Цель – познакомить
детей с одним из удивительных музыкальных шедевров XXI в. и эпохи Барокко.
способствовать формированию
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве.
-с одним из ярких представителей эпохи
Барокко Томазо Альбинони и его музыкальным произведением «Адажио», ставшим
хитом XXI века.
— с творчеством Ф. Мендельсона . Созданием знаменитого марша из комедии Уильяма
Шекспира «Сон в летнюю ночь».
-с наиболее популярным в мире произведением польской
классической музыки — полонезом «Прощание с Родиной», более
известный как «Полонез Огинского».
способствовать обучению учащихся умению
обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами;
создать условия для развития
исследовательских навыков учащихся.
№
Материал урока
На слайде
Приветствие
Здравствуйте!
Эпиграфом к нашему уроку
будут слова С.Ф. Дурова:.
«Музыка – то же, что
вздох, излетевший внезапно из сердца… Многое чувствуешь в нём, но понятного
мало рассудку»
Как Вы думаете, о чем
пойдет речь сегодня на уроке?
«Музыка
– то же, что вздох, излетевший внезапно из сердца… Многое чувствуешь в нём,
но понятного мало рассудку» С.Ф. Дуров.
Да , мы продолжаем
разговор о музыке, а именно о музыкальных шедеврах современности.
На протяжении нескольких
веков мы с величайшим удовольствием слушаем шедевры мировой классической
музыки, но очень мало знаем об истории их создания. Полюбившиеся всему миру
мелодии станут ещё более близкими нашему сознанию, воображению – если мы в
довершение к волшебным звукам произведения, будем знать тайну их появления на
свет.
— Какие
неожиданные истории мы можем узнать о полюбившихся нам произведениях
музыкального искусства? Попробуем разобраться в этом и приглашаем Вас
совершить экскурсию по страницам музыкальных тайн и загадок.
Самое
знаменитое и наиболее популярное в мире произведение польской классической
музыки — это полонез «Прощание с Родиной», более известный
как «Полонез Огинского».
Картинка « Полонез
Огинского»
История создания этого
музыкального произведения такова. В конце XVIII века, когда в роли сильных
государств выступали Пруссия, Австрия и Российская империя, а в роли более
слабого оказалась Польша.
Михал Клеофас Огинский,
по происхождению западный русин– предок нынешних белорусов, в 1793 году
занимал должность, называвшуюся «Великий подскарбий Великого княжества
Литовского» — по своим функциям этот пост соответствовал министру
финансов. Огинский был не только госчиновником, но и композитором-любителем,
и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые
из них даже стали популярными в Российской империи, и понравились лично
императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма
враждебными.
И вот в такой обстановке
в на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание
под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К.
Огинский, происходил из белорусов).
Портрет
Огинский
Портрет Екатерина II
Тадеуш
Костюшко
Михал Клеофас Огинский
принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги снарядил
вооружённый отряд численностью в 2500 человек. Огинский не только командовал
боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и
маршей.
Он отказался от
княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом
повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова «Свобода.
Стойкость. Независимость».
В октябре 1794 года
восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство
окончательно ликвидирована, сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в
плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его
отряда, удалось бежать — по чужим документам, под видом лакея, он пробрался
на австрийскую территорию, а оттуда — в Италию, и поселился в Венеции. Именно
там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез «Прощание с
Родиной»
За годы эмиграции он
успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции, а в 1802 году
российский император Александр II амнистировал многих участников восстания
Костюшко, в том числе и Огинского.
На фоне ролика
«усадьба Огинского»
Композитору было
возвращено ранее конфискованное за участие в восстании его имение Залесье на
территории нынешней Белоруссии, и Михал Огинский смог вернуться на Родину, с
которой он до этого казалось бы навсегда распрощался. Как становится понятным
из истории его написания, полонез Огинского «Прощание с Родиной»
символизирует расставание с Родиной во всех смыслах — и как физический отъезд
за границу, и как прощание с захваченной победителями страной. Полное
наименование полонеза Огинского, именно так, как назвал его сам композитор в
сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году,
таково: Полонез 13 ля минор «Прощание с Родиной».
«ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО».
Звучит музыка.
Сцены
восстан
Фото
Венеция
Александр
II
Видео
Ролик « Усадьба Огинского»
от
00.06 и до конца
сначала
мои слова на фоне ролика с тихой музыкой , а когда слова закончатся музыку
громко и ролик до конца
Еще одно произведение ,
которое по праву мы можем считать музыкальным шедевром- « Свадебный марш «
Мендельсона..
Созданием знаменитого
марша мы обязаны комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Именно для ее
постановки Феликс Мендельсон в 1843 году написал музыку.
В спектакле свадебный
марш приобрел своеобразное звучание. Под его звуки герои комедии Шекспира:
заколдованная Королева и Осел – заключают брак. Так композитор посмеялся над
помпезностью торжества бракосочетания.
Иначе, чем «Ослиной
свадьбой», в пьесе марш не назовешь. Мелодия прозвучала в спектакле, но
широкой известности не получила.
Жители городка Тивертон
Дороти Кэрри и Том Дэниэл первыми выбрали марш композитора Мендельсона в
качестве музыкального сопровождения своего бракосочетания. Их свадьба
состоялась 2 июня 1847 года, но еще 15 лет прошло, прежде чем марш
Мендельсона стал популярен. Факт первого исполнения легендарного марша на
скромном венчании Дороти и Тома стал известен только через пятьдесят лет.
