Рассказ о каком нибудь слове

Итоговая работа по учебнику баранова, ладыженской составлена в 2 вариантах. содержит тестовую часть и творческую работу.а1. в каком слове верно

Итоговая работа по учебнику Баранова, Ладыженской составлена в 2 вариантах. Содержит тестовую часть и творческую работу.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звонЯт
2) красивЕе
3) килОметр
4) нАчала

А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) самый лучший;
2) трое дочерей;
3) скучает о вас;
4) тремястами рублями.

А3. В каком предложении употреблен архаизм?

1) В Вологодской губернии пчелу называли «медуница», кнут — «витель», зеркальце — «глядильце».
2) Добрый швец с запасом шьёт.
3) Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чём-то ду-мал.
4) В новом доме был и подземный паркинг, и централизованная охрана.

Прочитайте текст и выполните задания А4—А8.

(1) … (2) Он весь красно-бурый, покрыт серым налётом.(3) По бокам брюшка — яркие треугольные пятна. (4)Конец брюшка сильно вытянут и напоминает хвостик.

(5)Майский жук обгрызает листья деревьев. (6)Но еще опаснее личинка майского жука. (7)Она очень прожорлива. (8)…люди уничтожают майских жуков.

А4. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) В саду мы увидели майских жуков.
2) Среди многочисленных насекомых есть особенно вредные.
3) Впервые майского жука мне показал мой брат.
4) Майский жук — опасный вредитель.

А5. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в восьмом предложении текста?

1) Зато;
2) Поэтому;
3) Даже;
4) Наоборот.

А6. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (части предложения) текста?

1) личинка опаснее;
2) обгрызает листья;
3) конец вытянут;
4) напоминает хвостик.

А7. Укажите верную морфологическую характеристику слова весь (предложение 2).

1) числительное;
2) наречие;
3) местоимение;
4) союз.

А8. Укажите значение слова налёт (предложение 2).

1) Внезапное появление;
2) Стремительное нападение;
3) Нападение с целью грабежа;
4) Тонкий слой чего-нибудь на поверхности.

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В этот безветре(1)ый день осе(2)ий холод ласково и кротко крадётся лисой к овся(3)ому двору.

1) 1, 2
2) 1, 3
3) 1, 2, 3
4) 2, 3

А10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р_птать, тв_рдеть, к_лорит;
2) угн_тение, щ_дить, хл_потливый;
3) в_рсистый, _птека, зам_рать;
4) пр_дильный, скр_пление, вн_мание.

А11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_озёрный, пр_ломление, пр_шелец;
2) над_язычный, четырех_ярусный, зав_южить;
3) бе_вкусица, и_бежать, во_вестить;
4) по_пись, о_правка, на_кусить.

А12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква E?

1) крикн_те еще раз, вы перепиш_те;
2) клевещ_т враги, дыш_т свободно;
3) кача_шь ногой, реж_т заготовку;
4) обид_л нечаянно, гон_т прочь.

А13. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)дисциплинированность Павлова мешала всем.
2) За прямоту соседки (не)долюбливали мою бабушку.
3) Заспанное лицо его было (не)злое, а скорее доброе.
4) (Не)настная погода всем уже порядком надоела.

А14. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?

А. Стриж_шь
Б. Алыч_вый
В. Ключ_м
Г. Деш_вый

1) А, Б, Г
2) А, Б
3) А, В, Г
4) А, Г

А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Брат н(1)кому н(2) в чём н(3) мог отказать, и н(4)которые люди злоупотребляли этим.

1) 1,2,3;
2) 1,2,3,4;
3) 1,3;
4) 1,2

А16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Я стал читать ( )и во мне пробудилась охота к литературе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Доброе начало — половина дела.

1) После обобщающего слова перед однородными членами предложения.
2) Между однородными членами предложения
3) Между подлежащим и сказуемым
4) Между частями сложного предложения

А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (Кое)как я добрался до железно(дорожного) вокзала.
2) Красновато(коричневые) листья падали на меня (с)верху.
3) Когда(нибудь) и у меня будет такое бело(снежное) платье.
4) (В)низу, у болота, иногда видны были длинно(ногие) журавли.

А19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки пре-пинания не расставлены.)

1) Комната была небольшой но уютной и хорошо обставленной.
2) Не случилось бы вьюги назавтра или ночью.
3) Ни шуток ни смеха ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми.
4) Я листья считал на дереве и ночью в глухом пруду пытался поймать звезду.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ты (1) поведай мне (2) добрый молодец (3) ты (4) какого роду-племени (5) каким именем прозываешься?

1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2, 3, 5
4) 3, 5

Прочитайте текст и выполните задания А20—А22; В1—В5; С1.

Зимний лес

(1)Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. (2)Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.

