Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

1. первое из чудес света. на западном берегу нила возвышаются величественные каменные пирамиды. это огромные гробницы фараонов. их охраняет большой

1. Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Самая высокая — пирамида фараона Хеопса — была построена около 2600 года до н. э. Её высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр.

Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже железных орудий труда.

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

Комната с гробом Хеопса отмечена стрелкой.

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

Древнеегипетская статуя вельможи.

На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотёсов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжёлые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны.

2. Храмы — жилища богов. Знамениты и другие сооружения — храмы. Подойдём к одному из них.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски — каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

Большой сфинкс на фоне пирамиды фараона Хефрена.

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

Древнеегипетская статуя жены вельможи.

За воротами — широкий двор, окружённый колоннами1. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн, похожих на связки стеблей папируса. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. Робеет человек среди этих каменных исполинов, трепещет его сердце при мысли о могуществе и величии богов. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараон вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога — хозяина храма.

В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма.

3. Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в помещениях, вырубленных в скалах. За века и тысячелетия, прошедшие со времён фараонов, их погребения были разграблены.

Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на дверях цела. Никто не входил сюда более трёх тысяч лет — все сокровища остались на месте.

Посреди первой комнаты стоял трон — на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы из полупрозрачного камня, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нём — второй саркофаг, во втором — третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

Гроб Тутанхамона с изображением лица фараона.

1 Колонна — высокий столб, обычно служащий опорой в здании.

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

Строительство пирамиды. Рисунок нашего времени.

4. Пойдёмте в музей! В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира.

В зале музея вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезённые из Египта. В чём же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

Древнеегипетский храм. Рисунок нашего времени.

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

В главном зале храма. Рисунок нашего времени.

Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая — к коленям. Это не естественная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела. Были и другие правила: мужчин изображали с кожей тёмного цвета, а женщин — светлого. Фигуры богов — всегда большого роста. Фараон обычно гораздо выше своих вельмож; простые люди в сравнении с фараоном совсем маленькие.

А вот каким правилам следовали египетские скульпторы при изображении человека на рельефах. На стене гробницы — фигура вельможи (см. рисунок). Верхняя часть его тела (плечи, руки) выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги — будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повёрнута к нам боком, но глаз изображён так, словно мы глядим человеку прямо в лицо.

Большинство статуй находилось в гробницах. Статуя должна была быть похожей на покойного, чтобы душа её «узнала» и вселилась в неё (если мумия почему-либо не сохранилась). Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

В Москве вы можете посетить Музей изобразительных искусству а в Санкт-Петербурге — музей Эрмитаж. Там вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.

Рассказ о искусстве древнего египта 5 класс история древнего мира

Объясните значение слов: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна.

Проверьте себя. 1. Как и с какими целями сооружались огромные пирамиды? 2. Что вам известно о гробнице фараона Тутанхамона? 3. Какие подарки делали фараоны богам, будто бы обитавшим в храмах? 4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера?

Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите египетские пирамиды и определите их местоположение.

Опишите рисунок «Строительство пирамиды» (см. с. 59). Соответствует ли рисунок тому, что рассказывает древний историк Геродот о возведении пирамиды? Если да, то чем?

Составьте рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колонный зал; 5) помещение со статуей бога.



  • Доклады
  • История
  • Искусство Древнего Египта

Искусство древнего Египта до сих пор оказывает воздействие на человеческую культуру. Первое о чем вспоминаешь при слове Египет – безусловно, пирамиды, которые сохранились до нынешнего времени. Свои дворцы египетские фараоны строили из не особенно прочных материалов, поэтому они практически не сохранились, но сохранились трапециевидные усыпальницы – мастабы, скальные гробницы и означенные ранее пирамиды.

Помимо этого следует отметить храмы. Которые воздвигались в период Нового царства, такими являются Карнакский и Луксорский, которые имеют характерные колонные дворы и огромные залы. Стены этих конструкций изобилуют рельефами и множеством иероглифов.

Скульптурное искусство развивалось довольно активно, но по большей части оно склонялось к монументальности. Характерным примером является громада Сфинкса в Гизе.

Скульптуры являлись частью религиозной культуры, с которой были тесно связаны. Согласно египетской религии, каждый человек обладал семью ипостасями души, и одна из таких ипостасей могла переходить в изображение, в том числе и статую. Поэтому огромные статуи фараонов имели в том числе и существенное культовое значение, в качестве примера вспомним гигантскую статую Рамзеса Второго.

