Рассказ о гриневе и его родителях по 1 главе

Подготовка к уроку важнейший этап обучения. особенно это касается литературы, ведь за несколько месяцев ученик может забыть то, что

Подготовка к уроку – важнейший этап обучения. Особенно это касается литературы, ведь за несколько месяцев ученик может забыть то, что читал летом. Пересказ по главам должен помочь ему вспомнить те детали, которые стираются из памяти со временем. Также мы можем предложить вам для подготовки анализ «Капитанской дочки».

Глава 1: СЕРЖАНТ ГВАРДИИ

Пётр Гринёв родился в Симбирской деревне (сочинение о нем по ссылке). Его родители — премьер-майор Андрей Петрович Гринёв и Авдотья Васильевна Ю. Ещё до рождения Петра, отец записал его в Семёновский полк сержантом. Мальчик числился в отпуске до окончания обучения, однако оно велось из рук вон плохо. Отец нанял мосье Бопре, чтобы тот преподавал юному барину французский, немецкий языки и другие науки. Вместо этого мужчина подучил с помощью Петра русский и потом каждый стал заниматься своим делом: наставник — пить и гулять, а ребёнок — развлекаться. Позднее отец мальчика выгнал мосье Бопре со двора за то, что тот приставал к служанке. Новых учителей не нанимали.

Когда Петру пошёл семнадцатый год, отец решил, что сыну пора на службу. Однако отправил не в петербургский Семёновский полк, а в Оренбург, чтобы пороха понюхал и стал настоящим мужчиной, вместо того, чтобы развлекаться в столице. Стремянной Савельич (его характеристика здесь), который был пожалован в дядьки Петру, когда тот был ещё ребёнком, поехал вместе с подопечным. По дороге сделали остановку в Симбирске, чтобы закупить необходимые вещи. Пока наставник решал деловые вопросы и встречался со старыми приятелями, Пётр познакомился с Иваном Зуриным — ротмистром гусарского полка. Мужчина стал учить юношу быть военным: пить и играть в биллиард. После этого Пётр вернулся к Савельичу пьяным, обругал старика и сильно обидел. Наутро наставник стал читать ему нотации и уговаривал не отдавать проигранные сто рублей. Однако Пётр настоял на возврате долга. Вскоре они вдвоём отправились дальше.

Глава 2: ВОЖАТЫЙ

По пути в Оренбург Петра Гринёва мучила совесть: он понял, что вёл себя глупо и грубо. Юноша извинился перед Савельичем и пообещал, что такое больше не повторится. Мужчина ответил, что сам виноват: не надо было оставлять подопечного одного. После слов Петра Савельич немного успокоился. Позднее путников настигла метель, и они сбились с пути. Через некоторое время встретили человека, который подсказал, в какой стороне деревня. Они поехали, и Гринёв задремал. Ему снилось, что он вернулся домой, мать сказала, что отец при смерти и желает проститься. Однако когда Пётр вошёл к нему, увидел, что это не его папа. Вместо него был мужик с чёрной бородой, который весело поглядывал. Гринёв возмутился, с какой стати он будет просить благословления у чужого человека, но мать велела так поступить, сказав, что это его посаженный отец. Пётр не согласился, поэтому мужчина вскочил с постели и замахал топором, требуя принять благословение. Комната наполнилась мёртвыми телами. В эту минуту юноша проснулся. Позднее многие события своей жизни он связывал с этим сном. После отдыха Гринёв решил отблагодарить провожатого и подарил ему свой заячий тулуп вопреки воле Савельича.

Через некоторое время путники прибыли в Оренбург. Гринёв сразу же направился к генералу Андрею Карловичу, который оказался высоким, но уже сгорбленным старостью. Он имел длинные белые волосы и немецкий акцент. Пётр подал ему письмо, потом они вместе отобедали, и на другой день Гринёв по приказу отправился на место службы — в Белогорскую крепость. Юноша всё ещё был не доволен тем, что отец послал его в такую глушь.

Глава 3: КРЕПОСТЬ

Пётр Гринёв с Савельичем прибыли в Белогорскую крепость, которая внушала отнюдь не воинственный вид. Это была хиленькая деревушка, где служили инвалиды и старики. Пётр познакомился с обитателями крепости: капитаном Иваном Кузьмичом Мироновым, его женой Василисой Егоровной, их дочерью Машей и Алексеем Иванычем Швабриным (его образ описан тут), переведённым в эту глушь за смертоубийство на дуэли с поручиком. Провинившийся военный первым делом пришёл к Гринёву — хотел увидеть новое человеческое лицо. Заодно Швабрин рассказал Петру о здешних обитателях.

Гринёва пригласили на обед к Мироновым. Они расспросили юношу о его семье, рассказали о том, как сами приехали в Белогорскую крепость, и Василиса Егоровна боялась башкирцев и киргизцев. Маша (ее подробное описание здесь) и до тех пор вздрагивала от выстрелов из ружья, а когда отец решил палить из пушки на именины матери, чуть не умерла от страха. Девушка была на выданье, но из приданого имела лишь гребень, веник, алтын денег и банные принадлежности. Василиса Егоровна (женские образы описаны здесь) переживала, что дочь останется старой девой, потому что никто не захочет брать замуж бедную. Гринёв отнёсся к Маше предвзято, потому что до этого Швабрин описал её, как дурочку.

Глава 4: ПОЕДИНОК

Вскоре Пётр Гринёв привык к обитателем Белогорской крепости, и жизнь там ему даже понравилась. Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был простым и необразованным, но честным и добрым. Его жена управляла крепостью, как и своим собственным домом. Марья Ивановна оказалась вовсе не дурочкой, а благоразумной и чувствительной девушкой. Кривой гарнизонный поручик Иван Игнатьич  вовсе не выступал в преступную связь с Василисой Егоровной, как сказал до этого Швабрин. Из-за подобных гадостей общение с Алексеем Иванычем становилось для Петра всё менее приятным. Служба не отягощала Гринёва. В крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

Со временем Петру понравилась Маша. Он сочинил для неё любовное стихотворение и дал оценить Швабрину. Тот сильно раскритиковал сочинение и саму девушку. Даже оклеветал Машу, намекнув, что та ходила к нему по ночам. Гринёв возмутился, обвинил Алексея во лжи, и последний вызвал его на дуэль. Сперва состязание не состоялось, потому что Иван Игнатьич доложил о намерениях молодых людей Василисе Егоровне. Маша призналась Гринёву в том, что Алексей за неё сватался, но она отказала. Позднее Пётр и Алексей снова вышли на дуэль. Из-за внезапного появления Савельича Гринёв оглянулся, и Швабрин уколол его шпагой в грудь.

Глава 5: ЛЮБОВЬ

На пятые сутки после несчастья Гринёв очнулся. Рядом всё время были Савельич и Маша. Пётр тут же признался девушке в своих чувствах. Она сначала не ответила ему, сославшись на то, что он болен, но позднее дала согласие. Гринёв тут же отослал родителям просьбу о благословении, но отец ответил грубым и решительным отказом. По его мнению, Петру дурь взбрела в голову. Также Гринёв старший негодовал относительно дуэли сына. Написал, что, узнав об этом, мать занемогла. Отец сообщил, что попросит Ивана Кузьмича немедленно перевести молодого человека в другое место.

Письмо ужаснуло Петра. Маша отказалась выходить за него замуж без благословения его родителей, сказав, что тогда юноше не будет счастья. Гринёв также рассердился на Савельича, за то, что помешал в дуэли и донёс о ней отцу. Мужчина обиделся и сказал, что бежал к Петру, чтобы заслонить собой от шпаги Швабрина, но старость помешала, и он не успел, а отцу не доносил. Савельич показал подопечному письмо от Гринёва старшего, где тот ругался из-за того, что слуга не сообщил о дуэли. После этого Пётр понял, что ошибся и стал подозревать в доносе Швабрина. Ему было выгодно, чтобы Гринёва перевели из Белогорской крепости.

Глава 6: ПУГАЧЁВЩИНА

В конце 1773 года капитан Миронов получил сообщение о донском казаке Емельяне Пугачёве (вот его образ и описание), который выдавал себя за покойного императора Петра III. Преступник собрал шайку и разгромил несколько крепостей. Была вероятность нападения и на Белогорскую, поэтому её обитатели тут же начали готовиться: чистить пушку. Через некоторое время схватили башкирца с возмутительными листами, которые предвещали скорое нападение. Пытать его не получилось, потому что у него был вырван язык.

Когда разбойники взяли Нижнеозёрную крепость, пленив всех солдат и повесив офицеров, стало ясно, что враги скоро прибудут и к Миронову. Машу ради безопасности родители решили отправить в Оренбург. Василиса Егоровна отказалась покидать мужа. Пётр попрощался с любимой, сказав, что последняя его молитва будет о ней.

Глава 7: ПРИСТУП

Утром Белогорскую крепость окружили. Несколько предателей примкнули к Пугачёву, а Марья Миронова не успела уехать в Оренбург. Отец простился с дочерью, благословив на брак с тем человеком, который будет достоин. После взятия крепости, Пугачёв повесил коменданта и под видом Петра III начал требовать присяги. Тех, кто отказался, настигла та же участь.

Пётр увидел Швабрина среди изменников. Алексей что-то сказал Пугачёву, и тот решил повесить Гринёва без предложения принять присягу. Когда молодому человеку надевали петлю на шею, Савельич убедил разбойника изменить решение — с барского ребёнка можно получить выкуп. Наставник предложил повесить себя вместо Петра. Пугачёв пощадил обоих. Василиса Егоровна, увидев мужа в петле, подняла крик, и её тоже убили, ударив саблей по голове.

Глава 8: НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Пугачёв с соратниками праздновали взятие очередной крепости. Марья Ивановна выжила. Попадья Акулина Памфиловна укрыла её у себя дома и выдала за племянницу. Самозванец поверил. Узнав это, Пётр немного успокоился. Савельич рассказал ему, что Пугачёв — это тот пьяница, который встретился им по пути к месту службы. Гринёва спасло то, что он тогда подарил разбойнику свой заячий тулупчик. Пётр погрузился в размышления: долг требовал отправиться на новое место службы, где он мог бы пригодиться Отечеству, но любовь привязывала его к Белогорской крепости.

Позднее Пугачёв вызвал Петра к себе и ещё раз предложил поступить к нему на службу. Гринёв отказался, заявив, что присягнул Екатерине II и не может взять свои слова обратно. Самозванцу понравилась честность и смелость молодого человека, и он отпустил его на все четыре стороны.

Глава 9: РАЗЛУКА

Утром Петр Гринёв проснулся под бой барабанов и вышел на площадь. Рядом с виселицей собрались казаки. Пугачёв отпустил Петра в Оренбург и сказал предупредить о скором наступлении на город. Новым начальником крепости назначили Алексея Швабрина. Гринёв ужаснулся, услышав это, ведь Марья Ивановна теперь находилась в опасности. Савельич вздумал предъявить Пугачёву претензии и потребовать возместить ущерб. Самозванец был крайне возмущён, но наказывать не стал.

Перед отъездом Пётр отправился попрощаться с Марьей Ивановной. От перенесённого стресса у неё началась горячка, и девушка лежала в бреду, не узнавая молодого человека. Гринёв переживал за неё и решил, что единственное, чем он может помочь, это скорее достичь Оренбурга и посодействовать освобождению крепости. Когда Пётр с Савельичем шли по дороге в город, их догнал казак. Он был на лошади и держал вторую в поводья. Мужчина сказал, что Пугачёв жалует Гринёву скакуна, шубу со своего плеча и аршин денег, но последнее он растерял по дороге. Молодой человек принял дары, а утраченные средства посоветовал мужчине найти и забрать себе на водку.

Глава 10: ОСАДА ГОРОДА

Пётр Гринёв прибыл в Оренбург и доложил генералу военную обстановку. Сразу же собрали совет, но все, кроме юноши, выступили за то, чтобы не наступать, а ждать нападения. Генерал выразил согласие с Гринёвым, но заявил, что не может рисковать вверенными ему людьми. Тогда Пётр остался ждать в городе, изредка предпринимая вылазки за стены против людей Пугачёва. Разбойники были значительно лучше вооружены, чем воины законной власти.

Во время одной из вылазок Гринёв встретил урядника Максимыча из Белогорской крепости. Он передал молодому человеку письмо от Марьи Мироновой, которая сообщала, что Алексей Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, иначе выдаст Пугачёву тайну о том, что она — капитанская дочка, а не племянница Акулины Памфиловны. Гринёв пришёл в ужас от слов Марьи и тут же отправился к генералу с повторной просьбой выступить на Белогорскую крепость, но снова получил отказ.

Глава 11: МЯТЕЖНАЯ СЛОБОДА

Не найдя помощи у законной власти, Пётр Гринёв выехал из Оренбурга, чтобы собственноручно проучить Алексея Швабрина. Савельич отказался покидать подопечного и отправился с ним. По дороге юноша и старик попались людям Пугачёва, и они повели Петра к своему «отцу». Глава разбойников жил в русской избе, которую называли дворцом. Единственным отличием от обычных домов являлось то, что она была обклеена золотой бумагой. Пугачёв постоянно держал при себе двух советников, которых называл енаралами. Один из них — беглый капрал Белобородов, а второй ссыльный преступник Соколов по кличке Хлопушка.

Пугачёв рассердился на Швабрина, узнав, что тот обижает сироту. Мужчина решил помочь Петру и даже обрадовался, узнав, что Марья — его невеста. На следующий день они вместе выехали в Белогорскую крепость. Верный Савельич снова отказался оставлять барское дитя.

Глава 12: СИРОТА

Приехав в Белогорскую крепость, путники встретили Швабрина. Он назвал Марью своей женой, чем не на шутку разозлил Гринёва, однако девушка это опровергла. Пугачёв рассердился на Алексея, но помиловал, пригрозив вспомнить эту провинность, если тот допустит ещё одну. Швабрин выглядел жалко, стоя на коленях. Тем не менее, ему хватило смелости выдать тайну Марьи. Лицо Пугачёва омрачилось, однако он понял, что его обманули, чтобы спасти невинное дитя, поэтому простил и отпустил влюблённых.

Пугачёв уехал. Марья Ивановна попрощалась с могилами родителей, собрала вещи и отправилась в Оренбург вместе с Петром, Палашей и Савельичем. Лицо Швабрина выражало мрачную злобу.

Глава 13: АРЕСТ

Путники остановились в городе недалеко от Оренбурга. Там Гринёв встретил старого знакомого Зурина, которому однажды проиграл сто рублей. Мужчина посоветовал Петру не жениться вовсе, потому что любовь — это блажь. Гринёв не был согласен с Зуриным, однако понимал, что должен служить императрице, поэтому отправил Марью к родителям в качестве невесты в сопровождении Савельича, а сам решил остаться в армии.

После прощания с девушкой Пётр повеселился с Зуриным, а потом они выступили в поход. При виде войск законной власти бунтующие деревни приходили в повиновение. Вскоре под крепостью Татищевой князь Голицын разбил Пугачёва и освободил Оренбург, однако самозванец собрал новую шайку, взял Казань и выступил на Москву. Всё-таки через некоторое время Пугачёва поймали. Война закончилась. Пётр получил отпуск и собирался отправиться домой к семье и Марье. Однако в день отъезда Зурин получил письмо с приказом задержать Гринёва и отправить с караулом в Казань на следственную комиссию по делу Пугачёва. Пришлось повиноваться.

Глава 14: СУД

Пётр Гринёв был уверен в том, что серьёзное наказание ему не грозит, и решил рассказать всё, как есть. Тем не менее, молодой человек не упомянул имя Марьи Ивановны, чтобы не впутывать её в это гнусное дело. Комиссия не поверила юноше и сочла за недостойного сына своего отца. В ходе следствия стало известно, что доносчиком был Швабрин.

Андрей Петрович Гринёв был в ужасе от мысли, что его сын — изменник. Мать юноши была расстроена. Петра лишь из уважения к отцу избавили от казни и приговорили к ссылке в Сибирь. Марья Ивановна, которую успели полюбить родители молодого человека, поехала в Петербург. Там во время прогулки она встретила благородную даму, которая, узнав, что девушка собирается просить милости у императрицы, выслушала историю и сказала, что может помочь. Позже выяснилось, что это была сама Екатерина II. Она помиловала Петра Гринёва. Вскоре юноша с Марьей Мироновой поженились, у них родились дети, а Пугачёв кивнул молодому человеку перед тем, как повис в петле.

ПРОПУЩЕННАЯ ГЛАВА

Эта глава не включена в окончательную редакцию. Здесь Гринёв именуется Буланиным, а Зурин — Гринёвым.

Пётр преследовал пугачёвцев, будучи в отряде Зурина. Войска оказались возле берегов Волге и недалеко от поместья Гринёвых. Пётр решил встретиться с родителями и Марьей Ивановной, поэтому в одиночку отправился к ним.

Выяснилось, что деревня охвачена бунтом, а семья юноши в плену. Когда Гринёв зашёл в амбар, крестьяне заперли его с ними. Савельич отправился доложить об этом Зурину. Тем временем, в деревню приехал Швабрин и велел поджечь амбар. Отец Петра ранил Алексея, и семья смогла выбраться из горящего амбара. В этот момент приехал Зурин и спас их от Швабрина, пугачёвцев и мятежных крестьян. Алексея отправили в Казань на суд, крестьян помиловали, а Гринёв младший отправился подавлять остатки мятежа.

Автор: Екатерина Степанова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин затрагивает весьма важную для него и его соотечественников проблему дворянской чести. Показывая постепенное становление личности Петра Гринева, главного героя произведения, автор вырисовывает русский национальный характер, которому свойственны такие качества, как доброта, благородство, честность, верность данному слову и государю. Только пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы видим его в финале.

Жизнь в отчем доме

Текст повести представляет собой мемуары, написанные от лица главного героя, что придает описываемым событиям большую достоверность: никто не может рассказать о человеке лучше, чем он сам.

Петруша получил традиционное для дворянских детей воспитание. К нему был приставлен добрый дядька Савельич, сопровождавший юношу и после его отъезда на службу. Учил его француз-парикмахер Бопре, который не мог дать основательного образования. Мальчик жил недорослем, беззаботно и не задумываясь о будущем.

Еще до рождения отец записал сына в Семеновский полк. Но когда Петр Гринев достиг возраста шестнадцати лет, он решил отправить его не в Петербург, а в Оренбург, под надзор старого знакомого. Так была предрешена дальнейшая судьба молодого дворянина.

Популярные сочинения

  • Сочинение по рассказу Невский проспект Гоголя (10 класс)
    Одно из самых мистических мест Петербурга – Невский проспект. Здесь регулярно случаются необъяснимые наукой происшествия. А Николай Гоголь – автор знаменитых мистических произведений
  • Анализ рассказа «Крыжовник» Чехова
    Рассказ «Крыжовник» написан Чеховым в июле 1898 года. По одной из версий, его основой послужила история, рассказанная автору Л.Н. Толстым, о чиновнике
  • Нужно уметь и проигрывать — сочинение
    Каждый человек знает, что не бывает худа без добра и побед без поражений. Именно поражения помогают людям, чаще всего, добиваться желаемого. Они помогают мотивироваться и достигать чего-то большего

Вступление в самостоятельную жизнь

Главное напутствие, которое дал отец, провожая сына: «Береги … честь смолоду». Этому принципу Петр будет следовать всю жизнь. А пока он больше похож на избалованного барчонка. Впервые напивается и проигрывает малознакомому Зурину сто рублей, затем требует от Савельича непременно отдать долг. Настаивает на срочном отъезде в Белогорскую крепость, куда его определили в Оренбурге, и попадает в сильный буран. Но уже сейчас начинается становление личности Петра Гринева. Он мучается, осознавая свою вину перед верным дядькой, и просит у него прощения – способность признавать свои ошибки. Одаривает вожатого, который помог им выбраться из бурана, тулупчиком – благодарность за оказанную помощь.

Что повлияло на формирование личности и путь

Роман «Капитанская дочка» — о чести, любви и верности. В произведении затрагивается такая тема, как нравственное воспитание, поэтому Пушкин задействовал сокращенный вариант русской пословицы «Береги честь смолоду».

Главным героем романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина является Петр Гринев. На формирование его характера с раннего детства большое влияние оказывали его родители. Они интеллигентные и порядочные люди, уже много повидавшие за свою жизнь.

Когда Петру исполнилось шестнадцать лет, отец настоял на том, чтобы сын был отправлен на службу, несмотря на все слезы и уговоры матушки. Наставления отца «береги честь смолоду» стало для Петра смыслом существования. Но Петр по началу, возможно, в силу своей юности и неопытности вел себя крайне недостойно: проигрывал большие суммы денег в азартных играх, пил, неуважительно относился к преданному ему Савельичу, оскорбляя его. Он считал, что это поведение, свойственное истинному офицеру. Но через некоторое время он осознает свой проступок и ему становится очень стыдно: он извиняется перед слугой, отдав долг Зурину. Гринев помнил добро человека, выведшего их из бурана и отдал ему свой заячий тулуп.

Будучи в Белогорской крепости, с теплотой стал относиться к семье Мироновых. А Машу Миронову он полюбил всем сердцем; защищал ее честь на дуэли.

Петр прошел все испытания судьбы с честью и достоинством. Гринев отказался отдавать присягу самозванцу и готов был идти на смерть. Он сохранял верность клятве, которую отдавал императрице, потому что отступить от своих слов – потерять честь. Не смотря на то, что Пугачев был ласков к Гриневу, он и не подумал остаться у него. Петр сильно рисковал своей жизнью дважды: первый раз, когда отпросился у Пугачева в Оренбург, чтобы спасти возлюбленную из крепости, а во второй, когда вернулся в крепость, получив письмо от Маши. Но несмотря на столь опасный путь, он не оставил своего верного слугу Савельича в беде, когда тот отстал в степи.

Когда Гринев оказался в тюрьме, а крепость уже освободили от бунтовщиков, он не произносит имя своей возлюбленной, чтобы не бросить на нее тень, тем самым лишая возможности своего оправдания. Но главный герой проявляет благородный порядочный поступок.

Петр Гринев ни разу не отступил от наказа отца, никого не предал и жил по совести. Даже будучи на гране жизни и смерти, в самых опасных ситуациях, Гринев смог сохранить свое человеческое достоинство и честь. Он смог стать человеком смелым, справедливым и верным своей Родине. Петр Гринев смог стать достойным русским офицером.

Испытание любовью

В Белогорской крепости жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством капитана Миронова и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.

Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.

Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в благородного человека, способного взять на себя ответственность за другого человека.

Знакомство с Пугачевым

Во время захвата Белогорской крепости Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но молодой офицер отказался целовать руку самозванцу и присягать ему на верность. Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу. А еще способность всегда говорить правду, искренность во всем и ощущение полной внутренней свободы. Такой может быть характеристика Петра Гринева в главах, где описываются его встречи с самозванцем. Действительно, далеко не каждого последний приглашал за свой стол, отпускал на все четыре стороны после отказа перейти к нему на службу, давал благословение на брак с дочерью коменданта военной крепости.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»: выводы

Таким образом, в ходе описываемых событий характер главного героя претерпевает изменения. И немаловажными в этом процессе являются несколько моментов. Во-первых, разумное решение отца, отправившего сына не в Петербург, где его ожидали праздная жизнь и увеселения, а в глухую крепость, на самом деле ставшую местом, где он и лямку потянул, и пороху понюхал. Во-вторых, сама эпоха и важное историческое событие – восстание под руководством Пугачева. Только в сложных жизненных ситуациях, как правило, проявляются истинные черты характера человека. В данном случае беззаботный мальчишка превратился в настоящего мужчину.

Определяя идейный замысел А. Пушкина, можно отметить, что постепенное становление личности Петра Гринева должно было выявить в герое те черты, которыми должен обладать каждый русский дворянин. И главные из них – «два прекрасных качества»: доброта и благородство. Именно их Петр Гринев хотел бы видеть в своих потомках. Это пожелание автора мемуаров, завершавшее черновой вариант повести, было исключено при последней редакции «Капитанской дочки».

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» .Формирование характера Петра Гринева .

Организационный момент
Стадия «Вызов»

Первая ключевая фраза в нашем разговоре: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей…» (А.С.Пушкин)

Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и…отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье.

Настраиваются на работу

Сегодня мы с вами вместе будем работать над главами повести.Скажите, ребята, какими прилагат можно конкретизировать слово «хар-р»?

Сильный характер, слабый , мягкий характер, твердый характер, волевой характер

— Вы можете сказать, какой у вас характер?

Выражают свое мнение, обосновывают его.

— Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека?

Окружение, семья, друзья, учителя

— Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Формирование характера главного героя

— Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?

Высказывают свои варианты:, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя

Осмысление содержания

В левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. —

2. Слово учителя

Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в детстве, в семье. И Пётр Гринёв – не исключение.

Отгадывают по характеристике героя, называют его

4. Работа с тестами
Учитель:
А сейчас давайте познакомимся с главным героем. Используя анкетные данные, составьте рассказ о жизни Петра Гринева (работа с тестами) Имя, отчество отца Гринева…(
Андрей Петрович Гринев
) • Служил при графе…(
Минихе
) • Имя, отчество матери…(
Авдотья Васильевна
) • Сыну был пожалован в дядьки…(
стремянный Савельич
) • Выучился Петруша грамоте…(
на двенадцатом году
) и мог очень здраво судить о…(
свойствах борзого кобеля
) • Для Петруши был нанят француз…(
мосье Бопре
), который в отечестве своем был…(
парикмахером
), в Пруссии …(
солдатом
), а потом приехал в Россию, чтобы…(
стать учителем
), не очень понимая значение этого слова • Батюшка вошел на урок…(
географии)
• В это время Петруша…(
прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды)
•А Бопре …(
спал на кровати сном невинности
) •Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(
Семеновский)
•Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы… (
Симбирск
) •Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… (
Белогорская
)

5. Анализ 1 главы

— Каков первый этап становления Петруши?

Групповая работа: заполняют анкету

1 этап формирования П. Гринёва.

Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер.

Родительский дом

— Что мы узнаём о родителях Гринёва?

Отвечают на вопросы, коллективное составление кластера

— Кто такой Андрей Петрович Гринев?

Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор

— Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке? У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».

Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви.

— Какое значение имеет имя главного героя?

Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
— Кто знает, что обозначает имя Петр?

Твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени

— Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? (Нет.) Но можем предположить. Что? В каких условиях воспитывался Петруша?

Честный

, преданный, но недалекий «дядька»
Савельич
Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию?

добрый,

но ветреный и беспутный
мосье Бопре
который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;
дворовые мальчишки
— вот окружение Петруши в детские годы.

Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашн.воспит.повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля». В общем, Петр Гринев жил недорослем

, гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом,
серьезного образования он не получил.
Все ответы детей находят отражение в кластере

Учитель

: Вас не смущает вас слово Недоросль? И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова.

А в переносном смысле, что означает это слово?

Глуповатый юноша-недоучка

— Каковы представления Петра на военную службу?

Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем — веселую жизнь в Петербурге

— Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу?

Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг

— Прочитайте эпиграф к 1 главе. — Но прежде вспомним, что называется эпиграфом?

Ответы.

— С чем его можно соотнести?

С напутствием отца Андрея Петровича Гринева Зачитывают текст

— Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу? Учитель:

эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы — Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии?

Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи

Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать?

Честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси

Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
— Учитель:
Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.

Нет, не изменилось

— Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». — А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?

Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь. Добрыми делами, бескорыстием, человечностью

Учитель:

обратите внимание:
береги платье снову
…Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека

ФИЗМИНУТКА

2 этап. Отъезд Гринёва из дома.

— С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Можно так считать?

Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно.

— Обратили ли вы внимание на то, как одет был Петруша при отъезде из дома? Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши?

Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира. Пересказ

— Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

На Бопре

1) Встреча с Зуриным

— На кого похож Зурин?

— Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева?

Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью

Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается? — Какой вывод из этого мы можем сделать?

(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие

. Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев
умеет быть твердым
.

Учитель:

Начинается самостоятельная жизнь героя .Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает
совесть.
А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича,
раскаивается.
6. Анализ 2 главы

— Объясните смысл эпиграфа.
2) Встреча с Вожатым.
— Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

Высказывают свои предположения, объясняют смысл эпиграфа.

Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.

— Каково отношение Савельича к вожатому?

— Как реагирует бродяга на барский подарок? — Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу. Сердечно благодарит (зачитывают фрагмент) Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро.

Учитель: Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого — «брат».
«Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек…
Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.

— Почему Гринева застал буран в степи?

Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство

, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.

— Каково символическое значение бурана?

Описание бурана имеет несколько значений:
Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проник симпатией друг к другу.Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.Реалистическое – в степях бураны случаются часто.
— Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан?

Сон тоже имеет символическое значение.

Блуждание по снежной пустыне —> блуждание по мукам.Мужик с черной бородой —> ПугачевТопор, мертвые тела —> вскоре ему это предстоит увидеть.

— Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе.

Мама, отец, Савельич, Бопре, Зурин

Дом Гринёвых — жизненная и нравственная крепость с глубокими и мощными нравственными корнями.

План:

1.Провинциальное семейное «гнездо» Гринёвых (вступление).

2 .Оцовское начало — символ Дома Гринёвых.

3.Роль материнской линии в доме Гринёвых.

4.Прочный семейный союз-главная ценность Дома Гринёвых.

5.Влияние семьи и дома на становление характера сына.

6.Уважение и любовь к родному «гнезду» – главная черта русского Дома 18 века.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» перед нами два дома — дом Гринёвых и дом капитана Миронова. Сначала мы знакомимся с провинциальным семейным «гнездом» Гринёвых.

Хозяином и главой этого семейства является Гринёв — старший. Человек принципиальный, благородный, обладающий понятием чести, долга, собственного достоинства. Отец — суровый, но справедливый. Мы узнаём, как отец Петруши строго обошёлся с французом — учителем Бопре за его безнравственное поведение.

В доме Гринёвых размеренный, неторопливый ритм жизни, где каждый занят своим делом.

В таких семьях ребёнок проходил программу начальной школы. А от средств и состояния родителей зависело, кто и как будет дальше учить ребёнка. В «Капитанской дочке — это Савельич. Петруша выучился грамоте в двенадцать лет.

В романе мы видим самый ответственный момент — когда надо решить судьбу единственного сына. Нелегко досталось Гринёву-отцу решение судьбы единственного сына. В родном доме отец благословил сына на службу и дал такие наставления: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отцовское начало-это символ Дома Гринёвых. Андрей Петрович любит своего сына, заботится о нём. Но главное для отца — сохранить в сыне те понятия чести и долга, которыми он напутствовал его. Отца волнует,что его сын «шпагу носить ещё не достоин».

А. С. Пушкин показывает стройную картину Дома и семьи.

Мать — мягкая, добрая, ласковая. У неё Петруша был баловнем, единственным и любимым сыном. Он чаще старался быть рядом с матерью. Авдотья Васильевна не только нежная и любящая мать, но и хозяйка Дома. Она по-матерински относится и к слугам, старается понять их.

Пушкин обращает внимание на то, что модели поведения матери и отца в доме различны. Но это различие создаёт в Доме возможность удивительно прочного союза, нерасторжимость единства в Доме, что является главной ценностью русского Дома и русской Семьи.

Дом и Семья Гринёвых – это жизненная и нравственная крепость, где кроются глубокие и мощные нравственные корни. Именно из этой крепости вынес Пётр Андреевич Гринёв те нравственные ценности и ориентиры, которые так помогли ему в жизни.

Продолжение следует…

Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для помещичьих семей того времени. Его наставниками были дворовый дядька Савельич и французский па рикмахер Бопре, выдававший себя за учителя. Еще до рождения он «был записан в Семеновский полк сержантом» . Понятно, что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить очень глубокого и основательного образования. Он «выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» . Поскольку один из его наставников был французом, разумеется, Петр в определенных пределах изучил родной язык своего учителя. В родительском доме он жил беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» . Отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына — пора тому оправляться на службу. Юноша в восторге, он уже предвкушает жизнь в Петербурге, полную веселья и удовольствий. Однако отец понимает, что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии ничего не даст: «Чему он научится, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет солдат, а не шаматон» . Итак, все блестящие надежды молодого человека рушатcя: вместо Петербурга он отправляется в Оренбург, а оттуда его направляют в Белогорскую крепость. Все это вызывает уныние в душе юноши: «…к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей!. . » днако воля отца для Петра, как и для большинства молодых людей того времени — закон; с ней нельзя спорить, ей можно только безропотно покориться. Перед разлукой отец напутствует сына; в немногих сказанных им словах заключен огромный смысл, он кратко, но емко говорит о том, в чем же состоит честь дворянина. Несмотря на свою молодость и свойственное этому возрасту легкомыслие, юноша навсегда запомнит слова отца и не изменит его заветам: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» . В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за свои поступки.

Первая же глава повести даёт чёткое представление о жизни Гринёва в родительском доме.

В его отце уживались высокие представления о чести и долге дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое о и замашки крепостника. Мягкая, но безвольная мать; честный и преданный недалёкий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познания по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить о «свойствах борзого кобеля» , кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге.

Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, пусть и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы» . Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринёв научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома, это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию. Две стороны характера раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и «вожатым» . Мечта о весёлой и беззаботной жизни исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь стыдом и раскаянием, зато встреча с «вожатым» даёт толчок проснуться в душе Гринёва тому хорошему, что вынес герой из родительского дома.

Наказы отца: Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Служи верно, кому присягнёшь. Береги платье снову, а честь смолоду. Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы. Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается. Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.

Родители Петра являются второстепенными персонажами повести «Капитанская дочка ».

Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были помещиками, в их владении было много крепостных. Семья их была порядочной и состоятельной, пристрастия к крепким напиткам они не имели.

Петр был их единственным сыном, остальные их дети умерли во младенчестве. У Андрея Петровича был твердый характер, сына он воспитывал в строгости. Если он принимал решения, то тот час же приступал к их исполнению.

Мать Петра любила готовить и заниматься рукоделием. Она нежно относилась к сыну и всегда поддерживала его.

Когда Петр подрастает, отец принимает решение отправить его на службу. Несмотря на имеющиеся связи, он отправляет сына не в Петербург, а в глухую крепость. Он хочет, чтобы сын научился жизни, а не тратил время на развлечения.

Родители любят Петра и волнуются за него. Когда они узнали, что их сына ранили на дуэли, они тут же отреагировали. Мать от переживаний заболела, а отец отчитал сына.

Узнав из письма о том, что сын хочет жениться, отец рассердился, а мать как всегда поддержала решение сына.

Они были честными людьми. Когда невеста сына Маша, приехала к ним, они приняли её как родную дочь. Несмотря на то, что отец изначально был против женитьбы сына, они не отвернулись от осиротевшей девушки. Родители Петра окружили её заботой, теплотой и лаской.

Страшная новость о том, что сын арестован и его обвиняют в измене родине, подкосила их. Они не могли в это поверить, честь для них была превыше всего. Отец Петра, будучи человеком гордым и сдержанным, впал в отчаяние. Авдотья Васильевна как могла, поддерживала его. Она старалась не расстраивать мужа и не показывала ему своих слез.

В конце повести Петра Гринева оправдывают и выпускают из — под ареста. До конца своих дней он чтил традиции своей семьи и берег честь их фамилии.

Читая повесть, невольно проникаешься духом семьи Гриневых. Родители Петра заслуживают уважения, они достойные и честные люди.

Образ Петра Гринёва в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Образ Петра Гринёва играет в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ключевую роль, так как это главный герой и повествование ведётся от его лица. Все происходящие события мы видим глазами Петра Андреевича Гринёва.

Родился и рос Петруша в Симбирской деревне. Он принадлежал к дворянскому знатному роду, а его отец был к тому же офицером в отставке. Для него очень много значили понятия чести и достоинства, поэтому с раннего детства Андрей Петрович прививал своему сыну любовь к Родине, развивая в нём качества настоящего дворянина.

К Петруше был приставлен крепостной Савельич, который верой и правдой служил ему много лет. Именно он обучил главного героя грамоте и занимался его начальным образованием. Савельич не только учил мальчика, а и рассказывал много историй, которые повлияли на формирование его личности.

Ещё до своего рождения Пётр Гринёв был определён в Семёновский полк императорской гвардии в Петербурге. Однако когда Петру Гринёву исполнилось семнадцать лет, его отец начал выбирать ему другое место службы. Андрей Петрович знал, как живут в столице гвардейцы. Он не хотел, чтобы его сын вёл распутный образ жизни, свойственный офицерам императорской гвардии, поэтому решил отправить своего наследника в Белогорскую крепость. Он считал, что Петруша сможет стать настоящим мужчиной только после того как «понюхает пороха», увидит воочию будни простых солдат.

В семье Гринёвых не принято было оспаривать родительские решения, поэтому Пётр беспрекословно подчинился воле отца и отправился в Оренбургскую губернию. Отцовский наказ, данный ему перед отъездом, стал главным правилом его жизни. Не случайно слова Андрея Петровича «Береги платье снову, а честь смолоду» стали эпиграфом всего романа. Все свои поступки главный герой совершал, опираясь на данное наставление.

Пётр Гринёв был справедливым и честным человеком, несмотря на свой юный возраст. Несколько раз проявляет он истинное благородство по дороге в крепость. Не задумываясь, он отдаёт проигранные деньги ротмистру гусарского полка Зурину. Гринёв считает, что долги необходимо всегда возвращать, даже если они становятся результатом нечестной игры. На него не подействовали уговоры Савельича сохранить деньги, Пётр Андреевич поступил по совести. Далее ему встретился человек, указавший дорогу заблудившейся повозке во время сильного бурана, и главный герой одарил его своим заячьим тулупом в благодарность за оказанную услугу. Этим человеком оказался Емельян Пугачёв, и он запомнил добрый поступок Гринёва, отплатив ему тем же во время захвата Белогорской крепости. Выходит, что именно благородство Петра Андреевича спасло ему жизнь.

Прибыв на место службы, главный герой познакомился с семьёй коменданта крепости и сразу же влюбился в его дочь Машу. Из-за этого у него образовался конфликт с другим офицером – Алексеем Швабриным, имевшим на девушку свои планы. Швабрин не отстаивал свои чувства прямо, он действовал подло, исподтишка. Он хотел отвадить Гринёва от капитанской дочки, опорочив её честь. Эта гнусная ложь привела к дуэли, на которой Швабрину удалось ранить своего противника, нанеся ему удар в спину. Несколько дней пролежал Пётр Андреевич без сознания, но придя в себя, он всё-таки простил обидчика, несмотря ни на что. Однако Швабрин уже зарекомендовал себя как подлый и пропащий человек, не имеющий принципов, поэтому донёс отцу Гринёва о произошедшем инциденте, и тот в ярости потребовал перевести своего сына подальше от семьи капитана Миронова.

Отъезду главного героя помешал захват крепости пугачёвцами. Гринёв входил в число тех немногих, кто был готов защищать свою Родину до последней капли крови. Он мужественно давал отпор противнику, а попав в плен, не просил пощады. Пётр Андреевич – человек чести, он не может предать данную им присягу и с гордостью отказывает лжецарю примкнуть к его рядам. Пугачёв был настолько восхищён верностью Гринёва, что без раздумий отпустил его на свободу.

За год жизни в Белогорской крепости главный герой пережил много лишений и трудностей. За это время он поумнел, стал тем, кем хотел его видеть родной отец – настоящим мужчиной. Он истинный офицер, честный и бесстрашный.

В романе «Капитанская дочка» показывается взросление главного героя, формирование его нравственных ценностей и образование умения преодолевать трудности. Со временем благородство дворянина и отцовский характер проявляются в нём всё больше и больше. Благодаря силе и стойкости своей натуры, Пётр Гринёв смог выдержать все испытания. Он обыкновенный человек, со своими достоинствами и недостатками, но жизнь по законам чести делает его настоящим героем и правда оказывается всегда на его стороне. Он не умеет притворяться, лицемерить и приспосабливаться даже в тех ситуациях, когда необходимо сохранить собственную жизнь.

Как Петр Гринев относится к своим родителям

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» родители Петра Гринева являются второстепенными персонажами. Глава семьи – Андрей Петрович. Когда – то он служил премьер – майором, теперь был в отставке. Мать Петра — Авдотья Васильевна была родом из бедных, но порядочных дворян. Отец Петра всегда держал слово, был верен своим решениям и никогда их не менял. И отец, и мать Петра были людьми интеллигентными, образованными и культурными. Андрей Петрович любил читать Придворный календарь и комментировать прочитанное. Авдотья Васильевна занималась рукоделием, хозяйничала на кухне, потчевала близких блюдами национальной кухни. Она очень любила единственного выжившего сына — Петра и называла его Петруша.

В семье Гриневых царил незыблемый патриархальный порядок. Любое слово отца было законом для всей семьи и выполнялось неукоснительно. Андрей Петрович был для Петра авторитетом.

Петр Гринев любил своих родителей и относился к ним с уважением

. Он получил строгое воспитание и зная характер отца и его непоколебимость он его даже побаивался. Вырос Петр в любящей семье, в которой царила забота. Присматривал за ним преданный семье Гриневых Савельич, который был бывшим стремянным. Он не пил и был очень грамотным.

Отец хотел, чтобы Петр стал офицером, настоящим воином. Несмотря на то, что у него была возможность отправить сына служить в Петербург он решил, что местом службы станет глухая крепость. Сделал он это с той целью, чтобы сын узнал, что такое настоящая жизнь, а не соблазнялся различными развлечениями.

Основной темой произведения является проблема долга и честь. Каждый из героев по – своему проявляет эти качества. Петр несмотря на обстоятельства следует нареканиям отца и бережет честь смолоду. Единственное исключение, когда Петр был готов пойти против воли отца это его чувства к капитанской дочке, которую он хотел взять в жены. Прочитав в письме сына о его желании взять Марью Ивановну Миронову в жены отец разгневался, а мать, как и всегда была на стороне сына.

Влияние родителей на то, как себя вел Петр и на его мировоззрение было существенным. Эмоциональная и духовная связь Петра с родным домом незримая, но надежная и неразрывная. Он старался быть достойным сыном своего отца и не запятнать фамилии, хранить семейные традиции и стать наследником, которым Гринев – старший мог бы гордиться. В итоге сын оправдал ожидания своего отца и сумел защитить честь семьи.

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 2 урок. Воспитание Гринева.

УРОК 2

ВОСПИТАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА И ВЗГЛЯДОВ ПЕТРУШИ ГРИНЕВА

Знать

: автор и рассказчик.

Понимать

: ирония, иронический тон.

Словарная
работа
: честь, достоинство, провинциальный, патриархальный, долг, чувство долга.

ХОД УРОКА

На этом уроке мы рассмотрим первую главу повести «Сержант гвардии».

I.

Опрос домашнего задания.

1. Нужно обратить внимание учеников на то, что данное произведение написано в форме воспоминаний — записок Петра Андреевича Гринева. Но последняя фраза повести: «Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена. Издатель»1.

Знаком ли нам такой прием у Пушкина? (Да, учащиеся вспомнят повести Белкина. Итак, рассказчик — П. А. Гринев, а «издатель» — сам А. С. Пушкин. «Приличные, т.е. подходящие», соответствующие эпиграфы «приискал» автор — А. С. Пушкин.)

Обратим внимание ребят на эпиграф, стоящий сразу после названия — «Береги честь смолоду», — это эпиграф ко всей повести. А мы знаем, что полностью пословицу как наказ сыну произнесет Андрей Петрович Гринев: «…Служи верно, кому присягнешь: слушайся начальников, за их лаской не гоняйся… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Что же такое честь?

Задание.

По толковому словарю определите значение данного понятия.

2. Отвечая на вопрос о быте дворянской усадьбы ХVIII века, учащиеся должны по отдельным деталям воссоздать картину жизни и быта усадьбы Гриневых.

Интересен переход от эпиграфа первой главы к самому тексту

«…Да кто его отец?..

— Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе…»

Учащиеся заметят перекличку эпиграфа и мнения А. П. Гринева о службе в гвардии. Совершенно очевидно, Петруши — человек независимый, живет «волнением желчи» читает «Придворный календарь», презирает карьеризм и подхалимство. (Вспомним материал предыдущего урока о графе Минихе. Видимо, отец Петруши вынужден был уйти в отставку, так как был верен своему командиру.)

Задание

. Определите по толковому словарю значение слов «провинциальный», «патриархальный». Докажите, что мнение отца имеет решающее значение в семье Гриневых.

3. Рассказ о воспитании недоросля. Ученики должны уловить иронический тон повествователя.

Задание.

По толковому словарю определите значение термина «ирония».

Ирония сквозит в рассказе об успехах Петруши в науках под руководством стремянного Савельича, о мосье Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером…», затем поменял еще ряд профессий и, наконец, стал учителем, хотя не очень понимал значения этого слова.

4. Последний вопрос домашнего задания о первом дне на «воле» предполагает пересказ, который не затруднит учащихся. Почему, вспоминал об этом дне, рассказчик пишет о себе: «С неспокойной совестью и безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…»? Почему Гриневу стыдно и в чем он раскаивается?

Можно сделать вывод о том, что добрый и неглупый молодой человек поступил, как истинный ученик мосье Бопре. Но Петруша считает своим долгом вернуть проигранные 100 рублей (деньги по тем временам немалые). Честь дворянина требует немедленного возвращения долга. Из-за этого Гринев грубит своему воспитателю, который категорически отказывается выдать деньги. Долг Зурину возвращен, но какой ценой! Самому Гриневу стыдно, а старый Савельич плачет. Не этому учил сына отец.

Домашнее задание.

1. Перечитать главу II «Вожатый».

2. Найти описание метели: с чего она началась, как росла, во что превратилась?

З. Найти описание портрета вожатого.

4. Каково значение сна Петруши в дальнейшем сюжете повести?

5. Как вы понимаете смысл воровского разговора?

6. Как характеризует Петрушу Гринева подарок, сделанный им вожатому?

Индивидуальное задание.

Сравнить изображение бурана во и главе «Капитанской дочки» с метелью из повести «Метель» и из стихотворения «Бесы».

По материалам методических рекомендаций:

Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А.

Литература в 8 классе. Урок за уроком. — 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2002. — 240 с.

Литература.

8 класс / Автор-составитель Г. И. Беленький. М.: Просвещение, 1997. С. 126.

Сочинение Родители Гринева (Капитанская дочка)

В произведении «Капитанская дочка», родители главного героя Петра занимают роль второстепенных персонажей. Главой семейства является Гринёв Андрей Петрович, отставной майор. Матерью Петра является потомственная дворянка, Гринёва Авдотья Васильевна, вышедшая из большого и известного рода. Семья Гринёвых отличалась исключительной порядочностью и высокими манерами, в их подчинении находилось множество крепостных крестьян.

Пётр Гринёв являлся их единственным отпрыском. Остальным же детям Гринёвых не суждено было дожить до зрелых лет. Воспитанием мальчика занимались оба родителя, однако каждый прививал Петру свои качества. Так к примеру, отец, Андрей Петрович, отличался исключительно жёстким характером. И приучал сына быть истинным мужчиной, который постоит за свою честь и честь Императрицы.

Мать же наоборот, очень любила сына, по-своему не как, это делал отец. Она очень внимательно относилась к его чувствам и во всем поддерживала.

Желая, чтобы из Петра вырос истинный защитник и настоящий человек, Андрей Петрович, несмотря на имеющие у него связи, отправляет юношу проходить службу в дали от города. Так, по его мнению, Пётр познает настоящую жизнь, а не будет её глупо растрачивать на городские развлечения. Несмотря на твердость в характере, отец очень переживает о сыне, когда до него доходят известия о дуэли, в которой ранили Петра.

Узнав о чувствах сына, родители первое время были категорически против этого союза. Они считали, что ему пока рано заводить семью и, что на месте его спутницы должна быть другая девушка из хорошего рода. Однако, когда они познакомились с Марией поближе их мнение, кардинально поменялось. Они приняли её в свою семью, как родную дочь. Родители Петра очень ценили Маши и всячески за ней ухаживали и оберегали.

Несмотря на все невзгоды и несчастья Петр всё же уберёг честь семьи. И до конца своих дней почитал своих родителей и соблюдал все традиции его семьи и рода.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Родители Петра Гринева

Главный герой повести «Капитанская дочка» Пётр Гринёв выходец из дворянской семьи. Его отец Андрей Петрович – помещик Сибирской губернии, бывший военнослужащий, премьер-майор в отставке. Это строгий, честный и порядочный человек. В семье все беспрекословно подчинялись его мнению. Своего единственного сына Петра он воспитывал строго. Ещё в утробе матери мальчик был записан в гвардейский Семёновский полк Петербурга сержантом. До двенадцати лет Петрушей занимался дядька Савельич, который научил его начальной грамоте и арифметике. Андрей Петрович ценил слугу за трезвый образ жизни и добросовестность. Чтобы развивать мальчика дальше, отец выписал для него гувернёра француза Бопре. Он  должен был обучать Петрушу французскому, немецкому языкам и всем наукам. Однако француз свои обязанности выполнял не на должном уровне.  Узнав об этом, Андрей Петрович тот час же прогнал его со двора.

В шестнадцать лет отец отправил Петра на службу, но не в Петербург, как планировалось раньше, а к своему армейскому другу в гарнизон  Оренбурга. Он изменил своё решение из благих намерений.  Андрей Петрович хотел, чтобы сын не избаловался в столице, а познал настоящую армейскую жизнь; не посрамил свою честь и отца, а стал доблестным офицером,  достойным гражданином своего Отечества. Он очень переживал, когда узнал о ранении Петра на дуэли и просил Савельича подробно написать о его состоянии после лечения.   В то же время, Андрей Петрович не изменил себе, а жёстко отчитал в письме сына за недостойное поведение.

Авдотья Васильевна – мать Петра, кроткая и добрая  женщина, которая во всём подчинялась своему мужу. Она происходила из бедной дворянской семьи. Будучи замужем за Андреем Петровичем,  родила девятерых детей, из которых выжил только Пётр, поэтому очень любила, баловала и всячески оберегала своего сыночка. Она соглашалась с ним во всём, но и мужу не могла возразить, поэтому молча плакала.

Родители Петра тепло и сердечно приняли невесту Петра – Машу Миронову. Андрей Петрович и не смог бы поступить иначе с дочкой коменданта крепости, героически погибшего от мятежников. Тем тяжелее было ему пережить арест сына в подозрении измены присяге и содействия Пугачёву. Из-за заслуг Андрея Петровича перед Отечеством, императрица помиловала Петра и избавила его от казни, но ему грозила ссылка в Сибирь на вечное поселение. Отец был неутешен в своём горе. Он не представлял возможным для дворянина изменить присяге, тем более, чтобы это мог сделать его сын. В это непростое время Авдотья Васильевна всячески поддерживала мужа и просила его не верить в клевету. Родители Петра одобрили решение Марьи Ивановны о поездки к императрице, с целью донести до неё  всю правду об их сыне. К их радости, Екатерина II благополучно разрешила этот вопрос:  Пётр был признан невиновным и освобождён. Императрица собственноручно написала об этом Андрею Петровичу и это письмо потомки Гринёвых хранили в раме под стеклом. Таким образом, дворянская честь рода была восстановлена.

2 вариант

Пётр Гринёв растёт единственным ребёнком в семье отставного премьер-майора Андрея Петровича. Его мать Авдотья Васильевна происходит из небогатой дворянской семьи . У супругов Гринёвых было рождено девятеро детей, но выжил только сын Петруша. Очевидно, переживание семейных несчастий было тяжёлым уделом этих людей и воспринималось как удары судьбы.

Для Гринёва-старшего испытания начались ещё в молодости. На дворе был 18 век, вошедший в историю как время дворцовых переворотов. Андрей Петрович давал присягу на верность престолу при графе Минихе и обещал верой и правдой служить императору Петру III.

 Когда же на трон взошла Екатерина II, устранившая своего мужа путём цареубийства, Гринёв оказался среди той части гвардии, которая предпочла уйти в отставку, но не двурушничать. Исходя из своих представлений о чести, Андрей Петрович отказался приносить присягу новой власти и получил отставку, больше напоминавшую ссылку.

Он навсегда остался в низком чине майора в отставке и вынужден был поселиться в глухой провинции – в своей симбирской деревне. Там он, имея 300 душ крепостных крестьян, занялся хозяйством.

Его женитьба на дочери бедного дворянина из тех же мест говорила о том, что он и в личной жизни бескорыстен и ценит не богатое приданое, а человеческие качества подруги жизни. Авдотья Васильевна оказалась рачительной хозяйкой. Вся её жизнь посвящена семье, мужу, воспитанию сына и домашним заботам. Она варит варенье, управляет прислугой.

О том, что время не изменило жизненных взглядов и принципов главы семейства, говорит его решение отправить 17-летнего сына Петрушу на службу в отдалённую оренбургскую крепость. В столичной гвардии Петру нашлось бы место, ведь у отставного майора остались связи. Но там сын станет повесничать и ничему хорошему не научится.

В этом его убеждает чтение Придворного календаря, в котором ежегодно сообщается о раздаче чинов и наград в Росссийком государстве. Становится очевидным, что карьеру делают проныры, льстецы, угодники.

Старший Гринёв даёт такое наставление сыну: в службе не искать покровителей и не гоняться за лаской начальников; служить, кому присягнёт. А главным отец считает умение сохранить свою честь и верность офицерскому долгу.

Чтение повести убеждает, что Гринёв-младший стал достойным преемником своего отца. Пусть Андрею Петровичу не пришлось самому служить. Но он вместе с женой воспитал достойного сына, а значит их жизнь состоялась, не прошла зря.

8 класс. 9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Родители Петра Гринева

Родители Петра Гринева

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Саморазвитие

    Человеку в любом возрасте необходимо развиваться, иначе жизнь его будет очень унылой, серой и скучной. Такие люди не имеют друзей, они не интересуются жизнью своей и другого человека. Докажем это утверждение на примерах.

  • Характер главного героя рассказа Уроки французского

    Главный герой произведения – это мальчик одиннадцати лет, чьё имя не указано на страницах книги. Мальчик начинает самостоятельную жизнь очень рано.

  • Пороки чиновничества в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В «Ревизоре» пороки чиновничества обличаются Гоголем с неимоверной искрометностью. Автор допускает, что мир высокопоставленных людей полон своеобразной моральной гнили

  • Сочинение Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу

    В произведение Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке.

  • План рассказа Горячий камень (Аркадий Гайдар 3 класс)

    Жил в одном селе одинокий старик. Пришел он в село давно, и жителям не понаслышке было известно, что испытал он много горя. Волосы старика были седые, пожилой человек был слаб и хром

На чтение 8 мин. Опубликовано

«Капитанская дочка» — поразительное произведение. В критической литературе многократно высказывалось большое количество мнений относительно этой работы Александра Сергеевича. До сих пор нет единого суждения в определении ее стиля: к чему она все-таки относится — к повести или роману. С полным правом можно и тем и другим назвать «Капитанскую дочку» Пушкина. Анализ первой и второй главы произведения поможет сделать конспект и провести открытый урок для учеников 8 класса.

Эпизод первый

Анализ 1 главы «Капитанской дочки» можно начать с выяснения роли эпиграфа к ней. Для него Александр Сергеевич Пушкин с некоторым видоизменением берет текст из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун».

Этот эпиграф в сжатой форме описывает биографию главного героя произведения — Петра Гринева. Ведь еще до появления на свет он был записан сержантом в Семеновский полк. Так было принято в XVIII веке. Этот полк, наряду с Преображенским, считался первым гвардейским, учрежденным при Петре I. Они оба пользовались преимуществами, в отличие от остального состава армии. Однако далее события будут разворачиваться совершенно в ином русле. По достижении Петром совершеннолетия, его отец решает направить сына вместо этого элитного полка в обычную армию, что хорошо отражает эпиграф.

Анализ первой и второй глав капитанской дочки пушкина

Андрей Гринев — отец главного героя — офицер в отставке. Всю свою жизнь он служил Отечеству честно и справедливо. В быту он по-военному строг, дисциплинирован и требователен. В семье все ответственны перед ним и все решения принимает он сам.

В первой главе это проявляется повсеместно. К своему единственному сыну Гринев старший не допускает никаких снисхождений. Сам же Петр с большим почтением относится к родителю. В возрасте пяти лет он начинает обучаться жизни и наукам. За свое трезвое поведение его наставником назначается старый и мудрый слуга семьи Савельич.

Выбор его в качестве наставника сына неслучаен. Сам Андрей Петрович по жизни противник нетрезвого образа жизни. И это можно увидеть из слов Савельича: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали. О матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать».

Сам наставник оказал положительное влияние на Петра — уже к двенадцати годам тот выучивается грамоте русского языка и может практично рассуждать о качествах борзого кобеля. Здесь сказался большой опыт Савельича, сопроводителя своего господина при псовой охоте.

Анализ 2 главы капитанской дочки

Для более глубокого познания наук Андрей Петрович нанимает сыну французского учителя. Звали его мосье Бопре. У него было много качеств, которые никак нельзя назвать положительными:

  • Он был очень ветреным и беспутным.
  • Имел страстную привязанность к представительницам прекрасного пола.
  • Также у него была тяга к спиртному.

По прошествии недолгого времени этот француз, из-за своего безнравственного поведения, Андреем Гриневым грубо выпроваживается со двора. По словам самого Петра, этим и заканчивается его воспитание.

Он живет недорослем, гоняя голубей и играя с дворовыми мальчишками. Однако, когда возраст Петра переходит шестнадцатилетний рубеж, Гринев старший направляет его служить в армию в отдаленный Оренбург. Это был стратегический план родителя. Он хотел, чтобы сын его не стал бездельником, а вел жизнь настоящего солдата, который тянет лямку, нюхает порох.

Перед отправкой сына в армию Андрей Петрович дает ему назидание:

Анализ главы вожатый капитанская дочка

  • служить верно;
  • слушаться начальников;
  • не бегать за их лаской.

Как видно, отец придает беззаветному служению Отчизне особенное, возвышенное значение. Кроме того, он наставляет сына всегда помнить пословицу: «Беречь платье сно̀ву, а честь — смолоду». В этом и весь Андрей Петрович — человек доблести и благородства. Таким же он хочет видеть и своего единственного сына. Поэтому становится очевидно, что в повести понятие служба проходит красной нитью по всей первой главе, начиная с эпиграфа.

Уроки жизни

К месту службы герой едет в сопровождении Савельича. В пути ему суждено было по молодости и мальчишечьей легкомысленности совершить ряд ошибок. Вначале, только что прибыв в Симбирск, они останавливаются здесь на сутки для закупки необходимых вещей. В трактире, в отсутствие Савельича, Гринев знакомится с Иваном Зуриным — ротмистром одного гусарского полка. Тот показал Петру, что такое бильярд. Далее, раз за разом, под всяческими предлогами Зурин учит Петра всевозможным неблаговидным вещам:

  • играть на деньги;
  • выпивать.

Анализ 1 главы капитанской дочки

Герой поддается таким манипуляциям и лишается ста рублей. Он их проигрывает Зурину. На следующий день на просьбу Петра предоставить проигранную сумму новоиспеченному товарищу, Савельич наотрез ему отказывает. Тогда Гринев, используя грубую лексику, приказывает Савельичу отдать деньги, считая то — делом чести. Свои выигранные сто рублей Зурин в итоге получает. Позже Петр испытывает стыд за содеянное и просит прощения у Савельича. Наставнику захотелось как можно быстрее вывезти Петра из этого проклятого места. Он заказал лошадей, которые затем были поданы. Петр с наставником выехал из Симбирска.

Если первая часть главы посвящена жизни Петра в кругу семьи, когда он окружен вниманием и заботой родителей, то во второй он, уже оставив родительский очаг и почувствовав некоторую свободу, по легкомысленности своей поддается манипуляциям других и совершает ряд оплошностей. Свои такие ошибки он скоро назовет глупыми и ему будет за них неприятно и стыдно. С этого момента начинается постепенное превращение совсем еще юнца в зрелого мужчину. Еще многое ожидает его на жизненном пути, чему свидетельствует второй эпизод «Вожатый» в «Капитанской дочке».

Анализ главы 2

Второй эпизод повествует о том, как Пугачев стал провожатым Гринева, когда героя настигла стихия. После того как Петр вместе с Савельичем покидают Симбирск, они направляются в Оренбург. В пути героя опять охватывают неприятные ощущения по поводу глупого поведения в трактире, он чувствует вину перед своим опекуном.

Мудрый Савельич во всем произошедшем осуждает вовсе не Петра, а самого себя за то, что оставил его совсем одного. Успокаивая наставника, Гринев обещает в дальнейшем не распоряжаться деньгами без согласия старика.

1я глава капитанской дочки

По заснеженному пути в Оренбург к концу дня путников накрывает буран, заметая все вокруг. Они сбиваются с курса. Таким образом, автор проводит аллегорию между этими сложными погодными обстоятельствами и жизненными сложностями, которые ожидают молодого Петра, покинувшего родное гнездо.

Через некоторое время Гринев замечает вдали что-то черное и спрашивает ямщика: «Эй, ямщик! Смотри, что там чернеется?». Устремив взгляд вдаль, тот отвечает: «А Бог знает, барин. Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Петр распоряжается ехать туда. Через пару минут они равняются с человеком.

Пока еще никто из них, включая и самого Петра, не догадывается, кто этот незнакомец. А это был тот самый Пугачев. Так и произошла их первая встреча. Следует отметить, что в повести очень символично описано то, что в жизни молодого дворянского сына, покинувшего родную усадьбу и уже успевшего совершить череду ошибок, появляется Пугачев, который в этой ситуации поможет ему, а в дальнейшем сыграет судьбоносную роль в жизни Петра.

2я глава капитанской дочки

Гринев задает вопрос незнакомому человеку, не возьмется ли тот довести его до ночлега. Неизвестный согласился и стал их вожатым. Отсюда и название главы. В пути Петр засыпает и ему снится похожий на пророчество сон, навеянный встречей с провожатым.

В своих грезах герой видит умирающего Гринева-старшего, который неожиданно подменяется посаженым отцом в образе мужика с черной бородой. В какой-то момент этот человек вскочил и стал размахивать топором, комната наполнилась мертвецами. Петр в своем видении смог ускользнуть по кровавым лужам, спотыкаясь о тела. Пророческий смысл сна был таков: мертвецы — жертвы бунта под началом Пугачева. Также в видениях он оказывается посаженым отцом героя. В будущем свадьба Петра Гринева и Маши Мироновой стала возможной именно благодаря вмешательству Пугачева.

Вожатый сопроводил их до постоялого двора, где все они и заночевали. Здесь Гриневу удается разглядеть провожатого и получить представление о нем:

Капитанская дочка

  1. Чужак носил чёрную бороду.
  2. Глаза его сверкали.
  3. Выражение лица было приятное, но хитроватое.
  4. Обстрижен он был в кружок.
  5. Одет в оборванный армяк и татарские шаровары.
  6. Разговаривал с хозяином двора воровскими терминами.

Утром Петр поблагодарил вожатого за оказанную помощь и подарил ему заячий тулуп. Незнакомец остался чрезвычайно довольным и сказал: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». А ведь Пугачев оказал благодарность Петру не столько за подержанный заячий тулуп, сколько за доброту и сочувствие.

Гринев отправился дальше, в Оренбург. Там он встретился с генералом, к которому был направлен отцом. Тот определил его на службу в Белогорскую крепость.

При анализе второго эпизода можно обратить внимание на то, что несколько раз обнаруживается символический черный цвет, с которым ассоциируется Пугачев. В процессе повествования автор неоднократно делает на нем акцент. Например, виднеющаяся вдали черная фигура, борода у незнакомца. Такой цвет может характеризовать только отрицательного человека.

Предоставленный материал поможет составить краткий план урока на тему: «Капитанская дочка». Размышления о прочитанном произведении». Вопросы по этой работе А. С. Пушкина также встречается в заданиях на ЕГЭ и ОГЭ.

  • Рассказ о греческом боге
  • Рассказ о гостиной на английском языке 6 класс
  • Рассказ о горохе 3 класс по окружающему миру
  • Рассказ о горохе для 3 класса окружающий мир
  • Рассказ о госпоже простаковой в рассказе недоросль