Рассказ о горных породах и минералах 2 класс

Тема заглянем в кладовые земли. умк а.а. плешакова. школа россиицели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части

Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России

Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.

Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся — лупа, кусочки гранита, цветные карандаши.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— О каких зодиакальных созвездиях вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей.)

— О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)

Валерия Н. и Артем Е.

тест

III. Самоопределение к деятельности

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

— Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

IV. Работа по теме урока

  1. Начальные представления о горных породах.

Итак, сегодня на уроке речь пойдет о полезных ископаемых. Слайд 1.

Полезными ископаемыми называются те богатства, которые добываются из недр земли или с ее поверхности.

Жизнь современных людей невозможна без добычи или переработки полезных ископаемых. Одни используются в строительстве. Слайд 2

Слайд 3

Например, песок, глина, гранит.

Другие, как топливо.  Слайд 4. Например, каменный уголь, торф, нефть, газ.

Слайд 5.

Из третьих рудосодержащих выплавляют металл.

Изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения геологи.

Слайд 6.

Слайд 7.  Нередко геологи по многу месяцев проводят вдали от дома. В тайге, в горах или в пустыне.

У них сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, радиосвязь и даже фотографии земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному. Одни Слайд 8. В открытых котлованах-карьерах, другие Слайд 9. в шахтах, глубоких колодцах.

А для того, чтобы извлечь из земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Слайд 10. Чтобы изготовит стекло или сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – это полезное ископаемое.

Слайд 11. Чтобы суп был соленым, нужна соль. И это тоже полезное ископаемое.

 Слайд 12. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин. Она тоже полезное ископаемое.

Железная дорога, гвоздь, станок и часы, гигантский лайнер и чайная ложка. Все это сделано из металла. Их выплавляют из руды. А всякая руда – полезное ископаемое.

Всегда ли мы смотрим под ноги. Не для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы поднять с земли и рассмотреть великое чудо природы – камень. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.

Минералы — это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Слайд 13.  Слюда – это минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Слайд 14. Полевой шпат – это самый распространенный минерал  земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они непрозрачные. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Слайд 15. Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но встречается и сам по себе. Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталем.

Красивые поделочные камни Слайд 16 агат и сапфир – это тоже минералы.

Слайд 17. Минералом является и обычная соль, которую мы употребляем в пищу.

Слайд 18. Геологи называют ее галит.

 Природные ископаемые – это клад нашей земли, поэтому, как любые сокровища, их надо беречь и охранять.

Давайте рассмотрим полезное ископаемое – гранит. Слайд 19.

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле. И на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета.

Гранит – это горная порода, которая состоит из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие вкрапления – это кварц, черные – это слюда.

Зерно по латыни «гранум». От этого слова и появилось название – гранит.

Если внимательно рассмотреть камень, можно заметить, что он разноцветный: в полосочку, в крапинку, в разводах. Это происходит потому, что камешек состоит из минералов. Из минералов, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы.

Гранит очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, его используют для облицовки стен зданий, станций метро.


3. Практическая работа.

— Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

— Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

— Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

— Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

— Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

— Давайте откроем рабочие тетради на с. 32  и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

— Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

— Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

— Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

V. Домашнее задание.

—  Прочитайте задание №3 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома .


VI. Рефлексия учебной деятельности.

— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

— Что нового и интересного узнали?

— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

— Из чего состоит гранит?

— Чем отличаются горные породы от минералов?

— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

— Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?

Кварц — один из наиболее распространённых на Земле минералов. Общее содержание этого полезного ископаемого в земной коре — около 12%. Его свойства изучаются в школе начиная с младших классов. Описание минерала кварца для детей 2 класса обязательно должно включать интересные факты, которые помогут учителю увлечь их своим предметом.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Как образуется, происхождение

Кварц известен людям с древнейших времён. Его легко обнаружить и добыть даже без применения специальной техники. Кроме того, он прочен и красив. Древние люди изготавливали из него не только украшения, но и орудия труда — топоры, ножи, отбойники.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Условия образования минерала различны. Он является породообразующим для большинства метаморфических и магматических пород. Может кристаллизоваться непосредственно из кислых магм. Встречается кварц и в составе осадочных пород: доломитов, известняков и пр. В них он имеет формы жеод (замкнутых полостей), конкреций (шаровидных минеральных агрегатов), прожилок и мелкокристаллических корок. В виде смесей и силикатов может сам входить в состав других минералов.

Относится к группе стеклообразующих оксидов, то есть стекло может состоять главным образом из этого минерала.

Состав, общие свойства

В переводе со средневерхненемецкого языка название кварц означает «твёрдый». Этот минерал представляет собой оксид кремния. Химическая формула кварца — SiO2 (оксид кремния). Температура плавления — около +1728 градусов. В разных источниках эти сведения могут отличаться, так как расплав минерала характеризуется повышенной вязкостью и в точности определить температуру сложно. Кварц — диэлектрик, то есть он не проводит или практически не проводит электрический ток. Плотность минерала — в пределах от 2,6 до 2,65 г/см³. Его твёрдость по 10-балльной шкале Мооса равна 7.