Сведения об этом сохранились в архивах церкви Святого Петра.
Широкая известность к
свадебному маршу Мендельсона пришла после исполнения на церемонии
бракосочетания двух знатных особ: в Лондоне венчались Кронпринц Пруссии
Фридрих Вильгельм и британская принцесса Виктория Аделаида. Марш,
прозвучавший на великосветской свадьбе, не остался незамеченным.
25 января 1858 года
капелла Сент-Джеймского дворца стала местом их венчания. Брак, заключенный по
любви, не противоречил династическим соображениям членов монархических семей.
Юная невеста, тонкий ценитель музыки, никому не доверила выбор музыкального
сопровождения для своей свадьбы.
Тогда, 25 января 1858
года, именно марш свадебный Мендельсона запомнился и навсегда вошел в моду в
качестве исключительно свадебной музыки.
«СВАДЕБНЫЙ МАРШ». Звучит
музыка.
Мендельсон,
Обложка
Шекспир
«Сон в летнюю ночь»
Картинка:
Заколдованная королева и Осел
Кронпринц
Пруссии Фридрих Вильгельм и британская принцесса Виктория Аделаида
Свадебное
фото
Видео
« Свадебный марш « Мендельсона от 00.36 до 01.43
Еще одно великое
произведение -Адажио для органа и струнных инструментов внесено в книгу
«Рекордов Гиннесса», потому что авторство Альбинони признается ошибочным.
Существует версия о том,
что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашел в
середине XXв. исследователь жизни и творчества Альбинони Ремо Джацотто и
сочинил на ее основе музыкальное произведение.
Впервые
реконструированное «Адажио» было исполнено в 1958 г. С тех пор его мелодия
звучала неисчислимое количество раз как музыкальная подложка в разного рода
телевизионных программах и рекламных роликах, как саундтрек (звуковая дорожка)
в художественных и документальных фильмах.
Многочисленные
транскрипции «Адажио» для всевозможных инс-трументов и составов, практически
во всех стилях звучат с эстрады.
На музыку «Адажио»
сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня
На фоне музыки
«Адажио» мои слова…..
Музыка «Адажио» наполнена
явными и скрытыми смыслами, знаками- символами. Ее мелодическая основа с
ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными
интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и,
наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление
о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой
тоской и одиночеством.
Композитор призывает
зрителей осмыслить вечные темы — добро и зло, свет и тень, черное и белое…..
Картинка:
Адажио Альбионе
Альбионе
портрет
Видео
«Адажио Альбионе» на фоне слов тихо , потом громко
Начинается от 0 До 02.50
После
прослушанного произведения…..
Что
же это за чудесное искусство «Музыка» ?
Почему
оно воздействует на человека, делает его бескорыстным и благородным,
способным преобразовать мир по законам красоты?
Почему
в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали
первенство музыке как самой могучей и действенной из всех искусств?
Картинка
музыканты
Не секрет,
что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую
жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Музыка вносит порядок в его
душу, порядок, равнозначный эстетическому закону гармонии.
В
музыкальных произведениях композиторы задают вопросы, рассуждают, размышляют
о тот, как и для чего живёт человек.
Среди
сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы
музыку, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не
увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли,
куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты –
все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая
напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы
всегда носим в своей душе.
Закончить наш
урок я хотела бы словами Э.Т.А. Гофмана: «Тайна музыки в том, что она
находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает»
Портрет Гофмана
«Тайна музыки в том, что
она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает» Э.Т
Гофман
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Певчая птица
Супер топ
36 101
Нравится21Нравится21 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Везение или профессионализм
Супер топ
6 044
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Будь здоров
Супер топ
11 495
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Современное искусство
Супер топ
4 192
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Это самый лучший поход в магазин, который я видел
Супер топ
2 652
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Я тоже так умею
Супер топ
5 285
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Это такая погремушка
Супер топ
3 297
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Требование
Супер топ
3 488
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Спорт не для него
Супер топ
2 926
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Сплошная нервотрёпка
Супер топ
2 194
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Скорость
Супер топ
1 702
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Разноцветная утилизация
Супер топ
1 257
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Рад был помочь
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Прыгучие красавцы
Супер топ
1 617
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Прорывные технологии
Супер топ
1 460
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Праздник продолжается
Супер топ
1 333
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Полосатая синичка залетела в подъезд
Супер топ
1 160
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Очень напряжённая игра
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Оригами
Супер топ
1 028
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Он думал, что ничто его не остановит
Супер топ
1 168
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Один из самых эпичных фейлов в истории НХЛ
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Не так то просто со мной справиться
Супер топ
1 152
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Не дополз до бассейна
Супер топ
1 067
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Не вписалась
Супер топ
1 336
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Человек часто хочет многого. Или чего-то одного, но сильно. Верующий человек молится Господу, чтобы Он дал ему желаемое, и по неотступной молитве Господь идёт человеку навстречу. А дальше полученное оказывается не такой конфетой, какой представлялось вначале. Именно так и случилось с героиней этой истории.
В 21 год я впервые пришла в храм и была просто очарована православным богослужением. Очень быстро выучила наизусть всю службу, хотела в ней активно участвовать. Когда в храме решили организовать приходской хор, я записалась туда самой первой. В детстве я музыкой не занималась, слуха от природы у меня не было – да и сейчас он плохой, тяжелый, и голос нескоординированный. На занятиях приходского хора нам давали ноты, но я нот не знала, и для меня они были просто подсказкой – где петь выше, где ниже, где быстрее, где медленней. В основном я всё заучивала наизусть.
