Рассказ о христианской вере

Содержание: введение после долгой междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын святослава владимир 980-1015. при нем киевская

Реферат на тему: Принятие христианства на Руси 988 год

Содержание:

Введение 

После долгой междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще больше расширила свои границы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была предпринята попытка закрепиться на берегах Балтийского моря. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей его приспешники назначались управляющими в местных областях. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные границы государства. С целью культурной интеграции земель Владимир первоначально предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого, в 988 году, Владимир принял христианство. История принятия христианства показывает, что этот процесс был долгим и мало напоминал «триумфальное шествие» новой веры на Руси. Это было трудно и продолжалось много десятилетий, а то и столетий. С принятием христианства Россия стала одним из государств тогдашней культурной части населения мира. Именно с этого времени в России распространилась грамотность, появились школы. В новых монастырях развивается традиция летописания. Идет активный процесс строительства храма. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

Причины принятия христианства

Самые первые известия о проникновении христианства на Русь относятся к первым векам нашей эры. В IX веке Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге-957; второй-при Владимире 988.

После крещения Ольги христианизация Руси пошла быстрее. Россия поддерживала хорошие отношения и с Византией, и с Римской церковью, были и мусульмане, и иудеи.

Но обратиться в христианство было необходимо по некоторым причинам:

  • Это было необходимо в интересах развития государства, во избежание изоляции от всего мира.
  • Монотеизм соответствовал сущности единого государства, возглавляемого монархом.
  • Христианство укрепило семью, ввело новую мораль.
  • Способствовал развитию культуры-философии, богословской литературы.
  • Социальное расслоение требовало новой идеологии.

Принятие христианства ввело Россию в семью европейских народов, а язычество обрекло на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, которые относятся к язычникам как к нелюдям. При этом следует иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел только в 1054 году.

Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство путем создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привело к преодолению племенного сепаратизма и укреплению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае были связаны, по-видимому, с тем, что бог молнии считался главным в среде дружины. Только единобожие могло объединить страну и осветить авторитет единственной княжеской власти.

А сам Владимир думал о своей жизни, где было братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

С принятием христианства на Руси может стать возможным развитие культуры народа: грамотности, летописания, архитектуры и храмового строительства; все это во многом могло бы определить формирование самой русской христианской культуры.

Растущая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы высших слоев общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли не заставить Владимира задуматься о принятии единой веры для Руси.

Выбор веры

Важна и проблема «выбора веры», от решения которой зависел весь ход развития русской истории.

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о следующем событии. Владимир, после похода против ятвягов, вернулся в Киев и принес жертву идолам вместе со своим народом; старцы и бояре сказали: «Бросим жребий на отроков и девиц; на кого выпадет, того принесем в жертву богам.» В это время в Киеве жил варяг, пришедший из Греции и исповедовавший христианскую веру. У него был сын, прекрасный лицом и душой; и на этого молодого варяга пал жребий. Посланные из народа люди пришли к старому варягу и сказали ему: «Жребий пал на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву.» Варяг ответил: «У вас нет богов, но есть дерево; сегодня оно есть, а завтра будет гнить, не есть, не пить, не говорить, но сделано руками человеческими из дерева; и один Бог, которому служат и поклоняются греки, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; и что сделали эти боги? Я не отдам своего сына демонам!» Посланники передали эти речи народу. Толпа взяла оружие, подошла к дому Варягов и сломала ограду вокруг него; Варяг стоял в зале со своим сыном. Люди кричали ему: «Отдай своего сына богам.» Он ответил: «Если это боги, то пусть они пошлют одного бога, чтобы забрать моего сына, и о чем ты беспокоишься?» Яростный крик был ответом толпы, которая бросилась на варягов, срубила полог под ними и убила их. Несмотря на то, что отважный варяг пал жертвой торжествующего язычества, это событие не могло не произвести сильного впечатления. Язычество, идолы, были торжественно брошены вызов, они были торжественно прокляты; проповедь была произнесена громко; люди в пылу ярости убили проповедника, но ярость прошла, и страшные слова остались: «ваши боги-дерево; бог один, которому поклоняются греки, который все сотворил», — и владимирские идолы были безответны перед этими словами, и что могла сказать славянская религия в свою пользу, что она могла ответить на высокие требования, предъявляемые к ней проповедниками других религий? Самыми важными из них были вопросы о начале мира и будущей жизни. То, что вопрос о будущей жизни имел сильное влияние на языческих славян, как и на другие народы, видно из легенды о том, как болгарский царь обратился в христианство в результате впечатления, произведенного на него картиной Страшного суда. По русскому преданию, греческий проповедник употребил здесь то же средство и тоже произвел сильное впечатление на Владимира; поговорив с ним, Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и рассказывает им, что приходили проповедники из разных народов, каждый восхваляя свою веру. Наконец, пришли и греки, хулящие все другие законы, восхваляющие свои, много говорящие о начале мира, о его существовании, говорящие лукаво, любящие слушать их, и говорящие о другом мире: если кто войдет в их веру, то, умерев, воскреснет и не умрет после вовеки, но если войдет в другой закон, то на том свете сгорит в огне.

Так к Владимиру в Киев приехали представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Принц отверг ислам под тем предлогом, что он запрещает употребление вина. «Радость России-пить, без питья России не быть», — якобы ответил он на искушения мусульман. Он не принял иудаизм, потому что у евреев не было своего государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Он не принял предложение, сделанное посланцами папы, сославшись на то, что его бабушка тоже отвергла католицизм. Только проповедь представителя Православной Византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру лучшей, а греческие храмы и церковные службы-самыми прекрасными.

За всем этим скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

Это, прежде всего, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Таким образом, претензии папы на светскую власть, нежелание Католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, согласно которой князь был также главой религиозного культа. Православие было более терпимо к местным традициям, а Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Крещение Руси

В 987 году Россия и Византия начали переговоры о крещении. Владимир потребовал жениться на сестре императора Василия II-княгине Анне. Византия нуждалась в помощи русских в борьбе с восставшими. Император согласился выдать свою сестру Анну замуж за Владимира, но взамен сам Владимир должен был креститься и подавить восстание. Русский отряд отправляется в Византию, восстание подавляется, но греки не спешат выполнять условия брачного договора. Владимир собрал свое войско и в 988 году двинулся к центру византийских владений в Крыму-Херсонесу (Корсунь). Осада продолжалась несколько месяцев. Однажды в лагерь Владимира с осажденных стен была пущена стрела с запиской о том, что необходимо перекрыть водопровод. Ее написал священник Анастас.

