Рассказ о городах иркутской области

Гавриил филиппович кунгуров 1903 1981 писатель, журналист, краевед, педагог, общественный деятель. доктор филологических наук, профессор игпи. энциклопедическая справка

Гавриил Филиппович Кунгуров (1903 – 1981) — писатель, журналист, краевед, педагог, общественный деятель. Доктор филологических наук, профессор ИГПИ.

Энциклопедическая справка

Родился в семье железнодорожника. В 1924 окончил Сретенскую учительскую семинарию, в 1928 в Иркутском государственном университете. Работал учителем, директором школы, возглавлял Иркутское крайоно. С 1937 работал на кафедре литературы Иркутского государственного педагогического института, кандидат филологических наук, профессор. С 1957 по 1962 был ответственным секретарем Иркутской писательской организации. Перу Г.Ф. Кунгурова принадлежат научные статьи и очерки «Ранние культурные и литературные интересы в Сибири», «Белинский о писателях-сибиряках», «Певец окраин милой Отчизны», книга «Сибирь и литература». Первая повесть для детей («Топка») появилась в 1935, затем последовали исторические повести «Артамошка Лузин» (1937), «Путешествие в Китай» (1939), вышедшая позже в Москве под названием «Албазинская крепость» (1959). В годы войны Г.Ф. Кунгуровым были написаны книги очерков «С подарками на фронт», «Тыловые рассказы», в 1947 – повесть «Свет не погас», книги о людях и детях Монголии «Золотая осень», «Оранжевое солнце» и другие. Г.Ф. Кунгуров – автор романов «Наташа Брускова», «Светлеют далекие горы». Книги писателя издавались в Иркутске, Москве и за рубежом.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011

Первое художественное произведение для детей, написанное Кунгуровым — «Топка» (1935), повесть об эвенкийском мальчике. Книга выдержала несколько изданий в России и за рубежом. После Великой отечественной войны Кунгуровым было написано несколько произведений: «Светлеют далекие горы», «Свет не погас», «Оранжевое солнце». Наибольшую известность ему принесла книга рассказов «Золотая степь». Книга издавалась на девяти языках, автор был удостоен государственных наград Монголии. Является автором исследования «Сибирь и литература» — своеобразной литературной летописи дореволюционной Сибири. Произведения Г.Ф. Кунгурова переведены на болгарский, венгерский, китайский, монгольский, польский, сербский, чешский и другие языки.

Биография

7 апреля (25 марта по ст. ст.) 2003 года исполнилось 100 лет со дня рождения Гавриила Филипповича  Кунгурова, известного иркутского писателя, педагога, учёного-филолога и общественного  деятеля.

В своей автобиографии, опубликованной  в библиографическом указателе, подготовленном Иркутским отделением Союза писателей РСФСР и областной библиотекой им. И.И.Молчанова-Сибирского в 1963 г., Гавриил Филиппович написал: «Я – сибиряк. Родную Сибирь люблю, вижу в ней безгранично много интересного, непознанного… Детство моё прошло в сурово-живописном уголке Забайкалья, на станции Сретенск, Читинской области, эта маленькая железнодорожная станция стоит на левом берегу судоходной реки Шилки, среди забайкальских сопок, покрытых нетронутым лесом. На правом берегу, против станции, — шумливый, бойкий городок Сретенск, в окрестностях – казачьи сёла. Родители мои- люди малограмотные, но они рано  привили мне вкус к книге и чтению. Окончил я начальную  железнодорожную школу, высшее начальное училище, учительскую семинарию, ряд профессиональных курсов, государственный университет. Защитил кандидатскую диссертацию… По профессии я педагог с многолетним стажем, но жить пришлось разным трудом, пробовать силу во многом. Работал телеграфистом, музыкантом, художником, конечно, больше всего учителем».

Именно эти обстоятельства определили во многом тематику и направленность его творчества. Печататься Г.Ф.Кунгуров начал с 1925 года, но это были научно-методические, краеведческие, и педагогические статьи и пособия. Первое художественное произведение для детей – повесть «Топка» была  издана в 1935 году и встречена с большой симпатией читателями того времени. Повесть об эвенкийском мальчике выдержала несколько изданий у нас в стране и за рубежом.

Г.Ф.Кунгуров был неутомимым, любознательным  путешественником, прекрасно знал быт и фольклор народов Сибири. В результате этих путешествий родилась книга «Сказки». В 1937 г. вышла повесть для детей «Артамошка Лузин», подкупающая занимательностью сюжета и изображением малоизвестных страниц истории Иркутска и Сибири XVII  века.

Большой популярностью у читателей пользовалась и увидевшая свет в 1940 году повесть «Путешествие в Китай», известная  в последних изданиях под названием «Албазинская крепость». Это многоплановое произведение, действие которого происходит то в Москве, то в Нерчинске, то на улицах Пекина, то в эвенкийских чумах. Центральное место в повести  занимает рассказ о походах русских казаков на Амур. Прототипом одного из главных героев повести —  атамана Ярофея Сабурова —  стал Ерофей Павлович Хабаров, известный землепроходец. В своих «Воспоминаниях» Г.Ф.Кунгуров писал: «Исторические темы всегда увлекали меня. Сибирь в прошлом на Востоке играла особенно влиятельную роль… Неподдельная любознательность русского человека – первооткрывателя храброго и умного землепроходца,  влекла его вперёд и вперёд…. Я сделал попытку приоткрыть  некоторые страницы этой истории».

Его книги – результат продолжительного изучения  темы в архивах, библиотеках, а также путешествий по Сибири и Заполярью. В годы Великой Отечественной войны Г.Ф.Кунгуров  написал много публицистических работ, он побывал на Западном фронте  в составе делегации иркутян, привозивших фронтовикам подарки сибиряков.

После Великой отечественной войны Кунгуровым было написано несколько произведений: «Светлеют далекие горы», «Свет не погас», «Оранжевое солнце».

Наибольшую известность ему принесла книга рассказов «Золотая степь», о старой и современной писателю Монголии. Эта книга издавалась на девяти языках, автор был удостоен государственных наград Монголии.

Творческий облик Г.Ф.Кунгурова будет неполным, если не отметить  такую важную веху  в его писательском труде, как литературное краеведение. Он является автором исследования «Сибирь и литература». Это своеобразная литературная летопись дореволюционной Сибири. На большом фактическом материале, полученном в результате архивных исследований, Г.Ф.Кунгуров показал, как рождалась и развивалась рукописная и печатная журналистика и литература в Сибири, шло накопление книжных богатств, исследовал  эстетические и читательские интересы сибиряков. Особый интерес для истории ЦГБ им. А.В.Потаниной представляет упоминание в этой работе воспоминаний жительницы Иркутска Е.А.Соловьевой (Карпиневской) о том, что в их доме снимали квартиру  супруги  Потанины, которые жили  очень скромно, но у них была большая библиотека. Исследование ценно тем, что его сопровождает обширный список использованных источников.

