Рассказ о храме древнего египта

В феврале 2021 года группа молдавских туристов castorulcalator под руководством самого известного путешественника молдовы - виорела ротару, посетившего в разные

В феврале 2021 года группа молдавских туристов «Castorulcalator» под руководством самого известного путешественника Молдовы — Виорела Ротару, посетившего в разные годы почти 200 стран мира, совершила увлекательный автопробег по маршруту Каир — Абу-Симбел (южные ворота Египта на границе с Суданом).

Рассказ о храме древнего египта

На карте отмечено расположение Храма Абу-Симбел на западном берегу Нила, в Нубии в 285 км южнее Асуана, вблизи современной египетско-суданской границы.

Фотоотчет этого путешествия по Египту для нашего сайта «Путешествия с удовольствием» предоставил участник группы — профессиональный фотограф Роман Фриптуляк.

Рассказ о храме древнего египта

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: слева — Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и справа — Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренму.

Рамсес II, возводя огромные статуи в Храме Абу-Симбел, преследовал несколько целей. Одна из них, по утверждению египтологов, была в том, чтобы запугать своих врагов, наступающих со стороны пустыни. По его логике, захватчики, находясь за тысячи миль, увидят огромные сооружения, и это наведет страх на их бойцов. Такими сооружениями являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела. В тоже время фараон хотел, чтобы эти статуи были оформлены в лучшем виде и увековечили память о нем, вот почему они так похожи на него!

Этот комплекс состоит из двух поражающих воображение храмов Абу-Симбел (перевод Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев»), вырубленных в скале, по приказу фараона Рамсеса II, как символ победы в сражении над хеттами (Большой храм) и огромной любви к своей жене – Нефертари (Малый храм). Изначально такое название носила скала, но после возведения в этом месте храмов, название Абу-Симбел перешло на всю группу скал вместе с постройками.

Сегодня в этот храм, несмотря на его удаленность от других туристических объектов и городов Египта, приезжают миллионы туристов со всего мира.

pic002

Группа молдавских туристов у великого храма Рамсеса II в Абу-Симбел.

pic001

Древним мастерам удалось создать 4 практически идентичные изображения, сохранив портретное сходство с Рамсесом II. Они изображают восседающего на троне фараона в расцвете власти и силы. Голова увенчана двойной короной «пшент», символизирующей единение Верхнего и Нижнего Египта.

pic006

По другой версии, которая широко распространена в интернете, один из колоссов изображает самого фараона Рамсеса II, а три других – это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра) и Ра (бог восходящего солнца). Этих богов фараон считал своими покровителями. Прислонившись спиной к скале, огромные статуи величаво восседают на тронах, однако, все статуи имеют портретное сходство с Рамсесом II. Таким образом, Рамсес II олицетворяет себя равным богу и обожествляет себя при жизни. Эта версия имеет право на существование, т.к. Большой храм, пред входом в который установлены статуи, посвящен именно этим трем богам и Рамсесу II.

pic004

Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренму.

pic005

Одна из статуй, слева от входа, была повреждена в результате землетрясения. Ученые не стали реставрировать изваяние, сохранив первоначальное положение головы и части туловища.

pic007

Высота каждой фигуры составляет 20 м, так что они занимают практически весь фасад. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Ученые точно измерили все параметры лица: высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа — 98 сантиметров, рта — 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Что понять и оценить размеры статуй, сравните их с изображениями посетителей храма на предыдущих снимках.

pic008

pic009

pic010

pic011

Входной проем украшен резными барельефами фараона, подносящего дары статуе бога Ра, разместившейся в углублении над порталом храма. Слева от него заметны символическое изображение жезла, справа частично сохранившийся барельеф богини Маат. Египтологи выяснили, что барельеф является древней шарадой: соединенные имена богов образуют имя Рамсеса II.

pic012

У ног фараона размещены изваяния его главной жены Нефертари-Меренмут, старших сыновей и первых дочерей. Высота статуй родственников едва доходит до колен сидящего правителя.