Я записалась в приходской хор самой первой и поняла, что хотела петь всю свою сознательную жизнь!
Лет пять я там пела. Я поняла, что хотела петь всю сознательную жизнь! В моей семье никогда не было музыки, я вообще не знала, что это такое, а тут увидела, как применима музыка: можно петь Богу. На пике воцерковления мне вообще не хотелось выходить из храма. Казалось, это именно то, чем люди должны заниматься, – петь на службе. Зачем выходить на улицу, в мир, искать там другие занятия? И я поставила себе цель – сделать пение в хоре своей профессией.
Я долго висела на регенте и просила его подсказать, что мне делать. Он года три мягко меня осаживал, говорил: «Ну, ты ведь и так поешь в хоре, зачем тебе идти учиться?». Но наконец я дожала его, и он сказал: если учиться, то по-настоящему. На курсах профессию не получишь. Дело было летом, и мы решили, что через год я буду поступать в Гнесинку. Договорились о занятиях с преподавателями фортепиано, сольфеджио и дирижирования. На следующее утро я проснулась, пошла в книжный магазин и приобрела сольфеджио для первого класса. За три дня нашла и купила домой пианино. Сразу начала учить ноты: смотрела, где на клавиатуре нота, где на нотном стане, нажимала пальцем – по две ноты в минуту. Батюшка разрешил мне в храме поставить за свечным ящиком электрическое пианино, и весь день, пока дежурила, я что-то в наушниках на нем разучивала. Потом приходила домой и продолжала учить.
Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления
Ближе к концу года мне нашли педагогов из Гнесинки, и так совпало, что именно они принимали у меня экзамены. Гнесинка – это определенная марка, и она не рада тридцатилетним абитуриентам, которые ноты знают только по названиям. Поэтому мне повезло – мои преподаватели очень хотели, чтобы я у них училась. Они понимали, до какой степени я ничего не знаю, но видели, с каким рвением я тружусь над моим незнанием. Это их очень впечатлило. В какой-то момент я осознала, что начало работать чудо: почему-то люди, которые должны тебя забраковать, говорят: «Вы – наша мечта!», – и берутся тебе помогать. Я всё делала, как во сне. Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления, а мои педагоги понимали это и всё равно тащили меня, как на ошейнике. Если бы я знала тогда то, что знаю сейчас, я не посмела бы идти в Гнесинку. Но тогда сработали, как говорят, «слабоумие и отвага». Экзамены я сдала успешно и поступила.
А дальше начался ад. Я даже не хочу приукрашивать события. Чудо свершилось, я пришла 1 сентября на учебу – а дальше делай, что хочешь. Мои педагоги, которые помогли мне поступить, очень меня поддерживали, но были и такие преподаватели, которые восприняли моё поступление как оскорбление их учебного заведения и осложняли мне жизнь, как могли. Хотя я очень старалась и на время обучения вычеркнула из своей жизни всё, кроме музыки: вставала в пять утра, ложилась в двенадцать ночи и всё это время учила, учила, чтобы как-то наверстать программу, которую дети учат с семи лет. Я не хочу рассказывать подробности, но обучение совершенно точно не должно быть таким – если только у педагога нет цели привить студенту ненависть к предмету. Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью – но нет. Не смогла. До сих пор в музыке есть какие-то вещи, которые вызывают у меня отвращение, я даже не хочу к ним возвращаться.
Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью, но нет. Не смогла
Из Гнесинки я вышла с постоянной температурой, нервными срывами и паническими атаками. Через пару лет всё улеглось – оказалось, что я могу петь, что у меня есть голос. Одна из моих преподавателей, которая работает регентом в хоре, позвала меня к себе в певчие. И оказалось, что я это люблю, что всё не зря, что можно работать. Очень важно, чтобы тебя ценили и поддерживали. Сейчас я пою в храме, который находится в пятистах метрах от храма, в котором я начинала. И думаю: стоило ли это расстояние в 500 метров такого извилистого пути?..
Но жалеть о том, что случилось в жизни, неправильно. Во-первых, любое событие – это урок, а во-вторых, кроме плохого, было и много хорошего: мой руководитель по хору не только был очень терпелив со мной все четыре года обучения, но и взял меня в свой камерный хор, с которым я пела много лет. Мы ездили на гастроли и конкурсы, и это незабываемая часть моей жизни, яркая и дорогая. И, наверное, для меня она была бы невозможной, если бы я не заплатила такую дорогую цену.
Работа Веры Холодной
Тем временем фильмы с ее участием приносили огромные прибыли. Только один кинотеатр давал в год фирме Ханжонкова фантастическую по тем временам сумму — 50 тысяч рублей. Вере предлагали уехать в Европу, сулили огромные гонорары. Но ей казалась нелепой мысль об отъезде. Здесь у нее все есть и ее все устраивает.
А время между тем шло. В России произошли две революции. Веру они совершенно не тронули. В ее мире грез не было места никаким революциям. Киностудии продолжали снимать все такие же мелодраматические страсти. На экране разворачивались любовные драмы, красавицы встречали своих принцев, злодеи несли заслуженное наказание. И, несмотря на все политические перипетии, зрители жаждали красивых зрелищ.
