Рассказ о гжельской росписи для ученика 2 класса

Доклады культура гжель гжель это в первую очередь вид росписи. но ещ это крупнейший центр производства керамических изделий. ещ
  • Доклады
  • Культура
  • Гжель

Гжель – это в первую очередь вид росписи. Но ещё это крупнейший центр производства керамических изделий. Ещё в 14 веке в посмертном завещании Ивана Калиты, упоминается это ремесло.

Эту роспись легко распознать по виду: белоснежный фон, на котором традиционно располагаются синие мотивы цветов и листьев, геометрические пояски, орнаменты. На некоторых изделиях можно увидеть целые композиции: пейзажи, архитектуру и даже людей. Своеобразной краской служит кобальт. После обжига он получает характерный синий цвет.

Само название Гжель – это имя села Московского района. Издавна это место было известно наличием глины и уже в середине 17 века, начали добывать разные сорта глины. Основали технику исполнения. Великое будущее производства увидел царь Алексей Романов. Он принял решение об отмене крепостного права на Гжельской земле. Мастера получили свободу, им повысили ранг и это улучшило производство. Новый рецепт фарфора, отвечавшего всем требованиям гжельской глины вывел Михаил Ломоносов вместе со своим сподвижников Виноградовым. С этого времени началась история промысла в всеобщем значении.

Обнаружение светлой серой глины в 1802 положило начало производству полуфаянса.

После второй половины двадцатых годов, рисунки на изделиях стали наносить только синего цвета. Но продукция была непрочной и грубой по строению.

Около 19 века братья Куликовы обнаружили состав белой фаянсовой массы и через несколько лет Павел Куликов основал первый фарфоровый завод и овладел техникой изготовления. Он хотел оставить её в тайне, поэтому штаб состоя из 2-3 самых преданных людей.

Период высоких достижений и расцвета этого искусства – 20-50 года 19 века. Мастера старались совершенствовать состав, чтобы получить тонкий фаянс и фарфор.

Но позже большинство заводов пришли в упадок. Работа была в основном на заводах Кузнецовых. После революции их заводы национализировали.

Сегодня в России роспись гжелью довольно популярна. Продукция производится на Гжельском фарфоровом заводе. Традиции исполнения рисунка и технологию изготовления весьма чтут и стараются не отступать от общепринятой формы.

В настоящее время, производится посуда, статуэтки, лапты, часы, шкатулки и многое другое. Ассортимент велик: более 600 наименований. 

Гжель высоко ценится не только в России, но и за её пределами. Её коллекционируют, гжельский стиль используют в декоре. Мастера, в свою очередь, стараются предложить всё больше новых форм привычного изделия, при этом сохраняя традиции.

Доклад на тему Гжель

Гжель исконно русский народный промысел, по изготовлению уникальных керамических изделий.

Гжель – это также название района, объединяющего несколько деревень, в которых с 17 века добывалась фаянсовая глина. Она имела уникальные свойства, и отличалась необыкновенной белизной.

Изначально, гжельскую глину привозили в Москву, для изготовления аптечной посуды.  Позже, начиная с 18 века, в Гжели производили глиняные кирпичи, керамическую плитку для стен и каминов, повседневную посуду. В большом количестве изготавливались детские игрушки и статуэтки, в виде животных и птиц. Изделия расписывались вручную, на каждом ставилась именная печать мастера. Тематика росписей – цветы и растения.

В Гжели производили фарфоровую, фаянсовую посуду и майолику; были построены 25 заводов, один из них фарфоровый.

Самыми дорогими считались изделия из фарфора. Фарфор обжигали в печи, при очень высоких температурах, поэтому посуда получалась тонкая и прозрачная.

Фаянс и майолика, подвергались обжигу при низких температурах, в пределах тысячи градусов. Такая посуда легче разбивалась и имела пористую структуру.

Майолика изготавливалась из более светлых, чем фаянс глин.

В Гжели производилось огромное количество майоликовой посуды, покрытой эмалями и расписанной яркими разноцветными красками.

До середины 19-го века, промысел гжельского фарфора, развивался и совершенствовался. Затем производство пришло в упадок, и только в 20-м веке было заново восстановлено.

