Рассказ о илье муромце 5 класс по однк

Сочинения по литературе другие характеристика и образ ильи муромца в былинах илья муромец сильный, храбрый и мужественный богатырь, герой
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах

Илья Муромец – сильный, храбрый и мужественный богатырь, герой Киевской Руси, который с честью защищал своих людей и родину от врагов. Было доказано, что легендарный воин действительно жил во времена князя Владимира, который назначил его старшим из богатырей.

Родом из с. Карачарово (недалеко от г. Мурома). Единственный ребенок в семье. Его родители являлись простыми крестьянами. Говорят, что Илья до 33 лет не был таким могучим, а напротив, его считали обделенным физической силой.

Но в один день к ним пожаловали 3 старца. На тот момент мужчина был один в доме. Когда гости попросили воды, Илья настолько захотел их уважить, что опустив ноги, почувствовал силу и крепко стал на них. Он поднес старикам воду, но те сказали, чтобы он ее выпил. Послушав гостей, хозяин отпил немного и почувствовал невероятную силу.

Старцы предсказали, что благодаря своей силе он станет непобедимым для врагов. Но прежде он должен найти громадный камень и передвинуть его с места. Обнаружив выздоровевшего сына, отец и мать очень сильно обрадовались и благословили на защиту родины.

Он отправился на поиски валуна, а когда нашел, сдвинул и увидел отличные доспехи и оружие. В ту секунду к нему явился вороной конь, который стал его преданным помощником и другом. После того случая, Илья Муромец немедленно приступил к службе у князя в Киеве.

Внешне богатырь был хорошо сложен и высок (почти 2 м ростом). У него было лицо, выражавшее одновременно мужество и доброту. Имел пристальный строгий взгляд, черные выразительные брови, седую бороду и кудрявые русые волосы.

Благодаря тому, что герой долгие годы не мог покинуть свою постель, его характер окреп и стал выносливым и весьма терпеливым. Он безо всякого страха сражался за интересы и свободу своего народа. Поражая врагов отвагой и силой, каждый раз приносил Руси победу. Но никогда не любил превозносить себя и хвастаться.

Образ Ильи Муромца фигурирует не только во множестве былинах. Также героя изображают в различных картинах, фильмах и мультфильмах. Эти произведения дают возможность не только узнать о ратных подвигах знаменитого воина, но и перенестись в сознании на несколько веков назад.

2 вариант

Родился Илья вблизи города Мурома. Он единственный сын в крестьянской семье. От рождения Илье нездоровилось: он почти не двигался. Тридцать лет страдал Муромец от недуга.

В один из дней Илья остался дома один, к нему зашли три старца и попросили воды. Хозяину очень хотелось напоить путешественников, поэтому он через силу опустил свои ноги и пошёл. Поднёс чашу с водой, но те сказали, чтобы Илья сам выпил. Муромец послушался – и полностью избавился от недуга.

После этого чуда старцы направили Илью в Киев, чтобы он служил князю Владимиру. Родители, когда увидели исцелённого от болезней сына, были удивлены и очень рады. Они благословляют сына на служение Родине. Илья уважает своих родителей, поэтому перед походом в Киев воин низко кланяется родителям. Покидая свою обитель, богатырь знал, что по пути он найдёт огромный камень, под которым будут спрятаны доспехи. Чудом появился вороной конь возле избы, который будет верно служить Илье.

Илья Муромец — это витязь, подвиги которого воспеваются людьми несколько столетий подряд. Он бесстрашный, сильный мудрый богатырь, который достигает поставленной цели.

Болезнь только укрепила характер Ильи. Богатырь стал выносливым и неуязвимым. В былинах Муромец описан как отважный воин, который готов отдать жизнь за Родину. Мужественно бился с печенегами, половцами, хазарами. Рубил врага сильной рукой, как сорную траву выбрасывал. Воин свободно владел палицей в сорок пудов. Для описания силы Ильи постоянно в текстах былин использовались гиперболы.

Примером мужества и силы богатыря служит освобождение города Чернигова. Жителей спас витязь и от врагов, и от голодной смерти. За его геройство жители Чернигова предлагали золото и почести, но Илья от всего отказался. Смелость и находчивость показал Илья в битве с Соловьём-разбойником. Также богатырь показал свою доброту, ведь он не зарубил Соловья, а связал и доставил в столицу. Воин всегда готов помочь обиженному.

Добрый, сильный духом и телом. За отвагу князь Владимир назначил старшим среди всех богатырей. Служит витязь Родине бескорыстно. Несмотря на огромное количество побед, Илья никогда не хвастался. В былинах сказано о том, что Илья был христианином. Старость богатырь провёл в монастыре. Былины описывают Илью, как человека высокого роста, крепкого, с русыми волосами, черными густыми бровями и бородой с проседью.

Илья Муромец был для народа идеалом честности, бескорыстия, самоотверженного служения Родине.

7 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах

Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Жизнь старухи Изергиль

    «Старуха Изергиль» — это замечательная и поучительная история в стиле знаменитого романтизма, которая была написана ещё юным Максимом Горьким на закате девятнадцатого века (1895 год).

  • Сочинение Моё любимое стихотворение Маяковского

    Владимир Маяковский – один из известнейших русских поэтов двадцатого века. Помимо поэзии, Маяковский был кинорежиссёром, сценаристом и актёром. Произведения автора всегда удивляли и шокировали читателей

  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика зрителя 7 класс

    Вы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.

  • Анализ рассказа Дочь Ивана, мать Ивана Распутина

    Те, кто прочитал большое количество разных произведений, которые написал Распутин, наверное, отметили, что при прочтении их иногда захватывает дух. А ведь это может сделать не каждый поэт.

