Рассказ о иване саввиче никитине

Автор андрей измаилов на чтение 5 мин. просмотров 1 опубликовано 16.06.2021 религиозные мотивы в поэзии никитина тема человеческой веры красной

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Религиозные мотивы в поэзии Никитина

Тема человеческой веры красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ивана Никитина: «Новый завет», «Молитва», «Сладость молитвы», «Моление о чаше». Видя святую благодать во всем, Никитин становился самым проникновенным певцом природы («Утро», «Весна в степи», «Встреча зимы») и обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики. На стихи Ивана Никитина написано более шести десятков замечательных песен и романсов. В 1854-1856 годах поэт работал над собственным самообразованием, занимался изучением французского языка и много читал. После отъезда из Воронежа в 1857 году Второва, ставшего ему близким другом, а также после распада второвского кружка поэт с щемящей остротой почувствовал тяжесть семейной и жизненной обстановки, пессимистическое настроение захватило его с большей силой.1058232.jpg

Любовь к народу – одна из главных тем в творчестве

Краткая биография Ивана Никитина для детей повествует о том, что значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая искренняя любовь к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения. Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»). Никитин в полном понимании слова был городской житель, хотя и посещал окрестности Воронежа, но гостил в богатых помещичьих имениях, в настоящей деревне, в крестьянском доме никогда не бывал и не прочувствовал быта обычного человека. Материал для обрисовки условий жизни простых людей Никитин получал от извозчиков, останавливавшихся на его постоялом дворе и приезжавших в Воронеж крестьян. Однако Ивану Саввичу, имевшему некоторую ограниченность в наблюдении народной жизни, именно по этой причине не удалось в полной мере нарисовать всеобъемлющую широкую картину жизни народа, а получилось дать лишь отрывочные сведения.1058272.jpg

Детство и семья

Никитин Иван Саввич родился 3 октября 1824 года в зажиточной купеческой семье. Его отец, Савва Евтихиевич, был богатым торговцем свечами, также он владел заводом по их производству и собственным домом. Детство Вани прошло в окружении богомольцев, которые приходили в лавку его папы.

stihi-ivana-savvicha-nikitina-korotkie.jpg

Также в эти годы поэт занимался самообразованием, знакомился с работами других писателей, изучал французский язык.

Никитин Иван Саввич: биография для детей

Родился Иван Саввич в городе Воронеже 3 октября 1824 года в семье зажиточного мещанина, торговавшего свечами. Грамоте выучился рано благодаря соседу-сапожнику, в детстве много читал и любил находиться на природе, единение с которой чувствовал с самого рождения. В возрасте восьми лет поступил в духовное училище, далее продолжил обучение в семинарии.Внезапное окончание учебы обусловило разорение отца, его пагубная страсть к алкоголю и смерть матери, что вынудило юношу взять на себя заботу о близких. Иван, отчисленный по причине частого отсутствия на занятиях в классе и слабой успеваемости, стал вместо отца работать в свечной лавке, которая потом вместе со свечным заводом была продана за долги, а на эти деньги приобретен полуразвалившийся постоялый двор.1058230.jpg

Трудности бытия

Биография Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, описывает его трудную однообразную жизнь. Но несмотря на тяжелые обстоятельства, юноша не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца. Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в “Отечественных записках”, “Библиотеке для чтения”. Поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту, – Никитин Иван Саввич. Краткая биография для детей передает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. Иван Никитин, биография которого описывает его истинную любовь к природе, в творчестве проявил себя как талантливейший пейзажист.

Детские и юные годы

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

Читайте также:  Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – биография, жизнь и творчество поэта

Грамоте будущий литератор выучился рано. Этому способствовало близкое знакомство с сапожником, проживающим по соседству.

Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отдали в духовное училище. Закончив его, он поступил в семинарию. Но обучение там пришлось прервать. Причиной стало стремительное разорение отца, быстро пристрастившегося к “зеленому змию”, а также смерть матери.

Все заботы о семье легли на плечи молодого человека. Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

Иван Саввич Никитин — талантливый поэт и прозаик, работавший в направлении пейзажной лирики. Автор наиболее народных произведений. Его наблюдения за природой и душой простолюдина поражают. Никитин Иван Саввич, фото портретов которого представлены в статье, даже всем своим обликом выказывает величие духа и большую жизненную мудрость.

Период в истории

Главными темами в русской литературе XIX века были борьба с самодержавием и крепостным правом. Время, когда родился и умер Никитин, — это период борьбы против феодализма, поднятие духа патриотизма и рождения движения декабристов.

Попал под влияние тогдашней литературы и Иван Саввич. Он, поэт некрасовского направления, чаще всего рисовал в своем творчестве социально низкие слои общества. Его стихам присущ сюжет, в котором ярко изображены крестьяне и городская беднота. Часто в творениях автора можно встретить отголосок и его собственной жизни. Личная бедность также вдохновляет поэта на работу.

Стихотворец писал, беря в качестве примера труды Некрасова и Кольцова, но это не помешало ему выработать свой собственный стиль.

Именно переживания, характерные для многих людей того времени, и наложили печать на стихи Ивана Саввича Никитина. Короткие работы автора — это боль и радость того периода истории России.

Детство поэта

Жизнь Ивана Саввича Никитина была нелегко с самого начала. Но, может быть, сложись все иначе, судьба не одарила бы его талантом.

Никитин, будущий поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже, в простой мещанской семье. Его отец был торговцем свечами и на то время неплохо зарабатывал. С малых лет грамоте его учил сосед-сапожник. Наибольшую радость мальчику доставляла природа. Часами он мог гулять по окрестностям, наблюдать за изменениями земли. Закрытость и отрешенность ребенка родителей не пугала.

«Я рад осенней непогоде: мне шум толпы невыносим», — позже писал Никитин Иван Саввич.

Отец имел на сына большие планы, поэтому отправил его учиться в семинарию. Именно там, мальчик впервые попробовал писать стихи.

Преждевременное взросление

Пока мальчишка учился, дома начались проблемы. Семейное дело не складывалось, и отец начал выпивать. Более того, обладая весьма крутым характером, он пристрастил к рюмке и мать поэта. Из-за семейных неприятностей парню было не до учебы, и вскоре его выгнали из училища. От школьной парты он встал к прилавку свечной лавки.

603644

Спустя какое то время умерла мать Ивана Саввича. Еще через некоторое время бизнес себя полностью изжил. И единственным, что делало парня счастливим, стала литература. Однако о мечтах учиться в университете можно было забыть.

Стремление к прекрасному

Так уныло проходили годы жизни Никитина Ивана Саввича. Тяжелая работа, деспот-пьяница отец и серые, похожие один на другой дни. Но искру, что тянула поэта к прекрасному, обыденность погасить не смогла. Он стремится к высокому искусству и не перестает по каплям впитывать в себя творчество Пушкина, Гоголя, Шекспира и своего фаворита Белинского. То, что остается от свечной лавки, молодой человек меняет на постоялый двор. И среди всегда пьяных и шумных клиентов будущий поэт сумел выделять время для написания стихов.

