Рассказ о губках 7 класс биология

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 101-102. укм перспектива1. что больше всего вас

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

На этой странице  будут выкладываться тренировочные задания, которые можно делать по желанию дома. 

16 марта
русский язык упр. 78
математика с. 58 № 14
чтение: семейное и самостоятельное чтение с. 44-47

Для отсутствующих:
русский упр. 77, 79

математика с. 58-59 № 16, 23 Р.т. с мишкой с. 67

13 марта 
Готовим инсценировку песенки «Перчатки» с.48-50


12 марта
русский упр. 70
математика с. 57 № 12
чтение с. 37 творческое задание


Для отсутствующих:
русский упр. 68,69 (устно) упр.74 + словарные слова
математика с. 56 № 1, 2,3 (устно) № 7 + карточка

001

003



11 марта
русский упр.4 с. 40
чтение с.32-33 читать выразительно

математика с. 57 № 11


4 марта
русский упр.45
чтение с.10-11 читать и отвечать на вопросы
математика с. 50 № 6


3 марта
русский язык упр. 44
окр.мир в тетради написать распорядок дня
!!!В  среду (завтра) принести Азбуку и Литературное чтение!!!


2 марта
Азбука с.121 пересказ
русский язык упр. 40 (текст списать, свой рассказ о собаке устно)
математика с.47 № 5
На математике начали изучение чисел второго десятка. Завтра проверочная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 10»


26 февраля
Азбука с.102-103 читать, учим наизусть с. 88 (в пятницу буду спрашивать)
Русский язык упр. 33 доделать
Математика с. 39 № 4


К 28 февраля учим наизусть А.Барто «Вовка- добрая душа» в Азбуке на с. 88


19 февраля
русский язык: упр.20
математика: с. 35 № треугольник
чтение: с. 84-85 читать
окр.мир: вспомнить, чем отличаются дикие животные от домашних.


18 февраля
русский язык: упр.10
математика с. 32 № 4 (рисунок, чертеж или краткая запись для задач на ваш выбор)
На чтение приносим Азбуку!!! 


17 февраля
чтение :Азбука с. 76,77 читать
русский язык : упр.3
математика с.32 № 5


6 февраля
математика с. 28 №5
Пропись с. 60 доделать


31 января
Сегодня читали по ролям сказку «Цыпленок и утенок», а на ИЗО рисовали иллюстрацию к этой сказке.
 На выходные буду стараться задавать учить наизусть. Стихотворение И.Токмаковойй «Ива» с. 93 — наизусть.
Пропись с.52-53 доделать


30 января
Пропись с. 51
Математика с. 18 № 4 (Образец в классной работе. Можно вместо краткой записи сделать рисунок. В задаче два вопроса, значит должно быть два решения и два ответа)


29 января
Математика с. 17 № 4
Письмо в тетради


28 января
Пропись с.47
Р.т. по математике (с мишкой) с.54


22 января
Пропись с. 31
Р.т. по математике (с мишкой) с. 47 доделать 
В учебнике по ок.миру выполнить практическую работу на с. 75


21 января
Пропись с. 39 Азбука читать с. 43
Р.т. по математике (с мишкой) с. 49 доделать


20 января
Азбука читать с. 41, Пропись — доделать с. 37
Математика с. 9 № 4
Тем, кто был в бассейне, сделать карточку, которую делали на физ-ре (теории)



IMG 20200116 112506



16 января
Пропись с.30
Математика с. 7 № 3
Выучить наизусть потешку из Азбуки  с. 36


Сегодня на математике продолжали ОЧЕНЬ важную работу! Повторите с детьми:
Что значит на 3 меньше? Это столько же, но без 3.
Учились чертить еще один вид схемы к задаче.
Пример: У Пети 7 машинок, а у Коли на 4 меньше, чем у Пети. Сколько машинок у Коли?

На фото разные варианты оформления: рисунок, чертеж, краткая запись (с детьми краткую запись еще на делали)




IMG 20200115 111332
15 января
В тетради по письму (завели новую) списать слова. На тетрадочку надеть обложку!!!
В тетради по математике (завели новую) сделать с.5 № 6. Обложка!!!Повторяем таблицу сложения и вычитания на 4 (далеко не все  выучили, пока проблемно)
По окружающему миру доделать работу в тетради: нарисовать, что растет в саду и в огороде.


Сегодня на математике была ОЧЕНЬ важная работа! Повторите с детьми:
Что значит на 2 больше? Это столько же и еще 2.
Учились чертить еще один вид схемы к задаче.
Пример: У Пети 4 машинки, а у Коли на 3 больше, чем у Пети. Сколько машинок у Коли?
На фото разные варианты оформления: рисунок, чертеж, краткая запись (с детьми краткую запись еще на делали)




14 января
В Азбуке читать с. 30-31
Повторяем таблицу сложения и вычитания на 4. Завтра начинаем математическое соревнование


18 декабря
В тетради по письму написать текст. Название писать не нужно (его нет на карточке)))
В тетради по математике с. 123 № 21


16 декабря
Пропись с. 16 дописать, Азбука читать с. 16-17
Математика с. 121 № 8 пишем в тетради в клетку. Сегодня писали устный счет со с. 127 ( смотрите в тетради после чистописания)


