Рассказ о городе калинове и его жителях

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: а.н. островскийгроза 2 слайд описание слайда: смысл названия драмы грозагроза

 А.Н. Островский «Гроза»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

     А.Н. Островский «Гроза»

    Описание слайда:

    А.Н. Островский
    «Гроза»

  • 2 слайд

    Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это стихийная сила природы, страшн

    Описание слайда:

    Смысл названия драмы «Гроза»
    Гроза – это стихийная сила природы, страшная и
    до конца не изученная.
    Гроза – это грозовое состояние
    общества, гроза в душах людей.
    Гроза – это угроза уходящему, но
    еще сильному миру кабановых и диких.
    Гроза-это христианское поверье:
    гнев божий, карающий за грехи.
    Гроза – это зреющие
    новые силы в борьбе со
    старыми пережитками прошлого.

  • 3 слайд

    Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года

    Описание слайда:

    Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года
    (напечатана в 1860 году).
    В основу сюжета положены реальные события. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

    История создания драмы

  • 4 слайд

    КостромаТоржокКинешмаС Костромой город Калинов связывает живописная местность

    Описание слайда:

    Кострома
    Торжок
    Кинешма
    С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатлённая на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщённый образ провинциальных городов России.
    Прообраз города Калинова

  • 5 слайд

    герои КатеринаБорис (племянник Дикова) Дикой (купец)Марфа Кабанова (Кабаниха

    Описание слайда:

    герои
    Катерина
    Борис (племянник Дикова)

    Дикой (купец)
    Марфа Кабанова (Кабаниха)
    Варвара
    (сестра Тихона)

    Тихон
    (сын Кабанихи)
    Кудряш,
    Кулигин

    Феклуша
    (странница)

  • 6 слайд

    «тёмное царство»«жертвы»властьуниженные и угнетённыеКатерина Тихон Варвара Ку

    Описание слайда:

    «тёмное царство»
    «жертвы»
    власть
    униженные и угнетённые
    Катерина
    Тихон
    Варвара
    Кудряш
    Борис
    Кабаниха
    Дикой

  • 7 слайд

    Кабанова Марфа - грубая, невежественная, властная купчиха. Ей нельзя угодить.

    Описание слайда:

    Кабанова Марфа —
    грубая, невежественная, властная купчиха. Ей нельзя угодить. Кабаниха считает, что основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Она защищает старые порядки и отрицает всё новое.

  • 8 слайд

    Дикой Савёл Прокофьевич - самый богатый и знатный человек в городе. Смысл его

    Описание слайда:

    Дикой Савёл Прокофьевич —
    самый богатый и знатный человек в городе. Смысл его жизни – обогащение. Жажда денег превратила его в скрягу. Сильный материаль-
    но, он слаб духовно.
    Грубость, невежество, ругань – стиль его жизни.

  • 9 слайд

    Кудряш Иван - натура песенная, одарён- ная и талантливая. В разговоре ведёт

    Описание слайда:

    Кудряш Иван —
    натура песенная, одарён-
    ная и талантливая.
    В разговоре ведёт себя развязно, смело, хвастает своей удалью. Внешне он противостоит «тёмному царству», а внутренне тесно связан с ним и пы-
    тается приспособиться.

  • 10 слайд

    Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. По натуре - это добрый и велик

    Описание слайда:

    Тихон —
    безвольное, бесхарактерное существо. По натуре — это добрый и великодушный человек. Но бедой Тихона является безволие и страх перед маменькой. У него нет смелости противостоять ей. Он спивается и станови-
    тся ещё более безвольным и тихим.

  • 11 слайд

    Борис – мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок, забит. Не

    Описание слайда:

    Борис –
    мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок, забит. Не способен защитить ни себя, ни люби-
    мую. Безволие Бориса, его желание получить часть наследства оказались силь-
    нее, чем любовь. Борис вы-
    бирает путь смирения.

  • 12 слайд

    Варвара –в ней есть и воля, и сме- лость. Она не хочет тер- петь власть матер

    Описание слайда:

    Варвара –
    в ней есть и воля, и сме-
    лость. Она не хочет тер-
    петь власть матери, не желает жить в неволе. Для неё ложь – норма жизни. Она хитрила и приспосабливалась.
    Но когда её стали запирать на замок, она убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти матери.

  • 13 слайд

    Значение имён в драмеКатерина - чистая, благопристойная. Варвара - иноземка,

    Описание слайда:

    Значение имён в драме
    Катерина — чистая, благопристойная.
    Варвара — иноземка, чужестранка.
    Марфа — госпожа.
    Борис — борьба.
    Тихон — спокойный.

  • 14 слайд

    ТерминыЭкспозиция – вступительная часть литературного произведения. Кульм

    Описание слайда:

    Термины
    Экспозиция – вступительная часть литературного произведения.
    Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, конфликт.
    Композиция – пространство произведения.

  • 15 слайд

    Конфликт Катерины и «тёмного царства»ЭкспозицияЗавязкаКульминацияРазвязкаР

    Описание слайда:

    Конфликт Катерины и
    «тёмного царства»
    Экспозиция
    Завязка
    Кульминация
    Развязка
    Рассказ о городе Калинове и его жителях.
    Жизнь в доме Кабанихи.
    Чувство к Борису.
    Гроза в душе Катерины. Признание в страшном грехе.
    Гибель Катерины.