Кристаллы имеют характерное шестигранное псевдогексагональное призматическое строение. Они чаще всего бесцветны, но могут иметь белую окраску из-за большого количества трещин. Благодаря различным примесям, в том числе включениям других минералов (например, оксидов железа) могут приобретать и другие цвета.

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

Для кварца характерен полиморфизм, то есть при одной и той же химической формуле минерал может иметь различное строение кристаллической решётки. Благодаря её разной структуре в природе встречаются коэсит, тридимит, кристобалит.

Ещё одна полиморфная модификация, стишовит, была сначала получена искусственным путём при очень высоком давлении, а затем обнаружена в составе горных пород в Аризонском метеоритном кратере.

Для детей 2 класса описание минерала кварца должно быть более простым. Можно дать лишь его краткую характеристику, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Сведения о химической формуле и составе минерала для них ещё сложны, они изучаются в старших классах. В рамках курса «Окружающий мир» сообщение может включать, например, информацию о разновидностях полезного ископаемого. Этот минерал имеет много видов и внешне они довольно привлекательны. Поэтому у детей 7—8 лет такая информация вызывает большой интерес.

Разновидности, их разнообразие

Интересный факт: существует множество разновидностей кварца (более двух десятков), которые отличаются друг от друга прежде всего цветом. Так, этот минерал может выглядеть как бесцветные, прозрачные кристаллы (горный хрусталь), тёмный непрозрачный полудрагоценный камень коричневого или красно-коричневого цвета с белыми и чёрными или розоватыми и желтоватыми узорами соответственно (оникс).

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

И это далеко не все примеры. Дополнительный материал для детей 2 класса о свойствах камня кварца может включать краткие сведения о таких его разновидностях, как халцедон, цитрин, а также кошачий, тигровый и соколиный глаз. Названия последних видов вызывают живой интерес у учеников. В докладе могут содержаться сведения о том, что из многих разновидностей минерала делают ювелирные украшения. Дополнить информацию и сделать тему по-настоящему интересной для детей помогут тщательно подобранные иллюстрации.

Как и где добывают кварц

Это очень распространённый минерал, его месторождения не редкость. Залежи пока не обнаружены только в Антарктиде, но это лишь вопрос времени.

Однако далеко не все они имеют промышленное значение. На мировой рынок минерал в основном поставляют такие государства:

Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

  • США.
  • Бразилия.
  • Австралия.
  • Шри-Ланка.
  • Мадагаскар.
  • Кроме того, многие страны являются признанными лидерами в добыче какой-то одной разновидности минерала. Так, в России на Южном Урале добывают самые качественные в мире авантюрины. Это разновидность кварца зеленоватого цвета без искр. Прекрасные кристаллы горного хрусталя добывают в Италии, Франции. Помимо австралийских и бразильских, востребованы у ювелиров и аметисты из Германии, Армении.

    Добыча кварца может вестись тремя способами, в зависимости от особенностей месторождения:

  • Взрывным. Это наименее эффективный способ, который к тому же вредит окружающей среде. В результате получают, как правило, кристаллы невысокого качества, в виде обломков, с трещинами и сколами. Однако этот метод по-прежнему актуален из-за его дешевизны.
  • Методом воздушной подушки. Он заключается в том, что порода раскалывается под действием высокого давления. Оно образуется путём нагнетания воздуха в специальную ёмкость, помещённую в скважину месторождения. При таком способе повреждения породы незначительны.
  • Метод камнереза. Самый щадящий, но и наиболее дорогостоящий. Предусматривает использование специальной техники, стоимость которой довольно высока.
  • Кроме того, кварц синтезируют искусственным путём.

    Применение минерала

    Он относится к широко распространенным полезным ископаемым. Искусственный и натуральный кварц применение находят в следующих сферах:

    Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

  • Оптика (в различных приборах).
  • Производство (керамическая, стекольная промышленность). Благодаря пьезоэлектрическим свойствам они также используются в радио- и телефонной аппаратуре. Применяются в генераторах ультразвука. Большое количество кварцевого сырья используется для производства огнеупорных материалов, а также кварцевого стекла, из которого изготавливают изделия, стойкие к колебаниям температуры. Это лабораторная посуда, изоляторы, тигли и т. д. Из кварцевого стекла производят оптические волокна.
  • Ювелирное дело. В сфере повышения в последние годы интереса к эзотерическим знаниям большую популярность приобрели амулеты с разными видами кварца, которые подбираются исходя из даты рождения человека и других параметров.
  • Искусственные кристаллы

    Искусственный кварц имеет ряд преимуществ перед природным: это и более высокая химическая чистота, и однородная структура, вызванная более равномерным распределением примесей. Кроме того, промышленным образом выращивают монокристаллы, в природе же распространены сдвойникованные. Монокристаллы более пригодны для использования в оптической и радиоэлектронной промышленности.

