Рассказ о ходе восстания декабристов

Восстание декабристов на сенатской площади одно из величайших и трагичных событий в истории россии. зарождение революционных течений началось задолго

Восстание декабристов на сенатской площади – одно из величайших и трагичных событий в истории России. Зарождение революционных течений началось задолго до начала свержения императорской династии. Люди впервые собирались таким масштабом для нападения на императорскую династию. Это восстание должно было привести к смене власти. К уничтожению Российской империи и построению нового, либерально-демократического государства. Мы рассмотрим причины восстания декабристов, его течение и итоги.

Предыстория

После отечественной войны в 1812 году народ не успокоился и начал организовывать восстание. Тогда начались формироваться разные тайные общества, которые должны были привести когда-то к возникновению новой революции. Так и произошло в декабре 1825 года.

Революция не могла начаться без подготовки, и готовиться революционеры начали заранее. Они проработали тщательный план, итогом которого должно было стать не что-нибудь, а формирование нового государства. По их плану Николай I должен был отказаться от престола. После чего на престол взошло бы временное правительство, которое должен был возглавить граф Сперанский.

После этого началась бы реорганизация государственной власти. Российская империя должна была стать Конституционной монархией или же республикой. Всю царскую семью планировалось убить или выслать за границу в Форт Росс Но ничему из этого не суждено было случиться, восстание было подавлено силой императорской армии.

Восстание декабристов

14 декабря 1825 года декабристы вышли с войском на Сенатскую площадь, но слишком поздно. Сенат уже принял присягу и разошёлся. По сути, переворот вылился в стояние на площади и непонимание того, что делать дальше.

Среди декабристов не было согласованности в действиях, а среди обществ — организованности. Более того, часть декабристов попросту отказалась участвовать в восстании. Так, не явился Сергей Трубецкой, который должен был командовать войсками на Сенатской площади.

Пока войско декабристов находилось на площади, не предпринимая никаких действий, по указу Николая I на площадь вышли правительственные войска. Прозвучали выстрелы, хотя историки утверждают, что солдаты по большей части стреляли в воздух, не желая убивать своих собратьев по оружию.

Историки говорят о смертях 80 человек.

Причины восстания

  • Разница в устройстве социальной и политической жизни России и других стран. Русские люди, приехавшие из-за рубежа, желали перемен.
  • Новые либеральные образования во многих слоях населения. Особенно это касалось кадетских корпусов, где обучался будущий офицерский состав.
  • Устаревшее устройство Российского общества: крепостное право.
  • Ужесточение норм цензуры, введение новых законов, уменьшающих свободу слова.
  • Неправильная либеральная реформа, проведённая Александром I. Разочарование интеллигенции в справедливости и императорской власти.

Историческое значение декабристского движения

Существует две противоположные точки зрения на восстание 1825 года. Одни историки считают декабристов бесстрашными революционерами, пытавшимися в одиночку побороть отсталый социальный строй. Другие рассматривают оппозиционеров, как недалеких мятежников, задумавших навязать России чуждую ей форму правления, разрушить законный строй.

Чтобы составить правильное суждение о деятельности декабристов, стоит обратить внимание на факты:

  • Оппозиционеры разработали полноценный план желаемого устройства государства, имели собственную революционную программу.
  • Не на словах, а на деле попытались отменить крепостное право, изменить форму правления.
  • Обнажили внутренний застой страны, социальные противоречия в обществе.
  • Бескорыстно пожертвовали собой во благо народа, показали пример беззаветного служения родине.

В 1825 году декабристы проиграли правительству. Но они положили начало коренным изменениям в стране. Идеи оппозиционеров существенно повлияли на следующие поколения общественных деятелей, заставили правительство задуматься о реформах.

Выбери ответ

Междуцарствие

Константин Павлович, старший брат Александра, должен был унаследовать престол после него, поскольку у него не имелось детей. Но был секретный документ, который подтверждал отказ Константина от престола. Он подписал его ещё при жизни Александра. Это давало шансы на престол младшему брату Николаю Павловичу. Однако он был крайне непопулярен среди высших чинов и приближенных царской семьи.

Сложилась двоякая ситуация царствования, когда Константина уговаривали взойти на престол, тогда как Николая также уговаривали подписать отказ от него. Что и произошло: Николай под давлением отрекается от престола, отдавая своё место законному правителю Константину. Но тот все равно отказывается от предложенного ему места и повторно подписывает отречение от престола, поясняя на собрании своё решение в пользу брата.

Только 14 декабря после долгих совещаний сенат признал права на престол Николая Павловича, после чего он сразу дал присягу. Такая ситуация привела к тому что престол как бы передавался из рук в руки что пошатнуло социальные слои общества и этим не могли не воспользоваться революционеры, поскольку это было идеальным моментом для восстания.

Движение декабристов

Движение декабристов

Отход Александра I от реформаторских планов начала царствования вы­звал образование среди дворян тайных обществ, ставивших целью уста­новление конституционного строя в России и ликвидацию крепостного права. Первые такие общества стали появляться после возвращения рус­ской армии из заграничных походов, участниками которых были многие герои войны, побывавшие за границей и вдохновленные европейскими порядками. Впоследствии члены этих организаций получили название декабристов, так как в декабре 1825 г. они предприняли попытку воору­женного восстания. Поначалу декабристы предпочитали распространять свои убеждения путем пропаганды, надеясь через общественное мнение оказывать влияние на правительство, однако по мере усиления реакци­онных тенденций в политике власти они возлагали все меньше надежд на легальные методы борьбы. Под влиянием революций в Южной Евро­пе в конце 1810-х гг. они пришли к мысли о том, что наиболее эффектив­ный путь прихода к власти – это военный переворот, совершенный без вовлечения народа, что позволит избежать новой «пугачевщины».

Основные организации декабристов:

  • 1816 г. – «Союз спасения», создан И. Д. Якушкиным, П. И. Песте­лем, Н. М. Муравьевым и другими офицерами. В его состав входи­ло около 30 человек;
  • 1818 г. – «Союз благоденствия» с теми же лидерами. Более крупная организация (до 200 человек), сочетавшая подпольную и легальную деятельность. Из-за проникновения в «Союз» полицейских агентов было решено формально распустить его и создать новые, более за­конспирированные организации;
  • 1821 г. – Северное общество с центром в Петербурге (лидеры Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев) и Южное общество с центром в Ки­еве (лидер П. И. Пестель).