Киностудии работали на полную мощь, съемки проводились и в павильонах Москвы, и на натуре в других городах. Летом 1918 года начались съемки фильма «Княжна Тараканова», главную роль в котором играла Вера Холодная. Разрушенная Москва, кишащая митингами и завешенная транспарантами, не представлялась идеальным местом для съемок. Харитонов принял решение отправить съемочную группу в Одессу.
Одесса была тогда оккупирована армией Антанты, власть менялась не по дням, а по часам. Съемки, концерты… И вдруг 17 февраля 1919 года — непостижимое известие: любимица миллионов, Вера Холодная в возрасте 26 лет скончалась. По стране мгновенно поползли зловещие слухи: ее погубил из ревности влюбленный в нее французский консул, прислав букет отравленных белых лилий; ее убили белые за то, что она была красной разведчицей; ее убили красные за то, что…
Любовь «короля Одессы»
Мойше-Яков Винницкий, он же – Мишка Япончик. Фото:wikimedia.org В зимний день 1919 года король одесских воров Мишка Япончик получил письмо, в котором незнакомка умоляла о помощи и просила сохранить ее обращение в тайне. Заинтригованный Мишка согласился на встречу. Каково же было его удивление, когда в кабинет вошла сама Вера Холодная!
До этого момента Япончик не был лично знаком со знаменитой актрисой, хотя, по слухам, был ярым ее почитателем. Поговаривали даже, что Мишка был настолько влюблен в Веру, что робел при виде актрисы, так ни разу и не решившись подойти к ней.
Вера же никогда не прибегала к помощи своих поклонников, хоть в их числе были очень влиятельные люди. Но в этот раз положение было безвыходным…
https://youtube.com/watch?v=r8sg9swO0ZU
Великий немой – особенности и методы съемки
момент съемки фильма
С конца 19 и начале 20 столетия они были примитивными. К деревянной раме крепился покрашенный серым или коричневым фоном холст. Чтобы в кадре была видна вся декорация, киноаппарат ставили особым образом. Обычно внизу справа указывалась торговая марка студии. Средних и крупных планов в то время не было; героев снимали в полный рост и передвигаться они могли лишь в определенных границах. Их обозначали прибитые к полу планки. Если ноги оказывались «отрезаны» — дубль считался испорченным.
Искусственного освещения при создании фильмов в те годы еще не было; обходились естественным дневным, который проходил через стеклянную крышу (подобная ситуация была и с фотоателье). Ортохроматическая пленка, используемая для съемки, была нечувствительна к красному цвету, поэтому, для достоверности деталей изображенного лица (губы, глаза) — использовался специальный грим.
Кадр из фильма
Чтобы зрители воспринимали «движущиеся картинки» как непрерывное действие, а не как набор отдельных изображений, нужно было перематывать кинопленку с определенной скоростью. Люмьер установил скорость 16 кадров в секунду. Этот стандарт был выгоден в коммерческом плане: расход 35-мм кинопленки составлял 1 фут в минуту, что облегчало все расчеты. Таких показателей придерживались кинопрокатчики при показе фильмов. Но не все. Владельцы кинотеатров, видя, что публика буквально осаждает здание, стремясь попасть на сеанс, нарушали правила. Киномеханики крутили ручку с более высокой скоростью, чтобы сократить время показа фильма и увеличить количество сеансов. Скорость иногда доходила до 30 кадров в секунду; были случаи, что и до 50. Сплошное мельтешение кадров на экране… некоторым нравилось – они топали-хлопали, тем самым выражая восторг.
Фильмография
В каких же фильмах успела сняться за свою недолгую жизнь Вера Васильевна? Перечень кинопроектов с ее участием содержится ниже. К сожалению, лишь некоторые из них дошли до современных зрителей.
- «Пробуждение».
- «В мире должна царить красота».
- «Лунная красавица».
- «Жизнь за жизнь».
- «Одна из многих».
- «Ради счастья».
- «У камина».
- «Шахматы жизни».
- «Как они лгут».
- «Блуждающие огни».
- «В золотой клетке».
- «Человек-зверь».
- «Истерзанные души».
- «Кира Зубова».
- «На алтарь красоты».
- «Почему я безумно люблю».
- «Пытка молчания».
- «Столичный яд».
- «Женщина, которая изобрела любовь».
- «Молчи, грусть… молчи».
- «Живой труп».
- «Мещанская трагедия».
- «Тернистый путь славы».
- «Азра».
Достижения и всемирное признание
Фотографии актрисы, которые распространялись с завидной скоростью на территории современных европейских стран, покоряли сердца не только мужчин, но и женщин. И это совсем не удивительно, ведь обладающая чувством такта и утонченным вкусом, актриса каждый раз демонстрировала стильные наряды, благодаря чему она была популярна за рубежом как законодательница нового направления в моде и как самая яркая звезда русского дореволюционного кинематографа.
Рекомендуем: Марлен Дитрих: фильмография актрисы, личная жизнь
Вере Холодной не посчастливилось насладиться плодами своего творчества и всеобщим признанием, ведь в 1919 году кинозвезды не стало. В начале февраля Вера заболела тяжелой формой гриппа – «испанкой» – и от ее осложнений скончалась через несколько дней (точная дата смерти В.В. Холодной – 17 февраля 1919 г.).
Ее довольно краткая карьера, продолжавшаяся всего три года, была тем не менее настолько яркой, что не позволила имени актрисы затеряться среди множества звезд отечественного кино. Слава и память о звезде дореволюционного немого кино перешагнула десятилетия, и люди нового века помнят и знают ее.