  • 16 слайд

    Конфликт между «тёмным царством и «жертвами»ЭкспозицияЗавязкаКульмин

    Описание слайда:

    Конфликт между
    «тёмным царством и «жертвами»
    Экспозиция
    Завязка
    Кульминация
    Развязка
    Рассказ о городе Калинове и его жестоких нравах.
    Жизнь в доме Кабанихи. Ожидание чего-то худшего.
    Гроза в городе Калинове. Публичное признание Катерины в измене.
    Самоубийство Катерины.

  • 17 слайд

    Жанр пьесыхарактер конфликта чувство траги- ческой вины и гибель героя ге

    Описание слайда:

    Жанр пьесы
    характер конфликта

    чувство траги-
    ческой вины и
    гибель героя

    героя с окружаю-
    щим обществом
    в душе героя:
    между долгом
    и чувством
    драма
    трагедия
    характер конфликта

  • 18 слайд

    самоубийство в состоянии аффекта вызов рабству и произволу слабость Катери

    Описание слайда:

    самоубийство в
    состоянии аффекта
    вызов рабству и
    произволу

    слабость
    Катерины
    сила
    Катерины

    драма перерастает
    в трагедию

  • 19 слайд

    Кулигин – один из немногих жителей города, кто чувствует и понимает красоту п

    Описание слайда:

    Кулигин – один из немногих жителей города, кто чувствует и понимает красоту природы: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!… пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

Тема:
«Гроза» как русская трагедия

Похожие материалы

  • Итоговый тест по литературе по программе за курс 9 класса

  • Методическая разработка занятия ««Исторический аспект произведений А.Н. Островского. А.Н. Островский драма «Гроза». Анализ персонажей в пьесе».

  • Исследовательская работа на тему «Переводы произведений А.С.Пушкина»

  • Рабочая программа по литературе 2 класс

  • Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс (7вид)

  • Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине «Литература» для обучающихся СПО

  • Урок-обобщение по гагаузскому языку «Bucak»(6 класс)

  • Вопросы для проверки знаний по повести «Бедная Лиза»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

Инфоурок

Литература
Презентации«Город Калинов и его обитатели» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

«Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы города Калинова»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы города Калинова»

    Описание слайда:

    «Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы города Калинова» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

  • 2 слайд

    ЦЕЛИ УРОКА:

    Описание слайда:

    ЦЕЛИ УРОКА: — выяснить, что представляет собой созданный Островским городок Калинов; — узнать, какие люди живут в этом городе и что они собой представляют; — познакомиться с бытом и нравами этого городка.

  • 3 слайд

    — Что означает слово нрав?

    Описание слайда:

    — Что означает слово нрав? — Что означает слово быт?
    Нрав – это характер человека, совокупность его душевных свойств. Быт – это образ жизни людей, их обычаи, привычки, общий жизненный уклад, повседневная жизнь людей.
    .

  • 4 слайд

    С чем нам предстоит столкнуться при знакомстве с городом?

    Описание слайда:

    С чем нам предстоит столкнуться при знакомстве с городом?

  • 5 слайд

    1 группа. Подготовить рассказ и презентацию о городе Калинове. Каким вы себе

    Описание слайда:

    1 группа. Подготовить рассказ и презентацию о городе Калинове. Каким вы себе представляете город Калинов? 2 группа. Подготовить рассказ о жизни горожан, их быте и нравах. 3, 4 группа. Подготовить рассказ и презентацию о жителях города Калинова. Какими вы представляете себе жителей города Калинова?

  • 6 слайд

    Действие происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу

    Описание слайда:

    Действие происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги: «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…» Мы восхищаемся красотой окружающего вида, открывшегося нам с высокого берега Волги, вдыхаем полной грудью свежий воздух с реки и различаем слабый аромат полевых цветов, долетающий с заволжских лугов.

  • 7 слайд

    Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красото

    Описание слайда:

    Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой! Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.

  • 8 слайд

    Драматург выступает как лирик: изображая волжский пейзаж, дает почувствовать

    Описание слайда:

    Драматург выступает как лирик: изображая волжский пейзаж, дает почувствовать красоту и притягательность мира природы, естественности и изначальной свободы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами, участвующим в совершающихся событиях.

  • 9 слайд

    Само название драмы «Гроза» - обозначает яркое и сильное природное явление. Н

    Описание слайда:

    Само название драмы «Гроза» — обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.
    Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа, чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.

  • 10 слайд

    Пьеса «Гроза» А.Н. Островского погружает читателя в атмосферу типичного для С

    Описание слайда:

    Пьеса «Гроза» А.Н. Островского погружает читателя в атмосферу типичного для Среднерусской возвышенности 60-х годов XIX века города, названного автором незамысловато – Калинов. Это небольшой приволжский городок с купеческими домами на главной улице. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят купцы, и пыльные калиновские улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь.

  • 11 слайд

    Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; обществ

    Описание слайда:

    Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Бульвар — это тоже одно из основных мест маленьких,- да и больших городов. На бульвар вечером выходит на прогулку все сословие. Раньше, когда не было музеев, кинотеатров, телевидения, бульвар был главным местом развлечений. Туда мамаши вывозили своих дочерей, как на смотрины, семейные пары доказывали крепость своего союза, а молодые люди выискивали себе будущих жен. Городок небольшой, поэтому с высокой точки берега, где находится общественный сад, видны поля близлежащих селений. Дома в городе деревянные, возле каждого дома есть цветник.