    Кварц - описание свойств минерала для детей 2 класса

    Для ювелирного дела искусственные кристаллы кварца тоже удобнее, так как в процессе выращивания им можно придать практически любой цвет и насыщенность оттенка. Можно также вырастить кристаллы с задуманными плавными переходами одного цвета в другой. Интересно, что промышленным образом можно получить и такие цвета, которые в природе не встречаются или очень редки. Это синий, голубой и зелёный кварц. Для детей 2 класса эта информация тоже, несомненно, будет интересной.

    Интересные факты

    С элементарными сведениями о минералах ученики знакомятся уже в начальных классах. Учитель может сообщить на уроке следующие интересные сведения о кварце:

  • Минерал может по-разному реагировать на колебания температуры. Так, чёрный кварц, нагретый до +300 градусов, приобретает золотистый цвет, а до +400 — прозрачность.
  • Многим известно выражение «кварцевые часы». Для контроля за точностью хода в них используются кристаллы этого минерала. Часы с кварцевыми кристаллами считаются самым точными.
  • Линзы из кварца намного прочнее, чем стеклянные.
  • Эти интересные факты вполне доступны для понимания детям 2 класса. Использование таких сведений на уроке поможет оживить восприятие и будет способствовать лучшему усвоению материала.

    Предыдущая

    Окружающий мирРассказ про одуванчик — описание, характеристика и строение растения

    Следующая

    Окружающий мирСообщение о кедровке — описание, среда обитания и интересные факты о птице

    Цель урока:

    • сформировать у учеников понятие горные породы и
      минералы, их свойства и использование людьми,
    • познакомить с некоторыми видами горных пород и
      минералов,
    • воспитывать любовь к родному краю.

    Используемые учебники и учебные пособия: коллекция
    “Гранит и его состав”, горные породы

    Используемое оборудование:

    • интерактивная доска, компьютер,
    • презентация «Горные породы и минералы»

    Ход урока

    1. Постановка проблемы и актуализация
    знаний.

    — Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение
    новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые
    знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3
    классе.

    — Назовите оболочки Земли: Слайд 2

    — Ближайшая к Земле — атмосфера, это воздушное
    пространство вокруг Земли. Атмосфера состоит из
    азота, кислорода, водяных паров и
    незначительного количества других газов.
    Благодаря атмосфере на нашей планете возникла
    жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания
    необходим кислород, который они получают из
    атмосферы.

    Моря, океаны, реки, озера, водохранилища,
    ледники образуют гидросферу — прерывистую
    водную оболочку Земли. Без гидросферы жизнь на
    нашей планете была бы невозможна (тело человека
    на 65% состоит из воды!).

    — Вспомните, как называется каменная оболочка
    Земли?

    — Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и
    дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи
    называют земной корой. Слайд 3

    — Из чего она состоит? (Из земли или почвы и
    горных пород)

    — Как мы называем предметы, которые нас
    окружают? (Тела, вещества).

    — Из чего состоят тела? (Из веществ).

    — В каких состояниях может находиться вещество?
    (Жидком, твёрдом и газообразном).

    — Какими свойствами обладают твёрдые тела?
    (Имеют постоянную форму и объём).

    Проблемная ситуация.

    — На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте,
    что в них находится?

    (Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)

    — Можно ли назвать их телами? (Да).

    — Разделите их на группы.

    — Сколько групп получилось?

    (Две. 1 — гранит, песок, глина; 2 — стекло, кирпич,
    цемент).

    — Как можно назвать тела первой группы?
    (Природные).

    — Как можно назвать тела второй группы?
    (Искусственные).

    — А как ещё можно назвать тела первой группы?
    (Горные породы).

    — Какая же тема сегодняшнего урока? (Горные
    породы). Слайд 4

    — Да, сегодня мы будем говорить о горных породах.
    Узнаем, из чего они состоят и как их использует
    человек.

    2. Совместное открытие знаний.

    — Почему самый древний период истории
    человечества назвали каменным веком? (Люди
    изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи,
    копья, стрелы, наконечники. Их использовали для
    охоты и обработки добычи).

    — Большинство горных пород – твёрдые тела, их
    главная особенность – постоянство формы,
    которую и использовали древние люди.

    — А теперь давайте выясним, где современный
    человек применяет горные породы, и какие
    свойства при этом использует.

    — Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он
    обладает? (Твёрдый, прочный).

    — Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он
    состоит?

    В коробочках на партах вы видите: Слайд 5

    — Гранит состоит из кварца, полевого шпата и
    слюды.

    — Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На
    уроке мы будем говорить и о минералах. Выясним,
    чем горные породы отличаются от минералов.

