Рассказ о имени аня

На следующей неделе состоится первый суд по иску о ликвидации общества мемориал за несоблюдение закона об иностранных агентах. с призывом

На следующей неделе состоится первый суд по иску о ликвидации общества «Мемориал» за несоблюдение закона об «иностранных агентах». С призывом отозвать иск обратились к Генеральной прокуратуре РФ первый президент СССР Михаил Горбачев и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, лауреаты Нобелевской премии мира. Многие комментаторы благодарны Горбачеву за этот жест.

Натали Радько

Это хорошо. Нобелевские лауреаты Горбачёв и Муратов поддержали «Мемориал»

Плохо то, что не нобелевские лауреаты «авторитеты» в стране, а потомки палачей в законе и стукачи.

Александр Скобов

Это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью

Старенькому Горбачеву, конечно, сердечное спасибо. Все-таки он человек, что бы там ни говорили некоторые олдовые-в-законе. И понятно, что при его статусе, бэкграунде и прочих вещах, заменяющих понятие «классовая принадлежность», текст должен был быть лоялистский и легалистский по форме. Критиковать эту форму глупо и неуместно. Просто люди иной классовой принадлежности должны понимать, что на практике означает призыв к прокуратуре урегулировать свои претензии к «Мемориалу» во внесудебном порядке. Это означает, что прокуратура будет по-тихому принуждать Московский Правозащитный Центр «Мемориал» к отказу от реальной правозащитной деятельности. В частности – к отказу от своего списка политзаключенных. И мой настоятельный совет этим людям, не связанным условностями придворного этикета – не забывать, что мы имеет дело с преступной, бандитской, фашистской властью, последовательно восстанавливающей тоталитаризм. И никакого «урегулирования претензий» с ней быть не может – ни судебного, ни внесудебного. Ибо разногласия по земельному вопросу.

«Остальных» на самом деле не так уж мало. Открытое письмо в защиту «Мемориала» подписали сотни деятелей культуры как в России, так и за ее пределами, в том числе Стивен Фрай, Том Стоппард, Джон Кутзее и другие. Среди известных российских имен — Юрий Норштейн, Владимир Познер, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич. Сбор подписей продолжается в комментариях под постами поэта Татьяны Щербины и главного редактора «Кольты» Марии Степановой. Подписи под открытым письмом музыкантов собирает Михаил Нодельман.

Кирилл Шулика

Вообще меня очень радует та общественная кампания в защиту «Мемориала», которую я вижу. Она офигенно важная и результат она сама по себе. «Мемориал» же никуда и после решения суда не денется, чтобы вы понимали, ибо это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков несколько дней назад заявил, что с «Мемориалом» «давно есть проблемы в плане соблюдения норм российского законодательства». Многие комментаторы уверены, что «проблемы» есть не у «Мемориала», а у российских властей.

Кирилл Лятс

«Мемориал» давал и правду, и утешение, и покаяние

Нас сегодня невозможно представить без Мемориала, потому что Мемориал — это сервер нашей совести.
Это больше, чем институт, хотя, конечно, Мемориал взял на себе в конце восьмидесятых системообразующую функцию. Он стал лакмусовой бумажкой для порядочных людей и порталом в десталинизируемое общество для всех.
Страна не смогла пойти по пути денквдизации, потому что, в отличие от фашистской Германии, почти в каждой семье могли быть и жертвы, и палачи — репрессировали не по нацпризнаку и даже не по политическим мотивам, а для поддержания общего уровня страха.
Мемориал давал и правду, и утешение, и покаяние тем, кто его искал.
Покушение на Мемориал — это куда большее надругательство над чувствами людей, чем сомнения в существовании 28 панфиловцев. Это реальное возбуждение вражды и ненависти по историческому и политическому признаку ко всем потомкам и к еще ныне живущим репрессированным (например, моя бабушка жива, а ее семья была раскулачена, а отец замучен до смерти в лагере Соликамска, разве ей не плюет в лицо прокуратура, требуя закрыть Мемориал?!)
Шаг за шагом уничтожаются элементы свободы, которой мы добились во второй половине 80-х:
— повальное приклеивание ярлыка иноагента всем честным журналистам
— преследования за госизмену
— посадки за митинги, пикеты и посты
— запрет на просветительскую деятельность
— запрет на исторические исследования, если они хоть как то сравнивают деятельность властей СССР и Третьего Рейха…
Уничтожение Мемориала, думается, это еще один шаг в бездну, сравнивать с которой запрещено.
Морок окутал нашу страну почище пандемии.
Очень хочется, чтобы мы все очнулись.

Александр Морозов

Мемориал — это линза, которая сфокусировала свет миллионов отдельных душ, у каждой из которых была своя «световая нитка», проходящая через историю семьи в ХХ веке. Это был «свет молитвы о ненасилии». Государственное насилие ХХ века — шокирующее, не вмещаемое сознанием — было главной темой всей российской культуры во второй половине столетия. Мемориал был институцией, которая символизировала коллективную волю тех, кто стремился вытащить общество из-под этой травмы. Два поколения — наши родители и мы — в 1985-1991 гг. — верили, что удастся положить конец политическому произволу и насилию, порождаемому идейной монополией государства. Из этой надежды рождалось и новое российское общество, и государство, и, как казалось тогда, гуманистичная рамка нашего человеческого сосуществования, которая сохранится на долгие года вперед. Уничтожение Мемориала — это не просто закрытие «общественной организации». Это уничтожение той линзы, которая собирала свет, дающий возможность существовать и основаниям права, морали и политической философии, которые вообще создают возможность существования общества. Беспамятство, отказ от рефлексии, тьма и рассеяние — вот что порождается сегодня теми, кто исполняя «беззаконный закон», уничтожает «Мемориал».