  • 12 слайд

    Церковь - это главное место в любом селении России. Люди были очень набожны,

    Описание слайда:

    Церковь — это главное место в любом селении России. Люди были очень набожны, и церкви отводилась самая красивая часть города. Она строилась на возвышении и должна была быть видна отовсюду в городе. Калинов не был исключением, и церковь в нем была местом встреч всех жителей, источником всех разговоров и сплетен. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине. Ритм жизни тут медлительный, сонный, скучный. Под стать тому душному летнему дню, которым начинается пьеса Николая Островского.

  • 13 слайд

    ♦ Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего

    Описание слайда:

    ♦ Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира? Обратитесь, пожалуйста, к тексту пьесы. 
    ♦ Какова функция образа Волги в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
    ♦ Какова функция пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

  • 14 слайд

    Горожане почти никуда не ходят. Они лишь редко прогуливаются в городском саду

    Описание слайда:

    Горожане почти никуда не ходят. Они лишь редко прогуливаются в городском саду. По праздникам ходят в церковь. А вечера проводят, сидя около дома на завалинке и слушая пустую болтовню странниц, богомолок о заморских чудесах. Тут живут в основном купцы. Занимаются они торговлей. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. И люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Но это не так. За высокими заборами в купеческих домах «кипит другая жизнь», уродливая и отталкивающая.

  • 15 слайд

    В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и р

    Описание слайда:

    В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц. Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла. Одни властвуют и тиранят, другие — терпят. А. Н. Островский тщательно «живописует» весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта.

  • 16 слайд

    ♦ Найдите в тексте слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе

    Описание слайда:

    ♦ Найдите в тексте слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе и в семье.
    ♦ Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?
    ♦ Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга?
    ♦ Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе?
    ♦ От какого слова произошло название этого города?
    ♦ В чем особенность этой ягоды?
    ♦ Когда эта ягода становится сладкой?
    ♦ Что может стать причиной каких-либо изменений в жизни города?

  • 17 слайд

    В городе живут в основном купцы. Это люди обеспеченные и уважаемые в городе.

    Описание слайда:

    В городе живут в основном купцы. Это люди обеспеченные и уважаемые в городе. Один из них – купец Дикой, значительное лицо в городе. Это дюжий, дородный купчина с окладистой бородой. Одет он в поддевку, смазанные сапоги. Говорит низким и басовитым голосом, способным привести в трепет окружающих.
    Обманывает всех, в том числе и родственников: не хочет отдавать положенное наследство Борису и его сестре. Мужичков обсчитывает, не доплачивая им по копеечке каждому. А у него из этих копеек состояние складывается.

  • 18 слайд

    Дикой груб со всеми. Когда Кулигин говорит ему, что хорошо бы поставить часы

    Описание слайда:

    Дикой груб со всеми. Когда Кулигин говорит ему, что хорошо бы поставить часы на бульваре, то Дикой обругал его, называя его дураком, разбойником и вором. Для него все люди- червяки: «Захочу- помилую, захочу- раздавлю». Когда Кулигин упоминает о громоотводе, то Дикой, обзывая его «фальшивым мужичонкой», «проклятым», говорит, что гроза людям в наказание за грехи посылается, что доказывает суеверность и невежество Дикого. Его власть держится на материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев.
    Дикой — ругатель, грубиян, самодур. Ежедневно его супруга молит посетителей: не гневить его. Ведь Дикой в ярости не контролирует себя, даже домашние от него прячутся по чердакам да чуланам. «Дикой — в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать — «дурить, блажить, сходить с ума»».

  • 19 слайд

    Живет тут и Кабанова Марфа Игнатьевна – она единственная может противостоять

    Описание слайда:

    Живет тут и Кабанова Марфа Игнатьевна – она единственная может противостоять Дикому. Это женщина властная, деспотичная, богатая и дородная. «Марфа — «наставница», Игнатий — «неизвестный, сам себя поставивший»».
    Семейные отношения, по мнению Кабановой, основываются на домостроевских порядках, когда жена подчиняется мужу, дети преклоняются перед старшими и ни в чём не прекословят родителям… По «Домострою» глава семьи был единовластен. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет.

  • 20 слайд

    Она страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. «Ханжа, сударь! Нищих од

    Описание слайда:

    Она страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о ней Кулигин Борису. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей. Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством.

  • 21 слайд

    Во II и III действиях драматург выводит на сцену Феклушу (в переводе с древне

    Описание слайда:

    Во II и III действиях драматург выводит на сцену Феклушу (в переводе с древнегреческого «слава Божья»). Женщина льстивая, угодливая, любящая попотчевать окружающих сказками и небылицами.
    Эта странница распространяет по городам и весям суеверные слухи и фантастические россказни о людях с пёсьими головами, об огненном змее, об умалении времени… Феклушу охотно принимают в домах Калинова, потому что её вздорные истории помогают хозяевам города держать людей в страхе и поднимают их авторитет власти. Жители города темны и невежественны, потому и верят рассказам Феклуши.

  • 22 слайд

    Есть в этом городе и местная «достопримечательность». Это полусумасшедшая бар

    Описание слайда:

    Есть в этом городе и местная «достопримечательность». Это полусумасшедшая барыня лет 70, пугающая окружающих своими пророчествами. «В сопровождении двух лакеев появляется известная всему Калинову полусумасшедшая барыня. На ее иссохшем лице исступленно горят большие черные глаза. Кокетливая шляпка и газовый шарфик не вяжутся с глубокими морщинами и длинными седыми космами». Барыня – самая старшая в системе персонажей, где все мещане и купцы, а только она дворянка.

  • 23 слайд

    ♦ Что значит порядок в устах Кабанихи? ♦ Каким предстает город в восприятии

    Описание слайда:

    ♦ Что значит порядок в устах Кабанихи?
    ♦ Каким предстает город в восприятии Феклуши и почему?
    ♦ На чём же основано самодурство диких?
    ♦ Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.

