стал одним из основателей кибуца Харель (Harel), где прожил до 1955 года.

В 1949 году он учился в Иерусалимской академии Bezalel у Мордехая Ардона, годом позже стал изучать сценографию у Эмануэля Люфтгласа и Поля Леви в школе при Камерном театре (The Cameri) в Тель-Авиве. Технику фресок он постигал в середине 1950-х годов во Флоренции в Академии прекрасных искусств, рисунок – в 1957 году в Париже в Академии Гранд-Шомьер, мозаику – в Равенне в Италии.

В общем, бэкграунд богатейший, как и последовавшая за творческими поисками и обширным образованием профессиональная деятельность как скульптора и архитектора.

В 1964 году Дани Караван стал одним из тех, кто способствовал рождению ансамбля Bat-Sheva в Тель-Авиве. Он оформлял выставочные павильоны, спектакли театров Habima и Cameri, оперные постановки в Италии и Израиле. 12 лет он работал с ансамблем Марты Грэхем в Нью-Йорке, создавал сценографию для балетных ансамблей Bat-Dor, Bat-Sheva, Inbal, ансамбля Моше Эфрати и Kol-Dmama. В 1970-е годы много занимался скульптурой.

***

Одна из самых известных работ Дани Каравана – монумент «Бригада Негева» (Monument to the Negev Brigade) на пологом холме к северу от Беэр-Шевы. 19-метровая башня возводилась им с 1963 по 1968 год, и впечатляет даже на фотографиях, не говоря уже о том воздействии, которое это сооружение оказывает, если бродишь по закоулкам огромного бетонного памятника-саркофага, монумента-здания, запутанным, как и сами задумки художника, облеченные в бетоне в простые геометрические формы, ставшие символом гармонии.

IMG 9828

«Мои работы всегда тесно связаны с историей того места, для которого они предназначены. Монумент «Бригада Негева» создан в честь дивизии, охранявшей в пустыне единственный водопровод. Я не знал, что буду делать, но хотел, чтобы моя работа воспринималась как подробный рассказ о событиях минувших дней. Я постарался запечатлеть образ палаточного городка. Здесь есть каналы-траншеи, колодец с водой, ветряные флейты и так называемый купол памяти — в определенные часы лучи света проникают сквозь его отверстия и освещают высеченные внутри имена погибших солдат. Я посадил здесь песчаные акации — это типичные представители местной растительности. Работая именно над монументом «Бригада Негева», я сформировал свой творческий язык», – говорит скульптор.

Среди произведений Каравана:

рельефная стена в зале заседаний Кнесета (галилейский известняк, 1965–66);

30 рельефов в комплексе зданий суда в Тель-Авиве (бетон, железо, 1962–67);

памятник жертвам Катастрофы в мемориале Х.Вейцмана в Реховоте (бронза, камень, вода и огонь, 1971);

«Среда для мира» на бьеннале в Венеции (белый цемент, 1976);

«Окружение из природных материалов и воспоминаний» для выставки «Documenta 6» в Касселе (Германия; белый цемент, 1977);

«Пассаж, в честь Вальтера Беньямина» (Портбоу, Испания, 1994);

«Памяти Регенсбургской синагоги» (Германия, 2005) и многие другие скульптуры и архитектурные сооружения в разных странах.

С 1960г. Караван создает также декорации для драматических и балетных спектаклей. С конца 1980-х годов много работал во Франции, в особенности в городе Сержи-Понтуаз и в парижском районе Ла-Дефанс — крупнейшем деловом центре континентальной Европы, одновременно являющемся символом архитектурных инноваций.

IMG 9837

Некоторые из его скульптур устроены так, что их можно рассмотреть с различных ракурсов, в том числе и изнутри. Можно подняться наверх, заглянуть внутрь, спуститься в центр композиции. Все его лаконичные, близкие к природе ландшафтные скульптуры взаимодействуют с местом, на котором они построены, становятся столь органичной частью урбанистического пейзажа или парка, что сложно представить себе, что когда-то их здесь не было.

Творчество Каравана отмечено Государственной премией Израиля (1977), премией ЮНЕСКО (1996), а также рядом наград иностранных государств.

В настоящие время скульптор, несмотря на свой почтенный возраст (в этом году Дани Караван отметит свой 90-летний юбилей), продолжает активную творческую жизнь, работая в своей тель-авивской студии над небольшими скульптурами и графическими произведениями.

Фотографии: личный архив Ирмы Кантин, сайт Дани Каравана.

Недавно я рассказывал о том, что ученые планируют использовать океан, чтобы очистить атмосферу от парниковых газов, используя для этого фитопланктон. Но, кроме планктона в перспективе также есть еще одна технология — использование горных пород, которые в океане поглощают углерод. Вообще, это естественный процесс — в результате эрозии береговой линии, а также под воздействием волн, горные породы попадают в воду. Камень вступает в реакцию с водой, в результате чего поглощается CO2 из атмосферы. Однако реакция происходит сравнительно недолго, так как вода соприкасается лишь с поверхностью породы. Чтобы реакция продолжилась, поверхность камня необходимо периодически очищать. Ученые предлагают повысить щелочность воды, что обеспечит очистку поверхности горных пород, поглощающих CO2. Чтобы повысить содержание щелочи в воде, эксперты предлагают засыпать дно океана пылевидными силикатными или карбонатными породами.

