Рассказ о городе новосибирск

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города новосибирска детский сад 331

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосиби...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосиби

    Описание слайда:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
    города Новосибирска «Детский сад № 331 комбинированного вида»

    Краткосрочный познавательный проект
    Мой город — Новосибирск
    Авторы:

    Кривенчук Н.В.
    высшая кв. категория

    Богданова Т.В.
    высшая кв. категория

  • 2 слайд

    Актуальность Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание пат

    Описание слайда:

    Актуальность
    Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма, основы которого начинают формироваться в дошкольном возрасте. Большое значение для познавательно, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок.
    Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления о родном городе.
    Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
    Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной для детей нашей группы.

  • 3 слайд

    1этап. Выбор темы Что мы знаем? 1. Новосибирск - это город, в котором мы

    Описание слайда:

    1этап. Выбор темы
    Что мы знаем?
    1. Новосибирск — это город, в котором мы живём.
    2. Это большой и красивый город.
    3. В нашем городе есть много театров, цирк и большой зоопарк.
    4. У нас построено много памятников.
    5. Много знаменитых людей живёт в нашем городе.
    Что хотим узнать?
    1. Почему наш город называется Новосибирск?
    2. Есть ли свой флаг и герб у нашего города?
    3. Какие виды транспорта есть в нашем городе?
    4. Какие достопримечательности есть в нашем городе?
    5. Какие реки протекают через Новосибирск?

    Откуда можно узнать?
    1. Беседа с воспитателем.
    2. Беседа с родителями.
    3. Дидактические игры.
    4. Чтение художественной литературы и энциклопедий.
    5. Просмотр видеофильмов и телепередач.
    6. Занятия в детском саду.
    7. Экскурсии по городу.
    8. Рассматривание открыток, картин, иллюстраций.

  • 4 слайд

    Участники проекта: воспитатели, дети старшей комбинированной группы, студентк

    Описание слайда:

    Участники проекта: воспитатели, дети старшей комбинированной группы, студентка, учитель-логопед, физ. руководитель, психолог, родители.
    Цель проекта:
    Способствовать формированию у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания.
    Задачи проекта:
    систематизировать знания о названии улиц и площадей, достопримечательностях города;
    познакомить с символикой нашего города: флаг, герб;
    активизировать и расширять словарный запас дошкольников, развивать связную речь;
    воспитывать чувство гордости за свой город и свой край.

  • 5 слайд

    2 этап. Сбор информации Подбор художественной и методической литературы; Под

    Описание слайда:

    2 этап. Сбор информации

    Подбор художественной и методической литературы;
    Подбор наглядного материала: плакаты, иллюстрации, фотографии, открытки с видами г. Новосибирска.
    Беседы: «Флаг, герб города Новосибирска», «Чем славен наш город», «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники, «О названиях улиц родного города», «Что мне нравится в Новосибирске».
    Подбор дидактических игр: «Собери герб Новосибирска», лото «Наш город»,
    «Назови памятник», «Путешествие по городу», «Разрезные картинки»,
    «Прошлое-настоящее», «Найди флаг нашего города».
    Сюжетно–ролевые игры: «Путешествие по городу», «Экскурсовод».
    Подбор дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, речевых игр, подвижных игр, дидактических игр. 
    Оформление выставки «Я люблю Новосибирск ».

  • 6 слайд

    Развивающая среда

    Описание слайда:

    Развивающая среда

  • 7 слайд

    Дидактические игры

    Описание слайда:

    Дидактические игры

  • 8 слайд

    3 этап. Реализация проекта.Рассматривание картин, иллюстраций, открыток, фото

    Описание слайда:

    3 этап. Реализация проекта.
    Рассматривание картин, иллюстраций, открыток, фотографий с видами города Новосибирска.
    Беседы: «Флаг, герб города Новосибирска», «Чем славен наш город», «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники, «О названиях улиц родного города», «Что мне нравится в Новосибирске».
    Чтение художественной литературы: В. Шамов «Новосибирские сказки», В. Степанов «Наш дом», М. Сергеев «Сказка о рождении Сибирячка», «В соболином краю». Загадывание загадок, чтение стихов, знакомство с пословицами и поговорками о городе.
    Дидактические игры: «Собери герб Новосибирска», лото «Наш город», «Профессии нашего города», «Путешествие по городу», «Разрезные картинки», «Прошлое-настоящее», «Найди флаг нашего города».
    Подвижные игры: «Города», «Защищай город», «Светофор».
    Сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод», «Путешествие по городу», «Профессии нашего города».
    Дыхательная гимнастика «Мой дом», «Постовой»; речевые игры «Назови ласково», «Подбери признаки».
    Аппликация «Мой город», рисование гуашью «Высотки», рисование карандашами «Я по городу гуляю», пластилинография «Флаг», конструирование «Строительство домов» («Лего»).

  • 9 слайд

    В основе реализации проекта лежит принцип интеграции всех участников образова

    Описание слайда:

    В основе реализации проекта лежит принцип интеграции всех участников образовательного процесса:
    Проект «Мой город – Новосибирск»
    Студентка
    Воспитатели
    Руководитель физ. воспитания
    Учитель — логопед
    Психолог
    Родители
    Дети

  • 10 слайд

    Знакомство с достопримечательностями

    Описание слайда:

    Знакомство с достопримечательностями

  • 11 слайд

    Чтение художественной литературы

    Описание слайда:

    Чтение художественной литературы

  • 12 слайд

    Сюжетно-ролевые игры«Путешествие по городу»«Расскажи про свой город»

    Описание слайда:

    Сюжетно-ролевые игры
    «Путешествие по городу»
    «Расскажи про свой город»

  • 13 слайд

    «Учитель»«Повар»

    Описание слайда:

    «Учитель»
    «Повар»

  • 14 слайд

    «Строительство домов»«Доктор»«Собери по схеме»«Новосибирские учёные»

    Описание слайда:

    «Строительство домов»
    «Доктор»
    «Собери по схеме»
    «Новосибирские учёные»

  • 15 слайд

    Наше творчествоРисование «Высотка»

    Описание слайда:

    Наше творчество
    Рисование «Высотка»

  • 16 слайд

    Аппликация «Город»

    Описание слайда:

    Аппликация «Город»

  • 17 слайд

    Рисование карандашами «Я по городу гуляю»

    Описание слайда:

    Рисование карандашами «Я по городу гуляю»

  • 18 слайд

    Пластилинография «Флаг России»

    Описание слайда:

    Пластилинография «Флаг России»