  • 24 слайд

    Живет тут и мещанин, механик-самоучка Кулигин. Образованный человек, его фам

    Описание слайда:

    Живет тут и мещанин, механик-самоучка Кулигин. Образованный человек, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова.

    Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу, как явление природы. Но он мечтатель, а не борец: его проекты неосуществимы. Характерно, что он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. Кулигин прекрасно видит недостатки калиновского общества, однако он не считает нужным открыто вступать в борьбу, у него нет сил преодолеть навязанные с детства стереотипы: «Уж лучше стерпеть», — считает он.

  • 25 слайд

    Катерина, снаха Кабановой, (Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.) в пье

    Описание слайда:

    Катерина, снаха Кабановой, (Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.) в пьесе представляет собой часть калиновского мира: она родилась и сформировалась в его условиях. Однако жизненные принципы ее мира значительно отличаются от принципов Кабанихи. Катерина — русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, что смело потревожить ее душу.
    Личностный протест, который возникает в душе героини, находит воплощение в любовной ситуации. Однако, как верующий человек, Катерина воспринимает возникшее чувство любви как грех, потому что любовь замужней женщины к другому мужчине является нарушением нравственных законов. Сознание греха с полной силой приходит тогда, когда заканчивается счастье. Катерина всенародно кается в своей вине, но не находит прощения, что и толкает ее на самоубийство.

  • 26 слайд

    Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобивым, т

    Описание слайда:

    Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

  • 27 слайд

    Варвара, дочь Кабанихи, (Варвара – от «варварить» (шуточн.) – праздновать, ку

    Описание слайда:

    Варвара, дочь Кабанихи, (Варвара – от «варварить» (шуточн.) – праздновать, кутить, гулять») убеждена, что без притворства здесь не проживешь. Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать. Она понимает бессмысленность протеста и живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Для нее ложь — норма жизни. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. Варвара не любит, а только «гуляет». Автор в её лице изображает «вольное» поведение молодежи. Она убежала из дому, но не покорилась.

  • 28 слайд

    Кудряш — отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувств

    Описание слайда:

    Кудряш — отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Конторщик Дикого, но в отличие от других служащих у купца, умеет за себя постоять. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится». Он смышлен и остер на язык, суждения о жизни точны и образны. В нем очевидно народное начало: натура песенная, одаренная, разудалая, бесшабашная, но добрая и чуткая. Натура вольная, даже своевольная (сбежал с Варварой из города). «Темному царству он противостоит удалью, озорством, но не нравственностью», — говорит о нем Н.А. Добролюбов.

  • 29 слайд

    В пьесе только один герой не является жителем Калинова по рождению. Это Борис

    Описание слайда:

    В пьесе только один герой не является жителем Калинова по рождению. Это Борис, «молодой человек, порядочно образованный». Он сам ощущает себя вне этого мира. Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
    Он — мягкий, добрый человек. Действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах, нерешительный, неспособный бороться за свое счастье. Борис выбирает путь смирения.

  • 30 слайд

    ♦ Почему Кабаниха ненавидит Катерину? ♦ В чем различие взглядов на жизнь Кат

    Описание слайда:

    ♦ Почему Кабаниха ненавидит Катерину?
    ♦ В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?
    ♦ Как вы думаете является ли Кудряш зеркальным отражением Дикого?
    ♦ Что общего в судьбе и положении Бориса и Тихона?

  • 31 слайд

    — Так что же это за город такой – Калинов? Каков его быт и нравы? — Почему Д

    Описание слайда:

    — Так что же это за город такой – Калинов? Каков его быт и нравы?
    — Почему Добролюбов назвал этот город «темным царством»?
    — В чём, по-вашему, заключается позиция автора, показывающего такую жизнь города? Для чего он рисует нам такую жизнь? Что он хочет сказать?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

Тема:
«Гроза» как русская трагедия

Похожие материалы

  • Сценарий литературно-музыкального спектакля Борис Пастернак – путь в жизни и в литературе

  • Урок изучения лирического стихотворения » Няне»

  • Урок изучения лирического стихотворения » Няне»

  • Статья по литературе на тему «А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»» (9 класс)

  • Презентация к первому уроку по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

  • Урок по рассказу Льва Разгона «Борис и Глеб»

  • Урок литературы на тему «Зачёт за 1 полугодие»

  • Урок-исследование. «Только любовью движется жизнь?» Анализ эпизода «Базаров и Одинцова. Признание »

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе А.Н. Островский драма «Гроза» (1 курс)

Драма "Гроза" и её творческая история Презентация преподавателя литерату...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Драма "Гроза" и её творческая история Презентация преподавателя литерату

    Описание слайда:

    Драма «Гроза» и её творческая история
    Презентация
    преподавателя литературы
    Колледжа МИД России
    Рябининой Е.Н.

  • 2 слайд

    О «Грозе»“Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, в

    Описание слайда:

    О «Грозе»
    “Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”, — писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора.
    И. С. Тургенев
    Н. А. Добролюбов
    «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны» пьесы Островского – «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».
    «Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…»

  • 3 слайд

    Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это стихийная сила природы, страшн

    Описание слайда:

    Смысл названия драмы «Гроза»
    Гроза – это стихийная сила природы, страшная и
    до конца не изученная.
    Гроза – это грозовое состояние
    общества, гроза в душах людей.
    Гроза – это угроза уходящему, но
    еще сильному миру кабановых и диких.
    Гроза-это христианское поверье:
    гнев божий, карающий за грехи.
    Гроза – это зреющие
    новые силы в борьбе со
    старыми пережитками прошлого.