Алексей Миноровский

Уничтожение «Мемориала» – наступление тьмы на все то светлое и чистое, что может быть в человеке

Мемориал — современная проекция средневекового монашеского ордена, только светского, мирского. Это своего рода «домострой» для современного человека в области коллективной исторической памяти, выстраиваемой вокруг гуманистических ценностей. Уничтожение «Мемориала» — наступление тьмы в ее онтологическом смысле на все то светлое и чистое, что может быть в человеке. Вот что бы я сказал, если бы спросили меня.

На Change.org опубликована петиция «Руки прочь от «Мемориала»!» – на момент написания этой заметки под ней было около 75 000 подписей. Цель создателей петиции – собрать 100 000 подписей к 23 ноября, когда по делу «Мемориала» пройдут предварительные слушания в суде. Защищать организацию в суде будут Генри Резник и Илья Новиков.

Сергей Пархоменко

Друзья, петиция в защиту Мемориала набирает подписи час за часом, но пока там ещё далеко даже до 100 000. Хотя и эта цифра совсем не отражает того громадного количества сторонников Мемориала, людей, которые ему благодарны и которые не представляют себе жизни в России без этой важнейшей гражданской институции.

Я понимаю, что многие из нас давно разочаровались в действенности петиций как инструмента прямого политического и гражданского действия.

Но в данном случае петиция в защиту Мемориала — это акт моральной поддержки, это способ выразить солидарность с людьми, которые подвергаются жестокому давлению власти за то, что отдали много лет своей жизни работе над делом исторической памяти в России.

Поддержите петицию. Поставьте ваше имя в список тех, для кого затея разрушить Мемориал — преступна и злонамеренна.

18 ноября в Москве прошла пресс-конференция, на которой обсуждались иски прокуратуры и значение «Мемориала» для российского гражданского общества. Запись пресс-конференции доступна в YouTube. Ключевые моменты выступлений участников пересказывает «РосКомСвобода».

Илья Барабанов

Не мог не сходить на пресс-конференцию в «Мемориал» по поводу его возможной скорой ликвидации, историческое все же событие. И вот после многих правильных слов встает австрийский журналист и спрашивает: «Что нам говорит происходящее о ситуации в России? Куда страна катится?»

Прием понятный. У европейского зрителя нет времени и желания вникать во все нюансы, что там в этой далекой и снежной России вновь вытворяют, так что нужен синхрон секунд на 30 с общим описанием ситуации.

А я сразу вспомнил, как почти двадцать лет назад стажером еще сидел в редакции «Новой газеты», а в соседнем «аквариуме» интервью какому-то голландскому телеканалу давала Анна Политковская. И вот я через стекло слушаю, как она полтора часа подробно рассказывает про пытки, убийства, внесудебные казни, похищения, зинданы, батальоны смерти.

Голландский журналист все это терпеливо выслушивает, а под конец разговора задает вопрос: «Анна Степановна, все что вы рассказали очень важно и интересно, но не могли бы вы в двух словах описать, что же сейчас происходит в Чечне?»

Ей богу, я тогда подумал, что она сейчас пришибет эту съемочную группу чем-то тяжелым.

Если «Мемориал» будет ликвидирован, общество может потерять доступ к созданной обществом базе данных о репрессиях, отмечает Дмитрий Шабельников:

О Международном Мемориале уже сказали много хороших слов многие хорошие люди. Меня тоже в разные моменты связывали с ним самые разные проекты, обсуждения, идеи и просто знакомства с людьми, которых «Мемориал» к себе притягивает. «Мемориал» — это, среди многого другого, и потрясающий архив с рукописными воспоминаниями и письмами, и «Возвращение имен», и частично «Последний адрес», и конкурс детских сочинений, лекции и обсуждения, книги и даже настольные игры.

Но сказать сейчас я хочу об одном: о базе данных. В условиях, когда государство, на словах осуждая советские репрессии и даже открывая памятники их жертвам, продолжает во многом скрывать архивную информацию, «Мемориал» взял на себя координацию этого огромного труда — вытаскивания всей доступной информации, ее обработки и сведения в одну базу, доступную в два клика любому желающему. Началась эта работа еще в начале 1990-х: архивы тогда «приоткрылись», но зато все нужно было делать на бумаге. Сегодня это очень важный и теперь уже удобный инструмент, не только для родственников, но и для любого исследователя или просто интересующегося историей России ХХ века. Когда мне, например, попадается какой-нибудь персонаж 1910-х, скажем, годов, о котором совсем ничего не известно, я обязательно прогоняю его по базе «Мемориала» — и если там не найдется он сам, то почти непременно найдутся какие-нибудь родственники (особенности отечественной истории, чего уж).

Мемориальская база – это настоящее сокровище и важное культурное достояние

В других странах такими вещами занимается государство или общественные институты, финансируемые государством. Некоторое время назад были разговоры о плане создания новой базы данных с участием уважаемого мной Музея истории ГУЛАГа (который как раз финансируется государством). Это я могу только приветствовать, но, представляя себе отношение к открытости архивной информации со стороны некоторых государственных структур, я, честно говоря, не очень верю в успех этого мероприятия (совершенно не сомневаясь, опять же, в искренних намерениях ГМИГ).

Я очень надеюсь, что «Мемориал» не ликвидируют — вон даже фадеевский СПЧ «обеспокоен ситуацией» и называет предлагаемую ликвидацию «несоразмерной совокупности нарушения и несправедливой» (как будто все остальные действия властей в последнее время соразмерны и справедливы). Но все мы понимаем, что это запросто может произойти.

База сейчас продублирована и несколько расширена еще одной хорошей организацией, Открытый список. Тем не менее надеюсь, что мемориальская база сейчас многократно скопирована, потому что это настоящее сокровище и важное культурное достояние, при всех ее недостатках, вызванных не только обстоятельствами создания, но и все той же проблемой — ограничения доступа к архивам.