  • Анализ рассказа Лебедянь Тургенева

    Произведение является одним из писательских рассказов, повествующих о человеческих взаимоотношениях. Повествование в рассказе осуществляется от лица автора, который в определенный промежуток времени

  • Доклады
  • Люди
  • Илья Муромец

Илья Муромец — входил в тройку богатырей Древней Руси по старому былинному эпосу. Он олицетворял идеал всего народа — воина-героя, готового защищать своё государство от всяких неприятелей.

По легенде он родился в крестьянской семье, но о его родителях ничего неизвестно. До 33 лет он был поражен параличом ног и не мог не то что ходить, а даже встать. Но затем, приходят волхвы и исцеляют его, одаривая его силой. После этого, он становится самым сильным богатырём на Руси и сражается со многими разбойниками. И в конце концов он окаменевает.

Первым его подвигом было спасение и защита города Чернигова от кочевников. Дело в том, что когда волхвы дали ему испить целебную воду и тем самым одарили силой, они сказали, где найти коня, доспехи и отправили к князю Владимиру. Найдя всё это, богатырь отправился к Владимиру, но по пути сумел совершить подвиг.

Въехав в город, жители рассказали ему, что к ним зачастил наведываться Соловей-разбойник, который делал жизнь населения только хуже. Взяв в плен Соловья (ученые полагают, что Соловей — это глава разбойничьей шайки), Илья отвёз его к князю. Там он сказал разбойнику свистнуть, и когда тот это сделал, несколько человек погибли. И чтобы никому больше разбойник не принёс зла, богатырь лично казнил его, отрубив голову.

Так как сам Илья был крестьянином по происхождению, то простой народ любил его, так как он был одним из них. Но эта эту любовь не разделял со своими подданными князь. Однажды, он запер богатыря у себя в подвале на 3 года, не давая воды и пищи, желая убить его. Но дочь князя скрывала то, что она носила богатырю еду. И вот, как-то на великий Киев напал Калинин-царь, однако князь не знал, что Илья жив и признался, что убил его. А дочь его сказала, что богатырь жив.. И чтобы спасти город, Владимиру пришлось просить прощение, а также защиты для себя и Киева. Освободившись, Илья расправился с царём.

У великого русского богатыря насчитывается множество подвигов, примерно около 53. Но он только былинный герой.

Однако, существовал также и прототип Ильи Муромца. Это был Илия Печерский, живший в XII веке. По летописям, у него в раннем возрасте был паралич конечностей, но потом он излечился и тоже стал обладать силой, но не такой большой. Примерно в 40 лет ушёл в монастырь и через несколько лет умер.

Сообщение про Илью Муромца

Илья Муромец – один из самых популярных древнерусских богатырей. Он герой нескольких десятков былин киевского цикла. Является воплощением народных представлений об идеальном воине, носителе духовных традиций. В его честь установлены памятники, возведены часовни, назван водопад и остров на Днепре. Ему посвящены произведения изобразительного искусства, мультфильмы и кинофильм.

Долгий период времени принято было считать, что образ Ильи Муромца придуманный. Однако исследования, проводившиеся в конце двадцатого века, подтвердили предположения некоторых учёных о том, что такой человек реально существовал и многое из того, что говорится о нём в былинах, правда. Воспользовавшись методом реконструкции по черепу, С.Никитин даже воссоздал скульптурный портрет Муромца.

Первые письменные упоминания в исторических документах об этой неординарной личности датируются шестнадцатым веком. Возможно, что более ранние рукописные источники, свидетельствующие о славных деяниях Ильи, были специально уничтожены потомками дружинников-бояр, которым не нравилось его крестьянское происхождение.

Принято думать, что родился Илья Муромец в двенадцатом веке. Но точно не установлено, где именно. По одним предположениям место его рождения – деревня Карачарово, по другим – Муром. Есть также гипотезы, что малая родина данного богатыря – Карачев, который находится в Брянской области, или Моровийск (Черниговщина).

До тридцати трёх лет он был калекой и лежал на печи, поскольку от рождения имел нарушения в деятельности опорно-двигательного аппарата. Старцы-странники исцелили его при помощи колодезной воды и сказали, что Илья должен служить киевскому князю Владимиру Мономаху и быть защитником русской земли.

Илья Муромец совершил немало подвигов. Если верить результатам исследований мумифицированных естественным путём мощей преподобного Ильи Печерского, с которым отождествляют былинного богатыря, потом он принял монашество. Уже будучи монахом получил прозвище Чоботок, ибо однажды ему пришлось обороняться от нежданно напавших врагов с помощью сапога, который он ещё не успел надеть на ногу. Столь смешное оружие не помешало герою одолеть неприятелей.

О монашеской жизни Ильи не известно ничего. Умер он от неизлечимой раны, полученной в грудь острым копьём. Похоронен в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Канонизирован в 1643 году.

4 класс

Картинка к сообщению Илья Муромец

Илья Муромец

Популярные сегодня темы

  • Мировой океан

    Основную часть гидросферы занимает Мировой океан (МО). Рассматривая земной шар, несложно заметить, что континенты, подобно островкам, расположены в мировом океане.

  • Археологические памятники палеолита

    Ученые разделяют каменный век на различные временные периоды, которые имеют определенные названия, характеризующие их. Первый временной отрезок – период называют палеолитом.

  • Белоруссия (Беларусь)

    Белоруссия – государство в Восточной Европе. Расположено на границе с Россией, Украиной, Польшей и странами Балтики.

  • Первый автомобиль

    Создание автомобиля, без преувеличения является одним из самых знакомых витков в развитии техники и конструкторской мысли. Стоит отметить, что предшествовал машине паромобиль Ж. Кюньо

  • Медуница

    Из поколения в поколение нам передается множество натуральных рецептов для лечения от наших предков, которые не имели других препаратов, кроме как лесных трав. Природа России полна различными

  • Творчество художника Кипренского

    Постараемся рассмотреть творчество замечательного живописца Ореста Кипренского, считавшегося мастером портрета, так как его творения поражают всех людей.

О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты — верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, — говорит он. — Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен — «не владел ногами» — и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», — предсказывают они.