Херсонес был взят, и Владимир послал гонцов в Константинополь требовать, чтобы Анна вышла за него замуж. В послании он обещал креститься. Здесь он и получил его, получив христианское имя-Василий.

Владимир вышел из Херсонеса с царицей и взял с собой Анастасия, священников и мощи святителя Николая. И Фивы, сосуды церкви, иконы, взяли два медных идола и четырех медных коней. По некоторым сведениям, митрополит Михаил, назначенный управлять новой русской церковью, тоже приехал во Владимир в Херсонес – весьма вероятная новость, поскольку Константинопольская церковь не могла медлить с отправкой этого человека, столь необходимого для установления нового порядка вещей на севере. По возвращении в Киев Владимир первым делом крестил своих сыновей и близких ему людей. Затем Он приказал свергнуть идолов. Это должно было положить начало обращению народа; свергнув прежние предметы почитания, нужно было показать их ничтожество. Это средство считалось самым эффективным почти всеми проповедниками, и так оно и было. Кроме того, усердие новообращенного не могло позволить Владимиру сохранить хотя бы на время идолов, которые стояли на самых видных местах города и которым, вероятно, не переставали приносить жертвы. Из низвергнутых идолов одних изрубили на куски, других сожгли, а главного, Перуна, привязали к конскому хвосту и потащили вниз с горы, а двенадцать человек избили идола палками: это было сделано не потому, что дерево чувствовало, а чтобы оскорбить дьявола, соблазнившего людей этим идолом: так пусть и он возьмет возмездие от людей. Когда они тащили идола к Днепру, народ плакал; а когда Перун плыл по реке, людям было поручено отталкивать его от берега, пока он не пройдет пороги.

Тогда они стали обращаться к киевлянам. Митрополит и священники ходили по городу с проповедью. По некоторым весьма вероятным сведениям, в этом деле замешан сам князь. Многие были радостно крещены. Но были и другие, кто не соглашался. Некоторые не хотели креститься не из-за сильной привязанности к древней религии, а из-за новости и важности дела, они колебались. Другие не хотели креститься из упрямой привязанности к старой вере. Видя это, князь употребил более сильное средство: он разослал весть по всему городу, чтобы на другой день все некрещеные пошли к реке, а кто не явится, тот будет противником князя. Услышав этот приказ, многие отправились на охоту, как раз те, кто раньше колебался из-за нерешительности, колебался, ждал только чего-то решительного, чтобы креститься; еще не понимая превосходства новой веры над старой, они, естественно, должны были основывать превосходство первой на том, что она была принята высшими: «Если бы новая вера не была хороша, князь и бояре не приняли бы ее», — говорили они. Одни шли к реке по принуждению, а некоторые яростные приверженцы старой веры, услышав строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса. На другой день после оглашения княжеского приказа Владимир вышел со священниками к Днепру, где собралось много народа. Все вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь; малолетние стояли у берега, старшие держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время таинства, а также занимая место их получателей, священники на берегу читали молитвы.

Распространение христианской веры

Сразу же после крещения Владимир приказывает построить церкви и поставить их на тех местах, где раньше стояли идолы. Так, церковь Василия Блаженного была построена на холме, где стоял идол Перуна и других богов. Владимир приказал основать церкви и назначить в них священников также и в других городах и привести людей к крещению во всех городах и селах.

Есть известие, что митрополит и епископы, посланные из Константинополя, с Добрыней, дядей Владимиром и священником Анастасием отправились на север и крестили народ. Естественно, они пошли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоча и Ловя, к северному концу этого пути – Новгороду Великому. Здесь крестилось много людей, и была построена церковь для новых христиан. Но с самого начала христианство не было распространено среди всех жителей. Из Новгорода, по всей вероятности, водным путем, проповедники отправились на восток, в Ростов. На этом закончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году. В 991 году он умер, и из Царь-Града был вызван новый митрополит Лев. С помощью епископа Иоакима Корсунянина, посланного в Новгород митрополитом Львом, язычество здесь было окончательно подавлено.

Таким образом, христианство при Владимире распространялось главным образом по узкой полосе, примыкающей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку от Днепра, вдоль Оки и Верхней Волги, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Впоследствии монахи Печерского монастыря будут проповедниками христианства среди вятичей и Мери и будут там мучениками; летописец прямо говорит, что в свое время вятичи еще сохраняли языческие обычаи. Наконец, Иларион, современник сына Владимира, называет русских христиан малым стадом Христовым. Сам князь отвечает за распространение христианства к западу от Днепра, в тех странах, которые ему пришлось посетить из-за его отношений с Польшей; есть известие, что в 992 году он отправился с епископами на юго-запад, учил, крестил людей, а в земле Червенской построил во имя его город Владимир и деревянную церковь Богородицы.

Митрополит и епископы были посланы из Царь-Града. В Киеве, если раньше были христиане и церковь, то были, конечно, священники. Владимир также привез священников из Херсонеса. Но всего этого количества не хватало для крещения и обучения людей в Киеве и других местах.

А теперь есть известие, что из Болгарии прислали священников, которые могли учить народ на понятном им языке. Но сколько бы ни приходило греческих и болгарских священников, их не хватало для настоящей нужды. Необходимо было умножить число своих русских священников, что не могло произойти иначе, как через распространение книжного учения. Такое распространение было предпринято сразу же после народного крещения в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели единственное средство утвердить веру. Отцов и матерей мало одобряли, поэтому Владимир велел отобрать детей из лучших горожан и отдать их на книжное обучение. Детей отправляли учиться в церкви к священникам и духовенству.

Значение крещения Руси

Потребовалось несколько столетий, чтобы укрепить христианство, но влияние язычества не ослабевало – существовала двойная вера: они молились в церкви и продолжали отмечать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а Масленица-с Великим постом.

Церковь получила землю, на которой она организовала свое хозяйство. Прежде всего-монастыри: обет безбрачия, отход от всего земного. Во главе стоит настоятель.

Со временем монастыри стали центрами торговли и даже ростовщичества:

  • Укрепившись экономически, церковь стала играть большую роль в политической жизни. Епископы и митрополиты выступали против междоусобиц и за единство России.
  • При церквах были учреждены школы. Стремительно стало развиваться церковное искусство – иконопись, составление летописей.
  • Князья стали поручать церквам судебные разбирательства по семейным и религиозным делам.
  • Пропагандируя культуру и грамотность, церковь подавляла культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы как бесовские.

Содействуя экономическому, культурному и религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь противостоит «латинизму», способствуя тем самым изоляции от стран Западной Европы и происходивших там духовно-культурных процессов.

Заключение 

Христианство было духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило выбор России, в то время как православие во многом определило формирование самой русской цивилизации, ставшей своеобразной христианской европейской цивилизацией.