Андрей Десницкий

Мемориал, объявленный в России иностранным агентом — это не просто правозащитная риторика, это уникальные базы данных и профессиональная работа с ними. Любой историк, который так или иначе касается подобных тем, обойтись без них не может, и Мемориал открыт и доступен для сотрудничества.

Так сколько погибло миллионов? А докажите!

По-видимому, в случае объявления их экстремистами (а прокуратура требует уже и этого) доступ к этим базам на территории РФ будет закрыт, их распространение будет считаться подсудным правонарушением (КоАП РФ статья 20.29), а любое другое сообщество, которое в иных условиях взялось бы за продолжение такой работы, будет бежать от нее, как от огня. История репрессий станет запретной темой на территории нашей страны.

Полагаю, что «национализация» этой информации и ее засекречивание — основная цель нынешнего наступления на Мемориал.

Зачем это нужно государству, вполне понятно. Репрессии невозможно оправдать, но их можно заболтать. «Сколько-сколько миллионов погибло? Нет, ну были, конечно, отдельные перегибы на местах, но в целом весь наш народ как тогда, так и сегодня… Так сколько погибло миллионов? А докажите!»

И уже не докажешь.

Я не смотрел новый фильм про «Ивана Денисовича», но судя по рецензиям, он сделан по той же модели: вот Иван Денисович идет парадом по Красной площади защищать Москву, ему улыбается Вождь Народов, вот он подбивает пять танков под мудрым руководством Вождя, ну, потом, конечно, не без перегибов на местах, но даже в холодном карцере молитва чудотворная его спасает от гибели неминучей и всякая такая развесистая клюква. Солженицынский рассказ о простом советском мужике превращается в расписную матрешку, где трагедия – часть узора. Рассказ об обыденности зла, о простом человеке вывернут наизнанку с этими парадами, подвигами и чудесами. С моралью: мы выстояли, мы победили, ура!

За сохранение уникальной базы «Мемориала» выступают и многие «охранители». Егор Холмогоров предложил не ликвидировать общество «Мемориал», а переформатировать его, переименовав в общество «Память», и другие правые консерваторы его поддержали.

Наталия Осипова

Переименовать «Мемориал» в «Память» — это хороший троллинг у Егора Холмогорова. Но самое важное, всерьез — это сохранить архивы и данные о репрессированных. Из госархивов добыть эти данные очень непросто. Нужна открытая база в общем доступе, это несомненно. Расприватизация темы репрессий — это очень правильно.

Правый Григоров

Реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России

Конечно политическая часть «Мемориала» жёстко выступала против России, поддерживали даже террористов и радикальных исламистов, не говоря уже о заукраинцах.
Вместе с тем «Мемориал» – это реликт эпохи «Перестройки», и большой объём памяти восстановлен.
Нам не хотелось бы, чтобы пропало наследие и архивы о репрессированных, как историк-архивист я это прекрасно понимаю, а архивы должны открываться.
Потому поддерживаю инициативу Егора по реорганизации «Мемориала» с исключением политической и русофобской деятельности, направленных против государства российского.
Буквально сегодня говорил об этом с воронежским профессором истории Аркадием Минаковым.
Мы готовы выступить в качестве представителей русского гражданского общества, сохранить архивы, историческую память, реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России.

Отдельная дискуссия развернулась после выступления Григория Явлинского, в котором бывший лидер «Яблока» связал преследование «Мемориала» с «Умным голосованием».

За этим выводом стоит длинная логическая цепочка: за законы об «иноагентах» голосовали в том числе депутаты от КПРФ, а «Умное голосование», в свою очередь, предлагало голосовать за них на последних парламентских выборах – тем самым подписывая приговор оппозиционным организациям.

Дмитрий Колезев

Григорий Алексеевич Явлинский не дает о себе забыть. Вот выпустил очередную статью об уничтожении «Мемориала» и вроде как выступил в защиту, но при этом не преминул заявить, что атака на «Мемориал» стала следствием… «Умного голосования», которое-де привело в Госдуму коммунистов и тем сделало возможным такой шаг.

В общем, коварный Алексей Навальный сидит и из тюрьмы уничтожает остатки гражданского общества в России, негодяй этакий. А Явлинский нас от него защищает.

Ну, я гиперболизирую, конечно. Но вообще, видимо, это не одного Явлинского мысль. Лев Шлосберг недавно в твиттере писал, что происходящее вокруг «Мемориала» стало следствием выборов в Госдуму — победы «Единой Росси» и усиления КПРФ. Правда, слова «Умное голосование» Шлосберг все-таки не произнес. Но его мысль творчески развел Григорий Явлинский.

Свою мысль развивает в телеграме и сам Лев Шлосберг:

Депутаты фракции КПРФ голосовали за эти законы, начиная с 2012 года. Более того – депутаты от фракции КПРФ были инициаторами внесения проектов этих законов. Это и есть реальная позиция политической партии КПРФ. Для КПРФ поддержка этого закона – сознательный политический выбор.

Признанные «иностранными агентами» «Мемориал», Ассоциацию «Голос», «Команда 29», средства массовой информации, отдельных граждан сейчас уничтожают политически, морально и физически по нормам федерального закона, полностью поддержанного КПРФ.

Политическая поддержка КПРФ для сотрудников правозащитных организаций, журналистов, политиков, деятелей культуры и науки – всех, но в особенности тех, кто признан или может быть признан бессудным и волюнтаристским путём «иностранным агентом» – это политическое самоубийство.

Взывать к праву, подписывать петиции с требованием отмены варварского закона об «иностранных агентах» и при этом голосовать за КПРФ и призывать к этому других людей – это политическая шизофрения или «стокгольмский синдром».