История создания комплекса Абу-Симбел

Интересна история создания этого комплекса и его открытия для современников через 3000 лет.

Строительство храма Абу-Симбел в Египте началось в 1264 году до н. э. и продлилось 20 лет. Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк и путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс. Но в этот период храмы были занесены песком и исследователю не удалось отыскать вход в них. Однако, своими открытиями он успел поделиться с итальянским путешественником Джованни Батиста Бельцони, имя которого ассоциируется с Древним Египтом. Ведь он известен как авантюрист и расхититель гробниц. Именно он, Бельцони, раскопал вход и открыл храмы Абу-Симбела. Он первым попал внутрь храма Рамсеса II 1 августа 1817 года. Но путешественник был, скорее всего, разочарован своим открытием, так как не нашёл сокровищ, которые ожидал увидеть. Между тем он стал первым, кто смог полюбоваться красотой разноцветных барельефов, описывающих военные кампании Рамсеса II в Сирии, Ливии и Нубии, а также великолепием многоколонного зала, покрытого изображениями фараона. Чтобы увековечить это событие и оставить след о своём открытии, Бельцони с друзьями высекают свои имена и дату находки на северной стене храма.

Бельцони также принимал участие в вывозе крупных скульптур из Египта, скупил несколько десятков различных папирусов и мумий, практически в неповрежденном виде, и впоследствии создал крупную коллекцию египетского искусства.

http://yuliyakelidi.com/wp-content/uploads/2019/03/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8-%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%BD%D0%B8-814x1024.jpg

Джованни Батиста Бельцони

Все свои исследования Древнего Египта Джованни Бельцони оформил в сочинении «Narrative of the operations and recent discoveries etc. in Egypt and Nubia». Туда же он приложил отдельный том со своими собственными иллюстрациям. Они сделаны до появления фотографии и сделаны настолько качественно и красиво, что некоторые из них я хочу привести. Эти иллюстрации были изданы после его смерти в 1829 году его супругой.

http://yuliyakelidi.com/wp-content/uploads/2019/03/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%BD%D0%B8-%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82-3.jpg

Храм Нефертари. Рисунок Джованни Бельцони, 1829 год.

Слева и справа от входа в Малый храм находятся две группы статуй около 10 метров высотой. Эти скульптуры изображают Рамсеса II и Нефертари, причем все статуи одного размера – беспрецедентный случай. Обычно статуи цариц и детей фараона не превышают по высоте уровня колена правителя. Подобные малые статуи на фасаде также имеются, они изображают детей Рамсеса и Нефертари. Это принцессы Меритамон, Хеннутави и принцы Рахирвенемеф и Амен-хер-хепешеф. Конечно, по сравнению с Большим храмом, фасад Малого выглядит скромно. Никаких бабуинов здесь нет, но зато все статуи полностью целы.

Заинтересовавшись историей Абу-Симбел, мне удалось также найти другие рисунки этого храмового комплекса, в частности, рисунки Amelia Edwards, которые она сделала в 1873 году.

http://yuliyakelidi.com/wp-content/uploads/2019/03/ameliaedwards_2-min.jpg

http://yuliyakelidi.com/wp-content/uploads/2019/03/ameliaedwards_3-min.jpg

Рисунки Amelia Edwards, 1873 год.

С появлением фотографии удалось также разыскать и первые старые черно-белые снимки храмов Абу-Симбела после их открытия через 3000 лет.

Рассказ о храме древнего египта

Самые первые фотографии Абу-Симбела, сделанные John Beasley Green в 1854 году.

Рассказ о храме древнего египта

Earliest photo of Smaller Temple, 1854 by John Beasley Greene. (Фото John Beasley Green из Британской википедии)

Рассказ о храме древнего египта

Более поздние снимки. Статуи фараонов и богов. Абу-Симбел, Египет

Рассказ о храме древнего египта

Фото сделано в ХХ веке до 1923 года.

