Рассказ о иване сусанине для 3 класса по музыке

Иван сусанин известен многим любителям истории. но к сожалению о жизни этого знаменитого человека нам известно мало потому что в

Иван Сусанин известен многим любителям истории. Но к сожалению о жизни этого знаменитого человека нам известно мало потому что в его биографии очень много пробелов так как жизнью обычного крестьянина в те времена не интересовала.

Известно что Иван Сусанин был обычным крестьянином и проживал в обычном крестьянском селе Домино. Об Иване Сусанине известно нам очень мало потому что в те времена обычным крестьянам фамилии не давали, а давали чаще всего прозвища по имени отца, а если отца не было то по имени матери. По этим сведениям мы можем знать что у Ивана Сусанина не было отца.

А прозвище ему дали по имени его матери. О личной жизни Ивана Сусанина к сожалению тоже почти ничего не известно. Известно только то что он был женат и у него была дочь которую он выдал замуж и у нее были дети однако точных данных нет. По сведениям жена умерла рано. Известно что в своей крестьянской деревне Иван Сусанин развивался и был даже управляющим. Сусанин стал не простым крестьянином, а стал старостой в деревне, а после этого он уже стал управляющим в деревне. Но это всё не точные факты, у историков по поводу этого возникло много сомнений и споров.

Какой подвиг совершил Иван Сусанин

Иван Сусанин национальный Русский герой. О подвиге Ивана Сусанина известно всему миру ведь произошло событие которое, вошло в историю. Это было когда Михаил Федорович Романов был главным претендентом на престол Российской империи в 1612 — 1613 году, происходило это событие зимой. Всё было потому что король Польши Сигизмунд планировал посадить на российский престо своего старшего сына Владислава.

susanin 01

Известно что в то время в стране была смута, и происходила борьба за власть. Тогда Михаила Фёдоровича спрятали монахи в монастыре. Поляки были в ярости и повсюду искали Михаила Фёдоровича Романова, но не где найти так и не смогли, Иван Сусанин отводил поляков по дальше от монастыря где укрывали будущего императора России. Иван Сусанин завёл войско поляков на большие болота и они не смогли от туда выбраться и все до одного там погибли. Царь Михаил Фёдорович за свое спасение наградил Ивана Сусанина и всех его потомков посмертно охранной грамотой. Некоторые из историков говорят что это просто легенда и поэтому это всё не доказано.

Почему вошел в историю

Иван Сусанин вошел в историю благодаря своему подвигу ведь он отдал свою жизнь ради спасения будущего императора Михаила Фёдоровича. Иван Сусанин погибал страшной и мучительной смертью ради царя и в его честь стоит памятник на Волге. Он совершил великий подвиг и это говорит нам о том что Иван Сусанин был мужественным и храбрым человеком который не боялся смерти и был предан царю.Известно что он жил во времена страшной и великой смуты в то время жизнь была не лёгкой и очень трудной были постоянные сражения за власть и погибало много большое количество людей в стране был страшный голод. Таких людей как Иван Сусанин стоит уважать и помнить вечно. Иван Сусанин обычный крестьянин стал национальным героем и запомниться в истории на века.

Имя этого человека известно сегодня каждому отечественному школьнику. Биография Ивана Сусанина связывается прежде всего с его знаменитым подвигом, благодаря которому была спасена жизнь царя Михаила Федоровича. Да, речь идет о том самом событии, произошедшем с польскими интервентами и о котором каждый из нас хоть раз, да слышал в жизни. Именно биография Ивана Сусанина и станет основной темой этой статьи. А также сложности, связанные с ее восстановлением.

Иван Сусанин. Биография: краткое содержание

Этот крестьянин был рожден в деревне Деревеньки. По поводу его возраста исследователи не пришли к единому мнению. Одни утверждают, что ему было лет 30-35, другие — что он был в преклонном возрасте.

Согласно не подтвержденной легенде, зимой когда значительная часть тогдашнего Московского царства была оккупирована войсками крестьянин Иван Сусанин был нанят на службу отрядом польско-литовских войск. Он должен был стать их проводником в село Домнино, в котором тогда находился еще юный Михаил Федорович Романов. Однако крестьянин обманул захватчиков, указав им неверный путь. Он повел поляков в противоположную сторону, по направлению к селу Исупову, а в Домнино послал собственного зятя с известием о надвигающейся опасности (упоминание о зяте и натолкнуло историков на мысль о зрелом возрасте героя).

Когда обман был раскрыт, Ивана Сусанина подвергли жестоким пыткам, но герой так и не выдал местонахождение молодого царя. За это он был изрублен на мелкие куски, навсегда оставшись в том лесу. Вот, в общем-то, и все сведения, которыми располагает биография Ивана Сусанина.

Выдвигались версии о том, что он был крепостным помещика Шестова. Другие же исследователи считали, что этот человек был не обычным крестьянином, а деревенским старостой.

