Рассказ о госпоже простаковой в рассказе недоросль

История создания написанная фонвизиным комедия бригадир, имевшая ошеломляющий успех в петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. после ее

История создания

Написанная
Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала
основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее
опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше
и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании
новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению
ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х
годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился
точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально
Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий
(Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само
собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных
вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин
стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера
откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она
все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Сама же комедия была опубликована двумя годами позже.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается
момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

1.     
не влечет смерть одного представителей
из враждующих сторон;

2.    
направлен на «ничего не несущие» цели;

3.    
повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая
направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные
пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам
классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят
в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем
говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень
уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных
драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый
юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг
семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве.
Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их
представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует
закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на
это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она
предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы  «приютили» дальнюю родственницу — сироту
Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и
благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на
которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником.
Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому
окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо.
Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали
погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в
обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре
узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он
открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает
аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за
Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается»
офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом
Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В
его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими
людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую
перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает
Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве
с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом
постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает
выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время
имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с
крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был
учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок.
Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё,
говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так
называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их
души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы,
Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ
материального благополучия, грубость и невежество.

§  Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и
неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным
и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу
жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого
человека, ничего не воспринимающего всерьез.

§  Софья — образованная, добрая девушка, которая становится
белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.

§  Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с
множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме
любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение
стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.

§  Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья
для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает
девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин
изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став
при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для
будущего поколения.

§  Скотинин — точно так же, как и все остальные, является
примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на
какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

§  Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии.
«Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в
людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по
старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а
лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.

§  Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого
зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по
отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит
ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности,
которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица
не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно
его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин
подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по
отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители
– достойными почтения.

§  Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с
Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями,
которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал
дворянского будущего.

Основные проблемы

§  Основная проблема произведения — последствия неправильного
воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями
уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что
слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их
разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что
все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в
их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также
будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.

§  Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное
разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог
несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать,
чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком
общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.

§  Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает
доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет
ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.

§  Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их
мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не
интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего
другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь
в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью эпохи
просвещения
, поэтому не принимал грубости, невежества и
жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом»,
поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным,
добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким
образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша,
повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же
его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей
ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он
не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»:
Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в
соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за
неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит
уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не
воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся
фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня
вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является
финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не
столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое
они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как
птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из
собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность,
отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким
образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе
легко потерять, будучи необразованным человеком.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа
рекомендуем ознакомиться с самим произведением
Недоросль.

Год написания – 1782 г.

История создания – Замысел
комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал
юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками
комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.

Тема – Основной
темой «Недоросля» является необходимость просвещения и образования для молодых
дворян, воспитание молодого поколения в духе новых веяний времени и
политических преобразований.

Композиция – Комедия
выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых
для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти
действий.

Жанр
Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.

Направление – Пьеса
является ярким примером основного литературного направления того времени –
классицизма.

История создания

Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять
произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.

Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово
«недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об
образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её
просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он
изучал философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным
постановкам, в частности комедиям.

Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел
произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы
зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается
смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года,
она продолжалась с 1778 по 1782 год.

Тема

Изначально главной темой комедии стали
воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены
социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете
брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.

Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка,
гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и
прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них
работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них
материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына.
Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.

Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается
личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической
матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания
матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё,
чем вызывает у неё досаду и упрёки.

Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный
конфликт
Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания.
Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим
людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это
образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит
благоразумие, добропорядочность человека.

Композиция

Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными
героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия
происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о
котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку.
Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.

В следующих двух действиях события стремительно развиваются,
появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором
Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.

В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится
известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых
намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон
собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои
наказаны, а добродетельные награждены.

Используя в своей комедии такой художественный приём, как
говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая
не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика
комедии.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные
герои «Недоросля», а для основных подготовили отдельные страницы:

Жанр

Это классическая классицистская комедия. События происходят в
течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой
сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные
эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его
маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над
своими крепостными крестьянами).

Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что
только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти
в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины.
Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы
поведения личности.

Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её
вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с
максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского
общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из
жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной:
сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых
смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/analiz-proizvedeniya-fonvizina.html

Многомудрый Литрекон предлагает Вам кратчайший пересказ пьесы «Недоросль». В тексте будут описаны основные события произведения Д.И. Фонвизина. Ознакомление с сюжетом поможет лучше понять комедию, проанализировать, какие идеи и проблемы поднимаются в драме. Все действия написаны в сокращении с целью наиболее лаконично передать суть пьесы. Анализ книги Вы найдете здесь.

Краткий пересказ

Действие 1

Произведение начинается со сцены, в которой помещица Простакова кричит на Тришку, обвиняя его в плохо сшитом кафтане для сына Митрофана. На что Скотинин заявляет, что вещь сшита довольно сносно. 

В комнату входит Митрофанушка и жалуется на плохой сон всю ночь. Говорит матери, что совсем не ел, хотя, по правде, плотно поужинал и обпился квасом. Ему снилось, как мать бьет отца. На что Простакова обнимает сына, после он убегает на голубятню. 

Простаковы и Скотинин обсуждают женитьбу Скотинина с Софьей: брат помещицы говорит, что больше всех в мире любит своих свиней и женится, чтобы присвоить скотину Софьи. 

Тут приходит Софья с письмом от дяди Стародума, который много лет назад пропал, и никто не знал, живой он или нет. Простаковы оказываются неграмотными, и поручение прочитать письмо переходит в руки Правдину. В содержании говорится о наследстве сироты в размере 10 тысяч рублей, которое завещал ей Стародум. После чего Простакова подумывает о женитьбе сына на обладательнице крупного денежного приданого. 