  • 4 слайд

    Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года

    Описание слайда:

    Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года
    (напечатана в 1860 году).
    В основу сюжета положены реальные события. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

    История создания драмы

  • 5 слайд

    Драма "Гроза" и её творческая история Созданию самого знаменитого произве

    Описание слайда:

    Драма «Гроза» и её творческая история

    Созданию самого знаменитого произведения Островского –драмы «Гроза« предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. «
    Ниминущий В.Н. Верхневолжский сюжет.
    С Переяславля начинается Меря, земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Это земляки мои возлюбленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо. Здесь уж не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы, которая поминутно кланяется и приговаривает: «а батюшка, а батюшка…» «И все идет кресчендо, и города, и виды, и погода, и деревенские постройки, и девки. Вот уж восемь красавиц попались нам на дороге.
    Из дневника А.Н.Островского

  • 6 слайд

    Волжские зарисовкиК.И. Горбатов. ТоржокА.Н.ОстровскийНедолго нужно жить в Тор

    Описание слайда:

    Волжские зарисовки
    К.И. Горбатов. Торжок
    А.Н.Островский
    Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов. Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом . Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки. В Торжке еще до сей поры существует обычай умыканья невест. Считается особым молодечеством увезти невесту потихоньку, хотя это делается почти всегда с согласия родителей. Молодые на другой день являются с повинной к разгневанным будто бы родителям, и тут уж начинается пир горой. Такой способ добывать себе жен не только не считается предосудительным, но, напротив, пользуется почетом. «Значит, уж очень любит, коли увез потихоньку», — говорят в Торжке. Не иметь предмета считается неприличным для девушки; такая девушка легко может засидеться в девках.
    А.Н.Островский. Дневник 1856 года

  • 7 слайд

    Художник Чернецов Н.Г. КостромаС драмой «Гроза» произошла удивительная истор

    Описание слайда:

    Художник Чернецов Н.Г. Кострома
    С драмой «Гроза» произошла удивительная история: сразу три города — Торжок, Кострома и Кинешма — спорили о том, что именно их город изображен в пьесе, каждый из городов приводил свои доводы
    Работу над «Грозой» Островский начал в июне — июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины.
    «Грозу» не Островский написал…
    «Грозу» Волга написала… »
    Б.Кустодиев. Купчихи в Кинешме

  • 8 слайд

    Два исконных начала русского строя, русской жизни — „понизовая вольница“ и „

    Описание слайда:

    Два исконных начала русского строя, русской
    жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».
    Написанная в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов, драма «Гроза» определила новаторский путь А. Н. Островского в русской драматургии: во-первых, автор показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом. Действие драмы «Гроза» разворачивается в вымышленном городе Калинове      
    Головин А. Я. «Берег Волги».
    Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза».1916
    Трактовка драмы «Гроза» существенно обогащается в XX веке. Таиров длительное время вынашивал постановку «Грозы» и, ставя ее вровень с великими произведениями классической драматургии, трактовал ее как «трагедию русскую, народную». «Это подлинная трагедия, приближающаяся к лучшим пьесам Софокла и Шекспира. Она отвечает всем законам высокой трагедии. В этой пьесе бушует исконная для России тема: анархический бунт против вековых рабских устоев», — пишет в своих мемуарах А. Коонен. Исходный конфликт режиссер видел в том, что в пьесе «сталкиваются и вступают в борьбу два исконных начала русского строя, русской жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».

  • 9 слайд

    Домострой Домострой -Памятник русской литературы 16 в., свод житейских пра

    Описание слайда:

    Домострой
    Домострой -Памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлении, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок

  • 10 слайд

    «Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направ

    Описание слайда:

    «Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направлениям:

    О строении духовном (Как веровати)
    О строении мирском (Как царя чтити)
    Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
    Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
    Кулинарная группа
    Послание и наказание ото отца к сыну.

  • 11 слайд

    Памятник литературы допетровской Руси «Домострой» являлся специальным сводом

    Описание слайда:

    Памятник литературы допетровской Руси «Домострой» являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи.
    В «Домострое» подробно излагались все наставления по ведению хозяйства, по приему гостей, по ведению торговли, здесь можно было найти массу полезных советов, начиная с того, как солить грибы, чинить ограду или кроить платье, и кончая строго определенной системой взаимоотношений между мужем и женой, хозяином и слугой, родителями и детьми.

  • 12 слайд

    Рассмотрим некоторые главы из «Домостроя» более подробно.Женщина в «Домострое

    Описание слайда:

    Рассмотрим некоторые главы из «Домостроя» более подробно.
    Женщина в «Домострое» – это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.
    Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств.

  • 13 слайд

    Некоторые главы из «Домостроя» От женщины требовались чистота и послушание, у

    Описание слайда:

    Некоторые главы из «Домостроя»
    От женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.