Отличительной особенностью изображения людей на плоскости является стандартизация всех образов, которые предлагаются сугубо в профиль, но при этом лицо всегда повернуто одним глазом, смотрящим на зрителя. Также человеческие фигуры даются как бы в полоборота, где грудь и плечи, тоже разворачиваются к смотрящему. На самом деле такая особенность обуславливается совсем не неумением египетских художников рисовать, просто существовала многовековая традиция, согласно которой на плоскости изображались только видимые взглядом части зрительного поля.

Отдельная традиция существовала для изображения фараонов, которые запечатлевались в неподвижной и величественной позе с небольшой полуулыбкой. Помимо этого устранялись любые физические недостатки и иногда фигуры немного увеличивали для того чтобы указать на значимость по сравнению с остальными изображаемыми.

Сообщение 2

В V тыс.лет. до н.э. долина Нила стала местом основания первых государств рабовладельческого строя. Конец IV тыс.лет. до н.э. пришелся на создание царства с центром в городе Мемфисе, что на левобережье Нила. Жизнь государства была обособленной. В 2800гг. до н.э. там правил фараон Хуфу (ныне называемый Хеопсом). Его стремления заключались лишь в том, чтобы обогатиться. На плодородных берегах Нила работал трудолюбивый народ. Большая часть урожая сдавалась сборщикам царя. В птичниках и скотных дворах фараона содержалось несчетное поголовье животных и птиц. Фараоны владели рудниками и каменоломнями, в их руках была неограниченная власть. Так, закабалив сельское население, фараон решил прославить себя, создав самую высокую в царстве гробницу.

Изолированная от всего мира египетская цивилизация не меняла свой уклад в течение 3 тыс.лет. Ввиду отсутствия конкуренции методы добычи и обработки камней не изменялись. Поэтому гробница фараона, выстроенная, как и другие, в форме пирамиды, не отличалась изысканностью, но поражала своей грандиозностью. 100 тыс.человек было пригнано на ее сооружение. Работали они впроголодь, умирающие от истощения заменялись новыми. Строительство пирамиды Хеопса высотой в 147м продолжалось в течение 30 лет. В результате Хеопс добился, чего хотел, но страна была разорена.

В Древнем Египте особое внимание уделялось литературе. Но древнеегипетские летописцы описывали лишь события, приятные для фараонов и приближенных к ним лиц. Надписи на папирусных свитках, камнях, или коже несут информацию о победах в войнах, окончании строительства святилищ и гробниц – обо всем, кроме народного негодования. Летописцы рисуют бедный народ покорным и безропотным, подставляющим спины под розги «солнечного сына» – так официально назывался египетский фараон.

В XXI-XVIII вв. до н.э., после разделения Египта на отдельные области, власть забрали фиванские правители. Их пирамиды более скромные и отличаются меньшим размером. В этот период получило распространение ювелирного дела.

В XII-XI вв. до н.э. возведение пирамид прекратилось, гробницы были перенесены в скалистые ущелья. Архитектура Египта была направлена на строительство храмов. В этот период появились святилища Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Помещения имели довольно сложное решение, в них можно было заблудиться.

В Древнем Египте наряду с архитектурой и литературой уделялось внимание театру. Главными действующими лицами представлений являлись мифические герои – бог загробного мира Осирис и его жена Исида. Тема была одна – война тьмы и света. В качестве актеров выступали жрецы, а иногда – фараоны.

5, 8 класс

Картинка к сообщению Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта

Популярные сегодня темы

  • Планета Нептун

    Нептун – самая далекая планета Солнечной системы, хотя вопрос о том является ли этот газовый гигант планетой для некоторых астрономов до сих пор остается открытым. Нептун имеет практически ид

  • Созвездие Козерог

    Небо загадочное и таинственное место во вселенной. Днем оно голубое ночью черное. Иногда по нему плывут облака, а бывает оно полностью затянуто тучами.

  • Традиции удмуртского народа

    Удмурты – коренные жители среднего и северного Предуралья и Прикамья. Относятся к финно-угорской этнической группе, и проживают на территориях Удмуртской Республики и соседствующих с ней обла

  • Растения сообщение

    Наша планета Земля богата жизнью. И кроме животных, населяющих ее, большую роль играют растения.

  • Страны Африки

    Африка один из самых загадочных континентов мира. Их обычаи, традиции, язык, все это до сих пор не совсем понятно многим исследователям, посетившим эту часть земного шара. Перевод слова «Афри

  • Творчество художника Рембрандта

    1606 год стал легендарным для города Лейдена. Тогда в доме мельника Хармена ван Рейна появился уникальный ребенок. Он был окрещен чудным именем Рембрандт. Кроме него семья уже могла похвастат

На чтение 8 мин. Опубликовано

Самобытное и полное уникальных особенностей развитие Древнего Египта обусловлено его географическим положением. Окружающие страну на западе и востоке пустыни столетиями защищали ее от возможных нашествий и влияния иноземцев. Этим и объясняется необычность искусства Древнего Египта. Кратко с ним знакомит школьников учебник истории, однако для написания реферата потребуется более детальное изучение темы.

