Рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе рисунка 74 указав особенности

Существует множество описаний периодов детского и подросткового возраста. другими словами есть описания определенных закономерностей формирования психики в процессе взросления. при

Существует множество описаний периодов детского и подросткового возраста. Другими словами есть описания определенных закономерностей формирования психики в процессе взросления. При чем, эти описания мы встречаем как среди древних знаний, так и в современной науке. Остановимся на некоторых из них.

В древности на востоке говорили: первые 7 лет балуй ребенка, следующие 7 лет учи его, затем постарайся стать для него другом. По всей видимости древними людьми было замечено что в начале идет становление психо-эмоциональной сферы, затем у ребенка начинает формироваться интеллектуальная сфера, затем примерно развитие идет ровно. В другом древнем источнике знания сказано: у девочек эмоциональная часть заканчивает формироваться к 4 годам, интеллектуальная к 14 годам. У мальчиков к 9 годам, и 21 году соответственно. Тут идет речь о разнице психологического взросления мальчиков и девочек. Обычно это заметно даже не специалистам.

Рассмотрим современные представления о периодах и кризисах развития ребенка.

С.Холл выделяет: период дикости в котором наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Длится до 5 лет. Следующий — период охоты и захвата до­бычи. Для него характерен — страх ребенка перед чужими, дей­ствия тайком, жестокость, составление детских шаек, пре­обладают игры в пленных, засады, прятки. Длится до 12 лет. Третий период пастушества. Вы­ражена нежность к животным, стремление иметь собствен­ное домашнее животное, дети в этот период любят стро­ить хижины, шалаши. Длится от 9 до 14 лет. Четвертый период – земледельческий. Продолжа­ется до 16 лет. Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы, длится до 18-20 лет.

З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определен­ным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенчес­кий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная. На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение кото­рой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей.

Л.С. Выготского, считал что развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды. От 0-2 месяцев кризис новорожденности. 2-12 месяцев младенческий возраст, кризис одного года. 1-3 года раннее детство, кризис 3 лет. 3-7 лет дошкольное детство, кризис 7 лет. 7-13 лет школьный возраст, кризис 13 лет, 13-17 лет пуберантный возраст, кризис 17 лет.

Как мы видим существует несколько различных представлений о психологическом развитии ребенка. Какое же из них верное? На мой взгляд верны все. Просто они описывают различные стороны становления человеческой психики. Например Фрейд описывает больше ту часть психики которая связана с развитием сексуальной функции, Выгодский становление социальных навыков. Все представленные описания взаимосвязаны между собой. Учитывать в воспитании все эти особенности психика конечно желательно и можно сказать, необходимо.

Есть еще одна периодизация которая на мой взгляд более подходит для практического применения (Дж. Стивенс). Это современный взгляд на основе древних знаний. В данной периодизации рассматривается вопрос становления психо-эмоциональной сферы.

Первая стадия 0-6 месяцев, стадия грудного младенца. В этом периоде младенец не дифференцирует ни себя ни окружающий мир, все как бы слито во едино. Его эмоциональная сфера зависит от мамы или человека заменяющего мать. Есть так же положительные и отрицательные эмоции связанные с физиологическими функциями.

Вторая стадии от 6 месяцев до 4 лет, малыш делающий первые шаги. В данном возрасте ребенок отделен от мамы, но зависит от нее. Родители в данном возрасте являются не зыблемыми авторитетами. Психо-эмоциональная сфера хотя имеет собственную конструкцию, по типу простых различий хорошо-плохо, да — нет. Но в целом зависит от родителей, в первую очередь от мамы, или другого близкого человека.

Третья стадия 5-12 лет, подросток. Стадия соревнования, в этом возрасте ребенок отделяется от родителей приобретая некоторую автономность, родители перестают восприниматься как существа знающие и умеющие все, авторитет родителей уменьшается, появляется собственное, хотя и не зрелое представление о мире. Эмоции становятся более сложными, но уходят на второй план, уступая место соревнованию, активности.

Четвертая стадия 13-19 лет, юноша характеризуется преобладанием и становлением эмоциональной сферы. В виду этого характерна эмоциональная не устойчивость, ранимость. Сложность в определении приоритетов. Родители уже влияют все в меньшей степени. Юноша старается выработать собственную позицию по отношению к миру. Включается сопереживание, сочувствие. Появляется критика к себе.

Итак мы выяснили что в тот или иной период эмоционально-чувственная сфера имеет свои особенности проявления и связи с окружением.

Как практически это можно связать с воспитанием? Данные знания на мой взгляд могут помочь в 3 направлениях. Первое это устанавливать контакт с ребенком в соответствии с периодом развития. Второе – дают возможность определить поведение не соответствующее возрасту. Ну и третье в случаи отклонений — выявить и устранить причины.

Говоря о контактах с ребенком, в первую очередь необходимо сказать, что лучше если он будет соответствовать возрасту. То есть, если человек находится уже в подростковом возрасте, а с ним общаться к примеру больше на тактильном уровне как с младенцем, это может вызвать сложности во взаимодействии со сверстниками, которое идет уже больше на уровне речевой коммуникации.

Рассматривая поведение, можно ориентировочно определить соответствует оно в основной мере возрасту или нет. Конечно поведение человека может быть разным в зависимости от возраста, и включать поведение разных возрастов. И взрослый человек может иногда иметь поведение ребенка. Я говорю о поведении в общем, или большей частью.

Как же нам помогает периодизация в устранении проблем?

Возьмем пример ребенку 3 года он не слушается. Как и что делать? В первую очередь посмотрим есть ли кризисы, да есть. Если поведенческие нарушения не усиливаются, не выходят за рамки, наверное нужно переждать. Продолжим. Вот ребенку 3.5 года поведенческие проблемы непослушания остаются, что делать? Кризис уже прошел! Если мы посмотрим с точки зрения становления эмоционально — чувственной сферы, в этом возрасте большая частью зависит от окружения. Поэтому нужно постараться определить эмоциональное состояние окружения? Может быть есть какие-то недопонимания, конфликты и т.д. Так же возможно родители взаимодействуют с ребенком не соответственно возрасту. И так далее на протяжении всей жизни ребенка.

Более подробно я постараюсь рассказать о проблемах разного возраста в следующих публикациях.

Жизнь малыша начинается еще задолго до его рождения и появления на свет. У организма новорожденного различные физиологические особенности, зависят они от того как он развивается еще находясь в утробе матери.

Ученые установили, что все возрастные периоды можно считать зрелыми и пройденными, если функции организма соответствуют возрасту малыша и условиям в которых он развивался.

Воспитание основывается на нескольких возрастных этапах развития ребенка. Рассмотрим каждый этап и поговорим о том как следуют гармонично воспитывать детей для благополучных отношений в семье и в жизни.

Выделяют следующие основные этапы психического и физического развития ребенка:

  • Внутриутробный. Это период от зачатия до родов и занимает он примерно 280 дней или 38-40 недель. Во время внутриутробного развития происходит полное формирование организма человека, закладываются все органы, а также может происходить формирование будущих предпочтений и характера.
  • Неонатальный. Это период, когда малыш только-только появился на свет и пока ему не исполнится месяц или 4 недели. В этот период ваш малыш крайне уязвим, за ним нужна полная забота и уход. Он учится правильно кушать, какать, спать, делает какие-то первые непроизвольные движения. В этот период важно поддерживать максимально комфортную среду для ребенка.
  • Грудничковый. Это период с месяца до года жизни малыша. В это время он учится управлять своим телом, учится сидеть, вставать, ползать, ходить и еще очень много чего, также активно познает мир и изучает окружение. Быстрее всего малыш развивается именно в первый год жизни. У него появляются первые зубы и ближе к году он становится более самостоятельным и частично отделяется от мамы. В этот период вам нужно тщательно следить за развитием и состоянием ребенка, вовремя проходить все обследования и посещать врачей.
  • Ясельный. Это период с года до трех лет. В этот период ребенок совершенствует свои навыки, он учится бегать, разговаривать, принимать решения и становится еще более самостоятельным. Речь и мышление становятся лучше, ребенок продолжает активно расти и развиваться. В это время многие дети уже начинают ходить в детский сад и идет более полный отрыв от мамы. Для большинства малышей это огромный стресс. И важно правильно подготовить ребенка к походу в детское учреждение. Основным родом занятия у детей этого возраста является игра. Они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, принимать решения самостоятельно.

Когда дети начинают активно общаться друг с другом, посещать детский сад, есть большой риск, что они заразятся различными детскими инфекционными заболеваниями.

  • Дошкольный. Это период от 3 до 7 лет. В это время у вашего ребенка закладывается характер и идет становление его как личности. У него складывается манера поведения и речи, многое он копирует с родителей, поэтому очень важно подавать ребенку хороший пример. Очень активно развивается речь, ребенок продолжает учиться ладить и контактировать со сверстниками. Также у него развиваются все психологические и физические процессы. Он быстро растет, происходит очередное возрастное развитие ребенка, смена зубов, меняется телосложение и структура тела, он становится самостоятельным. Умеет делать логические выводы и принимать решения, может постоять за себя.
  • Младший школьный возраст. Это период от 7 до 12 лет, то есть начальная школа. Ребенок становится более внимательным, ответственным и все больше начинает осознавать, что он личность и может смело принимать решения самостоятельно. Дети учатся планировать свою дальнейшую деятельность, у них активно развивает интеллектуальные навыки. Происходит полная смена молочных зубов на коренные.
  • Старший школьный возраст. Это период полового созревания с 13 до 17 лет. Это огромный скачек в росте и развитии ребенка. Он часто становится неуправляемым, непослушным и считает, что он уже взрослый и может принимать решения самостоятельно и делать все, что захочет. На этом возрастном этапе происходит открытие внутреннего мира ребенка, формируются собственные взгляды. Ребенок становится совсем взрослым и у него начинается более самостоятельная жизнь.