  • 19 слайд

    Работа с учителем-логопедом

    Описание слайда:

    Работа с учителем-логопедом

  • 20 слайд

    Работа с психологом

    Описание слайда:

    Работа с психологом

  • 21 слайд

    Работа с сенсорной доской «Лунтик в городе»

    Описание слайда:

    Работа с сенсорной доской «Лунтик в городе»

  • 22 слайд

    Работа с родителямиПроект «Мой город – Новосибирск»Участие в проектахПомощь р

    Описание слайда:

    Работа с родителями
    Проект «Мой город – Новосибирск»
    Участие в проектах
    Помощь родителей в оформлении выставки
    Размещение информации в родительском уголке
    Помощь родителей в сборе информации
    Индивидуальные беседы

  • 23 слайд

    4 этап. Заключительный Оформление выставки «Я люблю Новосибирск». Квест-игра

    Описание слайда:

    4 этап. Заключительный
    Оформление выставки «Я люблю Новосибирск».
    Квест-игра «Путешествие по городу». 

  • 24 слайд

    Выставка «Я люблю Новосибирск»

    Описание слайда:

    Выставка «Я люблю Новосибирск»

  • 25 слайд

    Квест-игра «Путешествие по городу»

    Описание слайда:

    Квест-игра «Путешествие по городу»

  • 26 слайд

    Рассказ о городе новосибирск

  • 27 слайд

    Ожидаемые результаты:У детей повысился интерес к родному городу, расширились

    Описание слайда:

    Ожидаемые результаты:
    У детей повысился интерес к родному городу, расширились представления о городе Новосибирске, об истории его возникновения, о названии улиц и площадей, о людях-героях, народных промыслах, местных достопримечательностях города;
    Повысился уровень связной речи, дети могут составить небольшой рассказ о любимом месте отдыха своей семьи;
    Родители совместно с детьми активно приняли участие в пополнении развивающей среды группы, а так же были активными помощниками в ходе проекта.

  • 28 слайд

    Вывод: Таким образом, проект имеет большое значение в формировании у детей

    Описание слайда:

    Вывод:
    Таким образом, проект имеет большое значение в формировании у детей таких чувств как гордость за свою малую Родину.  
    Данный проект является одним из первых этапов патриотического воспитания дошкольников, когда мы воспитываем чувства уважения к дому, к семье, малой Родине, её природе, людям.  Мы хотели своим проектом привлечь внимание родителей к истории нашего города и его достопримечательностям. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только
    при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников, которые стали активными участниками нашего проекта.
    Разработанные к проекту мероприятия помогут воспитателям спланировать совместную деятельность по расширению представлений детей старшего дошкольного возраста о городе Новосибирске, увидеть уникальность родного города.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ о городе новосибирск

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ о городе новосибирск

  • Сейчас обучается 542 человека из 79 регионов

Рассказ о городе новосибирск

  • Сейчас обучается 2929 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Общая информация

Похожие материалы

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Иду в детский сад»

  • Конспект занятия для дошкольников «Счет до 10»

  • Конспект«Путешествие в страну Математику»

  • Проект летней деятельности педагога — психолога «Разноцветное лето»

  • Технологическая карта дидактической игры «Будь внимателен» для детей средней группы

  • Рекомендации родителям «Обучение башкирскому языку в ДОУ»

  • Интегрированное занятие по познавательному развитию в средней группе «В сказочном лесу»

  • Видеоурок «Кремль», подготовительная группа.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»

Историки подводного флота и корабелы старшего поколения утверждают: такого не было как минимум полвека. Чтобы в один день сразу две новейшие атомные подлодки — стратегический ракетоносец серии «Борей-А» и многоцелевой подводный охотник из семейства «Ясень-М» — передавали в боевой состав ВМФ России.

Во вторник, 21 декабря 2021 года, это случилось.

Тот, кто смотрел в этот день новостные программы на главных российских телеканалах, смог узнать и военную тайну — имя командира АПЛ «Новосибирск». В этой должности его представил стране и миру президент России и Верховный главнокомандующий Владимир Путин. Обращаясь к участникам церемонии по видеоконференцсвязи, он рассказал, что в семье капитана первого ранга Максима Шпирко в разные годы служили во флоте семь человек, и все были офицерами. Президент привлек внимание к этому факту, назвал примером сохранения традиций ВМФ, верного служения Родине и флоту.

В тот же день и тот же час вместе с капитаном I ранга Шпирко Андреевский флаг для своего корабля торжественно принимал командир стратегического ракетного крейсера «Князь Олег» Игорь Голубев. Его имя и звание (на тот момент — капитан II ранга) раскрыли на публике чуть раньше — в момент вывода нового ракетоносца из стапельного цеха для спуска на воду и последующих испытаний.

На плечах Шпирко и Голубева теперь не только каперанговские погоны, но и высочайшая ответственность перед флотом и страной за те корабли, что вверены их экипажам. Вместе с ними эту персональную ответственность разделяют еще как минимум два человека. Их имена не секретят так строго, как принято у военных, но и не светят без надобности на каждом углу.

На корабле и на заводе, где корабль рождается, этих людей в разные годы на разных этапах называли по-разному: руководитель работ, старший строитель, «крестный отец», «директор парохода». А еще — «царь, Бог и воинский начальник» в одном лице. Сейчас на «Севмаше» эта должность официально именуется «ответственный сдатчик».

На АПЛ «Новосибирск» это Максим Сидоренко. И первый серийный «Ясень-М» в его послужном списке тоже первый. А до этого был стратегический ракетоносец серии «Борей» — тот «заказ» Сидоренко вел в роли заместителя ответственного сдатчика.

— Оба проекта своеобразны и мне по-своему дороги, — говорит немногословный Максим Григорьевич. — Первая лодка — это, конечно, особенно теплые воспоминания, хотя не просто все получалось… А на «Ясене», который меньше габаритами, внутри не так просторно, как на стратегической лодке. Поэтому первое время и с моим ростом привыкать приходилось. Но ничего, ко всему люди привыкают. Вот и мы «сжились» — все нормально…

«Ясень», и тем более «Ясень-М» — проект сложный, отмечает Сидоренко. И потому в постройке занимает продолжительное время. Да и программа его испытаний весьма насыщенная.

— Но мы справились — за одну навигацию отходили и заводские, и государственные испытания. Предусмотренная программа, включая пуски ракет, выполнена. И показала полное соответствие характеристикам, заложенным в проект…

А еще, признается Максим, его «Новосибирск», очень красив внешне: стремительный, обтекаемый — как и другие корабли этой серии, спроектированные в «Малахите».