Виды и жанры искусства

Важное место в искусстве древних египтян отводилось Нилу. Это связано с тем, что река играла ключевую роль в жизни государства. Ее разливы влияли на возможность заниматься сельским хозяйством, урожайность и, как следствие, уровень благосостояния. Уходя обратно в русло, воды Нила оставляли на земле слой плодородного ила, способствовавшего процветанию земледелия. Этот факт оказал большое влияние на культуру, мифологию, искусство и религию древнеегипетского государства.

Важное место в искусстве древних египтян отводилось Нилу

Нил фигурировал и как источник жизни (ведь именно от него зависело плодородие земли), и как своеобразная граница между миром живых и царством мёртвых (ведь на одном из берегов реки строились города с жилищами для живых людей, а на другом, в засушливой местности, располагались кладбища и некрополи).

Большое значение в искусстве Древнего Египта придавалось культу Солнца. Изображения светила в изобилии присутствуют на многочисленных фресках. И даже абсолютный монарх — фараон — считался сыном Солнца.

Принципы древнеегипетского искусства начали складываться ещё во времена Раннего Царства (3000—2800 лет до нашей эры). Они и стали фундаментом культуры государства на тысячелетия вперёд. Сформировался даже своеобразный рейтинг — иерархия видов искусства.

Маштабы и пирамиды

Заметную роль в культуре Древнего Египта сыграла архитектура, связанная с ритуальными и погребальными мероприятиями. Во многом причиной известности этого культурного направления являются поражающие воображение размеры объектов, которые возводили древние египтяне. Явно господствующим принципом в этой области была монументальность, которая символизировала величие фараона и незыблемость государственного строя.

Главенствующей формой ритуальной архитектуры было строение в форме усечённой пирамиды. Такое сооружение называлось мастаба. Она представляет собой гробницу, имеющую погребальное помещение, расположенное глубоко под землёй. Позднее, с наступлением периода Древнего Царства, появилась другая, более известная архитектурная форма.

Пирамида Имхотепа в Саккаре

Самое первое архитектурное сооружение пирамидальной формы было построено зодчим по имени Имхотеп в Саккаре. Пирамида была предназначена для фараона Джосера, являвшегося основателем династии. Сооружение состояло из 6 мастаб, поставленных друг на друга, размеры которых уменьшались по направлению снизу вверх.

От традиционной мастабы пирамиду Джосера отличала особенность: её элементы были сложены из каменных блоков — тёсаного известняка. Основанием здания является прямоугольник, имеющий размер 140х118 м, а высота пирамиды — около 60 м. В истории архитектуры Древнего Египта эта пирамида стала самым первым гигантским архитектурным сооружением.

По назначению пирамида Джосера представляет собой огромный комплекс ритуальных заупокойных сооружений. В нее входит целый ряд помещений:

  • гробницы;
  • святилища;
  • молельни;
  • заупокойный храм.

Снаружи весь комплекс был обнесён двухкилометровой стеной, а внутри пирамиды располагалась погребальная камера, содержавшая, как саркофаг фараона. Имелись и другие помещения, соединённые между собой коридорами, напоминающими лабиринт.

Возведение самой первой пирамиды и положило начало появлению в Саккаре масштабного некрополя. На протяжении царствования 3, 4, 5 и 6 династий египетские правители возводили там пирамиды, а приближённая к ним знать — величественные мастабы.

По мере укрепления позиций знати и социальных верхов мастабы постепенно превращались настоящие ритуальные дворцы, имеющие множество помещений, предназначенных для совершения различных обрядов. При взгляде со значительного расстояния скопление таких ритуальных сооружений выглядит своеобразным и необычным архитектурным ансамблем.

С течением времени конфигурация пирамидальной архитектурной формы несколько видоизменялась и совершенствовалось.

Это выражалось в приобретении сооружениями следующих особенностей:

  • стены выравнивались;
  • грани становились более чёткими.

Геометрическая точность пирамид

В результате строения приобретали всё большую геометрическую точность. Крупнейшие пирамиды Древнего Египта были возведены во времена правления 4 династии фараонами Хефреном, Хеопсом и Микерином. Они были построены на западном берегу Нила в Гизе. Эти сооружения имеют квадратное основание, их грани представляют собой равнобедренные треугольники.

