Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Иван яковлевич билибин русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. его видение отличается от изображений других художников. открыл он

Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри».

Иван Билибин настолько сильно проникся своим стилем живописи, что он сопровождал его до конца жизни. Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии. Работы его отличаются особой прорисовкой контуров, которые исполнены с уникальной подробностью деталей и раскрашены самыми жизнерадостными оттенками.

Тот самый всем известный двуглавый орел был исполнен Иваном Яковлевичем, в современном мире он украшает монеты. С 1922 года этот орел является русским символом.

Билибин был выдающимся художником. Он писал иконы, оформлял оперы, работал в сфере рекламы; но во всем сохранял свой неповторимый и индивидуальный стиль.

Умер это великий человек во времена войны, в 1941 году, от голода. Похоронен был Иван Яковлевич в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Биография Художника Ивана Билибина

Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.

Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты. Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот. По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.

Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе. С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова. Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого — чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.

С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.

Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.

Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.

После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.

В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.

Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.

Подробно

Родился будущий иллюстратор и художник Иван Билибин недалеко от Петербурга 16 августа 1876 года. Его семья жила в поселке Тарховка. Отец работал военным врачом, возглавлял госпиталь, а мама прекрасно играла на рояле и очень увлекалась музыкой. Билибин получил хорошее образование. Во время обучения юриспруденции он начал рисовать. Еще до окончания университета он прошел двухмесячное обучение в Мюнхене у Антона Ашбе. С 1898 до 1900 года его учителем в школе-мастерской был Илья Репин, который продолжил обучать Билибина в Высшем художественном училище до 1904 года.

В это время Билибин трудится по 10 часов в мастерской, доводя до совершенства свои работы. У художника была своя техника. Приступая к работе, он создавал эскиз рисунка, делал четкие контуры, а затем заполнял пространство в них красками. Для такой работы подходила кисть с косым кончиком.

Первые иллюстрации к сказкам он создал в 1899 году во время поездки в деревню Егны. Его 3 года подряд отправляли изучать архитектуру деревянных строений в различные губернии, что помогло ему при написании картин. Во время этих поездок иллюстратор сделал множество зарисовок русского пейзажа. Ему очень нравилась деревянная резьба на деревенских избах, она навевала мысли о сказках.

Художника прославили его иллюстрации к былинам, а также многим народным и авторским сказкам. Период с 1899 по 1911 гг. был очень удачным для художника, поскольку с его картинами издавались сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», а также былина «Вольга», которую иллюстрировал Билибин. Эти иллюстрации и сейчас украшают многие школьные учебники по литературе.

Мало кто знает, что Иван Билибин занимался постановками в театрах. Опера «Золотой Петушок» была поставлена в Москве в 1909 году, ее оформлением (сценой, костюмами) занимался художник.

Иван Билибин преподавал около 10 лет в школе Общества поощрения художеств. В этот период он приобрел участок на побережье Крыма, его домик и мастерская рядом с ним построена на самом берегу. Все лето, пока в школе не было занятий, он проводил в нем.

Его эскиз двуглавого орла сначала служил символом Российской республики, а со временем стал прототипом эмблемы Банка России.

С 1920 г. художник проживает в Каире, где создает эскизы для украшения фресками домов местных богачей. Спустя 5 лет он переезжает в Париж, где создает декорации для опер, в частности «Жар-птица», создает картины по сказкам братьев Гримм. Затем участвует в оформлении спектаклей в Праге, Брно.

В Советский Союз прославленный иллюстратор вернулся лишь в 1936 г., где продолжал создавать иллюстрации и эскизы театральных декораций. Умер он в 1942 г. в Ленинграде во время его блокады. Он был трижды женат.

3 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Рублев Андрей

    Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.

  • Краткая биография Петра 1 самое важное

    Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.

  • Заболоцкий Николай Алексеевич

    Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.

  • Ершов Петр Павлович

    Известный писатель Петр Ершов родился в 1815 году 22 февраля. Он родился в семействе чиновника в поселке Безруково. Свое детство писатель провел в поселке Березово. Семья часто переезжала из – за должности отца Ершова

  • Платонов Андрей Платонович

    Андрей Платонов – знаменитый драматург, писатель, поэт и публицист знаком российским читателям своими интересными рассказами и публикациями. По мотивам его рассказов сняты кинофильмы

Слайд 1

Иван Яковлевич Билибин БИОГРАФИЯ

Слайд 2

Иван Яковлевич Билибин — известный русский художник, иллюстратор. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин , считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.

Слайд 3

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка , Санкт-Петербургской губернии в семье военного врача.

Слайд 4

Железнодорожная станция « Тарховка »

Слайд 5

В 12 летнем возрасте Иван поступил в гимназию, окончил её с отличием и стал студентом университета, выбрав юридический факультет. Юридическая наука не мешала молодому человеку рисовать, его поддерживало Общество поощрения художеств. Затем он поехал в Мюнхен и более месяца посещал уроки словенского живописца Антона Ашбе .

Слайд 6

Обучение рисованию неразрывно связано с именем известного художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), сначала это были мастер-классы, а затем обучение в училище Академии Художеств. Воспитанники мастерской Ильи Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств. 1892-1894 гг.

Слайд 7

Живописная мастерская профессора Ильи Репина. Постановка натуры. 1897-1898 гг.

Слайд 8

После объединения художников в «Мир искусства», Билибин стал его активным посетителем. Художник, создатель объединения «Мир искусства», автор сотен статей, театральный критик и постановщик, Александр Бенуа личным примером доказывал: талантливый человек талантлив во всём.

Слайд 9

Обычно Иван Билибин жил в Петербурге, но после визита в деревню Ёгны , он настолько впечатлён, что создает картины к книге по мотивам русских народных сказок. Затем по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи.

Слайд 10

Фотографии из коллекции И.Билибина «Русский Север» Крыло церкви. пос.Кокшенга . Деревня Малый Холуй . Вологодская губерния

Слайд 11

Вологодская губерния

Слайд 12

Из коллекции И.Билибина

Слайд 13

Иван Билибин . Открытки, посвященные Русскому Северу. (Изд. Общины Св.Евгении, 1904)

Слайд 14

Все полученные впечатления воплотились в великолепных иллюстрациях к сказам, былинам. Так же художник оформлял театральные постановки. Стиль, в котором творил художник, стали называть его именем – « билибинский ». Кемь. Кладбище. Село Подужемье .

Слайд 15

Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна «, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане «(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907) « Царевна-лягушка » « Марья -Моревна » « Василиса Прекрасная»

Слайд 16

В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии. «Садко» Эскизы театральных декораций «Руслан и Людмила» Сказка о Золотом Петушке

Слайд 17

Сады Черномора . Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (1913) Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1909)

Слайд 18

В здании сохранились уникальные росписи по эскизам И.Я.Билибина . Нижний Новгород. 1913 г. Открывается здание Госбанка на Большой Покровской ( к 300-летию Дома Романовых).

Слайд 19

Революция 1917 г. нарушила планы художника. Осенью он уехал из Петрограда в Крым, затем в Новороссийск, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Александрии, затем переехал в Каир, где и прожил до августа 1925 года.

Слайд 20

Пригласительный билет на персональную выставку И.Я.Билибина в Александрии. 1924 В декабре 1924 года в Египте, в Александрии, состоялась персональная выставка И.Я. Билибина . Художник занимался любимым делом — оформлял спектакли, сделал несколько проектов иконостасов для православных церквей в Египте.

Слайд 21

Эскизы И. Билибина в Каире были первыми иконостасными проектами художника. Позже художник создаёт э скизы фресок и иконостаса для русской церкви — Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927 )

Слайд 22

Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. (1927)

Слайд 23

В 1925 г. переехал в Париж, где много работал — оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане » (1928) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1931). Костюмы для оперы «Борис Годунов« Мусоргского в Париже в Большой опере.

Слайд 24

В Париже И.Билибин создает иллюстрации к французским переводам русских сказок. В 1932 году в Париже выходят в свет «Сказки ужихи » Жанны Рош-Мазон с иллюстрациями Билибина . Александр Николаевич Бенуа писал об этой книге: «Французские рисунки Билибина оказались столь же блестящими и типичными, как его иллюстрации к русским былинам и сказкам». Ж.Рош-Мазон . Сказки ужихи . Французское издание русских нар. сказок «Сказки избы» (1930)

Слайд 25

Серия иллюстраций к арабским сказкам. «Тысяча и одна ночь».