Нелюдимый одинокий Никитин находил в этих коротких мгновениях больше счастья, нежели в бессмысленной трате времени на разговоры с людьми. Постепенно в нем начал расти поэт. Стихи Ивана Саввича Никитина короткие, но правильно сложенные и со смыслом.

Первый шаг к успеху

В ноябре 1853 года молодой человек решается отослать свои произведения в редакцию. Их публикуют в издании «Воронежские губернские ведомости». Тогда автор подписался инициалами «И. Н.». При газетном издании работал Николай Второв, который не просто заинтересовался молодым поэтом, но и после стал его лучшим другом.

603643

Работы быстро получили положительные отзывы и принесли молодому поэту известность. Никитин Иван Саввич стал «преемником» Кольцова. Он красиво превозносит природу, в его трудах звучит любовь к земле, он воспевает красоту простого рабочего человека. Кроме того, с тех пор его приняли в круг интеллигенции. Наконец-то, он вращается в обществе людей, с которыми ему интересно.

Одним из трех стихотворений, которые он послал в редакцию, была «Русь». В этом произведении он выражал свою боль и патриотические настроения, связанные с Крымской войной.

Источник вдохновения

Несмотря на славу, жизнь героя нашего повествования мало изменилась. Поэт Никитин Иван Саввич не перестал заниматься постоялым двором. Отец все так же пил, но 1854-1856 годах отношения между ними немного наладились. Атмосфера, царившая во дворе, часто вдохновляла писателя. Там можно было подслушать разговоры простых людей, обогатить воображение новыми образами, понаблюдать за серой, но интересной жизнью. А это так нужно было Никитину для творчества.

603642

Также в эти годы поэт занимался самообразованием, знакомился с работами других писателей, изучал французский язык.

В чем скрывается духовная сила поэта

Летом 1855 года стихотворец простудился из-за купания и подорвал и без того слабое здоровье. В тот период он обращается к вере и изливает свои чувства в поэзии. В грустные минуты из под его пера вышли такие стихи, как «Молитва» (1851), «Новый завет» (1853), «Сладость молитвы» (1854). Это самые религиозные годы жизни Никитина Ивана Саввича. Короткие произведения трогают до глубины души своей простотой и глубиной содержания:

«О боже! дай мне воли силу,

Ума сомненье умертви».

В 1857 году Воронеж покидает один из немногих товарищей поэта Николай Второв. На мастера пера нападает меланхолия, на время его покидают творческие силы. Но таки настроения недолго властвовали над поэтом, и свои переживания, негативные эмоции и упадок сил он выплескивает на бумаге. Так, в следующего году из под его пера выходит произведение «Кулак». Поэму критика и читатели восприняли очень хорошо.

603641

Автобиографический «Кулак»

В годы, когда родился и умер Никитин, в России существовало такое понятие, как «кулак».

Под ним подразумевался торговец, который наживается на том, что обмеряет, обвешивает и обманывает людей. Главный герой произведения — купец Лукич. Он ведет неправильный и бесчестный образ жизни, не стесняясь воровать, врать и хитрить. Эти маленькие лукавые дела, — единственное, за счет чего живет он и его семья. Поэма частично биографическая. Купец и его жена — родители автора. Описанные им бытовые сцены — это моменты, которые он видел собственными глазами.

Поэма «Кулак» получилась очень богатой жизненными эпизодами. Речь в ней свежая, а описание природы завораживает. Есть части, которые могли бы стать самостоятельными стихами, если их вырвать из контекста. Поэма заслуживает звание народного достояния. Ни в каком другом произведении не описан быт так живо.

603639

Детство поэта было сложное, и «Кулак» — это в какой-то степени его биография. Иван Саввич Никитин жил во время, когда пьянство было очень распространено. Поэма полностью отражала тогдашнее состояние Российской Империи. Поэтому, описав проблемы своей семьи, он охарактеризовал все тогдашнее общество.

Закат недолгой жизни

Уже через год, в 1858, вышел второй сборник стихов. Критики не оценили работы, но это не помешало поэту заниматься любимым делом. Он продолжает учиться и теперь занимается переводами, что помогает глубже познавать ему богатый мир литературы.

В феврале в 1859 года Никитин открывает книжный магазин, к которому была прикреплена библиотека. В Воронеже лавка становится центром культуры для простого народа и интеллигенции.

В то время, когда родился и умер Никитин, именно такие книжные магазины собирали светлые умы общества.

603640

С того времени здоровье поэта стало ухудшаться. Когда он чувствовал себя хорошо, его творчество пополнялась новыми работами. Но во время болезни поэта не могло заинтересовать практически ничего из того, что его окружало.

«Дневник семинариста» поэт написал за год до смерти. Это была его первая прозаическая работа.

Гонорары за творчество позволили ему стать материально независимым.

При хорошем самочувствии он путешествует, посещает Петербург и Москву, активно участвует в культурном росте родного Воронежа.

Май 1861 года стал роковым для героя нашего повествования. Поэт простудился, долго и тяжело боролся с болезнью.

Не простой, тернистой была его биография. Иван Саввич Никитин умер от чахотки 16 октября 1861 года в возрасте 37 лет.

Время его творческого пути составило всего 8 лет.

Похоронили поэта на Ново-Митрофаньевском кладбище, вблизи с другим воспевателем природы — Кольцовым.

Поэт был одинок, когда родился, и умер Никитин также в одиночестве. Из-за замкнутого характера мужчине было тяжело ладить с людьми. Мать ушла из жизни молодой. А отец, даже когда сын был на смертном одре, не отказался от бутылки.

Еще при жизни Никитин приобрел славу. Прошло почти двести лет со дня рождения поэта, а его стихи, воспевающие природу, патриотизм и точно передающие народные образы до сих пор остаются интересными и актуальными.

5114

Никитин Иван Саввич (1824-1861), русский поэт, прозаик.

Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834-1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839-1843; отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А.В.Кольцов. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т.п.).

У радости быстрые крылья.

Никитин Иван Саввич

После первой публикации (стих. Русь — «Под большим шатром / Голубых небес…», 1853) сблизился с изучавшим историю, этнографию и фольклор Воронежского края кружком краеведа Н.И.Второва, среди участников которого были будущие душеприказчик, биограф и редактор поэта М.Ф.Де-Пуле и издатель его сочинений А.Р.Михайлов.

Влияние А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева (Клеветникам, 1849; Когда закат прощальными лучами, 1850; Когда один, в минуты размышлений, 1851) и особенно Кольцова (Грусть старика, Дума, оба 1849; Песня, 1853) с его характерной фольклорной лексикой и ритмикой сменяется в лирике Никитина собственными интонациями, узнаваемой «этнографической» тематикой, вниманием к обыденности, религиозными мотивами (Старик другоженец, Зимняя ночь в деревне, оба 1853; Купец на мельнице, 1854).