Рассказ о камне известняк

Ученые планируют уменьшить содержание углекислого газа в атмосфере при помощи пород в океане

Перспектива сдерживания глобального потепления породами в океане

Как утверждает Ульф Рибезель, морской биолог из Центра изучения океана им. Гельмгольца в Киле, в результате естественного «выветривания» пород океан поглощает в течение года одну гигатонну CO2. Если бы ученым удалось стимулировать этот процесс, океан мог бы поглощать порядка 100 гигатонн CO2 каждый год. Учитывая, что выбросы CO2 в результате деятельности человека составляют 36 гигатонн в год, потенциал весьма впечатляет.

В таком случае количество парниковых газов в атмосфере с каждым годом стало бы уменьшаться. В то же время страны могли бы тратить меньше средств на борьбу выбросами парниковых газов. Кроме того, повышение щелочности воды позволило бы сохранить коралловые рифы, которые страдают от подкисления. Однако, как обычно бывает, все выглядит очень просто только на бумаге.

Рассказ о камне известняк

Океан даже без вмешательства человека поглощает в год одну гигатонну углекислого газа

Опасность повышения щелочности в океанах

Как отмечают эксперты, неизвестно, как повышение щелочности воды повлияет на биоразнообразие. Но основной вопрос, который возникает у экспертов — не приведет ли повышение уровня щелочи к образованию карбоната кальция. Если это произойдет, количество потребляемого океаном углерода сильно уменьшится.

“Кальцификация может усилиться в ответ на повышение щелочности, что снизит количество секвестрируемого СО2. Но если кальций остается в воде, а щелочность не снижается снова, CO2 остается в океане навсегда. Это наша надежда” — говорит Ульф Рибезелль.

Розалинд Рикаби, профессор биогеохимии факультета наук о Земле Оксфордского университета, в течение последних двух лет проводила лабораторные исследования чтобы выяснить, происходит ли кальцификация при увеличении щелочности в культурах одноклеточных организмов, называемых кокколитофоридами и фораминиферами. Результат был положительным.

Рассказ о камне известняк

Повышение содержания щелочи может в повлиять на биоразнообразие океана

“На клетки пагубно влияет щелочность, и это хорошо. Это свидетельство того, что добавляя щелочь, вы снижаете уровень CO2, который необходим клеткам для фотосинтеза” — говорит Розалинд Рикаби.

Тем не менее, некоторые критики опасаются, что крупномасштабные манипуляции с естественными системами Земли приведут к непредсказуемым и разрушительным последствиям, таким как введение европейских кроликов в Австралию в 19 веке. Чтобы выяснить какое воздействие окажет щелочь на экосистему, могут потребоваться годы.

Подписывайтесь на наш Пульс Mail.ru, где вы найдете еще больше интересных материалов.

По словам экспертов, занимающихся изучением влияния изменения климата на океаны, эти опасения справедливы. Но по мере того, как у человечества уменьшается время, чтобы предотвратить необратимую климатическую катастрофу, выбор тоже становится не большим.

Сложности сдерживания глобального потепления и пути их решения

Даже если процесс действительно сработает, повышение щелочности океанов может оказаться титанической задачей. По словам экспертов, для добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых потребуется отрасль, эквивалентная добыче угля, поскольку для связывания одной тонны CO2 потребуется от одной до пяти тонн минерала.

“Проект реализуемый, потому что минералов достаточно, но это было бы огромным мероприятием. И стоит ли нам вообще продолжать добычу таким образом?” — говорит Ульф Рибезелль.

Известняк плохо растворяется в воде. Кроме того, он должен быть смешан с концентрированным раствором CO2, что добавляет еще один уровень логистики. Негашеная известь, побочный продукт цементной промышленности, легко растворяется и содержится в большом количестве, но требует сжигания известняка для производства, что снижает эффективность в сокращении выбросов.

Рассказ о камне известняк

Ученые предлагают использовать Оливин для защелачивания океана

Самый многообещающий вариант — это оливин, зеленоватый минерал на основе силиката, который связывает в два раза больше CO2, чем негашеная известь, и в четыре раза больше, чем известняк. В настоящее время ученые планируют провести исследования с использованием этого минерала.

“Его можно найти по всему миру, даже на гавайских пляжах. Добыча минерала не требует никаких химикатов, вам просто нужно их добыть. Для этого можно использовать мировую инфраструктуру добычи угля” — говорит генеральный директор калифорнийской компании Project Vesta, которая планирует провести четыре полевых испытания оливина в прибрежных водах Калифорнии.

Крупномасштабные исследования по защелачиванию океана начнутся в 2022 году. То есть очень скоро мы узнаем, можно ли использовать эту технологию, чтобы остановить глобальное потепление климата. Последствия последнего дают о себе знать с каждым годом все больше и больше, поэтому времени у ученых осталось действительно не много.

Для мирового кино 2021 год прошел под знаком затяжного выхода из пандемии коронавируса. Ситуацией воспользовались стриминговые сервисы, начавшие не только показывать, но и производить фильмы. Классические киностудии более-менее восстановились к концу сезона, выпустив на большие экраны ряд громких премьер.