Научное обоснование

А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени — 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.

Рассказ о илье муромце 5 класс по однк

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе

Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри — не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец — крестьянский сын, Алеша Попович — сын священника из Ростова, Добрыня Никитич — княжеского рода, Ставр — боярин, Иван — купеческий сын.

Илья Муромец — единственный из русских витязей — крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила — и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-пофессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.

Рассказ о илье муромце 5 класс по однк

Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.НикитинИнок Печерского монастыря

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище — «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.
***
Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая — о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

Илья Муромец

Полное имя: Илья Муромец сын Иванович
Дата рождения: ≈05.09.1143
Место рождения: с. Карачарово, Владимирская область
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Богатырь
Дата смерти: ≈1188 (≈45 лет)

Детство и юность богатыря

Точных данных о жизни героя древнерусского эпоса богатыря Ильи Муромца нет. Впервые он упоминается в летописях в 1574 году. Многие исследователи отождествляют Илью со святым Илией Муромским (Печерским) – святым, у которого отсутствует каноническое житие. Известна лишь дата его смерти. Поэтому некоторые события жизни Ильи можно только предположить, исходя из былинных сюжетов.

Больше всего фактов свидетельствует в пользу того, что Илья родился 5 сентября 1143 года во Владимирской области в селе Карачарово. Сейчас оно относится к городу Мурому. Из дошедших до нас источников известно, что его родители были верующими крестьянами, уже немолодыми к моменту рождения сына Ильи. Отца звали Иван Тимофеевич, мать – Епестенья (Ефросинья) Яковлевна, по другим источникам – Александровна, по фамилии они были Гущины. До сих пор в Муроме живут потомки героя.

Былины рассказывают, что русский богатырь просидел сиднем в батюшкином доме на печи примерно до 30 лет, пока его не исцелили пришедшие в село странники – «калики перехожие». После чего он получил способность ходить и недюжинную физическую силу. По останкам святого богатыря, которые находятся в Киево-Печерской лавре, ученые определили, что Илья был действительно сильным, развитым человеком и страдал спондилоартрозом – заболеванием суставов, похожим на радикулит.  Могло быть так, что калики, поставившие его на ноги, были лекарями-костоправами и вправили ему позвонки.

Илья Муромец и его родители

Илья Муромец и его родители

Жизненный путь: легенды и факты

  1. 1168 год – Илья отправляется в Киев, чтобы служить князю Владимиру. Речь идет не о Владимире Красно Солнышко, который упомянут в былинах. Он умер в 1015 году, но народная молва продлила ему жизнь, сделав героям богатырских былин. И даже не о Владимире Мономахе – он закончил свою жизнь в 1125 году. Скорее всего, богатырь едет к Владимиру Мстиславовичу, который дважды захватывал и некоторое время удерживал власть в Киеве, поскольку это было время княжеских междоусобных войн. Большую же часть своей военной биографии Илья служил князю Святославу – правнуку Мономаха, – защищая Русь от половцев, а в дальнейшем – его сыну Игорю.
  2. К 1168 году относится и его наиболее известный подвиг – победа над Соловьем-Разбойником по дороге в Киев. Направлявшиеся в город торговые караваны нередко подвергались нападениям половцев и разбойников – хорошо обученных воинов, устраивавших засады и грабивших торговцев. Скорее всего, Илья победил одного из них, которого прозвали Соловьем за умение оглушительно свистеть. Он освободил прямой торговый путь к столице и завоевал благодарность не только правителя, но и народа.
  3. 1168–1178 годы – время военных походов. Будучи проницательным политиком, Святослав стремится объединить князей в целях противостояния внешнему врагу. Он предпринял первый успешный поход, в котором участвует и Илья. Разгромлено немало вражеских полчищ. По легендам, богатырь побеждает противников с помощью чудесных предметов – меча-кладенца и булавы, подаренной богатырем Святогором.
  4. Святослав принимает Илью в свою дружину. Крестьянский сын становится участником всех битв десятилетия, а затем – прославленным воином. Одно из преданий приписывает ему прозвище «Чеботок», полученное после того как Илья отбился от врагов чоботом, или сапогом.
  5. Защита границ страны, битвы с иноплеменными захватчиками, среди которых хазары, половцы, татары и полумифические Калин Царь, Тугарин, Идолище Поганое; походы в дальние земли, дружба или единоборство с другими богатырями, ссора с Владимиром Красно Солнышко – распространенные сюжеты былин. Они до сих пор не исследованы до конца, так же как и их связь с реальными историческими фактами.
  6. 1185 год – сын князя Игорь Святославич собирает дружину из семи тысяч воинов, которая отправляется в поход в половецкую землю. Русское войско терпит жестокое поражение. Это событие описано в «Слове о полку Игореве». В бою участвует Илья, чудом избежав гибели. После этих событий он принимает решение стать монахом и больше никогда не брать в руки оружия.
  7. В том же 1185 году Илья приезжает в Киево-Печерскую лавру. Постригший его игумен Василий выражает надежду, что воин будет защищать монастырь от половецких набегов, но Илья твердо заявляет о своем решении. Он принимает имя Илии, в честь пророка, и ведет аскетический образ жизни.
  8. 1 января 1188 года князь Рюрик Ростиславович нападает на Киев, приведя с собой союзников половцев (битва упоминается в «Повести временных лет»). Они врываются в лавру. Инок Илия, видя поругание святыни и смерть братьев, все-таки поднимает меч, но гибнет от удара копья в область сердца. Ему было примерно 45-50 лет.
  9. 1643 год – Илия, в числе 69 подвижников лавры, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
  10. 1963 год – состоялось первое исследование мощей Илии Печерского.

Богатырь Илья Муромец

Был ли женат Илья Муромец?

Документальных источников, подтверждающих, что легендарный богатырь был женат и имел детей, нет. Да и времени обзаводиться семьей у него было не так много. Тем не менее в былинах встречаются детали, указывающие на то, что и Илье Муромцу ничто человеческое было не чуждо.