У экипажа и сдаточной команды ракетного крейсера «Князь Олег», который спроектирован в «Рубине», свои представления о прекрасном. И ревности к коллегам там не испытывают.

— Горжусь и благодарю судьбу, что довелось участвовать в создании этого прекрасного корабля, — признался ответственный сдатчик «Князя Олега» Михаил Ползиков. — Причем с самого начала: с момента контрактации и изготовления первых металлических блок-секций.

Коренной северянин, выросший в семье работников «Севмаша», он был назначен на эту должность в 31 год. Похоже, у руководителей верфи были на то весомые основания. Вот что писала о Ползикове заводская газета «Корабел».

«Учился во втузе — филиале Санкт-Петербургского кораблестроительного университета, по системе «завод-втуз». Практику проходил в корпусно-сварочном производстве, пять лет работал электросварщиком. По окончании учебы в 2005 году стал мастером на участке, который располагался в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Тогда-то и приметил его как перспективного молодого специалиста известный корабел Виталий Агафонов, бывший ранее ответственным сдатчиком на подводных лодках «Брянск» и «Томск».

— Этому человеку я доверял, к его мнению прислушивался, поэтому без особых раздумий пошел на собеседование, — рассказывает сам Михаил. — И с февраля 2006 года приступил к обязанностям строителя по корпусной части…

А потом — пять лет на строительстве головной АПЛ нового поколения «Юрий Долгорукий», в команде ответственного сдатчика Николая Семакова. Под руководством Семакова и его личном участии на «Юрии Долгоруком» выпестована целая плеяда молодых корабелов, которые теперь приняли на себя ответственные и важные заботы на строительстве кораблей проектов «Ясень» и «Борей».

— Эдуард Усов, Сергей Николаев, Сергей Котцов, Александр Рогатых, Дмитрий Кулаковский, — перечисляет Михаил Ползиков. — Их имена связаны с АПЛ «Северодвинск», «Владимир Мономах», «Князь Владимир», «Казань» и другими строящимися или уже вошедшими в состав ВМФ подводными кораблями…

На головном «Юрии Долгоруком» Ползиков вел корпусные работы, занимался всей наружной частью корабля, спасательными устройствами и водяными системами. Потом была АПЛ «Князь Владимир», а с июня 2013-го — «Князь Олег». Этот «заказ», как уже сказано, он вел с момента закладки.

«Объем работы очень большой, — признавался Михаил Павлинович в газете «Корабел» перед этапом гидравлических испытаний. — В огромном количестве поступает вварочное насыщение корпусных конструкций, все надо ввести в графики, отслеживать ход работ. Нужны дополнительно сварщики, сборщики».

Преодолевать неизбежные трудности помогали опытные строители Андрей Добродеев, Иван Швецов, Игорь Дмитров. А трудности в таком деле как строительство современной атомной подводной лодки были, есть и будут всегда.

— Михаила знаю давно, — говорил в те напряженные дни Николай Семаков. — Грамотный, ответственный, умеет работать с людьми, способен оперативно решать серьезные производственные задачи. Уверен, что коллектив, которым он руководит на строительстве 205-го, цели добьется…

205-й — это номер заказа, если угодно, заводской «паспорт», по которому строили на «Севмаше» первый серийный ракетоносец «Борей-А». Строили на совесть, с горячим желанием передать флоту боеготовый корабль в установленные сроки. И желанный день настал: 21 декабря 2021 года «Князь Олег» поднял Андреевский флаг и был зачислен в состав ВМФ.

За экипаж Игоря Голубева и сдаточную команду «Князя Олега» в этот день радовалась вся семья Ползиковых. И сам Михаил Павлинович, и жена — учительница начальных классов, и трое их сыновей, и родители Михаила, и брат Александр, пошедший по его и родительским стопам…

«Рассказ о Михаиле Ползикове будет не полным, — снова цитирую заводскую многотиражку, — если не упомянуть о его спортивной закалке. Михаил много лет занимался флорболом, имеет звание мастера спорта, неоднократный чемпион России — в составе сборной Северодвинска».

И только «Юрий Долгорукий», а затем уже «Князь Олег» потребовали полной самоотдачи и не нормированного рабочего дня. Но спорт из жизни не ушел. Он, как и раньше, дисциплинирует, укрепляет характер, учит ставить достойные цели. И — побеждать.

Прямая речь

Максим Сидоренко, ответственный сдатчик АПРК «Новосибирск»:

— Корабль прошел полный цикл заводских ходовых и государственных испытаний. Но еще до выхода в море и в самом начале ЗХИ мы сумели устранить замечания, которые возникли при испытаниях АПЛ «Казань» — головной в нашей серии. Корабли однотипные, требования к ним аналогичные, поэтому у нас была возможность сработать на опережение — разобраться по некоторым замечаниям и снять их на этапе заводских испытаний — до предъявления государственной комиссии.

А вообще за время работы на этом заказе у нас сформировался хороший, сильный коллектив строителей. И часть молодых ребят, которые здесь выросли в настоящих профессионалов, уверен, пойдут дальше, проявят себя на строительстве других заказов, а школа «Новосибирска» будет в помощь. Своим успехом мы обязаны, конечно, всему коллективу «Севмаша», проектно-конструкторским организациям, с которыми тесно взаимодействовали, поставщикам оборудования, военной приемке. Отдельное спасибо командиру корабля и экипажу — вместе с ними прошли и заводские ходовые, и государственные испытания. И смогли убедиться: экипаж ценит свой корабль и стремится овладевать всеми навыками в управлении им.

Михаил Ползиков, ответственный сдатчик РПКСН «Князь Олег»:

— Никогда не пропадало чувство, что корабль растили как ребенка — насыщали его оборудованием, системами, прокладывали трубопроводы, кабельные трассы… В определенный момент у корабля «забилось сердце» — пустили собственный реактор, и дальше все стальное и холодное постепенно оживало. Мы учили корабль ходить, видеть, слышать — в общем чувства приятные, сравнимы с рождением нового человека.

