Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко

Главнаяgt;сочинения по темам памятник быстрый переход: вариант 1 - минину и пожарскому москва вариант 2 - пушкину москва вариант 3

Главная>Сочинения по темам

Памятник

Быстрый переход:

Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко Вариант 1 — Минину и Пожарскому (Москва)

Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко Вариант 2 — Пушкину (Москва)

Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко Вариант 3 — Медный всадник (Санкт-Петербург)

Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко Вариант 4 — Неизвестному солдату (Москва)

Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко Вариант 5 — Екатерине II (Санкт-Петербург)

Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко Вариант 6 — Абаю Кунанбаеву (Москва)

Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко Похожие сочинения про памятник

Вариант 1 — Минину и Пожарскому (Москва)

19 предложений/ 243 слова

Этот замечательный памятник был открыт в 1818 году. Автором является скульптор Иван Мартос. Он расположен на Красной площади, между храмом Василия Блаженного и Лобным местом. Причём, изначально, он находился на Красной площади в другом месте, но был перенесён в 1931 году из-за строительства Мавзолея Владимиру Ленину.

Несмотря на то, что памятник был установлен в 1818 году, посвящён он событиям аж 1612 года. В те годы нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский были предводителями второго народного ополчения. В 1611 году они собрали войско и выдвинулись на Москву, чтобы освободить её от польских захватчиков. В 1612 году они достигли Москвы, соединились с первым ополчением и разбили польскую армию. Именно, в благодарность им за этот подвиг, и был установлен памятник.

В то время это был самый крупный скульптурный памятник в Москве. Он состоит из фигур Минина и Пожарского, а также постамента и барельефов. Минин одной рукой призывает людей на восстание, а другой рукой отдаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил народное ополчение. Пожарский приподнимается с ложа, опираясь на щит. Они решительны, они готовы выгнать врага из страны. Высота памятника более 8 метров. Он был изготовлен в Санкт-Петербурге, а затем по воде доставлен в Москву. Самое интересное, что деньги на его изготовление собирала вся Россия, в бюджете, после страшной войны с Наполеоном, денег не было. При его открытии присутствовало много народа, в том числе был и сам император Александр I.

Памятник часто упоминается в литературе и искусстве, его изображение неоднократно было использовано на марках и монетах.

Вариант 2 — Пушкину (Москва)

21 предложение/ 237 слов

Стихи Александра Сергеевича Пушкина знакомы каждому из нас с детства. Образ великого поэта навсегда увековечен не только в его произведениях, но и в портретах и скульптурах. Одной из таких скульптур является памятник гению русской литературы в Москве.

Стоящий на гранитном пьедестале бронзовый Александр Сергеевич возвышается на Пушкинской площади, в самом центре столицы. Ежедневно сотни туристов приходят полюбоваться этой скульптурой. Они читают высеченные на камне строки из стихотворения поэта «Памятник» и возлагают цветы к подножию монумента.

Скульптура эта была создана А. М. Опекушиным и установлена на площади в 1880 году. Пушкин представлен здесь стоящим в задумчивой позе. Поэт как будто бы размышляет над созданием нового произведения: голова его слегка опущена, взгляд устремлен вдаль.

Несмотря на то что с момента создания памятника прошло уже много лет и некогда блестящая бронзовая скульптура со временем приобрела зеленоватый оттенок, она не утратила своей выразительности. Поэт по-прежнему выглядит живым, словно бы готовым вот-вот сойти с пьедестала.

Такой эффект достигается за счет реалистичности памятника. Мы можем разглядеть каждую складочку на одежде Пушкина. Поза поэта очень естественна. Он стоит, заложив одну руку за борт сюртука, а другую — откинув назад и держа в ней шляпу. Именно такими мы привыкли видеть современников Пушкина на портретах той эпохи.

Памятник поэту не всегда находился на своем привычном месте. Изначально он был установлен на противоположном конце площади, в начале Тверского бульвара. Лишь в 1950 году его переместили на другую сторону улицы. И с тех пор положение монумента остается неизменным.

Вариант 3 — Медный всадник (Санкт-Петербург)

17 предложений/ 269 слов

Медный всадник — это один из главных памятников Санкт-Петербурга, уже давно ставший истинным символом города. Несмотря на то что статуя была установлена на Сенатской площади уже более двухсот лет назад — в 1782 году, она по-прежнему привлекает внимание туристов со всего мира.

Безусловно, этому есть объяснение, поскольку памятник посвящён ни кому бы то ни было, а отцу-основателю Северной столицы — императору Петру I. Монумент создавался по желанию самой Екатерины II, а для изготовления статуи из-за границы специально был приглашён французский скульптор Этьен Морис Фальконе.

Разве могло такое творение остаться незамеченным?! Конечно же, нет! Но я думаю, что популярным памятник сделал не только его прототип и значимые условия создания, но и величественный облик самого монумента.

Статуя Петра, сидящего на коне, грозно возвышается над городом. Под копытами скакуна находится гигантский гранитный валун — «Гром-Камень». Лошадь императора встала на дыбы, и зрителю, смотрящему на монумент снизу, неизменно кажется, что она вот-вот готова обрушиться на землю и поскакать прямо на людей. Недаром подобная ассоциация возникла у главного героя поэмы Александра Пушкина «Медный всадник» Евгения.

При этом сама фигура императора выглядит удивительно статичной. Лицо Петра I выражает спокойствие, взгляд его невозмутимо направлен вперёд, а правая рука в широком покровительственном жесте отведена в сторону. Это заставляет зрителей с интересом разглядывать статую царя, удивляясь точности её портретного сходства, и находить на Медном всаднике знаменитые символы, которыми щедро наделил свою работу автор.

Простая русская рубаха на плечах царя и медвежья шкура вместо седла, как доказательство принадлежности Петра I к русской нации и единства царя со своим народом. Змей под копытами лошади, как знак победы над злом и коварством. И гранитный камень, по форме напоминающий волну, как свидетельство покорения императором морской стихии.

Вариант 4 — Неизвестному солдату (Москва)

13 предложений/ 219 слов

Люди устанавливают памятники, чтобы таким образом отметить особо значимые события в своей жизни. Ну а что может быть важнее, чем воспоминания о Великой Отечественной войне и том подвиге, который совершили русские солдаты во имя спасения своей Родины?!

Безусловно, великая жертва этих людей не могла остаться незамеченной, поэтому после окончания боевых действий во многих городах России были возведены мемориалы, к подножию которых люди по сей день приносят цветы и венки. Пожалуй, самым известным подобным памятником стала Могила Неизвестного солдата в Москве.