Основным этапом развития ребенка можно назвать ясельный, так как именно за этот год ребенок растет с огромной скоростью, и учится ходить. Как родителям вам важно понимать, что каждый ребенок очень индивидуальный и все этапы могут проходить со своими особенностями.

Каждый ребенок проходит возрастные этапы развития, которые сопровождаются умственными, физическими, личностными изменениями. Кроме того, по ходу возрастного развития ребенка осваиваются новые навыки и умения, приобретаются знания и формируются черты характера. Чтобы воспитание было эффективным, оно должно соответствовать возрастному развитию ребенка. Давайте обсудим основные нормы развития ребенка.

Возрастные этапы развития ребенка

Этапы возрастного развития ребенка

Принято считать, что существуют основные этапы развития ребенка:

  • от зачатия до родов — внутриутробный возрастной этап;
  • от рождения до года – младенчество;
  • от года до трех лет – ранний возрастной этап;
  • от трех до 7-ми лет – дошкольный возрастной этап;
  • от 7-ми до 12-ти лет – младший школьный возраст;
  • от 12-ти до 16-ти лет – старший школьный возраст.

Развитие ребенка в младенческом возрасте

Скажем немного о внутриутробном развитии малыша, так как этот период имеет большое значение и откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Именно во внутриутробный период происходит закладка основ систем и органов, малыш учится слышать, видеть и дышать. Уже на 14-й неделе ребенок запоминает звучание голоса своей мамы, слышит музыку. Для правильного развития ребенка в младенческом возрасте, еще в период беременности важно ласково разговаривать с ним, слушать спокойную классическую музыку.

Возрастное развитие ребенка в младенческом возрасте проходит следующим образом:

  • Физиологические показатели в момент рождения: вес 3-4 кг, рост 48-55 см.
  • Новорожденный малыш сильно подвержен влиянию окружающей среды, уязвим и не защищен. Поэтому для него крайне необходим правильный уход, обеспечение комфортных и удобных условий. В грудничковый период малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру, обстановке в комнате и к близким людям, он стремится к познаниям. Основным источником информации для малыша являются тактильные ощущения, он стремится все пощупать и попробовать.
  • Во втором полугодии кроха обращает внимание на цвета, его интересуют яркие предметы. Также малыш воспринимает пространство и начинает в нем ориентироваться.
  • С 7-ми месяцев ребенок способен перекладывать мелкие предметы, а к году уже способен использовать предметы по назначению.

Возрастные нормы развития ребенка 1-3 лет

В возрастной период от 1 до 3-х лет ребенок вырастает еще на 25 см, а в весе прибавляет до 4 кг. Основным для ребенка в этот период выступает социальное взаимодействие. Малыш не только учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но также осваивает способы знакомства, принципы дружбы и пр.

К трем годам у крохи проявляется стремление к самостоятельности, он пытается быть независимым от родителей. Также малыш уже осознает себя как отдельную личность и учится оценивать свои действия и прогнозировать ситуации. Практически каждый трехлетний малыш – большой фантазер.

В согласии с нормами развития ребенка 1-3 лет, он должен уметь:

  • сооружать башню из кубиков;
  • бить ногой мяч;
  • складывать крупные, простые пазлы;
  • проявлять исследовательский интерес к предметам и окружению (ломать игрушки для осмотра содержимого и пр.);
  • складывать простые предложения из 5 слов;
  • выполнять несложные задания взрослых;
  • рисовать вертикально прямую линию;
  • называть части своего тела и показывать их;
  • рассказывать четверостишья;
  • самостоятельно проситься в туалет;
  • раздеваться и одеваться при некоторой помощи родителей;
  • самостоятельно кушать из тарелки и пить из чашки;
  • резать бумагу ножницами;
  • мыть и вытирать ручки.

Непременным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является кризис 3 лет, который в каждом отдельном случае может протекать по своему сценарию. У большинства малышей кризис проявляется упрямством, негативизмом и агрессией к окружающим, у отдельных деток преобладает уступчивость и сострадание.

Трехлетние малыши остро нуждаются в одобрении взрослых и похвале. У них активно происходит развитие речи и мышления. Самым важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является игровой процесс, через который малыш познает мир и усваивает информацию.

Возрастные нормы развития ребенка-дошкольника

К дошкольному возрасту относится период от трех до семи лет. Именно в этот период происходит закладка личностных качеств характера малыша, и формируются личностные механизмы поведения. Чаще всего он старается быть похожим на собственных родителей. Ребенок остро нуждается в общении со сверстниками.

От трех до семи лет у ребенка происходит активное развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и пр. Малыш готовится к школе, практикует выполнение различных заданий, учится брать на себя ответственность и выполнять посильные обязанности в семье.

Дети в этот период способны логически мыслить и делать верные умозаключения.

Важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка-дошкольника является кризис 6-ти лет. У ребенка преобладает демонстративная форма поведения, его настроение неустойчивое, негативные и радостные эмоции быстро сменяют друг друга, ребенок часто манерничает и кривляется. Также в этот период происходит быстрый рост ребенка, он вытягивается, изменяются пропорции тела, заменяются молочные зубы.

Ребенок в этом возрасте знает:

  • геометрические фигуры;
  • различия предметов по цвету и форме;
  • понятия длины, высоты и величины;
  • математические знаки, числа и буквы;
  • счет до 10 и обратно.

Также ребенок способен легко находить лишние предметы, составлять рассказ по картинке, вести монолог и диалог.

Младший школьный возрастной этап

Возрастные нормы развития ребенка школьного возраста таковы:

  • он чувствует себя «взрослым» и ведет себя соответственно;
  • авторитет родителей снижается;
  • он способен планировать свою деятельность, выполнять правила и принимать новые социальные порядки.

В период старшего школьного возрастного этапа развития ребенок готовится к вступлению во взрослую жизнь, однако в его поведении еще присутствуют детские манеры и поступки. Также к этому периоду возрастного развития ребенка относится пора полового созревания, и в организме и личности подростка происходят множественные изменения, что требует понимания и участия со стороны родителей.

Самая трудная часть воспитания для некоторых – это выяснение на какой стадии развития ребенок и что должны делать, чтобы помочь ему расти и учиться. Возрастной диапазон развития ребенка может быть запутанным, и есть много этапов, которые ребенок будет проходить по мере своего роста. Если вы новоиспеченный родитель, вот статья, в которой обсуждается каждый из этапов детства и чего ожидать на каждом этапе жизни вашего ребенка.

Новорожденный (От рождения до месяца)

Начальные стадии детства начинаются, как только ребенок появляется на свет. На этой стадии развития ребенок начинает реагировать на внешние раздражители, такие как прикосновение и звук, может различать предметы, которые находятся рядом с его зрением, может распознавать определенные запахи и начинает сообщать о своих потребностях с помощью мимики и криков.

Возрастные этапы развития ребенка

Младенчество (От одного до двенадцати месяцев)

Ребенок считается находящимся в младенческой стадии развития в возрасте от одного месяца до одного года. В младенчестве у ребенка начинают развиваться более сложные реакции на окружающий мир. Некоторые из наиболее заметных изменений включают в себя способность ребенка контролировать то, как движется его голова, его способность садиться без поддержки родителей и его способность распознавать свое имя и реагировать на него.

Они также начнут издавать журчащие звуки, что обычно происходит в возрасте от шести до девяти месяцев. Примерно от девятимесячной до двенадцатимесячной отметки ребенок начинает самостоятельно ползать и вставать, а также хватать предметы руками.

Возрастные этапы развития ребенка

Малыш (От года до трех лет)

Стадия малыша похожа на стадию подростка в том смысле, что дети начинают узнавать больше об окружающем мире, а также о своем теле. Хотя малыш еще не вполне приспособился к своему телу, он уже достаточно продвинулся в своих движениях и может делать такие вещи, как самостоятельная ходьба, прыжки, лазание по предметам, следование указаниям, составление простых предложений и творческая деятельность. Они также начнут любить ритуальные действия, такие как ритуалы перед сном, поскольку эти действия помогают обеспечить комфорт.

Возрастные этапы развития ребенка

Дошкольный возраст (От трех до пяти лет)

Дошкольная стадия развития ребенка – это продвинутая форма стадии малыша. В дошкольном возрасте дети начинают совершенствовать свои двигательные навыки, а также свой словарный запас и разговорные навыки. Хотя вы не должны ожидать, что они будут иметь полный контроль над всеми аспектами своей жизни, ребенок начнет уметь делать основные вещи, такие как одеваться и ходить в ванную самостоятельно.

