Рассказ о грамматическом словаре

Приложение 1. тексты для групповой практической работы. 1. найдите значение слова обложка в словаре. 2. прочитайте внимательно текст на карточке.

Приложение 1. Тексты для групповой практической работы.

1. Найдите значение слова Обложка в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Обложка.

Каждая книга обязательно одета в обложку. Обложка может быть мягкой или твёрдой, глянцевой или матовой. Она защищает книгу от пыли и повреждений, украшает её. На обложке книги можно найти название и автора книги, а иллюстрация подскажет, о чём или о ком книга. По обложке можно узнать о книге, но не стоит судить по ней. Для знакомства с книгой стоит всегда заглянуть внутрь.

1. Найдите значение слова ПЕРЕПЛЁТ в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Переплёт

В старину переплёты рукописных книг были деревянными, их обтягивали кожей. Это делали для того, чтобы книги хранились дольше. Сверху украшали драгоценными камнями и металлами. Сейчас переплёт чаще сверху обтянут тканью, бумагой и другими материалами. Переплёт можно назвать произведением искусства, дополняющим содержание книги.

1. Найдите значение слова АННОТАЦИЯ в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Аннотация

Располагается аннотация в начале или в конце книги. С помощью аннотации можно узнать о чём книга, кто главные герои, для кого и кем она написана. Аннотация всегда поможет выбрать книгу по своему интересу.

1. Найдите значение слова ТИТУЛЬНЫЙ в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Титульный лист

Книга начинается с титульного листа. Он находится в начале книги. На нём расположены основные сведения о книге: автор и название книги, жанр произведения, сведения о художнике. Внизу титульного листа находится название издательства, место издания и год выпуска книги. На обороте могут быть размещены аннотация, предисловие и сведения о людях, которые трудились над книгой.

1. Найдите значение слова ФОРЗАЦ в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Форзац

Слово образовано из двух немецких слов: «фор»- перед, «зац» — набор, получается форзац – «перед набором» или точнее то, что идёт «перед печатным текстом». В книге имеется 2 форзаца: передний в начале и задний в конце. Форзац может быть белым или цветным. Часто форзацы используют для оформления книг. На форзаце можно встретить: иллюстрации, декоративные украшения, учебные сведения в виде таблиц, формул, правил, схем, карт и многое другое.

1. Найдите значение слова ПРЕДИСЛОВИЕ в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Предисловие

Предисловие располагается в начале книги. Это небольшой рассказ «перед словом», то есть «перед основным рассказом». Написать предисловие может автор, другой писатель или хороший друг автора. Из предисловия можно узнать об авторе, истории создания книги, её содержании и героях. Предисловие помогает читателю сделать правильный выбор книги.

1. Найдите значение слова СОДЕРЖАНИЕ в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Содержание

Содержание располагается в начале или в конце книги. В нём перечисляются названия и авторы произведений книги в том порядке, как они напечатаны, и указываются страницы, на которых можно найти начало каждого произведения. Прочитав содержание книги, любой читатель может понять, будет ли ему интересна эта книга.

1. Найдите значение слова ОГЛАВЛЕНИЕ в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Оглавление

Оглавление обычно помещается в конце книги, реже – в начале. В нём перечисляются название глав одного произведения с указанием страниц, на которых можно найти начало каждой главы. По названию глав можно предположить, о чём будет идти речь в произведении, и решить, будет ли эта книга интересна читателю.

1. Найдите значение слова ИЛЛЮСТРАЦИЯ в словаре.

2. Прочитайте внимательно текст на карточке.

3. Найдите и рассмотрите эту часть в книге.

4. Подготовьте рассказ для одноклассников.

Иллюстрации

Книга с иллюстрациями привлекает внимание читателя. Их помещают в книги с разными целями. Иллюстрации используют для украшения, для отображения содержания. К иллюстрациям относятся рисунки, изображения, фотографии, схемы, карты, таблицы, чертежи

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? 

Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

Ножка топает топ-топ.

Ручку хлопает хлоп-хлоп.

Вот пойдём с тобой танцевать,

Громко песенки распевать.

На окне сидел котище,

Под окном стоял барбос.

Целый день хозяйка ищет

Толстый хвост и мокрый нос.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…

Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.

Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?

В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

5. Пословицы рассыпались. Собери их.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Делу время — а потехе час.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

Первый рассказ называется «Собака на сене»

В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».

В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».

Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса

Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса

Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.

Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?

Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

Лиса обманывала медведя, волка, козла.

Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.

Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.

Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.

«Каша из топора»

Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.

Старуха жадная, глупая, негостеприимная.

«Лиса и журавль»

Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.

Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.

«Гуси-лебеди»

Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.

12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.

В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.

В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.

Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.

На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.

15. Определи присказку:

Присказки: 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

16. Угадай из какой сказки взяты строки.

Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

Порядок подготовки к выразительному чтению:

  1. Определить, какие чувства надо передать.
  2. Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
  3. Просмотреть знаки препинания.
  4. Выбрать тон и темп чтения.
  5. Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.

18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.

В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.

В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.

Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Если вы ищете информацию о происхождении слова, лучше обратиться не к одному этимологическому словарю, а к нескольким. «Идеальных» словарей пока не существует. Даже в лучших из них встречаются ошибки, неточности или устаревшая информация.

Например, в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера в целом правильно описана этимология слова история. Но утверждается, что данное слово в русском языке появилось в эпоху Петра I. Авторы словарей, изданных позже, эту неточность исправили: существительное история было известно еще языку Древней Руси с XI–XII вв. Оно пришло из греческих текстов, которые переводили древнерусские книжники.

В современном русском литературном языке слово история может употребляться в следующих основных значениях:

  • ‘действительность в процессе развития’ (например: ход истории);
  • ‘последовательное развитие, изменение чего-либо’ (история Франции, история биосферы);
  • ‘прошлое, события прошлого’ (история и современность);
  • ‘наука, изучающая прошлое человеческого общества’;
  • ‘наука, изучающая развитие какой-либо области природы, культуры, знания’ (история философии, музыки, литературы);
  • ‘повествование, рассказ’ (увлекательная история);
  • ‘происшествие, событие, случай, преимущественно неприятный‘ (разговорное, например: вчера была забавная история; влипнуть в историю).

Истоки этого слова лежат в греческом языке. Греческое существительное ἱστορία (historia) означало ‘расспрашивание’, ‘исследование’, ‘наука’, ‘историческое повествование’. Оно было образовано от слова ἵστωρ (histor) ‘знающий, сведущий’.

Древнерусское историꙗ было прямым заимствованием из среднегреческого языка. В XI–XVII вв. оно обычно употреблялось в значениях ‘повествование о событиях прошлого’, ‘устный или письменный рассказ о чем-либо’.

В XVIII веке, в эпоху Петра I, произошло вторичное заимствование этого слова, но теперь уже из западноевропейских языков (куда оно попало из греческого через посредство латыни). Под влиянием немецкого Historie и польского historia новое заимствование стало произноситься как гистория, а иногда даже как гиштория. Оно принесло с собой расширенную семантику: не только ‘рассказ о чем-либо’ и ‘ход событий прошлого’, но и ‘наука о прошлом’, ‘наука о развитии какого-либо явления или области знаний’. Эти же значения в то время получил и более ранний вариант история, так что старая и новая формы стали полными синонимами.

На пример, уча Грамматике, может учитель с нею учить купно и Географию и Историю…

Петр I. Регламент или устав духовной коллегии, 1721.

Во оных городах будучи, я чрез полпята года не токмо указанные мне науки принял, но в физике, химии и натуральной гистории горных дел так произошел, что оным других учить и к тому принадлежащие полезные книги с новыми инвенциями писать могу…

М. В. Ломоносов. Прошение о принятии на службу в Академию Наук, 1742.

В XVIII веке обе формы сосуществовали в русском языке, но в XIX столетии более ранний вариант постепенно вытеснил слово гистория. В белорусском подобная форма уцелела: гiсторыя.

Если заглянуть глубже

Это более сложная информация, но она дает нам еще один пример глубинной родственной связи между индоевропейскими языками.