Разделение на Северное и Южное общества было вызвано не только географическими обстоятельствами, но и выяснившимися разногласи­ями в политических взглядах – более умеренных у «северян» и более радикальных у «южан». В обеих организациях были выработаны свои политические программы, в которых описывалось будущее устройство России после совершения переворота, – «Конституция» Н. М. Муравь­ева и «Русская правда» П. И. Пестеля (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Политические программы Северного и Южного обществ
В ноябре 1825 г. Александр I внезапно умер в Таганроге. По секретному завещанию его наследником должен был стать младший брат Николай, однако в Петербурге об этом не знали и присягнули старшему брату

Константину. Необходимо было дождаться от Константина офици­ального манифеста об отречении от престола, а затем провести пере- присягу. На несколько недель установилось «междуцарствие», кото­рым и решили воспользоваться декабристы для совершения воору­женного переворота. План состоял в том, чтобы 14 декабря 1825 г., в день переприсяги, вывести мятежные войска к Сенату и заставить сенаторов принять манифест, провозглашавший свержение самодер­жавия, отмену крепостного права и равенство всех сословий, после чего предполагалось захватить Зимний дворец и арестовать Николая. Однако правительство благодаря своим агентам знало заранее о пла­нах заговорщиков и провело переприсягу ранним утром 14 декабря, после чего сенаторы разъехались по домам. Декабристы вывели на Сенатскую площадь несколько тысяч солдат, но ряд руководителей восстания отказались от исполнения возложенных на них обязанно­стей. В результате мятежные войска простояли на площади несколько часов, после чего были расстреляны артиллерией. Восстание Черни­говского полка, организованное членами Южного общества в конце декабря 1825 – начале 1826 г., также потерпело неудачу. В ходе след­ствия и суда над декабристами свыше 100 участников тайных обществ были приговорены к каторжным работам и ссылке, пятеро «государ­ственных преступников», в том числе П. И. Пестель и К. Ф. Рылеев, казнены в июле 1826 г.

План восстания

В это время участники декабрьского восстания уже планировали своё нападение. Их первоочерёдной целью было не дать Николаю взойти на трон. И для этого использовались все методы. Зимний дворец необходимо было захватить, убив охраняющих его солдат. Приближенных царской семьи планировали перевести на свою сторону, а при отказе выслать за границу или убить. Царскую семью было принято решение поместить в заключение или убить.

Главой восстания стал Сергей Трубецкой. Активный политический деятель и Великий князь. После захвата необходимо было создать новое временное правительство. А его главной законодательный орган – специальное собрание. Главным законным актом – Конституцию.

Ночью 14 декабря по плану во дворец должен был проникнуть убийца для устранения нового императора Николая. Однако назначенный на роль убийцы Каховский отказался от выполнения приказа об убийстве царя. А также планировалось нападение измайловского полка на Зимний дворец, но Якубович отказался вести свои войска.

Таким образом, к утру 14 декабря император Николай был жив, а на площадь к зимнему дворцу революционерам удалось привести всего около 800 агитированных солдат. И их план восстания осуществился не полностью, а только частично.

Восстание на сенатской площади

Николай I был предупрежден о возможном планирующимся нападении. Планы декабристов ему выложил один из членов тайного общества, который посчитал участие в восстании против царя недостойными дворянского титула. Яков Иванович Ростовцев был человеком чести и рассказал царю о планируемом революционерами событии, которое могло привести к кончине Российской империи.

В семь утра Николай уже был провозглашён императором. В это время сенатская площадь была полностью оккупирована солдатами восставших. Кроме того, видя происходящие события на улицы Петербурга, вышел простой народ, который с радостью присоединился к восстанию. Люди превращались в необузданную толпу разъярённых жителей.

Когда император с войсками подъехал ко дворцу в него стали бросать камни с ругательствами и угрозами. Восставших окружили кольцом солдаты возле дворца, а вторым кольцом они встали у входа на площадь, не давая присоединиться к восстанию новоприбывшим гражданам, которые уже столпились и пытались добраться до центра событий.

Члены императорской династии укрылись во дворце, но при поражении царских войск был подготовлен план отступления и подготовлена карета, которая бы увезла императора в укрытие в Царское село.

Николаем был выслан посол для предложения мира и оговора договора об условиях прекращения восстания. Им стал митрополит Серафим. Однако народ его не слушал, говоря, что он дал присягу двум царям на неделе. Ещё одним человеком, пытавшимся навести порядок, был генерал-губернатор Михаил Милорадович. В ходе переговоров он был сильно ранен, а позже он скончался. После того как революционеры открыли огонь по людям, посланным для переговоров, солдаты императорской армии открыли огонь картечью по революционерам. Толпу удалось разогнать.

Восставших окружили правительственные войска, в четыре раза превышающие по численности количество собравшихся на площади революционеров. Когда под градом выстрелов собравшиеся кинулись бежать, они поняли, что кольцо правительственных войск им не прорвать. Они кинулись к Неве, чтобы по льду перебраться на Васильевский остров. Однако лёд обрушился, многие погибли в воде. Тех же, кому удалось добраться ближе к острову, с его берегов уже встречал огонь артиллерийских орудий. Уже к ночи восстание было полностью подавлено.

ВОССТАНИЕ 14 ДЕКАБРЯ 1825 ГОДА

Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето тысяча восемьсот двадцать шестого года. Однако девятнадцатого ноября тысяча восемьсот двадцать пятого года в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного Константину, т. к. у Александра не было детей. Но ещё в тысяча восемьсот двадцать третьем году Константин тайно отрёкся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему двадцать седьмого ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр) не любили в гвардии. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него. Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начать аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным. Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат «добром» или под угрозой оружия издать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, уничтожение Временного правительства, политические свободы и пр. Часть восставших, должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость. Кроме того, П.Г. Каховский взял на себя задачу перед началом выступления убить Николая, но так и не решился её выполнить. Руководителем восстания был избран князь С.П. Трубецкой.

С раннего утра четырнадцатого декабря офицеры – члены «Северного общества» вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина. Им удалось вывести часть Московского, Гренадёрский полки и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь (всего около трёх с половиной тысяч). Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обречённости военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским. После этого в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.

На Украине о событиях в столице узнали с опозданием. Двадцать девятого декабря восстал Черниговский полк во главе с С. Муравьёвым-Апостолом, но поднять всю армию не удалось. Третьего января полк был разгромлен правительственными войсками.

Итоги

В этот день Петербург облился кровью своих граждан. На улицах повсюду были раскиданы трупы восставших солдат, простых людей, объединившихся в безумную толпу, и царских гвардейцев, храбро защищавших сенатскую площадь от наступления.