292762

Биография Ивана Сусанина и проблемы историографии вопроса

И вот здесь-то выясняется, что не все так просто. Обычно для историков не представляет особой сложности восстановление жизнеописания более или менее известных деятелей новейшей эпохи. Сложнее обстоят дела с уточнением подробностей событий более ранних эпох, поскольку ни документов, ни материальных свидетельств в достаточном количестве, как правило, не сохранилось. А Иван Сусанин вовсе не был важной персоной.

Сегодня мы можем восстанавливать события из жизни средневековых царей и полководцев, сопоставляя их с реформаторской деятельностью, военными походами и другими деяниями, оставившими след в истории. Но кого в конце XVI века интересовали отдельные крестьяне? Довольно долго единственным документом, в котором упоминалось это имя, была грамота царя Михаила Федоровича. В ней упоминался сам Иван Сусанин, биография краткая этого человека, а также общее описание его подвига. Бумага датирована 1619 годом. Тогда же она была вручена родственникам героя. Существовали и другие, более поздние грамоты, но они лишь повторяли текст первой, ничего нового не привнося.

292764

Интересно, что героизация образа этого крестьянина началась лишь на заре XIX века. Композитор Сергей Глинка, историк и литератор Дмитрий Бантыш-Каменский, известные поэты того времени описали его в своих произведениях как настоящего спасителя русского царя и национального героя.

Вместе с тем рядом исследователей подвергалась и подвергается сомнению даже реальность личности Сусанина. Одним из таких скептиков, например, был российский историк Николай Карамзин.

Дело в том, что подобный «сусанинскому» сюжет известен и во время войны, в которой участвовал Тогда украинский казак Никита Галаган завел польских шляхтичей в непроходимые дебри, обеспечив таким образом победу своему войску в битве под Корсунем в 1648 году. Есть мнение, что легенда об Иване Сусанине навеяна именно этим эпизодом.

Однако с XIX века началось неудержимое создание того образа, который нам известен сегодня. Сусанину начали посвящать стихи, пьесы, повести и драмы. Ему досталось почетное место в творчестве знаменитых деятелей культуры: Рылеева, Полевого, Глинки.

В 1838 году по велению императора Николая I был поставлен первый в России памятник Сусанину. Таким образом, пребывавший в забвении в течение двух веков после своего вероятного подвига крестьянин стал уже к началу XX века настоящим национальным героем.

Как считается рейтинг

◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю

◊ Баллы начисляются за:

⇒ посещение страниц, посвященных звезде

⇒ голосование за звезду

⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сусанина Ивана

Иван Осипович Сусанин – русский крестьянин, национальный герой.

Биография

Иван Сусанин родился в деревне Деревнищи (Деревеньки) во второй половине XVI века. Он был крепостным дворянской семьи Шестовых, что проживали в селе Домнино. Согласно преданиям, Иван был вотчинным старостой. Хотя некоторые историки уверяют, что Сусанин также вполне мог быть приказчиком и управляющим вотчиной.

Известно, что у Ивана Сусанина была дочь Антонида. Девушка вышла замуж за крестьянина Богдана Собинина, родила детей – внуков Сусанина. О супруге Ивана информации не осталось – ученые полагают, что в зрелом возрасте Сусанин остался вдовцом и так больше и не женился.

История подвига

Осенью 1612 года, в конце Смутного времени, началась война за русский престол между семейством Романовых и поляками, которые хотели видеть во главе России своего ставленника. В конце года главный претендент на управление государством и его мать Инокиня Марфа уехали из Кремля и отправились в Домнино, в свою вотчину. Знать хотела попасть в Макарьевский монастырь. Об этом узнали поляки. Они решили по пути нагнать мать с сыном и уничтожить их.

В начале 2013 года польский поисковый отряд направился в Домнино и хотел с помощью пыток и издевательств вытянуть из местного населения сведения о точном местонахождении Романова. Иван Сусанин, староста вотчины, встретил врагов недалеко от села (по другим данным, поляки зашли в Домнино и мучали сельчан) и вызвался показать им дорогу к . Те согласились. Сусанин повел врагов в противоположную сторону, к селу Исупову, а сам тихонько послал своего зятя Богдана в Домнино, чтобы тот сообщил боярам о надвигающейся на них опасности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что крестьянин обманул их, начали избивать его и требовать показать верный путь. Иван отказался. Он понимал, что идет на верную смерть, но предать не мог. Поляки убили Ивана Сусанина на Исуповском (Чистом) болоте (или в самом Исупове). Иван Сусанин отдал свою жизнь за то, чтобы взошел на престол и помог государству забыть о тяжком Смутном времени.

За доблестный подвиг зять Сусанина был одарен половиной деревни и освобождением от всех повинностей. Также наград впоследствии удостаивались дочь Ивана Сусанина, его внуки и правнуки. Сам Иван Сусанин стал национальным героем. В его честь воздвигнуты памятники, его именем называли корабли и местности.

Последние несколько лет деятели культуры, политики и журналисты пытаются найти историческую фигуру, которую можно было бы назвать — « ».

Среди претендентов немало достойных людей — императоры и политики, полководцы, писатели и поэты. Но нет единства в народе.