(3)Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, ве-точки черники. (6)Всё ещё зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.

(7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьётся след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов ис-пятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок.

(12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе! (ПоД.Зуеву)

А21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Зимний лес очень красив.
2) Зимой жизнь в лесу замирает.
3) По снегу можно узнать о событиях зимнего леса.
4) Снег украшает деревья в лесу.

А22. Какой тип речи представлен в тексте?

1) Повествование;
2) Описание;
3) Рассуждение;
4) Все типы речи.

А23. Укажите предложение, в котором используются антонимы:

1) 2
2) 3
3) 5
4) 12.

Часть 2.

В1. Укажите способ образования слова ХИЩНИЦА (предложение 11).

В2. Из предложений 3-6 выпишите качественные прилагательные

В3. Среди предложений 1- 4 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В4. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения

В5. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматрива-ются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Зимний лес красив и полон жизни, и поэтому автор многое здесь наделяет человечески-ми качествами, используя ___________ (предложения 1-3). Показывая красоту снега, Зуев употребляет ________ (предложение 12). Подытоживая описание зимнего леса, автор не может удержаться от восхищения и выражает его с помощью __________ (предложение 13).

Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) олицетворение
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) эпитет

Часть 3

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочи-нение-описание по аналогии «Осенний лес» («Весенний лес», «Летом в лесу»)

Ответы

1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 2
6. 1
7. 3
8. 4
9. 1
10. 2
11. 3
12. 3
13. 3
14. 4
15. 4
16. 3
17. 3
18. 4
19. 1
20. 3
21. 2
22. 2
23. 4

Часть 2

1 — Суффиксальный
2 — Глубок, круглые
3 — 3
4 — 8
5 — 2,4,3.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.08.59

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.12

 произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.

2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.

Синонимы: светило.

Антонимы: —

Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)

4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).

5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.

6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.28

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Распространенная растительность зелённого цвета.

2. Однокоренные слова: травинка, травушка.

Синонимы: газон.

Антонимы: —

Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)

4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).

5. Пословица. Худую траву с поля вон.

6. Загадка. Весной появляется,

А зимой скрывается. Что это?

7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.43

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.

2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.

Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: — враг, недруг.

Фразеологизм: Друг ситный.

4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).

5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.

6. Загадка. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.55

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Одно из трёх состояний воды.

2. Холодная, замёрзшая вода.

2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)

4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

7. Предложение. Над землёй мороз.

Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.06

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

Синонимы: — село, хутор.

Антонимы: —

Фразеологизм: Потемкинская деревня  ( обман с явной целью приукрасить положение). 

4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Город царство,

А деревня рай.

7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.16

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..

2. Однокоренные слова: летний.

Синонимы: — сезон.

Антонимы: — зима.

Фразеологизм: Бабье лето  ( тёплые, солнечные дни в конце сентября). 

4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).

5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.

6. Загадка. Солнцем озеро согрето,

Всех зовёт купаться лето.

7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.47

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Домашнее животное семейства псовых.

2. О злом, грубом человеке.

2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.

Синонимы: пёс.

Антонимы: —

Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).

4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).

5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.

6. Загадка. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

Весь день мастерил и – Ура!

Готова собачке моей конура.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.58

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.

Синонимы: человечный, душевный, благой.

Антонимы: — зло.

Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.

4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).

5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.

6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.

7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.11

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..

2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.

Синонимы: — влага.

Антонимы: — сушу.

Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)

4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).

5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..

6. Загадка. На дворе переполох:

С неба сыпется горох.

7. Предложение. И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.27

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.

2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.

Синонимы: — лань, косуля, козуля.

Антонимы: —

Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)

4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).

5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.

6. Загадка. Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших

стрехнёт! (В. Набоков)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.38

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.

2. Однокоренные слова: жаркий.

Синонимы: — зной, пекло.

Антонимы: — холод, мороз

Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)

4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).

5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.

6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.

Набегались, конечно вволю.

К тому же, наш футбольный мяч,

Вдруг стал, как Колобок, горяч.

Уже – двенадцать, в тень пора,

На солнце страшная … .

7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.50

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)

4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).

5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

7. Предложение. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.03

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — трус.

Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)

4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).

5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.

6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.

Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.

7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.15

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осенний.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — весна.

Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)

4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).

5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.

6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.25

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Большая радость.

2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.

Синонимы: — радость, удача.

Антонимы: — несчастье, горе.

Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )

4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).

5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!

6. Загадка. Пусть на улице ненастье,

Побыть с родными – это … .

7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,

И всем дано его знать.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.39

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Поленья для топки.

2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)

4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).

5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.

6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, облизали кирпичи.

7. Предложение. Для него люди – как дрова.

(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.49

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.

Синонимы: — приятельство.

Антонимы: — вражда.

Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).

5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.