    — Вы видите, что цвет гранита может быть от
    белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого
    шпата, который входит в его состав. Слайд 6

    — Где он используется? (богатые могут позволить
    себе выложить во дворе плитку из гранита,
    изготавливают памятники архитектуры, украшают
    здания, станции метро, фонтаны, набережные рек в
    Санкт-Петербурге. Слайд 7-10

    — Гранит – это горная порода. Кварц, полевой
    шпат и слюда – это минералы, из которых он
    состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные
    породы отличаются от минералов?

    Вывод: Горные породы состоят из
    минералов.

    — Рассмотрим ещё одну горную породу – глину.
    Слайд 11

    — Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко
    перетёртых камней).

    — Что можно делать с глиной? (Лепить и строить).

    — Какие изделия делают из глины? (Посуду, кирпич,
    дома).

    — Какие свойства глины при этом используются?

    (Мягкость и пластичность)

    — Давайте попробуем что-нибудь слепить

    — Получается? (Нет).

    — Что нужно сделать? (Намочить глину).

    — Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она
    затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия
    бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь
    вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят
    из кирпича дома?

    — Как же сделать изделия из глины прочными?

    Работа по учебнику с.93 прочитайте ,что делают с
    глиняными изделиями ,чтобы они были прочными?

    (Обжигом).

    — Мы узнали, как изготавливают кирпичи.

    А чем скрепляют кирпичи? (Цементом).

    — Давайте прочитаем в учебнике, как получают
    цемент (стр. 94)

    3. Физминутка Слайд 12

    По дорожке шли, шли,
    Много камешков нашли.
    Присели, собрали и дальше пошли.
    По дорожке, по дорожке
    Прыгаем на левой ножке.
    И по этой же дорожке
    Прыгаем на правой ножке.

    Выступление детей Слайд13

    — Ребята, я сейчас Арина прочитает небольшой
    текст, а вы догадайтесь о каком камне идёт речь.

    Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад.
    Считается самым твёрдым из всех открытых в
    природе камней. На него не оказывают воздействия
    агрессивные природные вещества. Поэтому древние
    греки назвали его адамасом. (Об алмазе).

    — Правильно, “адамас” — “несокрушимый”. Это
    самый твёрдый материал. У геологов принято
    ставить минералам “оценки” за твёрдость.
    Только, в отличие от школьной системы оценок, она
    не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз —
    самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10
    баллов. Слайд 14

    А где ещё используют алмаз? (стр. 95) (Бормашина,
    стеклорез, свёрла для дрелей и т. д.)

    Какие горные породы в нашей Республике
    Татарстан, расскажут дети:

    Слайды 15-16

    (На территории Татарстана выявлено 108 залежей
    угля.

    В недрах республики имеются также промышленные
    запасы известняка, доломитов, строительного
    песка, глины для производства кирпича,
    строительного камня, гипса, песчано-гравийной
    смеси, торфа.

    Основным ресурсом недр республики является
    нефть. Республика располагает 800 миллионов
    тонн извлекаемой нефти; размер прогнозируемых
    запасов составляет свыше 1 миллиарда тонн.)

    Наша республика богата полезными ископаемыми,
    эти полезные ископаемые нужно беречь и охранять.

    4. Самостоятельное применение знаний.

    1. Тест на партах. Слайд 17-25 Проверка на слайдах
    2. Задача о кирпиче, цементе. Слайд 26
    3. Кроссворд. Слайд 27
    4. Загадки о граните, угле. Слайд 28-29

    5. Подведение итога.

    -Что нового узнали на уроке?

    — Чем отличаются горные породы от минералов?

    — Какие свойства горных пород использует
    человек?

    6. Домашнее задание: составить
    кроссворд, используя минералы и горные породы.

    Оценивание.

    Тест

    1.Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит
    подстилкой для скота, удобрением.

    а) нефть

    б) каменный уголь

    с) торф

    2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая,
    состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.

    а) железная руда

    б) гранит

    с) глина

    3. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в
    воде, горюч.

    а) нефть

    б) торф

    с) каменный уголь

    4. Прочная железная порода, бывает серого,
    розового, красного цветов. Состоит из зёрен
    нескольких минералов: полевого шпата, кварца и
    слюды.

    а) каменный уголь

    б) известняк

    с) гранит

    5. Обычно белый или серый камень, образовался из
    остатков организмов.

    а) известняк

    б) железная руда

    с) гранит

    6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё
    получают бензин, керосин, мазут.

    а) природный газ

    б) нефть

    7. Образовался при разрушении гранита,
    используется в строительстве и при производстве
    стекла.

    а) известняк

    б) каменный уголь

    с) песок

    8. Обладает пластичностью, используется в
    строительстве и гончарном деле.

