Рассказ о индийском океане 7 класс география

Руководитель проекта: старичкова наталья викторовна учреждение: гбоу сош 525 московского района г. санкт-петербурга в индивидуальной исследовательской работе по географии на

Руководитель проекта: 

Старичкова Наталья Викторовна

Учреждение: 

ГБОУ СОШ 525 Московского района г. Санкт-Петербурга

В индивидуальной исследовательской работе по географии на тему «Географические открытия 20 века» автор рассказывает историю открытий, совершенных в 20 веке в области географии, и знакомит с малоизвестными открытиями и исследованиями.

Подробнее о работе:

В учебном исследовательском проекте по географии «Географические открытия 20 века» рассматривается значимость открытий с географической точки зрения и значимость биологических исследований. В работе описаны географические открытия, связанные с истоками реки Амазонки, Гамбурцевыми горами, истоками Нила, озером Восток и долиной гейзеров на Камчатке.

Результатом работы в проекте по географии «Географические открытия 20 века» стала “Таблица важных географических открытий 20-ого века”, содержанием которой является характеристика географических открытий 20-ого века. Работа адресована учащимся средних и старших классов в качестве дополнительного материала к изучению тем, связанных с географией и историей.

Оглавление

Введение
1. Географические открытия ХХ века.
2. Центры происхождения культурных растений.
3. Истоки реки Амазонки.
4. Черные курильщики.
5. Гамбурцевы горы.
6. Истоки Нила.
7. Озеро Восток.
8. Долина гейзеров на Камчатке.
Заключение
Литература

Введение

Данная работа является информационным проектом. Дополнением к “Таблице важных географических открытий 20-ого века” стала презентация, задача которой – закрепить полученные учащимся знания и разнообразить учебный процесс.

Работа над проектом по географии «Географические открытия 20 века» содержит рассказ о географических открытиях.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта.

Познавательный урок, представленный презентацией, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к новому, пока еще не усвоенному, и, возможно, неизвестному материалу.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

Актуальность: Причин изучения географии множество, и самая первая из них — это возможность много путешествовать. Это всегда очень интересно. Другая причина в расстояниях. С развитием интернета многие люди решили, что в мире больше нет расстояний и границ, но в реальности это не так, они играют огромную роль. И поэтому умение организовывать пространства чрезвычайно важно. А это значит, что для географов будущего есть очень много работы!

Цель:

  • Собрать и изучить информацию, связанную с историей открытий, совершенных в 20-ом веке.
  • Познакомить с малоизвестными открытиями и исследованиями.
  • Создать “Таблицу географических открытий 20-ого века”, содержанием которой будут даты и характеристика каждого открытия.

Задачи:

  • Изучить исторический материал, связанный с рядом открытий.
  • Показать значимость с географической точки зрения.
  • Показать значимость и биологических исследований.
  • Подобрать иллюстрационный ряд в качестве сопровождения текстов.
  • Создать образ “Таблицы географических открытий 20-ого века”.

Этапы работы
Подготовительный этап:

  • Сообщение руководителю о цели, задачах, образе проекта.
  • Собрать исходный материал для написания проекта.
  • Согласование сроков сдачи различных этапов проекта

Географические открытия ХХ века

К началу 20-ого века на Земле практически нее осталось мест, где бы не ступила нога географа: основные материки более-менее изучены, а представления современников об окружающем мире относительно точно нанесены на карты. Таким образом для ученых “белых пятен” оставалось все меньше и меньше. В помощь географам пришли новейшие технологии геохимии и геофизики, съемка с космических спутников, аэрофотосъемка.

Благодаря этому понятие “географическое открытие” значительно расширилось и стало включать в себя не столько визуальное описание, сколько попытку объяснить географическое явление во всей своей полноте. Тем не менее прошедшее столетие запомнится нам важнейшими географическими открытиями, значительно расширившими представление о нашем родном доме под названием планета Земля. Но географические открытия всегда тесно связаны и с историческими исследованиями и, конечно же с биологическими открытиями. В своей работе я знакомлю еще и с рядом культурных растений, которые были открыты.

Центры происхождения культурных растений

Культурные растения отличаются от своих дикорастущих собратьев рядом признаков, которые не всегда являются удачными для выживания. Изучение географии их происхождения дало идею о том, что все виды растений имели центры происхождения, где они возникли впервые.

В своих экспедициях Вавилов

собрал богатейшую коллекцию культурных растений. В ходе исследований Н.И. Вавилова было выявлено семь основных географических центров происхождения культурных     растений                         
географические открытия 1

1. Южноазиатский тропический центр включает в себя тропическую Индию, Индокитай, Южный Китай, Юго-Восточную Азию. Культурные растения центра: рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, цитрусовые, манго, банан, кокосовая пальма, черный перец – около 33 % всех культурных растений.

1 – Баклажан. 2 – Мандарин. 3 – Сахарный тростник. 4 – Огурец.

географические открытия 2

2. Восточноазиатский центр – Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань. Отсюда произошли соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, грецкий орех, мандарин, хурма, бамбук, женьшень – около 20 % культурных растений.

1 – Слива. 2 – Вишня. 3 – Бамбук. 4 – Хурма.

3. Юго-западноазиатский центр – Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия. Этот центр является прародителем пшеницы, ячменя, ржи, фундука, бобовых культур, льна, конопли, репы, чеснока, винограда, абрикоса, груши, дыни – порядка 14 % всех культурных растений.

географические открытия 3

1 – Груша. 2 – Виноград. 3 – Абрикос. 4 – Чеснок. 5 – Лук.

географические открытия 4

4. Средиземноморский центр – страны побережья Средиземного моря. Отсюда вышли капуста, сахарная свекла, маслины, клевер, чечевица, овес, лен, лавр, кабачок, петрушка, сельдерей, виноград, горох, бобы, морковь, мята, тмин, хрен, укроп – около 11 % культурных растений.

