Автор На чтение 14 мин. Просмотров 31 Опубликовано
Содержание:
Описание Ильи Муромца в былинах
Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.
После этого старцы наказали богатырю отправиться на служение к князю Владимиру в Киев и предсказали, какое великое будущее его ожидает. Так начинается история побед героя над врагами:
- половцами;
- печенегами;
- хазарами;
- разбойниками;
- лихими людьми.
В сказаниях дается описание внешности богатыря. Он высокий, ростом больше 180 см, и имел могучее телосложение. У него было доброе мужественное лицо с крупными чертами, светло-русые кудрявые волосы, острый взгляд из-под черных бровей, борода с проседью.
Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.
На одетом богатыре следующие доспехи:
- кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
- шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.
Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:
- большим двуручным мечом-кладенцом;
- длинным копьем с металлическим наконечником;
- щитом для обороны от стрел и оружия.
Внутренний мир героя
Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.
Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников. Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.
Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.
Ратные подвиги богатыря
В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.
Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает. Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру.
Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.
Злодея интересует, много ли богатырь ест. «Калика» отвечает, что аппетит у него небольшой. Цитатная характеристика умеренности героя: «стакан пива да кусок хлеба на обед». Идолище начинает потешаться надо Ильёй, а «калика» отвечает, что его корова ела много, да потом лопнула. Возмущенный Идолище бросает в Илью кинжал, но герой убивает врага своей шапкой. Затем он выскакивает на улицу и начинает крушить татар. Богатырь прогоняет вражью силу и освобождает Киев и князя Владимира.
Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.
Милость к поверженному недругу отслеживается и в описаниях подвигов других богатырей. Впоследствии это стало считаться традиционным поведением русского воина-защитника.
Образ в истории и искусстве
Сказание о подвигах богатыря пользовались огромной популярностью в Древней Руси. Имя Ильи Русского упоминается и в скандинавском эпосе. Хотя герой не был упомянут в летописях, его мощи в Киево-Печерской лавре говорят о том, что это был реальный человек. Историки считают, что он жил во времена Владимира Мономаха.
Первое краткое письменное сообщение о нем, как о человеке большой физической силы, оставил посол Римско-Германской империи Ласотта в своих записках 1594 года. Он посетил Киево-Печерскую лавру в и услышал историю об Илье Муромце.
Образ русского богатыря, защищающего родину, выражен не только в литературе. Его отвага и доблесть нашли отображение в искусстве, архитектуре, музыке. Такие великие художники, как Врубель, Васнецов, Рябушкин изобразили героя в своих картинах.
Памятники Илье Муромцу украшают город Муром, Екатеринбург, Ижевск. Его подвиги отображены в художественных и мультипликационных фильмах знаменитых режиссеров.
Все это позволяет описать характер и внешность героя, чтобы раскрыть его личность в школьных сочинениях.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Публикации раздела Традиции
Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.
Жизнеописание
Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».
После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.
В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.
Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».
Былинная биография
В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.
Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.
Читайте также:
Илья Муромец в литературе
Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.
Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».
Образ в кинематографе
По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.
Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».
Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.
На картинах русских художников
Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.
Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.
Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.
Илья Муромец в бронзе
Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.
В небесах, на земле и на море
В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.
Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.
Смотрите также
Страшные истории в русской литературеКлассические произведения, герои которых повстречались с русалками, ведьмами, лешими и прочей нечистьюРусские писатели с иностранными корнямиКто считал себя прямым потомком Чингисхана, у кого в роду были датчане и какие мифы строили писатели вокруг своего происхождения5 новинок исторического парка «Россия — Моя история»Как совершить путешествие из Древней Руси в царскую Россию«Сокровища музеев России» в МанежеИстория создания интересных экспонатов из коллекций региональных музеевТри рождественских дедаКак Николай Чудотворец стал Санта-Клаусом и Дедом Морозом. «Добрым людям на послушанье»Три богатыря как воплощение русского характераЗагадочный мирКак собирали русские народные загадкиЛетопись земли Русской: семь исторических фигур в картинах Василия…Разбираемся, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинахПамятники подполковника ВучетичаВоинский подвиг и мужество, поднятые на пьедесталКартина в деталях: «Три царевны» Виктора ВаснецоваФольклорное полотно, персонажей для которого художник придумал самПушки и русское искусствоВспоминаем самые интересные произведения русского искусства, посвященные пушкамКузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником сталОт Богоматери с младенцем до петроградской МадонныТысячелетие России в бронзе10 фактов из истории одного памятникаБородино глазами очевидцев: сражение 1812 года в русской литературе5 произведений про Бородинскую битвуСамые необычные смерти русских писателейДуэли, чахотка, репрессии, самоубийства — а что еще?
04.03.2019
Имя: Илья Муромец (Ilya Muromets)
Страна: Киевская Русь
Создатель: славянские былины
Деятельность: богатырь
Илья Муромец: история персонажа
Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?
История создания
Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.
Метод работы по интегрированному занятию натюрморт Русский классицизм в архитектуре</li> Создание иллюстрации к литературным произведениям Какие произведения запечатлели художники на этих иллюстрациях</li> Функции культуры I Основы социологии</li> Кто старое помянет, тому глаз вон</li>Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-ili-muromtsa.html
- https://www.culture.ru/materials/162545/ilya-muromec-bogatyr-sily-i-dukha
- https://ecoprog.ru/osnovnye-cherty-haraktera-ili-muromca-kakie-kachestva-haraktera-u-ili.html
НПК «Саха — сахата, фольклор төрүттээччитэ»
МБОУ «Адычинская СОШ им. В.С. Чирикова»
МО Верхоянский район РС (Я)
Сравнительный анализ сказки «Илья Муромец»
из книги И.А. Худякова «Верхоянский сборник»
и русских народных сказок об Илье Муромце
Выполнила: Алексеева Дина, ученица 7 класса
МБОУ «Адычинская СОШ» МО «Верхоянский район РС (Я)
Руководители: Ширяева Сардана Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
Рубцова Елена Романовна,
учитель родного языка и литературы
Бетенкес, 2021 г.