Раненные восставшие боялись пойти в больницу за помощью, поскольку их могли арестовать и судись за революционную деятельность. Многие умирали от огнестрельных ранений уже дома, лишённые помощи и надежды на спасение. Другие же пошли ко дну во время перехода по Неве, пытаясь вплавь добраться до берега Василевского острова в ледяной воде, многие умирали от обморожения.

Всего было арестовано 277 солдат из Гренадерского полка и 371 из Московского. А также под суд попали более полусотни матросов из морского экипажа. Их отвезли в царский дворец, где сам император выступал в роли судьи.

Суд вёлся высшим судебным органом по уголовным делам. Пятерым главным участникам восстания был вынесен смертный приговор. Остальных было решено отправить в ссылку на каторгу в Сибирь, где были самые тяжёлые условия проживания.

17 декабря Николай I постановил учредить новую комиссию, главной целью которой было выявление тайных обществ, нахождение скрывающихся революционеров, устранение подпольных антиправительственных движений. Предводителем новой комиссии стал военный министр Александр Татищев.

Кратко о восстании

  • 1816 – зарождение тайных организаций с революционными течениями (Трубецкой и Муравьев).
  • 1818 – преобразование организации в союз Благоденствия расширения штата, увеличение численности организации.
  • 1819 – отравление Сперанского, лидера либеральных течений.
  • Июнь 1819 – бунты в военных поселениях.
  • 17 января 1820 – реформа в университетах. Внедрение религиозных убеждений в слои общества, воспитание смирения.
  • Июнь 1820 год – реформа в правилах публикации литературных произведений. Ужесточение цензуры.
  • 1 января 1825 года – запрет в России любых тайных организаций. Преследование и гонение разных сообществ.
  • 1823 – Южное общество под предводительством Песталя выпускает новую программу «Русская правда».
  • 14 декабря 1825 – Декабристское восстание.
  • 1825 год – восстание Черниговского полка.
  • 1825 – создание специальной комиссии для преследования революционеров в подполье.
  • 13 июля 1826 года – суд над революционерами. Приведение приговора в действие.

Восстание декабристов имеет важное значение в истории России. Это одно из самых крупных революционных движений в истории. Несмотря на провал восставших нельзя не учитывать фактор опасности, которой подвергалась Российская империя.

Эту войны декабристы проиграли, но идея о смене общества в новый строй не унималась в умах людей. Только через столетие, в 1917 году, можно сказать, что планы декабристов полностью были осуществлены. Ведь их последователи учли все ошибки и недочёты восстания 1825 года. Таким образом, можно сказать, что именно в то время началась настоящая Гражданская война, которая длилась не одно столетие и привела к весьма трагичным последствиям.

Источник.

Причины поражения декабристов

У мятежников было слишком мало времени на подготовку. Династический кризис начался внезапно, требовал решительных действий. Главные причины поражения:

  • Небольшая социальная группа, вовлеченная в процесс. Акцент делался на военном перевороте.
  • Неготовность народа к переменам. Русские люди хоть и страдали от крепостного гнета, больших налогов, бесправия, но не представляли свою жизнь без царя.
  • Разобщенность декабристов. Южное и Северное общества действовали по отдельности.
  • Противоречия в лагере декабристов. Многие военные сомневались в целесообразности восстания против царя, проявляли пассивность.
  • Вялая пропаганда. Общества тайно вынашивали планы по свержению самодержавия, не распространяя эту идею в широкие массы.

В Верховном суде было заведено 121 дело. 13 июля 1826 года к казни приговорили руководителей восстания: П. Пестеля, М. Бестужева-Рюмина, С. Муравьева-Апостола, К. Рылеева, П. Каховского. Остальных отправили в Сибирь на каторжные работы. Декабристы, провинившиеся в меньшей степени, участвовали в Кавказской войне.

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

Урок 27. Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»

Урок 28. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения

УРОК 27
Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»:
«КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ»

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Фрагменты поэмы
в актёрском исполнении. Развитие понятия о поэме. Историческая поэма как разновидность лиро-эпического жанра.
Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщины“». Составление
тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение
фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Устная и письменная характеристика героини. Анализ различных форм
выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к поэме.

I. Краткий рассказ о поэте.

1. Выразительное чтение учителем фрагмента стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной…».

— В чём пронзительность этого стихотворения?

— Прочитайте начало статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Почему Тургенев высоко оценил стихотворение Некрасова?

2. Рассказ учителя о биографии и творчестве Н. А. Некрасова с включением сообщений учащихся о портретах Некрасова и памятниках поэту
(см.: http://www.kramskoy.info/content/view/408/30).

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов» (см. статью ниже)
и составление лексических и историко-культурных комментариев к словам и выражениям Владимирка, вирши, раболепство.

Составление тезисов статьи:

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев»

Вопрос

Тезис

Чем поразило читателей стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…»?

Какие впечатления детства Некрасова оказались самыми сильными?

Как началось его приобщение к писательскому творчеству?

Какие трудности ожидали Некрасова в Петербурге?

Как повлияла на творчество поэта народная лирическая поэзия?

Какова журналистская деятельность Некрасова?

В чём заслуга поэта перед современниками и потомками?

III. Историческая основа поэмы
Рассказ учителя об исторической основе и истории создания поэмы «Русские женщины».

IV. Чтение статьи учебника «О поэме „Русские женщины“»

(см. статью ниже):

V. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

Фрагменты поэмы в актёрском исполнении

Составление лексических и историко-культурных комментариев к словам и выражениям бригадир, туземный человек, обет, по этапу, партия.

Актёрское чтение фрагментов поэмы «Русские женщины» и ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия.
Слушаем актёрское чтение».

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VI. Развитие понятия о поэме.
Историческая поэма как разновидность лиро-эпического жанра

Работа со словарём литературоведческих терминов.
Обсуждение термина поэма и выявление характерных особенностей этого жанра.

ПОЭ́МА —ы; ж. [греч. poiēma] Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Эпические поэмы Гомера, поэма Пушкина «Цыганы».

// Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения. «Мёртвые души» Гоголя — поэма в прозе.

Почему поэму «Русские женщины» называют исторической?

VII. Художественные особенности исторических поэм Некрасова

Краткие сообщения учащихся о поэмах «Саша» и «Дедушка».

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Какова тема поэм и их главные мысли? Как отразилась в них история России?

Каково отношение поэта к описанным историческим событиям?

VIII. Практическая работа.
Составление плана и устный анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»
(см.
план анализа эпизода в уроке 21).