12 декабря
Пропись с. 13 доделать
Математика: начинаем учить таблицу сложения и вычитания на +- 4.
9 декабря писали математический диктант (в классной работе после чистописания, посмотрите, он проверен). Сегодня также писали, задания были со с.126


11 декабря
В тетради по письму списать текст.
Р.т. по математике ( с мишкой) с.40


9 декабря
Пропись с. 9,10 доделать. В Азбуке прочитать с. 8 и придумать продолжение рассказа про зайчика
Математика с.112 № 2


3 декабря
В тетради по письму написать слова. Не забыть поставить знак ударения и разделить на слоги.
Математика с. 101 № 12


2 декабря
Пропись с. 60-61 доделать, Азбука читать с. 105
Математика с.104 № 2


28 ноября
В тетради по письму приклеена карточка с заданием
По математике учим таблицу сложения и вычитания на 3.


26 ноября
Пропись с. 52
Математика с. 96 №4 сделать в тетради
Окружающий мир. 1. Рассказать детям о прабабушках и прадедушках, показать их на фото. 2. Принести фото своей семьи и подготовить рассказ о членах семьи, традициях, увлечениях.


25 ноября
Азбука читать с. 97, в тетради по письму прописать буквы и слова.
Р.т. по математике с.35 доделать, в тетради в клеточку не забываем прописывать цифры.


22 ноября
Пропись доделать с. 47
учим таблицу сложения и вычитания +2 и -2 НАИЗУСТЬ!!! 

В учебника это на с. 92 В понедельник математический диктант


21 ноября
Пропись с. 49 доделать
Математика — учим таблицу сложения и вычитания НАИЗУСТЬ!!! 
В учебника это на с. 92


20 ноября
В тетради по письму прописать буквы и списать предложеия.
В Р.т. по математике (с мишкой) с. 33


18 ноября — дистанционное обучение
Пропись с. 39, 40, 41. Азбука с.90-91
Математика — карточка, для тех кого не было в пятницу, карточку прикладываю

001

002























12 ноября
Пропись с. 34-35 доделать
В тетради по математике сделать № 9 с. 83 
В тетради по окр.миру нарисовать или приклеить картинки разных групп животных. Мы разделили лист тетради на 4 части для четырех групп (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие)


7 ноября
В тетради по письму прописать соединения и слова. Особое внимание обратить на соединение с буквами «л» и «м» ( у многих проблема!) Прочитать в Азбуке с. 82-83


В тетради по математике сделать № 8 с. 78. Тетрадочку нужно подписать!
На тетрадях должны быть обложки!!!


6 ноября
Пропись с. 28 доделать
В тетради по математике (новая зеленая) сделать № 1 с.72. На терадочке должна быть обложка!!!


23 октября
Прописать в тетради по письму


17 октября
Пропись с. 19 доделать
Сегодня снова писали диктант из сочетаний гласных на последней строке с. 19. Образец ниже прилагаю.


Математика: в тетради в клетку сделать №3 с. 66

IMG 20191017 115925



16 октября
IMG 20191016 104603Пропись с. 17
Сегодня писали первый диктант! Диктовала слоги из гласных. Большинство ребят справилось с небольшими недочетами (соединение). Четыре человека написали без ошибок: Варя Д., Андрей, Ульяна, Соня С. На фото тетрадь Сони С


В тетради по математике в клеточку нужно начертить отрезки из учебника с.62№3 (все отступы как в учебнике)
На математике сегодня учились писать все вместе математический диктант. 
(например: Запиши число следующее за числом 5, Запиши число предыдущее 9, Запиши число слева от 3, справа от 7, между числами 5 и 7)


В понедельник начинаем математическое соревнование. Будем каждый день решать выражения на сложение и вычитание в пределах 10 за 1 минуту!!!


15 октября
Пропись — доделать страницу с буквой «ы». Букву «Ээ» не делать!!!!
В тетради в клеточку нарисовать бабочку, которая на полях в учебнике на с. 56. (рисуем под  сегодняшним графическим диктантом)


14 октября
Пропись с. 12-13 (доделать)
Р.т. по матемтаике с. 25 (доделать)


11 октября
Пропись с. 10-11 доделать
Пожалуйста заполните расписание уроков в еженедельнике на следующую неделю буду проверять в понедельник!
На технологию в четверг приносим листья, клей ПВА, ножницы, картон.


10 октября
Пропись с.8-9 доделать. Большая просьба не оставлять пустых и наполовину сделанных строк!!! Сегодня учились писать верхнее соединение и повторяли нижнее.


В тетради по математике в клеточку прописать цифры.
Сегодня на математике учились записывать выражения из учебника с указанием номера. Ох и тяжелая это пока работа)))  


9 октября
Пропись с. 6,7 доделать. В чат послала видео, на котором показываю НИЖНЕЕ СОЕДИНЕНИЕ. Контролируйте детей, пжлст. Завтра у нас всего один урок на письмо, на нем будет верхнее соединение.


Р.т. по математике страница с цифрой «8» Отрабатываем состав чисел 5,6,7,8 (многие на пальцах считают еще))) Мы уже написали 3 проверочных работы по математике на карточках!!! На род.собрании все отдам.