В 1854 Н.В.Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина; несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин». Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т.ч. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр.Шиллера и Г.Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». В то же время резкое ухудшение состояния здоровья, последствие тяжелого физического труда, способствовало усилению скорбной тональности поэзии Никитина.

В 1856 вышел его первый сборник Стихотворения, вызвавший как одобрительные, так и резкие (за «несамостоятельность» — Н.Г.Чернышевский в журнале «Современник») отзывы критики.

Стремясь поэтизировать «непоэтичный» материал реальной жизни простолюдинов, Никитин начинает ориентироваться на лирику Н.А.Некрасова с ярко выраженным повествовательным началом, разговорно-бытовой лексикой, пестротой персонажей деревенского «дна» — бобылей, бедняков, обездоленных (Рассказ крестьянки, 1854; Бурлак, оба 1854; Уличная встреча, 1855; Рассказ моего знакомого, 1856), заостряя внимание на драмах повседневности — изменах, убийствах, корыстных обманах и т.п. (нередко в жанре песни — Ссора, Измена, обе 1854; Отвяжися, тоска…, 1855).

По словам критика А.М.Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника.

  1. Детство поэта
  2. Успех поэмы «Кулак»
  3. Открытие книжного магазина

К
ритики называли Ивана Никитина мастером русского поэтического пейзажа. Он родился и жил в Воронеже и стал одним из немногих поэтов губернии, чьи произведения публиковали столичные газеты и журналы. Никитин не только писал стихи, но и занимался делами семьи: управлял постоялым двором, а позже открыл собственный книжный магазин и первый в Воронеже читальный зал.

Детство поэта

Иван Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже . Первые годы жизни будущего поэта прошли в достатке: его отец Савва Никитин владел собственным заводом восковых свечей и свечной лавкой. Родитель происходил из духовного сословия, интересовался богословскими книгами и по характеру был грубым и деспотичным.

«Мечтами детскими ни с кем я не делился, не знал веселых дней, веселых игр не знал»
, — вспоминал Иван Никитин позднее. Будущий поэт не общался с другими детьми: сестер и братьев у него не было, а под влиянием тяжелого характера отца он стал нелюдимым и друзей в детстве не завел. Никитин часто проводил время в одиночестве, гулял по лесу, иногда забредал в избу старика-сторожа и слушал его сказки.

Когда Ивану Никитину исполнилось восемь лет, отец отдал его в духовное училище. В 1841 году он поступил в Воронежскую духовную семинарию.

В семинарии будущий поэт увлекся статьями Виссариона Белинского и поэзией Алексея Кольцова. Тогда же он написал первые стихотворения (они до наших дней не дошли), которые оценил преподаватель словесности Николай Чехов.

Пока Иван Никитин учился, его отец разорился, продал завод и дом. На эти деньги он смог купить лишь постоялый двор в невыгодном месте, вдали от городского базара. Сами Никитины были вынуждены переехать в маленький флигель. Иван бросил учебу и занялся семейным делом: торговал в лавке и управлял гостиничными номерами.

Продавая извозчикам овес и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки, обдумывал их в грязной избе под крик и песни разгулявшихся мужиков… Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».

Иван Никитин

Вскоре мать поэта умерла, а отец запил. «Я в состоянии убить того, кто решился бы обидеть старика в моих глазах; но когда он отрезвляется и смотрит здравомыслящим человеком, вся желчь приливает к моему сердцу, и я не в силах простить ему моих страданий»
, — писал Никитин о родителе.

«Ни одной беззаботной, веселой песни»

В середине 1840-х годов поэт впервые послал свои произведения в редакции московских литературных журналов. Столичная пресса публиковать стихи Никитина не стала. В 1849 году он обратился в «Воронежские губернские ведомости», однако стихотворения отправил анонимно, и издатель отказался их печатать.

Еще одну попытку Никитин совершил через четыре года — в 1853 году все те же «Воронежские губернские ведомости», «отдавая должную справедливость замечательному дарованию автора и сочувствуя его направлению»
, напечатали три стихотворения: «Русь», посвященное началу Крымской войны, «Поле» и «С тех пор, как мир наш необъятный…». На Никитина обратили внимание представители воронежского историко-этнографического кружка — меценат Николай Второв, издатель Валентин Средин и литературный критик Михаил Де-Пуле. С ними Никитин поддерживал отношения до конца жизни.

О Никитине заговорили как о поэте-самородке, его стихотворения одно за другим появлялись в газете «Воронежские губернские ведомости», а затем — в «Санкт-Петербургских ведомостях». Критики говорили о самобытности таланта поэта, его «народности», правда, замечали, что многие его стихи перекликаются с произведениями Алексея Кольцова. Так же как и Кольцов, он умел возвышенно описывать природные красоты, в печати его называли мастером русского поэтического пейзажа.

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

Иван Никитин, из стихотворения «Русь».

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Алексей Кольцов, из стихотворения «Не шуми ты, рожь»

Позже, когда поэт готовил к печати сборник стихотворений, он убрал строки, которые перекликались с поэзией Кольцова.

В начале 1850-х годов произведения Ивана Никитина много печатали. В эти годы вышли стихи «Моление о чаше» и «Война за веру». В них Никитин описывал тяжелый труд и безрадостную жизнь крестьян, страдания бедных горожан, выражал протест против несправедливого устройства жизни.

Лишь в одной избушке
Огонек горит:
Бедная старушка
Там больна лежит.
Думает-гадает
Про своих сирот:
Кто их приласкает,
Как она умрет.

Иван Никитин, из стихотворения «Зимняя ночь в деревне»

Угрюмый характер наложил отпечаток на поэзию Никитина: «Я не сложил, не мог сложить ни одной беззаботной, веселой песни во всю мою жизнь»
, — вспоминал позже поэт.

Успех поэмы «Кулак»

В октябре 1854 года Никитин начал работу над крупнейшим своим произведением — поэмой «Кулак» о жизни мелкого торговца. Герой произведения выдал свою дочь замуж за нелюбимого — за состоятельного купца, и надеялся обеспечить себе безбедную старость. Никитин долго не мог закончить произведение: в начале лета 1855 года он заболел туберкулезом и проболел до конца зимы. К осени 1856 года был закончен первый вариант «Кулака».

Сначала его прочитали друзья Никитина по кружку — Второв, Средин и Де-Пуле. Они посоветовали поэту изменить образ главной героини — дочери кулака: изобразить ее не бездушной эгоисткой, а любящей дочерью, готовой отказаться от собственного счастья ради благополучия отца. В этой редакции поэма увидела свет в 1858 году.