Действие 2

В планы Простаковой врывается Милон, который следовал с солдатами через деревню. Он оказывается давним приятелем Правдина и рассказывает ему о своей любви к девушке, которую забрали на попечительство злые родственники после смерти ее родителей. Здесь он внезапно встречает ту самую «милую даму» Софью, которая рассказывает Милону о намерении помещицы выдать ее замуж за ее сына. 

В доме они встречают опечаленного Скотинина: он не хочет потерять будущую супругу и прилагаемое к ней приличное состояние. Из-за этого он ссорится с Митрофанушкой, поскольку оба героя хотят жениться на богатой девушке. Еремеевна и Правдин предотвращают драку, Скотинин уходит злой. 

Входят в комнату Простаковы и приносят извинения Милону за то, что сразу не вышли поприветствовать гостя, любезничают. Тут появляются на сцене учителя Кутейкин и Цифиркин и рассказывают Правдину, как попали в этот дом и про обучение Митрофана. 

Действие 3

Прибывает Стародум. Правдин в окне замечает карету Стародума и выходит его встречать. Он рассказывает чиновнику о плохом отношении Простаковых к Софье, всех их проделках. Стародум просит не торопиться с выводами, начинает ведать герою о своей жизни, о том, каких разных людей он повстречал. 

Тут дядя и Софья встречаются, обнимают друг друга, радуются встрече. Стародум рассказывает о том, что был вынужден уехать для заработка капитала. 

К этому моменту Простакова и Скотинин успевают подраться, позже вся семья спускается, чтобы встретить богатого дядю Софьи, всячески лебезят перед ним, выказывают знаки внимания. Такое поведение удивило дядю девушки. 

Позже гость заявляет о намерении забрать родственницу в Москву и выдать замуж. Еще не догадываясь о выбранном женихе для нее, Софья соглашается с его решением. Семья Простаковых старается переубедить Софью. Помещица начинает расхваливать успехи сына в учебе, но ее прерывает Правдин, заявляя, что гостю нужен отдых после дороги.

В комнате остаются только псевдо-учителя Кутейкин и Цыфиркин. Герои жалуются друг другу на непослушного и глупого ученика, виня во всем этом Вральмана. Собеседники сходятся во мнении, что были бы оба не против побить непутевого Митрофана. 

На сцене появляются госпожа и ее сын. Мать уговаривает недоросля хоть немного поучиться хотя бы на виду у гостей. Начинается процесс «обучения» арифметике, грамоте, но у бестолкового Митрофана ничего не выходит. Мать жалеет сына и соглашается с Вральманом, что лучше водиться с безграмотными. Простакова и Митрофан выходят из комнаты, а учителя начинают бранить друг друга, намерены бить Вральмана, но тот убегает от них. 

Действие 4

Дядя и его племянница ведут разговор о добродетели, Стародум говорит, что знатность и богатство меряются не количеством денег, а честными и добрыми поступками на благо отечества. Заводит тему об отношениях супругов, понимании в браке, поддержке друг друга, любви между ними. 

В этот момент Стародум получает письмо, в котором узнает, что Милон — это и есть жених Софьи. Далее он беседует с юношей и узнает о высоко нравственных качествах молодого человека. Нет сомнений, он благословляет молодоженов. 

Тут же Скотинин врывается с целью выставить себя в лучшем свете, чем только смешит присутствующих. Простакова и Митрофан тоже хотят занять выгодное положение, мать опять заводит разговор об уникальных умственных способностях сына, что решает проверить Правдин. Но недоросль не отвечает правильно ни на один вопрос, параллельно оправдывая свое незнание темы.

Простакова узнает о скором отъезде Софьи с Милоном и дядей в Москву, у нее созревает план. Простаковы решают украсть девушку и насильно выдать за Митрофанушку. 

Действие 5

Стародум и Правдин ведут беседу о высших ценностях воспитанных людей. Говорят о достоинстве и чести, как о залоге благосостояния государства. Тут их прерывает внезапный шум. Это Простаковы вместе с Еремеевной пытались увезти Софью, но их планам помешал Милон. Правдин отмечает противозаконность заговора и грозит немедленным наказанием в ответ на покушение на свободу девушки. 

Простакова молит о прощении, получает его от Софьи. Тогда госпожа намерена наказать слуг, которые не смогли украсть девушку. Но тут Правдин зачитывает документ, в котором говорится, что отныне помещица лишается своей усадьбы, которая переходит под контроль государственного чиновника. 

В комнате появляются учителя Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Все узнают, что Вральман оказывается обычным отставным конюхом Стародума, а не настоящим учителем немецкого. Цифиркин отказывается брать плату за обучение Митрофана, так как тот ничему не смог научиться. Учитель награждается за честность. Кутейкин же хотел вознаграждение за свои пустые труды, но ничего не получает. 

Милон, Софья и ее дядя собираются уезжать. Помещица жалуется на жизнь и просит поддержки у сына, который просит ее отвязаться. Простакова в отчаянье. Стародум подводит итог всей истории: «Вот злонравия достойные плоды!»

Отзыв

(315 слов) Мое мнение о пьесе «Недоросль» можно выразить в слове «одобрение». В книге я увидела мораль, актуальную во все времена. Автор заставляет задуматься о важности саморазвития, образования и добродетели в жизни человека и государства.

Мое впечатление от прочтения «Недоросля», тем не менее, двойственное. Я считаю, что в комедии Фонвизина присутствует обилие сцен, которые не только смешны, но способны вызвать грусть и сожаление читателя. Некоторые герои представлены жестокими и коварными. Но за свое тщедушие они получают по заслугам, казалось, даже больше, чем того заслужили. Нам становится их жалко, ведь у каждого закрадывается мысль о том, что все мы совершаем ошибки и имеем второй шанс на искупление вины. 