Завтра на технологию приносим листья, клей ПВА, цветной картон, ножницы. 


8 октября
Сегодня начали работу в прописях (болеющие могут подойти ко мне в любое время и взять тетрадь для занятий).
Пропись с.4-5 доделать
Р.т. по математике доделать страницы с цифрами «6» и «7»


С завтрашнего дня начинаем писать письменные буквы, большая просьба не пропускать уроки без уважительных причин.


На математике активно работаем по составлению математических рассказов, составлению к ним рисунков и выражений. Дома доводим до автоматизма состав чисел 5. 6, 7!!!! Это очень важно и пригодится нам при сложении и вычитании с переходом через разряд.
Один из вариантов отработки состава числа ЗДЕСЬ


7 октября
Рисуй, думай — последняя страница
Р.т. по математике с. 23  с цифрой «6»(с. 22 НЕ ДЕЛАТЬ!!!)


3 октября
Рисуй думай с. 52
По математике прописать цифры в голубой тетрадочке (через клеточку) + написать в тетради 3 верных равенства и 3 верных неравенства, используя карточки и образец (задание из учебника на с. 48 в клеточном поле внизу страницы)

IMG 20191003 141736



На выходных можно потренировать определять время на часах с числовым циферблатом (по опыту знаю, что многие совсем не умеют)))


2 октября
Рисуй, думай —  с. 51
Р.т. по математике с. 20 №1 № 2. Только эти номера!!!! Всю страницу не делать!


На уроках обучения грамоте учимся делить слова на слоги и определять ударный слог. Составляем звуковые схемы.
На математике сегодня была вакцинация))) Учились решать неравенства (ставить знаки БОЛЬШЕ,МЕНЬШЕ, РАВНО)

1 октября
Рисуй, думай с. 49


30 сентября
Рисуй, Думай… с. 48
В тетради по математике выполняли сегодня сложное задание: из учебника на с.43 нужно было списать выражения и вычислить (поле с клетками). Посмотрите, пжлст, как дети справились. Если есть ошибки (вычисления,отступы клеток) , нужно сделать это задание еще раз.


27 сентября
Нарисовать впечатления после экскурсии. Что понравилось? Что запомнили? Что нового узнали? 


26 сентября
Рисуй, Думай с. 44
Р.т. по математике с. 16 доделать
Для отсутствующих:
Сегодня начали работать со звуками. 
Из чего «сделаны» слова? Стол сделан из дерева, стакан из стекла. А из какого материала сделаны слова? «Из букв», — без колебаний ответили дети! Действительно из букв сделаны слова написанные в книге, а из чего сделаны произнесенные нами слова? Из ЗВУКОВ! Но не из любых звуков. Постучите карандашом по столу, хлопните в ладоши.  Попробуйте из этих звуков сделать слово? Оказывается слова сделаны не из любых звуков, а из звуков человеческой речи! А как получаются звуки человеческой речи? Что работает, когда люди говорят? Органы речи: язык, губы, зубы.

Слова «сделаны» из звуков: гласных  и согласных . При произнесении гласных воздух свободно выходит изо рта не встречая никаких преград. Согласные — звуки, при произнесении которых, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Очень важно при звуковом анализе (заселяем звуки в домики) протягивать (выделять) каждый звук в полном слове (мммак, мааак, маккк). В классе «заселили» звуки в домики в словах СЫН и ОСА. 

На математике работали с составом числа «5», учились придумывать математический рассказ уже не по картинке, а по схематическому рисунку. Нарисовали шикарных слонов на графическом диктанте и выполнили еще одну самостоятельную работу!

IMG 20190926 091159%2B%25281%2529

IMG 20190926 102327

25 сентября
Рисуй думай с. 41
Р.т. по математике с. 15 доделать
Для отсутствующих:
Азбука: с. 44 — 47, составляли схемы предложений (не забываем про слова-помощники), Рисуй, думай с. 13,14 
Каждый урок повторяем какая бывает речь: устная слышим и произносим) и письменная (пишем и читаем). Из чего состоит речь? ( из предложений) Предложения состоят из слов, а слова из вуков человеческой речи.
Математика с. 34-35 в учебнике, составляем математические рассказы по картинкам, делаем к ним схематические рисунки и записываем выражения.




23 сентября
Рисуй, Думай  с. 34 ( в нижних пустых клетках рисуем картинку на соответствующую букву)
Азбука составить рассказ с.41 «Мальчик и бабочка»
Математика Р.т. доделать с. 12, 13 ( тренируемся писать цифру 4)


20 сентября
Нарисовать безопасный маршрут дом-школа-дом. Бланки на самоклеющейся бумаге выдала. Если бланк испортили, рисуйте на обычном листе. Вклеить нужно на форзац еженедельника.


