Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

1917 мк покровской церкви села пьяный бор елабужского уезда вятской губернии нарт. ф. 1172. оп. 4. д. 16 л.л. 57-166

1917 МК Покровской церкви села Пьяный Бор Елабужского уезда Вятской губернии (НАРТ. Ф. 1172. Оп. 4. Д. 16 л.л. 57-166)

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Опубликовано сб, 06/11/2021 — 03:20 пользователем Сильвер

1917 МК Покровской церкви села Пьяный Бор Елабужского уезда Вятской губернии (НАРТ. Ф. 1172. Оп. 4. Д. 16 л.л. 57-166)

В настоящее время расшифровки церковных метрик сел Вятской губернии и их публикации вызывают неподдельный интерес. Разными людьми осуществляются расшифровки отдельных периодов или отдельных частей некоторых метрических книг, но работа осуществляется крайне медленно, поскольку требует очень много времени и усилий, а также определенных навыков.

Умершие октябрь-декабрь 1780г., МК с. Круглыжи

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Опубликовано пт, 05/11/2021 — 21:58 пользователем chudonastya

Хотела изначально «раскидать» записи по деревням, т.к. их всего 6 и данных по хранению тут опять нет, НО … Это умершие и конец МК, а значит статистика! И мне повезло ее увидеть хоть и по одному году, всегда было очень интересно оценнить! (см. в самом конце блога)

Фамилии и дедичества в ИР 1820 года с. Верх-Ушнура

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Опубликовано чт, 04/11/2021 — 10:23 пользователем TAnka

Привожу список фамилий (для ясашных крестьян) и дедичеств/отыменных прозвищ (для новокрещенов) по исповедной росписи села Верх-Ушнура за 1820 год (ЦГАКО Ф. 237, оп. 71, д. 811, лл. 938-967). Хочу заметить, что фамилии/ дедичества указаны в росписи не в каждом дворе, так что дворов в селениях больше, чем в этом списке.

Причины исчезновения русской деревни в XX веке

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Опубликовано чт, 04/11/2021 — 09:32 пользователем shura

Проезжая мимо большинства мест Кировской области и северной части республики Марий Эл (бывшей Вятской губернии), где когда-то стояло множество русских деревень, невольно задумываешься о том, что же стало причиной их исчезновения в прошлом веке? Почему вместо множества деревень и починков первой половины века к концу ее Вятская земля получила огромные заброшенные пространства, которые ныне зарастают лесом? Если подумать, это была не одна, а целый ряд причин (в основном называют главными причинами раскулачивание и войну). Рассмотрим их по порядку.

Писцовые книги Новгородской земли 1581 г.

Опубликовано ср, 03/11/2021 — 18:49 пользователем Александр Федорович

Писцовые книги 1581 года.

Они сражались за Родину

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Опубликовано вт, 02/11/2021 — 13:04 пользователем трудовик

79 лет назад, 24 августа 1942 года вблизи д. Мушкань Калужской области, героически сражаясь за нашу Родину погиб мой дед Горинов Игнатий Макарович, ему было 30 лет.

Метрическая запись о рождении Колпакова Я.И. + Колпаковы в списке домохозяйств д. Мостолыги + данные из ЕГР о смерти Колпаковой Е.А.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Опубликовано пн, 01/11/2021 — 21:07 пользователем victorsol

В архивном фонде Вятской духовной консистории в метрической книге Сретенской церкви с. Арбаж Котельничского уезда Вятской губернии за 1872 г. под порядковым номером 289 имеется актовая запись о том, что 23 ноября 1872 г. родился мальчик Иаков, крещен 25 ноября 1872 г. 
Родители: «Починка Сосновского крестьянин Иван Хрисанфов Колпаков и законная жена его Анисия Ананьева, оба православные»
Восприемник при крещении: «Васильковского прихода починка Панкратовского крестьянин Иван Прокопиев Шаров»

Деревня Раменье в XX веке

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Опубликовано пт, 29/10/2021 — 15:30 пользователем Илья 87

письмо в редакцию «Кировской правды»

Город Вятка на Моломе, Тит и Каша Мартьяновы

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Опубликовано пт, 29/10/2021 — 10:13 пользователем дядя Женя

Давно занимаюсь изучением рода Тита и Каши Мартьяновых, «замечательных, но забытых вятчан», как писал о них А.С.Верещагин в одноимённой статье (Памятная книжка-календарь Вятской губернии, 1895 г.). Род их из дер. Мартьяновской и Кириловской, что на Моломе выше Шабалинского городища. Тит в 1551 году «за нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы» получил от Ивана Грозного на льготу Шабуровский остров, что между Вяткою и Моломою.

Перепись населения 1897 г, г.Сарапул, ф.236 оп.1 дело 171 и 172 (часть)

Опубликовано пт, 29/10/2021 — 05:38 пользователем owlnsk

Перепись населения : Вятка (губерния), 1897, г. Сарапул пленка 007484822 ф.236 оп.1 дело 171 https://www.familysearch.org/search/film/007484822?cat=954921

Обозначение «..» означает, что есть еще люди с фамилией, указанной строчкой выше. К сожалению, могут быть ошибки в написании фамилий. Приношу свои извинения тем, чьи фамилии или имена написаны с ошибкой. 

Страницы

27.08.2021

«Жигулевские выходные»: инструкция по применению

В четыре дня брендового маршрута Самарской области «Жигулевские выходные» вместился целый мир впечатлений: загадочные места, незабываемые вкусы и неповторимая атмосфера. Разложим маршрут по полочкам: достопримечательности, запоминающиеся локации, отели.

Отправляясь в четырехдневное путешествие по маршруту «Жигулевские выходные», официально одобренному Ростуризмом в 2020 году в статусе национального брендового маршрута по Самарской области, туристы могут быть уверены – отдых будет насыщенным и подарит целую коллекцию эмоций.

Самарская Лука, входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО, раритеты АвтоВАЗа в Тольятти, неоготический замок Гарибальди, Жигулевские горы, вкусная рыба и пенные напитки – каждый турист найдет для себя в туре что-то особенное. Для вашего удобства, мы подробно расскажем о программе поездки.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЗНАКОМСТВО С СЫЗРАНЬЮ И ТОЛЬЯТТИ

Насыщенное путешествие стартует из Сызрани.

Сызрань – третий по величине город и один из древнейших населенных пунктов Самарской области (дата основания – 1683 год). Городу удалось сохранить очарование старинной купеческой провинции, которое гармонично вплетено в образ и ритм современности.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Экскурсовод в 8:30 встречает гостей прямо на историческом железнодорожном вокзале, здание которого было построено в 1874 году. Туристы, чей поезд приходит на другой вокзал, должны заранее сообщить об этом, чтобы их встретили и присоединили к основной группе.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Сызрань заслуженно считается гастрономической столицей региона.
Начать пробовать Сызрань на вкус туристы смогут уже на завтраке, куда отправятся сразу с вокзала. После еды – знакомство с единственным в Самарской области Кремлем, наслаждение живым колокольным звоном.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Туристы полюбуются и на древнюю часовню (самое старое здание губернии) и на красивую панораму слияния дух рек, и неспешно пройдутся по архитектурной жемчужине, главной улице города, бывшей – Большой.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Один особняк на ней – грустная поэма о несчастной любви, другой – сохранил тайные масонские знаки, а в третьем – тайный этаж, за который хозяйка явно не хотела платить налоги.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Яркими будут впечатления и от интерактивной программы с сызранской купчихой в старинном деревянном особняке бывшего главы города, купца I гильдии Мартиниана Чернухина.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

А на волжском обеде можно будет не только поесть, но и научиться приготовлению брендового торта Сызрани «Паутинка» и, конечно, при желании купить знаменитые торты и хлеб в качестве сувениров. После чего с чувством выполненного долга отправиться в Тольятти, который находится примерно в 80 км. от Сызрани.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Перед тем, как гости разместятся в отеле Тольятти выбранной категории, экскурсовод проведет занимательную экскурсию по городу. Вы узнаете, что Тольятти ведет свою историю с 1737 года, когда была построена крепость Ставрополь (именно так Тольятти назывался до 1964 года), проедете по двум городским районам и услышите историю, как целый город переезжал на новое место.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Гости в Тольятти размещаются либо в отелях 3 или 4 звезды, некоторые расположены прямо на берегу реки, поэтому из окон номеров открываются отличные виды на Волгу и Жигулевские горы. 