1 – Горох. 2 – Бобы. 3 – Капуста. 4 – Укроп.

5. Абиссинский, или Африканский центр – Абиссинское нагорье Африки в районе Эфиопии. Оттуда произошли пшеница, ячмень, сорго, кофе, бананы, кунжут, арбуз – порядка 4 % культурных растений.

географические открытия 5

1 – Ячмень. 2 – Кофе. 3 – Бананы.

географические открытия 6

6. Центральноамериканский центр — Южная Мексика -Родоначальник фасоли, кукурузы, подсолнечника, хлопчатника, какао, тыквы, табака, топинамбура, папайи – около 10 % культурных растений.

1 – Какао. 2 – Тыква. 3 – Папайя. 4 – Подсолнечник.

географические открытия 7

7. Южноамериканский, или Андийский центр — западное побережье Южной Америки. Из этого центра произошли картофель, томат, ананас, сладкий перец, хинное дерево – около 8 % культурных растений.

1 – Помидор. 2 – Картофель. 3 – Ананас. 4 – Сладкий перец

Истоки реки Амазонки

Только в 1996 году ученые наконец смогли установить где находится исток реки Амазонки. Им стал ручей Апачета, были также определены его географические координаты, именно это открытие доказало, что Амазонка является самой длинной рекой на Земле, ее протяженность более 7100 километров.

Удивительно, что эта река известна всему миру своей длинной и площадью, но до 1996 году никто не догадывался, где она берет начало на само деле.

Черные курильщики

В 1977 гидротермальные источники были обнаружены уже на глубине 2 километров, облепив дно возле Галапагосских островов.

Они выглядят как огромные наросты, из которых бьют фонтаны черной воды. На глубине нескольких сотен метров от дна, из-за клубов, которые выпускают «курильщики» не видно практически ничего. Зато ниже открывается полная картина этого океанического чуда.

географические открытия 9

Сейчас известно более 500 гидротермальных источников.  «Черные курильщики» — это горячие источники наподобие наземных гейзеров. Под действием силы Архимеда они выбрасывают в океан воду, насыщенную минералами и нагретую до 400 градусов. Давление в сотни атмосфер не даёт воде закипать. По сути, она находится в промежуточном состоянии между газом и жидкостью, в физике оно называется сверхкритическим.

Гамбурцевы горы

Гамбурцевы горы, расположенные в сердце Антарктиды — удивительные и загадочные по своей природе.

Названы в честь их открывателя Гамбурцева Григория Александровича.

Гамбурцевы горы длиной около 1200 км, шириной около 600 км и высотой до 3,5 км оставались, наверное, последней на Земле почти не исследованной горной цепью.

географические открытия 10

Истоки Нила

В 1847 году Егор Петрович Ковалёвский проводил экспедицию на северо-востоке и вскоре обнаружил первые залежи драгоценного металла. Египетский наместник, увидев золотой песок, остался очень доволен. Ну а Ковалевский в своих изысканиях отправился ещё дальше, на юг. Через некоторое время, при исследованиях, наш соотечественник обратил внимание на ранее неизученные водные артерии, и в итоге первым в мире указал на то, что главным истоком величайшей африканской реки является Белый Нил.

географические открытия 12

Озеро Восток

Долгое время даже предполагать, что в Антарктиде могут существовать подлёдные озёра, считалось абсурдным. Только в конце 60-х гг. прошлого века появилась информация о существовании группы озёр под ледяным четырехкилометровым покровом Антарктиды. Впервые эту гипотезу в 1961 году высказал Игорь Алексеевич Зотиков — автор теории теплового режима крупных ледников.

На основе расчётов он показал, что температура льда в районе антарктической станции Восток может достигать температуры плавления (-2°С). Следовательно, талая вода в этом месте в отдельных углублениях может скапливаться в виде озёр, которые тогда, в 1970-х годах, и получили название подлёдных озер.

Озеро было открыто в 1994 году по сопоставлению данных сейсмического зонирования в районе станции «Восток» и авиационного радиолокационного профилирования.

Озеро было названо Восток — в честь полярной станции, расположенной над ним на ледяном куполе.

географические открытия 14

Долина гейзеров на Камчатке

Долина гейзеров — одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственное в Евразии. Долина гейзеров расположена на Камчатке в Кроноцком государственном биосферном заповеднике. Это одно из самых красивых и поистине уникальных мест дальнего востока России.

Обнаружено долина гейзеров в апреле 1941 года, работником заповедника совместно с проводником. Они поднялись вверх по руслу р. Шумной, и там обнаружили устье не обследованного ее притока. Путники остановились поесть на снежном склоне, и вдруг с противоположного берега реки в их сторону фонтанировал горячий водяной источник. Фонтан горячей воды почти доставал до людей, но быстро прекратился.

Это был первый из многих обнаруженных впоследствии гейзеров в этой долине, который назвали «Первенец», а реку на которой это произошло называли Гейзерной. «Первенец» находится вне русла реки, этим он отличается от всех остальных гейзеров долины. В 2007 году «Первенец» был завален оползнем, но нанос глины над ним все активнее размывается водой, так что рано или поздно этот гейзер снова освободится.

Таблица географических открытий 20-ого века

Географические открытия 20-ого века не сводились к получению информации о том или ином клочке суши, а также имело большое влияние на экономику, культуру, биологию и, безусловно, политику.

географические открытия 15

Заключение

Цель проекта «Географические открытия 20 века» выполнена: создана “Таблица географических открытий 20-ого века” и презентация к уроку.

Материал проекта включен в урок, проводимый учителем Старичковой Натальей Викторовной в 9-м классе.

Информация вызвала у учащихся эмоциональный отклик. Возникла дискуссия, были высказаны предположения, мнения о содержании “Таблица географических открытий 20-ого века” и презентации.