Тема: Сравнительный анализ сказки «Илья Муромец» из книги И.А. Худякова
«Верхоянский сборник» и русских народных сказок об Илье Муромце
Цель: сравнить русские народные сказки со сказкой «Илья Муромец», рассказанной якутами И.А. Худякову
Задачи:
- Изучить биографию Худякова И.А.;
- Прочитать сказки об Илье Муромце;
- Выявить, что внес якутский народ в русскую народную сказку.
Актуальность: «Верхоянский сборник» И.А. Худякова – первый памятник устного поэтического творчества якутов и русских Севера Якутии. Эта книга занимает исключительное место в исследовании якутского фольклора. Но материал книги недостаточно исследован.
Практическая значимость: результаты нашей работы будут интересны и полезны учителям и ученикам при изучении как русского, так и якутского фольклора
Объект исследования: русские народные сказки об Илье Муромце из книги И.А. Худякова «Верхоянский сборник».
Предмет исследования: различия сравниваемых сказок.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что якутский народ внес в русскую народную сказку «Илья Муромец» свой национальный колорит
Методы исследования:
- Поиск, обработка материалов;
- Сопоставительный анализ.
ВВЕДЕНИЕ
В устной поэтической традиции русского народа живут прозаические рассказы, героями которых являются богатыри русских былин, рассказы, отразившие сюжеты или отдельные эпизоды былинного эпоса. Рассказы эти разного типа. Одни из них не что иное, как разрушенные в своей стихотворной форме былины, сохранившие, однако, былинные фразеологию и интонации. К таким устным рассказам, в которых ощущается еще крепкая связь с былиной и по содержанию, и по стилю, хотя они и утратили не только напев, но и стихотворную структуру, применим термин «побывальщина»
Среди русских сказок о былинных богатырях огромное большинство имеет своим героем Илью Муромца. Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Согласно легенде, крестьянский сын и будущий защитник русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу от старцев после чего борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает.
В значительной части своей они объединяют по нескольку былинных сюжетов об этом богатыре. Есть такие, которые используют весь или почти весь состав цикла былин об Илье Муромце. Сравнительно мало сказок, построенных на одном-двух сюжетах. Содержание сказок разнообразно. Отличаются они друг от друга и сюжетным составом, и разным сочетанием использованных сюжетов, и особенностями их пересказа. Сказок с повторяющейся композицией, близких друг к другу, немного. Это говорит о том, что сказки об Илье Муромце жили и живут в устной традиции, передаваясь из уст в уста от поколения к поколению.
Сказки об Илье Муромце встречаются и у других народов России. Наличие в фольклоре народов России сказок о богатырях русской земли засуживает особого внимания. Каждый народ добавлял в историю о богатыре свою национальную специфику.
Якуты тоже рассказывали сказки про русского богатыря Илью Муромца. Сохранилась эта сказка благодаря Ивану Александровичу Худякову, первооткрывателю якутских сказок.
За участие в революционном движении Иван Александрович был сослан царѐм в ссылку на срок до конца жизни в город Верхоянск, куда он прибыл 7 апреля 1867 года. К тому времени он уже проявил себя в студенческой среде как подготовленный, подающий надежды фольклорист и этнограф, имеющий конкретные цели в сфере науки. Политссыльному Худякову запрещалось покидать город Верхоянск. Молодой человек с передовыми идеями не стал отчаиваться, решил заниматься изучением фольклора, культуры, этнографии народа, среди которого был вынужден коротать свой век, и стал в этом первопроходцем, проложив тропку к истинной сокровищнице мудрости, неисчерпаемое богатство которой не убывает по прошествии столетий. Его поселили в бедной многодетной семье, к жилищу которой тесно прилегал коровник. Талантливый филолог в скором времени освоил якутский язык. С помощью сына местного купца Н. С. Горохова за год научился свободно разговаривать и писать по-якутски, познакомился с горожанами и с головой окунулся в желанную работу. Как свидетельствуют архивные документы, к концу 1867 года он подготовил статьи «Достижения человечества в прошлом и будущем времени», «О строительстве железной дороги в Сибири», крупный этнографический труд «Описание Верхоянского округа и города». В начале 1869 года в статистический комитет были переданы его рукописи «Русско — якутский словарь», «Материалы для народной словесности и характеристика местного языка и обычаи инородцев Верхоянского округа», «Верхоянский округ». Но, опираясь на негативные отзывы Д. Д. Попова, статистический комитет, кроме статьи «Верхоянский округ», вернул труды автору. Это стало для И. А. Худякова моральным и психологическим ударом, привлѐкшим депрессивное состояние от сознания своей бесполезности.
И.А. Худяков (1842 — 1876) стал первооткрывателем якутских сказок. Уже известный собиратель и исследователь русского фольклора, автор многих просветительских книжек для народа Иван Александрович был и видным участником революционного движения первой половины 60-х гг. XIX в.