ДЕНЬ ВТОРОЙ. АВТОВАЗ И САМАРСКАЯ ЛУКА

Завтракайте в отеле, собирайтесь и идите в автобус. Впереди — продолжение знакомства с Тольятти в том числе с его автомобильной историей.

Автобус по пути в музей АВТОВАЗа провезет вас по широким проспектам самого молодого района Тольятти, Автозаводского, который создавали как город мечты, город будущего. Экскурсовод непременно расскажет об основных вехах истории Тольятти, о том, чем гордятся его жители, вы увидите, как же к лицу городу величественные храмы.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

В музее АВТОВАЗа в хронологическом порядке представлены все модели автомобилей, когда-либо выпускавшихся на автозаводе. Здесь есть возможность сфотографироваться и с первой «копейкой», и с не пошедшими в серию советскими разработками, удивительными не только для своего времени, но и для наших дней, с машинами с автографом президента, с «Нивами», побывавшими в Антарктиде, а также с новыми концептами АВТОВАЗа.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Посетят туристы и дочерний завод АВТОВАЗа – LADA Sport, где с собственного конвейера сходят спортивные и гоночные автомобили. 

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

После знакомства с автомобилями, гости садятся в автобус и едут восхищаться и делать невероятные снимки Самарской Луки, находящейся под охраной ЮНЕСКО. Самарская Лука – самая большая, живописная и известная излучина Волги у Жигулевских гор.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Разные древние моря омывали эту территорию, здесь купались мамонты и динозавры, менялся климат, но сюда не дошел древний ледник, а горы не позволили затопить Луку древним морям.

Поэтому как Ноев ковчег, Самарская Лука сохранила для нас живущие здесь и поныне реликты (доледниковые растения), а уникальный климат дал жизнь  эндемикам – растениям не встречающимся больше нигде, кроме Жигулевских гор.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

По пути к Самарской Луке, конечно же, будет вкусный обед с дегустацией наливки из Жигулевской вишни, необыкновенно вкусной и сладкой.

Следующая локация не менее интересная и яркая, ее по достоинству оценят любознательные и активные туристы – гора Стрельная в Жигулевском заповеднике. Это место силы и изумительная по красоте вершина (высота 351 метр над уровнем моря) Жигулевских гор.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Предвосхищая вопросы, ответим: подниматься на вершину легко и комфортно, туда ведет словно парящая над Самарской Лукой удобная лестница. Главное – при подъеме, восхищаясь открывающейся панорамой и разглядывая растения-эндемики и реликты, не забыть загадать желание у «каменной бабы», представить лихих волжских казаков на «чертовом мосту», послушать рассказ о том, что именно с этой вершины Степан Разин высматривал подходящие для нападения купеческие суда.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Еще одно эмоциональное событие второго дня путешествия – посещение старинного села Ширяево, где родилась знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Экскурсовод расскажет о знаменитых людях, в разные годы живших в селе, и внесших свой вклад в культурное наследие России, познавательным будет и посещение музейного комплекса, где можно наглядно проследить, как причудливо менялась сельская архитектура в Поволжье: рядом с «домом Репина» – деревянная изба конца XIX века и каменный дом начала XX века.  

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ЗАМОК ГАРИБАЛЬДИ И ЗНАКОМСТВО С САМАРОЙ

Утром третьего дня путешествия туристы прощаются со своими отелями в Тольятти и отправляются на встречу с замком Гарибальди, а потом в Самару. Сказочный замок Гарибальди на берегу Жигулевского моря в старинном селе Хрящевка называют одной из самых потрясающих воображение достопримечательностей Самарской области.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Глядя на него, сразу вспоминаешь романтичные легенды о средневековых рыцарях, турнирах и прекрасных дамах. Замок Гарибальди заслуженно считают самым красивым неоготическим замком в России, что делает его особенным для ценителей необычной архитектуры. 

Перед входом в замок вас встретят мифологические крылатые существа Грифоны с туловищем льва и головой орла. Изящные башни венчают готические шпили, крыши которых покрыты натуральным камнем. Туристы прогуливаются тут по парку, наслаждаясь великолепными видами и слушая истории и легенды его создания. Обязательно сделайте тут фотографии, снимки европейского средневековья в волжской глубинке получаются впечатляющими.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

После прогулки по замку, туристов ждет обед и далее 80 км. пути до очаровательной и креативной Самары. В дороге экскурсовод напомнит, что в Самаре самое высокое здание железнодорожного вокзала и самая большая площадь в Европе. Это город, сочетающий энергетику современного делового центра, очарование старины и курортную расслабленность.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

В Самаре туристы отправятся в единственную в области городскую усадьбу прошлого столетия, дом — музей Алексея Толстого. После небольшой экскурсионной прогулки, вас ждет уютная беседка с чаем, пирогами и старыми фото семьи Алеши Толстого. За чашкой чая экскурсовод поведает о тайнах и историях семьи будущего красного графа, о том, о чем молчат школьные учебники.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Знакомство с Самарой продолжится на красивых площадях, каждая из которых хранит свою потрясающую историю и на набережной Волги. Здесь почти пять километров песчаных пляжей, прогулочных аллей, велодорожек, спортивных площадок, уютных кафе, памятников, оригинальных скульптур, арт-объектов. Экскурсии будут как автобусные, так и пешеходные.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

После прогулки, туристы заселяются в отель «СамаРА» 3* либо в отель Holiday Inn Samara 4*. «СамаРА» 3* расположен в центре города, в 10 минутах ходьбы от Самарской площади. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi, пивной ресторан и парковка.

Гости Holiday Inn Samara 4* имеют возможность воспользоваться услугами СПА-зоны (бассейн, гидромассажная ванная, финская сауна и турецкий хамам), а также тренажного зала (круглосуточно). Отель расположен в центре старого города в пяти минутах ходьбы от набережной Волги.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. САМАРА

Четвертый, заключительный день путешествия, будет посвящен Самаре. Сразу после завтрака туристы отправляются в автобусно-пешеходную экскурсию с посещением музеев и прогулкой по пешеходной улице.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Побывают участники брендового маршрута на площади Чапаева и увидят расположенное рядом уникальное инженерное сооружение — легендарный Бункер Сталина.

Построенный в военное время, он был рассекречен в 1991 году: 50 лет под грифом «секретно», 37-метровая глубина, мощные стены, многочисленные коридоры и залы, хранящие дух того непростого времени, и личный кабинет вождя – вот, что прибавляет этому месту такой притягательной таинственности.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Туристы смогут посетить также Художественный музей, отправиться на экскурсионную прогулку по центру Самары с посещением сувенирных магазинов и знакомством с уникальными историями старинного города.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Далее по программе – обед с дегустацией Жигулевского. Пенный напиток с таким названием выпускали десятки заводов по всей стране. Но настоящее «Жигулевское», с его неповторимым вкусом и по традиционной технологии приготовления, производится только в Самаре.

У туристов будет возможность посетить старинные и новые корпуса легендарного Жигулевского пивоваренного завода, познакомиться с вековой историей предприятия, узнать о современных технологиях производства пива, и конечно продегустировать свежайшую фирменную продукцию.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

Еще гостей ждет Иверский женский монастырь, который расположен в сердце Самары. Он ведет свою историю с середины XIX века. Именно здесь монахинями-рукодельницами было изготовлено знаменитое самарское знамя, врученное болгарскому ополчению. Сейчас оно хранится в Национальном музее военной истории Болгарии. Именно это знамя послужило прототипом современного флага Самарской области.