    а) глина

    б) известняк

    с) торф

    Фамилия _________________________

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    Оценка:

    Фамилия _________________________

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    Оценка:

     Фамилия _________________________

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    Оценка:

    Фамилия __________________________

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    Оценка:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    «АРТЕМОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №8»

    Практическая работа

    « Знакомство с горными породами и минералами»

    Окружающий мир

    2 класс

    Составитель:

    Куликова Елена Николаевна,

    учитель начальных классов,

    специалист высшей категории,

    учитель — методист

    2016-2017 учебный год

    Куликова Е.Н.

    ГОУ ЛНР «Артёмовская

    специализированная школа №8»

    Тема практической работы: Знакомство с горными породами и минералами.

    Цель практической работы направлена на формирование:

    Предметных результатов: учащиеся научатся различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение, исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы горных пород; выполнять исследование и оформлять вывод;

    учащиеся получат возможность научиться производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

    Метапредметных результатов:

    Регулятивные УУД:

    учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;

    планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью;

    учащиеся получат возможность научиться обьективно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

    Коммуникативные УУД:

    учащиеся научатся взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; работать с различными источниками информации; строить понятные для партнера высказывания, формулировать выводы;

    учащиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.

    Познавательные УУД:

    учащиеся научатся анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изученных объектов; определять причинно-следственные связи.

    учащиеся получат возможность научиться классифицировать объекты по существенным признакам, распределять на группы по выделенным признакам.

    Личностных результатов: у учащихся будет сформирован интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

    Вид практической работы: работа с натуральными объектами природы.

    Основные термины и понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые.

    Оборудование: на каждую парту: образцы полезных ископаемых, кусочки гранита разного цвета, лупа, ёмкость из прозрачного пластика с водой, гвоздь, кусочек древесины, молоток; презентация «Знакомство с горными породами и минералами», атлас-определитель: “От Земли до неба” под редакцией А.А.Плешакова, учебник «Окружающий мир» для 2 класса (автор – Плешаков А. А.), рабочая тетрадь.

     Инструкция по технике безопасности во время практических работ для обучающихся в начальных классах.

    Ход практической работы

    Организационный момент.

    Инструктаж по технике безопасности. (Приложение 1)

    Практическая часть 1 Начальные представления о горных породах.

    Вводная беседа ( слайд 1-3)

    В недрах Земли и на её поверхности хранятся многочисленные природные богатства. Они залегают на разных глубинах: одни находятся неглубоко ( 2-3 км), другие встречаются на глубине 10-15 км, а некоторые достаточно близко к поверхности земли (песок и глина).

    Люди добывают эти природные богатства в огромных объёмах и используют в хозяйстве.

    — Как называются эти природные богатства?

    (их называют полезными ископаемыми).

    «Кладовые земли», «сокровища недр» — так ещё называют полезные ископаемые. (Приложение 2)

    — Возможна ли современная жизнь без добычи и использования полезных ископаемых?

    Все полезные ископаемые очень важны для человека.

    — Где они используются?

    ( в строительстве (песок, глина, гранит), в энергетике (нефть, газ, каменный уголь, торф), в химической промышленности, сырьё (руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.),

    — В каких состояниях существуют полезные ископаемые? На какие три группы (три состояния) делятся? Приведите примеры.

    ( твёрдые – это гранит, известняк, кремень; жидкие – это нефть, подземные минеральные воды; газообразные – это природный газ). (Приложение 3) (слайд 4)

    — Какие богатства содержат недра нашего края? На территории Луганщины насчитывается около 630 месторождений полезных ископаемых: известняк, песчанник, мергель, мел, разные виды глины. (Приложение 4 ) (слайд 5-9)

    Но основное полезное ископаемое – каменный уголь (более 285 месторождений). Большинство из них расположены в Стахановском, Перевальском, Краснодонском, Антрацитовском, Лутугинском районах. (каменный уголь)

    Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. За полезные свойств его ещё называют чёрным золотом или солнечным камнем . Применяется как топливо для электростанций и жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Добывают его в шахтах (если залегает глубоко) и карьерах (если залегает неглубоко).

    -А где добывают каменный уголь в нашем крае? (в шахтах)

    Условное обозначение на картах полезных ископаемых — 765821 1.

    — А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?

    (Известняк, гранит, кремень) (Приложение 5) (слайд 10)

    — У вас на партах образцы полезных ископаемых. Найдите известняк, гранит, кремень. Рассмотрите образцы. Расскажите о них.

    Инструкция по проведению практической работы в парах. (слайд11)

    1.Рассмотрите полезное ископаемое с помощью лупы. (каждая пара рассматривает свой образец полезного ископаемого)

    2.Определи свойства:

    • цвет,

    • запах,

    • плотный или рыхлый (сыпучий),

    • твердый или мягкий (прочность),

    • растворяется в воде или нет (впитывает воду или нет),

    • тяжелее или легче воды ( опустить в ёмкость с водой),

    • состав однородный или неоднородный (рассмотреть через лупу).