Греческое слово ἵστωρ ‘знающий, сведущий’ не начиналось с гласного звука, как русское история, а произносилось с h-образным придыханием в начале (отсюда начальное h в соответствующих словах латинского и многих других европейских языков). Это придыхание развилось на месте более раннего губного согласного, подобного современному английскому [w]. Такой звук древние греки обозначали буквой ϝ («дигамма» или «вау»). Во многих словах греческого языка он просто утратился и в другие звуки не переходил. Его существование было установлено по данным греческих диалектов прошлого и настоящего. В большинстве других индоевропейских языков этот губной согласный сохранился в виде [w] или звука наподобие русского [в]. Сказанное подтверждается регулярными звуковыми соответствиями греческих слов с родственными словами из других языков, например:

  • ἴς (his) ‘сила’ — латинское vis ‘сила’;
  • ἕσπερος (hesperos) ‘вечер’ — латинское vesper ‘вечер’;
  • εἶδος (eidos) ‘вид, образ’ — русское вид, латинское visum ‘вид, образ’ и др.

Праформу слова ἵστωρ лингвисты реконструировали в виде *ϝίδτωρ (widtor), где ϝίδ- является корнем, а -τωρ — суффиксом со значением деятеля. Такая реконструкция подтверждается данными греческих диалектов, где сохранился вариант с начальным ϝ [w].

Сочетание -δτ- (-dt-) на стыке корня и суффикса подверглось диссимиляции (расподоблению), и вместо двух взрывных звуков получилось соседство щелевого и взрывного: -στ- (-st-). Интересно, что такой же процесс изменения данного сочетания звуков прошел и в диалектах, легших в основу праславянского языка. Результаты мы можем слышать, например, в словах вести́ (из древнего *vedti, ср. веду) или весть ‘известие’ (из *veidtĭs, ср. родственное ведать).

Кстати, о глаголе ведать ‘знать’… Лингвисты считают, что слова ведать, видеть, вид родственны рассматриваемым греческим ἱστορία, ἵστωρ или *ϝίδτωρ (а также приведенному выше εἶδος (eidos) ‘вид, образ’). И те и другие происходят от праиндоевропейского корня *u̯id-/*u̯eid-/*u̯oid- ‘видеть’, ‘знать’. Значение ‘знать’ здесь, скорее всего, вторичное, оно развилось из ‘видеть’: «я знаю о чем-либо, потому что видел это своими глазами». Немало слов из этого же «семейства» есть и в других индоевропейских языках: древнеиндийское vḗdas- ‘знание, осмотрительность’ и vḗda- ‘теологическое знание’, ‘Веда’; латинское vidēre ‘видеть’; литовское véidas ‘лицо, облик’ и др.

Из Торы?

В последние годы в интернете и не только можно встретить идею о происхождении слова история из сочетания слов «из Торы я». Сторонники этой версии таким образом хотят сказать, что история разных стран (и России, конечно) сфальсифицирована в интересах «мирового еврейства». Доказательств в пользу такой этимологии никто не приводит. Видимо, полагают, что здесь все очевидно… Но очевидность бывает обманчивой, так что доказательства необходимы. Одного лишь созвучия, как уже неоднократно отмечалось, слишком мало: оно может быть результатом случайного совпадения. При этом версия с Торой игнорирует словообразовательные законы древнерусского языка. Для него было невозможным образование слова из предложения, это и в современном русском редчайшее (и искусственное) явление, вроде недавнего ихтамнет. Кроме того, греческое ἱστορία не может быть заимствованием русского «из Торы», поскольку является бесспорным образованием от ἵστωρ, прекрасно вписывающимся в законы греческого языка. Оно там исконное и к Торе отношения не имеет. Зато у него есть дальнее родство с русскими словами видеть, вид, ведать, и это подтверждается сопоставлениями слов разных языков и диалектов (см. выше). Родство доказывается строгими, устойчиво повторяющимися звуковыми, словообразовательными и семантическими соответствиями, а не случайными созвучиями. И тем, кто всерьез (а не ради шутки) занимается созданием и распространением необоснованных, псевдонаучных этимологий, хорошо бы спросить себя: «А не искажаю ли историю… я?»

.

Литература:

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — Т. 1. — М., 1999.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Т. 2. — Вып. 7. — М, 1980.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 2. — М., 1986.

Словарь русского языка XI–XVII вв. — Вып. 6. — М., 1979.