Рассказ о известных людях самарского края второй половины xix начала xx вв

На этом «Жигулевские выходные» заканчиваются, но лишь для того, чтобы в скором времени повториться вновь. Туристы, которые уже проехали по маршруту, уверяют: сюда хочется приезжать снова и снова. «Жигулевские выходные» дарят очень приятные впечатления, а виды Волги с Жигулевских гор навсегда остаются в памяти.

СКОЛЬКО СТОИТ ТУР «ЖИГУЛЕВСКИЕ ВЫХОДНЫЕ»

Тур «Жигулевские выходные» на одного взрослого, в зависимости от категории номера, обойдется от 14990 р. до 18890 р. – включая проживание, питание (завтраки, 1 мастер-класс, обеды по программе), трансфер и все экскурсии.

Билеты туда и обратно, в зависимости от того, как вы хотите ехать, туроператор подберет вам отдельно. Их ориентировочная стоимость такова: ж/д билеты Сызрань-Москва (в обе стороны) плацкарт – от 5000 р., купе в поезде или авиабилеты Москва-Самара-Москва – от 6500 р.

Александра Полянская

Фотографии предоставлены департаментом туризма Министерства культуры Самарской области

Вернуться назад

Сегодня довольно часто можно услышать фразу: «Я не смотрю телевизор!» Но телевизионные программы продолжают находить аудиторию — пускай и в другой форме вроде публикаций в сети после вещания в эфире. Да и сами телевизоры претерпели немало изменений: от громоздких ящиков весом в несколько десятков килограммов с проводными пультами и малюсенькими экранами, требующими лупу, — до тончайших панелей толщиной менее сантиметра. Рассказываем, кто, каким образом и когда создавал телевидение в том виде, в котором мы его знаем.

О передаче изображения думали еще в XIX столетии, но первые механические телевизоры появились в начале XX века

Прообразами телевизоров можно считать наработки многих исследователей, занимавшихся созданием технологий для трансляции сначала статичного, а потом и движущегося изображения еще в XIX (по некоторым данным, даже в XVIII) веке. Принято считать, что одни из первых работ в этом направлении в 1860-х годах проводил итальянец Джованни Казелли, изобретатель устройства под названием пантелеграф. Этот прибор позволял передавать статичную картинку по проводам, благодаря чему его также называют предвестником современных факсов.

Но еще более значимый прорыв был связан с появлением диска Нипкова — технологии, разработанной в 1884 году немцем Паулем Готлибом Нипковым. Его идея заключалась в создании вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Если, хорошенько раскрутив диск, разместить за ним объект, то этот объект останется различимым. Добавляем фотоэлемент — и вот перед нами примитивная система сканирования изображения. Соединяем этот диск с другим таким же, где вместо фотоэлемента установлена лампа (источник света), — и видим, как восстанавливается аналогичное изображение.

По сути, примерно так работали первые так называемые механические телевизоры, история развития которых, правда, была относительно недолгой. И тем не менее именно на основе диска Нипкова шотландец Джон Лоуги Бэрд разработал первый механический телевизор. В 1925 году ему удалось показать первое динамическое изображение.

«Википедия» уточняет: «2 октября 1925 года в своей лаборатории Джон Бэрд достиг успеха в передаче черно-белого (в градациях серого) изображения куклы чревовещателя». А еще говорят, что в редакции газеты Daily Express, куда пришли рассказать про открытие, изобретателю просто не поверили. Легенда гласит, что редактор издания тогда сказал своим подчиненным: «Ради бога, спуститесь в приемную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрел машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее, он может быть вооружен».

Некоторые источники заявляют, что в 1923 году передать изображение также удалось американцу Чарльзу Дженкинсу, а в СССР — изобретателям Ованесу Адамяну и Льву Термену (независимо). Но звание самого успешного «первопроходца» принадлежит все же Бэрду.

Первые серийные телевизоры

Американская компания Western Television в конце 1920-х годов выпускает модель механического ТВ Visionette на базе диска Нипкова с экраном диаметром около 18 дюймов. Всего таких моделей произвели порядка 300 штук. Коммерческое устройство изобретателя Бэрда назвали совсем просто — Televisor. Девайс выпускался в Великобритании в 1930—1933 годах. В серию пошло около тысячи штук.

В СССР дело с выпуском коммерческих (как назвали бы их сегодня, хотя простому гражданину купить такие было, мягко говоря, затруднительно) телевизоров задержалось, но не надолго. Первые экспериментальные телепередачи стартовали в 1931 году, более регулярно трансляции начали вестись в 1934-м. Тогда применялся немецкий стандарт связи (30 строк, частота — 12,5 кадра в секунду) при соотношении сторон картинки 4:3.

Выше продемонстрирован один из первых серийных советских ТВ — Б-2. Устройство выпускалось с 1933 по 1936 год и стоило баснословные 235 рублей. Интересно, что для просмотра телепередач его нужно было подключать к одному радиоприемнику, а чтобы попутно слушать звук — к другому.

Электронные телевизоры с лучевой трубкой, или «Купил — Включил — Не работает»

Важно понимать: все упомянутые выше модели телевизоров являлись так называемыми механическими ТВ, а более-менее настоящая массовость наступила только с применением электронно-лучевой трубки. В общем, параллельно с механическими развивались электронные телевизоры — в итоге именно они выиграли в популярности и технологичности.

Принцип действия ЭЛТ-телевизоров раннего периода базировался на изобретении немецкого физика Карла Фердинанда Брауна, создавшего катодно-лучевую трубку (по сути, кинескоп) — стеклянную колбу с горизонтальными и вертикальными отклоняющимися катушками, на которые подается ток. Русский ученый Борис Розинг уже в 1907 году установил подобную трубку в закрытый корпус, но его изобретение в то время не снискало полноценного применения, хоть и было запатентовано.

Впоследствии с похожими проектами выступали изобретатели и из других стран. Например, японец Тaкaянaги Кэндзирo к 1928 году сумел скомбинировать принципы работы диска Нипкова с ЭЛТ-трубкой и представил телевизор, способный передавать изображение лица с полутонами.

Но первый телевизор с ЭЛТ-трубкой, пригодный для относительно массового практического применения, изобрел Владимир Зворыкин — русский инженер, эмигрировавший в США и в свое время участвовавший в опытах под руководством уже упомянутого Бориса Розинга. В 1936 году под эгидой американской компании Radio Corporation of America (RCA) состоялся выпуск тестового ТВ-приемника Зворыкина с ЭЛТ-составляющей, а в 1939-м вышла модель под названием RCS TT-5 — черно-белый телевизор с экраном всего на 5 дюймов.

Впоследствии Зворыкин много раз бывал в Европе, в том числе в СССР. В результате реализации заключенного между RCA и СССР договора Союз в 1938 году ввел в эксплуатацию первую передающую станцию электронного телевидения в Москве.

Правда, ждать по-настоящему массового советского телевизора пришлось еще достаточно долго. Хорошо известная модель КВН-49, как понятно из названия, стала доступна только после окончания Второй мировой, в 1949 году. Источники в сети уверяют, что в том или ином виде почти 30-килограмовый ТВ выпускался вплоть до 1962-го. И ему действительно удалось стать первым советским ТВ, который можно назвать массовым – его производили на многих производствах по всему Союзу.

Но известность телевизор приобрел за счет шутки по расшифровке его названия. Заглавные буквы «КВН» на самом деле обозначают фамилии разработчиков устройства – Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Но «в народе» придумали более простую и понятную расшифровку: «Купил — Включил — Не работает» или «Крутанул — Вертанул — Не работает». Подобная дурная слава связана с тем, что около половины выпущенных телевизоров (в особенности в первые годы после «релиза») подвергались ремонту в течение гарантийного срока.

Как первый в мире ситком дал понять: будущее за развлекательным вещанием

Впрочем, технический прогресс сам по себе не придал бы телевидению той значимости, которую отрасль начала завоевывать по мере все большего распространения. В конце 40-х и начале 50-х годов XX века хотя бы один телевизор могли позволить себе многие семьи — по крайней мере, если говорить про США.

