Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Время чтения: 18 мин.в некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. младшего

Время чтения: 18 мин.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.

Семья трудятся в деревне

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:

— Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

— Нет, — говорит Иван, — не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Братья прощаются с родителями

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится.

Выжженная деревня

Избушка

Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

— Здравствуй, бабушка, — говорят братья.

— Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?

— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

— Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства — хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

— Ну, братцы, — говорит Иван, — заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить.

В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел на реку Смородину — все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лег под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит — под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну — только мокренько будет!

Вышел тут Иван — крестьянский сын, из-под моста и говорит:

— Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.

Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо

Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.

Чуду-юду не посчастливилось: Иван — крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.

— Стой, Иван — крестьянский сын! — кричит чудо-юдо. — Дай мне роздыху!

— Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван — крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.

Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

— Ну, что, не видел ли чего?

— Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.

Иван ему ни словечка на это не сказал.

На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

Брат Ивана спит

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калинов мост и стал караулить.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо-юдо коня — по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!

— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Выскочил Иван — крестьянский сын из-под калинова моста:

— Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще неведомо, чья возьмет.

Как махнет Иван своим булатным мечом раз, два, так и снес у чуда-юда шесть голов.

Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо

А чудо-юдо ударил-по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван — крестьянский сын захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.

Утром приходит средний брат.

— Ну, что, — спрашивает Иван, — не видал ли ты за ночь чего?

— Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.

— Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу!

Привел Иван братьев под калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.

— Вот, — говорит, — какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.

Застыдились братья.

— Сон, — говорят, — повалил…

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

— Я, — говорит, — на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришел Иван — крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.

Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали… Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калинов мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!

— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился: я только дуну — его и праху не останется!

Вышел тут из-под калинова моста Иван — крестьянский сын:

— Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!

— Это ты, Иван — крестьянский сын! Зачем пришел?

— На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.

— Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.

Отвечает Иван — крестьянский сын чуду-юду:

— Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

Иван - крестьянский сын сражается с Чудом-Юдом

Плохо пришлось Ивану — крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:

— Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван — крестьянский сын?

— Что за отдых! По-нашему — бей, руби, себя не береги! — говорит Иван.

Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.

Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.

Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем — и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.

Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.

В третий раз размахнулся Иван — крестьянский сын еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.

Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.

Тут только братья проснулись, слышат — Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.

Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.

Конь спешит на помощь Ивану

Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать… А Иван — крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал все в реку Смородину.

Прибегают тут братья.

Братья и головы Чуда-Юда

— Эх вы, сони! — говорит Иван. — Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.

Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.

— Куда это ты в такую рань поднялся? — говорят братья. — Отдохнул бы после такого побоища.

— Нет, — отвечает Иван, — не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать — обронил таки.

— Охота тебе! — говорят братья. — Заедем в город — новый купишь.

— Нет, мне тот нужен!

Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам.

Иван стоит под окошком

Подошел к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь еще чего. Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.

Три Чудо-юдовы жены

Старшая говорит:

— Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут!

— Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.

Вторая сказала:

— А я забегу вперед и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие частички!

— И ты хорошо вздумала! — говорит старая змеиха.

— А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть — тут-то их и спалит огнем!

Отвечает ей змеиха:

— И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.

Выслушал Иван — крестьянский сын все это и вернулся к братьям.

— Ну что, нашел ты свой платочек? — спрашивают братья.

— Нашел.

— И стоило время на это тратить!

— Стоило, братцы!

После того собрались братья и поехали домой.

Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья — стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.

Колодец с ковшом

Говорят они Ивану:

— Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.

— Неизвестно, какая в том колодце вода, — отвечает Иван. — Может, гнилая да грязная.

Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.

— Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! — говорит Иван.

Поехали они дальше.

Долго ли, коротко ли — увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.

Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван — крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала…

— Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!

Сели братья на коней и поехали дальше.

Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят — лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.

— Полежим на этом ковре, отдохнем немного! — говорят братья.

— Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! — отвечает Иван.