С острожным оптимизмом рассказываем о десяти наиболее ожидаемых картинах наступающего года.

«Лакричная пицца», реж. Пол Томас Андерсон

Новая картина Андерсона – история любви в декорациях семидесятых между несовершеннолетним Гэри (Купер Хоффман) и 25-летней Аланой (Алана Хаим). Мальчик в свои 15 лет хоть и одарен как актер и бизнесмен, однако по сознанию и поведению, конечно, остается подростком.

Для Андерсона («Ночь в стиле Буги», «Магнолия») эта работа необычна по нескольким причинам. Во-первых, это редкая в его фильмографии настоящая комедия, во-вторых, это практически комедия молодежная, а в-третьих – стилизация. Андерсон передает дух 1970-х, насыщая кадр солнцем и яркими цветами, а саундтрек – соответствующей музыкой, в создании которой участвовал бас-гитарист Radiohead Джон Гринвуд.

Персонажами становятся реальные звезды кино и телевидения 1970-х. Актерский ансамбль также полон знаменитостей, однако Шон Пенн, Том Уэйтс, Брэдли Купер, Бен Стиллер, Кристофер Уокен уступают первый план трогательным, смешным и слегка безумным Хоффману и Хаим.

Ожидаемая премьера – 13 января.

«Морбиус», реж. Даниэль Эспиноса

«Морбиус» – супергеройский фильм ужасов, основанный на комиксах издательства Marvel. Второй фильм в рамках вселенной персонажей Marvel от Sony Pictures. Его премьера планировалась в прошлом году, но была перенесена из-за пандемии.

Главный герой – талантливый ученый-медик Майкл Морбиус (Джаред Лето). Чтобы излечиться от редкого заболевания крови, он ставит над собой опасный эксперимент, в результате которого становится вампиром. Для Джареда Лето это уже вторая роль комиксного антигероя после Джокера в «Отряде самоубийц».

Даниэль Эспиноса известен как режиссер хорроров. Его фильм «Номер 44», запрещенный к широкому показу в России, вывел из себя тогдашнего министра культуры РФ Владимира Мединского: «Не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками. Так показана наша страна – та самая, которая только что победила в великой войне, вырвалась в число мировых лидеров и вот-вот запустит первого человека в космос».

Ожидаемая премьера на экранах – 27 января.

«Смерть на Ниле», реж. Кеннет Брана

Кеннет Брана, похоже, намерен экранизировать наиболее известные сюжеты Агаты Кристи. После «Убийства в «Восточном экспрессе» (2017) он взялся за «Смерть на Ниле». Эркюль Пуаро отправляется в Египет, чтобы отдохнуть на борту роскошного круизного парохода, следующего вниз по Нилу, и, конечно, оказывается втянут в расследование очередного убийства.

Брана сам сыграет роль знаменитого сыщика. Его партнерами на экране стали «Чудо-женщина» Галь Гадот, Летиша Райт, Арми Хаммер, Софи Оконедо, Том Бейтман. Фильм является третьей экранизацией романа. Учитывая режиссерский стиль Браны, зрелищности этой версии будет не занимать.

Ожидаемая премьера на экранах – 10 февраля.

«Бэтмен», реж. Мэтт Ривз

55-летний Ривз известен как мастер зрелищных блокбастеров с большим количеством спецэффектов, насилием и фантастическими чудовищами: «Монстро» (2008), «Рассвет планеты обезьян (2014) и «Война за планету обезьян» (2017).

Бэтмениана Ривза, как и ранее у Кристофера Нолана, станет трилогией. На этот раз нам покажут начало жизни супергероя. Молодой Бэтмен преследует серийного убийцу, известного как Загадочник (Пол Дано). Последний, страдающий раздвоением личности и убивающий людей за неверные ответы на свои загадки, – один из самых интересных персонажей вселенной DC.

Бэтмена в новой трилогии сыграет Роберт Паттинсон, среди других звезд – Зои Кравиц, Джеффри Райт, Джон Туртурро, Энди Серкис и Колин Фаррелл. Для визуального воплощения Ривз, по его признанию, вдохновлялся классикой нуара: «Китайским кварталом», «Французским связным», «Таксистом» и триллерами Хичкока.

Ожидаемая премьера на экранах – 3 марта.

«Фантастические твари: Тайны Дамблдора», реж. Дэвид Йейтс

Это третья картина из цикла «Фантастические твари». На сей раз сюжет разворачивается на фоне Второй мировой. Приквел истории о Гарри Поттере расскажет о взаимоотношениях Дамблдора, его друга Рубеуса Хагрида и молодого Тома Рэддла, еще не ставшего Волан-де-Мортом.

Дэвид Йейтс выступил режиссером предыдущих частей «Фантастических тварей», а также четырех картин цикла о Гарри Поттере. В ноябре 2020 года руководство Warner Bros. попросило Джонни Деппа отказаться от роли темного волшебника Грин-де-Вальда после того, как он проиграл иск о клевете к The Sun. Таблоид обвинял Деппа в насилии в отношении к актрисе и бывшей супруге Эмбер Херд. Новым злодеем стал один из главных красавцев европейского кино Мадс Миккельсен.

Ожидаемая премьера на экранах – 14 апреля.

«Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», реж. Сэм Рэйми

«Мультивселенная безумия» – новый фильм об одном из самых причудливых персонажей Marvel Докторе Стрэндже. Бывший нейрохирург, а теперь межпространственный путешественник ищет украденный Камень времени, но из-за столкновения с неожиданным врагом высвобождает невероятное зло.

Бенедикт Камбербетч вновь играет Стрэнджа. Его могущественную, но противоречивую союзницу Алую Ведьму – Элизабет Олсен, а Карла Мордо – бывшего друга, ставшего врагом, – Чиветел Эджиофор. Что касается визуального наполнения, то если фильм 2016 года был настоян на психоделической эстетике 1960-х, то новый «Стрэндж» похож скорее на то, что называют bad trip: кошмарную кислотную галлюцинацию.

Ожидаемая премьера – 5 мая.

«Элвис», реж. Баз Лурман

Проект байопика об Элвисе Пресли был впервые анонсирован в апреле 2014 года. Однако съемки начались только в январе 2020-го, были остановлены из-за пандемии и возобновлены осенью.

Роль Короля рок-н-ролла досталась 29-летнему актеру, певцу и модели Остину Батлеру, уже зарекомендовавшему себя у больших мастеров, сыграв в «Однажды в Голливуде» Тарантино и ленте «Мертвые не умирают» Джармуша. Австралийская актриса Оливия Деджондж воплотила Присциллу Пресли, а продюсера Элвиса – полковника Тома Паркера сыграл Том Хэнкс. Среди героев еще одна рок-легенда – скончавшийся весной 2020 года певец Литтл Ричард в исполнении Элтона Мейсона.

Лента показывает жизнь Пресли от первых шагов на сцене до взлета к славе, не упуская также изменения в культурном ландшафте Америки. Центральный конфликт строится вокруг сложных отношений Элвиса с Паркером, стремившимся контролировать каждый аспект жизни знаменитого подопечного.

Выбор Батлера на столь ответственную роль режиссер пояснил стремлением «не только показать необычные движения и вокальные качества звезды рок-н-ролла, но и передать внутреннюю уязвимость Элвиса Пресли». Для Лурмана («Мулен Руж», «Великий Гэтсби») это первая работа для большого экрана после девятилетнего перерыва.

Ожидаемая премьера – 23 июня.

«Черная пантера: Ваканда навеки», реж. Райан Куглер

Продолжение одного из крупнейших хитов Marvel «Черная пантера» (2018) прямо перед началом съемок столкнулось с труднейшим препятствием: в августе 2020 года Чедвик Боузман, сыгравший главную роль, умер от рака. Продюсеры решили не искать замену.

В знак уважения к ушедшему актеру фильм обрел название «Ваканда навеки». Режиссер картины Райан Куглер сообщил, что работа без Боузмана – самое тяжелое, что он когда-либо преодолевал в своей карьере. Новая работа будет сфокусирована на других персонажах, сценарий фильма перерабатывался как минимум пять раз.

Остальные исполнители – Летиша Райт, Лупита Нионго, Данай Гурира, Мартин Фримен, Уинстон Дьюк, Анджела Бассетт и Доминик Торн – вернулись к своим ролям. Основной акцент теперь перенесен на Летишу Райт, играющую сестру Т’Чаллы – Шури, изобретательницу и воительницу.

Ожидаемая премьера – 10 ноября.

«Аватар 2», реж. Джеймс Кэмерон

Сразу после премьеры первого «Аватара» (2009) Кэмерон заявлял, что это только начало цикла из четырех картин. Выход второй части планировался еще на 2014 год. Его уже прозвали главным «долгостроем» кинематографа.

В «Аватаре 2» Кэмерон продолжает рассказ о народе на’ви и бывшем землянине, а ныне вожде лесного клана Оматикайе Джейке (Сэм Уортингтон) и его жене Нейтири.

По словам продюсера Джона Ландау, «Аватар 2» и последующие сиквелы будут частями «семейной саги», причем независимыми друг от друга: «Каждый фильм – самостоятельная история. Чтобы понять, о чем «Аватар 2″, не обязательно смотреть первую часть. Каждая часть будет иметь собственный исчерпывающий сюжет».

В первом «Аватаре» сначала мы наблюдали за похождениями героев в джунглях Пандоры, а затем они покоряли воздушную стихию, летая на крылатых ящерах. Во втором «Аватаре» мы переместимся под воду. Ради более достоверного воспроизведения океанского дна Кэмерон в марте 2012 года на борту одноместного батискафа погрузился на дно Марианского желоба, став первым человеком за полстолетия, совершившим подобную экспедицию.

Не обошлось без воскрешений. В действие вернется Грейс Огустин в исполнении Сигурни Уивер, также восстанет из мертвых главный антигерой – полковник Майлс Куоритч (Стивен Лэнг). Что интересно, «Аватар 2» и «Аватар 3» снимались параллельно, став первыми крупными голливудскими блокбастерами, производство которых возобновилось после остановки съемок из-за пандемии.

Ожидаемая премьера – 15 декабря.

