Рассказ о городце для детей

Художественная роспись от писать искусство декорирования красками какой-либо поверхности. искусство росписи следует отличать от живописи. если композиции картинного

Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества.

Появление росписи[править | править код]

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.

Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приёмы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).

Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII веков наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.

Священник и исследователь искусства П. А. Флоренский считал, что иконопись обязана своим происхождением благородному искусству древней стенописи. Иконная доска является как бы квинтэссенцией («пятым элементом» — стихией, сущностью, эфиром) стены, её поверхности, освобождённой от случайных, преходящих извне воздействий. «В живописи, — писал Флоренский, — изобразительная плоскость низводится до условного… Церковное искусство ищет себе поверхности предельно устойчивой, но уже не „как бы“, а в самом деле крепкой и недвижной. Изображение же должно содержать момент равносильной крепости этой плоскости, равный ей по силе и потому, следовательно, могущий принадлежать непосредственно церковному сознанию, а не отдельным лицам, и момент текучей индивидуально творческой, женственной восприимчивости. Неправильно было бы заключить, что стенописное, как и иконописное, изображение должно непременно обладать качествами плоскостности, однако воображаемая (концептуальная) глубина изображения, в отличие от живописи, в этом искусстве согласуется с осязательными — тактильными ощущениями. В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма тёмной краской».

Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (см. батик).

Современная художественная[править | править код]

В современном мире художественная роспись занимает важную позицию в оформлении таких общественных местах культуры и отдыха, как театры, гостиницы, торгово-развлекательные центры. Также она часто присутствует в интерьерах частных коттеджей, загородных вилл и квартир. Особенно излюбленной публикой остаётся роспись-обманка, когда достигается эффект расширения пространства за счёт введения в роспись строгих архитектурных и ландшафтных форм в перспективном удалении. Свободную роспись можно применить везде, где только хочется!

Виды росписи[править | править код]

Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.

Мезенская роспись[править | править код]

Рассказ о городце для детей

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.
Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например, изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки — это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои чёткие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в её длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого её структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Петриковская роспись[править | править код]

Таріль дерев'яна "Серпень".jpg

Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически чёткий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п.. Волшебный петриковский цветок расцвёл на замечательном фарфоровом блюде, загадочным узором лёг на шёлковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии всё более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведёт начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковских орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки — все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Гжель[править | править код]

Рассказ о городце для детей

Основная статья: Гжель

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Этот район из 30 сёл и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX века ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырёх массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся — не облейся», блюда, тарелки и другие, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зелёной, жёлтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли — тонким чёрным контуром с лёгкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают лёгкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщённые, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски — всё это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одарённость мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везёт ребёнка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерётся со своей старухой, мальчик-поводырь ведёт нищего и так далее. В гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и другое. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось своё оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определённой формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.

Городецкая роспись[править | править код]

Рассказ о городце для детей

Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного ещё в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области.

Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой приём росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалёвок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью чёрной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нём были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их весёлыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз.
В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.

Хохлома[править | править код]

Хохлома — старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи.
Своё название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Хохлома появилась в 17 веке.

Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое «белье», затем заготовку грунтуют жидким раствором глины («вапы») и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешёвый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причём каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

Рассказ о городце для детей

Цветовая гамма хохломской росписи:

  • Основные цвета:
    • красный
    • чёрный
    • золотой
  • Вспомогательные цвета:
    • зелёный
    • жёлтый

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и чёрным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и чёрной краской на золотом фоне. Роспись «под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке на красном или чёрном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась «верховая» роспись, так как роспись «под фон» более сложная. Эта роспись («под фон») стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее её использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Жостовская роспись[править | править код]

Рассказ о городце для детей

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Этапы жостовской росписи:

Замалёвок Начало и основа композиции будущего узора.Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции, проводятся операции, направленные на подчёркивание объёма.
Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещённым множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подноса Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Наводка зеркального блеска С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы ещё больше блестел.

См. также[править | править код]

  • Городецкая роспись
  • Мезенская роспись по дереву
  • Жостовская роспись
  • Хохлома
  • Батик

Литература[править | править код]

  • Размалёўка // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш.. — Мн.: БелЭн, 2001. — Т. 13: Праміле — Рэлаксін. — 576 с. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0216-4 (т. 13), ISBN 985-11-0035-8.
  • Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — Москва: Знание, 1984.
  • Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — Москва: Высшая школа, 1977.
  • Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы. — М.: Просвещение, 1984.
  • Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М., 1974.
  • Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. — Л., 1970.