О «Кулаке» тепло отозвался критик Николай Добролюбов : «Мы вполне сочувствуем этим превосходным стихам и считаем их выражением основной мысли всего произведения г. Никитина. Не отличаясь особенной силою художественного таланта, оно замечательно именно по своей основной мысли, которую автор умел очертить довольно ярко».
«Кулак» вышел отдельным изданием, и тираж быстро разошелся.

Открытие книжного магазина

Успех поэмы принес Ивану Никитину небольшой капитал — около двух тысяч рублей. Этих денег должно было хватить на создание собственного книжного магазина с читальней. Друзья по воронежскому кружку поддержали идею Никитина. Еще три тысячи поэту все же пришлось занять — в этом ему помог Второв.

К 1858 году практически распался воронежский историко-этнографический кружок: Николая Второва перевели на службу в Петербург. Встречи стали проводить значительно реже. К этому времени здоровье Никитина совсем ухудшилось: «Я все болен, и болен более прежнего. Мне иногда приходит на мысль: не отправиться ли весною на воды, испытать последнее средство к восстановлению моего здоровья? Но вопрос: доеду ли я до места? Болезнь отнимает у меня всякую надежду на будущее…»
— писал он в письме к Второву в августе 1858 года.

В начале 1859 года книжный магазин Ивана Никитина заработал и сразу же стал очень популярным: воронежской публике хотелось посмотреть на поэта, которого печатали в столичных журналах. Многих постигло разочарование: вместо франта, которого они надеялись увидеть, в книжном магазине их ждал болезненно худой и раздражительный Никитин. Впрочем, самого поэта такое отношение посетителей не задело. «Только теперь,
— писал он, — идя по улице, я смело смотрю всем в глаза, потому что знаю, что делаю дело. А прежде что? Кто же у нас стихи считает делом!»

Прощай, постоялый двор! Прощайте, пьяные песни извозчиков! Прощайте, толки об овсе и сене! И ты, старушка Маланья, будившая меня до рассвета вопросом: вот в таком-то или таком горшке варить горох, потому что на двор приехало вот столько-то извозчиков? — прощай, моя милая! Довольно вы все унесли у меня здоровья и попортили крови! Ура, мои друзья! Я плачу от радости…

Иван Никитин, из письма Николаю Второву, конец 1858 года

Магазин приносил поэту много радости, но отнимал здоровье и деньги. Никитин на время перестал писать стихи. Друзья уговаривали его продать магазин и купить вместо него дом в тихом и уединенном месте. Никитин с возмущением отказывался — перерыв в творчестве он объяснял своей тяжелой болезнью, а не хлопотами в магазине.

Что касается моего молчания моего бездействия, которое, по вашим словам, губит мое дарование (если оно, впрочем, есть), вот мой ответ: я похож на скелет, обтянутый кожей, а вы хотите, чтобы я писал стихи! Могу ли я вдуматься в предмет и овладеть им, когда меня утомляет двухчасовое серьезное чтение? Нет, мой друг, сперва надобно освободиться от болезни, до того продолжительной и упорной, что иногда жизнь становится немилою, и тогда уже браться за стихи. Писать их, конечно, легко; печатать — благодаря множеству новых журналов — еще легче; но вот что скверно, если после придется краснеть за строки, под которыми увидишь свое имя.

Иван Никитин в письме Николаю Второву, июль 1859 года

Последние произведения Никитина

В 1859 году Иван Никитин выпустил свой второй поэтический сборник. Критика встретила его холодно. А книжный магазин, напротив, начал приносить стабильную прибыль. Современники поэта замечали, что в Никитине кулак одержал верх над литератором. В 1860 году Никитин опубликовал свое первое прозаическое произведение — сборник автобиографических очерков «Дневник семинариста», в котором рассказал о годах учебы в Воронежской семинарии. В том же году Иван Никитин по приглашению Второва совершил давно запланированную поездку в Москву и Петербург . Своими впечатлениями он делился в письмах к Михаилу Де-Пуле.

Одним из последних стало стихотворение «Обличитель чужого разврата». Его Никитин прочитал на литературном вечере в Воронеже в 1860 году. Произведение настолько понравилось слушателям, что они попросили прочитать его дважды.

Обличитель чужого разврата,
Проповедник святой чистоты,
Ты, что камень на падшего брата
Поднимаешь, — сойди с высоты!

Иван Никитин, из стихотворения «Обличитель чужого разврата»

Никитин с восторгом встретил отмену крепостного права в 1861 году, но к другим социальным переменам и реформам Александра II относился скептически. «Тошно слушать эти заученные возгласы о гласности, добре, правде и прочих прелестях»,
— писал он Второву. В этом же году здоровье Никитина ухудшилось: обострился туберкулез.

Поэта не стало 28 октября 1861 года. Его похоронили на Митрофановском кладбище Воронежа рядом с Алексеем Кольцовым.

Интересные факты из жизни Ивана Никитина

1. Среди поэтического наследия Ивана Никитина почти нет любовной лирики. Единственная возлюбленная поэта — некая «Н.А. М-а». С ней поэт переписывался последний год жизни и ей же посвятил стихотворение «На лицо твое солнечный свет упадал». Вероятно, незнакомка была дочерью одного из воронежских помещиков. Перед смертью Никитин сжег все письма, принадлежавшие Н.А. М-ой, сохранились лишь его 14 писем. В одном из них поэт пишет: «Вы уехали, и в жизни моей остался пробел; меня окружает пустота, которую я не знаю чем наполнить. Мне кажется, я еще слышу ваш голос, вижу вашу кроткую, приветливую улыбку, но, право, мне от этого не легче: это все тень ваша, а не вы сами».

2. Многие стихотворения Никитина положены на музыку. К его творчеству ни раз обращались Николай Римский-Корсаков , Цезарь Кюи и Юрий Калинников. Песня «Ухарь-купец» по стихам поэта звучит в экранизации романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина».

3. Иван Никитин так и не получил университетского образования, хотя об этом мечтал его отец. Позднее он самостоятельно выучил немецкий и французский языки, современную литературу и философию.

4. Старое Митрофановское кладбище Воронежа, где похоронен поэт, было практически уничтожено в 1970-е годы. На его месте построили цирк. Лишь небольшое количество захоронений уцелело. Среди немногих сохранившихся могил — места погребения Алексея Кольцова, Ивана Никитина и писательницы Елизаветы Милицыной. Сейчас это место называют «Литературным некрополем».