К тому времени вещание велось уже несколькими местными каналами, работающими и сегодня. Кроме новостных программ, начали транслировать спортивные передачи, но с развлекательным контентом, как принято говорить сегодня, дело обстояло напряженно. Все изменил всего один телесериал, выпускавшийся американским телеканалом CBS с 1951 по 1957 год. Речь про «Я люблю Люси» (англ. I Love Lucy). Это — первый в мире ситком, или ситуационная комедия, которую называют «одним из величайших и влиятельных комедийных сериалов в истории».

Сериал изначально выходил по понедельникам с 21:00 до 21:30 (позже это время назовут прайм-тайм) и рассказывал про Люси Рикардо — домохозяйку среднего класса в Нью-Йорке, придумывающую с друзьями различные способы, чтобы наконец-то выступить в ночном клубе своего мужа. В 2012 году «Я люблю Люси» в опросе журнала People назвали «Лучшим телешоу всех времен», права на трансляцию сериала получили десятки вещающих на разных языках компаний по всему миру.

В общем, «Я люблю Люси» достаточно быстро превратился в американскую классику, открывшую дорогу развлекательному вещанию нового для того периода времени формата, впоследствии также ставшего «классикой». Короче говоря, знаменитых «Друзей», «Как я встретил вашу маму» или «Теорию большого взрыва» без «Я люблю Люси» представить и произвести вряд ли бы получилось.

Как телевизоры стали цветными

Передачей цветного изображения занималось немало исследователей в разных странах. Первые тесты проводились еще в эпоху механических ТВ. Массовость они обрели в начале 1950-х годов, когда в США приняли первый в мире стандарт цветного телевещания. Проще говоря, именно в этот период стали появляться термины, о которых вы наверняка слышали и сегодня.

Так, в 1953 году утвердили стандарт NTSC, который предусматривал передачу информации о яркости и цвете изображения и, что немаловажно, мог использоваться для приема уже выпущенными черно-белыми телевизорами. К середине 1960-х появились европейские вещательные системы для цветного ТВ — PAL и SECAM. Последний утвердили во Франции в 1967 году.

Первым цветным телевизором, выпущенным в СССР, считается модель завода «Коминтерн» под названием «Радуга». Это произошло в 1954 году. Попутно произошла еще одна революция: в 1960-х компания Sony представила первые коммерческие телевизоры на основе полупроводников. Корпуса телевизоров становились миниатюрнее, дисплеи, наоборот, прибавляли в размере и становились более плоскими, а не выпуклыми. Добиваться этого достаточно долго позволяло уменьшение размеров самой лучевой трубки.

Как появились первые телевизоры с пультом ДУ и почему в СССР их роль часто выполняли дети

Массовой технология стала спустя с десяток лет после изначальной разработки в 1950-х. Сначала пульты были проводными, через несколько лет появились первые прототипы решений, для которых необходимость физического соединения кабелем уже отсутствовала.

Правда, первые беспроводные пульты ДУ использовали световой сигнал, который сбивался с толку при сильном искусственном освещении. В какой-то момент для передачи сигнала решили использовать ультразвук — тогда технология и приобрела массовость (в середине 60-х и первой половине 70-х годов XX века). И за все эти разработки ответственен американский ученый Роберт Адлер, которого считают главным изобретателем современного пульта ДУ.

Более современные пульты, в конструкции которых применяется инфракрасное излучение, стали появляться только в 1980-х годах. А сегодня пульты ДУ в телевизорах с Smart-TV в основном используют Bluetooth, позволяющий не целиться в определенную часть телевизора, как это привычно делать с инфракрасными моделями.

Правда, в СССР телевизоры с пультами ДУ долго не приживались. Вместо последних, как правило, «использовали» младших членов семьи, которых просили переключать каналы «классическим» способом, то есть через кнопки на самом ТВ (а бывало и плоскогубцами). Интересно, что при этом техническая возможность подключения проводных пультов была. «Википедия» утверждает, что некоторые модели отечественных ТВ оснащались разъемами на задней стороне корпуса для подключения таких устройств.

Но опять же: в продаже такие встречались редко, да и стоили немало. Приобретать массовость беспроводные пульты ДУ для телевизоров в СССР стали только к середине 80-х.

Появление цифрового ТВ

Первые системы механического и электронного телевидения, в том числе цветные, были аналоговыми. Если упростить, основное различие касается передаваемого сигнала: в цифровом варианте оно представляет собой поток данных, который описывает исходные аналоговые сигналы картинки и звука. В общем, эфир становится более стабильным, а изображение — более четким. Разработка стандартов цифрового вещания началась в 1970-х годах, но их становление случилось позже, в 1990-х. Однако полноценный переход на цифру в США завершился лишь к концу 2000-х. В Беларуси же этот процесс происходил и того позже, ближе к 2015 году.

К чему телевизоры пришли сегодня

Современные ТВ по толщине не превышают нескольких сантиметров и применяют разные технологии. Но в начале 2000-х наибольшую популярность завоевали плазменные модели. Правда, кроме увеличенной диагонали экрана по сравнению с ТВ на ЭЛТ-трубках, такие устройства могли предложить только большой вес и избыточную теплопроводимость. Короче говоря, минусов хватало — из-за конструкции, предполагающей размещение ячеек плазмы между двумя слоями стекла, производство усложнялось. А значит, девайсы прибавляли в цене.

Параллельно развивались ЖК-телевизоры со слоем жидких кристаллов, за которым располагается светодиодная подсветка. В каждом кристалле-пикселе находится по три субпикселя красного, зеленого и синего цветов. По мере совершенствования технологии такие ЖК-панели полностью вытеснили плазму. Во многом за счет куда более низкой цены в производстве. В общем, ближе к концу нулевых такие телевизоры заняли лидирующее положение на рынке (и держат его до сих пор).

Один из последних витков технологий — телевизоры с OLED-матрицами, то есть без общей подсветки. В таких ТВ каждый отдельный пиксель светится самостоятельно, что дает повышенную контрастность и глубину черного (для этого ненужные в конкретной сцене пиксели попросту выключаются). Кроме того, подобные OLED-панели — очень тонкие. По толщине они — несколько миллиметров. Из минусов — высокая цена производства и возможный эффект выгорания (в первых OLED-моделях на экранах могло оставаться остаточное изображение от логотипов телеканалов, если они проигрывались сутками напролет).

Стоит добавить: альтернативные технологии вроде mini-LED-экранов все еще основываются на ЖК-матрицах, но они сделали скачок вперед по сравнению с обычными дисплеями такого типа и вплотную подобрались к OLED по качеству картинки в части контрастности, углов обзора и других характеристик. Впрочем, говорить про победу одного из подходов пока рано. Пока они скорее развиваются параллельно, конкурируя друг с другом. И да: передовые технологии все еще стоят очень дорого, как и практически 100 лет назад на заре становления ТВ. В Беларуси, например, можно купить телевизор ценой почти в 400 тыс. рублей (около $156 тыс. по курсу).

А вот в части предоставления контента современные ТВ ушли на несколько шагов вперед даже по сравнению с моделями, предлагавшимися 10—15 лет назад. Сейчас большинство телевизоров оснащаются системами Smart-TV, позволяющими запускать фильмы, телепередачи и другие ролики через интернет тогда, когда этого хочет пользователь. В общем, эфирное вещание, когда перед экраном необходимо было находиться в строго определенный момент времени, определенный телекомпанией, уходит в прошлое. В крупных медиахолдингах это хорошо понимают: в последние несколько лет, особенно после начала пандемии коронавируса, все больше сериалов и даже фильмов выходят только для пользователей онлайн-кинотеатров.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

ltr83

100+ великих русских писателей
по литературным периодам


Список наиболее известных писателей России, СССР  и годы их жизни, представленный по историческим периодам. 
В список вошли наиболее известные и значимые писатели и драматурги, писавшие на русском языке, которые прославились в основном или в том числе благодаря литературным прозаическим произведениям. 