19 сентября
Рисуй, думай с. 29
Тренируемся писать цифру «3»

18 сентября
Рисуй, думай  с. 26
В тетради в клеточку по математике (голубая) в сердечке прописать цифры «1» и «2».
По окружающему миру спросить: Что такое природа?» ( это все, что нас окружает, но не сделано руками человека) Или можно так спросить: Что не относиться к природе? ( то, что сделано руками человека)


17 сентября
Рисуй, думай… с. 22 доделать, с. 23
Р.т. по математике с. 10 доделать. Очень прошу дома тренироваться писать цифры «1» и «2» в отдельной тетрадочке ( в школу ее приносить не нужно)


16 сентября
Рисуй, думай, …с. 20 + по желанию раскрасить рисунок с домиком (на листе А4). 
Для отсутствующих
Азбука с. 23-25 , Рисуй, думай…. с. 19
Матемтавика с.10-11, учились писать цифру «1»


12 сентября
Рисуй, думай…с. 18 
Для отсутствующих(то, что делали в классе)
Азбука с. 22, Рисуй, думай с. 17
Матемтаика с.16-17, узоры в тетради ЗДЕСЬ. Также строили цепочки из геометрических фигур, изменяя «цвет, размер и форму» образец ЗДЕСЬ


11 сентября
Рисуй, думай… с. 16
Для отсутствующих (то, что делали в классе)
Азбука с. 20-21, Рисуй, думай…с. 15-16
Математика с. 14-15  узоры из тетради ЗДЕСЬ

10 сентября
Учимся составлять рассказ по картинкам в Азбуке с. 14
для тех, кого не было можно потренироваться нарисовать узоры и рисунки со с. 13 учебника математики ( мы делали в классе)


9 сентября
1. Рисуй, думай, рассказывай с. 11 доделать узоры
2. Математика повторять понятия «больше», «меньше», «столько же» на с. 10-11 составляли предложения
3. Для тех, кого не было можно на листочках потренироваться рисовать узоры (делали в классе в тетрадях, эти тетрадочки домой не даю) смотерть здесь


6 сентября
Прочитать сказку «Гуси-Лебеди», можно посмотреть мультфильм. Готовим пересказ сказки (учимся не читать, а  рассказывать сказку). 

В этом уроке вы познакомитесь с низшими многоклеточными животными — губками.

Губок можно отнести к многоклеточным, так как у них есть дифференцировка клеток по выполняемым функциям.

Однако их клетки не образуют тканей.

Поэтому многие ученые выделяют губки в отдельную тупиковую группу, не давшую начала ни одной группе животных.

Губки — прикрепленные, фильтрующие воду организмы, обитающие преимущественно в теплых морях и пресных водоемах.

Тело губки пронизано многочисленными порами и имеет единственную полость, которая открывается наружу выводным отверстием.

Вот пример небольшой колонии губок на коралловом рифе:

колония губок на коралловом рифе

Губки размножаются почкованием.

При этом вновь образованные организмы нередко остаются прикрепленными к родителям и составляют вместе с ними большую колонию.

При половом размножении образуются свободно плавающие личинки, которые после прикрепления к какой-либо поверхности превращаются во взрослую губку.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Рассказ о губках 7 класс биология

Закрыть

Помимо полового размножения для расселения у губок имеются специальные образования — геммулы.

Они представляют собой скопления не дифференцированных клеток, окруженные сложным сферическим скелетом из игл.

Такие покоящиеся стадии, позволяющие пережить сухие и холодные сезоны, характерны в основном для пресноводных губок.

На фотографии видны геммулы пресноводной губки Озерная бадяга

геммулы пресноводной губки Озерная бадяга

Часто губки выделяют ядовитые вещества, отпугивающие врагов и парализующие мелкую добычу — например, простейших.

 У губок отсутствует нервная система и нет органов чувств.

У губок имеются следующие типы клеток:

  • клетки наружного слоя — плоские поверхностные клетки, способные слегка сокращаться
  • клетки внутреннего слоя — несущие жгутики воротничковые клетки, создающие ток воды непрерывным биением жгутиков и захватывающие мелкие пищевые частицы

Вода входит внутрь через многочисленные поры и по каналам попадает в полость губки, а выходит наружу через выводное отверстие.

В мезоглее, связывающем студенистом веществе, присутствуют несколько видов клеток:

  • клетки, образующие скелетные иглы
  • амебовидные клетки, участвующие в пищеварении
  • половые клетки (и мужские, и женские, т. к. большинство губок гермафродиты)

мезоглея

Скелетные иглы могут быть:

  • известковыми
  • кремниевыми
  • органическими (из спонгина)

У губок различают следующие три типа строения: 

  • аскон- тонкая стенка, пронизанная многочисленными порами, ограничивает центральную полость. Ее наружная поверхность выстлана плоскими эпителиальными клетками, а внутренняя- жгутиковыми. Биением жгутиков вода выбрасывается из выводного отверстия, а через поры в центральную полость поступают новые порции воды, содержащей мелкие пищевые частицы
  • сикон- стенка тела утолщается, образуя многочисленные цилиндрические впячивания центральной полости. Жгутиковые клетки располагаются только в этих впячиваниях, образуя жгутиковые камеры
  • лейкон- жгутиковые камеры шарообразные, расположены несколькими слоями в значительно утолщенной стенке тела. С внешней средой жгутиковые камеры связаны системой приводящих каналов, а с центральной полостью- системой отводящих каналов

Типы строения губок

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Рассказ о губках 7 класс биология

Закрыть

Асконоидный тип строения характерен лишь для небольшого числа взрослых губок.

Обычно такое строение имеют молодые губки, которые со временем меняют свое строение на сиконоидный или лейконоидный тип.