  • 14 слайд

    КостромаТоржокКинешмаС Костромой город Калинов связывает живописная местность

    Описание слайда:

    Кострома
    Торжок
    Кинешма
    С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатлённая на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщённый образ провинциальных городов России.
    Прообраз города Калинова

  • 15 слайд

    Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является с

    Описание слайда:

    Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся.
    Это чувствуют даже его «сторонники»:
    Кабанова. И хуже этого, милая будет.
    Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
    Кабанова. Может, и доживем.
    Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире

  • 16 слайд

    1. Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д. I

    Описание слайда:

    1. Экспозиция — картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д. I, явл. 1-4).
    2. Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение Катерины и Кабанихи (Д. I, явл. 5).
    3. Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса; пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (конец Д. IV).
    4. Первая кульминация- грозовая туча ползет, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
    5. Вторая кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).
    6. Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д. V, явл. 7).
    ГРОЗА в небе над городком
    Композиция драмы «Гроза»

  • 17 слайд

    Организация пространства и времени в драме «Гроза»Город Калинов («нулевой» у

    Описание слайда:

    Организация пространства и времени в драме «Гроза»
    Город Калинов («нулевой» уровень) остановившееся в средневековье время «Домостроя»

    Дом
    замкнутое
    («душное»)
    безопасное
    За пределами дома разомкнутое опасное, т.к. требует выбора
    Побег из города Кудряш и Варвара
    За пределами города середина 19 века
    Овраг (низкое место) место свиданий=измены
    «падение», грех
    Волга — символ хода(тока) времени
    Омут (глубокое место на реке)
    Крутой берег
    (высокое место)
    полёт, Бог
    Кулигин — представитель эпохи Просвещения 18 в.
    _
    +
    Катерина
    падение=полет
    Сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русского общества, взаимоотношений личности и среды. Контраст — основной принцип построения пьесы.

  • 18 слайд

    герои КатеринаБорис (племянник Дикова) Дикой (купец)Марфа Кабанова (Кабаниха

    Описание слайда:

    герои
    Катерина
    Борис (племянник Дикова)

    Дикой (купец)
    Марфа Кабанова (Кабаниха)
    Варвара
    (сестра Тихона)

    Тихон
    (сын Кабанихи)
    Кудряш,
    Кулигин

    Феклуша
    (странница)

  • 19 слайд

    «тёмное царство»«жертвы»властьуниженные и угнетённыеКатерина Тихон Варвара Ку

    Описание слайда:

    «тёмное царство»
    «жертвы»
    власть
    униженные и угнетённые
    Катерина
    Тихон
    Варвара
    Кудряш
    Борис
    Кабаниха
    Дикой

  • 20 слайд

    Значение имён в драмеКатерина - чистая, благопристойная. Варвара - иноземка,

    Описание слайда:

    Значение имён в драме
    Катерина — чистая, благопристойная.
    Варвара — иноземка, чужестранка.
    Марфа — госпожа.
    Борис — борьба.
    Тихон — спокойный.

  • 21 слайд

    «ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: КАБАНИХАКупчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (

    Описание слайда:

    «ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: КАБАНИХА
    Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить», — говорит она своим детям.

  • 22 слайд

    Марфа Игнатьевна Кабанова(Кабаниха), богатая купчиха, вдова.Властная, деспот

    Описание слайда:

    Марфа Игнатьевна Кабанова
    (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
    Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.
    Кабаниха — В.Н.Пашенная в спектакле
    Малого театра «Гроза» по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г.

  • 23 слайд

    «ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: ДИКОЙКупец Савел Прокофьевич Дикой слывет в

    Описание слайда:

    «ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: ДИКОЙ
    Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

  • 24 слайд

    Дикой Савёл Прокофьевич - купец, значительное лицо в городе.Дикой - М.Жаров

    Описание слайда:

    Дикой Савёл Прокофьевич — купец, значительное лицо в городе.

    Дикой — М.Жаров вспектакле Малого театра «Гроза» по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г.
    Самодурство Дикого основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!… Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!… Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!)

  • 25 слайд

    Кудряш Иван - натура песенная, одарён- ная и талантливая. В разговоре ведёт

    Описание слайда:

    Кудряш Иван —
    натура песенная, одарён-
    ная и талантливая.
    В разговоре ведёт себя развязно, смело, хвастает своей удалью. Внешне он противостоит «тёмному царству», а внутренне тесно связан с ним и пы-
    тается приспособиться.

  • 26 слайд

    Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. По натуре - это добрый и велик

    Описание слайда:

    Тихон —
    безвольное, бесхарактерное существо. По натуре — это добрый и великодушный человек. Но бедой Тихона является безволие и страх перед маменькой. У него нет смелости противостоять ей. Он спивается и станови-
    тся ещё более безвольным и тихим.

  • 27 слайд

    Борис – мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок, забит. Не

    Описание слайда:

    Борис –
    мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок, забит. Не способен защитить ни себя, ни люби-
    мую. Безволие Бориса, его желание получить часть наследства оказались силь-
    нее, чем любовь. Борис вы-
    бирает путь смирения.

  • 28 слайд

    Варвара –в ней есть и воля, и сме- лость. Она не хочет тер- петь власть матер

    Описание слайда:

    Варвара –
    в ней есть и воля, и сме-
    лость. Она не хочет тер-
    петь власть матери, не желает жить в неволе. Для неё ложь – норма жизни. Она хитрила и приспосабливалась.
    Но когда её стали запирать на замок, она убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти матери.

  • 29 слайд

    ТерминыЭкспозиция – вступительная часть литературного произведения. Кульм

    Описание слайда:

    Термины
    Экспозиция – вступительная часть литературного произведения.
    Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, конфликт.
    Композиция – пространство произведения.

  • 30 слайд

    Конфликт Катерины и «тёмного царства»ЭкспозицияЗавязкаКульминацияРазвязкаР

    Описание слайда:

    Конфликт Катерины и
    «тёмного царства»
    Экспозиция
    Завязка
    Кульминация
    Развязка
    Рассказ о городе Калинове и его жителях.
    Жизнь в доме Кабанихи.
    Чувство к Борису.
    Гроза в душе Катерины. Признание в страшном грехе.
    Гибель Катерины.