В целом принятие православия в качестве официальной религии способствовало развитию феодализма в России. Обращаясь к народу, православные священники, в отличие от языческих идолов, проповедовали смирение, безропотное подчинение, отказ от накопления богатств и заботу о будущем, ради «спасения души». Казалось бы, такие проповеди должны были вызвать апатию у свободолюбивых язычников, но философская гибкость христианского богословия в конце концов сделала свое дело.

Список литературы 

  1. Введение христианства в России: Под ред. А. Д. Сухова. М., 1987.
  2. Русская церковь в IX-первой трети XII в. Принятие христианства: Рапов О. М. 2-е изд., М., 1998.
  3. Энциклопедия для детей. Том 5, часть 1. История России. От древних славян до Петра Великого. — М., 1998.
  4. История России с древнейших времен: Сергей Михайлович Соловьев, 

https://ria.ru/20210914/religii-1749918448.html

Какие мировые религии существуют и почему появляются новые

Мировые религии: какие существуют, список основных

Какие мировые религии существуют и почему появляются новые

Мировые религии — убеждения и практики, получившие признание среди народов многих стран и континентов. О том, сколько мировых религий существует, какие из них… РИА Новости, 14.09.2021

2021-09-14T15:10

2021-09-14T15:10

2021-09-14T17:03

общество

образование — общество

индия

дальний восток

россия

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/0a/1588648082_0:41:3072:1769_1920x0_80_0_0_c4a1c3130fc3e30f97e2db31b6d47c02.jpg

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. Мировые религии — убеждения и практики, получившие признание среди народов многих стран и континентов. О том, сколько мировых религий существует, какие из них являются основными, а также какие религиозные течения относятся к списку национальных и новых — в материале РИА Новости.Понятие религииРелигия — определенная система взглядов, основанная на вере в сверхъестественное. Она включает в себя соблюдение моральных норм, а также обрядов, в зависимости от конкретного верования. Понятия «религия» и «вера» часто используются как синонимы, потому как вера — это принятие любого факта за истину без доказательств и рассуждений, что, как раз, свойственно религии.Верования выполняют целый ряд важных функций для общества:История религииПоявления религии ученые приурочивают к возникновению человечества. Хотя на тот момент вера была еще примитивной и принимала непривычные для нашего времени формы, тем не менее, она помогала постигать мир, описывать те или иные жизненные ситуации и укреплять коммуникацию между людьми.Еще первобытные люди верили в жизнь после смерти, так как не могли точно знать, что именно происходит с человеком во время окончания земного существования. Сюда же относятся и природные явления, которые влияли на жизнь общин — люди искренне верили в то, что дождем управляет один Бог, а ветром — другой. Даже в животных люди находили общее с человеком и приписывали им сверхъестественные способности. Отсюда и появились первые религии, такие как тотемизм и анимизм.Тотемизм — религия, основанная на сверхъестественной связи человека с животным, которое на него похоже внешними чертами или повадками. Считалось, что благодаря тому, что люди идентифицировали себя как хищников, им лучше давалась охота или борьба с другими племенами. Кроме того, тотемизм избавлял от страха гибели, так как люди искренне верили в то, что их душа переселится в их тотемное животное и избавится от слабого человеческого тела.Анимизм — религия, которая взяла свое начало во снах. Люди были уверены, что если они могут странствовать во сне, значит, душа способна к существованию отдельно от тела и в реальной жизни. Человек верил в существование «духа» и пытался всячески ему угодить, например, через ритуальные танцы или подношения.Какие мировые религии существуют?Точное количество религий в мире неизвестно, но учеными насчитывается примерно 10 тысяч религиозных течений. Из них только несколько считаются мировыми из-за своей массовости.ХристианствоОдна из крупнейших мировых религий (насчитывает около 2,3 млрд приверженцев по всей планете). В ее основе лежит жизнь и учение Иисуса Христа. Наиболее популярные течения в христианстве на данный момент:Христианство строится на нескольких догматах (положениях вероучения):Список остальных догматов меняется в зависимости от направления в христианстве. Первоначально эта религия распространялась только среди евреев, но потом, благодаря действиям различных исторических фигур, приняла массовый характер и попала в другие языческие (нехристианские) народы.ИсламВторая по численности приверженцев религия после христианства (более 1,8 млрд человек). Основателем ислама считается Мухаммед — человек незнатного происхождения из Мекки, которому было даровано божественное откровение. Последователи считают его пророком.Выделяют две основные ветви в мусульманской религии:Исламское вероучение основано на шести положениях (столпах):БуддизмРелигия, возникшая на северо-востоке Индии и названная в честь своего основателя Будды (Будда Шакьямуни), прежнее имя которого Сиддхартха Гаутама. По преданию,он рос в богатой семье, не зная многих бед, и однажды, уже будучи взрослым, вышел за пределы своего дворца. Увидев, сколько страданий испытывают люди, он решил скитаться вплоть до самоотречения. В течение жизни он искал истину, изучал различные техники самопознания и в конце концов стал проповедником, именуемым Буддой (просветленным).Основные понятия буддийской религии:Религию Будды исповедуют свыше 520 млн. человек по всему миру. ИудаизмИудейская религия — это, прежде всего, религия еврейского народа, потому она по праву считается национальным вероисповеданием. Название религии пошло от наименования племени Иуды. Сегодня иудаизм, который исповедуют примерно 14 млн человек, состоит из трех основных направлений:Главные заповеди иудаизма:ШаманизмРелигия, основанная на общении с духами. Пожалуй, одно из самых древних вероисповеданий, которое была сформировано еще на заре человечества. Шаманизм берет корни из магии и тотемизма, но при этом удачно вписывается в современный уклад многих народов. У религии нет конкретного основоположника, но благодаря своим идеям откликается у многих. Основные черты шаманизма:По словам, Анны Бахтияровой, все пять направлений: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и шаманизм объединяет то, что они распространены на территории России и являются для ее народов традиционными. Так, например, даже шаманизм, стоящий особняком среди других вышеперечисленных религий, всегда был отличительной чертой религиозных верований народов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Несмотря на то, что религиозная картина мира, пантеон богов у этих народов различен, вера в шамана как проводника в духовный мир объединяет языческие религии народов Востока России. И практика шаманизма сохранилась с принятием этими народами христианства, ислама или буддизма.Иудаизм, несмотря на то, что это больше национальная религия, также распространен в России, да и по всему миру, как и христианство, ислам и буддизм, которые имеют гораздо больше последователей, так как не ограничены рамками одной национальности и носят название мировых религий.Национальные религииКоротко говоря, это религии одного народа или государства. К ним относятся: иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и многие другие.Возникновение и становление таких религий напрямую связано с развитием нации. Каждый народ в свое время нуждался в идеологии и противопоставлении другим нациям (что, порой прослеживается и в наши дни), потому было неминуемо формирование новых конфессий или принятие уже существующих.Новые религиозные теченияСамо название «новые религиозные течения» говорит о недавнем времени их появления. Одни исследователи предлагают считать новыми те движения, которые образованы, начиная со 2-й половины XIX века. Другие говорят о 2-й половине ХХ-начале XXI столетия — это, на взгляд эксперта, более оправданная классификация. К ним можно отнести: альтрурия, антоинизм, оомото, махикари, копимизм, кериста, джедаизм и многие другие. Как утверждает религиовед, причинами появления новых религиозных течений являются:

https://ria.ru/20210912/svirskiy-1749524428.html

https://ria.ru/20200130/1564039819.html

https://radiosputnik.ria.ru/20200928/1577868932.html

индия

дальний восток

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/0a/1588648082_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_95d732b8b7374fc79ebd384950ef8eb8.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, образование — общество, индия, дальний восток, россия, религия

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. Мировые религии — убеждения и практики, получившие признание среди народов многих стран и континентов. О том, сколько мировых религий существует, какие из них являются основными, а также какие религиозные течения относятся к списку национальных и новых — в материале РИА Новости.

Понятие религии

Религия — определенная система взглядов, основанная на вере в сверхъестественное. Она включает в себя соблюдение моральных норм, а также обрядов, в зависимости от конкретного верования. Понятия «религия» и «вера» часто используются как синонимы, потому как вера — это принятие любого факта за истину без доказательств и рассуждений, что, как раз, свойственно религии.

Верования выполняют целый ряд важных функций для общества:

  • формирование картины миры и понимания самого себя;

  • определение смысла и цели жизни для конкретного человека;

  • психологическая разгрузка за счет обращения к Богу (снятие стресса, отсутствие ощущения одиночества);

  • объединение людей, но и обратная сторона — противопоставление (в случае разных религий);

  • развитие искусства через религиозные произведения;

  • воспитание и обучение конкретным правилам поведения.

«Термин «религия» происходит от латинского religare — связывать, либо religio — богопочитание. Таким образом, религия — это связь человека с Богом, мира материального и идеального, профанного (светского, мирского) и сакрального (священного). То есть религия основывается на вере в мир духовный (нематериальный), божественную сферу, сверхъестественные силы и возможность соединения человека с этим миром» — поделилась с РИА Новости Анна Бахтиярова, религиовед и историк.

История религии

Появления религии ученые приурочивают к возникновению человечества. Хотя на тот момент вера была еще примитивной и принимала непривычные для нашего времени формы, тем не менее, она помогала постигать мир, описывать те или иные жизненные ситуации и укреплять коммуникацию между людьми.

Еще первобытные люди верили в жизнь после смерти, так как не могли точно знать, что именно происходит с человеком во время окончания земного существования. Сюда же относятся и природные явления, которые влияли на жизнь общин — люди искренне верили в то, что дождем управляет один Бог, а ветром — другой. Даже в животных люди находили общее с человеком и приписывали им сверхъестественные способности. Отсюда и появились первые религии, такие как тотемизм и анимизм.

Тотемизм — религия, основанная на сверхъестественной связи человека с животным, которое на него похоже внешними чертами или повадками. Считалось, что благодаря тому, что люди идентифицировали себя как хищников, им лучше давалась охота или борьба с другими племенами. Кроме того, тотемизм избавлял от страха гибели, так как люди искренне верили в то, что их душа переселится в их тотемное животное и избавится от слабого человеческого тела.

Анимизм — религия, которая взяла свое начало во снах. Люди были уверены, что если они могут странствовать во сне, значит, душа способна к существованию отдельно от тела и в реальной жизни. Человек верил в существование «духа» и пытался всячески ему угодить, например, через ритуальные танцы или подношения.

Какие мировые религии существуют?

Точное количество религий в мире неизвестно, но учеными насчитывается примерно 10 тысяч религиозных течений. Из них только несколько считаются мировыми из-за своей массовости.

Христианство

Одна из крупнейших мировых религий (насчитывает около 2,3 млрд приверженцев по всей планете). В ее основе лежит жизнь и учение Иисуса Христа. Наиболее популярные течения в христианстве на данный момент:

  • православие;

  • католицизм;

  • протестантизм.

Христианство строится на нескольких догматах (положениях вероучения):

  • вера в воскресение Христа и всеобщее воскресение людей;

  • единство Всевышнего в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух);

  • воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода с целью избавить человеческий род от грехов.

Список остальных догматов меняется в зависимости от направления в христианстве. Первоначально эта религия распространялась только среди евреев, но потом, благодаря действиям различных исторических фигур, приняла массовый характер и попала в другие языческие (нехристианские) народы.

Ислам

Вторая по численности приверженцев религия после христианства (более 1,8 млрд человек). Основателем ислама считается Мухаммед — человек незнатного происхождения из Мекки, которому было даровано божественное откровение. Последователи считают его пророком.

Выделяют две основные ветви в мусульманской религии:

Исламское вероучение основано на шести положениях (столпах):

  • вера в Единого Бога;

  • вера в Божьих пророков;

  • вера в священные писания, раскрытые пророкам;

  • вера в ангелов;

  • вера в Судный день и будущую жизнь;

  • вера в судьбу и предопределение.

Буддизм

Религия, возникшая на северо-востоке Индии и названная в честь своего основателя Будды (Будда Шакьямуни), прежнее имя которого Сиддхартха Гаутама. По преданию,он рос в богатой семье, не зная многих бед, и однажды, уже будучи взрослым, вышел за пределы своего дворца. Увидев, сколько страданий испытывают люди, он решил скитаться вплоть до самоотречения. В течение жизни он искал истину, изучал различные техники самопознания и в конце концов стал проповедником, именуемым Буддой (просветленным).

Основные понятия буддийской религии:

  • сансара — перерождения и перевоплощения человека в другом теле;

  • карма — понимание связи плохих и хороших поступков, которые имеют свое отражение в будущем;

  • нирвана — освобождение от страданий путем духовного роста и медитаций.

Религию Будды исповедуют свыше 520 млн. человек по всему миру.

Иудаизм

Иудейская религия — это, прежде всего, религия еврейского народа, потому она по праву считается национальным вероисповеданием. Название религии пошло от наименования племени Иуды. Сегодня иудаизм, который исповедуют примерно 14 млн человек, состоит из трех основных направлений:

  • ортодоксальное (классическая форма вероисповедания);

  • реформистское (полностью отказывается от ритуалов, но сохраняет предписания);

  • консервативное (отказывается от части ритуалов).