Она расположена прямо у кремлёвских стен в Александровском саду. Здесь покоится прах одного из солдат, некогда захороненных в братской могиле под Зеленоградом. В 1967 году останки этого человека торжественно были перевезены в столицу, а на надгробной плите установлена символическая композиция: сложенное боевое знамя, а сверху на нём — военная каска и лавровая ветвь.

В центре мемориала выгравированы слова Сергея Михалкова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Рядом расположена бронзовая пятиконечная звезда, из основания которой вырывается пламя вечного огня.

Надпись, размещённая на памятнике, наилучшим образом отражает суть монумента и мысленно возвращает всех нас к трагедии, постигшей родную страну в сороковые годы. Действительно, миллионы людей тогда пали в боях и были похоронены в братских могилах. Имена их так и остались неизвестны, но это не отменяет совершённого этими солдатами подвига — каждым в отдельности и всеми вместе. И мы просто обязаны помнить о случившемся.

Вариант 5 — Екатерине II (Санкт-Петербург)

12 предложений/ 244 слова

Мало кому неизвестен памятник Екатерине II, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга на площади Островского, перед Александринским театром. Почти каждый горожанин или турист хотя бы раз сворачивал с Невского проспекта и ненадолго заглядывал в уютный сквер, чтобы полюбоваться этим величественным сооружением.

За время своего существования, монумент успел обрасти множеством всевозможных мифов и легенд. Так, многие считают, что под памятником зарыты несметные богатства, поскольку в момент его открытия в 1873 году богатые горожане стали торжественно срывать с себя украшения и бросать их в котлован, тем самым прославляя великие деяния Екатерины II.

Люди также рассказывают, что бронзовая статуя императрицы в горностаевой мантии, со скипетром и лавровым венком в руках по ночам оживает и гордо прогуливается по своим владениям, шурша складками роскошного платья. Вместе с Екатериной оживают и другие статуи на монументе, поскольку памятник правительнице — это целая скульптурная композиция.

Девять знаменитых деятелей екатерининской эпохи изображены сидящими и стоящими у ног императрицы под короной российской империи. В их числе полководец Александр Суворов, поэт Гавриил Державин, князь Александр Безбородко и другие. И все они также по ночам бродят по улицам, следуя за Екатериной.

Конечно же, можно верить этим городским легендам, можно нет, но не любоваться красотой монумента очень сложно. В создании памятника принимала участие целая команда известных мастеров искусства: художник Михаил Микешин, скульпторы Матвей Чижов и Александр Опекушин, архитектор Давид Гримм. Этим людям удалось произвести на свет настоящий шедевр, который уже много лет является главным украшением площади Островского и, наряду со статуей Петра I, считается одним из главных символов Санкт-Петербурга.

Вариант 6 — Абаю Кунанбаеву (Москва)

16 предложений/ 202 слова

Памятник Абаю Кунанбаеву, установленный в центре Москвы на Чистопрудном бульваре, — это один из наиболее интересных современных монументов. Интересна скульптура прежде всего своим адресатом. Она была возведена вовсе не в честь какого-либо известного политического деятеля или героя войны, как это было принято ранее. Памятник является точным изображением известного казахского поэта и мыслителя, творившего на рубеже XIX—XX веков.

Статуя Абая Кунанбаева выполнена из бронзы. Поэт запечатлён задумчиво сидящим на стуле. На его левом колене покоятся листы бумаги. Вероятно, это рукописи произведений и философских размышлений творца.

Сама скульптура расположена на светлом гранитном постаменте, украшенном национальным казахским узором и надписью: «Вечен творец бессмертного слова». Справа стоят два небольших каменных истукана.

Когда я проходил мимо этого прекрасного памятника, мне всегда было интересно, почему именно Кунанбаев удостоился чести быть увековеченным в подобном виде. Познакомившись с творчеством поэта, я понял, что он многое сделал для популяризации русской культуры у себя на родине. Например, переводил произведения Пушкина, Лермонтова и Крылова на казахский язык.

Таким образом, установка памятника стала своеобразным жестом благодарности со стороны России. Поэтому 4 апреля 2006 года в присутствии президентов двух государств — Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева состоялось торжественное открытие монумента, создание и установку которого финансировала казахская сторона. Авторами памятника стали скульпторы Марат Айнеков и Саид Айнеков.

Похожие сочинения про памятник:

Архитектурный памятник

Описание памятника в поэме Медный всадник, Пушкин

Неизвестный солдат

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

Как писать основную часть?

Основная часть — это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки. При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым. От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.

Царский обет

Иван Грозный не зря зовется «собирателем» Земли Русской – при нем вокруг Москвы стала образовываться обширная держава во главе с самодержавным владыкой. Казанское ханство — остаток Золотой орды – долгое время противостояло расширению Московской Руси на восток, и православный государь принес обет — выстроить в случае покорения Казани храм в центре столицы. Им и стал собор Василия Блаженного, история создания которого началась в 1555 году.

В ходе похода русское войско одерживало над татарами победы важные, но местного значения. В память их около Кремля царь повелел ставить церкви, посвященные святым, поминаемым в дни этих побед. Так возникли несколько деревянных столпообразных построек на засыпанном участке рва, окружавшего Кремль. Восемь отдельных церквей, объединенных вокруг главного храма, посвященного Покрову Богородицы (именно в дни этого церковного праздника случилось окончательное падение Казани), — таково архитектурное описание собора Василия Блаженного. Сочинение подобной композиции присваивают митрополиту Московскому Макарию, имевшему большое влияние на царя.

Великое русское наследие

Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков. Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы.

Но в первую очередь стоит отметить такие величественные сооружения как храмы, соборы, кремли и другие постройки, что дышат русским духом, наполняют нашу культуру и объединяют в себе ее особености.

Одно из таких творений — Храм Василия Блаженого. Этот удивительный архитектурный ансамбль был создан еще в XVI веке при царе Иване Грозном, который повелел воздвигнуть собор в честь взятия города Казани.

Место для его постройки выбрали не простое: храм стоит в самом сердце русской столицы — на Красной площади. По преданию, увидев готовый храм небывалой красоты, Иван Грозный приказал выколоть глаза зодчему, создававшему его, чтобы тот не смог больше построить столь красивый собор где-то еще.

Сочинение-описание по картине «Церковь на Нерли»

Вариант 1

Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885–1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. А так же эта церковь изображена С. А. Баулиным «Храм Покрова на Нерли».

На картине «Церковь Покрова на Нерли» хорошо показано, как среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви такие же высокие, как и она, что даже у неё увенчанный крест главка растворяется в воздухе и где-то высоко тает в небе.

Церковь стоит на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Этот собор отлично выделяется в этой картине, поскольку церковь находится на середине картины и берёт всё внимание на себя. Храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.