Человеку с тонкой натурой, лишѐнному общения с равными по уму, познаниям, И. А. Худякову сложно было переносить все тяготы ссылки, в 1871 году у него проявились признаки душевной болезни. Без надлежащего ухода и лечения болезнь прогрессировала, и в 1876 году он скончался в иркутской больнице. После смерти замечательного учѐного-фольклориста был издан сборник его переводов народного творчества «Верхоянский сборник». Об этом труде И. А. Худякова Г. У. Эргис сказал: «Значение «Верхоянского сборника» трудно переоценить. Он впервые широко и разносторонне ознакомил учѐных и образованных людей с устным поэтическим творчеством якутов. Книга Худякова была воспринята как подвиг ученого».
В «Верхоянском сборнике» И. А. Худякова собраны якутские народные сказки, русские сказки у якутов Верхоянского округа (в переводе на русский язык) и русские сказки, (рассказываемые в сел Русское Устье, близ впадения реки Индигирки в Ледовитый океан). Всего русских сказок, рассказанных якутами, 2: «Илья Муромец» и «Старец Пилигрим».
Меня заинтересовала сказка об Илье Муромце. Ведь это русский былинный богатырь, герой русских народных былин и сказок, персонаж современного мультипликационного фильма. Мне стало интересно, насколько якуты сохранили русскую сказку, есть ли различия в сказках, рассказываемых самими русскими и якутами. Что изменилось в этих сказках?
Для этого я прочитала несколько русских народных сказок об Илье Муромце, выбрала одну, более полную по сюжету, сказку.
Сказка-былина | «Верхоянский сборник» | |
Герои | Илья Муромец Соловей-разбойник Иван Свет Тимофеевич Ефросинья Яковлевна Святогор Сорок разбойников Князь Владимир Красно Солнышко Лошадь Два старых странника Алеша Попович Самсон Самсонович Добрыня Никитич | Илья Муромец Соловей-разбойник Клим Мать Громадный человек Сорок разбойников Князь Владимир Лошадь Три светлых юноши Поповский сын, Попович Смерть Томарович Николай Чудотворец |
Сюжет | Илья Муромец не вставал до 30 лет. Илья Муромец пьет хмельное пиво и обретает силу. Илья Муромец ухаживает за лошадью 3 года, и она становится богатырской Пробует все три дороги Сюжетных линий больше, включены почти все подвиги Ильи Муромца | Илья Муромец не вставал до 12 или 18 лет, до этого времени у него не было имени. Угощает юношей. Илья Муромец ухаживает за лошадью, и она на следующий день становится богатырской Едет по самой короткой дороге Сюжетных линий меньше, Соловей-разбойник, Громадный человек, Поповский сын |
Прочитав сказку, мы выявили следующие различия в героях и сюжетах двух сказок:
- Имена родителей: в якутском варианте отца зовут Клим, у матери нет имени.
- У богатыря Алеши Поповича осталось только отчество, у князя Владимира пропало прозвище Красно Солнышко, богатыря Святогора называют не по имени, а просто громадным человеком
- В якутском варианте сказки сюжетных линий меньше чем в сравниваемой сказке. Совпадают сюжеты о Соловье-разбойнике, сорока разбойниках, Алеше Поповиче.
- В якутскую сказку вставлен пересказ сюжета «Алеша Попович и Тугарин» (в сказке он переименован в Смерть Тамаровича). «Сюжет в основном пересказан традиционно, лишь с некоторыми своеобразными деталями. Например, Смерть Тамарович дважды пытается на пиру убить Алешу. Утром в день поединка Смерть Тамарович взлетает вверх на огромной птице с бумажными крыльями»
В работе «Народные сказки о богатырях русского эпоса» А. Астахова говорится о необходимости изучения в нерусских сказках о русских богатырях национальной специфики.
Сказка якутов о русском богатыре Илье Муромце отражает черты быта якутского народа, его народное представление. Якуты добавили многое от себя. Эти изменения мы разделили на 4 группы: из образа жизни якутов, мифологии, обычаев. В отдельную группу выделили слова «пашенный» и «генерал», как представляющих особый интерес.
Якутский национальный колорит в сказке «Илья Муромец»
Из образа жизни, быта | Мифология, олонхо | Обычаи | Заимствованные слова |
Описание богатства | Два светлых юноши | До 12 лет без имени | Пашенный |
Наружная обмазка хижины | Гиперболы | Благословение отца | Генералы |
Нож для сдирания жилы с кожи | Одноглазый, одноногий, однорукий Соловей-разбойник | ||
Железное войско |
- В книге Худякова отец Ильи Муромца богат. Он имеет «двадцать табунов конного скота, несколько сот коров и быков,…» Описание богатства отца богатыря напоминает описание из якутского фольклора: «Улуу Кудаҥса сыһыыга баппат сыспай сиэллээхтэрэ, ынах сүөһүлэрэ аҕыс үрэх баһынан үөскээбиттэрэ». Так якуты описывали несметное богатство богачей. Богатство они измеряли не в золоте и серебре, а в количестве лошадей и коров, так как занимались скотоводством.
- То, что хижина Ильи Муромца имеет наружную обмазку, это тоже взято из быта якутов, которые обязательно обмазывали свои балаганы снаружи коровьим навозом.
- В сюжете о богатыре Поповиче и Смерти Тамаровиче упоминается о ноже, используемом «сдирать жилы с кожи». Худяков пишет в сноске: «Самый плохой нож якуты употребляют на это будто бы постыдное дело, как позорный инструмент».