В ряде текстов упомянута богатырша Савишна, которая трижды вызывала Илью на бой. Только в третьей схватке богатырю удалось победить ее, после чего он женился на побежденной, тронутый ее красотой. Но Савишне больше нравилось не заниматься домом, а участвовать в богатырских поединках. И однажды она заменила Илью в бою с Тугарином-змеем.

Кроме Савишны былины рассказывают и о другой женщине богатырской силы – Златогорке, в которую Илья был влюблен некоторое время. Она родила ему сына Сокольника (по другой версии – дочь). Об этом пишет Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь». В сборнике Николая Ончукова «Печорские былины» вместо Златогорки в качестве матери Сокольника упоминается уже некая «вдова калачница» из «земли Тальянской».  Сам же Сокольник разыскивает Илью, чтобы отомстить отцу, оставившему мать. Богатырь едва не убивает своего сына, прежде чем узнает его.

Заключение

Героический образ Ильи вошел в сознание и культуру народа как пример силы духа, веры и любви к Родине. Он сохранился не только в русском фольклоре, но и в эпосе других стран. Германские эпические поэмы и норвежские саги рисуют Илью Муромца как благородного русского князя или чужестранного короля. Он вдохновлял писателей и поэтов – например, Алексей Толстой посвятил Илье Муромцу балладу, а художники Виктор Васнецов, Николай Рерих, Василий Верещагин, Константин Васильев – свои живописные произведения.

Картина В. Васнецова «Богатыри» (Илья Муромец в центре)

Картина В. Васнецова «Богатыри» (Илья Муромец в центре)

Да и в работе над первым советским широкоэкранным фильмом «Илья Муромец» были использованы костюмы, созданные по эскизам к картине Васенцова «Богатыри». А в 2007 году начали появляться и отечественные мультфильмы о приключениях русских богатырей. Однако белые пятна в жизнеописании богатыря, чтимого Русской православной церковью, существуют, и задача ученых – по возможности устранить их.


Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», анализ которой является предметом настоящего обзора, повествует о временах Киевской Руси. Цикл произведений про этого богатыря пользовался большой популярностью среди русского народа, а в настоящее время входит в школьную программу по литературе. Данные произведения устного народного творчества отражают исторические реалии Древней Руси, поэтому интересны не только с художественной, но и с литературной точки зрения.

Описание леса

Сжатой, но детальной характеристикой событий отличается былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Анализ старинной песни должен включать подробный разбор природы, что позволит школьникам лучше понять обстановку, в которой произошло главное событие произведения. Неизвестный автор использует красочные присказки, повествуя о том, что по дорожке возле города никто пешком не ходит и на коне не ездит, и даже звери и птицы здесь не обитают. Эти эпитеты, перечисленные в песенной форме, прекрасно передают мрачную атмосферу дремучего леса, который проезжает герой. Далее следует один из важных моментов в произведении: это описание боя героя с врагом.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно – ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Образ героя в сражении

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», анализ которой, следуя композиции песни, нужно разделить на несколько смысловых частей, акцентирует внимание на ратных подвигах богатыря. В строчках, посвященных бою, автор несколько раз повторяет слово «сила», используя его на разные лады, желая в максимально выразительной форме передать мощь вражеской армии, которую побил герой. Стремясь подчеркнуть подвиг персонажа, он подробно говорит о том, как воин уничтожил противника, побив, потоптав его конем и поколов копьем.

Герои былины Илья Муромец и Соловей-разбойник – кто они?

Каждый россиянин, украинец, белорус с детства знает о таком сказочном герое как Илья Муромец, ставшем


буквально олицетворением славянских силы, героизма и верности долгу. Само слово «богатырь» непроизвольно ассоциируется, прежде всего, именно с Ильей Муромцем, описываемым как необычайно могучий, суровый и доблестный воин. Последние поколения жителей стран, возникших на месте Древней Руси, то есть, России, Беларуси и Украины, знают об этом персонаже в основном лишь из литературно обработанных детских книжек и учебников, и откуда, действительно, он происходит, в основном известно лишь специалистам. Илья Муромец – герой былин – эпических песен, родственных скандинавским сагам, описывающих подвиги древнерусских воинов XI – XIII вв., т.е., домонгольского периода. Былины сочинялись


не столько для того чтобы сохранить в памяти народа имена и подвиги героев, сколько чтобы занять досуг людей в застольях, на торжественных встречах и т.п. Их слушали подобно тому, как сегодня мы смотрим художественные кинофильмы о войнах, особенно не вдаваясь в достоверность показанных событий. Поэтому в них не выверена хронология событий, события совершенно разных лет переплетаются между собой, много взято из сто раз пересказанных и переиначенных народных преданий. Так, в одной из былин говорится, что Илья Муромец был знаком с другим богатырем – Алешей Поповичем, другая былина повествует, что Алеша Попович погиб в битве с монголами на реке Калке, то есть, в 1223 г. Однако еще одна былина рассказывает об Илье Муромец и Тугарине (Тугоркане), тогда как кипчакский хан Тугоркан погиб в 1096 г. Получается, если верить былинам, Алеша Попович прожил окола полутора столетий, причем оставаясь боеспособным! Сочинители былин, конечно, не изучали ни документов, ни летописей, они просто вспоминали известные им предания, часто путая одно с другим. Но это, конечно, не означает, что в основу былин не были положены реальные события, и задача историков в том и заключается, чтобы по былинам, летописям, преданиям восстановить настолько, насколько это возможно, картину реальных событий.