С этими умозаключениями спорит поддержавший КПРФ на выборах сотрудник «Мемориала» Александр Черкасов:

Некоторые люди, вроде бы сочувствуя «Мемориалу», указывают, что в наездах на нас виновата КПРФ и те, кто агитировал за неправильных кандидатов (дальше идёт много общих слов). Имеются в виду, очевидно (а в комментах это и не скрывают) Алексей Навальный и его «Умное голосование» (ну и я сам, похоже, виноват, как унтер-офицерская вдова, поскольку агитировал за Михаил Лобанов, за что и был отдельно проклят).

Эти рассуждения — не только гешефт и подмена сущностей. Тут ещё нарушены причинно — следственные связи.

1. Нам достоверно известно, что решительный «наезд» на «Мемориал» замышлялся и планировался ещё в середине лета, задолго до сентябрьских «выборов» (и их итогов, столь неутешительных для, в общем, симпатичных мне людей).

Попытка увиноватить Навального разбивается о даты

2. Бумаги, положенные в основу иска Мосгорпрокуратуры о закрытии Правозащитного центра» Мемориал», датированы декабрем 2020 года — они остались от прошлого прокурорского» наезда», который нам тогда удалось отбить без потерь (да, нас «прессовали» постоянно, — но мы на этом не пиарились).

Так что попытка увиноватить Навального и пр. тут разбивается о даты: это «разводка». Допускаю, что кто-то в это искренне верит, но увы.

Спасибо всем за слова солидарности и поддержки. Только не надо использовать наши трудности.

Многие блогеры высказываются еще резче.

Анастасия Брюханова

Я не понимаю, что должно было произойти с политиками, которые долгие десятилетия называли себя оппозицией, чтобы они внезапно стали оправдывать и даже легитимизировать репрессии. «А что вы хотели? Вы же сами проголосовали, и теперь Путин и все остальные имеют полное право на репрессии» — по сути именно это и пытаются продвигать Лев Шлосберг, Григорий Явлинский и другие представители партии «Яблоко».

Хотя и сторонники Навального, и те, кто голосовал по их рекомендациям, и кандидаты, прошедшие благодаря им, и сам Путин прекрасно понимают, что это не так. Все знают, что избраны случайные люди, «табуретки» без имени и поддержки, поддержанные вопреки, а не благодаря.

Но на сцену вышли проигравшие всё «опытные политики», которые решили обвинить народ, по сути жертву, в том, что их репрессируют. Такую подмену понятий и манипуляцию не смогли бы придумать кремлёвские политтехнологи, такую глупость могут выдавать только озлобленные люди, обнаружившие себя с рекордно низкой поддержкой граждан собственной страны. И которые больше не в состоянии критически оценивать не только себя, но и реальность.

Хочется лишь верить, что когда они обвиняют жертву в том, что она сама виновата в репрессиях, они за закрытыми дверьми не радуются, мол, так этой жертве и надо.

Анна Вербовская

Анна Вербовская

Анна Вербовская

Дата рождения 13.07.1966
Место рождения г. Москва
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Анна Михайловна Вербовская — российский писатель, журналист.

Анна Вербовская / Биография

Анна Вербовская родилась 13 июля 1966 года в Москве. Писательница вспоминает, что в пять лет она выучила алфавит и с тех пор читала очень много. В раннем детстве Анна больше всего любила «Пиноккио» Карло Коллоди, сказки П. Бажова, Х. К. Андерсена, К. Чуковского. Будучи подростком, увлекалась творчеством скандинавских писателей-сказочников: А. Линдгрен, Т. Янссон, С. Лагерлёф.

Отец растил из неё спортсменку, мечтая, что дочь станет олимпийской чемпионкой. Анна научилась плавать, играть в шахматы, занималась художественной гимнастикой, каталась на лыжах. Она получила второй разряд по плаванию и на всю жизнь подружилась со спортом.

Получив школьный аттестат, Анна устроилась на работу в телецентр на Шаболовке. Она работала администратором, ассистентом режиссёра. В 1990 году Вербовская окончила факультет журналистики МГУ имени М. Ломоносова. С 1993 по 2003 год работала на телеканале «Россия», а с 2007 года и по настоящее время Анна Михайловна — редактор-консультант Первого канала российского телевидения.

Анна Вербовская вспоминает, что писателем она стала случайно. Увидев объявление о том, что детская литературная премия «Заветная мечта» приглашает авторов принять участие в конкурсе, Анна написала и отправила повесть о говорящей собаке. Дебютное произведение начинающего автора жюри не впечатлило, но Анна решила не отступать.

В течение года она написала рассказы: «Кораблики», «Молоко от розовой коровы», «Женская солидарность», «Зубная фея», «Мой забывчивый папа», «Раз в крещенский вечерок». Рассказы включали её детские воспоминания, смешные и забавные ситуации из жизни её дочери и детей друзей, они сложились в сборник, который вышел в финал премии «Заветная мечта» в номинации «Литературный дебют». Рассказ «Молоко от розовой коровы» в 2011 году был включён в лонг-лист Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру».

Вскоре рассказы Анны Вербовской напечатали журналы «Кукумбер» и «Библиотека в школе». А в 2013 году в серии «Школьные прикольные истории» издательства «Аквилегия-М» был издан сборник «Концерт для баяна с барабаном». Рассказы, написанные доступным языком, с теплотой и тонким юмором понравились юным читателям и их родителям. По мнению литературных критиков, Анна Вербовская прекрасно владеет жанром юмористической школьной прозы, сборник читается на одном дыхании.