- В русских вариантах сказок об Илье Муромце к нему приходят старцы, странники. Странники в русском фольклоре олицетворяют мудрость. В 33 года Илья Муромец обретает не только силу, но и мудрость. В якутском варианте вылечивают богатыря два светлых юноши. В якутской мифологии в мире идет борьба между светлыми и темными сторонами. Светлая сторона – сырдык айыылар. Есть также герой олонхо, богатырь Үрүҥ Уолан. То есть помогли Илье Муромцу светлые айыы, божества верхнего мира. Илья Муромец в якутском варианте будет защитником мира людей, светлой стороны мира. Приравнивается к богатырям айыы, борется с темными силами.
- В сказке из «Верхоянского сборника» встречаются примеры гипербол, схожие с гиперболами олонхо. Например, когда Илья Муромец впервые согнул руки, ноги, суставы его хрустнули так сильно, что «обвалилась наружная обмазка хижины», а ногами богатырь вдавил две половицы до лодыжек. Так в олонхо «Ньургун Боотур» у богатырей тоже сильно хрустят суставы: «Иҥиирдэрин тыаһыттан илбис ырыата ылланна, тарбахтарын тыаһыттан табык охсуллан лачыгыраата».
- Илья Муромец побеждает Соловья – разбойника, выстрелив из лука в левый глаз. Если в русских вариантах сказки богатырь убивает Соловья – разбойника, то в якутском варианте сказки он отрывает одно крыло (руку), одну ногу и отпускает. Одноглазый, однорукий, одноногий Соловей – разбойник стал похож на абаасы из якутской мифологии. Об одноглазом дьяволе упоминается в книге Худякова «Краткое описание Верхоянского округа».
- В «Верхоянском сборнике» Илья Муромец помогает Поповичу бороться с железным и огненным войсками. Железное войско ковали семь кузнецов, а огненных воинов высекают пять мужчин из кремня. В сказке-былине железо не упоминается. В якутском пересказе железные воины нападают на богатыря Поповича. В якутских сказках и олонхо злые духи абаасы живут в железных юртах, одеты в железные доспехи, то есть это железное войско.
- В начале сказки встречается слово «пашенный». Якуты называли пашенными крестьян. От слова «пашня». В «Словаре якутского языка» Э. К. Пекарского слово «бааһынай» переводится как «пашенник, пахарь, крестьянин, земледелец». В основном пашенными были русские, так как якуты не занимались земледелием.
- В якутском пересказе когда Илья Муромец подходит к дому царь-девицы, навстречу выходят два генерала. Упоминание о генералах, нам кажется, якуты добавили для придания значимости этих персонажей. Былина об Илье Муромце появилась в средние века, когда не было генералов.
- В русских сказках Илья Муромец лежит недвижим 30 лет и 3 года. В якутском пересказе – 12 или 18 лет. До этого времени у него не было имени. Это нам напомнило якутскую легенду о Майагатта Бэрт Хара, Герой якутской легенды тоже с рождения не мог двигаться. Мать дала ему имя только тогда, когда он встал на ноги. Такой пример, когда родители долгое время не давали своим детям имена, встречается в якутском фольклоре. Так в олонхо «Айыы Дьураҕастай» старик Атыйахаан и старуха Имиллэхээн не давали имя сыновьям 30 лет, а дочери 16 лет. Якуты считали, что имя ребенка определяет его судьбу, по имени якута можно было понять его характер. А в раннем возрасте, чтобы уберечь от злых духов аббасы, давали им на первый взгляд непристойные имена. Илья Муромец и Майагатта Бэрт Хара с рождения не двигались, и поэтому, возможно, их не считали полноценными людьми, не могли точно определить их характер и не давали имя. Этот обычай якутов отразился в исследуемой сказке.
- Отправляя сына в Киев, отец благословляет его и просит духов гор, лесов и вод беречь его. В книге С. Сомоготто «Обычаи народа саха» говорится, что каждая стихия, явление, местность наделялись своим духом – хозяином. В благословении (алгысе) отражается это мировоззрение якутов.
Якутские национальные компоненты в русской сказке придают ей особый, неповторимый колорит. русский былинный богатырь напоминает якутского богатыря олонхо. И кажется, что действие сказки происходит на якутской земле, разделенной на три мира, а богатырь ведет борьбу со злыми духами из нижнего мира за срединный мир людей.
Иван Александрович Худяков оставил нам уникальный, бесценный труд — книгу «Верхоянский сборник». Надеемся, что наша работа станет скромным вкладом в изучение верхоянского, якутского фольклора.
Выводы
- В сравниваемых сказках различаются некоторые имена героев;
- В якутском варианте сказки сюжетных линий меньше чем в сравниваемой сказке. Совпадают сюжеты о Соловье-разбойнике, сорока разбойниках, Алеше Поповиче.
- Сказка якутов о русском богатыре Илье Муромце отражает черты быта якутского народа, его народное представление. Якуты добавили многое от себя;
- Из реалии якутской жизни в сказке упоминается обмазка хижины, нож для сдирания жилы с кожи, богатство измеряется в количестве лошади и скота;
- Есть общее с якутским эпосом – олонхо. Это гиперболы в описании богатыря, образы светлых юношей, сходство врагов со злыми духами абаасы;
- Также отразились обычаи якутского народа: Илья Муромец пока был недвижим не имел имени, благословение отца Муромца похоже на якутский алгыс;
- Муромец в русском фольклоре выступает защитником Руси. Илья Муромец в якутском варианте — защитник Срединного мира людей, светлой стороны мира. Приравнивается к богатырям айыы, борется с темными силами;
- Якутские национальные компоненты в русской сказке придают ей особый, неповторимый колорит. русский былинный богатырь напоминает якутского богатыря олонхо.