«Вавилон», реж. Дэмьен Шазелл

В июле 2019 года стало известно, что новой работой Дэмьена Шазелла, ворвавшегося на кинематографический олимп с музыкальными фильмами «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд», станет историческая драма «Вавилон» о золотой эре Голливуда и появлении звука в кино. Исполнители главных ролей – Брэд Питт и Марго Робби. Также в фильме снимутся Эрик Робертс, Оливия Уайлд, Тоби Магуайр и Спайк Джонз.

Робби досталась роль Клары Боу – звезды немого кино и секс-символа 1920-х. Биография it-girl, как Клару называла пресса, изобиловала крутыми поворотами: став знаменитой в 19 лет, Боу шокировала Америку своими похождениями, а ее карьера пошла на спад после скандального судебного процесса.

Другая актриса тех времен с драматической судьбой, которая предстанет на экране, – Анна Мэй Вонг (Ли Цзюнь) – первая добившаяся известности голливудская исполнительница китайского происхождения. Ее карьеру разрушило принятие в 1930 году дискриминационного «кодекса Хейса», запрещавшего режиссерам показывать межрасовые любовные отношения.

Ожидаемая премьера – 25 декабря.

Елена СЕРДЕЧНОВА

30.12.2021

Директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Рыбаков: «Таких музеев больше нет в стране!»

Материал опубликован в №10 печатной версии газеты «Культура» от 28 октября 2021 года в рамках темы номера «Культурная элита России: где ее искать?».

О том, как живет самый большой музей-заповедник в нашей стране, «Культуре» рассказывает его новый директор Сергей Рыбаков.

— Вы возглавили заповедник весной и, наверное, уже сумели немного освоиться. Какие задачи ставите перед музеем?

— Первое — это сохранение объектов культурного наследия и памятников, их реставрация. Слава Богу, у нас нет зданий в неудовлетворительном или критическом состоянии, но все же многие из них нуждаются в реставрации. Несмотря на постоянную нехватку денег, нам нужно решать эту задачу.

— Вы говорите о финансировании?

— Не просто о финансировании. Нужно правильно организовать все конкурсные процедуры, устроить исполнение этих контрактов. Выполнить работу заказчика, которая связана с реставрацией объектов культурного наследия. Это первая задача.

Вторая задача — это грамотное, постепенное, аккуратное внедрение инноваций в жизнь музея. Причем надо сделать это так, чтобы не нарушить традиции. А они у нашего музея богатые. Суздальский музей образовался в 1922 году, а в 1958-м было принято решение об объединении с музеем Владимира и создании Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Жизнь стала динамичнее, все трансформируется, поэтому от инноваций никуда не уйти. Сейчас практически у всех музеев меняются подходы к созданию экспозиций, к их содержанию, к формам работы с посетителями, к продвижению.

— Что вы имеете в виду?

— Во-первых, обновление экспозиций. Они сейчас в музее добротные, классические, но часть из них устарела и физически, и морально. Во-вторых, реформирование подходов к хранению фондов и экспонатов. Некоторые экспозиции уже не соответствуют новым требованиям хранения. Ну и в-третьих, мы будем искать и внедрять новые формы, чтобы они вызывали интерес у посетителей.

— А что самое главное в экспозиции или на выставке?

— На мой взгляд — смысл, содержание и связный рассказ. Чем, например, музейная экспозиция отличается от частной коллекции богатого владельца? Да тем, что музей — это культурно-просветительское учреждение. Мы должны посетителям что-то рассказать, а не просто показать — смотрите, какие у нас есть красивые предметы, замечательные картины и археологические артефакты. Поэтому создание выставки — процесс научно обоснованный, длительный, трудозатратный. Как и реставрация.

Иногда видишь какие-то недостатки у памятника, например, где-то облезла штукатурка. Хочется взять мастерок и замазать. Но, к сожалению, нельзя, есть правила и порядок работы с памятниками культуры. Нужно сначала подготовить проектную документацию, а это не просто архитектурный проект, это научное исследование, которое как минимум займет года полтора, даже в том случае, если будут деньги. И потом реставрационные работы. Это тоже где-то год-полтора. Поэтому, к сожалению, иногда от того, что выявили потребность в реставрации памятника, до того, как мы его восстановим, проходит несколько лет.

— Значит, реставрация памятников, обновление экспозиций. А третья задача какая?

— Повышение внемузейной активности: проведение выставок, событийных мероприятий, концертов, спектаклей, лекториев. Это комплексная работа по привлечению туристов. Сейчас у нас проходит музейный лекторий с приглашением ведущих ученых. Они рассказывают об истории, искусстве, науке, литературе, живописи. Мы организуем концерты на наших площадках, спектакли, фестивали. Посетители — местные или те, кто приехал к нам во второй раз, должны захотеть зайти в музей снова. Вообще я считаю, что наша работа должна быть ориентирована также на население Владимирской области. Поэтому будем делать акцент на новых временных выставках и на культурно-просветительских мероприятиях.

— Наверное, у вас и так много гостей?

— Да, можно и так сказать. До пандемии в 2019 году заповедник посетили 1,2 миллиона человек. Если же говорить о летних месяцах, то 60% туристов составили иностранцы. Для России это очень высокий показатель, потому что у нас зарубежные гости мало ездят по стране, в основном выбирают Москву, Петербург, а на третьем месте — Суздаль с Владимиром. Из этого факта следует еще одна задача музея — работа с иностранными туристами, да и, пожалуй, с туристами вообще.