7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

Рассказ о каком нибудь слове

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Рассказ о каком нибудь слове

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Рассказ о каком нибудь слове

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Рассказ о каком нибудь слове

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Рассказ о каком нибудь слове

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Рассказ о каком нибудь слове

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Рассказ о каком нибудь слове

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Рассказ о каком нибудь слове

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Рассказ о каком нибудь слове

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Рассказ о каком нибудь слове

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Рассказ о каком нибудь слове

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Рассказ о каком нибудь слове

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Рассказ о каком нибудь слове

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Рассказ о каком нибудь слове

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Рассказ о каком нибудь слове

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

Рассказ о каком нибудь слове

А вот так с другой.

Рассказ о каком нибудь слове

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

Рассказ о каком нибудь слове

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Рассказ о каком нибудь слове

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

Рассказ о каком нибудь слове

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Рассказ о каком нибудь слове

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

Рассказ о каком нибудь слове

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Рассказ о каком нибудь слове

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Рассказ о каком нибудь слове

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Рассказ о каком нибудь слове

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Рассказ о каком нибудь слове

Слева от картинки блок с пословицей.

Рассказ о каком нибудь слове

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Рассказ о каком нибудь слове

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

Рассказ о каком нибудь слове

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Рассказ о каком нибудь слове

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Рассказ о каком нибудь слове

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Рассказ о каком нибудь слове

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Рассказ о каком нибудь слове

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

Рассказ о каком нибудь слове

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Рассказ о каком нибудь слове

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

Рассказ о каком нибудь слове

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Рассказ о каком нибудь слове

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Рассказ о каком нибудь слове

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Рассказ о каком нибудь слове

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Рассказ о каком нибудь слове

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Рассказ о каком нибудь слове

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Рассказ о каком нибудь слове

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Рассказ о каком нибудь слове

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Здравствуйте, дорогие читатели и участники
«Клуба почемучек»! В сегодняшнем выпуске Клуба я буду отвечать на вопрос мамы Дарьи и ее сыночка: «Почему слова так называются?«

Наверное, любая мама не один раз отвечала на вопросы о происхождении слов: «Почему стол называется «стол»?»,  «Почему апельсин это «апельсин»?», «Почему синица называется «синицей», она же не синяя, а желтая?» и еще множество подобных.

На какие-то вопросы ответить легко. Например, синица названа «синицей» не из-за своей окраски, а потому что поет «синь-синь-синь». Чтобы ответить на другие, надо заглянуть в этимологический словарь. «Апельсин» как и сам фрукт попал  нам из Голландии.  Голландские купцы, в свою очередь, везли его из Китая. И называли «appelsien», что в буквальном переводе значит «яблоко китайское»(из «Школьного этимологического словаря русского языка»). Но вот со словом «стол» все гораздо сложнее. Даже в самом авторитетном этимологическом словаре Макса Фасмера мы увидим лишь только указание, что русское слово «стол» восходит к праславянской форме  *stolъ. То есть, и в глубокой древности это слово звучало практически так же, как и сейчас. Но как произошло это самое праславянское слово
*stolъ
? Откуда взялись самые первые слова, к которым восходят все существующие ныне?

Чтобы понять это, нам надо проделать путь назад, к самому началу возникновения языка у человека. С помощью методов этимологии (науки о происхождении слов) и глоттогонии (науки о  эволюции языка) ученые могут проследить историю тех или иных слов и языков. Например, наш русский язык, как и родственные ему украинский и белорусский языки, произошел от древнерусского (восточнославянского). А тот произошел от праславянского языка (который восстановили ученые путем сравнения славянских языков). Праславянский язык же выделился из индоевропейского языка, общего предка не только славянского, но и многих других языков: английского, французского, итальянского, испанского, немецкого, греческого, армянского и многих других языков. Ученые могут восстановить индоевропейские корни многих наших слов. Например, русское слово «сын». По английски  — son, по голландски  — zoon, по немецки — Sohn, по шведски — son, по литовски — sunus. Правда, очень похоже? Все эти слова восходят к общему источнику: древнеиндийскому глаголу sūуаtē, savati, что означает «рождает», «производит». 

Но ученые смогли проникнуть еще дальше в глубину веков и узнать, что индоевропейский язык произошел от праиндоевропейского (его в разных классификациях называют по-разному: афроевразийский, западно-ностратический), который существовал около 10 тысяч лет назад. Это время называется каменный век. А это значит, что люди в те времена использовали каменное орудие. Они только-только перешли к оседлой жизни (жизни на одном месте), только-только научились делать керамику. И совсем еще не умели писать. Поэтому ничего об их языке мы не знаем. Но сравнивая существующие сейчас языки между собой, зная, за какое время в среднем один звук языка трансформируется в другой, ученые могут реконструировать этот древний язык. Не так, что на нем можно говорить, но так, чтобы понять его строй, его фонетическую систему.