На каждый аргумент в пользу того или иного, находится другой, который явно не в его пользу. А ведь есть все же в истории примеры людей из народа, которые могли бы действительно быть олицетворением России.

Речь идет об Иване Сусанине. Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Имя его знакомо многим, причем еще со школы.

На классном часе нам не раз рассказывали о храбром крестьянине, а на уроках музыки повествовали об опере «Иван Сусанин», написанной Михаилом Глинкой.

Иван Сусанин — простой крестьянин, жил в селе Деревеньки, что находилось в Костромском уезде. Что же предшествовало его подвигу?

После смерти , началось в России время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле. Все шло к тому, что русский народ потеряет свою государственность. Но народ храбро отстаивал свою Землю.

Ополчению удалось выбить ляхов из Москвы, освободить русскую Землю от интервентов. Было это осенью 1612 года.

После тех событий, поляки все равно не оставляли надежд посадить своего человека на русский престол. Польские отряды еще долго бродили по русской земле. Стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин . Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.

Царь в это время находился в Домнине — вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу.

Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту. Провожатый погубил себя и поляков. Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Иван понимал, что если Михаила Романова убьют, наступит на Руси новая смута. Ценой своей жизни, он спас тысячи других жизней своих соотечественников.

Подвиг Сусанина действительно имел место быть в русской истории. Подтверждают это следующие факты. Михаил Федорович Романов в 1619 году вручил зятю Сусанина — Богдану Собинину Жалованную грамоту.

Потомство было освобождено от повинностей, а также награждено наделом земли. С этого момента они свободные крестьяне. Достоверно известно, что пожалования эти были в дальнейшем подтверждены в 1633 и 1644 годах.

В марте 1851 года в Костроме был открыт памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину. Создателем памятника является русский скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. К сожалению, после революции, монумент был низвергнут большевиками.

В 1913 году, было 300-летия Дома Романовых, в честь подвига Сусанина в Деревеньках была построена часовня, на её открытие присутствовал , вместе с .

Иван Сусанин — пример мужества, стойкости и геройства, простой мужик, отдавший свою жизнь во благо своих соотечественников.

Вот сдесь знают

добиться успеха

. Обязательно ознакомьтесь.

Иван Сусанин – это простой русский мужик, ставший героем в глазах всего народа после спасения Романова Михаила от поляков во время их войны с русскими.

К сожалению, о самом Иване Сусанине и его жизни известно не так много. Он был из простого крестьянского рода, родился и жил в деревне под названием Домнино. На сегодняшний день это место находится в Костромской области Сусанинском районе. В некоторых своих записях историки отмечали то, что Иван был в своей деревне старостой. По неподтвержденным данным Сусанин был вдовцом и имел взрослую дочь по имени Антонида.

О героическом поступке простого крестьянина Ивана Сусанина стало известно народу в 1613 году. В это время только что взошедший на царский престол Михаил Романов находился со своей матерью в городе Кострома. Поляки, пробравшись в город, пытались отыскать и захватить их в плен. Но на их беду у них на пути появился Иван Сусанин. Поймав крестьянина, они стали силой и пытками добиваться того, чтобы мужчина выдал им тайну местонахождения новоиспеченного царя. Но Иван оказался преданным человеком, и ни под каким предлогом не выдал им, где спрятался Михаил.

Позднее в 1619 году родственникам Ивана Сусанина выдали царскую грамоту, в которой говорилось о том, что царь дарует им во владение половину деревни и освобождает от податей и уплаты налогов. Затем по истечении еще времени такие же грамоты пыли написаны и выданы потомкам крестьянина-героя с теми же словами благодарностями и освобождением от податей.

Исторические источники и летописи 17 века мало могли рассказать о геройском поступке Ивана Сусанина. Люди создали небольшое предание и передавали его из уст в уста новому поколению. Но визит императрицы Екатерины Второй в Кострому положил начало новой правдоподобной истории о русском крестьянине Иване Сусанине.

Постепенно исторический подвиг Ивана Сусанина стал описываться в школьных учебниках по истории. Но самый большой интерес к этому подвигу возник во времена правления царя Николая Первого. Ивана Сусанина официально провозгласили героем, стали посвящать ему большое количество стихов, песен, а так же писали оперу.

Чтобы навсегда запечатлеть в памяти будущих потомков образ обычного крестьянина, настоящего героя и бесстрашного человека, в 1838 году по царскому указу было велено установить на центральной площади в Костроме памятник Ивану Сусанину.

Но были и те, кто отрицал подвиг Ивана Сусанина. Некоторые ученые историки сходились во мнении, что мужчина стал очередной жертвой разбойников, орудующих в то время вблизи Костромы.

В период октябрьской революции памятник был частично разрушен, так как Сусанин считался слугой царя. Но в 1938 году его вновь признали героем, но уже на более высоком политическом уровне. Его имя сало новым названием райцентра, в котором он проживал – Сусанин.

Вариант 2

Иван Сусанин считается русским героем, который спас Михаила Романова. Это произошло во времена войны между русскими и поляками.