Возрастные этапы развития ребенка

Школьный возраст (От шести до двенадцати лет)

Школьная часть жизни ребенка – это когда он начинает превращаться в более зрелую версию самого себя. Ребенок, проходящий через стадию школьного возраста, начнет развивать вторичные половые признаки, типичные для его пола, будет более сосредоточен на создании дружеских отношений с детьми того же пола и будет лучше понимать двигательные навыки, которые он развил на предыдущих стадиях. Их разговорные навыки также начнут улучшаться по мере того, как они будут посещать школу и узнают больше об окружающем мире.

Возрастные этапы развития ребенка

Подросток (От тринадцати до восемнадцати лет)

Подростковый возраст – это период серьезных и порой запутанных или трудных перемен. В подростковом возрасте ребенок начинает развиваться сексуально и начинает испытывать чувства к представителям противоположного пола. Индивидуальность является главной темой в эти годы, и вы можете заметить, что ваш ребенок начинает развивать свою личность, а также формировать свои мысли и мнения.

Возрастные этапы развития ребенка

По мере того как они продолжают становиться старше, будут больше сосредотачиваться на своих друзьях и отношениях и будут меньше фокусироваться на своей семье, чтобы развивать свой независимый образ жизни. Это не всегда трудное время, но подростки сталкиваются с большим давлением и часто нуждаются в поддержке, когда проходят через этот этап своей жизни.

Теория Менеджмента тест Московского Открытого Института

Тест Синергии «Теория Менеджмента» Цена 200р.

1. Полномочия, возникающие вследствие высоких профессиональных знаний руководителя, его компетенции, называются… властью примера основанной на принуждении традиционной основанной на вознаграждении экспертной

2. Основная цель коммуникационного процесса заключается в … обеспечении понимании информации, являющейся предметом обмена, — сообщений сборе информации о действиях сотрудников обеспечении своевременного глобального контроля руководителя за деятельностью подчиненных

3. Согласно концепции Р. Блейка и Дж. Моутон, руководитель, уделяющий излишне много внимания рабочим задачам, создает предпосылки для … снижения текучести кадров на предприятии повышения производительности труда без каких-либо негативных последствий для психологического климата в коллективе снижения недовольства работников, что приводит к удовлетворенности работников условиями труда усиления недовольства работников, что приводит к конфликтам

4. Роль … предполагает ответственность за мотивацию и активизацию работы подчиненных, за набор, подготовку, обучение работников и связанные с этим обязанности представителя распределителя ресурсов лидера ответственного за отсутствие сбоев

5. Цели конкретных отделов и даже отдельных сотрудников организации на ближайшее полугодие или квартал с детализацией по месяцам и даже дням определяются в … оперативных планах планах проектов тактических планах

6. … полномочия предусматривают выполнение назначенными сотрудниками (по поручению руководства) таких функций, как координация и контроль деятельности Параллельные Представительские Общие Контрольно-отчетные

7. Коммуникации (коммуникационный процесс) в организации — это процесс планирования и контроля деятельности организации обмен информацией между людьми разветвленная сеть энерго-, газо-, водопроводов и т.п., обеспечивающая производственные процессы компании необходимыми ресурсами

8. Принятие управленческих решений является составной частью организации любой функции менеджмента контроля планирования мотивации

9. Желаемое состояние, которого стремиться достичь организация, называется … целью миссией будущим прогнозом развития

10. Устные мнения сотрудников об организации, выражение удовлетворения или недовольства, слухи и т.п. относятся к информации … характера финансового социально-психологического управленческого технического

11. Понятие «функции управления» было впервые предложено … О А. Слоаном Ф. Тейлором А. Файолем О Г. Ганттом

12. Согласно теории «устранение факторов, вызывающих рост неудовлетворенности человека, не обязательно приводит к увеличению удовлетворенности, и наоборот» двух групп факторов Ф. Герцберга Д. МакКлелланда справедливости (равенства) Дж. С. Адамса иерархии потребностей А. Маслоу

13. Когда в основе решения лежит соответствие между целями и имеющимися у организации ресурсами, это обеспечивает… решения Реализуемость Адаптивность Своевременность

14. В теории мотивации ощущение человеком физиологического или психологического недостатка в чем-либо называется … Потребностью Сожалением Мотивом

15. Согласно теории жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара под «зрелостью исполнителей» понимают их… возраст образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить способность нести ответственность за свое поведение желание достигнуть поставленной цели общее образование и опыт работы по профессии

16. Основоположником административной школы управления считается… Анри Файоль Элтон Мэйо Абрахам Маслоу Фредерик Тейлор

17. Решение, предполагающее выбор одного из двух взаимоисключающих вариантов, называется… многовариантным стандартным бинарным инновационным

18. Целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности называется … координацией управлением анализом планированием

19. Менеджеров, разделяющих взгляды, описанные в теории «X», Д. Мак-Грегор назвал … руководителями Автократическими Либеральными Бюрократичными Демократичными

20. Удобством периодического ознакомления с результатами отличатся … контроль скрытый предварительный выборочный наглядный

21. Относительная автономность частей организации, ориентированных на продукт, программу или проект, потребителя или рынок, характерна для … организационной структуры линейной линейно-функциональной матричной дивизиональной функциональной

22. Должностные обязанности … включают: планирование, координацию и контроль работы по обучению и развитию персонала в компании; подготовку обучающих материалов и материалов для ориентации новых работников в компании менеджера по персоналу секретаря генерального директора компании менеджера проекта генерального директора компании заместителя генерального директора компании

23. Согласно концепции …, в организациях-победителях лидеры есть на всех уровнях управления и для обеспечения лидерства на всех уровнях лидеры высшего уровня должны воспитывать лидеров на более низких уровнях управления … ситуационного лидерства личностного подхода процессного подхода двигателя лидерства

24. Контроль, позволяющий сделать вывод о качестве продуктов, услуг и работ на основе оценивания части партии изделий или отдельных видов работ (отдельных сотрудников), называется … общим (тотальным) выборочным открытым функциональным

25. Менеджеры, занимающиеся непосредственным управлением работниками, контактами с клиентами и информационным обеспечением процессов управления, относятся к … уровню высшему первичному среднему

26. … обладает достаточной властью навязывать свою волю исполнителям и использует директивный стиль руководства автократ либерал демократ

27. К главным стимулам для работников и менеджеров традиционных японских компаний можно отнести … чувство принадлежности к коллективу гордость за свою фирму экономический фактор (деньги) стремительный карьерный рост

28. В организационных коммуникациях помимо информационного фактора важную роль играет … фактор маркетинговый личностный финансовый производственный

29. Действия конкретных подразделений организации, обеспечивающие достижение стратегических целей, указываются в … оперативных планах тактических планах планах проектов стратегических планах

30. Вторым этапом разработки рационального управленческого решения является … диагностика проблемы выявление и изучение альтернативных вариантов решения формулировка ограничений и критериев оценка вариантов

31. Г. Минцберг выделил … ролей менеджеров пять семь четырнадцать десять

32. Полномочия, подразумевающие право принимать решения, связанные с постановкой целей организации, выработкой стратегии, действиями в кризисной ситуации и т.п., называются … функциональными общими блокирующими представительскими

33. Неправильная трактовка значений жестов, мимики, интонации и т.п. называются … «информационным мусором» восходящими информационными потоками невербальными преградами дезинформацией

34. Понятие «иерархия потребностей» в теорию и практику менеджмента ввел … Абрахам Маслоу Виктор Врум Дуглас Мак-Грегор Фредерик Герцберг

35. Функция менеджмента, заключающаяся в постановке целей и определения путей их достижения, называется … организацией контролем мотивацией планированием

36. К технической информации относятся … технологии сборки приказы и распоряжения, касающиеся изменения системы оплаты труда отчеты об объемах продаж схемы изделий и оборудования стандарты, определяющие параметры и качество продукции

37. Менеджмент, направленный на поиск путей развития компании и реализацию развития, называется … финансовым производственным операционным стратегическим

38. Методы прямого воздействия, носящие директивный (руководящий), обязательный характер, относятся к … методам управления экономическим социально-психологическим организационно-распорядительным

39. Тезис «Эффективность руководителя зависит от черт его характера, внешности, знаний и т.п.» относится к … ситуационному подходу к лидерству подходу к лидерству с позиции личных качеств поведенческому подходу к лидерству

40. Объектом менеджмента является … менеджер руководитель подчиненный

41. Управленческое решение, принимаемое на основе изучения предшествующего опыта, называется … основанным на суждениях безальтернативным интуитивным рациональным

42. Тезис «Способы руководства должны выбираться исходя их особенностей конкретной ситуации» относится к … подходу к лидерству с позиции личных качеств ситyационному подходу к лидерству поведенческому подходу к лидерству

43. Управленческое решение, предполагающее выбор критерия, оценку ограничений и анализ альтернатив, называется … интуитивным рациональным основанным на суждениях

44. Поведенческий подход к пониманию лидерства предусматривает оценку… Характеристик руководителя Действий руководителя в отношении своих подчиненных Факторов, которые в настоящий момент определяют особенности управления

45. Функция менеджмента, позволяющая определять, достигнуты ли цели организации, называется … планированием контролем координацией организацией

46. Обмен информацией между людьми называется … коммуникацией диверсификацией департапаментализацией координацией

47. Организационная структура, предполагающая разделение предприятия на части по территориальному, продуктовому признакам и по группам потребителей, называется … линейной дивизиональной функциональной матричной