Групповая работа:

Группа 1.


Перечитайте первую часть диалога княгини и губернатора со слов княгини «В Нерчинск! Закладывай скорей!» до слов «…я должна / Близ мужа умереть».

В чём конфликт диалога княгини и губернатора?

Какие доводы приводит генерал, чтобы уговорить княгиню вернуться домой? Убедительны ли его доводы? Обоснуйте свою позицию.

Выберите из реплик княгини выражения, подтверждающие её убеждённость в правильности своего поступка.

Группа 2.
Перечитайте фрагмент диалога княгини и губернатора со слов губернатора «Да, вы умрёте, но сперва…» до слов княгини «Ему простила б я!..».

Прав ли губернатор в том, что князю Трубецкому легче перенести каторгу без жены? Докажите своё мнение.

Выберите из реплик княгини слова и выражения, подтверждающие, что она разделяет политические взгляды своего мужа.

Группа 3.
Перечитайте фрагмент со слов «Княгиня кончила…» до конца поэмы.

Выберите из фрагмента элементы повествования. Найдите в них слова и выражения, создающие образ времени.

В каких словах заключена кульминация разговора княгини и губернатора? Как разрешается конфликт их диалога?

Группа 4.
Найдите в поэме портреты героев, пейзажные описания. Как в них отразились авторские оценки?

Найдите детали и интонации, описывающие состояние персонажей.

Какие чувства вызывает иллюстрация художника Д. Шмаринова?

Какими средствами графики художник добивается определённого настроения?

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какой мы видим в поэме княгиню Трубецкую?

Каково авторское отношение к ней?

Каковы тема, идея и художественные особенности поэмы «Русские женщины»? Докажите, что это поэма.

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно»
или подготовить чтение по ролям фрагмента «Диалог княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Сделать письменный анализ этого эпизода
или ответить на вопрос «Считаете ли вы поступок княгини Трубецкой подвигом?».

Индивидуальные задания.

Выполнить «Творческое задание» после вступительной статьи учебника о Некрасове.

Написать отзыв на фрагмент «Диалог губернатора и княгини» из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

Прочитать стихотворения Некрасова «Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Плач детей», «Забытая деревня» (по выбору)
и подготовить о них краткие сообщения.

Групповые задания.

Подготовить инсценирование этого фрагмента.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Следующие уроки: Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения >>>


«ЕДУ ЛИ НОЧЬЮ ПО УЛИЦЕ ТЁМНОЙ…»
Н. А. Некрасов
[2]

* * *
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
‎И бесполезно замрут!..
1847

Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 1. Стихотворения 1838—1855 гг.

(вернуться к уроку)


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему…
«Еду ли ночью по улице темной…»

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» поразило всех своей особенной, пронзительной музыкой, своим горьким сочувствием отверженным.
Оно показало — Россия приобретает великого поэта.

Под стихами стояла подпись: Н. Некрасов. Тургенев писал из Парижа: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение… меня совершенно с ума свело; денно
и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил». И разошлась по свету слава Некрасова. Люди разных взглядов приобщались к его огню,
воспламеняющему Душу.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и
отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство — среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал своей
колыбелью, и рядом со знаменитой Владимиркой, о которой вспоминал: «…Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, Начиная с почтовых троек и кончая арестантами,
закованными в цепи, н сопровождении конвойных, было постоянной нищей нашего детского любопытства». А еще была Ловля птиц и грибы, крепкая дружба с крестьянской
ребятней. Младенческие вирши семилетнего стихотворца, посвященные «любезной маменьке», тяжелые впечатления от «безумных забав» отца, от его деспотизма.

На одиннадцатом году — Ярославская гимназия, чтение книг, мечты о славе… Тетрадь лирики и рукопись романа — это уже в семнадцать лет. С ними Некрасов приехал
в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил — в Университет. Отец лишил его средств. Начинается жизнь впроголодь, нищета.

Некрасов впитал стихни» народной лирической поэзии с ее демократизмом и простотой. И даже — былинную стихию. Впоследствии уже не народная песня диктовала Некрасову,
а Некрасов создавал песни, которые подхватывал и пел народ.

В начале 40-х годов Некрасов сближается с Белинским. Как издатель журнала «Современник» Некрасов привлекает к сотрудничеству Тургенева и Герцена. Л. Н. Толстого,
а позднее — М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1856 году вышла книга Некрасова «Стихотворения», куда вошли «Влас» и «Тройка», «Забытая деревня» и «Несжатая полоса»,
поэма «Саша».

Он первым в печати прославил декабристов («Дедушка»), самоотверженных жен декабристов («Русские женщины»). Десять лет поэт работал над поэмой «Кому на Руси жить
хорошо».

Поэт стремился воспитать новое поколение не в духе раболепства и угодничества, а в духе кровной вражды с общественной неправдой.

История, живая жизнь русской поэзии непредставима без Некрасова, ставшего, как и Пушкин, частью народного сознания, вошедшего в кровь и плоть отечественной
культуры.
Вл. Приходько

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

А. Т. Твардовский писал о книге стихотворений Некрасова, попавшей к нему в детские годы, как о самой дорогой, «заветной книге».
Есть ли у вис «заветная книга» или «заветное» стихотворение Некрасова?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


(вернуться к уроку)


О ПОЭМЕ «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»(1)

1. Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей («Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М. Н. Волконская»), напечатаны они в 1872 — 1873 годах в журнале
«Отечественные записки»
.

В 1826 году декабристы были сосланы за участие в восстании 1825 года в Сибирь на каторжные работы. Вскоре за многими из них добровольно последовали их жены:
Д. Г. Муравьева, Е. И. Трубецкая, Е. П. Нарышкина. А. В. Розен, М. Н. Волконская и другие, «Жены сосланных в каторжную работу, — писал о них впоследствии
А. Герцен, — лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под
еще страшнейший гнет тамошней полиции». Некрасов указал в примечании к «Русским женщинам», что не касается «политической стороны события», но все-таки он
впервые изобразил восстание на Сенатской площади(2). Читатели 70-х годов восторженно приняли обе части поэмы: в этом произведении они увидели отклик на свои
собственные стремления и чувства.

2. Сена́тская пло́щадь — одна из площадей Санкт-Петербурга, где происходило восстание декабристов..

Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая последовала в 1826 году за сосланным мужем — декабристом Сергеем Петровичем Трубецким (1790—1860) в Сибирь, где
и умерла в 1854 году.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Поэма «Княгиня Трубецкая»

1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен?