О биографии Ивана Сусанина мало данных. Он был крестьянином, родом из деревни Домнино (в настоящее время это Сусанинский район, Костромской области). По некоторым историческим данным он был старостой в деревне и принадлежал ко двору Шестовых. О семейном положение тоже не указано. Известно, что была дочь Антонида. Вероятнее всего крестьянин был вдовец.

Свой геройский поступок он совершил в 1613 году. В эти времена новонареченный царь Михаил Романов и его мама Марфа укрывались в Костроме. Поляки хотели отыскать их и захватить. На пути им встретился Иван Сусанин. Они пытались выпытать где прячется царь. Вотчинного старосту жестоко пытали, но он был предан царю, и не рассказал его местонахождения.

Доказательством героического подвига крестьянина служит царская грамота от 1619 года. В ней указано о даровании родственникам крестьянина пол деревни с освобождением от податей «за службу у нам и за кровь…».

Позже еще были изданы грамоты потомкам Ивана Сусанина. Все они повторяли слова жалованной грамоты 1619 года.

В летописных книгах и других исторических источниках 17 века очень мало говорили о подвиге русского крестьянина. Лишь из рода в род рассказывались предания. А вот начиная с визита императрицы Екатерины II в Кострому было положено официальное начало упоминания Ивана Сусанина как спасителя рода Романовых.

Со временем подвиг крестьянина стал известен. О нем упоминалось в учебниках истории. Еще больший интерес о Иване Сусанине появился при царе Николае I. Подвиг получил официальный характер. Герою были посвящены стихи, литературные произведения, несколько опер, художественные произведения другое.

В качестве памяти потомкам в 1838 году был издан царский указ об установке памятника главной площади Костромы.

В истории так же были указаны случаи критики о достоверности подвига Сусанина. Многие ученые комментировали, что крестьянин всего лишь был одним из очередных жертв рук поляков. Так же подвергалось сомнению кто именно погубил крестьянина. Считалось, что в то время, вблизи Костромы могли разбойничать казаки или даже русские разбойники.

Во времена Октябрьской революции памятник подвергся разрушению. Это было связано с тем, что крестьянин попал в разряд «слуг царей». Позже, в 1938 году, Ивана Сусанина признали героем, отдавшим жизнь за царя. Это решение приняли на высшем политическом уровне. В честь героя даже были переименованы райцентр где проживал Сусанин.

3, 4, 7 класс

Чайковский – один из самых талантливых и популярных композиторов, который написал огромное количество различных музыкальных произведений, которые в свою очередь

  • Жизнь и творчество Максима Горького

    Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) является зачинателем новой эпохи в истории русской и мировой литературы. Его творчество кровно связано с родным народом. И поэтому его называют народным писателем.

  • Слайд 1

    Опера «Иван Сусанин»Михаил ИвановичГлинкаДистанционный урок музыки 3 классТема урока :

    Текст слайда:

    Опера
    «Иван Сусанин»

    Михаил Иванович
    Глинка

    Дистанционный урок музыки 3 класс
    Тема урока :


    Слайд 2

    Здравствуй, третьеклассник. Это 5 урок по теме «Россия –Родина моя»Всего ты сможешь посетить 5дистанционных уроков по этой

    Текст слайда:

    Здравствуй, третьеклассник.
    Это 5 урок по теме «Россия –Родина моя»
    Всего ты сможешь посетить 5
    дистанционных уроков по этой теме.
    Сегодня мы обратимся к патриотическим образам в опере русского композитора М.Глинки «Иван Сусанин».

    Твой учитель

    Приглашаю послушать музыкальный материал урока:
    1.Хор из оперы «Иван Сусанин» – «Родина моя!» и
    2.Хор «На зов своей родной земли…»,
    3.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной»
    4. «Арию Сусанина» из одноименной оперы.
    Повторить песню «Моя Россия» . Тебе нужно выучить песню, записать и прикрепить звуковым файлом в комментариях к уроку.


    Слайд 3

    Прочитай внимательно презентацию. Запомни ответы на вопросы: 1. Кто такой Иван Сусанин?

    Текст слайда:

    Прочитай внимательно презентацию.
    Запомни ответы на вопросы:
    1. Кто такой Иван Сусанин?
    2. Какой подвиг он совершил?
    3. Запомни композитора: М.Глинка.
    5. Запомни термины: опера , хоровая сцена , певец-солист, увертюра, ария, хор, речитатив.
    3.Рассмотри иллюстрации в презентации:
    портрет М.Глинки;
    4.Послушай музыкальный материал в презентации; 5.Повтори песню «Моя Россия»;
    6.Запиши и вышли мне звуковым файлом;
    7.Выполни задания в конце презентации;
    8.Вернись к уроку Вконтакте. В строку «комментарии» внеси ответы на задания к тексту и отзыв на урок

    У тебя все получиться

    Проведи свой урок так


    Слайд 4

    Вспомните значения этих слов. Составьте связный рассказ, используя эти слова.Расскажи устно свой рассказ родителям.На прошлом уроке

    Текст слайда:

    Вспомните значения этих слов. Составьте связный рассказ, используя эти слова.
    Расскажи устно свой рассказ родителям.