А самое удивительное, что ученые с помощью компьютерного анализа смогли восстановить несколько самых древних слов в человеческом языке. Эти слова пришли к нам из еще более далекого времени — конца Ледникового периода, около 15 тыс. лет назад! Они обозначают понятия: «ты», «я», «нет», «тот», «мы», «дать», «кто», «этот», «что», «мужчина», «вы», «старый», «мать», «слышать», «рука», «огонь», «тянуть», «черный», «течь», «лай», «зола», «червь», «плевать». На основе таких реконструкций некоторые ученые выдвигают гипотезу о существовании в глубокой древности общей языковой группы. Этот гипотетический язык назвали ностратическим. А еще далее в глубь времен прослеживается его предок —  праностратический язык.

происхождение русского языка

Так значит все слова всех языков мира произошли от какого-то одного пра-пра-пра языка? На этот счет у ученых нет согласия. Мнения разделились. Одни считают, что у всех языков есть общий предок. 

Посмотрите на это дерево  языков. Оно составлено ученым-лингвистом А.Ю.Милитаревым, «Знание-сила», март 1989  (картинка кликабельная — при щелчке по ней она увеличится). По нему можно проследить историю всех-всех языков мира. Хочу обратить ваше внимание, что это только один из множества вариантов классификации, поэтому данные хронологии и реконструкция состава древних языковых групп может отличаться от других источников.

дерево языков
Дерево языков.Составлено А.Ю.Милитаревым

Другие ученые думают, что разные группы языков возникли независимо в разных местах земного шара.

Но может быть, ученые знают, как возникли слова? К сожалению, и этого однозначно сказать нельзя. Существует несколько теорий. Самые распространенные две из них. Теория «фюсей» («по природе») считает, что слова возникли из каких-то естественных звуков и шумов или звукоподражания. Рычания, воя, мычания, вскриков. Теория «тесей» («по установлению») говорит о том, что слова возникли по договоренности людей называть ту или иную вещь именно этими звуками. Но доказать, какая теория верна, совершенно невозможно.

Кроме того, очень сложно определить момент, когда именно возник язык и первые слова. Ведь всем известны примеры того, что животные тоже общаются между собой на своем «зверином» языке. Не только обезьяны, которые при обучении их языку жестов демонстрируют речь на уровне четырехлетнего ребенка. Самые примитивные «слова» есть у многих зверей: между собою разговаривают дельфины и слоны, вороны и муравьи. А «танец» пчел? Это ведь тоже язык, с помощью которого они рассказывают своим сестрам, куда лететь за медом. 

Если у вас есть возможность, понаблюдайте вместе с ребенком за каким-нибудь животным и попытайтесь составить словарь, переводящий его «речь» на русский язык. Например, мы с дочкой собирали «слова» из языка нашего домашнего кота Стёпки.

«Р-р-р-р» (мурлыканье) — «Мне приятно»

«Мр-р-р?» (именно так, вопросительно) — «Что случилось?»

«Мя-я-я!» (противным голосом) — «Дай есть!»

«Вау-у-у-вау-у-у» — «Мне тоскливо, что-то меня беспокоит»

Шипение — «Я сейчас укушу!»

«Мя» — все остальные слова.

кот
У котов тоже есть свой кошачий язык

Так что же, мы так и не узнаем, как возникают слова? Как возникли первые слова, боюсь, что не узнаем.  Но ведь слова не возникли когда-то давно и с тех пор существуют в неизменном виде. Они рождаются, развиваются и умирают так же, как и все на свете.  И мы можем сами прямо сейчас создать новое слово.
 И сами понаблюдать, как оно возникает. Вот придумал конструктор машину, которая работает не на бензине, а на морковных хвостиках. Каким словом ее назвать? Можно составить новое слово из уже известных старых слов. Например, морковь+автомобиль=морковкомобиль. Можно назвать ее звукоподражанием, например, «прррр». А можно придумать совсем новое слово, которого раньше в языке не было. Попросите малыша сделать это.

А как он назовет обнаруженный на амазонке новый вид птиц с красивым желтым хохолком? А лекарство от капризов? А то чувство, которое испытываешь утром, когда просыпаешься и вспоминаешь, что родители обещали сегодня повести тебя в зоопарк? 

Вот сколько новых слов мы можем придумать! Если слова получатся удачными, мама скажет их своим знакомым, и им тоже захочется их использовать. А от знакомых эти слова узнают их знакомые. И скоро весь город выучит новые слова. Их запишут в словарь. И русский язык станет богаче еще на несколько слов.