Мне понравилась картина «Церковь Покрова на Нерли» тем, что здесь использовались теплые и яркие тона красок. Здесь очень точно выражена ясная погода и необыкновенная, чуткая тишина.

Вариант 2

При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.

В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.

На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.

На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.

На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.

Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.

Вариант 3

Очень живописным и святым местом, дошедшим до наших дней еще с давних времен, есть расположенная на берегу реки Нерль церковь Покрова. Она относится к величайшим местам и памяткам архитектуры России. Расположен храм на небольшом холмике. Вокруг него разлилась река и красуется природа. Именно на этом месте согласно истории князь Андрей приказал построить храм в честь гибели его сына.

Многих художников манило это место, как своей природой, так и архитектурным строением. Герасимов Сергей Васильевич не есть тому исключением. Его любовь к природе и пейзажам всегда была показана в его работах. Полотно «Храм Покрова на Нерли» передает нам в первую очередь ту красоту, которая окружает сам храм. Показана церковь с противоположного берега реки. Большие, красивые, зеленые поля покрытие нежными цветами. Разбросанные одинокие деревья и кусты. Синева тихой реки. Все это придает картине чувство чуда и веры. Автор показал насколько прекрасно само место и как оно может завораживать.

Очень тепло и красиво изображены люди. Первыми падают в глаза женщина и ребенок на берегу реки. Мама стоит и смотрит, как ее малыш собирает цветочки. Складывается впечатление, что они часто здесь гуляют. Да и как в таком месте не погулять. А на противоположной стороне изображена группа монахов. Они куда-то направляются. Хотя мы видим их издалека, но четко просматриваются их темные рясы. И самым светлым и чистым пятном на картине есть сам храм. Это большое архитектурное строение. Построен он на возвышении, да еще и своей высотой и куполом так тянется к небу, что даже, кажется, вот-вот к нему достанет.

Вся картина передает солнечный приятный день. Небольшие тучки проплывают по небу, а легонький ветер играет листьями деревьев и волнами реки. Вся эта простота и передает чувство чуда и воодушевления.

Еще одна интересная картина «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — так называется полотно заслуженной художницы России Татьяны Григорьевны Назаренко.

Популярные сочинения

  • Сочинение Авдотья Кукшина в романе Отцы и дети (образ и характеристика)
    Авдотья Кукшина – одна из второстепенных героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Кажется, что она принадлежит к тем, кто следует принципам нигилизма и считает себя представителем этого движения
  • Сочинение Деньги добро или зло?
    В разные периоды люди рассуждали на тему денег и искали ответ на вопрос «что же это: добро ли зло?». Однако это очень спорный вопрос. С одной стороны, деньги могут помочь больным вылечиться, потому что на них можно закупит
  • Сочинение Мой любимый поэт серебряного века (Ахматова и Цветаева)
    «Серебряный век» подарил нам массу талантливых писателей. Поэзия этого времени прекрасна. Больше всего я люблю творчество Анны Ахматовай и Марины Цветаевой.

Описание архитектурного памятника (Храм Василия Блаженного)

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в сознании русского человека неотъемлем от Красной площади и Кремля. И это символично, что храм удивительной, неповторимой красоты находится в самом сердце страны. В 1552 году Иван Грозный решил отметить взятие Казани возведением храма в Москве. Покровский собор начали строить в 1555 году, закончили — в 1561. Позднее, в 1588 году, к нему был пристроен придел в память Василия Блаженного на месте его упокоения. После этого весь собор стали называть по имени этого святого. В состав собора входит десять церквей, несколько из них посвящены святым, повлиявшим на благополучный исход боёв за Казань (дни памяти святых совпали с днями решающих битв). Десятью куполами красуется собор Василия Блаженного. Церковь в честь Покрова Богородицы является центральной. Она окружена восьмью другими храмами, и этот ансамбль образует форму восьмиконечной Рождественской звезды. К этому ансамблю примыкает десятый придел, построенный в 1588 году в память Василия Блаженного. Девять приделов увенчаны луковичными главами, над центральным храмом возвышается шатёр, вершина которого завершается маленькой главкой. Одиннадцатым куполом украшена колокольня, примыкающая к собору. Все купола великолепны и различны между собой. Собор — поистине сказочное строение.

Девять храмов Собора Василия Блаженного основаны на общем подклете (нижнем ярусе), их соединяет общая галерея, украшенная изумительной росписью — растительными орнаментами. Стиль собора — сочетание традиций русского зодчества и итальянского Возрождения. Его высота по наивысшей точке достигает 65 метров. Особенности храма — множество арочных проёмов и отсутствие подвала. Всё строение держится на прочности и толщине стен подклета, толщина составляет три метра. Все помещения имеют высокие потолки, до 6,5 м. При этом своды не поддерживаются никакими опорами. В стенах устроены узкие «продухи», благодаря которым в церкви поддерживается специфический микроклимат. Долгие годы помещения подклета оставались для прихожан тайной за семью печатями. Глубокие ниши были тайниками-хранилищами за толстыми дверями (на существование дверей теперь указывают лишь петли). Полагают, что в тайниках до 17 века содержалась царская казна. По периметру храма красуются кокошники, их размеры и расположение различны, но у них одно назначение — сделать переходы из четвериков в восьмерики мягче. Главный принцип построения собора — возрастание высоты. Шатёр центральной церкви вдвое превосходит по высоте большие церкви, которые вдвое выше малых. Отличает собор от всех других асимметрия в расцветке и размерах приделов. Но асимметрия в устройстве собора Василия Блаженного не противоречит общему впечатлению гармоничности строения. Весь этот архитектурный ансамбль — символ Небесного Иерусалима. До сих пор остаётся загадкой цветовое решение куполов. Есть предположение, что расцветка куполов могла быть навеяна рассказом блаженного Андрея Константинопольского, который был восхищен до третьего неба, видел Небесный Иерусалим несказанной красоты.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Русский язык в современном мире
  • Функции русского языка в современном мире
  • Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности (Ростральные колонны в Санкт-Петербурге)
  • История моего края (Санкт-Петербург)

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Москва многолика и грандиозна, каждый раз она поворачивается к путешественнику тысячами не похожих друг на друга сторон. Здесь разноцветные купола православных храмов соседствуют с монументальными высотками в стиле «сталинского ампира». Богатые усадьбы аристократических родов Российской империи стоят рядом с модными ресторанами и клубами, шпили стеклянных высоток деловых районов сверкают на фоне живописного Кутузовского проспекта.

В Москве огромное количество культурных объектов – более 400 музеев, около тысячи памятников, 130 театров и десятки концертных залов. Большинство событий светской жизни страны от премьер до международных выставок происходят в столице. В Москву нужно приезжать на долгое время, чтобы проникнуться духом и энергетикой этого динамичного города.