В наши дни, при нанесении рисунка на изделия из гжельской глины,  используются белые эмали и черный кобальт, который после обжига приобретает синий оттенок. Художники разрисовывают изделия при помощи кистей разной толщины. Технология росписи разбивается на следующие этапы:

  • на предварительно обожженную форму наносится рисунок;
  • заготовка с рисунком опускается в емкость с глазурью;
  • изделие подвергается заключительному обжигу.

Художественная роспись гжельских изделий, требует профессиональных навыков, точности и тонкости рисунка. Технология оформления совершенствуется, используются высококачественные краски и современные эмали.

Картинка к сообщению Гжель

Гжель

Популярные сегодня темы

  • Уссурийский заповедник

    Уссурийский заповедник располагается на территории юго-восточной части Российской Федерации, где простилается горный гребень Сихотэ-Алинь, именно с южной стороны располагается место, где собр

  • Дальневосточный леопард

    Дальневосточный леопард (или амурский леопард) – исчезающий представитель семейства кошачьих, занесенный в Международную Красную книгу. Хищное млекопитающее является самым редким подвидом лео

  • Всемирная паутина

    Всемирная паутина или как её еще попросту называют web, это различная информация с любым содержанием, которая находится на компьютерах, подключенных в сети интернет. Такое название ей дал физ

  • Памятники Воронежа

    За несколько столетий с любым городом может произойти всё что угодно. Он может из маленькой деревушки превратиться в мегаполис, а может стать заброшенным

  • Шуберт

    Франц Шуберт – непризнанный широкой публикой своего времени европейский композитор-романтик, живший в Австрии в первой половине. 19 века. Он родился в 1791 году в предместье Вены в семье школ

  • Влажность воздуха

    Даже в самых сухих местах планеты, таких как пустыни, в воздухе содержится определённое количество влаги в её газообразном состоянии. Этот пар невозможно увидеть, он прозрачен.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «САМАРСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

                                    АВТОР: ЛУКЬЯНОВСКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

                                            УЧИТЕЛЬ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ                                                                                      

Цель мероприятия: создать условия для формирования знаний учащихся о русском народном промысле Гжели;

-развитие интереса к  народному искусству, эстетическое восприятие,

-воспитывать любознательность, трудолюбие, интерес к быту и традициям  народа

для учащихся: Бумага, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой.

Ход мероприятия:

Орг. момент

Дети входят в класс. Звучит народная мелодия.

-Добрый день! Садитесь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Любуясь многоцветием снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима!

 Мир вокруг тебя стал богаче и радостнее, а сам ты счастливее: глаза – зорче а сердце добрее!

  1. Создание мотивации занятия

Вступительное слово учителя:

-Всем сердцем любя родную природу и любуясь ею, человек издавна воспевал ее красоту и  создавал простые предметы обихода, украшая их нарядной и яркой росписью.

— Кто знает, что такое Гжель? Почему это искусство именно так назвали?

 (Выслушиваются ответы детей)

— Молодцы ребята! Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочную местность под названием Гжель. Познакомимся  с мастерами этого славного места и их изделиями.

Учащиеся читают стихи:

Гжель.

1.Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

2.Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые  кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

3.Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка

Тайна чудо — глины.

На Руси  живёт века

Промысел старинный.

4.Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли!

—  Гжель — один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень.

-Мало кто знает, что изначально Гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сел и деревень данной местности были прекрасными мастерами гончарного искусства. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. Гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого великого князя Ивана Калиты.

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.

— Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц.

1.Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

2.Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

3. Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

4.У каждого художника,

Есть свой узор любимый.

И в каждом отражается

Сторонушка родимая

 Её трава шелковая,

Её цветы весенние –

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

5.Из этих чашек с розами,

Ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

— Как же проходит процесс производства гжельских изделий?

1. Сначала вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а с помощью специальных резцов.

2. Из заготовки делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс, благодаря своей пористости, хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.

3. Изделия обжигаются.

4. Художник расписывает их окисью кобальта. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не  забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты , а также неизменным остается их фирменное гжельское сочетание белого и голубого.

Давайте с вами рассмотрим основные узоры Гжельской росписи.

Слайды.