    На прошлом уроке мы знакомились с понятиями кант • кантата • набат • вступление •
    Вспомни!
    Это поможет тебе выполнить следующее задание:


    Слайд 5

    Опера - это музыкальный спектакль,в котором актеры не говорят, а поют.ЗапомниХоровая сцена – фрагмент из оперы в

    Текст слайда:

    Опера — это
    музыкальный спектакль,
    в котором актеры
    не говорят, а поют.

    Запомни

    Хоровая сцена – фрагмент из оперы в исполнении хора.

    Ария – сольный номер
    в опере, передающий
    переживания героя.


    Слайд 6

    События, о которых рассказывает опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», происходили более 300 лет назад, когда Минин

    Текст слайда:

    События, о которых рассказывает опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», происходили более 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской — Войска польского.

    1613 год

    1613 год


    Слайд 7

    Герой этой оперы, костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь.

    Текст слайда:

    Герой этой оперы, костромской крестьянин
    Иван Сусанин, погибает за Русь.


    Слайд 8

    Послушай, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин».Слушаем музыку!

    Текст слайда:

    Послушай, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин».

    Слушаем музыку!


    Слайд 9

    2.Разучи мелодии мужского хора (русских воинов-ополченцев) и женского хора (девушек, встречающих отважных бойцов).Слушаем музыку!

    Текст слайда:

    2.Разучи мелодии мужского хора (русских воинов-ополченцев) и женского хора (девушек, встречающих отважных бойцов).

    Слушаем музыку!


    Слайд 10

    Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Задумав завести врагов в непроходимую чащу, Сусанин гордо

    Текст слайда:

    Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Задумав завести врагов в непроходимую чащу, Сусанин гордо отвечает им:

    Велик и свят наш край родной.
    Блестят снега в тиши лесной.
    Под белым снегом дремлет сила.
    Русь жребий свой Москве вручила.
    За Русь мы все стеной стоим.
    В Москву дороги нет чужим!

    Слушаем музыку!


    Слайд 11

    Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело. Предателя, мнили, во

    Текст слайда:

    Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
    И радостно гибнет за правое дело.
    Предателя, мнили, во мне вы нашли:
    Их нет и не будет на Русской земли!
    В ней каждый отчизну с младенчества любит
    И душу изменой свою не погубит.

    Сравни два ответа Сусанина полякам: музыкальный из оперы М. Глинки и поэтический из стихотворения К. Рылеева. Что их роднит?

    В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы.


    Слайд 12

    Представь глухой заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления.Какие черты характера,

    Текст слайда:

    Представь глухой заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления.

    Какие черты характера, чувства Сусанина передаёт его ария?


    Слайд 13

    Послушай арию Сусанина и спой её главную тему.Ты взойдешь моя заряВзгляну в лицо твоёПоследняя заряНастало время моё…Слушаем

    Текст слайда:

    Послушай арию Сусанина и спой её главную тему.

    Ты взойдешь моя заря
    Взгляну в лицо твоё
    Последняя заря
    Настало время моё…

    Слушаем музыку!


    Слайд 14

    Ария – сольный номер в опере, передающий переживания героя.Запомни

    Текст слайда:

    Ария – сольный номер
    в опере, передающий
    переживания героя.

    Запомни


    Слайд 15

    Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над

    Текст слайда:

    Хор «Славься»
    из оперы «Иван Сусанин»

    Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Звучит хор «Славься!».

    Попробуй спеть
    1 строчку

    Строчку сла-авься, славься ты,
    Русь мо-оя — пой так!

    Слушаем музыку!


    Слайд 16

    Спой мелодию хора «Славься!» из финала оперы. Вслушайся в звучание симфонического оркестра. Как композитор подчёркивает торжество народа?Сравни

    Текст слайда:

    Спой мелодию хора «Славься!» из финала оперы. Вслушайся в звучание симфонического оркестра. Как композитор подчёркивает торжество народа?
    Сравни мелодии ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной!» и хора «Славься!».
    Вспомни хор С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!». Что роднит его с арией Сусанина и с хором «Славься!»?

    Выполни задания:


    Слайд 17

    Чем для тебя полезен этот урок? Тебе узнал из оперы о героизме простого русского крестьянина Ивана

    Текст слайда:

    Чем для тебя полезен этот урок?

    Тебе узнал из оперы о героизме простого русского крестьянина Ивана Сусанина. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.
    Ты понял, что в опере раскрывается величие души Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы каждому из нас. Послушав фрагменты оперы, ты проникся судьбой Ивана Сусанина , пожертвовавшего свой жизнью ради спасения Отечества.
    Знакомясь с оперой ты познакомился с историей своего народа, научился уважать и ценить подвиги героев. Быть патриотом своей страны – важное чувство. Сам Глинка был не только талантливым композитором, но и истинным патриотом. Ведь только истинный патриот мог написать прекрасную оперу – «Жизнь за царя». Ты вырастешь достойным гражданином, любящим свою Родину, готовым в любую минуту встать на её защиту.