Ссылки[править | править код]

  • Художественная энциклопедия народных промыслов, технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство

(!)

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Перспективный план мероприятий по приобщению детей к русскому народному творчеству в средней группе.

Месяц

Совместная образовательная деятельность

цель

сентябрь

«Узор для платка матрёшки»- рисование

«Матрёшки в хороводе» — аппликация

«Куколка-матрешка» — лепка

«Матрёшка» — речевое развитие

Рассказать о самой популярной народной игрушке

октябрь

«Ложка деревянная, музыкальная» — рисование

«Скоморох с балалайкой». (Работа с готовыми формами) – аппликация.

«Весёлая ложка»-лепка.

«Балалайка» — речевое развитие, окружающий мир.

Развивать представления о народных промыслах на примере деревянной ложки, (столовым прибором, музыкальным инструментом);  Знакомить с русским народным  инструментом-балалайкой, с пословицами и поговорками о балалайке.

Ноябрь

«Рубашка на день рождение Кузи – рисование

«Коврик в избу» — аппликация

«Тарелочка для каши» — лепка

«Знакомство с домовёнком Кузей» — окружающий мир, речевое развитие

Игра «Аюшки»

Формировать познавательный интерес через ознокомление с бытом русского народа в сказках; знакомить со сказочным персонажем- Домовым, с народными играми.

Декабрь

«Снежинка» — рисование

«Бусы повесили…» — аппликация

«Ёлочная игрушка» — лепка

«Волшебник – Дед Мороз»          Заклички-потешки – окружающий мир, речевое развитие.

Воспитывать любовь к народным традиционным праздникам, знакомить с праздничными  ёлочными игрушками и украшениями.

Январь

«Рождество, рождественские колядки» — Окружающий мир, речевое развитие.

«Зимние игры и забавы»

«Валеночек» — подарок рождеству» — Аппликация

«Снеговик в шапочке и шарфике» — Рисование

«Зимние игры и забавы»

Сохранять русские народные обычаи, приобщать к истокам народной культуры, знакомить с новыми играми, забавами,

Частушками сопровождающие зимние святки.

Февраль

«Морозные узоры» (Зимнее окошко) – рисование

«Заюшкина избушка» — аппликация лепка

«Сова и синица» — лепка

«Сошью Маше сарафан». Потешка «Тари, тари, тари…» — окружающий мир, речевое развитие.

Познакомить детей с русским народным костюмом;

развивать творчество, интерес к прошлому.

(кокошник, сорочка, косоворотка, сарафон, штаны).

Март

«Кукла –масленица» — рисование.

«Чайный сервиз для игрушек».

Коллективная работа – лепка.

«Конфеты на праздник» — аппликация.

«Масленица».

Загадки, заклички, поговорки.

Песенка «Блины».

Прививать интерес к народным играм и развлечениям.

Апрель

«Гжель» — рисование.

«Филимоновские игрушки-свистульки» — лепка

«Весна, весна, поди сюда!» -окружающий мир, речевое развитие.

Рассказать о старинных обычаях встречи весны. Использовать народные приметы, пословицы, поговорки, игры, хороводы, частушки. Знакомить с промыслом-Гжелью, Филимоновской игрушкой;

формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

Май

«У Солнышка в гостях» — аппликация

«Весёлый клоун» — лепка.

«Шутку шутить – людей насмешить» –окружающий мир, речевое развитие.

Знакомство с потешным фольклором- дразнилками, скороговорками, небылицами.

Перспективный план мероприятий по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе.

Месяц

Совместная образовательная деятельность

цель

сентябрь

 «Что летом родится-зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о лете.

«Хлеб всему – голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда (серп). Пословицы и поговорки о хлебе.

Народный календарь:

Сентябрь – Хмурень,Рябинник

Вспомнить характерные признаки лета и осени, закономерных в природе; познакомить с новыми поговорками , обогащать  речь детей исконно  русскими словами, воспитывать интерес  к сельскому труду через  через устное народное творчество.

Народный календарь.

Знакомить с 1 месяцем осени – особенностями, приметами

октябрь

«Октябрь- капустник»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день,) Загадки о капусте.

Народный календарь:

Октябрь-грязник

Развивать умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в старой Руси. Продолжать знакомить с традициями празднования народных праздников.

Знакомить с особенностями  2 месяца осени.  

Ноябрь

«Гончарные мастеровые»

Сказка «Лиса и кувшин»

Народный календарь:

Ноябрь-полузимник

Рассмотреть глиняную посуду.  Рассказать о глиняном промысле.

Знакомить с особенностями 3 месяца осени.