Сегодня я вам предлагаю создать свой шедевр. На столах у вас лежат тарелочки . мы с вами сначала потренируемся на листочках, а затем вы украсите орнаментом свои поделки.

Слайды

Выставка работ.

Рефлексия.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


Презентация на тему: Гжельская роспись

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Тема проектаСекреты Мастеров Гжельская роспись Авторы исследования: группа учащи

Описание слайда:

Тема проектаСекреты Мастеров Гжельская роспись Авторы исследования: группа учащихся 4-а класса МОУ «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина» г. Костомукши РК

№ слайда 2
Как расписывали гжельскую посуду? Как расписывали гжельскую посуду? Из какого ма

Описание слайда:

Как расписывали гжельскую посуду? Как расписывали гжельскую посуду? Из какого материала ее изготавливали? В каком районе России развивался этот промысел? Какие цвета использовали Мастера при росписи посуды? Только ли посуду расписывали гжельские Мастера?

№ слайда 3
Наше предположение Мы считаем, что этот промысел очень старинный. Им занимались

Описание слайда:

Наше предположение Мы считаем, что этот промысел очень старинный. Им занимались великие мастера, которые достигли высоких результатов в своем деле. Этот промысел развивается и сегодня, так как в магазинах можно купить такие же изделия, которые хранятся в музеях.

№ слайда 4
Из каких элементов состоит гжельская роспись? Из каких элементов состоит гжельск

Описание слайда:

Из каких элементов состоит гжельская роспись? Из каких элементов состоит гжельская роспись? Где зародился этот промысел? Кто такой Мастер?

№ слайда 5
Чтобы ответить на все вопровы, мы: должны научиться подбирать информацию о тради

Описание слайда:

Чтобы ответить на все вопровы, мы: должны научиться подбирать информацию о традиционных промыслах из исторических источников научиться анализировать подобранную литературу давать характеристики этому промыслу учиться делать выводы учиться работать в группах при освоении умений и навыков по созданию сервиза из бумаги с отражением одного из промыслов План наших действий 1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам.

№ слайда 6
Чтобы ответить на все вопровы, мы: должны научиться подбирать информацию о тради

Описание слайда:

Чтобы ответить на все вопровы, мы: должны научиться подбирать информацию о традиционных промыслах из исторических источников научиться анализировать подобранную литературу давать характеристики этому промыслу учиться делать выводы учиться работать в группах при освоении умений и навыков по созданию сервиза из бумаги с отражением одного из промыслов План наших действий 1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам.

№ слайда 7
Гжель – большой район, объединяющий до 30 сел и деревень, находится в 60 км от М

Описание слайда:

Гжель – большой район, объединяющий до 30 сел и деревень, находится в 60 км от Москвы. Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами.

№ слайда 8
При разработке нового стиля за основу был взят принцип сочетания белого фона с с

Описание слайда:

При разработке нового стиля за основу был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью. В 1978 году ведущие художники объединения «Гжель» были удостоены премии им. И.Н. Репина. Предприятие успешно работает и в настоящее время. Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни. Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

№ слайда 9
Элементы росписи

Описание слайда:

Элементы росписи

№ слайда 10
Гжель и резьба по дереву «Татьянка»  Мы представляем Вам уникальные работы по де

Описание слайда:

Гжель и резьба по дереву «Татьянка»  Мы представляем Вам уникальные работы по дереву в которых гармонично переплелись два совершенно разных стиля декоративно прикладного искусства Гжельская роспись и резьба по дереву «Татьянка». Попытка объединить два этих разных направления предпринята впервые. Представленные здесь работы — авторские и являются 100% эксклюзивом.

№ слайда 11
Гжель и резьба по дереву «Татьянка»  Мы представляем Вам уникальные работы по де

Описание слайда:

Гжель и резьба по дереву «Татьянка»  Мы представляем Вам уникальные работы по дереву в которых гармонично переплелись два совершенно разных стиля декоративно прикладного искусства Гжельская роспись и резьба по дереву «Татьянка». Попытка объединить два этих разных направления предпринята впервые. Представленные здесь работы — авторские и являются 100% эксклюзивом.