Биография Ильи Муромца в былинах описана достаточно подробно. Сообщается, что до 33 лет он был прикован к постели, будучи не в состоянии пошевелить ни руками, ни ногами. Однажды к его дому подошли волхвы – часто упоминающиеся в былинах и летописях люди, обладавшие какими-то магическими способностями, по всей вероятности, служители славянских языческих культов. Волхвы попросили его принести им воды, на что Илья ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Однако волхвы настояли, и тогда он неожиданно встал и принес воды. По просьбе волхвов он сам выпил принесенной воды и разом выздоровел. Затем он выпил еще раз и обрел необыкновенную физическую силу, отчего невольно стал все вокруг сотрясать и рушить. Тогда он выпил воды в третий раз, и сила его уменьшилась наполовину, однако, все равно, осталась небывало мощной. Волхвы же сказали ему, что он должен идти в Киев, чтобы поступить на службу князю Владимиру. Князь Владимир – тоже часто упоминаемый в былинах персонаж, однако о каком именно Владимире идет речь, нигде не уточняется. В прошлом былинный Владимир часто ассоциировался с Владимиром Святославичем Красно Солнышко – четвертым верховным князем единой Руси, упорядочившим управление ею и введшим христианскую религию в качестве государственной. Однако более тщательный анализ всей содержащейся в былинах информации, сопоставление фактов позволяет сделать вывод, что речь идет скорее о Владимире Мономахе, княжившем в Киеве с 1113 по 1125 гг. О встречах Ильи Муромца с князем Владимиром разные былины


сообщают несколько раз. Таким образом, по всей видимости, Илья Муромец жил в первой половине XII в., в эпоху борьбы Руси с кипчаками-половцами. Это приводит к заключению, что реальным прототипом его был известный силач Илия Печерский, родившийся как раз в городе Муроме, когда-то, согласно своему житию (церковному жизнеописанию) перенесший тяжелую болезнь, а после чудесного исцеления принявший крещение. Он известен как монах Киево-Печерской лавры, и в 1988 г. исследовавшая его мощи экспертиза установила, что в детстве он перенес паралич конечностей. Согласно былине, Илья распрощался со своими родителями и, отправившись в Киев, первоначально посетил – по указанию волхвов, огромный камень, который сдвинул с места и обнаружил там оружие, доспехи и коня. Со всем этим он и явился на службу князю. Предание об обнаружении богатырского оружия, скрытого под камнем или вонзенного в него, либо находящегося в опасном месте, широко распространено у разных народов (например, Экскалибур короля Артура). По всей видимости, сказители внесли этот эпизод в былину для усиления героического образа Ильи, но к реальному Илье Муромцу эта история не имеет отношения.

Самый известный ныне подвиг Ильи Муромца – победа над былинным злодеем Соловьем-разбойником. Об этом повествует отдельная былина, начинающаяся следующими словами:

Далее, как сообщается, Илья обнаруживает, что Чернигов осажден многочисленным вражеским войском, вступает с тем в схватку и громит. За это черниговцы приветливо встречают его и предлагают быть у них в городе воеводой, однако Илья заявляет, что он приехал не за этим и просит показать ему прямую дорогу на Киев. Черниговцы же ответили ему, что прямая дорога пришла в негодность и заросла, потому что по ней никто не смеет ни проехать, ни пройти пешком:

Далее отмечается, что окольный путь до Киева в два раза длиннее (тысяча верст вместо пятисот по прямому), и Илья направляется по прямой дороге. От свиста Соловья-разбойника его конь не может продолжать двигаться вперед, однако сам богатырь устоял и ранил противника стрелой в глаз. Сняв Соловья-разбойника с дуба, Илья Муромец привязал его к коню и повез в Киев, проезжая мимо его «гнезда», в котором сидят три его дочери и через покосившееся окно наблюдают, будучи не в состоянии сразу понять, то ли это Соловей везет Илью, то ли Илья Соловья. Наконец, до них доходит, что отец попал в плен, и они зовут на помощь своих мужей. Зятья Соловья-разбойника хватают рогатины и бегут убивать Илью Муромца и освободить тестя, но Соловей уговаривает их не вступать в схватку с богатырем, а договориться с тем по-хорошему, пригласив в дом и встретив едой и питьем. Илья, однако, на уговоры не поддается и везет Соловья дальше в Киев. В Киеве князь Владимир желает лично увидеть, какое разрушительное действие производит свист Соловья-разбойника и приказывает тому засвистеть. Однако Соловей высокомерно отказывается, говоря, что выполнит требование только того, кто сумел захватить его в плен. Тогда ему приказывает Илья Муромец. Однако Соловей прежде требует чашу вина, говоря, что из-за полученных в бою с ним ран не может иначе засвистеть. Выпив же вина, он издает свой ужасающий свист:

После этого Илья Муромец увозит его в поле и отрубает ему голову со словами:

Безусловно, за песенным преданием стоят реальные события. Тем более, что приметы места, где Илья Муромец захватил в плен Соловья-разбойника, настолько подробно приведены в разных вариантах былины,


что исследователям не составило особого труда его разыскать. В былинах указываются город Муром, село Карачирово (или Карачарово), Чернигов, Брынские (Брянские) леса, речка Смородина, тридевять дубов. Все это отсылает к селу Девять Дубов Хотынецкого района Орловской области России, находящемуся в


одном километре от границы с Брянской области, где находится и древний город Карачев, недалеко от которого протекает река Смородиновка. Путь из Мурома в Киев, действительно, пролегал через Брянщину и Чернигов. Однако то, что Илья направился сражаться с разбойником от Чернигова, является, скорее всего, былинной ошибкой: Чернигов находился уже позади Брянских лесов, от него до Киева оставалось не так уж далеко. Вероятно, здесь слились два самостоятельных предания: одно – о победе Ильи над Соловьем, другое – о спасении им Чернигова. Сочинитель былины уже вольно связал эти два события в одну историю, не позаботившись о географической точности.