Чему учит «Недоросль»? Пьеса обличает пороки невежественных дворян и показывает подлинную сторону добра в лице Правдина, Стародума и Софьи. Именно на таких героев нужно равняться каждому воспитанному человеку, ибо пороки, описанные в произведении, встречаются по сей день. И я уверена, что полное их искоренение никогда не произойдет. Поэтому великую комедию Дениса Ивановича можно считать актуальной во все времена.

Почему мне понравилась комедия «Недоросль»? Автор искусно раскрывает образы героев, четко разделяя их на положительных и отрицательных, что соответствует принципам классицизма. Такое описание персонажей позволяет читателям проникнуться симпатией к Правдину, Софье, Стародуму и храброму Милону, и в то же время поистине невзлюбить коварных Простаковых и все их семейство. С этой целью работает и прием говорящих фамилий, которые указывают на характер героев: Правдин (честный), Скотинин (поведение сродни свиньям), Стародум (опытный и мудрый человек). Мое отношение к персонажам «Недоросля» определилось уже в самом начале произведения.

В пьесе мы встречаем два конфликта: любовных и гражданский. С любовным, на мой взгляд, все понятно. А со вторым у читателя возникают действительно острые чувства. Ведь тема чести и бесчестия, патриотизма и безразличия к родине всегда были бурно обсуждаемыми во всех кругах. Именно поэтому так важно помнить о благих целях, честных мыслях и совершать добрые дела. Ведь коварство всегда рождает «злонравные плоды». Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Автор: Полина Борискина

Краткое содержание пьесы «Недоросль» по действиям — это учебное пособие от Многомудрого Литрекона, которое поможет вспомнить сюжет книги и восстановить в памяти утраченные основные события комедии. Пьеса в сокращении — прекрасный способ восполнить пробелы в знаниях перед решающим экзаменом.

Действие I

Госпожа Простакова (провинциальная помещица) ругает своего слугу — портного Тришку — за то, что тот, по её мнению, сшил дурной кафтан для Митрофана — сына Простаковых. Помещица созывает няньку Митрофана Еремеевну и мужа, чтобы они оценили работу портного. Господин Простаков во всём повинуется жене, придерживается её мнения, постоянно пресмыкается перед ней, не имеет своей точки зрения и никогда ничего не говорит и не делает наперекор госпоже Простаковой — деспоту, управляющему имением. 

Появляется брат Простаковой — Тарас Скотинин. Новый кафтан для Митрофана сшили как раз по случаю женитьбы Скотинина. Тарас считает, что «кафтан сшит изряднёхонько». 

Вот-вот к Митрофану должны прийти учителя. Мать чересчур опекает сына — перекармливает, окружает чрезмерной заботой, воспитывая несамостоятельного, избалованного, наглого, неблагодарного юношу.

Входит Софья — девушка (дальняя родственница), которая живёт у Простаковых. Скотинин собирается на ней жениться. Софья приходит с радостной вестью — она получила письмо от своего дяди Стародума, который некогда уехал в Сибирь, чтобы заработать деньги честным путём. Выясняется, что прочесть письмо не может никто, — ни госпожа Простакова, ни её муж, ни её брат. 

Затем появляется Правдин — государственный чиновник, который приехал в имение Простаковых разбираться с бесчинствами и жестокостью со стороны госпожи Простаковой. Софья просит Правдина прочитать письмо от дяди. Стародум пишет о том, что вернулся из Сибири в Москву, заработав честным путём десять тысяч, наследницей которых он делает племянницу. 

Госпожа Простакова уводит Софью поговорить — чтобы уговорить её выйти замуж за Митрофана (помещицу привлекло наследство девушки). Но при этом Простакова делает вид, что устраивает брак Скотинина и Софьи. Скотинин, оставшись один, уходит прогуляться на скотный двор. Его привлекает другое наследство девушки — свиньи.

Действие II

Появляется Милон — офицер, жених Софьи, но влюблённые не виделись долгое время из-за военной службы юноши. Милон беседует с Правдиным — они старые друзья. Милон рассказывает Правдину, что он должен вести солдат в Москву, а также что давно не видел любимую девушку. О ней ему известно лишь то, что после смерти матери её забрала к себе в деревню какая-то «дальняя родня», но куда именно и кто — неизвестно. В этот момент появляется Софья. Молодые люди счастливы вновь встретить друг друга. Они разговаривают. Выясняется, что после известия о наследстве девушки, госпожа Простакова стала ласковой в обхождении с Софьей, а также хочет выдать её за Митрофана. 

Мимо проходит Скотинин. Правдин, Милон и Софья открывают ему правду о сестрице его — о том, что она вовсе не радеет за брак Скотинина и Софья, а устраивает женитьбу Митрофана. 

Далее все собравшиеся наблюдают, как Митрофан грубит Еремеевне, отказывается учиться. Митрофан и Скотинин бранятся друг с другом из-за свадьбы. 

Появляются супруги Простаковы. Помещица заискивает перед Милоном.

Приходят учителя Митрофана. Правдин расспрашивает их о том, где они сами получали образование и как попали на службу в дом Простаковых. Кутейкин — семинарист, который бросил учёбу, преподаёт Митрофану грамматику. Читать недоросль при этом так и не научился. Цыфиркин — отставной сержант, учит юношу арифметике. В отличие от Кутейкина, честен и добр, не корыстен. Вральман — и вовсе бывший конюх Стародума (но об этом станет известно позднее), представляется немцем, обучает мальчика светской жизни. 

Действие III

Правдин замечает в окно, что прибыл Стародум. Выходит встретить его, ведь они старые товарищи. Именно в разговоре с Правдиным Стародум рассказывает о своей жизни, о том, как и почему ушёл с военной службы и позже — со службы при дворе. 

«…решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро…».

Появляется Софья. Племянница и дядя счастливы видеть друг друга. Стародум сообщает девушке, что собирается увести её в Москву, где ушёл нашёл ей достойного жениха. Софья ещё не знает, что речь идёт о её возлюбленном Милоне. Но, уважая дядюшку, соглашается с его волей.  