В верхней части граней пирамиды Хефрена сохранилась облицовка в виде отполированных до идеально гладкого состояния плит белого известняка. Это позволило учёным сделать предположение, что когда-то все эти сооружения были облицованы подобным образом.

Наиболее масштабным представителем древнеегипетской архитектуры является пирамида Хеопса. Сооружение поистине грандиозное: сторона основания составляет 230 м, высота — 147 м. Пирамида была построена из огромных блоков золотистого известняка, которые имели массу от 2 до 30 тонн, уложенных таким образом, что зазор между ними не превышает половины миллиметра. На месте эти каменные глыбы удерживает их же собственная масса. По свидетельствам Геродота, строительство этого сооружения длилось 30 лет. Вход в погребальное сооружение располагается на северной стороне пирамиды.

Скульптуры людей

Скульптуры людей

Этому виду искусства принадлежала одна из ведущих ролей в культуре Древнего Египта. Объяснялось это необходимостью обязательного наличия статуй при проведении религиозных ритуалов. Изображавшей усопшего статуе отводилась функция вместилища его души. Её присутствие в гробнице была строго обязательным, поскольку она обеспечивала покойному вечную жизнь. Предполагалось, что душа умершего, входя в статую, могла наблюдать за различными церемониями и участвовать в обрядах, которые этого требовали.

Статуи сооружались с учётом определенных правил скульптурного изобразительного искусства.

Они, будучи однажды установленными, не изменялись в течение довольно продолжительного времени:

  • независимо от размера, скульптура была предназначена для созерцания только с лицевой (фронтальной) стороны;
  • чётко выражена симметрия относительно центральной оси.

Скульптуры в Древнем Египте

Изготовление скульптуры традиционно начиналось с высечения из камня призмы геометрически правильной формы. На лицевой стороне делалась разметка, элементы которой соответствовали будущему образу. Для скульптурного изображения представителей знати и персон, имеющих божественный статус, действовали определённое каноны. Такие статуи должны были олицетворять величие, торжественность и монументальность.

Знатные люди и правители должны были изображаться исключительно в положении сидя или стоя. У статуи, изображавшей сидящего правителя, туловище должно было составлять с бёдрами прямой угол, а руки покоиться в скрещенном состоянии на груди или сложенными на бёдрах. Ноги изображались стоящими на полу, босые ступни располагались параллельно друг другу. Статуя должна быть симметричной относительно центральной оси.

У фараона, изображённого стоя, туловище полностью выпрямлено и симметрично. Руки вытянуты вдоль корпуса, кисти сжаты в кулаки. Нередко одну ступню располагали впереди другой, будто правитель делает шаг вперёд.

Найденные исследователями древнеегипетские скульптуры отличаются реалистичностью. В частности, обнаруженная в одной из гробниц Саккары статуя писца весьма достоверно передаёт позу сосредоточенного человека, сидящего над развёрнутым на коленях свитком папируса и занесённым над ним пером.

Настенные изображения

Этот жанр древнеегипетского искусства тоже во многом связан с погребальной ритуальной темой. Рельефы и росписи на стенах усыпальниц были своего рода повторением, дубликатом окружающей действительности. Здесь изображались сцены быта, повседневной жизни усопшего. Это считалось залогом того, что и в загробном мире покойный будет располагать всем тем, что окружало его при жизни.

Живопись Египта совершенно лишена художественного интереса и не воспроизводит окружающий мир ради его красоты. Ей придавалось чисто утилитарное значение. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта ограничивается изображением сцен из повседневной жизни:

Настенные изображения охоты в Египте

  • охоты;
  • рыбалки;
  • погребальных шествий;
  • совершения ритуальных культов;
  • сельскохозяйственных работ;
  • строительство различных объектов.

Некоторые рисунки изображают загробные пиршества, какими их представляли древние египтяне. Кроме того, усыпальницы в обязательном порядке снабжались большим количеством портретов хозяина гробницы, то есть самого усопшего.

Изображение людей подчинялось определённым правилам:

  1. Рисунок не должен передавать ни эмоций, ни действий, особенно если речь идёт о людях, занимающих высокое социальное положение. При изображении людей, имеющих более низкий социальный статус, допускались отхождения от этих норм.
  2. От социального статуса зависели размеры человека при его изображении. По рисунку всегда можно было сказать, кто здесь главный. Правители, вельможи и хозяева крупных поместий изображались более крупными. Доходило до того, что слуги, подчинённые или рабы по сравнению с хозяином изображались совсем маленькими, могли ростом доходить до колен хозяина, словно дети.