Главные заповеди иудаизма:

  • Бог — один и он реален;

  • Бог есть дух — он существо абсолютное;

  • Бог — творец всего сущего, это сила, которая действует постоянно и везде, правит всем миром.

Шаманизм

Религия, основанная на общении с духами. Пожалуй, одно из самых древних вероисповеданий, которое была сформировано еще на заре человечества. Шаманизм берет корни из магии и тотемизма, но при этом удачно вписывается в современный уклад многих народов. У религии нет конкретного основоположника, но благодаря своим идеям откликается у многих. Основные черты шаманизма:

  • все материальное обладает душой;

  • человек — посредник между духами и природой;

  • душа может путешествовать по измерениям;

  • активное самоуправление и самопознание.

По словам, Анны Бахтияровой, все пять направлений: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и шаманизм объединяет то, что они распространены на территории России и являются для ее народов традиционными. Так, например, даже шаманизм, стоящий особняком среди других вышеперечисленных религий, всегда был отличительной чертой религиозных верований народов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Несмотря на то, что религиозная картина мира, пантеон богов у этих народов различен, вера в шамана как проводника в духовный мир объединяет языческие религии народов Востока России. И практика шаманизма сохранилась с принятием этими народами христианства, ислама или буддизма.

Иудаизм, несмотря на то, что это больше национальная религия, также распространен в России, да и по всему миру, как и христианство, ислам и буддизм, которые имеют гораздо больше последователей, так как не ограничены рамками одной национальности и носят название мировых религий.

«Кроме того, иудаизм, христианство и ислам объединяет то, что они относятся к авраамическим религиям, то есть ведут свои корни от пророка Авраама и являются монотеистическими (в основе лежит вера в одного Бога)», — прокомментировала религиовед.

Национальные религии

Коротко говоря, это религии одного народа или государства. К ним относятся: иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и многие другие.

Возникновение и становление таких религий напрямую связано с развитием нации. Каждый народ в свое время нуждался в идеологии и противопоставлении другим нациям (что, порой прослеживается и в наши дни), потому было неминуемо формирование новых конфессий или принятие уже существующих.

Новые религиозные течения

Само название «новые религиозные течения» говорит о недавнем времени их появления. Одни исследователи предлагают считать новыми те движения, которые образованы, начиная со 2-й половины XIX века. Другие говорят о 2-й половине ХХ-начале XXI столетия — это, на взгляд эксперта, более оправданная классификация. К ним можно отнести: альтрурия, антоинизм, оомото, махикари, копимизм, кериста, джедаизм и многие другие.

Как утверждает религиовед, причинами появления новых религиозных течений являются:

  • отделение института церкви от государства. Это приводит к своего рода необразованности в вопросах традиционных религий и дает почву для распространения новых религиозных движений;

  • глобализация — объединение обществ, корпораций, процессов и т.д. С этим явлением связана и одна из особенностей новых религиозных течений — синкретизм. То есть соединение различных религиозных верований в одно. Например, «нью-эйдж» (новая эра) — соединяет в себе буддизм, неоязычество, шаманизм, восточные практики, магию и др;

  • соединение традиционных и новых верований, например, на основе христианства и ислама возникают новые культы, которые уходят далеко от учения этих религий, привнося современные нововведения (астрологию, нумерологию и т.д.).

С 2008 года это событие отмечают ежегодно в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Почему именно на Руси было принято христианство и как сложилась судьба этой религии после крещения на современных территориях Украины, читайте в нашем материале.

Интересно В ПЦУ объяснили разницу между Ивана Купала и Рождеством Иоанна Крестителя

Князь Владимир и христианство

Считается, что Русь крестил Владимир Великий, хотя подтверждение этому лишь одно – «Повесть временных лет» Нестора Летописца. Правда, князь для своего государства мог выбрать совсем другую религию. Согласно летописям о «выборе вер» («испытании веры»), он пережил глубокий духовный кризис, поскольку осознал ошибочность язычества, а затем начал узнавать о том, какие веры существуют у других народов.

В итоге в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов с призывами выбрать именно их религию. Прибывали с таким визитом и волжские болгары мусульманской веры, и посланцы из Рима от Папы, которые проповедовали латинскую веру, а также хазарские евреи с иудаизмом. Кроме того, в столице Руси побывал проповедник, присланный из Византии, который начал рассказывать о православии.

Владимир в свою очередь также решил отправить послов в те страны, откуда прибывали проповедники, чтобы выяснить, какая религия лучше. Вернувшись, послы рассказали князю все, что видели, и больше всего хвалили православную греческую веру. Однако Владимир склонился на сторону восточного христианства не сразу.

В частности, в 988 году он захватил Корсунь (ныне территория Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII – Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры же на такое предложение согласились, но подчеркнули, что их сестра должна выйти за единовера, и Владимир дал на это согласие.

Крещение князя как раз и произошло в Корсуне, куда и прибыла Анна. Крестил его епископ Корсунский, а принимал христианство Владимир вместе с дружинниками. Получил он и новое имя – Василий, в честь правящего византийского императора Василия II. Затем состоялась и церемония бракосочетания.

Князь Володимир, Хрещення, Київ, Київська Русь, Історія, релігія, християнство
Крещение Владимира в Корсуне

Уже вернувшись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир приказывает разгромить все каменные капища и крестит своих сыновей от предыдущих браков в источнике, известном в нынешней столице Украины под именем Крещатик. А вслед за ними крестились и многие бояре. Согласно преданию, массовое крещение жителей города – «сошлось там людей не счесть» – состоялось на месте, где в Днепр впадает река Почайна.

После этого события на Руси начали активно строить христианские храмы, а на древнем капище в Киеве была построена церковь святого Василия и позже – Десятинная церковь. Впоследствии православие приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Полоцк, Туров, где создавались епархии.

Однако, этот процесс не всегда был быстрым и гладким, и затянулся в целом на несколько веков. Так, к примеру, только в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле, а в 1071 аналогичное восстание повторилось. Ростов в свою очередь оставался языческим вплоть до конца XI века, а Муром и вятичи приняли новую веру еще через столетие… Именно такой является известная летописная схема.

В целом христианство принимала не только правящая верхушка, но и так называемые «низы». К слову, в захоронениях, начиная с середины Х века, археологи периодически находят нательные кресты, поэтому можно считать, что христиане были и среди простых крестьян и горожан.