Госпожа Простакова и её брат Скотинин тем временем устраивают драку. А Кутейкин и Цыфиркин сокрушаются о том, что за несколько лет Митрофан так ничему и не научился. Появляется Адам Адамыч Вральман, который считает, что преподаватели «уморить хотят ребёнка». Госпожа Простакова соглашается с ним, а сыну советует бросить учения, если они «опасны для головушки». Кутейкин и Цыфиркин высмеивают Вральмана и считают, что именно он и мешает Митрофану получить знания. 

Действие IV

Софья и Стародум беседуют вдвоём. Их разговор касается истинной добродетели и благородства, нравственности и воспитания. Стародум считает, что совесть —  друг человека и 

«степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами». 

Стародум получает письмо. Жених, которого он определил для Софьи, — племянник его хорошего товарища, графа Честана. Тут всё раскрывается: Стародум знакомится с Милоном, Софья рассказывает, что это и есть её возлюбленный. Стародум доволен знакомством с благородным и честным Милоном и рад предстоящему браку племянницы. 

Скотинин приходит к Стародуму с просьбой выдать племянницу за него. Стародум, конечно, против свадьбы Скотинина и Софьи. Скотинин выглядит глупо и нелепо, пытаясь расхвалить себя и свой «старинный род Скотининых». Тарас признаётся, что «трогают его свиньи».

Простакова и Скотинин пытаются выяснить, за кого же всё-таки Стародум выдаст племянницу: за Митрофана или за Тараса. Но им приходится узнать, что жених у Софьи уже есть, и они в скором времени отправляются в столицу. Тогда у жестокой и невежественной помещицы и её сына-недоросля возникает мысль остановить отъезд, выкрав девушку. 

Действие V

Сначала беседуют Стародум и Правдин. Второй рассказывает о поручении, по которому он проводит проверку в имении Простаковой. Также они говорят о благонравии, о воспитании, о благосостоянии государства и о просвещении. Внезапно они слышат шум. 

Это Милон поймал Еремеевну, которая пыталась выкрасть Софью, — по приказу госпожи Простаковой. Простаковым объясняют, что это незаконно, что Софья, Стародум и Милон могут жаловаться и подавать в суд. Тогда деспотичная помещица просит прощения у Софьи. Девушка её прощает. В тот же момент госпожа Простакова начинает отчитывать и ругать слуг, которые упустили Софью и не смогли выполнить поручение. 

Правдин зачитывает государственную бумагу, согласно которой у Простаковой изымают имение по причине её слабоумия и жестокости.

Выясняется, что Простакова не выплатила долги учителям Митрофана. Правдин решает расплатиться с ними сам. Кутейкин не против получить деньги, даже несмотря на то, что юноша ничему так и не научился за все эти годы. Цыфиркин же отказывается от денег — ведь арифметику Митрофан не выучил, работу свою преподаватель не выполнил. В итоге Кутейкин не получает ничего, а Цыфиркину платят, ведь он был честен. 

Тут же выясняется, что Вральман — никакой не немец и не знаток светской жизни, а бывший конюх Стародума. Он вновь просится к нему на службу — Стародум принимает его на работу. 

Стародум, Милон и Софья уезжают. Правдин желает им счастья. На восклицание Простаковой в адрес сына, что он один у неё остался, Митрофан отвечает грубо: «Отвяжись». Помещица падает в обморок. 

Автор: Мария Сербина

На чтение 30 мин. Просмотров 117 Опубликовано

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» названа в честь неуча и бездельника. Митрофанушка – один из центральных персонажей пьесы. Лень, бездействие, эгоизм и равнодушие – основные его внутренние качества. Описание Митрофана позволяет сказать об обобщенном образе дворянства.

Взаимоотношения с родителями

Митрофана очень любят его родители. Мать – госпожа Простакова – боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.

Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась». Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.

Жизненные цели

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него – это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

Отношение к учебе

Образ Митрофанушки, говоря кратко, олицетворяет негативное отношение к образованию. В «Недоросле» рассказ об учебе Митрофана очень комичен. Герой занимался образованием только из-за того, что так было положено в обществе. Сама госпожа Простакова, которая решила нанять Митрофану учителей, считала науку пустотой. Это сильно повлияло и на мировоззрение ребенка, который, как и мать, стал считать образование пустой тратой времени. Если бы можно было оставить образование, Митрофан с радостью это бы сделал. Однако указ Петра I, о котором негласно упоминается в «Недоросле», обязывал всех дворян проходить учебный курс. Образование и получение знаний для Митрофанушки становится обязанностью. Мать героя не смогла привить желание у своего сына, поэтому он стал считать, что он обойдется и без знаний. За четыре года обучения он не достиг никаких результатов. Необразованности способствуют и учителя Митрофанушки, для которых важны были только материальные ценности. К своим учителям Митрофанушка относится неуважительно, называя их различными обзывательствами. Он видел свое превосходство над ними, поэтому позволял вести себя так.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Митрофанушка», рассмотрит отношения между недорослем и его родителями, продемонстрирует жизненные цели и ценности героя комедии Д. И. Фонвизина, а также рассмотрит отношение Митрофана к образованию и учебе.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:</h3>

    • <label>Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;</label>
    • <label>Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;</label>
    • <label>События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;</label>
    • <label>Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.</label>

(новая вкладка)