По времени включения материала в урок замечаний не было.  Безусловно эта работа может и должна иметь свое продолжение, т.к. я смог ознакомить только с маленькой частью открытий и исследований, сделанных в 20 веке.

Для написания данной исследовательской работы и проекта по географии «Географические открытия 20 века» были использованы ресурсы Сети Интернет.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Слайд 1

Индийский океан

Текст слайда:

Индийский океан


Слайд 2

История открытияГеографическое положение океанаСтроение океанической впадиныВзаимодействие океана, атмосферы и сушиХозяйственное использованиеИнтересные фактыПлан урока

Текст слайда:

История открытия
Географическое положение океана
Строение океанической впадины
Взаимодействие океана, атмосферы и суши
Хозяйственное использование
Интересные факты

План урока


Слайд 3

Индийский океан был первым океаном, который открыли первоисследователи. Ранее он назывался Восточным. В его названии отразилось стремление

Текст слайда:

Индийский океан был первым океаном, который открыли первоисследователи.
Ранее он назывался Восточным.
В его названии отразилось стремление европейцев найти водный путь в сказочно богатую и диковинную, по представлениям тех времен, страну — Индию.

История открытия


Слайд 4

В средние века самым знаменитым первооткрывателем был португальский принц Генрих Мореплаватель: никуда не ездил, но профинансировал огромное число

Текст слайда:

В средние века самым знаменитым первооткрывателем был португальский принц Генрих Мореплаватель: никуда не ездил, но профинансировал огромное число экспедиций и страстно мечтал, что на его деньги кто-нибудь откроет морской путь в Индию.
В 1487 году Бартоломеу Диаш все-таки обогнул мыс Доброй Надежды и мыс Игольный и морской путь в Индию был открыт.
В 1497г Васко да Гама. Он успешно доплыл до Индии.


Слайд 5

Третий по величинеПлощадь – 76,2 кв.кмБереговая линия слабо изрезанаИмеет небольшое количество морейСвоеобразное географическое положениеГеографическое положение

Текст слайда:

Третий по величине
Площадь – 76,2 кв.км
Береговая линия слабо изрезана
Имеет небольшое количество морей
Своеобразное географическое положение

Географическое положение


Слайд 6

По картам определите главные особенности географического положенияЭтот океан называют океаном нагретых вод. Является ли это следствием его

Текст слайда:

По картам определите главные особенности географического положения
Этот океан называют океаном нагретых вод. Является ли это следствием его ГП?
Берега каких стран омывает Индийский океан?

Географические задачи


Слайд 7

Океаническая впадинаВ чем особенности строения впадины?

Текст слайда:

Океаническая впадина

В чем особенности
строения впадины?


Слайд 8

Географические задачи Почти ¼ часть ложа океана – срединно-океанические хребты. Каковы особенности расположения срединно-океанических хребтов океана? В

Текст слайда:

Географические задачи

Почти ¼ часть ложа океана – срединно-океанические хребты. Каковы особенности расположения срединно-океанических хребтов океана?
В Индийском океане много островов:
Приведите примеры коралловых островов.
Перечислите наиболее крупные материковые острова.
3. В чем особенности шельфа Индийского океана?


Слайд 9

Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера.Его воды не встречаются с водами умеренных и арктических

Текст слайда:

Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера.
Его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт.
В южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги.
Характерны муссонные ветры и муссонные течения.

Взаимодействие океана,
атмосферы и суши


Слайд 10

В переводе с арабского – «время года».Оказывают большое влияние на климат южного побережья АзииМореходы издавна искусно использовали

Текст слайда:

В переводе с арабского – «время года».
Оказывают большое влияние на климат южного побережья Азии
Мореходы издавна искусно использовали его во время плавания на парусных судах

Муссоны


Слайд 11

Объясните характерные особенности температур поверхности Индийского океана.

Текст слайда:

Объясните характерные особенности температур поверхности Индийского океана.


Слайд 12

На его берегах проживает более 1 млрд. человекХозяйственное использование

Текст слайда:

На его берегах проживает более 1 млрд. человек

Хозяйственное использование


Слайд 13

В прибрежных водах ведется рыболовный промысел (тунец, корифена, кальмары, лангусты и др.)На шельфе ведется добыча нефтиХозяйственное использование

Текст слайда:

В прибрежных водах ведется рыболовный промысел (тунец, корифена, кальмары, лангусты и др.)
На шельфе ведется добыча нефти

Хозяйственное использование


Слайд 14

Воды Индийского океана стали сырьем для получения пресной воды (Кувейт, Саудовская Аравия и др.)В северной части океана

Текст слайда:

Воды Индийского океана стали сырьем для получения пресной воды (Кувейт, Саудовская Аравия и др.)
В северной части океана проходят основные транспортные пути
Популярные туристические маршруты


Слайд 15

Рекреационные ресурсыСейшельские островаСахарница Индийского океана – остров Маврикий

Текст слайда:

Рекреационные ресурсы

Сейшельские острова

Сахарница Индийского океана – остров Маврикий


Слайд 16

На Мадагаскаре растет 740 видов орхидей, водится 6000 видов жуков, 147 видов птиц, 35 видов лемуров невиданного

Текст слайда:

На Мадагаскаре растет 740 видов орхидей, водится 6000 видов жуков, 147 видов птиц, 35 видов лемуров невиданного разнообразия достигают хамелеоны. На Мадагаскаре нет ни львов, ни слонов, ни обезьян, ни ядовитых змей, ни других типичных представителей фауны Африки.