Через некоторое время Анна попробовала себя в новом жанре — написала сказочную повесть «Летуны из Полетаево, или Венькины мечты о синем море». В 2015 году сказка стала лауреатом литературного конкурса «Новая сказка» от издательства «Аквилегия-М». Увлёкшись написанием сказочных историй, в 2016 году Вербовская отправила сказку «Фея второго ранга» на Международный конкурс произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия». Книга стала победителем конкурса, неоднократно переиздавалась с весёлыми и забавными иллюстрациями Никиты Карлова. В этом же году рассказ «Про левшей и правшей вошёл» в шорт-лист конкурса «Новая детская книга» в номинации «Внеклассные истории».

Особое место в творчестве Анны Вербовской занимает повесть «Ангел по имени Толик». Эта книга о мальчике, который родился умственно отсталым. Книга наполнена теплом и искренностью, которые так необходимы для формирования нравственного и душевного здоровья современного подростка. Повесть заслужила многочисленные положительные отзывы читателей, получила грант Роспечати, а в 2017 году специальный приз жюри конкурса «Корнейчуковская премия». В 2020 году книга была рекомендована для включения в проект IBBY «Коллекция выдающихся книг для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».

  • Анна Вербовская
  • Рассказ о имени аня

    Ангел по имени Толик / Анна Вербовская

  • Рассказ о имени аня

    Когда мой папа надевает шляпу / Анна Вербовская

  • Рассказ о имени аня

    Фея второго ранга / Анна Вербовская ; художник Н. Карлов

В 2019 году издательство «Время» выпустило замечательную повесть в рассказах «Когда мой папа надевает шляпу». На книгу обратило внимание жюри Международного конкурса имени С. Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, включив её в лонг-лист, а жюри «Корнейчуковской премии» наградило сборник специальным дипломом «За оригинальность сюжета в юношеской прозе».

В 2020 году продолжилось сотрудничество с издательством «Аквилегия-М», была издана повесть «Бублики для Боба». Это книга для подростков и о подростках — ранимых и грубых, всё отрицающих и ищущих себя и своё место в жизни. Бобу придется пройти серьезные испытания, повзрослеть, стать мудрее. Автор подчёркивает, что книга непростая, но в ней много юмора и забавных ситуаций. Повесть была включена в лонг-лист Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина, стала победителем «Корнейчуковской премии».

Также Анна Вербовская является автором книг: «Культурный обмен», «Шли по небу поезда», в которых текст рассказов адаптирован для младших школьников, сопровождается комментариями, заданиями на развитие речи и понимание прочитанного, расширение словарного запаса.

Многие литературные критики считают, что Анна Вербовская по-настоящему глубоко проникла в детскую психологию, её произведения описывают реальную жизнь детей и подростков, а повествование строится так, что оторваться невозможно.

Помимо писательской деятельности, Анна Вербовская сотрудничает с библиотеками, она частый гость на книжных выставках и фестивалях семейного чтения, где проводит литературные викторины, мастер-классы. Она входила в состав жюри конкурса «Новая сказка». Анна Михайловна любит путешествовать, занимается спортом, увлекается керамикой.

Анна Вербовская / Книги

  • Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» : сборник литературных произведений. Финал. Сезон 2006/07 / [ред.-сост. К. Молдавская]. — Москва : Май, 2007. — 127 с.
  • Вербовская, А. М. Концерт для баяна с барабаном : рассказы /Анна Вербовская ; худож. Н. Кудрявцева. — Москва : Аквилегия-М, 2013. — 317с. : ил. — (Школьные прикольные истории).
  • Вербовская, А. М. Летуны из Полетаево, или Венькины мечты о синем море / Анна Вербовская. — Москва : Аквилегия-М, 2016. — 286 с. : ил. — (Серия «Школьные прикольные истории»). — [Хранится в РГБ].
  • Вербовская, А. М. Ангел по имени Толик : повесть / Анна Вербовская. — Москва : Аквилегия-М, 2017. — 191 с. — (Современная проза).
  • Вербовская, А. М. Фея второго ранга : юмористическая повесть / Анна Вербовская ; художник Н. Карлов. — Москва : Аквилегия-М, 2017. — 272 с. : ил. — (Школьные прикольные истории).
  • Вербовская А. М. Когда мой папа надевает шляпу : повесть в рассказах / Анна Вербовская ; ил. И. Капралова. — Москва : Время, 2019. — 206 с. : ил. — (Время — детство!).
  • Вербовская, А. М. Культурный обмен : рассказы для детей : книга с заданиями / Анна Вербовская. — Москва : Русский язык, 2019. — 88 с. : ил. — (КЛАСС!ное чтение).
  • Вербовская, А. М. Шли по небу поезда : для детей-билингвов и их родителей / Анна Вербовская. — Москва : Русский язык, 2019. — 40 с. : ил. — (Читаем вместе).
  • Вербовская, А. М. Бублики для Боба / Анна Вербовская. — Москва : Аквилегия-М, 2020. — 255 с. — (Современная проза).