Музыка и театр

Музыка в древнеегипетском царстве тоже присутствовала, однако в основном в качестве аккомпанемента к песням. Внимание сосредотачивалось на певце, музыканты лишь аккомпанировали ему. Однако в период правления 18 династии музыка стала оформляться в самостоятельный вид искусства. Использовался целый ряд музыкальных инструментов:

Музыка в древнеегипетском царстве

  1. Арфа. Родиной этого музыкального инструмента считается Египет. Обычно на арфе играли женщины, аккомпанирующие мужчинам-певцам.
  2. Флейта.
  3. Систр — основной музыкальный инструмент при исполнении духовной музыки.
  4. Мената — ещё один инструмент для исполнения музыкальных произведений, имеющих духовную тему. В сочетании с систром ее звучание имитировало шорох зарослей папируса при порывах ветра.
  5. Тамбурин — ударный музыкальный инструмент.

Доклад о видах и жанрах древнеегипетского искусства не будет полным, если не упомянуть в нём о зачатках драматического театрального действа. Примечательно, что театр в Египте представлен не был, но именно здесь зародился прообраз театрального искусства. Им послужили своеобразные фестивали, которые начинают упоминаться в письменной истории с 2600 года до нашей эры.

Действие заключалось в том, что из храмов выносили скульптуры богов. Процессия обходила весь город и возвращалась в храм. Празднества продолжались несколько дней, в течение которых на площадях разыгрывались различные сцены на мифологические темы.

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й
урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по
курсу истории Древнего мира)

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • звуковые колонки,
  • экран,
  • авторская презентация “Искусство
    Древнего Египта” (Power Pont). (Презентация
    содержит фото и аудио материалы. Переключение
    слайдов осуществляется вручную, отдельные
    элементы содержат анимацию. Возможно
    использование презентации через программу
    мультимедийной доски (StarBoard)).

Учебные пособия:

  • учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой
    “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002;
  • атлас по истории Древнего мира, М.: Федеральное
    агентство геодезии и картографии.

Цели и задачи урока: В ходе изучения нового
материала у учащихся должно сложиться
представление об уникальности памятников
культуры Древнего Египта.

Ознакомить учащихся

  • с первыми в мире монументальными постройками из
    камня (пирамиды и храмы Древнего Египта);
  • с особенностями древнеегипетских скульптуры и
    живописи.

Продолжить

  • формирование навыков учащихся получать
    информацию от исторической карты, давать
    словесное описание местоположения объекта на
    карте;
  • формирование навыков, соотнесения года с веком,
    установления по дате, сколько времени отделяет
    от нас событие, произошедшее до нашей эры.
  • формирование умений анализировать визуальные
    образы.

Способствовать

  • пробуждению и поддержанию интереса учащихся к
    памятникам культуры древних народов, пониманию
    необходимости сохранять культурное наследие;
  • расширению кругозора учащихся и формированию у
    них эстетического вкуса.

План.

  1. Первое из чудес света.
  2. Храмы – жилища богов.
  3. Особенности работы древнеегипетских
    художников и скульпторов:

    • портретная скульптура
    • изображения на стенах гробниц и храмов
    • правила для всех художников и скульпторов
      Египта.

Ход урока

Слайд 1 (Приложение 1)

(Приложение 1)

img1.jpg (18961 bytes)

Учитель называет тему урока и обращает
внимание учащихся на фотографию скульптуры
египетского писца, которая является одним из
символов Древнего Египта.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему
урока.

Уместно вместе с учащимися вспомнить, какие
виды искусства они знают.

Учитель отмечает, что сегодня на уроке речь
пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи.

Задание для учащихся:

Прослушайте и просмотрите рассказ о египетских
пирамидах. После него вы должны будете ответить
на ряд вопросов.

Слайд 2. (Приложение 1)

img2.jpg (21038 bytes)

Фотографии на 2 и3 слайдах появляются
последовательно в соответствии с текстом
звукового файла. Запуск и остановка звукового
файла осуществляется вручную.

Текст звукового файла:

“Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса (На
слайде фотография пирамиды Хеопса)
. Она была
построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её
создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота
этой пирамиды 147 м. Это соответствует
современному зданию высотой около 50 этажей.
Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена
из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30
т. (На слайде появляется фотография кладки
пирамиды).
Они ничем не скреплены и держатся на
месте силой собственной тяжести. Даже в наше
время невозможно объяснить ту невероятную
точность, с которой древние египтяне
обрабатывали и ставили один на другой эти
каменные блоки. Зазоры между ними не превышают
полмиллиметра.