Рассказ о храме древнего египта

Храм Рамсеса II. Абу-Симбел, Египет. Точная дата снимка неизвестна, но в отличие от снимков John Beasley Green, сделанных в 1854 году, здесь мы видим уже полностью раскопанные фигуры и вход в храм. Предполагается, что фото сделано в интервале 1870 — 1920 года.

Приведу несколько интересных фактов, связанных с этими фотографиями и Большим и Малым храмом Абу-Симбел.

Первое, на что хочется обратить внимание – это исключительная точность и симметрия, с которой изготовлены скульптуры.

Рассказ о храме древнего египта

Это изображение из книги «Утраченные технологии в Древнем Египте».

Если очень пристально посмотреть на изображенное лицо Рамсеса II, то вы, несомненно, обратите внимание на то, что оно выполнено безупречно. И тем самым удивитесь мастерству древних зодчих.

Но если взглянуть на эту скульптуру компьютеризированным взглядом, то удивление будет несоизмеримо больше. Ведь лицо древнего фараона выполнено идеально симметрично с точностью до 1 мм.

Этот факт был выяснен при фотометрическом анализе и наложении одной половины лица фараона на другую.

Другой удивительный факт, который привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме и связанный с вращением Земли относительно Солнца. Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году и всего на несколько минут проявляется этот эффект!

https://lifxil.ru/wp-content/uploads/2019/04/9953066.jpg

Большой храм был высечен в монолитном утёсе. Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II.

Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и бога Ра; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Рассказ о храме древнего египта

При этом статуи расположены так, что свет освещает фигуры Амона и Ра всего 6 мин., а изваяние самого Рамсеса II купается в солнечных лучах в два раза дольше.

То, что эти две даты в году, когда солнечные лучи освещают на несколько минут статуи богов и Рамсеса II, совпадают с его днем рождения в феврале и днем коронации в октябре, как пишут в интернете и переписывают из одного источника в другой, является полной чушью. Кто может утверждать, что фараон родился 3000 лет тому назад именно 22 февраля, если даже год его рождения точно не установлен?

Скорее всего, эти даты близки ко дням весеннего и осеннего равноденствия, которые древнеегипетским астрологам были хорошо известны.

Это «оптическое чудо» поражало не только современников Рамсеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ

Я уже почти закончил рассказ и готов был поставить точку, но…заглянул случайно в книжку «Человек и Земля» Элизе Реклю, изданную в С-Петербурге Брокгаузом и Ефроном в 1906 году и был удивлен совершенно иной трактовкой тех событий, о которых только что написал.

Рассказ о храме древнего египта

Книга и титульный лист «Человек и Земля» Элизе Реклю, изданную в С-Петербурге Брокгаузом и Ефроном в 1906 году.

Рассказ о храме древнего египта

Во-первых, на картах 19 века на было Абу-Симбела, а был Ибсамбул. Привожу карту, где я подчеркнул это название.

Рассказ о храме древнего египта

Область Египетского влияния

А дальше я процитирую часть текста, чтобы убедиться, что речь идет об одном и том же месте, и времени:

«Поднимаясь по Нилу, можно шаг за шагом проследить поразительные создания рук древних египтян: большинство путешественников поднимается даже выше первых порогов, чтобы полюбоваться на величественных колоссов царей – богов, Аммона и Рамсеса, высеченных из красноватой скалы вблизи обрыва горы Ибсамбула.

Рассказ о храме древнего египта

Не меньший интерес, как храмы и статуи, представляют ломки гранита, порфира и других каменных пород, где можно видеть до сих пор колоссальные статуи и обелиски, лежащие на земле в ожидании того, когда их перевезут и поставят на место; некоторые из них лишь наполовину отделены от скалы и производят такое впечатление, будто работавшие над ними каменщики были отозваны каким-то властным призывом лишь несколько минут тому назад.