Словарь русского языка XVIII в. — Вып. 9. — М., 1997.

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 6. — М., 2012.

Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. А. С. Кузнецов. — СПб., 2000.

.

На фото: кариатиды храма Эрехтейон на афинском Акрополе.

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий урок – проект.

Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.

Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

— Почему девочка ничего не поняла?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III Предпроектная подготовка

Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить ….

найти …

работать …

— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)

— Речь пойдёт о слове свет.

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка. (Слайд 5)

— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

— Как можно точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

свет

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

свет

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

— Что подсказывает словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое слова свет?

— Какие это слова по отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

— Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)

— Из какой сказки отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам слов?

— Что такое светлица?

Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.

— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)

Проверка. (Слайд 11)

— Прочитайте, что выписали.

— Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)

Проверка. (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

— Справилась ученица со своей задачей?

— Достаточно ли полно изложен материал?

— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI Рефлексия.

— Удалось узнать что-то новое?

— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.

Привет, Хабр!

Ваш интерес к новой книге «Секреты Python Pro» убедил нас, что рассказ о необычностях Python заслуживает продолжения. Сегодня предлагаем почитать небольшой туториал о создании кастомных (в тексте — собственных) классах исключений. У автора получилось интересно, сложно не согласиться с ним в том, что важнейшим достоинством исключения является полнота и ясность выдаваемого сообщения об ошибке. Часть кода из оригинала — в виде картинок.

Добро пожаловать под кат.

Создание собственных классов ошибок

В Python предусмотрена возможность создавать собственные классы исключений. Создавая такие классы, можно разнообразить дизайн классов в приложении. Собственный класс ошибок мог бы логировать ошибки, инспектировать объект. Это мы определяем, что делает класс исключений, хотя, обычно собственный класс едва ли сможет больше, чем просто отобразить сообщение.

Естественно, важен и сам тип ошибки, и мы часто создаем собственные типы ошибок, чтобы обозначить конкретную ситуацию, которая обычно не покрывается на уровне языка Python. Таким образом, пользователи класса, встретив такую ошибку, будут в точности знать, что происходит.

Эта статья состоит из двух частей. Сначала мы определим класс исключений сам по себе. Затем продемонстрируем, как можно интегрировать собственные классы исключений в наши программы на Python и покажем, как таким образом повысить удобство работы с теми классами, что мы проектируем.

Собственный класс исключений MyCustomError

При выдаче исключения требуются методы __init__() и __str__().

При выдаче исключения мы уже создаем экземпляр исключения и в то же время выводим его на экран. Давайте детально разберем наш собственный класс исключений, показанный ниже.

В вышеприведенном классе MyCustomError есть два волшебных метода, __init__ и __str__, автоматически вызываемых в процессе обработки исключений. Метод Init вызывается при создании экземпляра, а метод str – при выводе экземпляра на экран. Следовательно, при выдаче исключения два этих метода обычно вызываются сразу друг за другом. Оператор вызова исключения в Python переводит программу в состояние ошибки.

В списке аргументов метода __init__ есть *args. Компонент *args – это особый режим сопоставления с шаблоном, используемый в функциях и методах. Он позволяет передавать множественные аргументы, а переданные аргументы хранит в виде кортежа, но при этом позволяет вообще не передавать аргументов.

В нашем случае можно сказать, что, если конструктору MyCustomError были переданы какие-либо аргументы, то мы берем первый переданный аргумент и присваиваем его атрибуту message в объекте. Если ни одного аргумента передано не было, то атрибуту message будет присвоено значение None.

В первом примере исключение MyCustomError вызывается без каких-либо аргументов, поэтому атрибуту message этого объекта присваивается значение None. Будет вызван метод str, который выведет на экран сообщение ‘MyCustomError message has been raised’.

iz sb5nguq8n cfiaz6hsk z1gc

Исключение MyCustomError выдается без каких-либо аргументов (скобки пусты). Иными словами, такая конструкция объекта выглядит нестандартно. Но это просто синтаксическая поддержка, оказываемая в Python при выдаче исключения.

Во втором примере MyCustomError передается со строковым аргументом ‘We have a problem’. Он устанавливается в качестве атрибута message у объекта и выводится на экран в виде сообщения об ошибке, когда выдается исключение.