    3. С помощью атласа-определителя расскажите о своем образце по плану.

    План описания полезного ископаемого: (слайд 12)

    а)название полезного ископаемого;

    б) его свойства;

    в) как добывается;

    г)добывается ли в нашем крае;

    д) где используется это полезное ископаемое.

    4.Проверка с использованием слайдов.

    Самостоятельная работа учащихся

    Учащиеся в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

    Фронтальное обсуждение выводов

    Один учащийся показывает и называет горную породу, рассказывает о ней, остальные — дополняют сообщение. (Приложение 5) (слад 13)

    Практическая часть 2

    Знакомство с минералами. Знакомство с составом и свойствами гранита.

    Вводная беседа

    Все горные породы неоднородны по своему составу. Они состоят из минералов. (Приложение 6) (слайд 14-16)

    С минералами мы сталкиваемся ежедневно. В каждом доме на кухне найдется обычная поваренная соль. Это минерал. А в пенале у каждого у каждого ученика лежит простой карандаш. Его стержень – графит. Это тоже минерал. В термометре (градуснике) используется необычный минерал- ртуть. При комнатной температуре она жидкая и очень подвижная. При сильном охлаждении (до -39 градусов С) ртуть становится твёрдой. Её пары бесцветны и очень ядовиты. Если ртуть случайно пролили, нужно срочно уводить людей и вызывать спасателей, чтобы обезвредить её.

    Среди минералов есть редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

    Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это природные соединения химических веществ с однородным составом и строением, которые образовались в глубинах и на поверхности Земли на протяжении очень долгого времени. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой.

    В настоящее время известно более 4 тысяч видов минералов. Коллекции минералов выставляют на обозрение в минералогических музеях. Одна из лучших коллекций минералов на Донбассе находится в геолого-минералогическом музее  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск). (Приложение 7) (слайд17)

    Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Драгоценные камни – аристократы среди минералов.

    Но есть в семье горных пород и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

    А горная порода гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

    — Что можно сказать про этот камень?

    Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность

    (обозначается:765821 2). Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. (слайд 18-19)

    Инструкция по проведению практической работы

    Исследование состава и свойств гранита

    1. Состав гранита

    Рассмотрите гранит под лупой. Определите, из чего он состоит? (из зерен, вкрапленных в плотную массу).

    Демонстрация составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата.

    Вывод: гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

    II. Цвет

    Рассмотрите внимательно свой образец гранита.

    Определите его цвет.

    Почему гранит пестрый?

    Вывод: цвет гранита зависит от цвета составных частей образца: кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

    III. Определение тяжести (массы) гранита.

    Что доказывает данный опыт?

    1. Опустить в ёмкость с водой одновременно кусочек гранита и кусочек древесины.

    2. Опишите происходящее (гранит очень быстро опустился на дно, а кусочек древесины держится на поверхности).

    Вывод: гранит тяжелый.

    IV. Определение прочности.

    1.Расцарапайте гвоздем свой образец гранита.

    2.Попробуем разбить молотком (в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

    О чем свидетельствуют результаты?

    Как вы думаете, почему при добыче гранита используют взрывчатку?

    Вывод: гранит очень прочный.

    V. Определение твердости гранита

    Попробуйте разломить свой кусочек гранита. Получилось?

    (гранит очень твердый).

    Подтвердить в это свойство можно с помощью следующего опыта: поцарапаем по стеклу кусочком гранита

    (в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

    На стекле остаются царапины.

    Вывод: гранит очень твёрдый.

    VІ. Обобщение: Назвать изученные свойства гранита.

    Самостоятельная работа учащихся

    Дети в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

    Проверка с использованием слайдов. (Приложение 8) (слайд 20)

    Какие свойства позволяют применять гранит как строительный материал?

    Фронтальное обсуждение выводов

    Оценка результатов выполненной работы.

    -Вернёмся к цели нашей работы (Знакомство с составом и свойствами гранита).

    -Как вы думаете, мы справились с ней?

    — Сформулируем общий вывод: Гранит – горная порода. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата. Цвет зависит от состава образца гранита. Свойства: твердый, непрозрачный, очень плотный, прочный.

    Рефлексия.

    — Была ли информация, используемая на уроке, для вас новой и интересной?

    — Что вас впечатлило больше всего?

    — Какая часть практической работы оказалась сложной? Наиболее интересной?

    — Давайте проверим, насколько хорошо мы поработали.

    — Назовите состав гранита? (слайд 18-19)

    — В чём различие понятий «горные породы» и «минералы»? (слайд 14)

    — Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 21-27)

    — Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи в учебнике.

    — Нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?

    Приложение 1

    Правила техники безопасности для учащихся при проведении лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира

    в начальных классах

    1. Общие требования безопасности

    1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

    2. Опасность возникновения травм:

    · при работе с острыми и режущими инструментами;

    · при работе с лабораторной посудой;

    · при нарушении инструкции по ТБ.