Русская литература XVIII века

Феофан Прокопович (1681—1736)
Михаил Ломоносов (1711—1765)
Фёдор Эмин (1735—1770)
Владимир Лукин (1737—1794)
Яков Княжнин (1740—1791)
Михаил Чулков (1743—1792)
Ипполит Богданович (1743—1803)
Николай Новиков (1744—1818)
Денис Фонвизин (1745—1792)
Василий Лёвшин (1746—1826)
Александр Радищев (1749—1802)
Иван Дмитриев (1760—1837)
Николай Карамзин (1766—1826)

Золотой век русской литературы (XIX век)

Термин применяется к классической литературе XIX века. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».

Михаил Загоскин (1789—1852)
Сергей Аксаков (1791—1859)
Иван Лажечников (1792-1869)
Александр Пушкин (1799—1837)
Владимир Одоевский (1804—1869)
Николай Гоголь (1809—1852)
Александр Герцен (1812—1870)
Иван Гончаров (1812—1891)
Михаил Лермонтов (1814—1841)
Пётр Ершов (1815—1869)
Алексей Толстой (1817—1875)
Иван Тургенев (1818—1883)
Фёдор Достоевский (1821—1881)
Дмитрий Григорович (1822—1899)
Александр Островский (1823—1886)
Михаил Салтыков-Щедрин (1826—1889)
Николай Чернышевский (1828—1889)
Лев Толстой (1828—1910)
Григорий Данилевский (1829—1890)
Николай Лесков (1831—1895)
Николай Помяловский (1835—1863)
Иван Суриков (1841—1880)
Глеб Успенский (1843—1902)
Константин Станюкович (1843—1903)
Дмитрий Мамин-Сибиряк (1852—1912)
Всеволод Гаршин (1855—1888)
Антон Чехов (1860—1904)

Русская литература Серебряного века (конец XIX века– начало XX века)

Эпоха рубежа XX и XIX веков получила название — Серебряный век. Понятие возникло в среде русской эмиграции и изначально оценивалось как второй расцвет русской культуры

Владимир Короленко (1853—1921)
Максим Горький (1868—1936)
Фёдор Крюков (1870—1920)
Александр Куприн (1870—1938)
Иван Бунин (1870—1953)
Леонид Андреев (1871—1919)
Иван Шмелёв (1873—1950)
Алексей Ремизов (1877—1957)
Михаил Арцыбашев (1878—1927)
Борис Зайцев (1881—1972)
Алексей Толстой (1883—1945)
Александр Грин (1880—1932)
Корней Чуковский (1882—1969)
Евгений Замятин (1884—1937)
Пимен Карпов (1886—1963)

Русская литература советского периода (в том числе русская литература зарубежья)

20 — 30-е годы

Александр Серафимович Серафимович (1863-1949)
Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) (1868-1936)
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Александр Иванович Куприн (1870-1938)
Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)
Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950)
Алексей Силыч (Силантьевич) Новиков-Прибой (1877-1944)
Александр Грин (1880-1932)
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)
Евгений Иванович Замя́тин (1884-1937)
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Илья́ Григорьевич Эренбург (1891-1967)
Георгий Викторович Адамович (1892-1972)
Леонид Иванович Добычин (1894-1936)
Исаак Эммануилович Бабель (1894-1940)
Борис Андреевич Пильня́к (1894-1938)
Ю́рий Николаевич (Насонович) Тыня́нов (1894-1943)
Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958)
Всеволод Вячеславович Иванов (1895-1963)
Ильф и Петров (1897-1937) и (1902-1942)
Валентин Петрович Катаев (1897-1986)
Владимир Владимирович Набоков (1899-1977)
Ю́рий Карлович Олеша (1899-1960)
Андрей Платонов (1899-1951)
Александр Александрович Фадеев (1901-1956)
Николай Алексеевич Островский (1904-1936)
Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941)
Даниил Иванович Хармс (1905-1942)
Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) 

40—50-е годы

Марк Алданов (1886-1957)
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975)
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959)
Николай Николаевич Шпанов (1896-1961)
Валентин Петрович Катаев (1897-1986)
Леонид Максимович Леонов (1899-1994)
Александр Александрович Фадеев (1901-1956)
Вениамин Александрович Каверин (1902-1989)
Гайто (Георгий) Иванович Газданов (1903-1971)
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979)

60—80-е годы 

Василий Семёнович Гроссман (1905-1964)
Борис Николаевич Полевой (1908-1981)
Ю́рий Осипович Домбровский (1909-1978)
Ю́рий (Георгий) Павлович Герман (1910-1967)
Виктор Платонович Некрасов (1911-1987)
Анатолий Наумович Рыбаков (1911-1998)
Эммануил Генрихович Казакевич (1913-1962)
Сергей Павлович Залыгин (1913-2000)
Василий Николаевич Ажаев (1915-1968)
Владимир Дмитриевич Дудинцев (1918-1998)
Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын (1918-2008)
Константин Дмитриевич Воробьёв (1919-1975)
Даниил Александрович Гранин (1919-2017)
Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983)
Вячеслав Леонидович Кондратьев (1920-1993)
Ю́рий Маркович Нагибин (1920-1994)
Виктор Александрович Курочкин (1923-1976)
Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984)
Борис Андреевич Можаев (1923-1996)
Григорий Я́ковлевич Бакланов (1923-2009)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)
Василь Владимирович Быков (1924-2003)
Владимир Осипович (Иосифович) Богомолов (1924-2003)
Борис Львович Васильев (1924-2013)
Ю́рий Васильевич Бондарев (1924-2020)
Ю́рий Валентинович Трифонов (1925-1981)
Евгений Иванович Носов (1925-2002)
Братья Стругацкие (1925-1991 и (1933-2012)
Виль Владимирович Липатов (1927-1979)
Александр (Алесь) Михайлович Адамович (1927-1994)
Александр Евсеевич Рекемчук (1927-2017)
Владимир Алексеевич Чивилихин (1928-1984)
Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008)
Валентин Саввич Пикуль (1928-1990)
Анатолий Васильевич Кузнецов (1929-1979)
Василий Макарович Шукшин (1929-1974)
Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016)
Юлиан Семёнович Семёнов (1931-1993)
Георгий Николаевич Владимов (1931-2003)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)
Ю́рий Витальевич Мамлеев (1931-2015)
Василий Павлович Аксёнов (1932-2009)
Василий Иванович Белов (1932-2012)
Владимир Николаевич Войнович (1932-2018)
Владимир Викторович Орлов (1936-2014
Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)
Владимир Семёнович Маканин (1937-2017)
Андрей Георгиевич Битов (1937-2018)
Виктория Самойловна Токарева (1937)
Венедикт Васильевич Ерофеев (1938-1990)
Сергей Донатович Довлатов (1941-1990)
Владимир Николаевич Крупин (1941)
Эдуард Вениаминович Лимонов (1943-2020)
Светлана Александровна Алексиевич (1948)
Татья́на Никитична Толстая (1951)
Ю́рий Михайлович Поляков (1954) 

Лучшие русские писатели


1432

50 лучших русских/советских писателей 

по версии редакции портала Selection

При составлении рейтинга учитывались следующие факторы:  известность писателя в мире, национальная популярность и значимость, историческое влияние национальную литературу, количество изданнных произведений  в России, СССР, других странах, места, занимаемые в авторитетных рейтингах и голосованиях.