Популярно и доступно написан Кунгуровым очерк по истории Иркутска «Город на Ангаре», не утратило актуальности его исследование «Сады Восточной Сибири».

Но главным делом своей жизни Г.Ф.Кунгуров считал педагогический труд. В  воспоминаниях «И в непогоду и  затишье, опубликованных в № 4 альманаха «Сибирь»  за 1972 год, он пишет о своих учителях, прививших ему любовь к учительской профессии, Г.А.Туленкове и С.А.Бондаренко: «Они  внедряли в наше сознание истину: учитель превыше всего… Все профессии хороши, но не одна не обходилась без учителя».  Помня эту истину,  Г.Ф.Кунгуров не бросил педагогической деятельности: 44 года он вёл курс русской литературы XIX века, возглавляя в иркутском пединституте кафедру литературы. А ещё занимался общественной деятельностью: был членом правления Союза писателей РСФСР, членом правления Литфонда СССР, в течение пяти лет (1957-1962 гг.) возглавлял иркутское отделение Союза писателей. Был членом областного комитета защиты миры, председателем иркутского отделения общества советско-китайской дружбы.  Многие произведения Г.Ф.Кунгурова востребованы  нынешним поколением читателей, потому что в них присутствует главное — любовь к своей малой Родине — Сибири.

Своеобразным путеводителем по творчеству Г.Ф. Кунгурова является библиографический указатель «Гавриил Филиппович Кунгуров» / Сост. Р.С. Скаллер.// Иркутск, 1963. – 41 с.

Указатель включает автобиографию Г.Ф.Кунгурова, обзор его творчества — «Среди книг Г.Ф.Кунгурова», списки художественных произведений, а также публицистических, краеведческих, литературоведческих и педагогических работ и переводов. Имеется в указателе раздел «Литература о творчестве Г.Ф.Кунгурова» и «Советы библиотекарю».

Интересно, что в «Советах библиотекарю» наряду с рекомендациями по организации книжных выставок о творчестве писателя, есть и советы по проведению читательской конференции по повести Г.Ф.Кунгурова «Так велит сердце». Конференция эта, как указывается в «Советах», проводилась в библиотеке Ленинского района г. Иркутска (ныне библиотека № 5 ЦБС). В фонде ЦГБ есть и памятка читателю «Гавриил Филиппович Кунгуров», изданная областной библиотекой в 1958 году. Её составитель – П.П.Боровский, а ответственный за выпуск – В.И.Усачёв, в разное время работавшие в ЦГБ. В фонде ЦГБ имеются все основные произведения Г.Ф.Кунгурова. В краеведческом отделе ЦГБ оформлена книжная выставка «Писатель, журналист, краевед», на которой представлены его произведения и литература о нём.

Сочинения

  1. Артамошка Лузин. Албазинская крепость. Исторические повести для старшего школьного возраста. — Иркутск, 1973. — 478 с.
  2. Оранжевое солнце. — М., 1976. — 188 с.
  3. Свет не погас.— Иркутск, 1948. — 98 с.
  4. Светлые далёкие горы. — Иркутск, 1969. — 355 с.
  5. Сибирь и литература. — Иркутск, 1974. — 300 с.
  6. Топка. — Иркутск, 1971. — 131 с.
  7. Сибирь и литература. — Иркутск, 1965. — 203 с.
  1. Были Таймырского Севера // Сибирь. — 1979.- № 1. — С.89-102.
  2. И в непогодь, и в затишье // Сибирь. — 1972.-  № 4. — С.81-90.

Литература

  1. Гавриил Филиппович Кунгуров: Библиогр. указ. /Сост. Р.С.Скаллер //Иркутск, 1963. – 41 с.
  2. Гавриил Филиппович Кунгуров: Памятка читателю /Сост. П.П. Боровский. – Иркутск, 1958.
  3. Гинкулов В. Отец «Артамошки Лузина» //Иркутск. — 2003. – 21 марта.
  4. Кунгуров Г.Ф. // Писатели Восточной Сибири. – Иркутск, 1973. – С. 137-140.
  5. Кунгуров Г.Ф. // Писатели Восточной Сибири: Биоблиографический указатель. – Иркутск, 1983. – С. 94-96.
  6. Макарова Е. Г.Ф. Кунгуров //Литературная Сибирь. Писатели Восточной Сибири: Сибирский литературный календарь. – Иркутск, 1971. – С. 128 – 132.
  7. Макарова Е. Патриотизм и дружба народов (О повестях и рассказах Г. Кунгурова) //Писатели Советской Сибири. Критические очерки. Вып. 2-й. – Иркутск, 1954. – С. 92 -118.
  8. Трушкин В. Горизонты художника // Литературные портреты. – Иркутск, 1961. – С. 43-76.
  9. Шелехов В. Писатель, журналист, краевед  //Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 25 марта.

Эвенки — коренной народ Российской Федерации. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Самоназвание — эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931, старое название — тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры. Повсеместно распространен русский язык, многие эвенки, живущие в Якутии и Бурятии, говорят также на якутском и бурятском языках. В антропологическом отношении представляют достаточно пеструю картину, обнаруживая комплекс признаков, характерных для байкальского, катангского и центрально-азиатского типов. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории Иркутской области проживает 1272 эвенка.

Эвенки: общие сведения

Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (V-VII вв. н. э.), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

Историческая справка

II тыс. до н.э. — I тыс. н.э. — заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII в. — начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки — самая многочисленная языковая группа: на территории России их проживает более 26000 человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование «эвенки» с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход.

Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию «тунгусы» — идущие поперек хребтов.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова «лама» — море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня — «мур». Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами — оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке.

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х в. Однако существует еще одна точка зрения. В китайских хрониках упоминается, что еще за 4000 лет до того, как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди «северных и восточных иноземцев». И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа — сушеней — с более поздним, известным нам как тунгусы.

1581-1583 гг. — первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства.

Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах:

«услужливы без раболепства, горды и смелы».

Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал:

«Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят».

Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов «сибирскими аристократами», а первый енисейский губернатор А. Степанов писал:

«их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…»

Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что «копейца и рогатины у них каменные и костяные«, что нет у них железной посуды, и «чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут…» И еще:

«иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками».

Вторая половина XVI в. — проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея.

Соседство двух разных культур было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Территория расселения и численность

Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами.

Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII в.) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 г. — 64500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные — русский (31,8%), якутский, бурятский и другие языки.

Почти половина всех эвенков в РФ живет в Республике Саха (Якутия). Здесь они концентрируются в Алданском (1890 чел.), Булунском (2086), Жиганском (1836), Оленекском (2179) и Усть-Майском (1945) улусах. В своем национально-территориальном образовании — Эвенкийском автономном округе — эвенков сравнительно немного — 11,6 % от их общей численности. Достаточно их и в Хабаровском крае. В остальных регионах проживает примерно по 4-5 % всех эвенков. В Эвенкии, Якутии, Бурятии, Читинской, Иркутской и Амурской областях эвенки преобладают среди других коренных малочисленных народов Севера.