№ слайда 12
В результате исследования мы выяснили Где зародился гжельский промысел Сколько л

Описание слайда:

В результате исследования мы выяснили Где зародился гжельский промысел Сколько лет этому русскому народному промыслу Какие Мастера работают на фабрике «Гжель» Какие элементы рисунка используются в гжельской росписи Какими цветами выполняется роспись на посуде и предметах быта

№ слайда 13
Наши выводы Гжель - это название живописного подмосковного региона. Гжель - это

Описание слайда:

Наши выводы Гжель — это название живописного подмосковного региона. Гжель — это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было — вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь». Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX веке слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами.

№ слайда 14
http://www.biografia.ru/tvorchestvo.html http://www.biografia.ru/tvorchestvo.htm

Описание слайда:

http://www.biografia.ru/tvorchestvo.html http://www.biografia.ru/tvorchestvo.html http://www.rdtc.ru/~vbp/GjelSite/history/frameset.htm -история народного промысла — гжель. http://www.rdtc.ru/~vbp/GjelSite/date/date.htm — интернет игра «украшение блюда»

№ слайда 15
Спасибо за внимание! Хотим выразить благодарность учителям-консультантам, родите

Описание слайда:

Спасибо за внимание! Хотим выразить благодарность учителям-консультантам, родителям, которые помогли нам в сборе информации и оформлении результатов. Спасибо ребятам нашей группы за поддержку и понимание при изготовлении сервиза из бумаги, за достойное представление нашего проекта на конференции.

№ слайда 16
Гжель

ВИД УРОКА:

творческий практикум.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. познакомить с техникой росписи “Гжель”, с
    историей и особенностями этого искусства;
  2. расширять знания детей о видах
    декоративно-прикладного искусства;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • научить учащихся определенными методами,
    принципами и техническими приемами работы;
  • углубить эстетические познания о народном
    декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

  • привить интерес к изучению
    декоративно-прикладного искусства,
  • способствовать творческому подходу работе,
  • развивать эстетическое восприятие, чувство
    ритма, цвета,
  • индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к искусству народных
    мастеров.
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие,
    усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

  • Презентация “Чудо-гжель”.
  • Мультимедийное оборудование: ПК,
    мультимедийный проектор, экран.
  • Плакат-схема поэтапного изображения элементов
    росписи в технике “гжель”.
  • Заготовки из бумаги: ваза, тарелка. (можно
    использовать одноразовые бумажные тарелки или
    стаканы).
  • Выставка предметов народного прикладного
    искусства (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.).

Оборудование для учащихся:

  • Гуаш (белая, синяя. сиреневая)
  • Бумага А-3 (или заготовки см. выше)
  • Кисти (№ по желанию и возможностям).
  • Тряпочка, вода, палитра.

План урока:

I. Вводная часть

II. Объяснение нового материала

III. Практическая работа

IV. Анализ детских работ

V. Подведение итогов

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

II. Беседа истории “Гжели”. Используется презентация.

Раздел “История”.

В российском государстве, недалеко от Москвы,
средь лесов и полей, стоял городок Гжель.
Давным-давно жили-были там смелые и умные,
красивые и умелые мастера. Собрались они однажды
и стали думать, как бы им лучше мастерство свое
показать, всех людей порадовать да свой край
прославить. Думали-думали и придумали.
Нашли они в родной стороне глину чудесную,
белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную,
да такую, какой свет не видывал.

Но не только лепниной украшали гжельские
мастера свои изделия, стали расписывать посуду
синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек,
полосочек, цветов.

Вот так и повелось, что каждый из них своим
мастерством людей радует, своих детей и внуков
разным премудростям учит.

На весь мир прославили они свой любимый край,
всем поведали, какие умелые мастера живут на
Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель.
Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых
мастеров, продолжают славную традицию, лепят и
расписывают удивительную гжельскую посуду.

Очень затейливая, нарядная получилась посуда.
Полюбилась она людям, и стали называть ее
“нежно-голубое чудо”.

Учитель по своему усмотрению выбирает нужный
раздел презентации: история, производство,
мастерская, итог. Презентация построена таким
образом, что учитель может заходить в любой
раздел не зависимо от очередности слайдов.