Игр с придумыванием новых слов очень много. О некоторых я уже писала. Например, «Кентавр». Когда надо придумать название гибриду двух зверей тигр+жираф=тиграф или наоборот, угадать по составному слову от каких зверей оно произошло. Еще одна известная игра — переворачивать все слова задом наперед. «Стол» превратится в Лотс», а «мама» — в «амам».

А детям постарше можно предложить составлять анаграммы — новые слова из букв уже существующих
(«корова» — «вокора»)
или, наоборот, по анаграмме восстановить исходное слово.
Но дети и без специальных игр на первых годах жизни придумывают огромное количество слов. Вспомните, какие забавные словечки говорил ваш малыш. Например, когда-то мой маленький сын придумал вместо вопросов «зачем» и «почему?» спрашивать одним словом: «започему?».
А дочка говорила вместо «куриного окорочка» — «окурачок». Или использовала собственное слово «зверюжина» (в смысле «страшный зверь»). Остальные наши «говорилки» можно посмотреть по ярлыку «говорят дети». Если вы тоже ведете подобные записи, то почитайте их ребенку — дети любят такое развлечение :) Может, какие-то из этих слов вы употребляете до сих пор? Если это так, то слова, придуманные вашим ребенком, уже стали полноценными словами, хотя бы в пределах вашей семьи.

Чтобы я ответила и на ваши вопросы, присылайте их мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой «Клуб почемучек». Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, публиковался на них ответ или нет, будут участвовать в розыгрыше приза, который состоится в первую пятницу осени, 6 сентября. Подробности о нем я сообщу позднее.
Архив прошлых выпусков «Клуба почемучек» можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Другие развивающие занятия по истории вещей и понятий вы найдете здесь: 
Почему шахматные фигуры так называются,  Почему люди говорят на разных языках,  Кто из живых существ первым полетел в космос,  Почему буква «А» называется буквой «А», 
Как определить размер обуви, 
 Как люди научились печь хлеб, Где находится Край Света, Почему мальчики носят брюки, а девочки юбки, Игры в историю — Инструменты для письма, Игры в историю — Древняя Греция, 
История игральных карт 
 

Материалы по теме:

Глоттогония. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
Прамировой язык (http://ru.wikipedia.org/wiki/Прамировой_язык)
Откупщиков Ю.В.
К истокам слова.
-СПб.:  Азбука-классика, 2008.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М., 1996.
Успенский Л. Слово о словах. -Л: Детская литература, 1971.
Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка. — М. Детская литература, 1984.
23 самых древних слов человечества. Мир фактов (http://mirfactov.com/23-samyih-drevnih-slova-chelovechestva/)

Ïîðòðåò ðåáåíêà

Ðàññêàç Øàðëÿ Ôëîð Î’Ñêîðð.

   Åãî çâàëè Æàê, åå — Æàííà. Â äåíü ñâàäüáû åìó áûëî 25 ëåò, åé — 19, è îíè îáîæàëè äðóã äðóãà.

   Ïî âîñêðåñåíüÿì, êîãäà îíè õîäèëè ãóëÿòü íà áåðåã Ìåäîíà èëè â Øàâèëüñêèé ëåñ, ñðåäè ñåëüñêîé òèøèíû ìåæäó óñûïàííûìè âåñåííèìè öâåòàìè êóñòàðíèêàìè, îíè êàçàëèñü äâóìÿ âëþáëåííûìè èç ñòàðèííîé áàëëàäû.

   Îíè øëè â îïüÿíåíèè; îí, íåæíûé ïîêðîâèòåëü, èçëèâàÿ ñâîþ äóøó â ëþáîâíîé áîëòîâíå, îíà, ëþáÿùàÿ è ïîêîðíàÿ, ñ íåñîêðóøèìîé âåðîé â åãî ïðèâÿçàííîñòü.

   Â òå÷åíèå íåäåëè îíè óñåðäíî ðàáîòàëè. Æàê ñ ðàññâåòîì îòïðàâëÿëñÿ â ìàñòåðñêóþ, ãäå îí áîäðî òðóäèëñÿ ñðåäè ãðîõîòà ìîëîòîâ, â óäóøëèâîé àòìîñôåðå êóçíèöû. Æàííà îñòàâàëàñü äîìà, ïî öåëûì ÷àñàì ñîçäàâàÿ ìàëåíüêèå øëÿïêè, êîòîðûì åå èñêóñíûå ïàëüöû ïàðèæàíêè ïðèäàâàëè îñîáîå èçÿùåñòâî. Âå÷åðîì, âîçâðàòÿñü äîìîé, Æàê íåæíî áðàë â ñâîè ãðóáûå ðóêè áåëîêóðóþ ãîëîâêó Æàííû è êðåïêî öåëîâàë åå â ãëàçà.

   ×åðåç ãîä èõ çåìíîé ðàé áûë ïîëîí. Ìàëåíüêèé àíãåë ïðèíåñ èì áëàãîñëîâåíèå íåáåñ.