Характерная особенность в расселении эвенков — дисперсность. В стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, однако в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Населенных пунктов, где эвенки живут относительно крупными компактными группами, немного. Подобный тип расселения отрицательно сказывается на этнокультурном развитии народа.

Быт, хозяйство, культ

Основное занятие «пеших», или «сидячих», эвенков — охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Охотились с осени по весну, по два-три человека. По тайге ходили на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых камусом (суксилла). Оленеводы охотились верхом на оленях.

Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочёвки проходили каждый раз по новым местам — летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торговым пунктам. У некоторых групп были известны нарты различных типов, заимствованные у ненцев и якутов.

«Конные» эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец.

Рыболовство имело подсобное значение, в Прибайкалье, озёрных районах к югу от озера Ессей, на верхнем Вилюе, в южном Забайкалье и на Охотском побережье – также товарное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли также тюленя.

По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с двухлопастным веслом – долблёных, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ).

Была развита домашняя обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. Современные эвенки в основном сохраняют традиционные охоту и оленеводство. С 1930-х гг. создавались оленеводческие кооперативы, строились оседлые посёлки, распространялось земледелие (овощи, картофель, на юге — ячмень, овёс). В 1990-е гг. эвенки стали организовываться в родовые общины.

Основа традиционной пищи — мясо (диких животных, у конных эвенков — конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб: к западу от Лены пекли в золе колобки из кислого теста, на востоке – пресные лепёшки. Основной напиток — чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние — до 10, во время праздников и более. Чум (дю) имел конический остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним — горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье — бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья — четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы.

Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми) — углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины — с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья носили халат с широким запахом налево. Распространились элементы русской одежды.

Общины эвенков объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали несколько родственных семей, насчитывали от 15 до 150 человек. Были развиты формы коллективного распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т.п. Например, до XX в. сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В конце XIX в. преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях – многожёнство (до 5 жён). До XVII в. было известно до 360 отцовских родов численностью в среднем по 100 человек, управляющихся старейшинами – «князьцами». В терминологии родства сохранялись черты классификационной системы.

Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация ‘венков проводилась с XVII в. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма.

Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы эвенков имели своих эпических героев (сонинг). Постоянные герои — комические персонажи были также у бытовых рассказов. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у восточных эвенков – шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

Образ жизни и система обеспечения

В хозяйственном отношении эвенки заметно отличаются от других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, они — охотники-оленеводы. Эвенк-охотник проводил верхом на олене добрую половину своей жизни. Были у эвенков и группы, охотившиеся пешком, но в целом именно верховой олень — главная визитная карточка этого народа. Охота играла ведущую роль у большинства территориальных групп эвенков. Охотничья сущность эвенка ярко проявляется даже в таком второстепенном для него деле как рыболовство. Рыбалка для эвенка — та же охота. Главными орудиями рыбного промысла у них долгие годы были охотничий лук с тупыми стрелами, которыми рыбу глушили, и острога — разновидность охотничьего копья. По мере истощения фауны значение рыбного промысла в жизнеобеспечении эвенков стало возрастать.

Оленеводство эвенков таежное, вьючно-верховое. Практиковался вольный выпас, доение важенок. Эвенки — прирожденные кочевники. Протяженность кочевок охотников-оленеводов достигала сотен километров в год. Отдельные семьи покрывали расстояния в тысячу километров.

Традиционное хозяйство эвенков после коллективизации и множества других реорганизаций в советский период к началу 1990-х гг. существовало в двух основных вариантах: промысловая охота и транспортное оленеводство, характерное для ряда областей Сибири и некоторых районов Якутии, и крупно-стадное оленеводческо-промысловое хозяйство, сложившееся в основном в Эвенкии. Первый тип хозяйства развивался в рамках кооперативных и государственных промысловых предприятий (госпромхозы, коопзверпромхозы), второй — в рамках оленеводческих совхозов, ориентирующихся на производство товарной мясной продукции. Пушной промысел в них имел второстепенное значение.

Этно-социальная обстановка

Деградация традиционного хозяйства, свертывание производственной инфраструктуры в национальных поселках чрезвычайно обострило этно-социальную обстановку в районах проживания эвенков. Наиболее болезненной является проблема безработицы. В Эвенкийском автономном округе из-за убыточности полностью ликвидировано животноводство, а вместе с ним и десятки рабочих мест. Высокий уровень безработицы фиксируется в эвенкийских районах Иркутской области. Безработными здесь являются от 59 до 70% эвенков.

Большинство эвенкийских сел не имеет регулярной связи даже с районными центрами. Продукты нередко завозятся всего один раз в году по автозимнику в крайне ограниченном ассортименте (мука, сахар, соль). Во многих селах не стабильно работают местные электростанции — нет запасных частей, горючего, электроэнергия подается всего несколько часов в сутки.

В условиях экономического кризиса ухудшается состояние здоровья населения. Профилактика заболеваний и меры по улучшению здоровья эвенков проводятся в совершенно недостаточном объеме из-за нехватки финансовых средств для работы выездных медицинских бригад, приобретения медикаментов, содержания врачей узких специальностей. Из-за отсутствия регулярного сообщения с райцентрами люди не могут выехать на лечение в районные больницы. До минимума свернута работа санитарной авиации.

Ухудшаются демографические показатели. В целом ряде регионов резко упала рождаемость и увеличилась смертность. В Катангском районе, например, смертность у эвенков превышает рождаемость более чем в два раза. И это типичная картина для всех эвенкийских поселков. В структуре смертности коренного населения ведущее место занимают несчастные случаи, самоубийства, травмы и отравления, в основном на почве алкоголизма.

Этно-культурная ситуация

Современная социальная структура и соответствующая ей культурная среда в большинстве районов проживания эвенков представляет собой многослойную пирамиду. Ее основание составляет тонкий слой постоянного сельского населения, которое, как и 100 лет назад, ведет кочевое хозяйство. Однако слой этот неуклонно сокращается, а вместе с ним сокращается и основное ядро носителей традиционной культуры.

Характерной чертой современной языковой ситуации у эвенков является массовое двуязычие. Степень владения родным языком различна в разных возрастных группах и в разных регионах. В целом же родным считают эвенкийский язык 30,5% эвенков, русский язык — 28,5%, своим языком свободно владеет более 45% эвенков. Эвенкийская письменность создана в конце 1920-х гг., с 1937 г. переведена на русский алфавит. В основу литературного эвенкийского языка был положен говор эвенков Подкаменной Тунгуски, однако литературный язык эвенков так еще и не стал наддиалектным. Преподавание языка осуществляется с 1 по 8 класс, в начальной школе как предмет, позднее как факультатив. Преподавание родного языка зависит от наличия кадров, в еще большей степени — от языковой политики местных администраций. Педагогические кадры готовятся в педучилищах Игарки и Николаевска-на-Амуре, в Бурятском, Якутском и Хабаровском университетах, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. На эвенкийском языке ведутся радиопередачи в Республике Саха (Якутия) и в Эвенкии. В ряде районов передачи ведет местное радиовещание. В Эвенкийском автономном округе раз в неделю выходит приложение к окружной газете. Огромную работу по возрождению родного языка ведет Пикунова З.Н., основной автор учебных пособий. В Саха-Якутии известностью пользуется специализированная эвенкийская школа в поселке Йенгри.