Раздел “Производство”.

Станок представляет собой гончарный круг с
двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук.
С помощью клюшек-резцов обрабатывается
поверхность гипсовой заготовки с которой
изготавливается рабочая форма для отливки
изделий. Фарфоровые изделия
изготавливаются путем литья в гипсовых формах.
Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик
заливает в формы. Пористый гипс впитывает
влагу, шликер постепенно затвердевает и
приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие
обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.
Традиционная роспись — выполненные от руки
растительные и геометрические орнаменты,
нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.
Исполнение росписи вручную позволяет создавать
множество вариантов одного и того же
декоративного мотива

Раздел “Мастерская”.

Для работы нам понадобится краска синего цвета.
Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на
кисть сильнее, чтобы получить светлый — слабее.
Узор всегда расположен в центре изделия.

Самое трудное в гжельской росписи — это
«мазок с тенями». Особенность заключается в
том, что одним движением кисти достигается
широкий диапазон перехода цвета от глубоких,
темных тонов до очень светлых и легких

В середине мазка нажим кисти становится слабее,
мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

В целом каждый мазок состоит из различных
оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает,
переходя от тяжелого, почти черного к легкому,
светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и
как бы растворяющемуся в нем.

III. Объяснение нового материала. Если урок
первый, то слайды из раздела “Мастерская”
используются как объяснение нового материала,
учитель также может рисовать элементы сам.

IV. Практическая работа. Во время работы учитель
может оказывать минимальную помощь учащимся, не
настаивая, на каком либо узоре.

V. Завершение урока.

Как итог используются слайды из раздела
“Итог”

1. Как украшали свои изделия гжельские мастера?

Лепниной;

Не украшали;

Раскрашивали разноцветными красками;

2. Какие цвета использовали

Красный и синий;

Синий и белый;

Любые;

3. Где расположен узор?

В середине;

По кругу;

Где  хочет художник;

4. С каких элементов начинают писать узор?

С мазков, постепенно переходя от темного
цвета к более светлому;

С главного рисунка;

С какого хочет художник;

Подборка слайдов составлена таким образом
что, дается вопрос и варианты ответов, учащиеся
выбирают правильный.

Учитель или ребенок нажимают на выбранный
ответ, если он правильный, то экране появится
слово “Отлично”, если нет — “Подумай”. Можно
вызвать одного ученика к компьютеру и он сам
будет выбирать ответ.

VI. Подведение итогов: выставка детских работ,
выбор работ которые наиболее понравились детям.

МКОУ РАООП

« Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

Направление:

нравственно-патриотическое

Тема: «Знакомство

с гжельским промыслом»

hello_html_m66fb1d37.jpg

Воспитатель: Мерзликина Т.В

Тема: «Знакомство с гжельским промыслом»

Цель: Приобщение детей истокам народно прикладного искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма.

Задачи:

Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к русским традициям. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам своего дела.

Прививать интерес к рисованию. Воспитывать желание украшать предметы быта гжельской росписью.

Образовательные задачи: Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; Учить выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубой рисунок.

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; Развивать художественный вкус, чувство цвета, умение передавать характерные сочетания цветов; Развивать моторику рук

Предварительная работа: беседа, рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, гжель), слушание народных мелодий, чтение стихов о гжеле, рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.

Материалы и оборудование

1. Посуда, раскрашенная гжельской росписью.

2. Образцы элементов гжельской росписи.

3. Трафареты посуды, вырезанные из бумаги и затонированные.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования №2 и №3.

6. Стаканчики для воды, салфетки.

Используемые педагогические технологии: коллективного творческого воспитания, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе системного подхода, здоровьесберегающая, технология современного и проектного обучения.

Методы:

1. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).

2. Наглядные методы (демонстрация, показ, действия и практические методы (показ способа действия, алгоритмарешения, практикум, упражнения)

3. Методы контроля и самоконтроля

4. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания)

5. Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.)

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада, вас видеть я!

Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А, о каком, вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель: Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!