    3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

    2. Требования безопасности перед началом занятий

    1. Приготовить учебные принадлежности.

    2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ по выполнении практической работы.

    3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь, не задевая столы.

    4. При слабом зрении надеть очки.

    5. Не трогать приготовленное для работы оборудование.

    3. Требования безопасности во время занятий

    1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

    2. Пользоваться только исправным оборудованием.

    3. Пробирки должны находиться в специальных держателях.

    4. Не делать резких движений во время работы.

    5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

    6. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.

    7. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.

    8. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю .

    2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

    3. Осколки разбитой посуды самостоятельно не убирайте, сообщите об этом учителю.

    5. Требования безопасности по окончании занятий

    1. После окончания работы произведите уборку своего места.

    2. Не переносите лабораторное оборудование самостоятельно.

    3. Проверьте безопасность рабочего места.

    4. Вымойте лицо и руки с мылом.

    5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

    Учитель начальных классов ___________/__________________/

    С инструкцией ознакомлен(а)

    Приложение 2

    ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

    Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

    Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

    Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

    Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

    Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

    В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, — это и есть известняк.

    Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

    В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

    Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

    Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

    Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

    Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

    До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

    Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

    — Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

    — У кого дома есть такая книга?

    — А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

    — Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

    — И еще отметьте задание: приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

    765821 3

    Приложение 3

    765821 4

    Приложение 4

    Полезные ископаемые нашего края

    765821 5

    765821 6

    765821 7

    765821 8

    Приложение 5

    765821 9

    Кремень

    Очень прочный, твёрдый, непрозрачный; разнообразная необычная окраска.

    765821 10

    Применяется в строительстве (отделочный материал), для украшения интерьеров, в ювелирной отрасли, в медецине.

    765821 11

    765821 12

    Приложение 6 765821 13765821 14

    765821 15

    Приложение 7

    Геолого-минералогический музей  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск).

    765821 16

    Приложение 8

    765821 17

    765821 18

    Литература

    1.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир», 1-4 класс, автор: А. А. Плешаков.

    https://infourok.ru/rabochaya programma po okruzhayuschemu miru 1-4 klassy fgos po a.a.pleshakovu-581231.htm

    2.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2012. -222с.: ил.- (Зелёный дом).

    3.Универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с

    4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с. http://metodist.lbz.ru/nio/files/apk/planiruemye.pdf

    5.Моделирование как метод познания окружающего мира в начальной школе [Текст]/Е.Ю.Сухаревская, Н.А.Пастухова//Практические советы учителю. Ростов н/Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО,2003.-№2

    6.Что такое? Кто такой? – Детская энциклопедия (в 3-х томах) – изд. 3-е, перераб. и дополнен.) — М.: Педагогика, 1990,1993,1994.

    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4864322

    Кварц http://mineral-hobby.ru/cat/80/item/2829/

    Коллекция полезныхископаемых http://www.perm-most.ru/page.php?al=Uvelichilis-obemy-dobychi-poleznyx-iskopaemyx-v-Permskom-krae

    http://www.naturalstone.ru/

    http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak

    http://poliform.com.ru/archives/category/каменный-уголь

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Песок

    19

    Вот так книга!

    Горные породы, минералы и окаменелости. Учимся различать камни и узнавать их в природе

    14 июля 2021
    12 516 просмотров


    Мария Курамина

    Мария Курамина

    Прямо у нас под ногами — сокровища. Пусть они и выглядят как обычные камни, но могут рассказать много всего. Откуда они берутся? Почему одни твёрдые, а другие — мягкие, одни невероятно красивые, а другие — совсем невзрачные? Скоро в МИФе выйдет книга «Что за камень?», в ней вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы о камнях. А в этой статье расскажем о том, как узнать и различить некоторые минералы, горные породы и окаменелости.

    Горные породы

    Наша планета — это каменный шар. Верхняя часть ее внешней оболочки — земной коры — сложена осадочными горными породами. Они образовались из осевших на дно древних морей раковин водных обитателей или из мельчайших обломков гор, унесенных водой, ветром, ледниками. Нижняя часть земной коры — граниты, то есть затвердевшая магма. Метаморфические горные породы образуются в нижней части земной коры или в мантии из осадочных и магматических пород, на которые действуют огромное давление и высокая температура.

    Мрамор

    Мрамор — красивая метаморфическая порода. Этот изысканный камень, образовавшийся на большой глубине из карбонатных пород, бывает самых разных оттенков. Высокие температура и давление в недрах земли заставляют известняк и доломит менять свою структуру. Получившиеся кристаллы образуют всем хорошо известную зернистую породу — мрамор.