Декабрь

«Проказы старухи-зимы»

Сказка К.Д, Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Народный календарь: Декабрь-студень.

Загадывание загадок о зиме, повторение закличек.Закрепить знания о том, как зимует всё живое.

Знакомить с особенностями 1месяца зимы.

Январь

 «Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. «Частушки».

Народный календарь:

Январь-просинец

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. Пение частушек.Знакомить с особенностями 2месяца зимы.

Февраль

«Сказки Старушек-веселушек для Кузи».

Народный календарь:

Февраль-бокогрей

Чтение смешных диалогов

Разыгрывание их по ролям.

Знакомить с особенностями 3месяца зимы.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Пословицы и поговорки о матери, материнской любви.

Сказка «Сердце матери». Скребцова М.

Народный календарь:

Март-протальник

Воспитывать чувство любви к маме.

Знакомить с особенностями 1месяца весны.

Апрель

 «Небылица в лицах, небывальщина»

Народный календарь:

Апрель-снегогон

Знакомитьс русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Знакомить с особенностями 2месяца весны.

Май

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается. Богатыри»

Сказка «Каша из топора»

Песня «Солдатушки – бравы ребятушки»

Народный календарь:

Май-травень

Рассказать о воинах – защитниках Руси».

Знакомить с особенностями 3месяца весны.

Перспективный план мероприятий по приобщению детей к русскому народному творчеству в подготовительной группе.

Месяц

Совместная образовательная деятельность

цель

сентябрь

 «Воспоминания о лете»

Беседа о лете. Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о лете.

«Волшебный колосок»

Беседа с детьми «Что делают из зерен». Знакомство со старинными орудиями труда (серп). Пословицы и поговорки о хлебе.

Народный календарь:

«Сентябрь –золотой»

Вспомнить характерные признаки лета и осени, закономерных в природе; познакомить с новыми поговорками , обогащать  речь детей исконно  русскими словами, воспитывать интерес  к сельскому труду через  через устное народное творчество.

Народный календарь.

Знакомить с началом осени, ееприметами особенностями.

октябрь

«Октябрь»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день,) Загадки о капусте.

Народный календарь:

«Октябрь-грязник»

Развивать умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в старой Руси. Продолжать знакомить с традициями празднования народных праздников.

Знакомить с особенностями  2 месяца осени.  

Ноябрь

«Гончарные мастеровые»

Сказка «Лиса и кувшин»

Народный календарь:

Ноябрь-полузимник

Рассмотреть глиняную посуду.  Рассказать о глиняном промысле.

Знакомить с особенностями 3 месяца осени.

Декабрь

«Проказы старухи-зимы»

Сказка К.Д, Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Народный календарь: Декабрь-студень.

Загадывание загадок о зиме, повторение закличек.Закрепить знания о том, как зимует всё живое.

Знакомить с особенностями 1месяца зимы.

Январь

 «Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. «Частушки».

Народный календарь:

Январь-просинец

Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. Пение частушек.Знакомить с особенностями 2месяца зимы.

Февраль

«Сказки Старушек-веселушек для Кузи».

Народный календарь:

Февраль-бокогрей

Чтение смешных диалогов

Разыгрывание их по ролям.

Знакомить с особенностями 3месяца зимы.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Пословицы и поговорки о матери, материнской любви.

Сказка«Сердце матери»Скребцова М.

Народный календарь:

Март-протальник

Воспитывать чувство любви к маме.

Знакомить с особенностями 1месяца весны.

Апрель

 «Небылица в лицах, небывальщина»

Народный календарь:

Апрель-снегогон

Знакомитьс русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Знакомить с особенностями 2месяца весны.

Май

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается. Богатыри»

Сказка «Каша из топора»

Песня «Солдатушки – бравы ребятушки»

Народный календарь:

Май-травень

Рассказать о воинах – защитниках Руси».

Знакомить с особенностями 3месяца весны.

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

С 11 января
по 22 января в дошкольном учреждении реализуется тема недели: «Народная
культура России.  Древняя Русь (народные
промыслы, обряды, литературное творчество)».
Для
осуществления образовательной деятельности в
семье по данной теме рекомендуем 
родителям:

На
этой неделе мы будем формировать  у детей
представления о России, о культуре и творчестве русского народа;

изучать
традиционные промыслы и ремесла России.

Будем
рады, если вы выполните наши рекомендации!

 1. Расскажите детям об истории и жизни русского
народа, о народных праздниках, играх и промыслах.