Упадок египетской архитектуры относится к началу периода завоеваний и военной славы властителей страны. Вслед за древними храмами, камни которых превосходно отполированы и связаны между собою с поразительной тщательностью, мы находим здесь здания, которые посредственным выполнением положительно огорчают и приводят в отчаяние современных любителей искусства: глядя на них, можно думать, что властители тех эпох старались лишь возможно скорее возвести эти памятники, служившие для их прославления, и жертвовали всем, чтобы только придать им величественную внешность. «Гордость предшествует гибели», говорится в Библии, и пышное царствование Рамсеса II, известного более под греческим названием Сезостриса, было началом наступившего упадка в области знаний и искусств. Будучи воителем, жаждавшим великих деяний. Сезострис пошел войною на Азию, стремясь расширить пределы своего царства, и хотя все его предприятия оказались неуспешными, он заставил воспевать себе такие хвалы, приказал соорудить столько обелисков с памятными надписями, столько колоссальных статуй, заставил соскоблить надписи и поместить свое имя на стольких предыдущих памятниках, что, в конце концов, действительно, «изменил историю», и некоторые греческие историки описали его, на самом деле, как величайшего из царей. По его собственным описаниям, он сам в сражении остался будто бы посреди толпы хеттитских воинов, оставленный своими солдатами, его окружали якобы 2500 колесниц и «миллионы врагов», он был «совершенно один» и, тем не менее, одержал победу благодаря силе своих рук. В действительности же его настоящими подвигами были лишь ежегодные набеги на чернокожие племена Эфиопии, откуда он приводил в цепях тысячи рабов и заставлял их работать на каменоломнях. Под его управлением страна обеднела, голод свирепствовал по всему Египту, и вместе с гражданской свободой исчезло и искусство, — после Сезостриса культурные произведения сделались варварскими. Художники совершенно перестали изучать естественные черты изображаемых лиц, перестали обращать внимание на природу и довольствовались условным и шаблонным воспроизведением местности. По словам Ф.Реньо, древние художники относились настолько добросовестно, что воспроизводили даже физические недостатки изображаемых личностей, не исключая рахитизма и уродливой формы черепа. Сезострис, однако, был слишком тщеславен и горд, чтобы дозволить изобразить себя иначе, как «самым красивейшим из людей»; каждый, кому приходится теперь любоваться великолепными чертами его лица, высеченными из красного песчаника или гранита, должен согласиться с тем, что он был «красивейшим». Благодаря замечательной иронии судьбы, мумия этого фараона-хвастуна сохранилась до наших дней, и посетители музея в Гизе могут любоваться, сколько им угодно, физиономией Сезостриса, освобожденной теперь от покрывавшего ее слоя смолы, — они могут убедиться в том, что черты его лица мало интеллигентны, несколько звероподобны, но в тоже время надменны и властны».

Вот так Э. Реклю, которому можно доверять, выражает мнение египтологов, которое сложилось в XIX веке к Рамсесу II и его деяниям.

Возможно, как всегда в таких случаях, если мнения диаметрально противоположны, то истина лежит посередине!

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. За 4 года (1964-1968) храм был перенесен на 210 метров от воды на высоту в 65 метров от его первоначального расположения. Направление, в котором был построен храм, было бережно сохранено, а пейзаж, окружающий храм, был полностью воссоздан. Официально храм был открыт в 1968 году, когда сокровища, которые были похоронены в песках пустыни стали снова доступны человечеству.

Автор Михаил Назаров

Фото Роман Фриптуляк

♦  Рубрика: Египет.
♥  Метки: Абу-Симбел > Египет

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.

Приветствую вас на своем сайте! Представляю вашему вниманию фоторассказ об экскурсионной поездке в Луксор. Мы были новичками в туризме, поэтому воспользовались услугами гида и не пожалели: экскурсовод попался очень крутой, рассказал много интересного и открыл глаза на некоторые вещи.