«Князь Олег» — первый серийный корабль. При разработке его конструкторской документации многое изменено и дополнено в сравнении с кораблями предыдущей серии. Здесь полностью обновлены комплексы связи, комплекс радиолокации, навигации. Корабль стал тише под водой по акустическим характеристикам, быстрее, маневреннее. Есть элементы автоматизации, которые следят за правильностью выполнения экипажем той или иной последовательности действий. Человеческий фактор исключить нельзя, управляет кораблем человек, но при этом система помогает в какой-то сложный момент выбирать правильное решение. Или — предупредить о возможной неполадке, повреждении оборудования, нештатной ситуации…

У нашего корабля — новое, современное вооружение. Внедрено много нужных, тщательно продуманных конструкторских решений. А еще — сильный, сплоченный экипаж во главе с талантливым командиром. И нам не стыдно передавать полностью готовый, испытанный в море корабль.

png;base64,iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAAAEAAAABCAQAAAC1HAwCAAAAC0lEQVR42mNkYAAAAAYAAjCB0C8AAAAASUVORK5CYII=

Ксения Пинерова переехала в Красноярск вместе с мужем и трехлетним сыном год назад Ксения Пинерова


© Ксения Пинерова
Ксения Пинерова переехала в Красноярск вместе с мужем и трехлетним сыном год назад Ксения Пинерова

В предыдущем выпуске рубрики «Вы отсюда и сюда» мы рассказали историю переезда из Новосибирска в Москву — приводили удачные и неудачные примеры, раскрыли подводные камни. Некоторые остались довольны своим решением, а кто-то предпочел вернуться и посмотрел на свой город по-новому. Сегодня мы поговорим с сибиряками, которые переехали в Красноярск. Вечный спор, какой из городов лучше, наверное, никогда не будет разрешен. Публикуем рассказ Ксении Пинеровой — вместе с семьей она переехала в соседний город в августе 2020 года.

Про жилье

— Мы переехали в Красноярск чуть больше года назад в связи с повышением мужа и новым назначением в другом городе. В Новосибирске жили в Калининском районе, около станции метро «Заельцовская», снимали 3-комнатную квартиру в жилом комплексе «Тихая гавань» за 28 000 рублей в месяц. В Красноярске живем в районе «Взлетка», так называемый новый центр, где сосредоточено большее количество ТЦ, ресторанов, бизнес-центров. Выбирали между ЖК «Южный берег», Skyseven, «Синие крыши», Scandis, в итоге остановились на «Ковчеге». Нам было важно найти жилье поближе к работе мужа. Стоимость покупки жилья схожа в этих городах, а вот аренда в Красноярске дороже примерно на 5000 рублей.



В Новосибирске семья снимала 3-комнатную квартиру в жилом комплексе «Тихая гавань» Ксения Пинерова


© Ксения Пинерова
В Новосибирске семья снимала 3-комнатную квартиру в жилом комплексе «Тихая гавань» Ксения Пинерова

Преимущества и недостатки города

— Первое преимущество — природа. Очень красивые виды: горы, Енисей, озёра Красноярского края. Заповедник «Столбы» — отдельный вид развлечений. Второе — очень развита культура спортивного отдыха. Здесь есть остров Татышев, «Татышев-парк» — настоящий парк в центре, который работает в круглогодичном режиме. Летом для всех желающих открыты беговые и велодорожки, тренажерные и детские городки, спортивные площадки и пляж. Зимой в парке заливается самая большая ледовая площадка в городе «Татышев-ICE» и работают лыжные трассы. Работают прокаты всего, что только можно придумать (ролики, самокаты, велосипеды).



Ксения отмечает, что в Красноярске развита спортивная культура Ксения Пинерова


© Ксения Пинерова
Ксения отмечает, что в Красноярске развита спортивная культура Ксения Пинерова

В Красноярске благодаря Универсиаде было построено множество спортивных площадок и комплексов. В том числе горнолыжный курорт «Бобровый лог» с трассами разного уровня сложности. Визуально архитектура здесь приятнее. Возможно, это связано с тем, что Новосибирск — молодой город и застраивался в советское время, даже его центр сероват и скучен. Красноярску около 400 лет, в центре сохранены старинные дома. И на «Взлетке» застраиваются в основном красивыми крупными комплексами.



В Красноярске семья выбрала жилье в микрорайоне «Взлетка», чтобы мужу Ксении было удобнее добираться на работу Ксения Пинерова


© Ксения Пинерова
В Красноярске семья выбрала жилье в микрорайоне «Взлетка», чтобы мужу Ксении было удобнее добираться на работу Ксения Пинерова

Из недостатков — отсутствие метро. Нельзя не упомянуть экологическую ситуацию (хотя мы пока сильно ее не ощутили). В Красноярске плохо с детскими садами, люди очень долго ждут очереди, иногда до 4–5 лет не могут получить путевки в муниципальный сад, поэтому мой сын ходит в частный детский садик.

Не очень хорошо обстоит ситуация с медицинскими учреждениями. В Новосибирске много сетевых клиник по типу «Здравицы», где обслуживание и медицинские услуги на очень хорошем уровне. В Красноярске мы мучаемся, пару раз жалобы даже писали по поводу сервиса, могут хамить, сложно найти клинику, чтобы в одном месте всё и сразу.

Рынок вакансий и цены

— Муж работал и работает сейчас в сфере Trade marketing — его перевели из Новосибирска. Я самозанятая — визажист, полноценно к своей деятельности вернулась уже в Красноярске. Поэтому про рынок труда особо не могу что-то сказать, так как лично не сталкивалась.

Цены на продукты, услуги, развлечения одинаковые, по крайней мере мы разницы не ощутили.



Природа, по мнению Ксении, — одно из самых явных преимуществ Красноярска перед Новосибирском Ксения Пинерова


© Ксения Пинерова
Природа, по мнению Ксении, — одно из самых явных преимуществ Красноярска перед Новосибирском Ксения Пинерова

Про дороги

— В Красноярске качество дорог лучше, пробок меньше, светофоры очень долгие. По личным ощущениям — культура вождения в Новосибирске лучше. Общественный транспорт сравнивать сложно, так как мы почти на нём не передвигаемся. Плохо, что нет метро, в Новосибирске оно нас иногда выручало.



Сравнивая Новосибирск и Красноярск, Ксения пришла к выводу, что Красноярск ей нравится больше Ксения Пинерова


© Ксения Пинерова
Сравнивая Новосибирск и Красноярск, Ксения пришла к выводу, что Красноярск ей нравится больше Ксения Пинерова

Все-таки где лучше?

— Это действительно вечный вопрос. Для нас получается так, что Красноярск лучше.

Другие интересные истории переезда

«Какая-то фантастика»: сибиряки, переехавшие в Санкт-Петербург, — о ценах, вакансиях и минусах города на Неве.

«Цены — космос с непривычки»: семья с двумя детьми переехала в Новосибирск из Нур-Султана — что их поразило.