Интересные факты


Слайд 18

В водах Индийского океана встречается самый крупный двухстворчатый моллюск Тридакна гигантская. Достигает длины почти 1,5 м и

Текст слайда:

В водах Индийского океана встречается самый крупный двухстворчатый моллюск Тридакна гигантская. Достигает длины почти 1,5 м и массы 250 кг; причем масса собственно тела таких гигантов не превышает 30 кг, остальное приходится на раковину. Возраст подобных патриархов, по разным оценкам, — 100, 200 и даже 300 лет.

Интересные факты


Слайд 19

Нанести на контурную карту моря, заливы, крупные островаПовторить номенклатуру по Тихому, Атлантическому и Индийскому океанамСообщения о Северном

Текст слайда:

Нанести на контурную карту моря, заливы, крупные острова
Повторить номенклатуру по Тихому, Атлантическому и Индийскому океанам
Сообщения о Северном Ледовитом океане (исследователи, обитатели, экологические проблемы)
Ответить на вопросы параграфа по Индийскому океану

Домашнее задание


Слайд 20

http://astrologica.ru/article-84-38-100.htmlКрылова О.В. Материки и океаны: Учеб. для 7 кл.общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2002.http://www.astroguide.ru/ http:/tattvamasi.chat.ru/text.htmИнформационные источники

Текст слайда:

http://astrologica.ru/article-84-38-100.html
Крылова О.В. Материки и океаны: Учеб. для 7 кл.общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
http://www.astroguide.ru/ http:/tattvamasi.chat.ru/text.htm

Информационные источники


Внеклассное занятие по географии для учащихся 8 классов.

Игра-путешествие «Мировой океан».

Тема: «Мировой океан»

Форма проведения: Игра – путешествие.

Место проведения: кабинет географии.

Цель: Закрепить изученный материал.

Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся; формировать интерес к предмету; расширить словарный запас учащихся.

Оборудование: карта Мира, портрет Ф.Магелана, жетоны, глобусы, запись песни «Дорогою добра», сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова, видео – фильм «Животные морей и океанов».

Действующие лица: ведущий; три команды участников.

Ход занятия.

Организационный момент.

1. Музыкальное вступление.

2. Сообщение темы занятия.

3. Объяснение правил игры.

Звучит музыка.

Ведущий: Ребята, вы слышите эту удивительную музыку? Она зовёт нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях, его единстве. У нас три фрегата, и каждая команда плывёт на своём корабле.

Сначала узнаем, из какого порта мы начнём своё плавание, и кто первым возглавит регату. Это будет та команда, которая опередит всех, выполнив первое задание. Я сообщу вам несколько подсказок, которые помогут вам узнать название города, из которого нам предстоит начать путешествие.

1. Этот город находится в Европейской части материка Евразия.

2. На берегу Финского залива.

3. Впадающего в Балтийское море.

4. Город, который имеет статус города Федерального значения.

(ответ детей – Санкт – Петербург).

Ведущий: Молодцы! Возглавит нашу регату команда красных, за ними плывут синие и зелёные. Итак, ребята, в путь! Совершим кругосветное плавание. Через Финский залив переплываем Балтийское море, и вот мы в просторах Северного моря. А впереди Атлантический океан. Ребята, что вы знаете о нём?

(1 ученик – краткий рассказ об Атлантическом океане).

Ведущий: Вот и первая наша стоянка – остров Мадагаскар. Но прежде чем мы отправимся в плавание дальше, выполним следующее задание.

Цифровой диктант (учащимся даны контурные карты, на которых цифрами обозначены географические объекты, необходимо с помощью подсказок подписать их).

1. Небольшой участок суши, со всех сторон окружённый водой (2 – остров).

2. Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана и разделяет участки суши (7 – пролив).

3. Часть океана, более или менее отделённая от него сушей (5 – море).

4. Огромный участок суши (1 – материк).

5. Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу (6 – залив).

6. Скопление островов (4 – архипелаг).

7. Часть суши, с трёх сторон окружённая водой (3 – полуостров).

Ведущий: Вы выполнили задание. А теперь посмотрим, где будет следующая остановка. Это порт Сидней. Как называется материк, на котором находится эта остановка?

(ответ детей – Австралия).

Ведущий: Правильно! Но путь до этого порта нелёгкий. Впереди Индийский океан. На пути встали подводные рифы, и, чтобы преодолеть этот участок пути, выполним следующее задание.

Немой диктант (ведущий, молча, показывает на карте географические объекты – ребята отвечают).

1. Северный Ледовитый океан.

2. Южная Америка.

3. Атлантический океан.

4. Северная Америка.

5. Тихий океан.

6. Австралия.

7. Индийский океан.

8. Африка.

9. Евразия.

Ведущий: Пока вы выполняли задание, корабли переплыли экватор. Находимся в водах Тихого океана. Он на удивление спокойный и дружелюбный. Что вы знаете о нём?

(2 ученик – краткий рассказ о Тихом океане).

Ведущий: Мы доплыли до берегов Северной Америки. Перед нами тёплый Калифорнийский полуостров, порт Лос – Анжелис. Есть возможность подзаправиться, набрать пресной воды и отправиться дальше. Где же нам бросить якорь? Это порт Рио – Де – Жанейро. На каком он находится материке?

(ответ детей – Южная Америка).

Ведущий: Правильно! Чей же фрегат доплывёт до стоянки? Я предлагаю вам викторину.

Викторина (задание на скорость, кто быстрее ответит, тот больше заработает баллов).

1. На каком материке располагается наш областной центр?

2. Самый холодный материк.

3. Самый холодный океан.

4. Самый большой остров на земле.

5. Какой пролив разделяет Северную Америку и Евразию?

6. Самый большой океан.

7. Самый маленький материк.

Ведущий: Вот мы и на финишной прямой. Но чтобы вернуться обратно домой, необходимо выполнить последнее задание.

Каждый видит во сне, как в волшебном кино,

Океаны и дальние страны,

Но на мостик не каждому встать суждено

И не каждому быть капитаном!