Уолт Дисней и Грегори Пек в судьбе Консуэло Веласкес
Впервые увидев Консуэло, У. Дисней испытал сердечное волнение. Мексиканская девушка так напоминала ему любовницу – Долорес, которая оставила его… Режиссер с удовольствием водил мексиканку по студиям Голливуда, знакомя с кинопроизводством. Ему приятно было находиться рядом с ней. Мелькала мысль:
Однако романтических отношений между ними так и не вышло; чтобы как-то удержать ее возле себя, У. Дисней взял девушку на роль в собственном фильме «Три кабальеро».
Актер Грегори Пек
Партнером стал красавец Грегори Пек. Было от чего затрепетать сердцу автора «Бесаме мучо»! В актере воплотились все ее смутные мечты о будущем счастье с любимым.В соответствии со строгим католическим воспитанием Консуэло встречалась с Грегори, но вела себя целомудренно, позволяя лишь страстные поцелуи. Однако почему-то пребывала в уверенности, что актер женится на ней. Ну а Пеку, естественно, хотелось большего, его раздражало дурацкое упрямство девушки: «Только после свадьбы!». Приезжая мексиканка была для него желанной, но лишь очередной (!) победой над женщинами. Он знал, что неотразим. А сочиненную ею песню, как и все – любил.
На одной из вечеринок гости попросили Консуэло сесть за рояль. Начала она с классики, но через несколько минут слушатели дружно потребовали… ее! Бесаме мучо! Взволнованная, К. Веласкес вдохновенно запела по-испански:
Г. Пек вдруг подхватил красивым баритоном по-английски:
Это был такой для Консуэло эмоциональный взлет, о котором она вспоминала до старости.
Кончина
В феврале 1919 года случилось происшествие, ставшее роковым в биографии Веры Холодной – во время сильного мороза перевернулись сани, в которых она ехала после небольшого спектакля, и актриса упала в ледяной сугроб. К вечеру у нее поднялась температура. Ослабленный простудой организм моментально подхватил буйствующий в то время по всему миру испанский грипп (другое название – “испанка”), к тому моменту в Одессе им болел чуть ли не каждый третий житель. Холодная болела недолго – меньше недели. 16 февраля 1919 года она скончалась в возрасте 25 лет. Проводить актрису в последний путь вышла вся Одесса. Современники писали, что такой толпы на улицах прежде не видели никогда. Через три дня во всех кинотеатрах транслировалась документальная хроника “Похороны Веры Холодной” – фильм, ставший последним в карьере молодой актрисы. Одесское кладбище с могилой актрисы было уничтожено в 1932 году.
Память
Уже почти лет прошло с момента смерти Веры Холодной. Биография, личная жизнь звезды, тем не менее по-прежнему вызывают интерес у общественности. «Королеве экрана» посвящены многие произведения искусства. Еще когда Вера была жива, друг семьи Александр Вертинский создал в ее честь несколько песен. Наибольшую известность из них приобрела композиция «Маленький креольчик». Холодной посвящен и романс «Жасмин» Бориса Прозоровского, который довелось исполнять и самой актрисе.
О жизни и творчестве Веры рассказывает фильм «Раба любви» Никиты Михалкова. Образ кинозвезды в этой картине блестяще воплотила Елена Соловей. Нельзя не упомянуть также о бронзовом монументе, который установлен в Одессе. Памятник «Королеве экрана» находится напротив дома на Соборной площади, в котором она умерла. Также одну из площадей в Одессе переименовали в честь легенды немого кино.
История дуэта, начало
музыка Secret Garden
Исполнители будущего дуэта родились в разных странах… В небольшом городке на юге Норвегии девятилетний Рольф сочинил свое первое музыкальное произведение, а маленькая ирландская девочка Финоола в это время серьезно осваивала скрипку. Музыка была в их жизни всем, поэтому неудивительно, что оба продолжили музыкальное образование уже в столичных городах.
Финоола Шерри с блеском закончила в Дублине престижный музыкальный колледж св. Троицы и продолжила карьеру скрипачки, выступая в концертах с оркестром RTE. На Ирландском телевидении пользовались успехом подготовленные ею детские музыкальные передачи. Большую практику скрипачка приобрела, когда работала с известными вокалистами. Приведем слова Ф. Шерри:
Трудолюбие и талант Финоолы дали замечательный результат: она стала обладательницей почетной норвежской награды — премии Grammy.
Будущий партнер ее — Рольф Ловланд — к тому времени добился степени магистра, также успешно закончив консерваторию в Осло. Его настоящим призванием стало сочинение музыки; к моменту встречи с Ф. Шерри он был довольно известным композитором.
“Чтоб я лежала в гробу – ни за что!”
Имена поклонников Веры Холодной знали во всей Российской империи: писатель Владимир Максимов, актер Осип Рунич, режиссер Константин Станиславский, певец Александр Вертинский.
Как-то на нотах к одной из песен Вертинский написал: “Королеве экрана”. С его подачи этот титул навсегда закрепился за актрисой. Иногда ухаживания влюбленного безумца, посвящение песен, казались даже слишком навязчивыми, но Вера относилась к ним спокойно. Однако посвящение под названием “Ваши пальцы пахнут ладаном” обидело актрису.
– Что вы наделали? Чтоб я лежала в гробу! Да ни за что на свете! – возмущалась артистка.