Литература
- Э. К. Пекарский «Словарь якутского языка», Академия наук СССР, 1958 г.
- М. Т. Гоголева, Г. А. Захарова, М. В. Осипова «Төрөөбүт литература» 8 кл, Бичик, 2017 с
- Е.М. Поликарпова, Л.Ф. Молукова, С.Г. Олесова «Төрөөбүт литература» 7 кл, Бичик, 2017 с
- С. Сомоготто «Обычаи народа саха» Якутск, 1996 г
- И. А. Худяков «Краткое описание Верхоянского округа» Бичик 2016 г
- И.А. Худяков «Верхоянский сборник», «Верхоянская районная типография», 2008
- А. М. Астахова «Народные сказки о богатырях русского эпоса» Москва, 1962 г
В граде Муроме, селе Карачарове, жили-были два брата. У большего брата была жена таровата, она ростом не велика, не мала, а сына себе родила, Ильей назвала, а люди — Ильей Муромцем. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. В одно жаркое лето родители пошли в поле крестьянствовать, траву косить, а Илюшеньку вынесли, посадили у двора на траву. Он и сидит. Подходят к нему три странника и говорят.
— Подай милостыню.
А он говорит:
— Идите в дом и берите, что вам угодно. Я тридцать три года не ходил, отроду сиднем сидел.
Один и говорит.
— Встань и иди.
Он встал.
— Что вам угодно?
— Что не жаль.
Он зачерпнул чару зелена вина в полтора ведра.
— Выпей сам.
Он ни слова не сказал, одним духом выпил.
— Поди принеси еще.
Приносит он.
— Выпей сам.
Он одним духом все выпил.
Они у него спрашивают:
— Какую ты в себе силушку чувствуешь?
— Такую , добрые люди, что если бы был столб одним концом в небо, другим концом в землю вбитый, и кольцо, я бы повернул.
Они переглянулись.
— Это ему много. Поди, принеси еще. Еще принес. Он выпил одним духом.
— Теперь как?
— Чувствую, в половине осталось.
— Ну, вот с тебя хватит.
Он от большой радости пошел их проводить и говорит:
— Я чую в себе силу богатырскую, где теперь коня взять?
— Вот на обратном пути мужик будет вести строгача (два года коню, значит) продавать, ты купи, только не торгуйся, сколько спросит, столько и отдай. Только откорми его три месяца бело-яровой пшеницей, отпои ключевой водой и пусти его на три зари на шелковую траву, а потом на шелковый канат и пропусти через железный тын туда — сюда перелететь. Вот тебе и конь будет. Бейся с кем хочешь, тебе на бою смерти нет. Только не бейся со Святогором — богатырем.
Илюшенька проводил их далеко за село. На обратном пути видит, его отец-мать крестьянствуют. Они глазам не верят.
Он просит:
— Дайте, я покошу.
Взял косу и стал ею помахивать, не успели оглянуться — вся степь лежит. Говорит:
— Я захмелел.
Вот прилег отдохнуть. Проснулся и пошел. Глядь, — мужик идет, ведет строгача, он вспомнил.
— Здорово!
— Здорово, дорогой молодец!
— Далеко ли ведете строгача?
— Продавать.
— Продай мне.
— Купи.
— Сколько?
— Двадцать рублей.
Он отдал, ни слова не сказал, взял из полы в полу и повел домой.
Привел домой, постановил его в конюшню и насыпал белояровой пшеницы. Так три месяца кормил, поил ключевой водой, выпускал на шелковую траву на три зари, вывел его на шелковый канат, конь туды — суды через железный тын перелетел, как птица. Ну, вот ему и конь богатырский. Так и вправду случилось.
Бился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, и он [Илья Муромец] его победил. Конь под ним был богатырский, как лютый зверь, ход у него спорый. Он задними копытами за переднюю восемнадцать верст закидывает. Он утреню стоял в Чернигове, а к обедне поспел в Киев-град.
Однажды ехал-ехал по дороге, оказалось, дорога расходится в три стороны и на этой дороге лежит камень, и на камне надпись:
“Влево поедешь — будешь женат, вправо поедешь — будешь богат, прямо поедешь — будешь убит”.
Он подумал:
— Жениться еще время не настало, а богатства своего мне не нужно. Некстати русскому богатырю Илье Муромцу богатство наживать, а под — стать ему бедных да сирот спасать, защищать, во всем помогать. Дай, поеду, где смерти не миновать. Мне ведь в бою-то смерти нет, не написана.
И поехал прямо. Ехал-ехал он по дикой степи, впереди дремучий лес, поехал по этому дремучему лесу. Ехал он дремучим лесом с утра до полудня. Приехал на поляну, там стоит громадный дуб в три обхвата, под ним сидят тридцать богатырей, а на поляне пасутся тридцать коней. Они увидели Илью Муромца и зашумели.
— Зачем ты сюда, негодный мужиковина? Мы богатыри рода дворянского, а тебя, мужиковина, за три версты видать. Смерть тебе!
Илья Муромец наложил каленую стрелу на лук, как вдарит в дуб, только щепки полетели, весь дуб расшиб на щепки. Богатырей побил, дубом прихлопнул. Обратил Илья Муромец коня и поехал назад и написал на камне:
“Кто писал: проедет — будет убит — неправда, путь свободен всем прохожим и проезжим”.