Последнее задание для вас, капитаны! Помните, капитаны: «Только смелым покоряются моря». Выходите к доске. Перед вами пазлы с контурами материков (Евразия, Африка, Австралия) – выбирайте. А теперь вам предстоит собрать пазл и узнать материк.

В это время идёт показ видео – фильма «Животные морей и океанов» и работа по вопросам после просмотра со зрителями.

Звучит музыка (рассказ капитанов).

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие, и занятие подошло к концу. Подсчитаем жетоны и определим победителей.

Литература:

1. К.С.Лазаревич. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

2. И.И.Баринова. Современный урок географии. Ч.6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. – М.: Школьная Пресса, 2003.

По итогам ГИА, на протяжении последних лет, одним из главных недостатков подготовки выпускников по географии является несформированность умений выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений. Задания высокого и повышенного уровня сложности традиционно вызывают у учеников затруднения, с ними справляются менее 50% выпускников. В ЕГЭ это задание № 24, №25, в ОГЭ — №30.

Особенно заметны затруднения у в выпускников 9 классов, где доля выполнения заданий составляет 43%. Задание проверяет комплексные географические знания и метапредметные умения: умение работать с различными источниками географической информации, географическими картами как различными знаковыми системами. При этом выпускник, конечно же, должен знать особенности географического положения природы и природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуру и историю развития крупных стран мира и регионов России и другие географические особенности и характеристики, а также владеть понятийным аппаратом.

Таким образом, выпускники не умеют по предложенному тексту определить географический, выявлять главные, существенные признаки понятий, что и требует поиска эффективных приемов формирования познавательных метапредметных умений средствами урока географии.

В географии понятие «текст» трактуется широко: текст может включать не только слова ,но и визуальные изображения в виде диаграмм ,рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные — без визуальных изображений, и не сплошные, включающие такие изображения. Необходимость формирования навыков работы с текстом для географии особо актуальна, так как её отличает огромный поток сведений из разных знаковых систем. Важно научить обучающихся работать с текстом.

Эффективным видом учебной работы является создание географического образа территории. Географический образ — это совокупность ярких, характерных знаков, символов, ключевых представлений о реальных пространствах, местностях, территориях, регионах, странах, ландшафтах. В школьном курсе географии он позволяет использовать широкий спектр различных методов, приемов работы и их сочетаний, повышающих эффективность преподавания, делающих более глубоким и действенным восприятие все более увеличивающих объемов учебных материалов. По мнению Н.Н.Баранского, «основным объектом изучения географии является страна и район (большой или малый) во всем своеобразии — природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов — главное содержание географических работ» [1].

Формирование образа территории, так же, как и формирование универсальных учебных действий — процесс длительный и сложный. Источниками формирования являются:

  • окружающая учащихся географическая деятельность;
  • наглядные средства обучения: карты, таблицы, графическая наглядность, дополнительный текст и иллюстративный материал учебника, модели графических объектов и явлений;
  • электронные средства обучения: компьютерные программы, презентации к урокам, учебные компакт — диски, веб-сайты и веб-страницы с материалами по темам школьных курсов географии;
  • географические карты, в том числе и контурные карты;
  • яркий образный рассказ учителя;
  • познавательные телевизионные программы;
  • хрестоматии по географии с описанием изучаемых территорий. [ 2].

При составлении опорных схем, конспектов, кластеров совместно определяются критерии к выполнению работы и её содержанию. Представленные ниже примеры можно отнести к проектно-исследовательской деятельности, мини проекту, которые также формируют метапредметные результаты благодаря самостоятельному отбору учащимся содержания и литературы, анализу выбранной информации, её систематизации, индивидуальности изложения и стилистики оформления. Данный навык позволяет формировать комплексное представление об изучаемом объекте, явлении, понятии сформировать географический образ. Кроме того, он обеспечивает формирование умения выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений, работать с различными источниками географической информации и с географическими картами. Это иллюстрирует представленная ниже работа учащегося.

img1

Для закрепления понятий с 5 по 11 класс использую приём «Синквейн» — быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих.

Назовите тему одним словом

Сочи

Япония

Крондштат

Назовите два прилагательных, которые ее характеризуют

Курортный,

Олимпийский

Островная прогрессивная

Западный,

Военно-морской

Назовите три действия, которые можно при этом выполнять

Принимает

Производит

Строит

Производит Экспоритует

Трясется

Защищал

Оборанял

Отправлял

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме

Самый длинный город России

Страна — восходящего солнца

Точка отсчета многих славных моряков России

Как одним словом можно обобщить тему

Солнце

Архипелаг

Форпост

Кроме того, использую приготовленный дома синквейн и предлагаю в качестве проверки домашнего задания, составить по нему краткий рассказ — это и рефлексия, и самоконтроль.

С пятого класса включаю задание по определению местоположения страны на географической карте. Совместно с обучающимися определяем основные критерии, по которым пятиклассник способен определить страну, материк, океан по её краткому описанию. Так, например, предлагается отрывок текста:

«Эта страна полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам. На материке, где страна расположена, она является первой по площади территории и третьей по численности населения». Далее пятиклассникам предлагается алгоритм выполнения задания:

— выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

В Западном полушарии, к трём океанам, первой по площади.

— расскажи по опорным словам (разверни информацию);

В течение 5 минут, индивидуально или в парах, предлагается выделить ключевые слова текста и по опорным словам дать устное пояснение у географической или политической карты.

Например: «Канада, полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам (Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Тихий океан). На материке Северная Америка, где страна расположена, она является первой по площади территории и третьей по численности населения». Далее на уроках географии при изучении материков в седьмом классе, природных зон мира и России в 7 — 8 классах, стран и регионов России с 6 по 11 классы можно включить аналогичные задания в промежуточный и итоговый контроль. Можно предложить по заданным ключам составить описание или самостоятельно придумать аналогичное задание или оформить практическую работу в предложенной форме.