Отели на Booking.com

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Москве?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Московский Кремль и Красная площадь

Самые узнаваемые и посещаемые места в российской столице. Красные башни Кремля, увенчанные звездами – это устоявшийся бренд, символ Москвы. С XII столетия Кремль служил оборонительным сооружением, в течение веков он неоднократно горел и перестраивался. Красная площадь не раз становилась местом важных государственных событий. На ней проходили народные собрания, ярмарки, парады, разные культурные мероприятия.

Отели на Booking.com

Так выглядит Спасская башня Московского кремля хорошую в солнечную погоду.

Храм Василия Блаженного

Собор был заложен по приказу Ивана Грозного как благодарность Господу за помощь при взятии Казани. Изначально у здания были золотые купола и стены красно-белого цвета. После пожара в XVIII века в результате реставрации храм разукрасили в яркие цвета и сейчас он возвышается над Красной площадью как разноцветный пряник. Название было дано в честь юродивого Василия Блаженного, который собрал часть денег на строительство храма и передал их Ивану Грозному.

Отели на Booking.com

В 1931 году к собору с Красной площади перенесен памятник Минину и Пожарскому.

Парк «Зарядье»

Общественное пространство в одноименном историческом районе столицы. Строительство велось в 2014-2017 годах, после сноса гостиницы «Россия», расположенной на этом месте. В парке представлено 4 ландшафтные зоны России. Общее количество высаженных деревьев – 752, кустарников – около 7 тысяч. В разных частях «Зарядья» встречаются зоны с искусственным микроклиматом. В 2018 году на территории парка открылся концертный зал.

Отели на Booking.com

Парящий мост, V-образная смотровая площадка — самое популярное место в «Зарядье».

Москва-Сити

Деловой квартал столицы, состоящий из современных небоскребов футуристического дизайна. Проект является уникальным как для России, так и для всей Восточной Европы. Самая высокая башня комплекса «Федерация» достигает в высоту 235 метров, другим сооружениям тоже присвоены собственные имена. Москва-Сити прозвали «Московским Манхеттеном», квартал задумывался как российский аналог лондонского и нью-йоркского деловых районов.

Отели на Booking.com

Так выглядят небоскребы Москва-Сити в ясную солнечную погоду.

Храм Христа Спасителя

Кафедральный собор Москвы, где проводит богослужения Патриарх. Храм был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года по проекту Константина Тона, работы длились больше сорока лет. Во времена СССР здание взорвали, а на его месте появился Дворец советов, а позже – бассейн «Москва». Собор был заново отстроен в 1994-1997 гг. и сейчас имеет максимальное внешнее сходство с оригиналом.

Отели на Booking.com

Вид на Храм Христа Спасителя с Патриаршего моста, обычно отсюда делают фото на память.

Новодевичий монастырь

Старейший женский монастырь столицы. Согласно преданию, стоит на месте, где во времена владычества Золотой Орды отбирали девушек для отправки в рабство. Обитель основана в 1524 году Василием III. Впоследствии постриг в монастыре принимали многие царские особы, а также девушки из княжеских и боярских семейств. Многие попадали сюда не по своей воле. В архитектурном плане монастырь является настоящей крепостью с мощными стенами.

Отели на Booking.com

Новодевичий монастырь и пруды, тут можно погулять и отдохнуть с красивым видом.

Церковь Вознесения в Коломенском

Храм XVI века на берегу Москвы-реки на территории паркового комплекса в Коломенском. Предположительно, в строительстве здания принимал участие итальянский архитектор Петрок Малый. Церковь является одним из первых образцов каменных шатровых храмов на территории Руси. Сооружение построено в виде равноконечного креста с 62-х метровой колокольной башней. Архитектура храма считается уникальной.

Отели на Booking.com

Церковь Вознесения Господня — белокаменная шатровая церковь, объект ЮНЕСКО с 1994 года.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Главный католический собор Москвы, построенный в неоготическом стиле на средства польской общины. Основные здания возвели в начале XX века по проекту Ф. О. Богдановича-Дворжецкого. Собор представляет собой типичный образец архитектуры католических церквей – стрельчатые арки, устремленные ввысь фигурные башни, цветные витражи окон. В храме постоянно проводятся концерты органной музыки и другие культурные мероприятия.

Отели на Booking.com

Вид на собор с Малой Грузинской улицы — готическая церковь из красного кирпича.

Музей-заповедник Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь больше 100 Га, располагается на юге столицы. Все постройки созданы в XVIII веке в архитектурном стиле «псевдоготика» или «русская готика». Раньше ансамбль выполнял функции царской резиденции. В наши дни на территории парка размещаются выставки, музеи, концертные залы, оранжереи. Благодаря красивому пейзажу, ансамбль Царицыно стал популярным местом для свадебных фотосессий.

Отели на Booking.com

Большой Царицынский дворец.

Коломенский дворец

Деревянный дворец в Парке Коломенское, принадлежавший царю Алексею Михайловичу. Для посетителей открылся в 2010 году. Здание было заложено в XVII веке, его облик был задуман так, чтобы подчеркнуть мощь Русского государства и величие царя. Внутреннее убранство отличалось пышностью и роскошью. При Екатерине II дворец был разобран, но предварительно были сделаны его подробные чертежи. По этим чертежам комплекс полностью восстановили позже.

Отели на Booking.com

Дворец царя Алексея Михайловича — огромный пряничный замок из сказки.

Кремль в Измайлово

Достопримечательность Нового времени в духе русской архитектуры XVII века, стилизованная резиденция царя Алексея Михайловича. Ансамбль строился по старинным эскизам и чертежам. Кремль появился в 2007 году около станции метро Партизанская. На территории действуют ремесленные лавки, музеи, трактиры, церковь. Кремль был создан по проекту А. Ф. Ушакова как аттракцион для привлечения туристов.

Отели на Booking.com

Здание кремля в Измайлово, главный вход в Кремль.

Усадьба Кусково

Особняк XVIII века, принадлежавший графской фамилии Шереметьевых. Великолепная усадьба, окруженная ландшафтным парком, использовалась для пышных приемов, балов, гуляний и театрализованных представлений. В музее на территории комплекса выставляется одна из крупнейших в мире коллекций керамики. В Кусково постоянно проводятся выставки, концерты, гулянья в старых русских традициях.

Отели на Booking.com

Слева — Дворец Кусково, справа — Церковь Спаса Всемилостивого с колокольней.

Крутицкое подворье

Архитектурный памятник XVII века в Таганском районе столицы. С 1991 года выполняет функции патриаршего подворья. Здесь же располагается Отдел по делам молодежи Русской православной церкви. История места началась в XIII веке. Сначала тут располагался монастырь, а затем резиденция высших духовных лиц. Крутицкое подворье – это место, где можно представить, как выглядела Москва в прошлые столетия.