48. Автором теории мотивации, основанной на изучении иерархии потребностей человека, является … Фредерик Герцберг Дуглас МакГрегор Фредерик Тейлор Абрахам Маслоу

49. Управленческие решения, для которых характерна определенная повторяемость действий или шагов в процессе разработки и реализации, называют … незапрограммированными рациональными нерациональными запрограммированными

50. Процедура комплексного выявления сильных и слабых сторон организации, а также внешних угроз и возможностей, влияющих на ее деятельность, — это …: математическое моделирование РАЕI-код ТQМ-менеджмент SW0T-анализ

51. Генеральный директор компании относится к категории … специалистов руководителей исполнителей

52. По данным исследований, у менеджеров высшего звена процент рабочего времени, занятого общением, доходит до … 25% 70% 90% 100%

53. Основателем Центрального института труда (ЦИТ) был … А. Гастев C. стрельбицкий В. добрынин В. Бехтерев

54. Процессный подход относится к … направлению менеджмента современному классическому гуманитарному

55. Менеджеры, отвечающие за разработку стратегии развития компании, относятся к … уровню среднему первичному высшему

56. Задачи по осуществлению руководства финансовой и хозяйственной деятельностью компании в соответствии с ее Уставом, обеспечению соблюдения законности в деятельности компании, составлению стратегических и текущих планов компании решает … менеджер по персоналу администратор генеральный директор менеджер по продажам

57. Согласно двухфакторной теории Ф. Герцберга, к мотиваторам относят … возможности для роста степень контроля работы межличностные отношения с начальниками зарплату признание заслуг административную политику компании достижения

58. Осуществить планирование предстоящих работ и создать необходимую организационную структуру позволяет … контроль предварительный заключительный текущий

59. Когда решение обязательно должно предполагать возможность изменения (корректировки) цели или алгоритма достижения цели при изменении условий внешней или внутренней среды, это обеспечивает … решения адаптивность реализуемость устойчивость своевременность

60. … нестандартная, гибкая структура управления и коллективная ответственность для японского менеджмента характерны для американского менеджмента характерны ни для американского ни для японского менеджмента ни характерны

61. Функция менеджмента, заключающаяся в разработке структуры организации и обеспечения ее всем необходимым для работы, называется… организацией планированием Координацией Мотивацией

62. Процессный подход относится к … направлению менеджмента классическому гуманитарному Современному

63. Частота контрольных замеров должна быть … равной количеству рабочих дней максимальной из всех возможных при минимальных расходах на их реализацию соответствующей частоте проведения совещаний топ-менеджмента соответствующей динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности

64. Уверенность руководителя в том, что сотрудники, работающие над конкретной проблемой, лучше, чем он сам, понимают ситуацию и им проще найти верное решение, лежит в основе … построения бюрократических организационных структур централизации полномочий построения линейной организационной структуры делегирования полномочий

65. Экспертная власть появляется в том случае когда … руководитель способен быстро и точно определить, кто из его подчиненных является экспертом в том или ином деле руководитель является самым высококлассным специалистом в своей сфере деятельности руководитель обладает такими личными качествами, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им, хотят быть на него похожими подчиненные соглашаются с указаниями руководителя, потому что признают его превосходство в знаниях и опыте

66. Процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени –это… управление прогнозирование планирование организация деятельности

67.Решение, принимаемое в условиях, когда заранее почти невозможно сделать предположение о каких-либо вариантах действий, а сама ситуация нова и неопределенна, называют … инновационным бинарным стандартным многовариантным

68. .. полномочия дают право принимать решения, связанные с постановкой целей организации, выработкой стратегии, действиями в кризисной ситуации и т.п. Блокирующие Функциональные Общие Представительские

69. Поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение или мысли других людей, называется … влиянием принуждением мотивацией властью

70. Основоположником школы научного менеджмента считается … Генри Ганп Мэри Паркер Фоллеп Анри Файоль Фредерик Тейлор

71. Совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований, называют … менеджмента университетом академией научно-исследовательским институтом научной школой

72. Тезис «Каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности» относится к принципу … участия непрерывности гибкости единства

73.Полномочия, предполагающие наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, в рамках которой руководители отдают распоряжения исполнителям, чтобы обеспечить достижение поставленной цели, называются … согласительными контрольно-отчетными рекомендательными линейными

74. Одной из наиболее значительных особенностей японского менеджмента долгое время считался неписаный закон, называемый … стремительным карьерным ростом научно-техническим прогрессом поддержкой отечественного производителя пожизненным наймом работников

75. Ролевая установка, предполагающая ответственность за мотивацию и активизацию работы подчиненных; за набор, подготовку, обучение работников и за выполнение связанных с этим обязанностей, соответствует роли … лидера ответственного за отсутствие сбоев распределителя ресурсов представителя

76. Полномочия, состоящие в том, что их обладатели обязаны выразить свое отношение к решениям, принимаемым в рамках распорядительных или координационных полномочий, называются … общими представительскими согласительными линейными

77. Обладание властью всегда влечет за собой … безнаказанность неуверенность ответственность удовлетворение

78. Формулировка мисси организации, выбор стратегии развития и организационных мероприятий, стратегический контроль и т.п. являются признаками … менеджмента функционального целевого линейного

79. Функция менеджмента, позволяющая определять, достигнуты ли цели организации, называется … планированием координацией контролем организацией

80. Совокупность всех подразделений компании и всех взаимосвязей между ними в соответствии с иерархией, называется ее … системой менеджмента технологическим циклом организационной структурой организационной культурой

81. … относится к функциональным видам менеджмента Менеджмент в сфере телевидения Управление финансами Управление персоналом Банковский менеджмент Менеджмент в социальной сфере Управление проектами Менеджмент в гостиничном бизнесе Производственный менеджмент

82. К социально-психологическим методам управления относится … регламентирование и нормирование всех видов деятельности личный пример руководителя создание организационной структуры управления моральное поощрение убеждение и внушение регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе

83. Менеджмент – это … наука об управлении финансовыми потоками предприятия совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью обеспечения высокой эффективности их работы понятие, полностью соответствующее понятию «управление», независимо от природы и особенностей объекта управления понятие, являющееся синонимом понятия «бизнес»

84. Соответствие информации запросам потребителя называется ее… релевантностью доступностью своевременностью эргономичностью

85. Функция менеджмента, заключающаяся в побуждении персонала к эффективному труду, называется … мотивацией контролем планированием организацией

86. Выражение философии и смысла существования организации называется … миссией эффективностью менеджментом руководством

87. Роль … предполагает ответственность за корректировочные действия, когда организация сталкивается с непредвиденными проблемами ответственного за отсутствие сбоев связующего звена предпринимателя наблюдателя

88. Система оценивания и учета деятельности организации, которая закреплена в соответствующих регламентах (приказах, распоряжениях и положениях), называется … контролем скрытым внешним предварительным открытым

89. В разговоре мы используем систему кодирования информации, которая называется … звукоимитацией языком азбукой Морзе бинарным кодом

90. Сложность механизмов контроля должна быть … минимальной из всех возможных максимальной из всех возможных при минимальных расходах на их реализацию соответствующей сложности управляемого объекта – организации максимальной из всех возможных

91. Для … ОСУ характерны: высокая квалификация менеджмента и персонала в пределах своей функциональной области; эффективное достижение функциональных целей; удобство производства малой номенклатуры товаров; слабая координация работы подразделений; медленная реакция на изменения внешней среды линейной матричной функциональной дивизиональной

92. Образ, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках, придающих менеджеру своеобразие и выделяющих его из ряда других людей, называется имиджем компетентностью навыком ролью

94. Установите соответствие между названиями функций, характеризующих руководителя (по И. Адизесу) и вопросами, на которые позволяет ответить каждая из них: A. Administrating B. Entrepreneuring C. Producing D. Integrating E. Что нужно сделать? F. Когда и зачем это нужно сделать? G. Кто это должен делать? H. Как это нужно сделать?