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь? Какие чувства вызвала поэма Некрасова у вас? Постарайтесь сформулировать
тему и идею этого произведения.

3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала» (например: «старик эффектно замолчал», «упрямый старичок» и пр.). Как они характеризуют отношение
поэта к этому литературному персонажу?

4. Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге? В чем пафос ее доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными?
В чем их сила?

5. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует ее? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подготовьте к выразительному чтению начало поэмы до слов — «Гордись — я дочь твоя!» или к инсценированному чтению диалог княгини и генерала, подчеркнув силу
духа, мужество, самоотверженность Трубецкой.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

1. В первой части поэмы автор воссоздает картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние
графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять
мысли и чувства графа?

2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений
уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

3. Вторая часть поэмы - долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала.

В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

5. Подготовьте выразительное чтение фрагмента диалога губернатора и княгини Трубецкой. Постарайтесь при этом выразить ваше личное отношение к героям поэмы.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)

Предмет

История
Отечества

9
класс

Тема урока

Выступление
декабристов

Цели урока

показать
главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного
движения в России, его классовый состав и направленность; выяснить, является
ли восстание декабристов
вооруженным восстанием или мирным актом
гражданского неповиновения.

Задачи урока

 1.Образовательные:

 — рассмотреть причины, ход восстания;

— показать на примере восстания декабристов наличие в
российском обществе глубоких противоречий;

— выяснить значение движения декабристов;

— познакомить с поэтическим творчеством А.С. Пушкина.

2. Развивающие:

— продолжить развивать навыки работы с источниками и умения
выделять причинно-следственные связи;

— развивать наглядно-образное мышление учащихся;

— продолжить формировать умения анализировать и выбирать
необходимую информацию из дополнительного материала, параграфа учебника;

— развивать умение мыслить, анализировать, доказывать,
рассуждать.

3. Воспитательные:

— сформировать оценочное суждение о роли декабристов в истории
общественного движения России;

— воспитать уважение к историческим деятелям, отстаивающим
свою позицию;

— сформировать чувство ответственности за свои поступки на
примере поступков исторических личностей.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать значение восстания.

 Уметь аргументировать свою позицию.

—  Регулятивные
УУД
:
осуществление
целеполагания,
планирование
определенных этапов самостоятельной работы по поиску информации на групповом
этапе выполнения задания.

— Коммуникативные УУД: сотрудничают в группах; распределяют роли, примеряют на себя
роль экспертов;

выслушивают
мнения других, озвучивают мнение на публику
.

Познавательные
УУД
:
обрабатывают
разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из
незнакомого текста по заданию
делают выводы, устанавливают
причинно-следственные связи.
Умение аргументировать свою позицию по
проблеме урока.


Уважительно относиться к истории России;


понимать роль восстания в истории России;

поиск информации, её анализ и оценка, «встраивание» себя в
контекст восстания;  

   —
уметь обсуждать и анализировать собственную  деятельность  и работу
одноклассников с точки зрения содержания и средств его выражения

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Видеофрагмент

1.                
Видеофрагмент
«События на Сенатской площади»

https://www.youtube.com/watch?v=p3k-RSse27o

2.                 
Видеофрагмент
«Союз спасения»

https://www.youtube.com/watch?v=1d8mK7Zv96M

История
России. 9 класс, Ч.2., Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский.- М.: Просвещение,
2018 — 152 с.

История
России. Поурочные рекомендации. 9 класс:

пособие
для учителей общеобразоват. организаций /

И.
Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2015. —192 с.

§ 8-9 учебника, мультимедийный проектор, экран, компьютер,
дополнительный материал, портреты императоров, декабристов.

Основные понятия

Декабристы,
междуцарствие, переприсяга

Основные даты

19
ноября 1825 г,14 декабря 1825., 26 декабря 1825 г.- 3 января 1826 г., 13 июля
1826 г.

Персоналии

А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой, С. И. и М. И.
Муравьёвы-Апостолы, Н. М. Муравьёв, П. И. Пестель, И. И. Пущин, М. П.
Бестужев-Рюмин, Н. И. Тургенев, Е. П. Оболенский, П. Г. Каховский, К. Ф.
Рылеев, великий князь Константин Павлович, Николай I, Александр
I

Тип урока

Урок изучения нового материала

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

I.                  
Организационный
момент

(1 мин)

-Здравствуйте,
ребята, садитесь! Все готовы к уроку! У нас сегодня необычный урок- урок –
путешествие. Вы обратили внимание, что сегодня вы будете работать не совсем в
обычной форме. Заранее учащиеся класса были разделены по группам. Я думаю, Вы
сегодня пришли на урок с хорошим настроением и надеюсь на плодотворную
работу.

Приветствие
учителя. Проверка  готовности своего рабочего места.

II.                 
Мотивация
к учебной деятельности (2 мин)

Слова
учителя:
Недавно,
проходя мимо одного учебного кабинета нашей школы, я услышала, как один из
учеников проникновенно читал наизусть стихотворение. Именно со строк этого
стиха я хочу начать наш урок. (слайд 1) (Приложение 1)

Слова
учителя:

— Ребята,
подскажите, кто автор этого стихотворения?

-Кто изображен
на видео?

-Что происходит
в этом эпизоде?

-А в какое время
года оно происходит?

Слова учителя: Кто догадался какое событие представлено на
видео и о ком звучит стихотворение?

Ученики
смотрят видео и анализируют эпизоды.

Примерные
ответы:

Александр
Сергеевич Пушкин

Офицеры

Борьба,
выступление, митинг

Зимой

Ответы
учеников:
Выступление
декабристов.

III.       
Актуализация
знаний, проверка домашнего задания (2 мин)

Слова
учителя
: Вы верно предположили, что это
выступление декабристов.  

   Но
прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, какой
материал мы изучили на предыдущем уроке? И проверим выполнение домашнего
задания.

(фронтальный
опрос).

1.                 
Когда
и какие тайные общества возникли к началу 20-х годов 19 века?

2.                 
Из
кого, в основном, состояли данные общества?

3.                 
Как
назывались программы преобразований России, разработанные членами тайных
обществ?

4.                 
Какие
преобразования предполагали провести в России в соответствии с содержанием
программ?

5.                
Что
считали необходимым члены этих организаций для реализации своих проектов?

Ответы
учеников
: На прошлом уроке изучали «Общественное
движение при Александре
I»

Ответы
учеников
:

1.                  
1816
г. – «Союз спасения», 1818 г. – «Союз благоденствия», 1821 г. – «Северное» и
«Южное» общества.