Экскурсия за одного взрослого стоила 85$. К посещению: Карнакский храм и музей, прогулка на кораблике по Нилу на банановый остров и дегустация бананов, обед, колоссы Мемнона, храм Хатшепсут и долина царей и посещение нескольких гробниц. Посещали эти невероятные места мы в феврале, здесь можно почитать подробнее об отдыхе в Египте в этом месяце.

Карнакский храм

Выезд был очень ранний, около 4:30 утра. Часть пути мы ехали в темноте. Когда рассвело и мы стали приближаться к первому пункту назначения — Карнаку, прямо из окна автобуса можно было наблюдать раскопки сооружений Древнего Египта. Качество фото не очень, так как снимала на мыльницу из, прямо скажем, не очень чистого окошка.

Я просто обожаю Древний Египет, и мне было бы очень интересно остановиться у каждого места раскопок и исследований. Скорее всего, это тоже аллея сфинксов, как у входа в храм Карнак, только фигур сохранилось совсем немного.

Экскурсия в Луксор: раскопки

Больше ничего красивого из автобуса запечатлеть на фотик не удалось, только взглядом. ? Пока я увлеченно рассматривала египетские окрестности, мы благополучно доехали до Карнакского храма. Наш экскурсовод купил билеты и раздал нам:

Карнакский храм билет

Первым делом идем в музей:

музей Карнак

Смотрим макет храма Карнак вместе с отрядами египетских школьников. У нас своя экскурсия, у них своя, но мы все постепенно вникаем в суть историческую и окунаемся в Древний Египет.

макет храма Карнак

Пришла пора увидеть Карнакский храм вживую. Снова неудачное фото с ужасными хроматическими аберрациями и искажениями цвета. Будут еще фотки с этой мыльницы ниже. Но главное — древности…

При входе в храм расположена аллея Сфинксов, некоторые Сфинксы без головы, но большинство их сохранилось хорошо.

храм Карнак и аллея сфинксов

Скульптуры и тщательность их проработки, особенно лица — поражает воображение. Даже не верится, что в Древнем Египте была возможность так искусно вырезать фигуры из камня.

скульптура в храме Карнак

Входы в святилища храма:

храм Карнак фото

Колонна и скульптура Рамзеса II и его супруги Нефертари:

Рамзес II и Нефертари

Статуя Рамзеса II крупным планом:

Рамзес II Карнакский храм в Луксоре

Нефертари:

Карнакский храм фото Нефертари

Храм Карнак хранит множество тайн. Мы уже никогда не узнаем, кто был изображен здесь:

Карнакский храм Египет

Стены Карнакского храма поистине удивительны. Каждый уголок, каждый камушек несет в  себе мощную энергию и дух того времени. Все стены расписаны, рассматривать каждый рисунок или иероглиф можно бесконечно.

стены Карнакского храма

Иероглифы повсюду, куда ни глянь — я сделала много снимков, на которых можно увидеть творения египтян. В такие моменты мне становится жаль, что я не умею расшифровывать иероглифы. Иногда я до сих пор мечтаю стать археологом.

Иероглифы на стенах храма Карнак

Не везде иероглифы идеально сохранились. И продолжают потихоньку разрушаться под воздействием ветра, солнца и туристов.

Иероглифы храм карнак

Великая колоннада Карнакского храма. В нее входит 134 колонны высотой от 13 до 21 метра!

Карнак храм колоннада

Многие росписи на колоннах очень хорошо сохранились. Предлагаю рассмотреть их поближе:

Иероглифы Карнак

храм Карнак тайны рисунков на стенах и колоннах

иероглифы Карнак Египет

Цветная роспись сохранилась лишь там, куда не попадает солнце — наверху.

Иероглифы в Карнакском храме

Рядом с гигантскими колоннами чувствуешь себя мелкой букашкой. И пытаешься осмыслить то, какие нереальные постройки возводили люди в древности.