95. К числу факторов внешней среды косвенного воздействия относится … Акционеры Государственное регулирование Конкуренты Потребители Демография Поставщики

96. Мотивация – это … процесс побуждения себя и других работать во имя достижения личных и организационных целей возможность или умение получать то, в чем нуждаются люди понятие, которое менеджеры используют в наименовании систем оплаты труда

97. Простотой, наличием только вертикальных связей и относительной автономностью подразделений характеризуется … организационная структура функциональная матричная линейно-функциональная линейная дивизиональная

98. Основная цель предпринимателя – … управление производственными процессами ведение хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли эффективное управление подразделением организации

99. Управленческое решение, принимаемое на основе неосознанного ощущения его правильности, называется … интуитивным рациональным основанным на суждениях

100. Разделение труда в организации на компоненты по профессиональному (функциональному) признаку называется… вертикальным горизонтальным диагональным

101. Обратная связь в коммуникациях – это … мимика отправителя сообщения смысл сообщения помехи сообщению (шум, различие систем кодирования и декодирования и т.п.) реакция получателя, показывающая, понято или нет переданное сообщение

102. Внутренний контроль осуществляется … администрацией организацией назначенными сотрудниками организации собственниками организации представителями аудиторской фирмы сотрудниками уполномоченных государственных органов

103. Партнеры, потребители, конкуренты и акционеры организации относятся к ее … внешней среде прямого воздействия внешней среде косвенного воздействия системе планов внутренней среде

104. Согласно модели Портера-Лоулера достигнутые результаты зависят от … характерных особенностей работника точности и детальности составления плана деятельности работника приложенных работником усилий способностей сотрудника строгости системы контроля за работой сотрудников

105. Дивизиональная ОСУ создается в том случае, когда организация … стремится к одновременной реализации нескольких однородных проектов останавливается в своем развитии ориентирует свою деятельность на различные группы клиентов начинает производить разнообразные виды продукции выходит на новые рынки (регионы, страны)

106. Линейная ОСУ применяется … на нижних уровнях иерархии крупных компаний в организациях большого размера на верхних уровнях иерархии дивизиональных ОСУ в организациях малого бизнеса в бригадах и звеньях

107. Созданная в организации система контроля должна обеспечивать обратную связь между … моральным климатом и экономической эффективностью организации достигнутыми результатами и планами желаниями сотрудников и целями организации личными целями работников и желаниями руководителей

108. Процесс предугадывания развития событий до их наступления называется … Тип ответа: Одиночный выбор пролонгацией фиксацией презентацией прогнозированием

109. Зарождение письменности в Древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества – жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью, ознаменовало начало … управленческой революции религиозно-коммерческой бюрократической производственно-строительной светско-административной

110. Неверно, что … относится к принципам эффективного контроля своевременность экономичность соответствие целям субъективность гибкость

111. Основоположником бюрократической школы менеджмента считается … Макс Вебер Анри Файоль Фредерик Тейлор Карл Маркс

112. Предположение, что стиль руководства напрямую зависит от решаемой задачи и сложившейся управленческой ситуации, которая оценивается по тому, в какой мере в ней можно применить власть и влияние руководителя, лежит в основе… теории жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара модели И.Адизеса теории принятия решений В. Врума и Ф. Йеттона модели Ф.Фидлера

113. Согласно концепции В. Герчикова, работник патриотического типа … в первую очередь хочет быть нужным своей организации не терпит, когда им командуют не стремится работать хорошо заинтересован лишь в деньгах более всего ценит результативность общего дела и признание руководством своих заслуг

114. К внутренним переменным организации относится … потребители персонал законы государства конкуренты

115. Неверно, что к материальным ресурсам относятся … Здания Сооружения Оборудование Деньги

116. Субъектом менеджмента является … подчиненный персонал организации руководитель

117. К невербальным сигналам относится … жест фраза возглас слово

118. Тезис «Эффективность лидера определяется не личными качествами, а манерой его поведения по отношению к подчиненным» относится к … поведенческому подходу к лидерству подходу к лидерству с позиции личных качеств ситуационному подходу к лидерству

119. В теории мотивации под вознаграждением в самом общем случае понимается … заработная плата сотрудника все то, что человек считает для себя ценным все то, чего человек хотел бы достичь карьерный рост

120. Процедура, предполагающая глубокий анализ информации и формирование основанных на нем выводов, приводит к формированию … интуитивного решения рационального решения бинарного решения решения, основанного на суждениях

121. Латинское выражение manus age означает «…» управлять делать руками мыслить читать

122. Выбор варианта действий, обусловленный знаниями или накопленным опытом, называют … рациональным решением интуитивным решением решением, основанным на суждениях бинарным решением

123. Согласно исследованиям В. Зигерта и Л. Ланга благодаря … появляются такие позитивные явления, как: выявление не столько ошибок, сколько успехов; возможность предвидеть кризисные ситуации; устранение неопределенности Планированию координации контролю мотивации директивному управлению

124. Принцип … предполагает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности участия непрерывности гибкости единства

125. Выделение трех видов потребностей – во власти, в успехе и в причастности – присутствует в теории мотивации … Абрахама Маслоу Фредерика Герцберга Дэвида МакКлелланда Виктора Врума

126. Вследствие наличия у руководителя особых личных качеств, благодаря которым подчиненные восхищаются им и хотят быть на него похожими, возникает … власть примера экспертная власть власть вознаграждения традиционная власть

127. В большинстве современных организаций требуемый имидж менеджеров описывается в специальном документе – … годовом плане работы компании кодексе корпоративной этики должностной инструкции генерального директора индивидуальном плане работы сотрудника на месяц

128. Выработка решения путем организации нескольких этапов анонимного анкетирования экспертов называется методом … ситуационного анализа экспертных оценок мозгового штурма Дельфи

129. К стадиям типового процесса принятия рационального решения не относится … Диагностика проблемы Формулировка ограничений Интуитивные заключения Определение вариантов Оценка вариантов

130. Организационные коммуникации – это … процесс административного воздействия начальника на подчиненного потоки материальных средств, необходимых для производства конечной продукции процесс обмена информацией между людьми в организации структура организации

131. Неверно, что к тезисам теории «Х» Дугласа МакГрегора относится – … люди изначально не любят трудиться способности к творческому решению проблем часто встречаются у работников больше всего люди хотят защищенности чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение

132. Целью школы научного управления было … Формирование сплоченного коллектива Оптимизация технологического процесса Совершенствование условий труда Правильная расстановка менеджеров

133. Установите соответствие между номерами уровней уровнями пирамиды потребностей А. Маслоу и указанными ниже названиями потребностей:

По тропе мухоморов к истокам шаманизма

Шаманизм – один из ключевых компонентов традиционной культуры арктических народов, и поэтому этнографы и культурологи изучают его в поисках ответов на самые разные вопросы. Недавно на портале GoArctic была опубликована статья С.А. Урну о женском шаманстве. Мы хотим поделиться с читателями своими соображениями по этому поводу.

Автор статьи полагает, что женское шаманство – наиболее древняя форма арктического шаманизма. Обусловили это «особенности психофизической организации женщин»: их более выраженная, чем у мужчин, способность испытывать сильный эмоциональный подъём.

Была, по мнению С.А. Унру, и другая причина, по которой у северных народов появились вначале женщины-шаманки и уже затем шаманы-мужчины. Заключалась она в том, что у жителей арктических регионов был широко распространён тотемизм: религиозные представления, согласно которым люди ведут своё происхождение от культовых объектов – тотемов. Тотемами могли быть звери, птицы, растения и даже неодушевлённые предметы. Считалось, что каждый клан, каждое племя возникли в результате брачной связи тотема и женщины и, следовательно, женщины обладают способностью контактировать с миром духов в большей степени, чем мужчины.

Оба аргумента, приведённые в статье С.А. Унру, представляются нам достаточно убедительными. Гипотеза о женской природе шаманизма у народов Севера была убедительно обоснована  выдающимся этнографом  В.Г. Богоразом ещё в первые десятилетия ХХ века.  Он определял шаманизм у чукчей и коряков как “семейный, женский”. В работах Богораза приведены высказывания чукчей об особых магических способностях женщин, об их предрасположенности к шаманству.  “Женщине нечего готовиться, она и так шаманка”, – говорили чукчи Богоразу, когда речь заходила о том, почему период подготовки будущих шаманов, период испытаний, которые им “устраивают духи”, занимает у женщин меньше времени, чем у мужчин.

В связи с этим заметим, что у всех северных народов шаманы в процессе камлания вводили себя в состояние транса, и, обладая более пластичной психикой, женщина могла достичь его быстрее, чем мужчина. Размышляя о причинах, обусловивших столь заметное место женщин в арктическом шаманстве, расскажем об одном обстоятельстве, которое, на наш взгляд, тоже могло сыграть немаловажную роль. Связано оно было с основным видом хозяйственной деятельности женщин в традиционных сообществах – с собирательством.

Даже в наши дни многие северянки занимаются сбором ягод, трав, кореньев, грибов. Естественно, в древности женщины ещё интенсивнее собирали «дары природы», и среди них вполне могли оказаться грибы-мухоморы, содержавшие психоактивные вещества. Собирательницы могли испробовать их первыми, прежде мужчин, а дальше события развивались, скорее всего, по следующему сценарию.

Женщины с их специфической душевной организацией, отведав психоделиков-мухоморов, оказывались в плену ярких галлюцинаций. Их поведение истолковывалось мужчинами как общение со сверхъестественными существами, как путешествие в мир духов. (Напомним, что согласно тотемистическим представлениям, у женщин существовали с этим миром весьма тесные связи). Употребление мухоморов в пищу и последующие действия человека, находящегося под их воздействием, обрело со временем характер ритуала, и вполне вероятно, что в этом ритуале наиболее важная роль отводилась изначально женщине.

В научной литературе не раз высказывалось мнение, что одной из предпосылок возникновения у людей далёкого прошлого религиозных верований были сновидения, а также употребление опьяняющих и наркотических веществ, вызывавшее близкие к снам галлюцинации. Наша гипотеза, таким образом, не противоречит принятым в науке взглядам. Но опирается ли она на реальные факты из истории народов Крайнего Севера? С нашей точки зрения, да!