Неприметный вход на северной стороне пирамиды
ведет в тесный коридор. (На слайде появляется
фотография узкого коридора, ведущего вглубь
пирамиды)
. Пройдя по нему, можно попасть в
маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды
погребальную камеру. Там находится гранитный,
давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной
системе в комнату поступает сухой воздух
пустыни, который долгие годы способствовал
сохранению мумии фараона.

Слайд 3. (Приложение 1)

img3.jpg (23596 bytes)

Древние греки считали пирамиды первым из семи
чудес света, так как по сравнению с ними
постройки самих греков и архитектурные строения
последующих эпох кажутся карликами рядом с
пирамидой Хеопса, основание которой в два раза
больше ширины Красной площади в Москве.

Пирамиды составляли центр огромного
погребального ансамбля с поминальными храмами и
маленькими пирамидами царских родственников и
приближенных. Считалось, что эти люди должны
находиться рядом с ним и после смерти”.

По завершении звукового файла учащиеся
отвечают на вопросы:

  • Почему древние греки считали египетские
    пирамиды чудом?
  • Можно ли говорить, что и сегодня они сохраняют
    свою славу “чуда света”? Приведите аргументы,
    чтобы доказать своё мнение.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Египетские пирамиды – первое из чудес света.

Отвечают на вопросы:

  • Когда была построена пирамида Хеопса?
  • Переведите века в годы. Каким годом начинается
    XXVII век?

Слайд 4 (Приложение 1)

img4.jpg (28777 bytes)

Учащиеся выполняют задания:

  • Найдите и покажите на карте район пирамид.
  • Как вы догадались, что это именно то место, о
    котором вас спрашивают?
  • Определите словами, где находится долина
    пирамид.
  • Каким знаком на карте отмечены места
    каменоломен?
  • Где находится ближайшая к долине пирамид
    каменоломня?

Рассказ учителя.

Ученым постепенно раскрывалась тайна
возведения пирамид. Теперь полагают, что
пирамиды, вероятнее всего, строились так. На
правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса
тысячи людей были заняты добычей
тонкозернистого известняка. В окрестностях
Асуана и сейчас существуют древние каменоломни,
на территории которых найдено много готовых
блоков. Как оказалось, это был брак.

Обработанные блоки на лодках перевозили на
другой берег Нила. Дальше их везли по специально
проложенной дороге. У подножия будущей пирамиды
лицевую сторону блоков тщательно шлифовали
(делали гладко), используя для этого песок и воду.

Вы видите реконструкцию строительства
пирамиды.

Чтобы поднять блоки, египтяне строили из
кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма
около 15 градусов. По мере того как пирамида
сооружалась, насыпь удлиняли. По этим насыпям
камень тащили вверх на деревянных санях.
Археологи обнаружили остатки таких саней. Для
уменьшения трения трассу постоянно смачивали
водой, так что полозья легко скользили по грязи.
Затем с помощью деревянных рычагов блоки
устанавливали на место.

Пирамида возводилась на известняковом массиве,
т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне.
Именно поэтому они не ушли в песок от собственной
тяжести.

Слайд 5 (Приложение 1)

Рядом с пирамидами находится знаменитый
лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы
изображение льва с человеческим лицом.

img9.jpg (24831 bytes)

Рассказ учителя.

Длина большого сфинкса 57 м., а высота — 20 м. Уже в
глубокой древности сфинкса засыпали пески.
Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды
после охоты задремал в его тени и услышал голос
каменного исполина. Сфинкс попросил освободить
его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос
исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс
плитой с рельефом и надписью, повествующей об
этом событии.

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

У современного человека эта фигура вызывает
ощущение спокойной силы.

Сфинкс, как и пирамиды, является символом
египетской культуры.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Пирамида Хеопса построена около 2600 г. до н.э.

Выполняют задание:

  • Начертите в тетради “линию времени”.
  • Подсчитайте, каков приблизительный возраст
    пирамиды в годах и веках.
  • Чему могли бы поучиться современные строители у
    древних египтян?

Один из учащихся работает у доски или
комментирует свои действия с места, остальные
работают в тетрадях.

Слайд 6 (Приложение 1)

img5.jpg (68763 bytes)

Учащиеся рассматривают рисунок нашего времени
“Жрецы выносят из храма статую бога”. И отвечают
на вопросы:

  • Как выглядит местность, где расположен храм?
  • Можно ли сказать, что храм был грандиозной
    постройкой? Обоснуйте своё мнение.

Далее учитель или умеющий хорошо читать ученик
читает вслух текст учебника (п. 2 Храмы – жилища
богов.)