Рассердились на него братья:

— Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем — ничего не осталось на месте.

Ковер горит

— Вот и с вами то же было бы! — говорит Иван братьям.

Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

— Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот — все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

Поехали братья дальше.

Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли — хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.

Обрадовалась змеиха — думала, что Ивана — крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.

Видит Иван, что беда неминучая, — припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали…

Смотрят — стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.

— Кузнецы, кузнецы, — говорит Иван, — пустите нас в свою кузницу!

Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.

Подлетела змеиха к кузнице и кричит:

— Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана — крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:

— Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!

Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала — одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь…

Змеиха рядом с избушкой

Устала змеиха, села отдохнуть.

Тут Иван — крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.

А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.

И сейчас живут.

Иван - крестьянский сын и его семья танцуют

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо


1

Задания по литературе для 5 класса 7. Подготовьте рассказ об Иване — крестьянском сыне.

6 ответов:

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо



3



0

Иван Крестьянский сын, герой одноименной народной сказки, представляет собой образ русского богатыря, который найдет выход из любой беды, который и сам спасется и спасет тех,кто доверился ему. В сказке герой побеждает не только трех змеев, но решивших отомстить им чудо-юдовых жен и главную змеиху.

Иван крестьянский сын очень храбрый, подчас бесстрашный, сильный, уверенный в своих силах, иначе — настоящий богатырь, защитник слабых и обездоленных. Ничего не смогли сделать с ним чудо-юды и их жены.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо



1



0

Рассказ о герои русской народной сказки «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо».

Главным героем этой сказки оказывается младший из братьев , Иванушка, которого старшие братья даже не хотели брать с собой на бой с чудом-юдом. Но Иван сразу показал свой характер и настоял, чтобы ехать с братьями.

Он был самым ответственным среди своих братьев, и когда те думали об отдых, Иван размышлял о том, как будет биться с Чудом-юдом.

Когда в дозор пошел старший брат, Иванушке не спалось и он пошел проверить как там дежурит его братец. Обнаружив того спящим Иван не стал будить брата а дождался Чудо-юдо и сразился с ним. В этой битве Иван проявил себя настоящим русским богатырем и бился без роздыха, до полной победы. То же повторилось во вторую и третью ночи.

Но мало показалось Ивану просто одолеть трех змеев, решил он хитростью разузнать, не затевают ли чего против братьев их родственники. В этом сказалась предусмотрительность Ивана, спасшая жизнь и ему и его братьям.

Иван Крестьянский сын — не просто сын определенного крестьянина, он собирательный образ народного богатыря, близкого к земле, бесстрашного, сильного и хитрого.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо



1



0

Для того, чтобы написать рассказ об Иване-крестьянском сыне — нужно для начала прочитать рассказ или хотя бы краткое содержание. Чтобы понять о чем идет речь в произведении. А затем ребенок по памяти может написать о событиях происходивших в сказке. Это и будет пересказом для того же читательского дневника. А учителю будет сразу ясно, что ребенок читал во время каникул рассказ.

<hr />

Главный герой — Иван крестьянский сын. Это сильный бесстрашный и добрый человек. Он помогает слабым, убивает нежить и прогоняет злодеев прочь. Одним словом богатырь! Справившись с тремя змеями ему пришлось одолеть чудо-юд и их поганых жен. Задания оказались по плечу мужчине и жизнь пошла в деревне спокойная.

<hr />

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо



1



0

Можно написать рассказ, придерживаясь следующего плана:

  • Место Ивана в семье.

Иван-крестьянский сын жил в дружной крестьянской семье, которая работала с утра до ночи, не ленилась, была очень трудолюбива. В семье помимо Ивана было еще двое старших братьев.

  • Появление Чуда-юда.

Покой крестьян нарушило однажды чудище поганое, которое вознамерилось погубить всех людей, а их жилища спалить огнем. На борьбу с Чудом-юдом отправилось трое братьев.

  • Поведение Ивана в бою с Чудом-юдом и его главные черты характера.