2.                  
Военные
офицеры, прошедшие Отечественную войну 1812 года.

3.                  
«Русская
правда» — «Южное общество», «Конституция» — «Северное общество».

4.                  
Отмена
крепостного права, уничтожение самодержавия, свободы гражданского населения,
политические права.

5.                
Подготовить
восстание и захватить власть насильственным путем.

IV.             
Постановка
учебных задач, постановка проблемного вопроса

(1 мин)

Слова учителя:
Молодцы! Материал прошлого урока усвоили хорошо.

 Вы правильно сказали, что возникли
организации, которые были недовольны политикой самодержавия, закрепощением
крестьян и еще отказом власти от проведения реформ.

— Вспомните, а знала ли власть об этих
организациях, если они были тайными?!Как относилась к их деятельности?

Слова учителя: Ребята,
скажите какими же мерами хотело реализовать свои проекты высшее общество?

Слова учителя:

Ребята, а как вы
считаете какая тема нашего урока?

Правильно,
давайте ее запишем.

(слайд 2)

Слова учителя:

Запишите тему нашего урока «Выступление
декабристов»

Все записи в течение урока Вы будете
вносить в рабочие листы (
Приложение 2), которые потом
необходимо вклеите себе в тетрадь.

Слова
учителя.
В начале урока мы выяснили, что на Сенатской
площади состоялось выступление офицеров, большинство из которых являлись
героями Отечественной войны.

Ребята,
как вы считаете, какой характер носит это выступление?

Предположите,
что же происходит зимой 1825 г. на Сенатской площади г. Санкт-Петербурга:
восстание или мирная демонстрация.

Итак, какие же вопросы мы должны решить
сегодня на уроке?
(слайд 3)

Мы
сегодня постараемся решить проблемный вопрос

 «Выступление
на Сенатской площади – это вооруженное восстание или мирный акт гражданского
неповиновения?»

Подумайте,
какие задачи нам необходимо определить для решения этой проблемы?

Слова учителя: Чтобы
ответить на поставленный вопрос какие задачи мы должны решить в ходе урока.

(учитель помогает сформулировать
корректно задачи урока)
(слайд 4)

1.       Определить
причины и повод выступления декабристов.

2.       Рассмотреть
основные события на Сенатской площади.

3.       Определить
итоги восстания декабристов, оценить его роль и значение в истории России.

(Вопросы
выводятся на экран)

Ответы
учеников:

Да,
знала. Александр
I даже
издал указ о запрете тайных обществ. А в 1823 г. началось их преследование.
Он даже знал имена руководителей готовящегося мятежа. И даже после смерти
царя был отдан приказ об аресте руководителя «Южного общества» Пестеля.

Ответы
учеников:
радикальными,
насильственными мерами – поднять мятеж, восстание.

Ответы
учащихся:
Выступление
декабристов.

Записывают
тему урока в рабочие листы.

Примерный
ответ учащихся
:

восстание
или мирная демонстрация.

Дети
высказывают свое мнение.

Формулируют
совместно с учителем задачи урока в виде плана.

V.          
Изучение
нового материала (25 мин)

Слова учителя: Для
наиболее полного решения поставленных задач работа будет проходить   в
группах. (слайд 5)

Каждая
группа занимается решением конкретной задачи.

Класс
поделен на 4 группы (учитель раздает материалы для работы группы)
(Приложение 3)

1 группа
– «Причины и повод восстания декабристов»

2 группа
–«Организация выступления декабристов»

3 группа
– «
Итоги
и значение восстания»

4 группа
— Эксперты

Я Вам
раздаю конверты с материалом по теме урока (учитель раздает конверты и
напоминает правила работы в группах
). Ваша задача, используя материал
учебника §8-9 и дополнительный материал ответить на поставленные вопросы. На
выполнение работы дается 10 мин. По истечении времени одна группа выступает,
а все остальные заполняют строки в рабочем листе.

У всех
работа одинаковая кроме учащихся 4 группы. У них самая ответственная миссия.
Ваша задача внимательно изучить материал своего конверта, а конкретно
понятия, что такое «вооруженное восстание» и «мирный акт гражданского
неповиновения». И в ходе изучения материала, прослушивания выступления групп
Вы должны ответить на поставленный проблемный вопрос
«Выступление на
Сенатской площади – это вооруженное восстание или мирный акт гражданского
неповиновения?»

Слова
учителя:

Время
вышло.

Выступление 1ой группы. У Вас были
следующие вопросы (слайд 6)

Задача учащихся других групп
зафиксировать в рабочих листах причины восстания (слайд 7)

(по
ходу выступления 1 группы учитель вывешивает портреты личностей на доску
)

Слова
учителя:

Учащиеся
3 группы повторите причины выступления. Молодцы!

Слова
учителя:

Прежде, чем выступят учащиеся второй
группы я

предлагаю вам перенестись в начало
XIX века…в дом
Кондратия Рылеева, члена Северного тайного общества, где вечером 13 декабря
обсуждалось восстание (с
ценка «Декабристы в доме Рылеева
накануне восстания» (Между детьми распределены роли до урока)) (
Приложение
4)
(слайд
8)

Задание: Прослушав
сценку, Ваша задача перечислить основные планы декабристов.

Слова учителя: Какие же
планы были у членов Северного общества? (слайд 9)

Слова учителя: (слайд
10)

Вторая
группа готова выступать?! Задача учащихся других групп выслушать и
зафиксировать в рабочих листах социальный состав участников восстания и
требования декабристов.

Слова
учителя:

Перечислите
социальный состав декабристов?

— Почему
же декабристы не сказали правду о целях восстания лей-гвардейскому полку?

— Какие
требования хотели царю выдвинуть декабристы?

— Кто
руководил восставшими на Сенатской площади?

— Почему
участники Северного общества назначили выступление на 14 декабря?

Слова учителя: Внимание
на экран (Приложение 5) (слайд 11)

(после
просмотра видеофрагмента учитель задает вопрос
)

Ответьте:
Чем же закончилось восстание?

Слова
учителя:

Правильно!
Выступление на Сенатской площади закончилось поражением восставших.

— Какой
же вопрос нам осталось рассмотреть?

Слова
учителя:

Выступает третья группа (слайд 12)

 Учащиеся
продолжают заполнять рабочие листы – строки
«Итоги
восстания» и «Казненные декабристы»
.

(Во
время выступления группы учитель вывешивает на доске портреты руководителей
восстания
)

— Какое
историческое значение имело восстание декабристов?