1. Лев Николаевич Толстой
2. Федор Михайлович Достоевский
3. Антон Павлович Чехов
4. Николай Васильевич Гоголь
5. Александр Сергеевич Пушкин
6. Иван Сергеевич Тургенев
7. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
8. Михаил Юрьевич Лермонтов
9. Михаил Афанасьевич Булгаков
10. Иван Алексеевич Бунин
11. Владимир Набоков
12. Михаил Александрович Шолохов
13. Иван Александрович Гончаров
14. Александр Николаевич Островский
15. Борис Леонидович (Исаакович) Пастернак
16. Александр Иванович Куприн
17. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)
18. Алексей Николаевич Толстой
19. Илья Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг) и Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев )
20. Константин Георгиевич Паустовский
21. Александр Исаевич Солженицын
22. Андрей Платонович Платонов (Климентов)
23. Николай Семенович Лесков
24. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
25. Сергей Тимофеевич Аксаков
26. Михаил Михайлович Пришвин
27. Александр Степанович Грин (Гриневский)
28. Алексей Константинович Толстой
29. Вениамин Александрович Каверин (Зильбер)
30. Владимир Клавдиевич Арсеньев
31. Сергей Донатович Довлатов
32. Евгений Иванович Замятин
33. Всеволод Михайлович Гаршин
34. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский)
35. Валентин Петрович Катаев
36. Юрий Карлович Олеша
37. Борис Львович Васильев
38. Валентин Григорьевич Распутин
39. Василий Макарович Шукшин
40. Виктор Петрович Астафьев
41. Даниил Иванович Хармс
42. Михаил Михайлович Зощенко
43. Николай Алексеевич Островский
44. Даниил Александрович Гранин
45. Владимир Афанасьевич Обручев
46. Александр Романович Беляев
47. Аркадий и Борис Стругацкие
48. Анатолий Наумович Рыбаков
49. Аркадий Гайдар (Аркадий Петрович Голиков)
50. Валентин Саввич Пикуль

70 крупнейших русских писателей и поэтов по количеству изданий

Блог Российской книжной палаты 

russianbookchamber.blogspot.com

Осуществлен подсчет изданий произведений русских писателей XIX в. — начала XX в., зарегистрированных в Российской книжной палате с момента ее создания до наших дней (1917 — 2012); дано процентное соотношение по числу изданий произведений каждого автора.

1 А. С. Пушкин  10,29 36 М. И. Цветаева  0,81
2 Л. Н. Толстой  7,93 37 А. С. Грибоедов  0,8
3 М. Горький  7,05 38 В. Ф. Одоевский  0,79
4 А. П. Чехов  5,48 39 И. С. Шмелев  0,71
5 А. Н. Толстой  4,15 40 З. Н. Гиппиус  0,66
6 Н. В. Гоголь  4,08 41 Е. А. Баратынский  0,66
7 И. С. Тургенев  4 42 О. Э. Мандельштам  0,65
8 М. Ю. Лермонтов  3,58 43 А. И. Герцен  0,65
9 Ф. М. Достоевский  3,1 44 В. И. Иванов  0,64
10 А. И. Куприн  2,42 45 Д. И. Хармс  0,62
11 Н. А. Некрасов  2,34 46 М. А. Кузмин  0,6
12 И. А. Бунин  2,29 47 Н. Г. Чернышевский  0,58
13 В. В. Маяковский  2,23 48 М. А. Волошин  0,52
14 Д. Н. Мамин-Сибиряк  2,01 49 А. А. Погорельский  0,47
15 В. Г. Короленко  1,64 50 М. Е. Салтыков-Щедрин  0,44
16 А. А. Блок  1,57 51 Н. Г. Гарин-Михайловский  0,44
17 Н. С. Лесков  1,49 52 Д. С. Мережковский  0,43
18 А. Н. Островский  1,42 53 А. В. Кольцов  0,41
19 В. Я. Брюсов  1,4 54 В. Ф. Ходасевич  0,38
20 Б. Л. Пастернак  1,39 55 А. М. Ремизов  0,35
21 С. А. Есенин  1,24 56 Г. И. Успенский 0,35
22 К. Д. Бальмонт  1,18 57 Д. В. Григорович  0,35
23 Ф. И. Тютчев  1,15 58 П. А. Вяземский  0,28
24 А. А. Фет  1,11 59 К. Н. Батюшков  0,28
25 И. А. Гончаров  1,11 60 А. И. Введенский  0,28
26 А. А. Ахматова  1,07 61 Г. В. Иванов  0,27
27 В. А. Жуковский  1 62  И. Северянин 0,27
28 А. Белый  1 63 Н .А. Клюев  0,24
29 И. Ф. Анненский  0,88 64 Б. К. Зайцев  0,2
30 Н. С. Гумилев  0,88 65 В. Хлебников  0,2
31 П. П. Ершов  0,87 66 А. В. Дружинин  0,17
32 Л. Н. Андреев  0,86 67 А. Б. Мариенгоф  0,14
33 Ф. К. Сологуб  0,86 68 А. Ф. Писемский  0,13
34 В. М. Гаршин  0,83 69 Р. Ивнев  0,13
35 А. К. Толстой  0,83 70 Н. Г. Помяловский  0,12

ТОП-10 русских писателей
наиболее известных зарубежом

1.Лев Толстой
2. Федор Достоевский
3 Антон Чехов
4. Владимир Набоков
5. Николай Гоголь
6. Александр Пушкин
7. Иван Бунин
8. Иван Тургенев
8. Михаил Булгаков
10. Александр Солженицын

Краткая информация о писателях 


Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Граф Лев Николаевич Толстой (28 августа [9 сентября] 1828 — 7 ноября 1910) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира.
Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. За свои взгляды был отлучен от церкви.
Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905). Впоследствии отказался от дальнейшей номинации.
Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы.
Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира. Лев Толстой был самым издаваемым в СССР писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 3199 изданий составил 436,261 млн экземпляров.
Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»[К 2], повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп», «Плоды просвещения» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.

Его самые известные литературные произведения, которые рекомендуют в каждом уголке планеты к чтению, это «Война и мир», «Воскресенье» и «Анна Каренина». Широкую популярность имеют его драматургические опыты: драмы «Живой труп», «Власть тьмы». В ходе различных этапов его жизни, Толстой жил парадоксально, имел свой взгляд, много помогал людям, за это был любим простым народом. В последние дни своей жизни, он ушел из дома и стал аскетом, но вскоре умер от воспаления легких во время своего путешествия.

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881)

Фёдор Михайлович Достоевский (30 октября [11 ноября] 1821— 28 января [9 февраля] 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Достоевский выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма, что не получило должной оценки современников при жизни писателя.
После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу.
На Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики
К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят романы так называемого «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880).
Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.

ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ

Фоксфорд
foxford.ru
поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ

Учи.Дома
doma.uchi.ru
английский язык и математика для детей до 14 лет

Ваш Репетитор
repetitors.info
профессиональное сообщество частных репетиторов

Инглекс
englex.ru
занятия по английскому с сильными преподавателями

Тетрика
tetrika-school.ru
онлайн-репетиторы для высоких результатов

TutorOnline
tutoronline.ru
занятия с репетитором в формате онлайн

ПоступиОнлайн
postupi.online
сайт для старшеклассников (абитуриентов)

ПрофГид
profguide.io
профориентация-правильный выбор профессии для детей и взрослых

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860— 2 (15) июля 1904) — великий русский писатель, классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира. драматург. По профессии врач.
За 25 лет творчества Чехов создал более пятисот различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Душечка», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».
Его произведения переведены более чем на сто языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира.