    ГАПОУ НСО «ЧПТ»

    Предмет: музыка

    Тема: Опера «Иван Сусанин»

    Тип урока: изучение нового материала

    Класс: 3 «А»

    Дата проведения: 13.10.16

    Место проведения: МКОУ СОШ №4

    Учитель: __________________

    Методист: Винникова И.Г._______________

    Студент: Пимонова Т.Д.

    Цель: Знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

    Задачи:

    Обучающиеся: Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»;

    Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.

    Развивающиеся: Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.

    Планируемый результат:

    1. Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

    2. Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа

    3. Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.

    Формируемые УУД:

    1. Личностные УУД

    Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;

    готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

    понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

    2. Регулятивные УУД

    Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее

    результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей

    деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль

    процесса и результатов деятельности.

    3. Познавательные УУД

    Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

    музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

    Воспринимать на слух музыкальное произведение.

    Давать образную характеристику прослушанного произведения.

    4. Коммуникативные УУД

    Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.

    ТСО: презентация, песни.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Орг. Момент.

    Проверьте, чтобы были тетради. Здравствуйте, присаживайтесь.

    Проверка готовности, приветствие учителя

    Музыкальная разминка

    Раз, два- Москва,

    Три, четыре- мы в Сибири,

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы в Москве опять.

    Участвуют в музыкальной разминке.

    Актуализация знаний

    • О чем мы говорили на прошлом уроке? («Александр Невский» С.Прокофьев)

    • Что такое кантата?

    • С какой кантатой мы познакомились на прошлом уроке?

    • Кто композитор кантаты?

    • Какой фрагмент кантаты вы слушали? (Хор «Вставайте люди русские!»)

    • Сколько частей в отрывке? (Три части)

    Слушаем.

    1 часть. Вставайте люди русские.

    2 часть. На Руси не бывает…

    3 часть. Вставайте люди русские.

    Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, участвуют в диалоге с учителем.

    Изучение нового материала

    Физ. мин

    Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М. И Глинки.

    Открываем тетрадь, записываем тему.

    Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий  композитор  усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах.

    К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений.

    В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы.

    Создание оперы «Ивана Сусанина» (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры.

    • Опера крупное музыкальное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.

    — М.И. Глинка написал оперу «Иван Сусанин». (иллюстрация)

    Иван Осипович Сусанин — это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги  пытались сделать своим  проводником, завел поляков в глухой лес и, погубив их, погибает при этом сам.

    В основу содержания оперы лег этот исторический факт.

    Сегодня мы послушаем фрагмент из оперы «Ария Сусанина». 

    Записываем в тетрадь опера «Ария Сусанина»

    Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью.

    Во время прослушивания ответьте на вопросы:

    • О чем думает Сусанин?

    • Что он переживает?

    Культура слушания. Слушаем.

    • О чем думает Сусанин? Что переживает?

    • Боится ли он поляков?

    • Боится ли смерти?

    • Он понимает, что его убьют?

    • Он смелый человек?

    • Считаете ли вы, что он совершил подвиг?

    • Ради чего? (за Родину)

    Заканчивается опера хором «Славься, Русь моя»

    На красной площади собрались весь народ и родные Сусанина. (Иллюстрация)

    • Как композитор подчеркивает торжество народа?

    Слушаем. (Повторить вопрос)

    Обобщение: опера Ивана Сусанина о подвиге ради Родины.

    Повторим песню «Солдатушки, бравы ребятушки». (слова на слайде)

    • Культура пения

    • Разучиваем песню Г.Струве «Моя Россия»

    • Обсуждение название песни.

    • Слушаем 1 куплет и припев.

    • Беседа (Какое настроение? Непонятные слова)

    • Читаем (хором куплет, припев)

    • Поем (встали, приготовились, включаем, дирижируем)

    Узнают о творчество М.И.Глинка.

    Знакомятся с новым понятием.

    Узнают о И.Сусанине.

    Слушают фрагмент из оперы «Ария Сусанина». 

    Анализируют оперу «Ария Сусанина»

    Исполняют песню.

    Разучивают песню и исполняют песню.

    Закрепление

    Итоги урока.

    Рефлексия

    • О чем мы говорили сегодня на уроке?

    • Что такое опера?

    • С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?

    • Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

    • — Какие фрагменты оперы мы слушали сегодня?

    Дайте им характеристику. («Ария Сусанина» и хор «Славься»)

    • Сравните оперу Ивана Сусанина с кантатой С.Прокофьева «Александр Невский»

    • Только ли крестьянина Ивана Сусанина или князя Александра Невского прославляют опера М.И. Глинки и кантата С. С.Прокофьева? (всех людей, которые не жалея жизни, идут защищать Родину)

    • Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров? (колокола)

    • Что такое набат? (звон колокола)

    Обобщение.

    «Нотки»

    Сравнивают музыкальные произведения разных жанров и стилей.