При подготовке к итоговой аттестации в качестве отработки умений выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений в проверочных и практических работах предлагаю выпускникам составление алгоритма с подробными пояснениями.

Представлю вариант алгоритма, разработанный учащимися 9 класса. «Определить регион России по описанию. Этот автономный округ находится в азиатской части России. Он омывается водами Северного Ледовитого океана. На территории округа находится устье одной из наиболее протяженных рек России. Большую часть округа занимает тундра. Основное богатство — природный газ».

Для его решения найдём «ключи» — характеристики, указывающие на уникальные особенности этого региона нашей страны.

Выстраиваем алгоритм ответа. Анализируем каждое утверждение в задании.

  1. В азиатской части России находятся следующие автономные округа: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Чукотский, Корякский.
  2. Водами Северного Ледовитого океана омываются Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский автономные округа.
  3. Устье одной из протяженных рек России находится в Таймырском (Енисей) и Ямало-Ненецком (Обь) автономных округах.
  4. Большую часть территории занимает тундра в Таймырском и Ямало-Ненецком автономных округах.
  5. Основное богатство округа — природный газ — в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ответ: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Достаточно эффективным приёмом для привлечения детей к изучению географии считаю использование на уроке дополнительной литературы. Работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Фольклор, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы и сказки — обогащают содержательную сторону урока.

Таким образом, использование рассмотренных приемов и примеров в учебном процессе поддерживает познавательный интерес, 90 % выпускников выбирают географию в качестве предмета ОГЭ. Анализ использования на уроках приема «ключей — характеристик» показал, что 78 % моих выпускников научились выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений. Система работы учителя, отчасти представленная в статье, позволяет к концу учебного года сформировать у 51 % пятиклассников умение работать с текстом, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий. Умение работать с различными знаковыми системами на уроках географии, способствует углублению знаний и расширению кругозора — учащиеся сочиняют стихи, пишут сочинения, изображают красоту природы в рисунках, работают с литературой при оформлении работ.

Литература

1. Тхуго И.Л. Система поэтапного формирования метапредметных компетентностей учащихся на уроках географии во внеурочное время./ Методические ориентиры. География. Все для учителя! — №3(15) март 2013. — с.2-7.

Технологическая карта

урока географии в 5 классе  МАОУ г. Улан-Удэ  «Средняя общеобразовательная школа  № 35»

учитель географии  Л.В.Балаганская

Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацких, Э.Л.Введенского.

Предмет  География  Класс  5

Тема урока: Вокруг света под русским флагом

Тип урока Урок формирования умений и навыков

Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают, кто открыл Антарктиду, кто из российских мореплавателей совершил, первое кругосветное плавание и почему российским мореплавателям удалось подойти к берегам Антарктиды, а Д. Куку — нет.

Предметные Обучающиеся смогут дать определение понятию: айсберг, расскажут и покажут на карте пути российских мореплавателей совершивших первое кругосветное плавание, смогут показать материк Антарктида.

Обучающиеся смогут определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Личностные: Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Вырабатывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Решаемые учебные проблемы:

Основные понятия, изучаемые на уроке:Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Образовательные интернет-ресурсы

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Здравствуйте, я рада всех видеть на моем уроке.

-И сегодня  мы свами сейчас отправляемся путешествовать  по дорогам знаменитых путешественников,  Вы будете путешественники, кораблем будет наш класс, парты каютами, а наша тетрадь судовой дневник. Я надеюсь, что вы с собой в путь берете: свои  знания, смелость, ловкость, юмор. С таким багажом мы отправляемся  в путь.

— Вы видите на доске, представлена контурная карта полушарий, справа от нее представлены фамилии путешественников, слева от нее представлена открытия и корабли. Ваша задача

по очереди выходим и приклеиваем на контурную карту путешественника и его открытие.

открытия

путешественники

корабль

первое кругосветное плавание

Фернан Магеллана

«Виктория»

Чёрного моря

Каспийское море

Аравийскому морю

Афанасий Никитин.

«Мирный»

Америка

Христофор Колумб

«Надежда»

Австралия

Голландские мореплаватели

«Нева»

пролив между Азией и Северной

Америкой

Семён Дежнёв

«Восток»

Гавайские острова

Джеймс Кук,

Алеутские острова

Витус Беринг и Алексей Чириков

Командорские острова

Камчатка Аляска

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

Антарктида

Фаддей Беллинсгаузен

и Михаил Лазарев

(все заранее напечатано на отдельных листах и вывешено на доску)

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

(должно остаться висеть на доске слова: Камчатка,  Аляска,  Антарктида,  Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, «Мирный» «Надежда», «Нева», «Восток»)

— Ребята, что происходит, почему никто не выходит и не берет оставшихся путешественников и открытия и не наносит на контурную карту?

— Совершенно верно они нам не знакомы, пока не знакомы.

— Ребята, так что предстоит нам узнать на сегодняшнем уроке.

3. ЭТАП целеполагания

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

— Верно, познакомится с еще несколькими путешественниками, и узнать об их открытиях. А я только добавлю что, эти люди (показываю портреты Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев российские мореплаватели, совершившие первое кругосветное плавание). А тема нашего урока звучит так: вокруг света под русским флагом

Мы узнаем, кто  открыл Антарктиду. И почему российским мореплавателям удалось подойти к берегам Антарктиды, а Д. Куку — нет.

 Прошу вас открыть свой судовой дневник  и записать тему сегодняшнего урока.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

— Ребята, а как мы с вами узнаем о путешественниках:

Варианты ответов: прочитаем в учебнике, составим табличку, можно найти в энциклопедии.