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)

Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский; 20 марта [1 апреля] 1809— 21 февраля [4 марта] 1852) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголей-Яновских.
Спустя два столетия, личность Гоголя дох пор вызывает жгучий интерес не только литераторов, но и ученых историков. Его эпистолярные материалы используют в документальных картинах, а по произведениям снимают кассовые фильмы, например «Вий».
Писатель известен прежде всего изображением реальных персонажей жизни во всех его произведениях. Самый известный роман Гоголя «Мертвые души» — сатирический взгляд и гротескная карикатура русской провинциальной жизни.
Одно величайших гоголевских творений на историческую тему- роман «Тарас Бульба».
Чтобы попытаться глубже понять самого мистического русского писателя, стоит прочитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вечер накануне Ивана Купала».
Самые известные произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1829-1832), «Ревизор» (1836), «Шинель» (1839), «Тарас Бульба» (1833-1842), «Мертвые души» (1842)

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799 — 29 января [10 февраля] 1837) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта.
За свою короткую жизнь Александр Сергеевич Пушкин оставил большой список стихов, прозы, драматургии, самый популярный роман Пушкина в мире- «Евгений Онегин», следует отметить и пушкинские «Маленькие трагедии», пьесы, которые ставят до сих пор театры мира.
Знаменитые прозаические произведения: «Повести Белкина» (1829-1830), «Выстрел» (1829), «Станционный смотритель» (1829), «Дубровский» (1833), «Медный всадник» (1833), «Евгений Онегин» (1823-1838), «Капитанская дочка» (1836)

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября [9 ноября] 1818— 22 августа [3 сентября] 1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.
Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.
Созданная им художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века.
Пропагандист русской литературы и драматургии на Западе. Благодаря этому русскому писателю мир увидел «нового человека – шестидесятника». Наиболее ярко автор продемонстрировал это в сочинении «Отцы и дети».
Широкоупотребительные термины из его произведений– «тургеневская девушка» и «нигилист».
Наиболее известные произведения: цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Максим Горький (1868–1936)

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков; 16 марта 1868 — 18 июня 1936) — русский и советский писатель, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.
Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений в революционном духе, лично близкий к социал-демократам и находившийся в оппозиции к царскому режиму. Расцвет творческой биографии писателя отмечен циклами очерков, автобиографических повестей, пьесами, двумя крупными романами, а также книгами и рассказами в жанре публицистической документалистики.
Основной пафос творений Горького — мечта о «новых людях», бесстрашных и свободных, обладающих высочайшими интеллектуальными и физическими способностями, способных добиться сверхцелей за гранью возможного, не исключая бессмертия.
Известные произведения: На дне (1901-1902), Челкаш (1895), Старуха Изергиль (1894), Жизнь Клима Самгина (1925-1936), Мать (1906), Макар Чудра (1892), Мои университеты (1923), Дело Артамоновых
(1925), Дед Архип и Лёнька (1893)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814— 15 июля 1841) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.
Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.
«Герой нашего времени» – главное произведение писателя в прозе, которое оставляет после прочтения массу философских вопросов.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891— 10 марта 1940) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
О своем творчестве Михаил Булгаков говорил так: «Черные и мистические краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык…».
Мировую известность ему принес роман «Мастер и Маргарита», который неоднократно экранизировался во многих странах.
Когда Булгаков находился на пике популярности, советская власть запретила ставить в театрах его пьесы, а также публиковать его произведения.
Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность, — «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)

Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870— 8 ноября 1953) — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.
Первый стихотворный сборник Бунина вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1920 году эмигрировал во Францию.
Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки», дневниковых записей «Окаянные дни» и других произведений.
В 1933 году Иван Бунин — первый из русских писателей — стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Произведения Бунина были неоднократно экранизированы. Образ писателя воплощён в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены» (2000).

Владимир Владимирович Набоков (1899–1977)

Владимир Владимирович Набоков (публиковался также под псевдонимом Владимир Сирин; 10 апреля 1899— 2 июля 1977) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.
Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым сюжетом.
Набоков создал неповторимый стиль и выработал новаторскую повествовательную технику, в основе которой лежит принцип чередования лейтмотивов, складывающихся в изящные „тематические узоры“, и утончённой авторской игры с читательскими ожиданиями.
Многогранное творческое наследие русско-американского писателя охватывает все литературные роды и жанры (лирику, драматургию, критику, эссеистику), однако с наибольшей силой его творческая индивидуальность реализовалась в жанре романа.
Знаковыми образцами творчества Набокова являются романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар».
Мировую известность писатель получил после выхода в свет сенсационного романа «Лолита», который впоследствии неоднократно переиздавался и был экранизирован (1962, 1997).

Михаил Александрович Шолохов (1905–1984)

Михаил Александрович Шолохов (11 мая 1905— 21 февраля 1984) — знаменитый советский писатель, журналист, киносценарист, военный корреспондент (1941—1945). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»), Сталинской премии (1941), Ленинской премии (1960).
Его признали великим писателем еще при жизни, он единственный из 5 русских литераторов стал Нобелевским лауреатом, будучи гражданином СССР. Бродскому, Бунину, Солженицыну эту награду вручили в эмиграции, Пастернака вынудили отказаться от награды.
Главные произведения: Тихий Дон (1926-1940), Судьба человека (1957), Донские рассказы (1926), Поднятая целина (1930-1959), Они сражались за Родину (1969)

Жизнь заставит разобраться, и не только заставит, но и силком толкнет на какую-нибудь сторону.
«Тихий Дон»

Иван Александрович Гончаров (1812–1891)

Иван Александрович Гончаров (6 (18) июня 1812— 15 (27) сентября 1891) — русский писатель и литературный критик.
Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.
Гончаров вошел в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40-60-х годов XIX века.
Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого — Обломов, для третьего — Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.
Главные произведения: Обломов (1848-1858), Обыкновенная история (1847), Обрыв ( 1869)

«Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.» — Иван Гончаров

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

Александр Николаевич Островский (31 марта [12 апреля] 1823 — 2 июня 1886) —великий русский драматург.
Творчество Островского стало важнейшей вехой в развитии русского национального театра, советские искусствоведы, следуя Добролюбову называли его пьесы «лучом света в темном царстве».
В драме «Гроза» (1859) ему удалось по-настоящему раскрыть свой талант. По сути «Гроза» — это анатомия греха, подробный разбор технологии возникновения греховной страсти, ее развития и последствий.
С Островского практически начинался русский театр: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Большинство его пьес до сих пор не сходят с театральных подмостков, многие – экранизированы, послужили основой создания кино- и телесценариев, или стали сюжетом для опер, как например, «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.

Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)

Борис Леонидович Пастернак (29 января [10 февраля] 1890— 30 мая 1960) — русский поэт, писатель и переводчик. Считается одним из крупнейших русских поэтов XX века.
Первые стихи опубликовал в 23 года. В 1955 году закончил написание романа «Доктор Живаго». Через три года награждён Нобелевской премией по литературе, после чего был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства и ряда коллег и был вынужден отказаться от премии.
В судьбе русского интеллигента — героя романа «Доктор Живаго» (опубл. за рубежом, 1957) — обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа — лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала.
«Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни». — Борис Пастернак

Александр Иванович Куприн (1870–1938)

Александр Иванович Куприн (26 августа [7 сентября] 1870— 25 августа 1938) — знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.
В прозе Куприна оригинально соединились новаторство и традиция, причем как отечественная, так и зарубежная: гротеск Н. Гоголя, лиризм И. Тургенева, реализм Ф. Достоевского, «диалектика души» Л. Толстого, экзотика Р. Киплинга, авантюрность Дж. Лондона, фантастичность Г. Уэллса. Перенимая у А. Чехова «простоту фразы», А. Куприн идет путем усложнения сюжетной линии, обострения конфликта, романтической театральности.
Лучшие произведения: «Впотьмах» (1892), «Молох» (1896), «Олеся» (1898), «На переломе» (1900), «Поединок» (1905), цикл рассказов «Листригоны» (1907–1911), «Яма» (1909—1915), «Гранатовый браслет» (1910), «Юнкера» (1928—1932)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин; 15 января 1826 — 28 апреля [10 мая] 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.
Острый ум, смелость и тяга к высмеиванию пороков- так можно охарактеризовать Михаила Салтыкова -Щедрина и его творчество в цело
»Прокурор русской общественной жизни» — так называли его современники. Салтыков-Щедрин написал немало сатирических сказок, очерков. Он критически относился ко многому в России, но Россию он любил. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России, — писал Щедрин.