    Обобщают тему урока.

    Выражают свое эмоциональное отношение к уроку.

    Уроженец Костромской области Иван Сусанин по сей день считается эталоном патриотизма. Ему установлен не один памятник и о его подвиге до сих пор спорят историки.

    Биография

    Точных данных о дате рождения Ивана Сусанина нет. Можно строить лишь догадки. Обычно, его изображают старцем, но историки предполагают, что в 1613 году ему было около 40 лет. К подобным заключениям ученые пришли из сведений о дочери мужчины, которой в то время было 16 лет и она уже была замужем. По своему происхождению Иван Осипович был крепостным из села Домнино и относился к помещикам Шестовым. Мать Михаила Романова была в девичестве Шестовой, то есть село было ее родиной. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением.

    Версии подвига

    Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

    Версия №1

    Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

    Версия №2

    Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

    По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

    Признание подвига

    О том, как происходили события точных версий нет. Существует лишь документальное подтверждение подвига. В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.

    Увековечивание подвига

    В 1851 году был воздвигнут памятник Ивану Сусанину в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. Но в 1918 году с приходом к власти большевиков бюст был уничтожен. в 1967 году памятник был вновь воздвигнут, надпись на котором говорит о Сусанине, как о патриоте Русской земли.

    О подвиге Ивана Сусанина рассказывается в известной опере М.И. Глинки “Жизнь за царя”.

    Заключение

    Иван Сусанин реальный человек, который ценой своей жизни спас первого Романова. Но до сих пор историки спорят о мотивах подвига и как же было на самом деле. Еще одна загадка истории, которая останется неразгаданной.

    Источник: //istoriyakratko.ru

    Дополнительная информация

    Более 400 лет назад Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трехвековому правлению династии Романовых. Подвиг этого крестьянина известен нам с детства, из школьной программы. Но где кончаются факты, и начинается вымысел?
    Россия, 1612 год. Полыхает гражданская война. Московский престол делят бояре, Борис Годунов, Лжедмитрий I и польские интервенты. Наконец появляется надежда на стабильность: подрос Михаил Федорович, двоюродный племянник Федора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей.

    Поляки понимают: легитимного наследника нужно как можно быстрее ликвидировать. На выполнение кровавой миссии отправляется отряд во главе с капитаном Пршездецким. Головорезы устремляются в село Домнино Костромского уезда, в коем, по их сведениям, и укрывается юный Михаил с матерью Марфой. От гибели наследника престола спасает Иван Сусанин. Он заводит поляков в непролазную чащу и объявляет, что царевич в безопасности, а пути назад он не покажет. Разъяренные интервенты рубят героя саблями…

    Вот факты, известные всем. Так чего же мы не знаем? Оказывается, многого.

    Первый вопрос, который приходит в голову: кем же был народный герой? Простым крепостным или старостой села Домнино? Царские документы той поры указывают на второй вариант. Сусанин хоть и числился крепостным, но занимал важный для поселения пост: исполнял приказы Марфы Ивановны, собирал подати, иногда вел суды.

    Возможно, вам также будет интересна статья:  Возникновение государственности у восточных славян

    Хитрые и предусмотрительные поляки не могли довериться первому встречному мужику. Прибыв в заветное село Домнино, они сразу ринулись на поиски главы. Ведь кому еще надлежало знать, где находится царевич?

    Мы привыкли думать, что Иван Сусанин — дряхлый старик. Таким он изображен на полотне художника Константина Маковского и выведен в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Седые голова и брови, косматая борода…

    Но обратимся к фактам. Доподлинно известно, что у героя была единственная дочь по имени Антонида. В 1612 году ей исполнилось 16 лет, и она уже была замужем. С женитьбой и детьми в те далекие времена на Руси не затягивали: жили люди относительно недолго. Следовательно, Сусанину было всего-навсего от 32 до 40 с небольшим лет.

    Подвиг Ивана Сусанина кратко

    • «Сусанин» — это прозвище?

    Скорее всего, да. На Руси отсутствовала традиция давать фамилии крестьянам. Этой чести удостаивались только люди знатного рода. А простые холопы довольствовались лишь прозвищем по отцу. К примеру, если ты родился у Ивана, то ты Иванов, а если у Петра, то Петров. Мужского имени Сусан не было, но было в моде женское — Сусанна. Прозвище нашего героя по матери говорит об одном: Иван вырос без отца, который, очевидно, рано умер или погиб в годы Смуты.

    Логично предположить, что отчество Осипович, указываемое в ряде источников, — лишь выдумка историков. Во-первых, отчеств у крестьян также не имелось. Во-вторых, в документах XVII века никаких упоминаний об отчестве Сусанина не встречается. И, наконец, будь Осип отцом Ивана, мы бы знали героя как Ивана Осипова.

    • Подвиг не уникален?

    В воспоминаниях Самуила Маскевича, жившего в ту эпоху, можно найти интересный эпизод: «На излете марта 1612-го года, близ Можайска мы пленили мужика, которого заставили показать дорогу к деревеньке Волок. После долгих блужданий по лесу проводник вывел нас… прямо к заставам казаков! Негодяю мы отсекли голову и лишь чудом спаслись!»