Анна Вербовская / Публикации в периодической печати

  • Вербовская, А. Бред сивой кобылы : рассказ / Анна Вербовская // Кукумбер. — 2007. — № 3.
  • Вербовская, А. Кораблики : рассказ / Анна Вербовская ; рис. Н. Дымовой // Кукумбер. — 2007. — № 6. — С. 16–24.
  • Вербовская, А. Здравстуйте, я ваш дядя! : рассказ / Анна Вербовская ; рис. М. Каменской // Кукумбер. — 2007. — № 9. — С. 20–28.
  • Вербовская, А. Колдунья : рассказ / Анна Вербовская ; рис. М. Щетинской // Кукумбер. — 2008. — № 4. — С. 33–43.
  • Вербовская, А. Дедушкин сюрприз : рассказ / Анна Вербовская ; нарисовала А. Вахненко // Кукумбер. — 2008. — № 8. — С. 30–31.
  • Вербовская, А. Мой забывчивый папа : рассказ / Анна Вербовская ; нарисовала Е. Куркова // Кукумбер. — 2008. — № 6. — С. 6–10.
  • Вербовская, А. История про рыбу : рассказ / Анна Вербовская ; нарисовала Ю. Бычкова // Кукумбер. — 2009. — № 2. — С. 6–11.
  • Вербовская, А. Родительский день : рассказ / Анна Вербовская // Кукумбер. — 2009. — № 6.
  • Вербовская, А. Подруга по переписке : рассказ / Анна Вербовская ; нарисовала Е. Бурденюк // Кукумбер. — 2009. — № 8. — С. 21–24.
  • Вербовская, А. Борьба за независимость / Анна Вербовская // Кукумбер. — 2010. — № 3. — С. 29–33.
  • Вербовская, А. Про яблочные пироги и бабушкино настроение : рассказ / Анна Вербовская ; нарисовала Е. Глейзер // Кукумбер. — 2010. — № 6. — С. 6–11.
  • Вербовская, А. Тётя Фатима : рассказ / Анна Вербовская ; нарисовала Е. Глейзер // Кукумбер. — 2011. — № 3. — С. 13–17.
  • Вербовская, А. Зубная фея : рассказ / Анна Вербовская ; нарисовала А. Петрова // Кукумбер. — 2011. — № 8. — С. 16–23.
  • Вербовская, А. Папин скелет : рассказ / Анна Вербовская ; нарисовал В. Огурцов // Кукумбер. — 2012. — № 4.— С. 10–16.

О жизни и творчестве

  • Борода, Е. В. Дети «особенного» мира: есть контакт : [о повести А. Вербовской «Ангел по имени Толик»] / Елена Борода // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2018. — № 7/8. — С.43–45. — (Особенный читатель).
  • Анна Вербовская : дайджест : для руководителей детского чтения / Приморская краевая детская библиотека ; отдел информационно-библиографической работы ; сост. А. С. Черноморская. – Владивосток, 2021. — 9 с. — (Современные детские писатели).
  • Вербовская Анна Михайловна : [автор о себе]. — Текст : электронный // Издательство «Время» : сайт.
  • Анна Вербовская: летящий слог : [Анна Вербовская о жизни и творчестве]. — Текст : электронный // Дети и книги : сайт.
  • Анна Вербовская : [интервью с автором издательства «Аквилегия-М»] / беседовал Владимир Митин, главный редактор издательства. — Текст : электронный // Вконтакте : социальная сеть.
  • Грешных А.Н. Динамика развития образов сиблингов (братьев и сестер особых героев) в детской литературе конца XIX — начала XXI в. : [в том числе о повести А. Вербовской «Ангел по имени Толик» / А. Грешных, А. Годинер // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». — 2020. — № 3. — С. 110—123.
  • Корф, О. Вербовская Анна : [о жизни и творчестве] / Ольга Корф. — Текст : электронный // Кукумбер : сайт.
  • Лавряшина, Ю. Дело в шляпе : [в том числе о книге А. Вербовской «Когда мой папа надевает шляпу»] / Юлия Лавряшина. — Текст : электронный // Спутник : [газета города Королёв] : сайт.
  • Лавряшина, Ю. Значит, нужные книги ты в детстве читал… : [в том числе о книге А. Вербовской «Ангел по имени Толик»] / Юлия Лавряшина. — Текст : электронный // Спутник : [газета города Королёв] : сайт.

Награды, премии

  • 2006/07 — Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» (дополнительная премия в номинации «Литературный дебют» за рукопись «Подборка рассказов»).
  • 2015 — лауреат (второе место) литературного конкурса «Новая сказка» от издательства «Аквилегия-М» и МТОДА (за повесть «Летуны из Полетаево, или Венькины мечты о синем море»).
  • 2016 — лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» (золотой диплом) в номинации «Детская» (проза) (за произведения «Бабушка вверх тормашками», «Привет от тёти Розы»).
  • 2016 — победитель (Корнейчуковская премия) IV Международного конкурса произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия» в номинации «Проза для детей старшего возраста и юношества» (среди зарубежных авторов) (за рукопись повести «Фея Бамц второго ранга»).
  • 2017 — лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» (серебряный диплом) в номинации «Детская» (за высокий художественный уровень творчества для детей).
  • 2017 — специальный приз жюри «За гуманизм и литературное мастерство» на V Международном конкурсе произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия» (за повесть «Ангел по имени Толик»).
  • 2018 — лауреат VI Международного конкурса произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия» в номинации «Проза для детей младшего школьного возраста» (зарубежные авторы), специальный диплом жюри за оригинальность сюжета в юношеской прозе (сборник «Когда мой папа надевает шляпу»).
  • 2019 — победитель (первая премия) VII Международного конкурса произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия» в номинации «Проза для детей старшего возраста и юношества» (зарубежные авторы) (за повесть «Бублики для Боба»).
  • 2020 — победитель (вторая премия) VIII Международного конкурса произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия» в номинации «Проза для детей старшего возраста и юношества» (зарубежные авторы) (за рассказ «Фрида»).

Рассказ о имени аня

24 – 28 марта 2021 года в Москве проходит Международная выставка интеллектуальной литературы Non/Fiction. По этому случаю Музей продолжает открывать перед вами тему «русского магического реализма» — в пока неопубликованных рукописях современных авторов, запечатлевших для нас недавнюю «историческую эпоху» — «новейшую историю». Вслед за рукописью Александра Плоткина, психиатра с Литературным Институтом за плечами, о жизни Москвы и москвичей 80-х, Музей представляет новый роман — Михаила Патракова, переводчика с филологическим образованием СПбГУ, о жизни Петербурга и петербургской интеллигенции, в еще более «магических» 90-х…

И если первое — роман-гобелен, то «Новые рассказы о Необычайном» — роман, сотканный из снов наяву, из соскальзываний в иную реальность, из десятков жизней и воспоминаний о них — прожитых, воображаемых, приснившихся…

«…Но сквозь сон я что-то такое вспоминаю;
Что-то, быть может, необычное;
Что-то, быть может, интересное;
И даже, быть может, грандиозное.
И вот я сейчас мучаюсь;
Ну, не мучаюсь, а себя спрашиваю:
А что, если это и был самый гениальный фильм?
А я его проспала?
Но все-таки, сквозь сон, немножечко и посмотрела?»