Сам думает:
— Дай-ка поеду, где буду богат! Ехал он день, ехал два, на третий подъезжает -огромный двор, высокий забор, у ворот чугунный столб, на этом столбе висит чугунная доска и железная палка. Взял Илья Муромец и стал бить в эту доску.
Отворились ворота, выходит старик.
— Входи в дом, бери, что тебе угодно! У меня кладовые, подвалы ломятся.
Он думает:
— Деньги прах, одежда тоже, а жизнь и слава честная всего дороже.
Поехал назад и написал на камне:
“Неправда, что будешь богат. Чужое богатство недолговечное и непрочное”.
— Ну, поеду по третьей дороге, что там за красавица, может, правда, женюсь.
Подъезжает, а там стоит дворец, сам деревянный, окошечки хрустальные, серебром покрыты, золотом облиты.
Выходит девушка-красавица и говорит: I
— Принимаю, добрый молодец, как любимого жениха.
Взяла его за руку правую и повела его в столовую и подала обедать честь честью.
— Теперь время отдохнуть.
Ввела в спальню.
— Вот, — говорит, — кровать, ложись, отдыхай.
Он взял, нажал кулаком, она — бултых. А там яма глубокая, сажень пять. И там тридцать богатырей.
— Эй, ребята, это вы жениться сюда заехали?
— Да, — говорят, — помоги, Илья Муромец!
Они сразу узнали.
Он снял аркан с коня и бросил туда и вытащил их, всех до одного вывел.
— Ну, говорит, ступайте, гуляйте на воле, А я с ней поговорю.
— Поди отгуляла невеста, пора замуж идти.
Вывел в лес, привязал за волосья, натянул тугой лук. Вдарил — не попал.
— А знать, ты ведьма!
Он взял каленую стрелу, выстрелил в темя.
Она сделалась такая страшная, нос крючком, два Зуба. Он перекрестил три раза, она — бултых.
Он вернулся и написал:
“Кто хочет жениться — это неправда, здесь невесты нет — отгуляла”.
ездил, ездил по дикой степи, дремучим лесам, селам и городам и думает;
— Поеду я смотреть Святогора — богатыря.
И поехал глядеть Святогора — богатыря. Ехал — ехал, подъехал — высокая гора, как Араратская, только что-то чернеет. Он пустил коня и полез пешком, он шел винтом, взошел, там раскинут шатер, и в нем Святогор — богатырь лежит.
— Здоров ли, Святогор — богатырь?
— Жив — здоров, спасибо тебе, триста лет живу, лежу, никто меня не навешал. Я плохо вижу. Приподнялся, пожали они друг другу руки слегка.
Спустились с горы, ходили-ходили, видят -гроб лежит.
— Э, тут наша смерть. Твоя или моя?
А крышка растворена. Илья Муромец влез — ему просторно.
— Э, Илья Муромец, еще рано тебе. Ну-ка вылезай, я попробую.
Святогор — богатырь влез, только вытянулся, крышка захлопнулась. Илья Муромец семь раз вдарил — семь железных обручей накатил. Святогор — богатырь и говорит:
— Илья Муромец, подойди ко мне поближе, я дуну на тебя, у тебя силы прибавится.
Илюшенька один шаг сделал, силу почуял и сделал три шага назад.
— А, не подошел, а то была бы такая сила, — мать земля не носилаб!
Илья Муромец подошел к гробу, поклонился.
— Ну, прости, Святогор — богатырь.
— Похорони меня!
Илья Муромец вырыл мечом могилу глубокую, сволок в нее гроб, повалил его, простился и поехал в Киев. Там он прожил двести лет. И помер.
За всю жизнь Илья Муромец много врагов русской земли победил, за что он и славен был.
Литературное чтение 4 класс. Рассказ об Илье Муромце по плану-где найти?
1 Ты прочитал произведения раздела «Летописи, былины, жития». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
2 Запиши своими словами, что такое летопись, былина, житие
3 Составь рассказ об одном из героев. Заполни таблицу. Впиши имена, которые соответствуют описанию.
Варфоломей, почитается Русской православной церковью, встреча со старцем, благословение старца, основатель Троице-Сергиевой лавры
Великий князь киевский, основатель Древнерусского государства, поход на Царьград, необычный штурм города, обязал платить дань
Богатырь, село Карачарово близ города Мурома, совершил подвиги во славу Отечества, одолел разбойников
Рассказ о Сергии Радонежском
Рассказ о князе Олеге
4 Составь и запиши рассказ об Илье Муромце по следующему плану:
Характер героя (какой он?).
Какие поступки он совершил?
Как автор повествования относится к герою?
Моё мнение о герое.
5 Прочитай фрагмент былины о богатыре Святогоре. Подчеркни слова, которые помогают представить героя.
6 Какими чертами характера, по твоему мнению, обладали богатыри? Запиши.
7 Отметь особенности, которые характеризуют былину.
8 Как ты представляешь себе современного богатыря? Составь рассказ и запиши.
9 Какие вопросы учебника показались тебе трудными? Запиши
ГДЗ Литературное чтение 4 класс Рабочая тетрадь по литературному чтению — 4 класс, Бойкина, Виноградская **ответы к рабочей тетради 4 класс
Проверим себя и оценим свои достижения стр 19 — 22
1
Corelpainter
Ответы (4):
Share
1
В рабочей тетради Бойкиной по литературному чтению разбирается былина «Ильины три поездочки». На основании этой былины мы можем составить краткий рассказ про Илью Муромца используя предложенный в рабочей тетради план. Смотрим рассказ прямо здесь.