О ней говорили, что она могла влюбить одним взглядом. Но при этом все ухаживания так и оставались платоническими и бескорыстными. Кроме букетов, от ухажеров ничего не принимала.
Вера была замужем за юристом Владимиром Холодным и никогда ему не изменяла. Когда молодые люди поженились, муж стал замечать, как часто Вера витает в грезах и мечтах. Надежды, что она образумится с появлением дочери, не оправдались. Не помогло и удочерение еще одной девочки. Домохозяйки, примерной супруги и матери из Холодной не вышло.
С началом Первой мировой муж ушел на фронт. А Вера начала искать способы заработка. Отправилась прямиком к одному из тогдашних кинорежиссеров и потребовала себе роль. Тот, ошарашенный натиском, выписал ей рекомендательное письмо в самую известную кинофабрику в России “Ханжонков и К°”.
С первых же фильмов, зритель “присел” на образ загадочной брюнетки, как на наркотик. Пожалуй, именно Вера Холодная сделала кино в России воистину народным искусством. Дом ее осаждали поклонники, а сама она жила словно не своей, а выдуманной еще в детстве жизнью.
Ее звали в Европу, но зачем? Ведь здесь у нее было настоящее королевство грез. Она едва замечала, что в стране не все спокойно. Революция, Антанта, белые, красные – какое ей было до этого дело? Ее манил экран.
|
Веру Холодную считали символом эпохи немого кино и называли законодательницей моды. Фото Максим ВОЙТЕНКО |
Роковые лилии
В фильме Никиты Михалкова «Раба любви» Ольгу Вознесенскую, прототипом которой была Холодная, играла ЕленаСоловей. Кадр из фильма
В вечер 8 февраля 1919 года Вера работала в театре на благотворительном концерте, после которого должна была встретиться с Япончиком для обсуждения плана побега. В антракте она вошла в гримерку и увидела огромный букет лилий. Актриса прижала цветы к лицу и потом увидела вложенную в букет карточку с именем полковника Фрейденберга.
Через несколько мгновений Вера начала задыхаться и потеряла сознание. По Одессе поползли слухи о том, что Веру отравили. Фрейденберг через газеты попытался распространить новость, что у Веры тяжелый грипп, но в это никто не поверил.
Похороны Веры Холодной. Фото: wikipedia.org
Великий немой – вытеснение немого кино звуковым
Конечно, рано или поздно это должно было произойти. Однако даже первые попытки применения звука в фильмах воспринимались режиссерами крайне негативно. Рассуждения кинодеятелей были таковы: они считали, что немое кино есть самая чистая форма кинематографа и появление звука лишит прежних достижений в киноискусстве, звуковые фильмы потеряют интернациональность.
Голливуд всерьез опасался потери своих доходов из-за возможного сокращения экспорта кинокартин. И все же эра звукового кино неумолимо приближалась. Вернулся стандарт скорости, заданный Люмьерами.
Памятник братьям Люмьер
Великий немой – история создания немого кино. В статье мы проследили, как создавалось немое кино, познакомились с особенностями и методами съемки немого кино, узнали факты жизни братьев Люмьер.
В Россию зарубежные фильмы стали ввозить почти сразу. Оригинальное русское немое кино появилось позже. О выдающейся личности — режиссере и продюсере — статья «Александр Ханжонков»
Рекомендую к прочтению две статьи о знаменитой актрисе Вере Холодной, чья работа в немом кино была связана со студией А. Ханжонкова
Актриса Вера Холодная
«Дети века» (1915), режиссер Евгений Бауэр
Вера Холодная играет Марию Николаевну, хорошенькую жену служащего банка (Иван Горский), в которую влюбляется банкир Лебедев (Арсений Бибиков). Приятельница Марии Лидия Верховская (В.Глинская) пытается всячески их свести.
Одежда двух подруг сильно контрастирует: у Верховской кружевные белые платья, шляпки с перьями, горностаевая накидка, Мария одета гораздо скромнее, полосатая юбка, скромные белые блузы, небольшие шляпки. На праздник она едет опять же в темном, сильно декольтированном платье, которое драматически выделяет ее на фоне остальных. Фильм примечателен еще и тем, что в первых кадрах можно увидеть нынешний ГУМ.
Это не Вера Холодная, но платье уж больно примечательное
Вирус или отравление?
Вечером 16 февраля, через неделю, Вера умерла. Что убило величайшую актрису того времени: грипп или яд? Вскрытие не проводилось, поэтому выяснить, что же произошло на самом деле, невозможно. Конечно, современные технологии могли бы помочь узнать правду, но тело было утеряно, когда в 1932 году кладбище было разорено.
Сестра дочь и мама Веры вернулись в Москву через неделю. Тогда же Владимир узнал о смерти жены. Известие настолько потрясло мужчину, что он заперся в кабинете на несколько суток, разговаривал с портретом Веры и просил у него прощения. Пережить смерть любимой женщины Владимир так и не смог. Он умер через три месяца после Веры. По другой версии, он все-таки был расстрелян большевиками.