Слайд 26

В 1936 г. Билибин на теплоходе «Ладога» возвращается на родину, в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Начинается война, а вслед за тем — ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным — 8 февраля) 1942 года художник умирает. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Слайд 27

Братское захоронение, где покоится великий русский художник Иван Яковлевич Билибин .

Слайд 28

Источники 1. Т.В. Юрьева. Православные храмы северной Африки. http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/29_5/ 2. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции. Биографический словарь. СПб., 1994.С.83. 3. Беляков В.В. «К берегам священным Нила…». Русские в Египте. М., 2003. С.208.

Билибин Иван Яковлевич

ФИО: Билибин Иван Яковлевич
Дата рождения: 16.08.1876
Место рождения: Село Тарховка
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Художник, иллюстратор, театральный оформитель
Дата смерти: 07.02.1942 (65 лет)

Взросление

Иван Билибин родился в селе Тарховка вблизи Сестрорецка. Его род известен с 17-го века. Прадеды были знаменитыми купцами, их портреты в исполнении Д. Левицкого украшают залы Эрмитажа. Отец, Яков Иванович, поднялся с младшего врача на судне до главного врача госпиталя. Мать, Варвара Александровна, была прекрасной пианисткой, дочерью военного инженера.

Ваня с детства любил рисовать и каждый год с нетерпением ожидал передвижных выставок. Помимо учебы в 1-й Петербургской классической гимназии с 1895-го года по 1898-й он посещал школу поощрения художеств. Отец сомневался, что карьерой художника можно себя прокормить. По его настоянию Иван поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Интеллигентная семья симпатизировала реализму, и идеалом Иван считал живописцев Семирадского, раннего Репина и Шишкина. Но после поездки в Германию и Швейцарию летом 1898-го взгляды его стали меняться. За рубежом он посещал музеи и галереи, восторгаясь почти неизвестными на родине А. Беклиным, Францем фон Штуком, знакомился с новой журнальной иллюстрацией, с направлением «Сецессион».

Иван в молодости

Иван в молодости

Краткая биография

  1. 08.1876 – Родился.
  2. 1896 – С серебряной медалью закончил гимназию и поступил в университет.
  3. 1898 – 2 месяца пробыл за границей, а потом 2 года в Тенишевской мастерской у И.Е. Репина.
  4. 1899 – Превратился в активного участника сообщества «Мир искусства», выпускавшего иллюстрированный журнал для пропаганды творчества русских символистов. В деревне Егны под Тверью создал акварели к 1-й книге сказок об Иване-царевиче в романтично-национальном стиле, названном позже «билибинским». Считается, что окончательно сложилась манера писать под воздействием работ В.М. Васнецова. Узнаваемым стал ровный контур, очерчиваемый тонким колонком, динамичность, тщательно выписанные детали, яркие цвета. Полотна художника купили Русский музей и Третьяковская галерея.
  5. 1900 – Закончил университет и стал вольнослушателем при Академии художеств, в Высшем художественном училище. Имел успех на выставке «Мира искусства», где акварели к «Василисе Прекрасной», «Царевне-лягушке» и другим сказкам В.В. Стасов противопоставил упадническим работам остальных участников. Альграфические оттиски (на алюминии) приложили к авторитетному у полиграфистов журналу «Печатное искусство». Об оригинальной манере Билибина заговорили в профессиональных кругах.
  6. 1903 – Экспедиция заготовления госбумаг издала серию из 6 сказок об Аленушке и Иванушке, белой уточке и других в уже сложившемся стиле художника. То же издательство выпустило в свет сказки Пушкина, иллюстрированные Иваном, – о царе Салтане в 1905-м и Золотом петушке в 1910-м.
  7. 1902-1904 – Изучал деревянную архитектуру и собирал предметы старины в Вологодской, Архангельской, а также Олонецкой губерниях в этнографических командировках от Музея Александра III. Народные былины и сказки, сказки А. Пушкина, прекрасно проиллюстрированные Иваном Яковлевичем и недорогие, разошлись по обширной территории России и принесли художнику всенародную любовь и известность.
  8. 1905 – Создавал антимонархические карикатуры в журнале «Жупел», просуществовавшем недолго.
  9. 1907 – Выполнил эскизы костюмов к драме «Чудо св. Теофила», что положило начало сотрудничеству с театрами. Начал преподавать графическое искусство в школе поощрения художеств. Это продолжалось до 1917-го года. Оформлял заставки, инициалы и концовки к журналу «Золотое руно».
  10. 1908-11 – Нарисовал эскизы к декорациям и костюмам опер «Золотой петушок» в московском театре Зимина, «Чудо святого Теофила» и драмы «Фуэнте Овехуна».
  11. 1911 – Выпущены иллюстрированные Билибиным сказки Рославлева.
  12. 1915 – Стал соучредителем Общества возрождения художественной Руси, существовавшего до Февральской революции. Оно создавалось с целью пропаганды русского творчества и его преемственного развития. Собирали данные о художественных памятниках России, разрабатывали программы для рисовальных школ.
  13. 1917 – Страх социальных потрясений и жажда увидеть заморские страны толкнули на отъезд из страны. Билибин жил в Египте, на Кипре, в Сирии и Палестине, где писал портреты и пейзажи.
  14. 1925 – Переехал в Париж, где сотрудничал с театрами, например, оформил декорации к «Жар-птице» и написал картины к «1000 и 1 ночи».
  15. 1935 – Создал большое панно «Микула Селянович» для советского посольства в Париже.
  16. 1936 – Вернулся на Родину, обосновав это неудачной ассимиляцией и меньшими возможностями для творчества. В Ленинграде Билибину предоставили квартиру. Работал театральным и книжным художником, преподавал в Академии художеств,
  17. 1941 – Иллюстрировал былину «Дюк Степанович».
  18. 02.1942 – Умер от пневмонии при полном истощении и похоронен в братской могиле вместе с невыжившими в блокаду другими профессорами.

Художник Иван Билибин

Личная жизнь

Все жены Ивана Билибина были графиками, дети были только от 1-ой.

В Тенишевской мастерской он познакомился с Марией Яковлевной Чемберс, на которой женился в 1902-м году. Как и супруг, она была театральным и иллюстративным художником. В браке родились 2 сына – Александр и Иван, но, измучившись запоями мужа, Мария Яковлевна сбежала с детьми в Англию в 1911-м.

Мария Чемберс

Мария Чемберс

2-й женой Ивана Яковлевича стала в 1912 году его бывшая ученица Рисовальной школы – Рене Рудольфовна О’Коннель. Она трудилась на Императорском фарфоровом заводе художником. Билибин увековечил ее в образе Стрельчихи, проиллюстрировав сказку «Поди сюда…». После Октябрьской революции художник ходил на совещания по вопросам искусств и входил в Комиссию по охране памятников. Но большевики ему скоро надоели, и он уехал от них и жены на дачу в Батилиман (рядом с Балаклавой).

Рене О’Коннель

Рене О’Коннель

В Батилимане Билибин влюбился в соседку, Людмилу Чирикову, и бежал вслед за ней в Египет. Но девушка не ответила взаимностью и уехала к родителям в Берлин, а он снова запил.

Людмила Чирикова

Людмила Чирикова

Письмо от подруги бывшей супруги (по Рисовальной школе), Александры Васильевны Щекочихиной, которое он вдруг получил в 1922-м году, зацепило мастера, и он в телеграмме сделал ей предложение. Александра согласилась и в феврале 1923-го приехала с сыном от 1-го брака Мстиславом в Александрию. Женщина была верной женой и подругой художника до его кончины.

Творческие итоги

Иван Билибин был ярким представителем «Мира искусства», имевшим самобытный национально-русский стиль. Его талант в полной мере раскрылся в полотнах, театральных постановках, книжных иллюстрациях и открытках.

Он проиллюстрировал 27 книг, выполнил эскизы декораций и костюмов к 21 опере, балету и театральной постановке, 3 панно, эскизы иконостаса и фресок для храмов Александрии и Праги. По его наброскам выпускались открытки и расписывались залы госбанка в Нижнем Новгороде.

У билибинского «почерка» модерна много последователей, наиболее интересные из них – Б.А. Дехтерев и Б.В. Зворыкин. Для этого стиля характерно изящное плоскостное графическое представление и отточенная техника. Эскиз начинался с ровного тонкого очерчивания границ деталей будущей композиции. Четкий рисунок заполнялся акварелью. Для нарядов и обрамления использовался орнамент. Эскизы театральных костюмов выделялись исторической достоверностью и сценической выразительностью.


Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



7



0

Детям 3-го класса можно ознакомиться на этот момент изучения, узнав сведения из краткой биографии известной личности. Билибин Иван Яковлевич — это известный художник, который создавал иллюстрации к детским сказкам. У него неповторимый, своеобразный стиль.

рассказ о Билибине 3 класс

Вспомним биографию.

Годы жизни: появился на свет 4 августа 1876 г. — 1942 г. Место рождения: Санкт-Петербургская губерния, село Тарховка. Отец его принадлежал к профессии военного врача. С 12 лет обучался в гимназии, которую завершил с отличием, а потом учился в Петербургском университете, который покинул через год, чтобы ехать учиться живописи, чем увлекался с большой душой. Отправился в Мюнхен брать уроки у профессора Ашбе.

С 1998 года продолжал учение, занимаясь уроками у Репина. Выставка художника Васнецова определяет, какое направление увлекает больше всего. У Билибина была своеобразная мера, включающая народные мотивы, своеобразный рисунок, яркие краски, четкие детали. Через год Иван Яковлевич — участник «Мира Искусств» Дягилева.

Творений Билибин создал немало, первое из них сделал в 1901 году, став знаменитым. Живописец показывал иллюстрации сказок, таких как «Об Иване-царевиче», «О Жар-птице и сером волке», «Вольга» и др.

Также, автор в театрах создавал костюмы для выступлений, декорации.

В 1917 года после известных событий художник отбыл в Крым, а оттуда в Египет, где продолжал свою деятельность, делал работы как для русских, так для французских сказок.

В 1936 году вернулся в Россию, его встретили почетно, работал на престижной должности профессором в Институте живописи, скульптуры и архитектуры во второй столице родины. А через время стал доктором искусствоведения.

Художника не стало 7 февраля 1942 года. Во время осады, когда в Ленинграде царили голод и холод, жизнь автора завершилась во время пребывания на посту.

Живописец немалое сделал в искусстве.

рассказ о Билибине 3 класс

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



6



0

Иван Билибин — жудожник, иллюстратор. Родился недалеко от Санкт-Петербурга, в поселке Тарховка Сестрорецка в 1876 году. Отец художника был военно-морской врач. Билибин получил юридическое образование, закончил Санкт-Петербургский университет. Художественному мастерству учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, в мастерской художника Антона Ашбе, занимался под руководством Ильи Репина.

Впервые иллюстрации в своем билибинском стиле художник создает в Тверской области. Это были иллюстрации к сказке «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

талант художника ярко проявился в иллюстрациях к русским сказкам и былинам.

В 1920 году Билибин иммигрирует. Пароход прибывает в Египет. В Египте художник работает и изучает египетское искусство. В 1925 году Билибин переезжает в Париж.

В 1936 году художник возвращается в СССР, в Ленинград, преподает во Всероссийской академии художеств. 7 февраля 1942 года иван Билибин умер в блокадном Ленинграде.

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



5



0

Билибин Иван Яковлевич — известный русский художник и иллюстратор, иллюстрировал он в основном детские сказки. Иллюстрации его не похожи на другие, у художника свой неповторимый стиль, отличающийся точной особой прорисовкой контуров, множеством интересных подробностей и деталей. Его иллюстрации действительно совсем не похожи ни на какие другие, их отличает четкие линии, графичность, иногда некоторая даже резковатость и контрастность цветов, красочность. Чаще всего он сначала рисовал контуры черной тушью, а потом закрашивал их акварельными красками. Билибин также писал иконы, был автором театральных декораций.

Среди работ Билибина:

eIyLVEYKKLMLAXiQvdoxZyMGMuzIShfg.png

Родился Иван Билибин в окрестностях Петербурга в поселке Тарховка 4 августа 1876 года. Отец его был врачом. В 1888 году Иван поступил в гимназию, а, окончив ее, поступил на юридический факультет в Санкт-Петербурге. Но он всегда рисовал, а с 1898 года стал брать уроки у самого Репина. Близок ему был и Васнецов.

С 1901 года он стал знаменитым благодаря иллюстрациям к русским сказкам и былинам и к сказкам Пушкина, которые даже приобрели известнейшие музей — Третьяковка и Русский музей.

После революции 1917 года художник эмигрировал, жил в Египте и в Париже, в 1936 году вернулся в Россию, в СССР, погиб в блокаду в Ленинграде в феврале 1942 года.

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



4



0

Рассказ о художнике Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса по литературному чтению:

План рассказа о жизни и творчестве Ивана Билибина:

  1. Краткая биография Билибина
  2. Творчество Билибина.
  3. Моя любимая картина Билибина.

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в семье военного морского врача с небольшом селе Тарховка под Санкт-Петербургом. Мальчик рано проявил творческие способности, хорошо учился, окончил гимназию и поступил на Юридический факультет Университета в Санкт-Петербурге, параллельно занимался рисованием. В 1899 году Иван Билибин знакомиться с творчество Виктора Васнецова, что становиться переломным моментом в его творчестве. Билибин начинает искать вдохновения в русских сказках и былинах. За 4 последующих года Билибин создает огромное количество иллюстраций к русским сказкам. С 1907 года Билибин активно сотрудничает с театрами, создавая эскизы декораций и костюмов. После революции в 1920 году Билибин эмигрирует сначала в Египет, а потом в Париж, где работает над иллюстрациями, создает декорации к постановкам русских опер за рубежом. В 1936 году Билибин, тоскуя по Родине, возвращается в СССР, преподает, иллюстрирует, создает театральные декорации. Билибин был трижды женат, имел двоих сыновей от первого брака. Умер Билибин 7 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде от голода и был похоронен в братской могиле Смоленского кладбища.

Билибин иллюстрировал множество русских народных сказок, сказки Пушкина и зарубежных писателей. Двуглавого орла Банка России, которого мы можем видеть на монетах, создал Билибин.

MEVBgKdChaiojhdlsnz6J7c01dEZS5.png

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Мне нравится иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Садко»своими яркими и контрастными цветами, жизнерадостностью. Образ Садко у Билибина получился задорный, мужественный, удалой. Стиль Билибина легко узнаваем: рубленные линии, контраст, графичность, нереальность, плоскостное изображение, именно своей необычностью и сказочностью картины художника и снискали любовь миллионов людей.

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



3



0

Рассказ о Билибине для 3-го класса не должен быть особо сложным и длинным. Достаточно включить несколько фактов из биографии художника и описать его работы. Предлагаю следующий вариант:

<hr />

Иван Яковлевич Билибин — русский художник и иллюстратор. Родился в 1876 году в семье военного врача. Окончил с отличием гимназию, затем поступил в Петербургский университет. Но понял, что его призвание живопись и посвятил свою жизнь любимому делу.

На творчество Ивана Билибина серьезно повлиял его наставник великий живописец Илья Репин. В начале 20 века Иван Билибин серьезно увлекся созданием иллюстраций. Причем художник специально посещал деревни и изучал архитектуру, чтобы как можно точнее воссоздать деревянные строения и сказочные терема. Его иллюстрации становятся узнаваемыми и появляется особый — «билибинский» стиль.

С 1920 по 1936 гг. Иван Билибин живет за границей и продолжает там плодотворно работать. После возвращения в СССР он не перестает рисовать. Умер Иван Билибин в 1942 году в блокадном Ленинграде в возрасте 66 лет.

<hr />

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Отдельно стоит остановиться на иллюстрациях Ивана Билибина:

<hr />

3GFjNH0QsQ3Z9000jlwUS7fE6GOHQES.png

<hr />

Вот некоторые из них:

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



1



0

Для того, чтобы написать рассказ о Билибине, стоит начать с того, кем являлся человек. Указать аргументы и главные особенности его творчества. При этом для 3 класса сочинение не должно быть сильно объемным. Ребенку достаточно написать порядка 5 — 6 предложений. В идеале — десять.

Иван Билибин — это одаренный русский художник, который жил в довоенное время. На его счету множество сказок, которые он проиллюстрировал. Подарил детям, не только интересное чтиво, но также и фантастический мир, который открывается на каждой картинке сопровождающей рассказ или произведение. Отличался креативным взглядом на мир. После него его почерк рисования пытались повторить многие художники современности.

