Рассказ о известном художнике

Великие русские художники-портретистыпортреты самых известных русских художниковсамые дорогие портреты русских художников портретная живопись на руси появилась еще в эпоху средневековья

Великие русские художники-портретисты
Портреты самых известных русских художников
Самые дорогие портреты русских художников

Портретная живопись на Руси появилась еще в эпоху Средневековья и ограничивалась в основном писанием икон, хотя есть и более ранние произведения от XI и XII веков. Первые портреты конкретных людей стали появляться лишь в XVII веке, однако многие из них не дошли до нашего времени. Поэтому мы рассмотрим известных живописцев XVIII – XX веков, чьи работы сегодня представлены в государственных и частных коллекциях и высоко ценятся на аукционах.

Великие русские художники-портретисты

Начнем рассмотрение списка известных русских художников с Боровиковcкого и Кипренского, трудившихся в XVIII – начале XIX веков.

Владимир Боровиковский начинал свою живопись с иконописи, однако после переезда в Санкт-Петербург быстро прославился на весь город своими прекрасными портретами. Его заметила сама Екатерина II, поэтому художнику позировала не только она, но многие знатные особы и целые семейства. В те годы набирал моду сентиментализм, который в исполнении Боровиковского умело сочетался с академической живописью. В результате этого акцент смещался со статуса на индивидуальность героя, на передачу его чувств и внутреннего мира через плавность линий, мягкость переходов, органично подобранный фон. Яркими примерами его портретов являются «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», потрет М. Лопухиной, портрет Павла I и другие.

В. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». 1794 г.

В. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». 1794 г.

Знатные особы заметили и талантливого Ореста Кипренского. Они пригласили его работать при дворе великой княгини Екатерины Павловны, а затем при поддержке императрицы помогли совершить поездку за рубеж для знакомства с работами известных мастеров. Кипренский рисовал не только богатых персон, но и запечатлел популярных современников, благодаря чему сохранились прекрасные портреты Пушкина, Жуковского, Давыдова, Трубецкого и многих других выдающихся людей. Его трудами на свет появились и портреты многих участников Отечественной войны 1812 года.

О. Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827 г.

О. Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827 г.

В XIX веке трудилась целая плеяда талантливых русских художников, среди которых такие известные мастера, как Репин, Васнецов, Суриков, Брюллов, Перов и другие. Каждый из них внес в русскую портретную живопись что-то свое, что способствовало расцвету этого жанра.

Карл Брюллов стал основателем романтического портрета, так как он уделял большое внимание не статусу героя или передаче его портретного сходства, а его психологическому образу. Благодаря особому колориту, передаче эмоций и подбору подходящего интерьера художнику удавалось знакомить зрителя с характером и интересами героя.

К.П. Брюллов. «Всадница». 1832 г.

К.П. Брюллов. «Всадница». 1832 г.

Василий Перов работал над неким социально-психологическим портретом, демонстрируя духовный мир через разнообразные чувства моделей. Критики отмечали, что художнику удалось добиться невероятной правдивости в своей портретной живописи и чего-то неизменного, что никогда не выйдет из моды. Перов написал множество портретов известных русских писателей, ученых, деятельных персон. Многие из них художник писал по заданию Павла Третьякова, и они выходили столь удачно, что образы различных известных русских представителей культуры, искусства или науки слились с теми, что созданы умелой рукой талантливого Перова.

В. Перов. Портрет Ф. Достоевского. 1872 г.

В. Перов. Портрет Ф. Достоевского. 1872 г.

Блестящими портретами известных людей порадовал зрителей и известный живописец Илья Репин. Он создал столь огромную серию великолепных портретов своих современников, что превзошел в этом остальных портретистов. Если одни художники сосредотачивались на чувствах своих моделей, другие на их характере, то Репин пытался изобразить каждого известного человека как творчески мыслящую личность. И этот живой пытливый ум читается во взгляде многих его героев, среди которых были такие известные люди, как Толстой, Шишкин, Пирогов и Мусоргский.

И. Репин. Портрет писателя Л. Толстого. 1887 г.

И. Репин. Портрет писателя Л. Толстого. 1887 г.

Интеллигенцию изображали и такие художники, как Крамской, Маковский, Васнецов или Суриков. Иван Крамской использовал особый глухой фон, который позволял зрителю сосредоточиться только на чертах лица изображенной персоны и не рассматривать ненужные детали. Константин Маковский, напротив, окружал каждого героя изобилием деталей, а самого его изображал идеальным в роскошной обстановке. Критикам такой подход не нравился, однако заказчики нисколько не были против такой идеализации и платили художнику огромные деньги. Для Виктора Васнецова и Василия Сурикова портретная живопись основной не была, тем не менее, они подарили миру множество прекрасных работ.

К. Маковский. Портрет В. Волконской. 1884 г.

К. Маковский. Портрет В. Волконской. 1884 г.

В XX веке яркие портреты представили общественности Коровин, Серов, Богданов-Бельский, Нестеров и многие другие. В этот период в портретной живописи начинается уход от академической школы и развиваются разнообразные живописные стили. Так, Константин Коровин и Валентин Серов в числе первых создали картины в стиле импрессионизма. Портрет хористки Коровина даже сняли с выставки, посчитав слишком вызывающим и непонятным, однако позже он был признан подлинным шедевром, равно как и «Девочка с персиками» Серова. У Зинаиды Серебряковой импрессионистская манера письма наложилась на умение подмечать все красивое. Ее модели выглядели хрупкими и женственными, что значительно выделяло ее работы среди других.

З. Серебрякова. Портрет О. Лансере. 1910 г.

З. Серебрякова. Портрет О. Лансере. 1910 г.

У Бориса Кустодиева к импрессионизму добавился модерн: помимо характерных для импрессионистов широких мазков он использовал прием разворота героя на три четверти к зрителю и размещения его в углу комнаты.

Б. Кустодиев. Портрет Ю. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908 г.

Б. Кустодиев. Портрет Ю. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908 г.

Константин Сомов изобрел так называемый ретроспективный портрет, при котором он изображал модель в нарядах или обстановке прошлых столетий.

К. Сомов. Портрет Е.П. Носовой. 1911 г.

К. Сомов. Портрет Е.П. Носовой. 1911 г.

Портреты самых известных русских художников

Рассмотрим ряд известных работ именитых русских портретистов, которые высоко оценили зрители и коллеги по цеху.