В истории отечественной словесности есть имена «негромкие», имена писателей и поэтов второго ряда, которые бывают заслонены то шумной «эстрадной поэзией», то модернистами с претензиями на гениальность. Проходит время и расставляет всех по своим местам. Оказывается, что в модерновости было, выражаясь по-есенински, много «изломанных и лживых жестов», а за шумом — ровным счетом ничего стоящего. Зато сила истинного дарования проходит через десятилетия и продолжает ощущаться еще долго. Особенно, когда само дарование художника идет от земли, от почвы, от глубинного осознания своей кровной связи с судьбой всего народа. Так было с нашим современником Николаем Рубцовым, и также, еще раньше, — с Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным. Строки последнего о зиме мы учим еще с начальной школы…

Биография Ивана Никитина(1824 — 1861)

Воронеж… Земля, давшая миру и России двух великих сыновей — Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Впрочем, здесь же отбывал ссылку в 30-е гг. прошлого века поэт О.Мандельштам , оставивший о том красноречивое признание: «Я около Кольцова, Как сокол, закольцован…» Речь — о внешней несвободе. Только и Кольцов с Никитиным едва ли были свободны до конца. Обоих угнетала необходимость заниматься ненавистным торгашеством, ибо иных источников дохода просто не было. Жить в России писателю на гонорары от своих произведений — роскошь, которая выпадает очень немногим избранным.

Никитин до конца своей недолгой жизни оставался сыном времени, века и представителем купеческого сословия. На последнем стоит остановиться особо. Не очень-то в советские годы любили афишировать то обстоятельство, что первое поколение русских купцов вышло из старообрядчества. А там были многодетные семьи, верность традициям, любовь к труду с младых ногтей. И не считали для себя зазорным первые русские купцы и пахать, и сеять, и косить, и водку пить с простолюдинами, ибо помнили всегда, с каких низов поднялись сами. В дальнейшем купцы превращались в буржуа, и связи с прошлым слабели.

Отцом будущего поэта был торговец свечами, разорившийся вследствие склонности к пьянству и буйного нрава. Системного образования Никитин не получил, вынужден был оставить обучение в семинарии и стать хозяином постоялого двора, приносившего пусть небольшой, но постоянный источник дохода. Недостатки образования Никитин пытался восполнять усиленным самообразованием, в чем немало преуспел. Уже ближе к концу жизни, на ссуду, полученную от местного мецената Кокорева, Никитин смог открыть в Воронеже книжную лавку с читальней. Они быстро стали культурным очагом провинции.

Глядя на фотографию Никитина и зная, что он ушел из жизни в классическом, роковом для русского (и не только) поэта возрасте — 37 лет, трудно отделаться от мысли, что он выглядит гораздо старше своих лет. Старила его не только борода, но и перенесенные в детстве лишения, необходимость биться за каждый кусок хлеба. В те времена люди вообще взрослели и старились, видимо, гораздо быстрее, чем сейчас… Чахотка (она же — туберкулез) считалась болезнью неизлечимой. Она и свела Никитина в могилу. Он похоронен рядом с Кольцовым, в чем есть глубокая правда и символизм. Впрочем, об этом — ниже.

Творчество Ивана Никитина

Ранние стихотворения Никитина неизбежно носили подражательный характер и интересны сейчас разве что историкам литературы. В поисках своего голоса он обратился к фольклору и опыту предшественников. А среди них был не только земляк Алексей Кольцов. Жанр «русской песни» в отечественной словесности пытались укоренить еще А.И.Нелединский-Мелецкий и А.Ф.Мерзляков, затем лицейский друг Пушкина Антон Дельвиг. Так что Кольцову уже было, чей опыт учитывать. Далеко не все из стихотворений, имевших заголовок «Русская песня», действительно стали песнями и пошли в народ. У последнего чуткое ухо, оно сразу и безошибочно улавливает малейшую фальшь, отступление от подлинности, безыскусности народного стихосложения.

При жизни Никитину удалось издать два стихотворных сборника. Они вызвали самые разноречивые отклики, что, впрочем, естественно — нашлись те, кто принимал творчество поэта, и те, кто отнесся к нему как к подражательному и даже слабому. Как уже отмечалось выше, в читательское сознание Никитин входит преимущественно как певец родной природы и уже во-вторых, как бытописатель тяжелой крестьянской доли, беспросветной нужды и изнурительного труда.

Природа в восприятии Никитина — неиссякаемый источник поэтического вдохновения, та самая сила, которая способна целить душевные и даже физические раны, примирять с глубоким социальным несовершенством и расслоением. Несомненно, на характер поэзии Никитина повлиял и его собственный характер. В отличие от куда более эмоционального Кольцова, Никитин был, если воспользоваться выражением философа И.Канта, «вещью в себе». Скупые выразительные средства, минимум метафор и прочих словесных «украшений», внешняя простота и даже безыскусность. Но они-то и воздействуют сильнее всего! Ибо за этой внешней сдержанностью нетрудно прозреть натуру страстную, мятежную, ищущую, неуспокоенную.

Мало кто из поэтов сравнится с Никитиным по какой-то физиологической точности описаний, по натуралистичности ощущений, как, например, в хрестоматийных строках стихотворения «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака…» И какой воистину космический, вселенский размах в первом самобытном никитинском стихотворении «Русь», где и «шатер голубых небес», и «даль степей», и «цепи гор». Никитин неизменно шел к осознанию и постижению России через Воронеж, свою «малую Родину», пределы которого покидал лишь однажды, ради поездки в столицы.

  • Когда при Советской власти Митрофаньевское кладбище в Воронеже было срыто и ликвидировано, удалось отстоять лишь захоронения Кольцова и Никитина — своего рода провинциальные «Литераторские мостки».
  • На стихи Никитина написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. До сего дня они воспринимаются как русские народные — настолько автору удалось проникнуться народным духом. Самая известная вещь этого рода — «С ярмарки ехал ухарь-купец…»

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (9 октября н.с.) 1824 года
в Воронеже в зажиточной мещанской семье.

И. Никитин учился в Воронежском духовном училище (1833-1849
) и духовной семинарии (1839-1843
), но не окончил ее. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г.
он был уволен «по малоуспешности, по причине нехождения в класс». Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Разорение отца и тяжелое семейные обстоятельства вынудили И. Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 году
И. Никитин открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа.

Печататься Иван Никитин начал в 1853 году
. В начале литературного пути Никитина в нем принял участие кружок воронежских интеллигентов во главе с Н.И. Второвым. Первые стихи И. Никитина проникнуты религиозными и идиллическими мотивами. С 1854 г
. стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения».

С начала 50-х годов
в его творчестве все более проявляется стремление к реализму. Стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи» (1854
) и др. посвящены горестной судьбе городского труженика, деревенского бедняка, крестьянки. В стихотворении «Мщение» (1853
) он говорит о расправе крестьянина с жестоким и развратным барином-крепостником. Чувством любви к родине исполнены ранние стихи поэта («Русь», 1851
; «Встреча зимы», 1854
).

Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г
. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854-56 годы
несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854-56 годы
Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г
. из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании.