Материал
для рассказа детям может быть следующим:

На просторах
России из века в век горят и согревают людей своим теплом уникальные очаги
народного искусства, хранящие традиции древних культур. В народных промыслах, в
песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа русского народа.
Живёт она в самых разных видах искусства, выражает себя в глине и дереве,
ткацком волокне и металле, в сказках и песнях, в традициях и праздниках.

У каждого промысла
своя история возникновения, свой путь развития, свои традиции. Их истоки – в местной
культуре.

В
ходе изучения данной темы рекомендуем Вам:

   Закрепите знания о народных промыслах:
Дымкове, Гжели, Городце, Жостове, Хохломе;

• Посмотреть картинки с городецкой, дымковской, хохломской росписью;
дымковские игрушки, матрёшки, бирюльки. Куклы, лошадки, зайчики, птички из
лоскутов ткани.

1.png

См. презентация
«Народные промыслы России»

https://yandex.ru/efir?stream_id=vA9KM_481JHs

• Предлагаем с ребенком сходить на экскурсию в музей «Русская изба»«Старинная и
современная посуда»
«Что за чудо печь»(Или посмотреть видео)
 https://ok.ru/video/1573171825164

• Рассмотреть архитектуру и дизайн построек старины, отмечать особенности. Беседа«Русская изба».
Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве.
Развиваем умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник,
печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная
доска, глиняный горшок, прялка). Обогащаем речь детей
существительными
, обозначающие предметы бытового окружения;
Учим детей связно и последовательно рассказывать о
предмете развёрнутыми и полными предложениями;

Посмотреть картинкистаринная
посуда
старинные муз.,
инструменты (гусли, балалайка, баян, ложки, рожок, трещотка, свисток — в
интернете есть видео как они выглядят и звучат, одежда, обувь, блюда, орудия
труда и другие предметы быта.

См. презентация
«Обычаи, обряды и традиции…»

• Рассмотреть салфетку связанную крючком. Познакомить детей с приёмом вязания – косичка.

• Побеседовать о старинных рецептах
поддержания здоровья;

• Расскажите детям об устном народном творчестве – о сказках, небылицах,
считалках, потешках:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

и другие.)

Пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь»«Умел ошибаться, умей поправляться»«Грамоте учиться всегда пригодится»;

 • Посмотреть русские народные сказки (мультфильм или фильм, где показан
быт народа: Гуси-лебеди, Василиса
Прекрасная, Сивка-Бурка, Снегурочка, Морозко и др.

2.  Проверьте, как ребёнок запомнил то,
о чём Вы с ним беседовали:

   Составьте рассказ по пословицам и
поговоркам;
Хочу такой сайт

   Отгадайте и составьте загадки о
предметах быта, народных приметах, природных явлениях;

   Перескажите русскую народную
сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ролям;

   Устройте викторину по русским
народным сказкам.

3. Заучите
с детьми заклички
: «Дождик, дождик, веселей»«Божья коровка» …

Осень, осень, в гости просим:

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Дождик, дождик,
веселей

Капай, капай, не
жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

4. Поиграйте в словесные игры:

·        
«Кто
больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы. Например,
«Путаница», «Радость» К. Чуковского); «Шутка» В. Александровой;

·        
«Подбери
слово»;

·        
«Скажи
по-другому»;

·        
«Наоборот»;

·        
«Назови
ласково».


5. Обыграйте следующие
ситуации:

·        
«У
бабушке в деревне»;

·        
«Мы
встречаем гостей» — угощение блинами;

·        
Игры-путешествия
в прошлое предметов.

6. Послушайте вместе с детьми произведения: П.И. Чайковского «Русская песня», «Танец
пастушков»; р.н. песню «Вдоль по Питерской».

Спойте с детьми р.н. песни «Ах, улица»,
«Во поле берёза стояла», «Калинка-малинка».

7. Для закрепления полученного материала,
проведите с детьми ряд занятий:

·        
Рисование по мотивам дымковской росписи:
«Дымковский конь» или «Водоноски-франтихи».

2.png

·        
Рисование по мотивам росписи «Гжель»:
«Поднос», «Кувшин».

3.png
4.png

·        
Лепка: «Тарелка с узором» или «Ваза для фруктов».  5.png

·        
Аппликация: «Укрась Дуне сарафан».

6.png

·        
Конструирование
из бумаги: 
«Скамья»
(лавка), «Стол», «Печка», «Изба».

7.png

Похвалите
ребенка, Вы молодцы!

  • Рассказ о городе сочи для 3 класса
  • Рассказ о городе углич
  • Рассказ о городе смоленск
  • Рассказ о городе оренбурге
  • Рассказ о городе королев