В прошлом году ПЦУ отказалась от шествия на годовщину Крещения Руси

Почему Владимир крестил Русь: другие версии

Правда, существуют другие памятки, согласно которым никаких упоминаний о том, что по приказу Владимира в Киев приходили проповедники разных религий, нет. Например, митрополит Иларион утверждает, что Владимир понял преимущество христианства над язычеством своим собственным умом, хотя никто ему этого не проповедовал. А в памятке XI века «Память и похвала князю Владимиру», монах Иаков пишет, что князь обратился во Христа по примеру своей бабушки – княгини Ольги, поскольку знал о ее христианской вере и поэтому сам стал христианином. По словам Якова, Владимир принял сознательное решение и крестился в Киеве в 986 году, а пошел на Корсунь на третий год после этого, в 988 году, когда уже был христианином.

Некоторые историки в шаге Владимира относительно христианства видят и политическую составляющую взаимоотношений с Византией, но Нестор Летописец четко дает понять, что крещение было не политическим шагом, а результатом внутреннего духовного переворота, который изменил как самого князя, так и весь его народ.

Как видим, единой версии относительно причин Крещения Руси нет. А упоминания о том событии тысячелетней давности сохранились и в арабских, и в западноевропейских хрониках. Поэтому, вполне понятно, что ученые еще долго будут обсуждать и выдвигать разные интерпретации того, почему Владимир крестил Киевскую державу.

Князь Володимир, Хрещення, Київ, Київська Русь, Історія, релігія, християнство
Принято считать, что Крещение Руси с руки Владимира началось в Киеве

Было ли христианство на Руси до Владимира

По православной традиции принято считать, что Владимир Святославич – не первый киевский князь, который принял христианство, а его Крещения Руси на самом деле было лишь продолжением длительного процесса христианизации украинских земель.

Согласно различным источникам, можно предполагать, что христианство на Руси появилось еще задолго до Владимира. Так, есть упоминания, что в I веке Киев посетил апостол Андрей Первозванный. Можно прочитать в преданиях и о первых христианах-мучениках в Крыму, в том числе о гибели Папы Климентия I, который был одним из первых Римских архиереев.

Также одной из самых известных является история о киевских князьях Аскольде и Дире, которые в 860 году совершили смелый военный поход на Константинополь, и, ограбив Византию, вернулись домой. После этого же случая император Фотий I по логическим соображениям решил крестить агрессивных соседей-язычников, которые жили частично по скандинавским традициям, и с этой целью немедленно отправил в Киев послов. В итоге, как писал митрополит Макарий, Аскольд, Дир и часть киевской знати приняли христианство. Но сведений о тех событиях очень мало, поэтому касаемо их достоверности остается много вопросов.

Между тем о подъеме христианства на Руси, который начался с княгини Ольги, утверждать можно с куда большей уверенностью. То, что она была христианкой, подтверждает ее визит с сыном Святославом в Константинополь в 957 году. Тогда император Константин Багрянородный назвал Ольгу даже архонтессой (правительницей), а ее рабы получили весьма теплый прием, в отличие от Святослава, который никаких титулов от князя не получил, а также варягов из его дружины.

Некоторые письмена убеждают, что был благосклонным к христианству и брат Владимира Крестителя – Ярополк Святославич. Более того, можно встретить версию, что он даже успел креститься раньше брата.

Интересно Князь Владимир, который кардинально изменил историю Украины: как это было

Чествование Крещения Руси в Украине

Первое официальное празднование даты Крещения Руси на территории современной Украины состоялось в Киеве в 1888 году. Тогда в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор, открыт памятник Богдану Хмельницкому. Также эта дата отмечена многочисленными богослужениями, крестным ходом и праздничными народными гуляниями.

Вспоминали этот день и через 100 лет, несмотря на то, что тогда был атеистический Советский Союз. Разумеется, больших празднований не было, но научные конференции и различные общественные мероприятия по чествованию Дня Крещения Руси тогдашняя верхушка все же разрешила провести. Интересным является и тот факт, что тогда в церковь по случаю такой даты вернулись и некоторые монастыри.

Уже в современной Украине массово отметили 1025 лет со дня Крещения Руси в 2013 году. Тогда в мероприятиях принимал участие и тогдашний президент Виктор Янукович, а в Лавру прибыл так называемый патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Кроме Киева, торжества с участием первых лиц также состоялись в Москве и Санкт-Петербурге. Прошел в России и традиционный крестный ход.

Заметим, что в Украине День Крещения Киевской Руси-Украины ежегодно отмечается 28 июля и является государственным праздником. Основан он был в 2008 году указом президента Виктора Ющенко. А выбрали именно такую дату неслучайно, поскольку это день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Хресна хода, Київ, Московский патріархат, релігія, день Хрещення Русі
Московский патриархат провел масштабный крестный ход в Киеве по случаю дня Крещения Руси в 2013 году

Празднование в 2021 году

27 июля в Киеве ограничили движение транспорта на нескольких улицах:

  • на Крещатике (от улицы Богдана Хмельницкого до Европейской площади);
  • на Михайловской (от Крещатика до улицы Большая Житомирская);
  • на Большой Житомирской (от улицы Владимирская до Владимирского проезда);
  • на Трехсвятительской (от Михайловской площади до Европейской площади);
  • на Владимирском спуске (от Европейской площади до Почтовой площади);
  • на Грушевского (от улицы Садовой до Европейской площади и улицы Московской);
  • на Парковой дороге (от Грушевского до Аллеи Герои Крут).
  • на Мазепы (от улицы Московской до площади Славы);
  • на Лаврской (от площади Славы до улицы Цитадельная);
  • на Аллее Героев Крут (от площади Славы до Днепровского спуска);
  • на Днепровском спуске (от Аллеи Героев Крут до Набережного шоссе);

Антикарантинное шествие Московского патриархата

Дорогу перекрыли из-за хода УПЦ МП. Несколько тысяч верующих приехали в столицу со всей страны. Они собрались в центре города без масок и социальной дистанции.

Порядок во время шествия паломников Московского патриархата усиленного контролируют полицейские, кинологи со служебными собаками, а также взрывотехники.

Православная церковь Украины будет отмечать праздник в течение 27 – 28 июля:

  • в 16:45 во вторник в Михайловском Златоверхом соборе начнется всенощное бдение.
  • в 08:30 в среду митрополит Епифаний возглавит в этом же храме Божественную литургию;
  • в 11:00 глава ПЦУ совершит молебен у памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

Христианству в России исполняется уже 1033 года, а вопросов у историков остается множество. Достаточно сказать, что неизвестно не только точное время крещения — праздник привязан ко дню памяти князя Владимира (15 июля по юлианскому календарю), — но и место крещения, ибо византийский Херсонес (летописный Корсунь), где, согласно легенде, князь обратился в христианство, располагался далеко от Русской земли.