5 ЭТАП»Открытие» нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

— Итак, мы отправляемся в путь с русскими мореплавателями под русским флагом, а куда вы внимательно слушайте и запоминайте. Во время  моего рассказа вы должны отметить путь на нашей карте.

Русские кругосветки. Россия начала организовывать свои первые кругосветные экспедиции позже многих европейских стран. Только в самом начале XIX века, в 1803 году, состоялась первая русская кругосветка. В неё отправились два корабля —(1)— под командованием двух капитанов: Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского (обращаю внимание еще раз на портреты). Оба они, несмотря на молодость, были очень опытными военными моряками.

    — Дорогие мои путешественники, я пропустила название кораблей, на которых отправились мореплаватели. Я прошу вас найти их названия в тексте учебника первого абзаца на стр. 89.

   — Спасибо за помощь. Вы верно их нашли. Я продолжаю.

     По пути Магеллана экспедиция вышла в Тихий океан и сразу же направилась в северную его часть.

    — Посмотрите на доску что можно нанести на контурную карту.

(в северной части Тихого океана  названия двух кораблей «Надежда» и «Нева»)    

    Спасибо. Правильно. Дело в том, что поводом для организации этого плавания была необходимость оказать помощь русским поселениям на Аляске. Помощь пришла вовремя — морякам даже пришлось немного повоевать с коренным населением. На обратном пути корабли зашли в китайский порт, где очень выгодно были проданы меха, добытые русскими поселенцами на Аляске.

    Потом пути двух кораблей разошлись. Лисянский принял решение двигаться от Китая до России, не заходя в порты. И это ему удалось! Можно сказать, что он установил мировой рекорд(2).

    — А какой рекорд установил,  Лисянский я попрошу найти вас в тексте учебника на стр. 90 второго абзаца.

     — Ребята прочитаем следующий абзац (читает один ученик, все слушают, после прочтения учитель задает вопросы)

   — Что открыли мореплаватели во время своего путешествия.

— Где побывали практически все экспедиции мореплавателей.

       Хотя руководители первой русской кругосветки мечтали совершить географические открытия в Тихом океане, им это не удалось. (3)Открытия русских моряков были ещё впереди. По возвращении И. Крузенштерн занимается организацией новых кругосветных плаваний. Как правило, задачами этих экспедиций были исследования Тихого океана, поиск земель, годных для освоения. (4)

Пропущенные предложения

1. «Надежда» и «Нева».

2. За четыре месяца он обогнул половину земного шара, ни разу не пристав к берегу. В результате он вернулся из плавания значительно раньше Крузенштерна.

3. Всё, что им удалось открыть, — это небольшой остров-скалу. Ему было присвоено имя Лисянского.

4. Почти все экспедиции заходили в самые удалённые восточные части России — на Камчатку и Аляску.

— Ребята, посмотрите, что мы можем добавить к кораблям на карте (имена мореплавателей, и их открытия Аляска, Камчатка)

— Молодцы! Прошу всех записать в судовой дневник записи первой русской кругосветки.

-А теперь вернемся к учебнику стр. 90 и прочитаем еще раз чтобы нам хорошо запомнить.

Давайте запомним

В 1803—1806 годах состоялась первая русская кругосветка.

В неё отправились два корабля — «Надежда» и «Нева» —

под командованием двух капитанов: Ивана Крузенштерна и

Юрия Лисянского.

Посмотрите, у нас на доске в стороне от карты осталось ещё две фамилии, еще два мореплавателя — это Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев

— Ребята, работаем в группах

1 группа находит в тексте:                                           2 группа находит в тексте

-На чем плавали мореплаватели?                     — Какое препятствие встретили  мореплаватели?

-И чем закончилось их путешествие?              — Показать нам это препятствие из бумаги способом  

                                                                              обрывания.

Ответы 1 группы

-В экспедицию были снаряжены два небольших, но надёжных и крепких судна — «Восток» и  Мирный»

-В судовом журнале экспедиции появляется запись об открытии материка — Антарктиды

Прошу выйти к доске, путешественника из 1 группы и отметить путь, материк и мореплавателей на контурной карте.

— Слово передаю 2 группе, какое препятствие встретили  мореплаватели на своем пути?

ответы 2 группы

— на пути кораблей всё чаще стали появляться гигантские плавучие ледяные горы — айсберги Плавание становится всё более опасным. Всё труднее было найти проход между айсбергами и огромными ледяными полями.

                                 Айсберг —         ледяная    гора             больших размеров            плаваетРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс география

        Айсберг — гигантские плавучие ледяные горы

Прошу  вас прикрепить свой айсберг на то место на карте, где было препятствие.

Дополнение учителя: (показывает учитель фото айсберга и рассказывает про него)

 АЙСБЕРГИ — крупные глыбы льда, откалывающиеся от края Антарктиды, и других арктических островов. В поперечнике они иногда достигают десятков километров при высоте до 100-400 м в Антарктиде и в среднем до 70 м. Главный объем льда до 90% находится под водой. До 4-10 лет айсберги плавают или садятся на мель. Столкновение обычно с невидимой частью айсберга влечет гибель судов. Так, в 1912 г. затонул величайший пароход мира «Титаник», в 1959 г. — «Хежторф» и другие. Сейчас айсберги стали использоваться для водоснабжения. Их буксируют в разные страны.

— Прошу вас записать в наш судовой дневник, что такое айсберг.

-Обратимся к учебнику стр. 93 прочитаем и запомним

Давайте запомним

На двух кораблях «Восток» и «Мирный» Фаддей Беллинсгаузен

и Михаил Лазарев совершили кругосветное плавание,

открыв Антарктиду.