   Ñòîèëî ïîñìîòðåòü, êàê çà íèì óõàæèâàëè ìîëîäûå ðîäèòåëè. — «Îí òàêîé ìèëàøêà,» — ãîâîðèë îòåö — «îí òàêîé óìíûé» — ãîâîðèëà ìàòü. Ñëîâîì, íàñòîÿùèé õåðóâèì, è ïðåäñòàâüòå ñåáå, øåñòè ìåñÿöåâ îí óìåë òàê ñìîòðåòü íà îòöà, ÷òî ñåé÷àñ áûëî âèäíî íåîáûêíîâåííîãî ðåáåíêà. Òî÷íî âçðîñëûé. Æàííà óòâåðæäàëà, ÷òî îí êàê äâå-êàïëè âîäû ïîõîäèò íà îòöà, íîñ è ãëàçà áûëè âûëèòûå îòöîâñêèå. Æàê âîçðàæàë. Ñíà÷àëà âñå äåòè ïîõîæè îäèí íà äðóãîãî. Ïîñëå óâèäèì. Îäíàêî, åìó êàçàëîñü, ÷òî áóòóç ñêîðåå ïîõîæ íà ìàòü. Òàêîâî áûëî åãî ìíåíèå. Îòñþäà áåñêîíå÷íûå ñïîðû. Ýòî áûëî ïðåìèëî.

   Ðåáåíîê ðîñ ñðåäè ýòîãî ñ÷àñòüÿ. Òðóäíî ñêàçàòü, íà êîãî îí ïîõîäèë, íî âî âñÿêîì ñëó÷àå îí áûë ïðåëåñòåí. Æàííà ãîðäèëàñü èì, è âåëè÷åñòâåííî íàçûâàëà åãî «ìîé ñûí». Æàê óëûáàëñÿ, ãëÿäÿ, êàê õîäèò ìàëü÷óãàí.

   Îäíàæäû åãî ðåøèëè ñâåñòè ê ôîòîãðàôó è çàêàçàòü åãî ïîðòðåò, õîòü îí è äîðîãî áóäåò ñòîèòü. Ðåáåíîê ïîçèðîâàë ñ óìîðèòåëüíîé âàæíîñòüþ. Åãî ïîñàäèëè íà ïîäóøêó â ãëóáèíó êðåñëà, â ïðàçäíè÷íîì ïëàòüå, ñ íåïîêðûòîé ãîëîâîé. Îáúåêòèâ ôîòîãðàôà ïîêàçàëñÿ åìó î÷åíü âíóøèòåëüíûì, íî âî âðåìÿ ñíèìêè åìó ïîêàçàëè õîðîøåíüêóþ êàðòèíêó. Âíèìàòåëüíûé è îæèâëåííûé, ðåáåíîê êàçàëñÿ ïðåìèëûì.

   Ïîðòðåò áûë âñòàâëåí â ïðîñòóþ ðàìó, ñ íàðèñîâàííûìè êðóãîì öâåòàìè, è ïîâåøåí íàä êàìèíîì â ñïàëüíîé. Åãî ïîêàçûâàëè âñåì ðîäíûì è ñîñåäÿì.

   Ðàç âå÷åðîì, êîãäà Æàííà óêëàäûâàëà ìàëü÷èêà ñïàòü, îí çàêàøëÿëñÿ. Íà äðóãîå óòðî îí êàøëÿë ñèëüíåå, è Æàííà çàìåòèëà áëåäíîñòü íà åãî ùåêàõ. Ñäåëàëè íàñòîé èç òðàâ, íî êàøåëü íå óíèìàëñÿ. Æàííà ñõîäèëà ñ óìà, Æàê áûë ìðà÷åí. Âðà÷ äëÿ áåäíûõ íè÷åãî íå ïîìîã. Áåäíîå ìàëåíüêîå ñóùåñòâî óìåðëî, çàäóøåííîå êðóïîì ïîñëå âîñüìèäíåâíûõ íåìûõ, òÿæêèõ ñòðàäàíèé, âûïàäàþùèõ íà äîëþ äåòåé. Æàííà è Æàê âñþ íî÷ü ïðîïëàêàëè íàä õîëîäíûì, ïîñèíåëûì òðóïîì èõ óëåòåâøåãî àíãåëà. Ïðèøëè ëþäè â ÷åðíûõ îäåæäàõ, âçÿëè ðåáåíêà, çàêîëîòèëè åãî ãðîá è îòíåñëè íà êëàäáèùå. Âîçâðàòÿñü äîìîé ïîñëå ïîõîðîí, Æàê è Æàííà ïîñìîòðåëè äðóã íà äðóãà è ïðèíÿëèñü ïëàêàòü, íå áóäó÷è â ñîñòîÿíèè îáìåíÿòüñÿ ñëîâîì. Ñ ýòîãî äíÿ ìåæäó ñóïðóãàìè ïîðâàëàñü ñâÿçü ïðîøëîãî. Òÿæåëîå ìîë÷àíèå òÿãîòåëî íàä äîìîì. Íè ïðîáëåñêà ïðåæíåãî âåñåëüÿ. Âå÷åðîì íå ñòàëî áîëüøå ïîöåëóåâ.