Текст учебника:

“Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, —
два ряда сфинксов, фантастических существ с
телом льва и головой человека или барана. По обе
стороны ворот возвышаются массивные башни,
украшенные рельефами. Перед ними высечены из
гранита огромные фигуры фараона, восседающего на
троне. У входа стоят обелиски – каменные “иглы
фараонов”. Их остроконечные вершины, покрытые
золотом и серебром, ослепительно сверкают в
солнечных лучах.

За воротами – широкий двор, окруженный
колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с
рядами колонн. Высоко вверх возносятся их
могучие стволы. За главным залом в глубине храма
находится самое скрытое и таинственное
помещение. Только жрецы и фараоны вправе
проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина
храма. В дни праздников в честь бога жрецы на
плечах выносили его статую во двор храма, где их
встречала толпа народа. Затем процессия медленно
двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог
плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их
жилищах-храмах. По завершении празднества статую
возвращали на место – в глубину храма”.

Учащиеся выполняют задания:

  • Покажите на рисунке “иглы фараона”. Как на
    языке архитектуры называются эти постройки?
  • Покажите на рисунке колонны.

Учащийся читает вслух дополнительный материал
к параграфу “Фараон и царица Нефертити” (стр. 55).

Текст учебника.

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы
пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но
однажды в 14 веке до н.э. фараон Эхнатон восстал
против власти жрецов Амона. Он объявил
единственным богом сияющий солнечный диск
(по-древнеегипетски Атон). Каждый луч солнца –
рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон
ласкает маленькими ладонями все живые существа.
Фараон построил целый город, названный именем
этого бога, _ Ахетатон (“горизонт Атона”).

Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули
себе прежние права. Город Атона был забыт и
превратился в развалины. Фараоны вновь стали
поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о
правлении своенравного фараона, глядя на портрет
его прекрасной жены и помощницы – царицы
Нефертити.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Найдите на карте Древнего Египта город
    Ахетатон. Опишите словами его местоположение.
  • Вспомните, что называется мумией.
  • Почему из тела умершего фараона или вельможи,
    делали мумию?

Слайд 7 (Приложение 1)

img7.jpg (17476 bytes)

Рассказ учителя.

Согласно верованиям египтян, душа умершего
время от времени возвращается из царства Осириса
и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в
гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и её
загробная жизнь прекратится. Однако мумия
недолговечна, поэтому в гробницу ставили
каменную или деревянную статую умершего, в
точности воспроизводящую его облик. Верили, что
душа может вселиться в статую, если мумия не
сохранится.

На голове царицы Нефертити высокая синяя
корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо
имеет естественный красновато-жёлтый цвет, брови
и глаза подведены черной краской, а губы –
тёмно-красной. Гениальный скульптор передал
красивый овал лица египтянки с нежной кожей,
продолговатыми глазами и лебединой шеей.

Слайд 8 (Приложение 1)

img6

В гробницах, храмах, при раскопках древних
городов Египта найдено множество произведений
искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть
такие предметы в Музее изобразительных искусств
имени Пушкина (как подлинные, так и копии),
который находится в Москве, а так же в музеях и
даже на улицах Петербурга.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи,
привезенные из Египта. В чем же особенности
работы древнеегипетских мастеров?

Рассмотрим два изображения: одно выполнено на
папирусе (рисунок), другое вырезано на камне
(рельеф).

Учащиеся рассматривают изображения на
папирусе, рельеф и отвечают на вопросы:

  • Предположите, где могли помещаться данные
    изображения?
  • Какой сюжет изображен на рельефе? Кто на нём
    изображен? Своё мнение обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения фараона,
    вельмож, простых воинов?
  • Кто изображен на папирусе? Свое мнение
    обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения богов и фараона?

Рассмотрим знаменитые статуи египетского
вельможи и его жены, фотографии которых есть в
учебнике.

Рассматривают скульптуры египетского вельможи
и его жены в учебнике (стр.54-55).

  • Можно ли назвать их позы естественными? Почему?
  • Одинаково ли раскрашена кожа мужчины и женщины?
    В чем разница?

Слайд 9 (Приложение 1)

img10

В заключение урока учащимся предлагается
самостоятельно (в сильных классах) или
коллективно сформулировать и записать в тетрадь
правила для художников и скульпторов в Древнем
Египте.

Слайд 10 (Приложение 1)

img8

Учащиеся записывают в дневники домашнее
задание. По желанию подготовить рассказ об одном
из памятников искусства Древнего Египта.

МКОУ «Шауринская СОШ»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме:

«Искусство Древнего Египта»

Учитель истории и обществознании

Рамазанова Мадина Гасангусейновна

дата проведения — 25.10.2018 г.