<hr />

Образец работы мастера:

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



1



0

Чтобы составить рассказ о Билибине, нам нужно немного изучить его Биографию. Для того ,чтобы упростить ребёнку процесс составления рассказа, необходимо для начала придумать план с вопросами, на которые нужно ответить кратко, уложившись в шесть предложений. Затем найти иллюстрацию, которую нужно на уроке показать, когда будет ученик вести свой рассказ перед классом.

  1. Кто такой Билибин.
  2. Что он создал, какие произведения, какие сказки он оформил.

Рассказ. Билибин — художник ,который делал иллюстрации к произведениям и проиллюстрировал довольно много знаменитых сказок, которые относятся к школьной программе. Самые знаменитые сказки, которые он проиллюстрировал «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок». И ещё очень много сказочных иллюстраций и сказочных героев на его счету.

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



1



0

Иван Билибин — это известный художник.

Родился художник 4 августа 1876 года, его отец был врачом.

Билибин прекрасно учился в гимназии, потом он поступил в университет. Живописью Билибин начал увлекаться еще с детства, особенно на него большое влияние оказали работы великого художника Васнецова.

Позже Билибин начал иллюстрировать сказки, также он создавал различные театральные декорации, кроме этого он еще и работал преподавателем.

Некоторое время Билибин жил за границей, там он продолжал писать свои полотна, также занимался оформление храмов.

В 1936 году художник принимает решение вернуться на родину.

В 1942 году Билибин умер.

Ниже работы художника:

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



1



0

Для начала можно написать о том что Иван Яковлевич был великим художником, его рисунки стали иллюстрациями множества произведений. Дата рождения Билибина август 1876 года. На свет он появился в небольшом селе под названием Тарховка. Семья будущего художника была довольно простой: отец работал военным врачом. Иван отличался усердием в учёбе и после окончания школы поступил в университет города санкт Петербург, получив там юридическую специальность. Но любовь у рисованию у него не только не угасла, именно это занятие стало основным в его жизни. Плодотворная работа и бессонные ночи привели к тому что иван Яковлевич написал множество иллюстраций к русским сказкам и былинам, которыми до сих пор восхищаются не только взрослые, но и дети.

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ



1



0

Иван Билибин знаком детям по ярким и очень красочным иллюстрациям, которые он нарисовал ко многих народным и авторским сказкам. Это известный русский художник, что жил в период с 1876 до 1942 года. Рассказ о нем, его биографию можно для 3 класса написать так:

Место рождения художника — это поселок Тарховка, что расположен недалеко от Петербурга. Его папа был доктором, а мама обожала музыку, великолепно играла. Поэтому у Билибина было прекрасное образование.

Одним из наставников и учителем Билибина был не кто иной как сам Илья Репин. Также Билибин окончил Высшее художественное училище. Будущий иллюстратор отличался трудолюбием, он оттачивал мастерство по 10 часов в сутки.

Он много путешествовал по деревням, именно оттуда и черпал мотивы для будущих иллюстраций. Особенно ему нравились резные узоры на деревянных избах. Создавать великолепные иллюстрации он начал с 1899 г.

Билибин прославился рисунками к былинам О Вольге, к сказкам о Царе Салтане, Иване Царевиче и Сером волке, О золотом петушке. Все эти работы часто встречаются в школьных книжках. Сочные краски, витиеватые узоры — все его работы пронизаны сказочностью.

Интересен и тот факт, что Билибин много работал в театре. Да-да, он рисовал эскизы костюмов и декораций, чтоб оформлять сцену.

zQLyopGkbyKw3QL4YUF0EUp2TNpztt.png

Рассказ о Билибине 3 класс, биография Билибина

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Конечно же мастерская первопечатника сильно отличается от современной сверкающей светом и шумящий машинами типографии, но кое-что в них все равно есть общее.

Прежде всего это книги, которые там печатают и сам принцип печати.

В мастерской первопечатника работало всего несколько человек, два-три мастера и несколько подмастерьев, обычно мальчиков, которые выполняли самую простую работу.

В такой мастерской обязательно находился довольно крупный печатный станок, и имелись многочисленные наборы печатных литер, которыми набирались отдельные слова. Повсюду лежали печатные гранки и были разбросаны рукописные книги и отдельные набранные страницы.

Первопечатники сами занимались отбеливанием бумаги, сушкой, переплетением книг.

Это был ответственный и долгий труд. Именно поэтому первых книг было очень мало и каждая напечатанная книга становилась большим событием.

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Когда сестрица Аленушка вышла замуж за богатого купца и зажила относительно счастливо, то сразу нашлись и завистники. Некая ведьма, притворившись доброй подругой увела Аленушку на речку и утопила ее. Потом сама превратилась в точную копию Аленушки и купец ничего не заметил.Знал про обман только козленок-Иванушка и чтобы не быть раскрытой ведьма решила убить и его.

Вот только когда Иванушка жаловался на судьбу на берегу речке, разговаривая со своей сестрицей, его услышал слуга купца и рассказал все купцу. Аленушку достали и спасли, а козленок вновь стал Иванушкой. Обман помог раскрыть слуга.

Ну а удалось это так как Иванушка и Аленушка очень любили друг друга и хранили верность до конца

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Чудесная живая и мертвая вода часто встречается в русских народных сказках. Не обошлось без нее и в сказке «Иван царевич и серый волк».

Когда коварные братья убили Ивана царевича и увезли все им добытое в странствиях, прибежал верный друг серый волк и поймав ворона и вороненка отправил ворона за живой и мертвой водой.

Мертвая вода обладала волшебным свойством закрывать, заживлять любые, даже смертельные раны, ну а живая вода могла оживить мертвого человека.

Спрыснул волк Ивана царевича сперва водой мертвой и все раны его зажили, а потом побрызгал волк царевича водой живой и Иван царевич очнулся, причем думал, что все это время проспал.

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Если посмотреть на первые два неудачных похищения, которые попытался сделать Иван царевич самостоятельно, то можно предположить, что и похищение Елены Прекрасной закончилось бы для него столь же печально.

Скорее всего Иван Царевич решил бы сделать что-то лишнее. Например прихватить золотой перстень, который мог лежать на ночном столике, а в это время сработала бы волшебная сигнализация, налетели бы слуги, скрутили бы Ивана царевича, ему могли бы отрубить голову, бросить в темницу или опять отправить к другому царю за еще каким-нибудь сокровищем.

Не умеет Иван царевич воровать, и потому ни к чему хорошему не привела бы его попытка самому украсть Елену Прекрасную

Рассказ о иване билибине 3 класс краткий рассказ

Несмотря на то, что именно иван Царевич главный положительный герой сказки, его образ далеко не идеальный. Он любопытный, он непослушный, он даже слегка жадный. Эти его качества едва не погубили героя, когда он забыв про наказ серого волка сперва хотел прихватить с собой золотую клетку, а потом уздечку. Вроде бы и царевич, что ему это золото, так нет ведь, взыграло в Иване скопидомство.

Однако серый волк оказался верным другом. Раз уж взялся помогать герою, то делал это до конца, хотя конечно не сильно он был рад иметь в кредиторах такого царевича. Волк добыл Елену Прекрасную, а потом помог Ивану не отдавать трофеи другим царям.

  • Доклады и сообщения
  • Люди
  • Билибин

Билибин Иван Яковлевич был рожден в поселке Тарховка вблизи Петербурга в 1876 г. в интеллигентной семье. С 1888 г. проходил обучение в гимназии. В 1896 г. он окончил ее, став серебряным медалистом. До 1900 г. И. Я. Билибин учился в Университете Санкт-Петербурга по юридической специальности. Тяга к изобразительному искусству ни на минуту не оставляла молодого человека. Одновременно, он изучал живопись в специальной школе, учился в художественной мастерской Антона Ашбе в Мюнхине. С 1998 г. его наставником был великий живописец Илья Репин. С 1900 по 1904 г. познавал азы искусства в художественном училище.
В это время Иван Яковлевич увлекся созданием иллюстраций. Сегодня эти чудесные изображения можно увидеть во многих детских книгах. Сюжеты известных сказок Пушкина оживают в сопровождении иллюстраций Билибина.

Иллюстратор для своих картин посещает различные деревни и изучает деревянную архитектуру. Эти знания помогают воссоздать образы сказочных теремов и строений. У художника формируется свой особенный «билибинский» стиль написания картин, хорошо узнаваемый с первого взгляда.