«Не хочу никого обидеть»: менеджер из Екатеринбурга переехала в Новосибирск ради работы — где лучше и какие минусы.

Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.

Рассказ о городе новосибирск

В Новосибирском государственном техническом университете прошел международный научно-практический семинар «Городские сообщества и городские конфликты. Инструменты анализа и практика взаимодействия». Ученые из разных городов России рассказали о городских конфликтах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Воронеже и Ярославле, а социологи из Новосибирска представили свой проект «Геоинформационная база данных конфликтов городской агломерации „Конфликты NSK“». В семинаре также приняли участие эксперты, участники городских сообществ и представители мэрии. Видеозапись мероприятия можно посмотреть на youtube-канале Тайги.инфо.

Городской конфликт и городское сообщество

Суть разных определений городского конфликта, представленных исследователями, – это столкновение интересов различных групп в связи с планами изменения какой-либо городской территории, манифестируемое в публичном пространстве. По данным социологов из Санкт-Петербурга Анны Желниной и Елены Тыкановой, в 77% случаев адресатом предъявления требований горожан в ходе городских конфликтов и, соответственно, одним из акторов конфликта становятся власти, причем в 49% случаев – городские, а две трети всех конфликтов связаны с инфраструктурой, уплотнительной застройкой или застройкой рекреационных территорий. Исследователи отмечают выполнение заявленных требований примерно в 40% случаев.

Рассказ о городе новосибирск

С данными об адресатах и причинах конфликтов вполне коррелируют исследования ученых из НГТУ Ирины Скалабан и Зои Сергеевой, при этом они считают, что отдельная исследовательская проблема – это так называемые оборонительные сообщества. Они формируются для защиты места, норм и ценностей от изменений, которые рассматриваются участниками сообщества как нежелательные. Во многом вокруг изучения городских сообществ и взаимодействия с ними строились дальнейшие доклады и разговор экспертов.

В ходе исследования, выполненного по гранту РФФИ и правительства Новосибирской области, группа ученых из НГТУ выявила несколько стратегий поведения сообществ после разрешения конфликта: сообщество может распадаться; из него могут выделяться публичные фигуры, которые активно действуют в других городских конфликтах; в последнее же время все чаще фиксируются случаи, когда сообщество или, по крайней мере, его ядро не распадается, оно продолжает существовать в разных сценариях – это может быть воспроизводство следующих конфликтов или переключение на другие задачи. Последний вариант можно проиллюстрировать примером движения «Защитим Богданку», которое в настоящий момент, по словам Ирины Скалабан, работает как хороший правильный ТОС.

Рассказ о городе новосибирск

Оборонительная стратегия сообщества проявляется либо в геттоизации, закрытии сообщества, либо в инициировании конфликта, активном отстаивании собственного интереса. Это сообщество «проекта», которое формируется против конкретной угрозы. Для такой группы обязательна своя повестка, распределение ролей внутри группы, устойчивость ядра, которое может существовать и после конфликта. С точки зрения докладчиков, конфликт – это проявление общественного участия, практика по включению горожан в решение проблем города. Проблема заключается в том, что сообщества или их отдельные члены воспринимаются органами власти как маргиналы, а не как субъекты для переговоров. И конфликт – это средство заявить о субъектности, повысить свой статус.

Актуальность изучения городских сообществ объясняется тем, что в последнее время гражданская активность в целом смещается в сторону городской повестки, жители постепенно стали осознавать себя участниками городских отношений и собственниками города, которые готовы участвовать в проектах по изменению того, что их не устраивает. Инициатива в решении городских проблем переходит к сообществам с сетевыми неформальными отношениями и общими интересами.

Рассказ о городе новосибирск

Зоя Сергеева рассказала о том, как возможно выявить конфликт и сделать его единицей исследовательской картотеки. И это важно учитывать участникам таких сообществ. В качестве инструмента используются соцсети и показатель вовлеченности аудитории, который рассчитывается по формуле ER=(лайки+комментарии)/охват поста х 100%. Этот показатель отражает, насколько активно аудитория взаимодействует с контентом аккаунта. При этом наиболее эффективна стратегия, при которой создаются сообщества в разных соцсетях, привлекаются какие-то известные персоны, которые могут влиять на общественное мнение, и используются общегородские группы – для этого нужен инфоповод, перекликающийся с тематикой этих групп и находящий отклик у их подписчиков. При этом некоторые сообщества, например сообщества Академгородка, не создают собственные паблики, а пользуются локальными, местными группами, поскольку там находится их целевая аудитория.

Сообщества и городская политика

Алексей Кольба из Кубанского госуниверситета, рассуждая об ограниченном потенциале влияния сообществ, отметил, что в городской политике у сообществ недостаточно сильные позиции, поэтому они часто вынуждены уступать или идти на компромиссы. При этом у экспертного сообщества настороженное отношение к действенности политических механизмов городского уровня и участвовать в публичной политике они, как правило, не хотят. Представители же органов власти часто говорят, что уровень экспертов недостаточно высокий для того, чтобы участвовать в городской политике, и, с их точки зрения, эксперты выступают, скорее, препятствием для развития города, чем конструктивной стороной. Для вовлечения городских сообществ необходима их легитимация со стороны исполнительной власти, они должны рассматриваться не как проблема, а как возможность для развития, необходимы придание взаимодействию с ними каких-то организационных форм (институционализация), способность сообществ выражать требования в публичном пространстве и проводить мониторинг последствий взаимодействия с органами власти. Однако часто происходят противоположные процессы, и, с точки зрения группы исследователей из Краснодара, это достаточно распространенные ошибки взаимодействия органов власти с городскими сообществами.

Карта городских конфликтов и выявленные закономерности

Продолжая рассказ о работе ученых из Новосибирского технического университета, Юрий Лобанов представил геоинформационную систему сбора данных как исследовательский инструмент, помогающий разобраться в том, как устроен городской конфликт и участвующие в нем сообщества. Город испытывает потребность в оперативном кризисном мониторинге, и примеры реализации таких систем есть в Сантьяго (Чили) и Бухаресте (Румыния). В этих городах такие карты используются при принятии некоторых градостроительных решений. Единицей анализа для сбора данных служат тексты в СМИ и интернет-пабликах, которые содержат информацию об акции или событии, имеющем признаки конфликта. Конфликт в системе характеризуется с точки зрения сферы жизнедеятельности (экономика, экология, городское хозяйство и т.д.), масштаба (городской, региональный, федеральный) и уровня его резонансности, то есть освещения в СМИ. В систему закладываются параметры триггера конфликта и сообщества, участвующего в нем: участники, их связь с другими сообществами, периоды активности и т.д. Объект конфликта позволяет локализовать его на карте города. В настоящее время выделено порядка 350 конфликтных событий, которые сгруппированы по 150 городским конфликтам. В базу внесены 44 конфликта, и работа продолжается.