2018 год

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме:

«Искусство Древнего Египта»

Цели: — продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта;

— выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты

— развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию

— учиться работать сообща, выслушивать своего товарища, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: ноутбук. Мультимедийная установка, проектор, карточки для проверки домашнего задания

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Исторический диктант ( сл. 2)

1. Амон-Ра

2. Нут

3. Геб

4. Тот

5. Бастет

6. Анубис

7. Осирис

8.Исида

9. Гор

10. Сет

11. Маат

12. Апоп

1. Злой бог пустыни.

2. Богиня – покровительница женщин и их красоты

3. Бог Солнца

4. Судья в царстве мёртвых.

5. Богиня неба

6. Бог мудрости

7. Богиня правды

8. Бог земли.

9. Бог мёртвых и бальзамирования

10. Бог тьмы

11. Жена Осириса, богиня плодородия.

12. Сын Осириса и Исиды, покровитель фараонов.

Ключ: ( сл. 3)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10

5

1

7

2

4

11

3

6

12

8

9

3. Сообщение темы и целей урока.

— Мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по Древнему Египту. Мы уже многое узнали об этой удивительной стране, но ещё очень многое для нас остаётся тайной или загадкой. Я вам предлагаю приоткрыть некоторые тайны.

( сл. 4) План урока:

1. Первое из чудес света.

2. Храмы- жилища богов.

3. Гробница фараона Тутанхамона.

4. Пойдёмте в музей

— Глядя на план урока, чтобы интересного вы хотели узнать на уроке?

( сл. 5) Задание на урок:

Почему архитектурные памятники Древнего Египта имеют огромные размеры?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя.

1. Первое из чудес света.

( сл. 6) На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов.

( сл. 7) Их охраняет Большой сфинкс, высеченный ив целой скалы. У него тело льва и голова человека.

( сл. 8) Самая высокая пирамида — пирамида фараона Хеопса — была построена около 2600 го да до н. э. Ее высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр.

( сл. 9) Семь самых знаменитых сооружений (Пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнассе, Колосс Родосский , Александрийский маяк) в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще не было даже железных орудий труда.

( сл.10) На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотесов и других ремесленников.

( сл. 11 — 12) Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишении, на которые обрекали его фараоны — владыки Египта.

2. Храмы — жилища богов.

( сл. 13) Знамениты и другие сооружения — храмы. Подойдем к одному из них.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана.

( сл. 14) По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски — каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах. За воротами — широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы.

( сл. 15) За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога — хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма.

3. Гробница фараона Тутанхамона.

Самостоятельно стр. 58-59

( сл. 16) Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Существует ещё две гробницы, принадлежащие женщине-фараону Хатшепсут, но ни в одной из них не было найдено мумии царицы. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут либо была уничтожена, либо её перенесли в другое место захоронения жрецы в те годы, когда разграбление гробниц стало массовым явлением.

( сл. 17) — гробница Тутанхамона

Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на каменных дверях цела. Никто не входил сюда более трех тысяч лет — все сокровища остались на месте!

4. Пойдёмте в музей

Чтение по учебнику – стр. 59 – 60

Дополнительный материал

Фараон Эхнатон и царица Нефертити

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в 14-м веке до н. э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Каждый луч солнца — рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, — Ахетатон («Горизонт Атона»). Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона — животворящего солнечного диска.

Многие думают, что реформа была бы невозможна без Неферти́ти — главной супруги Эхнатона. Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Образ Нефертити, наряду с пирамидами стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь «царствует» в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты.

Юность Нефертити прошла в Фивах — столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) В течение долгого времени египтологи предполагали, что по своему происхождению Нефертити не была египтянкой, хотя ее имя, переводящееся как «Пришедшая красавица» исконно египетское.

Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей. От Эхнатона она родила шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона — столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Запретив культы традиционных богов и, прежде всего, вселенского Амона — владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на «Эхнатон» — «Действенный дух Атона», и Нефертити основывают Ахетатон — «Горизонт Атона», свою новую столицу. Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы — царицы Нефертити.

Погребение Нефертити не обнаружено. Возможно, она была погребена где-то в царской гробнице в скалах, обрамляющих с востока Ахетатон вместе со своим супругом. Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных жителей существует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание:

Параграф 11, вопросы, составить рассказ от лица египтянина, посетившего храм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Рассказ о иосифе и его братьях
  • Рассказ о исаакиевском соборе
  • Рассказ о имени роман
  • Рассказ о имени полина
  • Рассказ о имени павел