Общественные организации эвенков принимают меры по возрождению традиционной культуры. В Бурятии образован республиканский центр эвенкийской культуры “Арун”, в Красноярском крае — Ассоциация северных культур “Эглен”. Культурные центры действуют во многих школах в национальных поселках, где живут эвенки. Республиканское телевидение и радио Якутии и Бурятии ведут передачи, посвященные культуре эвенков. В Бурятии регулярно проводится праздник Больдер с участием эвенков из других регионов и Монголии. Активное участие в работе общественных организаций принимает национальная интеллигенция: учителя, медицинские работники, юристы, представители творческой интеллигенции. Широкой известностью в России пользуются эвенкийские литераторы Алитет Немтушкин, Николай Оегир. Главной проблемой в развитии этнокультурной жизни эвенков является их территориальная разобщенность. Ежегодные большие Сугланы, на которых для обсуждения насущных вопросов этнической жизни собирались бы представители всех территориальных групп, являются заветной мечтой всех эвенков. Экономическая ситуация в стране однако делает эту мечту пока неосуществимой.

Перспективы сохранения эвенков как этноса

Перспективы сохранения эвенков как этнической системы достаточно оптимистичны. В сравнении с другими близкими им по культуре народами, они обладают сравнительно высокой численностью, что делает проблему сохранения их как этнической общности не актуальной. Главное для них в современных условиях — поиск новых критериев самоидентификации. Многие эвенкийские лидеры связывают возрождение своего народа с возможностями собственной традиционной культуры, которая представляется им вполне самодостаточной, способной не только выжить, но и успешно развиваться в условиях сосуществования с другой внешней культурой. Развитие любого народа всегда происходило в условиях непрерывного культурного заимствования. Эвенки в этом отношении исключения не составляют. Их современная культура представляет собой причудливое переплетение традиций и инноваций. В этих условиях эвенкам еще предстоит найти оптимальную модель своего будущего. Однако, как и у всех народов Севера, их дальнейшая этническая судьба будет зависеть от степени сохранения и развития традиционных отраслей и культурных традиций.

Смотрите в Иркипедии:

  1. Посёлки Тырка и Чинонга, Качугский район. Фотоальбом Бориса Слепнёва

Читайте в Иркипедии

  1. Представители общин эвенков в Иркутске
  2. Эвенки Прибайкалья
  3. Этногенез и расселение эвенков | Энциклопедия Бурятии

Ссылки

  1. Эвенки // Ассоциация КМНС и ДВ РФ : сайт.
  2. Эвенкия: краткая историческая справка
  3. Эвенки // Народы России : сайт
  4. Информационные материалы об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г //  Иркутскстат

Рассказ о городах иркутской области

16+

И если, друг, ты накопил года

И даже повидал чудес немало,

Но Ангары не видел и Байкала,

То что, скажи мне, видел ты тогда?!

Марк Сергеев

Прошедший год стал для Иркутской области юбилейным. В отдел «Краеведение и местное самоуправление» Центральной городской библиотеки Ангарского городского округа поступило немало книг, так или иначе связанных с Приангарьем.

Рассказ о городах иркутской областиБайкаловедение : в 2 кн. / гл. ред. Е. В. Скляров. – Новосибирск : Наука, 2012.

Первый полноценный учебник для студентов, в котором представлен срез знаний о Байкале. Издание представляет собой совместный труд 46 ученых СО РАН и Иркутского государственного университета. Это уникальная книга, в которой в доступной форме излагаются основы современных знаний о Байкале, приводятся очерки ученых-исследователей. Читатель познакомится с наиболее интересными научными проектами, осуществленными с помощью подводных аппаратов, нейтринного телескопа, глубоководного бурения донных отложений. В главе «Животный мир Байкальского региона» можно найти сведения о каждой группе организмов, населяющих озеро и его берега. Отдельно затронуты проблемы воздействия человека на Байкал, приведены характеристики имеющихся на его берегах охраняемых территорий. Особенно ценно, что после каждой главы дан обширный перечень литературы по теме.

И вот одна из таких книг.

Рассказ о городах иркутской областиКалихман, А. Д. Ольхон: природа и люди : научно-популярный очерк / А. Д. Калихман, Н. В. Бенчарова, Т. П. Калихман. – Иркутск : Репроцентр А1, 2017. – 138 с.

В представленном издании кратко, но достаточно информативно изложен материал о природных особенностях острова Ольхон, истории его освоения, жизни в советский и современный периоды. Описание острова приводится по тексту «Генерального плана Хужирского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области» за 2015 год.

Иркутская область больше любого западноевропейского государства. На ее территории могли бы разместиться Италия, Дания, Бельгия, Великобритания, Португалия и Голландия, вместе взятые. Наш обширный край в литературе отражен слабо. Наконец-то стали появляться книги не только о крупных достопримечательностях и городах, но и о районах и селах Прибайкалья.

Рассказ о городах иркутской областиНаумов, А. В. Шелехов от 1 до 100: город и числа / А. В. Наумов. – Иркутск : На Чехова, 2014. – 144 с.

В основе этой необычной книги – числовое расследование автора, который выяснил, что шелеховцев преследует число 57 и его перевертыш 75. Станция Гончарово расположена на 5205 километре Транссибирской магистрали (52+05=57). В 1972 году под строительство автостанции было отведено 0,57 га. В 1975-м открыли новый междугородний автобусный маршрут №203 «Шелехов – Иркутск – аэропорт», и стоимость проезда составляла… 57 копеек. В том же году 75 бригад ИркАЗа соревновались за звание передового коллектива. Дополнительные материалы приводятся во второй части исследования «Шелехов от А до Я».

Рассказ о городах иркутской областиСердцу нет тебя милей, земля Усольская / Администрация МО «Усольский район». – Иркутск : На Чехова, 2016. – 180 с.

Не так давно Усольскому району исполнилось 90 лет. Усольский район сегодня – это 13 муниципальных образований (5 городских и 8 сельских), 46 населенных пунктов. Это 400 предприятий, 51139 граждан. А еще Усольский район впервые заявил о себе как о территории, интересной для туристов. Открыт первый туристический маршрут – «История Усольского района в храмах». В книге содержатся общие сведения об административно-территориальном делении, истории, природе, экологии, ресурсах, археологическом наследии, жилищно-коммунальных и транспортных комплексах района. Дана информация обо всех муниципальных образованиях, входящих в состав Усольского района, представлены данные о промышленном производстве, крупных сельхозпредприятиях, среднем и малом предпринимательстве. Отдельные главы посвящены социальной сфере – образованию, здравоохранению, культуре и спорту. Книга – коллективный труд руководителей и специалистов районной администрации, глав муниципальных образований, педагогов, врачей, работников культуры, краеведов и ветеранов.