Решающую роль в формировании эстетических взглядов И. Никитина и его реалистического метода сыграл общественный подъем 60-х годов. Суровый отзыв Н.Г. Чернышевского о первом сборнике стихотворений (1856
), в котором критик осудил поэта за подражательство, способствовал идейно-творческому росту И. Никитина. В 1857 году
была закончена поэма «Кулак», в которой глубоко раскрыта власть нужды, тяжесть семейно-бытовых отношений, трагизм бесправия женщины. Следую демократическим принципам критического реализма, Никитин ввел в поэзию новое лицо из мещанской среды – духовно обедненного, изуродованного общественным устройством мелкого торгаша-перекупщика, кулака. Н.А. Добролюбов оценил поэму «Кулак» как оригинальное произведение.

Весь 1859 г
.
поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. С начала 1860 г.
его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г.
поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г
. Никитин чувствовал себя хорошо, много работал.

Поэт рисовал в своих стихах правдивые картины беспросветной жизни крестьянина, нищего пахаря: «Ночлег в деревне» (1857-1858
), «Пахарь» (1856
), «Нищий» (1857
), «Пряха» (1858
), «Соха» (1857
), «На пепелище», «Поминки» (1860
) и др. Страдания городской бедноты описаны в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь» (1860
). В некоторых произведениях выражен прямой социальный протест: «Староста» (1856
), поэма «Тарас» (1860
) и др. Резкая оценка общественного строя дается в стихотворениях «Опять знакомые виденья…» (1858
), «Хозяин» (1861
). Революционно звучали стихи «Постыдно гибнет наше время!..», «Тяжкий крест несем мы, братья…», «Падет презренное тиранство…», широко распространенные в нелегальных списках и впервые напечатанные лишь в 1906 году. Никитин писал о крепостнической Руси как о царстве «взяток и мундира», «скорби и цепей».

В историю русской прозы И. Никитин вошел как автор «Дневника семинариста» (1860
), где вопросы воспитания тесно связываются с вопросами формирования нового человека.

Иван Никитин – мастер русского поэтического пейзажа. С проникновенным лиризмом он воспроизвел картины родной земли с ее неповторимыми красками.

В мае 1861 г.
Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Иван Саввич Никитин 16 октября 1861 г
.

Тема урока: Два поэта из народа: А. В.
Кольцов («Косарь») и И. С. Никитин («Ярко звёзд мерцанье»)

Цели урока:
Выявить народно-песенный характер стихотворений А. В. Кольцова и И. С.
Никитина. Показать умение авторов поэтизировать крестьянский труд и передавать
любоь к родной природе. Раскрыть значение понятия эпитет. Формировать уважительное
отношение к крестьянскому труду

Ход
урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Рассказ о
колыбельной песне учащимися

Выразительное
чтение стихотворения

А. Майкова

III. Объявление темы и целей
урока

Слово
учителя.

Сегодня
на уроке мы продолжим работать со стихотворениями. Тема урока… Запись темы в
тетрадь

На
уроке мы будем познакомимся с двумя новыми поэтами. Это Алексей Васильевич
Кольцов и Иван Саввич Никитин. Обсудим тему прочитанных стихотворений, о ком
они. Познакомимся с новым определением – это эпитет. Итак, приступим.

Слово
учителя об А. В. Кольцове.

Параллельно учащиеся помечают краткую биографию поэта к себе в тетрадь, устно
отвечают на установочные вопросы

Биография Алексея
Васильевича Кольцова поможет нам глубже понять его творчество.

Установочные
вопросы: На какие темы пишет А. Кольцов? Почему он выбирает именно такую
тематику?

А.
В.  Кольцов родился в г. Воронеже. Его отец зарабатывал на жизнь торговлей
скота, и будущий поэт с раннего возраста помогал ему: верхом на лошади
перегонял в степи стада, ездил по деревенским базарам, покупал и продавал скот,
ходил по судам. Труд являлся основой жизни А.В. Кольцова. Отец считал, что для
ведения торговых дел достаточно знать только грамоту, поэтому запрещал сыну
учиться, считая это пустой тратой времени. А. В. Кольцов был вынужден учиться
украдкой. А с 16 лет начал украдкой писать стихотворения.

Современников
привлекала народность его стихотворений. Они отличались от подделок под
народную поэзию. Кольцов пишет о крестьянском труде, описывает образ человека
из народа, чувства, мысли деревенского труженика.

Самая
значительная его тема – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и
природой, с которой слита жизнь земледельца. Многие стихотворения А. Кольцова
положены на музыку.

Кольцову было шестнадцать лет, когда он прочитал первую книжку стихов.
Рифмованные строки заворожили юношу… Он выучил много стихотворений наизусть.
Любил бродить по саду и распевать стихи на разные мотивы. Вскоре Кольцов обрел
свой поэтический голос. В 16 лет он начал украдкой писать стихотворения.

Юноша рос. Однообразно и скучно тя­нулись дни, но были и свои
радости. Кольцов не только прини­мал участие в народных праздниках, но и стал
за­писывать народные песни. В 1835 г. был издан маленький сборник, содержавший
всего 18 стихотворений Кольцова, но сразу же принесший автору литературную
известность.

Каждый поэт по-своему неповторим. Чем своеобразен Кольцов? Кольцов
пишет о крестьянском труде, описывает образ человека из народа, чувства, мысли
деревенского труженика. Многие стихотворения Кольцова положены на музыку. Ге­рои
песен говорят народным языком, яр­ким, образным. Всей душой любил Кольцов свою
страну и свой народ. Это чувство придает его стихам теп­ло и задушевность.
Посмотрите, как на­зываются его стихи (запись на доске: «Песня
пахаря», «Урожай», «Лес»). Мы познакомимся с одним из
его стихотворе­ний — «Косарь».

Учащиеся
устно отвечают на установочные вопросы.

Закрепление
материала.

Работа с
учебником, с. 67

Работа с
иллюстрацией
.
Что изображено? Где происходит действие? Какие краски подбирает художник?

Чтение
стихотворения «Косарь»

·        
Какие
чувства вызывает стихотворения?

·        
Кто
такой косарь? (Тот, кто косит траву)

·        
Зачитайте,
как выглядел косарь

·        
Как
косарь относится к своему труду? К природе?

·        
Как
описана в стихотворении степь? Зачитайте

·        
Вопросы
3-8 на с. 69

·        
Повторение
определения «песня»

Учащиеся
самостоятельно выполняют задания в печатной тетради

Вывод
по стихотворению.

Ребята,
как вы думаете, для чего же А. Кольцов пишет именно песню? Для чего нужны
оттенки народности в песне?

Слово
учителя.

Для
того, чтобы выразить мысли и чувства, народ сочиняет стихотворения или песни.

Следовательно,
песня «Косарь» приближена к народной. Поэт говорит языком народа, выражает его
ценности, а именно, ценности народа-труженика.

Непреходящие,
истинные ценности – вот, что важно для народа. У косаря нет имени – это образ
собирательный, это образ человека из народа, для которого любовь (к женщине, к
Родине), удовольствие от труда, упоение природой – главное в жизни.