Рассказ о городе новосибирск

Исследователь поделился некоторыми интересными наблюдениями и рабочими гипотезами. Так, чем выше уровень второго субъекта конфликта и больше объем инвестиций, тем меньше вероятность успешного исхода для городского сообщества. Федеральные проекты редко претерпевают какие-то изменения. На карте четко видно распределение конфликтов в городе – это центр, так называемая «золотая миля», и Академгородок (причем три четверти конфликтов локализуются в Верхней зоне). Распределение конфликтов коррелирует с ценами на недвижимость: чем выше на территории цены, тем больше там конфликтов. В эту закономерность встраивается также Академгородок и Краснообск. Зависимость удалось установить через наложение на карту конфликтов тепловой карты цен на недвижимость, то есть на карте появляются различные слои. Есть в этом отношении аномальная зона – район с высокими ценами на недвижимость и практически полным отсутствием конфликтов. Это район Заельцовского парка. Рабочая гипотеза заключается в том, что здесь состав жителей социально однородный. Более 70% конфликтов локализованы вблизи зеленых зон или водоемов, даже неблагоустроенных. Ирина Скалабан видит в этом взаимосвязь с запросами жителей.

Исследователи из НГТУ планируют наполнять картотеку конфликтов и изучать зависимость исхода конфликтов от уровня проекта, его масштаба и уровня общественного резонанса. Также предметом изучения является взаимодействие сообществ через общих акторов и их совместные действия и специфика городских арен манифестации конфликтов. Будут устанавливаться конфликтогенерирующие сферы городской жизни. Здесь также была высказана рабочая гипотеза о специфике Новосибирска по сравнению, например, с другими сибирскими городами: в нашем городе такая сфера связана с жилой застройкой. Изучения требует зависимость территории от контекста, в котором она существует, например, наличие рядом крупных предприятий и проживающих на территории сотрудников (пример таких территорий – улица Богдана Хмельницкого и Военный городок). Задача исследователей – решить, какие слои нужны на карте, и собрать для них информацию. Есть предложение наложить на карту депутатские округа. Дмитрий Холявченко предложил отметить места проживания активистов, а Михаил Рязанцев – совместить карту с «Электронной демократией», на платформе которой проводятся публичные слушания – комментарии к проектам оставляются под реальными фамилиями и таким образом можно посмотреть, какие комментарии оставляет конкретный человек под тем или иным градостроительным проектом.

Проблема идентичности

Специалист по социокультурному проектированию Лада Юрченко затронула проблему идентичности формирующихся сообществ на подчас хаотично растущих новых городских территориях, которая актуальна для больших городов и процессов реновации, когда люди меняют сформированный образ жизни и по-новому осмысляют свое место, когда вокруг все другое и «не мое». В результате возникает ситуация фрустрации и растерянности. Если кризис усугубляется, он переходит в конфликт с окружением. Конфликт может преодолеваться через участие жителей этих территорий в проектах благоустройства и соучастие органов власти в этом, например через механизмы так называемого народного бюджетирования. При этом остро необходимо картирование территории по национальности, образованию, культурным и этническим кодам и т.д. Конфликт происходит из-за разницы ценностей. Он требует сценариев, закладывания моделей поведения в общественном пространстве. И это должно быть сформировано в рамках определенной территории для того, чтобы она была безопасна. Должно быть солидарное понимание совместного проживания и ответа на вопрос «кто я?». В этом случае конфликт можно преобразовать и направить его энергию в конструктивное русло.

Дискуссия

Интересные стороны проблемы городских конфликтов и сообществ выявились в ходе обсуждения докладов участниками семинара. Начальник информационно-аналитического управления мэрии Кирилл Наконечный отметил, что он как чиновник максимально заинтересован в том, чтобы вовремя выявить конфликт интересов до того, как он вышел в публичную плоскость. Чиновник поставил важный вопрос: насколько городские сообщества выражают мнение горожан, может быть, активное меньшинство пытается диктовать волю пассивному большинству? И как очертить границы заинтересованных в конфликте, если речь идет о каком-то крупном городском объекте. В качестве примера он привел вопрос о том, сделать ли улицу Ленина пешеходной. Замеры общественного мнения показывали, что в целом новосибирцы оценивают такое изменение положительно, но очевидно, что жители нескольких домов, которые представляют собой сплоченную группу, всегда будут против этого. Потребность жителей за пределами таких групп остается незамерянной, и механизмов замера, по словам Кирилла Наконечного, у власти сегодня нет. Еще один пример – сквер на улице Демакова, когда выбор между небольшим сквером завтра и большим сквером когда-нибудь в будущем был сделан в пользу последнего. Это проблема того, насколько голос сообщества, который транслируется, адекватен самому сообществу.

Рассказ о городе новосибирск

Исполнительный директор интернет-портала Тайга.сити Дмитрий Холявченко высказал мнение, что проблема, заявленная Кириллом Наконечным, существует потому, что катастрофически не хватает информации, нет статистики о том, что представляет собой город и общество вплоть до того, что неизвестно даже, сколько человек живет в конкретном микрорайоне. Органы власти неправильно учитывают новосибирскую агломерацию, которую нужно строить, исходя из данных о маятниковой миграции, субурбанизации и других измеримых показателей. Нет социологической карты города с составом населения, его доходами и т.д. Нежелание собирать базовую статистику муниципалитет объясняет тем, что это не входит в его полномочия. С одной стороны, спрогнозировать конфликт сложно из-за отсутствия базовой информации, с другой – корень конфликта часто в том, что в одном доме проживают разные по доходам, по происхождению, по социальному составу люди и договориться между собой они никогда не смогут. Проблему отсутствия информации отметила и Ирина Скалабан: ниже уровня района информация просто не структурирована, и ее нужно реконструировать самостоятельно.