Период Октябрьской революции и последние годы
В 1917 году жизнь Веры Холодной была сведена к постоянной работе. Ей некогда было видеться с семьей. Она либо снималась, либо участвовала в концертах и выступлениях на поддержку фронта, раздавала автографы и сувениры, укрепляя боевой дух. Октябрьская революция случилась в период, когда актриса снималась в картине “Княжна Тараканова”. Несмотря на дальнейший полный запрет упоминания даже имени актрисы, сначала новая Советская власть поддерживала Веру и отпускала электроэнергию и пленку, которых катастрофически не хватало, бесперебойно, если речь шла о съемках Холодной
Первым фильмом советского периода с ее участием стала экранизация пьесы Толстого “Живой труп” – после его выхода на актрису обратил внимание сам Константин Станиславский. Он послал ей письмо с приглашением в труппу и сразу же предложил роль Катерины в постановке “Грозы” Островского
Но Вера уже не могла променять кинематограф на сцену и отправила письмо с отказом.
Весной 1918 года Вера Холодная вместе с “Киноателье Харитонова” выехала на съемки в Одессу. С ней была ее сестра Софья и дочь Женя, муж с дочерью Нонной по неизвестным причинам остался в Москве. Некоторые биографы личной жизни Веры Холодной утверждают, что в этот период она решила порвать с Владимиром из-за каких-то разногласий, возникнувших между ними на почве гражданской войны. Однако никаких достоверных подтверждений этому нет. Зная трепетные отношения в семье Холодных, в подобное развитие сюжета практически невозможно поверить. Дочь актрисы Евгения утверждала впоследствии, что “папа не смог поехать из-за травмы ноги, а сплетники уже раздули из этого очередную грязную сенсацию”. В Одессе актриса получала множество предложений эмигрировать и перейти на заграничные киностудии, но актриса решительно отказывалась. В одним из интервью она объяснила это следующими словами:
Она призывала и других актеров последовать ее примеру. Круг знакомств Холодной не позволяет определить ее политические взгляды – она несколько раз выступала на концертах в поддержку “Белого движения”, однако среди ее знакомых были и французские военные, и белые офицеры, и явные большевики. По некоторым слухам, обе стороны пытались выведать через Холодную политические тайны друг друга, однако сама актриса по чистоте и доброте своего сердца, скорее всего, даже не догадывалась об этом, считая, что всех можно просто собрать вокруг себя и как-нибудь примирить.
Фильмы
Дебют Веры Холодной в кино произошел в 1914 году. Режиссёра Владимира Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он снял ее в роли итальянки-кормилицы в своей картине «Анна Каренина». Примечательно, что после совместной работы Гардин заявил, что из Холодной не выйдет актрисы, так как кроме внешности у нее ничего нет.
Актриса Вера Холодная
Тем не менее, уже через год карьера Веры пошла в гору. Другой режиссер снял ее в мелодраме «Песнь торжествующей любви» по произведению Тургенева, которая произвела настоящий фурор. По мнению Александра Вертинского, этот фильм является вершиной успеха актрисы. Тогда же Холодная снялась еще в нескольких лентах, причем играла не только молодых красоток. Например, в «Лунной красавице» она в седом парике предстает в образе пожилой дамы.
Вера Холодная в фильме «Лунная красавица»
Всего Вера Холодная снялась в более чем 40-ка фильмах за 5 лет. Но примечательны два других момента. Во-первых, в то время анонсировать кино было не принято, а наоборот – скрывались даже названия снимающихся картин, чтобы конкуренты не перехватили идею и сюжет. Но участие в съемках Веры Холодной переворачивало эту практику с ног на голову. Зритель шел именно на нее, поэтому можно говорить, что именно Вера стала первой отечественной кинозвездой.
Вера Холодная с Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским в фильме «У камина»
Во-вторых, вместе с Витольдом Полонским и Владимиром Максимовым Холодная образовала постоянное трио с закрепленными за ними экранными образами, опять же, оказавшись первой российской актрисой со строго очерченным амплуа. Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. Фильм ждал огромный успех, поэтому вскоре последовало продолжение «Позабудь про камин, в нём погасли огни…».
Вера Холодная в фильме «Последнее т
анго»
Кинокарьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны, и даже Октябрьская революция не заставила ее остановить свою деятельность. Более того, в Одессе, где последние годы снималась актриса, в условиях строжайшей экономии электроэнергии новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная». В Одессе актриса успела сыграть в четырех картинах: «Княжна Тараканова», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго» и «Азра».
Посвящения современников
Самым известным посвящением Вере Холодной является романс Александра Вертинского “Ваши пальцы пахнут ладаном”. Знаменитый русский поэт был частым гостем дома Холодных и однажды пришел прочитать Вере эти стихи. Однако актрису очень напугал замогильный тон романса и строки, похожие на панихиду. По ее просьбе Вертинский снял посвящение и вернул его уже после скоропостижной кончины актрисы. Также считается, что именно ей он посвятил романсы “Маленький креольчик” и “Лиловый негр”. На фото ниже Вера Холодная и Александр Вертинский в образах Пьеро.
Другой поэт, Борис Прозоровский, посвятил Вере романс “Жасмин”, который ей очень понравился – она регулярно исполняла его на домашних вечерах. В некоторых источниках указывается, что известный романс Саши Макарова “Вы просите песен…” тоже посвящен актрисе. Владимир Маяковский уже после смерти актрисы в произведениях и черновиках упоминал некий вальс “Тоска Макарова по Вере Холодной” и романс “Любовь Макарова к Вере Холодной”.
Личная жизнь
Свою любовь Вера Холодная, краткая биография которой приводится в статье, встретила еще на выпускном вечере в гимназии. Произвести на красавицу впечатление удалось молодому юристу Владимиру Холодному. Влюбленным не потребовалось много времени для того, чтобы понять, что они созданы друг для друга. Свадьбу Владимир и Вера сыграли в 1910 году. Именно под фамилией супруга и прославилась актриса.