Код для класса исключения MyCustomError находится здесь.

class MyCustomError(Exception):
    def __init__(self, *args):
        if args:
            self.message = args[0]
        else:
            self.message = None

    def __str__(self):
        print('calling str')
        if self.message:
            return 'MyCustomError, {0} '.format(self.message)
        else:
            return 'MyCustomError has been raised'


# выдача MyCustomError

raise MyCustomError('We have a problem')

Класс CustomIntFloatDic

Создаем собственный словарь, в качестве значений которого могут использоваться только целые числа и числа с плавающей точкой.

Пойдем дальше и продемонстрируем, как с легкостью и пользой внедрять классы ошибок в наши собственные программы. Для начала предложу слегка надуманный пример. В этом вымышленном примере я создам собственный словарь, который может принимать в качестве значений только целые числа или числа с плавающей точкой.

Если пользователь попытается задать в качестве значения в этом словаре любой другой тип данных, то будет выдано исключение. Это исключение сообщит пользователю полезную информацию о том, как следует использовать данный словарь. В нашем случае это сообщение прямо информирует пользователя, что в качестве значений в данном словаре могут задаваться только целые числа или числа с плавающей точкой.

Создавая собственный словарь, нужно учитывать, что в нем есть два места, где в словарь могут добавляться значения. Во-первых, это может происходить в методе init при создании объекта (на данном этапе объекту уже могут быть присвоены ключи и значения), а во-вторых — при установке ключей и значений прямо в словаре. В обоих этих местах требуется написать код, гарантирующий, что значение может относиться только к типу int или float.

Для начала определю класс CustomIntFloatDict, наследующий от встроенного класса dict. dict передается в списке аргументов, которые заключены в скобки и следуют за именем класса CustomIntFloatDict.

Если создан экземпляр класса CustomIntFloatDict, причем, параметрам ключа и значения не передано никаких аргументов, то они будут установлены в None. Выражение if интерпретируется так: если или ключ равен None, или значение равно None, то с объектом будет вызван метод get_dict(), который вернет атрибут empty_dict; такой атрибут у объекта указывает на пустой список. Помните, что атрибуты класса доступны у всех экземпляров класса.

b5csi06cgl9t85t2tvyb9lu962s

Назначение этого класса — позволить пользователю передать список или кортеж с ключами и значениями внутри. Если пользователь вводит список или кортеж в поисках ключей и значений, то два эти перебираемых множества будут сцеплены при помощи функции zip языка Python. Подцепленная переменная, указывающая на объект zip, поддается перебору, а кортежи поддаются распаковке. Перебирая кортежи, я проверяю, является ли val экземпляром класса int или float. Если val не относится ни к одному из этих классов, я выдаю собственное исключение IntFloatValueError и передаю ему val в качестве аргумента.

Класс исключений IntFloatValueError

При выдаче исключения IntFloatValueError мы создаем экземпляр класса IntFloatValueError и одновременно выводим его на экран. Это означает, что будут вызваны волшебные методы init и str.

Значение, спровоцировавшее выдаваемое исключение, устанавливается в качестве атрибута value, сопровождающего класс IntFloatValueError. При вызове волшебного метода str пользователь получает сообщение об ошибке, информирующее, что значение init в CustomIntFloatDict является невалидным. Пользователь знает, что делать для исправления этой ошибки.

bolg0hb nhvkq9a9dzbavwr2ruo

Классы исключений IntFloatValueError и KeyValueConstructError

Если ни одно исключение не выдано, то есть, все val из сцепленного объекта относятся к типам int или float, то они будут установлены при помощи __setitem__(), и за нас все сделает метод из родительского класса dict, как показано ниже.

Класс KeyValueConstructError

Что произойдет, если пользователь введет тип, не являющийся списком или кортежем с ключами и значениями?

Опять же, этот пример немного искусственный, но с его помощью удобно показать, как можно использовать собственные классы исключений.

Если пользователь не укажет ключи и значения как список или кортеж, то будет выдано исключение KeyValueConstructError. Цель этого исключения – проинформировать пользователя, что для записи ключей и значений в объект CustomIntFloatDict, список или кортеж должен быть указан в конструкторе init класса CustomIntFloatDict.