Лейконоидный тип строения характерен для большинства взрослых губок.

Тип сикон имеют губки из одноименного рода и некоторые другие виды.

Классы губок

Систематика губок главным образом основана на составе их скелетных игл.

Выделяют следующие классы:

  • Известковые губки — объединяет порядка 700 видов, обитающих в морях на глубинах до 100 м. Их скелет образован двух-, трех- или четырехлучевыми иглами, состоящими из карбоната кальция. Иглы расположены в мезоглее свободно или спаяно друг с другом, формируя плотный скелет.
  • Стеклянные губки — объединяет около 600 видов, обитающих в морях на глубинах до 6700 м. Скелетные иглы в основном шестилучевые, содержат кремний. Крупные иглы обычно срастаются, формируя жесткий скелет. Могут присутствовать также мелкие иглы. Эти губки, как правило, одиночные, редко образуют колонии.
  • Обыкновенные губки — к ним относятся примерно 83% всех современных губок (это около 6900 видов). Скелет может быть кремниевым, связанным особым органическим веществом- спонгином. У некоторых видов скелетные иглы отсутствуют. Эти губки обитают не только в морях, но и в пресных водоемах. Обычно образуют колонии. Размеры некоторых из этих губок составляют 1 м. 

Губка Корзинка Венеры относится к стеклянным губкам.

Это одна из самых красивых губок, не правда ли? Посмотрите:

одна из самых красивых губок

Таблица. Различия в местообитании основных классов губок

Тип вод

Глубины

Тип поверхности

Известковые

Морские

До 100 м

Твердые

Стеклянные

Морские

Большие глубины

Мягкие и твердые осадки

Обыкновенные

Морские и пресные

От приливной зоны до глубин порядка 8800 м

Любые

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Рассказ о губках 7 класс биология

Закрыть

По всей вероятности, губки происходят от колониальных форм жгутиконосцев, у которых появилось разделение клеток по выполняемым функциям.

При этом вполне вероятно, что губки и остальные многоклеточные животные произошли от общего предка.

Между отдельными классами губок родство более выражено между стеклянными и обыкновенными губками.

Известковые губки представляют более обособленную группу.

Несмотря на ядовитые выделения и жесткие иглы губки охотно поедаются различными животными.

Таким образом, губки представляют собой важное звено в цепях питания морских и пресноводных биоценозов.

В телах многих губок существуют симбиотические организмы (одноклеточные и нитчатые водоросли, а также грибы).

С помощью водорослей, включенных в цитоплазму клеток, губки синтезируют в три раза больше кислорода, чем поглощают при дыхании, а также производят больше органических веществ, чем потребляют.

Некоторые губки имеют зеленую окраску из-за присутствующих в их клетках водорослей. Вот пример:

губки имеют зеленую окраску

Но гораздо более специфичным для губок является симбиоз с различными видами бактерий.

У некоторых видов масса таких симбионтов может достигать 40% и даже более.

Бактерии ответственны за выделение разнообразных ядовитых веществ, отпугивающих хищников, а также предоставляют пищу для фагоцитирующих клеток губок.

Причем губки могут переваривать как сами клетки бактерий, так и их выделения.

Многие животные находят убежище в теле губок

убежище

Некоторые ракообразные и другие животные сожительствуют с губками или паразитируют на них.

Тело губки может быть для них защитой от врагов.

Ракообразные, обитающие внутри губок, питаются наиболее крупными частицами, приносимыми через фильтрующую систему.

краб

Враги губок

Врагов у губок мало.

Минеральный скелет этих животных состоит из множества острых игл и надежно защищает от хищников.

Кроме того, некоторые виды губок выделяют плохо пахнущие вещества, которые отпугивают рыб и других животных.

К наиболее серьезным врагам можно отнести различных паразитов (личинки водных насекомых, ручейников, водяных клещей), которые поселяются на теле, в порах или каналах губки и оставляют существенные раны.

Однако они быстро зарастают благодаря хорошей способности к регенерации.

Пройти тест

Царство
Животные делится на два подцарства – Одноклеточные и Многоклеточные.

image001

Многоклеточные
животные
– животные, тело которых состоит из множества
клеток, образующих ткани
. Ткани образуют органы, а органы – системы
органов, которые обеспечивают работу организма многоклеточного животного как
единого целого.

Наиболее
примитивными древними многоклеточными беспозвоночными животными являются губки.

image002

Обитают
они чаще всего в тёплых морях тропической и субтропической зон Мирового океана,
некоторые виды освоили и арктические воды. Форма губок очень
разнообразна: бокаловидная, чашевидная, древовидная или подушковидная.

image003

Размеры
губок изменяются в широких пределах: от нескольких сантиметров до 1 метра.
Многие губки имеют мягкое тело, только некоторые жёсткие и твёрдые. Тело
легко рвется, ломается и крошится. Лишь немногие виды живут в пресных водоёмах
(реках и озёрах). Это бодяги. Встречаются на подводных предметах в виде
неправильных или древовидных обрастаний до 1 метра в длину. Живые бодяги
окрашены в зелёный, жёлтый или коричневый цвета.

image004

Губки
двуслойные животные. Их тело образовано двумя слоями клеток: эктодермой,
покрывающей тело снаружи, и энтодермой, выстилающей тело изнутри.