Талант И. Я. Билибина не ограничивается только иллюстрациями, его приглашают для оформления спектаклей и в 1909 г. в одном из театров Москвы он создает сказочное оформление оперы «Золотой петушок». По заказу делает эскизы костюмов для различных постановок.

С 1907 г. преподает в художественной школе.

В 1912 г. художник получает участок земли в Крыму в Балтимане. На самом берегу Черного моря он строит небольшую мастерскую и продолжает рисовать. Прекрасная природа полуострова способствует написанию новых произведений. На лето он приезжает сюда отдыхать, а к осени отправляется в Петербург, где преподает в художественной школе.

В России начинается революционное движение, и художник окончательно переезжает в Балтиман. На территории Крыма проходят военные действия и Билибин вынужден отправиться в эвакуацию.

В 1920 г. пароход, на котором находился Билибин, прибывает в Египет. Долгих пять лет художник прожил в этой стране в г. Каире. Находясь в эмиграции, он изучает византийский стиль, искусство Древнего Египта и работает над созданием эскизов панно и фресок.

С 1925 г. Билибин проживает в Париже, где плодотворно трудится над созданием декораций к театральным постановкам. Его приглашают для оформления балета «Жар-Птица» в Аргентине и других постановок в Чехии.

Не забывает Билибин и о написании иллюстраций к сказкам Гримм, «Тысяча и одной ночи».

Детство и юношество

Будущий художник появился на свет 16 августа (4 по старому стилю) 1876 года в селе Тарховка недалеко от Петербурга. Его отец Яков был морским врачом, а мать композитором. Первые сведения о семье Билибиных встречаются еще в документах XVII века, это древний и известный род.

Еще ребенком Иван проявлял склонность к рисованию. Он посещал классы гимназии, а также учился в Императорском обществе поощрения искусств. Но ему пришлось поступать на юридический факультет из-за отца. Яков Билибин мечтал о престижной профессии для своего сына.

А после окончания учебы юноша уехал в Германию, чтобы заниматься в мастерской А. Ашбе. После возвращения домой он начал встречаться с И. Репиным. Спустя еще несколько лет Иван поступил в художественное училище при Академии искусств.

Отрочество: гимназия и первые уроки рисования

Учась с 1888 года в гимназии, Иван Билибин любил занятия по истории и литературе. Особые успехи ученика по математике вызывали чувство гордости у его дяди, именитого педагога и составителя учебников по математическим наукам, Николая Билибина.

Успехи успехами, но главный интерес, к рисованию, оставался на первом плане. Гимназистом, Иван увлекался пейзажами и вскоре начал испытывать потребность в обстоятельном изучении живописных приёмов и техник. В 1895 году начал посещать уроки в Рисовальной школе, которая работала при Обществе поощрения художеств. Из всех преподавателей ярчайшее впечатление на Билибина произвёл Ян Ционглинский, который увлекал учеников пламенной преданностью искусству и эмоциональными речами.

Начало творческого пути

На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.

В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:

  • «Царевна-Лягушка»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • «Иван-царевич».

Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.

Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.

Поездка благотворно сказалась на его творчестве. Билибин привез домой множество набросков и готовых рисунков. Он использовал их для создания театральных декораций, новых иллюстраций для книг.

Революционные годы, эмиграция, третий брак

1917-й год разрушил не только второй брак художника. После февральских событий Билибин стал участником объединения при Временном правительстве, членом т.н. Особого совещания по делам искусств, под руководством Горького. Заслугой Билибина в это время стало придуманное им для печати Временного правительства изображение двуглавого орла. Он «воскрес» в России в 1992-м.

Осенние события в Петрограде в 1917 году ошеломили художника, он поспешно уехал в Крым, переждать непонятные и пугающие события. Здесь, в Батилимане, у Билибина была дача.

Время шло, Гражданская война и кровопролитие вокруг привели к решению эмигрировать из страны. В конце 1919 года Иван Билибин присоединился к отступающим белым войскам и добрался до Новороссийска. 21 февраля 1920 года с тысячами русских беженцев на пароходе «Саратов» Билибин вместо Кипра оказался близ Каира (маршрут был изменён из-за тифа на судне).

Первое время художник наравне со всеми работал над устройством быта в палаточном лагере, устроенном английскими властями. Весной 1920 года нашёл способ изменить свою жизнь – открыл мастерскую в Каире, переехал сюда и неплохо зарабатывал, принимая заказы от обеспеченных коренных жителей. От города, будто сошедшего со страниц «Тысячи и одной ночи», художник, любитель орнамента и цвета, был в восторге.

В начале 1923 года Билибин снова женился. Третьей супругой стала Александра Щекатихина-Потоцкая (1892-1967), с которой художник был знаком по Рисовальной школе в Петербурге (Александра училась в период 1908-1913 гг.). У новой супруги Билибина был 7-летний сын.

Работа с литературой

Художник познакомился с поэтом Пушкиным, который предложил ему работу — проиллюстрировать сборник его сказок. Билибину понравилась эта идея, и он создал множество рисунков. Его наброски отражали содержание произведений. Сказки с иллюстрациями Ивана:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о царе Салтане»;
  • «Сказка о золотом петушке»;
  • «Руслан и Людмила».

Билибин тщательно работал над архитектурой, костюмами и внешним видом героев. Благодаря этим сказкам он смог поэкспериментировать со своим стилем. Некоторые иллюстрации напоминают картины Хокусая, другие похожи на лубочные изображения. Впоследствии Третьяковская галерея выкупила все рисунки, созданные для «Сказки о золотом петушке».

Книжки с иллюстрациями художника раскупали быстро. Они нравились читателям своей красочностью и многообразием рисунков. Но работа давалась ему тяжело. Каждая иллюстрация была создана в несколько этапов:

  • создание наброска;
  • перевод на кальку;
  • отрисовка на бумаге;
  • обводка контуров тушью;
  • цветная заливка акварелью.

Градиент художник не использовал, в его арсенале были только локальные цвета. При этом все узоры и надписи оставались очень четкими и аккуратными.

Популярные темы сообщений

  • Бурундук
    Бурундук – в переводе обозначает «запасливый или заведующий хозяйством». Познакомившись со зверьком ближе, можно понять, почему он получил такое название. Бурундук это небольшой зверёк похожий на белку.
  • Атмосфера
    Атмосфера это объем газа, которая состоит из разных смесей, на земле они считаются воздухом. Сам воздух состоит из молекул кислорода и с наибольшим участием азота. Незначительный процент разделяют другие газы — это пар,
  • Круглые черви
    Круглые черви (или по-другому нематоды) – это черви, имеющие первичную полость тела, обитающие в водоемах и почве. Большинство видов круглых червей ведут паразитический образ жизни, поэтому размер их тела относительно небольшой,

Реклама и преподавание

В биографии Ивана Билибина было несколько значительных событий. Одно из них — заказ Временным правительством оформления герба во время революции 1917 г. Именно этот художник изобразил двуглавого орла, который с 1992 изображен на всех банкнотах России.

Революция дала ему новую работу, связанную с рекламой. Он рисовал плакаты и брошюры для . А также оформлял обложки альманахов и журналов:

  • «Московское Издательство»;
  • «Шиповник»;
  • «Золотое Руно».

Билибин занимался рисованием театральных афиш, создавал эскизы для новых почтовых марок. И при этом продолжал иллюстрировать сказки. Книги, оформленные им, пользовались большим спросом.

Творческую работу он старался совмещать с занятиями. Билибин преподавал рисование многим ученикам:

  • Н. Кузьмин;
  • К. Елисеев;
  • Г. Нарбут;
  • М. Чемберс;
  • Р. О’Коннель;
  • А. Щекатихина-Потоцкая.

Некоторые художники перенимали его стиль, старались подражать его работам. Но и сами они стали довольно известными.

Мировая слава театрального художника и перемены в личной жизни

В 1907 году художник начинает преподавать графику в школе при Обществе поощрения художеств и одновременно работать с театром. Первой работой декоратором стало оформление спектакля «Действо о Теофиле» (эпоха Средневековья).

Затем его приглашает к сотрудничеству талантливый организатор с тонким вкусом и чутьём на таланты Сергей Дягилев, который уже начал покорение Европы русской оперой. Оформив постановку «Бориса Годунова» с Шаляпиным в главной роли, художник прославился на весь Париж не меньше, чем артисты и сам Дягилев.