  • 31 слайд

    Конфликт между «тёмным царством и «жертвами»ЭкспозицияЗавязкаКульмин

    Описание слайда:

    Конфликт между
    «тёмным царством и «жертвами»
    Экспозиция
    Завязка
    Кульминация
    Развязка
    Рассказ о городе Калинове и его жестоких нравах.
    Жизнь в доме Кабанихи. Ожидание чего-то худшего.
    Гроза в городе Калинове. Публичное признание Катерины в измене.
    Самоубийство Катерины.

  • 32 слайд

    Жанр пьесыхарактер конфликта чувство траги- ческой вины и гибель героя ге

    Описание слайда:

    Жанр пьесы
    характер конфликта

    чувство траги-
    ческой вины и
    гибель героя

    героя с окружаю-
    щим обществом
    в душе героя:
    между долгом
    и чувством
    драма
    трагедия
    характер конфликта

  • 33 слайд

    самоубийство в состоянии аффекта вызов рабству и произволу слабость Катери

    Описание слайда:

    самоубийство в
    состоянии аффекта
    вызов рабству и
    произволу

    слабость
    Катерины
    сила
    Катерины

    драма перерастает
    в трагедию

  • 34 слайд

    Традиционный подход к изучению драмы «Гроза»Система образов в драме А.Н.Остр

    Описание слайда:

    Традиционный подход к изучению драмы «Гроза»
    Система образов в драме А.Н.Островского «Гроза»
    «самодуры русской жизни»
    «Жестокие нравы ,
    сударь, в нашем
    городе, жестокие…»
    Кабаниха
    Дикой
    смирившиеся
    Тихон
    Борис
    «Где уж мне своей
    волей жить…»
    приспособившиеся
    Варвара
    Кудряш
    «Лишь бы все
    шито- крыто было…»
    несмирившиеся
    Кулигин
    Катерина
    А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой…
    «Такая я уж зародилась горячая…»
    Ну, чего вы боитесь, скажите на 
    милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется,а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!
    Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых.
    Н.А. Добролюбов. «Луч света
    в темном царстве»
    Н.А. Добролюбов

  • 35 слайд

    Рабочая тетрадь. Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 1. Заполн

    Описание слайда:

    Рабочая тетрадь.
    Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.

    Задание 1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы: Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

  • 36 слайд

    Рабочая тетрадь. Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 2. Заполн

    Описание слайда:

    Рабочая тетрадь.
    Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.

    Задание 2. Заполните таблицу «Хозяева жизни и Жертвы» используя цитаты из текста.

  • 37 слайд

    Рабочая тетрадь. Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 3. Почем

    Описание слайда:

    Рабочая тетрадь.
    Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.

    Задание 3. Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?

    Задание 4. Каким предстает город Калинов в восприятии Феклуши?

    Задание 5. Чем отличается от жителей города Кулигин?

    Задание 6. В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

    Задание 7. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?

  • 38 слайд

    1. Прочитайте внимательно статью русского критика Николая Александро-вича Доб

    Описание слайда:

    1. Прочитайте внимательно статью русского критика Николая Александро-вича Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860) и ).
    2. Докажите одно из высказываний (на выбор), ответ аргумен-тируйте примерами из текста.
    Вопросы по критической статье Добролюбова “Луч света в темном царстве”.

  • 39 слайд

    Вопросы по критической статье Добролюбова “Луч света в темном царстве”.В чем

    Описание слайда:

    Вопросы по критической статье Добролюбова “Луч света в темном царстве”.

    В чем, по мнению Добролюбова, драма Катерины?
    Почему Тихон — “живой труп”?
    Как Добролюбов оценивает трагическую развязку “Грозы”? Согласны ли вы с мнением критика.
    Почему Добролюбов считал, что характер Катерины — “шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”.
    Почему Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”?
    Почему критик видит в драме “Гроза” что-то “освежающее, ободряющее”?
    Достоин ли Борис любви Катерины и повинен ли в ее смерти?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Сахаров В.И., Зинин С.А.

Тема:
Драма «Гроза»

Похожие материалы

  • «Маяковский-человек эпоха» (литературный час)

  • Статья на тему Художественное пространство как один из аспектов анализа художественного произведения на уроках литературы в старших классах профильного обучения (на примере романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание»)

  • Конспект урока «Печорин как представитель «портрета поколения»

  • Презентация по русскому языку на тему «Оратор и слушатель»

  • Контрольная работа по теме «УНТ. Древнерусская литература»

  • Презентация к интегрированному уроку по литературе и английскому языку «Том Сойер» для 6 класса

  • Сочинение на тему «Женские образы в произведениях А. П. Чехова»

  • Тест по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

Южноафриканская страховая компания Discovery Health опубликовала расчеты эффективности вакцин (точнее, одной: препарата BioNTech/Pfizer) против «омикрона». Об этом пишет Financial Times.

Эффективность вакцин рассчитывают для разных исходов: заражения, симптоматического COVID-19, госпитализации, смерти. Чем тяжелее исход, тем выше эффективность и тем медленнее она снижается. Во всяком случае, так было раньше. В Discovery Health рассчитали эффективность против госпитализации после двух доз мРНК-вакцины BioNTech/Pfizer. Она составила 70%. С «дельтой» этот показатель равнялся 93%.

The New York Times добавляет, что расчетная эффективность против инфекции упала с 80% в конце прошлой волны до 33%. Для в прошлом зараженных «дельтой» относительный риск реинфекции составляет 40%, «бетой» — 60%.