Работа
с творчеством И. С. Никитина

Перейдем
к следующему поэту. Это Иван Саввич Никитин.

С.
70, чтение статьи о писателе

Сначала учи­тель
читает стихотворение сам, а затем учащиеся читают его про себя самостоятельно.

С. 71,
ответить на вопросы 1-5

Введение
понятия «эпитет»

Чтение статьи на с. 71-72 «В мастерской художника слова»

Записать
определение в тетрадь

Приведите
примеры эпитетов

Что значит
постоянные эпитеты?

Итоги
урока. Рефлексия.

  1. Что в изученном
    сегодня для вас самое главное?
  2. Какие новые мысли,
    чувства у вас появились?
  3. Какую пользу вы
    извлекли из этого урока?
  4. Заметили ли вы свои
    успехи? 

Домашнее
задание не задается, дети уходят на каникулы

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 51-57. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют устное народное творчество.

Ответы на вопросы: Афрон, Козлёночек, Алёнушка, Конь, Уздечка, Елена, Золотые, Перстень.

Слово по вертикали: Фольклор.

2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.

Песня, потешка, прибаутка, поговорка, считалка, пестушка.

Все эти виды рассказывались устно, придумывались народом, служили определенным бытовым целям.

3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?

Песня — это жанр устного народного творчества. Её можно петь.

Песня имеет сходство со стихотворением. В ней есть ритм и рифма. Но стихотворение придумывает поэт, а народные песни — народ.

4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песни?

Ритм и интонация песни напрямую связаны с её содержанием. Если песня смешная, то ритм быстрый, а интонация весёлая. Если песня грустная, то ритм медленный, тягучий, а интонация печальная.

5. Песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!..»

Пример песенки-заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Нам всем не до сна!

Пройди скорей среди лесов и полей!

Весна-красна! Не надо нам сна!

Хотим цветов и журавлей!

6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

В них народ раскрывает своё отношение к жизни.

Ведь пословицы и поговорки выражают народную мудрость, делятся опытом, советуют как поступить в той или иной ситуации.

Они дошли до нас с давних времён. 

Пословицы сочинялись ещё в глубокой древности.

Живут в нашем родном языке и речи.

Мы до сих пор используем пословицы и поговорки в обычной речи.

7. Почему так говорят: «Пословицы недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?

Любая пословица это прежде всего наблюдение, сделанное народом. Это совет, как поступить в том или ином случае. Это мудрость, обретённая с веками.

8. Собери пословицы.

Кончил дело — гуляй смело.

Труд человека кормит, а лень портит.

Раз соврал — навек лгуном стал.

Кто других не любит — сам себя губит.

Была бы охота — будет ладиться работа.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

9. Прочитай скороговорку «Ехал Грека». Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

В этой скороговорке повторяются звуки Р, Г и К. 

Она пригодится детям, у которых есть трудности с проговариванием звука Р.

10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.

Устное народное творчество и прикладное искусство объединены тем, что их создает народ.

Народ черпает вдохновение в природе, труде, быту. И рождаются произведения фольклора или предметы искусства.

Другие примеры народного творчества:

Роспись по дереву, металлу, керамике.

Игрушка.

Кружева, платки, другие изделия из ткани.

Литьё, изделия из металла.

Резьба по дереву, зодчество.

11. Догадайся о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд.)

Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь.)

Стоит Антошка на тонкой ножке. (Подсолнух.)

Зимой лежал, весной побежал. (Снег.)

Весной вырастают, осенью облетают. (Листья.)

Одетый летом, зимой раздетый. (Лес.)

Примеры своих загадок к этим отгадкам можно посмотреть в ответах к рабочей тетради, перейдя по ссылке.

12. Какими качествами наделены герои прочитанных тобою сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?

Герои прочитанных сказок наделены многими положительными качествами: доброта, отзывчивость, смирение, смелость, трудолюбие.

Они положительные герои, олицетворяющие добро. А добро всегда побеждает зло в сказках.

13. В русских народных сказках есть зачин, присказка и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются также.

Эти сказки начинаются одинаковым зачином: «Жил-был». Но заканчиваются они разными концовками.

В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в концовке Иванушка становится мальчиком.

У сказки «Иван-царевич и серый волк» концовка «Стали жить-поживать».

В сказке «Сивка-бурка» концовка «И я там был».

Такой же зачин в сказках «Морозко», «Смоляной бычок», «Курочка ряба».

Концовка «Стали жить-поживать» встречается в сказках «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Финист ясный сокол».

Концовка «И я там был» встречается в сказках «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Хрустальная гора», «Иван-коровий сын».

14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает слушателю, что история подошла к концу, она завершена, и дальше всё у героев очень хорошо.

15. Определи, где зачины и концовки.

Зачины: «Жили-были», «За тридевять земель…»

Концовки: «Стали они жить…», «Я там был…»

16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?

У Ивана-царевича ничего бы не получилось. Он опять ослушался бы совета Серого волка, его бы схватили и либо посадили в тюрьму, либо отправили ещё куда-нибудь за тридевять земель, добывать очередное сокровище.

17. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло. Раньше сказка передавалась из уст в уста.

18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам их можно определить?

Сказки называются волшебными, потому что в них происходят чудеса, то, что невозможно в обычной жизни.

В волшебной сказке всегда есть превращения, волшебные предметы, сказочные существа. Их действие происходит в вымышленном мире. Герою приходится бороться со злом и побеждать.

19. Какие ты знаешь волшебные предметы? Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Волшебные предметы и сказки в которых они встречаются: 

Волшебная палочка: «Спящая красавица», «Незнайка в Солнечном городе»

Скатерть-самобранка: «Поди туда, не знаю куда», «Сума, дай ума».

Зеркало: «Сказка о мёртвой царевне», «Белоснежка и семь гномов».

Сапоги-скороходы: «Мальчик-с-пальчик», «Вещий сон».

Дудочка: «Дудочка и кувшинчик», «Волшебная дудочка».

Ковёр-самолёт: «Старик Хоттабыч», «Заколдованная королевна».

Шапка-невидимка: «Вещий сон», «Безногий и слепой богатыри».

20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Расскажи о том, как одевались русские люди в старину.

На рисунке изображен праздничный день. Люди в своих самых лучших костюмах прогуливаются по базарной площади.

В центре мы видим толстого боярина или купца в тулупе и красной шапке. Вокруг него нарядные люди — женщины и мужчины. Справа скоморох играет на дудочке и заставляет плясать дрессированного медведя.

Ниже изображены детали народного костюма: зипун, тулуп, свитка, сорочка, сарафан, кокошник.

21. Рассмотри иллюстрации к разделу. Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения Васнецова и Билибина. Составь рассказ об одном из художников, запиши план. Используй слова: годы жизни, создал много произведений на тему, мне больше всего нравится, на ней изображено.