В двух частях — об авторе и о романе.

На фото: Михаил Патраков
Подарок автора Музею
Текст: Аня Амасова
Фотохудожник: Егор Канеев

I. Об авторе

Роман «Новые рассказы о необычайном» — единственное произведение автора и, как минимум, труд десятилетия. Острому филологическому кайфу в процессе чтения есть объяснение: филфак ЛГУ. Профессия — переводчик, преподаватель английского. И если бы в моей власти было раздавать литературные титулы, я бы представила автора так: «это наш русский Маркес». 

Автобиография

Читать автобиографию Михаила Патракова [pdf : 1 стр. : 100 Kb]

Цитаты:

«После филфака десять лет преподавал русский язык иностранным студентам-медикам. Иностранцы уже до института, как могли, язык выучили — и доучивали его совсем в иных местах, например, в общежитии. Так что наши уроки были для них не самыми обязательными, без особого смысла. Впрочем, с моими подопечными со всех уголков земного шара было интересно и удивительно; работа с поляками-афганцами-вьетнамцами-конголезцами оказалась прививкой от русскоцентричности, от предвзятости к любым другим национальностям…

…Работал экскурсоводом, переводил книги эксцентричного американца о Достоевском; печатался как кинокритик в газете «Труд». К этим же годам относится мой — пока — единственный опубликованный рассказ «История одного жанра», в журнале «Сеанс»».

Публикации:

История одного жанра: рассказ / М. Патраков // «Сеанс». — 28 июня 2007.

II. О романе

Из авторского синопсиса, о начале романа:

«Ленинград, конец семидесятых. Петербурженка-старшеклассница читает китайскую литературу — и открывает мир Необычайного. Из волшебных рассказов она узнает, что стенка между обычным миром и миром Необычайного в некоторых местах истончается, а то и вовсе исчезает. С тех пор поиск Необычайного в мире вокруг и запись историй о встречах с Ним — главная цель ее жизни.

В 80-е девушка работает стенографисткой в учреждениях, но ничего близкого к Необычайному найти не удается. Однако с наступлением 90-х героиня приходит работать в частную экспериментальную школу «Веселые Мизингеры», в которой, наконец, записывает со слов коллег три большие и множество небольших Историй о Необычайном.»

Которые и составляют 18 авторских листов романа!

Насладиться Структурой-Оглавлением [pdf : 3 стр. : 100 Kb]

Читать фрагмент вступления (две главы 1 части) [pdf : 7 стр. : 100 Kb]

Читать «произвольную историю» романа (одна глава) [pdf : 9 стр. : 160 Kb]

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. В ПРЕДДВЕРИИ НЕОБЫЧАЙНОГО

Я, никто

Рассказ о имени аня

Каждому выпадает что-то одно. Две тысячи лет назад один налоговый инспектор и еще трое, разных профессий видели удивительную жизнь, удивительную смерть, воскрешение — и написали об этом. Полторы тысячи лет спустя Сандро Боттичелли успел увидеть Симонетту Веспуччи, Прекрасную Даму Флоренции, умершую в двадцать три года, — и нарисовал ее в образе Венеры, Мадонны, Весны. Еще спустя пятьсот лет бабушка десятиклассницы Ангелины видела в революционном Саратове, как из поезда на платформу с криками «Долой стыд!» выскакивают голые юноши и девушки — и рассказала об этом внучке. А я слышала и записала истории о необычайном.

Сама не знаю, много это или мало — но вот мне, в моем времени и в моей стране, выпало именно это. Рассказы о встречах с необычайным. Кто я? Не Матфей, не Боттичелли. И даже не бабушка Ангелины

Я — никто.

И имени у меня нет.

Зайдите на любое совещание, лекцию, вечеринку. Представьте себе дамские посиделки в кафе — шампанское, снятые под столом туфли, сигареты с ободком от помады. Или закрытое партсобрание, педсовет — красные пятна на лицах, яд и елей в голосах. Или сонную конференцию с портретами на стенах. Вглядитесь: видите в дальнем углу не то девушку, не то старушку с невнятными волосами и вечно открытым, как при аденоидах, ртом? Это я.

Я пишу; записываю; протоколирую – все, что угодно: заседания, психотренинги, даже попойки. Мое царство – это стол с обгрызанными углами и железными ножками, в последнем ряду. … Моя страна – это тетрадь в четкую клеточку (ненавижу клеточку размытую, а также чистые листы А-4 и тетради в косую линейку, хотя скорому письму начинала учиться именно с них). Мой язык – это каляки-маляки, детские каракули, полноразмерный слэш и овал левого оборота. Мое сознание – там, где шарик соприкасается с бумагой, скользит, отрывается, снова скользит-летит (лишь бы не застревал и не царапал, это зависит и от бумаги, и от шарика…» 

Чтобы получить рукопись почитать целиком —
достаточно написать мне письмо…

[март, 2021]

Выступление американского историка Тимоти Снайдера, профессора Йельского университета, автора нескольких исторических бестселлеров, на декабрьском Киевском форуме безопасности.