   Ê òîìó æå, Æàê âîçâðàùàëñÿ òåïåðü ÷àñòî ïîçäíî, ÷òî ðàçäðàæàëî Æàííó. Ðàçâå ìîæíî ïðèõîäèòü äîìîé â òàêèå ÷àñû? Ïðîøó ïîêîðíî, êàê ñìååò îí çàñòàâëÿòü åå æäàòü ïî äâà è ïî òðè ÷àñà ñ îáåäîì íà ïëèòå? Èëè îí ñ÷èòàåò åå çà ñëóæàíêó? Òàê áû è ñêàçàë ñíà÷àëà, ïî êðàéíåé ìåðå îíà çíàëà áû, ÷òî äåëàòü. À ïîêà îíà æäåò, îí èçâîëèò çàáàâëÿòüñÿ â ïîãðåáêå ñ ïðèÿòåëÿìè. È êàêèå ïðèÿòåëè! Äàæå ãîâîðèòü î íèõ íå ñòîèò, òàêàÿ äðÿíü!

   È Æàê áûë íå ëþáåçíåå Æàííû. Ïðåæäå âñåãî, íåëüçÿ ñ íèì îáðàùàòüñÿ êàê ñ êàêèì-íèáóäü ïðîñòîôèëåé, äóäêè! Òàêèå øòóêè ïóñòü îñòàþòñÿ äëÿ äðóãèõ. À ïîòîì, ÷òî çà ðàäîñòü âîçâðàùàòüñÿ äîìîé, ê æåíå, ó êîòîðîé íèêîãäà íåò íè îäíîãî ïðèâåòëèâîãî ñëîâà äëÿ íåãî! Íå÷åãî ñêàçàòü, âåñåëûé äîì! Åñëè áû îí ýòî ïðåäâèäåë! Íî, âïðî÷åì, òàê ïðîäîëæàòüñÿ äîëãî íå ìîæåò, åìó ýòî âñå ïî ãîðëî íàäîåëî. Æàííà íå ìîæåò äîæèäàòüñÿ! Âäðóã ñäåëàëàñü áàðûíåé, òåïåðü-òî? Ñëîâîì, îí òåðÿë òåðïåíèå!

   Îäíàæäû âå÷åðîì, ïîñëå îæèâëåííûõ ïðåðåêàíèé, ðàçûãðàëàñü äðàìà.  îòâåò íà ðåçêèå ñëîâà Æàííû, Æàê ïîäîøåë ê íåé êðàñíûé îò ãíåâà, ñ ïîäíÿòîé ðóêîé. Æàííà ïîáëåäíåëà, êàê ïîëîòíî, íî íå äâèíóëàñü ñ ìåñòà. Ïðîøëà ìèíóòà îæèäàíèÿ è âûçîâà; íàêîíåö, Æàííà çàãîâîðèëà:

   — Ñëóøàé, Æàê, ìíå îïðîòèâåëà òàêàÿ æèçíü. Ñåãîäíÿ òû åùå ïîáîÿëñÿ, íî çàâòðà òû íà÷íåøü áèòü ìåíÿ. Ëó÷øå ïðåêðàòèòü âñå ðàçîì è ðàññòàòüñÿ òåïåðü æå!

   — Ðàññòàíåìñÿ, âñå ðàâíî ýòèì êîí÷èòñÿ. Âèäèøü ëè, Æàííà, ÿ íå çîë, è òû äîáðàÿ æåíà, íî ìû íå ìîæåì æèòü âìåñòå, ýòî íåâîçìîæíî è íåâûíîñèìî. Âîçüìè âñå, ÷òî õî÷åøü, è èäè ê òâîåé ìàòåðè. Åñëè ÿ òåáå ïîíàäîáëþñü, òû âñåãäà íàéäåøü ìåíÿ ãîòîâûì ïîìî÷ü òåáå.

   Îíè ãîâîðèëè óæå áåç ãíåâà. Ðåøèìîñòü ðàññòàòüñÿ îáëåã÷èëà è óñïîêîèëà èõ. Æàê ñåë â óãëó, ñëåäÿ ãëàçàìè çà æåíîé, õîäèâøåé ïî êîìíàòàì è óêëàäûâàâøåé êîå-êàê â áîëüøîé ñóíäóê ñâîè ñêðîìíûå ïëàòüÿ, áåëüå, øëÿïû è âñå âåùè, öåíèìûå åþ. Îíè íå îáìåíÿëèñü íè ñëîâîì, íå ñäåëàëè íè îäíîãî äâèæåíèÿ. Îíè ðàçìûøëÿëè.