Кто же такой Соловей-разбойник? Иногда его изображают в виде демонического существа – получеловека-полуптицы, исходя из его имени и умения свистеть по-соловьиному. Однако это уже поздняя мистификация предания. В былинах облик Соловья-разбойника, вообще, почти не описывается, но можно понять, что он умеет сидеть верхом на коне, что у него есть большая семья, члены которой живут в «гнезде», однако имеющем какое-то покосившееся окно, орудуют рогатинами, употребляют в пищу обычную человеческую еду, сам же Соловей разговаривает с князем Владимиром и пьет вино. По былинам получается, что Соловей-разбойник – в полной мере человек, а «птичье» имя его – скорее прозвище за умение свистеть, и живет он с семьей в обычном человеческом доме, который просто по аналогии с его прозвищем назван гнездом. На изображениях эпохи Московского государства, ну, и оттуда – на картинах художников Нового Времени, Соловей-разбойник предстает в облике степного кочевника: с характерными монголоидными чертами лица, одетый в тюркский костюм. Но это, скорее всего, отсылка к вековому противостоянию Руси со Степью: с хазарами и печенегами, половцами, затем монголо-татарами. То есть, у художников любые враги Руси ассоциировались в первую очередь со степняками, поэтому соответствующим обликом наделили и былинного Соловья-разбойника. Хотя Соловей назван разбойником, в былинах нигде не упоминается, что он грабил своих жертв, присваивал чье-то имущество. Фактически он просто перекрыл кратчайшую дорогу на Киев, свистом убивая всех, кто пытался пройти по ней. С ним никто, кроме Ильи Муромца, не мог справиться. Соловей явно ни во что не ставит такую властную и грозную фигуру как киевский князь, даже будучи плененным, требует себе чашу вина, и требование исполняется. Таким образом, Соловей-разбойник – это не птица и не какой-то скрывающийся в лесах преступник. Это – человек, обладающий значительной силой и пользующийся значительным уважением в обществе того времени: только такой человек мог высокомерно вести себя с правителем могущественной страны и предъявлять какие-то требования, будучи в плену у князя.

Ответ на данный вопрос приходит из русских летописей. Как значится, территория современных Брянской и Орловской областей России во времена Древней Руси была западным участком расселения восточнославянского племенного объединения вятичей. «Повесть временных лет» описывает вятичей и живших с ними по соседству радимичей и северян в дохристианскую эпоху как народы, жившие в лесу «подобно зверям», сквернословившие при отцах и невестках, употреблявших в пищу «все нечистое», похищавшие невест во время праздников и имевшие по нескольку жен. Понятно, что столь грубое описание вятичей летописец осуществил с точки зрения раньше других восточнославянских племен принявших христианскую веру и живших по строгим патриархальным традициям киевлян. Однако из него можно заключить, что у вятичей вследствие удаленности их территории от важных торговых путей очень долго сохранялись пережитки первобытнообщинного строя, и даже в хозяйстве важную роль играли первобытные элементы (собирательство, использование для жилья естественных природных укрытий). После объединения восточнославянских земель вокруг Киева и обращения в христианскую веру вятичи, привыкшие к первобытному равноправию, испытывавшие вследствие невысокой развитости хозяйства сильный страх перед природными стихиями и потому боявшиеся оставить культы якобы управлявших этими стихиями языческих богов, очень тяжело приспосабливались к жизни в условиях развитой государственности и политического единоначалия. Киевский князь виделся им чужеземцем и узурпатором, навязывавшим им – вольным жителям лесов, свои порядки, обиравшим их во время сборов дани, а насаждение христианской религии – посягательством на их духовную самобытность. Даже столетие спустя княжеская власть в землях вятичей держалась плохо, и Владимир Мономах, который, по всей видимости, и является тем князем Владимиром, у которого служил Илья Муромец, совершил на них несколько военных походов. То есть, Илья Муромец, проезжая через Брянские леса, следовал по, говоря современным языком, «горячей точке» – территории, население которой было охвачено сепаратистскими устремлениями, нежеланием признавать верховную власть киевского князя. Подавить сепаратизм вятичей было сложно и потому, что они часто селились первобытным образом в глубине лесов, где составлявшая главную ударную силу княжеского войска конница не могла развернуться в боевом порядке и легко маневрировать среди деревьев. В культурных и экономических центрах вятичской земли, расположенных в речных долинах, конечно, держалась официальная власть и заседали младшие князья и княжеские наместники, но в более отдаленных, лесистых районах реальная власть находилась у местных вождей, не признававших киевского князя своим правителем. Не зря Соловей-разбойник сидел в лесах у березы на дубу, и там же где-то находилось его «гнездо».

Таким образом, Соловей-разбойник был, вероятно, вятичским племенным вождем, как сказали бы сейчас, «авторитетом», отказывавшимся повиноваться центральной власти. Поэтому он даже в плену отказался подчиняться киевскому князю, мотивировав, что не тот его победил, а Илья Муромец. По-видимому, он принадлежал к местной родоплеменной знати, поэтому и требовал к себе уважительного отношения в плену, сказал принести ему чашу вина, что было исполнено. Слово «Соловей» в те времена могло быть личным именем человека, могло быть прозвищем, данным за умение свистеть (что и следует из былины), щебетать по-птичьи, петь или красноречиво говорить. То, что в былине не упоминается христианское имя Соловья, возможно, означает, что, отказавшись повиноваться киевской власти, он отрекся и от христианской веры, посчитав ее чуждой и навязанной ненавистным Киевом, хотя упомянутое в былине его отчество – «Одихмантьев», напоминает по структуре христианское имя. Возможно, отец его был христианином, но сам он, решив вести борьбу с Киевом, отказался от крещения и оставил себе лишь традиционное славянское имя. Разумеется, убивающий все вокруг его свист – это мистификация, отнесенная к распространенному в мифологии народов мира сюжета о существах, убивающих людей и животных голосом. Подобные мифы существовали и у славян, и сочинитель былины отождествил с ними свист Соловья-разбойника. В действительности сам по себе свист и звериный крик, о которых говорится в летописи, скорее означают условные звуки, с помощью которых враждебные Киеву вятичские отряды, руководимые Соловьем, координировали свои действия в лесах. А необыкновенные последствия свиста: смерть или падение без


чувств людей и животных, преклонение к земле лесов, вероятно, аллегория, означающая сильное влияние, которое Соловей имел в вятичской земле и страх, который он наводил на симпатизировавших Киеву соплеменников. То есть, Соловей-разбойник был знатным предводителем


непокорных Киеву вятичей, укрывшихся от княжеской власти в лесах и громивших в лесных дебрях княжеские отряды, и его влияние было настолько велико, что сторонники Киева в вятичской земле не могли чувствовать себя в безопасности. Это, в общем-то, обычная картина во всех регионах, которые по каким-то причинам плохо контролирует центральная власть: помимо формальных ее представителей там всегда действуют местные авторитеты и подпольные лидеры, превращающиеся фактически во вторую, подчас даже более влиятельную, власть.