Где крестился князь, вернувшийся из Корсуня на Русь, — в Киеве или Василёве — во времена составления Начальной летописи (Повести временных лет, на рубеже XI и XII веков) говорили по-разному. Таково свойство фольклорной памяти, а письменных свидетельств о крещении Руси, которые могли бы всерьез корректировать Повесть временных лет, практически не сохранилось.

«Фотиево крещение»

Странным выглядит и молчание византийских источников о крещении Русской земли. Это обстоятельство традиционно пытаются объяснить историографическим мифом, созданным византийским патриархом Фотием за сто с лишним лет до крещения Владимира.

Патриарх Фотий Public Domain via Wikimedia Commons

Патриарх стал свидетелем первого похода руси — дружины, едва не взявшей в 860 году Царьград «на копье». Рейд неизвестной дотоле народности русь потряс не только Византию: в Риме, с которым Константинополь соперничал из-за первенства в церковной иерархии, не могли не позлорадствовать по поводу нашествия иноплеменников-язычников и назвали его проявлением Божьего гнева.

Фотий ответил посланием, где утверждалось, что русь была настолько потрясена увиденным в Византии, что приняла христианство, позвав к себе епископа. Правда, место, куда отправился приглашенный пастырь, осталось неназванным, и никаких следов христианства у руси в IX веке не обнаружено. Но, по мнению сторонников раннего «Фотиева крещения», это объясняет, почему Византия не обратила должного внимания на принятие христианства Владимиром по прошествии ста с лишним лет.

Упорствующий язычник вещий Олег

Тем не менее христианство действительно было известно на Руси задолго до Владимира и было связано с походами на Царьград. После победоносного похода Олега в 907 году (также не упомянутого византийскими источниками, как и крещение 988 года) греки пытались поразить князя церковной красотой, но Олег остался упорствующим язычником.

Греки пытались поразить князя церковной красотой, но Олег остался упорствующим язычником

Ситуация изменилась через 30 лет, со следующим поколением русской элиты: при князе Игоре в 940-е годы были совершены не вполне удачные походы на Византию, но выгодный для Руси мир был все же заключен в 944 году. Приносившие клятву соблюдать мир русские дружинники разделились: язычники клялись перед Перуном, христиане — в церкви Ильи.

Летописец, переписавший договор 944 года в начале XII века, думал, что речь идет о современной ему киевской церкви. Энтузиасты, верящие в «Фотиево крещение», утверждают, что уже в год договора в Киеве стояла церковь. Однако исследование дипломатического протокола договоров показало, что речь шла о константинопольской дворцовой церкви. Русские дружинники, служившие со времен Олега в Царьграде, привыкали к обычаям греков-христиан: так формировалась варяжская гвардия, доверенная стража самого императора.

Хитрость княгини Ольги

Почти сказочный сюжет о хитрости, помогающий герою в сложной ситуации, связан в летописи с визитом в Царьград вдовы и наследницы Игоря — княгини Ольги, которая хотела принять крещение от самого императора. По летописи, император воспылал страстью к Ольге (даме вполне преклонных лет), и она обещала ответить ему взаимностью после крещения. Обряд состоялся, но Ольга объявила, что не может позволить греха с крестным отцом…

Картина Ивана Акимова "Крещение княгини Ольги", 1792 год Public Domain via Wikimedia Commons

Картина Ивана Акимова «Крещение княгини Ольги», 1792 год

© Public Domain via Wikimedia Commons

Историческая суть заключается в том, что Ольге пришлось дипломатически настаивать на своем крещении, обещая взамен военную помощь, так как Византия не усердствовала в обращении «варваров». Чтобы ускорить процесс, княгиня призвала в Киев германского епископа, демонстрируя грекам, что их несговорчивость приведет к победе соперника — римской церкви.

Легенда об Андрее Первозванном на Руси

Еще один знаменитый историографический миф связан с Андреем Первозванным, как провозвестником русского христианства. История его путешествия включена в начальную часть Повести временных лет.

Летописец, описывая зарождение христианства в славянском мире, резко обрывает рассказ об основателях славянской письменности Кирилле и Мефодии. Дело в том, что их миссия у дунайских славян была продолжением миссии апостола Павла к «язычникам», а Павел — епископ Рима. Так как начальная летопись составлялась уже после разделения церквей в 1054 году, Руси нужен был свой апостол.

Таковым оказался Андрей — недаром он учил по берегам Черного моря, которое летописец называл «Русским». Оставалось заключить, что Андрей учил и в Корсуне, а оттуда ему удобно было отправиться через будущую Русскую землю к варягам и далее в Рим, по окружному (вокруг всей Европы) пути из варяг в греки. Эта космография нужна была летописцу, потому что в его картине мира славяне в эпоху апостольской проповеди пребывали еще на своей дунайской прародине, а изначальная Русь вообще обреталась за Варяжским (Балтийским) морем.

Летописец понимал, что всякий крещеный народ должен иметь своего апостола

Миф о путешествии Андрея не был фальсификатом в духе шапки Мономаха, когда претензии на власть обосновывались явными мистификациями. Это благочестивая конструкция, составленная монахом-книжником, который понимал, что всякий крещеный народ должен иметь своего апостола. Русь была крещена за сто лет до составления первых летописных сводов, и обязанностью составителя было обнаружить пророка русского христианства. Об истинности его предсказаний свидетельствовали сами киевские церкви.

В истории современного Российского государства благочестивый национально-романтический миф эпохи раннего Средневековья, поддержанный историографами М.В. Ломоносовым и Н.М. Карамзиным, имеет вполне официальное продолжение — орденом нашей страны остается орден Андрея Первозванного.

«Викинг» и выбор между крестом и мечом

Не меньше мифов порождает фигура крестителя Руси Владимира. Он был сыном воителя Святослава, который не внял уговорам своей матери Ольги принять крещение — «дружина засмеет», говорил князь. Он верил в силу меча, но не в силу креста. Владимиру выбор веры — крест или меч — был продиктован историей.

Этот сюжет стал основой фильма «Викинг», вызвавшего горячую дискуссию.

Начальная русская история и сам акт крещения Руси вызывает бесконечные споры у всех, кто пытается эту историю осмыслить. Есть те, кто считает, что избранный Владимиром путь к цивилизации лишил их культуру национальных корней. Другие полагают, что «родноверы» — неоязычники, продолжающие оплакивать Перуна, остаются во власти первобытных инстинктов, уподобляются «викингам», для которых образ распятого инородца смешон, ведь он не может поднять оружие. Эти герои верят в силу меча и в то, что гибель в бою открывает павшему со славой путь в воинский рай — Вальхаллу.

Так вел себя, по летописи, отец Владимира Святослав: потерпев поражение от греков, он сознательно пошел на героическую смерть — в засаду к печенегам, хотя мудрый воевода уговаривал князя обойти засаду, бросив свою дружину.