Митрофан Простаков является одним из главных героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Из списка действующих лиц мы узнаем, что именно к нему относится заглавие пьесы. Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем, слово «недоросль» обозначало любого несовершеннолетнего дворянина. Митрофан — почти достигший шестнадцатилетия сын провинциальных дворян. Один из героев комедии — чиновник Правдин — характеризует его родителей таким образом: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Фонвизин использовал в пьесе говорящие имена и фамилии: имя Митрофан имеет в греческом значение «похожий на мать». И действительно, по мере развития сюжета читатель убеждается, что сын унаследовал от Простаковой все отвратительные черты характера, и именно она является его главным воспитателем и примером. Митрофан туп и невежественен: четвертый год сидит над часословом, третий год не мо-жет научиться считать. К тому же его нельзя назвать радивым учеником, он считает, что своими «занятиями» делает всем большое одолжение, да и сама Простакова, которая видит в просве-щении лишь вред, просит его: «Ты хоть для виду поучись». Она постоянно втолковывает сыну свои жизненные принципы, в числе которых не последнее место занимают жадность и скупость. Поэтому арифметику помещица называет «дурацкой наукой», так как по условию задачи надо разделить найденные деньги на троих или посчитать прибавку к жалованию учителю. В отношении учителей и не чающей в нем души Еремеевны Митрофанушка проявляет грубость и жестокость, называя их «гарнизонная крыса», «старая хрычовка», угрожая нажало-ваться скорой на расправу матери. Но стоило его дяде Скотинину наброситься на него, как он трусливо просит защиты у обиженной им старой кормилицы. Недоросль ленив и избалован, использует любую возможность, чтобы отвязаться от учи-телей и отправиться гонять голубей. Все его низменные устремления состоят лишь в том, чтобы вкусно и много поесть, не учиться, а жениться. Его отец замечает в нем фамильную любовь Скотининых к свиньям. Митрофан привык добиваться своего как угрозами («Ведь здесь и река близко. Нырну, так поминай, как звали»), так и неуклюжей лестью. Его выдумка про сон комична: «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало… Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Для достижения своих целей Простаковы не гнушаются никакими средствами. Вместе с родителями Митрофан сначала раболепствует перед Стародумом в надежде получить наследст-во, а затем готов жениться на его племяннице Софье силой. Когда же похищение не удается, он, как и его мать, собирается выместить злобу на крепостных. Воспитанный в обстановке злонравия и жестокости Митрофан вырастает эгоистичным, не любящим кроме себя никого, даже потакающую ему во всем мать. Потерявшую власть и по-этому ставшую ненужной Простакову, обратившуюся к сыну за утешением, он отталкивает словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Его глупость и необразованность вызывают у положительных героев комедии иронию, а его жестокосердность они воспринимают как логичное следствие дурного воспитания. Такого же мнения придерживается и сам автор. В комедии «Недоросль» Фонвизин словами Правдина и Стародума выразил свои просветительские идеалы: «Прямое достоинство в человеке есть ду-ша… Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь… Невежда без души — зверь». Образ Митрофана стал поучительным примером того, к чему приводит злое невежество, а его имя стало нарицательным. Не одного лентяя устрашила перспектива стать похожим на него.

Митрофан — центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Данный материал, помогающий в написании сочинения «Митрофанушка («Недоросль»)», раскроет мировоззрение персонажа, которое помогает понять основную мысль всего произведения.

Отношение к образованию

Митрофанушке 15 лет. Он 4 года занимается с учителями, которых наняли госпожа и господин Простаковы для своего сына. Однако за это время Митрофан ничему не научился. Как отмечает один из его учителей, Митрофанушка «вперед шагать не любит».

Со своими учителями Митрофан учит грамоту, арифметику, французский язык и другие науки. За то время, которое герой потратил на обучение, он смог достичь только минимальных успехов: Митрофан умеет читать по слогам, считать до трех. Французского языка недоросль не знает вовсе.

Во многом такие неудачи связаны с тем, что учителя Митрофана сами мало что понимали в преподаваемых предметах, однако основной причиной необразованности Митрофанушки является его нежелание учиться. Он мечтает о женитьбе, а не о том, чтобы стать умнее.

Родители Митрофана не видят то, что их сын глуп, они его поддерживают и хвалят, поэтому Митрофанушка и не имеет мотивации учиться и становиться умнее. Его все устраивает также, как все устраивает родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан.

Отношение к родителям

Госпожа Простакова и ее муж любят своего сына и делают для него все возможное. Мать Митрофана буквально боготворит его, считая сына во всем правым. Родители героя заботятся о нем, хотя и слишком опекают. Но Митрофан не ценит родительскую заботу, он считает, что они обязаны ему. Это с самого детства воспитывает в персонаже ощущение вседозволенности. Родители балуют его, выполняя все его прихоти. Это приводит к огромной избалованности Митрофанушки и к его равнодушному отношению к собственным родителям. Герой часто срывается на них, а в финале комедии Фонвизина Митрофанушка просит госпожу Простакову «отвязаться» от него, потому что она ему надоела.

Нравственные ценности

Митрофан — настоящий эгоист. Он думает только о себе и своих желаниях. В герое нет ни капли сострадания или милосердия. Митрофанушка жесток ко всем окружающим. Он грубит своей няне, которая воспитывает его с самого рождения. Митрофан не слушается учителей, презирает их и обзывает. Герой бунтует против своих родителей. Показательной деталью является то, что Митрофан жалеет свою мать, когда ей приснилось, что она бьет господина Простакова. Сыну не жаль того, что мать бьет отца, он жалеет госпожу Простакову, которая, видимо, уже устала бить мужа. Это говорит о том, что семейные ценности полностью отсутствуют у Митрофана. Он уверен в том, что является главным в семье, что все родные и близкие должны прислуживать ему.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» названа в честь неуча и бездельника. Митрофанушка — один из центральных персонажей пьесы. Лень, бездействие, эгоизм и равнодушие — основные его внутренние качества. Описание Митрофана позволяет сказать об обобщенном образе дворянства.

Взаимоотношения с родителями

Митрофана очень любят его родители. Мать — госпожа Простакова — боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.

Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.