Пример краткого рассказа про Илью Муромца по плану:
Илья Муромец обладал очень хорошим характером. Он был мудр, был спокоен, он был всегда уверен в себе и ничего не боялся. Илья Муромец смело шел навстречу опасностям. Предупреждает камень, что ему быть убитым, Илья едет по этой дороге. Он показывает свое бесстрашие, но в то же время презрение к чужим угрозам. Можно сказать, что Илья был любопытным, ему действительно было интересно узнать, найдется ли кто-то равный ему по силам. При этом Илья был бескорыстным и очень добрым. Для себя ему не нужно было ничего, он все найденное раздавал бедным, а пленников выпускал на свободу.
При этом злодеев Илья сурово наказывал, как наказал разбойников, грабивших честных путников, как наказал коварную девицу, прятавшую гостей в подвал.
Автор былины несомненно гордится поступками Ильи, он показывает, что Илья не зря стал самым любимым народным героем на все времена.
И я тоже очень люблю читать про подвиги Ильи Муромца, который кажется мне идеалом русского богатыря.
Share
3
Составление рассказа об Илье Муромце по предложенному плану требует от учащегося знания достаточно большой информации, но если времени не хватило ученику, чтобы искать и читать информацию, то тогда можно прибегнуть уже к готовому рассказу, написанному специально для учеников четвёртого класса.
Если вы пройдёте по ссылке, которая указана в самом низу текста, то найдёте там все ответы на те девять вопросов, которые записаны выше, а так же, что самое важное для вас, вы найдёте там нужный вам рассказ об Илье Муромце — вот эта ссылка.
Share
1
Рассказ об Илье Муромце по плану 4 класс:
Илья Муромец — великий русский богатырь, главный герой многих древнерусских сказок и былин. Он храбрый и отважный воин, который не страшится врага и преданно защищает русский народ и русские земли. Он храбрый, ловкий и умелый и не знает поражения в бою.
Илья Муромец совершил многие подвиги. Он поймал Соловья разбойника, разгромил полчища татар и защищал Киевские границы от вражеских богатырей. Славен богатырь и своей преданностью и добротой. В Былине «Илья Муромец и Калин-царь» главный герой не серчает на Владимира за то, что заточил его в подвале и обрек на смерть. Илья остается верным князю даже тогда, когда Калин царь манит его на свою сторону.
Автор былин о богатыре простой русский народ, который описывает героя как своего защитника. Это безусловно положительный герой, он добрый и отзывчивый и всегда стоит на стороне народа и князя. В былинах мы видим описание Ильи как благородного человека и победителя.
Я соглашусь с мнениям простых людей о том, что Илья благородный сильный и бесстрашный. Еще богатырь совсем бесхитростный, не ищущий выгоды. Он делает все бескорыстно, поэтому я считаю его очень положительным персонажем.
Share
1
Илья Муромец родился в трудные для Руси времена. Он долгие годы не мог сдвинуться с места, болели ноги и по легенде только в 33 года поднялся с полатей и пошёл воевать с супостатами земли русской.По характеру он очень даже добрый, не смотря на свою силу, он уважает простых русских людей, но умеет и наказывать разных разбойников, врагов, защищая границы земли русской.Русские князья надеются на его доблести и силу, но когда киевский князь Владимир не так повёл себя. гордый крестьянский сын Илья Муромец отвернулся от него, но потом они примирились. Даже в этом чувствуется незлобивость характера былинного героя.
Related posts
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Проверяет домашнее задание. Проводит
беседу о проделанной работе.
– Опишите внешний вид Ильи Муромца.
– Чем богатыри отличаются от героев сказок?
– Как в старину исполнялись былины? Какие
музыкальные инструменты использовались?
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома работе. Читают по ролям на оценку.
– Богатыри отличаются от героев сказок тем, что
богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И
с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а
наполовину вымышленные.
– Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в
Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название
музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а
название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов.
Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей
(гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В
XVIII–XIX веках, когда ученые начали собирать и записывать былины, они
исполнялись, как правило, без аккомпанемента
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение
целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Какой литературный герой был в центре внимания на
протяжении нескольких уроков по изучению былин?
– Посмотрите на доску и прочитайте ряд слов, которые
вам помогут определить то, чему вы будете учиться
на уроке.
На доске дается ряд слов: внешность,
характер, поступки, свое отношение к герою; рассказывать, описывать,
составлять.
– Сформулируйте учебную задачу урока.
– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы рассказ
о герое получился логичным, последовательным, выразительным?
– Прочитайте тему урока.
– Подумайте, как лучше сформулировать речевую
задачу, выполняя которую вы сможете увлекательно рассказать о богатыре Илье
Муромце
Обсуждают тему урока. Отвечают на
вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют
задачи чтения и составляют план чтения.
– Мы познакомились с Ильей Муромцем.
– Надо составить план,
найти в текстах былин слова и выражения, которые мы можем использовать в
своих рассказах, продумать связки для перехода от одного пункта плана к
другому…
– Научиться
рассказывать эмоционально, используя в своей речи образные слова и выражения,
увлечь интересным рассказом слушателей, не нарушать последовательности
изложения мысли
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Работа над планом
рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания
Проводит работу над планом рассказа о
герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания. Актуализирует
знания учащихся об Илье Муромце на основе информации из разных источников.
– Вы правильно отметили, что рассказ может быть
воспринят слушателями тогда, когда он логичен, последователен, основная мысль
красной нитью проходит через все высказывание рассказчика. Что для этого
нужно сделать?
– С чего важно начать?
– Кроме внешности героя, что помогает представить
богатыря, составить о нем целостное представление?