Как вам хорошо известно, в этом году президент России опубликовал статью, в которой изложил свое видение истории Украины, Беларуси и России. С исторической точки зрения эта статья не имеет никакой ценности. Когда я читаю её как историк, у меня возникает впечатление сродни тому, какое возникает на вечеринке, где кто-то начинает рассуждать о событиях прошлого, не понимая, о чём говорит, но имея при этом горячие убеждения. Обычно историки в таких ситуациях кивают, усмехаются и находят отговорку, чтобы уйти. Но господин Путин не просто кто-нибудь, а глава важного государства, поэтому к его соображениям нужно подойти серьёзно. Но не как к истории – ведь в этом смысле его рассуждения уморительны, а как к политике.

Первое, на что стоит обратить внимание в этой статье, – это то, что она вообще не об Украине. На самом деле она о России. Когда внимательно читаешь эту статью, можно заметить, что на самом деле она об отсутствии – об отсутствии истории России. Нет истории России, которую может рассказать Путин. Он может рассказать историю об определенных взаимоотношениях с Украиной, которые по «мистическим» причинам испортились.

Второе, что мы замечаем в этой статье, – что она не о будущем. Это рассказ о прошлом. Видно, что является характерным для режима Путина: в рассказе президента о России будущего нет, есть только прошлое, «мифическое прошлое». Это существенная проблема режима. При олигархате, клептократии, плутократии, где все ресурсы сконцентрированы в руках приближённой к центру власти элиты, очень трудно говорить о будущем, будущее даже вообще очень трудно себе представлять. В этой ситуации клептократический режим продуцирует мифы о прошлом. Политическое пространство, в котором нет будущего, заполняется прошлым. При этом проблема в том, что в такой истории нет места россиянам, нет места людям.

Эта история показывает, на каком действительно раннем этапе находится Россия в смысле создания своей национальной истории. В изложении Путина Украина и Беларусь в этой истории играют роль своеобразных костылей. Россия не может рассказать историю о самой себе, так что эта история основывается на других народах. Статья Путина демонстрирует нам, что глава Российской Федерации не может рассказать историю, которая, собственно, о России, а сама Россия еще не достигла такой стадии развития, когда это было бы возможно.

Когда читаешь эту статью в контексте российского вторжения в Украину и оккупации её территорий, можно сделать вывод, что Россия напала на Украину, потому что россияне до сих пор ещё не знают, кто они такие. Россия во главе с Путиным вторглась в Украину, чтобы рассказать что-то вроде истории о том, кто такие россияне. И эта история, что ужасно для России, тотально отрицательная. История такова: «Мы – люди, которых не понимает остальной мир. Мы – люди, которых не понимают, когда мы говорим, что мы и украинцы один народ. Мы – люди, которых не понимают украинцы, когда мы говорим им, что мы один народ».

Путин формирует для России мифологическую идентификацию, сосредоточенную на прошлом, целиком негативную, которая полностью зависит от других, от тех, кто отвергает то, что Россия говорит о себе и об остальном мире. И вот здесь, по моему убеждению, проблема достигает самой своей глубины: отрицательной идентификацией Россия подменяет реальную внешнюю политику.

Нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем Владимир Путин

Если бы Путин проводил внешнюю политику, которая имела бы целью защиту долгосрочных интересов Российской Федерации и её народов, то такая политика была бы сконцентрирована прежде всего на Китае, на защите российского суверенитета в отношениях с Китаем. Россия испытывает в отношениях с Китаем экзистенциальные проблемы, таких же экзистенциальных проблем с Западом у неё нет. Но вторжение в Украину и нарратив, связанный с этим вторжением, создают проблемы в контактах с Западом, которых могло и не быть. Иными словами, Путин отрезал Россию от Запада и привёл свою страну к положению подчиненности Китаю. Если посмотреть трезво, то это действительно провал кремлёвской внешней политики. Сегодня Россия имеет влияние в мире потому, что она расположена между Западом и Китаем. Напав на Украину, отрезав себя от Запада, Россия серьезно ослабила свои позиции по отношению к Китаю. Это следствие внешней политики Путина.

Скажу то, о чем не говорят в Москве, по крайней мере в политических кругах: Россия отрезала себя от Украины. В статье Путин утверждает, что Россия и Украина должны быть вместе, но разделились из-за какого-то «мистического» сговора Запада.

Впрочем, правда гораздо проще, она прямо перед нашими глазами. Причина, по которой Украина и Россия не близки, – в том, что Россия напала на Украину. Другими словами, если целью Путина на самом деле были хорошие отношения России и Украины, то именно он и никто другой сделал их невозможными. Не только на то время, пока существует установленный им режим, но и на годы и десятилетия в будущем. Тезисы Путина исторически бессмысленны, но он в эти построения верит. Но нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем сам Владимир Путин.

Он сам из-за своей внешней политики, из-за своих действий, своего решения напасть на Украину сделал близкие отношения России и Украины невозможными. Но это то, что он не может признать, поэтому Путин прибегает к долгим историческим фантазиям: «Это не я, это Запад. Мое вторжение в Украину не связано с современностью, это связано с давними историческими фабулами».

Это позволяет нам ответить на вопрос, зачем нужна была эта статья, почему она появилась через семь лет после нападения на Украину. Ответ связан не с прошлым, а с настоящим, не с Украиной, а с Россией, в частности, с поздним периодом путинского режима. Путин – стареющий лидер деспотического режима, который обанкротился из-за собственных устремлений. Он не смог сделать Россию независимым игроком международной политики, вместо этого Россия стала зависимой от Китая. Он не смог сблизить Россию и Украину, наоборот, напав на Украину, Россия на долгое время стала врагом Украины. И Путину остается только скрывать эти провалы, прибегая ко лжи.

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

  • Рассказ о имени иван
  • Рассказ о имени дмитрий
  • Рассказ о имени лиза
  • Рассказ о имени виктория
  • Рассказ о имени артем