В 1908 году Билибин создал декорации к другим оперным постановкам в Париже, в 1909-м французская публика была ошеломлена русским балетом – билибинское оформление сыграло важнейшую роль.

В этот период Билибин увлёкся одной из своих учениц, Рене О’Коннель (1891-1981). Развёлся с женой и в 1912 году заключил новый брак, в котором детей не было. Продлился союз до 1917-го.

Египет и Франция

Несколько лет Билибин прожил в Крыму. Там он купил участок земли совместно с Вернадским, Короленко и Куприным. Свои угодья они разделили с помощью жеребьевки. Художнику досталась рыбацкая хижина у самого моря в бухте Батилиман. Жилище Иван скоро превратил в мастерскую, где работал до 1920-х.

Затем он отправился в поездку по Египту. Причиной такой смены обстановки стали разногласия с новым правительством, захватившим власть после Октябрьской революции. В Каире художник работал над фресками для разных храмов, занялся изучением местной архитектуры и другого искусства.

О книжной графике он на время позабыл, отдавая предпочтение пейзажам и портретам реальных личностей. А в Александрии, куда он переехал после Каира, состоялась его персональная художественная выставка.

В 1925 Иван Билибин, в биографии которого многое изменилось, отправился в Париж. Здесь начался новый виток его творческой жизни — художник стал дизайнером костюмов и декоратором. Он снова начал работать в театре, а также вернулся к книжным иллюстрациям. Сборники французских сказок с его рисунками стали очень популярными. Билибин решил основать в Париже благотворительный фонд, помогающий художникам-эмигрантам.

Жизнь в Египте

В начале 20-х годов Билибин отправляется жить в Египет. Одной из причин такой резкой смены места жительства могли стать разногласия с советским правительством после Октябрьской революции.

Он поселился с женой Александрой в Каире. Там он живет и работает над фресками для храмов в византийском стиле, а также изучает местное искусство, архитектуру. В то время он много путешествует по Кипру и Сирии. Забросив на время книжную графику, он создает преимущественно портреты и пейзажи в реалистичной манере. Потом решает перебраться с семьей в Александрию. Там состоялась первая персональная выставка картин Ивана Яковлевича Билибина.

Возвращение домой

В 1936 году иллюстратор вернулся на родину. Теперь его город назывался Ленинград. Возвращение было опасным и рискованным, ведь его могли ждать репрессии со стороны советской власти. Многие художники, поэты и писатели, другие творческие личности пострадали после приезда из-за границы. Но в биографии Билибина было много заслуг перед государством, поэтому его оставили в покое.

Он приобрел квартиру и вместе с семьей поселился в Ленинграде. Как и прежде, Иван много времени посвящал творчеству. На родине художник продолжил свою деятельность. Он создавал декорации для театральных спектаклей, работал над костюмами актеров, а также иллюстрировал новые книги. Только теперь это были не сказки, а баллады, былины и даже романы. Билибин пытался придерживаться своего стиля, хотя советская власть строго ограничивала его.

Помимо творческой деятельности Иван Яковлевич стал преподавать во Всероссийской Академии художеств. Он жил в Ленинграде на улице Гулярной в доме № 25. Сейчас на этом здании висит мемориальная доска, посвященная художнику.

Работа в Париже

Спустя пять лет из Египта живописец отправляется в Париж, где проявляет себя как талантливый театральный декоратор и дизайнер по костюмам, используя полученные на родине знания и опыт. Он создает декорации для опер и спектаклей, таких как балет композитора Стравинского «Жар-птица», опера «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане». Возвращается также Иван Билибин к иллюстрациям и работает над французскими сказками. В Париже живописец создал благотворительный фонд в поддержку художников-эмигрантов.

Незадолго до возвращения на родину он работает над большой настенной росписью «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.

Личная жизнь

Иван Яковлевич был женат трижды, и все его супруги являлись его ученицами. Первой спутницей его жизни стала Мария Чемберс, известная как художник и книжный график. Она начала работать в 1900, а через девять лет организовала свою персональную выставку.

Мария вышла замуж за Билибина в 1902, родила ему двух сыновей — Александра и Ивана. В 1911 супруги развелись, а через три года Чемберс с детьми переехала в Англию, отделавшись от бывшего мужа только кратким пояснительным сообщением. В 1917 к ней отправился ее брат Владимир, известный театральный художник. С тех пор на родину женщина не возвращалась.

В 1912 художник женился во второй раз, также на своей ученице — Рене О’Коннель. Эта девушка прославилась как график, а также она расписывала фарфор. Сначала она училась в Обществе поощрения художников, затем сама в ней преподавала. Детей у пары не было, в 1917 супруги развелись.

Рене была замужем еще два раза, ее дочь и сын от второго брака погибли во время блокады Ленинграда (мальчик на пути в Сибирь, где жила его мать). Женщина была в ссылке до 1953, и только затем вернулась на родину, где продолжила работать с фарфором.

Третья жена Билибина — Александра Щекатихина-Потоцкая, еще одна его ученица. Она также прославилась благодаря умению рисовать. Брак был заключен в 1923 году, общих детей не было. Но от первого мужа у женщины был сын Мстислав. Во время путешествий художника по Египту и Франции она была вместе с ним. Супруги до конца жизни Ивана жили вместе.

ИванЯковлевич Билибин

Иван Яковлевич Билибин (16 августа 1876, Тарховка, Санкт-Петербургский уезд – 7 февраля 1942, Ленинград) – русский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин, в том числе сказок Александра Пушкина, театральный оформитель, участник группы «Мир искусства».

Особенности творчества Ивана Яковлевича Билибина: Билибин по сей день остается самым известным книжным иллюстратором, мастером русской сказочной темы. Его контурно исполненные рисунки, раскрашенные акварелью, зачастую обрамленные нарядным орнаментом, стали эталоном иллюстрации детской книги. Стиль художника стали называть «билибинский», ему немало подражали. Нередко применительно к творчеству художинка можно встретить выражение «русский модерн». Иван Билибин перенес свои художественные решения работ в промышленную графику, а затем и в оформление театральных постановок. Он оформил самые знаковые и известные русские спектакли, оперы и балеты, в том числе: «Золотой петушок» (1909) (, , ), «Садко» (1914), «Сказка о царе Салтане» (1929), «Князь Игорь» (1930), «Борис Годунов» (1930). Художник сотрудничал с такими известными театральными антрепренерами, как Сергей Дягилев и Анна Павлова. Русская былинная и сказочная тема, русская старина были излюбленными темами работ Ивана Билибина. Издания русских сказок с яркими, волшебными иллюстрациями Билибина стали любимыми книжками для многих советских детей и их родителей.

Самые известные работы Ивана Билибина: художник, в первую очередь, знаменит книжными иллюстрациями к русским сказкам «Василиса Прекрасная» (, , ), «Сказка о царе Салтане» () и «Сказка о золотом петушке» (, ), «Сказка о рыбаке и рыбке» () А.С.Пушкина, «Марья Моревна» (), «Царевна-лягушка» (, ).

Детство и юность Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в семье военного моряка и врача Якова Ивановича Билибина; отец художника принимал участие в войне с турками в 1877-1878 годах; впоследствии был назначен главным доктором Либавского морского госпиталя. Мать Ивана и его младшего брата Александра, Варвара Александровна (урожденная Бубнова) происходила из семьи потомственных моряков, очень любила музыку и брала уроки фортепьяно у А. Г. Рубинштейна.

Билибины жили в Санкт-Петербурге, на Загородном проспекте. Рисовал Иван с самого детства. В 1896 году он закончил Первую классическую гимназию, а за год до этого начал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился до 1898 года под руководством Я. Ф. Ционглинского. В этом же году Билибин побывал в Европе, в том числе в Италии и Швейцарии; находясь в Мюнхене, он два месяца посещал мастерскую художника Антона Ашбе, а по возвращению в Санкт-Петербург поступил в школу княгини Марии Тенишевой, где обучался под руководством Ильи Репина до 1900 года.

Насыщенную программу обучения искусству рисования Иван Билибин совмещал с учебой на юридическом факультете Петербургского университета (с 1896 по 1900 годы), куда поступил по настоянию практичного отца. Государственный экзамен Билибин приехал держать в Одессу, в Новороссийский университет – здесь требования были существенно ниже столичных. Защитив диплом по римскому праву, юристом он так и не стал. Приняв окончательное решение в пользу искусства, Иван Билибин продолжил свое образование вольнослушателем в Академии художеств под руководством своего учителя Ильи Репина.