Жизненные цели

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него — это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

Отношение к учебе

Образ Митрофанушки, говоря кратко, олицетворяет негативное отношение к образованию. В «Недоросле» рассказ об учебе Митрофана очень комичен. Герой занимался образованием только из-за того, что так было положено в обществе. Сама госпожа Простакова, которая решила нанять Митрофану учителей, считала науку пустотой. Это сильно повлияло и на мировоззрение ребенка, который, как и мать, стал считать образование пустой тратой времени. Если бы можно было оставить образование, Митрофан с радостью это бы сделал. Однако указ Петра I, о котором негласно упоминается в «Недоросле», обязывал всех дворян проходить учебный курс. Образование и получение знаний для Митрофанушки становится обязанностью. Мать героя не смогла привить желание у своего сына, поэтому он стал считать, что он обойдется и без знаний. За четыре года обучения он не достиг никаких результатов. Необразованности способствуют и учителя Митрофанушки, для которых важны были только материальные ценности. К своим учителям Митрофанушка относится неуважительно, называя их различными обзывательствами. Он видел свое превосходство над ними, поэтому позволял вести себя так.

Значение имени

%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D0%94.%D0%98.-%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%C2%AB%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8C%C2%BB.jpg

Одним из основных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» предстает Простаков Митрофан, юный дворянин, недоросль. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать». И молодой человек с успехом подтверждает свое имя.

Уже с юных лет Митрофан научился грубости и неуважению к людям. Как и Простакова он воспринимает крепостных как предметы, не имеющие чувств и эмоций. Как его мать относится к отцу – бранится на него, порой поднимает на него руку, так и Митрофан относится к своим родителям – даже в простом разговоре называет их обоих дрянью. А в сложную для матери минуту (в финале пьесы) и вовсе отказывается от нее.

Влияние Простаковой на становление личности недоросля

Мать проявляла заботу об образовании сына, но делала она это лишь для отвода глаз – руководствуясь государственным указом о необходимости науки для поступления на службу.

Учителей Митрофана нельзя назвать специалистами, но даже то немногое, что они пытаются передать ему, он не способен воспринимать. Возможно, тут тоже сказывается влияние матери – она убеждает сына учиться только для глаз, просит его не сильно то вслушиваться в слова преподавателей, больше ориентироваться на ее советы. Из всех учителей хвалит недоросля только Вральман, желая добиться расположения Простаковой. Но фамилия Адама Адамыча говорит сама за себя.

Слушаясь советов матери, Митрофан не знал элементарных правил грамматики и арифметики, не имел представления об истории страны и географическом положении государств.

Отношение к родственникам

Несмотря на заботу матери, Митрофан не питает уважения ни к ней, ни к отцу. Тут тоже значителен пример матери – она не уважает никого вокруг, также ведет себя и сын. Ему совершенно не жаль Простакову, он пренебрегает ей, не уважает ее, играет ее чувствами ради собственной прихоти.

Отец для него имеет еще меньшее значение. Скорее всего потому, что Простаков, боясь гнева жены, постоянно хвалит отпрыска, совершенно без причины. Дяде Митрофан всегда хамил и побаивался его гнева. Другими словами, никто из семьи недоросля не удостоился его любви. Думаю, он попросту не умел любить и не знал, то такое чувство вообще существует.

Заключение

В финале комедии все получают то, что заслужили: Простакова отречение собственного сына, Митрофан отправляется служить. Остается только надеяться, что служба окажет на него благотворное влияние, и он хоть что-то поймет в этой жизни, осознает свои ошибки и исправит их.

Современным молодым людям тоже стоит задуматься над проблемой Митрофана. Не случайно произведение не утратило актуальности и в наше время – нынешние недоросли порой совершают те же проступки, что и Митрофанушка почти три века назад.

До того как простакова потеряла власть, митрофан показывал свою лже-любовь к матери. а после того как её отстранили от дел, он сказал ей отвязаться от него, чем довёл женщину до обморока.

Ответ разместил: Гость

отношение к чацкому второстепенных персонажей целиком и полностью основывается на озвученном кем-либо мнении, обнажая неспособность к самостоятельному анализу и оценке. скалозуб, которому фамусов отрекомендовал чацкого как «делового, малого с головой, славно пишущего и переводящего”, остается при этом мнении даже после монолога главного героя «а судьи кто? ! ”, где речь идет об алчной страсти к чинам и мундирам. тугоуховские обмеряют чацкого шкалой знатности и состоятельности, опираясь на слова натальи дмитриевны горич. репетилов занимается пред чацким самобичеванием, самоуничижением, выражает ему всю преданность, уважение, едва ли представляя даже, кто есть главный герой на самом деле. каждый из участников комедии кривит зеркало, в котором отражен чацкий, на свое собственное усмотрение. «не суди да несудим будешь” — гласит древняя народная мудрость. истинность ее неоспорима, и именно она стоит гербовой печатью на всей комедии «горе от ума”. будучи беспощадным судьей нравов и обычаев московского общества, чацкий сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, зато есть множество самых разных обвинителей. задавая свой риторический вопрос, главный герой не получает на него однозначного ответа, ибо риторический вопрос такового ответа не имеет, по определению.

Ответ разместил: Гость

настоящий читатель — это не тот, кто читает книги взахлеб, этот тот человек, который читает «с умом».он читает с наслаждением,обдумывая каждое предложение, раздумывая над каждым персонажем.настоящий читатель видит положительных и отрицательных героев книги; он дает оценку каждому из них.он имеет свое мнение о прочитанном и может аргументировать его.читая книгу, он не боится потратить свое драгоценное время, во время чтения он мыслит, развивается, становится мудрея, делает свои выводы.

kasterina-illjustracija-nedorosl-fonvizin.jpg

В комедии «Недоросль» Фонвизина затрагивается множество важных тем, в том числе тема материнской любви. Ниже представлены материалы по теме «Материнская любовь в комедии «Недоросль»», описание отношения госпожи Простаковой к ее сыну Митрофану и т.д.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Недоросль»