Губки
радиальносимметричные или асимметричные животные.

Радиальная,
или лучевая, симметрия
– тип симметрии, при котором через
тело можно провести несколько осей симметрии. Она характерна для
животных, ведущих малоподвижный или прикреплённый образ жизни. У таких
животных все органы многократно повторяются по радиусам вокруг оси, проходящей
через основание и верхний конец тела.

image005

Асимметрия

отсутствие симметрии.

Губки
ведут неподвижный образ жизни, прикрепляясь к различным подводным предметам.
Часто образуют колонии. Их колонии часто похожи на кустики,
подушковидные наросты, шары. Продолжительность жизни губок различна: то
нескольких недель да пятидесяти лет.

Всё
тело пронизано порами (через них в губку проникает вода с растворённым в
ней кислородом – так происходит пассивное дыхание губок). Губки еще не имеют
органов и тканей
. Тело состоит из наружного слоя – эктодермы и внутреннего
слоя – энтодермы, между которыми расположена не имеющая клеточного строения
прослойка – мезоглея. Вода и непереваренные остатки пищи выходит из
губки через выводное отверстие – устье.

image006

Эктодерма
состоит из
плоских эпителиальных клеток, которые
выполняют защитную функцию.

Энтодерма
состоит из
воротничковых клеток (они имеют форму
колбочек, и отходящий от верхней части жгутик окружён воротничком). Движение
жгутиков создаёт ток воды, который приносит пищу животному, и пищевые частицы
попадают внутрь воротничковых клеток.

image007

В
мезоглее располагаются
клетки нескольких типов:

·         
Клетки–скелетообразовательницы
– образуют скелет губок.

·         
Амёбовидные
клетки
– по строению и движению похожи на амёб и
необходимы для переваривания пищи и ее доставки ко всем частям тела. Таким
образом, губки имеют внутриклеточное пищеварение.

·         
Резервные
клетки
могут превращаться в любые другие клетки. Благодаря
этим клеткам губки способны к регенерации – восстановлению утраченных
частей тела. Если губку протереть через мелкое сито, образуется кашица из
клеток, из которой через некоторое время образуется новая губка.

Губки
– фильтраторы
, т.к. они питаются, пропуская воду
через поры в стенках тела. Вместе с водой во внутреннюю полость губки попадают
плавающие мелкие организмы, которыми губка питается, остатки отмерших растений
и животных. Губки не обладают избирательной проницаемостью. Они поглощают всё
взвешенное в воде.

Размножаются
губки бесполым (почкование) и половым способом. При почковании
на теле образуется бугорок, в который продолжаются все слои тела губки. Бугорок
растёт и превращается в молодую губку, которая  отделяется от материнского
организма, оседает на дно и начинает жить самостоятельно. Образование колоний происходит в
результате того, что почки остаются на материнском организме. 

При
половом размножении
из амебоидных клеток образуются половые
клетки. После оплодотворения образуется личинка, которая покрыта
ресничками. Она выходит в воду, плавает, затем оседает на подводные предметы и
развивается во взрослую губку.

image008

Большинство представителей этого типа – гермафродиты, меньшинство – раздельнополы. Гермафродиты – организмы,
которые имеют одновременно и женскую, и мужскую половые системы.

Губки
способны выделять запах, который отпугивает многих животных. Они имеют в теле
большое количество скелетных игл, которые, также являются средством защиты.

Тип
Губки включает около 5 тыс. видов и подразделяется на 3 класса: Известковые,
Стеклянные и Обыкновенные губки
. Систематика губок основана на разнообразии
форм и составе их скелетных образований – игл.

image009

Класс
Известковые губки.
Представители данного класса имеют
известковый скелет, обитают на мелководьях морей и океанов. Имеют непрочное
тело и диаметр до 7 см, жёлто-серую окраску. Живут одиночно или колониально. К
этому классу относится сикон.

image010

Класс
Стеклянные губки
– это глубоководные формы, высотой до
50 см. Живут в основном одиночно. Окраска тела белая, серая, желтая или
коричневая. Скелеты некоторых видов
очень красивы и используются в качестве коллекционных объектов и сувениров.
Представители: корзинка Венеры, гиалонема.

image011

Класс
Обыкновенные губки.
К этому классу относится подавляющее большинство современных видов
губок. Имеют кремниевый скелет. Могут обитать не только в морях и
океанах, но и в пресных водоёмах. В основном живут колониально. Форма и окраска
очень разнообразны. У некоторых видов могут отсутствовать скелетные иглы. Представители: туалетная губка, кубок
Нептуна
(в высоту может достигать 1 метра 25 сантиметров).

image012

Значение
губок.

·         
В
природе губки играют большую роль как биофильтры (они, фильтруя воду,
участвуют в биологической очистке воды).

·         
Губки
служат показателем состояния воды в водоемах. Если в водоёме живёт много губок,
значит вода в нём чистая и в ней много кислорода.

·         
Практическое
значение губок невелико
. Ряд морских губок, например,
губку туалетную, или греческую, добывают со дна моря и используют для мытья.

·         
Скелет
некоторых губок служит для изготовления украшений.

·         
В народной медицине широко применяется пресноводная губка бодяга для лечения угревой сыпи
(акне). 

·         
Порошок из сухой бодяги применяется при ревматических и других болях, мазь – для устранения гематом.

·         
Служат
пищей морским звёздам, некоторым рыбам и другим животным.

·         
 Они
являются средой обитания для мелких паразитических ракообразных и червей.

Губок
характеризуют следующие признаки:

·       
Двухслойность;

·       
Радиальная
симметрия или асимметрия;

·       
Прикреплённый
образ жизни;

·       
Отсутствие
тканей и органов;

·       
Отсутствие
нервных клеток, и, следовательно, способности воспринимать раздражение и отвечать
на него;

·       
Внутриклеточное
пищеварение;

·       
Размножение
бесполое и половое;

·       
Высокая
способность к регенерации.

План урока:

Строение губок

Образ жизни губок

Классификация губок

Строение губок

  • Домен: Эукариоты (Eukaryota)
  • Царство: Животные (Animalia)
  • Тип: Губки (Porifera)

Губки — примитивные животные с очень простым строением. Оформленных тканей губок нет. Клетки тела могут перемещаться из одного положения в другое без потери функции органа.

Некоторые зоологи считают, что губки — вовсе не многоклеточные животные, а просто одноклеточные простейшие, которые организуют сложные колонии. Поэтому такие учёные рассматривают этих животных как переходную форму между одноклеточными и многоклеточными.

1 kolonii gubok
Колонии губок

Бокаловидное тело губок состоит из четырёх компонентов:

  1. Наружный слой (эктодерма). Состоит из плоских клеток, плотно прижатых друг к другу (пинакоцитов). Пронизан порами, через которые в губку поступает вода. Эктодерма защищает организм от неблагоприятных условий среды.
  2. Внутренний слой (энтодерма). Состоит из воротничковых клеток со жгутиками (хоаноцитов). Когда жгутики двигаются, внутри губки движется вода. Так эти животные питаются, дышат и выделяют ненужные вещества. Этот способ называется фильтрация. Внутреннее пространство, в котором происходят эти процессы, называется парагастральной полостью.

2 hoanocit
Хоаноцит

3 paragastralnaja polost
Парагастральная полость

  1. Студенистое вещество (мезоглея). Располагается между слоями. Это вещество включает разнообразные иглы (спикулы). Иглы обеспечивают твёрдость и могут состоять из карбоната кальция, кремния или специального органического вещества — спонгина. Спикулы формируют скелет, который может быть: минеральным (известковым или кремниевым), роговым (спонгионовым) или смешанным (кремниево-спонгионовым). Также внутри вещества располагаются клетки, которые способны к амебоидному движению с помощью ложноножек. Эти клетки переваривают поступающие вещества. Также внутри находятся половые клетки, функцией которых является размножение.

4 spikuly
Спикулы

  1. Подошва. Место крепления к поверхности. В верхней части подошвы расположено устье, через которое из губки выводится вода.

5 stroenie gubki
Строение губки

Выделяют три типа строения:

  1. Аскон. Наиболее простой тип. Подошвой прикреплён к поверхности, а устьев обращён вверх в водное пространство. В основном, повторяет строение, которое было описано выше. Ток воды проникает через поры, затем через поровые каналы проходит в парагастральную полость и выходит через устье.
  2. Сикон. Прозрачное студенистое вещество утолщается, чтобы вода задержалась внутри тела и лучше поддалась фильтрации. Ток воды проникает через поры, затем через поровые каналы проходит в специальные отделы, которые называются жгутиковыми карманами. Далее — в парагастральную полость и устье.
  3. Лейкон. Слой мезоглеи утолщается ещё больше. Жгутиковые карманы становятся ещё больше и называются жгутиковыми камерами.

6 tipy stroenija
Типы строения

Образ жизни губок

Исходя из строения, можно предположить образ жизни губок. Так как губки ведут прикреплённый образ жизни, то они должны жить там, где есть твёрдая поверхность. То есть на дне.

Губки питаются с помощью фильтрации, поэтому им нужны такие водные пространства, где есть постоянный ток воды. В основном, они предпочитают морскую воду, но могут жить и в пресных водоёмах.

7 gubki
Губки

Фильтрация — совершенно особенный тип питания губок. Они вынуждены каждую секунду пропускать через себя огромные объёмы воды, в которых могут затеряться пищевые частицы. Ток воды обеспечивают хоаноциты — клетки со жгутиками.

Пищевые частицы могут быть разными. Обычно это мелкий планктон — одноклеточные организмы, которые свободно плавают в воде. Поедая планктон, фильтраторы очищают водные пространства, в которых они обитают.

8 plankton
Планктон

Газообмен происходит также с помощью фильтрации. Вместе с током воды через поры во внутреннюю полость поступает кислород, а выходит углекислый газ через устье.

9 filtracija
Фильтрация

Так как губки — прикреплённые животные, то у них должны быть подвижные стадии для заселения дна. Действительно, такие стадии есть: у губок имеются подвижные личинки при половом пути размножения.