Рождение стиля 1899 год стал знаменательным для творческого пути Ивана Яковлевича. Рассказывают, что, посетив в феврале выставку Виктора Васнецова, он долго не мог отойти от картины «Богатыри». Здесь же были представлены эскизы костюмов и декораций к «Снегурочке» Римского-Корсакова. Тема русской старины, народного искусства заинтересовала Билибина. Художник вспоминал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа…». Летом он отправляется в гости к друзьям, в Тверскую губернию. Здесь, в глухой деревушке Егна, Билибин впервые сталкивается с бытом исконно русской деревни, с подлинно русской природой, ее глухими таинственными лесами и укромными озерами… Под впечатлением картин Васнецова и поездки в Егну он создал свои первые акварельные рисунки, сюжетами которых стали русские сказки; работа продолжалась четыре года. За это время Билибин посетил Новгород и впервые приехал в Москву, которая поразила его своей архитектурой, нарядностью и яркостью, что также нашло отражение в работах художника.

Впервые читатели увидели иллюстрации Билибина в книгах, изданных типографией «Экспедиции заготовления государственных бумаг»; было выпущено шесть книжек: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и две сказки в одной книжке — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с «Белой уточкой». Составителем сборника стал фольклорист Александр Афанасьев.

Народное искусство в творчестве художника Увлечение книжной графикой привело Билибина в «Мир искусства», в компанию художников, которые работали на стыке искусств и знаменовали художественные искания начала ХХ века. Продолжая изучать народное творчество, Иван Билибин отправляется в поездки по русскому Северу. С 1902 по 1904 годы он посещает Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую губернии, собирает коллекцию произведений народных ремесел (она частично вошла в собрание этнографического отдела Русского музея). Билибин зарисовывал, фотографировал, писал статьи, посвященные народному искусству. В былинах и преданиях Древней Руси он черпал свои темы; технику их реализации в рисунке художник искал и находил в русском традиционном орнаменте, вышивке, лубке и старинных иконах. Итогами поездок Билибина стали иллюстрации к былине «Вольга», а также к сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Сам он описывает их как «стиль древнерусский (народные картины и старые лубочные сказки, только облагороженные)». Оформляя книгу, художник старался создать полный ансамбль графических решений – от обложки и буквиц до финальной иллюстрации, изображающей «конец сказки».

«Как грубое слово «расчет», так и поэтичное «гармония», в сущности, родственны, ибо оба основаны на счете, на математике» — писал Билибин. «Иван – железная рука» — так называли его коллеги за точность линии и четкость изображения. Пять квадратных сантиметров в день, ни больше, ни меньше – педантичность художника поражала коллег. Вначале Билибин набрасывал эскиз, переносил его на кальку, уточняя по ходу детали, а затем переводил контуры рисунка на лист ватмана, используя остро подрезанную кисть вместо пера, наследуя принципы любимого художника, англичанина Обри Бердслея.

В первую русскую революцию Билибин оставался в стороне от политических вопросов, разделяя, впрочем, настроения революционной интеллигенции. В феврале 1906 года его арестовали и продержали сутки в полицейском участке за карикатуры, которые художник сделал для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта».

Пейзажи как часть иллюстрации Художник много внимания уделяет станковому пейзажу. В 1908 году он путешествует по Англии, посещает Ирландию, рисуя этюды величественных скальных британских берегов. На родине же одним из мест, которое вдохновляло Ивана Билибина, стало Крымское побережье. С 1910 года он каждое лето приезжал сюда на этюды, а в 1913-м стал совладельцем коллективного имения «Профессорский уголок» в урочище Батилиман рядом с Балаклавой. Его соседями были известные люди того времени – писатели Александр Куприн и Владимир Короленко, художник Владимир Дервиз, знаменитый физик Абрам Иоффе, режиссер Константин Станиславский, артистка МХТ Ольга Книппер-Чехова и другие именитые деятели науки и искусства.

Новая техника рисования Продолжая изучение различных техник, Билибин переходит от лубка к древнерусской иконописи. Это отражается в его манере исполнения рисунка: художник уходит от четкого черного контура, взамен появляются тонкие цветные линии, которые подчеркиваются тональными усилениями насыщенности цвета. Используя эту технику, Билибин создает знаменитые росписи интерьеров здания Нижегородского Государственного банка (1913), построенного архитектором Владимиром Покровским к 300-летию Дома Романовых. Росписи сохранились до наших дней.

Три жены: ученицы и художницы В женщинах Ивана Билибина привлекала не только красота, но и творческое начало, желание реализовать собственный потенциал. Он был женат трижды, и все его жены учились в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в которой Билибин работал преподавателем. Его первой женой в 1902 году стала Мария Яковлевна Чемберс (1874—1962). Художница работала в сфере книжной графики, а также была известна театральными работами. В этом браке у Билибиных родилось двое сыновей – Александр (1903—1972) и Иван (1908—1993). Брак распался в 1911 году, а три года спустя Мария Чемберс-Билибина с детьми уехала в Англию и больше в Россию не возвращалась.

Вторая жена Билибина, Рене Рудольфовна О`Коннель (1891-1981) приехала в Россию в 1910 году, занималась книжной графикой, позже – оформлением театральных постановок. Окончив Рисовальную школу Общества поощрения художеств, Рене стала в ней преподавательницей, а также работала на Императорском фарфоровом заводе. В 1912 году Билибин и О`Коннель поженились. Их брак продлился до 1918 года. После революции Рене О`Коннель работала мастером художественной керамики на Ленинградском и Дулевском фарфоровых заводах.

Третьей женой Билибина, с которой он прожил до конца своих дней, стала еще одна бывшая ученица Школы Общества поощрения художеств (1908-1913), Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая (1892-1967). Юная Шурочка, дружившая со второй женой художника, Рене О`Коннель, была другом дома Билибиных в Петербурге и даже одно время у них жила; у них же и познакомилась с будущем мужем Николаем Потоцким, присяжным поверенным. После смерти мужа она осталась одна с сыном Мстиславом. Всю жизнь она проработала художницей на Императорском (после революции – Государственном) фарфоровом заводе, создавая рисунки для росписи посуды и эскизы фарфоровых изделий.

Октябрьская революция и отъезд за границу В 1916 году Ивана Билибина избрали председателем общества «Мир искусства». В том же году художник получил звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств. После Февральской революции Иван Билибин вошел в состав Особого совещания по делам искусств. Им был разработан и создан эскиз нового герба для партии кадетов – двуглавый орел без короны. Однако, не желая погружаться в вихрь революции, который вот-вот должен был захлестнуть Петербург, художник и его жена Рене уехали в свой крымский дом. Здесь они прожили около двух лет. К большому сожалению Рене, Билибин вернулся к периодическим запоям, к которым был склонен. Это не мешало художнику принимать участие в общественной жизни – он участвовал в организации выставки «Искусство в Крыму», которая прошла в октябре 1918 года, работал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма.

Однажды жена Билибина, Рене, заключила с ним пари: художник обязался не пить в течение года. В случае проигрыша он обязался оставить жену, дать ей свободу. Пари Билибин проиграл; супруги расстались.

В декабре 1919 года Билибин приехал в Новороссийск, где на его попечении оказались сестры Чириковы – Людмила и Валентина, дочери соседа Билибина по Батилиману, писателя Евгения Чирикова. Художник заботился о девушках, доставал еду и лекарства, когда обе слегли с тифом еще в Новороссийске. В Людмилу Чирикову он был влюблен, но без взаимности. Сестрам надо было эвакуироваться, и через три месяца после приезда в Новороссийск Билибин вместе с Чириковыми сел на пароход «Саратов». Из-за эпидемии тифа корабль не приняли в Константинополе, не приняли и на Кипре. Только через месяц изможденные пассажиры увидели на горизонте огни Александрии. Так судьба занесла Билибина в Египет.

Жизнь в Египте В газетах на протяжении двух лет возникали домыслы, один курьезней другого – вести о смерти художника, о том, что его видели в Софии или Праге. Тем временем Билибин осел в Каире, где прожил более четырех лет. Его первая персональная выставка прошла именно в Египте, в Александрии.