Надёжный исторический источник, свидетельствующий в пользу нашего предположения о том, что древнее собирательство могло стать одним из факторов появления женского шаманства, – наскальные рисунки Древней Чукотки. Они были обнаружены на обрывистых берегах заполярной реки Пегтымель в пятидесяти километрах от её впадения в Восточно-Сибирское море. Возраст большинства рисунков составляет две-три тысячи лет. В те времена чукотскую тундру населяли палеоазиатские племена – предки современных чукчей и коряков, а на побережьях жили древние эскимосы. Изучением пегтымельских петроглифов – так называют изображения, выбитые на камне, – занимался в 1960-70-х годах выдающийся магаданский археолог, член-корреспондент АН СССР Н.Н. Диков. Позднее в эту работу включились московские археологи и их коллеги из Италии. Руководила международной экспедицией доктор исторических наук Е.Г. Дэвлет.

2. Батьянова, Бронштейн _ Рис. 2.jpeg

  Чукотка, Пегтымель, «картинная галерея» эпохи неолита.

Уже в первых публикациях, посвящённых древним рисункам на скалах Пегтымеля, отмечалось, что рядом с человеческими фигурками и фигурками оленей, медведей, китов присутствуют странные изображения, похожие одновременно на людей и на грибы с большими полукруглыми шляпками. Подчас на этих шляпках можно было увидеть бахрому, характерную для шляпок мухоморов. По мнению микологов, специалистов по грибам, к которым обратились за консультациями археологи, у пегтымельских рисунков были и другие черты, указывающие на то, что древние художники Чукотки изобразили мухоморы. Н.Н. Диков предложил называть этих загадочных персонажей «людьми-мухоморами».

3. Батьянова, Бронштейн _ Рис. 3.jpeg

 «Люди-мухоморы» пегтымельских петроглифов.

Изучая петроглифы Пегтымеля, участники экспедиций сделали их точные оттиски на бумаге. Эстампы дали возможность значительно лучше увидеть детали рисунков на камне. Оказалось, что людей-мухоморов изображали, как правило, с разведёнными в стороны руками, с ногами, слегка согнутыми в коленях. Подобные позы напоминали элементы ритуальных «шаманских плясок».

71a04cbef1b327cd3ec84f5506f20fe9

«Люди-мухоморы». Третья стоянка, камень III (оттиск на бумаге).

Большой интерес вызвали у археологов сцены, в которых, наряду с людьми-мухоморами, участвовали обычные люди. Судя по характеру изображений, отношения между ними были вполне дружескими. Они вместе танцуют, стоят рядом друг с другом, держатся за руки.

5c0ad854cfd76fd17345beb3b8e93cef

 Два антропоморфных существа и собака. Кайкуульский обрыв, камень I (оттиск на бумаге).

Исследователи пегтымельских петроглифов обратили внимание ещё на одну особенность «людей-мухоморов». У них в большинстве случаев были отчётливо выражены признаки пола. Сопоставив изображения мужских и женских особей, археологи пришли к выводу, что главенствующая роль в сценах, запечатлённых на рисунках, явно принадлежала женщинам. Женских фигурок было не только больше, чем мужских. Почти всегда они были крупнее по размерам и, как правило, занимали в композиции центральное место.

24bd762449a37a6af8595cd31b01ea19

«Пляшущие человечки»? Третья стоянка, камень IX (оттиск на бумаге)

Грибовидные персонажи Пегтымеля – писали Н.Н. Диков и другие исследователи арктических древностей – имеют прямое отношение к религиозным верованиям своих создателей, к шаманизму. Основанием для подобных выводов стали для археологов данные этнографии.

В записках российских исследователей, побывавших в XVIII-XIX столетиях в Северо-Восточной Азии, говорится о том, что её коренные народы употребляли мухоморы в пищу как сильное психоактивное вещество. Сведения об этом обычае есть также в трудах В.Г. Богораза и В.И. Иохельсона – известных отечественных этнографов, работавших на Чукотке и Камчатке  в начале прошлого века. Одному из авторов этого очерка во время этнографических экспедиций в эти края тоже часто приходилось слышать рассказы о мухоморах и тропе, по которой они ведут за собой человека. Среди тех, от кого в 1980-2000-х годах можно было узнать наиболее интересные сведения о традициях, связанных с мухоморами, преобладали пожилые люди, такие, например, как замечательный знаток языка и культуры коряков Мария Тепеновна Етнеут.

7. Батьянова, Бронштейн _ Рис. 7.jpg

 Елена Батьянова в гостях у М.Т. Етнеут и её дочери Людмилы. Камчатка, Корякский АО, Палана, 1995 г.

Если кратко суммировать данные, собранные нами непосредственно «в поле», то сведутся они к следующему. О происхождении мухомора существуют разные легенды. У коряков бытует предание о том, что демиург Куткиняку, создавая коряков и окружающий их мир, последним создал мухомор, «чтобы людям было жить веселее». По одной из легенд, старший сын Куткиняку, Эмемкут, был так поражен красотой гриба, что превратил мухомор в женщину. Эмемкут женился на этой женщине, но однажды обидел её, и она, уйдя вместе с детьми под землю, снова стала мухомором. Не исключено, что этот миф дал основание некоторым родственным группам чукчей и коряков вести своё происхождение от мухомора.

У разных локальных групп коренных народов Чукотки и Камчатки были свои правила общения с мухомором, но в целом в них было много схожего. На всех этапах – от собирания грибов до непосредственного употребления в пищу – общение с ними представляло определённый ритуал, в котором сакральный статус мухомора подчёркивался системой запретов и предписаний. Одним из непременных условий было хорошее, доброе расположение духа. Считалось, что злым людям нельзя контактировать с мухомором, так как этот контакт мог стать причиной массовых несчастий. Нашедший мухомор должен был всячески демонстрировать свою радость: исполнить песню или танец, сказать мухомору что-то хорошее.

Запрещалось срезать мухомор ножом, переворачивать вниз головой, разрушать грибницу, рвать слишком маленькие грибы. При сушении мухомора нельзя было прокалывать его иглой, чтобы нанизать на нитку.

Употребляли мухомор в пищу сырым, сушёным, в виде настойки. Делалось это обычно для поднятия жизненного тонуса, как объясняли пастухи-оленеводы, «чтобы быстрее бегать за оленями». Принимать рекомендовалось нечётное число мухоморов – три, пять, семь, девять – «чтобы один был без пары». И ещё одно важное правило: нельзя было есть мухомор «с плохим уговором», «обращаться с ним надо ласково».

Первому принятию мухомора придавалось особое значение. 65-летняя корячка так рассказала об этом ритуале: 

«Я уже замужем была. Ребёнок уже был. И вот старший брат отца говорит: “Попробуй вот это”. И сразу я сдалась, потому что нельзя отказывать старым людям. Попробовала, а потом, когда прошло опьянение, он мне сказал: “Ты только один раз в год его пробуй и только по три, и если желание у тебя будет, то по пять, но один раз в год”. И сейчас я только по его слову делаю».

«Это как волшебная пища», – рассказывали о мухоморах другие пожилые коряки. По их словам, она связывает две жизни человека: земную жизнь и ту, которая ждёт его после смерти. В сновидениях, увиденных в состоянии мухоморного опьянения, искали разгадку будущего, сигнал об опасности либо иной важный знак.

Считалось также, что советы мухомора, услышанные во сне или наяву, могут помочь человеку избавиться от тяжёлых жизненных невзгод. Так, в записанных нами рассказах упоминается корякская женщина, которая, чтобы уберечь детей от опасности, “по совету мухомора”, каждый раз во время пурги, обнажённая, обходила стойбище, играя на бубне.

Иногда духи мухомора, «являясь» опьянённому во сне, запрещали ему в дальнейшем употреблять мухомор: «Я проснулся и увидел, что стадо крутится на небе», – так описывал своё пробуждение от «мухоморного сна» один из оленеводов Чукотки. «Говорят мухоморы мне, – продолжал он: — «Если только так будешь кушать, то умрёшь – вот на тот свет пойдёшь, где стадо крутится»».

Правила общения с мухомором различались у мужчин и женщин. В некоторых сообществах мужчинам не разрешалось разжёвывать мухомор, и, прежде чем его принять, они давали разжевать гриб женщинам. Не является ли этот обычай отражением древних представлений о ведущей роли женщин в ритуальных обрядах?

Приведём ещё одно свидетельство особого места, отводившегося на Севере женщине. У некоторых родственных групп живущих на Чукотке чуванцев считалось, что мужчину, совершавшего под воздействием мухомора «путешествие в иной мир», должна непременно сопровождать женщина. По рассказам чуванцев, рядом с таким «мужиком» всегда сидела «девка». «Он в бубен стучал, и она в бубен стучала. Девка не давала ему, чтобы он совсем туда ушёл», – так описывала этот обряд пожилая жительница чукотской тундры.

Впрочем, бытовали и совсем другие обычаи. В отдельных оленеводческих общинах Чукотки и Камчатки женщинам вообще не разрешалось принимать мухомор.

Многие люди, принимавшие мухомор, вспоминали, что у них появлялось состояние необычайной лёгкости, полёта: «Хочется и разговаривать – слова сами выскакивают – и песни петь, и работать…. Как будто шагаешь по небу. И бесконечное небо. Всё время иду-иду, иду-иду – нет конца».