Тема материнской любви в комедии «Недоросль» Фонвизина

В. Н. Малинин о слепой материнской любви в «Недоросле»:«…сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы. <…> Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. <…> Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее.»(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)С. С. Дудышкин о материнской любви в «Недоросле»:«…Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов …<…> Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет: эта лучшая характеристика такой любви. Она сварлива, никому не подчиняется, но любовь к сыну может ее подвинуть на унижение, подличанье перед Стародумом; в ее глазах имеют значение одни физические силы и богатства; все остальное — тлен. Ум и сердце ее беспрестанно заняты коплением денег для Митрофанушки, всякого рода стяжаниями в пользу его; она даже его учит, потому что говорят, будто ученье начинает приносить пользу молодым людям; но в действительную пользу учения она нисколько не верит, и потому соблюдает один внешний обряд учения. <…> …она верит Вральману больше, нежели Кутейкину и Цыфиркину… <…> Митрофан есть то лицо, которое составляло задушевную тревогу ее жизни; эта пружина всех ее действий. Фонвизин выбрал женитьбу Митрофана как лучшее средство показать натуру Простаковой, и в этом случае поступил удачно, потому что это был действительно тот пункт, от соприкосновения с которым вся природа Простаковой освещалась ярким пламенем. <…> это была та нежная струна ее сердца, которую стоило затронуть, чтоб заговорило ее ретивое*…» (*ретивое — сердце) (С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», журнал «Отечественные записки», 1847 г. № 8 и 9)Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.

Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…»

Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Значение Митрофана в комедии

Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

<?xml encoding=»utf-8″ ?

Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.

Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.

Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.

Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.

“Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.

У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.

Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”

Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.

Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.

Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.

Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.

Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.

Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.

Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.

Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.

К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.

Ева Усольцева полностью раскрыла тему: «отношение к матери до трагической развязки и после нее» и предлагает ознакомиться с ней а так же использовать рекомендации в своих отношениях.

Простакова слепо любит своего Митрофанушку, и во всем ему потакает. Такое воспитание развили в Митрофане задатки абсолютного невежества. У него нет ни любви, ни привязанностей к окружающим. Мать для него всего лишь постоянная заступница. А когда Простакова теряет свою власть и оказывается в унизительном положение, она просто теряет ценность для Митрофана. Он уже чувствует властвующее положение Стародума. Теперь ему ничего не стоит сказать: «Да отвяжись, матушка, как нвязалась..» Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия до стойные плоды», Стародум как раз имеет в виду плоды воспитание Митрофанушки

5. В какой главе путешественник разговаривает с крестьянином, о чём крестьянин ему рассказывает? (+может спросить о том, кого этот крепостной считает ещё страшнее барина)

В главе “Люблин»” путешественник встречается с земледельцем. Сначала автор подумал, что землепашец (никто иной, как) раскольник, раз даже по воскресеньям работает. Однако крестьянина то заставляет нужда. Чтобы прокормить своих шестерых малолетних детей ему приходится трудиться и в воскресенье. Остальные шесть дней он работает на барина, чтобы заплатить барщину. Но, по словам земледельца, это не самае страшное. Он говорит, что целые деревни с крестьянами стали отдавать в аренду так называемым голым наемникам (помещики-арендаторы) Они то с мужиков три шкуры дерут: зимой ни в извоз не пускают, ни на работу в город. И пожаловаться на них некому.

6 вариант

Когда появился гражданский шрифт?

В петровское время в 1708 году появляется гражданская азбука. В Амстердаме купец Гессинг отливает первые буквы гражданского алфавита, которые отличаются от кириллицы начертанием букв и ударением. Позже литеры гражданского алфавита были привезены в Россию. Первой книгой, напечатанной новым шрифтом, стала «Геометрия». Позже, под руководством самого Петра, все петербургские типографии перешли на печатание книг новыми гражданскими буквами.

Русские классицисты и их манифест

185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Митрофан — центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Данный материал, помогающий в написании сочинения «Митрофанушка («Недоросль»)», раскроет мировоззрение персонажа, которое помогает понять основную мысль всего произведения.

Отношение к образованию

Митрофанушке 15 лет. Он 4 года занимается с учителями, которых наняли госпожа и господин Простаковы для своего сына. Однако за это время Митрофан ничему не научился. Как отмечает один из его учителей, Митрофанушка «вперед шагать не любит».

Со своими учителями Митрофан учит грамоту, арифметику, французский язык и другие науки. За то время, которое герой потратил на обучение, он смог достичь только минимальных успехов: Митрофан умеет читать по слогам, считать до трех. Французского языка недоросль не знает вовсе.

Во многом такие неудачи связаны с тем, что учителя Митрофана сами мало что понимали в преподаваемых предметах, однако основной причиной необразованности Митрофанушки является его нежелание учиться. Он мечтает о женитьбе, а не о том, чтобы стать умнее.

Родители Митрофана не видят то, что их сын глуп, они его поддерживают и хвалят, поэтому Митрофанушка и не имеет мотивации учиться и становиться умнее. Его все устраивает также, как все устраивает родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан.

Отношение к родителям

Госпожа Простакова и ее муж любят своего сына и делают для него все возможное. Мать Митрофана буквально боготворит его, считая сына во всем правым. Родители героя заботятся о нем, хотя и слишком опекают. Но Митрофан не ценит родительскую заботу, он считает, что они обязаны ему. Это с самого детства воспитывает в персонаже ощущение вседозволенности. Родители балуют его, выполняя все его прихоти. Это приводит к огромной избалованности Митрофанушки и к его равнодушному отношению к собственным родителям. Герой часто срывается на них, а в финале комедии Фонвизина Митрофанушка просит госпожу Простакову «отвязаться» от него, потому что она ему надоела.