В 1912 году Холодная стала матерью. Она произвела на свет дочь, девочке дали имя Евгения. Несколькими годами позже супруги усыновили маленькую Нонну, лишившуюся родителей.
Владимир Холодный является основателем первой в нашей стране спортивной газеты «Ауто». Гонки на автомобилях были его настоящей страстью, в этом развлечении активно принимала участие и Вера. Неоднократно супруги попадали в аварии, однако провидение хранило их. Также Владимиру довелось принять участие в Первой мировой войне, удостоиться звания героя.
Начало творческого пути
Нонна Николаевна Новосядлова родилась 15 февраля 1942 года в Баку в семье актрисы и военнослужащего. Необычное имя для дочери выбрал отец, ему показались интересными инициалы — Н.Н.Н.
С юных лет девочка была очень красива: личико ангела, кукольная фигурка. Она неплохо танцевала и даже написала письмо знаменитой балерине Галине Улановой. Та ответила: «Приезжай». Так что Нонна вполне могла выбрать карьеру танцовщицы, но актерство победило.
Эффектная внешность помогла впоследствии без проблем поступить в Киевское театральное училище им. Карпенко-Карого. А потом с такой же легкостью, без экзаменов, быть зачисленной в знаменитую «Щуку».
Однокурсниками Нонны Николаевны были будущие звезды советского кино – Анастасия Вертинская, Наталья Селезнева, Евгений Стеблов, Владимир Долинский…
У девушки не было отбоя от поклонников. Ей даже приходилось после занятий убегать через черный ход, чтобы не встретиться с ними.
Заключение
Томазо Альбинони интересен всем, кто интересуется и любит музыку эпохи барокко. К сожалению, почти на два с лишним столетия имя композитора было забыто.
Адажио Томазо Альбинони
И если бы не Ремо Джадзотто, возродивший к жизни Адажио и связанная с этим история, — имя венецианца так бы и оставалось в забвении. Адажио, этот музыкальный шедевр, стало очень популярным, часто исполняемым. Ирония судьбы Т. Альбинони в том, что он вновь прославился через века, не будучи автором Адажио. И хотя все уже понимают, что музыка принадлежит биографу композитора Р. Джадзотто и это его единственное сочинение, — все-таки принимаешь «Адажио Альбинони» как своеобразный бренд.
Предлагаю прочитать:
Часто в концертах наряду с Адажио исполняются другие оригинальные произведения Томазо Альбинони, тем самым возрождая и популяризируя его творчество.
Данную статью хочу проиллюстрировать сочинением самого Т. Альбинони. Это концерты для гобоя с оркестром. Выразительная и благозвучная музыка эпохи барокко…
Список источников
№ 2
Папка
– альбом из биографических таблиц и
портретов великих композиторов
Творческий | путь |
композитора | кратко |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная
записка
3
С.
Рахманинов
4
А.
Аренский
6
А.
Лядов
8
А.
Вивальди
10
И.
С. Бах
12
Т.
Альбинони
14
В.
А. Моцарт
16
К.
Сен – Санс
18
М.
Глинка
20
М.
Мусоргский
22
П.
Чайковский
24
Краткая
справка для педагогов
26
Краткая
справка для родителей
27
Краткая
справка для учеников
28
Пояснительная
записка
Данная
папка – помощница № 2 – альбом из таблиц
по главным фактам творческого пути
композитора и соответствующего портрета
к таблице.
Каждая
таблица состоит из 4 – х граф:
-
Рождение.
Семья. Обучение -
Деятельность
-
Творчество
-
Интересные
факты.
Материал
папки подойдет для уроков музыки,
музыкальной литературы, МХК с учениками
7 – 15 –ти лет.
Кому
и как поможет папка № 2:
-
учителям
музыки, МХК
– в обобщении изучаемой теории, контроле
знаний, создании разных дидактических
игр, пособий; -
педагогам
по музыкальной литературе
в детских музыкальных школах – в
реализации тех же целей, что обозначены
выше; -
родителям
– в знакомстве с музыкальной теорией,
муз. литературой «быстро и кратко»
вместе с ребенком; -
ученикам
различных образовательных организаций
– в изучении биографий композиторов,
в подготовке к профильным зачетам,
экзаменам; -
всем
неравнодушным –
в понимании особенностей, смысла
любимой музыки через знакомство с
биографией композитора.
С.
РАХМАНИНОВ
Рождение. (1873, Закончил | Деятельность
Там
|
Творчество Концерты Романсы Множество Оркестровое | Интересные
|
А.
АРЕНСКИЙ
Рождение. (1861, Родился Закончил | Деятельность Композитор, |
Творчество Оперы | Интересные Музыку |
А.
ЛЯДОВ
Рождение. (1855, 1 Закончил | Деятельность Композитор, |
Творчество
| Интересные Мастер В |
А.
ВИВАЛЬДИ
Рождение. (1678, С | Деятельность Великий Служил |
Творчество 90 огромное Самое | Интересные
|
И.
С. БАХ
Рождение. (1685 Родился В | Деятельность Композитор, |
Творчество Более Самые | Интересные
|
Т.
Альбинони
Рождение. (1671 Отец Альбинони | Деятельность Композитор, |
Творчество 48 Самое | Интересные «Адажио» |