Рассказывая этнографам о чувстве радостного возбуждения, которое испытывает человек, отведавший мухомора, северяне предупреждали: неумеренное его употребление может спровоцировать агрессию. Так, один молодой коряк в состоянии сильного мухоморного опьянения услышал, как чей-то голос  приказывал ему, многократно повторяя: «Убей свою жену! Убей свою жену!». В порыве ярости молодой человек отрубил себе палец. Рассказывают о случаях смерти от мухоморного опьянения. Вот только один пример. Оленевод в состоянии сильного нервного возбуждения стал «гоняться за мухомором», чтобы его убить. В результате пастуха самого нашли мёртвым.

И всё-таки агрессивное поведение, вызванное мухоморным опьянением, — явление достаточно редкое: правила общения с мухомором требуют обязательного настроя на добро, на радость. В отдалённых посёлках Чукотки и Камчатки, в стойбищах оленеводов мухомор и в наши дни используют в лечебных целях. Настоем из него обрабатывают края гнойных ран, лечат кожные заболевания, радикулит, болезни суставов. Перед началом лечения к мухомору, по традиции, обращаются с просьбой о помощи, рассказывают о своей болезни. «К нему с разговором надо. Что у тебя болит — сказать. Он же как человек», – говорят северяне. В целом можно констатировать, что вплоть до настоящего времени старшее поколение коренных жителей Чукотки и Камчатки сохраняет пришедшие из далёкого прошлого представления о сакральном статусе мухомора. Отражается это не только в обычаях и религиозных обрядах, но также в искусстве этих народов.

В 2008–2009 годах талантливая чукотская гравировщица по кости Лидия Теютина создала целую серию гравюр на моржовых клыках, главными персонажами которых были мухоморы. Изображены они по-другому, чем на пегтымельских петроглифах. На гравюрах Теютиной мухоморы похожи, скорее, на осьминогов, чем на человекоподобные существа, но в том, что они способны двигаться и общаться с людьми, нет никаких сомнений.

8. Батьянова, Бронштейн _ Рис. 8.jpg

   Л. Теютина «В стойбище мухоморов» (гравюра на клыке моржа). Чукотка, Уэлен, 2009 г.

Лидия Теютина – чукчанка. Она жила в Уэлене, старинном посёлке морских зверобоев, где ещё в начале 1930-х годов была открыта косторезная мастерская. За сорок лет работы в этой мастерской Лидия создала десятки гравюр по мотивам чукотского фольклора. Изображала отважных юношей, красивых девушек, гигантских орлов, несущих в клювах китов, но вплоть до последних лет жизни – художницы не стало в 2012 году – среди героев её произведений не было ни людей-мухоморов, ни каких-либо иных существ, похожих на грибы.

Нам приходилось общаться с Лидией и в Уэлене, и в Москве, куда она иногда приезжала. Поворот в своём творчестве гравировщица объясняла так: тема шаманства долгое время была запретной, и когда, наконец, этот запрет был снят, она с радостью обратилась к ней. В детстве, по словам Теютиной, родители часто рассказывали ей о том, что далеко в тундре живут «люди-мухоморы», и шаман либо простой человек, совершив необходимый ритуал, может оказаться у них в гостях.

На гравюре «В стойбище мухоморов» – рассматривать её следует справа налево – мы видим оленью упряжку, бегущую по летней тундре туда, где обитают могущественные духи. Правит оленями мужчина, за спиной каюра сидит его жена. Далее действие происходит у мухоморов. Гостям и хозяевам явно нравится общаться друг с другом. Обратим внимание на то, что на мужчине и женщине нет одежды и вспомним изображения людей-мухоморов на пегтымельских петроглифах: они тоже были обнажёнными. Не было одежды на оленеводах и тогда, когда они мчались на нартах в «мухоморное стойбище». Между тем, на оборотной стороне клыка, где Теютина рассказывает предысторию этой поездки, люди изображены в кухлянках. Примечательно, что заняты они сбором грибов. В этом, собственно, и кроется разгадка сюжета. Собрав мухоморы-грибы и отведав их, муж и жена переходят в другое состояние. Сбросив одежду, они устремляются на встречу с мухоморами-духами и находят в их стойбище тёплый приём.

Подведём итоги. Познакомившись с верой чукчей, коряков, чуванцев в существование «людей-мухоморов», пройдя по «мухоморной тропе» из сегодняшнего дня в I тысячелетие до нашей эры, мы не только получили дополнительные аргументы в пользу гипотезы об исключительной древности женского шаманства. Мы, возможно, прикоснулись к самим истокам появления у народов Севера шаманизма как особой, сложной системы представлений коренных жителей Арктики о мире, о природе, о человеке.   

Авторы: 

Елена Батьянова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

Михаил Бронштейн, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного музея Востока

Недавно генеральный директор «Бизнес-Диалог Медиа», главный редактор журнала Russian Business Guide, председатель подкомитета по корпоративным медиа Торгово-промышленной палаты РФ, предприниматель, общественный деятель и писательница Мария Суворовская посетила Азербайджан.

Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» побеседовала с гостьей из Москвы. Она рассказала о своей писательской деятельности, новых проектах, над которыми работает в настоящее время, поделилась впечатлениями от поездки в Баку и планами на будущее.

Рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе рисунка 74 указав особенности

— Мария Сергеевна, расскажите, про Вашу первую книгу с оригинальным названием «Качели над Каспием». Приоткройте завесу сюжета этого издания.

— Мои книги, связанные с Азербайджаном, объединяет тема любви. Одна из историй, описанных в «Качелях над Каспием», проходит лейтмотивом сквозь все произведение. В центре внимания два героя – русская девушка Таша и азербайджанский молодой человек по имени Руслан. К слову, в экранизации этой книги они стали главными героями фильма. Действие же разворачивается в двух столицах. В центре внимания классический любовный треугольник. Проблема, затронутая в книге, не нова и сюжет похож на тысячи таких же историй и судеб, разбившихся об эмоциональные качели над Каспием, что отразилось и в названии книги. Она сложена из историй любви разных людей, происходящих в Баку, на берегу Каспийского моря. В данном случае «качели» используется как неопределённость. Но в какой-то миг наступает момент, когда, наверное, эмоциональные качели должны остановиться и каждый из нас должен сделать выбор. Может быть с помощью разума, или сердца, или души. Это уже выбор каждого (улыбается). Сюжет напоминает, что мир по-прежнему делится на Запад и Восток, каждый из которых имеет специфическую культуру и традиции. Сроднить их может только любовь.

— Книга основана на реальных событиях?

— Это вымышленные истории и персонажи. Конечно, можно найти какие-то параллели с реальными людьми, но, как любой писатель, где я могу искать истории и героев для своих произведений (улыбается)? Понятно, что они проходят мимо, живут где-то рядом, какие-то персонажи – это собирательные образы.

Рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе рисунка 74 указав особенности

— Что Вас подвигло на написание этой книги?

— Мое посещение Азербайджана началось с 2012-го года, а книгу я написала в 2018-ом. За это время накопилось большое количество интересных историй, прекрасной каспийской энергии и учитывая, с каким интересом я любила рассказывать о Баку своим друзьям и знакомым, написать книгу меня подвигло данное мной обещание. Помню, как осенью мы летели на форум в Сочи с моим партнером по бизнесу Вадимом Ивановичем Винокуровым, которому я рассказывала увлекательные истории, услышанные от жительниц Баку. Он меня долго и внимательно слушал, а затем сказал: «Мария, напиши, пожалуйста, книгу». Сетуя на сильную загруженность и нехватку времени, я ответила, что, возможно, смогу задуматься об этом, когда выйду на пенсию (смеётся). Тогда Вадим Иванович продолжил: «Зачем ждать так долго? У тебя день рождения 8 декабря. Давай, напиши книгу к этой дате. Сможешь?» Оставалось два с половиной месяца, но тогда во время нашего разговора я с горяча пообещала Вадиму Ивановичу, что напишу книгу. Конечно, впоследствии, когда мне приходилось сидеть допоздна и работать над своим произведением, я корила себя за то, что в тот исторический день дала слово своему деловому партнеру. Но, как ответственный человек привыкла выполнять свои обещания, поэтому к своему дню рождения книга «Качели над Каспием» была уже готова, презентация которой состоялась 8 декабря 2018-го года в России, а затем в Азербайджане в мае 2019 года в Бакинском книжном центре (Baku Book Center), за что отдельная благодарность директору БКЦ Гюнель Рзаевой. К слову, на презентации был также показан музыкальный клип на песню «Я дышу Баку» (слова М. Суворовской, музыка Леси Ярославской, аранжировка Рустама Зейналлы).

— Как родилась идея экранизировать «Качели над Каспием»?

— Эта идея пришла в голову директору Caspian Media Holding Гусейну Джавадзаде, который, прочитав книгу, связался со мной и рассказал о своем желании ее экранизировать. Я сразу подержала идею и предложила частично выступить в качестве сопродюсера данного проекта, процесс реализации которого стартовал в конце 2019-го года, а затем нагрянула пандемия, но, к счастью, до введения самых острых мер и ограничений удалось провести большую часть съемок. Всем известно, что кинопроцесс отчается своей длительностью и сложностью, включая кастинг актеров, аренду оборудования, выбор локаций для съемок и многое другое, но скованные намерениями и обязательства, не имея возможности отступить, мы успешно завершили процесс.

— На экране Вы лично воплотили героиню своего произведения. Поделитесь впечатлениями от съемок и Вашего дебюта в кино.