    Как видим, подвиг Сусанина был повторен на Руси всего через месяц. Знал ли новый безымянный герой о поступке Ивана? Вряд ли: новости в те далекие годы распространялись крайне медленно.

    • Убит не в лесу?

    Современные историки склонны полагать, что Иван Сусанин мог быть убит не в лесу, а в одном из сел — либо Домнине, либо соседнем Исупове. Ведь поляки любили публичные допросы с пытками, к тому же еще и массовые. Возможно, Сусанина, как старосту, истязали первым — для большего устрашения остальных. А может, наоборот — заставляли смотреть на мучения невинных…

    Более того, в самом начале нашего тысячелетия археологи обнаружили под Костромой останки человека, с большой долей вероятности, принадлежащие именно Ивану Сусанину. Для идентификации они вскрыли еще и могилы его родственников. Их ДНК и позволила провести генетическое сравнение.

    Возможно, вам также будет интересна статья:  Храм Василия Блаженного — история создания

    Версия с жуткими лесными топями, якобы поглотившими интервентов, также кажется ученым сомнительной. Во-первых, Михаил Федорович был провозглашен царем Земским собором 21 февраля 1613 года. Стало быть, свой подвиг Сусанин совершил в середине зимы. Понятно, что в средней полосе России, к которой относится Костромская область, морозы в это время были нешуточные. Любые болота замерзают — утонуть в них невозможно. К тому же все топи близ села Исупово небольшие: в самом широком месте всего-то около пяти километров.

    Во-вторых, Костромская область — это не Сибирь. Между селами здесь от силы десяток километров. А это максимум день пути, а то и меньше при сильном желании выбраться из чащи. Что поляки наверняка и сделали без лишней паники. Это для современного человека лес — неведомая стихия. А для воинов XVII века — привычная обстановка. Нет еды? Есть стрелы и дичь. Нет воды? Можно растопить снег. Нет огня? Есть порох и огниво.

    И, наконец, главное: купол церкви села Домнино был виден за десятки верст — храмы на Руси строились на возвышенностях. Скорее всего, Сусанин сразу понял, что лес ему не поможет. И принял мученическую смерть близ родного дома, на глазах селян.

    • А виноваты ли поляки?

    Как бы плохо мы не думали о Смутном времени, в любом случае мы его недооценим. В начале XVII столетия русские пережили страшный голодомор, террор Василия Шуйского, польскую интервенцию, разрушение Костромы Лжедмитрием II, разграбление Ипатьевского монастыря, разгром Кинешмы.

    Лжедмитрий 2Простой люд в далеких селах грабили все, кто хотел: поляки, литовцы и даже казаки с берегов Дона, Днепра, Урала или Терека. Вот почему в некоторых упоминаниях о подвиге Сусанина говорится, что его пытали то ли поляки, то ли литовцы. Для нас разница колоссальная, а вот для людей того времени — никакой. Все «ироды чужеземные» — и те, и эти. А посему можно полагать, что на царевича охотились даже не поляки, а бандиты без роду-племени. Ведь за наследника престола можно было потребовать хороший выкуп.

    • Герой остается героем

    Все описанные противоречия не умаляют подвига Ивана Сусанина. Он действительно погиб от рук злодеев, не выдав им места нахождения царевича Михаила. Более того, подвиг Сусанина был повторен многократно. Лишь по самым скромным подсчетам историков, «Сусаниных» в истории нашей страны — около семи десятков.

    Возможно, вам также будет интересна статья: Русь и Орда проблема взаимоотношений

    Самых знаменитых героев два. 16 мая 1648 года Микита Галаган был послан Богданом Хмельницким на верную смерть, чтобы решить исход Корсунской битвы. Герой завел 25-тысячное войско поляков в лесные дебри, что позволило казакам атаковать врага с более выгодных позиций. Как и Сусанин, Галаган был до смерти замучен ляхами. Причем он изначально понимал, что будет убит.

    В ходе Великой Отечественной войны подвиг Сусанина и Галагана повторил Матвей Кузьмин.Матвей Кузьмин
    Памятник герою скульптора Н.А. Лавинского установлен в Костроме в 1967 году, на месте разрушенного монумента 1851 года Фашисты, захватив родную деревню 83-летнего крестьянина, приказали ему провести батальон знаменитой гитлеровской дивизии «Эдельвейс» в тыл Красной армии. Было это в районе Малкинских высот. За предательство Родины фрицы пообещали выдать старику керосин, муку, а также новое охотничье ружье. Кузьмин долго водил захватчиков по лесам и вывел в итоге под пулеметный огонь советских войск. Спастись герою не удалось: в последний момент его убил немецкий командир.

  • Рассказ о иване саввиче никитине
  • Рассказ о игре в кальмара
  • Рассказ о иване крестьянском сыне из сказки иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Рассказ о известной семье на английском
  • Рассказ о иване федорове 3 класс небольшой рассказ