Главные черты характера героя мы узнаем из поединком с чудовищем. Иван, в отличие от своих братьев, серьезно отнесся к беде своего народа, оказался далеко не легкомысленным, но отважился сражаться в одиночку. Сражался он храбро, отважно, с чувством собственного достоинства.

  • Как Иван победил Чудо-юдо.

Иван-крестьянский сын оказался и очень сообразительным: так, во втором поединке он додумался засыпать Чуду-юду глаза песком, а в третьем поединке он догадался, что сила чудовища располагается в его огненном пальце. Иван отрубил его и одержал победу.

  • Поход за Калинов мост.

Победив Чудо-юдо, Иван не потерял бдительности, он решил отправиться за Калинов мост напрямую в царство страшных чудовищ. Он пробрался к каменным палатам, услышал разговор матери и жены Чуда-юда о том, как те собираются убить братьев. Но Иван смог обхитрить и их.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо



1



0

Иван крестьянский сын — это герой русской народной сказки. Ещё будучи мальчиком малым Ванюша разгадал сон царя и взялся добыть для него коня волшебного, победив змея с 12-ю головами. И такой могучий был Иван, что не мог найти себе лошадь, которая выдержит его силу. Лишь доброе сердце и умение признавать свои ошибки, когда Иван повинился перед незнакомым стариком, помогли богатырю отыскать себе достойного жеребца. Это очень важные качества для будущего героя, владеющего великой силой.

После этого поехал Иван и убил сыновей змея, а затем и его самого. В этом эпизоде показано умение могучего богатыря сражаться на равных с чудищами лютыми.

Затем Иван превратился в кота и подслушал, что замыслили змеиха и три её снохи. Тут показана мудрость Ивана.

Далее у крестьянского сына отобрали змеевого коня, но он прислушался к совету незнакомого калеки и три года перевозил людей через речку бесплатно. Здесь мы видим отсутствие гордыни у Ивана, его целеустремлённость и готовность идти к намеченной цели, невзирая ни на что.

У крестьянского сына получилось вернуть и змеева коня и царевну, которую ранее пришлось обменять на этого самого коня. Тут раскрывается удачливость Ивана.

Очевидно, что в этой сказке пред нами предстаёт образ настоящего богатыря: отважного, доброго, настойчивого и мудрого. Иван — это герой из простого народа, которому всё по плечу.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо



1



0

В этой фантастической сказке образ Ивана — крестьянского сына представлен весьма неоднозначно: сначала он достаточно слабый, так как его не хотят брать с собой старшие братья, а так же немного простоват, что весьма характерно для персонажей русского фольклора с таким именем, но потом Иван становится богатырём и побеждает врага русского люда, который нападал на села и деревни, нанося урон — двенадцатиголовое Чудо-юдо. Действует Иван не только смелостью, но и хитростью, проявляя крестьянскую смекалку, которая помогает ему раскрыть коварный план по уничтожению его братьев, задуманный сёстрами и матерью поверженного чудища.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Читайте также

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Чтобы проверить выбор своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка» царь дает женам сыновей три задания — испечь каравай, сшить ковер и появиться на балу.

Иван царевич перед каждым заданием грустил, так как не верилось ему, что его лягушонок сможет сделать что-то путное, но вышло как раз наоборот.

Каравай у лягушки оказался просто чудесным, с городами и дворцами, с птицами и зверями. Царь приказал каравай старшей снохи унести псам, каравай средней решил съесть от большой нужды, а вот каравай царевны лягушки захотел есть по праздникам.

Ковер у Лягушки также получился лучше всех. Если ковер жены старшего сына царь велел лошадей покрывать, среднего сына у ворот стелить, то ковер царевны лягушки по праздникам расстилать.

Больше всего боялся Иван Царевич пира, но и тут его ждало потрясение. Вместо лягушки приехала в золоченой карете Василиса Премудрая, красавица из красавиц, а перед каретой и скороходы бежали и конники ехали.