    Мрамор состоит из сросшихся зерен кальцита неправильной формы. Именно они заставляют поверхность отполированного камня блестеть. Эта поверхность отнюдь не зеркальная: отраженный свет рассеивается, придавая мрамору мягкое сияние.

    Самый распространенный оттенок мрамора — белый, но кроме него существует более трех тысяч разновидностей, включая зеленый, голубой, черный и даже золотой!
    Рассказ о горных породах и минералах 2 класс
    Источник

    Известняк

    Чаще всего известняк палево-серый, но может быть белоснежным и даже темно-серым. Существует множество разновидностей известняка, но все они состоят из кальцита, поэтому под воздействием соляной кислоты вскипают. Органогенный известняк сложен карбонатными остатками животных и растений. В нем часто встречаются окаменелости.
    Рассказ о горных породах и минералах 2 класс
    Источник

    Песчаник

    Слово «песчаник» навевает мысли о пляже, пустынных дюнах и летнем солнце. Как можно догадаться по названию, эта порода состоит из песка. Песчаник — одна из самых распространенных осадочных пород на земле. Она состоит из кварцевых песчинок, сцементированных глиной, карбонатом или кремнеземом. Песчаник бывает самых разных оттенков: от зеленоватого до шоколадного, но чаще всего он желтый или рыжевато-коричневый.
    Рассказ о горных породах и минералах 2 класс
    Источник

    Минералы

    Любая горная порода сложена минералами или сцементированными обломками других горных пород. Минерал — это однородное по составу и свойствам природное тело, состоящее из кристаллов. Хотя минералы — природные образования, это не живые существа. Они появляются и растут как жидкости, а затем превращаются в твердые тела с особыми свойствами. Каждый минерал состоит из определенных веществ, имеет свой цвет, строение и форму.

    Малахит

    Этот блестящий изумрудно-зеленый минерал в древности был главной медной рудой. Четко выраженные кристаллы малахита встречаются редко, к тому же эти столбики, пластинки и иголки довольно мелкие. Гораздо чаще можно увидеть округлые агрегаты в виде тонких волокон и почек, дающие на полированном срезе причудливые разводы.
    Рассказ о горных породах и минералах 2 класс
    Источник

    Алмаз

    Блеск обработанного алмаза ни с чем не спутаешь! Этот минерал образуется глубоко под землей, когда атомы углерода в кристаллической решетке располагаются так, что между ними устанавливается максимально прочная связь. Алмаз — самый твердый минерал на земле: алмазный бур может просверлить любую горную породу!
    Рассказ о горных породах и минералах 2 класс
    Источник

    Кварц

    Кварц — как и песок — встречается всюду! Он входит в состав большинства магматических горных пород. Особенно много его в породах, богатых кремнием:

    в граните, пегматите и риолите. Благодаря своей твердости кварц успешно противостоит выветриванию. Ветер и вода разрушают большинство минералов, но зерна кварца уносят с собой. Кварцевые песчинки накапливаются в руслах рек и по их берегам, на дне озер и морей.
    Рассказ о горных породах и минералах 2 класс
    Источник

    Окаменелости

    В земной коре скрыты бесчисленные сокровища. Это не только драгоценные камни, вроде алмазов и изумрудов, но и окаменевшие за миллионы лет остатки растений и животных. Некоторые из них были похожи на современные виды, но большинство древних организмов вымерли: их больше не встретишь на земле.

    Типы окаменелостей

    Эуфоссилии — это превратившиеся в камень остатки живого существа, замещенные минералами. Окаменеть могут не только растения и животные, но и следы их жизнедеятельности. Среди них отпечатки лап динозавров (ихнофоссилии) и экскременты (копрофоссилии). Когда организм разлагается полностью, но вмещающие породы сохраняют его форму, образуется слепок. Если на поверхности породы отпечатывается только одна сторона организма, такую окаменелость называют отпечатком. Отпечатки часто остаются от кожи животных и листьев растений.

    Рассказ о горных породах и минералах 2 класс
    Источник

    Как образуются окаменелости

    1. Живое существо погибает, его тело оказывается на поверхности земли или на дне водоема.
    2. Если его быстро покроет толстый слой отложений, тело может окаменеть. Если же оно останется на поверхности, то сгниет, или его съедят падальщики, или уничтожат приливы, дожди, ветра.
    3. Отложения уплотняются, из них отжимается вода. Органическое вещество тела животного замещается минералами.
    4. Благодаря движениям земной коры и разрушению горных пород такое минеральное образование может оказаться на поверхности.
    5. Если кто-то его найдет, оно будет считаться окаменелостью.

    Больше интересного ищите в книге «Что за камень?»

    Подписка на выход книги

    Мы напишем вам, когда книга «Что за камень?» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

    Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Что за камень?» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

    Обложка: unsplash.com

  • Рассказ о городе брянске
  • Рассказ о горе богдо
  • Рассказ о гжельской росписи для детей
  • Рассказ о глухаре 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о глупом мышонке