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике выглядит как продолжение былины об исцелении Ильи Муромца. Однако это тоже может быть искусственная увязка сочинителя для придания сказанию более связанного и романтического облика. Разумеется, в реальности, как бы ни был силен Илья Муромец, едва ли он решился бы в одиночку ехать по настолько опасной дороге, которую все обходят стороной. Несомненно, его сопровождал отряд бойцов, с помощью которых он и взял в плен Соловья-разбойника. Вполне вероятно,


что история эта произошла не тогда, когда Илья ехал из родного Мурома на службу в Киев, а уже потом – когда он уже служил князю Владимиру. Он мог быть нарочно послан киевским князем во главе отряда дружинников захватить установившего свою власть над землей вятичей Соловья. Как следует из былины, люди из рода Соловья попытались освободить своего предводителя, однако Соловей по каким-то причинам (возможно, опасаясь, что это приведет к неравной для его соплеменников большой войне с Киевом) убедил их не делать этого. Что же касается былинной демонстрации Соловьем убийственной силы своего свиста в Киеве, то под этой аллегорией может подразумеваться обыкновенный его допрос как пленника, на котором он поведал о том, насколько еще силен независимый дух вятичей, сколько еще людей готово любой ценой противостоять Киеву, чем глубоко поразил князя и киевских сановников. Потому Соловей по преданию и засвистел лишь когда это ему велел Илья Муромец и лишь после того как выпил чашу вина: как знатный пленник, он согласился отвечать на вопросы лишь после того, как его приняли достойным образом. Но былина, как уже говорилось, сочинялась для потехи людей, а не для обучения их исторической фактологии. Во время ее появления все ее аллегории, вероятно, были вполне понятны людям. Но поколения спустя сама история забылась, и песенное повествование о двух противниках – Илье Муромце и Соловье-разбойнике, превратилось в миф.
13 923

Раскрытие персонажа в беседе с жителями

Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» необходимо продолжить тщательным разбором поведения героя во время разговора с черниговцами, которые за его ратный подвиг просили его стать своим воеводой. Здесь необходимо отметить исторические реалии, отразившиеся в песне: звание воеводы в рассматриваемое время было военным, в его функции входила обязанность обороны и защиты города от неприятельских нападений, осад, ведение войск в битву или организация народного ополчения. Поэтому такая просьба со стороны жителей означает признание его воинских заслуг и воинской доблести. Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» должен включать раскрытие характера богатыря через его речь, язык. Он говорит простым народным языком, в его словах звучат знакомые читателю песенные эпитеты, что сближает его с простыми мужичками из города Чернигова. Второй важный момент в данной сцене – это прямолинейность и скромность героя. Воин не говорит о своих подвигах, об опасности, которая его поджидает на пути в Киев, его интересует только сам путь в столицу, и он просит собеседников объяснить ему дорогу.

Биография Ильи Муромца (краткое содержание). Легенда о восстановлении

Родился Илья под городом Муромом в селе Карачарове, где и прожил свою жизнь до 33 лет. В день рождения Муромца в его дом пришли вещие старцы, которые попросили подать им воды. В этот день случилось невозможное. Муромец объяснил гостям, что он не может встать, но они словно не слышали ничего, что будущий воин хотел им объяснить. Они настаивали на своём и просили его, пока Илья не почувствовал невиданную силу и впервые в своей жизни не встал на ноги.

Удивительно, но учёные, которые исследовали мощи Муромца, подтвердили, что костная ткань полностью восстановилась, и это нельзя не назвать чудом.


Смотреть галерею

Первое упоминание отрицательного героя

Понять особенности народного русского творчества позволяет описание былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». В ней отразилось историческое мышление древнерусского общества, в частности, то, как люди того времени представляли себе врагов своей родной земли. Поэтому несмотря на сказочность и фантастичность внешности и поведения злодея, в нем, несомненно, угадывается собирательный образ неприятелей, с которыми древнерусские князья со своей храброй дружиной воевали за границы молодого государства. Из рассказа жителей Чернигова читатель впервые получает представление о том, как выглядит будущий главный противник богатыря. Характеристика былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» поможет школьникам понять особенности ви́дения русским народом врага: он свистит как птица и рычит как зверь, живет в дубу, и от его криков вся природа в буквальном смысле содрогается, а проезжий погибает.

Характеристика главных персонажей

В этой былине два главных персонажа: Илья и Соловей. Именно вокруг них развивается весь сюжет повествования. Их характеристика поможет ученикам правильно составить описание для читательского дневника, а, значит, лучше представить внешность героев и их характер.

Илья Муромец

Былинный герой, русский богатырь. Характеристика Ильи Муромца не так проста, как кажется на первый взгляд. Согласно легендам он пролежал недвижимым калекой до 33 лет. Затем был чудесным образом излечен каликами перехожими, которые наделили его богатырской силой.

Из недостоверных источников можно узнать, что у Ильи были сразу несколько прототипов. Однако с уверенностью утверждать, что это невымышленный герой тоже нельзя. Скорее всего, он собирательный образ защитников Руси.