В вышеприведенном примере, в качестве второго аргумента конструктору init было передано множество, и из-за этого было выдано исключение KeyValueConstructError. Польза выведенного сообщения об ошибке в том, что отображаемое сообщение об ошибке информирует пользователя: вносимые ключи и значения должны сообщаться в качестве либо списка, либо кортежа.

Опять же, когда выдано исключение, создается экземпляр KeyValueConstructError, и при этом ключ и значения передаются в качестве аргументов конструктору KeyValueConstructError. Они устанавливаются в качестве значений атрибутов key и value у KeyValueConstructError и используются в методе __str__ для генерации информативного сообщения об ошибке при выводе сообщения на экран.

Далее я даже включаю типы данных, присущие объектам, добавленным к конструктору init – делаю это для большей ясности.

Установка ключа и значения в CustomIntFloatDict

CustomIntFloatDict наследует от dict. Это означает, что он будет функционировать в точности как словарь, везде за исключением тех мест, которые мы выберем для точечного изменения его поведения.

__setitem__ — это волшебный метод, вызываемый при установке ключа и значения в словаре. В нашей реализации setitem мы проверяем, чтобы значение относилось к типу int или float, и только после успешной проверки оно может быть установлено в словаре. Если проверка не пройдена, то можно еще раз воспользоваться классом исключения IntFloatValueError. Здесь можно убедиться, что, попытавшись задать строку ‘bad_value’ в качестве значения в словаре test_4, мы получим исключение.

Весь код к этому руководству показан ниже и выложен на Github.

# Создаем словарь, значениями которого могут служить только числа типов int и float  

class IntFloatValueError(Exception):
    def __init__(self, value):
        self.value = value

    def __str__(self):
        return '{} is invalid input, CustomIntFloatDict can only accept ' 
               'integers and floats as its values'.format(self.value)


class KeyValueContructError(Exception):
    def __init__(self, key, value):
        self.key = key
        self.value = value

    def __str__(self):
        return 'keys and values need to be passed as either list or tuple' + 'n' + 
                ' {} is of type: '.format(self.key) + str(type(self.key)) + 'n' + 
                ' {} is of type: '.format(self.value) + str(type(self.value))


class CustomIntFloatDict(dict):

    empty_dict = {}

    def __init__(self, key=None, value=None):

        if key is None or value is None:
            self.get_dict()

        elif not isinstance(key, (tuple, list,)) or not isinstance(value, (tuple, list)):
            raise KeyValueContructError(key, value)
        else:
            zipped = zip(key, value)
            for k, val in zipped:
                if not isinstance(val, (int, float)):
                    raise IntFloatValueError(val)
                dict.__setitem__(self, k, val)

    def get_dict(self):
        return self.empty_dict

    def __setitem__(self, key, value):
        if not isinstance(value, (int, float)):
            raise IntFloatValueError(value)
        return dict.__setitem__(self, key, value)


# тестирование 

# test_1 = CustomIntFloatDict()
# print(test_1)
# test_2 = CustomIntFloatDict({'a', 'b'}, [1, 2])
# print(test_2)
# test_3 = CustomIntFloatDict(('x', 'y', 'z'), (10, 'twenty', 30))
# print(test_3)
# test_4 = CustomIntFloatDict(('x', 'y', 'z'), (10, 20, 30))
# print(test_4)
# test_4['r'] = 1.3
# print(test_4)
# test_4['key'] = 'bad_value'

Заключение

Если создавать собственные исключения, то работать с классом становится гораздо удобнее. В классе исключения должны быть волшебные методы init и str, автоматически вызываемые в процессе обработки исключений. Только от вас зависит, что именно будет делать ваш собственный класс исключений. Среди показанных методов – такие, что отвечают за инспектирование объекта и вывод на экран информативного сообщения об ошибке.

Как бы то ни было, классы исключений значительно упрощают обработку всех возникающих ошибок!

  • Рассказ о гостиничном деле в художественном стиле
  • Рассказ о городе сочи на английском
  • Рассказ о городе тобольск
  • Рассказ о городце для детей
  • Рассказ о городе сочи для 3 класса