Отели на Booking.com

Так комплекс выглядит со стороны подворья: слева — Крутицкий теремок, справа — Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Большой театр

Основная оперная сцена страны и один из лучших театров мира. Театр был построен в 1825 году, но в 1853 году здание сгорело. Уже через три года Большой отстроили заново. Масштабные реконструкции проводились в 1886—1893 гг., в 1958 и в 2005-2011 гг. Монументальное здание театра украшено массивными колоннами, внутреннее убранство поражает роскошью. Отдельного внимания заслуживает хрустальная люстра в главном зрительном зале.

Отели на Booking.com

Перед главным входом Большого театра расположены несколько красивых фонтанов.

Государственная Третьяковская галерея

Художественный музей с богатой коллекцией, основанный купеческой семьей Третьяковых. В 1861 году в своем завещании Павел Третьяков передал семейную галерею городу и определил денежные суммы на ее содержание. В 1893 году музей официально открылся для посещения. Третьяковская галерея представляет собой крупнейшее (более 180 тыс. экспонатов) собрание русской живописи, гравюры, иконописи.

Отели на Booking.com

У главного входа в Третьяковскую галерею расположен памятник П. М. Третьякову работы А.П. Кибальникова.

Оружейная палата и Алмазный фонд

Находятся в одном здании на территории московского Кремля. В качестве музея Оружейная палата функционирует с 1806 года. Здесь хранятся предметы искусства и артефакты, как изготовленные в местных мастерских, так и подаренные посольствами других стран. Алмазный фонд – впечатляющих размеров выставка шедевров ювелирного искусства. Лучшие образцы коллекции датированы XVIII-XX веками. Кроме этого, в экспозиции представлены драгоценные камни и самородки с богатой историей.

Отели на Booking.com

Выставочный стенд в Оружейной палате, Зал 7. Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII-XVIII веков.

Государственный исторический музей

Находится на Красной площади и является одним из главных столичных музеев. В бесчисленных залах выставлены коллекции, охватывающие все эпохи в российской истории с древнейших времен и до XX столетия. Также представлены обширные экспозиции, касающиеся истории других государств. Музей возник по указу Александра II в 1872 году. В 1990 году здание внесено в список наследия ЮНЕСКО вместе с Красной площадью.

Отели на Booking.com

Так Исторический музей выглядит со стороны Манежной площади. Перед входом, 8 мая 1995 года установлен памятник маршалу Жукову.

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре

Цирк построили в 1880 году на деньги купца Данилова. С самого открытия администрация старалась приглашать только лучшие коллективы и привлекать на представления больше посетителей. В 1996 году в честь 75-я артиста Ю. Никулина цирку было присвоено название «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». Зрительный зал рассчитан на 2000 человек, во время представлений используется современное оборудование.

Отели на Booking.com

Артисты цирка приветствуют зрителей.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Музейная галерея была открыта в 1913 году, основу коллекции составили экспонаты из собрания Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. Позже были приобретены оригинальные образцы культуры Древнего Египта. В течение XX века музей развивался и расширялся, сейчас в нем содержится около 700 экспонатов. В залах постоянно проходят разные выставки известных на весь мир авторов.

Отели на Booking.com

Здание с колоннами, стоящее за хвойными деревьями — это главный вход в музей имени Пушкина.

Бункер 42 на Таганке

Музей холодной войны, расположенный на глубине 65 метров под землей. Бункер был построен в середине XX века, он задумывался как совершенно автономное убежище на случай внезапного ядерного удара. Здесь хранился запас воды и пищи на долгое время. Вход в музей представляет собой полуторатонную дверь, за которой начинается длинная лестница. Посетители могут изучить обстановку залов бункера во время экскурсии и посмотреть фильм о холодной войне.

Отели на Booking.com

Большие зеленые ворота, это и есть вход в музей Бункер 42. Так он выглядит со стороны 5-го Котельнического переулка.

Парк Победы на Поклонной горе

Парковый комплекс с мемориалами, посвященный Победе в ВОВ 1941-1945 гг. Перед началом в строительства в 1987 году холм на Поклонной горе был частично срыт. Официально парк открылся в 1995 году. Центральным монументом является обелиск, увенчанный статуей богини Ники, 141.8 метров в высоту. В 2009-2010 гг. здесь горел Вечный Огонь, перенесенный на период реконструкции из Александровского сада.

Отели на Booking.com

Панорамный вид с высоты на Монумент Победы и здание музея Победы.

Воробьевы горы

Воробьевы Горы считаются главной смотровой площадкой Москвы, откуда открывается вид на долину Москвы-реки, Лужники, сталинские высотки и небоскребы Москва-Сити. Неподалеку располагается здание МГУ. Парковая зона Воробьевых гор – отличное место для прогулок, катания на велосипеде и роликах, пробежек. Рядом со смотровой площадкой уже много лет собираются московские байкеры.

Отели на Booking.com

Группа туристов на смотровой площадке.

Спорткомплекс «Лужники»

Открыт в 50-х годах прошлого века, многократно перестраивался. Площадь превышает 180 га. Принимал некоторые мероприятия Олимпиады-80. В 90-х превратился в огромный вещевой рынок, который ликвидировали к 2003 году. Сейчас комплекс стоит из десятков объектов, включая спортивную арену на 78 тысяч мест, футбольные поля, теннисные корты, бассейны и академию гольфа. На «Лужниках» играли финальный матч футбольного ЧМ-2018.

Отели на Booking.com

Панорамный вид на «Лужники», вверху справа — главное здание МГУ.

Московский метрополитен

Самый большой метрополитен на территории бывшего СССР. Первую линию запустили в 1935 году, она соединила «Сокольники» и «Парк культуры». В настоящее время проложено 15 линий протяжённость почти 400 км. Из 230 активных станций 48 признаны объектами культурного наследия России. Оформление некоторых залов метро напоминает музеи, тут проводятся экскурсии, в том числе ночные.

Отели на Booking.com

Пример интерьера станции метро Арбатская (Арбатско-Покровская Линия).

Московский зоопарк

Один из самых старых в Европе, принимает посетителей с 1864 года. В настоящее время в зоопарке содержатся порядка 6 тысяч особей. Они представляют более тысячи видов животных. Территория разбита по тематикам. Есть, как открытые экспозиции и вольеры, так и закрытые. Любой желающий может оформить опекунство понравившегося животного, финансировать его содержание и получить ряд привилегий. Живой символ зоопарка — жираф Самсон.

Отели на Booking.com

Здание главного входа в Московский зоопарк похоже на замок.