   Âäðóã Æàê óâèäàë, ÷òî Æàííà ñíèìàåò ñî ñòåíû ïîðòðåò óìåðøåãî ðåáåíêà.

   — Ïîäîæäè ìèíóòêó! — âñêðè÷àë îí. —Ïîðòðåò ìîé, ÿ íå îòäàì åãî. Ïðîøó, ïîâåñü åãî ñíîâà íà ìåñòî.

   — Òû õî÷åøü îòíÿòü åãî ó ìåíÿ?

   Æàííà ìãíîâåííî ïðåâðàòèëàñü â Ãîðãîíó.

   Îíà áûëà åùå áëåäíåå, ÷åì êîãäà íàä ãîëîâîé åå ïîäíÿëàñü òÿæåëàÿ ðóêà êóçíåöà. Íî âíåçàïíî åå ëèöî ïðèíÿëî äðóãîå âûðàæåíèå, îíà ñìèðåííî, óìîëÿþùå ïîñìîòðåëà íà ìóæà.

   — Ïðîøó òåáÿ, ïîçâîëü ìíå âçÿòü åãî. Îòäàé ìíå åãî, Æàê.  ìîåé æèçíè òîëüêî è áûëî ñ÷àñòüÿ, ÷òî ðåáåíîê. Âåäü ÿ — åãî ìàòü. ß åãî íîñèëà, ÿ åãî êîðìèëà, ÿ óõàæèâàëà çà íèì. ß öåëîâàëà åãî è áûëà ñ÷àñòëèâà. Áåäíûé, áåäíûé ìàëþòî÷êà! Îí áûë òàêîé õîðîøåíüêèé! Óòðîì, ïðîñíóâøèñü, ÿ áûâàëî õîäèëà òèõîíüêî ñìîòðåòü, êàê îí ñïàë â ñâîåé ïîñòåëüêå. Îí áûë òàêîé ðîçîâåíüêèé è äûøàë åäâà ñëûøíî. Åãî ìàëåíüêàÿ òîëñòåíüêàÿ íîæêà èíîãäà âûáèâàëàñü èç-ïîä îäåÿëà. Î! ìîé óìåðøèé ìàëþòêà! Æàê, òû âåäü îòäàøü ìíå ïîðòðåò? Ìîæíî ññîðèòüñÿ, ìó÷èòü äðóã äðóãà, íî íåëüçÿ áûòü ÷óäîâèùåì. Ïîðòðåò ìîé. Ïîìíèøü, êîãäà åãî ñíèìàëè, íàø ñûí ñìîòðåë íà êàðòèíêó. Ïîãëÿäè-êà: ìîæíî ïîäóìàòü, îí âèäèò ìåíÿ òåïåðü…

   Æàê ïëàêàë. Íàêëîíèâøèñü íàä ïîðòðåòîì, îí ïðèñòàëüíî, ìîë÷à âñìàòðèâàëñÿ â íåãî. Ãîëîâà Æàííû ïðèêàñàëàñü ê åãî âîëîñàì. Îíà õîòåëà ñíîâà ïîâòîðèòü ñâîè ìîëüáû, íî êóçíåö òèõîíüêî çàæàë åé ðîò.

   — Åñëè ÿ íå îòäàì åãî, ÷òî òû ñäåëàåøü?

   — ß íå óéäó!

   — Íó, òàê ÿ îñòàâëÿþ åãî çäåñü.

   È, âèäÿ åå èçóìëåíèå, îí ñ ïðåæíåé íåæíîñòüþ ïðèâëåê åå â ñâîè îáúÿòèÿ è, öåëóÿ åå, ïðîøåïòàë:

   — Îñòàíüñÿ. Ïðîñòè. Çàáóäü, ëþáè ìåíÿ. Îí áóäåò ïðèíàäëåæàòü íàì îáîèì.

   Èñòîðèÿ ýòà ñëó÷èëàñü ÷åòûðå ãîäà òîìó íàçàä.

   Òåïåðü íàä êàìèíîì âèñÿò äâà ïîðòðåòà.

————————————————————————

   Èñòî÷íèê òåêñòà: æóðíàë «Âåñòíèê ìîäû», 1915, No 31. Ñ. 281—282.

   

   

   

   

  • Рассказ о кандинском детям
  • Рассказ о каникулах на французском с переводом
  • Рассказ о казахстане для 4 класса
  • Рассказ о историческом музее
  • Рассказ о индийском океане 7 класс география