Снова скажу, что времена очень сильно изменились. Еще лет семь-восемь назад 70% людей, посетивших музей, составляли организованные автобусные группы и 30% — индивидуальные туристы. Сейчас же 80% туристов — индивидуалы и только 20% — приехавшие с автобусными турами. И при этом огромное число людей, приезжая в тот же Суздаль, в музеи не заходят! Они просто гуляют по городу, фотографируются, делают селфи, смотрят снаружи на памятники, заходят в рестораны, в кафе, ночуют в гостинице и уезжают.

— Это они некультурные или у них денег нет на билеты?

— Это разные истории. Конечно, вопрос денег тоже важный. Я не могу сказать, что в нашем музее какие-то суперцены. Нет, конечно, они нормальные. Вообще, по личному опыту знаю, цены в российских музеях в два раза ниже европейских. Тут вопрос в другом. Экспозиции действительно должны быть интересными и известными, чтобы туда хотелось сходить. И нам надо учиться рекламировать свой «товар». Это и есть четвертая задача — привлечение людей, продвижение продукта, рассказ потенциальным посетителям о нем.

Я почему и сказал, что наш заповедник с богатой историей, — он немного привык к тому, что люди приходят сами. Как в советское время: привезли автобусами туристов, затем их организованно отправили в музей. А сейчас — нет, сейчас человек приезжает на своем автомобиле, он, может, даже и не слышал про музей, просто приехал погулять по Суздалю. И теперь стоит очень важная задача — эту услугу ему, извиняюсь за выражение, навязать.

— Будете за руки хватать — и в музей?

— Почти. Я считаю, что мы должны выстраивать работу, отталкиваясь от экскурсии. Владимиро-Суздальский заповедник — самый большой музей во Владимирской области. Мы единственная организация, у которой есть методисты, экскурсоводы, наработанная система обслуживания посетителей. Поэтому мы должны организовывать экскурсии: по Суздалю, и по Владимиру, и в соседние города, и уже в их составе предлагать услугу музея. Схему же эту нужно выстроить, начиная с интернета, с соцсетей, продвигая в них музей-заповедник, рассказывая о том, что есть интересного во Владимире и Суздале в целом и в музее конкретно. Дальше — вести работу с гостиницами, изучать их клиентуру, приглашать клиентов из гостиниц к нам.

— Получается, что музей, чтобы сохранить посетителей, а тем более увеличить их количество, поневоле становится своего рода туроператором?

— Да. Музей должен пытаться организовать систему приема туристов, а не просто сидеть в окошечке кассы, ждать, пока постучат и возьмут билет. В наше время это уже не работает.

— Если уж речь зашла об экскурсиях, — в музее ведь был конфликт с частными гидами, которым запретили водить туристов?

— Я слышал об этой истории. Не могу сказать, что это была какая-то битва, но конфликт был, и, на мой взгляд, конфликт надуманный, необоснованный. Видимо, какая-то часть сотрудников музея восприняла частных гидов как конкурентов. С другой стороны, были какие-то, может быть, закономерные претензии к тому, что частные гиды не всегда компетентно проводят экскурсии. Сейчас эта проблема решена, мы для этого приложили все усилия, просто наладили человеческий диалог и сделали получение лицензии на проведение экскурсий частными гидами максимально удобным.

— Какие у вас сейчас самые интересные выставки?

— Недавно мы открыли выставку, посвященную палеолитической стоянке Сунгирь. Кстати, давно ее не было, и вообще в музее ничего не было представлено по этой теме. А это самая знаменитая в России первобытная стоянка. Она находится между Боголюбово и Владимиром.

— Сейчас там что?

— Представьте, сейчас просто поляна. Когда-то там были раскопки. Экспонаты, все артефакты, которые были добыты археологами, хранятся в нашем музее. И это огромная коллекция. На экспозиции сейчас можно увидеть знаменитые палеолитические шедевры — сунгирскую лошадку, прорезной диск, костяные копья, практически полный комплект украшений на одежду для первобытного человека. Представлены у нас и реконструкции по черепам, сделанные лабораторией Герасимова. Я уверен, что в нашем музее постоянная экспозиция про Сунгирь должна быть обязательно. Это мировой бренд.

Работает сейчас и интересная временная выставка, посвященная 800-летию Александра Невского. Вообще, мы будем делать акцент на исторических экспозициях. В приоритете — история, археология, культура и белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской эпохи. Потому что, на мой взгляд, эта тема сейчас недостаточно в музее представлена. Роль Владимиро-Суздальского княжества недооценена, а ведь российская государственность берет исток именно в нем. Перефразируя подзаголовок «Повести временных лет», можно сказать, что «оттуда есть пошло государство российское».

— В чем уникальность Владимиро-Суздальского музея-заповедника?

— Наш музей — особенный. Таких больше нет в стране. Потому что остальные музеи-заповедники включают в себя значительно меньше памятников. Здесь же с самого начала хотели собрать всю интересную архитектуру, которая есть во Владимирской области. В советское время заповедник включал практически все музеи Владимирской области. В него входили и музей Юрьев-Польского, и Гороховецкий, и Муромский, и Александровский, и Ковровский.