Сравнение картин Васнецова и Билибина можно прочитать, перейдя по ссылке.

Рассказ о художнике Викторе Васнецове для 3 класса

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье священника.

Ещё во время учёбы в семинарии он рисовал портреты, а потом уехал в Петербург и поступил в академию художеств.

Васнецов создал много картин на сказочные сюжеты: «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства», «Богатыри».

Но мне больше всего нравится его картина «Алёнушка». На ней изображена сидящая на берегу пруда девушка в простой русской одежде. Она печально склонила голову на колено, а позади неё высится тёмный густой лес.

Неизвестно, зачем она пришла в это глухое место, о чём грустит. Но именно эта таинственность больше всего и привлекает в этой картине.

Кисти художника принадлежат и такие известные сказочные полотна, как «Иван царевич на сером волке», «Кощей бессмертный» и другие. Все они принесли Васнецову мировую славу.

Художник умер 23 июля 1926 года в Москве.

Рассказ о художнике Иване Билибине для 3 класса

Годы жизни этого замечательного иллюстратора русских народных сказок 16 августа 1876 — 7 февраля 1942.

Будущий художник родился недалеко от Петербурга в семье врача. Он с детства хорошо рисовал, сперва отдавая предпочтение пейзажу.

Но в двадцатилетнем возрасте Билибин увлёкся народными сказками и стал рисовать иллюстрации к ним. Он создал много произведений на сказочную тематику.

Одной из первых его работ оказалась иллюстрация «Иван-царевич на сером волке». Потом были иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и многие другие.

Но мне больше всего нравится его иллюстрация «Жар-птица» к сказке «Иван царевич и серый волк». На ней изображена волшебная, сверкающая огнём птица, одно перо которой выдёргивает упавший на землю царевич.

Царевич изображен на картине настоящим красавцем, в красивой одежде и расписных сапогах. 

Этой картиной можно любоваться часами.

1

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 186-187

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?

Главные герои этого стихотворение — крестьянские дети. Поэтому оно так названо.

Это стихотворение о крестьянских детях, об их нелёгкой судьбе и коротком детстве.

Герой после охоты спал в сарае, а дети наблюдали за ним. Герою сразу понравилось выражение глаз детей.

Рассказчик — барин, он опять в деревне ради охоты. Он пишет вирши-стихи. У него дорогие часы, золотая цепочка, ружьё.

Эпитеты: внимательных глаз, святой доброты, милые плуты.

Сравнения: как в поле цветы, так стаей летят воробьи.

Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Это привлекло внимание автора.

2. Чему подивились дети и какой приговор изрекли? Почему они решили, что незнакомец не барин?

Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы, поэтому решили, что незнакомец не барин.

3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Автор вместе с детьми ходил за грибами, раскапывал листья, обшаривал пни, примечал грибное местечко.

Они губили змей, считая это подвигом. И ждали одобрения своих поступков от прохожих.

Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.

Рассказами их радовали прохожие: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, горожанин

4. В чём состоит нарядная сторона труда и как привлекали родители детей к труду?

Нарядная сторона труда состоит в наблюдении за работой родителей, помощи им, которая кажется детям игрой.

Родители специально брали маленьких детей в поле, чтобы они видели, как трудятся родители, помогали им и привыкали к крестьянскому труду. Они прививали детям любовь к полю и труду.

6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Мне больше всего запомнилась картина с Власом. Серьёзный мальчик вёз из леса дрова и считал себя мужиком, который обязан содержать дом и хозяйство.

Мне стало жаль мальчика, который так рано повзрослел и лишился счастливого, беззаботного детства.

7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины детских игр и забав пронизаны весельем. Картины детского труда кажутся грустными.

Я считаю, что правильно ответила на заданный вопрос. Автор хотел сказать, что крестьянским детям очень рано приходиться работать наравне со взрослыми, у них почти нет детства, они с малых лет знают, что такое труд.

8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Поэт рисует яркие картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами. Он рассказывает, как дети внимательно слушают рассказы взрослых, как всё им интересно.

Дальше он рассказывает, как начинают трудиться крестьянские дети и что их ждёт в будущем. Он показывает мальчика, который возит из леса дрова наравне со взрослыми.

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете слова и словосочетания:

Вирши. Стихи.

Коснулось души умиленье. Стало приятно на душе.

Милые плуты. Милые проказники, озорники.

Святой доброты. Бескорыстной доброты.

Грибные набеги. Поход в лес за грибами.

Рубанки. Инструмент плотника.

Синеющей лентой. Голубая лента реки.

Вековое наследство. Оставленное предками.

Хлеб трудовой. Добытый тяжёлым трудом.

2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.

Вона — вон.

Гляди-тко — смотрите.

Чай — наверное.

Стволина — ствол.

Спроста — наивно, без причины.

Вестимо — само собой.

Не засти — не заслоняй.

УкрАдут — украдУт.

3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.

Изваяние — скульптура.

Величава — величественна, внушительна.

Родименький — родной.

Удел — доля, судьба.

Заповедать — завещать.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.

Мне кажется, что эти иллюстрации хорошо дополняют стихотворение и помогают лучше представить образ крестьянских детей.

Устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрациях Шмаринова

На первой иллюстрации мы видим детей, которые отправились в лес за грибами. Девочка постарше, одетая в простую, но чистую одежду, держит на руках малыша. Рядом мальчик палочкой тычет в ёжика, которого дети нашли на опушке. К ним спешит со всех ног ещё один мальчик с огромной корзиной для грибов. Он в огромной кепке, чтобы казаться взрослым, но без штанов.

Мне понятно, что детям сказали набрать полную корзину, и хотя для них лес полон тайн и игр, всё равно им придётся потрудиться. Но стоит жаркое лето и дети счастливы.

На второй иллюстрации мы видим Власа, маленького шестилетнего мальчика, который помогает отцу.

Наступила зима. Мальчик тепло одет. Он глубоко утопает в снегу, но упрямо ведёт под уздцы лошадь с возом дров. Он серьёзен, он чувствует ответственность и немного горд своей важностью. Влас ещё не понимает, что игры для него закончились и начинается полная невзгод и трудов взрослая жизнь.

AVvXsEgEWyR17J0ObOSTRqebu6O5o1U1H naQiHhYVHlIj4Z6J7M8jdiSqAoFYYa0uZ67sjOc P6rYjR XAvVdqVneSJWeYkb0mY31GxT chJqfKNVsIntAwDz TnRcqBkIF7NKaRG3vQDVsHAP6Jl4sU0BZf7VFdsLSNBhFEb5K4PugrW L0Hc8p GdjCdw=w400 h265

  • Рассказ о иване крестьянском сыне из сказки иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Рассказ о известной семье на английском
  • Рассказ о иване федорове 3 класс небольшой рассказ
  • Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс по литературе кратко
  • Рассказ о золотом веке русской литературы