древний храм Карнак

Своды храма Карнак. Вживую это очень красиво. Если бы еще не было такого количества туристов…

величие храма Карнак

Величественная колоннада храма:

храм в Карнаке

Вид с внешней стороны на колоннаду, пальмы и руины:

храм в Карнаке фото

Обелиск полностью я не сфотографировала, срезав «верхушку». Я сделала это намеренно, чтобы рассмотреть поближе иероглифы. Чуть ниже будет фото, где обелиск попадет в кадр целиком.

обелиск храм Карнак

Одна иероглифическая группа с обелиска крупным планом:

иероглифы на обелиске в Карнаке

Есть места с идеально сохранившимися настенными рисунками-иероглифами, выбитыми на камне. Птицы, изображение человека, око и др.

отлично сохранившиеся иероглифы в храме Карнак

Водоем около храма (с зеленой водой почему-то). На заднем плане — лестница на выход.

водоем в Карнаке

Судя по всему, на территории ведутся реставрационные или исследовательские работы. Стоит подъемный кран, в данный момент не действующий.

реставрация храма Карнак

Жаль, что даже такие величественные постройки не вечны. Но замечательно, что мы можем увидеть хотя бы частичку грандиозного египетского прошлого.

разрушение храма Карнак

Одна из залов храма. Я тоже прикоснулась к древности.

египетский храм Карнак

Нил и банановый остров

После Карнака в программе — прогулка на корабле по Нилу на банановый остров.

на кораблике по Нилу

Плыть не очень долго. В процессе можно осмотреть окрестности на предмет красоты и интереса. Около  Нила совершенно другой Египет: с плодородными землями, повсюду зелень. Совсем не похож на пустыню.

местный пейзаж река Нил

Апельсиновое дерево плодоносит:

апельсиновое дерево в Египте

На поле что-то сочное растет, а на заднем плане — бананы, за которыми мы, собственно, сюда и плыли.

банановый остров экскурсия в Луксор

Банановые пальмы слегка сгорели на солнышке, но все равно бананы были вкусными. ? На дегустации каждому досталось по паре бананов. Они не такие огромные, как продаются в наших российских магазинах. А настоящие, мелкие такие бананчики, очень вкусные.

банановый остров

Типичный Нильский пейзаж:

река Нил фото

Зелено и симпатично, конь пасется на берегу реки. И только древняя песчаная гора на заднем плане напоминает о том, что ты все-таки в Африке, в Египте. К этой горе мы скоро и направимся.

нил египет

У кого-то очень красивый дом:

дом на реке Нил

Все находится рядом, поэтому мы можем видеть издалека Долины Царей и Цариц, что нам предстоит посетить в ближайшее время:

долина царей и долина цариц

Колоссы Мемнона

Перед посещением храма Хатшепсут нас поражают своими размерами колоссы Мемнона. Это нереально! Они такие огромные на самом деле!

Эти колоссы — единственное, что сохранилось до наших дней от храма Аменхотепа III. Спешите видеть!

Вот первый из них:

колоссы Мемнона

колоссы Мемнона крупным планом

А вот и второй. Обратите внимание, слева стоит человек — какой он мелкий по сравнению с этой скульптурой:

колоссы Мемнона фото

колоссы Мемнона фотографии

Куда пропал храм Аменхотепа III, который должен находиться позади колоссов — для меня загадка. Нужно будет узнать об этом побольше.

колоссы Мемнона Египет

Храм Хатшепсут и Долина Царей

Следующая наша точка — храм Хатшепсут. Но мы не перестаем смотреть издалека на Долину Царей, ведь я давно хотела побывать именно в гробницах великих фараонов.

долина царей

По пути взгляд падает на всё новые и новые руины, не менее интересные, чем все то, что я увидела в Луксоре.