Владимир, ищущий новой веры и боящийся новых грехов, после крещения даже отказывается казнить разбойников, следуя библейской заповеди «Не убий»

Такого поведения ожидала от Владимира и его дружина. Но в фильме князь изображен уже лишенным «героических» предрассудков, поэтому выглядит нерешительным и вызывает недоумение у поклонников стиля экшн, ожидающих традиционного стереотипа «мачо», размахивающего мечом.

Образ героя, выбирающего свой путь, соответствует образу летописного Владимира, ищущего новой веры и боящегося новых грехов. Из-за этого после крещения он даже отказывается казнить разбойников, следуя библейской заповеди «Не убий», естественно, чуждой менталитету викингов.

Что же могло заставить предводителя варварской дружины искать новую веру?

Картина Ивана Эггинка "Великий князь Владимир избирает религию", 1822 год Public Domain via Wikimedia Commons

Картина Ивана Эггинка «Великий князь Владимир избирает религию», 1822 год

© Public Domain via Wikimedia Commons

Дело в том, что первобытные идеи, основанные на признании только своих племенных богов, рушились в период выбора веры. И происходило это не по вине миссионеров-иноверцев. И викинги, и славяне, расселявшиеся в Европе, видели богатства, созданные древними цивилизациями. Взять их мечом удавалось не всегда, надежнее было служить за плату. Поэтому скандинавы, русские и англосаксы поступали на службу к византийцам в «варяжскую гвардию» и принимали крещение (иногда по несколько раз, чтобы получить больше подарков).

В таких условиях впитавшая разные идеи дружина Владимира уже не могла быть единой — нельзя поклоняться всем богам — Перуну, Тору и Христу. А единство было необходимой гарантией власти князя. 

Кроме того, в эпоху родовых распрей сама идея кровного единства потерпела крах. В воинском рае за пиршественным столом «бога предков» могли оказаться только герои. Значит, здесь не было места ни предательски умерщвленным братьям Владимира, ни ему самому, ведь он оказывался «подлым убийцей» собственного брата. Религия викингов не предполагала посмертного суда — «разбора» деяний умершего и, стало быть, возможности его оправдания.

Перуна уже недостаточно

Конечно, Владимир не мог сразу отрешиться от веры предков: захватив Киев после убийства своего старшего брата Ярополка, князь учреждает языческий пантеон во главе с Перуном. Но его государству уже недостает своих племенных богов. Поэтому в пантеон включают существ с неславянскими именами — Хорс и Семаргл. В них видят богов ираноязычных (аланских) подданных Руси в ее южных пределах, расширенных при Святославе.

Попытка князя Владимира создать «языческую» государственную религию была обречена

Попытка преодолеть племенную замкнутость и создать «языческую» государственную религию была обречена и «изнутри», и «извне». Когда в Киеве нужно было принести благодарственные жертвы за победу над ятвягами (балтийскими племенами), жребий неслучайно пал на иноверцев – варягов-христиан. Они были убиты язычниками, но это ознаменовало раскол внутри княжеской дружины, ведь часть ее уже при Игоре была христианской.

Выбор веры

Не менее конфликтной оказалась внешнеполитическая ситуация: после войны с волжскими болгарами, принявшими ислам в начале X века, нужно было заключить мир. Но мусульмане не могли заключить мир с язычниками, и посольство болгар в 986 году прямо заявило Владимиру, что он не знает «закона» — священного писания (языческая религия была бесписьменной).

Картина Клавдия Лебедева "Крещение киевлян" Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Это знаменовало начало прений о вере, широко известного летописного сюжета, который часто считается «мифом» — книжной конструкцией. Однако летопись сохранила конкретную историческую характеристику посольств, явившихся к Владимиру, чтобы навязать князю свою веру.

За болгарами-мусульманами пришли «немцы от Рима» — при императоре Оттоне I Рим действительно подчинился немцам. Но вера, насаждаемая немцами и римским папой, была неприемлема для Руси. За ним явились хазарские иудеи, чья община обитала в самом Киеве. Но власть Хазарии, разгромленной Святославом, ушла в прошлое.

Выбор Владимира был предрешен — Русь формировалась на пути из варяг в греки. Греческая вера, потрясшая своей красотой русское посольство в Царьграде, была уже хорошо известна в Киеве и повсюду, где стояла русская дружина.

Вслед за своей бабкой Ольгой Владимир должен был не просто принять греческое христианство, а завоевывать новую веру — идти походом на главный город Византии в Крыму, Херсонес, и требовать себе в жены византийскую принцессу. Ее должен был сопровождать клир, обеспечивающий богослужение в обращенной земле. В итоге Херсонес оказался разменной картой — он был возвращен Византии в качестве «вена», то есть брачного выкупа за невесту.

Миф о «двоеверии»

Иногда считается, что процесс крещения занял не один год, а длился с 988 по 990 год: сначала князь принял веру сам, потом дожидался священников для массового обращения в христианство.

Владимира более всего впечатлило изображение Страшного суда — князю хотелось попасть с праведниками в рай, а не в ад

Известия о крещении язычников порождают очередные мифы: благочестивый монах-летописец уверял, что киевляне с радостью приняли новую веру. Но не менее распространенным остается почерпнутое В.Н. Татищевым из позднейших преданий представление о том, что крестили Русь (особенно новгородскую) «огнем и мечом».

Наиболее устойчивым стал миф о том, что крещение было поверхностным, не затронувшим языческой сути народной веры, и специфика русской культуры определяется «двоеверием» — сочетанием исконных представлений с навязанными ценностями христианской цивилизации.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Роман Канащук/ТАСС

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади

© Роман Канащук/ТАСС

Действительно, «первобытный» культ предков был силен в народных верованиях. Но они определяли материальную сторону жизни, например благополучие в хозяйстве и урожай.

Заботу о душе брала на себя церковь, и погребальный обряд кардинально изменился на Руси сразу после крещения — языческое сожжение на костре сменили христианские похороны.

Самого Владимира более всего впечатлило изображение Страшного суда, продемонстрированное греческим миссионером, — князю хотелось попасть с праведниками в рай, а не в ад.

Фигура Владимира Ясное Солнышко, прославленная северными былинами, остается основой и новой российской идентичности — недаром его памятники установлены возле Московского Кремля и рядом с крупнейшей в России Смоленской крепостью.

  • Рассказ о хорошем поступке для 4 класса
  • Рассказ о хлебе подготовительная группа
  • Рассказ о хобби плавание
  • Рассказ о хлебобулочном изделии 2 класс
  • Рассказ о ходе восстания декабристов