— Честно говоря, это был мой первый опыт в качестве актрисы, причем изначально сниматься я не планировала, но меня удалось переубедить, так как долгие поиски актрисы на главную роль не принесли желаемого результата, да и прочувствовать своего же персонажа, казалось, мне самой будет проще. Таким образом, я включилась в процесс.

Подготовка к фильму требовала времени, сил, определенной физической формы и трансформации. Я никогда не страдала от лишнего веса, но ради съемок, которые продлились около полтора месяца и продолжались порой по 14-15 часов в день, мне пришлось сбросить около 15 килограмм. На тот период я отменила все мои деловые встречи и полностью погрузилась в процесс, что позволило мне войти в образ и не выходить из него, пока съемки не завершились. Главную мужскую роль сыграл молодой актер и модель, обладатель титула Mister National Azerbaijan Эмиль Гасанзаде. В качестве режиссера картины выступил Гулу Аскеров. Вообще, у нас получилась очень яркая творческая команда, поэтому работать было интересно.

Рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе рисунка 74 указав особенности

— Когда жители азербайджанской столицы смогут увидеть эту кинокартину?

— Мы хотели презентовать фильм этой весной, но, к сожалению, из-за пандемии кинотеатры в Баку и других городах СНГ закрыты, поэтому ждем соответствующего момента. Всё зависит от снятия карантинных ограничений. Ориентировочно премьера запланирована на октябрь текущего года. Надеемся, что к тому моменту ситуация с коронавирусом нормализуется и долгожданная премьера нашей полнометражной художественной кинокартины состоится.

К слову, в настоящее время Caspian Media Group и «Бизнес-Диалог Медиа» готовит еще один совместный проект – фильм о первооткрывателе сибирской нефти, азербайджанце Фармане Салманове, именем которого назван Международный аэропорт Сургута. Автор сценария — известный азербайджанский кинорежиссер и сценарист Рамиз Фаталиев. Генеральный продюсер проекта – Гусейн Джавадзаде, я – сопродюсер кинокартины.

Мы также хотим экранизировать мою другую книгу «Дом у виноградника», понимая, что это интересная и необычная история. В данный момент у нас наблюдается творческий спор, будет это полный метр с выходом в кинотеатр или короткометражка фестивального формата. Очень хочется представить традиции азербайджанского виноделия через призму драматической истории любви, закрытые показы устроить с дегустацией азербайджанских вин, чтобы гости могли не только посмотреть фильм, но и попробовать винную продукцию Страны огней.

— Но азербайджанская тематика в Ваша писательской деятельности на «качелях» не закончилась, ведь родилось новое произведение «Дом у виноградника». Расскажите, как зародилась идея написать эту книгу.

— Каждая глава в книге «Качели над Каспием» названа одним из блюд азербайджанской национальной кухни. Как-то один замечательный человек, прочитавший мою книгу, оставил очень теплые отзывы, а также добавил, что про азербайджанскую кухню и гостеприимство уже давно всем известно, но сейчас страна переживает новый этап развития азербайджанского виноделия и посоветовал мне написать книгу, где каждая глава называлась бы сортом вина, производимым в Азербайджане. Мне приглянулась данная идея. Это предложение и стало отправной точкой для книги «Дом у виноградника». Как и в первом случае с «качелями» я сдержала свое обещание (улыбается).

Рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе рисунка 74 указав особенности

— А если говорить о сюжете?

— События происходят в Исмаиллинском районе Азербайджана. Главы действительно названы сортами вина, которые выращивают в Азербайджане и делают из них вино. Если в случае с «Качелями над Каспием» это история молодой импульсивной любви, то в случаем с «Домом у виноградника», — это рассказ о более зрелой любви, более взрослых и серьезных отношениях.

— На Ваш взгляд, что общего между любовью и вином, если взглянуть на них через призму сюжета Вашей книги?

— Настоящая любовь, как и вино, должна родиться вовремя, в хороший год. К любви нужно быть готовым, созреть как виноградный сорт, чтобы чувства, как превосходное вино, восхищали и жили долгим и приятным послевкусием. Зачастую путь к долгожданному счастью лежит через испытания, боль. Но эти тернии укрепляют характер, что важно для формирования многогранной и гармоничной личности, способной оценить вторую половину, повстречавшуюся на жизненном пути.

— Ваша писательская деятельность, как показывает практика, неразрывно связана с Азербайджаном. В таком случаем хотелось бы узнать, с чем у Вас ассоциируется наша страна?

— С яркой вкусной и красивой жизнью в ее широком понимании. Люди в Азербайджане живут и наслаждаются жизнью, получая от нее удовольствие. Они любят красиво одеваться, есть вкусную еду, посещать культурные мероприятия и т.д. Я в восторге от азербайджанской национальной кухни, сочетающей в себе самые невероятные вкусы и цветовые вариации.

Мне нравится гулять по Баку. Это невероятно красивый город, гармонично сочетающий в себе разные архитектурные стили, где переплелись традиции зодчества Запада и Востока. Во время каждой поездки обязательно отправляюсь на Приморский бульвар, прогуливаюсь по нему, смотрю на море, слушаю крики чаек и отдыхаю душой. Мне очень нравится энергетика города, которая меня вдохновляет…

Рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе рисунка 74 указав особенности

— Где Вам удалось побывать помимо Баку?

— Мне удалось побывать в Исмаиллинском, Габалинском и Хачмазском районах. Вообще, моя мечта побольше поездить по регионам страны, получше их узнать, ведь они отличаются от столицы, у них свои изюминки и особенности, которые хочется узнать. Исмаиллинский район оставил настолько глубокий след, что после его посещения родилась книга. Возможно, во время путешествия по Азербайджану появятся идеи для будущих оригинальных проектов, ведь Азербайджан – удивительная страна со своей природой, людьми, традициями, контрастами, многогранностью, которую хочется изучать снова и снова. Я считаю, что у Азербайджана колоссальный туристический потенциал. Страна обладает всем необходимым для привлечения огромного числа путешественников со всего света.

— Наверное, Ваши друзья часто расспрашивают Вас об Азербайджане.

— Да, действительно очень часто. За это время я буквально заразила многих людей идеей посетить Азербайджан, познакомиться поближе со Страной огней. В допандемийный период мне часто писали друзья и знакомые с просьбой проконсультировать их перед поездкой, составить им топ-10 мест, обязательных для посещения, проложить туристические маршруты и дать дельные советы.

— Что Вы рекомендуете своим друзьям, желающим посетить нашу страну?

— Если говорить о Баку, то я обязательно советую им посетить Приморский бульвар и попить там чай, наслаждаясь видами морской набережной, а ночью подняться в Нагорный парк, чтобы полюбоваться красотой Бакинской бухты, переливающейся огнями. Мне очень нравятся рестораны, расположенные в центре, откуда отрывается урбанистическая городская панорама, поэтому включаю в список и эти места. Плюс рыбные рестораны на Шихово. Конечно, пройтись по улице Низами, известной в народе как «Торговая», и побродить по «Ичери шехер», чтобы почувствовать энергетику Старого города, позавтракать там, а вечерком зайти в мастерскую известного и самобытного азербайджанского художника, путешественника Али Шамси. Вообще, советую уделить больше времени именно пешим прогулкам, позволяющим лучше узнать город, его жителей и проникнуться атмосферой мегаполиса. Конечно, посмотреть Девичью башню, Дворец Ширваншахов, Азербайджанский национальный музей ковра, Центр Гейдара Алиева, Бакинский книжный центр, новую часть Приморского бульвара, Белый город и многое другое.

Рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе рисунка 74 указав особенности

Если останется время, можно заглянуть в Гобустанский государственный историко-художественный заповедник, чтобы увидеть древние наскальные изображения, а также отправиться к грязевым вулканам, находящимся по соседству.

— Я знаю, что Вы интересуетесь искусством и во время своей поездки даже успели встретиться с азербайджанскими галеристами. Возможно, в будущем мы станем свидетелями совместных культурных проектов?

— Я интересуюсь живописью и всегда выступаю за реализацию интересных инициатив. Среди моих московских друзей есть галеристы, с которыми мы временами реализуем совместные проекты. Во время этой поездки мне довелось побывать в художественной галерее Лейлы Хазари и посмотреть работы современных азербайджанских художников. Мы пришли к выводу, что было бы неплохо выставить их картины в Москве и сделать это на какой-то системной основе, показывая московской аудитории колоритную современную азербайджанскую живопись. Думаю, в будущем мы обязательно придумаем что-то интересное и создадим своеобразный культурный мост между нашими странами. Возможно, все начнется с онлайн-выставок, учитывая пандемию, затем будут экспонироваться сами картины. Поэтому я уже начала прорабатывать этот вопрос, и как только уже можно будет говорить о готовом полноценном проекте, вы обязательно об этом узнаете. Одним словом, планов у нас очень и очень много.

Рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе рисунка 74 указав особенности

— Мария Сергеевна, спасибо большое за интересную беседу! Желаем Вам успешной реализации новых проектов.

— Благодарю!

Фотографии предоставлены Марией Суворовской

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

  • Рассказ о характере и о судьбе левши
  • Рассказ о хабибе нурмагомедове на английском с переводом
  • Рассказ о филине 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о хабаровске на английском
  • Рассказ о франции на французском языке с переводом