– Чем вы закончите свое высказывание?
– Давайте вместе запишем план будущего рассказа. О
чем будет ваш рассказ?
– Какова будет главная мысль вашего рассказа об Илье
Муромце, что вы хотите передать слушателям, какие чувства и зачем?
– Ваше высказывание – это текст.
Как вы думаете, какой тип текста наиболее приемлем для рассказа об Илье
Муромце?
– Если вы хотите донести до слушателя ваши чувства,
то каким будет стиль изложения рассказа – научным или художественным?
– Вспомните признаки художественного текста.
– Вспомните, где родился Илья Муромец, кто были его
родители, как проходило его детство, как произошло чудесное исцеление Ильи.
– Почему Илья Муромец причислен к лику святых?
– Предложите последовательность изложения данных фактов
об Илье Муромце в виде пунктов плана.
– Обратите внимание на картину В. М. Васнецова
«Богатыри». Расскажите, как выглядел Илья Муромец, чем он внешне отличался от
других богатырей, какое воинское снаряжение было у него.
– Предложите последовательность описания внешности
Ильи на основе картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Отвечают на
вопросы учителя.
– Нужно составить план.
– Начать нужно с описания внешности героя.
– Далее описываем характер и поступки.
– В конце рассказа выразим свое отношение к герою.
Составляют план рассказа об Илье
Муромце.
1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное
выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское
снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Мое отношение к герою былин.
– Наш рассказ будет о
самом Илье Муромце, его происхождении, чудесном выздоровлении и его победах
над врагами земли Русской.
– Наша цель – передать
в рассказе свое восхищение подвигами богатыря, чтобы слушатели вместе с нами
испытали чувство гордости и восхищения.
– Наш рассказ о герое –
это повествование с элементами описания.
Мы будем рассказывать
об Илье и включать в рассказ описание его внешности, характера.
– Стиль
изложения рассказа – художественный.
– Признаки художественного текста: образность, яркость, выражение автором
своих чувств и переживаний, собственной точки зрения по поводу когда-то
увиденного, услышанного или прочитанного
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое
мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и
приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника
высказывания. Аргументировать свою точку зрения
IV. Работа с текстами
былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Работа в парах
Организует работу с текстами былин
«Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца».
– Найдите в тексте былины «Ильины три поездочки»
описание того, как был одет Илья Муромец, когда вступил в бой с
«разбойничками». Выпишите себе в тетрадь слова и выражения, которые помогут
вам описать внешний вид Ильи Муромца.
– Данные выражения в измененном виде вы можете
использовать в своих рассказах. Найдите в текстах прочитанных былин слова и
выражения, которые описывают характер и поступки Ильи Муромца и помогут вам о
них рассказать.
– Вы так много узнали об Илье Муромце, отобрали
большое количество материала, чтобы составить о нем рассказ. Но как высказать
свое отношение к герою, что главное вы должны выразить в конце своего
рассказа?
– Попробуйте предложить в устной форме свои варианты
заключения рассказа. Вы можете использовать при составлении рассказа о герое
следующие обороты речи: таким образом, следовательно, поэтому, так как, я
думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему
и др.
Отвечают на вопросы учителя. Доказывают,
аргументируют свою точку зрения. Под
руководством учителя выписывают (или подчеркивают) нужные слова и выражения,
чтобы потом использовать их в своем рассказе. Учащиеся могут выписать
следующие слова и выражения из учебника
(с. 15): «убранство на Илье озарил», «заблистал шлем», «засияли
камни-яхонты», «Илья палицей размахивался»
и др.
– Мы испытываем восхищение героем, гордость за то,
что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея
жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.
Работают в парах.
Контрольно-оценочный лист получает
каждый школьник, заполняется на каждого учащегося при взаимопрослушивании.
Контрольно-оценочный
лист
(Ф.
И. ученика)
Качественная | Шкала оценивания | ||
«!» очень хорошо | «?» недостаточно хорошо | «–» не удалось | |
Логичность, последовательность, соответствие плану | |||
Использование средств связи для перехода от одной части | |||
Использование образных выражений и слов из текста былин | |||
Умение дать яркое описание внешности героя так, чтобы можно | |||
Умение передать чувства и свое отношение к герою произведения | |||
Использование жестов при рассказывании, изменение мимики лица | |||
Баллы | |||
Общее количество баллов за рассказ |
Выразительно читать. Понимать на слух ответы
обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию.
Строить монологические высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой
установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять
высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа
по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Домашнее задание может быть дано дифференцированно.
Тем школьникам, которым не все удалось, следует доработать свои рассказы. А
тем школьникам, которые выступили отлично, дать иное задание, например,
прочитать былину о другом богатыре и составить о нем подобный рассказ по уже
готовому плану. Составить рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Внимательно слушают,
задают уточняющие вопросы
Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи
VI. Итог урока. Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися.
Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему вы учились на уроке?
– Что было трудным? Что удалось легко?
Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Оценивают свою работу на уроке с помощью
следующих утверждений по шкале оценивания
(«0», « + », «–», «?»):
Я научился рассказывать по плану о герое произведения.
Я научился использовать дополнительную информацию из разных
источников о герое в своем рассказе.
Я научился использовать в своей речи слова и выражения из былинных
текстов.
Я научился рассказывать о герое так, чтобы передать свое эмоциональное
отношение к Илье Муромцу.
Я научился справедливо оценивать рассказ своего товарища.
Я научился видеть свои ошибки и признавать их
Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности