Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Государственное образовательное учреждение луганской народной республики артемовская специализированная школа 8 практическая работа знакомство с горными породами и минералами окружающий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АРТЕМОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №8»

Практическая работа

« Знакомство с горными породами и минералами»

Окружающий мир

2 класс

Составитель:

Куликова Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

специалист высшей категории,

учитель — методист

2016-2017 учебный год

Куликова Е.Н.

ГОУ ЛНР «Артёмовская

специализированная школа №8»

Тема практической работы: Знакомство с горными породами и минералами.

Цель практической работы направлена на формирование:

Предметных результатов: учащиеся научатся различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение, исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы горных пород; выполнять исследование и оформлять вывод;

учащиеся получат возможность научиться производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью;

учащиеся получат возможность научиться обьективно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; работать с различными источниками информации; строить понятные для партнера высказывания, формулировать выводы;

учащиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

учащиеся научатся анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изученных объектов; определять причинно-следственные связи.

учащиеся получат возможность научиться классифицировать объекты по существенным признакам, распределять на группы по выделенным признакам.

Личностных результатов: у учащихся будет сформирован интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Вид практической работы: работа с натуральными объектами природы.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые.

Оборудование: на каждую парту: образцы полезных ископаемых, кусочки гранита разного цвета, лупа, ёмкость из прозрачного пластика с водой, гвоздь, кусочек древесины, молоток; презентация «Знакомство с горными породами и минералами», атлас-определитель: “От Земли до неба” под редакцией А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир» для 2 класса (автор – Плешаков А. А.), рабочая тетрадь.

 Инструкция по технике безопасности во время практических работ для обучающихся в начальных классах.

Ход практической работы

Организационный момент.

Инструктаж по технике безопасности. (Приложение 1)

Практическая часть 1 Начальные представления о горных породах.

Вводная беседа ( слайд 1-3)

В недрах Земли и на её поверхности хранятся многочисленные природные богатства. Они залегают на разных глубинах: одни находятся неглубоко ( 2-3 км), другие встречаются на глубине 10-15 км, а некоторые достаточно близко к поверхности земли (песок и глина).

Люди добывают эти природные богатства в огромных объёмах и используют в хозяйстве.

— Как называются эти природные богатства?

(их называют полезными ископаемыми).

«Кладовые земли», «сокровища недр» — так ещё называют полезные ископаемые. (Приложение 2)

— Возможна ли современная жизнь без добычи и использования полезных ископаемых?

Все полезные ископаемые очень важны для человека.

— Где они используются?

( в строительстве (песок, глина, гранит), в энергетике (нефть, газ, каменный уголь, торф), в химической промышленности, сырьё (руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.),

— В каких состояниях существуют полезные ископаемые? На какие три группы (три состояния) делятся? Приведите примеры.

( твёрдые – это гранит, известняк, кремень; жидкие – это нефть, подземные минеральные воды; газообразные – это природный газ). (Приложение 3) (слайд 4)

— Какие богатства содержат недра нашего края? На территории Луганщины насчитывается около 630 месторождений полезных ископаемых: известняк, песчанник, мергель, мел, разные виды глины. (Приложение 4 ) (слайд 5-9)

Но основное полезное ископаемое – каменный уголь (более 285 месторождений). Большинство из них расположены в Стахановском, Перевальском, Краснодонском, Антрацитовском, Лутугинском районах. (каменный уголь)

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. За полезные свойств его ещё называют чёрным золотом или солнечным камнем . Применяется как топливо для электростанций и жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Добывают его в шахтах (если залегает глубоко) и карьерах (если залегает неглубоко).

-А где добывают каменный уголь в нашем крае? (в шахтах)

Условное обозначение на картах полезных ископаемых — 765821 1.

— А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?

(Известняк, гранит, кремень) (Приложение 5) (слайд 10)

— У вас на партах образцы полезных ископаемых. Найдите известняк, гранит, кремень. Рассмотрите образцы. Расскажите о них.

Инструкция по проведению практической работы в парах. (слайд11)

1.Рассмотрите полезное ископаемое с помощью лупы. (каждая пара рассматривает свой образец полезного ископаемого)

2.Определи свойства:

  • цвет,

  • запах,

  • плотный или рыхлый (сыпучий),

  • твердый или мягкий (прочность),

  • растворяется в воде или нет (впитывает воду или нет),

  • тяжелее или легче воды ( опустить в ёмкость с водой),

  • состав однородный или неоднородный (рассмотреть через лупу).

3. С помощью атласа-определителя расскажите о своем образце по плану.

План описания полезного ископаемого: (слайд 12)

а)название полезного ископаемого;

б) его свойства;

в) как добывается;

г)добывается ли в нашем крае;

д) где используется это полезное ископаемое.

4.Проверка с использованием слайдов.

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Фронтальное обсуждение выводов

Один учащийся показывает и называет горную породу, рассказывает о ней, остальные — дополняют сообщение. (Приложение 5) (слад 13)

Практическая часть 2

Знакомство с минералами. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Вводная беседа

Все горные породы неоднородны по своему составу. Они состоят из минералов. (Приложение 6) (слайд 14-16)

С минералами мы сталкиваемся ежедневно. В каждом доме на кухне найдется обычная поваренная соль. Это минерал. А в пенале у каждого у каждого ученика лежит простой карандаш. Его стержень – графит. Это тоже минерал. В термометре (градуснике) используется необычный минерал- ртуть. При комнатной температуре она жидкая и очень подвижная. При сильном охлаждении (до -39 градусов С) ртуть становится твёрдой. Её пары бесцветны и очень ядовиты. Если ртуть случайно пролили, нужно срочно уводить людей и вызывать спасателей, чтобы обезвредить её.

Среди минералов есть редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это природные соединения химических веществ с однородным составом и строением, которые образовались в глубинах и на поверхности Земли на протяжении очень долгого времени. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой.

В настоящее время известно более 4 тысяч видов минералов. Коллекции минералов выставляют на обозрение в минералогических музеях. Одна из лучших коллекций минералов на Донбассе находится в геолого-минералогическом музее  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск). (Приложение 7) (слайд17)

Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Драгоценные камни – аристократы среди минералов.

Но есть в семье горных пород и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

А горная порода гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

— Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность

(обозначается:765821 2). Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. (слайд 18-19)

Инструкция по проведению практической работы

Исследование состава и свойств гранита

1. Состав гранита

Рассмотрите гранит под лупой. Определите, из чего он состоит? (из зерен, вкрапленных в плотную массу).

Демонстрация составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата.

Вывод: гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

II. Цвет

Рассмотрите внимательно свой образец гранита.

Определите его цвет.

Почему гранит пестрый?

Вывод: цвет гранита зависит от цвета составных частей образца: кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

III. Определение тяжести (массы) гранита.

Что доказывает данный опыт?

1. Опустить в ёмкость с водой одновременно кусочек гранита и кусочек древесины.

2. Опишите происходящее (гранит очень быстро опустился на дно, а кусочек древесины держится на поверхности).

Вывод: гранит тяжелый.

IV. Определение прочности.

1.Расцарапайте гвоздем свой образец гранита.

2.Попробуем разбить молотком (в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

О чем свидетельствуют результаты?

Как вы думаете, почему при добыче гранита используют взрывчатку?

Вывод: гранит очень прочный.

V. Определение твердости гранита

Попробуйте разломить свой кусочек гранита. Получилось?

(гранит очень твердый).

Подтвердить в это свойство можно с помощью следующего опыта: поцарапаем по стеклу кусочком гранита

(в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

На стекле остаются царапины.

Вывод: гранит очень твёрдый.

VІ. Обобщение: Назвать изученные свойства гранита.

Самостоятельная работа учащихся

Дети в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Проверка с использованием слайдов. (Приложение 8) (слайд 20)

Какие свойства позволяют применять гранит как строительный материал?

Фронтальное обсуждение выводов

Оценка результатов выполненной работы.

-Вернёмся к цели нашей работы (Знакомство с составом и свойствами гранита).

-Как вы думаете, мы справились с ней?

— Сформулируем общий вывод: Гранит – горная порода. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата. Цвет зависит от состава образца гранита. Свойства: твердый, непрозрачный, очень плотный, прочный.

Рефлексия.

— Была ли информация, используемая на уроке, для вас новой и интересной?

— Что вас впечатлило больше всего?

— Какая часть практической работы оказалась сложной? Наиболее интересной?

— Давайте проверим, насколько хорошо мы поработали.

— Назовите состав гранита? (слайд 18-19)

— В чём различие понятий «горные породы» и «минералы»? (слайд 14)

— Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 21-27)

— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи в учебнике.

— Нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?

Приложение 1

Правила техники безопасности для учащихся при проведении лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира

в начальных классах

1. Общие требования безопасности

1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

· при работе с острыми и режущими инструментами;

· при работе с лабораторной посудой;

· при нарушении инструкции по ТБ.

3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

2. Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить учебные принадлежности.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ по выполнении практической работы.

3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь, не задевая столы.

4. При слабом зрении надеть очки.

5. Не трогать приготовленное для работы оборудование.

3. Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Пользоваться только исправным оборудованием.

3. Пробирки должны находиться в специальных держателях.

4. Не делать резких движений во время работы.

5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

6. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.

7. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.

8. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю .

2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

3. Осколки разбитой посуды самостоятельно не убирайте, сообщите об этом учителю.

5. Требования безопасности по окончании занятий

1. После окончания работы произведите уборку своего места.

2. Не переносите лабораторное оборудование самостоятельно.

3. Проверьте безопасность рабочего места.

4. Вымойте лицо и руки с мылом.

5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Учитель начальных классов ___________/__________________/

С инструкцией ознакомлен(а)

Приложение 2

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, — это и есть известняк.

Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

— Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

— У кого дома есть такая книга?

— А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

— Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

— И еще отметьте задание: приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

765821 3

Приложение 3

765821 4

Приложение 4

Полезные ископаемые нашего края

765821 5

765821 6

765821 7

765821 8

Приложение 5

765821 9

Кремень

Очень прочный, твёрдый, непрозрачный; разнообразная необычная окраска.

765821 10

Применяется в строительстве (отделочный материал), для украшения интерьеров, в ювелирной отрасли, в медецине.

765821 11

765821 12

Приложение 6 765821 13765821 14

765821 15

Приложение 7

Геолого-минералогический музей  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск).

765821 16

Приложение 8

765821 17

765821 18

Литература

1.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир», 1-4 класс, автор: А. А. Плешаков.

https://infourok.ru/rabochaya programma po okruzhayuschemu miru 1-4 klassy fgos po a.a.pleshakovu-581231.htm

2.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2012. -222с.: ил.- (Зелёный дом).

3.Универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с

4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с. http://metodist.lbz.ru/nio/files/apk/planiruemye.pdf

5.Моделирование как метод познания окружающего мира в начальной школе [Текст]/Е.Ю.Сухаревская, Н.А.Пастухова//Практические советы учителю. Ростов н/Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО,2003.-№2

6.Что такое? Кто такой? – Детская энциклопедия (в 3-х томах) – изд. 3-е, перераб. и дополнен.) — М.: Педагогика, 1990,1993,1994.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4864322

Кварц http://mineral-hobby.ru/cat/80/item/2829/

Коллекция полезныхископаемых http://www.perm-most.ru/page.php?al=Uvelichilis-obemy-dobychi-poleznyx-iskopaemyx-v-Permskom-krae

http://www.naturalstone.ru/

http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak

http://poliform.com.ru/archives/category/каменный-уголь

http://ru.wikipedia.org/wiki/Песок

19

000

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы — это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему «минералы и горные породы» дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель

наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы — это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Самоцветы

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще — полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще — поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант. 

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Бирюза

Малахит — ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

Малахит. Атлас-определитель камней и минералов для детей 

Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

Янтарь. Атлас-определитель камней и минералов для детей 

Коралл — это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

Коралл. Атлас-определитель камней и минералов 

Жемчуг — это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки — двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

Жемчуг. Атлас-определитель камней и минералов 

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Другие минералы и горные породы

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них — минералы, часть — горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Каменная соль. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Полевой шпат — минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Полевой шпат. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Кварц — минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом — это аметист. Если белые — молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Кварц. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Слюда — слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Слюда. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Песчаник — горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

Песчаник. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Кремень. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Пемза — это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Пемза

Гранит — это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните — это кусочки полевого шпата, темные и блестящие — слюда, белые полупрозрачные — кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как «гранум», отсюда и название породы — гранит. Камень твёрдый и прочный.

Гранит. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Известняк — Мел — Мрамор

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Известняк

Особая форма известняка — мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мел

Мрамор — это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора — это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии.  После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Мрамор

Мрамор

Торф —  Бурый уголь  —  Каменный уголь —  Антрацит.

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая — мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Торф

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

Бурый уголь

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Каменный уголь

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений — гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Антрацит

Железная руда — основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Железная руда

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть — полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

Нефть

Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России

Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.

Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся — лупа, кусочки гранита, цветные карандаши.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— О каких зодиакальных созвездиях вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей.)

— О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)

Валерия Н. и Артем Е.

тест

III. Самоопределение к деятельности

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

— Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

IV. Работа по теме урока

  1. Начальные представления о горных породах.

Итак, сегодня на уроке речь пойдет о полезных ископаемых. Слайд 1.

Полезными ископаемыми называются те богатства, которые добываются из недр земли или с ее поверхности.

Жизнь современных людей невозможна без добычи или переработки полезных ископаемых. Одни используются в строительстве. Слайд 2

Слайд 3

Например, песок, глина, гранит.

Другие, как топливо.  Слайд 4. Например, каменный уголь, торф, нефть, газ.

Слайд 5.

Из третьих рудосодержащих выплавляют металл.

Изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения геологи.

Слайд 6.

Слайд 7.  Нередко геологи по многу месяцев проводят вдали от дома. В тайге, в горах или в пустыне.

У них сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, радиосвязь и даже фотографии земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному. Одни Слайд 8. В открытых котлованах-карьерах, другие Слайд 9. в шахтах, глубоких колодцах.

А для того, чтобы извлечь из земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Слайд 10. Чтобы изготовит стекло или сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – это полезное ископаемое.

Слайд 11. Чтобы суп был соленым, нужна соль. И это тоже полезное ископаемое.

 Слайд 12. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин. Она тоже полезное ископаемое.

Железная дорога, гвоздь, станок и часы, гигантский лайнер и чайная ложка. Все это сделано из металла. Их выплавляют из руды. А всякая руда – полезное ископаемое.

Всегда ли мы смотрим под ноги. Не для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы поднять с земли и рассмотреть великое чудо природы – камень. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.

Минералы — это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Слайд 13.  Слюда – это минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Слайд 14. Полевой шпат – это самый распространенный минерал  земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они непрозрачные. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Слайд 15. Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но встречается и сам по себе. Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталем.

Красивые поделочные камни Слайд 16 агат и сапфир – это тоже минералы.

Слайд 17. Минералом является и обычная соль, которую мы употребляем в пищу.

Слайд 18. Геологи называют ее галит.

 Природные ископаемые – это клад нашей земли, поэтому, как любые сокровища, их надо беречь и охранять.

Давайте рассмотрим полезное ископаемое – гранит. Слайд 19.

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле. И на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета.

Гранит – это горная порода, которая состоит из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие вкрапления – это кварц, черные – это слюда.

Зерно по латыни «гранум». От этого слова и появилось название – гранит.

Если внимательно рассмотреть камень, можно заметить, что он разноцветный: в полосочку, в крапинку, в разводах. Это происходит потому, что камешек состоит из минералов. Из минералов, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы.

Гранит очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, его используют для облицовки стен зданий, станций метро.


3. Практическая работа.

— Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

— Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

— Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

— Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

— Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

— Давайте откроем рабочие тетради на с. 32  и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

— Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

— Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

— Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

V. Домашнее задание.

—  Прочитайте задание №3 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома .


VI. Рефлексия учебной деятельности.

— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

— Что нового и интересного узнали?

— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

— Из чего состоит гранит?

— Чем отличаются горные породы от минералов?

— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

— Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя


1

Окружающий мир 2 класс. Атлас-определитель «От Земли до неба» Плешаков. Сведения о граните, полевом шпате, слюде и кварце: где найти текст из этой книги?

10 ответов:

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



11



0

Окружающий мир 2 класс. Атлас-определитель «От Земли до неба» Плешакова рассказывает нам о таких интересных камнях, как гранит, слюда, полевой шпат и кварц.

Гранит бывает разных цветов и оттенков — от серо-розового до темно-серого, почти черного. Гранит — это горная порода и состоит она из нескольких минералов (полевой шпат, слюда и кварц) в разных пропорциях. Чем больше слюды, тем чернее гранит. Чем больше полевого шпата, тем гранит краснее. Полевой шпат чаще встречается именно красноватых оттенков, но встречается и желтый, и аже зеленоватый. Чем больше кварца, тем светлее и белее гранит.

Прочитать страницы о полевом шпате, слюде, граните и кварце в Атласе определите «От Земли до неба» можно ниже:

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



5



0

Все из перечисленных минералов, в той или иной мере присутствуют в граните. Каждый из минералов, является самостоятельным природным ископаемым, но в граните они часто собраны во едино.

Представляю вашему вниманию, два текста описания слюды, полевого шпата, кварца, ну и консолидирующего их гранита-

6JJ15Y2qFXOWELXpfif1wbUGtFRPnIId.png

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



4



0

Текст про гранит, кварц и слюду можно найти полностью ниже в моем ответе. Вообще автор атласа-определителя — Плешаков. Он еще очень интересно пишет о животном мире, его книги, например «Зеленые страницы» дети изучают в школе. Про гранит автор рассказывает, что он состоит из трех составляющих. Чем больше в граните слюды, тем темнее и гранит, а чем больше кварца, тем светлее. Полевой шпат дает красноту граниту.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Из шпата полевого и кварца делаются различные украшения. Сам гранит можно встретить в памятниках, им облицовывают стены (например в метро), здания и т.д. Он очень прочный. Недаром его на пол в метро выложили и люди по нему ходят, а гранит не портится и не трескается длительное время.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



3



0

Сведения из атласа «От Земли до неба» о граните, полевом шпате, кварце, слюде даны кратко, лаконично, и увидеть эти страницы можно найти на ресурсе «Большого вопроса».

Здесь же можно прочитать, где используется гранит, какой он бывает, что гранит состоит из шпата, слюды и кварца и можно на картинке рассмотреть их составляющие.

Видим, что здесь дано определение полевого шпата, его состав и вид, что из полевого шпата даже украшения женщинам делают.

Интересна была бы деткам информация о кварце, о кварцевых часах, где кварц применяется в качестве колебательной системы и что со временем такие часы начинают спешить..

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

<hr />

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



3



0

На страницах атласа-определителя «От Земли до неба» Плешакова можно найти интересный рассказ о минералах — кварце, полевом шпате, слюде. Эти минералы являются составляющими гранита. Из описания мы узнаем о цвете минерала, виде, где встречаются. Гранит — это горная порода, его можно увидеть в городе — из него делают облицовку домов, постаменты памятников. О минералах можно найти информацию на нашем сайте тут.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



2



0

На уроках по предмету окружающий мир ученики во втором классе знакомятся с такими понятиями как горные породы и минералы. Толком определения этим понятиям учебник не дает.

В качестве справочника авторы учебника предлагают обратиться к учебному пособию атласу-определителю «От Земли до неба» Плешакова А.А.

Материл по теме гранит в этом справочнике можно найти на страницах 10,11. Ознакомиться с ним можно прямо здесь:

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

<hr />

Краткое содержание статьи о граните и его составляющих:

Гранит является горной породой, которая состоит из таких минералов как:

  • полевой шпат,
  • слюда,
  • кварц.

Цвета гранита вариируется от серого до красного. При этом черные зернышки-вкрапления — это слюда, разноцветные вкрапления — полевой шпат, сверкающие полупрозрачные частички — кварц.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



1



0

В этом сообщении дается интересная информация о кварце, граните, полевом шпате, слюде. Можно узнать, где добываются эти камни, какого они цвета, от чего зависит их цвет и многое другое. Текст написан в доступной форме, его интересно будет почитать детям, приведены иллюстрации.

Найти текст «От Земли до неба» можно будет на этом сайте.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



1



0

Счастливые школьники сегодняшних имеют в своем распоряжении очень интересные и полезные книги, такие например, как атлас-определитель «От земли до неба», который написал Андрей Плешаков.

Страницы о граните, кварце и слюде можно посмотреть и найти прямо здесь, на сайте Большой Вопрос.

На этих страницах показаны рисунки с изображением кварца, полевого шпата, слюды и различных видов гранита.

А гранит бывает очень красивых цветов и оттенков, в нём можно увидеть вкрапления серого, розового, красного цветов, а также блестящие элементы кварца, чёрные точки слюды. к

Гранит широко применяется с давних времен для облицовки архитектурных сооружений, зданий, для создания памятников и постаментов. Древние египтяне делали из гранита огромный стеллы, гробницы, скульптурные изображения.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



1



0

В задании по Окружающему миру для 2 класса нужно составить сообщение о граните и минералах, его составляющих, по тексту Атласа-определителя «От Земли до неба» (автор Плешаков), примеры сообщений можно посмотреть в этом вопросе на нашем сайте.

Здесь я нашла в хорошем качестве страницы из этого Атласа, там очень много рекламы, осторожнее, но все страницы из Атласа есть.

10-ю и 11-ю страницу про гранит выложу здесь:

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя



1



0

Страницы об граните, полевом шпате, кварце и слюде можно прочитать прямо в этом вопросе.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Также можно узнать об этих камнях в этом вопросе.

Из текста мы узнаем какого цвета бывает гранит, где применяют этот камень, из чего он состоит.

Полевой шпат является одним из самых распространенных минералов. Некоторые из видов этого минерала используют для изготовления различных украшений.

Кварц — это минерал, который часто встречается, он бывает самых разных цветов и размеров. Используют этот минерал в основном для изготовления изящных украшений.

Слюда — это минерал, который состоит из тонких пластинок, входит в состав многих горных пород, в том числе и в состав гранита.

Читайте также

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Планета Земля движется вокруг Солнца по эллипсной орбите. Ось Земли наклонная. Поэтому происходит смена времён года. На экваторе этого не происходит. И там всегда день равен ночи.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Книга Плешакова Атлас-определитель «От земли до неба» можно назвать детской энциклопедией, в которой можно узнать много нового.

Прочитать страницу из «Атласа-определителя от Земли до неба» о ласточках и стрижах можно в ответе ниже.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Ласточки обладают способностью хорошо летать, в полёте они могут ловить насекомых.

В нашей стране чаще встречаются три вида ласточек: деревенские ласточки, городские ласточки, ласточки-ьереговышки­<wbr />.

Так же в атласе автор рассказывает чёрном стриже, который очень похож на ласточек. Они имеют чёрное оперенье.

На фотографии ниже можно посмотреть, как выглядят ласточки и стрижи, рассмотреть их.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

О том, что вода необходима для жизни, известно, наверное, всем. Но знаете ли вы, что вода, которую мы все пьем сегодня, это та же вода, которую пили мамонты, древние цари и первые люди! Ученые говорят, что земля практически не производит новую воду, она перерабатывает ее — вот уже 4 миллиарда лет. Вода перемещается между озерами, реками, океанами и атмосферой непрерывно. Так могла выглядеть наша планета 3 млрд лет назад, когда, благодаря воде, на ней зарождалась первая жизнь.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Вода есть везде, поскольку она находится в постоянном движении. Движение воды — это непрерывный цикл, в процессе которого вода превращается из жидкости в газ (пар) или твердое вещество (лед).

Где же встречается вода на земле?

  • жидком состоянии: в реках, озерах, океанах, в грунтовых водах, вода выпадает в виде осадков (дождя). Вода есть и в каждом человеке и в самом крошечном живом организме. Всем живым существам необходима вода.
  • в газообразном состоянии вода существует в виде водяного пара и находится в атмосфере земли, облака, туман содержат частички воды в виде пара.
  • в твердом состоянии воду можно найти на вершинах высоких гор и во дворе вашего дома — зимой.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Костры могут быть очень опасны, как для природы, так и для человека. Разжигая костёр следует учитывать все факторы, включая погоду, место.