ВДНХ

Большая парковая территория на Северо-Востоке столицы с многочисленными выставочными павильонами, ухоженными аллеями, фонтанами, кафе, концертными площадками. ВДНХ – одно из самых популярных мест для отдыха горожан на выходных. Здесь можно посетить океанариум, исторический павильон, инновационные выставки, фермерские рынки, театр и даже «порт» с бассейном и пляжем. На ВДНХ много велосипедистов, роллеров и других спортсменов.

Отели на Booking.com

Панорамный вид на фонтан «Дружба народов» и Дом народов России.

Останкинская Телебашня

Телевизионная вышка, еще один важный символ столицы. Башня обеспечивает телетрансляцию на всю Россию, здесь располагаются телестудии и офисы основных каналов. В высоту сооружение достигает 540 метров. Останкинскую башню построили в период 1963-1967 гг., в те времена она считалась самым высоким зданием в Европе. Для посетителей существуют специальные экскурсии на вышку с посещением смотровой площадки.

Отели на Booking.com

Так выглядит Останкинская Телебашня. Внизу справа — телецентр «Останкино».

Триумфальные ворота

Арочные ворота на Кутузовском проспекте, воздвигнутые в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Сооружение было построено по проекту архитектора Бове в 1829-1834 гг., позже в 1936 г. арка была демонтирована. Реконструированные ворота вновь появились на проспекте только 1968 г. Надпись на верхней части старой конструкции прославляла деяния Александра I на русском языке и на латыни, новая надпись увековечила подвиг русских воинов в 1812 года.

Отели на Booking.com

Так выглядят Московские Триумфальные ворота, если смотреть в сторону парка Победы.

Сталинские Высотки

Семь высотных домов, построенные в стиле помпезного «сталинского ампира» в середине XX века. Эти уникальные сооружения по задумке вождя должны были символизировать мощь и величие Москвы и всего СССР. В зданиях располагается университет МГУ, МИД, гостиницы, жилые квартиры. В советские времена жилье в этих элитных домах распределялось только крупным ученым и государственным деятелям.

Отели на Booking.com

Вид с Большого Устьинского моста на Высотку на Котельнической набережной.

Государственный универсальный магазин (ГУМ)

Находится на Красной площади и является одной из ее главных достопримечательностей. История здания началась в XIX веке с открытия торговых рядов. В течение XX столетия ГУМ постепенно становится главным и самым вожделенным магазином страны – все командировочные стремятся в него попасть, чтобы приобрести дефицитные товары. В наше время ГУМ – это территория дорогих бутиков, исторических магазинов и авторских шоу-румов.

Отели на Booking.com

Здание ГУМа, вид со стороны Красной площади.

Улица Старый Арбат

Знаменитый прогулочный бульвар столицы, где в окружении очаровательных московских особняков предыдущих столетий выступают уличные артисты и рисуют портреты художники. На Арбате сосредоточено большое количество сувенирных магазинов, ресторанов и небольших интересных музеев. Улица входит в обязательную программу посещения для иностранных туристов, поэтому здесь их можно увидеть в немалом количестве.

Отели на Booking.com

Старый Арбат — обязательное место для посещения туристами.

Сад «Эрмитаж»

Небольшой парк в центре города, популярное место для прогулок у местных жителей. Сад основан предпринимателем и меценатом Я. Щукиным в конце XIX века. Последняя серьезная реконструкция производилась в конце 90-х гг. XX века. На территории парка располагаются три театра и открытая эстрада для летних концертов. В теплое время года здесь часто проводятся фестивали и разнообразные события, привлекающие множество посетителей.

Отели на Booking.com

Сад «Эрмитаж» — отличное место для прогулок.

Парк искусств МУЗЕОН

Большая территория искусств, расположенная на Крымской набережной. Арт-зона включает выставки под открытым небом, ландшафтные сады, фонтаны, современные арт-объекты и многочисленные пешеходные дорожки. Сама Крымская набережная – это живописная пешеходная зона на берегу Москвы-реки, уютное и романтическое место, быстро завоевавшее популярность у туристов и самих москвичей.

Отели на Booking.com

Люди отдыхают в парке МУЗЕОН, вид на Новую Третьяковку со стороны Москва-реки.

Арт-кластер «Красный Октябрь»

Многочисленные арт-мастерские, галереи, студии дизайнеров, выставочные залы, занимающие бывшее здание кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Это своеобразный богемный центр столицы, где постоянно происходят события с участием модной публики и известных персон. Само здание фабрики из красного кирпича является классическим образцом промышленной архитектуры начала XX столетия.

Отели на Booking.com

Вывеска фабрики «Красный Октябрь».

Парк Горького

Парк находится на набережной Москвы-реки. В последние годы место преобразилось и стало точкой притяжения продвинутой публики. Здесь постоянно организуются мероприятия, посвященные защите экологии, вегетарианские фестивали, соревнования скейтбордистов и другие события. Парк часто становится местом проведения масштабных городских праздников, зимой уже несколько лет на территории работает каток.

Отели на Booking.com

Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горькогo — лучшее место в Москве для семейного отдыха.

В самом сердце России, а именно на Красной Площади, расположился величественный Собор Василия Блаженного. И мало кто знает, что он является одним из семи признанных чудес России! Каждый год тысячи туристов стоят в огромной очереди ради того, чтобы увидеть творение русских мастеров воочию. Когда я оказалась внутри собора, у меня сложилось впечатление, будто на дворе XVI век. Собор Василия Блаженного обладает невероятной и очень приятной атмосферой, поэтому я стараюсь посещать его хотя бы раз в год. И, невзирая на то что собор давно является музеем, в нем сохранился дух того времени. А познакомиться с другими достопримечательностями Москвы вы сможете, пройдя по этой ссылке.

История создания Храма и его название

Через 2 года собор отметит полувековой юбилей. Как же началась его история? Построен он был по приказу Ивана Грозного, пообещавшего возвести храм в случае успешного взятия им Казани. Это важное историческое событие случилось 1 октября 1552 года, в Покров день по православному календарю. Поэтому Собор получил название, которое является официальным и сегодня — собор Покрова Пресвятой Богородицы, «что на Рву». Еще его именовали Троицким собором — так называлась деревянная церквушка, рядом с которой он был построен.

В XVII веке Храм обрел свое сегодняшнее «народное» название — Собор Василия Блаженного. В 1588 году к нему была пристроена церковь, посвященная святому Василию. Первое время она была единственным отапливаемым помещением, в котором совершались богослужения в любое время года и суток. Именно поэтому название отдельного придела перешло на весь храм.

Строительство собора шло почти 6 лет — с 1555 по 1561 годы. Точное время и даже год его завершения стали известны только в середине XX века, когда под слоями краски во время реставрационных работ обнаружили выгравированную дату освещения Храма — 12 июля 1561 года.