Слова
учителя:

Записали?
Молодцы! Учащиеся в 1 группе какая участь ждала декабристов?

Таким образом,
историческое значение выступления декабристов заключается в том, что это было
первое в России движение, которое выдвинуло грамотную политическую программу
и открыто выступило против самодержавия.

 (слайд 13)

Возвращаемся
к нашему проблемному вопросу:
Выступление на Сенатской площади – это
вооруженное восстание или мирный акт гражданского неповиновения?

— Итак,
четвертая группа, прослушав выступления одноклассников, просмотрев видеоролик
«Восстание декабристов» к какому выводу Вы пришли?

Слова
учителя:

 Ответьте
мне на вопрос (все учащиеся)

 Как вы
считаете почему декабристы потерпели поражение?

(слайд 14)

(слайд 15)

Слова
учителя:
Мы с Вами говорили о том, что организаторами
восстания были члены Северного общества, а вот Южное общество, узнав о его поражении
организовали восстание Черниговского полка на Украине. Руководитель Пестель
был уже арестован. И восстание возглавил С.И. Муравьев –Апостол. Оно длилось
с 29 декабря 1825 г. по 3 января 1826 г. и также было разгромлено.

Слова
учителя:

Ребята,
так кто же такие декабристы?


Давайте запишем в рабочий лист:

Декабристы – это
русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 г. восстание
против самодержавия и крепостничества.

Учащиеся
начинают работать с материалом из конвертов.

Выступление
1 группы.

Учащиеся
других групп фиксируют необходимую информацию в рабочий лист.

Учащиеся
3 группы отвечают на вопрос.

Учащиеся-герои
сценки выступают у доски.

Остальные
учащиеся внимательно слушают и делают выводы.

Ответы
учащихся:

                   
Организовать
восстание при смене императора;

                   
Использовать
в действиях армию;

                   
Убийство
царя;

                   
Назначение
на роль диктатора полковника С.Трубецкого;

                   
Использовать
помощь Южного общества.

Выступление
2 группы.

Учащиеся
других групп фиксируют необходимую информацию в рабочий лист.

Ответы
учащихся:

1.            
Офицеры,
солдаты.

2.            
Декабристы были убеждены, что если солдатам
честно рассказать о целях восстания, то их никто не поддержит. 

3.            
Принудить
Сенат и Госсовет обнародовать «Манифест к русскому народу», объявить об
отмене крепостного права и изменить систему управления страной.

4.            
 С.
Трубецкой не пришел на площадь.

5.             
Именно
в это день была назначены пере «присяга» органов власти и армии новому
императору.

Учащиеся
смотрят и анализируют видеоролик.

Ответы
учащихся:

Императору Николаю I
удалось подтянуть к Сенатской площади тысячи верных солдат с артиллерией.
Бунтовщики были атакованы кавалерией и обстреляны артиллерией. Более 1200
человек были убиты. К ночи восстание в Петербурге было разгромлено.

Ответы
учащихся:

Итоги
движения декабристов и значение в истории России.

Выступление
третьей группы.

Учащиеся
других групп продолжают заполнять строки в рабочем листе.

Ответ
учащихся:


правительство осознало необходимость реформ для решения глубоких социальных
противоречий;


усилилась борьба передовой российской общественности против крепостничества и
самодержавия;


влияние на развитие русской культуры.

Учащиеся
отвечают на поставленные вопросы.

Ответы
учащихся:

Учащиеся
дают определение понятиям вооруженное восстание и акт мирного неповиновения.
Приходят к выводу, что выступление на Сенатской площади – это вооруженное
восстание
. Т.к.
вооружённое восстание — это выступление, форма
открытой борьбы каких-либо социальных групп или классов против существующей
политической власти с использованием оружия. И на Сенатской площади выступали
против самодержавия, а конкретно против нового царя Николая
I с оружием
в руках и с использованием революционных методов.

Ответы учащихся:

— не было опоры на народные массы;

— предательство руководителя С.Трубецкого;

-численное превосходство и лучшее вооружение
царских войск;

— срыв первоначального плана восстания.

Учащиеся фиксируют в рабочих листах.

Ответы учащихся.

VI.        
Закрепление
изученного. (5 мин)

Слова учителя: Теперь давайте проверим, как хорошо вы
поняли сегодняшнюю тему. (слайд 16)

На листах вам необходимо подчеркнуть
правильный ответ из предложенных (
Приложение 6) (слайд
17)

По истечении времени вам необходимо
поменяться работами и оценить их. Критерии оценивания представлены на слайде.
(слайд 18)

Учащихся
самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют и оценивают работу
другого ученика.

VII.      Подведение
итогов. Рефлексия. Выставление оценок

VIII.   (3 мин)

(слайд 19)

Запись голоса: “Это какие-то богатыри, кованые
воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к
новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества
и раболепия”
.  Такую
характеристику деятельности декабристов дает русский революционер второй
половины 19 века Александр Герцен.

Слова учителя: Восстание декабристов вызывает большое количество
дискуссионных вопросов в исторической науке. Само выступление революционеров
как историческое явление очень многогранно.

(слайд 20)

Декабристы навсегда вошло в отечественную
историю как основоположники организованной политической борьбы против
самодержавной монархии и крепостничества.

Вам
необходимо оценить свою работу на уроке одним предложением. В задании 8 на
рабочем листе представлен перечень предложений. Вам необходимо дополнить одно
из них.

Например:

·        
Сегодня я узнал…

·        
На уроке я научился…

·        
Мне было трудно…

·        
Мне было непонятно…

·        
Теперь я знаю, что…

·        
Меня удивило…

·        
Я бы хотел узнать, почему….

Слова учителя: Ребята, а теперь
давайте выставим оценки в журнал.

Ученики
слушают

Ученики
формулируют ответы своей деятельности на уроке.

IX.        
Домашнее
задание

Слова учителя: Ребята, откройте дневники и запишите задание на следующий
урок: изучить §8-9, вопросы после параграфа.

Обратите внимание, можно выполнить индивидуальное
задание по желанию:

 Сообщение “Подвиг любви бескорыстной…” (о
женах декабристов
).

Презентация
«Просветительская деятельность декабристов в Сибири»

Ученики
слушают и записывают домашнее задание в дневник.

Доброе утро!

В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:

  • Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
  • Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
  • В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
  • В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.

ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.

В России

  • В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
  • Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
  • Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
  • Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
  • С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
  • Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.

Катастрофы

После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.

На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.

Вокруг света

В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.