О характере Ильи судить очень сложно. Он явно положительный герой, который всем помогает. Но если отталкиваться не только от одного сказания, а проанализировать сразу несколько былин с этим персонажем, то можно найти и отрицательные черты в его характере. Например:

  • Грубость — он довольно резко разговаривает с князем, когда тот обвиняет его во лжи.
  • Непокорность — он ссорится с правителем, значит, имеет довольно гордый нрав. Об этом можно судить из былины, в которой описывается Калин-царь и его татарское войско. Перед тем как отправить богатыря на битву, князь Владимир освобождает его из темницы.
  • Самоуверенность — несмотря на рассказы про Соловья, Илья в одиночку идёт на битву с разбойником. Между тем он не мог знать силу своего противника. Ведь даже богатырский конь стал спотыкаться под соловьиным свистом.

Так что положительный портрет этого богатыря в русских сказках можно написать, если только отталкиваться от его подвигов. Какой же это был человек в быту, мало известно. До наших дней не дошло даже словесного описания его обычной жизни (за исключением того, что Илья был пахарем).

Он применял свою силу для добрых дел, а это характеризует Илью с положительной стороны. Ведь если задуматься, то не так важно, как мог выглядеть этот герой, или какой имел характер — важны только поступки. А добрых дел для Руси он сделал немало.

Соловей Разбойник

В отличие от Ильи Муромца, образ Соловья прост и понятен. Это злодей. В былинах он описывается как нечто среднее между человеком и чудищем. Обладает сверхъестественной силой — громким свистом, от которого все вокруг падают замертво.

Однако такое описание даётся людьми, которые сами его никогда не видели. Раз его никто не мог победить, и все умирали, то откуда горожане могли знать, как разбойник выглядит. Скорее всего, это тоже собирательный образ дорожных грабителей, а мистические способности были Соловью приписаны из-за страха. Ведь люди всегда склонны преувеличивать опасность, когда не могут дать ей рационального объяснения.

Если проанализировать текст былины, то становится понятно, что разбойник был не один, а как минимум с родственниками. Иначе откуда у него взялись три дочери с мужьями. Причём о девушках в тексте не говорится, что они были чудовищами или обладали сверхъестественной силой. Даже логово соловьиное описывается как какая-то жилая постройка с окнами, в которые дочки выглядывали своего батюшку: «Во том гнездышке да соловьиноем А случилось быть да и три дочери, а й три дочери его любимыих. Больша дочка — эта смотрит во окошечко косявчато».

С уверенностью можно сказать, что Соловей Разбойник обладал умом и хитростью. Когда зятья бросились ему на выручку, вооружившись рогатинами, то злодей остановил их. Он понимал, что силой с Ильёй им не справится, поэтому просил их подкупить богатыря вкусной едой и напитками. Здесь даже прослеживается некоторая забота разбойника о своих близких. А это характе́рная человеческая черта.

Хитрость пленник проявил уже в самом конце. Он понимал, что спастись не сможет, а вот навредить большему числу людей ещё в силах. Разбойник «подловил» князя Владимира на его недоверии к богатырю.

Пообещав свистнуть на потеху правителю, Соловей не только заполучил для себя вина, но ещё и умертвил весь народ, который пришёл посмотреть на злодея.

Характеристика богатыря в бою

Центральное место в произведении занимает сцена сражения между богатырем и злодеем. В данном случае следует обратить внимание школьников на поведение двух борцов. Неизвестный автор описывает неторопливость действий героя, который медленно взял лук, вложил в него стрелу, тщательно прицелился и выбил противнику глаз. Благодаря этому спокойному размеренному повествованию очень эпически звучит былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Характеристика героев в полной мере раскрывается именно в данном противостоянии. И если главный герой держится спокойно, уверенно, твердо, то его противник, напротив, действует изворотливо, как зверь. Недаром он наделен животными чертами: он свистит по-птичьи, кричит по-волчьему. Подобное противопоставление акцентирует внимание учащихся на храбрости богатыря и хищности разбойника.

Илья Муромец в бронзе


Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012


Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011


Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Происшествие в поле

Далее былина повествует о том, как родственники злодея захотели его освободить. Оказалось, что у Соловья были дочери, которые приказали мужам, зятьям нагнать витязя в поле. Автор акцентирует внимание на огромной численности вражеского сборища. Здесь следует указать школьникам на тот факт, что они даже не сумели попытаться отобрать у богатыря его добычу. Тем самым былина как бы подчеркивает, что сражаться с ним бесполезно, и если уж он одержал победу, то никакая вражеская сила не сможет взять над ним верх.

В городе Киеве

Следующий важный момент в произведении – это описание столицы, куда приехал герой вместе со своим страшным, но поверженным пленником. В этой сцене нашли отражение исторические реалии жизни того времени. Перед читателем встают картины городского быта, княжеские палаты, хоромы, двор, свита, храбрая дружина. Одно из главных мест в этой сцене занимает князь Владимир Красное Солнышко, любимый герой народных сказаний. Именно к нему во дворец и приезжает богатырь и рассказывает о своем подвиге. Слушатели дивятся сказанному, и тогда Илья Муромец ведет их во двор, где находится его связанный противник. Он приказывает ему продемонстрировать свою силу, и тогда злодей в присутствии князя и его дружины снова свистит и кричит по-звериному. Тогда главный отрубает ему голову. Сравнительный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» с другими произведениями про этого богатыря показывает, что этот любимый народный персонаж по-разному описывался в песнях. Он именуется то старым славным казаком, то храбрым воином или простым деревенским жителем. Однако главная черта этого героя – несокрушимая сила и готовность бескорыстно защитить Русскую землю от врагов красной нитью проходит через цикл сказаний о нем.

Жизнеописание


Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова


Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974


Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

  • Рассказ о имени макар
  • Рассказ о имени екатерина
  • Рассказ о имени владислав
  • Рассказ о имени настя анастасия
  • Рассказ о илье муромце 4 класс краткое содержание