У Владимира Боровиковского назовем несколько чувственных портретов женщин: портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных, портрет М.И. Лопухиной и портрет Е.А. Нарышкиной. Все три работы написаны художником в течение пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первое место выдвигается женственность, мягкость и чувственность девушек вместо их высокого положения в обществе, что подчеркивается спокойным гармоничным фоном, плавными линиями и мягкими переходами одного оттенка в другой. Такой подход был оригинальным для своего времени и быстро сделал художника знаменитым.

Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802 г.

Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802 г.

У Кипренского есть такие широко известные произведения как «Бедная Лиза», портрет В.А. Жуковского, портрет отца А.К. Швальбе, упомянутый выше портрет А.С. Пушкина и автопортрет 1828 года. Расскажем подробнее о последнем. В автопортрете Кипренский изобразил себя в характерной для него манере романтизма. Мы видим на нем восточный халат, на которые тогда была мода, некоторую небрежность в прическе и рубашке и целую гамму чувств на лице. Это и любезная полуулыбка, и проницательность ко всему происходящему, и некоторая тревога за будущее. Интересно, что за несколько лет до этого в 1820 году художник написал более строгий автопортрет по заказу галереи Уффици, расположенной во Флоренции (старейшая и наиболее известная в Европе галерея). Фактически Кипренский стал одним из первых русских художников, чья работа украсила знаменитую галерею. Рассматриваемый нами автопортрет от 1828 года тоже не остался незамеченным, так как в 1870 году его приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков. Работа и поныне находится в Третьяковской галерее.

О. Кипренский. Автопортрет. 1828 г.

О. Кипренский. Автопортрет. 1828 г.

У Карла Брюллова помимо упомянутой выше картины «Всадница» есть замечательные портреты знаменитого баснописца И.А. Крылова, княгини М.А. Бек и картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». О последних расскажем подробнее, так как они стали судьбоносными в жизни художника.

К. Брюллов. «Итальянское утро». 1823 г.

К. Брюллов. «Итальянское утро». 1823 г.

Жанровый портрет «Итальянское утро» с изображением полуобнаженной умывающейся девушки сделал Брюллова известным и столь понравился Обществу поощрения художников, что оно преподнесло его императору Николаю I и его супруге. Императорская чета наградила мастера бриллиантовым перстнем и заказала парную к ней картину. Однако вторая работа под названием «Итальянский полдень» привела к обратному эффекту: коллеги по живописи обвинили художника в том, что он отошел от академических эталонов красоты и осмелился рисовать пышнотелую девицу. Брюллов в ответ на такое неприятие разорвал связи с обществом художников и заявил, что картина — не статуя, и в ней вполне допустимо приближаться к тем формам, которые реалистичны и больше нравятся нам.

К. Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 г.

К. Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 г.

Среди многочисленных удачных портретов Перова мы в качестве примера возьмем портрет Островского. Эту картину считают одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил творчество Островского и запечатлел его без пафоса и прикрас таким, каким нередко видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона или красивых атрибутов. Это помогает сосредоточиться на его пытливом взгляде, проницательности и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известным, переместился в Третьяковскую галерею и позже неоднократно печатался на марках.

В. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871 г.

В. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871 г.

Как мы отметили ранее, Илья Репин создал огромную галерею портретов популярных современников. Среди них особенно отметим портрет Мусоргского, ставший одной из известнейших работ именитого русского художника. Это единственный портрет, который был создан при жизни Мусоргского, ушедшего из жизни всего в 42 года. Нашего современника может удивить, почему великий композитор изображен с красным носом в халате и всклокоченными волосами. Но это вполне объяснимо, так как Репин спешно писал его портрет в больнице за несколько дней до кончины композитора. Художник не отступил от своих принципов реализма и показал великую личность во всей полноте и многогранности. С одной стороны, мы видим изможденного алкоголизмом, неприятием общества и болезнью человека, с другой сильного человека с ясным и пытливым взглядом.

И. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881 г.

И. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881 г.

У Кустодиева не менее популярен портрет Федора Шаляпина, ставший одним из лучших в портретной живописи мастера. Несмотря на то, что художник на момент написания портрета был прикован к инвалидному креслу, он не отказался от идеи написать большой двухметровый холст. Чтобы воплотить ее в жизнь, Кустодиеву приходилось работать над отдельными частями портрета в положении полулежа и использовать специальные устройства для наклона холста. Жанровый портрет полностью отражал народный дух оперного певца и так понравился ему, что Шаляпин высокого ценил его и бережно хранил в своем доме. Кустодиев же сделал уменьшенную авторскую копию и представлял ее на выставках. Позже обе работы были переданы в музеи, где и хранятся сегодня.

Б. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922 г.

Б. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922 г.

Еще одним популярным портретом стала картина Сомова «Дама в голубом». Игорь Грабарь даже называл ее «Джокондой современности», настолько точно образ женщины отражал характер Серебряного века. Современники художника были одновременно и захвачены жизнью, и испытывали грусть от недоверия к ней. Особенностью портрета стали не только противоречивые чувства дамы, но и ее странный наряд из предыдущих веков. Картину быстро заметили на выставке «Мир искусства», однако в Третьяковскую галерею она попала только благодаря В. Серову, так как другие Члены Совета галереи не хотели голосовать за странную работу.

К. Сомов. «Дама в голубом». 1897–1900 гг.

К. Сомов. «Дама в голубом». 1897–1900 гг.

Самые дорогие портреты русских художников

Посмотрим, искусство каких русских художников особенно ценится на крупных аукционах в последнее время. Мы рассмотрим несколько наиболее крупных уходов портретов в период с 2000 по 2020 годы.

Первую тройку самых дорогих портретов открывают образы женщин. Дороже всего оценили образ актрисы кабаре, запечатленной художницей Тамарой де Лемпицки в работе Portrait de Marjorie Ferry. Эта работа была выставлена в аукционном доме Christie`s в 2020 году и ушла с молотка за 21 млн долларов (16,3 млн фунтов стерлингов).

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

На втором месте оказался портрет «Шокко» художника Алексея Явленского. Картина была представлена на аукционе Sotheby`s в 2008 году и ушла за 18,6 млн долларов.

А. Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)». Около 1910 г.

А. Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)». Около 1910 г.

Замыкает тройку портрет Марии Цетлиной, созданный Валентином Серовым. Это великолепная работа попала на аукцион Christie`s в 2014 году из музея и, конечно, вызвала ажиотаж среди покупателей. Ее охотно купили за 14,5 млн долларов (9,3 млн фунтов). Подробнее о трех описанных картинах вы можете почитать в статье о самых известных женских портретах.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

На четвертом месте расположился портрет «Маленький ковбой», созданный известным русских художником Николаем Фешиным. Эта работа поступила на аукцион MacDougall`s в 2010 году из галереи Stendahl Лос-Анджелеса. Холст считается одним из самых блестящих портретов художника, в котором Фешину удалось создать целостный и колористически изящный образ маленького ковбоя. Так как за полгода до этого картина уже уходила с аукциона William Doyle за 500 тыс. евро, на MacDougall ее выставили по стартовой цене 500-700 тыс. фунтов. Однако один из телефонных покупателей так горячился, что нередко прибавлял сразу по полмиллиона фунтов. В итоге жарких торгов цена взлетела до рекордных 7 млн фунтов (10,9 млн долларов), что стало сенсационной продажей. После этого Фешин оказался в десятке самых дорогих продаж картин в категории русской живописи. На февраль 2021 года он переместился на 13 место, но по-прежнему обгоняет своего учителя Илью Репина.

Н.И. Фешин. «Маленький ковбой». 1940 г.

Н.И. Фешин. «Маленький ковбой». 1940 г.

Еще один портрет, проданный за миллионы долларов, принадлежит талантливому русскому художнику Юрию Анненкову. Живописец создавал картины в своей оригинальной манере, используя самые разные приемы, смешивая стили и направления так, что даже критики не могли предугадать его следующей работы. Именно эта оригинальность и живописная смелость привели его к славе и узнаваемости его картин, особенно портретов. В 2014 году на торги аукционного дома Christie`s попал один из таких ярких портретов, созданный в смешанных стилях. На картине запечатлен А.Н. Тихонов, а сама она экспонировалась на международной выставке в Венеции в 1924 году. С аукциона портрет ушел за 6,2 млн долларов (4 млн фунтов).

Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Портреты известных русских художников можно перечислять еще долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но и пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни из них писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через женские портреты, а третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов.

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 505. Аксельрод Меер Моисеевич (Meer Akselrod) (1902-1970).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Меер Моисеевич Аксельрод — известный советский художник, график, живописец, член общества «4 искусства», автор цикла «Немецкая оккупация», сделанного в годы Великой Отечественной войны.

Меер Аксельрод родился в местечке Молодечно Виленской губернии Российской империи. В 1913 году поступил в знаменитую школу Юделя Моисеевича Пэна (1854—1937). Посещал вечерний класс рисовальной школы В.Н. Перельмана. С 1921 по 1928 год учился во ВХУТЕМАСе.

Преподавал в ВХУТЕИНе (Высшем художественно-техническом институте) и Текстильном институте (1928—1932). Был членом общества «4 искусства», вступил в Московский Союз художников в 1932 году. Начиная с 1931 года попал вместе с многими известными художниками под кампанию по борьбе с формализмом, хотя еще в 1934 году его картины выставлялись во Франции. Многие картины Меера Аксельрода посвящены сюжетам из жизни российских евреев. В 1944 году в Алма-Ате состоялась персональная выставка Аксельрода. После войны участвовал в групповой выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966 году, там было экспонировано около 250 картин художника.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Особенностью Аксельрода можно считать то, что он не подпал под влияние никаких «-измов». Художник не разделял ни концепцию кубизма, ни экспрессионизма, ни супрематизма, а как это было в духе времени, как модно!..Под идеологию социализма он тоже не подходил. А дело все в том, что Аксельрод всю жизнь разделял только одну концепцию — свою. Не случайно Арсений Тарковский сказал о нем, что это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком» (Ната Гольдина, искусствовед).
«Улица в Переславле-Залесском», 1960-е годы, картон, темпера, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Увидев на выставке, состоявшейся в 1966 году в Москве, более двухсот пятидесяти работ Меера Аксельрода, Г. Рошаль сказал: «Горе обжигало его. Много картин пришлось мне видеть, говорящих об этих трагических и страшных лагерях…
И многие, как в кинофильмах, так и в картинах, тщательно выписывая униженность людей, иногда забывают о прекрасном в людях даже в минуту их вынужденного падения. Люди картин Аксельрода человечны, красивы, очень красивы прощальной красотой предсмертной боли и муки…».
«Серия «Немецкая окупация» Расстрел», 1944 год, бумага, гуашь, 82 Х 73 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Меер Моисеевич Аксельрод родился 5 [18] июля 1902 года в небольшом местечке Молодечно Виленской губернии Российской империи, где по переписи 1897 года из 2393 жителей было 1165 евреев. Родители будущего художника занимались кустарным промыслом и мелкой торговлей, мечтая, чтобы и их сын продолжил семейное дело. Когда пришло время, Меер начал посещать традиционный хедер — базовую начальную школу в традиционной еврейской ашкеназской системе образования.
«Мисхор», 1934 год, бумага, гуашь, 54,5 х 39 см., Пост. от Р. Р. Рубина в 1986 году. Историко-краеведческий и художественный музей, Тула.

В одиннадцать лет увлекся рисованием и в 1913 году поступил в знаменитую школу Юделя Моисеевича Пэна (1854—1937) — прекрасного педагога и видного деятеля «Еврейского ренессанса» в искусстве начала ХХ века, прославившегося, в том числе, и своими звездными учениками: Марком Шагалом (1887—1985) и Ильей Мазелем (1890—1967).
«Жёлтые горы», 1960-е годы, картон, темпера, Ярославский художественный музей.

С началом Первой Мировой войны началось изгнание властями евреев из прифронтовой полосы из опасения того, что из-за сходства языков они станут сотрудничать с немцами. Родители Меера вынужденно переехали в Тамбов, где мальчик стал регулярно посещать вечерний класс рисовальной школы В.Н. Перельмана (1892—1967). Трудные это были времена. В окрестностях Тамбова безнаказанно хозяйничали бандиты. Четырнадцатилетний Меер регулярно работал с холстом на природе. Однажды он писал пейзаж на опушке леса. Внезапно за спиной вырос человек с ружьем: «Ты что тут делаешь?» — «Рисую», — растерянно ответил подросток. Этот простодушный ответ поверг бандита в такое замешательство, что он не тронул перепуганного парнишку. Воспоминания об этом времени впоследствии легли в основу цикла художника «Война. Беженцы», созданного им в 1920-е годы.
«Пейзаж с церковью», 1960 год, картон, темпера, частное собрание.

С 1918 года Меер жил в Минске, поскольку в Молодечно вернуться не представлялось возможным — город стал заграницей, отойдя Польше. Зарабатывал на жизнь рекламными плакатами для кинотеатров, в 1919 году окончил реальное училище. В 1919 году после завершения обучения Аксельрод ушел добровольцем в Красную Армию, работал чертежником в Управлении связи Западного фронта в Минске, позже в Смоленске. Здесь он продолжил художественное образование, регулярно посещая по вечерам изостудию Пролеткульта, руководимую Владимиром Штранихом (1888—1981).
«Весна», 1960-е годы, картон, темпера, частное собрание.

В 1921 году Аксельрод начал преподавать в школах рисование, тогда же дебютируя своими 36 работами в первой групповой художественной выставке белорусских художников в Минске. Выставка для Меера прошла удачно, его работы были замечены и он получил рекомендательное письмо и направление в Московский ВХУТЕМАС от Давида Штеренберга (1881—1948) — видного советского художника и графика того времени, одного из основных представителей современного русского изобразительного искусства первой половины XX века.
«Гурзуф», 1960-е годы, картон, темпера, частное собрание.

С 1921 по 1928 год Аксельрод учился на графическом факультете ВХУТЕМАСа у Владимира Фаворского (1886—1964), Константина Истомина (1886—1942), Сергея Герасимова (1881—1963), Александра Родченко (1891—1956). Молодой художник вступил в общество «4 искусства», выставлялся на трех выставках этого общества в Москве и в Ленинграде вместе с плеядой блестящих мастеров того времени: Эль Лисицким (1890—1941), Павлом Кузнецовым (1878—1968), Мартиросом Сарьяном (1880—1972), Кузьмой Петровым-Водкиным (1878—1939), Константином Истоминым. Аксельрод выставлял работы из серии «Местечко», исполненные во время его ежегодных поездок в Белоруссию. Дарование молодого художника было высоко оценено ведущими художественными критиками того времени — А.Эфросом, А.Сидоровым, А.Федоровым-Давыдовым.
«Начальник Политотдела. Из серии Еврейский национальный район», 1936 год, бумага, акварель, гуашь, частное собрание.

После окончания художественного института Аксельрод остался на преподавательской работе в ВХУТЕИНе (Высшем художественно-техническом институте) и Текстильном институте (1928—1932). В эти годы его работы начали экспонироваться на крупных международных выставках в Швейцарии, Голландии, Франции, США. В 1932 году Меер Аксельрод был принят в члены МОСХ.
«Портрет художника Л.Я. Зевина», 1928 год, бумага, акварель, гуашь, частное собрание.

Необходимо отметить, что художественная манера Меера Аксельрода определилась довольно рано — где-то на самом «стыке» живописи и графики: рисунок кистью художник предпочитал карандашному, а гуашь и темперу — живописи маслом. Все последующее творчество художника было пронизано любовью к еврейскому народу, болью за его судьбу. Бедные еврейские местечки Белоруссии, иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема и Исаака Бабеля, цикл композиций «Гетто» стали, в конце концов, визитной карточкой художника. Многие картины художника были посвящены сюжетам из жизни российских евреев, серия «Гетто» (1968—1969), серия «В степи» — по впечатлениям от поездки в сельскохозяйственную еврейскую коммуну в Крыму в 1930 — 1931 годах.
«Площадь у гостиницы Метрополь», 1945 год, картон, темпера, Самарский областной художественный музей.

Он всегда казался каким-то особенным, очень доверчивым художником. Каждый его пейзаж — всегда мягкий, лиричный. Характерным было отсутствие сюжета, но зато присутствие бытия. Практически полное отсутствие бытовых жанровых сценок с подробностями, с мелкой проработкой деталей. Аксельрод никогда не зацикливался на мелких бытовых мелочах — он всегда рассматривал шире. Любая сценка у него — не просто житейский мотив, а что-то вневременное. Фиксация не события, но его сути, явления. Цвет работал на образ, художник мыслил цветом, а не просто заполнял пространство между контурами. Старики, старухи, нищие, переселенцы, опять старики — образ бездомности, бесприютности витал надо всем.
«В поле», 1960-е годы, картон, темпера, Тверская областная картинная галерея.

В 1929 году в жизни Меера Моисеевича произошло знаменательное событие — художник женился на Ривке Рубиной, впоследствии известной еврейской писательнице. В 1930-1931 годах он дважды посетил сельскохозяйственную коммуну «Войо Ново» (названа на эсперанто), основанную евреями, вернувшимися из Палестины, наблюдения и зарисовки в коммуне оказали сильное влияние на дальнейшее творчество художника. Начиная с 1931 года, Меер Аксельрод попал вместе с многими известными художниками под кампанию по борьбе с формализмом, хотя еще в 1934 году его картины выставлялись во Франции. Он активно порицался в советских газетах за пессимизм, набросочность, деформации, незаконченность, экспрессионизм и даже близость к Модильяни. Вынужден был перейти к иллюстрации книг и работе в театре. В частности, работал в белорусском ГОСЕТе (Государственном еврейском театре), иногда и в московском ГОСЕТе.
«Дом в Гурзуфе», 1960-е годы, карандаш, пастель, акварель, бумага, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Начало войны Меер Аксельрод встретил в столице. В конце 1941 года его семья была эвакуирована в Тамбов, а сам Меер Моисеевич остался в Москве, пытаясь узнать о судьбе арестованного брата, поэта Зелика Аксельрода, и ожидая призыва в армию. Великая Отечественная война принесла страшное обжигающее горе и неисчислимые страдания всему советскому народу вне зависимости от национальности.
«Серия «Немецкая окупация» На расстрел», 1944 год, бумага, гуашь, 36,5 Х 31 см., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Горе пришло и в дом героя нашего повествования — меньше чем за два года он потерял младшего брата, писавшего на языке идиш поэта Зелика Аксельрода (1904—1941), друзей-художников: Якова Аптера (1899—1941), Льва Зевина (1903—1942), Арона Кравцова (1896—1942)… Если бы не нападение нацистской Германии на Советский Союз были бы живы трое друзей-художников, погибших на фронте в рядах народного ополчения. Неизвестно, как сложилась бы судьба брата, арестованного в Минске накануне войны органами НКВД, но расстреляного безо всякого приговора (даже сугубо формального) исключительно потому, что в связи с быстрым продвижением немецких войск к Минску тюрьму в авральном порядке ликвидировали.
«Изгнание евреев», 1950-е годы, бумага, акварель, карандаш, тушь, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

Осенью 1941 года Меер Аксельрод был мобилизован, но вскоре после мобилизации был отозван Сергеем Эйзенштейном для работы в съемочной группе фильма «Иван Грозный» в Алма-Ате. По дороге туда художник забрал семью из Тамбова. Был в эвакуации в Алма-Ате в 1941—1943 годах, где оказывал поддержку еврейским беженцам из Польши. В 1944 году в Алма-Ате состоялась персональная выставка Меера Аксельрода.
«Серия «Немецкая окупация» Насильники», 1942 год, бумага, гуашь, 41 Х 61 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В годы войны Аксельрод создал уникальный по выразительности и объему цикл акварелей и гуашей «Немецкая оккупация». До конца 40-х годов, вплоть до закрытия издательства «Дер Эмес», он иллюстрировал книги еврейских писателей Шолом-Алейхема, И.Переца, Д.Бергельсона.
«Серия «Немецкая окупация» Повозка», 1942 год, бумага, гуашь, 28 Х 36 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Серия «Немецкая окупация» Зверства немцев», 1942 год, бумага, гуашь, 32 Х 44 см., Государственая Третьяковская галерея, Москва.

После войны Меер Моисеевич участвовал в групповой выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966 году, там было экспонировано около 250 картин. В 1968 году состоялась персональная выставка художника в Ростове-на-Дону. На склоне лет, в предпоследний год жизни, давно уже перебравшись в Москву, Аксельрод мысленно вернулся в город юности, создав серию работ «Воспоминания о старом Минске». Тогда же, во второй половине 1960-х, как бы подводя итог всему своему творческому пути, он работал над серией, именуемой в литературе о художнике «Гетто». Хотя название это едва ли точное. Четыре работы из этой серии: «Старики, женщины, дети», «В укрытии», «Дым» и «В женском лагере», созданные в 1969 году, воспроизведены в изданном в 1993 году в Иерусалиме альбоме художника.
«Хозяйственные строения», 1967 год, картон, темпера, 72 х 54,5 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Меер Моисеевич Аксельрод скончался от нераспознанного инфаркта 10 января 1970 года в одной из московских больниц. Художника похоронили на старой, еврейской части Востряковского кладбища в Москве. Ни одной прижизненной персональной выставки в Москве он так и не дождался. С 1972 года произведения Меера Моисеевича Аксельрода стали экспонировать по всему миру. Однако, ни одна из этих выставок не в состоянии была отразить с исчерпывающей полнотой творческое наследие художника.
«Медведь-гора», 1960-е годы, картон, темпера, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Посмертные персональные выставки художника прошли в Москве в 1972 году, Ленинграде в 1973 году, Москве в 1982 году. Кроме этого, выставки мастера прошли в 1990-х и 2000-х годах в Нью-Йорке, Лондоне, городах Германии и Израиля. Творчество Меера Аксельрода очень высоко ценил поэт Арсений Тарковский: «Это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком… Вы видите совершенно наглядно, какие прекрасные плоды это приносит, как дорого то, что делается людьми такого рода, которые с подлинно святым упрямством, с железной волей пробиваются сквозь все преграды».
«Берег. Сваи», 1960-е годы, картон, темпера, Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, других художественных музеях России и дальнего зарубежья, а также в многочисленных частных собраниях по обе стороны океана.
«На консервном заводе», 1934 год, бумага, акварель, 44 х 55 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Elena Akselrod, tr. Amanda Calvert. Meer Akselrod. — Иерус.-Москва: Mesilot, 1993. — 248 с. — ISBN 965-222-514-2.
2. Georgy Fedorov. Meer Akselrod. — Moscow: Sovetskijkhudozhnik, 1982. — 134 с.
3. Ю. Герчук. Общая тетрадь. Три поколения семьи Аксельрод. (Т. 1: Меер Аксельрод. Графика. ЗеликАксельрод. Стихи. Т. 2: Михаил Яхилевич. Живопись. Елена Аксельрод. Стихи.). — Иерус.-Москва: 2W-publishing, ГМИИ им. Пушкина, 2006.
4. Елена Аксельрод. Двор на Баррикадной. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — Т. 1.
5. Общая тетрадь. Три поколения семьи Аксельрод. — М.: Мосты культуры/ Гешарим, 2006. — Т. 1.
6. Сафонов С. А., Чувилин И. А. Аксельрод Меер Моисеевич // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии.
7. Стерлигов В. В. О Меере Аксельроде // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда / Издание подготовлено Еленой Спицыной. // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. / — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. Т . 1.
«Портрет жены в белой шляпе», 1967 год, картон, темпера, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Анна АЛЕКСАНДРОВА

05.12.2021

Штрихи к полузабытому портрету: график-самородок Валериан Щеглов

Современному массовому зрителю, а равно читателю имя Валериана Щеглова почти неизвестно. Причина этого, возможно, кроется в его красном прошлом: он воспевал революцию, выполнил множество работ, посвященных 1917 году и Гражданской войне. Подобное забвение представляется несправедливым. Ведь этот талантливый график создавал не только образцы агитпропа, но и прекрасные иллюстрации к книгам лучших советских поэтов и прозаиков.

Книги, в которых про него рассказывается, вышли из печати еще в советское время, поэтому информацию о художнике приходится собирать по крупицам. Известно, что он родился в Калуге, где отец Валериана заведовал городской типографией. Проявлявшего с ранних лет интерес к рисованию мальчика отдали в реальное училище, где его учителем стал Всеволод Левандовский, не только талантливый живописец, но и одаренный график. Тот обучался в Академии художеств у легендарного Павла Чистякова, воспитавшего целую плеяду таких мастеров, как Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Николай Рерих, Виктор Васнецов.

Под руководством Левандовского юный Щеглов оттачивал навыки рисунка и довольно скоро начал получать премии и наградные листы. Он мечтал пойти по стопам наставника — тоже поступить в Академию.

Однако революция и Гражданская война нарушили эти планы. Молодой художник начал работать в местной газете «Коммуна», рисовал карикатуры и плакаты. В 1920 году 19-летним вступил в ряды Красной Армии, где продолжил заниматься агитационным искусством (нарисовал плакаты «Бей Деникина!», «III Интернационал», «Все на разгром Врангеля!» и другие). По завершении кровавой междоусобицы вернулся к мысли об учебе, уехал в Ленинград, где в 1925-м поступил в рисовальную школу. В бывшей столице в то время царили особые нравы в искусстве: на коне были те, кого позже станут обвинять в газетах и на собраниях в формализме.

В 1926 году он вернулся в Калугу и возобновил сотрудничество с «Коммуной». Как отмечала искусствовед Элла Ганкина, «пребыванием в школе Общества поощрения художеств исчерпывается специальное художественное образование В.В. Щеглова». Многому он учился самостоятельно, что не помешало ему стать мастером своего дела.

В 1927-м перебрался в Москву, где начал сотрудничать с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание — сила», а также с издательством «Молодая гвардия». Нередко путешествовал, побывал в Крыму, Средней Азии, на Крайнем Севере, жил на Балтике. Сделанные в этих поездках наброски легли в основу самых разных работ. Несколько лет Щеглов трудился над иллюстрациями к пятитомному изданию «История Гражданской войны в СССР».

В одном из своих исследований Ганкина приводит его слова: «Я много работаю над темой Гражданской войны. Считаю, что те из художников, которым посчастливилось быть свидетелями зарождения Красной Армии, кто провел свои юношеские годы в ее рядах, должны упорно теперь работать над воссозданием ее героических образов. Они увлекают нас своей силой и оптимизмом. Неустанно тружусь над композицией и рисунком. Изучаю до мелочей одежду и вооружение Красной Армии периода Гражданской войны и интервенции; собираю материал об интервентах и тщательно подыскиваю типаж. Основным недостатком всех наших произведений я считаю отсутствие страсти в изображении Красной Армии. Отсутствие динамики, патетики. Искусственная «приподнятость» наряду с плохим знанием изображаемых событий приводят художника только к бесстрастным и фальшивым произведениям».

С 1933 года он сотрудничал с Государственным издательством детской литературы. Большим успехом в довоенный период пользовалась книга Ивана Папанина «На полюсе» (1939). За событиями, которые разворачивались вокруг дрейфующей станции, в то время следил весь мир, советские дети поголовно играли в «папанинцев», и рассказ о покорении Арктики пришелся как нельзя кстати. Тем более — в сопровождении чудесных цветных иллюстраций, изображавших суровые северные пейзажи и трудную жизнь среди льдин. Популярности этих рисунков не смогло помешать даже низкое качество типографской печати.

Среди авторов, чьи книги охотно оформлял этот на редкость востребованный график, был Сергей Михалков. Начало их творческой дружбе, по словам журналиста Виталия Амурского, положила книга «Товарищи» (1937), ставшая ярким публицистическим выступлением против фашизма в Испании. Через год Валериан Васильевич выполнил иллюстрации к михалковской «Границе», а в 1939-м вышло их совместное издание «Красная Армия». Щеглов, как отмечала Элла Ганкина, был художником героико-романтического плана, справедлива эта характеристика и в отношении книжных иллюстраций. К примеру, в «Красной Армии» пехотинцев, парашютистов, кавалеристов и других русских воинов он изобразил в этакой медально-чеканной манере, много общего в тех работах с его плакатами.

Сотрудничество с Михалковым было долгим и успешным. После войны художник проиллюстрировал книгу «Служу Советскому Союзу» (1948). В ней «рассказывается о семье Орловых — простой советской семье, все члены которой внесли вклад в дело освобождения Родины. В бою и в труде братья и сестры Орловы — первые по силе, мужеству и трудовой доблести. Семья Орловых, конечно, не реальная конкретная семья, это собирательный образ семьи, характерной для нашего времени. На обложке художник дает портрет братьев и сестер Орловых, идущих в День Победы по Красной площади. В тексте, в цветных акварелях дается краткий рассказ о боевых эпизодах, в которых участвовали герои, или об их трудовых подвигах» (Элла Ганкина).

Высочайшее мастерство он проявил не только в акварели, ему прекрасно удавались рисунки пером. (Эта техника недаром считается очень сложной, тут художник не имеет права на ошибку: одна неверная линия — и работа испорчена.) Из-под его пера выходили искусные, с тончайшей штриховкой вещи. Порой автор пытался приблизить такой рисунок к карандашному, чтобы передать всевозможные нюансы светотени. С годами его искусство становилось все более душевным, проникновенным, плакатное начало в нем постепенно уступало место индивидуальному, психологическому.

А плакату он сил отдал немало, особенно в годы Великой Отечественной. В первые дни войны пошел работать в «Комсомольскую правду». По словам Ганкиной, жил прямо в редакции, как, впрочем, и многие другие сотрудники, дневавшие и ночевавшие на работе. Напечатанные в «Комсомолке» рисунки использовались как фронтовыми газетами, так и изданиями в тылу. Виталий Амурский о том времени повествовал:

«Закрытые темными шторами окна. Светомаскировка. В редакции «Комсомольской правды» полным ходом идет подготовка очередного номера газеты. Немцы в нескольких десятках километров от Москвы. За столом, заваленном листами белой бумаги, красками, карандашами, перьями, — невысокий, чуть полноватый человек. Это Валериан Васильевич Щеглов. Несколько часов назад поступила информация о подвиге 28 гвардейцев-панфиловцев. Утром новость должна знать вся страна. Щеглов делает плакат-рисунок об этом событии. В этот раз художник не был на передовой и своими глазами не видел названной позднее легендарной обороны. Но опыт мастера-профессионала и те знания, которые дала ему личная солдатская судьба, помогают руке находить точные штрихи, за которыми возникает живая панорама боя, напряжение фигур. Солдатскую кашу Валериан Васильевич попробовал еще в Гражданскую войну. Жизнь армии была ему хорошо знакома… Кстати, тогда же началась и его творческая биография. Художник-любитель, он нарисовал интересный плакат… В Политуправлении Армии на эту работу обратили внимание… К 1941 году у художника была уже большая практика. Он стал профессионалом. И снова — дни и ночи плакаты».