Рассказ о городе новосибирск

С точки зрения вице-мэра Анны Терешковой, конфликт – это любое изменение в городе, потому что человек по своей натуре консервативен. Одну из главных задач администрации вице-мэр видит в донесении этих изменений до жителей города и разъяснении их. Нужно уметь рассказывать, например, о тех глобальных изменениях, которые на ближайшие десять лет несет генплан, поскольку рядовой житель с этим документом не соприкасается и ничего об этих изменениях не знает. По словам Анны Терешковой, управление благоустройства существует всего год, идет плановая работа по вырубке и замене старых деревьев и параллельно информационная работа по разъяснению, какие деревья вырубаются, где и почему. Так удается предотвратить потенциальную конфликтную ситуацию. Вице-мэр отдает себе отчет в том, что существует недоверие жителей к власти и с этим нужно работать. Неудачами Анна Терешкова считает ситуацию вокруг сквера на Демакова, когда была проведена большая работа по проекту, его защита и в результате проект не состоялся, а также ситуацию вокруг улицы Ленина, когда политически проект был «продан» как пешеходная улица, хотя фактически это было не совсем так. Эти неудачи связаны с недостаточной проработкой глубины конфликта и выявлением заинтересованных сторон, то есть проблема здесь в первую очередь информационная и коммуникативная.

Директор «Сибирского центра содействия архитектуре» Татьяна Иваненко считает, что важно не только информировать, но и понимать запрос жителей на те или иные изменения. В противном случае политики «причиняют пользу», а жители говорят, что им это не нужно или нужно, но совсем не это. Для того чтобы выстроить доверие, с одной стороны, и не воспитывать инфантильное отношение горожан – с другой, нужна не только коммуникация, но и, что очень важно, совместное действие, втягивание групп, формулирующих свой запрос, в общий процесс.

Заведующая кафедрой общей социологии Новосибирского государственного университета Татьяна Черкашина поставила важные вопросы: может ли основанием объединения быть не оборонительная стратегия, а солидарность, есть ли другие сообщества, кроме оборонительных? И все ли конфликты проходят по оси власть-подчинение, могут ли они быть горизонтальными? Ирина Скалабан отметила, что, по сути, оборонительные сообщества – это голос, который может быть адекватен интересам всего местного сообщества, а может быть неадекватен, он может, например, аккумулировать какую-то достаточно радикальную позицию и тогда возникает еще один круг конфликта – активистов с более широким сообществом. И это отдельная проблема: как понять, где солидарная позиция сообщества, а где громкий голос отдельных его представителей. Горизонтальные конфликты существуют и связаны с распределением каких-то ресурсов, но их гораздо меньше, чем вертикальных и они никогда не приобретают такой резонансности. Координатор общественного движения «Искалеченный Новосибирск» Михаил Рязанцев считает, что оборонительность в градостроительных конфликтах – это вопрос инициативы, а она идет со стороны застройщиков. И, по сути, они являются инициаторами конфликта. Местному сообществу не остается ничего другого, как реагировать на это и защищаться. И формирование организованных сообществ часто происходит именно в ходе конфликта. Из оборонительной позиции в дальнейшем эти сообщества могут переходить на позицию созидательно-проективную, как это произошло с сообществом «Защитим Богданку», отметил Юрий Лобанов.

Примеры солидарности есть, отметил Кирилл Наконечный, и есть примеры совместной работы, взаимодействия горожан и мэрии, но они не попадают в СМИ, а если и попадают, не имеют такого резонанса, как конфликты. Конфликт – это всегда диагностика, добавила Ирина Скалабан, пока все хорошо, мы не считаем нужным на этом фокусироваться.

Дмитрий Холявченко задал вопрос о том, как очертить границы сообщества, которое занято в конфликте, особенно если этот конфликт связан с общегородскими зонами притяжения. Возможно, в центре города концентрируются конфликты именно потому, что центр не только для тех, кто там живет, – центр для всех. Как локализацию конфликтов сделать продуктивной, чтобы с этим можно было работать? Ирина Скалабан ответила, что одна из проблем управления в том, что оно заканчивается на уровне района, а район никем из его жителей не идентифицируется как отдельный субъект. В систему управления нужно включать категорию вернокулярного района – это та территория, которую человек считает своей. Такие районы более или менее имеют свои границы. С этой точки зрения территорией пользуются те, для кого она является вернокулярной. И это основа идентичности, это то, за что человек готов бороться. В Новосибирске крайне необходима карта неформального районирования.

Краевед Константин Голодяев отметил, что оборонительным сообществам не хватает сообщества экспертного, которое подскажет и направит туда, куда нужно обратиться. Если сообщество замыкается в себе, оно неизбежно терпит поражение. Это могут быть такие депутаты, как Дмитрий Прибаловец, который много сделал для защитников улицы Богдана Хмельницкого. Нужно, чтобы люди знали, куда обратиться, не доводя ситуацию до уличного протеста.

Подводя итог обсуждения, Ирина Скалабан сказала, что конфликт – показатель того, что в городе происходят какие-то изменения, они должны быть, это объективно существующие противоречия, но нужно искать инструменты канализации конфликтного потенциала, осознания людьми тех противоречий, которые существуют. Вопрос в том, что будет происходить после момента манифестации конфликта и как с этим работать. Среди онлайн-комментариев участников из других городов также было предложение включать исследования проактивных проектных стратегий работы с конфликтами.

Комментарий редакции Тайги.сити

Хочется отметить верно выбранный, на наш взгляд, формат мероприятия – научно-практический семинар. Это позволило собрать за одним столом ученых, экспертов, участников различных городских сообществ с практическим опытом и представителей мэрии – на семинаре были вице-мэр Анна Терешкова и начальник информационно-аналитического управления мэрии Кирилл Наконечный. В онлайн-режиме в семинаре участвовали ученые из Санкт-Петербурга, Краснодара, Еревана и слушатели из других городов, которые показали универсальность поставленных на семинаре проблем и вместе с тем их актуальность. Таким образом, семинар, с одной стороны, показал, что проблему городских конфликтов можно и нужно рассматривать с точки зрения социологии, с другой – вынес это в публичную и практическую плоскость диалога.

Воодушевляет масштаб проекта социологов из технического университета и его потенциал в исследовании и решении конфликтных ситуаций в городском пространстве. Важно отметить ключевые понятия и проблемы, вокруг которых строилось обсуждение: городское сообщество, идентификация и самоидентификация, проблемы коммуникации и недостаток информации, несоответствие управленческих подходов современным реалиям в работе с городскими сообществами и определением их границ. Все это крайне важные темы, освещающие проблему с разных сторон и помогающие в ее решении.

Редакция Тайги.сити позитивно оценивает прошедшее мероприятие и надеется, что исследования городских конфликтов и практический разговор экспертов об этом будут продолжены.