На пиру Василиса также затмила всех, а как пошла танцевать, так махнет одной рукой — озеро, махнет второй — белые лебеди плывут.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией.

Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе яге.

Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Во времена правления русского царя Ивана Грозного в Россию был доставлен печатный станок из Польши.

Царь заказал его для того, чтобы начало развиваться книгопечатание на Руси.

Кроме станка был построен печатный двор, а также приглашен первопечатник Иван Федоров, под руководством которого была напечатана первая книга «Апостол».

Самым первым читателем этой книги был сам царь Иван Грозный.

Он одобрил книгу и положил начало книгоиздательству на Руси.

Через какое то время стали появляться первые профессии связанные с книгопечатанием — это авторы произведений, корректоры, художники, редакторы и различные рабочие типографий.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Страницы старинных книг узнать несложно. Старая бумага, как плотная так и тонкая,часто может быть пожелтевшей полностью или частично. Кроме того,бумага от времени может пересохнуть и стать более ломкой,

из-за чего у начинаются фрагменты страниц.Если рассмотреть текст старинных книг,то можно увидеть,что их орфография существенно отличается от современной. Присутствуют буквы,которые уже давно не используются.

Рассказ о иване крестьянском сыне 5 класс чудо юдо

Сказка «Царевна Лягушка» не может не понравится, ведь это одна из самых известных русских народных сказок и о любви к ее героям говорит тот факт, что собирателями сказок собрано не менее 20 различных вариантов этой сказки.

Это волшебная сказка, ведь в ней мы встречаем волшебные превращения, сказочных существ, долгое путешествие главного героя и счастливый финал.

В этой сказке мы находим все традиционные элементы русских сказок.

Есть в ней зачин:

LHvkUFbQ81gXJEBIdbZOSb1tEE43YmwB.png

Есть в ней конечно же концовка:

ox0vswnfrsadl6JOZB835RUJBwCgW1Zr.png

Есть присказки:

obSCApCzhXDerVJUsZ7GC0WeqCqHQaNj.png

Есть троекратные повторы: три задания царя, трем сыновьям, три помощника у Ивана в дороге.

Ну и постоянных эпитетов в этой сказке много, например саму Василису зовут Премудрой, Кощея — Бессмертным, солнце оказывается ясное, столы дубовые, а скатерти узорчатые.

Если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки «Чудо-юдо», в этой статье вы найдете необходимую информацию. Мы расскажем о том, какие качества проявил герой, как он сражался с чудовищем, что помогло ему победить в битве. Характеристика Ивана, крестьянского сына, будет интересна не только тем, кто готовится к уроку литературы. Образ этого персонажа многие оценят по достоинству. А сказки, как известно, — это кладезь народной мудрости.

Главными героями интересующего нас произведения являются: Иван, его братья и Чудо-юдо. Братьев было трое, но почему лишь у одного из них есть имя? Это, конечно, не случайно. Характеристика Ивана, крестьянского сына, больше всего интересует автора. Только он сражался с Чудом-юдом, и именно его имя представлено в заглавии.

Значение имени в древней Руси

характеристика ивана крестьянского сына из сказки

В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у героя сказки есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.

Семья Ивана

В произведении описывается обычная крестьянская семья, дружная и трудолюбивая. Автор отмечает, что члены семейства не ленились, работали с утра до ночи. Мирный труд нарушило появление Чудо-юда поганого, которое вознамерилось напасть на их землю, уничтожить всех людей, а села и города спалить огнем.

Почему дети решили сразиться с чудовищем

характеристика ивана крестьянского сына

Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на реке Смородине, у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.

Как проявили себя братья главного героя

Очень важно быть бдительным на границе, так как враг в любой момент может ее пересечь. Однако братья оказались безответственными и легкомысленными. Они просто обошли кругом моста и, не заметив ничего, улеглись спать, не думая о грозящей опасности. А Ивану не спится на чужой стороне, так как он переживает за свою родину и непрестанно думает о том, как бы не пропустить врага.