Известные произведения: «История одного города» (1869—1870), «Господа Головлёвы» (1875—1880)», Дикий помещик» (1869), «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пескарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884)

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)

Алексей Николаевич Толстой (29 декабря 1882 (10 января 1883)— 23 февраля 1945) — русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1945 — посмертно).
Трехтомный роман — эпопея «Хождение по мукам», над которым Толстой работал ровно 20 лет, с 1921 по 1941 год, – одно из самых масштабных произведений русской литературы ХХ века, о котором сам автор справедливо писал: «Хождение по мукам» – это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи»
Главные произведения: Пётр Первый (1929-1945), Хождение по мукам (1922-1941),
Гиперболоид инженера Гарина (1927), Аэлита (1923), Золотой ключик, или Приключения Буратино (1935)

Ильф и Петров (1897-1937) и (1902-1942)

Ильф и Петров — советские писатели – сатирики Илья Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942). Уроженцы города Одесса. Авторы совместно написали знаменитые романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931) о похождениях талантливого мошенника и авантюриста Остапа Бендера, показав сатирические типы и советские нравы 20-х годов. Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались, переиздавались в СССР и переведены на многие иностранные языки.
— Вы довольно пошлый человек,— возражал Бендер,— вы любите деньги больше, чем надо.
Двенадцать стульев

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)

Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892— 14 июля 1968) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.
Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965; 1966; 1967; 1968).
В 1945–1963 гг. Паустовский писал свое главное произведение – автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», – Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.
Стиль писателя можно назвать безупречным: чтение любой книги Паустовского — это погружение в великолепный русский язык. Проза Паустовского обладает магическим свойством: про какое бы место он ни писал, читателей туда начинает неудержимо тянуть.

Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын (1918-2008)

Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын (11 декабря 1918 — 3 августа 2008) — русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России.
Основные сочинения — «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Красное колесо», «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус».
Участник Великой Отечественной войны. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). В течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступал против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.
Помимо художественных сочинений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими художественно-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.

Андрей Платонович Платонов (1899–1951)

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов; 16 августа 1899— 5 января 1951) — русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, журналист.
Военный корреспондент, участник Великой Отечественной войны.
Его считают одним из наиболее самобытных литераторов первой половины XX века. Прозаик отличался оригинальным языком и манерой повествования. Его произведения наполнены косноязычием, поразительной шероховатостью слов и огромным количеством метафор.
Андрей Платонов известен как создатель антиутопии и жесткой сатиры на первую пятилетку «Котлован», которая была запрещена в СССР, а хранившие её подвергались репрессиям.
Также самыми известными в творчестве Платонова стали роман «Чевенгур», который многие называли аллюзией на Евангелие, повести «Епифанские шлюзы», «Река Потудань» и «Происхождение мастера». Его лучшие сочинения были опубликованы уже после смерти автора.
Иосиф Бродский в своём эссе «Катастрофы в воздухе» упоминает Андрея Платонова в одном ряду с Джеймсом Джойсом, Робертом Музилем и Францем Кафкой.

Николай Семенович Лесков (1831–1895)

Николай Семёнович Лесков (4 февраля 1831— 21 февраля [5 марта] 1895) — русский писатель, публицист, литературный критик.
Долгое время публиковался под псевдонимом Стебницкий. В отличие от других крупных русских писателей своего времени, не принадлежал к столбовому дворянству; в сфере его интересов находились иные сословия.
В лесковской прозе отразились традиции как духовенства (житийные мотивы, церковная книжность), так и мещанства (авантюрные сюжеты, лубочная культура). Часто работая в технике сказа, придавал большое значение нюансам интонации, установке на непридуманность рассказанного, избегал простановки однозначных оценок. В своих произведениях создал обширную галерею праведников из народа. Склонность Лескова к неожиданным развязкам (пуантам) ярко проявилась в святочных рассказах и новеллах-анекдотах. В конце жизни примыкал к толстовству.
Известные произведения: Левша (1881) , Леди Макбет Мценского уезда (1864), Очарованный странник ( 1873), Соборяне (1872)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин; 25 октября [6 ноября] 1852— 2 ноября 1912) — русский писатель-прозаик и драматург.
За свою биографию Дмитрий Мамин-Сибиряк издал 15 романов, написанных в духе реализма. В своих романах и рассказах писатель рассказывал о жизни простых людей, проживавших в Сибири и на Урале, а также затрагивал процессы изменения общественного сознания, норм права и морали, происходившие в пореформенные годы в период активной капитализации России.
Наиболее популярные произведения писателя: «Черты из жизни Пепко»; «Падающие звезды»; «Мумма»; «Аленушкины сказки»; «Приваловские миллионы».
Последнюю из представленных книг критики назвали жемчужиной творчества Мамина-Сибиряка.

Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)

Владимир Клавдиевич Арсеньев (29 августа [10 сентября] 1872— 4 сентября 1930) — талантливый русский писатель, путешественник, ученый, известный исследователь Дальнего Востока, внесший большой вклад в изучение географии, этнографии и природных ресурсов региона.
Руководил рядом экспедиций по исследованию горных районов Уссурийского края (Сихотэ-Алинские экспедиции 1906, 1907, 1908—1910 гг.).
Его научные труды и литературные произведения издавались на 36 языках народов мира. Высокую оценку его научных и литературных заслуг дали Максим Горький, Фритьоф Нансен, Свен Гедин.
С 1908 г. Арсеньев начал публиковать очерки, объединенные общим названием «Из путевого дневника». С 1920-х годов начали выходить ставшие популярными книги Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня», «Сквозь тайгу», в которых научная точность описаний дальневосточной природы сочеталась с увлекательным изложением. Для книг писателя-путешественника характерны сочетание научной обстоятельности с увлекательностью изложения, тонкое чувство природы, лаконизм и красочность языка.

Евгений Иванович Замятин (1884-1937)

Евгений Иванович Замятин (20 января [1 февраля] 1884— 10 марта 1937) — русский писатель, критик и публицист, киносценарист.
Он не был плодовитым писателем, и большинство его произведений неизвестны широкой аудитории, но в истории он остался как автор романа «Мы» — первой антиутопии в ее современном понимании.
Его главное произведение отражает все его взгляды на роль государства как аппарата подчинения и на обратную сторону технического прогресса.
3амятин — блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. Он писал в стиле «орнаментальной прозы» А. Ремизова, доведя её до сатирического, часто гротескного сюрреализма, который называл неореализмом. В стремлении 3амятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.
— Вольфганг Казак

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Русские писатели по алфавиту. Википедия
ru.wikipedia.org/wiki 

Великие российские писатели. Список
culture.ru/literature

Полные биографии известных российских писателей. Личная жизнь, интересные факты из жизни на Портале «Культура.РФ».

Книги на Литрес. Раздел Великие писатели
litres.ru/tags/velikie-pisateli

Любимые русские писатели XX века. Проект Arzamas.academy
arzamas.academy

Топ 55 русских писателей XX века по результатам голосования читателей

Список лауреатов Нобелевской премии по литературе
ru.wikipedia.org

Нобелевская премия по литературе— престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти Нобелевских премий, учреждённых Альфредом Нобелем в его завещании, написанном 27 ноября 1895 года в Париже

Рейтинг 100 лучших писателей всех времен 100bestbooks.ru
100bestbooks.ru

Список лучших писателей всех времен составляется на основе результатов онлайн голосования за список «100 лучших книг всех времен». Рейтинг писателей подсчитывается по специальной формуле по результатам голосования за книги, входящие в список

ВИДЕО


Плейлист. Великие писатели и поэты

youtube.com/watch

Биографии писателей

Лекция Дмитрия Быкова — «Писатели на фронте»

youtu.be

Из цикла лекций «Новой газеты»

ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ. ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ И УСЛУГИ


Фоксфорд
foxford.ru
онлайн-школа, поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ

Инглекс
englex.ru
занятия по английскому с сильными преподавателями

Ваш Репетитор
repetitors.info
профессиональные репетиторы по всем предметам

Тетрика
tetrika-school.ru
онлайн-репетиторы для высоких результатов

Skyeng
skyeng.ru
онлайн школа – английский язык

TutorOnline
tutoronline.ru
сервис занятий с репетитором в формате онлайн

Postupi.online
postupi.online
сервис для старшеклассников (абитуриентов) 

  • Рассказ о изобретении леонардо да винчи
  • Рассказ о илье муромце описание
  • Рассказ о илоне маске на английском
  • Рассказ о известном художнике
  • Рассказ о известном человеке с ограниченными возможностями обществознание 6 класс лина по