Последний рисунок для «Комсомольской правды» он сделал уже в День Победы. По окончании войны Щеглов выполнил иллюстрации к «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. В тот раз поставил перед собой задачу: показать, как суровые испытания закалили воина, превратили его в Героя с большой буквы. На фронтисписе изображен веселый, удалой парень: «широкоскулое, улыбающееся лицо с живыми «цыганскими», по выражению Полевого, глазами… Весь облик Мересьева пронизан выражением бодрости, уверенности» (Элла Ганкина). Далее читатель как бы наблюдает эволюцию вернувшегося на фронт, несмотря на чудовищное увечье, персонажа: «Повествование достигает кульминационной точки в рисунке, изображающем Мересьева в самолете… во время воздушной атаки. Лицо летчика, его плотно сжатые губы, сдвинутые брови и устремленные вперед глаза выражают моральное торжество».

Творческое наследие Щеглова включает в себя также замечательные иллюстрации к роману Алексея Толстого «Хлеб» (пожалуй, лучшая его графика на тему Гражданской войны). Кроме того, он оформил фадеевский роман «Разгром». Иллюстрированием мэтр занимался до последних дней, а не стало его в 1984 году. Тонкие, искусные рисунки сохранили для нас дух ушедшей эпохи. Как писал Виталий Амурский, «просматривая работы Валериана Васильевича Щеглова, вы не найдете ни одной «веселой» или «забавной»… Но в каждой есть жизнь, дыхание своего времени».



Материал опубликован в ноябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Что характерно, чтобы выложить это видео на ютуб, пришлось четверо суток доказывать, что оно «не нарушает правил комьюнити» (есть скрины, если что).И монетизацию в результате всё равно сняли (ну и йух с ней, не для того делали).В общем, смотрите свежий разбор пропагандистского творчества высокопоставленных офицеров ЦРУ

Текстовая версия (но лучше смотреть видео, там наглядно):Нашей задачей было сделать исторический разбор новой части «Колл оф Дьюти», называющейся «Вангард». Сразу скажем, что сделать это достаточно сложно по целому ряду причин.

Реклама

В том числе потому, что «масштабная кампания» из рекламного описания оказалась продолжительностью примерно в пять-шесть часов. Это если делать перерывы на кофе, неторопливо выполнять некоторые миссии по стэлсу и кемперить в укромных местах, заманивая фашистов на удобные для расстрела позиции. И из этих пяти часов где-то час ушёл на прохождение короткого эпизода в джунглях, где нас постоянно убивал штыком бесшумно подбегающий японский солдат. То есть всю кампанию реально пройти за три-четыре часа, даже не пропуская сюжетных роликов и не занимаясь спидраном.
Сложно рассматривать повествование на историчность, если самой истории в игре почти не показано.
Причём если в мультиплеере игрок бегает достаточно резво, временами даже слишком, то в кампании он то крадётся, то ползёт, то хромает, да и режим бега сложно назвать таковым. Мы уверены, что в реальности под обстрелом люди гораздо быстрее передвигаются.
Отдельно нужно обязательно пнуть разработчиков за странный искусственный интеллект ботов. Враги то торчат за одним укрытием и их оттуда никак не выманить, то бегут сломя голову прямо на пулемёт. В одном месте мы прошли целый подуровень, просто засев в одной из комнат и дожидаясь, пока в неё через единственный вход забегают фашисты и расстреливая их по очереди. В некоторых случаях, если залечь, то противник вас просто не видит. Враги практически ходят по вам сверху и приходится стрелять им в промежность, просто ввиду отсутствия другого ракурса.
Зачастую выбегание противников просто заскриптовано, и если вы делаете что-то нестандартно, то это ставит их в тупик. Приезжает целая машина врагов, они начинают стрелять в стоящих вдалеке ваших компьютерных напарников (неубиваемых, само собой), а то, что вы стреляете по ним – просто игнорируют. И так далее.
В общем, за 3500 рублей вам предлагают тот же движок, что и в предыдущей части игры, общий мультиплеер, перерисованные скины оружия и ультракороткую кампанию. Ещё более короткую, чем в «Модерн Варфейр» (который сам не оригинальная игра, а ремастер). А в «ультимативной» версии за почти шесть тысяч к этому добавляется боевой пропуск и всякие мелочи для мультиплеера. Отправь платную СМС с текстом «Я не лох» на служебный номер разработчиков.
Но перейдём к собственно рассказанной нам в кампании истории. Это, конечно же, фэнтези с вымышленными персонажами и намёками на оккультизм (зомби-режим сам себя не продаст). Но у некоторых из них были реальные прототипы. С которыми тоже не всё однозначно.
Внимание! Дальше возможны спойлеры.
Всего в международном спецотряде шесть человек. Но одного из них застрелили в плену, ещё одного забили до смерти табуреткой, поэтому повествование ведётся от лица оставшихся четырёх. У всех из них есть реальные прототипы.

Реклама

Одного, британца Артура Кинсли, ради политкорректности сделали негром, хотя в реальности он был метисом Сидни Корнеллом. Второго обозвали австралийцем Лукасом Риггсом, хотя его прототип Чарльз Апхэм был жителем Новой Зеландии – по этому поводу новозеландцы даже писали возмущённые петиции и гневные письма разработчикам, потому что это их национальный герой. У советской девушки-снайпера тоже есть реальный прототип – это Людмила Михайловна Павличенко (в девичестве Белова). Но в играх серии «Колл оф Дьюти» не может быть позитивного русского персонажа, поэтому её сделали еврейкой. И лишь с четвёртым, лётчиком Вейдом Джексоном, вроде всё нормально. Не уверены, потому что не слишком хорошо знаем его, Вернона Ларсена Митчелла, биографию – может и там есть косяки.
Кстати, все четверо обладают особыми способностями, каждый своей, но использовать их получается буквально по паре раз на каждого за всю кампанию.
Давайте поподробнее о нашем, родном – о советской девушке-снайпере. Реальная Павличенко-Белова – этническая русская, родилась в Белой Церкви. Воевала в Одессе, в Севастополе и на Кавказе. Прозвище, данное ей западной прессой – «Леди Смерть».
Игровой вариант, Полина Петрова – еврейка, родилась в Сталинграде, там же и воевала. И прозвище у неё «Найтингейл», то есть «Соловей». Озвучивается, якобы «именно из-за неё устоял Сталинград». Дом Павлова? Массовый героизм? Снайпер Василий Зайцев, который действительно воевал в Сталинграде, в конце концов? Не, не слышали.
Причём в игре разработчики не смогли удержаться от привычной для них антисоветчины, впихнув в уста Петровой фразы типа «Я стреляю лучше любого из этих красноармейских собак».
Мы играли с оригинальной английской озвучкой, перевели ли это в русской версии – неизвестно. Озвучивают всех русских в английской версии откровенно плохо – збазибо, бужалуйзда – денег на озвучку явно пожалели.
Как видим, между реальной Павличенко и игровой Петровой нет вообще ничего общего. Более того, в игре снайперша паркурит по крышам, лазит по стенам, крадётся с ножом – поведение, мягко говоря, не свойственное снайперам. И произносит фразы типа «План простой. Я стреляю, фашисты умирают».
Мы смотрели интервью реальной Павличенко, она рассказывала, что у них чаще всего была тщательно продуманная тактика. Если игровая Петрова постоянно поддаётся гневу и мотивирована исключительно местью, то реальные снайперы хладнокровны и расчётливы.
Идём дальше. В Сталинграде Петрова пытается убить генерала Штайнера. Так сильно хочет убить, что кушать не может и ради этого рискует жизнью своей и своего брата. Брата, что характерно, в результате всё-таки немножечко убивают.

Реклама

Чем ей так сильно насолил именно данный конкретный нацист – непонятно. Повествование этого никак не упоминает. Рассуждения «Да как ты посмел напасть на мою страну и мой город» – откровенно недостаточны. Все остальные нацисты точно так же напали, этот не исключение. Тем более, что возглавлял наступление в Сталинграде генерал Паулюс, а его никакие снайперы не убивали, он попал в окружение и сдался в плен.
Более того, реальный Феликс Мартин Юлиус Штайнер, возглавлявший во время войны с СССР танковую дивизию СС «Викинг», воевал в районе между Ростовом-на-Дону и Туапсе. И даже близко к Сталинграду не приближался. Более того, он не только успешно сбежал с советской территории, но и в 1945 году возглавлял 11-ю танковую армию СС. Ну, как «армию», одно название – общая численность его солдат к тому моменту едва составляла 10-12 тысяч, неполная дивизия. Именно Штайнер по замыслу Гитлера должен был нанести деблокирующий Берлин удар по советским войскам, осуществлявшим окружение столицы Третьего Рейха (что показано в известном фильме «Бункер»). Он даже честно попытался, но понёс тяжёлые потери и отступил. И так отступал несколько дней, аж до самой Эльбы, где сдался американской армии. После чего три года отбыл в плену и дожил до 1966 года, умерев от старости. Никакие снайперы, понятное дело, его не убивали и с крыши не сбрасывали.
Ещё хотелось бы пару слов сказать о сюжетной линии лётчика Вейда Джексона. Такое впечатление, что это не рассказ о Второй мировой войне, а чьи-то фантомные боли по Вьетнаму. Его сбивают в джунглях, которые кишат узкоглазыми солдатами, прячущимися в замаскированных ямах, кустах и на деревьях. «Чёртовы гуки! Джонни, они на деревьях!».
Хотелось бы услышать от специалистов по вооружениям (мы таковыми себя не считаем), а МП-40 с глушителем и коллиматорным прицелом – это исторично? Ещё и где-то посреди африканской пустыни возле Эль-Аламейна. Напишите в комментариях, действительно интересно!
Теперь о главном злодее, Германе Фрайзингере. Сами разработчики пишут, что прототипом для его создания был глава гестапо группенфюрер СС Генрих Мюллер.
В отличие от известного нам из «17 мгновений весны» киношного образа, фанатичного нациста и толкавшего пламенные речи о будущем триумфальном возрождении национал-социализма, реальный Генрих Мюллер не был идейным. Продвигался по карьерной лестнице он исключительно за счёт своих знаний и умений в криминалистике и служебного рвения, вызванного исключительно карьеризмом.
Как там у классиков? Характеристика на Генриха Мюллера, генерал-лейтенанта полиции, члена НСДАП с 1939 года:
До 1933 года был сторонником Баварской народной партии. Участия в расправах над штурмовиками СА не принимал. В «строго конфиденциальной политической характеристике» начальник управления гау Мюнхен-Верхняя Бавария писал: «Обер-инспектор Генрих Мюллер не является членом партии. (…) Только в силу своего применения в тайной государственной полиции он пользуется почётным правом ношения формы оберштурмбаннфюрера СС».
Оттуда же: «Мюллер ещё до 1933 года очень жёстко, отчасти не обращая внимания на правовые положения, боролся против левых». Однако: «При всём огромном рвении и его невероятном честолюбии, если бы потребовалось преследовать правых, то Мюллер и тут сделал бы всё, чтобы добиться признания со стороны начальства». Так как: «Он явно не был национал-социалистом».
То есть типичный карьерист, старающийся выслужиться любой ценой. И лишь в 1939 году он вынужденно вступает в НСДАП, потому что дальнейший карьерный рост без этого был уже невозможен.
И вот этот персонаж у «Активижн» выступает главным злодеем, который руководит всеми оккультными проектами Третьего Рейха и устроившим заговор с целью создания базы для построения следующего, Четвёртого Рейха? Серьёзно?

Реклама

Претендентов на подобную роль на самом деле было полно – это и Гиммлер, и убитый чешскими партизанами Гейдрих, и Борман, и целый ряд других. Но уж точно не сыщик, рыскающий по «земле», которого прозвали «папаша Мюллер» за его неказистый внешний вид, провинциальные манеры и баварский говор.
Повторимся: в реальности всякими оккультными поисками занимался Генрих Гиммлер, золотом партии заведовал Мартин Борман, а Мюллер ко всему этому был совершенно точно не причастен.
Да и документально известно, что по состоянию на 28 апреля 1945 года он занимался допросом свояка Гитлера Фегеляйна, которого обвинили в дезертирстве и расстреляли. И никак в это время не мог готовить заговоры по вывозу секретных архивов СС, золота партии или созданию тайных нацистских баз в Латинской Америке и Антарктиде.
Как видим, между реальностью и рассказанной «Активижн» фэнтезийной сказочкой почти нет никаких связей. Имена, локации, антураж, оружие и символика преимущественно взяты реальные. Но на их основе сделано нечто несуразное и неправдоподобное. И, конечно, там есть зомби-режим. Тру-стори!

https://alexandr-rogers.livejo…

  • Рассказ о известном человеке россии
  • Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо
  • Рассказ о иве 2 класс
  • Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ
  • Рассказ о иване сусанине для 3 класса по музыке