Нравственные ценности

Митрофан — настоящий эгоист. Он думает только о себе и своих желаниях. В герое нет ни капли сострадания или милосердия. Митрофанушка жесток ко всем окружающим. Он грубит своей няне, которая воспитывает его с самого рождения. Митрофан не слушается учителей, презирает их и обзывает. Герой бунтует против своих родителей. Показательной деталью является то, что Митрофан жалеет свою мать, когда ей приснилось, что она бьет господина Простакова. Сыну не жаль того, что мать бьет отца, он жалеет госпожу Простакову, которая, видимо, уже устала бить мужа. Это говорит о том, что семейные ценности полностью отсутствуют у Митрофана. Он уверен в том, что является главным в семье, что все родные и близкие должны прислуживать ему.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/harakteristika-mitrofanushki.html
  • https://the-planes.ru/otnoshenie-mitrofana-k-materi-do-i-posle-d-i-fanvizin-nedorosl-otnoshenie.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/materinskaja-ljubov-nedorosl-fonvizin.html
  • https://grinch-rp.ru/beremennost/fonvizin-nedorosl-otnoshenie-mitrofana-k-materi-pochemu.html

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Вопросы к семинару

  1. Что вы узнали о госпоже Простаковой? Какие черты ее натуры подметили? Подтвердите примерами из текста, как подчеркивает Фонвизин, что Простакова – не случайное явление в русской действительности? Приведите примеры других произведений о жестокости крепостников.
  2. Докажите, что Скотинин – типичный крепостник, что невежество, грубость, тупая сила, «скотские» интересы – основные черты персонажа.
  3. Как заканчивается комедия? Случалось ли вам слышать о фактах, чтобы помещика когда-нибудь отстранили от управления своим имением за жестокость? Почему такую концовку сочинил Фонвизин?
  4. Что можно сказать о положительных героях комедии? Чьи мысли и взгляды выражают Милон, Правдин и Стародум? Почему положительные герои изображены несколько схематично, однообразно?
  5. Выдержаны ли в пьесе все правила классицизма?
  6. К положительным или отрицательным героям вы отнесете Еремеевну, Цыфиркина?

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Практическая работа

  1. Синтаксический практикум (выполнение упражнения «Продолжи предложение»)
    • Если вначале Простакова не церемонится с Софьей, то … .
    • Простакова может прикинуться и ласковой, когда… .
    • Сразу же можно увидеть, что … .
    • Первые же сцены убедили меня в том … .
    • Простакова обращается к сыну за сочувствием, но он … .
    • Говоря о воспитании и просвещении, Стародум считает, что … .
  2. Выполнить одно из заданий (по выбору)
    2.1. Составить речевую характеристику Скотинина.

    • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Скотинина.
    • Докажите материалами комедии, что весь лексический состав речи Скотинина характеризует его «скотский» характер. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

2.2. Составить речевую характеристику Простаковой.

  • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Простакову.
  • Проанализируйте обращения в речи Простаковой, поясните, как они меняются в зависимости от ситуации.
  • Докажите материалами комедии, что обнаруживает характер человека грубого, несдержанного, самодура. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

2.3. Составьте речевую характеристику Стародума.

  • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Стародума.
  • Докажите материалами комедии, что речь Стародума насыщена книжной лексикой, свидетельствует о его образованности и высокой нравственности. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.
     

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Литературный диктант № 1

  1. Кем приходится Митрофану Скотинин?
  2. Кто из учителей Митрофана оказался бывшим слугой Стародума?
  3. Кто из учителей Митрофана был исключен из семинара, потому что «убоялся бездны премудростей»?
  4. Вставьте в фрагмент рассказа Скотинина о том, как он служил в гвардии, недостающее слово: «Бывало, на съезжей и перекличке как закричит Тарас Скотинин: «А я во все …. «Я»!
  5. Как зовут племянницу Стародума?
  6. Кто из героев говорит: «Как путто пы до арихметики пыли люди тураки несчетные!»
  7. Как Цыфиркин называл дроби?
  8. Кто во сне Митрофана попадает под горячую руку его матушки?
  9. Кто из героев комедии кричит: «За людей приниматься?»
  10. Как Правдин называет Митрофана в последнем явлении комедии, когда тот отталкивает свою мать?
  11. Вставьте последнее слово в высказывание Стародума, которым завершается комедия: «Вот злонравия достойные…!»

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Литературный диктант № 2

  1. С какой сцены начинается комедия?
  2. Как господин Простаков оценил новый кафтан сына?
  3. Какой праздник намечается в этот день в доме Простаковых?
  4. Почему Митрофан «протосковал до самого утра»?
  5. Как Митрофан собирается «сам выздороветь»?
  6. Как в доме Простаковых появилась воспитанница?
  7. Каким образом Скотинин восполняет убытки, причиненные ему соседями?
  8. С какой целью Скотинин хочет жениться на Софье?
  9. Почему известие о том, что Стародум жив, испугало госпожу Простакову?
  10. Кого из учителей и за что нахваливает госпожа Простакова?
  11. Что изменилось в отношениях брата и сестры после прочтения письма?
  12. Почему письмо повлияло на отношение госпожи Простаковой к Стародуму, Софье и Скотинину?
  13. О чем Правдин узнает от Милона?
  14. Что имеет в виду Скотинин, говоря, что он «своих поросят завести» хочет?
  15. О ком Митрофан говорит: «Пострел их побери и с Еремеевной»?
  16. Дополните слова Простаковой: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то …., то….; тем и дом держится!»
  17. Почему Стародум ушел в отставку с военной службы?
  18. Почему Стародум отказался от службы при дворе?
  19. Чем закончился последний урок Митрофана по арифметике?
  20. Без чего, по мнению Стародума, «умный человек – чудовище»?
  21. Чем Милон понравился Стародуму?
  22. Почему Митрофану незачем, по мнению матери, изучать географию?
  23. За что Стародум прощает Простакову?
  24. Какой указ объявляет Простаковым Правдин?

  • Рассказ о городе самара
  • Рассказ о городе набережные челны 3 класс
  • Рассказ о городе новосибирск
  • Рассказ о городе нерюнгри
  • Рассказ о городе калинове от лица катерины