    
Компоненты паспорта

            
Описание проекта

1

ФИО участника

           
Гадиева Аминат Алиевна

2

 Тема проекта

                   
«Города России»

3

 Актуальность проекта

Россия
огромная страна со своей историей и культурой.У каждого российского города
тоже есть своя история, свои достопримечательности.

4

Объем исследования

Города
России

5

Цель проекта

Изучение
городов России. Формирование патриотических  качеств учащихся

6

Тип проекта

Монопредметный

7

Этапы реализации проекта (включая
исследовательский) краткое их описание.

1.Мотивационный.

   Цель:
формирование положительного настроя на учебную деятельность.

На этом
этапе формируется положительный настрой учащихся на учебную деятельность и
заинтересованность детей.

2.Подготовительный.

  Цель:
формирование элементов методологического  аппарата исследования.

3.Рефлексионно-оценочный.

 
Цель:подведение итогов проекта,оценивание деятельности учащихся.На данном
этапе подводятся итоги проекта.

8

Исследовательский этап проекта (полное
описание)

Тема
исследования: «Города России»

Гипотеза
исследования:Я предполагаю что полученные знания о городах России
(Новосибирск,Санкт-Петербург,Москва и тд.) вызвать патриотические чувства
обучающихся.

Цель
иследования:получение знаний о городах России об их достопримечательностях.

Методы
исследования: наблюдение,беседа,рассказ,демонстрация

Оборудование:
компьютер, электронная доска.

Ход
иследования:

Деятельность   
учителя

Деятельность
обучающихся

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на
слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

 (на доске карта России)

— Что на доске? (карта)

— Что такое карта? (дают определение из
учебника)

— Что изображают на карте? (города,
реки, моря, горы, равнины и т.д.)

— Как называются обозначения на карте?
(условные знаки)

— Давайте вспомним их название. (Слайд)

— Как называется этот условный знак?
(равнина и т.д.)

— Назовите и покажите на карте равнины…
(используют карту учебника, работают в парах)

— Проверьте правильность показа
и оцените работу друг друга.

Отвечают на вопросы учителя

Карта

Карта- это уменьшенное изображение
земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

города, реки, моря, горы, равнины и т.д.

условные знаки

— Как на карте обозначается столица?

— Назовите столицу России и покажите ее
на карте. (уч.стр 90-91)

— Как обозначаются города на карте?

— В каком городе живем мы с вами?
(Усть-Катав)

— Что вы знаете о нашем городе?

— Найдите его на карте России.

— Смогли вы найти город Усть-Катав на
карте? (нет)

— Как вы думаете почему его нет на
карте? (делают вывод, что на карте показаны крупные города)

— Сколько городов в России? (делают
предположения) (Слайд)

— Кто догадался, какая тема урока?
(города России)

— Какая цель нашего урока?  

Большой
закрашенный круг

Москва

Пустой круг

Усть-Катав

Потому что на карте только крупные
города

Тема урока: «Города России»

Цель урока: узнать города России

— Откройте учебники на
с. 96.

Сережа, прочитай нам
текст о городе Саратове

— О каком городе идет
речь? (Саратов)

— Захотелось ли вам
после прочтения текста посетить этот город? Почему?

— Что говорится об этом
городе?

— Рассмотрите
иллюстрации в учебнике и найдите отрывки из текста, которые им соответствуют.

Работа над планом

— Давайте составим план
по которому можно рассказать про город Саратов

1. История и год
возникновения города.

2. Внешний облик
города.

3.
Достопримечательности и памятники.

4. Город в годы ВОВ.

5. Природа (реки,
озера, растительность, животные и т.д.)

6. Итог (Почему нужно
посетить этот город).

— А можно ли по этому
плану рассказать про любой другой город? (да)

Можно коротко
рассказать и о других городах по этому плану.

-Вслушайтесь в названия
городов :Дмитров, Владимир, Ярославль. Как вы думаете, как могли появиться
эти названия?

Эти города получили
названия по именам основавших их князей.

-а теперь вслушайтесь в
названия таких городов, как Волгоград, Донецк, Ужгород. Может быть вам стало
понятно, как они появились?

Этим городам дали
названия реки, на которых они стоят: Волга, Уж, Донец.

-В Подмосковье есть
город Бронницы. Как вы думаете, как появилось это название?

Часто города называли
по занятиям жителей. В далекие времена в подмосковных Бронницах изготовляли
воинские доспехи-броню

Физминутка..

Саратов

Да

Он интересный

Старинный город, основан 400 лет назад и
тд.

Да,можно

От тех, кто правил городом

От рек

От того,чем занимались люди в
городе

Слушают учителя

Работа
в группах.

Давайте повторим правила работы в
группе.

Дома вы искали информацию о городах по
группам

(1 группа – Волгоград,

2 группа – Орел, 3 группа – Усть-Катав).

— Сейчас вы будете работать в группах. У
каждой группы на столе есть листы чистые, картинки с изображением городов,
клей, ножницы. Каждая группа должна подготовить проект – рассказ о городе по
плану, используя информацию, которую вы нашли, так же вы можете пользоваться
учебниками, энциклопедиями.

Защита проектов.

Самоанализ работы в группе

Работают над проектом

А теперь подведем итоги урока.

— Какая тема урока у нас сегодня была?

— Какие цели на урок мы ставили?

— Добились этих целей?

-Что больше всего тебе понравилось на
уроке?

У вас на партах лежат листочки в виде
мишеней. Закрасьте самый большой круг. Если материал урока был вам понятен и
вы активно работали на уроке. Круг поменьше, если материал урока вызвал у вас
небольшие затруднения. Самый маленький кружок, если материал урока был вам
непонятен.

-Поднимите руки те, кто закрасили самый
большой кружок. Отлично. Теперь те, кто закрасили кружок поменьше. Хорошо. И
те, кто закрасили самый маленький кружок.

-Ребята, так как большинство из вас
закрасили самый большой кружок, мы можем сделать вывод, что наш урок прошел
не зря и вы отлично поработали.

Спасибо за урок.

Оценивают свою работу на уроке

10

Продукт проекта

Проекты
к каждому городу от 3 групп

11

Перспектива проекта

После
проведения данного проекта учащиеся могут поделится полученной информацией с
другими учеиками,а так же участие в региональных конкурсах.

  • Рассказ о городе нерюнгри
  • Рассказ о городе калинове от лица катерины
  • Рассказ о городе калинов
  • Рассказ о городе красноярск на английском
  • Рассказ о городе калинове и его жителях