Рассказ о городах иркутской областиМухина, Т. Н. У Байкала на груди : [исторический очерк] : 70-летию Ангасолки посвящается / Т. Н. Мухина. – Иркутск : Оттиск, 2017. – 156 с.

Если авторами книг о городах и районах являются журналисты и администрация, то о маленьких селах и поселках пишут волонтеры, те, кто не равнодушен к истории своей малой родины. Среди них заведующая библиотекой села Ангасолка Татьяна Мухина. Почему она решила написать книгу? А вот почему. Приходят в библиотеку ребятишки: «Дайте мне книгу про Ангасолку!». А такой книги нет. Что делать? Хоть самой пиши! Так Т. Мухина запустила проект «Историю Ангасолки пишем вместе».

Рассказ о городах иркутской областиУткин, Г. С. Сказание о земле Катангской / Г. С. Уткин. – Ербогачен : Полиграф-сервис, 2009. – 224 с.

Все о земле Катангской знает краевед Геннадий Уткин. Книга дает представление об истории освоения человеком Катанги. Интересен материал о коренной народности – эвенках Катанги, материал о шаманских чумах, собранный во время полевых исследований. Такого вы больше нигде не найдете.

Литература о нашем городе в этот раз представлена книгой доктора технических наук, профессора, Почетного работника ОАО «НК Роснефть», Заслуженного работника Минтопэнерго РФ.

Рассказ о городах иркутской областиЁлшин, А. Нефтеперерабатывающий завод АНХК. Они были первыми. Страницы истории, 1955 – 1975 годы / А. Елшин. – Иркутск : Репроцентр А1, 2017. – 188 с.

Автор книги – человек-эпоха в истории Ангарской нефтехимической компании, Анатолий Ёлшин. Он написал книгу о людях, которые создавали, вводили в строй, осваивали первые мощности нефтеперерабатывающего завода АНХК. Профессия нефтепереработчика требует хорошей теоретической подготовки, практических навыков, любви и в какой-то степени самопожертвования. Самое ценное в издании – живой диалог с теми, о ком ведется повествование. Думается, что книга найдет своего читателя.

В этом году пошел уже седьмой сезон «Прогулок по старому Иркутску»историка, краеведа, председателя клуба молодых ученых «Альянс» Алексея Петрова. Проект осуществляется при финансовой поддержке правительства Иркутской области.

Рассказ о городах иркутской области

Прогулки по старому Иркутску : альманах / сост.: А. В. Петров, В. В. Скращук. – Иркутск : На Чехова, 2016. – 138 с. : ил.

«Прогулки…» давно просились под обложку. И вот – первый выпуск. В него вошли пять лекций, прозвучавших в рамках проекта в прошлые годы. Это рассказ о «декабристских» местах в Иркутске, о синематографе братьев Донателло, о Владимире Сукачеве, чье имя носит художественный музей, об иркутских парках и Амурском кладбище. По мнению авторов проекта, история Иркутска не может ограничиваться досоветским периодом. Украшением альманаха стала публикация о 50-летии иркутского КВН.

Сергея Волкова знают как путешественника, автора статей и книг о Байкале и Центральной Азии, краеведа и талантливого фотографа. А недавно к его увлечениям добавилось новое – развенчивать мифы. В книгах он рассказывает, почему золото Колчака не могло затонуть в Байкале, почему на Ольхоне возникли загадочные круги и возможно ли на глубинах озера появление загадочных акванавтов.

Рассказ о городах иркутской областиВолков, С. Тайна золотой жилы Дёмина. Шумакские источники/ С. Волков. – Иркутск : Принт Лайн, 2016. – 164 с.

Очередное расследование Сергея Волкова касается бесследно пропавшей золотоносной жилы, обнаруженной 150 лет назад беглым каторжником Дмитрием Дёминым, богатство которой позволило ему купить себе свободу. Прочитав книгу, вы также узнаете о целебных свойствах аршанов (целебных источников), о мраморных водопадах, о сплавах по реке Иркут.

В прошедшем году мы отмечали 85-летие Евгения Евтушенко. Так случилось, что поэт не дожил до этого юбилея нескольких месяцев. В отделе «Краеведение и местное самоуправление» хранится подборка книг с автографами поэта.

Рассказ о городах иркутской областиКомин, В. В. По ступеням лет: хроника жизни и творчества Е. А. Евтушенко. Кн. 3. 1965-1970-й годы / В. В. Комин, В. П. Прищепа. – Иркутск : Принт Лайн, 2017. – 608 с.

Третий том биографии Евгения Евтушенко рассказывает о периоде его жизни с 1965 по 1970 годы. Всего биографы планируют выпустить 10 томов, посвященных судьбе и творчеству знаменитого шестидесятника. «Идея создания такой хроники пришла к нам после того, как мы выпустили шесть книг о Евгении Евтушенко, – делится один из авторов, Валерий Прищепа. – Виталий Комин 60 лет собирал материалы о Евгении Евтушенко, я – 40 лет. Мы поставили перед собой цель: проследить, что Евтушенко делал на протяжении каждого дня своей жизни. После чего выбрали три основных направления – это литературная деятельность, общественная деятельность и личная жизнь поэта. Все три направления и раскрываются в каждом из томов… Нашими консультантами были сестра Евгения Александровича Елена, его друзья и знакомые. Мы использовали только достоверные источники. Многие фотографии, представленные в наших книгах, публикуются впервые».

Не обошла стороной наших земляков и война. Следующая книга написана в память о наших солдатах, которые погибли молодыми.

Рассказ о городах иркутской областиВолгина, С. П. Эхо Чечни : [воспоминания, события, рассказы о жителях Прибайкалья участниках боевых действий на Северном Кавказе (конец 20-го — начало 21-го веков)] / Светлана Волгина. – Улан-Удэ : [б. и.], 2016. – 521 с.

Двадцать два года ушло у журналиста из города Байкальска Светланы Волгиной на то, чтобы выносить в своем сердце и описать в документальной книге «Эхо Чечни» события, произошедшие на Северном Кавказе в середине 90-х. Это 520 страниц, пропитанных болью. Впервые в пекло чеченской войныСветлана Волгина отправилась вместе со своим коллегой Николаем Загурским в начале 1995 года. Журналистам удалось пробиться в штаб Аслана Масхадова и добиться у него разрешения встретиться с нашими пленными, которых боевики держали в подвале. Реальность сильно расходилась с тем, что преподносили федеральные СМИ. После этого Светлана Волгина искала любую возможность попасть в Чечню, чтобы хоть как-то помочь бойцам – материнским словом, письмами, посылками из дома… Книга «Эхо Чечни»проиллюстрирована 180 фотографиями. В основном это снимки погибших бойцов и документальные кадры, снятые автором во время ее поездок на Кавказ, а также фото из архива Ангарского оперативного полка.