  1. Вводная часть

— Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, когда послушайте мой рассказ

  1. Основная часть

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель. Давным — давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.

hello_html_m575b01d0.jpg

Сами гжельцы любили говорить, что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд 4-6

Украшали свои изделия бордюрами различными, Цветами и капельками, полосками и сеточками.

hello_html_5e6cc1a5.jpg

hello_html_m56532302.jpg

Этот прием рисования получил название «мазок на одну сторону»«мазок с тенями», живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

С помощью мазка рисовали гжельские розы и волшебных птиц. Все гжельские узоры сами придумывали.

И вот собрались однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

hello_html_3cade573.jpg

hello_html_m9894d44.jpg

Один слепил чайники. Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, и придумал свой чайник в виде паровозика. Дым из трубы ручкой служит, а свисток паровозика – носиком.

hello_html_29e3bf58.jpg

hello_html_m7742f6a7.jpg

hello_html_m6eba52b0.jpg

Третий мастер подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита, да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

hello_html_5cdbdb7b.jpg

Добрый молодец на коне скачет, а за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками. Глаза рыбы, точно роза.

Закипела работа у мастера. Разными маслёнками удивил он свой народ: масленка «Бычок»«Заяц»«Емеля на печи»«Курочка ряба».

hello_html_27672516.jpg

hello_html_1f36371.jpg

hello_html_6204f4.jpg

Четвертый мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

hello_html_499c4e73.jpg

Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные и высокие,

hello_html_m24415a57.jpg

другие похожи на маленький бочонок, а иные широкие, затейливые

Лепили гжельские мастера причудливые и самовары, а также затейливые фигурки людей из их жизни.

hello_html_4e5cca4d.jpg

Это работница взбивает в ступе масло.

hello_html_m12c294df.jpg

Здесь женщины застыли при чаепитии.

hello_html_m5f61da97.jpg

А это – девушка с коромыслом и вёдрами. Называется «По воду»

hello_html_m2f6dd9fd.jpg

hello_html_585c0a26.jpg

А здесь – целый ансамбль музыкантов.

Не забывали и про детей. Для них изготавливали разные игрушки: петух с пышным хвостом, мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.

hello_html_m4059910d.jpg

Разные зверушки

hello_html_184f0786.jpg

Милые кошечки

hello_html_m39ff357a.jpg

Слоник-дом

hello_html_2cef69fe.jpg

Хрюшка

hello_html_m66005670.jpg

Чебурашка

hello_html_m5b552645.jpg

Семейство сов

hello_html_241ff0a2.jpg

Осётр на блюде.

hello_html_m32c7e565.jpg

Подставка под телефон

hello_html_64745688.jpg

Ёмкость под крупу

hello_html_m180a7a70.jpg

Люди используют гжельскую роспись при обустройстве интерьера.

Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и, кажется, сейчас прокукарекает«спать пора!»

hello_html_93c71b8.jpg

hello_html_m44bbe570.jpg

hello_html_m2d2f9e47.jpg

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

hello_html_300b70cb.jpg

hello_html_6a16205e.jpg

hello_html_aa09b74.jpg

hello_html_m27daea4b.jpg

И по сей день, жив старинный городок Гжель. До 2002 года Гжель была центром Гжельского сельского округа.

В настоящее время в селе находится ОАО «Синь России» где изготавливают фарфоровую скульптуру, посуду и другие изделия.

Здесь же имеются дом культуры и библиотека, кафе «Гжель» и несколько магазинов, дом быта, амбулатория, центр сельского округа, памятник погибшим в годы ВОВ, отделение АО «Гжельское», детский сад и школа.

Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

-Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

hello_html_m3d9fc772.jpg

  1. Физкультминутка

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

  1. Практическая работа

Далее воспитатель предлагает детям побывать в мастерской народных умельцев и поупражняться в прорисовке гжельских узоров.hello_html_m470c3d1e.jpg

hello_html_m6b4206ad.jpg

hello_html_48a7473e.jpg

hello_html_4881313d.jpg

  1. Подведение итогов

По окончании работы отметить, что все хорошо потрудились, а самое главное, попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

  • Рассказ о глинке 5 класс по музыке
  • Рассказ о главном герое капитанская дочка
  • Рассказ о героях наших земляках
  • Рассказ о героях былин 5 класс однкнр
  • Рассказ о героях горе от ума грибоедов