Сегодня в составе музея 64 памятника архитектуры, среди них здания во Владимире и Суздале, где находятся и кремль, и Спасо-Евфимиев монастырь, и Музей деревянного зодчества. Входит в заповедник и Гусь-Хрустальный с богатой экспозицией хрусталя и стекла, и Муромцево — усадьба Храповицкого в Судогодском районе.

Ну и главная изюминка — в нашем музее собраны памятники древнерусского белокаменного зодчества, которые характерны только для Северо-Восточной Руси. Речь идет о бывшем Владимиро-Суздальском княжестве.

— А разве на северо-западе России нет таких строений?

— Нет, на северо-западе Руси храмы из кирпича. На южной Руси — в Киеве, Чернигове — храмы и другие древнерусские постройки из плинфы (длинный плоский кирпич по образцу древнеримского. — «Культура»), а у нас именно из белого камня, из известняка. Так сложилось в силу соединения византийских и западноевропейских традиций. Крестово-купольные храмы, характерные для Византии, здесь вдруг начали строить из белого камня, используя опыт немецких и северо-итальянских зодчих. Поэтому наши памятники и вошли в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальные культурные явления, которые находятся только здесь.

— Насколько известняк прочный материал?

— К сожалению, это очень непрочный материал, он имеет способность впитывать влагу, выкрашиваться, деформироваться. Требует постоянного контроля и ухода. В частности, резьба на белом камне, которой так знаменит, например, Дмитровский собор и все остальные белокаменные памятники. Поэтому использование таких уникальных зданий налагает на нас большую ответственность. Владимиро-Суздальский музей располагает не просто объектами культурного наследия, но также очень серьезными памятниками архитектуры 800-летней давности.

— Но из такого камня построен и Георгиевский собор в Юрьев-Польском, он сейчас находится в ужасающем состоянии. Можно ли ему как-то помочь?

— Для меня состояние этого собора — личная боль. Нескромно скажу, что я, будучи сенатором, приложил немалые усилия, чтобы ситуация с храмом сдвинулась с мертвой точки. Речь шла о финансировании проекта реставрации. Я очень надеюсь, что начнутся реставрационные работы. Георгиевский собор находится в очень тяжелом состоянии, к сожалению, в гораздо более тяжелом, чем памятники нашего музея.

— К какому музею этот храм относится?

— Георгиевский собор находится в пользовании муниципального музея Юрьев-Польского, как и соседний Михаило-Архангельский монастырь. А средств не хватает. При этом собор давно должен быть в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

— Есть ли планы внести этот храм в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?

— Да, такая работа ведется. Так же как и в отношении исторического центра Гороховца как уникального собрания памятников XVII века.

— Есть ли планы вернуть «эту землю себе», я имею в виду филиалы?

— Меня журналисты об этом часто спрашивают. Но так прямолинейно вопрос не стоит. Мы думаем в этом направлении. Потому что какие-то части бывшего музея-заповедника, конечно, были органичны в его составе, и все-таки существует общественный запрос на это.

— Возвращаясь к началу беседы, когда мы говорили о стоимости билетов, — как обстоит дело с льготами на них?

— Дело в том, что сегодня музей — очень ярко выраженная, говоря советским языком, хозрасчетная организация. Ровно половина бюджета — это то, что дает Минкультуры. И половина — то, что зарабатывает музей. Если представить, что мы перестали зарабатывать, — все, мы рухнем. Поэтому мы вынуждены продавать билеты, для кого-то они будут дорогими, для кого-то — нет. А нам что делать? Коммуналка растет, как вы знаете, регулярно, а музею нужно содержать огромные комплексы. И все равно нам не хватает денег на ту же реставрацию.

Но отвечу на ваш вопрос: льготы у нас есть. Во-первых, для категорий, определенных Министерством культуры. Во-вторых, у нас есть свои льготы, например, для пенсионеров. Один раз в месяц они могут бесплатно посетить музей. Такая же льгота есть для студентов. Дети до 16 лет вообще бесплатно ходят к нам. И, конечно, право бесплатного посещения есть у ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны. За август этого года музей принял 60 тыс. гостей, и 33 тыс. из них были именно льготники.

— Здорово! Это большая цифра. И последний вопрос: опыт работы сенатором пригодился в музее?

— У меня большой послужной список. Я окончил суворовское и высшее военное училища, служил в Вооруженных силах, в Федеральной службе безопасности. Успел поработать и в Минобороны, и в Администрации президента, и в аппарате правительства. Был членом Совета Федерации от Владимирской области. То есть опыт у меня разнообразный. Вот что мне, наверное, действительно помогает — немалый управленческий опыт.

Второе, что помогает, — опыт работы в сфере культуры, потому что в Совфеде я работал в Комитете по науке, образованию и культуре и, будучи зампредседателя комитета, отвечал за культуру и серьезно занимался темой культурного наследия.

И третье обстоятельство — я уроженец Владимирской области, родился и вырос здесь, в Гороховецком районе. Очень люблю свою малую родину, Владимирскую область, Владимир, Суздаль.

Фотографии предоставлены Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Геннадий Петрович Сотников – художник театра и кино, график и живописец. Представитель ленинградской интеллигенции. В 1982 году он вместе с режиссером Андреем Борисовым ставил спектакль «Желанный голубой берег мой…» («Хаарыан хампа күөх кытылым…»). Минималистическая задумка представления – одна лодка в центре – решение Геннадия Петровича. В память о нем и его творчестве в Национальном художественном музее прошла творческая встреча с известными театральными деятелями Якутии, передает ЯСИА.