Геннадий Гайда – поэт, общественный деятель. Вся его жизнь связана с Иркутском. Здесь он родился, здесь жил, здесь писал. Является автором двух поэтических книг: «На склоне сентября» и «Свет предвечерний».

Рассказ о городах иркутской области

Гайда, Г. «И станет смыслом – звук…» : беседы о поэзии / Г. Гайда. – Иркутск : Сибирь, 2017. – 304 с.

В настоящую книгу вошли записи бесед о поэзии, которые Геннадий Гайдапроводил на протяжении многих лет в различных иркутских аудиториях. Казалось, что еще можно сказать о поэзии Александра Пушкина, Федора Тютчева, Николая Заболоцкого и других? А он это знал! Геннадий Михайлович был редким ценителем поэзии, ему обязательно нужно было поделиться с собеседниками радостью первооткрывателя.


Познакомиться с представленными книгами Вы можете в отделе краеведения Центральной городской библиотеки по адресу: г. Ангарск, 18 микрорайон, дом 1; контактный телефон: 8 (3955) 55-04-41.

Читайте с удовольствием!

Андрей Ефимович Бочкин  (30 октября 1906, дер. Иевлево Тверской губернии, Российская империя – 16 октября 1979, г. Москва, РСФСР, СССР) крупнейший гидростроитель XX века.

Биография

Родился в крестьянской семье. Биография строителя тесно связана с судьбой нашей Родины и типична для крупных руководителей Советского государства. В 1920 он вступил в комсомол, а в 1925 – в партию большевиков. В те же годы Бочкин учился в педтехникуме с. Прудово Тверского уезда, работал инструктором Тверского укома комсомола, заместителем редактора газеты «Тверская деревня». В 1927-1930-х занимает партийные должности в Вышний Волочек и Алейске Западно-Сибирского края.

Основное специальное образование получил в Московском институте водного хозяйства и мелиорации (1937). С 4-го курса института коммунист А.Е. Бочкин был мобилизован ЦК ВКП/б/ на работу в политотдел МТС с. Ромашкина (Ромашкино Андреевского (ныне Курманаевского) района Средне-Волжского края, где он много сделал для развития края, где произошло становление его как личности. Андрей Ефимович вспоминал:

«Бывало, приходилось садиться и на трактор, пахать, сеять. Не рассказать обо всем, что входило в нашу работу. Скажу только одно: через два года люди ели не затируху, а хлеб… И этот политотдельский опыт послужил фундаментом для будущей моей работы — уже в качестве секретаря райкома партии, затем старшего прораба строительства Бузулукской оросительной системы, которая была первой ирригационной системой в России, состоявшей из каналов и двух земляных плотин на реках Лабазы и Домашка».

В 1937 по личному заявлению Андрей Ефимович направляется на руководящую работу в гидростроительные организации Оренбургской и Куйбышевской областей.

Бочкин строил Кутулукскую оросительную систему, вторую в России. Андрей Ефимович всегда вспоминал об этой стройке. Здесь была построена большая плотина, канал, множество сооружений. Все было многократно просчитано и испробовано. Но действительность зачастую опровергает любые расчеты. Так случилось и в этот раз. Весной, когда пускали канал, несколько дней шел дождь, и водохранилище переполнилось водой. Это было 16 апреля 1939 года. Вода поднялась до критической величины. С места сдвинулись бетонные плиты, обнажился грунт. Это была катастрофа. Но люди не сдались и победили. Сам Бочкин вспоминал этот эпизод так.

«Я едва удерживался на ногах над беснующимся потоком, стоял на смотровом канатном мостке, перекинутом с берега на берег. Мосток швыряло из стороны в сторону, и меня окатывало потоками обжигающей ледяной воды… Мы совладали с этим беснующимся потоком, и я понял, что вода так коварна, так несжимаема и неуступчива, что от нее всего можно ждать. Сжимают железо, сталь и чугун, только ее, податливую и мягкую, нельзя ни потеснить, ни загнать в меньший объем. А еще говорят: тише воды, ниже травы. Нет поговорки нелепее»,

вспоминал Бочкин события 1939 года.

Судьба не была благосклонна к Андрею Ефимовичу, давала ему жестокие испытания и много раз. Погиб в ледяном потоке его любимый маленький сын Володя. Много было сложных и драматичных моментов, но Андрей Ефимович стойко переносил неудачи.

После Кутулука Бочкина переводят в Москву начальником Главводхоза. Это главк на уровне министерства. Бочкину было 33 года.

С началом Отечественной войны А.Е. Бочкин, как и многие его сверстники, добровольно ушёл в Красную армию. Пройдя курс Военно-инженерной академии в Фрунзе, воевал на инженерных должностях на Карельском, 2-м Белорусском, 2-м Украинском фронтах, участвовал в боях, десантно-морских операциях по освобождению Мурманска, Данцига, Штетина, острова Боргольм. И всегда Бочкин был верен себе. Так, на Карельском фронте он устроил макет обоза на дороге, который постоянно расстреливали немецкие «фокке-вульфы». В очередной налет немецкие «ассы» атаковали макет и на этом попались. Самолет был сбит, немцы обескуражены. Бочкин за это получил орден. Или сделать на переднем крае гидроэлектростанцию. Это тоже его работа. Немцы так и не поняли, откуда у русских электричество. А тоннель, который решил прокопать Бочкин до вражеских позиций. Это 180 метров. Тоннель прокопали прямо в центр немецкой обороны и взорвали там взрывчатку. После этого рубеж был взят практически без сопротивления. Орден Боевого Красного Знамени получил Бочкин за этот тоннель.

В годы войны в штабе Бочкину не сиделось. Ему предложили принять участие в боевой операции в качестве командира десантного инженерно-разведывательного отряда. Было это в Баренцевом море. Отряд высадился на вражеском берегу, произвел разведку боем и провел разведку инженерных береговых укреплений. На обратном пути шлюпку, в которой был Бочкин, разбило о риф. Комиссар, бывший с ним в лодке, погиб, а он оказался на этом рифе, едва поднимавшемся над водой. Бочкин вспоминал: 

«Я торчал на рифе в одной гимнастерке, штаны разорвались о выступы камня. Я был совершенно мокрый, все во мне дрожало от холода и от поднимающегося во мне жара. Рот, кожа, глаза — все постепенно становилось одной раной. Мне нечего было ждать, от меня только зависело прекратить эту пытку. Я дождался большой волны и, широко открыв рот, шел ей навстречу. Но лишь я начинал захлебываться, лишь только волна поглощала меня, что-то кричало во мне: «Нет!» И я возвращался к рифу, крошечному островку, который теперь остался мне от целого мира.

А так хотелось хотя бы раз глотнуть несоленой воды. Есть уже не хотелось. Меня ломало, трясло, не было во мне ни одной клеточки, которая бы не болела. Я опять открывал рот и шел навстречу волне, и снова в последний момент что-то говорило во мне: «Нет!» И выталкивало меня на поверхность.

Не знаю, сколько раз так повторялось. Потом я совсем потерял сознание, и, быть может, уже в забытьи пытался покончить эти мучения и все же не мог их кончить. Не мог!