— Незабываем делать записи в нашем дневнике. (Продолжаем записывать о мореплавателях Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев)

-И остался у нас последний вопрос, но прежде чем ответим мы на него, скажите мне кто такой Д. Кук. (Это англичанин, первооткрыватель. Опытный моряк, великолепно знавший морское дело, отличный математик, картограф, астроном, неплохой писатель и художник — и всё это один  человек — капитан)

— чем он знаменит?

(Возглавлял три экспедиции по исследованию мирового океана, все были кругосветными)

— Почему не состоялось открытие Джеймсом Куком Антарктиды.

(корабль Кука наткнулся не на землю, а на сплошной многометровый лёд, покрывавший Океан. Было принято решение двигаться вдоль этого льда и искать проход дальше на юг. Но прохода не было. Несколько раз Кук уводил корабль от ледяного барьера в более тёплые воды, чтобы дать морякам отдохнуть. Но потом неизменно возвращался и продолжал плавание. Это тяжелейшее плавание продолжалось больше года. Но, только совершив полный круг, обойдя вокруг

земного шара вдоль кромки полярных льдов, Кук отдал приказ возвращаться домой.)

-Спасибо за прекрасные ответы. И последний наш вопрос в нашем путешествии. Почему российским мореплавателям удалось подойти к берегам Антарктиды, а Д. Куку — нет.

— в январе 1820 года на горизонте появились покрытые снегом и льдом берега неизвестной

земли. Пристать к берегу и ступить на открытую землю не получилось, так как океан покрыт льдом, сквозь который пробиться невозможно, но в судовом журнале экспедиции появляется запись об открытии материка — Антарктиды.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

— И так дорогие мои путешественники, предлагаю вернуться на место нашего отплытия и  вспомнить тему и задачи урока.

— Как  мы справились с заданием  в своем  путешествие, что для себя нового открыли?

— Что повторили, что просто вспомнили. Пробежимся по судовому дневнику (тетради).

  1.В каком году состоялась первая русская кругосветная экспедиция?

  2. Кто являлся руководителями первой русской кругосветной экспедиции?

93. Как назывались суда первой русской кругосветной экспедиции?

  4. Что такое айсберг?

  5. Кто являлся руководителями русской экспедиции к берегам Антарктиды?

  6. Как назывались корабли экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева?

— А теперь более сложные вопросы (работа в парах один отвечает, другой слушает, дополняет, корректирует).  После вопросы рассматриваются с учителем.

Спасибо вам за ответы и за путешествие. Каждое путешествие, когда ни — будь, заканчивается,  прошу каждого вспомнить еще раз что такое айсберг  и поставить отметку на какой высоте по сегодняшнему уроку находитесь.

Рассказ о индийском океане 7 класс география

Рассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс география

Рассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс география

Рассказ о индийском океане 7 класс география


        
Рассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс географияРассказ о индийском океане 7 класс география

Рассказ о индийском океане 7 класс география

8 ЭТАП Домашнее задание §18

Проанализировав условные обозначения на физической карте мира, ответьте на вопрос: «Почему контуры береговой линии Антарктиды не остаются постоянными?».

Большое спасибо всем за урок.

Дополнительный материал

Иван Федорович Крузенштерн (1770-1864) — русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал (1842), член-корреспондент (1803), почетный член Петербургской Академии наук (1806). Член-учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева». И. Крузенштерн впервые нанес на карту около тысячи км восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Автор «Атласа Южного моря» (т. 1-2, 1823-1826).

Иван (Адам) Крузенштерн родился 19 ноября 1770, имение Хагудис, Эстония. Скончался 24 августа 1846, дача Асс, близ Таллина.

Начало морской карьеры

Выходец из небогатого дворянского рода, Иван Крузенштерн в 1785-88 учился в Морском кадетском корпусе, в год окончания которого участвовал в Гогландском сражении, а в 1789 и 1790 — еще в трех морских сражениях; произведен в лейтенанты. В 1793-99 добровольцем проходил службу на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море; произведен в капитан-лейтенанты. В 1799 и 1802 Крузенштерн представил проекты кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске. В 1802 назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Первое кругосветное плавание

В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Ивана Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах — «Надежда» (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и «Нева» (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились.

От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения. Летом 1805 Иван Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин — не остров и соединен с материком перешейком.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Научная и организаторская деятельность

В течение 1809-12 Иван Крузенштерн опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света…», переведенное в семи странах Европы, и «Атлас к путешествию…», а в 1813 — избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании. Развивающаяся болезнь глаз и не сложившиеся отношения с морским министром вынудили Крузенштерна просить освобождения от работы; в декабре 1815 он был отправлен в бессрочный отпуск.

До 1836 Крузенштерн составил и издал «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями. Иван Крузенштерн известен как один из учредителей Русского географического общества. В Петербурге в 1873 Крузенштерну поставлен памятник.

АЙСБЕРГИ (гол. ijs — лед, berg — гора и англ. iceberg) — крупные глыбы льда, откалывающиеся от края ледниковых покровов Антарктиды, Гренландии и других арктических островов. В поперечнике они иногда достигают десятков километров при высоте до 100-400 м в Антарктиде и в среднем до 70 м в Арктике. Главный объем льда до 90% находится под водой. До 4-10 лет айсберги плавают или садятся на мель, постепенно тая на широтах 50-40°. Столкновение обычно с невидимой частью айсберга влечет гибель судов. Так, в 1912 г. затонул величайший пароход мира «Титаник», в 1959 г. — «Хежторф» и другие. Сейчас айсберги стали использоваться для водоснабжения. Их буксируют в разные страны.

Рассказ о индийском океане 7 класс география

Рассказ о индийском океане 7 класс география

Рассказ о индийском океане 7 класс география

  • Рассказ о казахском народе
  • Рассказ о кабачке 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о казанской иконе божьей матери для детей
  • Рассказ о имени юлия
  • Рассказ о йошкар оле