Шесть ссылок

  • Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
  • Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
  • Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Урок литературы в 6 классе  разработала учитель МОУ «СОШ 5» города Ржева Тверской области

    Цели: образовательная:

    • дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
    • развивающая:
    • развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
    • воспитательная:
    • воспитать умение работать творчески.

    Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, проектор; презентация.

    Использование педагогических технологий: РКМЧП, ИКТ, личностно-ориентированный подход.

    ____________________________________________________________________

    Ход урока.

    Слайд 1.

    Тема: Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

    Сравнительный анализ. Урок литературы в 6 классе.

    1. Актуализация знаний.

    • Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?                                           
    • «Знаю» Поэта А.С. Пушкина.
    • «Узнаю»  ЛЕГЕНДА, новое стихотворение знакомого поэта, почему Пушкин так назвал своё стихотворение?  в чем их сходство и различие

    Слайд 2. Вспомним предыдущий урок

    — Что такое миф?

    Это сказания о богах и героях, о происхождении земли , человека, о разных природных явлениях.

    — Почему важно изучать мифы?  1)Это интересно с точки зрения истории, географии, биологии, астрономии, литературы. 2) Предки передали нам знания о мире.

    3)Для нашего самопознания.Помогут понять содержание опер, полотен, худож. произведений.

    —  ЧТО нам сегодня напоминает о Древней Греции? ИМЕНА..Татьяна – устроительница, Александр – защитник, Анастасия – воскресение. Ирина – мир, Петр – камень. КОСМОС: Марс, Сатурн, Юпитер.НАЗВАНИЯ  Апполон, Паллада, Аврора Олимпийские игры, РЕЧЬ, крылатые выражения, фразеологизмы: троянский конь, дары данайцев

    Слайд 3, 4 Созвездие Ориона

    Слайд 5. Исходя из д/з и темы урока Попробуйте сформулировать наши задачи на урок.  Ц Е Л И

    Слайд 7  ЖАНР ЛЕГЕНДАЧто такое легенда? Почему одинаковое  название «Арион».

    Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

     исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста,  из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

    Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

    Легенда ( в переводе с латинского языка — то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

    А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

    В словаре С.И.Ожегова: 

    «Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

    В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

    «Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

    Слайд 8.   Дать индивид задание 5 человек Люди — события

     Легенду об Арионе записал историк Геродот                                 Сообщение

    Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

    Геродот—первый древнегреческий историк. Жил в V веке до Рождества Христова. Совершая

    дальние путешествия, он собирал и записывал рассказы о прошлом. Геродот побывал на местах многих крупных сражений и написал историю греко-персидских войн. Большое место он уделял местным мифам и сказаниям. Римский оратор Цицерон назвал Геродота «отцом истории»

    Слайд 9-10-11. Картинки      Арион в живописи

    • Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец. Почему на дельфине?  

    Слайд 11.Пересказ      стоит картинка

    ПЕРЕСКАЗ легенды об Арионе.

    Арион родился в Мемфинах и был «несравненным кифаредом», то есть выдающимся музыкантом, играющим на кифаре. Он создал жанр дифирамба и обучил его исполнению хор в большом городе Коринфе. Бóльшую часть своей жизни он прожил в Коринфе, а затем решил отплыть в Италию и на Сикелию, то есть Сицилию. С богатством он решил возвратиться в Коринф и в городе Таранте сел на коринфский корабль. Но корабельщики решили его ограбить и предложили Ариону самому прыгнуть в море. Арион решил погибнуть с честью, надел полный наряд певца, спел и сам прыгнул в море. Он спасся: его вынес дельфин

    • Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)

    Слайд 12    ПРОВЕРКА листочков

    Ответ: люди.

    • Периандр Коринфа
    • Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
    • Корабельщики задумали злое дело.
    • Дельфин вынес Ариона  к Тенару.

    Ответ: события.

    • Приключилось в жизни величайшее дело.
    • Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
    • Завладеть сокровищами Ариона.
    • Драматические события разыгрываются на море, на корабле.

    Слайд 13.

    1. Сопоставим образы Периандра и Ариона.
    • Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).

    Ответ.

    Рассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристов

    Рассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристов

    Рассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристов

    Слайд 8.  Что мы узнали об Арионе. Каково отношение к нему?

    -Почему Арион хотел спеть в «полном наряде певца»?

    (Арион хотел спеть в полном наряде певца, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз, что для него важнее не богатство, которое он нажил, а его искусство певца. Он хотел, чтобы корабельщики поняли, что они лишают жизни не просто богатого человека, а лучшего в то время музыканта. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь и не захотят гибели такого искусного музыканта)

    • Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала).    Желтый текст

    Ответ.

    В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный,  талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром.  Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.

    Корысть, желание лёгкой наживы  определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.

    Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.

    Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

    СЛАЙД 15   Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».

    А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.

    • Предположите, почему он выбрал такое название?

    Ответы.

    • Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
    • Понравилась легенда

    Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

    Слайд 16  Сходство текстов

    • Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
    • Дифференцированное задание учащимся :Выберите из текста  примеры-цитаты  для доказательства частичного сходства сюжета? Составьте план. (по выбору)

    Ответ. (план)

    • Одинаковое название.
    • Драматизм сюжета.
    • Герои — корабельщики.
    • Спасение Ариона.
    • Талант поэта  и  ценность искусства

    Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.

    Слайд 17-18.

    • Выявим различия в этих стихотворениях?
    • Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.

    Ответ.

    Рассказ о ходе восстания декабристов

    Рассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристовРассказ о ходе восстания декабристов

    Рассказ о ходе восстания декабристов

    Слайд 19.

    • О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?

    Ответ.

    • Восстание декабристов на Сенатской площади.

    Слайд 20-21

    • Из истории создания стихотворения «Арион».
    • Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.
    • Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.

    Слайд 22.  Пушкин пересказал легенду?

    • Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

    Слайд 23. Ответ.

    Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе  по поводу гибели друзей.

    “Арион” — лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

    Слайд 24  Пушкин рисует казньдекабристов

    Слайд 25  Рефлексия.

    • Я узнал…
      Я научился…
      Я понял, что могу…
      Мне понравилось…
      Для меня стало новым…
      Меня удивило…

    Слайд 26 Домашнее задание

    Написать небольшое сочинение на тему «Скрытый смысл стихотворения Пушкина «Арион» или Почему Пушкин назвал стихотворение «Арион»???

  • Рассказ о хобби и увлечениях
  • Рассказ о хобби фотографа
  • Рассказ о хлебе для дошкольников читать
  • Рассказ о хомяке на английском языке с переводом
  • Рассказ о хобби на немецком языке с переводом 5 класс