В нагрудном кармане у меня были зарисовки береговых укреплений, завернутые в клеенку. Ради этого я и оказался у чужих берегов. Я обязан был передать эти бумаги тому, кто меня послал, иначе наша разведка, стоившая многих жизней, теряла смысл.

Как я позже узнал, это продолжалось пятьдесят четыре часа, а каждый час на этом проклятом острове был как вечность».

Бочкина заметил наш катер, который разыскивал не вернувшихся участников морского десанта. Его почти бездыханное тело вывезли к своим, и врачи сумели его спасти.

В книге С. Деменчука «Главный гидростроитель» рассказывается о том, как Бочкин умудрился впервые в практике войн построить… фронтовой гидроузел на болотах для проводки электричества в блиндажи и окопы! С деревянной турбиной, с щитовым водоприемником. Прифронтовая ГЭС, о которой стало известно немцам, была при этом так замаскирована, что все попытки обнаружить ее с помощью авиации не удались.

Был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, Боевого Красного Знамени, медалями «За освобождение Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

По окончании войны в качестве профессионального гидростроителя был приглашен на должность начальника Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР, возглавлял строительство Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС, а также «Ставропольстрой». В тяжелейшие послевоенные годы при почти полном отсутствии средств и материалов строительство важнейших объектов всё же было завершено: в июне 1948 введены в строй Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, давшая электричество городу Ставрополю и окрестным районам. Надёжность этих объектов проверена временем. За Невиномысский канал страна наградила его орденом Ленина.

После завершения строительства Бочкин назначен начальником Управления водного хозяйства Министерства сельского хозяйства СССР, а с 1950 по 1953 – руководителем строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. Второго ордена Ленина он удостоен за Украинский и Северокрымский каналы.

С конца 1950-х он был поставлен во главе знаменитого управления «Ангарагэсстрой». На строительстве Иркутской ГЭС Андрей Ефимович сумел создать дружный, работоспособный коллектив и за короткий срок вывел стройку в число передовых.

Эта стройка была девятой большой стройкой в его биографии, за которую он получил Звезду Героя Социалистического Труда. Завершением его гидростроительной деятельности стала Красноярская ГЭС.

Как же мог А.Е. Бочкин справляться с работой столь гигантских масштабов. Такая стройка, как Красноярская ГЭС, на которую, как вспоминал он сам, работало 1500 заводов, была сродни по масштабам производству ядерного оружия И.В. Курчатовым или ракетных комплексов С.В. Королевым.

Руководитель таких строек-гигантов должен быть несомненно выдающимся специалистом, блестящим организатором производства, обладать громадным опытом работы, быть смелым, уметь разумно рисковать. Все это несомненно было. Но были и другие черты, которые все так ценили.

Это его отношение к людям. Отношение сердечное, уважительное, постоянное стремление помочь человеку. И люди ему отвечали своим вдохновенным трудом, преданным отношением к делу. Это особенно видно в его воспоминаниях, которые он назвал «Рассказ гидростроителя. С водой, как с огнем». «Когда вспоминаешь то, что пройдено, — пишет Е.А. Бочкин, — видишь перед собой лица товарищей, тех, кому ты обязан всем. Это люди, с кем вместе трудился и воевал бок о бок, когда была пора воевать. И о них, а вовсе не о себе хочется говорить. Все, что произошло в моей жизни, определено ими, все, что совершено, совершено благодаря им». Вот такие слова, и точно знаю, что эти слова — не красивая поза, а позиция.

На строительстве Иркутской ГЭС один из механизаторов подал хорошую идею, как получать со дна реки гравийно-песчаную смесь. Бочкин идею принял, а инициатора назначил главным механиком. Позже рекомендовал его начальником строительства Вилюйской ГЭС. Им были построены ГЭС и город Мирный с алмазными копями. Затем этот человек возглавил КамАЗ. Имя его – Евгений Батенчук. А все началось с Бочкина, его умения видеть людей.

На Саяно-Шушенскую он прибыл уже в качестве почетного гостя и… почетного члена бригады, которой было присвоено его имя. В 1971 Андрей Ефимович избран членом Технического совета Министерства энергетики и электрификации СССР.

В 1978 опубликована книга А.Е. Бочкина «С водой как с огнем» – рассказ гидростроителя о строительстве Иркутской и Красноярской ГЭС.

Заслуженный строитель РСФСР, лауреат Ленинской премии А.Е. Бочкин был награждён тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. О нём слагались стихи и песни, снимались кинофильмы, в 1977 был утвержден приз имени Бочкина, присуждавшийся лучшему комсомольско-молодежному коллективу объединения «Тверьмелиорация».

Умер в 1979, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Его именем названа одна из улиц Иркутска в районе гидроэлектростанции, на доме № 1 которой установлена информационная доска. Его имя занесено на мемориальную доску особо отличившихся работников строительства.

Сочинения

  1. С водой как с огнем (Рассказ гидростроителя). М., 1978.

Литература

  1. Покачалова М.Д. Андрей Ефимович Бочкин // Сибирский энергетик. 2006. № 19. 19 окт. С. 4.
  2. Гончаров В. Начальник стройки (воспоминания очевидца)
  3. Гончаров В. Его звали просто дед // Красноярский рабочий. 2001. 2 ноября.
  4. Иванов Л.Б. Советские инженеры. М., 1985.

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Меня зовут Айдар. До пандемии я посетил 30 стран, а в 2021 году переключился на Россию. В мае я побывал в 11 южных субъектах Российской Федерации, а в июне объездил 14 западных субъектов страны. В августе я принялся покорять Сибирь в следующей последовательности:

  1. Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Красноярский край.
  2. Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край.
  3. Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область — Кузбасс.
  4. Республика Алтай, Алтайский край.
  5. Омская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Я исключил Новосибирскую область, так как был там недавно. В день я планировал тратить по четыре тысячи рублей: по тысяче на передвижения, жилье, питание и развлечения, проживая в хостелах и передвигаясь на разных видах транспорта. Я проложил подробные маршруты по каждому субъекту, выделив не только места, которые я должен увидеть, но и блюда, которые должен попробовать. Второй сегмент маршрута, как и ожидалось, получился очень насыщенным и интересным, ведь он включал следующие чекпойнты: Иркутск — галерея Виктора Бронштейна — Байкал — остров Ольхон — Улан-Удэ — Чита.

Иркутск

В Иркутске я приземлился 8 августа. Билет из Красноярска стоил 4 000 рублей. Именно в тот день у меня впервые появилось понимание того, что я снова в любимой Азии. Я бывал во Владивостоке, но даже там не видел такого количества азиатских вывесок, брендов, ресторанов и средств передвижения. На арендованном электросамокате я проехался по набережной Ангары, Центральному парку и зоне исторической застройки «Иркутская слобода». Архитектура старого купеческого города прекрасно сохранилась, но не менее интересна и скульптура. Мне понравились памятники первой учительнице и основателю города Якобу Похабову, памятник Леониду Гайдаю и единственный в стране памятник Александру Колчаку. Где еще в один день увидишь и царя, и вождя, и верховного правителя?