Рассказ о камне известняк

Слева направо: Саргылана Иванова, Михаил Егоров, Карл Сергучев, Лена Гоголева и Галина Неустроева

С 19 ноября в художественном музее Якутии проходит выставка «Геннадий Сотников. Сценография. Графика. Живопись». В рамках публичной программы с почитателями творчества Геннадия Петровича встретились режиссер-постановщик Карл Сергучев, сценограф Саргылана Иванова, художник-дизайнер Лена Гоголева и художник-сценограф Михаил Егоров. Все они связаны с именем Геннадия Сотникова.

Встречу модерировала куратор выставки Галина Неустроева, главный научный сотрудник НХМ.

Рассказ о жизни человека

Рассказ о камне известняк

Источник фотографии: kino-teatr.ru

Встреча задумывалась, как воспоминание о творчестве Геннадия Сотникова, но вечер прошел в воспоминаниях о жизни человека. Геннадий Петрович для Саргыланы Ивановой, Михаила Егорова, Карла Сергучева и Лены Гоголевой фигура поистине фундаментальная. Для них он больше, чем его творчество – это задушевный друг, верный коллега, мудрый наставник.

«Геннадий Сотников – это тот первый камень, который дал основание тому, чтобы я полюбила якутский театр, театральный Якутск. Свой же родной город, который я не знала.

Для меня Геннадий Петрович никогда не был возрастным человеком. Он – блокадный ленинградский мальчик. Какое-то юношеское, детское даже, у него оставалось до последних дней… внутренняя детская незащищенность.

В последнюю нашу встречу, мы работали над спектаклем «Македонский», он ходил такой довольный, счастливый. Все время «бодрячка» бьет и подмигивает мне. Это был 2006 год. И я вдруг ловлю себя на мысли, что вижу его в последний раз. Так и случилось», – рассказывает Саргылана Иванова.

Жизнь Геннадия Сотникова трагично оборвалась в 2007 году. Друзья и соратники до сих пор оплакивают его.

«Дворянский аристократизм с налетом печали об ушедшей прекрасной эпохе. Ассоциации с обедневшими дворянами: плохо одетые, но при этом у них богатый внутренний мир. Они существуют вне времени и пространства, потому что сами создают это время и пространство. Ведут за собой толпы народа. Такая харизма существовала, которая всех за собой тянула. Уводила в удивительный мир», – отзывается о своем первом впечатлении от встречи с Сотниковым Лена Гоголева.

Харизма художника видна и в его картинах. Благодаря ретроспективной выставке, можно отследить этапы жизни Геннадия Петровича.

Рассказ о камне известняк

Доверчивый, мудрый, простой

«Геннадий Петрович был уникальный преподаватель. Общаться с ним, действительно, большое счастье. Это поток энергии. С умным, мудрым человеком общаться… это всегда запоминается на всю жизнь», – говорит Галина Неустроева.

«Как только видишь Сотникова, сразу появляется уважение. Вроде бы он человек с виду достаточно простой. Одевался очень демократично. Профессора института в нем не было видно. Но, когда начинаешь общаться, ты понимаешь, что это человек каких-то безграничных знаний. Вот как Google нажимаешь, так и у него с каждым вопросом внутри открывалась ссылка», – вспоминает Михаил Егоров, единственный студент Геннадия Петровича из Якутии, который учился в его мастерской в Санкт-Петербурге на протяжении 5 лет.

Все гости встречи с теплом вспоминают детскую непосредственность, широкий кругозор Геннадия Сотникова. Несмотря на то, что не все они были студентами художника, он каждого чему-то научил.

Рассказ о камне известнякКрасной нитью в рассказах проходит особая культура отношения Геннадия Петровича к людям.

«Он страшно доверял людям, и он страшно любил людей. Безграничная любовь. У него было умение восторгаться людьми», – делится Карл Сергучев и зачитывает воспоминание Юрия М., вулканолога из Камчатки, с которым Геннадий Петрович ходил в геологические походы (на выставке представлены картины с этих походов):

…Он был бесконечно обаятелен, оригинален и самобытен в своем отношении к жизни, к людям, к природе и к вещам. Внешне, на первый взгляд, он был невзрачным. Застенчив, молчалив, но с железным характером, в котором были и милые слабости, странности, увлечения, любовь к почти непрерывному рисованию, к старым вещам, к зеленому змию, к путешествию, к друзьям, к лошадям, к центрально-азиатским пустыням, к представителям монголоидной расы и к отлично пошитым и славно сидящим брюкам…

Выставка «Геннадий Сотников. Сценография. Графика. Живопись» будет работать до 15 января 2022 года в основном здании Национального художественного музея (в связи с реконструкцией фасада здания вход со двора).

Полная запись встречи в скором времени будет опубликована на youtube-канале НХМ.

  • Рассказ о капитане копейкине
  • Рассказ о камне кварц
  • Рассказ о калининграде на английском языке
  • Рассказ о календарном празднике
  • Рассказ о кактусе 3 класс по окружающему миру небольшой