Нельзя разводить костёр в ветреную, а так же в очень сухую погоду. В ветреную погоду огонь от костра может перекинуться на близлежащие предметы, траву, деревья, жилище, что может привести к большой беде.

В сухую и жаркую погоду так же не рекомендуется разводить костёр, так как всё вокруг нагрето и сухо, в такую погоду сухая трава, ветки очень быстро воспламеняются.

Так же есть правила, которые нужно соблюдать при разведении костра:

  • Нельзя разводить костёр вблизи деревьев.
  • Нельзя жечь костёр на торфяных болотах.
  • Ни в коем случае нельзя оставлять костёр без присмотра.
  • Отправляясь домой, костёр нужно потушить.

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Рассказ о граните 2 класс окружающий мир из атласа определителя

Для комнатных и для дикорастущих растений необходимы следующие условия:

  • вода. Есть растения, которые требуют мало воды (кактусы), есть растения, которые требуют регулярной поливки, но всем им необходима вода.
  • солнечный свет. При солнечном свете происходит фотосинтез: растений поглощает углекислый газ и вырабатывает кислород.
  • тепло. Как мы с вами не хотим мёрзнуть и от холода можем заболеть, так и растения не хотят замерзать.
  • защита от насекомых. Вредные насекомые, вроде колорадского жука или тли, приносят много вреда растениям, поэтому растения хотят быть защищённым.
  • питание. Как мы не можем обходиться одной лишь водой, так и растению требуется на только влага, но и питание: так дикорастущие растения выбирают богатые минеральными веществами почвы, а комнатные или тепличные ждут минеральных удобрений от хозяина.
  • состав воздуха. Растения не любят их загрязненный воздух точно так же, как его не любим мы.

000

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы — это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему «минералы и горные породы» дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы — это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Самоцветы

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще — полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще — поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант. 

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Бирюза — красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками. Интересная презентация о бирюзе здесь >>

Бирюза

Малахит — ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

Малахит. Атлас-определитель камней и минералов для детей 

Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

Янтарь. Атлас-определитель камней и минералов для детей 

Коралл — это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

Коралл. Атлас-определитель камней и минералов 

Жемчуг — это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки — двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

Жемчуг. Атлас-определитель камней и минералов 

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Другие минералы и горные породы

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них — минералы, часть — горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Каменная соль. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Полевой шпат — минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Полевой шпат. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Кварц — минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом — это аметист. Если белые — молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Кварц. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Слюда — слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Слюда. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Песчаник — горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

Песчаник. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Кремень. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Пемза — это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Пемза

Гранит — это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните — это кусочки полевого шпата, темные и блестящие — слюда, белые полупрозрачные — кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как «гранум», отсюда и название породы — гранит. Камень твёрдый и прочный.

Гранит. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Известняк — Мел — Мрамор

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Известняк

Особая форма известняка — мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мел

Мрамор — это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора — это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии.  После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Мрамор

Мрамор

Торф —  Бурый уголь  —  Каменный уголь —  Антрацит.

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая — мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Торф

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

Бурый уголь

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Каменный уголь

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений — гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Антрацит

Железная руда — основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Железная руда

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть — полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

Нефть

Видео о красивых камнях из музея самоцветов:

На данной странице часть атласа-определителя, посвященная камням и минералам. Все части атласа:

АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ РАСТЕНИЙ >>

ПРО ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ>>  

РАЗДЕЛ АТЛАСА ПЛЕШАКОВА ПРО ЖИВОТНЫХ >>

АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ СОЗВЕЗДИЯ И ЗВЕЗДЫ >>

  • Рассказ о грехопадении начинается с
  • Рассказ о группе животных 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о графе из повести выстрел
  • Рассказ о городе санкт петербург 5 класс
  • Рассказ о городе россии для 2 класса окружающий мир