Кровать на две ночи в очень стильном, чистом и уютном Rolling Stones hostel стоила 1 300 рублей. В хостеле я познакомился с девочкой-программистом Эльзой. Эльза уже много лет живет и работает в Австрии, на тот момент у нее был свой тур по России: она ехала по Транссибирской магистрали из Казани во Владивосток. Весь вечер мы играли в настолки, а потом полночи гуляли по городу, набережной Ангары и острову Юности. Из-за этого она чуть не проспала свой автобус на Байкал; я же, проводив ее, отправился досматривать Иркутск.

bmRzaC5qcGccHd6bS5qcGcdmp2di5qcGcaHVzcy5qcGcMTVjaC5qcGcbHA3MS5qcGc

Галерея Виктора Бронштейна. Арт-пространства — мой обязательный чекпойнт в каждом городе и стране: от Тайпея до Белграда. 9 августа я побывал на арт-заводе «Доренберг» и в Галерее Виктора Бронштейна. Вторая понравилась мне больше: взрослый билет стоил всего 150 рублей, помимо выставок там работали магазин, шоурум и винотека.

Галерея Виктора Бронштейна — очень крутая молодая и современная галерея, крупнейшая в Восточной Сибири. Тут более двух тысяч экспонатов, выполненных в разных техниках. На момент моего посещения персонально выставлялись художник и скульптор Зорикто Доржиев и скульптор Даши Намдаков. Мне очень понравилось. Обожаю, когда этнические мотивы в умелых руках раскрываются по-новому и начинают говорить на понятном нам языке.

bGlobi5qcGcOXB6dS5qcGcZWk4Mi5qcGcdHh3cnQuanBneXhwcnYuanBn

Байкал

10 августа в компании с менеджером Женей из Ростова-на-Дону, с которым я так же познакомился в хостеле, я отправился на Байкал. Автобус забрал нас прямо из хостела и довез до поселка Хужир, который находится на острове Ольхон в самом сердце Байкала. Поездка длилась около 6 часов и стоила 1 300 рублей на человека. Паромная переправа на остров была быстрой и бесплатной. За двухместный номер на две ночи в мини-отеле «Диана» мы заплатили по 2000 рублей.

После заселения и плотного обеда мы встретились с Эльзой и отправились исследовать местность. Втроем мы добрались до Шаманской скалы, прогулялись по Сарайскому пляжу, наблюдали закат на Байкале, много общались и фотографировались. Итак, я добрался до самого глубокого и, пожалуй, самого известного озера этой замечательной планеты. Осознание этого приходит не сразу, но впечатление сохраняется надолго.

MGR3cncuanBnaHpvbmguanBndGJpb2MuanBnb3pzZHQuanBnaWlteWYuanBnMW81cW4uanBn

Остров Ольхон

11 августа Эльза уехала обратно в Иркутск, а мы с Женей отправились на водную экскурсию, которую чудом успели забронировать накануне. Дело в том, что якутские пожары добрались и до Ольхона: самолеты по Восточной Сибири толком не летали, а доступ на северную часть острова был закрыт, что перетасовало планы всех, кто был тогда на озере.

Нам повезло, мы урвали два последних места на борту по 2000 рублей. На уютном прогулочном катере мы обогнули остров, увидели мысы Харанцы и Хобой и в полной мере насладились красотами Байкала. Весь следующий день мы потратили на обратный путь до Иркутска на обычном рейсовом автобусе за 800 рублей. Там я простился с Женей и поехал на железнодорожный вокзал, чтобы вновь встретиться с Эльзой и проехать часть наших маршрутов вместе.

dnhldGouanBnZ2hvZWcuanBnZDVuZ3AuanBn

Улан-Удэ

Утром 13 августа мы прибыли в столицу Бурятии. За билеты в купе мы заплатили по 1800, а за хостел — по 600 рублей. Мы передохнули и отправились в Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» — буддийский монастырский комплекс в 36 километрах от Улан-Удэ. Добрались мы до него на обычном городском автобусе с пересадкой в селе Иволгинск. Остаток дня мы посвятили прогулке по Улан-Удэ: прошлись от площади Советов и Музыкального фонтана по улице Ленина, часть которой является пешеходной, и дошли до реки Уда, на которой стоит город.

На второй день мы отправились в дацан «Ринпоче Багша» — это относительно новый буддийский центр, где находятся самая большая статуя Золотого Будды и самый большой буддийский колокол в стране. В обоих культовых сооружениях мы платили только за проезд и обед. В хостеле, где, кстати, единственный раз за всю поездку у нас проверили сертификаты о вакцинации, нам разрешили остаться подольше и постирать вещи. Ближе к вечеру мы отправились на железнодорожный вокзал, чтобы продолжить свой путь на Восток.

Y3A0bW8uanBncHd3dXouanBnYmtocXAuanBnajluNDIuanBn

Чита

Утром 15 августа мы были в Забайкальском крае. На сей раз поездка в купе стоила 2100 рублей на одного. Чита — относительно маленький город, поэтому мы не планировали здесь ночевать. По круговому маршруту мы прошли от памятника Александру Невскому до памятника Любви и верности, прогулялись по площади Декабристов, парку ОДОРА и площади Ленина.

Больше всего времени мы провели в Читинском городском зоопарке, небольшом и компактном, но достаточно интересном и разношерстном для того, чтобы оставить приятное впечатление о себе и городе в целом. За билеты мы заплатили по 250 рублей. На этом наши с Эльзой пути расходились: вечером меня ждал самолет в Иркутск, а ее — поезд в Благовещенск.

Zm56b24uanBnYWV2OGUuanBnNjFsOWguanBnc2V2MnouanBnY29zYXYuanBnNWRia3guanBn

Еда

В этот раз это, конечно, была бурятская кухня:

  • буузы или позы: сочные бурятские манты, который мы иногда ели по несколько раз в день;
  • ногоон сай и хушууры: зелëный плиточный чай с молоком и солью и бурятские чебуреки;
  • сугудай: слабосолëный байкальский омуль;
  • боовы: жареные мучные изделия, которые нам подали со сгущëнкой;
  • банштай шулэн: жирный мясной суп с лапшой и пельменями;
  • шарбин: жареная поза.

Всего на питание ушло около 10 000 рублей. Суммарные расходы составили около 28 000 рублей, хотя я ожидал потратить больше, ведь я увидел Байкал, Забайкалье и даже кусочек Дальнего Востока, чем даже перевыполнил сибирский план.

eW5tNmQuanBnOWVzb3AuanBndTdiZHYuanBndXh2MDMuanBnNGo4Zm0uanBnc3BreTUuanBn

  • Рассказ о вредных проявлениях процесса диффузии 5 10 предложений
  • Рассказ о вузе на английском
  • Рассказ о гербе россии для 4 класса
  • Рассказ о выдающемся человеке на английском
  • Рассказ о второстепенных чл предложения