Храм — символ дерзаний Ивана Грозного

Именно благочестивая средневековая традиция послужила тому, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в память о военной победе. Это, однако, не отражает всей его значимости для истории России. Молодой царь Иван IV в начале своего правления ставил амбициозные задачи построения нового государства. Именно он впервые официально стал называться царем. Еще при его деде, великом князе Иоанне III, в России стала зарождаться новая доктрина духовного облика: Москва – Третий Рим. Иван Грозный считал, что Россия должна объединить в себе различные народы и быть их путеводительницей в Небесный Иерусалим. Именно это, по мысли царственного заказчика, храм Василия Блаженного в Москве и должен был выражать множеством своих куполов.

Как выглядит собор

Собор состоит из 8-ми церквей, которые группируются вокруг центрального храма Пресвятой Богородицы. Четыре из них посвящены христианским праздникам, на которые пришлись основные бои за Казань. А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви. Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику.

Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м.

Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом.

Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду — в православии она символизирует богородицу.

У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому — организаторам восстания против польских захватчиков.

Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи. Однако интерьер поражает своим великолепием: стены и потолок украшают иконы и фрески XVI-XIX веков. Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного.

Архитектурные особенности

У Собора Василия Блаженного есть очень много архитектурных особенностей, ведь его планировка не характерна для сооружений XVI века. Многие иностранные гости Русского Царства, так называлась Россия при правлении Ивана Грозного, удивлялись его архитектуре.

Первая особенность заключается в том, что у собора отсутствует фасад. Это говорит о его многогранности, с какой стороны ни подойди, открывается парадный вид и кажется, что это и есть главный вход.

Второй особенностью является тот факт, что в соборе нет подвалов, в отличие от остальных храмов и соборов того времени. Вместо этого у него есть подклет с очень прочными стенами толщиной 3 метра.

Еще одна особенность – это девять церквей, которые объединены одним основанием, окольной галереей и внутренними переходами с потолком в виде свода. Галерея украшена причудливыми орнаментами, изображающими растительность, которые также нехарактерны для того времени.

Церкви

Они названы в честь святых праздников, которые пришлись на решающие дни битвы за Казань:

  • Центральная церковь – Покровская.
  • Восточная церковь − Троицкая.
  • Юго-восточная церковь − Александра Свирского.
  • Южная церковь − Николая Чудотворца.
  • Юго-западная церковь − Варлаама Хутынского.
  • Западная церковь – Вход Господня в Иерусалим.
  • Северо-западная церковь − Св. Григория Армянского.
  • Северная церковь – Св. Адриана и Наталии.
  • Северо-восточная церковь − Иоанна Милостивого.

Удивительно, что архитекторам удалось объединить традиции русского и западноевропейского искусства эпохи Возрождения, что придает неповторимый облик собору.

Купола

У Собора Василия Блаженного 10 необыкновенной красоты куполов, которые вы нигде больше не встретите. Каждый купол уникальный и совсем не похож на остальные. Сочетания голубого, белого, желтого, зеленого, красного и золотого создают некую торжественную атмосферу. А неповторимые формы притягивают взгляд, и уже невозможно оторваться! Правда, не всегда купола выглядели именно так. Собор неоднократно подвергался пожарам, и каждый раз их облик менялся. Они были обиты немецким железом и имели темно-зеленый цвет. Позже появились первые изразцы, а цвет приобрели только в 1780-х гг. После реставрации 1967-1969 гг. непрочное железо заменили на долговечную медь.

***

Собор Василия Блаженного – это не просто собор на главной площади страны. Это уникальное культурное наследие, которое нам необходимо сберечь. Ведь не зря его отнесли к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей богат росписями и древними иконами, а декор собора и его архитектура настолько неповторима, что собор узнают по всему миру!

Кто такой Василий Блаженный

Василий Блаженный был известным русским юродивым, жившим в Москве в эпоху Ивана Грозного. Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца — способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Так, например, он предсказал грандиозный московский пожар 1547 года, который уничтожил 1/3 столичных зданий и унес почти 2000 человеческих жизней.

Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам.

Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу.

Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет. Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения — кладбища у основания будущего Покровского Собора.

В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному.

Внутреннее устройство собора

Конструкция собора включает в себя девять небольших храмов. В соответствии с церковной традицией планировка храмов строго регламентирована. Их строят в форме креста, корабля или круга. В плане собор представляет восьмиконечную звезду – символ жизни будущего века. Алтари придельных храмов освящены в честь церковных праздников и святых, дни празднования и почитания которых ознаменовались важнейшими этапами в завоевании Казани и Среднего Поволжья:

  • центральный придел посвящен Покрову Пресвятой Богородицы;
  • Троицкий — на востоке;
  • на западе — в честь Входа Господня в Иерусалим;
  • на северо-западе — в честь равноапостольного Григория Великого, просветителя Армении;
  • на юго-востоке — в честь преподобного Александра Свирского;
  • на юго-западе — в честь преподобного Варлаама Хутынского;
  • на северо-востоке — в честь святителя Иоанна Александрийского;
  • на юге — Свято-Никольский;
  • на севере — в честь свв. мучеников Адриана и Наталии.

Позже были пристроены еще два придела: в честь св. Василия Блаженного и колокольня с алтарем, посвященная св. Иоанну Московскому.

Строители собора

Доподлинно неизвестно, кто же возводил Храм Василия Блаженного. На этот счет существует несколько версий. Одна из самых популярных гласит, что Собор был создан усилиями русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. Некоторые источники утверждают, что речь идет не о двух, а об одном человеке, которого звали Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник.

Существует страшная легенда о том, что царь повелел после окончания строительства Покровского Собора ослепить его мастеров, чтобы они не смогли создать равного по красоте и величию сооружения. Однако документальные источники опровергают этот рассказ. Например, Постник Яковлев упоминается в более поздних казанских книгах как строитель Казанского Кремля, также ему приписывают и другие архитектурные, преимущественно церковные, объекты.

Некоторые исследователи склоняются к версии, что Покровский Собор возводили не русские, а западноевропейские, скорее всего, итальянские мастера. Оценить красоту и великолепие здания можно во время экскурсий по собору Василия Блаженного, о часах работы которого расскажем далее.

«Живучесть» Собора

Несколько раз храм подвергался риску быть уничтоженным.

Сильные повреждения храму нанес пожар 1737 года, после которого здание подверглось серьезной реконструкции.

Первую целенаправленную попытку разрушить собор предпринял Наполеон Бонапарт, размещавший на его территории свои конюшни. Покидая Москву, он отдал приказ сжечь здание. Однако внезапно начавшийся дождь помешал этим планам, погасив уже зажженные пушечные фитили.