Луксор Древний Египет

руины сооружений Древнего Египта

Перед посещением долгожданного храма Хатшепсут нас приглашают посмотреть на макет. Опять. ?

Табличка гласит: 3 храма долины Дейр эль-Бахри… Первый храм — Ментухотепа II — разрушен, и остались от него только камушки. Чуть ниже в рассказе есть фото руин. Второй — Тутмосу III — располагался на высоте двадцать метров от долины, тоже разрушен. Сохранился только третий храм — царицы Хатшепсут, который мы и посетим.

Храм в Дейр аль-Бахри

Наконец-то вот он, храм Хатшепсут, женщины-фараона. Храм строился как поминальный, посвященный Богу Амону-Ра, для легкого перехода царицы в мир мертвых.

Это не просто храм: он встроен в скалу. Его вид очень впечатляет, а зайдя внутрь, впечатляешься еще больше. Да вообще, меня каждое строение Древнего Египта поражает очень сильно. Когда видишь их вживую, пропадает дар речи.

Храм царицы Хатшепсут

Какие-то святилища неподалеку от храма:

в долине Дейр эль-Бахри

Поднимаемся к храму поскорей, пока не догнала нас вон та толпа туристов:

Храм Хатшепсут вход

Внутри не менее интересно, чем в Карнакском храме: сохранилось большое количество цветной росписи.

иероглифы в храме Хатшепсут

стены в храме Хатшепсут роспись

сохранность росписи стен храма Хатшепсут

Потолок весь расписан в символичном стиле:

вид на потолок в храме хатшепсут

потолок в храме Хатшепсут

Обещанный мной вид на долину Дейр эль-Бахри и руины храма Ментухотепа II:

дейр эль-бахри фото

Скарабей в дрейней росписи:

иероглифы в Луксоре

Некоторые скульптуры сохранились просто прекрасно:

скульптура храм Хатшепсут

Царица Хатшепсут собственной персоной — приятно познакомиться!

царица Хатшепсут скульптура в храме

На колонне сохранился рисунок и даже краска (или заново покрасили):

колонна с иероглифами храм Хатшепсут

Уже выйдя из храма, сфотографировали местного сторожа родом из Древнего Египта:

сторож храма Хатшепсут

Очень красивые скалы здесь:

скалы у храма Хатшепсут

Жаль, потолок не сохранился (если он, конечно, должен быть):

храм хатшепсут архитектура

Совсем немного краски сохранилось на лице скульптуры и руках, это чудо:

храм хатшепсут скульптура царя

К великому сожалению, Долину Царей сфотографировать не удалось: нас заставили убрать все фотоаппараты в автобус. А внутри гробниц фотографировать и вовсе запрещено. Но в Долине необходимо побывать каждому! К сожалению, многие гробницы были разграблены, но посмотреть там есть на что, уверяю.

После экскурсии получилось чуть-чуть приподнять тайну жизни египтян в настоящее время. Конечно, сейчас жилели далеко не такие величественные и живут несколько скромнее:

как живут египтяне

Местная высотка:

высотный дом в Египте

Ну и напоследок. Египет в настоящее время:

Египет в настоящее время

Если делать какие-то выводы, то день получился очень насыщенным. Благодаря грамотному экскурсоводу мы узнали очень много нового. Считаю, что первый раз сюда нужно ехать именно с гидом — сами вы не узнаете и не перевернете столько страниц истории… Теперь я вооружена знаниями, и можно повторить поездку в Луксор, но уже самостоятельно, чтобы иметь возможность подольше задержаться там, где хочется.

Была ли полезна Вам эта страница? Поделитесь со мной своим мнением, я буду рада комментариям. Спасибо!

  • Рассказ о хороших и плохих поступках
  • Рассказ о храме василия блаженного 8 класс кратко
  • Рассказ о хорошем человеке орксэ 4 класс
  • Рассказ о хороших качествах друга 4 класс
  • Рассказ о хороших привычках