Почему Иван отправился на битву один

Почему же главный герой решил взяться за дело сам, не разбудив братьев? Причина этого не в том, что Иван не надеется на них. Дело в том, что он младший, поэтому должен проявлять уважение к старшим. Иван думает, что справится сам. Зачем же в этом случае нарушать их сон?

Борьба с чудовищем

краткая характеристика ивана крестьянского сына

Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.

Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.

характеристика главного героя сказки иван крестьянский сын

Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.

Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.

Последний бой

характеристика ивана крестьянского сына из сказки

Описывая последний бой, автор использует гиперболы. Они необходимы для того, чтобы показать богатырскую силу главного героя. Рукавица, брошенная им, пробила крышу избы, где спали братья. Дом затем чуть не раскатился по бревнышкам от удара его шапки. Иван сражался с Чудом-юдом один в двух первых боях, однако в третьем ему потребовалась помощь. Герой предчувствовал это. Отправляясь на бой, он предупредил братьев о том, что может понадобиться подмога, и попросил их не спать ночью. И что же получилось?

Предательство братьев и реакция Ивана

Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.

Окончательная победа

Победив чудовище, не успокоился Иван, крестьянский сын. Характеристика героя дополняется новыми качествами, проявленными им после битвы. Ивана не опьянила победа, он не потерял бдительность. Герой справедливо предположил, что Чудо-юдово царство еще может предпринять какие-то каверзы. Дело в том, что герой убил лишь главных воинов. Само царство осталось нетронутым… А Ивану необходима была полная победа. Именно поэтому он решил пойти за Калинов мост, незаметно прокрасться к каменным палатам. Наш герой подошел к окошку и прислушался – не замышляется ли что-нибудь еще? Не напрасны были опасения Ивана. Оказалось, что мать и жена Чуда-юда задумали погубить братьев. Снова Иван оказался умнее и предусмотрительнее их, благодаря чему спас их от смерти.

Иван — крестьянин и христианин

иван крестьянский сын характеристика героя

Заметим, что и в начале, и в конце произведения упоминается о земледельческом труде главного героя и его семьи. Автор пишет в начале сказки, что они «с утра до ночи трудились». А в конце он замечает, что они начали жить-поживать, «пшеницу сеять» и «поле пахать». Следовательно, самое главное в жизни семейства Ивана – труд. В названии сказки прозвище главного героя (крестьянский сын) соответствует смыслу жизни Ивана, который заключается в труде на своей родной земле. Однако слово «крестьянский» ведет свое происхождение от слова «христианский», которое, в свою очередь, произошло от «христианин». Так называется тот, кто живет по заповедям религии, исповедует веру в Иисуса. Это честный, добрый, трудолюбивый, милосердный человек, который любит родную землю и готов защищать ее.

характеристика героя сказки иван крестьянский сын

Краткая характеристика Ивана, крестьянского сына, может быть дополнена тем, что это не просто крестьянин, но и христианин. Он любит свою землю, самоотверженно встает на ее защиту, усердно возделывает ее, умеет прощать, незлопамятен, почтителен к старшим. Его жизнь отражает христианские представления о человеке. Кроме того, Иван оказывается еще и настоящим героем. Однако он очень скромен: возвратившись к своему привычному делу, крестьянский сын не требует и не ждет никаких наград. Он освобождал свою землю бескорыстно.

На этом завершается характеристика героя сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Этот персонаж проявляет лучшие качества, свойственные простому народу. Одним из самых достойных его представителей является Иван, крестьянский сын. Характеристика главного героя доказывает это.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?

         В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван.  Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.

2. Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

         Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.

3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чу­дом-юдом сразиться»?

         Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.

4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

         Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.  

5. Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

         В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда  (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану. И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).

         На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.

6. Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскры­ваются перед боем, во время боя и после него?

         Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.

7. Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.

         Иван- крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.

         И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.

         На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.

         Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.

  Обогащаем свою речь

Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:

– Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали…

– Затужили старик со старухой, загоревали…

– В некотором царстве, в некотором государстве…

– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

         В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: паш­ню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.

         Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:

– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:

– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.

         Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.

         Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.

         Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.

         Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.

         Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.

– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.

         Вышел тут Иван перед врагом:

– Зря похваляешься, как бы не опозориться!

– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?

– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.

– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!

         Отвечал тогда Иван чуду-юду:

– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!

         И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!

         После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.

         А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…    

 Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представля­ете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

         В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.

Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народ­ном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь соста­вить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие осо­бенности народных сказок вам кажутся важными?

         Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.

         Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Русские народные сказки – это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет – к ним относится в том числе и сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой – младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае – «землю пахать да хлеб сеять».

Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»

Цели:

раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения.

Ход урока

I. Анализ текста сказки.

Вопросы:

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван-крестьянский сын?

ОБРАЗ ИВАНА

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.

Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.

ОБРАЗ ВРАГА

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

Вопросы и задания:

– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)

– Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

– Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

– Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

џ В каком народе живешь, того и обычая держись.

џ Своя земля и в горсти мила.

џ Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.

џ Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

џ На Руси не все караси – есть и ерши.

џ В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Почему дети решили сразиться с чудовищем


Смотреть галерею

Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на реке Смородине, у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.

Характеристика Ивана – крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана – крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Урок литературы «Иван крестьянский сын и Чудо –Юдо» как волшебная сказка героического характера

Технологическая карта урока

Предмет : литература

Класс: 5

Тип урока урок «открытия» нового знания, анализ волшебной героической сказки

Тема: «Иван крестьянский сын и Чудо –Юдо» как волшебная сказка героического характера.

Планируемые предметные результаты

Личностные: воспитывать ответственное отношение к учению, сформировать нравственные ориентиры, доброе отношение друг к другу.

Метапредметные:

познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;

коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;

личностные: осознаёт свои трудности и стремится их преодолевать, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Предметные:

научить осознанно воспринимать и понимать сказку, развивать умение выделять нравственную проблематику сказки, сформировать умение определять тип сказки по определённому признаку, формулировать идею, проблематику произведения, развивать умение давать характеристику героям.

Основные понятия: сказка, сюжет, герой сказки, эпитеты.

Межпредметные связи: русский язык.

Ресурсы: программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г., фонохрестоматия, раздаточные материалы на печатной основе, различные словари

Ход урока

№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1 Оргмомент Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Отвечают на приветствие учителя, показывают готовность к уроку. Выдвигать гипотезу и обосновывать её Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Слушать собеседника, строить понятные монологические высказывания Осознают актуальность и тематику урока, контролируют правильность ответов учащихся Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Борьба с чудовищем


Смотреть галерею

Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.

Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.


Смотреть галерею

Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.

Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.

Предательство братьев и реакция Ивана

Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.

Во всех предложениях скажите какие средства выразительности? Школьные Знания.com 1 5 — 9 классы Русский язык 33 баллы 1. В каком предложении средством выразительности является сравнение? 1. Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил 10 лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу. 2. В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками и бегущую навстречу до потери дыхания. 3. Вместо нее у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка. 4. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь. 2. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм? 1. Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. 2. Довольно мне колоть вам глаза, — сказала она, — и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. 3. Заложу колечко, и кончено. 4. Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду. 3. В каком предложении средством выразительности является инверсия? 1. Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд. 2. Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей. 3. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. 4. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам. 4. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты? 1. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, пирожок, горсть орехов. 2.«Эх, вы,- говорил Лонгрен, — да я неделю сидел над этим ботом. — Посмотри, что за прочность, а осадка, а доброта? 3. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы. 4. В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана, он был судьбой, душой и разумом корабля. 5. В каком предложении средством выразительности является метафора? 1. В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественного служения. 2. Там, на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры. 3. На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают темные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и заклинание. 4. Грэй не был еще так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение.

  • Рассказ о иве 2 класс
  • Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ
  • Рассказ о иване сусанине для 3 класса по музыке
  • Рассказ о иване царевиче из сказки царевна лягушка 5 класс
  • Рассказ о иване саввиче никитине