В период Советской власти храм также мог исчезнуть с лица земли и карты Москвы. В 30-е годы проводилась архитектурная модернизация столицы, шла она под руководством Лазаря Кагановича. Он хотел снести храм, чтобы освободить дополнительное место для проведения военных парадов и демонстраций. Каганович представил Сталину модель Красной площади, на которой собора Василия Блаженного не было. Однако «отец народов» приказал вернуть здание назад.

Также, по слухам, за храм «заступился» и архитектор Петр Барановский, отказавшись измерять его площадь для последующего сноса. За это он поплатился несколькими годами тюремного заключения, однако цель была достигнута — собор остался стоять на Красной площади.

Интересные факты истории

Собор, являясь скорее мемориалом, чем утилитарным местом для массовых богослужений, в дни великих праздников представлял собой огромный алтарь. Молящиеся собирались на Красной площади, а роль церковного амвона выполняло Лобное место.

В первозданном виде купола имели классическую для русской храмовой архитектуры шлемовидную форму. Современный вид они приобрели гораздо позднее, при Екатерине Второй.

Захвативший Москву Наполеон задумал разобрать собор и перенести его в Париж. Но в его положении это было невозможно. От бессилия император вознамерился храм взорвать. Когда порох под основание был уже заложен и подожжен фитиль, внезапно начавшийся дождь спас святыню.

Второй раз угроза гибели нависла в советское время, когда руководивший планом реконструкции столицы Лазарь Каганович предложил храм снести и на его месте устроить проезжую часть, удобную для проведения демонстраций. От уничтожения собор спас известный советский реставратор и историк архитектуры П.Д. Барановский. Одним из решающих аргументов было то, что храм Василия Блаженного в Москве был построен в память об одном из величайших событий в истории страны.

С 1991 года храм, фактически оставаясь музеем мирового значения, используется совместно с Русской Православной Церковью.

Современный статус собора, и как он менялся

Сегодня право пользования собором делят между собой РПЦ и Государственный исторический музей. Церковные службы там проходят по воскресеньям, а чтобы посетить храм как музейный объект, надо знать часы работы собора Василия Блаженного.

На протяжении своей долгой истории храм использовался в разных целях.

Помимо основной функции — проведение богослужений — собор выполнял также роль хранилища: в нем находилась царская казна и имущество привилегированных горожан. Богатства были спрятаны в нижних помещениях хозяйственного назначения.

В 1923 году в соборе перестали проходить церковные службы, и он получил статус филиала государственного исторического музея, который сохраняет до сих пор. Также именно с советских времен храм Василия Блаженного был признан национальным историческим памятником, находящимся под защитой государства. В его архивах хранятся древние церковные книги (как рукописные, так и печатные).

А с 1991 года, когда пал советский строй, в храме возобновились богослужения, которые продолжаются и по сей день.

Часы работы собора Василия Блаженного в Москве

Часы работы собора Василия Блаженного варьируются в зависимости от сезона. Летом с 1 июня по 31 августа музей открыт для посетителей с 10:00 до 19:00 каждый день. С 8 ноября по 30 апреля график работы сокращается с 11:00 до 17:00. И, наконец, в мае, а также с 1 сентября по 7 ноября часы работы собора Василия Блаженного — с 11:00 до 18:00, за исключением первой среды месяца, которая является санитарным днем.

Если термометр показывает значение ниже 15 градусов мороза, то Покровский собор, как правило, закрывается раньше. Когда на Красной площади проводятся какие-либо праздничные мероприятия, режим посещения музея также корректируется.

Как добраться

Как я уже упоминала раньше, собор находится на Красной площади. Добраться туда можно несколькими способами:

  1. До Собора Василия Блаженного можно добраться от объединенных станций метро Театральная, Площадь Революции и Охотный ряд, выйдя в город на Манежную площадь. Надо обойти Исторический музей, за ним открывается потрясающий вид на Красную площадь, в конце которой вы увидите Собор Василия Блаженного. Есть еще один путь от станции метро Китай-город. Выходите на ул. Варварка и идете 15 минут до Большого Москворецкого моста, который рядом с Васильевским Спуском.
  2. Автобусы и троллейбусы также ходят до собора. Подробнее ознакомиться с транспортом Москвы, ценами, часами работы можно здесь. Ближайшая остановка называется «Красная площадь», до нее можно доехать на 25 автобусе. Остальные довезут вас до остановки «Театральная площадь», это маршруты автобусов Н1 (ночной), Н2 (ночной), 12ц и 144ц. И до остановки «Метро Китай-город (Славянская площадь)» троллейбусы 16, 45, 63 (круглосуточный) и автобусы Н4 (ночной), Н5 (ночной) и 158.

Сколько стоит билет в собор

Как и часы работы собора Василия Блаженного, цена за его посещение тоже разнится, но зависит она не от времени года, а от возраста. Взрослым за право увидеть храма изнутри надо заплатить 500 рублей. Для подростков от 16 до 18 лет стоимость ниже — всего 150 рублей. А дети младше 16 лет вообще пропускаются бесплатно.

Кроме того, льготные категории граждан (студенты-очники, пенсионеры и др.) могут рассчитывать на скидку, если имеют при себе документ, подтверждающий их статус.

Также учитывайте, что за экскурсии идет отдельная плата, которая не включена в стоимость входного билета.

Примерно за час до закрытия музея перестают работать кассы и прекращают впускать в здание новых посетителей.

Наверняка после знакомства с историей и временем работы Собора Василия Блаженного у многих возникло желание воочию увидеть этот величественный памятник архитектуры. Желаем вам обязательно его осуществить!

Экскурсии

Собор удивляет не только своим пестрым видом, но и экскурсиями, которые работники музея готовят для посетителей. Самая интересная, которую я посетила вместе с младшей сестрой – это «Предивные главы Покровского собора» для детей от 7-ми лет. Стоимость одного билет для школьника – 450 рублей, школьник + сопровождающий – 550 рублей. Профессиональные экскурсоводы познакомили деток с историей происхождения многоцветных глав собора. Много рассказывали о декоративном убранстве и провели мастер класс по рисунку в техники пластилинографии. Мы с сестрой остались довольными.

В музее проводят обзорные и авторские экскурсии для школьников и студентов. На официальном сайте вы сможете найти темы экскурсий и записаться на них или за дополнительную плату воспользоваться аудиогидом.

  • Рассказ о хорошем человеке орксэ 4 класс
  • Рассказ о хороших качествах друга 4 класс
  • Рассказ о хороших привычках
  • Рассказ о храме василия блаженного 8 класс русский язык
  • Рассказ о храмах забайкалья