Для губок характерен бесполые и половой пути размножения. Бесполое размножение губок обычно осуществляется при повреждении. Если о губки случайно оторвётся её часть, то при попадании на субстрат из этой части может появиться новый организм. Такой процесс называется регенерацией. Этот способ бесполого размножения также именуется фрагментацией (отделением фрагментов тела).

Кроме фрагментации, к бесполому размножению губок также относится почкование. При этом способе на взрослой губке образуется мелкая особь — почка. Новая особь полностью повторяет материнский организм. Почка отделяется и заселяет новое пространство.

Половое размножение губок осуществляется при помощи половых клеток: яйцеклеток и сперматозоидов. Губки являются гермафродитами, поэтому внутри них образуются оба вида половых клеток. Одна губка выпускает сперматозоиды, и они достигают яйцеклеток другой губки. Так происходит оплодотворение. Из зиготы развивается подвижная личинка, которая находит себе подходящую поверхность. После прикрепления жгутики перемещаются внутрь тела и становятся хоаноцитами. Так происходит превращение во взрослую особь. Из-за этого удивительного процесса учёные иногда называют губок животными, которых вывернули наизнанку.

11 polovoe razmnozhenie
Половое размножение

12 razvitie gubki
Развитие губки

Несмотря на своё простое строение и образ жизни, эти животные могут себя защитить. От суровых условий среды их защищает плотный слой плоских клеток — эктодерма. Студенистое вещество с множеством игл защищает от хищников твёрдостью. Некоторые губки способны выделять неприятный запах или даже яд.

Значение губок в природе не так высоко. Они участвуют в круговороте веществ: этих животных поедают другие водные животные, которые смогли преодолеть их защитные механизмы.

Главная их функция — фильтрация. Через губок проходит огромное количество воды, которое с их помощью очищается от вредных примесей. Можно сказать, что эти животные являются санитарами воды.

Губки в своих целях использует человек. Бадягу применяют в медицине для лечения синяков и ушибов.

13 badjaga
Бадяга

Классификация губок

Все губки принято делить на три класса:

  • Известковые;
  • Стеклянные;
  • Обыкновенные.

14 tip gubki
Классификация губок

Класс Известковые губки. Представители этого класса имеют известковый скелет, то есть у них известковые иглы губок из карбоната кальция. Это не самые прочные иглы: их тело не такое крепкое, как у других губок. Живут в морской воде ближе к поверхности. Могут жить поодиночке и в колониях. Все представители имеют жёлто-серую окраску. Многие из них вступают в симбиоз с другими организмами, например, цианобактериями.

15 izvestkovye gubki
Известковые губки

Класс Стеклянные губки. К особенностям строения губки относят иглы. Такие иглы состоят из кремния и по внешнему виду напоминают стекло — кремниевый скелет. Живут не на поверхности, а на глубине. Предпочитают жить по одному. Тело не очень прочное. Окраска может быть различной: серой, белой, коричневой и жёлтой.

16 stekljannye gubki
Стеклянные губки

Из-за своей красоты скелеты этих губок используют как сувениры. Самый красивый скелет у губки Корзинка Венеры: он будто состоит из нежнейших ажурных кружев. В Японии скелет стеклянных губок дарят молодожёнам как знак нерушимого союза.

17 korzinka venery
Корзинка Венеры

Другой представитель этого класса — гиалонема.

18 gialonema
Гиалонема

Класс Обыкновенные губкиСамый большой класс, который занимает почти 85% всех губок. Иглы этого класса состоят из кремния и специального органического вещества — спонгина. Также в спикулах может находиться коллаген. Благодаря этому, иглы могут гнуться в различные стороны и выдерживать большую нагрузку, чем иглы представителей других классов. Тип скелета обыкновенных губок — смешанный. Обитают в морских и пресных водных пространствах на всех глубинах. Окраска разнообразная. Обычно предпочитают жить в колониях. Могут вступать в симбиоз с другими животными, например, цианобактериями и коралловыми полипами.

Часто представители этого класса обладают способностью производить опасные яды и токсины. Эти опасные вещества губки используют против хищников, но также могут испускать на прикреплённые организмы, которые могут заселить их территорию. К таким ядовитым веществам относятся суберитин и агелиферин.

К защитным свойствам губок также относят испускание неприятного запаха. Например, губка Lissodendoryxisodictyalis испускает запах чеснока, который отпугивает хищников.

20 zaschitnye svojstva gubok
Lissodendoryxisodictyalis

Самый известный представитель обыкновенных губок — бадяга. Она имеет вид зелёного или коричневого растения. Окраску обеспечивает наличие в скелете водорослей, которые живут с бадягой в симбиозе. Спикулы состоят из спонгина и кремнезёма. Размножаются и бесполым, и половым путём. В медицинских целях используют порошок из бадяги, который растирают по коже для устранений болей. Также бадяга устраняет синяки. Эта губка может приносить и вред человеку: иногда бадяги селятся в водопроводных трубах и засоряют их.

21 badjaga
Бадяга

Другие известные представители этого класса: туалетная губка, кубок Нептуна.

23 kubok neptuna
Кубок Нептуна

  • Рассказ о двух городах
  • Рассказ о даниеле дефо
  • Рассказ о грызунах 3 класс
  • Рассказ о горошине пятеро из одного стручка понравившейся
  • Рассказ о греческих и латинских заимствованиях