Также исследователи вычислили, что в начале новой волны заболеваемости в ЮАР риск попасть в больницу для взрослого человека с положительным тестом на COVID-19 был на 29% ниже, чем в первую волну (тогда почти ни у кого еще не выработался иммунитет к SARS-CoV-2).

Среди детей действительно выявляют больше случаев COVID-19, чем раньше, но многие из них обращались за помощью по другим причинам, а тест на коронавирус им делали заодно.

Авторы работы подчеркивают, что использовали в расчетах предварительные данные, поэтому позже оценки скорректируются. Кроме того, выводы о клиентах Discovery Health и, если брать шире, жителях ЮАР не обязательно верны в других местах.

Financial Times добавляет, что во вторник председатель Южноафриканской медицинской ассоциации Анжелик Кутзее сообщила, что зараженные «омикроном», которым в больницах не требовался кислород, выписывались более чем вдвое быстрее, чем инфицированные «дельтой». По ее словам, в среднем более-менее здоровый человек выздоравливает за пять, самое большее — за семь дней. Впрочем, из-за стремительного распространения нового варианта эти расчеты, даже если они верны, не так уж обнадеживают.

Большой отчет из Великобритании

Расчеты эффективности вакцин против «омикрона» и других показателей также проделали в Великобритании. Об этих работах пишет The New York Times.  

В одном исследовании ученые рассчитали эффективность вакцины BioNTech/Pfizer против симптоматической инфекции, а не госпитализации, как в ЮАР. Спустя четыре месяца после введения второй дозы она составила всего 35%. После третьей дозы этот показатель увеличился примерно до 75%.

На эту тему

Штамм "омикрон" — очень странный. Откуда он взялся?

Защита от симптоматической инфекции после двух доз векторной вакцины Оксфордского университета и AstraZeneca за несколько месяцев падает почти до нуля. Правда, после бустера препаратом BioNTech/Pfizer эффективность поднимается до 71%.

Как и в ЮАР, все эти расчеты — предварительные. По мере накопления данных их уточнят.

Также в Великобритании опубликовали первые данные о передаче «омикрона» между людьми. Инфицированные новым вариантом вдвое легче, чем с «дельтой», заражают контактировавших с ними и втрое легче — домочадцев.

Компьютерная модель ученых из Имперского колледжа Лондона показала, что «омикрон» не только ускользает от иммунной системы, но также сам по себе заразнее «дельты», которая, в свою очередь, заразнее «альфы», а та — предкового варианта из Уханя. Разница между «омикроном» и «дельтой» может составлять 25–50%.

Даже если госпитализация будет нужна зараженным «омикроном» в два раза реже, чем с «дельтой», то, согласно моделированию, на пике волны в Великобритании будут госпитализировать 5 тыс. человек, чего не было за всю пандемию.

Моделирование также проделали в Лондонской школе гигиены и тропической медицины. В сценарии, который несколько независимых экспертов считают самым вероятным, из-за нового варианта к концу апреля 2022 года госпитализируют примерно 300 тыс. человек, а 47 тыс. человек умрут. Правда, эти расчеты получены при условии, что в стране не вернут ограничения.

Клеточный иммунитет

На прошлой неделе появились результаты экспериментов по нейтрализации вирусных частиц антителами. Они были тревожными: ученые обнаружили падение титров в разы, а иногда — в десятки раз. Но оставалась надежда на клеточный иммунитет. Похоже, она оправдывается. Об этом пишет The New York Times.

На эту тему

Две недели с "омикроном" — что прояснилось?

Антитела — в первой линии защиты организма. Когда инфекция уже началась, разновидность лимфоцитов способна уничтожить зараженные клетки или подать сигнал тревоги. К счастью, многочисленные мутации «омикрона» не изменили большинство участков вируса, которые распознают эти особые лимфоциты (Т-клетки). Теперь в этом удостоверились экспериментально.

Ученые взяли Т-клетки у 16 человек, привитых двумя дозами вакцины BioNTech/Pfizer, и добавили к ним белки «омикрона». «Сила отклика» по сравнению с «дельтой» составила 70%. Впрочем, это всего лишь лабораторный эксперимент. Что этот результат говорит о тяжести COVID-19, с уверенностью сказать нельзя.

Размножение в легких и бронхах

Еще один эксперимент провели ученые из Гонконгского университета, но они проверяли не клетки, а целые ткани, и выяснили, как в них реплицируется (размножается) новый вариант. Об исследовании рассказывает The Guardian.

Ученые сравнивали ткани бронхов и легких. Выяснилось, что по сравнению с «дельтой» количество частиц «омикрона» в тканях бронхов увеличивается в 70 раз быстрее, а в тканях легких — в десять раз медленнее.

Результаты следует интерпретировать с осторожностью. Можно было бы предположить, что раз по легким вирус распространяется медленнее, то и болезнь должна протекать легче. Но осложнения COVID-19 возникают из-за чрезмерной активации иммунной системы. Кроме того, «дельта» тоже медленнее реплицировалась в легких, но при этом чаще вызывала тяжелую болезнь. А стремительный рост в тканях бронхов может указывать на повышенную заразность «омикрона». Но и об этом судить пока рано.

Подготовил Марат Кузаев

  • Рассказ о городе калинове и его обитателях в пьесе гроза кратко
  • Рассказ о городе балашиха
  • Рассказ о городе казань 4 класс
  • Рассказ о городе домодедово
  • Рассказ о горе алтай 4 класс