Узнав о кончине мужа Александры Щекотихиной-Потоцкой, Иван Яковлевич делает ей предложение. Шурочка украшает его телеграммами новогоднюю елку. Но художник настойчив, и в результате Шурочка, устав бороться за выживание в холодном и голодном Петербурге, соглашается. Со своим сыном от первого брака, Славчиком, она садится на пароход и приезжает в Каир. Она сразу взяла хозяйство в свои руки; Билибину пришлось позабыть о пьянстве – Шурочка этого не терпела. Она была ревнивицей, равно как и Билибин – ревнивцем; последнему даже нравилась эта ее черта характера. Шурочка Щекотихина, художница по керамике, не оставила своей работы и за границей. Из Парижа для нее была выписана новая печь для обжига; художница занималась росписью сервизов и блюд, получала заказы из советской России на эскизы росписей по фарфору, участвовала в выставках. В 1924 году семья посещает Сирию и Палестину, год спустя – Верхний Египет. Билибин много рисует, в его работах того периода — природа и архитектурные памятники Ближнего Востока, портреты крестьян, бытовые сценки. Он выполняет эскизы для труппы Анны Павловой, находящейся на гастролях в Египте, делает эскизы фресок и иконостаса для православного храма.

Парижский период Билибин и Щекотихина успешны, они прилично зарабатывают, достаток позволяет сбыться их общей мечте – в 1925 году семья переезжает в Париж, снимает огромную мастерскую на бульваре Пастера. По средам у Билибиных — приемный день, к ним приезжали известные политики, артисты и художники, однако эти гости не приносили новых заказов. Главное занятие Билибина – русские оперные сезоны в Театре Елисейских полей, с которым плотно сотрудничали Федор Шаляпин, Александр Бенуа, Иван Мозжухин, Константин Коровин, Михаил Фокин, Николай Евреинов и многие другие. Денег становилось все меньше. Щекотихина успешно выставляется, выполняет роспись морского сервиза для Ротшильда. Это позволило в 1927 году купить маленький домик на Средиземноморском побережье, куда к ним на лето регулярно приезжали друзья; вскоре здесь образовалась целая русская дачная колония.

В 1929 году Билибин оформляет «Сказку о царе Салтане», часть костюмов к которой создала его жена. В этом же году в Амстердаме успешно проходит совместная выставка Билибина и Щекатихиной-Потоцкой. Год спустя художник создает декорации к постановкам «Князя Игоря» и «Царской невесты», а в 1931 году оформляет балет Стравинского «Жар-птица» по заказу театра Коллон (Буэнос-Айрес).

В начале 30х годов мировой финансовый кризис ударил и по эмигрантской среде. Билибины экономят, художник переключается на французских заказчиков – в первую очередь, на издательские компании. Одна из них, «Boivin et Cie», заказывает художнику иллюстрации к книгам «Сказки избы» (1931), «Сказки ужихи» (1932) , «Сказки братьев Гримм» (1935). Для издательства «Fernand Nathan» Билибин оформляет сочинения по французской и русской истории: «Генрих IV» А. Монтго ( 1934), «Петр Великий» X. Иссерли и Г. Пикве (1935), обогащая свою технику новыми типами оформления книг. Также Билибин выполняет эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в Праге.

Возвращение на родину Билибин провел за границей 15 лет – с 1920 по 1935 годы, однако так и не сменил гражданство. «Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства, мне больше всего не хватало моей страны», — вспоминал художник. В 1935 году он получил гражданство СССР. Выполнив панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, в 1936 году Билибин вместе с женой и сыном вернулся в Ленинград. По приезду его пригласили на обед к Иосифу Сталину – Шурочка шутила: «приняли по высшему чину». Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, в 1939 году ему была присвоена научная степень доктора искусствоведческих наук. В 1937 году он оформил спектакль «Сказка о царе Салтане», в 1939 – «Полководец Суворов». Он проиллюстрировал роман А.Н. Толстого «Петр I», «Песнь про купца Калашникова». Шурочка по-прежнему успешно работала на фарфоровом заводе.

Великая отечественная война С началом войны Билибины переселились в общежитие Академии художеств, которое расположилось в подвалах здания этого ВУЗа; его называли «профессорский дот». В ужасных условиях блокады художники выживали с большим трудом, но Билибин наотрез отказался уезжать в эвакуацию.

Художница Любовь Шапорина в своих дневниках описывает билибинский быт в «профессорском доте» со слов ленинградского художника-графика Владимира Успенского. «Иван Яковлевич, по его словам, поражал силой духа. «Мы сидим, бывало, еле живые, подходит Иван Яковлевич: «Пойдемте, я вам покажу мои египетские фотографии»; мы идем за ним, он рассказывает столько интересного, что забываем все и слушаем его до часу ночи. «Ну, завтра Шурочка задаст мне головомойку» — смеется он». Он работал до последней минуты, со светильничком, и последний рисунок его великолепен. «Он уже лежал, я сидел около него, было поздно, я страшно устал, хотел спать. Поднялся. «Посидите еще, Владимир Александрович, завтра мы уже не увидимся» — сказал Билибин. И когда я утром к нему пришел, его уже не было в живых, его унесли из комнаты». Иван Яковлевич Билибин умер от истощения в ночь на 7 февраля 1942 года, в «профессорском доте» Академии художеств.

Автор материала: Рита Лозинская

Последние годы и смерть

Начало войны отрицательно сказалось на жизни и здоровье художника. Он не смог выехать из блокадного Ленинграда, хотя и в такое тяжелое время продолжал творить. Билибин написал оду в стихах, где коротко описывал все страдания своего народа.

Но ее опубликовали уже после его смерти. Зимой 1942 года Иван Яковлевич скончался от голода, как и многие жители Ленинграда. Его похоронили в общей могиле вместе с другими профессорами Академии художеств.

Вклад Билибина в развитие русского творчества сложно переоценить. Он возродил стародавнюю культуру и обычаи. Его работы известны не только в странах бывшего СССР, но и далеко за границей. Иван Яковлевич адаптировал древнерусский быт и традиции, сделал их понятными для своих современников и последователей.

Билибин и политика

Либерально-антимонархические настроения, витавшие в российском воздухе, овладели на какое-то время и Иваном Яковлевичем Билибиным – в его произведениях 1905-1906 гг. это выразилось наилучшим образом. Художник увлёкся революционными карикатурами, которые печатались в журналах «Жупел» и «Адская почта».

Сатира «Осёл», где животное изображалось в императорских регалиях, заставила автора понервничать – в квартире Билибина был обыск, его как автора карикатуры арестовали на несколько дней, редакцию разгромили. Журнал прекратил своё существование.

Художник, по всей видимости, решил больше не лезть в политику – по крайней мере политических карикатур больше не было, Билибин всецело отдался изобразительному искусству в духе исконно русской истории.

Самые известные картины Ивана Билибина

Большая часть наследия мастера собрана и представлена в музее Ивангорода Ленинградской области. Некоторые из наиболее известных картин Ивана Билибина:

  • «Пейзаж» (1901) — одна из ранних работ, в реальной теме русской деревни отражена декоративность и сказочность, свойственная иллюстрациям мастера.
  • «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» (1899) — витязь на распутье и чётко прописанная надпись на камне отражают философскую составляющую народного творчества.
  • «Вольга» (1902) — для написания былинного богатыря со своей дружиной мастер тщательно изучил старинные мотивы и сокровищницу Московского Кремля.
  • «Золотой петушок» (1909) — эскиз декорации к одноимённой опере Римского-Корсакова, поставленной Сергеем Зиминым в Оперном театре, предусматривает выход артистов с разных сторон сцены.
  • «Сказки русской бабушки» (1929) — одна из восьми иллюстраций серии, известной также под названием «Сказки избы» выполненной мастером в Париже.
  • «Страшный суд» (1936) — эскиз фрески для храма Успения Богородицы на Ольшанах в Праге.
  • «Дюк Степанович» (1941) — последняя незаконченная композиция художника.

Картины Ивана Билибина, сочетающие лаконичные формы с философской концепцией, вобрали в себя опыт былых веков. Его самобытное творчество отразило разумность и красоту родной земли, оставило яркий след в русском и мировом искусстве.

Любимая тема

В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.

В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич.

  • Рассказ о иване сусанине для 3 класса по музыке
  • Рассказ о иване царевиче из сказки царевна лягушка 5 класс
  • Рассказ о иване саввиче никитине
  • Рассказ о игре в кальмара
  • Рассказ о иване крестьянском сыне из сказки иван крестьянский сын и чудо юдо